Марлен хуциев семья дети. Марлен Хуциев: Осетины – благороднейшая и красивая нация06.10.2015. Награды и звания Марлена Хуциева

Марлен Хуциев – кинорежиссер и сценарист, педагог и актер, Народный артист СССР и Лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, Председатель Союза кинематографистов,Почетный член Ученого совета ВГИКа, получивший наибольшую известность благодаря работе над фильмами «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность»,

Главные фильмы режиссера Марлена Хуциева

  • Краткая биография

    Марлен родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. После рождения сына семья на некоторое время переехала в Москву. Но отец мальчика Мартын Леванович Хуциев погиб в тяжелые годы политических репрессий, когда Марлену едва исполнилось двенадцать лет. Его мать Нина Михайловна Утенелишвили была актрисой. Мальчик пошел по пути матери, избрав сферу кино своей профессиональной стезей. После происшествия с отцом обучение, начатое в московской школе, пришлось прервать. Нина Михайловна забрала сына, и вернулась в родной город Тбилиси. Получив среднее образование, Марлен пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но во всписки принятых на курс не вошел. Примерно в это время начался тяжелый военный период. По состоянию здоровья Хуциев не был призван на фронт. Приняв решение не терять времени даром, Марлен продолжил развивать свой творческий потенциал. В 1944 году молодой человек был принят на должность ассистента художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. Еще через год Хуциев принял важное решение о переезде в Москву с целью получить высшее профессиональное образование в сфере кинематографии. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который блестяще закончил под руководством И.Савченко в начале пятидесятых годов. Выпускной дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители», который Марлен создал совместно с однокурсником Феликсом Миронером.

    После окончания обучения Хуциев получил работу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. Там он проработал порядка пяти лет в качестве помощника режиссера дубляжа. В 1955 году Хуциев был приглашен известным советским режиссером Борисом Барнетом в его новый проект комедию «Ляна». В качестве режиссера-практиканта вместе с Марленом над картиной работал Леонид Гайдай. В это же время Хуциев оставил киностудию имени Горького и перешел на должность режиссера-постановщика Одесской киностудии. Уже через год свет увидела первая полнометражная кинолента режиссера, как и дипломная работа, созданная в партнерстве с бывшим однокурсником Феликсом Миронером. Мелодрама «Весна на Заречной улице» мгновенно покорила сердца зрителей, и стала одним из самых популярных фильмов того времени. Главные роли в картине исполнили начинающие актеры Николай Рыбников, Юрий Белов и Геннадий Юхтин, а главную женскую роль на экране воплотила актриса, не имеющая профессионального актерского образования, Нина Иванова.Она попала в кинематограф по воле случая, когда однажды знакомый студент ВГИКа попросил девушку принять участие в съемках его дипломной работы, и эту работу позднее увидел режиссер Хуциев. Такой успешный дебют сразу же вывел Марлена на место перспективного новичка. Через два года зрители увидели вторую режиссерскую работу Хуциева мелодраму «Два Федора», главную роль в которой исполнил начинающий актер Василий Шукшин. Через четыре года была создана драма «Застава Ильича». Эта работа долгое время подвергалась жесткой критике чиновников от кинематографа, и претерпела множество вынужденных корректировок со стороны режиссера. Спустя три года зрители увидели эту ленту под другим названием «Мне двадцать лет», но первоначальный полный авторский вариант все-таки дошел до аудитории только в конце восьмидесятых годов. Эта работа была представлена на Венецианском кинофестивале, где совместно с картиной Луиса Бунюэля, получила специальную премию жюри. В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 2006 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, аспустя два года был избран Председателем Союза кинематографистов России.

Вредный фильм в яблочко

50 лет назад Марлен Хуциев снял картину «Застава Ильича». Четверть века она называлась «Мне двадцать лет», после того как была подвергнута жесточайшей цензуре. Ее сняли с проката после слов Хрущева: «Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи».

Не верил Никита Сергеевич в правдивость эпизода, где отец не может ответить сыну на вопрос «как жить?». Причем мертвый 21-летний отец, разговаривающий с живым сыном, который старше его на два года. Под названием «Мне двадцать лет» картину показали в 1965 году на Венецианском кинофестивале. А прорвалась она туда благодаря секретарю ЦК Компартии Италии Джанкарло Пайетте. В Венеции Хуциева отметили спецпризом за режиссуру, который он разделил с Луисом Бунюэлем, представлявшим «Симеона Столпника».

Кадр из фильма. Выпускной бал на Красной площади.

Только в конце 80-х «Заставу Ильича» показали в первозданном виде. А до этого вносили поправки по указке Хрущева, потом опять кромсали, как только его сместили и надо было срочно убирать стоящего на Мавзолее Никиту Сергеевича из кадра. История страны прошла через этот многострадальный фильм. А работали над ним весело. Хуциев водил молодежь в шашлычную, подкармливал. Но молодые и сами не терялись. Драматург Павел Финн вспоминает, как Марлен Хуциев посылал их с Геннадием Шпаликовым за едой. А они по дороге заруливали в гостиничную столовку и предавались радостям жизни. Шпаликов говорил: «Зачем Хуциеву еда? Он все равно худой». Вернувшись на съемочную площадку, каялись. Хуциев прощал, и все опять повторялось.

Марлен Хуциев: «Крупный советский кинорежиссер накатал донос на нашу картину»

Хуциев всегда любил придумывать на ходу. О том, как родилась идея «Заставы Ильича», он вспоминает так: «Мы снимали «Весну на Заречной улице» в Запорожье. Случилось одно печальное событие: умер директор «Запорожстали», восстанавливавший завод. У него обнаружили чуть ли не осколок возле сердца. Хоронил директора весь город. А когда мы там снимали, меня поразил сам завод. Я подумал, что следующую картину сниму на металлургическом предприятии. Придумалась история о том, как к директору завода приходит его погибший друг. Еще я хотел делать картину о войне под названием «Поколение» — о молодых ребятах, ушедших на фронт. Но прокатилась волна пацифизма, и на мою заявку на студии Горького ответили: «Нет, о войне не нужно».

Марлен Хуциев долго уговаривал друга и однокурсника, сценариста Феликса Миронера, поработать вместе. Но у того были свои планы. «Мы вместе делали диплом "Градостроители", «Весну на Заречной улице». Феликс — потрясающий мастер диалога. Мы часто ссорились. Главный конфликт произошел в Доме творчества в Болшеве, уже после того, как мы подали заявку на фильм. Рассорились на сцене, где парень увидел девушку в автобусе и пошел за ней. «Это твой замысел, — сказал Феликс. Я не буду дальше работать и снимаю свою фамилию», — вспоминает Марлен Хуциев. В общем, произошла ерундовая ссора, причем в тот момент, когда уже было написано сорок страниц сценария. Надо было срочно искать замену.

«Я тогда был ассистентом на курсе Григория Козинцева во ВГИКе, — рассказывает Марлен Мартынович. — Мне посоветовали пригласить студента Шпаликова. Я прочитал его сценарий «Причал». Мы встретились в Доме кино. Парень странно здоровался, держа руки по швам. Он ведь был суворовцем. Генка стал приносить варианты сценария, что-то я переделывал. Он сочинил сцену на выставке молодых художников. Когда произошла история с Хрущевым, Генка встал в позу, изображал из себя человека, который выше этого, отказался делать поправки. Потом я узнал, что он сочинял с Данелия «Я шагаю по Москве». В самый разгар работы Генка мог исчезнуть и так же неожиданно появиться. Спрашиваю: «Что с тобой? Куда ты делся?». Он рассказывал, как его поместили в бокс и он не мог оттуда выйти. Я говорю: «У тебя же подкрашенные волосы». И тут он сознался, что ездил в Одессу пробоваться у Пети Тодоровского в фильме «Верность».

Теперь Хуциев сожалеет о том, что не оставил имя Феликса Миронера в титрах. А зрители и не подозревают, что он причастен к «Заставе Ильича». Именно Миронер когда-то рассказал Хуциеву о том, что есть такой человек — Булат Окуджава, который пишет замечательные песни, и даже напел одну из них: «Девочка плачет, шарик улетел». «У его шурина, поэта Гриши Левина, было литературное объединение «Магистраль» при Доме железнодорожников, в которое входил Булат, — рассказывает Марлен Хуциев. — И Феликс познакомил нас. Впервые я слышал песню Булата «Я вновь повстречался с надеждой» в исполнении интеллигентов «Магистрали». Они пели хором, потом поднимали бокалы. Все это походило на клятву и произвело на меня огромное впечатление».

Спрашиваю у Марлена Хуциева, как он не боялся окружать себя дебютантами. Отвечает: «Я вообще рисковый человек. Ну кто бы на моем месте решился пригласить студента третьего курса и с ним работать? У меня снимался Валя Попов, который до этого играл в народном театре ЗИЛа. К сожалению, он рано ушел из жизни. У Николая Губенко — это первая роль. Станислав Любшин до этого только где-то мелькнул. Кстати, с Петей Тодоровским, тогда еще оператором, мы жили в одном общежитии на Лосинке, готовили на одной плите. В Одессу он попал из-за меня. Встретились как-то, я говорю: «Поехали снимать кино в Одессу». Он согласился. Я тогда ни одного снятого им метра не видел. Позвал из-за человеческой симпатии».

Валентин Попов, сыгравший 23-летнего сына, который спрашивает у погибшего на войне отца о том, как жить, остался самым неизвестным героем этой истории. Чрезвычайно одаренный, он не сделал актерской карьеры. Пытался заниматься режиссурой, и тут что-то не заладилось. А когда снимался в «Заставе Ильича», не вписался в компанию золотой молодежи, будучи по сути заводским парнем. Марианна Вертинская, сыгравшая его возлюбленную, общалась с другими: «Мы с Валей особенно не дружили. У меня была компания художников, Андрона Кончаловского, Андрея Тарковского, Паши Финна. А Валю я как-то встретила в Елисеевском магазине. Он уехал, по-моему, на Одесскую студию, пытался снимать как режиссер, что-то писал. Закончил какие-то режиссерские курсы. Переживал, что ничего не получается. У него было депрессивное состояние. А потом я узнала, что он умер».

Непосвященному и в голову не придет, что знаменитая сцена в Политехническом музее с участием Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Евгения Евтушенко — постановочная, а не реальный поэтический вечер. Марлен Хуциев вспоминает, как поэты читали стихи, каждый сам по себе: «Я слышал Беллу Ахмадулину в одном клубе. Побывал на вечере Евтушенко. Потом возникла идея с Политехническим. По 8 часов длилась съемочная смена. Мы 9 коробок пленки отсняли. И каждый раз приходили разные люди. А началось с того, что я увидел афишу Политехнического музея, на которой был заявлен диспут о молодежи. Я впервые попал в эту аудиторию и понял, где надо снимать. Тут же сочинил историю, решил установить телевизионные камеры в зале, создать иллюзию, что идет съемка передачи. А помогла нам тогдашний министр культуры Фурцева. Когда первый вариант фильма был принят, она сказала, что у нас очень сильная сцена первомайской демонстрации, но во второй части не хватает такого же эмоционального акцента».

Марианна Вертинская считает, что если бы Марлен Хуциев не придумал сцены в Политехническом, то просто ничего бы не осталось: «Мой папа Александр Вертинский был гениальным певцом, поэтом и композитором. Все говорят о его руках, о том, как он точно делал акцент, как пел «Маленькую балерину». Но нет ни одного кадра с отцом. Есть картины, в которых он снимался, — «Анна на шее», «Пламя гнева». Но это другое. То, что сделал Хуциев, — великое дело. Кто бы знал теперь, какой была молодая Белла Ахмадулина? Булата Окуджаву позднее много снимали, но такого молодого, когда он с гитарой выходил, нет больше нигде».

А потом крупный советский кинорежиссер, работавший на той же студии, где снималась «Застава Ильича», накатал донос, что это вредное кино. Марлен Хуциев отказывается называть его имя, только уточняет, что это не Герасимов, не Ромм, не Луков. Кстати, Михаил Ромм, посмотрев «Заставу Ильича», сказал: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Раскрыл тайну человек, принимавший участие в написании письма, литературный секретарь Михаила Шолохова. Хуциев рассказывает: «После того как мы сняли картину, и я уже начал работу над другим фильмом, он позвонил мне и предложил сценарий. Тогда же спросил: «А вы знаете, кому вы обязаны неприятностями? Я редактировал это письмо». И назвал мне имя. Когда начались гонения, от меня отвернулись все, кроме съемочной группы. Люди струсили. Те, кто одолжил денег до зарплаты, срочно требовали их вернуть. Сергей Герасимов держался в той ситуации стойко. Его обязали курировать нашу картину. Он ничего не навязывал. Министр культуры Екатерина Фурцева официально превратила фильм в двухсерийный. Меня все время ругали, что я на месяц задержал его сдачу. А я снял вместо одной серии две, задействовал более 60 объектов в Москве».

«Заставу Ильича» снимала Маргарита Пилихина, женщина-оператор, что было редкостью. Хуциев предлагал снимать картину своему другу Петру Тодоровскому. Но он все никак не мог определиться, тянул время, по словам Хуциева, а потом выяснилось — готовился к своей картине. «А Рита сама попросилась, сказала, что ей очень нравится сценарий. Я не тот режиссер, которому оператор предлагает, как снимать. К мизансценам не подпускаю. Маргарита Пилихина — двоюродная сестра Георгия Жукова. И этим все сказано. Она ручной камерой снимала демонстрацию, которую мы тоже организовывали», — вспоминает Марлен Хуциев.

Марианна Вертинская: «Мы все друг от друга прикуривали»


Марианна Вертинская и Марлен Хуциев встречаются нечасто.

Для Марианны Вертинской «Застава Ильича» стала, пожалуй, самой важной картиной. Но в первые дни снималась в ней актриса из массовки. Мы встретились с Марианной Вертинской в ее квартире на Арбате. Она хранит немало фотографий, на которых запечатлены юный Шпаликов, Хуциев, весивший 45 кг, так что не каждый лифт его поднимал, Джульетта Мазина, оказавшаяся причастной к истории фильма.

«Я снималась у Анатолия Эфроса в первой моей картине, «Високосный год», — вспоминает актриса. — Я ходила на фотопробы «Причала» по сценарию Шпаликова. И Марлен Мартынович обратил на меня внимание. У него горели сроки. Началась паника, поскольку не было героини. Последний съемочный день у Эфроса — а уже на следующий день меня утвердили в «Заставу Ильича». Сергей Герасимов сказал, что это попадание в яблочко. Его фраза потом ходила по студии Горького».

Хуциев уже снял картины «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Марианне Вертинской и ее ровесникам он представлялся человеком с биографией. Но память сохраняет и другое: «Марлен Мартынович — очень поэтичный человек. Он живет в своем мире, в который и нас хотел ввести. Мы работали скорее по состоянию, не шли по пути психологического разбора. Делали много дублей, иногда по 15. Он скрупулезно добивался нужного оттенка, переснимал какой-нибудь небольшой эпизод».

С Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским Марианна Вертинская познакомилась еще до «Заставы Ильича». «Когда снималась у Эфроса и была утверждена у Хуциева, — вспоминает актриса, — меня вызвал Тарковский на роль, которую потом сыграла Валентина Малявина в «Ивановом детстве». Сделали фотопробы. От кинопроб я отказалась из-за съемок у Хуциева. Тогда Марлен Мартынович был уже величина, а Тарковский еще ничего не снял, кроме «Катка и скрипки». Тогда все говорили, что «Застава Ильича» будет явлением. Сценарий написан Геной Шпаликовым, песенки которого все пели тогда под гитару. Я, как галчонок, смотрела на все. Заканчивались съемки, и мы ехали в Дом литераторов или ВТО, на дачу к Андрону, ходили на пляж, читали. Впервые Андрон достал стихи Мандельштама, «Доктора Живаго». Все это вслух читали. Мы дружили, любили, были романы. Очень интересное было время. Я из него вышла».

— А насколько вы все были свободны?

— Разнузданности не было ни в ком. Мы все были молоды, полны эмоций, верили в светлое будущее. Жизнь только начиналась.

— Понимали, что на каждом квадратном сантиметре — будущий гений?

— Было ощущение, что все очень талантливы. Андрей начал снимать «Рублева». Помню, как они с Андроном писали сценарий, хотели, чтобы Слава Любшин сыграл главную роль. «Застава Ильича» снималась около четырех лет. Ее закрывали, потом пролонгировали. Потом случилась история с Хрущевым, после которой все едва не грохнулось. Но все были полны надежд, а не упадничества. Это свойственно молодым людям. Эфроса как-то спросили, нравится ли ему одна артистка. Он ответил: «Да, нормальная». На вопрос «а чего же вы ее не снимаете?» он ответил: «Не прикуриваю. Не зажигает». А мы все друг от друга прикуривали.

— Какое впечатление произвел готовый фильм?

— Тогда актеров в монтажную не пускали. Сцена, где герой разговаривает с мертвым отцом, вызвала жуткую критику. Успокоились после того, как Феллини, приехавший в Москву с фильмом «8½», похвалил ее. Ему показали «Заставу Ильича» тайно. Когда были в Риме на Неделе советского фильма, Феллини пригласил нас на свою виллу. Но сначала мы поехали в кинотеатр и посмотрели его «Джульетту и духи». У меня есть две фотографии от Джульетты Мазины. На одной, где она с платком, написано: «Марианне. Ты мне нравишься». На второй она с кошкой. У Джульетты Мазины было семь кошек. Каждая носила имя одной из ее героинь. Была среди них и Кабирия. Потом по приглашению японской компартии я 21 день провела в Японии. Там очень любят «Заставу Ильича», отмечают юбилеи картины.

— Многие думают, что сценарий написал один Шпаликов, а про Миронера ничего не знают.

— Может быть, изначально канву написал Миронер. Но легкость диалога, которая в картине есть, когда один разговор накладывается на другой, это, конечно, от Гены. Он постоянно бывал на площадке, что-то дописывал, подсказывал. Раз Феликс Миронер захотел снять свое имя, чего тут обсуждать. Столько лет прошло. Многие уже в могилах лежат.

«Заставу Ильича» теперь все время противопоставляют «Оттепели» Валерия Тодоровского, которая вызвала у многих режиссеров старшего поколения резко отрицательное отношение. А Марианне Вертинской картина понравилась: «Художник имеет право на раскраску и интерпретацию. Главную героиню, которую играет Анна Чиповская, зовут Марианна. Оператор дает кому-то в морду — такое буйство свойственно моему поколению. Что-то задиристое в нас было».

Светлана Светличная: «Михаил Ромм сказал: «У этого человека надо всегда сниматься»


Светлана Светличная.

В «Заставе Ильича» делали первые шаги очень известные актеры. Ольга Гобзева, ныне инокиня, сыграла девушку, дающую пощечину Андрею Тарковскому. Теперь она раскаивается в этом и говорит, что, возможно, в иночество пришла из-за этой пощечины. Светлана Светличная появилась в сцене молодежной вечеринки. Красоты была необыкновенной. Роль у нее небольшая, но из тех, что складывают мозаику этой картины.

Светлана Светличная рада, что принимала «маленькое участие» в картине: «Уверена, что наши потомки будут судить о нас по фильмам Марлена Хуциева. В своей серьезности он романтик, доверчивый, как ребенок. «Застава Ильича» — наша история без прикрас. Когда поступило предложение от Марлена Хуциева, я обратилась за советом к Михаилу Ильичу Ромму. Он сказал: «У этого человека надо всегда сниматься. И я всегда буду отпускать к нему своих студентов». У Марлена Хуциева я поняла, что такое кино и команда «Мотор!». Мне до сих пор льстит, что он рассмотрел в импозантной девице настоящую душу. Единственное, что меня одолевало, так это беспокойство по поводу того, смогу ли я соответствовать тому, что задумал режиссер. У Марлена Хуциева — как в сказке: здесь русский дух, здесь Русью пахнет, хотя он в общем-то не из Саратова. То, что у него получилось, — не случайность, а небесный промысел. Вспоминаю эпизод с пощечиной, и по телу мурашки идут. А сцена, когда герои ночью столкнулись, не ведая о том, что могут встретиться. Только такой романтик, как Хуциев, мог все это придумать. Я когда это увидела, поняла, что во мне это тоже всегда жило. Вот так можно выбежать пулей и встретиться с человеком или солнцем, любимой буренкой». А вот проблемы, возникшие вокруг картины, Светлану Светличную обошли стороной. Слишком молода была, о каких-то вещах не задумывалась: «У меня же не главная роль. Это Марьяна Вертинская была в курсе событий. Она получила на картине такой заряд для будущего! Все, что она сделала в молодости, — все это получила от Марлена Хуциева».

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Биография Марлена Хуциева

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), Грузия, в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили ) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили . Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств , но не прошёл по конкурсу. Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья.

В 1944 году началась кинокарьера Хуциева : он стал работать ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии .

В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко ), который окончил в 1950 году.

Однокурсниками Хуциева были актёры Александр Алов , Алексей Коренев и режиссёры Владимир Наумов , Сергей Параджанов , Юрий Озеров и Феликс Миронер .

Дипломной работой молодого режиссёра стала короткометражка «Градостроители ». После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссёра дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького , а в 1955 году был приглашён вторым режиссёром на съёмки фильма «Ляна » Бориса Барнета , у которого ещё студентом проходил практику.

В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссёром-постановщиком на Одесскую киностудию , где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице ». История отношений учительницы из школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко , роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников , имела оглушительный успех – фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей.

Успех первой картины закрепила драма «Два Фёдора » (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная рольФёдора -большого – стала актёрским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина .
В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссёра.

После XX съезда КПСС, на волне хрущёвской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм, ставший одним из символов поколения «шестидесятников» – «Застава Ильича », сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым , тогда ещё учившимся на сценарном факультете ВГИКа .

Из-за того, что картину раскритиковал сам Хрущёв , она вышла на экраны через два года, в урезанном и изменённом виде и под другим названием – «Мне двадцать лет ». Цензорские ножницы вырезали из картины одну из ключевых сцен – непостановочные съёмки выступления Беллы Ахмадуллиной , Андрея Вознесенского , Роберта Рождественского , Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее.

О том, как снималась эта сцена, Хуциев вспоминал: «Это ведь не документальная съёмка, хотя документальным способом снята. Это всё было организовано, и просто у нас не было денег на массовку, но мы разослали билеты на вечер поэтов, приглашения. Там даже написано было: “Одновременно снимается эпизод картины ‘Застава Ильича’ ”».

В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя – в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича » получила Специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме – премию «Золотая пластина ».

В 1965 году Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм », где проработал долгие годы.

Следующую свою картину, драму «Июльский дождь », Хуциев снимает в 1966 году, после чего он пробует себя в качестве театрального режиссёра, поставив на сцене театра «Современник » спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши ».

Испытать свои силы в качестве актёра Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой телёнок » по одноимённому произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция », где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда » Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран » Центрального телевидения , успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май » – по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году – документальная лента «Алый парус Парижа ».

В 1978 году Хуциев вновь стал «ВГИКовцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино. Из режиссёрской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении.

Перерывы между съёмками следующих картин режиссёра составляют около десяти лет: документальная картина, начатая Михаилом Роммом и завершённая его учениками Элемом Климовым , Германом Лавровым и Марленом Хуциевым , «И всё-таки я верю... » вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие » – в 1983-м, философская драма «Бесконечность » – в 1992-м, а фильм, в основу которого легли кадры военной кинохроники, «Люди 1941 года » был закончен в 2001 году.

В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем , также выпускником режиссёрского факультета ВГИКа , Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях – Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом . Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя », работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

В 1986 году Марлен Хуциев был удостоен звания «Народный артист СССР».

Хуциев – президент Гильдии кинорежиссёров России с момента её образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук , почётный член Российской академии художеств , академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России , президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер ».
19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России , но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке.

Прославленный режиссёр является обладателем различных государственных и кинематографических наград и лауреатом множества премий, он награждён медалью «За доблестный труд» (1970), орденами «Знак почёта» (1975) и «За заслуги перед Отечеством» IV (1996), III (2000) и II (2006) степеней. В начале октября 2010 года за выдающиеся заслуги и в связи с 85-летием Марлен Мартынович Хуциев был награждён орденом Почёта.

В 2019 году запланирован выход нового фильма Хуциева - «Невечерняя».

В марте 2019 года был госпитализирован в Боткинскую больницу, в реанимационном отделении которой скончался 19 марта на 94-м году жизни.

Личная жизнь Марлена Хуциева

Хуциев был женат на Ирине Соловьёвой, которая ушла из жизни 5 января 2019 года в одной из больниц Москвы

– Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице » Хуциев дал фамилию Савченко – в честь своего педагога Игоря Савченко , курс которого он закончил во ВГИКе .

– В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил своё имя («Марлен » – образовано от «МАРкс » и ЛЕНин ») – в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы ».

– В фильме «Застава Ильича » («Мне двадцать лет ») снялись будущие известные режиссёры и сценаристы Наталия Рязанцева , Александр Митта , Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский .

– В телефильме «Был месяц май » одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Пётр Тодоровский .

Фильмография Марлена Хуциева

Режиссёр
Невечерняя (2007-2011)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
И всё-таки я верю… (1974)
Алый парус Парижа (ТВ) (1971)
Был месяц май (ТВ) (1970)
Июльский дождь (1966)

Два Федора (1958)
Весна на Заречной улице (1956)
Градостроители (1950)

Сценарист
Невечерняя (2007)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
Июльский дождь (1966)
Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1964)
Улица молодости (1958)

Актёр
Карл Маркс: Молодые годы (сериал) (1979); роль: Луис Бланк
В день праздника (1978); роль: Рамзес
Гори, гори, моя звезда (1969); роль: князь
Интервенция (1968); роль: главнокомандующий
Золотой телёнок (1968); роль: Гигиенишвили, бывший князь (эпизод в фильм не вошёл)

Сегодня Глава республики Тамерлан Агузаров встретился с легендарным Марленом Мартыновичем Хуциевым. Знаменитый кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР находится в Северной Осетии с рабочим визитом. В Кармадонском ущелье он снимает один из эпизодов своего нового художественного фильма «Невечерняя».

Накануне, 4 октября, Марлену Мартыновичу исполнилось 90 лет. И этот знаменательный юбилей Хуциев, находясь в отличной форме, отметил в кругу североосетинских коллег на земле Осетии, куда он с удовольствием приехал в очередной раз.

Тамерлан Агузаров тепло приветствовал ветерана советского, российского кинематографа, назвав его мастером кино мирового уровня. Поздравил гостя с днем рождения, поблагодарил за то, что именно во Владикавказе он отметил свое девяностолетие - знаковую дату не только для России, для Осетии, но и для всего мира. В связи с этим руководитель республики по поручению Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева передал юбиляру приветственный адрес и поздравления с девяностолетием.

«Я сам не киновед, но образность, правдивость, метафоричность Ваших фильмов общеизвестна. Глубина, умение эмоционально донести до зрителя замысел, раскрыть сложные характеры своих героев - эти качества присущи Вашему кинематографическому творчеству. Ярким примером этому является снятая Вами всенародно любимая кинолента «Весна на Заречной улице», которую отличает неповторимая поэтическая интонация и тонкая манера сопереживания героям, а также любовь к Родине и тревогу за ее судьбу», — сказал Глава Северной Осетии.

Тамерлан Агузаров поблагодарил режиссера и за то, что свой новый фильм он решил снимать в нашей республике, в одном из ее красивейших ущелий и выразил уверенность, что «это опять будет не просто фильм, а большое кино».

Марлен Мартынович в свою очередь поделился впечатлениями о пребывании съемочной группы в Северной Осетии. Отметил, что съемки эпизода проходят замечательно, и что для этого коллеги из республики создали все необходимые условия. В основе фильма «Невечерняя» лежит история взаимоотношений его главных героев - писателей Толстого и Чехова - непростой и отчасти драматичной. Как отметил сам Хуциев, это кино, пронизанное глубокой философией, скорее не для широкого проката, а для тонких ценителей киноискусства.

В разговоре с Тамерланом Агузаровым Марлен Хуциев в шутку заметил, что часто его называют осетином. «И, хотя я родом из Грузии и по национальности грузин, я никогда не отрицаю, что я из осетин - благороднейшей, красивой нации», — сказал режиссер.

На это руководитель республики парировал: «Да, мы знаем, что Вы не осетин. Но Вы с такой теплотой к нам всегда относитесь, что мы хотим думать и считать Вас осетином. Вы уж простите нам этот эгоизм!».

За вклад в развитие отечественного кинематографа Тамерлан Агузаров присвоил Марлену Хуциеву почетное звание «Народной артист РСО-Алания».

Во встрече приняли участие врио вице-премьера РСО-Алания Леонид Кесельбренер, министр культуры РСО-Алания Мадина Атаева, экс-министр культуры республики Фатима Хабалова, кинорежиссеры Вячеслав Гулуев и Аким Салбиев.

Марлен Хуциев, которому в октябре исполнится 90 лет, заканчивает новый фильм "Невечерняя". Картина о встречах Толстого и Чехова была задумана в начале нашего века, начались съемки, но из-за нехватки денег работа была приостановлена и лишь недавно возобновилась благодаря меценату, подарившему знаменитому режиссеру необходимую сумму. Кинематограф Хуциева воспринимается как одно из проявлений хрущевской оттепели, но режиссер считает, что неверно связывать смягчение режима с именем тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС. С Хрущевым у него давние счеты – верховному цензору не понравилась картина "Застава Ильича", и он заставил Хуциева радикально переделать фильм. Авторская версия вышла лишь в конце 80-х. Особенно не понравилась Хрущеву одна из ключевых сцен – разговор героя с призраком погибшего на фронте отца. Хуциев говорит, что это его воображаемый разговор с собственным отцом, казненным в 1937 году. Во всех фильмах Хуциева есть размышления о войне, в которой сам режиссер не участвовал – его освободили от службы из-за астмы и дальнозоркости. Знаменитая картина "Июльский дождь" завершается документальными съемками встречи ветеранов у Большого театра – тогда 9 мая еще не было официальным праздником.

Две ретроспективы фильмов Марлена Хуциева сейчас прошли в Германии – на фестивале Go East в Висбадене и в берлинском киномузее. Мы встретились с режиссером на висбаденском фестивале после показа фильма "Был месяц май", снятого в 1970 году, к 25-летию победы. Май 1945 года – красноармейцы, расположившиеся в немецкой усадьбе, узнают о том, что рядом находился концлагерь, а хозяин их дома, фермер по фамилии Рашке, использовал труд заключенных.

Марлен Хуциев сомневался, стоит ли включать фильм в программу показов в Висбадене, и не знал, как отреагируют немецкие зрители. Действительно, когда сеанс закончился, в зале чувствовалось некоторое напряжение. Может быть, потому, что в фильме был недвусмысленный намек на вольное обращение российских солдат с немецкими женщинами, а сцены в свинарнике (Рашке занимался свиноводством) можно истолковать как отождествление немцев с этими имеющими не лучшую репутацию животными. В принципе же это фильм о вечном конфликте России и Европы: пьяные и взбалмошные солдаты сталкиваются с сытым и бесчеловечным, по их мнению, миром порядка, не могут его постичь и хотят разрушить. Пример вечного российского хаоса – ситуация в союзе кинематографистов, председателем которого Марлен Хуциев был избран в 2008 году. Потом по велению суда на эту должность вернулся прежний барин, Никита Михалков, а кинематографисты, не желающие ему подчиняться, образовали альтернативный союз. О Второй мировой войне, о Михалкове, Хрущеве и оттепели я расспрашивал Марлена Хуциева, а начался разговор с фильма "Невечерняя", выход которого запланирован на следующий год.

No media source currently available

0:00 0:35:09 0:00

Pop-out player

– Фильм я уже практически закончил, там просто маленькие досъемки. Очень долго длилась эпопея по той причине, что не было финансирования, 8 лет вообще все стояло. Потом возник один человек, который вдруг где-то прочел и дал зеленую улицу.

– То есть чудо случилось?

Кадр из фильма "Невечерняя"

– Абсолютное чудо, абсолютное. Я пока его имя не называю. Как картина будет готова, конечно, я принесу ему всю свою признательность. У нас дают деньги, но это ерунда. Был же год Чехова, Толстого совместный, никого не колыхнуло.

– Когда в 2008 году проводился знаменитый съезд Союза кинематографистов, хотели провести очищение, избавиться от непрозрачности, коррупции. У вас был план, можно это было сделать в то время?

Мединский у меня вызывает впечатление абсолютного ничтожества.

– Был план найти определенных людей, которые хотели бы это сделать. Они стали намечаться, но потом начались бесконечные склоки, своры. Я уже по размышлению понимаю, что зря в это дело ввязался. Я просто себе не представлял ситуацию, с которой придется иметь дело. Но что делать? Я хочу вам сказать: что бы ни говорили, лучшая система кино была советская. Потому что, во-первых, там выдавали реальную смету, иногда чуть-чуть завышали, чтобы потом срезать, но выделяли деньги по этой смете. Эта смета тщательно разрабатывалась по многим статьям. Там была, конечно, цензура, но в чем-то да, а в чем-то нет. Я все-таки все свои картины сделал, хотя меня заставили вырезать из "Июльского дождя" одну сцену. Я, когда мы сочиняли сценарий, так ее и назвал "арбуз на вырез", я знал, что ее все равно вырежут. Там есть такая история, как героиня ходит в качестве агитатора, она попадает к сумасшедшему энкавэдэшнику, ей сразу становится понятно, что он сумасшедший. Вначале зрители смеются, а потом, когда становится ясным, что он сумасшедший, тогда мертвая тишина в зале. Эту сцену не разрешили категорически. Потом надо было сокращать картину немножко, и я там, дурак, вырезал одну паузу очень красивую в зоопарке, где героиня гуляет. Очень жалею, не сохранил ее. Иногда бывает, когда картину кончаешь, ты настолько бываешь измотан, что уже и соображаешь туго, и сопротивления нет. В "Июльском дожде" мне, конечно, жалко эту сцену очень. Но там вся беда в том, что не напечатали копию, если бы копию напечатали, я поправку бы сделал, а в копии это сохранилось бы.

– "Застава Ильича" ведь сохранилась полностью, и вы смогли ее восстановить.

– Там долбанул первое лицо <Хрущев>, и все навытяжку встали. Начали сами говорить: это надо изменить, это. Это мне напоминает вот что: стоит человек, и у него перед лицом машут палкой. Так не надо голову нагибать, ты постой. Если нагнул голову, то она тебе придется по башке. Дела давно минувших дней, даже говорить о них не хочется. Сейчас нет идеологической цензуры... Хотя, наверное, есть.

– То, что сейчас делает Мединский, уже можно назвать идеологической цензурой.

– Он у меня вызывает впечатление абсолютного ничтожества. <Председатель Госкино> Ермаш любил кино и людей любил. Например, когда я кончал картину – хотя, казалось бы, человек я неудобный, – где-то он меня встречал, говорил: ну что, какие планы на будущее? Хрен он <Мединский> меня спросил, какие планы на будущее. Тогда было ощущение, что мы нужны, сейчас нет этого ощущения.

– А картину "Был месяц май" цензура не тронула?

Мне там дали только две поправки. Там было прямым текстом сказано, что они жили там же, где свиньи, и свиньи съели ребенка. Пришлось сказать, что она голодала и ребенок умер, молока не было. А вторая поправка очень обидная, когда клеил эту хозяйку один из солдат, он там ей говорит это было по-солдатски, по-русски, он ей одну фразу говорит, а она не понимает. Он говорит: "А что твой мужик? Ничего еще, может? А то, может быть, надо помочь?" И через паузу говорит: "По хозяйству". Вот эту фразу убрали. А что тут такого, это же не политическое? "Нет, это оскорбительная фраза". Нравственная цензура, и вырезали.

– Снимали в Германии?

В Восточной Пруссии снимали. Это не под самим Кенигсбергом, а есть такой город, сейчас он называется Гвардейск, а у немцев он назывался Пилау. А концлагерь снимали в Польше.

– Освенцим?

Это Бжезинка, рядом с Освенцимом. 30 километров от Кракова. Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших.

– Во всех ваших фильмах есть война…

– И в новом фильме есть – Севастопольская оборона. У меня это связано еще с тем, что я отдаю долг. Потому что в силу всяких болезней меня не взяли. Мы одногодки с Тодоровским, он всего лишь на два месяца старше меня, но он успел, на фронт попал в 1944 году, успел побывать в Берлине. Он очень интересно рассказывал, когда все закончилось, они выпили, спали, и вдруг автоматные очереди. Они к окнам подползли и увидели, что по этой широкой улице идет колонна немцев и поливает из автоматов все окна, чтобы ответного огня не было. Наши связались по рации с авиацией. Он говорит, это было страшное зрелище, когда над этой колонной пошли на бреющем полете самолеты и стали ее расстреливать. Вообще война это жестокая вещь, что тут говорить, это все знают.

– Вы видели "Утомленные солнцем"?

"Утомленные солнцем-2" я не видел, только то, что иногда по телевизору мелькает, а первую часть видел. Там есть очень сильные сцены. Вся эта история с дочерью очень нежно снята. Вообще он режиссер хороший. К сожалению, когда он начинает конъюнктурить, выглядит значительно хуже. "Неоконченная пьеса" это замечательная картина. "Раба любви" сделана очень здорово. Немножко однообразно этот бесконечный показ кинопроцесса: все понятно, а там еще продолжается. Но это хорошая картина по фактуре, по всему.

– У вас с 2008 года сохраняется антагонизм или вы помирились?

Не то что помирились, я никогда до этого с ним не дружил. Никакого у нас с ним нет контакта.

– Вы новую картину снимали в Крыму. Не могу не спросить, что вы думаете о том, что происходит вокруг Крыма?

Это все политические игры. Я не знаю, нужен он нам был или не нужен. Говорят, что там стало хуже. Мне всегда казалось, что Крым должен оставаться в составе России, как славная историческая страница ее прошлого. "Севастопольские рассказы", "Оборона Севастополя" – как-то так. Что это такое, берет и волей своею тот человек, которого потом назвали волюнтаристом, отдает Крым Украине? Представьте себе, что гуляют два купца, надрались, один другому от широты душевной подарил фамильные часы. А потом он умер. Что должен сделать сын? Он должен возвратить часы сам.

– У вас сохранилась неприязнь к Хрущеву с тех пор, когда он резал ваш фильм?

У меня не поэтому. Потому что, анализируя все, что он сделал… Во-первых, это вранье, что на ХХ съезде он разоблачил культ личности. Это все было сделано сразу после смерти Сталина поднимите газеты того времени. Буквально через месяц после смерти Сталина во всех центральных газетах: в ЦК КПСС планировались материалы о преодолении культа личности и о коллегиальном руководстве. Это все было до Хрущева. А он потом стал всех отставлять от должностей. Как он, например, с Жуковым поступил, который спас его, когда его хотели снять? Он его снял в тот момент, когда он плыл на корабле, когда у него не было даже возможности ничего сделать. Термин "оттепель", хрущевская оттепель – никакого отношения этот термин к Хрущеву не имеет. Вот вам доказательство: вовсю шел съемочный период картины "Весна на Заречной улице" в тот момент, когда совершился ХХ съезд. В феврале я был в Запорожье, мы снимали "Весну", вдруг прочел в газете про ХХ съезд. Не надо все приписывать Хрущеву, они забывают, что был министр культуры Пономаренко, при котором все оживилось, как замечательно себя вела Фурцева. Ведь она же посмотрела картину <"Застава Ильича">, она просто пришла в восторг тут же, но ведь полно завистников было, доносы писали, в итоге все это получилось.

– Вы же подписали письмо Брежневу против реабилитации Сталина.

Это да, это было. Но не только я, много народу, Михаил Ильич <Ромм> подписал, и я в том числе.

– Чувствуете, что сейчас начинается новая реабилитация Сталина?

Я это чувствую. Но я за объективное освещение истории. Что нельзя у него отнять – и должно остаться, и плохое, и хорошее. Войну, конечно, он сыграл, не важно, был он полководец или не был, он был объединяющей силой, а он умел руководить, держать. Благодаря ему мы и выиграли, потому что все в конце концов организовал. Никуда он не убегал, он болел, у него была ангина. Но в первый же день, когда началась война, уже были совещания в Кремле. На одно из совещаний были приглашены геологи, потому что вопрос стоял, куда перемещать промышленность. Вокруг было много талантливых людей. Конечно, жуткая история с разгромом армии, 1937 год. Но мы ничего про это не знаем. Ужасно постарались на местах весь этот 1937 год, но там была борьба, безусловно, его хотели скинуть, а он не хотел этого. Это было продолжение гражданской войны, только на другом этапе. Возьмите Французскую революцию, что они сделали? Все друг другу головы поотрубали. Робеспьер был влюблен в невесту Камила Демулена. Там вот так все было, лучшим своим соратникам рубят головы.

– В фильме "Был месяц май" герой говорит, что если бы не эта победа, весь мир превратился бы в концлагерь.

Естественно. Он при огромной силе распустил бы щупальца по всему миру. Знаете, я сейчас, когда ехал <в Висбаден>, вокруг потрясающая природа, и думаешь: как так можно? У нас такого нет, у нас замызганные вокруг железнодорожных путей какие-то хибары, сараи, амбары, свалки. А тут потрясающе, никакого мусора, ничего, просто наслаждаешься. А почему у нас это невозможно? Не знаю. Не могу объяснить это щедростью природы, пространством.

На вашей родине, в Грузии возможно, все сделали.

Грузия ухоженная страна. Вы бы посмотрели, что из себя представляет Батуми сейчас. Там несколько высоких зданий, гостиница "Рэдиссон", ухоженные бульвары. Остальной город низкорослый, но он ухоженный абсолютно. А рядом с гостиницей маленькие харчевни, где продается жареная барабулька. Все прекрасно.

– Это Саакашвили сделал.

Да. Нет пророка в своем отечестве, они теперь его ненавидят.

– Вы смотрите фильмы молодых людей, нового поколения режиссеров?

"Стиляги", "Оттепель" это все ужасно. Во-первых, все, что снято про кино, – это совершенно не так. Я снимал в то время. Получается, что там крутилось все время внутри сексуальное. Ничего подобного. Снимали влюбленно, без интриг. Совсем другое было у меня ощущение того времени. Откуда ему знать, Валерке? Видел "Елену", такая тяжелая картина, но здорово сделана, конечно. Он талантливый человек.

– Союз кинематографистов можно еще спасти или после раскола все бесполезно?

было ощущение, что мы нужны, сейчас нет этого ощущения

Мне кажется, этот процесс должен произойти естественно, со временем. Я считаю, что самая правильная система организации это когда было Госкино. Они только распределяли финансы, несколько осуществляя цензуру, потому что все остальное приходило снизу: все замыслы, все разработки смет, все же снизу шло. И эта система, если бы ее можно было возродить, дала бы огромный подъем кинематографии.

– Они бы заказывали фильмы на злобу дня.

Там был так называемый госзаказ, из всей массы фильмов три-четыре спускали сверху, больше постановочных. Остальное: подал заявку, заключили договор, начали писаться. Так было и с "Заставой", и с "Июльским дождем", прошло утверждение. Вы знаете, что встреча ветеранов в "Июльском дожде" – это было время, когда праздник победы не отмечался. Они отмечали каждый год, а государство не отмечало, был просто будний день. Все это с Брежнева началось, когда Могила Неизвестного солдата.

– Сейчас перед праздником не пугает вас, что это приняло такой фальшивый размах?

Неприятно. Но я должен сказать, что это неизбежно. Триумфальная дата. Другое, когда до сих пор поднимается тема обеспечения квартирами ветеранов. Это позор, это давным-давно все уже должно было быть.

– Не праздник скорби и не праздник ветеранов, а праздник наступательный, агрессивный…

А это должен быть праздник со слезами на глазах. Я очень не люблю эту песню, но это правильно со слезами на глазах. В этой песне идет такой плясовой проигрыш, я ее терпеть не могу. Почему ее так подняли? Есть же реальные военные песни, одни "Дороги" чего стоят. Жизнь вообще витиевата, она никогда не бывает одинаково прекрасная, чаще одинаково бывает ужасной, но вообще все намешано.