Как повысить свой уровень художника? Улучшаем навык рисования в фотошоп

Итак, вы уже много знаете, умеете, но чувствуете, что топчетесь на месте - что же надо делать в этом случае?

1. Изучить самые базовые основы, если вы еще не сделали этого . Теория композиции, цвета, знания об анатомии и пропорциях необходимы на практике. Увы, вы не можете назвать себя компетентным художником, пока вы не сделали этого. В идеале кроме теории все эти знания должны войти в практику, однако многие художники/иллюстраторы всем этим пренебрегают, считая это скукотищей. Кстати по своему опыту могу сказать - вдумчивое изучение основ реально может подарить вам кучу идей и продвинуть вперед.

2. Вырваться из зашоренности. Если вы одержимы аниме, мангой, комиксами, фотореализмом, или каким-либо определенным стилем, и не желаете при этом исследовать и изучать другие художественные направления, стили, культуры и периоды времени, то вы попадаете в своеобразный туннель, каждый раз бегая по кругу и производя одно и то же. Самое же интересное получается из смешения разного и находится на стыке разных областей.

3. Не быть бездумным художником. Это, пожалуй, самый важный для большинства совет. Подумайте о том, почему вы занимаетесь творчеством (и занимаетесь ли им вообще). Является ли вашей единственной целью нарисовать что-то, чтобы показать это в инстаграме или продать? Есть ли вам что сказать? Что, если ваше «творчество» полностью одноразовое и бессмысленное? Если вы обслуживали только самые низшие уровни удовлетворения, никогда не используя высших побуждений, таких как интеллект или эмоции, то, возможно, пришло время копать немного глубже. У вас есть душа - используйте ее. Это не только об абстрактном понятии «глубины» - это о качестве. Вспомните разницу между классическими добрыми комедиями и дешевым тупым трешом.

4. Не копировать бездумно реальность. Для точной передачи окружающих вещей люди создали фотоаппараты, принтеры и сканеры. Художник и иллюстратор как раз интересен тем, что может привнести что-то новое, показать мир через призму своих взглядов, чувств и мыслей. Мы можем стилизовать, преувеличивать, упрощать, идеализировать, использовать абстрактные и сюрреалистические подходы - так почему же не использовать все это?

5. Не зацикливаться на отполированности и безупречности своих работ . Свободные или четкие линии кисти, наброски или простые линии - ваш выбор. Намного важнее внутренняя структура и базовые знания. Рисование представляет собой непрерывный эксперимент, и постоянно меняется и развивается. Хороший художник должен быть в состоянии использовать все виды материалов, разные методики работы, разные поверхности. Поступая таким образом, вы получите представление о том, как что работает и сможете выражать себя более полно и разнообразно.

6. Не тренироваться бесцельно. Бездумное рисование дудликов в блокнотах расслабляет и забавляет, но вряд ли поднимет ваши умения на новый уровень. Вы должны достигать того, чего еще не умеете, а не делать то, что уже можете делать даже с закрытыми глазами. Найдите свои слабые места и планомерно занимайтесь их прокачиванием, только в этом случае будет рост. Анализируйте ошибки, избегайте тратить время на вещи, которые не служат очевидной цели. Обратите внимание на структуры и модели - будь то научные физические законы нашего мира (свет, тени, цвета и напряжения сжатия точек ткани и т.д.), или творческие подходы, которые дают наиболее эффективные результаты (использование контраста в цвете, характер штрихов и т.д.).

7. Иметь реалистичные ожидания. Даже если вы будете рисовать 24 часа, вы не научитесь рисовать за одни сутки. Это занимает годы упорной и умной работы. Художники не просто рисуют несколько десятков голов, а затем получить право рисовать портреты - они постоянно практикуют навык, изучают форму на протяжении многих лет, десятилетий, и они не делают это бездумно. И это только человеческая голова.

8. Учиться воспринимать критику. Художник живет среди других людей, получайте комментарии, и если вы не можете принять критику вы будете несчастны. На самом деле это прекрасный материал для вашего роста. Когда вы получаете положительные и отрицательные комментарии, будьте благодарны. Если вы не можете увидеть ничего за пределами вашего эго - вы будете напрасно страдать, причем по своей же вине и из-за своей глупости.

9.Быть человеком с широким кругозором. Узнайте о мире, в котором мы живем - история, политика, религия, экономика, наука, литература, музыка, фотография, кино… и целый океан интересного. Вы будете удивлены, как многие вещи взаимосвязаны, даже если мы не замечаем этого. Интеллектуально и эмоционально неразвитый человек мало может предложить миру, как творец искусства. Мыслите открыто, будьте общительны и образованны.

10. Вы можете не стать хорошим художником. Если вы нетерпеливы, не может сидеть на месте, быстро теряете фокус, легко разочаровываетесь, у вас нет мотивации, вы не может принимать критику, хотите только мгновенного удовлетворения, и не желаете трудиться, то вы не станете хорошим художником. «Талант» не является решающим фактором, если вы не можете работать над собой, упорно преодолевать трудности, разочарования, чувство ненависти к самому себе, и уныние, которые будут определять ваши шансы на успех. Вы должны мысленно представить весь путь. Однако это не делает вас плохим человеком, вы можете заниматься чем-то еще и получать удовольствие.

Как вы можете видеть, эти советы охватывают не только практические проблемы того, как стать хорошим художником, но и эмоциональные, психологические и философские аспекты. Основная цель быть думающим, мыслящим целостным и адекватным человеком, а это требует долгой работы над собой и очень сложно на самом деле.

А как вы повышаете свой уровень?

Возможно, вы всю жизнь мечтали начать рисовать или рисование - ваше хобби, но вам хочется усовершенствовать свое умение.

Преподаватель Робин Ланда воплотила полноценный университетский курс рисования в яркой и стильной книге , которую так и хочется изрисовать своими собственными рисунками и скетчами.

И мы предлагаем вам несколько уроков из ее книги.

Как рисовать?

Попробуйте использовать «сущностное», или комплексное мышление, думая о целом вместо частного. Например, рисуя натюрморт, не пытайтесь сначала изобразить один объект, а затем сразу же перейти к другому. Лучше прора- ботайте всю композицию целиком, создавая пространственные взаимоотно- шения между объектами.

Играйте!

Наблюдайте осознанно.

Оцените существующие взаимоотношения. Уделяйте не меньше внимания пустому пространству между объектами, чем самим объектам. Представьте, что между каждыми двумя объектами натянута резинка, которая создает визуальное напряжение.


Что такое композиция?

Объекты создаются с помощью элементарных форм. Для построения композиции в изобразительном искусстве и дизайне существуют базовые принципы: баланс, акцент, единство и ритм. Все эти принципы полностью взаимозависимы.

Баланс - это стабильность и создание равновесия.

Акцент используется для создания точки фокуса в композиции.

Единство композиции имеет место, когда ее элементы целостны или облада- ют четко выраженными зрительными связями.

Ритм - визуальный темп и движение от одного нарисованного элемента к другому.

В изобразительном искусстве вы можете нарушать эти правила, чтобы добавить выразительности. В дизайне и иллюстрировании этими принципами пренебрегают очень редко, если вообще пренебрегают.

Правило третей

Правило третей - это часто используемая художниками, фотографами и дизайнерами техника построения композиции. Она основана на применении асимметрии для создания зрительного интереса и баланса.

На практике главная цель правила третей - уберечь художника от расположения фокусной точки в центре композиции или от такого распределения объектов на листе, при котором композиция делилась бы изображаемыми объектами пополам. Обычно это приводит к дроблению композиции, а не к созданию фокусной точки.

Вот как это работает: сетка, разбивающая лист на девять секторов, помогает вам расположить фокусную точку или главные графические элементы композиции вдоль линий решетки или на их пересечении. Фокусная точка располагается в месте пересечения одной пары линий и уравновешивается второстепенными объектами на противоположном пересечении. Горизонтальные линии решетки также могут представлять линию горизонта в пейзаже.


Как преодолеть страх чистого листа?

Иногда, оказавшись один на один с пустым листом, вы можете испытать замешательство. Как и гораздо более опытные художники.

Художник Джеймс Ромбергер рассказывает, о чем думал и что чувствовал один маститый мультипликатор при виде чистого листа.

«Морт Мескин (художник комиксов студии Golden Age) часто чувствовал тревогу и смятение, когда оказывался перед чистым листом. Он мог часами пялиться на белую бумагу, находясь в полнейшем оцепенении. Через какое-то время его коллеги по студии догадывались подойти к нему и нанести на лист пару произвольных мазков и линий, и тогда Морт уже мог начать создавать из них композицию».

Как потом рассказывал Алекс Тот (американский художник комиксов и дизайнер), перед началом работы Морт Мескин закрашивал весь лист плоской стороной грифеля, затем ластиком создавал белые зоны в определенных местах. Таким образом он избегал творческих блоков, которые раньше загоняли его в тупик. В этой главе множество идей, которые помогут вам преодолеть оцепенение и просто начать рисовать.

Иллюзия объема

Что общего в изображениях летающего супергероя, дерева, здания или конусов и цилиндров, парящих в пространстве? Когда вы рисуете все это, вам необходимо создавать иллюзию объема. Чтобы нарисовать объекты, которые вы увидели или придумали сами - абсолютно схожие предметы или абстрактные формы, - вам необходимо научиться создавать формы, плоскости и объем и правильно обращаться с ними. А также вы должны обладать базовым чувством перспективы.

Для того чтобы нарисовать, например, куб, вам необходимо создать иллюзию объема на плоском листе или экране. У куба шесть плоских граней, однако, если вы посмотрите на настоящий куб, вы не сможете увидеть все его плоскости одновременно.

Конечно, вы можете нарисовать все шесть граней, если стремитесь увеличить выразительную составляющую рисунка, а не изобразить объект как можно ближе к реальности. Если вы расположитесь так, что уровень глаз будет точно совпадать с верхней гранью куба, то выглядеть он будет как квадрат. В том случае, если уровень глаз будет находиться немного поверх куба, вы увидите, что у него есть объем, потому что вы будете наблюдать его верхнюю грань.

Перспектива

Перспектива - это схематическая техника, используемая для отображения пространственных соотношений и создания иллюзии глубины на плоской поверхности. Она основана на идее о том, что диагонали, движущиеся в точку на гори- зонте, которая называется точкой исчезновения, сойдутся в ней. Это имитирует отступление пространства вглубь и создает иллюзию пространственной глубины (вспомните уходящие за горизонт железнодорожные рельсы).

Если вы хотите нарисовать городской пейзаж, вам необходимо интерпретировать трехмерные формы, которые окружают вас, и перенести их в двухмерное измерение. Вы можете сделать это посредством тщательного наблюдения и изучения объектов или используя перспективу. В обоих случаях вам сначала нужно будет определить линию горизонта. Это горизонтальная черта, находящаяся на уровне ваших глаз или глаз зрителя и обычно определяющая место, в котором земля или вода сходятся с небом.

Как нарисовать человеческую фигуру

Рисуете ли вы человеческую фигуру с натуры или «из головы», понимание базовых пропорций чрезвычайно поможет вам в этом. Если вы разделите фигуру среднестатистического человека (не очень низкого и не очень высокого) на горизонтальные секции размером с человеческую голову, то разделение получилось бы такое:

1 = голова

3 головы = туловище

4 головы = ноги и ступни

Среднестатистический человек высотой примерно в восемь голов и, как правило:

Плечи шире бедер

Локти находятся на уровне талии

Кисти рук достигают примерно середины бедер

Рисуя с натуры, всегда отображайте те пропорции, которые видите. Пропорции и формы у людей бывают абсолютно разные, и в зависимости от конституции человека, его позы и вашей точки обзора эти пропорции иногда необходимо подправлять. Вместо того чтобы полагаться на свои понятия о том, как должны выглядеть фигура и лицо, внимательно рассматривайте изображаемый объект.


Как нарисовать лицо

Всех нас интересуют человеческие лица, будь то чужое лицо или свое соб- ственное, но их зарисовка требует серьезных усилий. Что отличает одного человека от другого? Ответ кроется в размере и форме отличительных черт лица, пропорциях, отношениях размеров этих черт ко всему лицу целиком и расстоянии между ними во всех направлениях (напоминаю, что пропорция - это отношение размера части к целому). Попробуйте порисовать с натуры, практикуйтесь как можно больше. Если вы хотите работать с более доступным объектом, можете переключиться на автопортреты.

Рисуйте с вдохновением!

Всю жизнь мы чему-то учимся, комплексным навыкам, можно так выразиться. Например, умение ходить, читать, водить машину, кататься па лыжах, коньках. Как мы начинаем учиться ходить или читать, рисование складывается из нескольких навыков, овладев ими, вы способны делать потом всю жизнь.

Практика в рисовании, совершенствование техники, умение нарисовать то, что находится у вас перед глазами, не являются собственно навыками рисования. Это навыки восприятия: восприятие очертаний; восприятие пространства; восприятие пропорций; восприятие света и тени; восприятие целостного образа.

Мое рисование началось с поступления в художественную школу, до этого у меня не было особого желание рисовать. Я, как и все мальчишки бегал в спортивную секцию, ходил с мамой на уроки музыки, в прочем к игре на пианино у меня тоже были склонности, говорил мой учитель. Несколько раз бросал поначалу художественную школу, особенно в сентябре, но со временем, втянулся, и навыки детского рисования воплощаю сейчас, учась в университете.

Существует множество технических приемов рисования - например, различные способы применения материалов и инструментов, используемых при рисовании. Но те пять навыков, обеспечивают требуемую тренировку восприятия для квалифицированного овладения способностью выражать свои восприятия с помощью рисунка.

Любой человек может научиться рисовать за короткое время. Можно за неделю интенсивных занятий приобрести основные навыки рисования. Навыки к чтению и рисованию становятся со временем автоматическими, так же как и рисование становиться потребностью, но это я о себе.

Начальное обучение зачастую настоящая борьба, сначала за овладение каждым из составляющих навыков, а затем за плавное соединение изученных компонентов. Я прошел эту борьбу в художественной школе. В один прекрасный день просто начнете рисовать как, например, однажды научились ходить, читать. Потом человек почти забывает о том, как учился читать, как учил таблицу умножения, как учился рисовать.

Пятый навык, восприятие целого, возникает в результате приобретения других четырех навыков. Последовательно, изучая один за другим, мы превращаемся в профессионального художника.

В процессе обучения рисованию человек одновременно учится управлять тем, как его собственный мозг обрабатывает информацию. Использования цвета при рисовании - это прекрасная переходная ступень к живописи.

Я определяю, что логической последовательностью для человека, изучающего рисование должно стать: линия, валер, цвет, живопись.

Применение линии приобретается за счет контурного изображения форм и пространств. Использование валера (искусство живописи тональный нюанс, тонкое различие одного и того же цвета по светлоте), осваивается через передачу света и тени. Применение цвета требует, прежде всего, способности чувствовать цвет. Эту способность невозможно приобрести, пока человек не научится чувствовать соотношение света и тени в процессе рисования.

С развитием навыков рисования наш мозг связывается со зрительным восприятием. Система зрения, вовлекающая в работу весь мозг, собирает зрительную информацию. Вся информация изменяется, интерпретируется и концептуализируется в зависимости от образованности человека.

Обучение восприятию через рисование, наделяет нас непосредственным зрением. Научившись рисованию, наш мозг подвержен сопереживанию, волнению. Жизнь становиться гораздо более насыщенной. Мы видим мир по-новому, можно сказать другими глазами.

В заключении приведу убедительный довод, мы должны научиться навыкам рисования, для того чтобы увидеть мир другими глазами.

Вы можете быть очень способным к рисованию, но оттачивание техники требует, скорее, усердной практики, нежели одного таланта. К счастью, существует множество способов, которые помогут вам улучшить свои художественные навыки.

Шаги

Часть 1

Простые рисунки

    Рисуйте фигуры. Практикуйтесь в рисовании пяти основных геометрических форм.

    • Пять основных фигур – это сфера, пирамида, параллелепипед, цилиндр и конус. В основе всех рисунков лежат эти базовые формы.
    • Рисуйте фигуры разного размера, пропорций, повернутые под разным углом.
    • Учитесь изображать тени при разных расположениях источника света. Это подготовит вас к рисованию более сложных форм, так что не будьте нетерпеливы.
    • Используйте разные материалы: карандаши различной толщины и твердости, ручки, фломастеры, цветные карандаши, уголь и так далее. Это поможет вам прочувствовать особенности работы с тем или иным средством.
  1. Рисуйте простые изображения. Когда вы научитесь с уверенностью рисовать фигуры, можете начать их комбинировать. Например, цилиндр с поставленным на него конусом или соединенные сферы – достаточно простое начало пути к по-настоящему сложным рисункам.

    • Не нажимайте на карандаш слишком сильно, иначе вам будет трудно стереть ошибки. Кроме того, вначале нужно проработать пропорции и формы рисунка, а уже затем обводить более ярко и затемнять тени.
    • Используйте различные материалы и здесь, чтобы понять, какие вам нравятся больше всего.
  2. Тренируйтесь рисовать светотень. Она зависит от формы объекта и степени его освещенности. Правильная штриховка поможет вам сделать рисунок по-настоящему объемным. Начните с простых форм, а затем примените полученные навыки к их более сложным комбинациям.

    • Рисуйте тени в одном направлении. Штриховка в одном направлении (по прямой) подходит для большинства фигур, однако при рисовании животных или листьев, штриховка вдоль изгибов объекта подчеркнет его форму. Если штриховка не соответствует контурам, у зрителя сложится двойственное впечатление об объекте (контуры подразумевают одну форму, тени – другую), что, в конечном счете, будет выглядеть неправильно.
  3. Обращайтесь за помощью и советами. Не думайте, что вы должны развивать свой художественный талант исключительно самостоятельно. Просите о помощи знакомых художников, учителей рисования, друзей и всех, чьему мнению вы доверяете. Прислушивайтесь к их советам, чтобы улучшить те навыки, в которых вам нужно совершенствоваться, и научиться новым приемам рисования.

    Часть 2

    Дальнейшее совершенствование
    1. Постоянно рисуйте с натуры. Это основополагающее упражнение, которое разовьет вашу наблюдательность и глазомер и поможет всерьез улучшить ваши умения.

      • Фотографии в сравнении с настоящей натурой неидеальны, так как снимок может быть плоским (отсутствует воздушная перспектива), искаженным или не давать представления об истинных пропорциях. Увидеть истребитель на фото – это одно дело, оценить его размер и мощь в реальности – совсем другое.
    2. Тщательно прорисовывайте детали. Однако не зацикливайтесь на них: хороший рисунок первичен, а детали – это уже последующее дополнение.

      • Лучший способ сделать детальный рисунок – разбить его на простые формы и линии. Для измерений масштаба и соотношения длины и ширины можно использовать карандаш в вытянутой руке. Когда вы зарисовали форму объекта в целом, прорисуйте его более подробно, а потом можете сфокусироваться на мелких деталях. Всегда начинайте с большего и следите, чтобы степень детализации рисунка была равномерной.
      • Если вы рисуете животных, добавляйте полоски, пятнышки, блеск, чешую, мех, длинную шерсть и фон.
    3. Учитесь рисовать животных или людей в движении. Для этого поза должна передавать движение и не быть статичной. Вы не сразу добьетесь результата, поэтому продвигайтесь не спеша и продолжайте практиковаться. Не удивляйтесь, если первые попытки окажутся неудачными, и изображенные люди или звери будут казаться неуклюжими или карикатурными.

      Рисуйте более крупные композиции. Попробуйте нарисовать пейзаж или городскую сценку, полную действия. Вначале сделайте общий эскиз, чтобы наметить композицию, а затем наполните рисунок всеми деталями, которые делают сцену живой.

    4. Продолжайте практиковаться и получайте удовольствие от рисования всю жизнь. Рисованию невозможно научиться за один день; более того, ваши умения будут постоянно развиваться. Если вы почитаете о художниках, то увидите, что те из них, кто творил на протяжении многих лет, часто меняли свою манеру по прошествии времени; на это влияли новые знания, желание раздвинуть границы своего творчества, стремление к переменам и совершенствованию. Иными словами, улучшение навыков рисования (независимо от того, насколько они уже хороши) – это процесс длиною в жизнь, и он никогда не прерывается. Основу его составляют усердие и постоянство; если вы действительно любите рисование, то легко сможете проявить и то, и другое.

      • Рисование – это не соревновательный спорт. Вы рисуете, чтобы выразить нечто важное для вас, и делаете это в своей манере и в свое время.
      • Не сравнивайте свои рисунки с работами знаменитых художников. Помните, что они профессионалы и занимаются этим всю свою жизнь. Однако можете вдохновляться их творчеством, если вас мотивирует мысль о том, что в один прекрасный день вы научитесь рисовать так же хорошо.
      • Экспериментируйте с различными сортами и текстурами бумаги. На бристольский картон карандаш ложится совсем не так, как на бумагу из хлопкового волокна. Выбирайте текстуру, которая вам больше нравится или лучше подходит для воплощения вашего замысла.
      • Чтобы увидеть свой прогресс в рисовании, возьмите один из ваших старых рисунков и повторите его. Если вы не видите заметных улучшений, подумайте, что именно вам стоит усовершенствовать. Можете повторить это несколько раз.
      • Не работайте постоянно в одной и той же технике; хороший и восприимчивый к новому художник с радостью испробует любые материалы, какие попадают ему в руки. Основы рисования остаются неизменными – так, законы линейной перспективы действуют одинаково, рисуете ли вы карандашом или углем.
      • Обращайтесь за конструктивной критикой. Это значит: просите не только указать на недочеты в рисунке, но и подсказать вам, как их исправить или свести к минимуму.
      • Создайте учетную запись на deviantart.com и размещайте там свои рисунки. Вы сможете попросить об оценке ваших работ и получить несколько советов.
      • Искусство - это способ выразить то, что невозможно выразить словами. Когда к вам приходит что-то поистине выразительное - рисуйте это!

      Предупреждения

      • Иногда у вас просто не получается ничего нарисовать, и вам кажется, что вы утратили все свои умения – но это просто творческий кризис. Это нормально и случается со всеми, так что не беспокойтесь. Постарайтесь найти действенный способ выхода из него.
      • Не принимайте близко к сердцу, если кто-то говорит, что вы отвратительно рисуете. Просто продолжайте практиковаться.
      • Не впадайте в состояние стресса (эмоционального или физического) из-за неудач. Ошибки совершает каждый.
      • Если рисунок не удался, проанализируйте его недостатки и используйте полученные выводы, чтобы улучшить свои навыки в будущем. Часто бывает полезно сделать шаг назад и попрактиковаться, например, в основах анатомии, перспективе или светотени.
      • Если у вас есть друг, который рисует лучше вас, пусть вас это не огорчает. Продолжайте совершенствоваться. Кроме того, старайтесь не воспринимать это как "он лучше меня": вы просто не нашли еще свой стиль, а когда это произойдет, ваши работы будут так же хороши – но не в его, а в вашей собственной манере.

Рисование на самом базовом уровне - практически интуитивный навык для нас. Даже маленькие дети знают, как превратить изображение в своей голове в набор карандашных линий, даже если для других они будут непонятны. Когда мы взрослеем, мы узнаем больше о мире вокруг нас, а также узнаем, как запечатлить его с помощью линий более точно.

Линии кажутся практически синонимом рисования, но, если вы посмотрите внимательно, в реальном мире вы их нигде не найдете. Это мы «пакуем» реальные объекты в плотную оболочку, потому что оболочка - это все, что мы можем нарисовать. Оболочка, линии - это усреднение реальности, а зачастую множество усреднений описывают один и тот же предмет.

До тех пор, пока вы этого не поймете, вам приходится рисовать плоско, используя линии, как что-то естественное и неизменное. Не важно, насколько прекрасными вы представляете ваших существ - вам приходится рисовать их в одной банальной позе, с затенением, которое ничуть не делает их менее плоскими. Вот до какого момента вас сможет довести один талант. А сейчас самое время взять ваши способности в свои руки. Я покажу вам метод мышления, необходимый для того, чтобы полностью контролировать линии, чтобы создавать их из воображения и все равно делать их более реалистичными, чем вычерченные.

И еще кое-что, прежде чем мы начнем: я хочу, чтобы вы были очень, очень сосредоточены в процессе чтения этой статьи. Если что-то кажется непонятным с первого взгляда, на секунду остановитесь, перечитайте и попробуйте на практике. Если же вы продолжите читать, не сделав этого, вы ничему не научитесь.

Что такое линии и откуда они появляются?

Два способа рисования

Мы не можем изобразить реальность. Это слишком сложно, даже если мы будем учитывать лишь визуальный аспект процесса. Если вы используете только статичный кадр реальности, отдельную картинку, вы можете попытаться воспроизвести его при помощи цветов с различной яркостью и насыщенностью, симулируя свет и тень в изображении. Конечно, это, все же, будет рисунок картинки, а не реальности.

С линейным рисунком дела обстоят иначе. Такой вид рисунка основан на линиях, и линии в данном случае символизируют контуры предметов, которые мы видим. Но как только мы отделим линии от их «родителей», они становятся чем-то самобытным. Линии могут быть использованы даже и без родителей вовсе - вы можете использовать их, чтобы нарисовать что-то, что вы никогда не видели.

По всей видимости, нашему сознанию нужно немного, чтобы распознать реальность. Мы очень способные в плане распознания узоров и символов, даже если они довольно далеки от реальности. Нам не нужно четкие контуры, взятые с фотографии, чтобы изобразить объект - мы можем рисовать случайные линии, пока наше сознание не распознает их, как что-либо.

Итак, существует два типа линий. Первый включает контуры, полученные из статичного изображения реальности. В нем нет контуров случайных, но чем больше их вы включите в работу, тем реалистичнее будет результат. Второй тип противоположен первому: вы рисуете любые линии, и ждете до тех пор, пока ваше сознание не приведет вас к узнаваемому результату. Узнаваемых результатов существует множество, и чем больше у вас навыков, тем ближе он будет к результату первого типа (на фото).

Мы используем оба пути, когда учимся рисовать. Первый обычно используется при начертании, или тогда, когда у нас есть, откуда срисовывать. Это простой способ нарисовать узнаваемое изображение, но этим способом вы сможете нарисовать лишь те предметы, которые вы уже видели. Скука!

Другой метод используется, когда вы рисуете из воображения. У вас есть определенная картинка в голове, но вы не можете взять оттуда линии, ведь на самом деле вы этого не видите. Точно как текст, который вы пытаетесь прочесть в своем сне - картинка меняется каждый раз, когда вы пытаетесь на ней сфокусироваться. Единственный способ нарисовать то, что вы вообразили это…рисовать, сравнивая каждую линию с вашими ожиданиями. Вполне очевидно, что это непросто.

Когда талант становится препятствием

Талант - весьма своеобразный «учитель». Он позволяет делать те вещи, которым осознанно вы никогда не учились - кажется, что они просто получаются сами по себе. Тем не менее, говоря о таланте, мы обычно представляем человека, создающего произведение искусства просто и без каких-либо усилий. Правда в том, что талант никогда не даст вам никаких умений, он лишь сделает основы очевидными.

Талант кажется чем-то хорошим, но я заметила, что талант к рисованию зачастую становится препятствием на пути к вашему прогрессу. Вы никогда не учитесь, как рисовать, вы просто рисуете и ждете потрясающего эффекта. До некоторого времени это работает, но приходит время, когда вы просто перестаете прогрессировать. И вы не знаете, что делать, ведь ранее у вас никогда не было подобных проблем!

Когда талантливый человек рисует, линии похожи на реальность более, чем линии у остальных. Художник не знает, как это происходит; это просто происходит. Поэтому у талантливого человека нет никакого контроля над собственным прогрессом. Все, что он может сделать, это рисовать больше и надеяться на лучшее.

Не важно, талантливы вы или нет - чтобы научиться рисовать, вам нужно понимать происхождение линий. Вам нужно усвоить разницу между линиями, которые наше сознание воспринимает, как реалистичные, и теми, которые, в сущности, ничего из себя не представляют. И только тогда вы получите контроль над своими рисунками и перестанете быть рабом своего таланта или же его недостатка.

Источник линий - форма

Мы срисовываем линии в большинстве своем из контуров объекта. Контуры могут быть «увидены» даже слепым человеком, так как их можно почувствовать, как резкую смену формы объекта. Но вам не нужно прикасаться к объекту, чтобы найти края - неровность формы влияет на падающий на нее свет, и линии в большинстве случаев достаточно четки.

Проблема с линиями, которыми мы изображаем контуры объекта, заключается в том, что при помощи одного и того же набора линий могут быть запечатлены совершенно разные формы:

Формы и их поперечное сечение на виде сбоку

Похоже, затенение и есть тот самый ключ к тому, чтобы показать истинную форму объекта, но значит ли это, что незатененные рисунки обязаны быть плоскими? К счастью, нет, и я уверена, вы видели множество набросков с большей глубиной, чем в детализированных, цветных рисунках. Как же это работает?

Множество ликов формы

Разница между формой и плоским объектом заключается в том, что у последнего есть только одна сторона. У него нет передней части, задней части, верхней и нижней частей, и, следовательно, он не может быть повернут. Форму же мы с легкостью можем повернуть, и это, на самом деле, является частью ее сущности.

Давайте посмотрим на три стороны куба, который является очень хорошей простой формой. Мы видим левую грань (1), верхнюю грань (2), и правую грань (3). Каждая из них по отдельности выглядит очень плоской и скучной. По факту, вы даже не можете их затенить, дабы сделать их более интересными!

Подобный вид возникает, когда вы смотрите на фигуру, поставленную в «первоначальную» позицию.

Если вы повернете фигуру горизонтально, вы сможете видеть две стороны одновременно. Но она по-прежнему выглядит плоской!

Давайте повернем форму и по вертикали тоже. Вуаля!

Сама суть формы заключается в том, что она может быть повернута, дабы мы могли увидеть другую ее сторону. Однако в статичном изображении отсутствуют визуальные различия между плоским объектом и формой, которую не повернули и у которой не видно других сторон. Вы должны повернуть форму, чтобы добавить глубину.

Кот был трехмерной формой с самого начала, но необходимо было его повернуть, чтобы доказать трехмерность формы нашим глазам.

От форм к линиям

Чтобы рисовать линии, напоминающие формы, а не плоские листы бумаги, нам нужно основывать их на формах. Талантливые художники достигают этого путем проб и ошибок, ожидая, что верные линии появятся сами по себе. И когда они появляются, художник не знает, откуда они взялись, или как их подкорректировать, не утратив их значения.

Настоящий секрет рисования форм заключается не в линиях, которые вы рисуете, а в знании того, откуда они появились. Или, лучше сказать, откуда они должны были появиться. До того, как вы начнете рисовать, вам следует представить форму, на которой будут основываться ваши линии, вместо того, чтобы рисовать самобытные линии. Итак, ключ в том, чтобы знать, как должны измениться линии, если объект повернуть, а не просто помнить определенный набор линий, изображающий определенную позу.

Это истинная причина того, почему начинающие художники обычно рисуют одну и ту же «стандартную» позу все время. Они не понимают, как визуально конвертировать эту позу в трехмерную форму, чтобы ее повернуть. Это также относится и к проблеме с рисованием по воображению, когда вы можете нарисовать лошадь, смотря на ее изображение, но без изображения вы теряетесь.

Линии трудно запомнить и их нельзя модифицировать; формы запомнить легко, и так же легко их можно модифицировать. Причина, по которой мы выбираем линии, заключается в том, что рисование линий интуитивно и основано на таланте. Второе же требует бОльших усилий и активного обучения, но результат стоит того!

Как рисовать формы вместо линий

Теперь, когда мы знаем, почему формы важнее линий, давайте посмотрим, как мы сможем использовать это знание на практике.

1. Думайте формами

Первый пункт - изменение вашего мышления. Если вы легко можете срисовать что-то с фотографии, но не из жизни (даже если объект не двигается), это указывает на эту самую проблему - вы слишком много внимания уделяете контурам. Я покажу вам, что я имею в виду:

Давайте представим, что вы смотрите на это фото и готовитесь его нарисовать. Вы думаете, что вы видите лошадь, но то, что вы видите на самом деле…

…выглядит скорее вот так. Вы отделяете тело от фона и ищите характерные контуры.

Затем вы приступаете к рисованию увиденного. Как вы думаете - вы действительно станете рисовать лошадь вот так? Или скорее контуры, которые вы увидели на ее теле, контуры, которые остальным напомнят лошадь?

Возможно, это подходящий метод, если вы так и собираетесь рисовать так называемые «отсылки» к предметам. Потому что этот метод не дает возможности предсказать другие позы! Посмотрите на два примера ниже. На обоих изображениях лошади, просто в разных позах. В действительности, они практически идентичны, но вот у их линий нет ничего общего!

Вы не можете получить линии одной позы из линий позы другой

Итак, это ваше первое упражнение. Вам нужно изменить привычки мышления, что нельзя сделать за одну ночь, но не позволяйте этому остановить вас! Что вам следует делать - это наблюдать за объектами и разбирать их. Представляйте каждый сложный объект так, будто бы он сделан из более простых объектов. Да, и даже лошадь!

Повернуть лошадь в своем воображении может быть достаточно сложно, но что если поворачивать простые формы, например мячики, яйца или бочки?

2. Поймите концепцию сторон

Большинство из нас понимает эту концепцию интуитивно, но когда доходит до рисования, мы обычно забываем об этом. Давайте выведем самые важные правила, и я покажу вам, почему они так важны! На минуту объяснение может показаться вам слишком «геометрическим», но так легче всего объяснить основные правила.

1. Основные стороны

Существует 6 основных сторон, которые мы можем найти в формах, даже если у них уж очень сложные поверхности и гладкие края:

  1. Передняя сторона
  2. Задняя сторона
  3. Верхняя сторона
  4. Нижняя сторона
  5. Сторона A
  6. Сторона В

Эти стороны с названиями А и В могут также называться левой и правой, в зависимости от того, с какой точки вы рассматриваете объект. Например, если вы стоите перед коробкой, сторона А - это ваша левая сторона, а сторона В - правая.

Это правило применимо даже к такой необычной форме, как тело Мистера Чабби:

2. Виды

Проблема со сторонами заключается в том, что их все нельзя увидеть одновременно . Например, если вы стоите перед чем-либо, вы видите только это и ничего больше. Коробка, например, будет выглядеть, как квадрат. Чтобы увидеть любую другую сторону, вам нужно подвинуть коробку или подвинуться самому:

  • Чтобы увидеть верх вниз (или же сами переместитесь выше)
  • Чтобы увидеть низ коробки, переместите коробку наверх (или переместитесь ниже)
  • Чтобы увидеть левую вправо (или переместитесь влево)
  • Чтобы увидеть правую сторону, переместите коробку влево (или переместитесь вправо)
  • Чтобы увидеть три стороны одновременно, комбинируйте перемещения

Вы не сможете увидеть больше, чем три стороны одновременно.

3. Противоположные стороны

Существует три пары противоположных сторон: верх-низ , перед-зад , лево-право . Правило, касающееся их, состоит в том, что их нельзя увидеть одновременно , так как одна сторона перекрывает другую.

4. Смежные стороны

Смежные стороны можно видеть одновременно, но чем больше вы видите одну из них, тем меньше вы видите другую . Единственный способ увидеть сторону полностью, это смотреть с такой точки, с которой не видно смежных сторон.

5. Перпендикулярные линии

Только тогда, когда мы видим одну или две стороны, их края образуют правильный угол (они перпендикулярны по отношению друг к другу). Когда вы хотите увидеть и третью сторону тоже, это отношение исчезает.

Невозможно одновременно показать три стороны и сохранить хоть один правильный угол. Вы можете использовать это правило, как простой метод проверки, верно ли повернут предмет.

Если вы используете неправильные углы, рисуя сложный предмет, он может выглядеть «как-то неправильно, но я не понимаю, почему». Рисование линий вначале может помочь вам избежать подобной ситуации.

6. Расстояние

Объект становится зрительно меньше на большем расстоянии, так что если две противоположные стороны очень далеко друг от друга (когда объект большой), та сторона, которая расположена дальше, будет казаться меньше.

Мистер Чабби с точки зрения муравья, которого он перепрыгивает

В качестве упражнения, проверьте свои рисунки, и найдите те, в которых вы попытались достичь трехмерного эффекта, игнорируя эти правила. Теперь вы понимаете свои ошибки?

3. Усвойте концепцию направляющих линий

Стороны куба обычно понять довольно просто, но объекты, которые мы рисуем, очень редко имеют столь четкую и аккуратную конструкцию. Они, в основном, являются чем-то вроде усреднения между сторонами, как показано здесь:

Однако концепция сторон может быть использована в качестве основы для куда более полезного метода представления вращения. Я не знаю, есть ли у него какое-то профессиональное название, поэтому давайте пока называть этот метод направляющих линий . Их цель заключается в том, чтобы убедить ваши глаза, что вы смотрите на повернутую форму, а не на плоский набор линий.

Давайте использовать цилиндр в качестве примера. Это удлиненная форма с кругом в основании. В большинстве видов цилиндр выглядит, как прямоугольник, но на виде сверху (3) и виде снизу (4) он выглядит, как круг. Это важно!

  • А: это ваш уровень глаз (прямо перед вами). Здесь круг лежит параллельно вам, поэтому вы видите лишь один его край - круг выглядит как линия .
  • В: чем выше цилиндр поднимается над уровнем ваших глаз сверху - кругом. Линия закругляется к верху .
  • С: чем ниже цилиндр опускается от уровня ваших глаз , тем больше он стремится стать видом снизу - кругом. Линия закругляется к низу .

Это работает и с боковыми видами, если цилиндр расположен горизонтально:

Это именно то, что происходит с любыми формами с, грубо говоря, круглым сечением, как, например, тело Мистера Чабби:

Этот мистический ракурс, о котором вы, возможно, слышали, есть не что иное, как изменение между двумя видами - изменение длины сторон, описанное в правиле 4 (смежные стороны).

Лицо Мистера Чабби не совсем плоское, поэтому длина B усреднена

Когда вы хотите нарисовать направляющие линии на стороне формы в каком-либо промежуточном виде, представьте, как край, который вы пытаетесь нарисовать, выглядит в двух видах, между которыми вы находитесь. Он будет настолько промежуточным, насколько вы видите:

  • Если вид - это «вид спереди, слегка повернутый вправо », направляющие линии будут слегка закругляться вправо , и вид спереди будет слегка укорочена .

В качестве напоминания: при вращении объекта вправо, вы показываете его левую сторону

  • Если вид - это «вид спереди, сильно перемещенный вниз », направляющие линии будут сильно закруглены к низу , и вид спереди будет сильно укорочен .

Основное правило может быть описано вот так:

Если вы хотите быть уверены в том, что вы рисуете кривые правильно, всегда рисуйте эллипс полностью - потеря симметрии послужит сигналом о том, что вы потеряли точность.

Рисуйте «внутреннюю» половину эллипса более тонкими линиями, и вы непременно увидите глубину

Если вы наблюдали внимательно, вы могли заметить еще одну кривую на Мистере Чабби, которая не подчиняется правилам, которые мы описали. Это потому, что мы говорили о цилиндре, а Мистер Чабби полностью закруглен. Не волнуйтесь - в данном случае нужно добавить всего одну вещь, и она происходит из того, что мы уже знаем.

Цилиндр имеет только одно круглое сечение, а у сферы круглых сечения три - и все перпендикулярны по отношению друг к другу. Это значит, что если одно из сечений вы видите, как круг, остальные будут выглядеть, как прямые линии.

Вот поэтому у Мистера Чабби существует не один набор линий. Давайте посмотрим поближе:

  • До тех пор, пока мы вращаем объект по одной оси, его направляющая линия не будет меняться (здесь: вертикальная голубая линия).
  • А: это уровень глаз . Синий овал 1 здесь просто линия . Голубой овал тоже просто линия , а кривые 2 и 3 вместе составляют круг ; они являются центральным овалом верхней нижней части соответственно.
  • В : это вид снизу : центральный овал нижней части здесь выглядит как прямая линия , и так как голубой овал все еще выглядит как линия , последнему из овалов, 1 , достается весь периметр .
  • С : это вид сверху . Центральный овал верха выглядит на этом виде, как прямая линия , и так как голубой овал все еще выглядит как линия , последнему из овалов, 1 , достается весь периметр .
  • Между фазами овалы меняются местами, превращаясь из линий в кривые , точно как в случае с цилиндром

Выделите время, чтобы понять эту схему. Попытайтесь вращать сферу в своем воображении и сравнить ее с телом Мистера Чабби.

На самом деле, есть одна проблема с трехсторонним видом. Круг, который мы видим в этом виде, не только укорочен вертикально и горизонтально, но также как бы немного повернут. Вместо того, чтобы пытаться понять, как его вращать, просто запомните это: у эллипса есть две пары длинных кривых (1) и две пары более скругленных кривых (2).

Чувствуете, как ваш мозг дымится? Сделайте перерыв и поищите направляющие линии в своем окружении!

Направляющие линии способны изменить плоский контур в целый набор разных форм.

4. Анализируйте и практикуйтесь до тех пор, пока это не станет очевидным

ОК, теперь вы знаете правила, но кажется, что у них больше общего с математикой, чем с реальностью. Чтобы действительно понять, как их использовать, вы должны их почувствовать, а для этого нет лучшего упражнения, чем рисование.

Найдите набор изображений объектов, которые мы будем использовать как источник, сперва пусть это будут простые объекты. Распечатайте их на одной странице, немного светлее (вы можете понизить непрозрачность изображения или изменить его яркость в настройках принтера). Проанализируйте: где стояла камера, которая засняла это фото? Она сверху объекта или снизу? Тогда, как должны быть закруглены направляющие линии, вверх или вниз? Сильно или слегка?

Когда сомневаетесь, возвращайтесь к моему объяснению правил и постарайтесь увидеть их на практике. Не используйте линейку или другие предметы; старайтесь рисовать линии свободно, с расслабленной рукой. Рисуйте их без усилий, а затем усильте контуры. Вы также можете поэкспериментировать, и намеренно нарисовать искаженные линии, а затем посмотреть, что случится с вашим восприятием объекта.

Когда вы чувствуете, что готовы, вы можете попробовать и более сложные объекты. Рисуйте линии на них, а затем попытайтесь перерисовать те же объекты в других позах.

От форм к линиям - на практике

Возможно, сейчас вы немного запутались - сначала я говорю, что не стоит начинать рисунок с линий, а потом даю вам целую кучу запутанных правил, которые ведут к…большему количеству линий. Позвольте мне объяснить.

Я упоминала ранее, что существует два способа рисования. Для рисования по воображению нам всегда следует использовать второй способ: начинать со случайных линий, и ждать, пока наше сознание их узнает. Тем не менее, рисование формами добавляет сюда еще один этап. Вы не начинаете рисование с линий, которые будут частью конечного результата - вы набрасываете форму , и ждете, пока ваше сознание ее не узнает. Когда формы вами установлены, вы можете спокойно добавлять детализирующие линии, зная, что они будут выглядеть хорошо, что бы ни случилось!

Давайте посмотрим, как это работает!

Шаг 1

Начните с набрасывания основной идеи. Пока вам не нужно использовать направляющие линии, но учитывайте правила сторон.

Шаг 2

На минуту задумайтесь о том, какие виды форм представляет собой ваш набросок. Как они повернуты? Вы можете определить поворот при помощи простых скрещенных направляющих линий.

Шаг 3

Когда основа готова, вы можете добавить оставшиеся части тела, согласно направляющим линиям основы. Конечно, простое знание форм не сделает анатомию животных очевидной. Вам необходимо провести некоторое время, анализируя изображения настоящих животных, и попытаться сконвертировать их в простые формы. Как только вы их запомните, вы сможете нарисовать животное по воображению!

Шаг 4

Теперь пришло время для «нормального» рисунка. Вы можете добавлять детали, не задаваясь вопросом, куда их нужно добавлять, или как они изменятся при повороте.

Обратите внимание, как шерсть указывает на некоторые направляющие линии

Заключение

Видите ли вы, как формы, которые хоть и с трудом поддаются объяснению, облегчают процесс рисования? Несомненно, сейчас это все может выглядеть слишком запутанным, но правда в том, что вы работаете с формами каждый раз, когда вы пытаетесь рисовать реалистично. Вы просто не знаете об этом, поэтому вы стреляете наугад. Неудивительно, что это сложно!

Это нормально, если вы чувствуете себя перегруженными этой информацией, но не сдавайтесь! Выделите необходимое время и учитесь шаг за шагом; не нужно пытаться все это понять за один присест. Вам показали секрет всех великих художников - не отрицайте его, только потому, что он сложный. Медленно применяйте его к вашему способу рисования и возвращайтесь к уроку каждый раз, когда у вас появляется вопрос, требующий ответа.