Русские меценаты конца 19. Меценаты дореволюционные и нынешние: кто больше? Лишь некоторые самые

Русские меценаты.

Русские меценаты. Сегодня мы разберем такую тему как русские благотворители или меценаты. Узнаем кто же такие меценаты. Познакомимся с великими меценатами России и узнаем много нового.

А кто же такие меценаты? Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.

Со временем меценатами стали называть богатых покровителей культуры, искусства и науки. Многие из них вошли в историю культуры наравне с выдающимися художниками, писателями, актерами, ибо способствовали развитию их творчества, процветанию искусства, приобщению широких масс к лучшим культурным достижениям. В качестве яркого примера меценатства можно привести семейство Медичи, представители которого с XIII по XVIII век неоднократно становились правителями Флоренции. Наибольшую известность они приобрели как спонсоры самых выдающихся гениев эпохи Возрождения.

Развитие меценатства в России началось с XVIII, а во второй половине XIX века наступил его расцвет. В загородных дворянских усадьбах, в городских дворцах собирались замечательные коллекции памятников российского и западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Среди известных русских меценатов значатся Мамонтов, Морозов, Рябушинский, Бахрушин и Третьяковы.

Морозов Савва Тимофеевич Наверное, не сыскать было в России в конце XIX века более богатой семьи, чем Морозовы. И этим сказочным богатством они щедро делились со своим народом.

Русская духовность - особая. Только русский может, умирая от голода, отдать другому единственный малый кусок хлеба. А уж если «кусков» у него много, если человек много трудится и много имеет, то отдавать - это было уже потребностью.

Семья купцов Морозовых была в России очень известна. У «Богородского первой гильдии купца» Саввы Васильевича Морозова (Саввы первого, потом род продолжился самым известным Морозовым - Саввой Тимофеевичем) было пятеро сыновей, от которых пошли четыре ответвления знаменитого морозовского дела. Тимофей Саввич стал владельцем Никольской мануфактуры, Елисей и Викула - Орехово-Зуевской, Захару Саввичу принадлежали Богородско-Глуховские фабрики, а Абраму Саввичу - Тверские.

Все Морозовы были щедрыми жертвователями. Десятками тысяч рублей поощряли они деятелей культуры и искусства. Как мы уже говорили, Савва Тимофеевич (второй) поддерживал Московский художественный театр. Его брат Сергей Тимофеевич стал основателем Кустарного музея в Леонтьевском переулке в Москве. Морозовы субсидировали газеты «Голос России» и «Русское слово».

Сегодня в подмосковном городе Орехово-Зуево, который был вотчиной славного семейства, нет не то что памятника, но даже бюста Морозовым, ни одна улица не названа их именем. А ведь они трудились отнюдь не только для себя и оставили роскошное промышленное и художественное наследие. Но главное даже не в этом, а в том, что эта семья, как, впрочем, и семьи других русских меценатов, может служить примером трудолюбия, целеустремленности, уверенности и успеха.

Подведем итог. Русские меценаты по нашему мнению великие люди и также их можно даже назвать личностями, веди жертвуя определенную сумму денег, они делали пусть порой не великий, но весомый вклад в науку и культуру своей родины, и пусть они не делали каких то грандиозных вещей, великими людьми их назвать точно можно, скажу больше великими личностями!

Завершая разговор о русском искусстве "серебряного века", нельзя не вспомнить о меценатах , о людях которые любили, ценили и понимали искусство, сохраняли его и стремились подарить его людям.

То, чем сейчас владеют музеи, они обязаны поискам и открытиям энтузиастов, собирателей, меценатов. Тогда не было никаких государственных программ и планов. Каждый коллекционер собирал то, что ему нравилось, как умел систематизировал, иной раз исследовал и публиковал. Но последствия этой стихийной деятельности поистине грандиозны: все фонды музеев дореволюционной России были составлены из собраний, скрупулезно подобранных, осмысленных и согретых сердцем русских коллекционеров . Благодаря их деятельности наши музеи располагают уникальными произведениями искусства разных времен и народов.

Мы не имеем возможности перечислить хотя бы небольшую часть истинных любителей искусства, подвижников, энтузиастов, их было много по всей великой России, скажем коротко лишь о немногих, продолжателях дела Строгановых, Румянцева, Шувалова, Юсупова, Шереметева и др.

Серья Морозовых

Начнем с Морозовых . Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных ветвей, сохраняла значительное влияние и в развитии отечественной промышленности, и в благотворительных культурных начинаниях. Алексей Викулович Морозов (1857-1934) собрал прекрасную коллекцию фарфора . В его же особняке хранились изделия из стекла, гравированные портреты, литографии, древние иконы. После революции собрание А. В. Морозова было национализировано, сам владелец оставлен хранителем. К 1930-м гг. коллекция разошлась по разным музеям, значительная ее часть осела в музее керамики в усадьбе Кусково.

Михаил Абрамович Морозов (1870-1903), старший из братьев Морозовых, сыновей основателя Тверской мануфактуры производства хлопчатобумажных тканей. Он закончил историко-филологический факультет Московского университета, и даже читал лекции в нем под псевдонимом "Михаил Юрьев", издал свои исторические сочинения. Много бывал за границей, любил Париж. В Москве он был широко известен. Он был гласным городской думы, избирался почетным мировым судьей, председателем купеческого собрания. В Успенском соборе Кремля состоял старостой, занимался исследованием этого уникального памятника старины, финансировал реставрационные работы.

Морозов принимал участие в деятельности целого ряда общественных организаций:

  • Общества любителей художеств,
  • Общества литераторов и ученых,
  • Русского музыкального общества,
поддерживал их деньгами.

Жертвовал немалые деньги на поддержку Московской консерватории и Строгановского училища. Откликнулся на призыв профессора И. В. Цветаева и взял на себя расходы по созданию зала искусства Греции.

Человек разносторонний, увлекающийся, М. Морозов был страстным любителем сцены, выступая с отзывами на театральные постановки, и коллекционером картин (ныне - музей им. А. С. Пушкина).

Сначала он приобрел полотна своих друзей - московских художников К. А. Коровина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова. Потом увлекся искусством импрессионистов и постимпрессионистов. Он раньше других собирателей оценил Гогена и Дега, Ван Гога и Ренуара.

Его коллекция насчитывала около 100 картин русских и зарубежных художников , а также более 60 старинных икон . Среди картин были такие шедевры, как

  • "Царевна Лебедь" Врубеля,
  • "Портрет Мики Морозова" Серова,
  • "Кабачок" Мане,
  • "Море в Сен-Мари" Ван Гога.

Коллекция размещалась в обширном особняке на Смоленском бульваре. Морозов был известным хлебосолом, у него собирались шумные компании художников, артистов, они знакомились с его коллекцией картин.

Михаил Абрамович прожил недолго - неизлечимо больной он умер в 33 года. Его вдова передала большую часть коллекции в Третьяковскую галерею. Полотна западноевропейских мастеров вошли в состав Музея изобразительных искусств и Эрмитажа.

После смерти брата его дело продолжил брат Иван Абрамович Морозов (1871-1921), который получил высшее образование в Цюрихском политехникуме, сам занимался живописью и рисунком. Он приобретал полотна Сислея и Писарро, Ренуара и Ван Гога, и, конечно, картины Коровина и Левитана. Уже через несколько лет в его собрании было свыше 250 произведений новейшей французской живописи, в том числе знаменитые полотна Ренуара "Купание на Сене", "Портрет Жанны Самари" и "Девушка с веером", Ван Гога "Красные виноградники в Арле" и "Пейзаж в Овере после дождя", Пикассо "Акробат на шаре", произведения Гогена, Боннара, Сезанна, Матисса. Можно было сказать, лучшие произведения парижских мастеров оказывались в руках у И. А. Морозова. Ни один из европейских собирателей, ни один из западных музеев не обогащал своих коллекций с такой энергией и стремительностью.

Для размещения своего собрания Морозов в 1899 г. приобрел в Москве на Пречистинке просторный особняк. К сожалению, коллекция И. А. Морозова была недоступна для осмотра в силу характера и склонностей владельца. В 1918 г. в период национализации, морозовская галерея послужила основой для создания "Второго музея новой западной живописи", где владелец оставался заместителем директора. Но вскоре семья Морозовых уехала за границу, Иван Абрамович умер по пути в Карлсбад, куда направлялся на лечение.

Петр Ивнович Щукин (1853-1912)

Промышленник, коллекционер и меценат из именитой купеческой семьи Петр Ивнович Щукин (1853-1912) был страстным собирателем образцов старого быта и искусства России, подобно П. П. Свиньину, П. Ф. Коробанову, М. И. Погодину, А. П. Бахрушину. Кроме предметов декоративно-прикладного искусства царских мастерских и крестьянских ремесленников, в его коллекции находились личные архивы видных государственных деятелей, представителей русской знати, науки, культуры (графов Воронцовых, богачей Демидовых и др., письма Тургенева, генерала Скобелева, список радищевского "Путешествия из Петербурга в Москву" и т. д.).

Для размещения значительной по объему и разнообразной по составу коллекции построил специальное здание на Малой Грузинской улице. С 1895 г. частный музей П. И. Щукина открылся для исследователей и всех любителей старины. Здесь писал этюды для картины "Степан Разин" В. И. Суриков, изучал планы Москвы XVII в. А. М. Васнецов.

В 1905 г. Петр Иванович все свое собрание вместе с домом, библиотекой, картинной галереей принес в дар Историческому музею. Сейчас в этих зданиях размещен Биологический музей им. К. А. Тимирязева.

Собирательством в семье Щукиных занимались и другие братья: Николай, Петр, Иван и Сергей. Так Сергей Иванович Щукин (1854-1936) пошел неизведанным путем: он начал собирать полотна французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые тогда вызывали насмешки и недоумение. Щукин полагался на собственное чутье, которое его не подводило. Щукинская галерея насчитывала до 250 произведений , 40 из них принадлежали Матиссу. Здесь были картины Моне, Сислея, Пюви де Шаванна, Марке, Ван Гога, Гогена, Руссо, Сезанна, Синьяка, Тулуз-Лотрека, Пикассо.

С 1910 г. его галерея открылась для публичного посещения и стала популярным центром современного искусства. Здесь, в стенах особняка на Знаменке, побывали все московские художники того времени. М. С. Сарьян вспоминал: "...Щукин, у которого было богатое собрание французской живописи, устраивал у себя вечера, на которых лучшие московские музыканты исполняли произведения Скрябина, Меттнера, Рахманинова. У Сергея Ивановича мы с огромным интересом смотрели работы Ренуара, Сислея, Моне, Ван Гога, Гогена и других более молодых художников".

Собрание Щукина оказало влияние на московских художников, которые создали особую школу русского авангарда. Когда галерея была национализирована, Сергей Иванович стал Директором и хранителем, но вскоре семья Щукиных выехала за границу - сначала в Германию, затем во Францию. Он дожил до преклонных лет и похоронен в Париже на Монмартрском кладбище.

Мария Клавдиевна Тенишева (1864-1928)

Замужество Марии Клавдиевны Тенишевой (1864-1928) в 1892 г. за князем В. Н. Тенишевым, человеком образованным и богатым, положило начало ее благотворительности. Тенешева, человек одаренный (после гимназии училась в парижской оперной студии), не связала судьбу с артистическими подмостками, а стала меценатом в окрестностях имения Тенишевых - Талашкино, в Смоленском крае. Ею была основана рисовальная школа в Смоленске, творческая студия в Петербурге. Она финансировала журнал "Мир искусства", оказывала поддержку выставке передвижников в Смоленске. В дар только что учрежденному Русскому музею она приносит 500 рисунков и акварелей из личного собрания, субсидирует археологические раскопки в Новгороде, и, наконец, создает художественные мастерские в Талашкине по примеру подмосковного Абрамцево, и там же устраивает музей народного искусства "Русская старина". В Талашкине работали В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие видные художники тех лет.

В 1918 г. Мария Клавдиевна уехала за границу. Последнее свое французское десятилетие она посвятила работе в технике выемчатой эмали, которую освоила еще в Талашкине. В Париже, Риме и Праге с успехом прошли ее выставки. Она умерла в апреле 1928 г. и похоронена на кладбище Сен-Клу под Парижем.

Павел Михайлович Третьяков (1832-1898)

Неоценим вклад в дело сохранения произведений искусства Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Он, как и многие меценаты, происходил из купеческой среды, Третьяковы торговали льняным полотном. Третьякова-коллекционера интересовала русская художественная школа. В его коллекции появились работы В. И. Якоби, А. К. Саврасова, М. П. Клодта, В. Г. Перова. Особое внимание уделял Третьяков современным ему художникам реалистического направления - передвижникам. Наиболее полно в его собрании представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков. Попутно галерея пополнялась работами мастеров XVIII - 1-й половины XIX вв.

В рамках частного собрания Третьякова началось создание "русского пантеона" - портретов знаменитых соотечественников. Павел Михайлович приобретал имеющиеся портреты и заказывал новые ведущим портретистам времени: Перову, Крамскому, Репину, Ге и другим.

Для своей быстро растущей коллекции Третьякову пришлось строить специальное здание в замоскворецком переулке. Художник М. В. Нестеров вспоминал: "Мы, тогдашние юнцы, ученики Училища живописи и ваяния хорошо знали дорогу в Лаврушинский переулок... Мы шли туда, как домой". В августе 1892 г. П. М. Третьяков подал в Московскую городскую думу Предложение о передаче всех своих художественных ценностей в дар Москве. В собрании Третьякова насчитывалось 1287 произведений живописи и 518 графики, а также 75 картин европейских мастеров (собрание незадолго до того умершего С. М. Третьякова). 15 августа состоялось официальное открытие "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Остроухов Илья Семенович (1858-1929)

Многим обязаны потомки таким меценатам, как художник из купеческой семьи Остроухов Илья Семенович (1858-1929), который создал частный музей изобразительного , открытый с 1890 г. для всех желающих, ученый дворянского происхождения Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович (1827-1914), который собрал всемирно известную коллекцию картин преимущественно голландских и фламандских мастеров (свыше 700 полотен) и уступил ее Императорскому Эрмитажу, хотя зарубежные коллекционеры предлагали большие деньги за нее.

Другие меценаты

Сравнимую с Третьяковской коллекцию русского изобразительного искусства собрал издатель, благотворитель из купеческой семьи Козьма Терентьевич Солдатенков (1818-1901). Знатоком иконописания и собирателем русских древностей был Георгий Дмитриевич Филимонов (1828-1898), имеющий историко-филологическое образование из семьи полтавского помещика, он был хранителем Оружейной палаты и Румянцевского музея, автором многих трудов, посвященных изучению и систематизации памятников искусства.

Произведения Брюллова, Федотова, М. Воробьева, Маковского, Репина, В. Васнецова, Поленова входили в "Цветковскую галерею", расположенную на Пречистинской набережной, которая включала в себя свыше 1800 произведений искусства и была собрана сыном священника, служителем банка Иваном Евменьевичем Цветковым (1845-1917).

Созданию Московского музея изящных искусств Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), сын сельского священника, а затем глава кафедры истории и теории искусств в Московском университете, которому отдал большую часть жизни. Он сумел организовать силы государственных деятелей, ученых и меценатов для благородного дела. Так автор проекта и строитель здания архитектор Р. И. Клейн безвозмездно трудился над созданием музея.

Открытие музея было приурочено к празднованию 100-летия юбилея Отечественной войны 1812 г. Первым посетителям была явлена уникальная, самая представительная в Европе коллекция слепков, памятников скульптуры и фрагментов архитектуры от древнейших времен и включая эпоху Возрождения. Музей открывал любителям искусства богатейшую панораму мирового классического наследия.

Ныне, пополненный многими коллекциями, собраниями картин выдающихся художников, цветаевский музей изящных искусств - Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина являет собой второй, вслед за Эрмитажем, музей мирового искусства в России.

Профессиональными благотворителями называли владельцев кожевенных и суконных предприятий Бахрушиных, настолько широко и постоянно они выделяли средства от своих доходов на цели благотворительности, на поддержку культурных и общественных начинаний.

На земле Бахрушиных и на их деньги (50 тыс. рублей) был построен театр Корша (ныне филиал МХАТа).

Славный представитель этого семейства Алексей Петрович Бахрушин (1853-1904) посвятил себя коллекционированию книг и старинных вещей, коллекция которых по его завещанию поступила в Исторический музей.

Находились меценаты, которые поддерживали новые течения в искусстве. Так на средства Николая Павловича Рябушинского , сына фабриканта, внука предприимчивого крестьянина, издавался журнал символистов "Золотое руно" (1906-1910). Это был дорогой, красочный журнал, в котором было три отдела: художественный, литературный и музыкальный. В журнале сотрудничали М. Врубель, Борисов-Мусатов, Блок, Белый и многие другие. О роскоши журнала свидетельствует то, что качественные иллюстрации прикрывались тончайшей шелковой бумагой, подписчикам журнал доставлялся в футляре с золоченым шнуром. Сначала журнал выходил на русском и французском языках. Расходы на журнал превышали доходы, а кризис символизма в 1910 г. положил конец этому изданию, к тому же в 1909 г. Н. Рябушинский разорился.

Читатели журнала могли познакомиться с творчеством художников "Мира искусства" , мастерами прошлого, представителями "новой волны", например, П. Кузнецова и В. Милиоти ("Голубая роза"), с творчеством поэтов-символистов, музыкальными новинками. "Золотое руно" Рябушинского явилось зеркалом целой эпохи короткой, но значительной в развитии русского искусства.

На средства же Рябушинского была организована выставка "Голубой розы" (1907), а потом выставки под названием журнала "Золотое руно" (1908, 1909, 1910).

Савва Иванович Мамонтов (1841-1918)

Огромный вклад в развитие русского искусства внес Савва Иванович Мамонтов (1841-1918) , крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одаренный (замечательно пел, занимался скульптурой), большой знаток и ценитель искусства. В 1870-1890-е гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. Здесь жили и работали лучшие художники того времени (Поленов, Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Коровин, Суриков, Остроухов, Серов и др.), с которыми сам Мамонтов был в дружеских отношениях ("Абрамцевский /мамонтовский/ художественный кружок"). Особенностью содружества было то, что в него входили художники различных направлений, но объединенных интересом к русской истории, желанием возродить и прославить русское искусство.

Художников в Абрамцево привлекали возможность творческого общения, свобода деятельности, атмосфера доброжелательности, царившая в доме Мамонтовых и благотворно влиявшая на их творчество. Здесь создавались солнечные пейзажи В. Д. Поленова, В. М. Васнецов писал в Абрамцево "Аленушку" и "Трех богатырей", И. Е. Репин работал над картиной "Не ждали", сделал многочисленные эскизы к "Крестному ходу", первые эскизы к "Запорожцам". Абрамцевский пейзаж вошел в картину М. В. Нестерова "Видение отроку Варфоломею". Молодой Серов написал в столовой мамонтовского дома портрет старшей дочери Мамонтовых Веры, вошедший в историю искусства под названием "Девочка с персиками".

При содействии Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны были созданы художественные мастерские , развивавшие традиции народного творчества керамики и резьбы по дереву.

В 1919 г. абрамцевская усадьба была национализирована. Здесь был создан музей . Его организатором и первым заведующим стала младшая дочь Мамонтовых Александра Саввична. В 30-е гг. здесь создали поселок художников, где жили и работали такие замечательные мастера, как И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, Б. В. Иогансон, И. И. Машков, В. И. Мухина и многие другие.

Невозможно представить музыкальную жизнь конца XIX - начала XX вв. без Московской частной оперы, основанной С. И. Мамонтовым в 1885 г. и просуществовавшей до 1904 г.

В 1899 г. Мамонтов разорился и угодил в долговую тюрьму. К сожалению, многие, кто был ему обязан моральной и финансовой поддержкой, забыли о нем. Пожалуй, лишь Шаляпин не отрекся от него и продолжал в концертах делать ему посвящения.

Меценат - лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. Название происходит от имени египтянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Августе.

«Его имя стало неспроста нарицательным - впервые в истории была реализована мощнейшая государственная политика, проводником которой и стал Меценат. Пользуясь поддержкой императора, Меценат направил значительную долю финансов, накопленных Римской империей, на поощрение и поддержку творческой индустрии. Так была создана система государственной финансовой поддержки культуры или мира искусств.

С помощью инвестиций в искусство решались политические задачи великого Рима, укрепление позиции и мощи Римской империи и её власти. Поэтому нельзя считать, что меценат - это бессребреник, который безвозмездно делает добро людям. Меценат - это тот, кто, поддерживая искусство, развивает духовность общества как необходимое условие реализации стоящих перед ним задач.» (Журнал «Мир искусств»)

Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения — больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства.

В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в государственной и общественной жизни России.

XIX век – период расцвета благотворительности в России. Бурный рост экономики привел к появлению большого количества богатых людей. Среди них были такие, кто обладал не только большими деньгами, но и удивительными душевными качествами – щедростью, чувством сострадания и, одновременно, пониманием прекрасного.

Кто же они — самые известные меценаты в истории России?

В современной России на слуху всегда одни и те же фамилии: Третьяков, Мамонтов, Морозов. Но были и другие меценаты-благотворители, фамилии которых незаслуженно забыты. Им и посвящается эта статья.

Сергей Григорьевич Строганов

Сергей Строганов (1794–1882) – граф, государственный деятель, археолог, генерал, московский губернатор.

Всю жизнь числился на военной службе, проявил немалое мужество в Бородинском сражении, принимал участие в Крымской войне. Однако наиболее яркой и плодотворной была его деятельность на сугубо гражданском поприще. Российское просвещение многим обязано ему. Ко всему Сергей Григорьевич был еще и большим благотворителем.

Несмотря на то, что он находился в чине генерал-адъютанта и занимал высокие посты, Строганов был равнодушен к своей карьере. Он отличался сильным и независимым характером, умел твердо отстаивать свои убеждения, даже если они противоречили мнению высших лиц в государстве.

Благодаря своим душевным качествам и глубокой образованности Сергей Григорьевич был избран воспитателем сыновей императора, великих князей Николая, Александра, Владимира и Алексея Александровичей.

Многое удалось ему сделать для отчизны. Он основал первую в России бесплатную рисовальную школу. Она была доступна всем талантливым детям, независимо от их сословного происхождения. «Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам» (ныне МГХПА им. С.Г. Строганова) была открыта в Москве 31 октября 1825 года. Семья Строгановых продолжала финансирование училища до 1917 г.

С 1835 до 1847 года он являлся попечителем Московского учебного округа и Московского университета. Этот период современники назвали «строгановским временем». В 1840 году Строганов проявил всю свойственную ему твердость характера и прогрессивность мышления, резко протестуя против секретного правительственного циркуляра, рекомендовавшего ограничить представителям низших сословий доступ к университетскому образованию.

В течении более чем 37 лет граф С. Г. Строганов был председателем «Московского общества истории и древностей Российских», основанного при Московском университете. Ежегодно он снаряжал на свои деньги научные археологические экспедиции на юг России. Результатом этих раскопок в Крыму стали богатые керченские клады и «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже.

В 1859 основал Московское археологическое общество. Являлся председателем Императорской Археологической комиссии, располагавшейся в его петербургском дворце в течение 23 лет. По высочайшему поручению граф руководил многотомным изданием «Древностей Российского государства», выходившим в свет в 1837-1874 гг. На средства графа был отреставрирован Дмитриевский собор во Владимире. Строганов являлся автором ряда опубликованных работ по истории древнерусской архитектуры и археологии.

Состоял членом комиссии по строительству Храма Спасителя в Москве.

Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции русских монет и старинных икон.

Сын Сергея Григорьевича, Александр Сергеевич Строганов, также увлекался историей и археологией, являлся членом Петербургского археологического общества и был известным нумизматом. Его коллекция, состоящая из 35 000 средневековых европейских монет, сегодня находится в Эрмитаже. А основанный им племенной конный завод и ныне действует и известен как «Псковский конный завод».

К сожалению, судьба уготовила этому знатнейшему и прославленному роду горькую участь. Сегодня не осталось никого из рода Строгановых, кроме Элен Строгановой. Баронесса Элен де Людингаузен – единственная представительница этого славного и старинного рода. Она приходится правнучатой племянницей графа Сергея Григорьевича Строганова.

Родилась Элен 20 августа 1942 года в Париже. Ее бабушка княгиня Софья Васильчикова (дочь Ольги Строгановой – внучки Сергея Григорьевича) покинула Россию в конце 1917 года вместе с четырьмя дочерьми. В 1942 году у одной из дочерей Ксении и барона Андрея де Людингаузена, потомка обрусевших немцев (живших в России еще в XVI веке), родилась дочь Элен.

Долгие годы она работала у Ив Сен-Лорана директором его Дома моды. Сейчас на пенсии. Живет во Франции, в Париже. Занимается большой общественной и благотворительной деятельностью.

Александр Людвигович Штиглиц

Александр Людвигович Штиглиц в разное время состоял на высших должностях в министерстве финансов Российской империи.

Талантливый финансист, банкир, предприниматель, барон А.Л. Щтиглиц был самым богатым человеком в России в конце XIX века, одним из основателей Главного общества российских железных дорог, а так же директором Государственного банка. Барон строил Николаевскую, Петергофскую и Балтийскую железные дороги.

Капитал и звание придворного банкира унаследовал от отца, при посредничестве которого Николай I заключил договора о внешних займах более чем на 300 миллионов рублей, за что обрусевший немец получил титул барона. Имея 3 миллиона годового дохода, оставался столь же необщительным (стригший его четверть века парикмахер ни разу так и не услышал голоса своего клиента) и до болезненности скромным.

Отец его, миллионер и ревнитель просвещения, предназначал сына к ученому поприщу, к которому тот и чувствовал склонность. Получив еще дома прекрасное классическое образование, Штиглиц закончил его в Дерптском университете, где проявил большие способности к науке. Он увлекался древними языками, живописью, литературой. По окончании университета молодой человек много путешествовал по Европе, а вернувшись в Россию, поступил на государственную службу в Министерство финансов.

Александр Людвигович всю жизнь занимался финансовыми вопросами, но понимание проблем простых людей не было ему чуждым. Во время Крымской войны им были пожертвованы крупные суммы на нужды российского воинства: в 1853 году – в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году – в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе. Немалые средства были потрачены и на просвещение, на содержание воспитанников учебных заведений, на поддержания приюта в Коломне, основанного еще его отцом.

1 (13) января 1853 года, в день празднования 50-летнего юбилея торгового дома «Штиглиц и К°», молодой владелец фирмы щедро наградил и обеспечил на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно.

В 1858 году, одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора.

После вступления в должность управляющего Государственным банком Штиглиц озаботился нуждами своих сослуживцев. При его ближайшем содействии, в 1862 году, была учреждена ссудо-сберегательная касса служащих в Государственном банке, затем в течение 3 лет подкреплял средства кассы пожертвованиями (оставляя в её пользу часть своего жалованья). В 1880-х годах депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона А. Л. Штиглица». Из его процентов ежегодно выдавались пособия вдовам и сиротам членов кассы.

Кроме перечисленных учреждений, Штиглицем в разное время были облагодетельствованы и многие другие, в том числе на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом.

Несомненно, Александр Людвигович любил прекрасное, хотя всю жизнь занимался лишь деланием денег. И не убеди его зять Александр Половцов, муж приемной дочери, что промышленности России без «ученых рисовальщиков» никак не выжить, не имели бы мы ни училища Штиглица, ни первого в России Музея декоративно-прикладного искусства (лучшая часть коллекций которого досталась потом Эрмитажу).

«Россия будет счастливой, когда купцы будут жертвовать деньги на учение и учебные цели без надежды получить медаль на шею», - считал статс-секретарь императора Александра III А. А. Половцов.

В 1876 году барон преподнес свой самый ценный подарок Санкт-Петербургу и России, отдав 1 млн. руб. на создание в родном городе училища промышленного дизайнаЦентрального училища технического рисования (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица, с 1953 по 1994 год институт назывался Ленинградским высшим художественно-промышленным училищем имени В. И. Мухиной, «Мухинское училище»). Так в Соляном переулке появилось здание в стиле неоренессанс, возведенное по проекту архитекторов Р.А. Гедике и А.И. Кракау, которое само по себе уже представляло собой произведение искусства.

Неотъемлемой частью Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии является Музей прикладного искусства. Залы музея стали культурно-просветительским, учебным и выставочным центром академии.

Дело в том, что промышленник Штиглиц собрал в этих залах лучшие образцы прикладного искусства со всего мира, на которые потратил целое состояние. На аукционах по всей Европе скупалась старинная мебель, предметы быта, гобелены. Все шедевры барон выставил в залах музея для того, чтобы будущие художники могли изучать только лучшие образцы искусства всех времен и народов, перенимая таким образом опыт признанных мастеров. В художественном убранстве тридцати двух залов музея нашли отражение почти все исторические эпохи и стили.

Сейчас Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица – один из самых именитых художественных вузов страны. Академию закончили многие художники, внёсшие значительный вклад в искусство и культуру России и других государств. Среди знаменитых выпускников – Адриан Владимирович Каплун, Анна Петровна Остроумова-Лебедева, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

Барон Штиглиц до конца своих дней регулярно выделял средства на содержание училища и после смерти завещал на его нужды крупную сумму денег, что способствовало его дальнейшему развитию.

24 октября (5 ноября) 1884 года Штиглиц скончался от воспаления лёгких и похоронен, по собственному желанию, в Ивангороде в церкви Святой Троицы, лично им сооружённой над могилой жены, для духовных нужд местного фабричного населения.

Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нему в каких бы то ни было более-менее близких отношениях.

Так, между прочим, в пользу служащих Государственного банка им было завещано 30 000 рублей; не были забыты и его личные служащие: любимый камердинер, например, получил 5000 рублей. Общая сумма, распределённая по завещанию Штиглица между разными лицами и учреждениями, достигала, по слухам, 100 млн. рублей (не считая недвижимости), однако в действительности была скромнее - около 38 млн. рублей.

Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил:

«Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Солодовников Гаврила Гаврилович

Гаврила Гаврилович Солодовников (1826, Серпухов - 21 мая 1901, Москва) - один из наиболее богатых московских купцов и домовладельцев, мультимиллионер, хозяин магазина и театра в Москве, филантроп; отдавший на благотворительность более 20 миллионов рублей. На его средства построены театр на Большой Дмитровке (впоследствии Московский театр оперетты), клиника при медицинском факультете МГУ, ряд домов для бедных в Москве, сиротский приют, несколько училищ в четырёх губерниях России.

Сын торговца бумажным товаром, за отсутствием времени он плохо выучился писать и складно излагать мысли. В 20 стал купцом первой гильдии, в 40 - миллионером. Славился бережливостью и расчетливостью (доедал вчерашнюю гречку и ездил в экипаже, на котором в резину были обуты лишь задние колеса). Не всегда честно вел дела, но загладил это своим завещанием, отписав почти все миллионы на благотворительность.

Первым сделал взнос на строительство Московской консерватории: на его 200 тысяч рублей соорудили роскошную мраморную лестницу. Построил на Большой Дмитровке «концертный зал с театральной сценой для произведения феерий и балета» (нынешний Театр оперетты), в котором обосновалась Частная опера Саввы Мамонтова. Именно здесь впервые в Москве выступил молодой Федор Шаляпин, уже зарекомендовавший себя в провинциальных операх. С 1961 года и в настоящее время этот дом известен как Московский театр оперетты.

В эти же годы Гаврила Гаврилович решил заделаться дворянином. Для человека с таким состоянием, какое имелось у Солодовникова, это было несложно. Все прекрасно знали, как это делается. Желающий приходил в городскую управу и впрямую спрашивал, чем он мог бы помочь городу. Ему давали задание, он его выполнял, а город писал прошение на высочайшее имя, и прошение это обычно удовлетворялось. Так поступил и Солодовников.

Явившись в 1894 году в управу, он заявил, что хотел бы построить для города какое-нибудь полезное заведение. В управе сидели люди с чувством юмора. Они объяснили купцу, что городу сейчас ничто не нужно так сильно, как венерическая больница. Тонкость ситуации заключалась в том, что по традиции того времени объекту, подаренному городу, присваивалось имя дарителя. Следовательно, построенная Гаврилой Гавриловичем больница должна была называться «Клиника кожных и венерических болезней купца Солодовникова». Миллионер сразу понял, в чём здесь потеха, и от предложения отказался. Ещё три раза обращался он в управу, и всякий раз ему предлагали одно и то же.

Кончилось тем, что желание податься в аристократы победило. Клиника была построена и оборудована по самому последнему слову тогдашней науки и техники. Взамен Гаврила Гаврилович милостиво просил начальство не присваивать больнице его имя. Начальство согласилось.

Спустя некоторое время Солодовников за подарок городу получил орден на шею и прописался в дворянской книге. Ныне это Клиника кожных и венерических болезней при 1-м Московском медицинском институте; с 1990 года институт имеет иной статус и иное название - Московская медицинская академия имени И. М. Сеченова. Поскольку за все последующие годы ничего иного сооружено не было, дело Гаврилы Гавриловича Солодовникова существует и по сей день.

Скончался 21 мая 1901 года, после длительной болезни. После смерти в начале прошлого века самого богатого из российских миллионеров и после оглашения его завещания артист Михаил Лентовский вспоминал: «Я же ведь его спрашивал: „Ну куда ты свои миллионы, старик, денешь? Что будешь с ними делать?“ А он мне: „Вот умру - Москва узнает, кто такой был Гаврила Гаврилович Солодовников! Вся империя обо мне заговорит“»

На момент смерти его состояние оценивалось в 20 977 700 рублей. Из них родственникам он завещал 830 000 рублей.

Больше всех, 300 000, получил старший сын и душеприказчик, член совета директоров Нижегородско-Самарского земельного банка Петр Гаврилович, а меньше всех - платье и нижнее белье покойного - младший сын, прапорщик царской армии Андрей. Так отец наказал сына за то, что тот отказался идти «по коммерческой линии».

Стоит сказать, что в своем завещании купец не забыл ни про кого. Сестре Людмиле было выделено 50 000 рублей, двоюродной сестре Любови Шапировой - 20 000, её дочерям - по 50 000, артельщику Пассажа Степану Родионову - 10 000, столько же писарю Михаилу Владченко. Кроме того, в завещании было упомянуто ещё огромное количество родственников, друзей, знакомых и даже просто земляков купца, и каждый был отмечен немаленькой суммой.

Однако подлинной сенсацией стала вторая часть завещания. По ней оставшиеся 20 147 700 рублей (около 200 миллионов долларов по сегодняшнему счету) Гаврила Гаврилович велел разбить на три равные части. Первую часть он приказал потратить на «устройство земских женских училищ в Тверской, Архангельской, Вологодской, Вятской губерниях».

Вторую - «отдать на устройство профессиональных школ в Серпуховском уезде для выучки детей всех сословий и… на устройство там и содержание приюта безродных детей». Третью часть следовало отпустить «на строительство домов дешевых квартир для бедных людей, одиноких и семейных». Солодовников написал в завещании: «Большинство этой бедноты составляет рабочий класс, живущий честным трудом и имеющий неотъемлемое право на ограждение от несправедливости судьбы».

Распорядителем был назначен старший сын, Петр Гаврилович Солодовников.

Московская городская управа взялась за выполнение воли усопшего. Дома для одиноких и бедных постепенно все-таки стали возводиться - в районе 2-й Мещанской. Первый дом для одиноких, получивший название «Свободный гражданин», открылся 5 мая 1909 года, а два дня спустя - дом для семейных - «Красный ромб».


Дом дешевых квартир им. Солодовникова «Свободный гражданин»

Первый имел 1152 квартиры, второй - 183. Дома являли собой полный образец коммуны: в каждом из них имелась развитая инфраструктура с магазином, столовой, баней, прачечной, библиотекой, летним душем. В доме для семейных на первом этаже были расположены ясли и детский сад. Все комнаты были уже меблированы. Оба дома освещались электричеством, которым жильцы имели право пользоваться аж до 11 часов вечера.

Мало того, в домах были лифты, что по тем временам считалось почти фантастикой. И жилье было действительно немыслимо дешевым: однокомнатная квартира в «Гражданине» стоила 1 рубль 25 копеек в неделю, а в «Ромбе» - 2 рубля 50 копеек. Это при том, что средний московский рабочий зарабатывал тогда 1 рубль 48 копеек в день.

В Солодовниковском доме для семейных были 183 заранее меблированные однокомнатные квартиры, каждая площадью от 16 до 21 квадратного метра; на этаже находились 4 кухни с холодной и горячей водой, с отдельными столами для каждой семьи, с холодными кладовыми, русской печью, помещениями для сушки верхнего платья, а также комнатой для прислуги, убиравшей в доме; жильцы пользовались общей библиотекой, яслями, потребительской лавкой.

Известно, что в соответствии в русской традицией, первыми в «дома для бедных» въехали чиновники. Правда, довольно скоро дошла очередь и до обычных обывателей - трудового люда: рабочих, учителей и др.

Надо сказать, что и сам Петр Гаврилович не торопился и не проявлял рвения прощаться с миллионами отца. Вежливая переписка его с Московскими властями по поводу оставленного наследства была длительной, многолетней и не прекращалась вплоть до 1917 года.

В 1918 году дома и банковские счета были национализированы и солодовниковские благотворительные миллионы растворились в общей денежной массе молодого революционного государства. В дома дешевых квартир купца Солодовникова въехали советские и общественные организации. В 30-х годах «Красный ромб» занимал «Роспотребсоюз». Там была очень дешевая и качественная столовая, только вот обычных людей в неё не пускали.

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов

Портрет Юрия Степановича Нечаева-Мальцева. 1885 г. Художник Крамской ИИ

Юрий Степанович Нечаев-Мальцов (11 (23) октября 1834 - 1913) - русский меценат, фабрикант, дипломат, владелец стекольных заводов, почётный гражданин города Владимира (1901), почётный член Московского археологического общества, почётный член Императорской Академии художеств (1902). Гражданский чин -тайный советник.

В 1880 году, в возрасте 49 лет Ю. С. Нечаев получает наследство от дяди Ивана Сергеевича Мальцова (1807-1880), включающее несколько фабрик и заводов в различных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской области. Вступая в права наследования, Ю. С. Нечаев принял также и фамилию дяди (родного брата матери) и стал Нечаевым-Мальцовым.

Дядя-дипломат Иван Мальцов оказался единственным, кто уцелел во время резни, учиненной в русском посольстве в Тегеране, во время которой погиб дипломат-поэт Александр Грибоедов. Возненавидев дипломатию, дипломат Мальцов продолжил семейный бизнес, занявшись устройством в местечке Гусь стекольных заводов: привез из Европы секрет цветного стекла и начал выпускать прибыльное оконное стекло. Всю эту хрустально-стекольную империю, вместе с двумя особняками в столице, расписанными Васнецовым и Айвазовским, и получил немолодой чиновник-холостяк Нечаев.

Прожитые в бедности годы наложили отпечаток: Нечаев-Мальцов был необычайно скуп, но при этом страшный гурман и гастроном. Профессор Иван Цветаев (отец Марины Цветаевой) завязал с ним дружбу (поедая на приемах деликатесы, сокрушенно подсчитывал, сколько стройматериалов мог бы купить на потраченные на обед деньги), а потом убедил-таки дать около 3 миллионов, недостающих для достройки московского Музея изящных искусств (ГМИИ имени А. С. Пушкина) К слову — миллион царских рублей - немногим менее полутора миллиардов современных долларов!


Ю.С.Нечаев-Мальцов, И.И.Рерберг, Р.И.Клейн и И.В.Цветаев на строительстве музея. 2 августа 1901

Четырнадцать лет строительства и заказов на слепки в разных странах явились подлинной эпопеей в жизни И.В.Цветаева и его единомышленника - крупного предпринимателя и мецената Ю.С.Нечаева-Мальцова, который оплачивал все расходы: на камень, на итальянских и русских рабочих, на транспортировку дорогостоящих слепков из Европы в Россию. Достаточно сказать, что для облицовки стен здания музея были использованы уральский белый мрамор, итальянский мрамор из Каррары, темно-розовый мрамор из Венгрии, светло-зеленый мрамор из Бельгии, черный норвежский мрамор, финский гранит и другие ценные цветные породы камня, добыча и доставка которых безропотно оплачивались Ю.С.Нечаевым-Мальцовым.

«…По мрамору работали в основном выписанные из Италии мастера. По граниту — наши тверские. Представляю себе этот Вавилон. Светлые, с небесного цвета глазами, так что утонуть можно, тверчане, владимирцы, и смуглые, с черными глазищами итальянцы…» Валерия Цветаева.

В одном только 1901 году с Урала в Москву было доставлено 90 вагонов мрамора и еще 100 вагонов предполагалось отправить оттуда же в следующем году. Стекольный фабрикант, богатый жертвователь на музей Ю.С.Нечаев-Мальцов незаметно для самого себя сделался главным строителем музея и поставщиком дорогостоящих слепков в музей. Сегодня его настоящая роль в создании музея выясняется по изданной обширной переписке с И.В.Цветаевым. Не было бы Ю.С.Нечаева-Мальцова, музей остался бы пустым мечтанием университетского профессора И.В.Цветаева.

Удивительно, но завершение строительства музея явилось и началом конца его создателей: в сентябре 1913 года скончался И.В.Цветаев, а спустя сорок дней после него и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Исполнив свой жизненный долг, они подвели итог целой эпохи, когда идея, едва зародившись, нашла реальное воплощение в грандиозном здании музея, украсившем Москву.


Торжественное открытие музея. Николай II c семьёй. 1912 г.

«…И было тихое торжество радости: не папе дарят что-то сейчас сильные мира сего, а он дарит всем, кто сейчас здесь, всей России - созданный им музей!..» (А. Цветаева).

Не считая музея (за который спонсор получил звание обер-гофмейстера и орден Александра Невского с бриллиантами), на деньги «стекольного короля» было основано Техническое училище имени И. С. Мальцова — одно из лучших в Европе по техническому оснащению (ныне Владимирский авиамеханический колледж).

При возведении здания Исторического музея во Владимире пожертвовал стекло для изготовления музейных витрин.

Воздвиг в центре города Гуся, ставшего именоваться при нем Гусь-Хрустальным, величественный храм Св. Георгия, а в селе Березовка - храм Дмитрия Солунского в память воинов, павших в Куликовской битве. Храмы расписывал В. М. Васнецов. Вслед за храмами-памятниками в Гусь-Хрустальном была построена богадельня имени И. С. Мальцова, а в Москве, на Шаболовке 33, в 1906 году был построен комплекс дворянской богадельни имени Ю. С. Нечаева-Мальцова.

В Петербурге Юрий Степанович попечительствовал Морскому благотворительному обществу, Николаевской женской больнице, Сергиевскому православному братству, помогал Дому призрения и ремесленного образования бедных детей, с 1910 был попечителем Школы Императорского Женского патриотического общества имени Великой Княгини Екатерины Михайловны.

Долгое время был членом Попечительного комитета о сестрах Красного Креста, на основе которого в 1893 году под покровительством принцессы Е. М. Ольденбургской возникла Община сестер милосердия Святой Евгении. Став вице-президентом Общины, пожертвовал деньги на строительство под её эгидой двух больничных павильонов и здания Убежища для престарелых сестер милосердия имени Императора Александра III. Финансировал деятельность медицинских учреждений.

Нечаев-Мальцов был вице-председателем Общества поощрения художеств и субсидировал журнал «Художественные сокровища России», редакторами которого состояли Александр Бенуа и Адриан Прахов. В настоящее время в петербургском доме Ю. С. Нечаева-Мальцова расположено ГУ МВД России по Северо-Западному федеральному округу.

По завещанию бездетного Ю. С. Нечаева его состояние в 1914 году перешло к его дальнему родственнику - графу П. Н. Игнатьеву. В 1918 году предприятия были национализированы.

Солдатёнков Козьма Терентьевич

Солдатёнков Козьма — предприниматель, один из крупнейших российских благотворителей. По официальным данным, пожертвовал более 5 млн руб.

Солдатёнков принадлежал к династии текстильных фабрикантов, выходцев из деревни Прокунино Коломенского (затем Богородского) уезда Московской губернии.

Благотворительную деятельность Козьма Солдатёнков начал 1850-е годы. По его распоряжению в деревне Прокунино в память о деде и бабушке стали выдавать пособия: вплоть до 1917 года каждая девица, выходившая замуж, и каждый новобранец получали по 50 руб. На эти деньги сельская девушка могла устроить свадьбу на 20 человек и заготовить приданое: кровать, постельное белье, три-четыре платья. А семья солдата в отсутствие сына-кормильца имела возможность потратить пособие на материальные нужды – починить избу, купить лошадь или корову.

В 1866 году в Москве открылась Богадельня коммерции советника К.Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года. Будучи потомком крепостных крестьян, выкупившихся на волю, Солдатёнков в названии богадельни увековечил важнейшее историческое событие – день отмены крепостного права. Купец построил заведение на личные средства и содержал в течение 30 лет. В двухэтажном каменном здании (строительство обошлось в 60 тыс. руб.) нашли приют 100 человек. Предпочтение, согласно Уставу, отдавалось «постоянным жителям города и заезжим всех сословий и исповеданий, но преимущественно из бывших дворовых людей». Солдатёнков завещал на содержание заведения 285 тыс. руб.


Богадельня коммерции советника К.Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года

В 1870–1882 годах Солдатёнков ежегодно жертвовал по 1000 руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия. На эти деньги жильцы обеспечивались улучшенным питанием: домашней птицей, дичью, телятиной, красной рыбой. В 1889–1900 годы он пожертвовал 10 тыс. руб. на строительство Алексеевской психиатрической больницы и 5 тыс. руб. на строительство богадельни городского попечительства о бедных Яузской части.

Солдатёнков известен не только как коммерсант, но и как книгоиздатель. За 45 лет на его средства выпущено более 200 исторических и художественных произведений. Газета «Русское слово» (от 20 мая 1901 года) отмечала, что купец «тратил бешеные деньги на издание капитальнейших сочинений».

Большой страстью Солдатёнкова было коллекционирование картин. Его собрание состояло из 269 живописных полотен русских и европейских художников, среди них картины Василия Тропинина, Александра Иванова, Николая Ге, Сильвестра Щедрина, Ивана Айвазовского, Павла Федотова. Купец завещал коллекцию Румянцевскому музею с условием ее размещения «в отдельной зале с наименованием… “Солдатёнковская”». На протяжении десятилетий щедрый меценат вкладывал средства в развитие Румянцевского музея и Московского университета.

Козьма Солдатёнков умер в 1901 году. Газета «Русское слово» писала: «Добродушную фигуру белого как лунь старца с мягко светившимися умными глазами знала вся Москва».

Из имения Кунцево (в 1860-е годы Солдатёнков купил его у Нарышкиных) до Рогожского кладбища гроб несли на руках крестьяне, проделав путь в десять километров. На отпевании присутствовали профессора Московского университета Иван Цветаев и Сергей Муромцев, редактор «Русских ведомостей» Василий Соболевский, депутаты Московской городской думы из именитого купечества Савва Морозов, Петр Боткин, Владимир Сапожников. Еженедельник «Искры» отмечал:

«Покойный был известен как идейный издатель, выдающийся финансист и более всего как замечательный по своим нравственным качествам человек».

Значительную часть своего состояния филантроп завещал на благотворительные цели. Так, 1,3 млн руб. Солдатёнков оставил Московскому купеческому обществу на создание ремесленного училища «для бесплатного обучения в оном детей мужского пола без различия их состояния и вероисповедания разным ремеслам, относящимся к техническому производству». 300 тыс. пошли на постройку здания, а 1 млн руб. составил неприкосновенный капитал, на проценты с которого содержалось учебное заведение.

Училище с электротехническим и литейным отделениями на 320 учеников открылось 1 ноября 1909 года в трехэтажном особняке на Донской улице (сейчас в здании факультет химической технологии и экологии Московского государственного текстильного института имени А.Н. Косыгина). Срок обучения был пятилетним: два первых года преподавали общеобразовательные предметы, три последующих – специальные.

Более 2 млн руб. Солдатёнков пожертвовал на устройство бесплатной больницы для бедных «без различия званий, сословий и религий». Солдатёнковская больница, как ее называли москвичи, была открыта 23 декабря 1910 года.

Также благотворитель оставил 100 тыс. руб. Богаделенному дому при Рогожском кладбище, 20 тыс. руб. Арнольдовскому училищу глухонемых, 85 тыс. руб. на стипендии и плату за обучение бедных студентов Московского университета, 40 тыс. руб. на стипендии ученикам московских гимназий, 20 тыс. руб. на научные премии Российской академии наук. Всего в завещании упомянуто около 20 благотворительных, учебных и лечебных заведений – адресатов помощи. Сумма пожертвований составила 600 тыс. руб.

Погребён на Рогожском кладбище. В советские годы могила Козьмы Терентьевича Солдатенкова, а также большая усыпальница купцов-старообрядцев Солдатёнковых были уничтожены.

В 1901 году по завещанию Солдатенкова его библиотека (8 тысяч томов книг и 15 тысяч экземпляров журналов), а также коллекция русской живописи (258 полотен и 17 скульптур) перешла к Румянцевскому музею и как национальное достояние хранилась в отдельной зале с наименованием «Солдатёнковской». После закрытия Румянцевского музея в 1924 году они пополнили фонды Третьяковской галереи и Русского музея. Часть икон из его собрания была завещана Покровскому собору Рогожского кладбища.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Введение

Наше внимание в данном реферате будет принадлежать теме меценатства в России (и самим меценатам) XIX-начало XXвв.

Цель работы: изучить особенности меценатства в России периода конца XIX-начала XXвв.и рассказать о некоторыми меценатах России этого периода.

Хронологические рамки исследования: вторая половина XIX-началоXX вв Российская благотворительность - явление глубоко духовное и нравственное, имеющее под собой религиозную основу. «Спешите делать добро» - эти слова доктора Газа, которого называли «святым доктором», и сегодня указывают путь всем тем, кому небезразлична судьба России и всех ее детей.

И, «возвращаясь на круги своя», начинают возвращаться в нашу жизнь любовь, доброта, милосердие и сострадание - непреходящие ценности человечества

Меценатство рассматривается как покровительство искусствам, наукам, собирание больших библиотек, коллекций, художественных галерей, строительство театров и поддержка творческих коллективов и т.п., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. В этом смысле меценатство можно рассматривать как форму просвещенного благотворения.

Среди меценатов начала 19 в. - высокообразованные аристократы, часто люди искусствава (братья Виельгорские, А. Ф. Львов и др.). В салонах братьев Виельгорских, графов Лавалей, Румянцевых получили известность М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь, Д. В. Григорович, К. П. Брюллов и мн. др.

Меценаты-коллекционеры организовывали частные музеи (Русский музеум П. П. Свиньина, Румянцевский музеум и др).

Меценатская деятельность в России второй половины XIX-XX вв

Если в XVIII в. меценатская деятельность ассоциировалась в основном с привилегированным сословием (прежде всего с дворянством), то со 2-ой половины XIX века к этой деятельности активно подключаются крупнейшие российские предприниматели. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь и стала искать свое место в общественной жизни в условиях, когда политическая деятельность находилась под запретом.

Видными меценатами были многие представители императорских фамилии: императрица Екатерина II на основе приобретенных по ее повелению коллекций основала Эрмитаж; император Александр III на основе коллекций императорского дома учредил Русский музей. Члены императорских фамилий оказывали помощь деятелям культуры, науки, при их финансировании и личном участии основаны Русское музыкальное общество, Петербургская консерватория.

Великий князь Николай Михайлович поддерживал деятельность Руского исторического общества, финансировал различные научные издания. С середины 19 века меценатсво получило широкое распространение в среде купечества, для которого благотворительность и меценатство сделались традицией.

Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н. э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Имя Мецената, как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов, стало нарицательным и вошло в языки многих народов мира. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т. д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. «Для того чтобы процветало искусство, -- писал К. С. Станиславский, -- нужны не только художники, но и меценаты». Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни.

Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятнико охранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19 -- начала 20 в. -- Н. П. Румянцев, А. С. Уваров и П. С. Уварова, М. К. Тенишева, Ю. С. Нечаев Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев.

Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-просветительной деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич -- великолепное здание Художественного театра.

Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро жертвовавших миллионы на строительство храмов, больниц, приютов, домов с бесплатными квартирами.

Александр Алексеевич Бахрушин передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина -- основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук.

Не менее известными покровителями культуры были и московские купцы Щукины. Меценатство и коллекционирование -- давняя традиция этой семьи. Петр Иванович, собравший огромную коллекцию памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г. подарил его Историческому музею с собранием, насчитывавшим около 24 тыс. предметов! Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Основу крупнейшего в мире музея русского искусства -- Третьяковской галереи составила коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, переданная им в 1892 г. в дар Москве. Крупный железнодорожный промышленник Савва Иванович Мамонтов, человек разносторонне одаренный, большой знаток и ценитель искусства, создал в своем имении Абрамцево своеобразный творческий кружок, объединявший таких талантливых мастеров русского искусства, как В. Д. Поленов, М. А. Врубель, В. М. Васнецов, В. А. Серов и другие. На сцене Частной оперы в Москве, основанной на средства Мамонтова, расцвел гениальный дар Ф. И. Шаляпина.

К сожалению, Октябрьская революция 1917 г. разрушила сложную систему благотворительности, заменив ее унифицированной сетью государственных заведений. С уничтожением частной собственности погибло как явление и меценатство. Многие благотворители и меценаты в одночасье стали нищими или же были вынуждены эмигрировать. Большинство же из оставшихся охраняли свои собрания вплоть до их национализации.

В 1920 -- 1930 гг. почти все частные музеи, завещанные городу и стране, вопреки воле бывших владельцев были ликвидированы и их коллекции вошли в состав крупнейших музеев.

Лишь с конца 1980-х гг. в стране стали создаваться политические и социально-экокомические условия для возрождения забытых традиций милосердия и меценатства, и ныне появляются новые предприниматели, жертвующие на реставрацию и сооружение храмов, поддержку науки, культуры и искусства, здравоохранения, издательскую деятельность. В Москве работает Музей частных коллекций, созданный по инициативе известного собирателя произведений искусства И. С. Зильберштейна.

В то же время необходимо отметить, что свобода пожертвований всячески сдерживалась государством. Например, пожертвователь, желавший выплачивать стипендию своего имени в каком-либо учебном заведении, был обязан внести сразу всю сумму, проценты с которой обеспечивали бы средства на одну стипендию, т.е. на стипендию в 400 руб. в год - единовременно предоставить 10 тыс. руб. Существовал также закон, который запрещал открывать благотворительные заведения, пока они полностью не обеспечены капиталом. Вот почему только очень состоятельные люди могли воплотить в жизнь свое желание создать приют или больницу, школу или библиотеку. По этой же причине основное количество коммерческих учебных заведений было учреждено не частными лицами, а специальными обществами, такими как Московское общество распространения коммерческих знаний. Общество любителей коммерческих знаний и др., а также купеческими обществами и биржевыми комитетами.

Говоря о мотивах благотворительной деятельности купечества, надо отметить и такой факт, что именно эта деятельность открывала скорый и верный доступ к чинам, орденам, почетным званиям и прочим отличиям, к которым предприниматели не могли быть равнодушны, поскольку это влияло на их общественное положение. Лишь редкие жертвователи, такие как Третьяков, Морозов, Мамонтов, Кокорев и некоторые другие были равнодушны к правительственным наградам.

Поощрять благотворительную деятельность частных лиц начала еще Екатерина II. При ней за активную благотворительную деятельность и меценатство можно было получить звание «почетного гражданина», которое давало ряд льгот и привилегий, в частности позволяло носить шпагу, получать личное дворянство и т.д. По имени купца Горохова, перечислявшего деньги в различные благотворительные фонды, была названа улица в Петербурге.

Участие в деятельности благотворительных обществ, членство в попечительских советах школ, училищ, приютов, музеев и т.п. считалось в дореволюционной России «государственным делом», а поэтому находилось под покровительством и регулярно поощрялось властями. Так, известный предприниматель К.Т. Солдатенков к сер. 80-х гг. XIX века «за пожертвование и усердие» имел ордена: Станислава 3-й степени (1864 г.), Станислава 2-й степени (1868 г.), Анны 2-й степени (1861 г.), Владимира 4-й степени (1885 г.).

Благотворительность и меценатство

Российских предпринимателей ......................................................................3

Глава 2: XIX - начала XX в.в .................6 Глава 3:

Первопричины развития благотворительности………………………..12

3.1.Высокая нравственность, осознание общественного

долга предпринимателей благотворителей……………………………….13

3.2. Религиозные побуждения ……………………………………………...14

3.3. Патриотизм русских деловых людей………………………………….15

3.4. Стремление к социальным льготам, привилегиям…………………17

3.5. Интересы предпринимательского дела……………………………….18

Глава 4:

Меценатами не рождаются………………………………………………..…19

Заключение.........................................................................................................21 Список литературы...........................................................................................23

Введение.

Сложные времена, переживаемые сегодня Россией, характеризуются рядом процессов и тенденций. В бедственном положении оказалась культура, без которой действительное возрождение страны просто невозможно. «Горят» театры и библиотеки, остро нуждаются в поддержке музеи, даже самые солидные и авторитетные. Как объективную реальность надо признать последовательное сокращение числа читающих и объема читаемой литературы.

В Москве, как и Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания восемнадцатого века, в которых когда-то находились лечебницы.

Анализ сферы благотворительности в дореволюционной России позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом-милосердием. Масштабы, этапы и тенденции благотворительности добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться со справедливыми выводами П.В.Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами. Теперь она предстает перед нами как обитель милосердия… Представители разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие».

1. Благотворительность и меценатство Российских предпринимателей

Термин «меценат» является производным от имени вельможи, жившего в Риме в I в. до н. э., Гая Цильния Мецената - знатного и щедрого покровителя наук и искусств. Дословный смысл слова – благотворительность - творить благо,добро. Благотворительность - добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся, или на какие-либо общественные нужды с ней связанные.

Ведущее место в истории благотворительности и меценатства России занимали отечественные предприниматели – обладатели значительных капиталов. Они не только развивали торговлю, промышленность, банковское дело, насыщали рынок товарами, заботились об экономическом процветании, но и внесли неоценимый вклад в развитие общества, науки и культуры страны, оставив нам в наследство больницы, учебные заведения, театры, картинные галереи, библиотеки. Филантропическое предпринимательство в дореволюционной России, благотворительность были неотъемлемой чертой, особенностью отечественных деловых людей. Во многом это качество определялось отношением предпринимателей к своему делу, которое в России всегда было особенным. Для российского предпринимателя быть благотворителем значило нечто большее, чем быть просто щедрым или иметь возможность получать привилегии и выбиваться в высшие слои общества, - это во многом было национальной чертой россиян и имело религиозную основу. В отличие от Запада, в России не существовало культа богатых людей. Про богатство на Руси говорили: Бог дал его человеку в пользование и потребует по нему отчёта. Эту истину приняли и пронесли сквозь века многие представители отечественного делового мира, и благотворительность стала в определённом смысле исторической традицией российских предпринимателей. Истоки благотворительности российских деловых людей уходят в глубь веков и связаны с подвижничеством первых русских купцов, которые в своей деятельности всегда руководствовались известными словами из «Поучения Владимира Мономаха»: «Всего более убогих не забывайте, но насколько можете по силам кормите и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильному губить человека». В первой половине XIX века проводниками благотворительности были преимущественно дворяне. Строительство частных больниц, богаделен, солидные денежные пожертвования на «помощь бедным» объяснялись как патриотическим порывом, так и стремлением богатой дворянской знати «отличиться» в глазах светского общества своей щедростью, благородством, поразить современников оригинальностью даров. Именно последним обстоятельством объясняется тот факт, что иногда благотворительные заведения возводились в виде великолепных дворцов. К числу уникальных образцов благотворительных учреждений дворцового типа относятся Шереметевский Странноприимный дом, построенный в Москве известными архитекторами Дж.Кваренги и Е.Назаровым, Вдовий дом (архитектор И.Жилярди), Голицынская больница (архитектор М.Казаков) и многие другие.

Со второй половины XIX века с развитием капитализма ведущее место в российской благотворительности перешло к буржуазии (промышленникам, фабрикантам, банкирам), как правило, выходцам из состоятельного купечества, обуржуазившихся дворян и предприимчивых крестьян – к третьему или четвёртому поколению предпринимателей, начавших свою деятельность в конце XVIII– в начале XIX века. К концу XIX столетия это уже были в массе своей люди интеллигентные и высоконравственные. Многие из них обладали тонким художественным вкусом и высокими художественными запросами. Они прекрасно осознавали, что для процветания страны и собственного бизнеса в условиях рыночной конкуренции необходимо активное участие в социальной жизни общества, в развитии науки и культуры, поэтому использовали накопленные средства не только на развитие бизнеса и личного потребления, но и на благотворительность, помогая решать многие общественные проблемы. В частности, в условиях крайней поляризации богатства и бедности в дореволюционной России филантропическое предпринимательство становилось своего рода «регулятором» социального равновесия, определённым средством устранения общественной несправедливости. Конечно, нищету и отсталость благотворительностью ликвидировать было невозможно, и это прекрасно сознавали предприниматели, но они стремились хоть как-то помочь «ближнему своему» и таким образом «облегчить душу себе».

В результате широкой и разносторонней деятельности отечественных предпринимателей в стране родились целые династии, на протяжении нескольких поколений сохранявшие репутацию видных благотворителей: Крестовниковы, Боевы, Тарасовы, Колесовы, Поповы и другие. Исследователь С.Мартынов называет имя самого щедрого русского благотворителя, крупного предпринимателя конца XIX века Гаврилы Гавриловича Солодовникова, который из общей суммы наследства в 21 млн.руб. свыше 20 млн. руб. завещал на общественные нужды (для сравнения: пожертвования всего дворянства, включая царскую семью, за 20 лет не достигли 100 тыс.руб.).

При этом благотворительность предпринимателей в дореволюционной России имела свои особенности. На протяжении многих веков деловые люди традиционно вкладывали средства преимущественно в строительство церквей. Церкви продолжали строить и в XIX , и в начале XX века, но с конца прошлого столетия главное соперничество между богатыми предпринимателями проходило в социальной сфере под девизом: «Кто больше для народа сделает».

Рассмотрим подробно наиболее известных меценатов России.

2. Наиболее выдающиеся меценаты конца XIX - начала XX в.в.

Меценатство Саввы Ивановича Мамонтова (1841-1918) было особого рода: он приглашал своих друзей-художников в Абрамцево, зачастую вместе с семьями, удобно располагал в основном доме и флигелях. Все приезжавшие под предводительством хозяина отправлялись на природу, на этюды. Все это весьма далеко от привычных примеров благотворительности, когда меценат ограничивает себя передачей определенной суммы на доброе дело. Многие работы членов кружка Мамонтов приобретал сам, для других находил заказчиков.