"Мыслитель": малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена. «мыслитель»: малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры огюста родена

Имя великого французского скульптора Огюста Родена (1840-1917) впервые получило известность в 1877 году, когда он послал на выставку статую «Бронзовый век». Произведение Родена вызвало негодование членов жюри; мастер был обвинен в подлоге - он якобы представил муляж, слепок, а не собственное, творчески созданное произведение. С помощью друзей, наблюдавших его работу, Родену удалось доказать свою правоту.

Особенности творчества О. Родена

Почему же творчество молодого скульптора Родена вызвало такое недоброжелательное отношение? Все дело в том, что образ, созданный им, и сами приемы обработки скульптуры резко отличались от всех привычных, традиционных норм и правил.

Современники Родена, как правило, обращались к аллегорическим и мифологическим образам. Античное представление о гармонии и красоте давно уже утратило для них свою жизненную выразительность, превратившись лишь в определенные каноны.

Скульптура, которую одобряла Академия, не обладала выразительностью и богатством пластики, разнообразием форм. Ей были свойственны черты отвлеченности, сухости и холодности, внутренней неподвижности. Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека.

Полная внутреннего трепета, мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере - с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, - статуя Родена была вызовом всему академическому искусству.

Название «Бронзовый век» достаточно условно (и пришло к статуе позднее); оно говорит не столько об образе (Роден, бесспорно, изобразил современника, а не человека первобытной эпохи), сколько о теме - художник хотел показать пробуждающееся человечество.

Скульптура Родена «Мыслитель»

В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах - от монументальных памятников до портрета, но некоторые темы сопровождали художника всю жизнь. К их числу относится грандиозный замысел «Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте. С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы.

Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена - это «Мыслитель».

Гигант с руками рабочего, как бы вобравший в себя всю сложность и тягость раздумий современного человечества, напоминает образы, созданные великим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело. (Позднее, в своем обращении к молодым ваятелям Роден писал: «Преклонитесь перед Фидием и Микеланджело».)

Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Сейчас эта статуя находится в Музее Родена, а раньше она стояла на площади перед Пантеоном в Париже.

Портрет Виктора Гюго

Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго.

Вглядитесь в лицо французского писателя - и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли. Роден не боится резко углубить складки на лбу и щеках, сдвинуть брови, передать неровную поверхность лица. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. Но не всегда изображенные им люди были в состоянии оценить созданное скульптором, их смущала смелая лепка формы, контрасты светотени, углубления и неровности на лице. Так, одна из самых блестящих работ - портрет Рошфора - очень долго лежала у его владельца на чердаке. Только несколько лет спустя, когда Роден стал широко известным мастером, этот портрет получил заслуженную оценку.

Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство.

Огюст Роден: скульптура «Граждане города Кале»

В 1885 году была создана группа «Граждане города Кале» - величайшее творческое достижение не только Родена, но и всего французского искусства той эпохи. Никто из современников Родена ни в живописи, ни в скульптуре не смог выразить героизм и мужество человека с такой силой.

Тема «Граждан города Кале» навеяна прошлым Франции. В период Столетней войны англичане осадили Кале. Английский король обещал пощадить город, если шесть его самых знатных граждан согласятся добровольно принять смерть. Нашлись шестеро, которые приняли условия короля, но иногда их привели в лагерь англичан, королева Англии умолила сохранить им жизнь.

Так гласит древняя хроника, с которой познакомился Роден. Скульптору была заказана лишь одна статуя, а он создал группу из шести фигур. Одетые в рубище, босые, с веревками на шее, эти люди, преодолевая внутренние сомнения и колебания, движутся к месту казни. У каждого из них свой характер и свое особое состояние в последние минуты жизни. И выражено это не только мимикой лица, но и позой и жестом. Кажется, что тяжелые одежды мешают движению, затрудняют путь, усиливая драматизм и напряженность.

Центральный образ - человек с ключом (ключи - символ свободы города), Жан д’Эр - выражает особенно глубокие и горестные переживания. На фоне резких вертикальных складок выделяются огромные кисти рук, а лицо подчеркнуто завернутым вокруг шеи краем одежды. На лице с глубоко ушедшими провалами глаз и плотно сжатыми губами - одновременно и страдание, и стойкость, и необычайная сила духа. Роден хотел, чтобы его монумент стоял прямо на земле, будто шестеро героев только что вышли из ратуши. Проходящий мимо человек как бы сам соприкасался с шествием, приобщался к героизму себе подобных: ведь герои Родена - простые, обыкновенные люди, а не отвлеченные идеальные персонажи.

Памятник Бальзаку

Спустя десятилетие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент - памятник Бальзаку. Получивший к тому времени известность мастер Роден пережил подлинную трагедию: заказчики отвергли статую, в печати появились оскорбительные отзывы.

Среди выступавших против Родена был и его друг критик Рошфор. Такое отношение к статуе было тем более тяжелым для Родена, что он считал ее итогом всех своих творческих поисков. Замысел Родена был сложен и необычен - создать не просто портрет Бальзака, а выразить в облике всю мощь его творческого гения. Не все удалось скульптору, но его статуя заслуживала глубокого и всестороннего анализа. И хотя у Родена нашлись защитники и приверженцы, горечь пережитого осталась у него на всю жизнь.

Теперь «Бальзак» Родена установлен в Париже на бульваре Распай. Скульптура одновременно служит памятником и великому писателю и великому скульптору Франции.

Роден сумел в своем творчестве передать глубину и значительность человеческих переживаний, сложность чувств. Он писал в своем завещании молодым творцам: «Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом - художником».

Из старого советского журнала

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада»

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.


«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.


Огюст Роден - великий французский скульптор

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.


«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг)

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки.

К:Скульптуры 1880 года

История

По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада » по мотивам «Божественной комедии », изображая Данте , создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело , Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.

Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо (фр. Jean Baud ), мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей .

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне . В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне . При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

Копии

Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне , пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета .

    The Gates of Hell Philadelphia3.JPG

    Над «Вратами ада» сидит «Мыслитель»

Напишите отзыв о статье "Мыслитель (скульптура)"

Литература

  • Albert Edward Elsen, Rosalyn Frankel Jamison, Bernard Barryte. . - Oxford University Press, 2003. - P. 174-179. - 662 p. - ISBN 9780195133813.

Ссылки

  • - Проект, посвящённый судьбе различных копий скульптуры

Отрывок, характеризующий Мыслитель (скульптура)

Я не выносила манеру Караффы говорить о себе «мы», но это была привилегия Пап и королей, и оспаривать её, естественно, никто никогда не пытался. Мне сильно перечила такая преувеличенная подчёркнутость своей значимости и исключительности. Но тех, кто такую привилегию имел, это, конечно же, полностью устраивало, не вызывая у них никаких отрицательных чувств. Не обращая внимания на слова Караффы, кардинал с лёгкостью преклонил колено, целуя «перстень грешников», и, уже поднимаясь, очень пристально посмотрел на меня своими яркими васильковыми глазами. В них отразился неожиданный восторг и явное внимание... что Караффе, естественно, совершенно не понравилось.
– Вы пришли сюда видеть меня, а не разбивать сердца прекрасных дам! – недовольно прокаркал Папа. – Счастливого пути, Мороне!
– Я должен переговорить с вами, перед тем, как начну действовать, Ваше святейшество – со всей возможной учтивостью, ничуть не смутившись, произнёс Мороне. – Ошибка с моей стороны может стоить нам очень дорого. Поэтому прошу выделить мне чуточку вашего драгоценного времени, перед тем, как я покину вас.
Меня удивил оттенок колючей иронии, прозвучавший в словах «вашего драгоценного времени»... Он был почти, что неуловимым, но всё же – он явно был! И я тут же решила получше присмотреться к необычному кардиналу, удивляясь его смелости. Ведь обычно ни один человек не решался шутить и уж, тем более – иронизировать с Караффой. Что в данном случае показывало, что Мороне его ничуточки не боялся... А вот, что являлось причиной такого уверенного поведения – я сразу же решила выяснить, так как не пропускала ни малейшего случая узнать кого-то, кто мог бы когда-нибудь оказать мне хоть какую-то помощь в уничтожении «святейшества»... Но в данном случае мне, к сожалению, не повезло... Взяв кардинала под руку и приказав мне дожидаться в зале, Караффа увёл Мороне в свои покои, не разрешив мне даже простится с ним. А у меня почему-то осталось чувство странного сожаления, как будто я упустила какой-то важный, пусть даже и очень маленький шанс получить чужую поддержку...
Обычно Папа не разрешал мне находиться в его приёмной, когда там были люди. Но иногда, по той или иной причине, он вдруг «повелевал» следовать за ним, и отказать ему в этом, навлекая на себя ещё большие неприятности, было с моей стороны просто неразумно, да и не было на то никакого серьёзного повода. Потому я всегда шла, зная, что, как обычно, Папа будет с каким-то непонятным интересом наблюдать мою реакцию на тех или иных приглашённых. Мне было совершенно безразлично, зачем ему было нужно подобное «развлечение». Но такие «встречи» позволяли мне чуточку развеяться, и уже ради этого стоило не возражать против его странноватых приглашений.
Так и не встретившись никогда более с заинтересовавшим меня кардиналом Мороне, я очень скоро о нём забыла. И вот теперь он сидел на полу прямо передо мной, весь окровавленный, но всё такой же гордый, и опять заставлял точно также восхищаться его умением сохранять своё достоинство, оставаясь самим собой в любых, даже самых неприятных жизненных обстоятельствах.

Мыслитель — скульптура настолько известная, что ее использование в различных рисунках, карикатурах, рекламных роликах и других «цитированиях» не нуждается в комментариях. Возможно, не каждый, кто смотрит на изображение скульптуры, сразу вспомнит автора, но название этого произведения знают все.

Несколько слов об авторе

Имя Огюста Родена известно многим ценителям прекрасного. Его многочисленные работы воспринимались современниками неоднозначно. Однако это не помешало ему создать скульптуры, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.

Творческий путь Родена пришелся на два века — 19 и 20. Он работал подмастерьем, делал скульптуры под чужим именем, его даже призвали на военную службу, но потом комиссовали по состоянию здоровья.

Карьера Родена как независимого скульптора пошла в гору с 60-х годов 19 века. В это время он приобрел собственную мастерскую, где и занимался до конца жизни любимым делом.

Историки искусства считают Родена представителем импрессионизма в скульптуре, хотя ему были присущи черты реализма и романтизма. Однако стиль — это некие рамки, ограничивающие творческий полет художника. Роден с трудом вписывался во все эти рамки, создавая свой неповторимый мир истины, образов, чувств и эмоций, запечатленных в бронзе.

Врата ада как ключевое произведение

В 1880 году во Франции было принято решение о строительстве музея декоративных искусств. Музей должен был начинаться с двери. Грандиозный замысел заключался в том, что входная дверь должна была состоять из скульптурных композиций по произведению Данте «Божественная комедия».

Центр Помпиду

Создание этих дверей для Родена стало делом всей его жизни. Заказ на многообразное и громоздкое сооружение в отведенные ему пять лет он так и не выполнил. Если относиться к такой работе с максимальным творчеством, то она окажется бесконечной.

А «Врата ада» были отлиты из бронзы только в 1925 году, то есть через 45 лет после начала работы над ними. За это время автор грандиозного произведения существенно изменил первоначальный замысел, переосмыслил образы Данте, видоизменил мифологические сюжеты, опираясь на «Страшный суд» Микеланджело и произведения Шарля Бодлера.

Впрочем, если быть точнее, то «Врата ада» — это целиком плод фантазии самого скульптора , над которым теперь не было давления заказчиков.

«Врата ада» могут показаться слишком перенаселенными телами, страданиями и страстями. Оказалось, что врата в ад — это уже ад, в котором от воли человека уже ничего не зависит, остались лишь стоны и муки.

Сам автор призывал не искать в произведении сюжета, смысла и упорядоченности. Он просто выплескивал свой полет фантазии. Однако каждый художник, стремясь вложить в собственное произведение только свое видение темы, создает всегда нечто большее. Произведения гения всегда живут самостоятельной жизнью, независимо от воли создателя. Каждый, кто впитывает в себя дух творения, видит в нем что-то совсем иное, отличное от замысла автора.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Врата ада — это хаос, который, видимо, достигает своего апогея по ту сторону дверей. Этот хаос отображен в беспорядочном нагромождении тел. Противостоят ему только несколько фигур, расположенных обособленно от основного скопления обнаженных тел.Такой фигурой является Мыслитель, ставший не только ключевой, но и самой знаменитой и узнаваемой скульптурой Родена.

Мыслитель — тайна в бронзе

Для Огюста Родена Мыслитель перестал быть олицетворением самого Данте, как это задумывалось раньше, и стал символом работы интеллекта. Всего при жизни скульптора и в более поздние времена было сделано около 20 бронзовых и гипсовых копий Мыслителя в разных городах мира. Например, бронзовая копия скульптуры установлена как памятник великому скульптору на его могиле в пригороде Парижа. Бронзовый Мыслитель установлен у входа в музей Родена в Филадельфии, а также у здания Колумбийского университета.

Лувр: картины

Популярность этой скульптуры объясняется необычным сочетанием напряженного хорошо слаженного тела с погружением в глубокую задумчивость. Сразу чувствуется, что человек думает не просто напряженно, а о чем-то тревожном и очень важном. Его обуревают гамлетовские сомнения. Это не столько поиск истины, сколько поиск выхода из сложной ситуации. Неважно, какого масштаба его мысли — глобального или личного, сомнения и поиск выхода напрягают не только мозг, но и все тело.

У Родена мыслитель (фото) словно застыл в порыве решения очень важной проблемы. Особенно характерно необычное сочетание всего напряженного тела с расслабленно, даже безвольно опущенной на колено правой рукой. В таком положении заключены два значения: отчаянье от неразрешимости проблемы или облегчение от наконец-то найденного решения или открывшейся истины.

В статичном положении тела очень много динамики. Мыслитель глубоко погружен в интеллектуальные поиски, но его напряженное мускулистое тело в любой момент готово к решительному броску. Сидящий мужчина мыслитель не по складу характера или профессии. Он решает проблему, и это его позиция. Видимо, еще и по этой причине в скульптуре так много динамики.

Роден создавал свои скульптуры, тщательно изучая натуру. При этом его работа с натурщиком ограничивалась лишь общими пожеланиями. Он описывал, что именно нужно изобразить, а тот уже принимал ту позу, которая была бы для него естественной. Так же была создана и статуя Мыслитель. Позировал Родену знаменитый боксер Жан Бо , обладавшим, конечно, красивым мускулистым телом. Натурщик принял позу, при которой он мог пребывать в состоянии глубокой задумчивости. Так и получилось сочетание напряжения мысли с напряжением тела.

Билеты в Лувр

В этой скульптуре форма и содержание слились в одно целое. Человек, смотрящий на Мыслителя, видит погружение внутрь себя, сочетание напряжения души, тела и мысли. У зрителя совсем не возникает мысль о натурщике, он видит только полет творческой мысли художника.

О СКУЛЬПТУРЕ О.РОДЕНА " МЫСЛИТЕЛЬ"
Данная статья -обзор носит научный характер, и написана, опираясь на данные, взятые из интернета:Википедия,Биография скульптора Огюста Родена,Д.Алигьери, " Божественная комедия",М.изд. Эксмо, 2011год,экскурсии в музее О.Родена в Париже.

" Мыслитель"(фр.Le Penseur) - одна из самых известных работ французского скульптора Огюста Родена.Оригинал экспонируется в музее О.Родена. который находится в бывшем особняке маршала Бирона, 7 квартала Парижа, на улице Варенн, недалеко от Собора Инвалидов.
Интересным является тот факт, что скульптор изобразил человека, как бы задумавшегося над решением сложной задачи, человека, задающего себе внутренний вопрос.По словам того же О.Родена - " Кто я?,Откуда пришел?,Куда я иду? и Какова моя цель? ".Автор придал скульптуре портретное сходство с автором " Божественной комедии", средневековым поэтом - Данте Алигьери (1265 - 1321), идентифицировав этим два понятия: поэт и мыслитель.
Почти семь веков прошло с того дня, когда прах Данте был заключен в мраморный саркофаг, установленный в Равенне,в церкви Сан- Пьер - Маджоре, но образ великого поэта и его творчество, его " Комедия", уже ближайшим поколением прозванная "божественной",остаются высочайшими духовными ориентирами человечества.
Каждая новая эпоха культуры,привносившая с собой иное мировоззрение, иное знание,иные ценности, неизменно обращалась к творчеству Данте как к абсолютному образцу и непогрешимой мере своей духовной состоятельности.

В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Приступая к этой большой работе, он, естественно, обратился к аналогичным образцам в искусстве прошлого и прежде всего к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии.Баптистерий (крещальня)Сан- Джованни,во Флоренции известен тем, что 26 марта 1266 года в Страстную субботу,в нем прошла пышная и торжественная церемония крещения, которая проводилась в Италии, во Флоренции по тем обычаям,только один раз в год. В том числе, получил крещение в этот день- через год после рождения-, и будущий известный поэт средневековья Данте Алигьери.
Впоследствии, вход в баптистерий был украшен тремя дверями с бронзовыми рельефами, великолепно исполнеными Андреа Пизано(1336г.),и более известным скульптором эпохи Возрождения Лоренцо Гиберти (1424 и 1452г.)
И как бы отталкиваясь от замысла, предложенного родоначальником современного барельефного искусства в европейской скульптуре Лоренцо Гиберти (1378–1455), Роден выдвигает свой собственный грандиозный замысел. Он решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте. Впоследствии замысел неоднократно менялся, появился и ряд образов, не связанных с произведением Данте.

Творение Родена, полное напряженной внутренней борьбы и трагизма, взволнованное и страстное по содержанию, решенное в динамической, экспрессивной форме, резко отличается от четкого, уравновешенного и спокойного декоративного произведения Гиберти. Роден, уделявший большое внимание использованию классического наследия, всегда требовал творческого подхода даже к самым высоким образцам. Он предостерегал молодых художников от механического подражания классикам: «Уважая традицию, умейте различать то, что она заключает в себе вечно плодотворного: любовь к природе и искренность. Это – две сильные страсти гениальных мастеров... Сама традиция предлагает вам беспрестанно вопрошать действительность и запрещает слепо подчиняться какому-либо мастеру».

Гигантская работа над «Вратами ада» продолжалась до конца жизни Родена, а в бронзе «Врата» были отлиты уже после его смерти.Врата завершала фигура Мыслителя - которая была меньших размеров, чем экспонируемая сегодня скульптура - в саду музея О. Родена. Многие фигуры и скульптурные группы, предназначенные для включения в композицию дверей, получили самостоятельное существование («Мыслитель». 1880; «Три тени». 1880; «Адам». 1882; «Ева». 1882; «Уголино». 1882; «Старуха», «Вечная весна», «Поцелуй». 1886 и др.). Поистине колоссален диапазон мыслей и чувств, выраженных в роденовских образах. Многие из них как бы концентрируют и обобщают явления, имеющие общечеловеческий смысл. Трудно представить себе более полное воплощение пытливой и мучительной человеческой мысли, чем то, которое заключает роденовский образ «Мыслителя». И, пожалуй, нигде еще в такой страстной и одновременно целомудренной форме не прославлялась в скульптуре любовь, как в знаменитом «Поцелуе».