Прожил пабло пикассо. Биография пабло пикассо. От нищего «голубого» периода к сытому «розовому»

1. Пабло Пикассо начал увлекаться рисованием с раннего детства. Первые уроки живописи он получил у своего отца - Хосе Руиса Бласко, который был учителем рисования. Уже в 8 лет он написал свою первую качественную картину маслом, получившая название «Пикадор».

Первая картина «Пикадор»

2. По испанской традиции Пабло получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Его полное имя, полученное при крещении, звучит как Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо.

3. Термин направления «кубизм», основоположниками которого стали Пабло Пикассо, Жорж Брак и Хуан Грис, был введён искусствоведом и художественным критиком Луи Вокселем (Louis Vauxcelles). В одной из своих статей он отметил, что работы Пикассо и Жоржа Брака полны «причудливых кубиков».

4. Первой женой Пикассо стала русская балерина Ольга Хохлова, с которой он познакомился во время подготовки к постановке сюрреалистического балета «Парад» Сергея Дягилева. В совместном браке у них родился сын Пауло.

5. Пабло Пикассо был не просто художником, он также был скульптором, керамистом, сценографом, поэтом, драматургом, писателем и дизайнером.

6. Пикассо был принят в Школу изящных искусств Ла-Лонха, когда ему было 14 лет. Он был слишком молод для поступления, однако по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов. В то время как большинство студентов сдали экзамены через месяц, Пабло сдал вступительные всего лишь за неделю.

«Герника»

7. После того, как нацистский офицер увидел фотографию картины Пабло Пикассо «Герника», он спросил художника, он ли это сделал. Пикассо ответил: «Нет, это сделал ты».

8. Причиной создания знаменитой картины «Герника» стала бомбардировка испанского города Герника ВВС люфтваффе, входящих в состав нацистской Германии. За 3 часа на Гернику было сброшено несколько тысяч бомб, в результате чего 6-тысячный город был уничтожен. Пикассо был настолько поражён случившимся, что выразил свои эмоции на полотне. «Герника» была написана всего за месяц.

9. Имя Пикассо использовалось на нескольких коммерческих продуктах, включая автомобиль (Citroen Xsara Picasso), парфюм (Cognac Hennessy Picasso) и зажигалки (ST Dupont Picasso). Наследники Пикассо постоянно борются по законам об интеллектуальной собственности, касающихся его имени.

«Авиньонские девицы»

10. С 1917 по 1924 год Пикассо создал занавесы, декорации и костюмы для нескольких балетов. В то время его работы были плохо восприняты, но теперь они считаются символами прогресса в искусстве того времени.

11. Поскольку Пикассо был так слаб при рождении, акушерка подумала, что он родился мёртвым и положила его на стол. Его дядя, курящий большую сигару, подошёл к нему и выдохнул дым от сигары в лицо младенцу. Пикассо сразу же отреагировал гримасой и плачем.

12. Однажды Пикассо отметил: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут». Эта фраза стала знаменитым высказыванием художника.

13. На основе данных о похищенных картинах лондонской организации Art Loss Register, Пабло Пикассо возглавляет список художников, чьи полотна пользуются наибольшей популярностью среди воров.

14. Пикассо считал, что американская писательница Гертруда Стайн была его единственной подругой. Её дружба и поддержка оказали на него значительное влияние.

«Алжирские женщины (версия О)»

15. 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» .

16. В 2009 году самая известная газета The Times провела опрос среди 1,4 млн читателей, по результатам которого Пикассо признали лучшим художником среди живших за последние 100 лет.

17. Второй женой Пабло была Жаклин Рок; их брак продлился 11 лет. Пабло Пикассо впервые увидел Жаклин в 1953 году, когда ей было 26 лет, а ему - 72 года. Каждый день он дарил ей одну розу, пока через полгода Жаклин не согласилась встречаться с ним. Они поженились только спустя 6 лет после смерти первой жены Пикассо Ольги Хохловой в 1955 году.

18. У Пабло Пикассо было трое внебрачных детей: дочь Майя от Мари-Терез Вальтер; сын Клод и дочь Палома от Франсуазы Жило.

19. Первым словом Пикассо было «piz, piz», сокращённое от lápis, что в переводе с испанского означает «карандаш».

20. Согласно Книге рекордов Гиннеса 1998 года, Пикассо является одним из самых плодовитых художников в мире. За свою 78-летнюю карьеру он создал более 13 500 картин, 100 000 гравюр, 34 000 книжных иллюстраций, 300 керамических и скульптурных работ — всего более 147 800 произведений искусства.

21. С 1973 года (год смерти художника) любовница Пабло, Франсуаза Жило, боролась со второй женой художника, Жаклин Рок, за раздел имущества Пикассо. Любовница и её двое детей (Клод и Палома) ещё до смерти Пабло безуспешно пытались оспорить его волю на том основании, что Пикассо был психически болен. В конце концов стороны договорились о создании Музея Пикассо в Париже, который был открыт в 1985 году.

«Натюрморт с фруктами на столе»

22. Поскольку погребение художника состоялось на частной территории, принадлежавшей его замку, Жаклин Рок не позволила присутствовать на его похоронах двум внебрачным детям Пикассо — Клоду и Паломе, поскольку они ещё до смерти Пикассо пытались разделить имущество художника.

23. В 1927 году Пикассо встретил 17-летнюю Мари-Терез Вальтер и начал с ней тайно встречаться. Брак художника с его первой женой закончился разлукой, а не разводом, поскольку французский закон требовал четного разделения собственности в случае развода, а Пикассо не хотел, чтобы Хохлова получила половину своего богатства. Мари-Терез Вальтер прожила всю жизнь в тщетной надежде, что Пикассо однажды женится на ней. Через четыре года после смерти Пикассо она повесилась.

24. Хотя в детстве Пабло был крещён в католической церкви, позже он стал атеистом.

25. По состоянию на 2012 год, в крупнейшем в мире регистре по утерянным произведениям искусства (Art Loss Register (ALR)), 1 147 работ Пабло Пикассо числятся как украденные.

Пабло Пикассо

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г

Мария Пикассо Лопес (1855–1939), мать художника Пабло Пикассо

Мария Пикассо Лопес родилась и выросла в испанском городе Малага. Её отец - дон Франциско Пикассо Гвардена был преуспевающим буржуа. Мечтая об экзотике, он отправился на Кубу, оставив в Испании жену и трёх малолетних дочерей. Семья потеряла с ним связь и только через пятнадцать лет узнала, что он погиб от желтой лихорадки в момент, когда собрался возвратиться в Малагу.

Вдова - донья Инеса Лопес Роблес и три её дочери Мария, Элодия и Элидора владели виноградниками. После смерти отца семейства случилось второе несчастье: виноградники были заражены насекомыми-вредителями и все погибли. Мать и дочери стали зарабатывать на жизнь, вышивая галуны для фуражек и мундиров железнодорожников Андалусии.

В Малаге семья Пикассо жила в доме на площади Мерсед, по соседству с домом каноника Пабло Диего Хосе, у которого проживал его младший брат Хосе Руис Бласко. Каноник был недоволен затянувшимся «периодом юношеских исканий» сорокалетнего брата. Он потребовал, чтобы Руис обзавёлся семьёй и женился на одной из дочерей доньи Инессы.

Впервые Мария Пикассо встретила будущего мужа, когда он ухаживал за её кузиной. Но, увидев Марию, Хосе Руис заявил брату, что женится только на ней. Правда, свадьбу пришлось отложить из-за внезапной смерти каноника. Свадьба состоялась через два года, 8 декабря 1880 года. Невесте было 25 лет, а жениху - 42 года. Помогать молодой семье стал средний брат Хосе Руиса - доктор Сальвадор Руис. Он нашёл для брата постоянную работу - должность хранителя муниципального музея. Вскоре к молодожёнам переехали жить мать и сестры Марии. Вместе было легче. Шитьё женщин и заработки Хосе Руиса обеспечивали семью всем необходимым.

25 октября 1881 года Мария родила первенца. Роды были очень тяжёлыми. Новорожденный не подавал признаков жизни, и акушерка решила, что ребёнок родился мёртвым. К счастью, в это время рядом находился доктор Сальвадор Руис. Он наклонился, чтобы поскорее забрать тело младенца; при этом доктор курил сигару и выдохнул дым прямо в лицо малыша. Ребёнок скривился и закричал. И тогда весь дом наполнился ликованием.

Так в мир пришёл великий Пабло Пикассо. Молодая мать, пережив страшное потрясение, на радостях призвала всех святых оберегать её ненаглядное сокровище. Имена всех этих святых и стали полным именем художника - Пабло Диего Хосе Франциско де Паула Хуан Непомусено Мария де Ллос Ремедиос Криспи Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо.

Через три года у Пабло появилась сестрёнка, ещё через три года - вторая.

Отец Пикассо, художник-любитель - высокий, сухопарый, рыжеволосый человек, незадачливый в своих делах (картины его не продавались) - по воспоминаниям Пабло, всегда был подавленным, унылым, вялым, апатичным. «Молчаливое существо…», «мог долгие часы проводить у окна, глядя на бесконечный дождь». Иногда Хосе Руису давали заказы на роспись интерьеров. В жизни семьи и воспитании детей он особого участия не принимал. Всем в доме заправляла супруга - Мария Пикассо. Пылкая и жизнерадостная донья Мария, по словам её сына Пабло, являлась душой дома. Маленький Пикассо был точной копией своей матери. и властелином этой души.

Донья Мария была уверена, что нет в мире ребёнка прекраснее её сына. «Он был настолько красив, словно ангел и демон одновременно, что от него трудно было отвести взгляд», - так рассказывала о маленьком сыне его мать. Бабушка и две тётушки также обожали этого мальчика. Каждый вечер перед сном, когда Пабло был уже в постели, Мария рассказывала ему сказки. Эти сказки она сама сочиняла, используя события и эмоции прошедшего дня. В будущем сам Пикассо признавался, что именно эти сказки и пробудили в нём желание творить, также используя события и эмоции одного дня.

С первых дней рождения сына в мечтах матери Пабло был уже великим человеком. Мария была в этом так уверена, что смогла убедить и самого Пикассо в его неизбежной всемирной славе. «Если выберешь карьеру военного, то обязательно станешь генералом, а если пойдёшь в монахи, то в будущем станешь Римским папой!» - говорила ему мама.

Собственно, эта вера и невероятная концентрация материнской любви к сыну и сотворили феномен Пабло Пикассо как великого художника. Мать с детства культивировала в нём нереально высокую самооценку. И Пикассо действительно стал и генералом и Папой, только в живописи. Сыграла свою роль среда - профессия отца. Однако раскрытие гения души Пабло принадлежит матери.

Когда ему было четыре года, донья Мария и её сестры-рукодельницы, развлекая маленького Пабло, стали вырезать из бумаги цветы, животных и разные причудливые создания (мама Сальвадора Дали делала то же самое для своего сына). По вечерам из вырезанных бумажных фигурок ему устраивали «театр теней» на стене. Вскоре мать и тётушки научили и самого Пабло рисовать, а затем вырезать нарисованные им цветы и различные фигурки животных.

Восторгу окружавших его женщин и двух маленьких сестёр не было предела. Этот восторг сформировал у ребёнка чувство превосходства. Маленький Пабло был уверен, что лишь он один умеет творить такие чудеса. «Сделай ньюфаундленда доньи Толы Кальдерон, - требовали тётушки, или: - вырежи нам петуха, которого тётя Матильда прислала из Алауриньехо!» Таким образом, ребёнок не сидел тихо, занимаясь поделками, а занимал центральное место в шоу, специально для него разыгрываемом. Как считал Андре Моруа, творческому человеку больше всего необходим «Витамин П» - «Поклонение, Признание, Поощрение». Мама, бабушка и тётушки кормили Пабло этим витамином в сверхзавышенных дозах, не боясь авитаминоза.

Свой первый «шедевр» Пикассо нарисовал в шесть лет, и донья Мария сразу же решила, что «нужно нанять ему наставника». Судя по всему, нанимать никого не стали, а подключили к занятиям живописью папу.

Больше всего маленький Пабло ненавидел школу. Он часто притворялся больным, и мать на всякий случай оставляла его дома. Мальчику удалось убедить Марию, что антисанитарные условия в школе плохо отражаются на его здоровье. Доктор действительно обнаружил у него заболевание почек. Безусловно, для Марии Пикассо, как и для любой матери, не было ничего важнее здоровья ребёнка.

После болезни Пабло перевели в самый престижный в Малаге частный колледж Сан-Рафаэль. Но и здесь ему было плохо. Он отставал по многим предметам, его амбиции превращали занятия в пытку; ведь по знаниям он был не лучшим, а худшим. Зато в живописи Пабло уже делал первые успехи.

По семейной легенде, когда Пикассо исполнилось десять лет, он написал свою первую картину. Хосе Руис, осознав, что сын рисует лучше его, вручил Пабло кисти и больше никогда не занимался живописью. Возможно, так и было. И совершенно точно, что именно с этого момента донья Мария уже знала, что её сын станет великим художником. Своей верой в гениальность Пабло она заразила всех своих родственников. Продвижение юного дарования стало общим делом большой семьи.

Мать больше не собиралась мучить Пабло в общеобразовательной школе. С помощью доктора Сальвадора Руиса им удалось выхлопотать для Хосе Руиса должность преподавателя рисования и место для Пабло в Школе Изящных искусств, в городе Ла-Корунье. Ради будущего Пикассо семья переехала на север Испании.

В 1895 году семью постигло горе: Кончита, семилетняя сестра Пикассо, умерла от дифтерии. Донья Мария убедила семью в необходимости сменить климат и переехать в Барселону. Там для Хосе Руиса подыскали должность преподавателя в местной Академии художеств. В этой же академии Пабло продолжил своё образование и впервые подписал свои картины фамилией матери: Пикассо.

Через два года родители отправили Пабло в Мадрид, в Королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо. Однако долго он там не проучился, так как считал, что уже достаточно образован и опытен как художник. В июне 1898 года Пикассо вернулся в Барселону к родителям. Вскоре он вступил в художественное общество Els Quatre Gats (по названию богемного кафе с круглыми столами), в котором прошла его первая в жизни выставка.

В октябре 1900 года с тремя сотнями франков в кармане юный Пикассо первый раз поехал в Мекку живописи - Париж. Перед отъездом девятнадцатилетний художник написал свой автопортрет, на котором вывел чёрной краской: «Я - король». С девятнадцати лет он стал подписывать свои картины исключительно фамилией матери: Пикассо. В 1904 году Пабло окончательно перебрался жить в Париж.

После смерти мужа Хосе Руиса Бласко в 1913 году Мария переехала жить к своей овдовевшей дочери Лоле. Она забрала с собой около двадцати ранних рисунков своего сына и развесила их по стенам. Это был её храм.

Пикассо часто приглашал мать к себе в Париж, и она подолгу жила у него. Художник горячо любил маму, осознанно или неосознанно старался разделить с ней свою славу. Он гордился матерью, дорожил её мнением, нуждался в её советах. Донья Мария до самого конца жизни оставалась важной, а быть может, и главной женщиной в жизни Пикассо. Она принимала активное участие в его творческой жизни. Пабло хотел, чтобы мать была рядом с ним на всех торжественных мероприятиях, на его выставках и церемониях награждений, чтобы она видела своими глазами, как его чествуют и почитают.

Пабло брал её с собой на вечеринки к друзьям, водил по парижским ресторанам, делал всё, чтобы доставить матери удовольствие. У Марии было хорошее чувство юмора. И в пожилом возрасте она очень гордилась, что «не отстаёт от жизни», наслаждалась каждым днём и «плевала на условности». Друг Пикассо Мерфи говорил, что донья Мария была гораздо интересней Ольги (Ольги Хохловой, жены художника): «Ольга так прозаична». Пикассо страшно переживал, что мать, несмотря на фанатичную веру в его гений, не понимала его творчества.

Чтобы выглядеть в глазах матери богатым и успешным человеком, Пикассо даже повёз донью Марию в Монте-Карло. И, несмотря на то, что не любил азартные игры, повёл её в казино, где первый и последний раз играл в рулетку. Ему так хотелось чем-то поразить мать, что он стал играть одновременно за несколькими столами. И «поразил»... На глазах матери Пабло проиграл невероятное количество денег. Как и в детстве, ему хотелось, чтобы мама хвалила его и восхищалась им. Ни от кого он так страстно не жаждал признания и подтверждения своей гениальности, как от матери.

Донья Мария имела большое влияние на сына, - будь-то в выборе друзей, которые из-за этого её сильно недолюбливали, - будь-то в выборе женщин. Познакомившись с Ольгой Хохловой, она сказала ей: «Бедная девочка, ты даже не знаешь, на что ты себя обрекаешь. Если бы я была твоей подругой, то посоветовала тебе ни в коем случае не делать этого. Мне кажется, ни одна женщина не сможет быть счастлива с моим сыном. Он принадлежит себе и никому больше». Мария считала Ольгу Хохлову слишком слабой, чтобы стать достойной женой её гениального сына. И, как показало время, она не ошиблась.

Удивительно, но естественное нормальное чувство сыновей благодарности и глубокой привязанности гениального художника к своей матери почему-то казались для биографов Пабло Пикассо загадкой и тайной. Собственно, тайного здесь ничего нет; все великие люди были «мамочкиными сынками». Благодаря этой самозабвенной материнской любви многие гении до конца жизни оставались детьми. Но без этой тесной связи матери и ребёнка не было бы ни гениев, ни великих людей.

По словам Брижит Бэр, «Мать Пикассо писала ему чуть ли не через день, во всяком случае, хотя бы раз в неделю... и когда он обосновался в Париже, в одном из писем к нему мать напомнила о вечерах в Барселоне, когда нагулявшись вдоволь и вернувшись домой, он непременно заходил к ней в спальню, чтобы пожелать спокойной ночи или доброго утра - своим поцелуем он как бы стирал все события предыдущей ночи». Не было для Пабло никого ближе матери, пока она была жива.

В детстве Пикассо испытал необъятное восхищение матери, готовой исполнить любой его каприз, и привык к тому, что рядом с ним всегда должна находиться боготворящая его женщина. То есть для создания гения и уверенного в себе мужчины маленькому мальчику нужен не сильный отец, а большое количество обожающих его женщин. Строгий авторитарный отец, занимающийся воспитанием мальчика, может стать причиной его неуверенности в себе, комплексов и низкой самооценки. Недаром, начиная с античности, во все времена у большинства цивилизованных народов дети до семи лет воспитывались на женской половине дома. Единодушно мнение биографов, что мать сформировала в характере Пабло непоколебимую самоуверенность, которая сопровождала его всю жизнь.

Мария Пикассо ещё раз подтвердила миф, придуманный матерями о «гениальных» детях. В этом мифе заключается отличие альтруизма материнской любви от любой другой любви. Гениальная Мать действительно никогда не видит своих заслуг в успехах своих детей. Все свои усилия, жертвы и педагогические таланты она считает несущественными по сравнению с достижениями своего гениального ребёнка. Мать Пикассо до конца жизни верила, что её сын в любой момент может стать, кем захочет. Оформляя поэтические сборники своих друзей, Пабло и сам стал писать стихи. Узнав об этом, донья Мария написала ему: «Я слышала, теперь ты пишешь стихи. Что ж, от тебя можно ожидать всего. Если мне скажут, что ты провёл церковную службу, - я и в это поверю».

Какой же была донья Мария Пикассо Лопес? Почти все биографы сходятся во мнении, что она была женщиной волевой и очень сильной. Карлос Рохас говорил о её «необузданном деспотизме». Сам Пикассо называл её «гордой и властной». Всё детство и юность великого художника мать не просто боготворила сына и внушала ему мысль о гениальности, но и контролировала его, целенаправленно продвигала свой живой Шедевр. Благодаря её целеустремлённости и «деспотизму» Пабло Пикассо не повторил судьбу отца, а стал одним из самых знаменитых и самых богатых художников в мире.

Мария Пикассо занимает первое место среди множества женщин, которые фигурировали в жизни великого художника. Она сотворила его гений силой своей любви и веры. Ей выпала редкая счастливая судьба Гениальной Матери. Донья Пикассо Лопес прожила яркую, бурную, кипящую страстями, увлекательную, богемную жизнь, сумев остаться на долгие годы самым родным человеком, незаменимым другом и высшим авторитетом для сына.

Рецензии

Здравствуйте, Нинель!

Трагикомический случай получился с младенчиком: никотин – не всегда убивает... дым заменил пары аммиака...

Извините, но я опять споткнулась... «стал дугой брат Хосе Руиса».

Очень интересная женщина - прекрасная "Душа дома"... Она целиком выполнила своё предназначение. Многие матери хотели бы стать ещё и друзьями своим детям. – Не у всех это получается...

Увлекательно!

Первые работы

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства Пикассо получил у своего отца - учителя рисования Х. Руиса, и вскоре владел им в совершенстве. В 8 лет он рисует свою первую серьезную картину маслом, Пикадора , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Пикассо учился в школе искусств в Ла-Корунье ( -). В году он поступает в школу изящных искусств в Барселоне . Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбирает фамилию матери Picasso . В сентябре он уезжает в Мадрид , где в октябре проходит конкурс в академию Сан-Фернандо.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Поль (4 февраля ).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924). Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель , 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

Сюрреализм

В начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны. На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, потому, что сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой, или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте , вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Она стала также моделью для нескольких безмятежных и величественных скульптурных бюстов, исполненных в в замке Буажелу, который он приобрел в . В - именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню , в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1934) и особенно металлические конструкции, имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создает их с помощью своего друга, испанского скульптора Хулио Гонсалеса - «Конструкция», 1931). Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения.

«Герника» и пацифизм

В симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герника - культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою «Гернику » - громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции, наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементов показаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь. Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенком и быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками. В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягивается длинная рука со светильником - символом надежды.

Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой , его страх перед войной и фашизмом , художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и ее кукла», 1938). И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. Среди них - Дора Маар , с которой художник сблизился в и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Никогда еще женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточенностью; увенчанные нелепыми шляпами, лица, изображенные в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассеченные потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Немецкая оккупация не могла, понятно, испугать Пикассо, который оставался в Париже с по . Она также нисколько не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942).

В Пикассо становится членом Французской коммунистической партии, но кажется, не проникается ее идеями настолько, чтобы выражать их в своих крупных исторических произведениях, чего, вероятно, ждали от него его политические товарищи. Гуманистические воззрения Пикассо проявляются в его работах: в он рисует знаменитого «Голубя мира».

После войны

П.Пикассо на марке СССР

Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции , открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в - , очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце в залах музея Антиб , ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).

Осенью Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе; увлеченный проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958), иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). Некоторые из них («Коза», 1950; «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники

Самый продуктивный живописец в истории человечество.

Он же и стал самым успешным художником, заработав за свою жизнь более миллиарда долларов.

Он стал основателем современного авангардного искусства, начав свой путь с реалистической живописи, открыв кубизм и отдав дань сюрреализму.

Великий испанский живописец, основоположник кубизма. За свою долгую жизнь (92 лет), художник создал настолько огромное количество картин, гравюр, скульптур, керамических миниатюр, что оно не поддается точному подсчету. По данным разных источников, наследие Пикассо составляет от 14 до 80 тысяч произведений художественного искусства.

Пикассо уникален. Он принципиально один, ибо удел гения – одиночество.

25 октября 1881 года в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес произошло радостное событие. На свет появился их первенец, мальчик, которого назвали по испанским традиция длинное и витиевато – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Или просто – Пабло.

Беременность была тяжелой – худенькая Мария еле выносила малыша. А роды и вовсе выдались тяжелыми. Мальчик родился мертвым…

Так посчитал доктор, старший брат Хосе Сальвадор Руис. Он принял малыша, осмотрел его и тут же понял – неудача. Мальчик не дышал. Доктор шлепал его, поворачивал вниз головкой. Не помогло ничего. Доктор Сальвадор взглядом намекнул акушера, чтобы тот унес мертвого ребенка, и закурил. Клуб сизого сигарного дыма окутал посиневшее лицо младенца. Он конвульсивно напрягся и закричал.

Случилось маленькое чудо. Мертворожденный ребенок оказался живым.

В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Его отец был учителем рисования в художественной школе Малагии и по совместительству был хранителем здешнего Художественного музея.

Хосе после Малаги, переехав с семейством в городок Ла Корунья, получил место в школе изящных искусств, обучая детей живописи. Он же стал первым и, возможно, главным учителем своего гениального сына, подарив человечеству самого выдающегося художника XX столетия.

О матери Пикассо мы мало что знаем.

Интересно тот факт, что матушка Мария дожила до триумфа сына.

Через три года после рождения первенца Мария родила девочку Лолу, а еще через три -младшенькую Кончиту.

Пикассо был очень избалованным мальчиком.

Ему позволялось делать положительно все, он же чуть не погиб в первые минуты своей жизни.

В семь лет мальчику отдали в обычную среднюю школу, но учился он отвратительно. Читать и считать, конечно он научился, но плохо и с ошибками писал (это сохранилось на всю жизнь). Но не интересовался ни чем, кроме рисования. Его держали в школе только из уважения к отцу.

Еще до школы отец стал впускать его в свою мастерскую. Дал карандаши и бумагу.

Хосе с радостью заметил, что у его сына врожденное чувство формы. У него был фантастическая память.

В восемь лет малыш стал рисовать самостоятельно. То, что отец делал неделями, сыну удавалось завершить за два часа.

Первая картина, написанная Пабло, сохранилась по сей день. Пикассо никогда не расставался с этим полотном, написанным на небольшой деревянной доске отцовскими красками. Это “Пикадор” 1889 года.

Пабло Пикассо – “Пикадор” 1889 год

В 1894 году отец, забрал Пабло из школы, и перевел мальчика в свой лицей – школу изящных искусств в той же Ла Корунье.

Если в обычной школе у Пабло не было ни одной хорошей оценки, то в школе отца – ни одной плохой. Он учился не просто хорошо а блестяще.

Барселона… Каталония

В 1895 году, летом семья Руисов переехала в столицу Каталонии. Пабло было всего 13 лет. Отец хотел, чтобы сын учился в Барселонской академии художеств. Пабло, еще совсем мальчишка, подал документы в качестве абитуриента. И тут же получил отказ. Пабло был младше студентов-первокурсников на целых четыре года. Отцу пришлось искать старые знакомства. Из уважения к этому заслуженному человеку приемная комиссия Барселонской академии приняла решение допустить мальчика к участию в приемных экзаменах.

Всего за неделю Пабло написал несколько картин и выполнил задание комиссии – нарисовал несколько графических работ в классическом стиле. Когда он достал и развернул эти листы перед профессорами от живописи, члены комиссии онемели от удивления. Решение было единогласным. Мальчик принят в Академию. Причем сразу на старший курс. Ему не нужно было было учится рисовать – перед комиссией сидел вполне сформировавшийся профессиональный художник.

Имя “Пабло Пикассо” появилось именно в период обучения в Барселонской Академии. Свои первые работы Пабло подписывал собственным именем – Руис Блеско. Но потом возникла проблема -юноша не хотел, чтобы его картины путали с картинами отца Хосе Руис Бласко. И он взял фамилию матери – Пикассо. А еще в этом была дань уважения и любви к матери Марии.

Пикассо никогда не говорил о матери. Но он очень любил и уважал свою мать. Отца он нарисовал в образе врача в картине “Знание и милосердие”. Портрет матушки – картина “портрет матери художника” 1896 году.

Но еще больший интерес представляет картина “Лола, сестра Пикассо”. Она написана в 1899 году, когда Пабло находился под влиянием импрессионистов.

Летом 1897 года в семействе Хосе Руиса Бласко наступили перемены. Из Малаги пришло важное письмо – власти снова решили открыть Художественый музей и приглашали на должность его директора авторитетного человека Хосе Руиса. В 1897 году в июне. Пабло закончил обучение в Академии и получил диплом профессионального художника. И после этого семейство двинулось в путь.

Пикассо не любил Малагу. Для него Малага был как провинциальная жуткая дыра. Он хотел учится. Тогда на семейном совете, в котором участвовал и дядюшка, было решено – Пабло отправится в Мадрид, чтобы попробовать поступить в самую престижную художественную школу страны – в Академию Сан-Фернандо. Финансировать обучение племянника вызвался дядюшка Сальвадор.

Он поступил в Академию Сан-Фернандо без особого труда. Пикассо попросту был вне конкуренции. Первое время он получал от дядюшки не плохие деньги. Нежелание учиться тому, что Пабло уже знал без уроков профессоров, привело к тому, что через несколько месяцев, он бросил учебу. Поступления денег от дядюшки тут же прекратились, и для Пабло настали трудные времена. Ему тогда было 17 лет, и к весне 1898 году он решил съездить в Париж.

Париж его поразил. Стало ясно – жить надо именно здесь. Но без денег он не смог остаться в Париже долго и в июне 1898 года Пабло вернулся в Барселону.

Здесь ему удалось снять небольшую мастерскую в старой Барселоне, написал несколько картин и даже смог продать. Но долго так не могло продолжатся. И снова захотелось вернутся в Париж. и даже убедил своих друзей – художников Карлоса Касагемаса и Хаиме Сабартеса поехать с ним.

В Барселоне Пабло частенько заглядывал в больницу для бедных Санта-Креу, где лечили проституток. Здесь работал его друг. Нацепив белый халат. Пикассо часами просиживал на осмотрах, быстро делая карандашные наброски в блокноте. В последствии эти наброски превратятся в картины.

Конце концов Пикассо перебрался в Париж.

На вокзале Барселоны его провожал отец. На прощание сын подарил отцу свой автопортрет, на котором сверху начертал “Я – король!”.

В Париже жилось бедно и голодно. Зато к услугам Пикассо были все музеи Парижа. Тогда он увлекся творчеством импрессионистов – Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена.

Он увлекся искусством финикийцев и древних египтян, японской гравюрой и готической скульптурой.

В париже у него и у своих друзей была другая жизнь. Доступные женщины, пьяные разговоры с друзьями за полночь, недели без хлеба и самое главное ОПИУМ.

Отрезвление произошло в один момент. Однажды утром он зашел в соседнюю комнату, где жил его друг Касагемас. Карлос лежал на кровати, разбросав руки в стороны. Рядом валялся револьвер. Карлос был мертв. Позже выяснилось, что причиной самоубийства стала наркотическая ломка.

Потрясение Пикассо было столь велико, что он тут же оставил увлечение опиумом и больше к наркотикам никогда не возвращался. Смерть друга перевернула жизнь Пикассо. Прожив два года в Париже, он снова вернулся в Барселону.

Жизнерадостный, темпераментный, бурлящий веселой энергией Пабло вдруг превратился в задумчивого меланхолика.Смерть друга заставил задуматься о смысле жизни. На автопортрете 1901 года на нас смотрит бледный человек усталыми глазами. Картины этого периода – везде депрессия, упадок сил, всюду видишь эти усталые глаза.

Этот период сам Пикассо называл голубым – “цветом всех цветов”. На голубом фоне смерти яркими красками Пикассо рисует жизнь. Два года, проведенные в Барселоне, он работал за мольбертом. Почти забыл свои юношеские походы по борделям.

“Гладильщица” эта картина была написана Пикассо в 1904 году. Усталая хрупкая женщина склонилась на гладильной доской. Слабые тонкие руки. Это картина – гимн безысходности жизни.

Он достиг вершины мастерства в очень раннем возрасте. Но он продолжал искать, экспериментировать. В 25 годам он еще был начинающим художником.

Одна из поразительных картин “голубого периода” это “Жизнь” 1903 года. Сам Пикассо эту картину не любил, считал ее не завершенной и находил слишком похожей на работы Эль Греко – а ведь Пабло не признавал вторичности. На картине представлены три времени, три периода жизни – прошлое, настоящее и будущее.

В январе 1904 года Пикассо снова отправляется в Париж. На этот раз полон решимости закрепить здесь любым способом. И ни в коем случае не возвращаться в Испанию – пока он не добьется успеха в столице Франции.

Он был близок к своему “Розовому периоду”.

Одним из его парижских друзей был Амбруаз Воллар. Организовав в 1901 году первою выставку работ Пабло, этот человек вскоре стал для Пикассо “ангелом-хранителем”. Воллар был коллекционером живописи и очень существенно, удачливым торговцем картинами.

Сумев очаровать Воллера. Пикассо обеспечил себе верный источник дохода.

В 1904 году Пикассо познакомился и сдружился с Гийомом Аполлинером.

В том же 1904 году Пикассо встретил первую настоящую любовь своей жизни – Фернанду Оливье.

Неизвестно, что привлекало Фернанду в этом плотном сбитом низкорослом испанце (рост Пикассо составлял всего 158 сантиметров – был одним из “великих коротышек”). Их любовь расцвела стремительно и пышно. Высокая Фернанда была без ума от своего Пабло.

Фернанда Оливье стала первой постоянной моделью Пикассо. С 1904 года он просто не мог работать, если перед ним не было женской натуры. Обоим было по 23 года. Жили они легко, весело и очень бедно. Фернанда оказалась никудышной домохозяйкой. А этого Пикассо в своих женщинах терпеть не мог, и их гражданский брак покатился под уклон.

“Девочка на шаре” – эту картину, написанную Пикассо в 1905 году, специалисты в живописи относят к переходному периоду в творчестве художника – между “голубым” и “розовым”.

В эти года любимым местом в Париже для Пикассо стал цирк Медрано. Он любил цирк. потому что – циркачи, люди несчастливой судьбы, профессиональные скитальцы, бездомные бродяги, вынужденные всю жизнь изобразить веселье.

Обнаженные фигуры на полотнах Пикассо 1906 года спокойны и даже умиротворенны. Они уже не выглядят одинокими – тема одиночества. тревоги перед будущим отошла на второй план.

Несколько работ 1907 года, в том числе и “Автопортрет”, выполнены в особой “африканской” технике. И само время увлечения масками специалисты области живописи назовут “африканским периодом”. Шаг за шагом Пикассо продвигался к кубизму.

“Авиньонские девицы” – над этой картиной Пикасо работал особенно сосредоточенно. Целый год он держал полотно под плотной накидкой, не позволяя взглянуть на его даже Фернанде.

На картине был изображена бордель. В 1907 году когда все увидели картину, разгорелся нешуточный скандал. Картину посмотрели все.Рецензенты в один голос заявили, что картина Пикассо не что иное, кк издательство над искусством.

В начале 1907 года, в самый разгар скандала вокруг “Авиньонских девиц”, к нему в галерею пришел художник Жорж Брак. Брак и Пикассо сразу подружились и взялись за теоретическую разработку кубизма. Основной идеей стало достижение эффекта объемного изображения при помощи пересекающихся плоскостей и построения при помощи средством геометрических фигур.

Этот период пришелся на 1908-1909 годы. Картины, написанные Пикассо в этот период, еще мало чем отличались от тех же “Авиньонских девиц”. На первые же картины в стиле кубизма нашлись покупатели, и почитатели.

На 1909-1910 годы пришелся период так называемого “аналитического” кубизма. Пикассо отошел сезанновской мягкости красок. Геометрические фигуры уменьшались в размерах, изображения принимали хаотичный характер, а сами картины становились сложнее.

Заключительный период становления кубизма называют “синтетическим”. Он пришелся на 1911-1917 годы.

К лету 1909 года Пабло, которому шел тридцатый год, разбогател. Именно в 1909 году денег скопилось столько, что он открыл собственный банковский счет, а к осени смог позволить себе и новое жилье, и новую мастерскую.

Ева-Марсель стала первой женщиной в жизни Пикассо, которая оставила его сама, не дожидаясь, когда ее бросит сам художник. В 1915 году она скончалась от чахотки. Со смертью обожаемой Евы Пикассо надолго утратил способность работать. Депрессия длилась несколько месяцев.

В 1917 году круг общения Пикассо расширился – он познакомился с удивительным человеком поэтом и художником Жаном Кокто.

Тогда и Кокто убедил Пикассо поехать с ним в Италию, Рим, чтобы развеяться и забыть грусть.

В Риме Пикассо увидел девушку и моментально влюбился. Это была русская танцовщица балета Ольга Хохлова.

“Портрет Ольги в кресле” – 1917 г

В 1918 году Пикассо сделал предложение. Они вместе отправились в Малагу, чтобы Ольга познакомилась с родителями Пикассо. Родители дали добро. В начале февраля Пабло и Ольга отправились в Париж. Здесь 12 февраля 1918 году они стали мужем и женой.

Их брак продержался чуть более года и дал трещину. На этот раз причина была, скорее всего. в разнице темпераментов. Убедившись в неверности мужа, они уже не жили вместе, но все же Пикассо не развелся. Ольга осталась супругой художника, пусть и формально, до самой своей кончины в 1955 году.

В 1921 году Ольга родила сына, которого назвали Пауло или просто Поль.

Сюрреализму Пабло Пикассо отдал 12 лет творческой жизни, периодически возвращаясь к кубизму.

Следуя принципам сюрреализма, сформулированным Андре Бретоном, Пикассо, тем не менее, всегда шел своей дорогой.

“Танец” – 1925 г.

Сильное впечатление оставляет самая первая картина Пикассо, написанная в сюрреалистическом стиле в 1925 году под влиянием художественного творчества Бретона и его сторонников. Это картина “Танец”. В работе, которой Пикассо обозначил новый период в своей творческой жизни, много агрессии и боли.

Шел январь 1927 года. Пабло был уже очень богат и знаменит. Однажды на набережной Сены, он увидел девушку и влюбился. Девушку звали Мария-Тереза Вальтер. Их разделяла огромная разница в возрасте – девятнадцать лет. Он снял ей квартиру недалеко от своего дома. И вскоре писал только Марию-Терезу.

Мария-Тереза Вальтер

Летом когда Пабло вывозил семейство к Средиземному морю, Мария-Тереза отправился следом. Пабло поселил ее рядом с домом. Пикассо попросил у Ольги развода. Но Ольга отказывала, ведь день за днем Пикассо становился еще богаче.

Пикассо успел купить для Марии-Терезы замок Буажелу, в которой фактически переселился сам.

Осенью 1935 года Мария-Тереза родила ему дочь, которую назвала Майей.

Девочку записали на имя неизвестного отца. Пикассо клялся, что сразу после развода признает дочь, но когда Ольги не стало, он так и не сдержал своего обещания.

“Майя с куклой” – 1938

Мария-Тереза Вальтер стала главной вдохновительницей. Пикассо на несколько лет.Именно ей он посвятил свои первые скульптуры, над которыми работал в замке Буажелу в течение 1930-1934 годов.

“Мария-Тереза Вальтер”, 1937

Увлеченный сюрреализмом, Пикассо выполнил свои первые скульптурные композиции в том же сюрреалистическом ключе.

Испанская война для Пикассо совпала с личной трагедией – за две недели до ее начала скончалась матушка Мария. Похоронив ее, Пикассо утратил главную нить, связывающую его с родиной.

Есть в стране басков на севере Испании крошечный городок под названием Герника. 1 мая 1937 года немецкая авиация совершила налет на этот город и практически стерла его с лица земли. Известие о гибели Герника потрясло Планету. А вскоре это потрясение повторилось когда на Всемирной выставке в Париже появилось полотно Пикассо под названием “Герника”.

“Герника”, 1937 год

По силе воздействия на зрителя с “Герникой” не может сравниться ни одно живописное полотно.

Осенью 1935-го Пикассо сидел за столиком уличного кафе на Монмартре. Здесь он увидел Дору Маар. и …

Прошло совсем немного времени, и они оказались в общей постели. Дора была сербкой. Их разлучила война.

Когда немцы начали вторжение во Францию, произошел великий исход. Из Парижа в Испанию, Португалию, в Алжир и Америку двинулись художники, писатели, поэты. Не всем удалось спастись, многие погибли… Пикассо никуда не поехал. Он был дома и плевать хотел и на Гитлера и на его нацистов. Удивительно, что его не тронули. Еще удивительно, что сам Адольф Гитлер был поклонником его творчества.

В 1943 году Пикассо сблизился с коммунистами, а в 1944 году объявил, что вступает в коммунистическую партию Франции. Пикассо был награжден Сталинской (в 1950 году). а затем и Ленинской премией (в 1962-м).

В конце 1944 года Пикассо уехал к морю, на юг Франции. В 1945 году его нашла Дора Маар. Оказалась она искала его всю войну. Пикассо купил ей уютный домик здесь же, на юге Франции. И объявил, что между ними все кончено. Разочарование было столь велико, что Дора восприняла слова Пабло как трагедию. Вскоре она помучилась рассудком и угодила в психиатрическую клинику. Там она и прожила остаток дней.

Летом 1945 года Пабло ненадолго вернулся в Париж, здесь увидел Франсуазу Жило и сразу влюбился. В 1947 году Пабло и Франсуаза перебрались на юг Франции в Валорис. Вскоре Пабло узнал радостное известие – Франсуаза ждет ребенка. В 1949 году на свет появился сын Пикассо – Клод. А спустя год Франсуаза родила девочку, которой дали имя Палома.

Но Пикассо не был Пикассо, если семейные отношения длились долго. У них уже начинались ссоры. И вдруг Франсуаза тихо ушла, это было летом 1953 года. Из за ее ухода, Пикассо стал себя чувствовать стариком.

В 1954 году Судьба свело Пабло Пикассо со своей последней спутницей, которая под конец великого живописца станет его супругой. Это Была Жаклин Рок. Пикассо был старше Жаклина на целых… 47 лет. В момент их знакомства ей было всего 26 лет. Ему – 73.

Через три года после смерти Ольга Пикассо решил купить большой замок, в котором можно было бы провести остаток дней вместе с Жаклин. Он выбрал замок Воверенг на склоне горы Святой Виктории, что на юге Франции.

В 1970 году состоялось событие, которое стало его главной наградой в эти последние годы. Городские власти Барселоны обратились к художнику с просьбой дать разрешение на открытие музея его живописных работ. Это был первый музей Пикассо. Второй – в Париже – открылся уже после его смерти. В 1985 году в музей Пикассо был превращен парижский отель “Сале”.

Последние годы своей жизни он вдруг стал стремительно утрачивать слух и зрение. Следом стало слабеть память. Потом отказали ноги. К концу 1972 года он ослеп окончательно. Жаклин всегда была рядом. Она очень сильно любила его. Ни стона, ни жалобы, ни слез.

8 апреля 1973 год – в этот день его не стало. Согласно завещанию Пикассо, его прах был захоронен рядом с замком Воверанг…

Источник – Википедия и Неформальные биографии (Николай Надеждин).

Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец обновлено: Январь 16, 2018 автором: сайт