Проект в подготовительной к школе группе: Мы живем в России. Тематическая неделя «Россия — многонациональная страна» Тематика занятий для дошкольникам о многонациональном государстве

ГАЛИНА ИВАНКИНА

Актуальность проекта:

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

В процессе диагностирования детей выяснилось, что большинство из них недостаточно сформированы представления о своей стране и ее жителях.

Цель проекта: [ /i]изучение многонациональной культуры народов России, особенностей взаимодействия человека с природой, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России.

Задачи проек та:

Расширение представлений детей о своей стране - России

Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения

Ознакомение детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России, Центра России

Создание в группах предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с культурой народов России

Стимулирование и поощрение уважительного отношения у детей к другим национальностям и народам, проживающим на территории Российской Федерации

Формирование стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов для развития цивилизации

Формы работы

Познавательный блок:

презентации, фильмы, энциклопедии, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструктивные игры.

Коммуникативный блок:

изучение иностранного языка, все виды бесед, интернет-общение с воспитанниками детских садов России.

Социальный блок:

игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении

Чтение художественной литературы:

библиотека детского сада, медиа библиотека.

Художественное творчество :

изучение промыслов народов России, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов)

Музыка

ознакомление с народными инструментами, развлечения и праздники.

Физическое развитие

подвижные игры разных народов России, праздники и развлечения.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Определение цели и задач проекта

Составление перспективного плана по реализации данного проекта

Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме

Создание развивающей среды в группах, диагностирование участников проекта

Утверждение проекта на педагогическом совете

Практический этап

Разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта

Создание мультимедийных презентаций по теме проекта

Подбор подвижных игр для детей

Сбор и оформление наглядного материала

Создание медиа библиотеки

Сбор и оформление аудиосборников сказок и музыкой народов России

Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами по сказкам народов России

Итоговый этап

Обсуждение опыта работы и результатов на педсовете

Обобщение результатов работы, подготовка методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений для печати

Темы для изучения :

Материалы для изучения детьми по данному проекту предполагается систематизировать по тематическим блокам:

Географическое положение

Природа: климат, животный и растительный мир

Устное народное творчество

Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура)

Изобразительное искусство, народная музыка

Национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, гостевой и общественный этикет)

Национальные подвижные игры

Рефлексивная продуманность данного проекта:

Результативность данного проекта можно оценить, применяя следующие критерии:

опора на возрастной подход;

сформированность базовых компетентностей дошкольников;

концептуальность воспитательной работы;

наличие целостного воспитательного пространства;

кадровое и материальное обеспечение процесса воспитания;

сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей в воспитании подрастающей личности;

использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность;

вариативность применяемых технологий.

Предполагаемый результат в реализации данного проекта:

Предлагаемый проект ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур народов России.

Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов, населяющих Россию

У детей сформируется уважительное отношение к народам, живущим в России

Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме

Повысится педагогическая компетентность педагогов, рост их творческих способностей

Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что позволит создать прочную основу для реализации данного проекта по поликультурному образованию дошкольников. Убеждена, что во все времена, на любом этапе становления общества, культурно-художественная социализация и духовно-нравственное развитие ребенка остаются актуальными вопросами воспитания.

Публикации по теме:

Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных странПознавательное развитие») 2. Уточнить.

Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Педагогический проект «Ознакомление с ПДД как фактор формирования здорового образа жизни дошкольников» Педагогический проект: «Ознакомление с правилами дорожного движения как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой» Обоснование необходимости проекта На выбор темы повлияло.

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» (средняя группа) Перспективное планирование в средней группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя.

Перспективное планирование «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». подготовительная группа Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Библиотека изображений:

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
  • Уточнить знания детей о таком понятии как традиции.
  • Вспомнить традиции русского народа, о которых уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
  • Воспитывать уважение у традициям.
  • Формировать патриотизм к Родине.

Ход занятия

Занятие проводится вначале в «Знаковой комнате», затем в «Горнице». Дети стоят у географической карты России.

Беседа о Родине (с использованием карты).

— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

— Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)

— Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.

Примерный рассказ.

Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.

Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Тольятти. Мы живем в этом городе.

Рассказ «История России».

— Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.

Для защиты от врагов строили крепости. Одна из таких крепостей была построена на берегу Волги и названа – Ставрополь. Ставрополь означает – город святого креста. Позднее эта крепость стала городом, а во время строительства автозавода город переименовали. Теперь это город – Тольятти. На гербе нашего города и сейчас вы видите святой крест.

Русское устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.

— Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди? (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).

— Какие русские народные сказки вы знаете?

— Назовите русскую поговорку о дружбе?

Хоровод.

— А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).

Группа переходит в горницу.

Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.

— А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, филимоновской игрушках, хохломской, городецой росписях, игрушках-оберегах)

Беседа о русских традициях.

— У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).

— Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).

— Почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.

— Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? Какие еще старинные традиции вы знаете?

Обсуждение слова «именины».

— Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).

Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.

Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку.

Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя. Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения. А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей. Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят «На счастье».

Беседа о национальной кухне.

— А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).

— Из злаков, названных вами, готовят муку. И в традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать)

Какие кушанья из муки пекут в вашей семье? (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки).

А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.

Дидактическая игра «Поварята».

— Русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.

Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?

— В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы уталить жажду. (Ответы детей)

— Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.

— Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на тему:
"Исконные символы России".

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ СОШ №1499 СП №2 дошкольное отделение
Воспитатель
Описание: Беседа с детьми старшего дошкольного возраста направлена на ознакомление с историей родной страны, с традициями, с социокультурными ценностями нашего народа.
Назначение работы: Беседа поможет закрепить знания детей о символах России, предметах быта, которые имеют многовековую культуру.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к русской культуре.
Задачи:
1. Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
2. Формировать нравственно- патриотических качеств дошкольников через культуру и традиции русского народа
3. Закреплять и обогащать знания детей о предметах быта как о символах России
4. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Методические рекомендации: данный материал можно разделить на 2-3 части.
Ход досуга - 1 часть:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите, в какой стране мы с Вами живем? (Ответы детей)
Воспитатель : Наша страна – Россия большая, красивая и многонациональная. Россия страна с долгой и богатой историей, с многовековыми традициями и обрядами.
Через годы, через столетия сохранила Россия свой особый жизненный уклад и национальную культуру. Символы России знают и почитают во всем мире. Давайте вспомним, чем же издавна славится русская земля?
Подумайте, какие предметы быта, народные инструменты, элементы одежды, особенности русской природы прославили нашу страну? (Ответы детей)
Воспитатель: Загадываю Вам ребятки, интересные загадки.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (Берёза)

Дерево Берёза

с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.
Весной берёза одна из первых пробуждается в лесу: ещё лежит снег, а около неё уже проталинки, на дереве набухли оранжевые серёжки. А осенью берёзка в числе первых спешит надеть красивый золотой убор.

Берёза широко используется во многих отраслях народного хозяйства. Из неё делают паркет, фанеру, домашнюю утварь и другие изделия. Берёза очищает воздух, от пыли она применяется в озеленении. Берёза любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой-невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Мила берёзка каждому русскому сердцу! Люди испокон века слагали про березу пословицы, песни, загадки и сказки.
Воспитатель: Чтобы вспомнить следующий Символ России к нам на помощь снова придет загадка:
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ……… (Матрёшка)

Матрёшка

(названа в честь старинного русского имени Матрёна) - это русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол от трех и более штук. Состоят они из двух частей - верхней и нижней.


Матрёшка - это русская красавица покорила сердца любителей народных сувениров по всему миру. Она - хранительница исконной русской культуры. Она драгоценный сувенир для туристов - памятная кукла. Первая матрёшка - круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье появилась на свет в начале 1890-х годов. Выточил первую русскую матрёшку токарь-игрушечник Василий Звёздочкин.
Воспитатель: Третий символ России – это музыкальный инструмент.
Загадка:
Деревяшка, три струны,

Натянутых и тонких.
Вы узнать её должны!
Поёт ну, очень звонко.
Поскорее угадай-ка.
Что же это? – (Балалайка)

Балалайка

– это музыкальный инструмент, который придумал и сделал русский народ. Балалайку делают из дерева. Балалайка похожа на треугольник. На балалайке три струны. Чтобы на ней играть, нужно ударять указательным пальцем по всем струнам.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют человека играющего на балалайке? (Ответы детей) Правильный ответ: балалаечником.
Воспитатель: Следующий символ России, который любят и почитают на Руси с давних пор.
Загадка:
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнили не даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)

Является символом русского быта. Самовар - это устройство для кипячения воды и приготовления чая. Название произошло от слов "Сам варит". Первоначально вода нагревалась внутренней топкой, представляющей собой высокую трубку, наполняемую древесными углями. Позже появились самовары керосиновые и электрические.


Самовар – исконно русское изобретение. Первые самовар появился в 1778 году в городе Тула. Мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую.
Ребята, у кого дома есть самовар? (Ответы)
Самовар – является символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Во все времена он занимал почетное место в любом доме. Он был непременным атрибутом помещичьих усадьб, домов мещан и рабочих. И уж конечно не обходилась без самовара ни одна крестьянская изба. Здесь к нему было отношение особое. Недаром люди с давних времён выхваляли самовар в народных пословицах.
Выходят 3 ребенка и рассказывают русско-народные пословицы:
«Печка-матушка, да самовар-батюшка»
«Самовар кипит - уходить не велит»
«Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое».
Воспитатель: Ну, а сейчас вспомним о старинном русском головном уборе. Кто готов сказать, чем в старину украшали головы девушки-красавицы? (Ответы детей)

Кокошник

Старинный русский головной убор, богатое украшение в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ национального традиционного костюма. Кокошник украшали золотым шитьем, бисером, жемчугом. Кокошники были разными по форме, размеру и цвету. Кокошники бережно хранили в семье и передавали по наследству. Надевали кокошники только на праздники.


Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. Сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Кокошник подчеркивал красоту женского лица.
В современной культуре кокошник является обязательным атрибутом новогоднего костюма Снегурочки.
Ход досуга 2 часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами продолжим знакомиться с исконными символами России. На этот раз мы поговорим о древнем транспортном средстве. Вспомните и назовите, на чем передвигались люди, до изобретения автомобиля? (Ответы детей)

Тройка лошадей

Это исконно русская забава, не имеющее аналогов ни в одной стране мира. Иностранец, впервые приехавший в Россию и увидевший русскую тройку буквально замирал в изумлении. И было от чего! На его родине не существовало упряжки, равной по быстроте и красоте русской тройки.
Стихотворение:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьется пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.


Воспитатель: Ребята, а где сейчас можно увидеть лошадей? (Ответы)
Тройка лошадей была одновременно и городским, и деревенским экипажем. Тройки украшали расписной дугой, на которой вешали бубенцы и колокольчики. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была быстрая скорость. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств. Русская Тройка полюбилась и быстро стала любимым образом писателей, поэтов, художников, и музыкантов. Конная упряжка превратилась в символ народного духа!
Это была связь с миром, средство общения, возможность путешествовать на дальние расстояния. Тройка воплотила в себе тревогу ожидания, ощущение бескрайности просторов, бесконечности пути и лихую удаль.
Воспитатель: Ещё один символ России умеет хранить чужие секреты.
Загадка:
Пальцем трогаю я робко
Эту дивную коробку.
По размеру небольшая,
И вручную расписная. (Шкатулка)

Шкатулка

– это небольшой ящик для мелких, драгоценных вещей. Изготавливают их из дерева, металла, пластмассы, из кости, и камня. Для придания красивого вида их часто покрывают кожей, дорогой тканью, драгоценными камнями, покрывают резьбой, чеканкой.
Шкатулка практически всегда хранила в себе тайну. Для того чтобы уберечь содержимое от посторонних глаз или, от кражи, шкатулки снабжались замками и секретами. Потайные отделения, двойное и тройное дно, специальные запоры, срабатывающие только после сложной последовательности действий со шкатулкой - специальные ухищрения, на которые шли мастера при изготовлении этих предметов, и поэтому шкатулки были ценностью сами по себе.
В древней Руси в каждом доме была шкатулка, ларец или сундучок, где хранили драгоценности, памятные мелочи или сувениры. Русские мастера и умельцы создавали очень красивые и хитрые по своей конструкции коробочки, такие шкатулки можно было открыть только при нажатии на секретную кнопочку. Русский народ всегда любил загадки и тайны, поэтому секретные коробочки стали пользоваться большим успехом, а шкатулка стала красивейшим и тайным хранилищем для драгоценностей.
Воспитатель: Еще об одном головном уборе мы должны с Вами вспомнить и поговорить. Символом России он стал не случайно.
Загадка:
Головной убор не сложный
Но красивый и роскошный!
Завяжи лишь в узелок
Из материи…..(Платок)

– кусок ткани, квадратной формы, надеваемый на голову женщинам или набрасываемый на плечи. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях.
Платок - важная часть культурного и исторического наследия. Мастерство, с которым русские мастера пряли и ткали, вышивали и шили, создавали новые узоры, умело переплетая новые и хранимые веками традиции, удивляет всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с их творениями. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного, так и праздничного наряда.


Русский платок признан во всем мире как произведение народного искусства, благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке пестрят своим разнообразием. Изящный, яркий, разноцветный платок согревал и украшал женщин всех сословий, от крестьянки до царицы.
Воспитатель: Наши русские зимы славятся своими лютыми морозами. Но на помощь к человеку приходит следующий символ России. Подумайте ребята, какая обувь лучше всего согревает ноги в холода? (Ответы детей)
Загадка:
В них упрячешь две ноги
И в мороз гулять беги. (Валенки)

– исконно русская обувь. Родиной валенок считают город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого стали первыми валять валенки целиком, с голенищем. В городах Мышкине и Москве находятся музеи русских валенок. Из Ярославской области валенки стали распространяться по территории всей России со скоростью ветра. Совсем скоро в каждой деревне появилась своя «мастерская» по изготовлению валенок, а в городах стали строить соответствующие заводы.


Изготовление валенок дело тяжелое и долгое. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину - в результате получается тонкое мягкое полотно. Затем его долго сглаживают пальцами, чтобы шерсть слиплась, словно из пластилина вылепляют форму валенка, и вываривают заготовку в кипящей воде, чтобы шерсть свалялась еще плотнее. Эта заготовка уже отдаленно напоминает по форме валенок, только очень большого размера. Потом заготовку натягивают на колодку и старательно отбивают со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не примет обычного для валенка размера.
Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали зажиточной. Валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения. Без валенок наши предки не мыслили праздничные гуляния, ярмарки, во время которых всегда стояла настоящая русская зима и трескучий мороз! Тогда и была сложена знаменитая русская народная песня «Валенки» (прослушать отрывок песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой).
С радостью носили валяную обувь и цари и царицы и простые люди. Спасали валенки от лютых морозов и нашу армию во времена отечественных войн.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте пословицы, и скажите какой же символ России, выхваляет народ русский?
Первый звон – пропадай мой сон,
Другой звон – земной поклон,
Третий звон – из дому вон. (Колокол)
Долгий, тревожный и протяжный звон колокола в старину предупреждал народ о пожарах и прочих бедах.

Инструмент, источник звука, имеющий куполообразную форму и, обычно, язык, ударяющийся изнутри о стенки. Изготовление и употребление колоколов относится к глубокой древности. Всякий колокол состоит из трех основных частей: 1) крепежное ухо, 2) голова колокола, 3) язык.


В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
Колокола используются: в религиозных целях (призыв верующих на молитву, выражение торжественных моментов богослужения), в музыке, в качестве сигнального средства на флоте (рында), в сельской местности небольшие колокольчики вешаются на шею крупному скоту, маленькие колокольчики используются декоративным украшением. Колокола средних размеров и маленькие колокольчики включены в разряд ударных музыкальных инструментов, имеющих определённую звучность, используют в оркестрах.
Воспитатель: Символом России заслуженно считается это древняя обувь.
Загадка:
Не ботинки, не сапожки
Защищаем, босы ножки. (Лапти)– самая древняя обувь, плетенная из древесного лыка и привязывавшаяся к ноге шнурками – оборами. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты. Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка.

Проект в подготовительной к школе группе "Мы живем в России"

Проект "Мы живем в России"

Основной целью проекта является воспитание ценностного отношения и любви к Родине.
Задачи проекта:
- формировать представления о России, как многонациональном государстве, но единой стране;
- знакомить с различными климатическими зонами и разнообразной природой России;
- воспитывать ценностное отношение и любовь к Родине, проживающему народу, желание беречь и защищать ее;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;
- приобщать к истокам народной культуры;
- развивать интерес к изучению родной страны.
Тип проекта
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По характеру контактов: в рамках ДО, в контакте с семьей.
Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.
Длительность: 3 месяца.
Механизм реализации проекта
Информационно-накопительный:
- определение целей и задач проекта;
- составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;
- подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми;
- подготовка костюмов для праздника инсценировок;
- создание предметно развивающей среды;
- беседы с родителями и консультация для родителей.
- оформление родительского уголка материалами по теме.
Организационно-практический
- экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно прикладного искусства»;
- чтение художественной литературы разных народов России;
- рассказывание по картинам;
- исследовательская деятельность в развивающем центре;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- проведение цикла тематических занятий и бесед;
- разучивание песен, стихов о Родине, России;
- прослушивание песен разных народов России;
- инсценировка отрывков из сказок;
- подвижные игры народов России;
- творческие работы с семей по теме: «Народы России»;
Презентационно – завершающий
- праздничный концерт «Мы дети твои Россия»;
- выставка продуктов детской деятельности;
- творческие работы, презентации сделанные семьями детей.

Реализация проекта

Проект «Мы живём в России» был реализован в рамках различных образовательных областей и интеграции между ними.
Образовательная область «Познавательное развитие», "Социально - коммуникативное развитие"
1 .НОД «Наша страна - Россия».
Цель:
-способствовать формированию у детей интереса к родной истории;
-воспитывать уважение к символам Российской Федерации: гимну, флагу, гербу;
-формировать представление о Москве как о главном городе нашей страны;
-воспитывать у детей чувство любви и гордости за свою страну;
2 .НОД «Народы России».
Цель:
-формировать в понимании детей образ необъятной многонациональной России;
-формировать представления о том, что каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции;
-воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриатические чувства.
3 . НОД «В русской избе».
Цель:
-знакомить с обычаями и традициями русского народа;
-зажечь искорку любви и интереса к жизни наших предков.
4 .НОД « Народная культура и традиции татар».
Цель:
-познакомить детей с культурой и традициями татарского народа;
-вызывать интерес к культурам других народов, воспитывать чувство толерантности.
5 .НОД «Жители крайнего севера».
Цель:
- расширять представления детей о природе Крайнего Севера, его коренных жителях;
- знакомить с обычаями и традициями северных народов;
- расширять словарный запас детей.
6 .НОД “В гости к жителям гор ”.
Цели:
-познакомить детей с культурой народов Северного Кавказа;
-воспитывать у них чувство уважения к особенностям жизни других национальностей;
-формировать в понимании детей образ необъятной, могучей России;
-знакомить с разнообразным ландшафтом России.
7 .НОД «Удмурты».
Цель:
-уточнять и расширять представления детей об удмуртах;
-воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
8 .НОД «Жители степей – башкиры».
- уточнять и расширять представления детей о народах России (Башкиры);
- расширять представления о природе России;
- воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;
- развивать любознательность и интерес.
9 .НОД «Дружба народов России».
Цель:
-побуждать, сравнивать и находить сходство разных культур;
-воспитывать уважение к собственной культуре и культуре других народов.
Рассказ воспитателя
«Страна, в которой мы живем».
Цель:
-закрепить знания детей о названии страны, ее природе;
-познакомить с географической картой, учить «читать» ее;
-дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их;
-воспитывать в детях чувство гордости за свою страну;
-активизировать в речи детей слова: Родина, Россия, народы России;
-формировать связную, диалогическую речь.
Беседы
«Мы Россияне», «Наша страна Россия».
Цель:
-обсудить с детьми то, как они понимают понятия семья, Родина, Россия;
-закреплять знания о том, что люди разных национальностей имеют различия во внешнем облике и общие сходства по образу жизни;
-вызвать желание больше узнать о России.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы
1 .Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по ее содержанию.
Цель:
-расширить и обобщить знания детей о некоторых особенностях разных народных культур;
-познакомить детей с разнообразными природно – климатическими зонами, флорой и фауной, подчеркивая тесную связь окружающего мира с жизнью человека.
2 . «Самое дорогое», «Легкий хлеб» - русские народные сказки.
Цель:
- знакомить с русским народным фольклором;
- развивать мышление, фантазию, умение работать в коллективе;
- воспитывать любовь и доброе отношение к труду человека;
- расширить и закрепить знания детей о некоторых особенностях русской народной культуры.
3 . «Три сестры» - татарская сказка.
Цель:
- учить отличать добро от зла;
- знакомить с национальными особенностями татарского народа;
- формировать умение находить сходство и различия со сказками других народов.
4 . «Тюляк, сын Сари - Маркаса» - башкирская сказка.
Цель:
- познакомить детей с природной зоной степей;
- на примере восточных башкир представить традиционное хозяйство степных скотоводов – кочевников;
- рассказать об охоте с ловчими птицами.
5 . «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка.
Цель:
- представить горы как особую природную зону;
- показать влияние ландшафта на хозяйственную деятельность и традиционную культуру народов Дагестана;
- рассказать о традициях трудового воспитания детей у горских народов.
6 . «Как собака друга искала»; «Кит и олень» - чукотские сказки.
Цель:
- представить природную зону тундры;
- познакомить детей с одним из древних видов занятий коренного населения Заполярья – транспортным собаководством.
7 .»Мышь и воробей», «Красавица и береза» - удмуртские сказки.
Цель:
- знакомить с национальными особенностями удмуртов;
- вызывать интерес и уважение к особенностям других культур;
- формировать умение осмысливать содержание сказки, сопереживать ее героям.
Чтение стихов, пословиц и поговорок о Родине, России
С. Михалков «Кремлёвские звёзды», А. Барто «Деревья в три обхвата»,
Н. Злобин «Наша Родина», А.В. Жигулин «О Родине».
Проведение литературной викторины «Из какой сказки герой?»
Цель:
- закрепление знаний о сказках народов России;
- обогащение и активизация словарного запаса детей;
- воспитание интереса и уважения к многонациональной культуре России.
Составление рассказов по картинам
- «Ярмарка. Русские»;
- «Охота с ловчими птицами. Башкиры»;
- «Оленьи упряжки. Народы севера».
Цель:
Связная речь: активизировать в речи детей сложноподчиненных предложений.
Грамматика и словарь: Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; формировать умение подбирать однокоренные слова или определения к заданным словам.
Творческое рассказывание: «Мой дом - Россия».
Связная речь: формировать у дошкольников умение развивать сюжет, начатый воспитателем, без повторения рассказов других детей.
Грамматика: активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных предложений разных типов с использованием союзов и союзных слов.
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие
Рисование
1 . Рисование русского народного женского костюма.
Цель:
- знакомить детей с различными костюмами народов России;
- развивать умение дополнять рисунок характерными деталями;
- формировать умение детей изображать различные узоры, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображение посередине листа, рисовать легко контур простым карандашом.
2 . Рисование «Фартук с татарским орнаментом».
Цель:
- продолжать воспитывать в детях чувство доброты, любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- совершенствовать умение детей предавать в рисунке национальный узор татарского народа;
- закреплять умение рисовать узоры, передавать отношения по величине, продумывать композицию рисунка, определять место и величину изображений.
3 .Рисование «Северное сияние».
Цель:
- знакомить детей с бытом и культурой народов Севера;
-продолжать знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование пластилином, техникой выполнения;
-развивать творческую активность детей в работе над общей картиной.
4 . Рисование «Дружный хоровод».
Цель:
-воспитывать в детях отзывчивость, дружелюбие, уважение к народам России;
-формировать у детей умение передавать в рисунке сюжет хоровода народов России;
-закреплять умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки.
Организация выставки рисунков: «Я – живу в России!»
Цель:
-познакомить детей с традиционными народными костюмами, узорами;
-воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
-способствовать формирование у детей интереса к народам России;
-познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур.
Лепка
Изготовление флага Российской Федерации (пластилин, картон).
Цель:
- воспитывать у детей любовь и уважение к современной государственной символике России;
- развивать фантазию и воображение;
- продолжать учить задумывать содержание своей работы;
- доводить замысел до конца;
- создавать при помощи картона и пластилина коллективную композицию.
Аппликация
Изготовление пригласительных открыток для родителей и сотрудников ДОО.
Цель:
- закреплять умение составлять композицию;
- совершенствовать умения работать ножницами;
- воспитывать самостоятельность и усидчивость;
- вызвать радостное настроение в ожидании праздничного концерта.
Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности
Рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России».
Музыка
Разучивание песен « Моя Россия», «Белый, синий, красный», «Гимн России». Разучивание танцев «Друзья», «Якутяночка», «Русская пляска», «На горе то калина». Прослушивание народных песен и музыки («Лезгинка» Хачатурян, симфония «Северное сияние», татарская «Плясовая», башкирская и удмуртская народные песни).
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры народов России
Русские народные игры: «Тетерка», «Заря – зарница», «Плетень».
Чукотские народные игры: «Оленеводы», «Волк и жеребята».
Игры народов Кавказа: «Перетягивание веревки», «Надень папаху».
Татарские народные игры: «Угадай и догони», «Скок-перескок».
Удмуртские народные игры: «Водяной», «Серый зайка».
Башкирские народные игры: «Палка – кидалка», «Юрта».
Цель:
- воспитывать уверенность в собственных силах;
- развивать ловкость, смелость, умение помогать друг другу;
- совершенствовать технику выполнения основных и общеразвивающих движений, спортивных упражнений.
- продолжать знакомить с подвижными играми разных народов России.
- воспитывать желание жить в мире со всеми народами, уважение к культуре, обычаям и традициям других народов;
Образовательная область «Коммуникативно – личностное развитие»
Театрализованные игры
Драматизация татарской сказки «Три сестры».
Цель:
- научить детей выразительно передавать образы героев сказки;
- развивать дикцию, выразительность речи;
- вызывать интерес и уважение к культуре татарского народа.
Дидактические игры
«Раньше и теперь».
Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.
«Назови слова, характеризующие хорошего человека».
Игровая задача: быстро и правильно назвать (добрый, отзывчивый, ответственный, честный…).
«Что нужно мастерам?».
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов по тематике.
«Закончи предложение «Моя страна …».
Игровая задача: формировать у детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
«Моя Родина - Россия».
Игровая задача: формировать у детей умение составлять небольшой описательный рассказ по рисунку используя заданные слова.
«Чей костюм?».
Игровая задача: формировать умение детей правильно подобрать национальный костюм.
«Что путешественник по России возьмет с собой».
Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов первой необходимости.
Сюжетно-ролевые игры
«Веселое путешествие по России».
Цель:
- воспитывать желание помогать людям, уважение к товарищам, привычку считаться с другими детьми, действовать по обстоятельствам;
- закреплять и углублять интерес детей к разным народам, а также согласованность действий взрослых в труде, приучать готовить все нужное для игры, использовать предметы – заместители;
- формировать умение обдумывать и обсуждать план игры;
- помочь детям осмысливать правила поведения;
- развивать творческое воображение.
«Дом моды».
Цель:
-закреплять знания детей о традиционной одежде разных национальностей (татар, башкир, удмуртов, народов Севера)
-переносить полученные знания о народах России в сюжетно-ролевые игры.
-развивать у детей инициативность, фантазию, творческое самовыражение.
Самостоятельная деятельность в развивающем центре
(рассматривание альбомов, иллюстраций по тематике, рассматривание книг, дидактические игры, рассматривание карты России)
Самостоятельная продуктивная деятельность
- с художественным материалом (карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага и др.),
- с конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т.д.)
Экскурсии
Экскурсия в музей «Народных промыслов и декоративно - прикладного искусства народов России».
Цель:
-формировать устойчивый интерес культурному наследию народа;
-обогащать эмоционально-чувственный опыт у детей;
-создавать условия, способствующие появлению у детей самостоятельной познавательной активности.
Просмотр мультфильмов из цикла «Гора самоцветов»
1. «Самое дорогое» - русская народная сказка.
4. «Как собака друга искала»- народы севера.
5. «Кит и олень» - чукчи.
6. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» - русская народная сказка.
7. «Гуси-лебеди» - русская народная сказка.
8. «Птичья нога» - башкирская сказка.
9. «Гордая мышь» - осетинская сказка.
10. «Заяц слуга» - татарская сказка.
После просмотра с детьми проходят беседы групповые и индивидуальные.
Проблемные ситуации
«Если ты один во всей России», «Если на Россию напали враги», «Если встретились русский, татарин, башкир».
Цель:
-формировать логическое мышление у детей правильно и быстро понимать, что мы все жители одной России, и от людей зависит, какая жизнь будет у нас в России.
Предложить детям на карте и на глобусе найти и показать Россию и главный город. Отметить флажком на карте столицу России.
Выступление детей « Обычаи и традиции в моей семье»
Цель:
-воспитывать в детях уважения к семейным традициям и обычаям;
-формировать основы национального и гражданского самосознания;
Праздник «Мы дети твои Россия» с участием родителей
Цель:
- воспитывать стремление жить в мире и дружбе со всеми народами России;
- ощущать себя полноправным гражданином большой страны;
- формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций;
- обогащение музыкальными впечатлениями и развитие музыкальных способностей детей средствами музыкального фольклора.

Описание реализации проекта «Мы живем в России»

В целях формирования интереса к культурному наследию была организована экскурсия для детей и их родителей во Всероссийский музей декоративно – прикладного и народного искусства. Во время экскурсии у детей возникли вопросы о различиях в народных костюмах, декоративной росписи. Таким образом, у детей появился устойчивый интерес и мотивация к исследованию данной темы.
В ходе дальнейших бесед была определена модель 3 вопросов.
Что мы знаем?
Россия большая.
Столица России Москва.
У России есть флаг и герб.
У России есть президент.
В России много городов.
Россию надо защищать,
если нападут враги.
В России много городов.
Что хотим узнать?
Почему у разных народов России разные костюмы?
Какие народы проживают в России и где проживают?
Чем они занимаются?
А я тоже отношусь, к какому то народу?
Как узнать?
Прочитать в книге.
Спросить у родителей.
Спросить у воспитателей.
Исходя из интересов детей был подобран материал для реализации проекта. Конспекты НОД, подвижные игры, песни, сказки, пословицы и поговорки разных народов России. Были приготовлены презентации по теме. Нарисована карта России.
Одним из условий реализации проекта являлось включение семьи как в непосредственно поисковую, так и в продуктивную деятельность в диаде родитель – ребенок. Для того чтобы родители включились в работу с условием соблюдения определенной тематики была проведена консультация. Для выявления семейных традиций и национальности детей, на подготовительном этапе проекта, мы провели опрос родителей. В группе оказались дети разных народностей России (татары, лезгины, русские, удмурты).
Для дальнейшей работы, родителям было предложено подготовить вместе с ребенком краткое сообщение, иллюстрации, фотографии о своей национальности обычаях и традициях в семье (национальные праздники, блюда национальной кухни, обычаи и традиции и т.д.). А также подготовить костюмы и небольшой номер для концерта. Большинство родителей согласились сотрудничать.
В ходе реализации проекта ребята познакомились с традициями и обычаями народов России: русскими, чукчами, башкирами, удмуртами, татарами, жителями Кавказа. Узнали о разнообразной природе регионов России. Читали народные сказки, пословицы и поговорки, слушали и учили песни, народные танцы. Играли в разнообразные народные игры.
Дети при помощи родителей подготовили рассказы об обычаях и традициях в семье. Два ребенка рассказали о народных праздниках и обычаях татар, научили здороваться и прощаться на татарском языке. Принесли попробовать «Чак - чак» - это блюдо национальной кухни. Рассказали о празднике Сабантуй – праздник окончания посевных работ, очень красивый, добрый и мудрый праздник.
Несколько детей подготовили сообщения о России. Подготовили рассказ о русском народном костюме. Познакомили с русским – народным обычаем встречать гостей хлебом – солью. Рассказали, как встречают «Пасху», «Рождество», «Масленицу» в семьях воспитанников. Угостили детей национальным блюдом – блинами.
Воспитанница группы подготовила рассказ об обычаях удмуртов. Показала картинки с изображением природы Удмуртии. Рассказала о национальном костюме ее прабабушки.
Ребенок, который родился на Чукотке и считает ее своей второй малой Родиной, принес в группу шаманский бубен и изделия народных мастеров Чукотки. Вместе с мамой они подготовили презентацию о природе и народах севера.
Дети рассказали про башкирские обычаи, особым из которых считается уважение к бабушкам и дедушкам, почитание старших. Принесли попробовать настоящий башкирский мед.
Для развития самостоятельной поисковой деятельности на основании полученных знаний, а также формирования любознательности, была организованна эвристическая предметно развивающая среда - центр «Моя Родина». Содержание центра было пополнено следующими материалами.
1 . Раскраски «Народы России». Дети раскрашивали женские и мужские народные костюмы. Для передачи сходства, дети обращались к альбомам.
2 . Дидактические игры «Подбери костюм», «Флаг России», «Укрась костюм».
3 . Сказки народов России и иллюстрации к ним.
4 . Энциклопедия «Народы России».
5 . Альбомы «Моя Россия». Все материалы, которые принесли дети (открытки, картинки, вырезки из журналов) были оформлены в альбомы. Дети самостоятельно рассматривали и делились впечатлениями.
6 . Глобус и карта России. Совместно с воспитателем дети определяли положение России на глобусе. Находили столицу России на карте. Определяли область проживания отдельных народов России.
7 . Карта России, сделанная своими руками. Совместно с воспитателями была нарисована карта России, на которую дети наклеивали картинки с изображением людей в национальных костюмах.
8 . Элементы народных костюмов и музыкальные инструменты, которые дети использовали для организации сюжетно – ролевых игр.
На заключительном этапе дети находили сходства и различия между различными национальностями. Детьми были сделаны выводы что, несмотря на национальные различия, область проживания, все мы граждане одной большой, великой, красивой страны и должны жить в мире и согласии.
Был организован праздничный концерт с участием родителей. Участники и гости концерта «совершили путешествие по России». Мама одного из воспитанников в национальном костюме (который перешел ей в наследство от ее бабушки) спела удмуртскую песню «Лымы – теди». Также в исполнении родителей был представлен башкирский и лезгинский танцы. Педагоги ДОО исполнили русскую народную песню «Во - кузнице». Детьми была показана инсценировка татарской сказки «Три сестры». Представлен танец народов севера «Якутяночка». Дети представили игры разных народов России. Исполнили песни и стихи о Родине.
В ходе работы над проектом дети стали интересоваться информацией о стране, народах России и их обычаях, природе России. Дети с удовольствием работали подгруппами над заданиями, улучшились отношения друг к другу.
Проект помог сблизить родителей воспитанников и педагогов, так как проект проходил в непосредственном сотрудничестве с воспитателями группы и музыкальным руководителем.

Конспект занятия

«Какие народы живут в России»

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы : иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах или куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Ход занятия

Воспитатель:

В какой стране мы живем? (Россия.)

Наша страна сильная, великая, красивая. Но страна это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции.

Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передается из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и др.)

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех нас Родина - Россия.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны. Вы уже знаете, что на крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди…чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень теплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть теплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

А посмотрите, какой красивы мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – это государственный язык России. На нем говорят на всей территории нашей страны, на нем обучают детей в школах, студентов в институтах, на нем издаются законы России.