Гоголь биография личная. Никола́й Васи́льевич Го́голь (фамилия при рождении Яно́вский)

ГОГОЛЬ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - русский писатель, публицист.

Ро-дил-ся в се-мье по-ме-щи-ка сред-не-го дос-тат-ка. Дет-ские го-ды про-вёл в ро-ди-тель-ском име-нии Ва-силь-ев-ка (другое знавание - Янов-щи-на, про-ис-хо-дя-щее от фа-ми-лии вла-дель-ца - Го-голь-Янов-ский). Ху-дожественная ода-рён-ность бы-ла на-след-ст-вен-ной в се-мей-ст-ве Го-голя: сре-ди его пред-ков по ма-те-рин-ской ли-нии - Ва-си-лий Тан-ский (1-я половина XVIII века), ав-тор по-пу-ляр-ных в своё вре-мя ин-тер-лю-дий на украинском язы-ке; отец Го-голя, Ва-си-лий Афа-нась-е-вич Го-голь-Янов-ский (1777-1825 годы), со-чи-нял сти-хи и ко-ме-дии на русском и украинском язы-ках. Не-да-ле-ко от Ва-силь-ев-ки, на реке Псёл, на-хо-ди-лось ро-до-вое име-ние В.В. Кап-ни-ста, ко-то-рый, по сви-де-тель-ст-ву ма-те-ри Го-голя, одоб-рил его пер-вые сти-хотворные опы-ты.

В 1818-1819 годах Го-голь обу-чал-ся в Пол-тав-ском по-ве-то-вом (уезд-ном) училище; в 1820 - начале 1821 годов за-ни-мал-ся с учи-те-лем латинского язы-ка Г.М. Со-ро-чин-ским, в 1821-1828 годах учил-ся в Гим-на-зии выс-ших на-ук в Не-жи-не. В эти го-ды про-явил-ся раз-но-сто-рон-ний ху-дожественный та-лант Го-голя: он ри-со-вал (пей-за-жи , ри-сун-ки; позд-нее вы-пол-нял за-ри-сов-ки го-ро-дов, эс-ки-зы об-ло-жек и др.), вы-сту-пал в спек-так-лях, при-чём с осо-бен-ным ус-пе-хом в ко-мических ро-лях (например, Про-ста-ко-вой в «Не-до-рос-ле» Д.И. Фон-ви-зи-на), пи-сал раз-но-об-раз-ные ху-дожественные про-из-ве-де-ния, по его сло-вам, «пре-иму-щест-вен-но в ли-ри-че-ском и сурь-ёз-ном ро-де»: сти-хо-тво-ре-ние «Не-по-го-да»; не-со-хра-нив-шие-ся по-эма «Рос-сия под игом та-тар», са-ти-ра «Не-что о Не-жи-не, или Ду-ра-кам за-кон не пи-сан», а так-же по-весть «Бра-тья Твер-ди-сла-ви-чи» (или «Бра-тья Твер-до-сла-ви-чи»), со-жжён-ная Го-голем по-сле бес-по-щад-ной кри-ти-ки со сто-ро-ны то-ва-ри-щей (пер-вый из-вест-ный слу-чай со-жже-ния Го-голем сво-их про-из-ве-де-ний). Своё бу-ду-щее Го-голь, од-на-ко, свя-зы-вал пре-ж-де все-го с государственной служ-бой, меч-тая о юри-дической карь-е-ре: «Я ви-дел, что здесь ра-бо-ты бу-дет бо-лее все-го... Не-пра-во-су-дие, ве-ли-чай-шее в све-те не-сча-стье, бо-лее все-го раз-ры-ва-ло моё серд-це» (из пись-ма к двою-род-но-му дя-де П.П. Ко-ся-ров-ско-му от 03.10.1827 года).

На при-ня-тие та-ко-го ре-ше-ния по-влия-ли, в ча-ст-но-сти, лек-ции профессора Н.Г. Бе-ло-усо-ва, чи-тав-ше-го в гим-на-зии курс ес-те-ст-вен-но-го пра-ва (в свя-зи с воз-ник-шим в гим-на-зии в 1827 году де-ле о его воль-но-дум-ст-ве Го-голь глу-бо-ко со-чув-ст-во-вал опаль-но-му про-фес-со-ру и во вре-мя рас-сле-до-ва-ния дал по-ка-за-ния в его поль-зу). В 1828 году Го-голь пе-ре-ехал в Санкт-Пе-тер-бург, где без-ус-пеш-но пы-тал-ся уст-ро-ить-ся на служ-бу. В начале 1829 года поя-ви-лось стихотворение «Ита-лия», по всей ви-ди-мо-сти при-над-ле-жав-шее Го-голю («Сын оте-че-ст-ва и Се-вер-ный ар-хив», № 12), а вес-ной то-го же го-да под псевдонимом В.Алов отдельным из-да-ни-ем вы-шла «идил-лия в кар-ти-нах» «Ганц Кю-хель-гар-тен». Не-смот-ря на под-ра-жа-тель-ный ха-рак-тер, здесь бы-ли на-ме-че-ны многие мо-ти-вы зре-ло-го твор-че-ст-ва Го-голя, в ча-ст-но-сти ост-рая кол-ли-зия меч-ты и су-ще-ст-вен-но-сти, пред-ве-щав-шая по-эти-ку «пе-тер-бург-ских по-вес-тей». По-эма вы-зва-ла рез-кий кри-тический от-клик Н.А. По-ле-во-го, Го-голь сжёг не-рас-про-дан-ные эк-зем-п-ля-ры кни-ги, от-пра-вил-ся за гра-ни-цу, в Северную Гер-ма-нию (Лю-бек, Тра-ве-мюн-де, Гам-бург), к кон-цу сентября 1829 года воз-вра-тил-ся в Санкт-Пе-тер-бург.

В конце 1829 года Го-голь по-сту-пил в Департамент государственного хо-зяй-ст-ва и пуб-лич-ных зда-ний Министерства внутренних дел; в апреле 1830 года - в Департамент уде-лов (вна-ча-ле пис-цом, по-том по-мощ-ни-ком сто-ло-на-чаль-ни-ка). Од-но-вре-мен-но ак-ти-ви-зи-ро-ва-лась его литературная дея-тель-ность: вслед за пер-вой по-ве-стью «Би-сав-рюк, или Ве-чер на-ка-ну-не Ива-на Ку-па-ла» («Оте-че-ст-вен-ные за-пис-ки», 1830, фев-раль-март; без под-пи-си; во-шло в из-ме-нён-ном ви-де в «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки») бы-ло опуб-ли-ко-ва-но эс-се «Жен-щи-на» («Ли-те-ра-тур-ная га-зе-та», 1831, № 4) - пер-вое про-из-ве-де-ние за под-пи-сью «Н. Го-голь». В 1830 году Го-голь по-зна-ко-мил-ся с В.А. Жу-ков-ским , П.А. Плет-нё-вым и, воз-мож-но, А.А. Дель-ви-гом, а в мае 1831 года (оче-вид-но, 20-го) на ве-че-ре у Плет-нё-ва он был пред-став-лен А.С. Пуш-ки-ну.

Пер-вый цикл по-вес-тей «Ве-че-ра на ху-то-ре близ Ди-кань-ки» (части 1-2, 1831-1832 годы), при-нёс-ший Го-голю ши-ро-кое при-зна-ние, от-ве-чал раз-вив-ше-му-ся в русском об-ще-ст-ве ин-тере-су к Ук-раи-не («здесь так за-ни-ма-ет всех всё ма-ло-рос-сий-ское…» - из пись-ма Го-голя к ма-те-ри от 30.04.1829 года). Ук-раи-но-филь-ст-во Го-голя оз-на-ча-ло об-ра-ще-ние к ко-рен-ным, национальным пер-во-ос-но-вам сла-вян-ско-го ми-ра (Н.И. На-де-ж-дин на-зы-вал Ма-ло-рос-сию «сла-вян-ской Ав-зо-ни-ей», т. е. сла-вян-ским Древ-ним Ри-мом) и бы-ло ана-ло-гич-но ув-ле-че-нию Сред-не-ве-ковь-ем и древ-но-стью у западноевропейских ро-ман-ти-ков. Но мир этот, как по-ка-зал Го-голь, во-все не был един и идил-ли-чен: в ря-де по-вес-тей цик-ла («Страш-ная месть» и др.) раз-ви-ва-лась ро-ман-тическая те-ма от-чу-ж-де-ния цен-траль-но-го пер-со-на-жа; в дру-гих (например, в «Май-ской но-чи…») лю-бов-ная ин-три-га ос-лож-ня-лась со-про-тив-ле-ни-ем со-пер-ни-ков или не-доб-ро-же-ла-те-лей, и поч-ти во всех слу-ча-ях в люд-ские де-ла, в раз-ви-тие кол-ли-зии вме-ши-ва-лись тём-ные ир-ре-аль-ные си-лы. По-сле по-яв-ле-ния «Ве-че-ров…» Го-голь стал литературной зна-ме-ни-то-стью: ле-том и осе-нью 1832 года его с во-оду-шев-ле-ни-ем встре-ти-ли в Мо-ск-ве С.Т. Ак-са-ков и К.С. Ак-са-ков, М.С. Щеп-кин, И.В. Ки-ре-ев-ский, С.П. Ше-вы-рёв, М.П. По-го-дин. В 1835 году Го-голь сно-ва по-се-тил Мо-ск-ву, где в мае со-стоя-лась, по-ви-ди-мо-му, его пер-вая встре-ча с В.Г. Бе-лин-ским.

По-сле-до-вав-шие за пер-вой про-за-ической кни-гой Го-голя цик-лы «Мир-го-род» и «Ара-бе-ски» рас-ши-ри-ли диа-па-зон его твор-че-ст-ва в на-прав-ле-нии, ко-то-рое бы-ло пред-ука-за-но вхо-див-шей в «Ве-че-ра...» по-ве-стью «Иван Фё-до-ро-вич Шпонь-ка и его тё-туш-ка». В сборнике «Мир-го-род» (части 1-2, 1835) в по-ле зре-ния Го-голя - мел-кие за-бо-ты и не-при-ят-но-сти, «по-шлость по-шло-го че-ло-ве-ка» (фор-му-ла, по ут-вер-жде-нию Го-голя, при-над-ле-жа-щая Пуш-ки-ну), ка-верз-ни-че-ст-во и су-тяж-ни-че-ст-во («По-весть о том, как по-ссо-рил-ся Иван Ива-но-вич с Ива-ном Ни-ки-фо-ро-ви-чем»), раз-ру-ше-ние идил-лического со-стоя-ния ми-ра («Ста-ро-свет-ские по-ме-щи-ки») и ес-те-ст-вен-ных че-ло-ве-че-ских свя-зей, про-ис-хо-дя-щее под влия-ни-ем дья-воль-ских сил (осо-бен-но от-чёт-ли-во - в «Вии»).

По-вес-ти из сборника «Ара-бе-ски» (части 1-2, 1835) «Нев-ский про-спект», «Порт-рет» и «За-пис-ки су-ма-сшед-ше-го» до-ба-ви-ли к этой про-бле-ма-ти-ке пе-тер-бург-ские, сто-лич-ные те-мы: по-шлость и по-все-днев-ность со-еди-ни-лись с на-пря-жён-ным па-фо-сом, гро-те-ск-ным из-ло-мом сю-жет-ных и по-ве-ст-во-ва-тель-ных пла-нов, с тре-вож-ным, ка-та-ст-ро-фическим на-строе-ни-ем боль-шо-го го-ро-да. Это на-прав-ле-ние бы-ло впо-след-ст-вии про-дол-же-но дру-ги-ми «пе-тер-бург-ски-ми по-вес-тя-ми» (так они бы-ли на-зва-ны в кри-ти-ке уже по-сле смер-ти пи-са-те-ля): «Нос» (опубликован в 1836 году в пуш-кин-ском журнале «Со-вре-мен-ник»; здесь же в том же го-ду поя-ви-лись по-весть «Ко-ля-ска», статья «О дви-же-нии жур-наль-ной ли-те-ра-ту-ры в 1834 и 1835 го-ду» и др.) и «Ши-нель» (1842).

В от-ли-чие от других цик-лов, «Ара-бе-ски», на-ря-ду с ху-дожественными тек-ста-ми, вклю-ча-ли в се-бя кри-тические и ис-то-рические. ра-бо-ты, в т. ч. статью «Не-сколь-ко слов о Пуш-ки-не», со-дер-жав-шую глу-бо-кую и все-сто-рон-нюю оцен-ку твор-че-ст-ва по-эта. Ху-дожественная кри-ти-ка и эс-сеи-сти-ка Го-голя сто-ят у ис-то-ков отечественного ис-кус-ст-во-зна-ния (опубликованы в «Ара-бе-сках» ста-тьи «Об ар-хи-тек-ту-ре ны-неш-не-го вре-ме-ни», «Скульп-ту-ра, жи-во-пись и му-зы-ка», «По-след-ний день Пом-пеи»).

Ис-то-рические ра-бо-ты Го-голя в зна-чительной сте-пе-ни бы-ли свя-за-ны с его профессиональными ин-те-ре-са-ми: в 1834-1835 годах он был адъ-юнкт-про-фес-со-ром в Санкт-Пе-тербургском университете; хло-по-тал так-же (без-ус-пеш-но) о по-лу-че-нии ка-фед-ры ис-то-рии в Ки-ев-ском университете. За-ня-тия ис-то-ри-ей шли па-рал-лель-но с раз-ви-ти-ем ху-дожественно-ис-то-рических за-мы-слов, из ко-то-рых наи-бо-лее зна-чи-тель-ны не-за-конченная дра-ма «Альф-ред» (1835) на сю-жет западноев-ропейского Сред-не-ве-ко-вья , а так-же по-весть «Та-рас Буль-ба» (1-я редакция опубликована в сборнике «Мир-го-род», 2-я - в «Со-чи-не-ни-ях», 1842) из украинской ис-то-рии (с ис-то-ри-ей Ук-раи-ны свя-за-на и со-хра-нив-шая-ся во фраг-мен-тах тра-ге-дия «За вы-бри-тый ус», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1839-1841 годах).

Все эти за-мыс-лы свя-за-ны с пе-рио-да-ми, вы-зы-вав-ши-ми к се-бе наи-боль-ший ин-те-рес Го-голя-ис-то-ри-ка; при этом его, оче-вид-но, при-вле-ка-ло та-кое со-стоя-ние на-ции, ко-гда она, не-смот-ря на внутренние кон-флик-ты, спо-соб-на вдох-но-вить-ся од-ной иде-ей, пред-стать как един-ст-во. Это-го ка-че-ст-ва ли-ше-на, по Го-голю, раз-дроб-лен-ная современная жизнь, раз-ди-рае-мая на час-ти эгои-стическими, свое-ко-ры-ст-ны-ми ин-те-ре-са-ми. Ис-то-ризм Го-голя под-вёл его к «Ре-ви-зо-ру» - ко-ме-дии с ис-клю-чи-тель-но глу-бо-ким, по-ис-ти-не фи-лософским со-дер-жа-ни-ем (поставлена впер-вые 19.04.1836 года в санкт-пе-тербургском Алек-сан-д-рин-ском те-ат-ре; в том же го-ду вы-шла отдельным из-да-ни-ем).

На под-ска-зан-ный А.С. Пуш-ки-ным сю-жет, объ-еди-нив-ший веч-ную си-туа-цию qui pro quo c ло-каль-ным мо-ти-вом чи-нов-ничь-ей ин-спек-ции (ре-ви-зии), Го-голь на-пи-сал пье-су, тя-го-тею-щую к пре-дель-но-му обоб-ще-нию: пе-ред на-ми «сбор-ный го-род» (вы-ра-же-ние из пье-сы «Те-ат-раль-ный разъ-езд по-сле пред-став-ле-ния но-вой ко-ме-дии», 1842, где из-ло-же-ны тео-ре-тические взгля-ды Го-голя как ко-ми-че-ско-го пи-са-те-ля), в ко-то-ром пред-став-ле-ны различные сто-ро-ны со-ци-аль-ной жиз-ни и раз-но-об-раз-ные свой-ст-ва че-ло-ве-че-ской на-ту-ры. При этом ир-ра-цио-наль-ное на-ча-ло ис-то-рии (по фор-му-ле Го-голя, «силь-ные кри-зи-сы, чув-ст-вуе-мые це-лою мас-сою») вы-ра-же-но в пье-се с по-мо-щью но-ва-тор-ских ху-дожественных приё-мов, на-чи-ная с «ми-раж-ной ин-три-ги» и кон-чая за-клю-чи-тель-ной «не-мой сце-ной». Под-спуд-но-гро-те-ск-ные мо-ти-вы раз-ви-ва-ли и другие пье-сы Го-голя.

Так, в «Же-нить-бе» (опубликована и поставлена в 1842 году) про-ис-хо-ди-ла тон-кая пе-ре-ак-цен-ти-ров-ка тра-ди-ци-он-ной ко-ме-дий-ной па-ры - сла-бо-воль-но-го же-ни-ха и пред-при-им-чи-во-го по-мощ-ни-ка (дру-га, слу-ги и др.): ес-ли пер-вый (Под-ко-ле-син) не-ре-ши-те-лен при кров-ной за-ин-те-ре-со-ван-но-сти в же-нить-бе, то вто-рой (Коч-ка-рёв) на-по-рист при от-сут-ст-вии ре-аль-но-го ин-те-ре-са к пред-стоя-ще-му со-бы-тию. В «Иг-ро-ках» (опубликована в 1842 году, поставлена в 1843 году) уг-луб-ля-лась си-туа-ция «об-ма-ну-то-го мо-шен-ни-ка»: ни-кто не впра-ве счи-тать се-бя окон-ча-тель-ным «по-бе-ди-те-лем» - все-гда «под бо-ком оты-щет-ся плут, ко-то-рый те-бя пе-ре-плу-ту-ет» (сло-ва кар-точ-но-го шу-ле-ра Иха-ре-ва в за-клю-че-нии пье-сы). Чрез-вы-чай-ным ла-ко-низ-мом и вы-ра-зи-тель-но-стью от-ли-ча-ют-ся и «ма-лень-кие ко-ме-дии» Го-голя - «Тяж-ба», «Ла-кей-ская», «От-ры-вок» (все опубликованы в 1842 году), а так-же «Ут-ро де-ло-во-го че-ло-ве-ка» (опубликована в 1836 году); все они пред-став-ля-ют со-бой об-ра-бот-ку и раз-ви-тие отдкльных сцен не-за-вер-шён-ной ко-ме-дии «Вла-ди-мир 3-й сте-пе-ни», над ко-то-рой Го-голь ра-бо-тал в 1832-1834 годах.

В ию-не 1836 года Го-голь уе-хал за гра-ни-цу, жил в Ба-ден-Ба-де-не, Же-не-ве, Ве-ве (Швей-ца-рия), в Па-ри-же, где по-зна-ко-мил-ся с А. Миц-ке-ви-чем ; здесь же он по-лу-чил по-тряс-шее его из-вес-тие о смер-ти А.С. Пуш-ки-на. В мар-те 1837 года Го-голь впер-вые по-се-тил Рим, где по-зна-ко-мил-ся с ра-бо-тав-ши-ми там русскими ху-дож-ни-ка-ми (в т. ч. с А.А. Ива-но-вым, ко-то-ро-му по-свя-тил статью «Ис-то-риче-ский жи-во-пи-сец Ива-нов», опубликована в 1847 году). В Ри-ме бы-ла на-пи-са-на большая часть «Мёрт-вых душ», ра-бо-та над ко-то-ры-ми бы-ла на-ча-та ещё в 1835 году. Од-но-вре-мен-но Го-голь соз-да-ёт и ряд других про-из-ве-де-ний, в т. ч. по-весть «Рим» (не окон-че-на, опубликована в 1842 году).

По-доб-но «Ре-ви-зо-ру», «Мёрт-вые ду-ши» (сю-жет ко-то-рых был так-же под-ска-зан Пуш-ки-ным) долж-ны бы-ли за-пе-чат-леть всю русскую жизнь, но уже не с «од-но-го бо-ку», а в её це-ло-ст-но-сти, где «бы-ло бы не од-но то, над чем сле-ду-ет сме-ять-ся». От-сю-да от-каз от на-ме-чав-ше-го-ся вна-ча-ле обо-зна-че-ния «ро-ман» в поль-зу «по-эмы», что долж-но бы-ло, с од-ной сто-ро-ны, по при-ме-ру Пуш-ки-на за-фик-си-ро-вать жан-ро-вую уни-каль-ность про-из-ве-де-ния («Ев-ге-ний Оне-гин» - ро-ман, но не в про-зе; «Мёрт-вые ду-ши» - по-эма, но не в сти-хах), а с дру-гой - от-де-лить ро-ж-дав-шее-ся тво-ре-ние от боль-шо-го мас-си-ва современной русской и западноевропейской про-зы (ро-ма-нов ис-то-ри-че-ских, нра-во-опи-са-тель-ных, са-ти-ри-че-ских и др.) и при-бли-зить к тра-ди-ци-ям бо-лее древ-ним, вплоть до го-ме-ров-ских по-эм, ко-то-рые Го-голь при-сталь-но изу-чал. По-сколь-ку за-мы-сел но-во-го про-из-ве-де-ния стро-ил-ся трёх-ча-ст-но - пред-по-ла-гал-ся пе-ре-ход от низ-ших сфер жиз-ни к бо-лее вы-со-ким и зна-чи-тель-ным, а са-мо пе-ре-вос-пи-та-ние цен-траль-но-го пер-со-на-жа (Чи-чи-ко-ва) пе-ре-рас-та-ло в «ис-то-рию ду-ши» с её глав-ны-ми (тре-мя) ста-дия-ми, то для Го-голя об-ре-та-ла осо-бый смысл и тра-ди-ция Дан-те (к «Бо-же-ст-вен-ной ко-ме-дии» Го-голь про-яв-лял боль-шой ин-те-рес в по-ру ра-бо-ты над по-эмой). Дра-ма-тизм и му-чи-тель-ность ра-бо-ты над 2-м и 3-м то-ма-ми «Мёрт-вых душ» обу-слов-ли-ва-лись на-пря-жён-ны-ми уси-лия-ми пред-ста-вить про-цесс воз-ро-ж-де-ния «мёрт-вой ду-ши» не дек-ла-ра-тив-но, но кон-крет-но и убе-ди-тель-но, в ма-те-риа-ле и фор-мах ре-аль-ной русской жиз-ни.

В 1839-1840 годах Го-голь при-ез-жал в Рос-сию (Мо-ск-ва, Санкт-Пе-тер-бург), чи-тал друзь-ям гла-вы «Мёрт-вых душ»; в конце 1841 - 1-й половине 1842 годов Го-голь вновь на ро-ди-не, за-ня-тый пе-ча-та-ни-ем 1-го то-ма (вы-шел в мае 1842 года); в 1842 - начале 1843 годов опубликованы «Со-чи-не-ния» Го-голя в 4 томах. С ию-ня 1842 года Го-голь жил за гра-ни-цей (во Фран-ции, Гер-ма-нии, но пре-имущественно в Ита-лии: Ри-ме, Не-апо-ле и др.), про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы (на-ча-тым, по-ви-ди-мо-му, ещё в 1840 году). В 1-й половине 1845 года са-мо-чув-ст-вие Го-голя рез-ко ухуд-ши-лось; его си-лы бы-ли по-дор-ва-ны на-пря-жён-ным и, как ему ка-за-лось, не-эф-фек-тив-ным тру-дом. Ле-том 1845 года Го-голь сжёг ру-ко-пись 2-го то-ма, что-бы на-чать ра-бо-ту сна-ча-ла.

В январе 1847 года, на-хо-дясь в Не-апо-ле, тя-же-ло пе-ре-жил из-вес-тие о смер-ти Н.М. Язы-ко-ва, од-но-го из са-мых близ-ких его дру-зей. В том же го-ду вы-шли «Вы-бран-ные мес-та из пе-ре-пис-ки с друзь-я-ми» - про-из-ве-де-ние, ко-то-рое Го-голь счи-тал чуть ли не пер-вой сво-ей «дель-ной кни-гой», по-сколь-ку она в пря-мой, пуб-ли-ци-стической фор-ме из-ла-га-ла его главные идеи. Го-голь ис-хо-дил из по-ло-же-ния, что ни-ка-кой об-щественный про-гресс не бу-дет проч-ным без вос-пи-та-ния и пе-ре-вос-пи-та-ния ка-ж-до-го в ду-хе хри-сти-ан-ской эти-ки (эта же мысль ак-цен-ти-ро-ва-на в со-зда-вав-шей-ся па-рал-лель-но пье-се «Раз-вяз-ка Ре-ви-зо-ра», опубликована посмертно в 1856 году). Од-на-ко в ус-ло-ви-ях на-зре-вав-ших в стра-не со-ци-аль-ных пре-об-ра-зо-ва-ний (пре-ж-де все-го кре-сть-ян-ской ре-фор-мы) по-пыт-ка Го-голя ог-ра-ни-чить-ся лишь про-бле-мой че-ст-но-го ис-пол-не-ния ка-ж-дым че-ло-ве-ком сво-ей «долж-но-сти» вы-гля-де-ла не-дос-та-точ-ной: вы-ход «Вы-бран-ных мест…» на-влёк на Го-голя на-стоя-щую бу-рю кри-ти-ки, в т. ч. и со сто-ро-ны его дру-зей (С.Т. и К.С. Ак-са-ко-вых, С.П. Ше-вы-рё-ва и др.); лишь не-мно-гие от-ме-ти-ли по-зи-тив-ные сто-ро-ны кни-ги (пре-ж-де все-го А.А. Гри-горь-ев в статье «Го-голь и его по-след-няя кни-га» - «Мо-с-ков-ский го-род-ской лис-ток», 1847, № 5, 6).

С по-зи-ций за-пад-ни-че-ст-ва кни-гу рез-ко кри-ти-ко-вал В.Г. Бе-лин-ский - в ре-цен-зии («Со-вре-мен-ник», 1847, № 2) и осо-бен-но в пись-ме к Го-голю от 15.07.1847 года. В от-вет-ном пись-ме от 10.08.1847 года Го-голь час-тич-но при-знал не-уда-чу кни-ги, од-на-ко уп-ре-кал кри-ти-ка в од-но-сто-рон-но-сти и иг-но-ри-ро-ва-нии ре-ли-ги-оз-но-мо-раль-ной про-бле-ма-ти-ки. Пе-ре-жи-ва-ния и объ-яс-не-ния в свя-зи с «Вы-бран-ны-ми мес-та-ми..» вы-зва-ли к жиз-ни но-вое про-из-ве-де-ние Го-голя - «Ав-тор-скую ис-по-ведь» (опубликована посмертно в 1855 году; название при-над-ле-жит ре-дак-то-ру).

В ап-ре-ле 1848 года по-сле пу-те-ше-ст-вия в Ие-ру-са-лим к Гро-бу Гос-под-ню Го-голь окон-ча-тель-но воз-вра-тил-ся на ро-ди-ну; жил в Ва-силь-ев-ке, Одес-се, Санкт-Пе-тер-бур-ге, где осе-нью 1848 года на ве-че-ре у А.А. Ко-ма-ро-ва по-зна-ко-мил-ся с Н.А. Не-кра-со-вым, И.А. Гон-ча-ро-вым, Д.В. Гри-го-ро-ви-чем, А.В. Дру-жи-ни-ным. С декабря 1848 года жил у А.П. Тол-сто-го в Мо-ск-ве, про-дол-жая ра-бо-ту над 2-м то-мом по-эмы и другими со-чи-не-ния-ми (в т. ч. на-ча-ты-ми ещё в 1845 году в Па-ри-же «Раз-мыш-ле-ния-ми о Бо-же-ст-вен-ной ли-тур-гии», опубликованы посмертно в 1857 году). В ию-не 1850 года, в ию-не и сентябре 1851 года Го-голь по-се-щал Оп-ти-ну пус-тынь. В кон-це января 1852 года об-на-ру-жи-лись при-зна-ки но-во-го ду-шев-но-го кри-зи-са: Го-голь тя-же-ло пе-ре-жил смерть Е.М. Хо-мя-ко-вой, се-ст-ры Н.М. Язы-ко-ва. В кон-це ян-ва-ря - на-ча-ле фев-ра-ля встре-тил-ся с прие-хав-шим в Мо-ск-ву ржев-ским про-тои-е-ре-ем Мат-ве-ем (Кон-стан-ти-нов-ским), ко-то-рый, по-ви-ди-мо-му, со-ве-то-вал Го-голю унич-то-жить не-ко-то-рые гла-вы по-эмы, мо-ти-ви-руя это их не-точ-но-стью и вред-ным влия-ни-ем, ко-то-рые они ока-жут на чи-та-те-лей; Го-голь мог пе-ре-тол-ко-вать его ре-ак-цию в том смыс-ле, что 2-й том ос-тал-ся ху-до-же-ст-вен-но не-со-вер-шен-ным. 7 февраля Го-голь ис-по-ве-дал-ся и при-час-тил-ся, а в ночь с 11 на 12 февраля сжёг бе-ло-вую ру-ко-пись 2-го то-ма (со-хра-ни-лись в не-пол-ном ви-де 5 глав, от-но-ся-щие-ся к раз-ным чер-но-вым ре-дак-ци-ям; опубликован посмертно в 1855 году). Смерть Го-голя вы-зва-ла в русском об-ще-ст-ве глу-бо-кое по-тря-се-ние. От уни-вер-си-тет-ской церк-ви, где со-стоя-лось от-пе-ва-ние, до мес-та по-гре-бе-ния в Свя-то-Да-ни-ло-вом мо-на-сты-ре гроб не-сли на ру-ках сту-ден-ты и про-фес-со-ра уни-вер-си-те-та (в 1931 году ос-тан-ки Го-голя бы-ли пе-ре-не-се-ны на Но-во-де-ви-чье клад-би-ще).

Ог-ром-но влия-ние Го-голя на по-сле-дую-щую литературу: его твор-че-ст-во спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию реа-ли-стических сти-лей, на-чи-ная с на-ту-раль-ной шко-лы до русского ро-ма-на (И.С. Тур-ге-нев, И.А. Гон-ча-ров , А.И. Гер-цен, Л.Н. Тол-стой и др.); сти-му-ли-ро-ва-ло ук-ре-п-ле-ние и обо-га-ще-ние гро-те-ск-но-фан-та-стического на-прав-ле-ния (М.Е. Сал-ты-ков-Щед-рин, Ф. Со-ло-губ, А. Бе-лый и др.). В то же вре-мя ре-лигиозно-нравственные ис-ка-ния Го-голя в зна-чительной ме-ре оп-ре-де-ли-ли он-то-ло-ги-че-скую про-бле-ма-ти-ку как в ху-дожественной литературе (Ф.М. Дос-то-ев-ский), так и в русской ре-лигиозной фи-ло-со-фии конца XIX - первой половины XX веков. В XX веке влия-ние Го-голя, пре-одо-лев национальные гра-ни-цы, рас-про-стра-ни-лось на всю ми-ро-вую куль-ту-ру.

Родился 20 марта (1 апреля)1809 года в селе Сорочинцы Полтавской губернии в семье помещика. Гоголь был третьим ребенком, а всего в семье было 12 детей.

Обучение в биографии Гоголя проходило в Полтавском училище. Затем в 1821 году он поступил в класс Нежинской гимназии, где изучал юстицию. В школьные годы писатель не отличался особыми способностями в учебе. Хорошо ему давались только уроки рисования и изучение русской словесности. Писать у него получалось лишь посредственные произведения.

Начало литературного пути

В 1828 году в жизни Гоголя случился переезд в Петербург. Там он служил чиновником, пробовал устроиться в театр актером и занимался литературой. Актерская карьера не ладилась, а служба не приносила Гоголю удовольствия, а порою даже тяготила. И писатель решил проявить себя на литературном поприще.

В 1831 году Гоголь знакомится с представителями литературных кругов Жуковского и Пушкина , бесспорно эти знакомства сильно повлияли на его дальнейшую судьбу и литературную деятельность.

Гоголь и театр

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя проявился еще в юности, после смерти отца, замечательного драматурга и рассказчика.

Осознавая всю силу театра, Гоголь занялся драматургией. Произведение Гоголя «Ревизор» было написано в 1835 году, а в 1836 впервые поставлено. Из-за отрицательной реакции публики на постановку «Ревизор», писатель покидает страну.

Последние годы жизни

В 1836 году в биографии Николая Гоголя были совершены поездки в Швейцарию, Германию, Италию, а также краткое пребывание в Париже. Затем, с марта 1837, в Риме продолжалась работа над первым томом величайшего произведения Гоголя «Мертвые души», который был задуман автором еще в Петербурге. После возвращения на родину из Рима, писатель издает первый том поэмы. Во время работы над вторым томом у Гоголя наступил духовный кризис. Даже поездка в Иерусалим не помогла исправить ситуацию.

В начале 1843 года была впервые напечатана известная повесть Гоголя «Шинель» .

Впечатления детства откладываются в подсознании человека на всю жизнь, и потом определяют поступки и отношения с людьми. Чтобы понять истоки творчества писателя, важно знать, какие люди окружали Гоголя, где прошло детство, где родился, кто были его родители и какие отношения были в семье. Об этом и пойдет речь в этой статье.

Отец Василий Афанасьевич

В родословной Гоголя в числе его предков было несколько личностей, оставивших след в истории. Со стороны отца род великого писателя восходит к полковнику, а затем и гетману казацкой дружины Остапу Гоголю, о котором упоминается в летописях 1655 года при описании битвы на Дрижиполе. Со стороны матери - к полковнику киевскому Антону Танскому, происходящему от известной польской фамилии.

Отец писателя обучался в Полтавской семинарии, но, как его предки, духовный сан не принял. Во время рождения сына Николая имел чин коллежского асессора. Выйдя в отставку, занимался только хозяйственной деятельностью и жил у себя в имении. Хутор Купчинский был подарен родителям дедом великого писателя и переименован по имени владельца - в Яновщину, а затем в Васильевку, которую частенько указывают как место, где родился Гоголь. Василий Афанасьевич был бесподобным рассказчиком, он щедро приправлял свои истории юмором, сочинял стихи, увлекался садоводством. От него сын Николай перенял страсть к садоводству - он очень любил весну, когда в садах и полях закипала работа. Отец писателя каждой аллейке в саду давал название, сооружал мостики и гроты.

Домашний театр

Писал Гоголь-отец и комедии, которые ставили в домашнем театре родственника Марьи Ивановны.

Кибинцы, имение Трощинского, занимают особое место в детстве писателя. Здесь находился один из культурных центров Полтавщины. Бывший министр юстиции Трощинский был одним из самых богатых и знатных людей Украины. В его доме хранилась обширная картинная галерея, коллекции золотых монет, оружия, в библиотеке было несколько тысяч томов. Гоголи были частыми гостями в имении экс-министра. Трощинский любил себя потешить, частенько устраивая забавы, не всегда безобидные. Очень любил украинские пьесы, которые писал Василий Афанасьевич, и песни. Когда пели «Чайку», закрывал лицо руками и плакал навзрыд. Все это видел трех-четырехлетний Николай: как человеколюбие уживалось с бесчеловечностью, цинизм с прямодушием, культура с дикостью. Эти противоречия можно выразить словами из повести Гоголя «Шинель»: «Как много в человеке бесчеловечья».

К сожалению, до наших дней дошли всего две комедии Гоголя-старшего. Николай Васильевич в одном из писем обратился к Марье Ивановне с просьбой выслать ему «папенькины малороссийские комедии» - «Собака-Вивця» и «Роман с Параскою». Под многими эпиграфами гоголевской «Майской ночи» и «Сорочинской Ярмарки» подписано «Из малороссийской комедии». Очевидно, это отрывки из сочинений Василия Афанасьевича. Можно сказать, что Гоголь с раннего возраста был окружен творческой атмосферой, а первые уроки сценических приемов получил под крышей родного дома. Кибинцы находились недалеко от села, где родился Н. В. Гоголь, но они занимают особое место в гоголевском детстве не только как культурный центр, повлиявший на его мировоззрение, но и образ хозяина имения, точнее, модель судьбы и поведения Трощинского проявятся в двух произведениях писателя.

Мать Марья Ивановна

Интересна и история женитьбы родителей писателя. Тихий и мечтательный Василий увидел у соседей Косяровских годовалую девочку и понял, что это «она». Тринадцать лет он «следил» за своей избранницей «во все возрасты» ее детства. Когда она гуляла, то всегда слышала музыку, которая провожала ее до самого дома. Нетрудно догадаться, что «это был он», вспоминала мать писателя. Надо ли говорить, что будущий муж очаровал Марью Ивановну? Но она была совсем ребенком, и в свои 14 лет решилась на замужество лишь после вмешательства своей тетки. С каждым днем она привязывалась к своему мужу все больше, а он в своей красавице-жене и вовсе души не чаял, называя ее трогательно Белянкою за необычайно белый цвет кожи.

Но не все было в семье безоблачно. Мнительная, с врожденной наклонностью к предчувствиям, Марья Ивановна была крайне подозрительна. Бывало, ее впечатлительность достигала болезненного состояния. Страхами, беспокойствами и недобрыми предчувствиями сопровождались ее мысли о муже и детях. Марье Ивановне постоянно казалось, что их подстерегает что-то ужасное. Видимо, эти страхи передались и сыну Николаю. В мальчике рано пробудился обостренный интерес к таинственному и страшному. В то же время семья Гоголей была глубоко религиозной, в одном из писем матери писатель советовал, как сестре Лизе нужно внушить правила религии, говорить, что Бог все видит, рассказывать о будущей жизни, описывая всеми красками те радости, которые ждут праведных. Ему ясно представлялось, что ни один его поступок, ни одно слово не укроются от Всевышнего, все будет взвешено и повлечет награду или наказание. Эти впечатления и убеждения гулким эхом отозвались и в творчестве Гоголя.

Никоша

Николай Гоголь стал долгожданным ребенком. Несколько детей, родившиеся в семье до его появления, не доживали даже до месяца. В ожидании новых родов Марья Ивановна уехала в Сорочинцы, где и родился Гоголь в доме знаменитого врача М. Я. Трахимовского. В Диканьке, ближайшем к Васильевке селении, в Николаевской церкви мать молилась о сохранении жизни ее ребенку и дала обет: если у нее будет сын, то назовет его Николаем, в честь Николая-чудотворца. Мальчик родился 20 марта 1809 года.

О первых годах жизни писателя сведений немного. Известно, что мальчик был очень слаб, и за его жизнь долго опасались. Из села Сорочинцы, где родился Гоголь, в родную Васильевку ребенка перевезли в двухмесячном возрасте. Никоша, как ласково называли Николая Васильевича в семье, рос впечатлительным и сметливым мальчиком. К пяти годам он выучил алфавит и разбирал слова. В этом же возрасте, под влиянием отца, пристрастился к стихотворству. Василий Афанасьевич частенько задавал сыновьям темы для стихотворных импровизаций.

Вечера на хуторе

Родные места, те, где вырос и где родился, Николай Гоголь очень любил. В первых сочинениях писатель изобразил многое, что окружало его в детстве. Небольшая Васильевка была центром общественности всех близлежащих деревень. Врожденное красноречие и редкий комизм Василия Афанасьевича, его ум и гостеприимство, привлекали сюда соседей. Самые настоящие вечера на хуторе в Васильевке переместились писателем в местечко «близ Диканьки». Здесь Гоголь и увидал этих оригиналов, неистощимых деревенских балагуров, которых изобразил потом в своих предисловиях к повестям Панька Рудого. Читаешь их, и не только слышишь малоросский говорок и интонацию собеседников, но и видишь лица рассказчиков, и чувствуешь запах пирогов со сметаною, и аромат медовых сот.

Малороссия

Быт малороссийских помещиков в большинстве своем был довольно прост. О красоте и комфорте здесь не было и речи: глиняные полы, покрытая соломой крыша, «поющие» двери. С особой любовью обрисовал Гоголь места, где родился, и родную природу. Это он сам вглядывался в темную майскую ночь и наблюдал, как теплая, ласковая осень лелеет посевы. Несмотря на то что ранние произведения несколько «проигрывают» более поздним сочинениям писателя, не угасает интерес к вечерам на хуторе, пьесам в «Арабесках» и «Миргороде», потому что за их картинами стоит сам писатель.

Из казачьего рода

С детства Николай Васильевич всматривался во все окружающее его. Он родился в стране, славной произведениями и песнями, которые каждым словом задевали воображение. В краю, где летний день упоителен и роскошен, а ночное небо сияет месяцем и звездами. В стране, где казачка просит Всевышнего собрать вздохи любви, как цветы, к изголовью милого, а бандуристы выводят чудные песни про иное время, когда казачество было в славе. Поэзия страны, где родился Гоголь, коренным образом повлияла на будущего писателя и автора «Тараса Бульбы».

Кроме того, писатель родился в семействе, отделенным всего лишь одним поколением от знаменитых казацких походов. От деда он слышал еще свежие, яркие и живые предания о славных временах. В повести о «Пропавшей грамоте» автор говорит, что «за радость «падет на сердце», когда слышишь о том, что «давно-давно деялось на свете» - «как будто залез в прадедовскую душу». По всем рассказам и повестям Гоголя, не говоря уже о «Тарасе Бульбе», разбросаны черты старинной Малороссии, как будто писатель и вправду видел сквозь «прадедовскую душу» своего предка Остапа Гоголя. Как видно из этой статьи, первые впечатления Гоголя, обстоятельства его детства, окружающая его природа и люди повлияли на развитие его таланта, наполнив его душу живыми, цветистыми материалами.

Родина писателя

На Полтавщине свято чтят память о своем знаменитом земляке, о том, кто приумножил славу родного края и оставил добрый след в сердцах многих людей. Первый музей был открыт в Сорочинцах, в доме, где родился Николай Васильевич Гоголь. Во время войны здание было разрушено, но в 1951 году восстановлено, правда, без сохранения оригинальной планировки. А вот в селе Гоголево, бывшая Васильевка, усадьба, где провел Н. В. Гоголь детские и юношеские годы, была восстановлена по рисункам, фотографиям, воспоминаниям и письмам современников. Родительский дом, рабочий кабинет писателя, интерьеры гостиной, спален и столовой - все рассказывает о его жизни и творчестве. Сохранился и вековой сад с прудами и романтическим гротом на берегу.

Николай Васильевич Гоголь – имя, которое известно не только каждому русскому человеку, но и множеству людей за рубежом. Николай Васильевич был великолепным писателем, драматургом, критиком и публицистом. Его по праву называют классиком русской литературы.

Писатель родился 20 марта(1 апреля по старому стилю) в селе Сорочницы, Полтавской губернии. Его мать Мария Ивановна вышла замуж в возрасте четырнадцати лет за Василия Гоголя-Яновского, представителя старинного дворянского рода.

Всего у них было 12 детей, жаль, что не многие смогли прожить долгую жизнь. Тем не менее, третьим сыном и был Николай. Юный публицист жил в окружении малорусского быта, впоследствии это и ляжет в основу его малороссийских повестей, где часто представлена крестьянская жизнь. Когда мальчику было десять, его отправили в Полтаву, к местному учителю.

Юность и образование

Надо сказать, что Гоголь был далеко не прилежным учеником, однако ему хорошо довались русская словесность и рисование. Они же стали издавать рукописный журнал. Тогда он писал элегические произведения, поэмы, повести, сатиру, к примеру, «Дуракам закон не писан».

После смерти отца юный классик отказывается от доли наследства в пользу своих младших сестёр и чуть позже отправляется в столицу, чтобы самому зарабатывать себе на жизнь.

Признание: история успеха

В 1828 году поэт писатель перебрался в Петербург. Гоголь никак не мог оставить мечту о профессии актёра, но его никуда не хотели брать. Он также служил чиновником, но эта работа его лишь тяготила. И, когда энтузиазм совсем пропал, Николай Васильевич снова пробует себя в литературе.

Первым его опубликованным произведением было «Басаврюк», позже переименованное в «Вечер накануне Ивана Купала». Именно оно принесла ему известность и признание в литературных кругах. Но Гоголь не остановился. За этой повестью пошли знаменитые на весь мир «Ночь перед рождеством», «Сорочинская Ярмарка», «Тарас Бульба». Также произошло знакомство с Жуковским и Пушкиным.

Личная жизнь

Всего у него было две любви в жизни. Да и трудно назвать это сильными чувствами. Дело в том, что литератор был слишком религиозным человеком, даже намеревался уйти в монастырь, а все вопросы обсуждал с духовником. Поэтому его общение с противоположным полом не задалось, да и многих дам автор в принципе не считал достойными спутницами жизни.

Первой его любовью была императорская фрейлина Александра Смирнова-Россет. Однажды этих двух людей познакомил Жуковский. После этого они начали переписываться. К сожалению, Гоголь считал, что он не сможет её обеспечить. Жизнь, к какой она привыкла, стоила очень больших денег, да и ко многому обязывала писателя. И, хоть их переписка и была переполнена подлинной нежностью, Александра вышла замуж за чиновника Министерства иностранных дел Николая Смирнова.

Второй дамой сердца была его кузина Мария Синельникова. Девушка была поражена характером Гоголя, его нежностью и замкнутостью. За время, пока её семья гостила в имении родителей писателя, она постоянно находилась рядом с ним. Когда девушка уехала, они начали переписываться. Но и здесь у Николая не сложилось. Через два года после знакомства классика не стало.

  1. Гоголь был не совсем обычным писателем. Тому причина необычный характер. Например, когда в комнате появлялись новые люди, которых он не знал, Николай словно испарялся.
  2. Для решения сложных жизненных вопросов он использовал хлебные шарики. Он обожал во время раздумий скатывать шарики из хлеба и катать по столу.
  3. Он не был одарён литературным талантом изначально, в детстве он писал ну очень посредственные произведения, которые даже не сохранились.
  4. Ну и нельзя не упомянуть о том, что в 1852 году писатель сжёг второй том его главной в жизни работы — «Мёртвые души». Есть сведения, что он сделал это по распоряжению своего духовника.
  5. Есть версия, по которой писателя похоронили заживо. Его захоронение вскрывали, и там были обнаружены следы от ногтей, как будто человек проснулся и пытался выбраться. Видимо, Гоголь мог впасть в летаргический сон, а после очнуться в могиле.

Смерть

«Как сладко умирать», — последние слова поэта в сознании. А сама смерть его довольно запутанна. Точного подтверждения какой-либо гипотезы – нет. Однако есть здравое предположение, что писатель умер из-за соблюдения поста.

Дело в том, что Гоголь, под конец жизни, начал превозносить значимость религии, соблюдая все ритуалы. Но его организм совсем не был готов к соблюдению строгой диеты. И Николай умер за месяц до своего сорок третьего дня рождения, 21 февраля 1852 года.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Родился 20 марта (1.IV) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил из помещичьей семьи: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли.

Детские годы провёл в имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В.П. Кочубею, и в Обуховку, где жил писатель В.В. Капнист, но чаще всего бывал в имении Кибинцы, где у дальнего родственника Гоголя со стороны матери Д.П. Трощинского была обширная библиотека и домашний театр.

Настоящей фамилией - Гоголь-Яновский - практически никогда не пользовался, оставив от неё только (как иногда говорят) меньшую половину. «Пяти лет от роду Гоголь вздумал писать стихи, - вспоминал публицист Г.П. Данилевский со слов матери будущего писателя. - Никто не понимал, какого рода стихи он писал. Известный литератор В.В. Капнист, заехав однажды к отцу Гоголя, застал его пятилетнего сына за пером. Малютка Гоголь сидел у стола, глубокомысленно задумавшись над каким-то писанием . Капнисту удалось просьбами и ласками склонить ребёнка-писателя прочесть свое произведение. Гоголь отвел Капниста в другую комнату и там прочёл ему свои стихи. Капнист никому не сообщил содержание выслушанного им. Возвратившись к домашним Гоголя, он, лаская и обнимая маленького сочинителя, сказал: «Из него будет большой талант, дай ему только судьба в руководители учителя-христианина».

Гоголя с детства восхищала родная природа и пугали люди. Даже через двадцать лет он писал одному из друзей: «Чего бы, казалось, недоставало этому краю? Полное, роскошное лето. Хлеба, фруктов, всего растительного - гибель. А народ беден, имения разорены и недоимки неоплатны… Начинают понимать, что пора приниматься за мануфактуры и фабрики; но капиталов нет, счастливая мысль дремлет, наконец умирает, а они (помещики) рыскают с горя за зайцами». В 1821 году поступил в Нежинскую гимназию высших наук.

Товарищи не сильно жаловали нового ученика. Застенчивый, скрытный, он чрезвычайно мучился от плохо скрываемого честолюбия, данного ему от природы.

Зато в гимназии развился в нём талант имитатора - талант странных, иногда попросту нелепых преувеличений, впоследствии немало попортивший крови его друзьям. А.Д. Галахов, литератор и педагог, хорошо знавший писателя, вспоминал позднее: «Гоголь жил у Погодина, занимаясь, как он говорил, вторым томом «Мёртвых душ». Щепкин почти ежедневно отправлялся на беседу с ним. «Раз, - говорит он, - прихожу к нему и вижу, что сидит за письменным столом такой весёлый». – «Как ваше здравие? Заметно, что вы в хорошем расположении духа». – «Ты угадал: поздравь меня: кончил работу». Щепкин от удовольствия чуть не пустился в пляс и на все лады начал поздравлять автора... Когда они сошлись в доме Аксакова , Щепкин, перед обедом, обращаясь к присутствующим, говорит: «Поздравьте Николая Васильевича. Он кончил вторую часть «Мёртвых душ». Гоголь вдруг вскакивает – «Что за вздор? От кого ты это слышал?» - Щепкин пришёл в изумление. – «Да от вас самих; сегодня утром вы мне сказали». – «Что ты, любезный, перекрестись: ты, верно, белены объелся или видел во сне». - Спрашивается: чего ради солгал человек? Зачем отпёрся от своих собственных слов?»

В 1828 году приехал в Петербург. Мечтал стать актёром, но нужного голоса не оказалось.

Сделать карьеру на государственной службе тоже не удалось: в канцеляриях приходилось переписывать бесчисленные деловые бумаги, а это было Гоголю не по характеру. В Петербург он привёз поэму «Ганц Кюхельгартен», которую издал на свои деньги под псевдонимом В. Алов. Слишком откровенное подражание Пушкину, Жуковскому, немецкому поэту Фоссу не вызвало, да и не могло вызвать у петербургских литераторов ничего, кроме насмешек.

Ужасно раздосадованный Гоголь решил отправиться в Америку, но доехал только до Любека. Отсюда вернулся обратно в Петербург. Литератор П. В. Анненков так описал первый визит Гоголя к Пушкину : «Он снова возвратился на приступ, смело позвонил и на вопрос свой: дома ли хозяин?», услыхал ответ слуги: «почивают!» Было уже поздно на дворе. Гоголь с великим участием спросил: «Верно, всю ночь работал?» - «Как же, работал, - отвечал слуга, - в картишки играл». Гоголь признался, что это был первый удар, нанесённый школьной идеализации его. Он иначе не представлял себе Пушкина до тех пор, как окружённого постоянно облаком вдохновения».

Прашкевич Г.М., Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна, Новосибирск, «Свиньин и сыновья», 2009 г., с. 39-40.