Как сделать свой театр. Домашний театр: развлекаемся и развиваемся. Театральные персонажи из фоамирана

Елена Дьяченко

Кукольный театр - одна из самых любимых игр для многих малышей. Слышится веселый смех, в детских глазах загораются радостные искорки, детское сердце, как губка, впитывает каждое слово и переполняется предвкушением чуда, когда взрослый общается с ребенком с помощью куклы, разыгрывает кукольные спектакли .

С самого раннего возраста мы приобщаем детей к миру прекрасного - к театру . Театр для детей является одним из самых востребованных и действенных развивающих занятий. Это средство, помогающее педагогам реализовать многие образовательные и воспитательные функции.

Хочу предложить свой вариант изготовления кукольного театра для малышей . Мне хотелось сделать его индивидуальным, удобным в использовании, эстетичным, несложным в изготовлении, функциональным. Возникла идея сделать такой театр , с помощью которого можно было бы инсценировать несколько детских произведений, а также придумывать свои истории . Кроме того хотелось, чтобы в создании театра смогли бы принять посильное участие наши малыши. Таким образом, родился «Сборный кукольный театр » на рулончиках от туалетной бумаги.

Сделать такой театр совсем несложно . Для изготовления сказочных героев и атрибутов потребуются катонные рулончики от туалетной бумаги, клеящий карандаш, цветная бумага, картон и желание что-то смастерить .

В основе каждого кукольного персонажа лежит картонный рулончик, обклеенный цветной бумагой. Края верхней части рулончика сгибаются внутрь. Детали (голова, ручки, ножки и т. п.) приклеиваются к рулончику.


Декорацию домика я сделала из картонной коробки. С одной стороны – фасад дома, а с другой стороны – комната с мебелью. Мебель можно смастерить из плотного картона . Такие актеры и декорации прочно стоят на столе и их можно свободно передвигать. Хранить такой театр удобно – сказочные персонажи укладываются в коробку-домик.

С помощью «Сборного кукольного театра » можно инсценировать разные сказки, потешки, стишки для малышей. Например : «Курочка ряба» ,

«Репка» , «Три медведя» , «Теремок» , «Колобок» , и многие другие.

Дети с удовольствием не только смотрят представления с использованием «Сборного кукольного театра » , но и самостоятельно управляют артистами. Малыши постарше принимают активное участие в создании такого театра , изготовлении кукол (это вполне доступная деятельность, т. к. в основе лежит аппликация) .






Занимаясь с детьми театром , мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх , дети смогут использовать в повседневной жизни

Домашний кукольный театр поможет родителям приобщить ребенка к искусству, развить его воображение, речь и творческие способности. Малыш может попробовать себя в роли актера, а также принять участие в подготовке к театрализованному представлению. Все о том, как сделать домашний кукольный театр своими руками, вы узнаете в нашей статье.

Домашний кукольный театр своими руками

В наше время несложно найти атрибуты для проведения домашнего спектакля. Их можно приобрести в специализированных магазинах. Но если вы хотите по-особенному удивить малыша – сделайте кукольный театр своими руками. Пусть ваш ребенок поучаствует в этой затее. Яркая ширма, красочные декорации, ожившие персонажи любимых сказок – и море неподдельных положительных эмоций будет обеспечено.

Ширма для домашнего кукольного театра своими руками

Кукольный театр в домашних условиях не может обойтись без ширмы. Из чего же ее сделать? Мы расскажем о самых популярных вариантах.

Ширма на скорую руку

Вам не терпится провести театрализованное представление, а времени в обрез? Сделайте ширму на скорую руку. Для этого достаточно повесить ткань на верёвку и зафиксировать ее в дверном проеме. Используйте ненужный материал, вырезав в нем окошко.

ОСОБЕННОСТИ! Проведите театрализованное представление на свежем воздухе. Такое времяпровождение не только подарит хорошее настроение малышу, но и пойдет ему на пользу.

Если вы не хотите портить ткань, можно не делать в ней отверстие. В таком случае куклы в спектакле будут располагаться над ширмой.

Декорации аккуратно пришейте на материал или закрепите с помощи прищепок. Легкие бумажные детали без труда прикрепятся к импровизированной перегородке с помощью двустороннего скотча.

Ширма легко изготавливается из подручных предметов, которые найдутся в каждом доме. Вам понадобится обычная гладильная доска. Зафиксируйте ткань к ее ножкам – перегородка готова. По такому же способу можно использовать и стол.

Ширма из ДВП

Из ДВП можно сделать как настольную, так и напольную ширму. Естественно, во втором варианте вам понадобится больше материалов и времени. Такие конструкции прослужат не один год.

Что же необходимо для изготовления ширмы?

  • Лист ДВП.
  • Карандаш.
  • Лобзик (пила или нож).
  • Дрель.
  • Наждачная бумага.
  • Ленты или шнуры.
  • Краска.
  • Кисть.
  • Ткань.
  • Элементы декора.

Последовательность работ .

  • Переведите шаблоны деталей ширмы на лист ДВП, вырежьте их с помощью лобзика.
  • Обработайте торцы и другие неровности наждачной бумагой.
  • Просверлите дырки в элементах конструкции.

СПРАВКА! Для соединения деталей ширмы из ДВП можно использовать дверные петли.

  • Покрасьте полученную основу экологической краской на водной основе.
  • Дайте ширме хорошо просохнуть. Если необходимо, нанесите несколько слоев краски.

  • Сшейте чехлы на детали конструкции. Приложите к ткани элементы и обведите мелом, оставляя припуски на швы, затем сшейте их. Используйте плотные и красочные материалы. Отлично подойдет габардин, атлас, бархат. Они украсят ширму и придадут ей торжественности. При желании чехлы всегда можно снять для стирки. Для придания объема материалу можно использовать различные наполнители (поролон, синтепон и т.д.).
  • Вденьте ленту в отверстия и соедините конструкцию.
  • Займитесь декором. Дайте волю своей фантазии. Пусть ваш малыш поучаствует в этом творческом процессе. Используйте для украшения ленты, пуговицы, бахрому и т.д.

Ширма из картона

Такой вариант ширмы похож на предыдущий, но он менее устойчивый и долговечный.

Что вам потребуется для изготовления?

  • Однослойный картон.
  • Гофрированный картон.
  • Клей.
  • Карандаш.
  • Линейка.
  • Ножницы.
  • Элементы декора (бумага, краска и т.д.).

Последовательность работ.

  • Обведите шаблон будущей ширмы (скачать можно в интернете) карандашом на картоне или самостоятельно спроектируйте размеры.
  • Вырежьте заготовки.
  • Чтобы ширма была устойчивая, на переднюю ее часть наклейте несколько слоев гофрированного картона, в местах сгиба лучше использовать один слой.
  • После того, как клей высохнет (примерно через сутки), соедините детали при помощи плотной нити, ленты или шнурка. Для этого шилом проделайте отверстия на стыках, затем проденьте нить или ленту. Стежки должны быть крупными, иначе вы рискуете порвать картон.
  • Раскрасьте ширму красками или обклейте декоративной бумагой (можно использовать ненужные обои).

Ширма из коробки

Простой, но достойный вариант. Наверняка у вас дома есть ненужная коробка? Подарите ей вторую жизнь и используйте как настольную ширму.

  • Вырежьте на дне коробки окошко, можно в форме театрального занавеса.
  • Расправьте элементы коробки.
  • Верхнюю и нижнюю боковую часть удалите.
  • Покрасьте красками конструкцию в несколько слоев.
  • Из остатков материала сделайте декорации: солнце, деревья, траву и т.д.

СПРАВКА! Хотите удивить своего малыша? Домашний театр теней – отличный вариант. Сделайте экран для проведения спектакля, натянув ткань на основу из деревянных брусков, или используйте коробку и белый лист бумаги. Приготовьте фигурки будущих персонажей, наклейте на черный картон и прикрепите к деревянной шпажке.

Куклы для домашнего кукольного театра

Куклы для домашнего театрального представления можно купить в магазине или же использовать любимые игрушки малыша. Но лучше всего сделать их самостоятельно. Ваш малыш с удовольствием поучаствует в их изготовлении и получит не только массу положительных эмоций, но и проявит свои творческие способности. Такие занятия отлично развивают мелкую моторику, успокаивают нервную систему и помогают самовыражению.

Какие куклы можно сделать в домашних условиях?

Куклы- варежки из ткани

Такие куклы выполняются из любых тканей. Если вы хотите, чтобы игрушка хорошо держала форму – используйте плотные материалы или проклейте элементы дублерином. Для изготовления куклы-варежки понадобится:

  • выкройка;
  • ткань;
  • наполнитель;
  • мел или кусочек мыла;
  • ножницы;
  • нитки;
  • декоративные элементы: пуговицы, мех и т.д.

Порядок работ.

  • Сделайте выкройку по размеру своей руки. Для этого обведите ее на бумаге или возьмите за основу готовую варежку. Не забудьте оставить припуски на швы.
  • Соедините детали лицевой стороной вовнутрь и прошейте.
  • Приутюжьте швы.
  • Выверните изделие на лицевую сторону.
  • Сделайте выкройку головы будущей куклы. Начертите круг, выберите его размер по желанию. Вырежьте из ткани 2 детали и сшейте их лицевой стороной вовнутрь, оставляя небольшое отверстие. Выверните изделие на лицевую сторону и заполните его наполнителем (вата, синтепон и т.д.). Аккуратно зашейте отверстие. Обозначьте черты лица и сделайте волосы. В качестве глазок используйте пуговки, бусинки или фетровые вырезки, ротик вышейте с помощью ниток. Для носика вырежьте небольшой кусочек ткани в форме круга, проложите вручную строчку по краю, потяните за конец нити и получившийся “мешочек” заполните наполнителем. Для изготовления волос используйте пучок ниток.

Пальчиковые куклы

Изготовляются эти театральные принадлежности по такому же принципу, что и в предыдущем варианте. Только надеваться они будут не на всю ладонь, а на пальцы . Такую куклу можно сшить из ткани, свалять из шерсти, связать из ниток или вырезать из бумаги.

Эти игрушки станут незаменимы в путешествиях, ведь они не займут много места и увлекут детей любого возраста. Такое театрализованное мини-представление оценит даже грудничок.

Бумажные куклы

Бумажные куклы можно купить в любом книжном магазине или распечатать шаблоны из интернета. Если вы хорошо рисуете, проявите свой талант и самостоятельно изобразите персонажей с помощью красок.

Чтобы игрушки лучше держали форму, выбирайте плотную бумагу , или наклейте рисунки на картонную основу. Прикрепите изготовленных персонажей для устойчивости на пластиковые станканчики, спичечные коробочки, или используйте каркас в виде кусочков проволоки, спичек или палочек от мороженого и т.д.

Куклы из папье-маше

Кусочки бумаги замачивают в клее, а затем из полученной массы изготавливают театральную бутафорию, маски, игрушки и т.д. Эта техника получила название папье-маше. Смастерить цельную куклу с помощью такого способа довольно сложно, поэтому для начинающих подойдёт смешанная техника. Туловище можно выполнить из ткани, а руки и голову – с помощью папье-маше.

Куклы из пластилина или соленого теста

Слепите из пластилина сказочных персонажей, закрепите их на кусочки проволоки, спички или деревянные шпажки. Вместо пластилина можно использовать соленое тесто.

Куклы из ложек

Такие игрушки просты в исполнении. Подойдут как пластиковые, так и деревянные ложки. Лица нарисуйте или приклейте готовые аппликации, одежду сшейте или вырежьте из цветной бумаги.

ОСОБЕННОСТИ! Устройте небольшой детский праздник. Пригласите на домашний спектакль друзей вашего ребенка. Вместе с малышом приготовьте афишу на представление и билеты.

Сказка для домашнего кукольного театра

Сценарий для домашнего кукольного театра также можно подготовить самостоятельно и выбрать изложение популярных детских сказок. Для проведения первых спектаклей выбирайте простые незамысловатые сюжеты, которые научат важным жизненным вещам. Постепенно увеличивайте репертуар. Чтобы ребенок был заинтересован и не утомлялся, продолжительность постановок не должна превышать 10-15 минут.

Для домашнего представления хорошо подойдут русские народные сказки («Репка», «Теремок», «Три поросенка» и т.д.), произведения Чуковского и т.д. Сочинить произведение можно самостоятельно. Используйте музыкальное сопровождение в качестве фона для спектакля.

Детский кукольный театр – домашний концерт, который поможет ребенку справиться со страхами, заниженной самооценкой, а также интересно провести свой досуг вместе с родителями. Кроха сможет попробовать себя в качестве дизайнера, актера, режиссера. Интересные постановки способны увлечь даже неусидчивых детей .

Помогите ребенку раскрыть свои таланты и проявить творческие способности. Если вы ещё ни разу не проводили театральные представления в домашних условиях – обязательно сделайте это, ваш ребенок будет в восторге, а фото с семейных выступлений будут напоминать малышу о веселом детстве.

МУ ДО ДДТ г. Верхнеуральска Челябинской области пос. Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области.

Творческий проект «Кукольный театр своими руками»

Проект создан для привлечения большего количества обучающихся в творческую деятельность. В проект привлечены учащиеся 12 — 13 лет.

«Кукольный театр своими руками»

Пояснительная записка

Кукольный театр играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании школьников любого возраста, а особенно у школьников среднего звена, когда они находятся в «фазе поиска». Занятия в кукольном театре развивают у детей фантазию, память, мышление, артистические способности, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности, развивают моторику рук и пальцев ребёнка, двигательную активность.

В процессе работы над спектаклем дети учатся согласованным действиям, взаимовыручке, умению подчинять свои желания интересам коллектива. Очень важно детям младшего школьного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период уникальный для формирования собственного вкуса, интереса, определенного отношения к окружающему миру.

Занятия в кукольном театре способствуют расширению кругозора детей, повышению эмоциональной культуры и культуры мышления, формированию убеждений и идеалов.

Играя в спектакле, дети перевоплощаются в различные образы, учатся выражать свои чувства в слове, интонации. Исходя из этого возникла идея создать проект «Кукольный театр своими руками» с группой учащихся 6 класса, посещающих занятия по изобразительному и декоративно-прикладному искусству у руководителя изостудии «Мастерская чудес» Кудриной Ольги Петровны. Задумкой данного проекта является не только изготовить куклы для кукольного театра, но и озвучить их. Работа по изготовлению персонажей кукольного театра поможет детям лучше понять характер героев, а озвучивание кукол поможет выразить свои эмоции.

Тип проекта:

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности – ролево — игровой, творческий.

По виду деятельности – дополнительное образование.

По продолжительности – короткосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.

Сроки реализации проекта:

Срок реализации проекта – февраль - март 2017 года

Возраст детей, на которых рассчитана реализация проекта: 11-12 лет.

Актуализация проекта.

В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в виде проекта «Кукольный театр своими руками» способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Особое значение театральное творчество приобретает в среднем звене. Оно не только помогает воспитывать личность, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте — основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Цель проекта:

Приобщение учащихся к творчеству, выявление и развитие их творческих способностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:

Образовательные : формировать практические навыки творческой деятельности учащихся, а так же их художественные способности;

Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности;

Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.

Дидактические цели проекта:

формирование творческих навыков, эстетического вкуса при изготовлении кукол для кукольного театра.

— освоение первичных знаний о театральном искусстве;

— овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;

— развитие художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;

— воспитание эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом:

  • Познавательная деятельность.
  • Речевая деятельность и работа с информацией.
  • Работа с художественными текстами.
  • Правильный и осознанный пересказ вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
  • Формирование умений и навыков по изготовлению кукол из фоамерана и ткани.
  • Установление последовательности действий изготовления кукол.
  • Организация деятельности.

Основополагающий вопрос проекта:

— Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим зрелищем для зрителей?

Проблемные вопросы проекта :

— Каково назначение кукольного театра?

— Какова моя роль для достижения общей цели?

Педагогические принципы:

  • дифференцированный подход к образованию ребенка, учет его индивидуальных возможностей и способностей;
  • уважение личности;
  • использование метода предметного обучения;
  • поощрение творчества.

Связь проекта с жизнью, общеучебными предметами.

Проект предоставляет обучающимся возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, музыка и пение.

Форма занятий :

  • коллективная;
  • индивидуально – групповая.

Этапы работы над проектом.

1 этап — организационно-подготовительный

Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

2 этап — разработка проекта

Цель : составление планирования на период проекта.

3 этап — технологический

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

4 этап — заключительный

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. В данном случае презентация проходит в виде показа кукольного спектакля перед родителями, учащимися, педагогами школы и воспитанниками детского сада «Березка».

Работа над проектом

  1. Организационно – подготовительный этап.

Цель: введение детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства, иными словами, открыть для детей тайну театра.

Задачи:

1) познакомить с историей кукольного театра;

2) пробуждать интерес к чтению;

3) воспитывать желание сделать своими руками кукол для кукольного театра;

3) сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

Постановка гипотезы.

Занятия театральным творчеством не только активизирует интерес учащихся к искусству театра, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Необходимо создание психологически комфортной атмосферы занятий. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

  1. Знакомство с целями и задачами проекта «Кукольный театр своими руками»
  2. Просмотр презентаций:« Виды кукол»; «Кукольный театр».
  3. Конкурс рисунков «Кукольный дом».
  4. Выбор сказки для показа в кукольном театре.
  5. Наброска эскизов кукол, подбор материалов для изготовления кукол и составление технологической карты.
  6. Изготовление кукол для показа сказок «Репка» и «Колобок» в кукольном театре.
  7. Репетиции сказок «Репка» и «Колобок».
  8. Презентация и защита проекта «Кукольный театр своими руками».
  1. Разработка проекта.

Тематическое планирование

Время проведения

Время проведения
Тема Особенности выполнения творческого проекта. Кукольный театр. Куклы своими руками Ширма Выбор и работа над произведением пьесы. Музыкальное оформление спектакля. Премьера сказок «Репка », «Колобок»
Вид деятельности Беседа Конкурс рисунков «Кукольный дом». Презентация

Круглый стол

Творческий процесс Оформление сцены. Создание эскизов и декораций. Работа с произведением Подбор музыки. Представление «Презентации проекта»
Содержание деятельности Основные этапы работы над проектом: проблема, планирование работы, сбор информации, подготовка эскиза, изготовление объекта, презентация и защита. Выставка работ

Совместная оценка.

Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре: режиссёр, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель. Изготовление кукол из фоамерана, изготовление перчаток для кукол. Оформление ширмы подручными средствами, изготовление элементов оформления (деревья, цветы, солнышко) Распределение ролей. Выразительное чтение сказки « Репка», «Колобок» учителем.

Отработка чтения каждой роли. Индивидуальная работа с детьми-актерами.

Проигрывание сценки под музыку. Показ кукольного спектакля зрителям.
Руководитель Кудрина Ольга Петровна

Из истории возникновения . Верховые куклы : мешочная (кульковая), на кулачке пальчиковая, ручная, механическая и др.

Низовые куклы : марионетка, прыгающая и др.

Настольные куклы : плоские, картонные, из поролона, из коробок, из природного материала, из перчаток и др. Куклы: игрушки, «с живой рукой», театра масок, теневого театра и др.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.)

III. Технологическая направленность проекта.

Реализация задач проекта осуществляется через различные виды деятельности:

  1. Театральная игра.
  2. Основы театральной культуры.
  3. Работа над спектаклем (от этюда к рождению спектакля).

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи :

  • развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
  • упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

  • учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
  • произносить скороговорки и стихи;
  • тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
  • пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
  • пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры – детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с театральной терминологией;
  • познакомить с основными видами театрального искусства;
  • воспитывать культуру поведения в театре.

От этюдов к рождению спектакля – работа над сказками «Репка», «Колобок»

Задачи:

  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами;
  • учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом;
  • развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.);
  • пополнять словарный запас, образный строй речи.
  1. Заключительная стадия.

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:

  • об истории театральной куклы;
  • о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т.д.);

и умеют:

  • водить куклу над ширмой;
  • изготавливать театральную куклу из различных материалов;
  • создавать декорации и афиши для спектаклей;
  • проявлять свои способности и добиваться успеха;
  • приобретать и применять свои знания на практике;
  • планировать проектную деятельность;
  • работать в группе, защищать творческий проект.

Список методической литературы.

  1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;
  2. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Журнал «Начальная школа» № 1, 2006 г., с.17
  3. Русакова Т.Г. Сказка – игра на уроке изобразительного искусства. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.59
  4. Конышева Н.М. Дизайнерское образование в начальной школе. Журнал «Начальная школа» № 5, 2006 г., с.57
  5. Рябова О.Н. Кружок-студия «Театр образа». Журнал «Начальная школа» № 11, 2005 г., с.52
  6. 6. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал «Начальная школа» № 11, 2001 г., с.75
  7. 7. Бывальцева М.В. Детское видение зрелищного искусства. Журнал «Начальная школа» № 12, 2005 г., с.45
  8. 8. Иванова Т.Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.68.
  9. 9. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с.69.
  10. 10. Голованова М.В., В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. Родная речь. Учебники для 1, 2, 3, 4-х классов начальной школы. М.: «Просвещение», 2005 г.
  11. 11. Толковый словарь русского языка. М.С. Лапатухин. Москва «Просвещение».
  12. 12. Кияновский А.А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М.: ООО «Чистые пруды», 2007.

Приложение 1

Мастер-класс

Материалы и инструменты:

Для учащихся: ножницы, фоамеран, ткань, клеевой пистолет, стержни для клеевого пистолета, деревянные шпажки для нанесения эскиза (по одной на парту), салфетка.

Для учителя: образцы кукол для кукольного театра.

Ход урока:

— Сегодня у нас очень интересный и необычный урок, сегодня вы будете не учениками, а … кем, вы сейчас узнаете…

— Кто создаёт волшебный, удивительный мир – театр? (Актёры, режиссёры, оформители, работники сцены и многие другие). Они делают всё, чтобы мы с вами вышли из театра с хорошим настроением и не остались равнодушными к судьбам героев. Вот и сегодня на уроке мы попробуем сами создать небольшой спектакль. Но театр наш будет не простой, а плоскостной, т.е. все сказочные герои будут плоские.

— Посмотрите, ребята, сколько сказочных героев сегодня у нас в гостях!

Итак, я приглашаю вас в «чудесную мастерскую». Каждый из вас сегодня будет творить чудеса с помощью самых различных предметов.

— Попробуйте определить по этим условным обозначениям, с какими предметами вам предстоит работать в мастерской?

— Как вы думаете, о чем нужно помнить, чтобы вы получили удовольствие от работы в мастерской? (правила техники безопасности)

— Давайте повторим эти важные для всех правила. Я буду показывать условный знак, а вы – называть эти правила…

  1. Циркулем ровно начертим мы круг

Или одну, или несколько дуг.

Циркуль иголкой уколет как ёж,

Если неправильно в руки возьмёшь.

  1. Клей на парту не пролей,

Аккуратней клеем клей!

  1. Ножницы от слова “нож”.

Помни, если их берёшь!

— А какие ещё материалы нам потребуются? (фоамеран и ткань)

И помните, каким должно быть настроение во время работы, помогайте друг другу, и тогда ваши работы будут излучать тепло и доброту. Помните “золотое” правило: “Душу и сердце в работу вложи –

каждой секундой в труде дорожи”.

А сейчас я буду показывать, как делать этих сказочных героев. Будьте внимательны.

— Сначала мы рассмотрим инструкционную карту.

— Давайте теперь вместе повторим:

С чего мы начинали выполнять работу?

Как делается голова?

Как мы работаем с клеевым пистолетом?

— У кого-нибудь есть вопросы ко мне, всё ли понятно? Тогда приступайте к работе. Уверена, у вас всё получится, и в конце урока мы увидим ваших сказочных персонажей на нашей сцене. (Дети выполняют работу, учитель помогает).

— Кто закончил работу, наведите порядок на рабочем месте.

— Ребята, вы очень хорошо потрудились. А теперь давайте посмотрим на ваших героев в сказке, которую вы нам приготовили. Как в любом спектакле у нас есть режиссёр и актеры.

— Кто такой режиссёр?

— Кто такие актёры?

— Итак, представление начинается.

— Актёры на сцену! (показ спектакля).

Показ участниками проекта сказки «Рерка»

Приложение 2

Пригласительный биле т

на кукольный спектакль «Репка» и «Колобок»

Дата:__________ Время______________

Ряд____________ Место______________

Игра актёров и актрис,

Неутомимый запах сцены,

Неповторимый шум кулис

Меняют жизни нашей цену.

Душа уносится в полёт,

И где конец игры – неясно.

Всегда театр в нас живёт,

И это всё-таки прекрасно!

Приложение 3

«Как все это было…»

Изготовление кукол

Шьем рукавички:

Сборка кукол:

Репетиции:

«Дебют» Выступление перед учащимися 2 класса

Выступление на школьном смотре художественной самодеятельности 07.03.17.

Приложение 4

Сценарии сказок

Действующие лица: Рассказчик, Репка, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.

На сцене декорация: изба, огород.

Рассказчик:
Жил в одной деревне Дед
Вместе с Бабкой много лет.
Захотел однажды Дед
Репки пареной в обед.

Дед:
Что ж, пожалуй, я схожу
Да и репку посажу.

Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.

Дед:
Расти репка сладкая,
Расти репка большая.

Рассказчик:
Репка выросла на славу
Что за чудо из чудес?
Репка — чуть не до небес!
Решил Дед выдернуть репку.
Но, не тут-то было —
Одному не хватит силы.
Что же делать? Как тут быть?
Позвать Бабку подсобить!

Дед(машет рукой):
Бабка, Бабка — где же ты?
Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два – вот так!
Ох! Не вытянуть никак!
Знать, ослабли наши ручки.
Позовём на помощь Внучку!

Бабка:
Ну-ка, Внученька, беги,
Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Рассказчик:
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Нет! Не вытянуть никак!

Рассказчик:
Вот так репка! Ну и овощ!
Знать, придётся звать на помощь…

Внучка:
Жучка! Жученька! Беги,
Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Рассказчик:
Вот, помочь готова Жучка,
Уцепляется за Внучку.
Раз – вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Знать, придётся кликнуть кошку,
Чтобы помогла немножко.

Жучка:
Кошка Мурка, беги,
Дёргать репку помоги!
Мягко ступая, выходит Кошка

Рассказчик:
Раз — вот эдак!
Два — вот так!
Ох! Не вытянуть никак…
Позовём, пожалуй, Мышку…
Где-то прячется, трусишка!

Кошка:
Мышка-Мышка, выходи!
Репку дёргать помоги!
Бежит Мышка

Рассказчик:
Мышка эта — очень сильна!
Сильнее медведя, сильнее слона!
Репку вытащить может одна,
Помощь ей совсем не нужна!
Ну-ка, Дед, за репку берись,
Ну-ка, Бабка, за Деда держись,
Внучка и ты не ленись:
Крепче скорее за Бабку возьмись.
Жучка за Внучку, Кошка за Жучку,

Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!

Рассказчик:
Вот и вытянули репку,
Что в земле сидела крепко.

Репка выдёргивается, все падают.

Рассказчик (обращается к зрителям):
Велика ль у Мышки сила?
Это дружба победила!
На здоровье кушай, Дед,
Долгожданный свой обед!
Вот и сказочки конец,
А кто слушал- молодец!

Артисты кланяются.

Сценарий сказки «Колобок»

Рассказчик: Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел. Вот говорит бабке.

Дед: Испеки, бабка, колобок.

Бабка: Из чего печь-то? Муки нету.

Дед: А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберется.

(Бабка перестает вязать, заходит в дом)

Рассказчик: Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, по амбару помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила тесто, истопила печку, испекла колобка. Получился колобок и пышен, и ароматен.

(Бабка ставит на подоконник игрушечного колобка)

Рассказчик: Положила бабка колобок на окошко остывать. А колобок прыг за окно - и покатился себе по тропинке.

(Вместо игрушки на сцене появляется ребенок, исполняющий роль Колобка. Он бежит в лес, приговаривая).

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!

(Ссправа выпрыгивает навстречу Колобку Заяц).

Заяц: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, косой Зайчик! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел!
А от тебя, Заяц, и подавно уйду!

Рассказчик: И покатился себе дальше Колобок; только Заяц его и видел!
(Колобок быстро «катится» мимо Зайца и исчезает за елками справа. Заяц убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Волк).

Волк: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, серый Волк! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел, а от тебя, Волк, и подавно уйду!

(Колобок быстро «катится» мимо Волка и исчезает за елками справа. Волк убегает в противоположную сторону).
(Играет музыка)
(Справа выходит навстречу Колобку Медведь).

Медведь: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Косолапый! Я тебе стишок расскажу.

Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
Я от Зайца ушел,
Я от Волка ушел, а от тебя, Медведь, и подавно уйду!

Колобок быстро «катится» мимо Медведя и исчезает за елками справа. Медведь уходит в противоположную сторону.
Играет музыка.
Колобок появляется из-за елок слева, из-за елок справа выходит навстречу Колобку Лиса.

Лиса: Колобок, румяный бок! Я тебя съем!

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!
Я от Дедушки ушел и
от Бабушки ушел,
я от Зайца ушел,
я от Волка ушел,
от Медведя ушел, а от тебя, Лиса, и подавно уйду!

Лиса: Ах, как славно ты поешь! Да вот, плохо я слышать стала. Подкатись-ка ближе, да расскажи еще разок!

Рассказчик: Колобок обрадовался, что его послушали, и подкатился близко-близко к хитрой лисе.

Колобок:
Я по сусекам скребен,
по амбару метен,
в печку сажен,
на окошке стужен!

Рассказчик: А лисичка, его – Ам! – и съела.
Хотя нет… Колобку все же удалось убежать. Но после этого он больше никогда не хвастался.
Вот и сказочке конец! А кто слушал – молодец!

Добрый день гости и читатели блога! Сегодня я опять хочу затронуть тему, как и чем завлечь ребенка дома. Эта тема мне очень близка, потому что у меня у самой дома два ребенка. Которые требуют внимания и заботу.

В предыдущей статье, я вам рассказала про дидактические игры с любимыми героями из «Щенячий патруль». Кто пропустил этот выпуск читайте тут.

Сегодня я хочу предложить другой вариант игры в домашних условиях, это кукольный театр. Конечно, можно сводить ребенка в настоящий кукольный театр, а можно и создать дома.

Поэтому я поделюсь с вами некоторыми мыслями, разработками, чтобы смастерить такое чудо.

Нам понадобится : ваше желание и чуточка свободного времени 🙂

Честно говоря, у нас дома есть разные варианты театров, например это деревянный .


Мои ребятишки очень любят его, ведь это так забавно и увлекательно, когда я показываю им сказку, а они сидят и слушают. Сейчас уже у меня старший сынок, может сам показывать и рассказывать сказки. Вы только подумайте, ведь это очень здорово, ведь ребенок играя, учится пересказывать любимую сказку, строить диалог и т.д.


Я думаю, что все дети дошкольного, а также и в большинстве дети младшего школьного возраста к таким театрам не останутся равнодушными. А если еще придумать самим сказки со смешным сюжетом, и интригующим концом, то вообще может получится настоящий праздник для ребенка.


Самый простой вариант кукольного театра своими руками, это бумажный. Его легко смастерить самим. Ну или совместно с ребенком.

Бумажный пальчиковый кукольный театр своими руками, выкройки

Бумажный пальчиковый кукольный театр, очень нравится деткам, он их завлекает, а также развивает мелкую моторику рук. Вот посмотрите.


Первый вариант, это плоский круглый пальчиковый театр. Вам нужно сделать голову и верхнюю часть куколки, одеваться на пальчик будет при помощи колечка из бумаги или можно сделать конусы.


Создайте с ребенком такие куколки вместе, начните с шаблонов персонажей. Скачайте их на моем сайте, написав мне ниже комментарий, я с радостью вышлю вам шаблоны, распечатайте и весело играйте.

Ведь пальчиковый кукольный театр — это целое волшебное искусство, в котором дети познают окружающий мир. Быть в роли артиста понравится любому ребенку, а это способствует поверить в свои силы и добиться успеха в будущем. Также это хороший материал для развития у детей таких процессов как воображение, мышление, а также развитие мелкой моторики и многое другое.

Пальчиковый театр может быть выполнен из любых подручных материалов, таких как бумага, ткань, картон, пробки, нитки, стаканчики и т.д.

Настольный бумажный театр своими руками, шаблоны

Я своим детям показываю, вот такой настольный бумажный театр, который я сделала очень быстро.


Нам понадобится:

  • стаканчики от «Растишки», иллюстрации, палочки из под мороженого

Этапы выполнения работы:

1. Возьмите любые иллюстрации и вырежите по контуру всех персонажей сказки.

3. Приклейте палочки из под мороженого на каждого сказочного героя.


4. Теперь возьмите стаканчики и у каждого стаканчика сверху сделайте канцелярским ножом горизонтальное отверстие.


5. Ну, а теперь палочку с героем вставьте в стаканчик. Посмотрите, какая прелесть получилась. Очень легко и просто, не хуже, чем купить в магазине.


Палочки от мороженого можно заменить на пластиковые вилки или ложки.

Если вы не хотите брать иллюстрации из книг, то можно найти в интернете персонажей из любых сказок, сохранить их, а потом распечатать, ну а далее вырезать и приклеить на палочки. Можно скачать с моего сайта такие готовые шаблоны героев по таким сказкам: Колобок, Теремок, Репка, Заичья избушка, просто напишите внизу комментарий или отзыв, и я вам вышлю на почту.

Кукольный театр из бумаги «Ходилки»

Такой театр очень нравится маленьким детям, для такого театра необходимы любимые персонажи и пара отверстий.


Поверьте дети с радостью будут играть в такие игры.


А если вы пригласите в гости друзей, то играть будет еще веселее.


Образцы ходилок любимых героев вы также получить на свой е-майл адрес.

Настольный бумажный театр на пластиковых стаканчиках, пробках, кубиках

Такой вариант тоже очень легко сделать, можно нарисовать даже самим персонажей или найти и вырезать, а затем приклеить на пробки или кубики. Все гениально просто.


А как вам такая идея? Все дети любят киндер-сюрприз, и у всех остаются от них маленькие контенирочки, которые вы можете воплатить, вот в такой театр.


Перчаточная кукла своими руками

В действительности кукольных театров можно соорудить очень много. Даже почти без денежных затрат. Просто нужно включить смекалку и сделать! Можно сшить например.


А можно научиться вязать и связать таких миленьких героев:


Я честно, раньше вязала хорошо, сейчас немного времени не хватает на это все. А вот шить, никогда не любила. Но, тоже как вариант можно и сшить такой театр, кто любит это дело.


Хотя вот вам самый простой мастер — класс по шитью кукольного театра из ткани, используя перчатки. Справится любой, даже кто не владеет искусством шитья.

Нам понадобится:

  • перчатки хозяйственный, вязанные — 2 шт., пуговицы для глаз — 2 шт., нитки, ножницы, тесьма, канцелярский ножик

Этапы выполнения работы:

1. Возьмите первую перчатку и распарите нитку-шов на манжете, обычно он красного или желтого цвета. Заправьте мизинец, большой и указательный пальцы так, чтобы они не вылезли, зашейте их. У вас должна получиться голова с ушами и заечьей шеей. Основания у ушек зашейте, чтобы пальцы туда не попадали.


2. Теперь возьмите следующую перчатку и спрячьте в ней безымянный палец, зашейте отверстие. Соедините средний и указательные пальцы вместе и теперь наденьте голову зайца на них.


3. Пришейте голову к шее. Чтобы спрятать шов на шее, повяжите ему бантик или галстучек в виде бабочки. Пришейте глазки-пуговки и вышейте морду, или можно нарисовать маркером. Из пушка или вязанных ниток можно украсить зайчонка, приклеив на голову ему симпатичный чупчик. 😯


Таким образом, можно сделать и другие игрушки, например собачку, петрушку и т.д.


У меня сынок, вообще любит такую простенькую перчатку, оденет ее и ходит всякие истории придумывает с героями 🙂


Вот такая коротенькая статья получилась на сегодня. Думаю, у кого из вас есть маленькие дети, вы с удовольствием разнообразите их досуг. Выбирайте любой вид театра, делайте его вместе с ребенком. А потом наслаждайтесь хорошим настроением и позитивом. Ведь все совместные работы укрепляют ваши отношения! И ребенок будет от этого только счастлив и рад, и обязательно скажет вам: «Мамочка, как я тебя люблю!» Самые волшебные слова на этом свете.

Ну, а я на сегодня с вами прощаюсь. До новых встреч.

P.S Знаете, что очень важно?! Именно в домашнем кукольном театре вы сможете понаблюдать за ребенком, за его поведением. Потому что малыш может что-то придумать, высказаться, и нам взрослым все таки стоит прислушаться к тому, о чем говорит ребенок, на какие разговоры он ведет темы.

Вам понадобится

  • - нитки для вязания;
  • - лоскутки;
  • - старые варежки и перчатки;
  • - картонные трубки;
  • - коробки от бытовой техники;
  • - цветная бумага;
  • - поролон;
  • - картон;
  • - гуашь;
  • - кисточки;
  • - клей ПВА;
  • - ножницы;
  • - 2 стула;
  • - большая доска;
  • - покрывало;
  • - веревка;
  • - деревянные брусья;
  • - дверные петли;
  • - столярные инструменты.

Инструкция

Подготовку к спектаклю начните со сценария. Удобнее всего его писать на компьютере. Найдите нужную . Выпишите, какие и декорации вам потребуются. Напишите, что находится на сцене в момент начала действия. Выглядит это примерно так. «Лесная полянка. Под деревьями стоит избушка на курьих . Около порога спит кот». Распишите слова по ролям и действия персонажей.

Театральные куклы разными. Для домашнего больше всего подходят перчаточные. Посетите ближайший игрушечный магазин. Возможно, там найдется что-нибудь подходящее, благо театральные куклы продаются по отдельности и наборами. Постарайтесь подобрать их так, чтобы они подходили друг другу по стилю.

Если нужных кукол в магазине не окажется, сделайте их сами. Это будет даже и лучше, поскольку вы сможете сделать персонажей в соответствии с размером руки каждого актера. Возможно, у вас лежат без дела перчатки, пара от которых потеряна, или старые варежки. Они могут очень пригодиться. У перчатки срежьте кончики указательного и среднего пальцев. Разрежьте их вдоль, чтобы места разрезов соприкасались друг с другом. Точно так же поступите и с безымянным пальцем и мизинцем.

Сшейте попарно срезы указательного и среднего пальцев. То же самое сделайте с безымянным и мизинцем. Вместо пяти пальцев на перчатке получилось три. Из лоскутков или кусочков меха сделайте руки или лапы. Вырежьте 2 маленьких кружка, присборите их по краю швом «вперед иголку», вставьте маленькие кусочки поролона и затяните. Пришейте шарики к рукам игрушки.

Сделайте голову. Это тоже круг из ткани или межа. Точно так же, как при изготовлении рук, присборите круг по краю, набейте и затяните. Соедините голову и туловище картонной трубкой и пришейте. Декорируйте голову по своему усмотрению. Черты лица можно вышить или сделать аппликацией из кусочков фетра. Волосы делаются из меха или шерстяных ниток. Нитки при этом складываются вдвое и пришиваются к голове в шахматном порядке. Чтобы у зайки или мишки стояли ушки, вставьте в них кусочки картона. Можно использовать головы от сломанных игрушек.

Позаботьтесь о ширме. Если у вас пока еще нет настоящей, натяните поперек комнаты веревку и повесьте на нее покрывало. Правда, в этом случае возможность поставить декорации очень небольшая. Можно украсить саму ширму цветами или деревьями. Для более солидной ширмы необходимо взять 2 стула и доску. Поставьте стулья спинками друг к другу на некотором расстоянии, а сверху положите доску. Задрапируйте конструкцию На нее можно поставить и сделанный из картонной коробки домик, и деревья.

Почувствовав, что ваше увлечение театром - всерьез и надолго, сделайте настоящую ширму. Она может быть большой или портативной, которая ставится на стол. Вам понадобится 3 доски одинаковой длины и 2 или 4 дверные петли. Соедините доски дверными петлями, На нижнюю часть ширмы прибейте широкие деревянные бруски, чтобы она была устойчивой. Можно сделать стационарную драпировку, а можно просто закрывать ширму куском ткани.

Декорации к такой ширме прикрепляются кнопками или гвоздиками. Постарайтесь сделать оформление, которое подойдет к нескольким спектаклям. Можно сделать и двухсторонние декорации. Например, с одной стороны домик будет деревянный, а с другой - кирпичный.