Одухотворение природы и её участие в судьбах героев. Пришвина анализ "Кладовая солнца" (Школьные сочинения). Сообщение для уроков литературного чтения в начальной школе о М. М. Пришвине и анализ произведения "Кладовая солнца"


Константин Паустовский называл Пришвина "разнотравьем русского языка". Нежность и любовь к природе чувствуется в каждой строчке писателя. В повести "Кладовая солнца" Пришвин описывает природу восточной части Орловщины, простую и немного суровую. На фоне этого яснее выступают все прекрасные качества земли, кажется, что сама природа одухотворена, что она участвует в судьбе главных героев, Насти и Митраши.

С первой же строчки повести мы знакомимся с детьми, жизнь которых целиком и полностью связана с природой, землёй, лесом. Сироты Настя и Митраша ведут незамысловатое хозяйство, справляются со всем сами. Земля и лес кормят их, и дети не упускают возможности пользоваться их дарами, "кладовой солнца". Когда Настя и Митраша отправляются за клюквой, мы вслед за ребятами знакомимся с невероятным миром русского леса и его героями. Мы постепенно забываем, что персонажи Пришвина не люди, а звери, птицы, деревья и травы, река и ветер, так одухотворены они в повести. У каждого есть свой характер и привычки: сороки спорят с воронами, река жестоко расправляется с деревьями, отвоёвывая себе место, ветер поёт и разносит семена.

У камней, птиц и волков даже есть свои имена, и у каждого своя роль в повествовании. Некоторые персонажи добры к людям, некоторые равнодушно взирают на маленьких человечков, шагающих по лесу по свои делам, но некоторые могут погубить, и только дружба, смекалка и взаимопомощь позволяют Насте и Митраше избежать опасностей. Невольно вспоминаются слова самого писателя: «Если даже дикие болота одни были свидетелями твоей победы, то и они процветут необычайной красотой – и весна останется в тебе навсегда». Пришвин показывает русскую природу как мать-кормилицу, сказочника и учителя. Ребята извлекают свои уроки и понимают, что "кладовая солнца", открывается только тем, у кого трудолюбие и смелость идут рука об руку с осторожностью и благоразумием. Во взгляде Михаила Михайловича Пришвина на землю, природу и людей есть что-то удивительное. Он видит мир как-будто бы в первый раз, как в детстве. И от этого лес начинает разговаривать с человеком, если тот способен услышать его. И мне очень радостно, что мы можем вновь и вновь погружаться в этот мир и общаться с его героями.

Обновлено: 2012-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Кладовая солнца» - сказка-быль. Вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие - за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы - как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).

Пришвин - большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор.

Природа - тоже действующее лицо в сказке-были.

Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.

Брат и сестра - вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее. Митраша, чтобы доказать свою правоту, идет узкой тропкой - и чуть не погибает в болоте.

Настя девочка жадноватая: увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. Настя отдает всю собранную ягоду детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа.

Тема:

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ »

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие. Проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие. Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  2. анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  3. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)

III. Работа над содержанием произведения.

  1. Литературный поединок.

Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

(Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.(c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Комментарий учителя:

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод - “Митраша в беде”.

Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

Как животные реагируют на появление детей в лесу?

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Вопросы классу:

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

Вопросы классу:

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

IV. Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

Итак, внимание на экран.

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

3. Решить кроссворд.


Уже сам подзаголовок повести "Кладовая солнца (сказка-быль)" заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. "Сказка-быль" создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев - Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей - не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище "Мужичок в мешочке".

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть "Кладовая солнца" в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже "приземлённые" приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как "их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне".

Пришвин в произведении "Кладовая солнца" показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: "А какие это были умные детишки! ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы". Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он "в доме главный", тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает "такое прекрасное равенство".

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются "за клюквой". Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о "палестинке", о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту "неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква" - и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой...

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В "Кладовой солнца" природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом "настроена" на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, "Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с "тропы человеческой" из-за самонадеянности, то Настю увела с неё... неосознанная жадность - девочка шла и шла себе "за клюквой", да и не заметила, как оказалась там, где "люди не ходят". Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он "отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал..." - для Травки он стал ее хозяином: "С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею..." В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином - он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого - то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые "на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень... И трудно сказать, на кого больше глядели - на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком"...

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в "Кладовой солнца", читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: усобаки Травки И волка Серого помещика своя правда. Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.

В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.

Ход урока

1 . Создание проблемной ситуации.

— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.

Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.

2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».

— Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были
Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
— Расскажите историю жизни Травки.
— В чём же правда Травки? Как она это понимает? Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
— Почему Травке так плохо теперь? Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
— Кто противопоставлен Травке в этой части? Конечно, Волк.
— Почему воет волк? В чём его правда? Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
— Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.

З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».

— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».

«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»

Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.

Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.

Задания для второй группы

1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
2. Проанализируйте поведение Насти.
Для этого ответьте на вопросы:
1) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
3) Вспомните, почему они разошлись.
Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
— Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему? Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
— Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
— Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
— Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше? Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате :
«- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
Травка вытаскивает из болота Митрашу.
— Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
Она почувствовала человеческую беду.
— Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка? Травка
напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
— А для самой Травки важно было всё произошедшее? Травка нашла хозяина.
— Какова дальнейшая судьба волка? Митраша убивает его.
— Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка? Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
— К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей? Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
— Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это? Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.