Чему нас могут научить русские народные сказки? Сочинение на тему: "Русские сказки"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа

Проектно-исследовательская работа на тему:

« Чему учат нас сказки »

ученица 2 «В» класса

Руководитель : Учитель начальных классов

Баумова Лидия Дмитриевна

пгт. Хотынец, 2016 год.

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Чему учат сказки».

2. Цель проекта:

3. Задачи:

- узнать, что такое сказка, как она зарождалась;

Исследовать волшебные сказки;

Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

5. Научный руководитель проекта:

6. Консультанты:

Баумова Лидия Дмитриевна - учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Батова Светлана Владимировна – мама.

Вёрстка и дизайн:

Мама - Батова Светлана Владимировна

7. Тип проекта: информационно – поисковый.

8. По предметно – содержательной области: культурологический.

9. По количеству участников: личностный.

10. По характеру контактов: в рамках класса, в рамках школы.

11. Форма представления проекта: реферат (сообщение) и презентация.

12. Продукт проекта : книжка с иллюстрациями любимых сказок, сказка собственного сочинения «Старик, петух и коза».

13. Источники информации: осуществление расширенного поиска информации с использованием сети Интернет.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап:

Сбор информации по теме проекта, выбор и чтение русских народных сказок. Поход в библиотеку.

2. Анкетирование:

Анкетирование одноклассников по теме: «Русские народные сказки». Сопоставление ответов и их анализ.

3. Обобщение:

Обобщение результатов сбора информации, сравнительный анализ, выводы.

4. Подготовка к презентации:

Обобщение собранных материалов, выводы, подготовка наглядности (зрительного ряда), редактирование визуальных образов (фотографии, анкеты, рисунки).

5. Презентация:

Уметь донести до слушателей сведения о моей проектно – исследовательской работе «Чему учат сказки?». Показать компетентность моих исследований и высказываний.

Тема: «Чему учат сказки»

Актуальность темы:

Сказки живут очень долго. С ними связаны наши представления о мире, добре и зле. Сказки любят читать все дети. Сказки учат нас почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. Они важны во все времена, потому что очень интересны, занимательны.

Постановка проблемы.

Почему в сказках всегда побеждает добро? Какова роль сказок в процессе обучения детей?

Цель проекта:

Изучить понятие сказки и проследить, как русский народ учил детей относиться к старшим, а также выяснить на примере сказок, всегда ли добро побеждает зло.

Задачи:

Узнать, что такое сказка, как она зарождалась;

Исследовать сказки;

Выявить основные мысли волшебных сказок;

Привлечь внимание одноклассников к этой проблеме.

Гипотеза:

Я предложила, что, наверно, взрослые не зря просят соблюдать нас правила поведения, уважительно относиться к старшим, не грубить взрослым и друг другу. Если изучить поступки героев сказки, то можно сделать вывод, что сказки способствуют формированию нравственных ценностей. Для девочек – это красна девица, умница, рукодельница… А для мальчиков – добрый молодец – смелый, честный, трудолюбивый, любящий свою Родину.

План проекта.

    Понятие сказки, виды сказок.

    Персонажи сказок.

    Чему учит нас сказка

    Анкетирование

    Выводы

Любят сказки все на свете,

Любят взрослые и дети.

Сказки тайну открывают,

Деток в гости приглашают,

Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Превращенья, чудеса

Очень часто происходят.

А добро там побеждает,

Всё плохое прочь уходит.

Понятие сказки, виды сказок

Сказка- это жанр литературного творчества. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказку можно назвать самым мудрым и самым древним произведением устного народного творчества. Она прививает детям уважение к старшим, доброту, учит быть смелым и достойным.

Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть. Русские народные сказки – неисчерпаемый источник мудрости.

Сказка состоит из 3-х основных частей:

1. Зачин (Жили- были….)

3. Окончание (Вот и сказке конец….)

Чтобы привлечь внимание слушателей, в некоторых сказках применяются присказки и заставки. С давних пор сложилась традиция разделения сказок на три большие группы :

1. Сказки о животных.

2. Волшебные.

3. Социально-бытовые.

Также сказки можно разделить на народные и литературные. Народные сказки в свою очередь делятся на русские народные и сказки народов мира, а литературные (или авторские) делятся на сказки русских писателей и зарубежных писателей.

Но мы понимаем, что нельзя провести чёткую границу, отделить одну от другой. Например, популярные сказки о животных зачастую содержат волшебные элементы, и наоборот.

Более подробно рассмотрим волшебные сказки.

Волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Персонажи сказок.

Персонажи волшебных сказок делятся на две группы. К одной относятся положительные герои, а к другой – отрицательные. Любимый герой русских народных сказок Иван царевич. Зачастую это младший из трёх сыновей царя. Он борется всегда со злом, помогает слабым и обиженным. Иванушка – дурачок – также очень важный герой, стоящий на стороне добра и светлых сил. Он не блещет умом, но именно благодаря своему поведению и нестандартному мышлению, проходит все сказочные испытания и побеждает противника.

Значительное место в волшебных сказках занимают героини – женщины, воплощающие народный идеал красоты, ума, доброты и смелости.

Василиса Прекрасная или Премудрая (они нередко сливаются в один образ). Это «писаные красавицы», о таких «ни в сказке сказать, ни пером описать». Типы положительных героинь включают в себя три категории женщин: богатырш и воительниц, как Марья Моревна , мудрых дев, как Елена и Василиса, добрых и страдающих сирот или падчериц. Трудолюбивых и честных, как Золушка и Алёнушка .

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба Яга. Главная героиня - Баба-яга . О глубокой древности Бабы Яги говорит двойственность ее свойств: она может быть и помощником, и противником.

В сказках нередко действует Змей Горыныч - многоголовое чудовище, с которым борется и которого побеждает герой. Он обладает способностью к полету, умеет дышать огнем. При его приближении наступает тьма, поднимается ветер, земля «стонет».

Кощей Бессмертный - воплощение скупости, лицемерия и сластолюбия. Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана.

Главные особенности волшебных сказок

В волшебных сказках мы часто находим мотив испытания. Например, сказка «Морозко», в которой добрую девушку Настеньку злая мачеха отправила замерзать в зимний холодный лес. Добрый волшебник Морозко по традиции сначала испытывает девушку, а потом награждает её.

Главные особенности волшебных сказок - это мотивы превращения. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» братец Иванушка превратился в козлёнка, а в сказке «Царевна-лягушка» лягушка превращается в прекрасную, добрую царевну.

Необычно в волшебной сказке и место действия героев. Действие волшебных сказок, как правило, начинается в незнакомом для крестьянина царском дворе, а затем переносится уже в совершенно фантастический мир - за моря и океаны, в тридевятое царство и тридесятое государство, в страшное подземелье и т.п.

Чему учит нас сказка?

Для полного восприятия и раскрытия смысла своего проекта я взяла свои любимые сказки и постаралась выделить главное из них: «Чему учит нас сказка?»

Сказка « Гуси- лебеди »

Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, умей сам уважать других.

Сказка « Царевна-лягушка »

Эта сказка прославляет труд, доброту и подлинную красоту человеческих отношений. Она учит нас терпению, учит не судить о людях по внешнему виду, а оценивать их по делам, по внутренним достоинствам.

Сказка « Маша и медведь »

Предостерегает, что в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.

Сказка «Петушок- золотой гребешок»

На примере героев сказки воспитываются чувства ответственности за своих друзей, желания прийти на помощь в трудную минуту.

Сказка «Крошечка - Хаврошечка»

Сказка воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей. А так же учит смелости и честности.

Анкетирование.

Вопросы:

а) волшебные

б) социально - бытовые

в) про животных

3. Любимый положительный персонаж сказок?

4. Любимый отрицательный персонаж сказок?

5. Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок. Почему так говорят?

6. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

7. Почему в сказках всегда побеждает добро?

8. Чему учат нас сказки?

В анкетировании приняло участие 25 детей. 18 обучающихся нашего класса и друзья.

Вывод: у большинства детей любимый положительный персонаж Василиса Прекрасная, или Премудрая (13 человек). У 11 детей любимый герой Иван – царевич и только у 4 детей любимый герой Иванушка - дурачок.

У 12 детей любимый отрицательный персонаж – Кощей Бессмертный.

9 человек любят Бабу-Ягу, а 8 – Змея Горыныча.

Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. Почему так говорят? 8 детей (32%) считают, что в сказке есть смысл. 17 детей (68%) ответили, что сказки чему-нибудь учат, в них есть важные поучительные уроки, которые помогут в жизни.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Почему так говорят?

Так говорят, потому что герой проходит сложные испытания. Так ответили

7 детей (28%). 18 детей (72%) считают, что сказку можно прочитать быстро, а дело надо сделать аккуратнее, медленнее.

Все дети, участвующие в анкетировании, считают, что добро всегда побеждает зло, так как добро сильнее зла.

Сказки учат нас быть добрыми. Так считают все дети класса.

Выводы

Цель моего проекта достигнута. Вывод:

Сказка учит: мир делить на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, их и любит удача, а у злых плохой «конец».

Сказка формирует образ положительного героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играет вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга- это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего героя в беде.

Сказка учит любить и уважительно относиться к родителям, ценить их за данное нам воспитание.

Сказка учит, что добро возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Список литературы, источники

1. Русская литературная сказка 18-20 вв. В 2 т.: Том 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 256с.

2. Фольклор народов Росси. В 2 т.: Т. 1. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, - 320с.

3. Сказки русский писателей. – М.: Детская литература, 1986. – 383с.

4. Материалы из интернета.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Но только ли развлекательную роль выполняет сказка? Учёные давно доказали, что сказки несут и воспитательную функцию. Недаром народная мудрость передаётся через сказку из поколения в поколение.

Сказка - это маленькая модель мироздания.
Малышу, ещё так мало знающему об окружающем мире и боящемуся его, проще всего знакомиться с ним, вникая в захватывающий сказочный сюжет. Ведь так ли проста сказка, как кажется? Всего на нескольких страницах она открывает нам удивительный мир реальных и вымышленных стран, добрых и злых героев, диковинных говорящих зверей и птиц. И чудо - естественный элемент не только для сказки, но и для ребёнка. В него он верит безоговорочно, а значит, верит и в сказку.

Так какие же полезные уроки может извлечь малыш под мамину сказку?

Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою биографию.

Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.

Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга - это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.

Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка - Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках - отрицательный персонаж.

Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство “полцарства в придачу”.

Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?

Эти уроки дети воспринимают интуитивно и очень легко. Они с удовольствием живут в этом волшебном мире, хотят возвращаться в него снова и снова (отсюда и просьбы почитать снова ту самую сказку), а часто и сами придумывают этот волшебный мир. Такое устное народное творчество малыша способствует развитию образного мышления и связной речи.

Предложите малышу самостоятельно придумать сказку по определённому сценарию, запишите её в красивую тетрадку. Пусть малыш “поработает” иллюстратором для Вашей самодельной книжки. Вот увидите, как загорятся у него глазки, и сколько идей он Вам выдаст. Ведь нет сказочников лучше, чем дети.

Примерный сценарий для работы может выглядеть таким образом:
Малыш придумывает (с Вашей помощью) главного, положительного Героя, затем испытание для этого Героя. Следом черёд придумывать Волшебных помощников (людей или зверей), которые (возможно, при помощи магических предметов) помогут Герою справиться с заданием, а также тех, кто будет Герою всячески мешать (злодеев). И, когда испытание позади, можно подумать, чем наградить Героя и как наказать злодеев.

Малышу будет приятно почувствовать себя создателем чуда и “почти настоящим писателем”. А уж с каким удовольствием перечитываются потом эти самодельные книжки!!! И с каким нетерпением ребёнок хочет научиться читать! Ведь тогда он станет независим от родительского чтения, и ему уже не придётся ждать до завтра, чтобы узнать, чем закончились приключения Героя! Поэтому не стоит забывать о старых, веками проверенных сказках, которые, чего тут скрывать, интересны не только детям, но и нам, их родителям.

Ведь самое главное, чему учит нас сказка - оставаться в душе ребёнком, а значит, чуть-чуть Волшебником.

Сегодня мы поможем Вам составить сообщение «Чему учат русские народные сказки». Ведь каждому из нас мама читала на ночь эти чудные произведенья. Они позволяли окунуться в прекрасный мир фантазии, добра и детства.

«Чему учат сказки» небольшое сообщение

Все любят сказки: и дети, и даже взрослые. Не зря они распространены во всем мире и передаются из поколения в поколения. Данные произведения помогают малышам общаться с окружающим миром. Через них формируется отношение к людям, животным и растениям. Волшебные сказки занимают фантазию маленького человека. Но помимо развлекательно-занимательной роли, они выполняют также воспитательную функцию.

Слушая мамину сказку, можно извлечь из нее следующие важные уроки:

  • Сказка учит не робеть перед трудностями. Ведь главный герой не боится работы, и он всегда побеждает, веря в свои силы, помощь друзей и смелость.
  • Благодаря сказке малыш узнает, что в мире есть хорошие и плохие люди, звери и прочие существа. Но добра всегда больше, оно сильнее и всегда одерживает победу.
  • Сказки формируют образ Героя — умного, доброго и сильного.
  • Она учит, что в жизни важно иметь друзей и не отворачиваться от них в любой ситуации. Каждый сказочный герой всегда окружен друзьями – людьми, птицами, рыбами, зверьми. Они являются его бесценными помощниками в любых делах.
  • Произведенье учит нас, что судить о людях не стоит только по внешнему виду.
  • Сказка гласит: нельзя расстраиваться, если что-то не получилось у Вас с первой попытки. Всему свое время и своя награда.
  • Сказки учат патриотизму и любви к своей Родине.

К тому же, они всегда содержат ненавязчивую, скрытую мораль и нравоучение.

Сафронова Татьяна

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

ü узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;

ü познакомиться с жанрами русской сказки;

ü привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;

ü провести опрос среди детей и взрослых.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конкурс научно - исследовательских работ и творческих проектов среди

обучающихся первой ступени образования «Я - исследователь»

Направление «Гуманитарное»

Чему учат сказки?

Сафронова Татьяна Станиславовна ,

3 В класс.

Руководитель проекта:

Малышева Светлана Александровна ,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

Учреждения «Средняя общеобразовательная

Школа №3 с углублённым изучением

отдельных предметов»

г. Лабытнанги

2013

  1. Введение……………………………………………………………………………….…3
  2. Из истории возникновения сказки на Руси …………………………………………....4
  3. Жанры русских народных сказок …………………………..………….……………….4
  1. Волшебные сказки……………………………………………………………….5
  2. Волшебно – героические сказки………………….……………………………..5
  3. Сказки о животных………………………………………………………………5
  4. Бытовые сказки…………………………………………………………………..6
  5. Авантюрные сказки………………………………………………………………6
  1. Сказочные правила………………………………………………………………………6
  2. Чему учат нас сказки…………………………………………………………………….7
  3. Собственное исследование ……………………………………………………………..8
  4. Заключение…………………………………………………………………………....…9
  5. Список литературы………………………….……………………………….…..…..…10

Приложения

Введение

Есть такие слова в русском языке, которые способны перенести нас в далёкие фантастические страны и вернуть на короткое время в детство. Среди подобных слов самым сладким и волшебным является слово сказка.

Сказки... Услышав это слово, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир. У каждого из нас своя любимая сказка, и пришла она к нам из раннего детства.

Сказки баюкают, погружают в атмосферу волшебства и чуда. Они учат взрослых смотреть на мир непосредственным открытым взглядом, а детям в легкой и занимательной форме открывают важные жизненные истины.

Сказочный мир необыкновенен, он живой, он одушевлён. Обязательными атрибутами этого мира являются чудеса, необыкновенные животные, птицы, растения, внезапные превращения, талисманы, вещие слова.

Каждая сказка нас учит чему-то, только надо присмотреться и прислушаться к ней.

Актуальность . Время, в котором мы живём, очень суетливое. Люди общаются по интернету, все куда-то спешат. Дети больше смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, а сказкам всё меньше и меньше уделяется внимание. Сказка - это чудо из чудес. А так хочется верить в сказки, где добро побеждает зло и исполняются все желания. Древние традиции нашего народа заложены в русских народных сказках. Недаром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», поэтому очень важно знать мудрость сказки и уметь использовать её уроки в повседневной жизни.

Гипотеза: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости.

Цель: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле, нужны ли нам сказки.

Задачи:

  • узнать что такое сказка, рассмотреть историю появления сказки на Руси;
  • познакомиться с жанрами русской сказки;
  • привлечь внимание одноклассников и взрослых к сказкам;
  • провести опрос среди детей и взрослых.

Методы наблюдение, экскурсия, интервьюирование, социологическое исследование, анализ и обобщение информации.

Объект : литература.

Предмет исследования : русские народные сказки.

История возникновения сказки на Руси

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Много лет прошло с тех пор, когда стали рассказывать сказки. Уже в 12 веке существовал обычай «баять басни» («баять» - говорить, сказывать). Сказочников называли бахарями.

Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.

Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке. Иностранные путешественники упоминают о том, что русские забавлялись во время пиров слушанием сказок. Сказки любили слушать и цари. Даже царь Иван Грозный не мог заснуть без рассказа бахаря. В опочивальне его обычно ждали 3 слепых старца, которые по очереди рассказывали ему сказки и небылицы. Сказочники награждались дорогими подарками. Рассказывать сказки перед сном сохранилось и до наших дней.

2. Какие бывают сказки?

Русские народные сказки несут в себе сокровища той великой мудрости, которая накапливалась целыми поколениями. В ней то, чего не было и не могло быть, рассказывается так, как будто произошло на самом деле.

Сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. В ней есть зачин, присказка и концовка. (2) Народные сказки – самая древняя из форм устного народного творчества отдельного региона, присутствующая у всех народов. Такая сказка отражает убеждения, воззрения, главные черты национального характера, обличает классовые отношения, одновременно обнажая старинный быт, который зачастую отражается в отдельных произведениях - бытовых сказках. (2) Но не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

В сказке мы видим совершенно определённый моральный кодекс: воспевание храбрости, честности, любви, верности, ума, ловкости силы и мужества. А вот трудности, подлость, лень, глупость, скупость, жадность всегда высмеиваются. Сказка всегда поучительна, помогает разобраться в сложных взаимоотношениях людей, оценить их поступки и проявить либо сочувствие, либо осуждение.

2.1. Волшебная сказка

Сказки делятся на: волшебные, волшебно – героические, легендарные, о животных, бытовые, авантюрные.

Волшебная сказка, как правило, длиннее других видов сказок. В своих истоках она восходит к приёмам магических обрядов, ко всей совокупности мифических взглядов на мир. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества, изображали воображаемую победу над ними, а свершение магического обряда приучало человека к пассивному ожиданию. Затем вымысел в сказках стал поэтической условностью, в них воплотились мечты народа.

Главные особенности волшебных сказок – это мотивы превращения, с которыми мы сталкиваемся в текстах «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Царевна-Лягушка».

Алёнушка – один из самых трогательных и любимых персонажей русских народных сказок. Она проходит множество трудных испытаний, чтобы спасти своего братца Иванушку, который нарушил запрет и потому превратился в козлёнка. Царевна-лягушка, которую Иван-Царевич находит на болоте, оказывается прекрасной доброй царевной, наказанной Кощеем.

В волшебных сказках кроме людей простого звания (мужика, солдата и т.д.) героями являются цари и царевичи, короли и королевичи.

2.2. Волшебно - героическая сказка

Волшебно-героические сказки, в которых действуют эпические герои, в отличие от эпоса, безымянные или наделены обобщёнными именами типа «Иван-царевич», «Иван-дурак» и сверхъестественные существа. В таких сказках герои борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой.

Предметом героических сказок является тема защиты богатырём «своего» мира, живущих в нём людей от врагов, выраженная в мотиве борьбы героя со страшным чудовищем, «змеем».

2.3. Сказка о животных

Самым древним видом являются сказки о животных. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. У сказок о животных своя поэтика и стиль (например, часто используется композиционный приём: неожиданные встречи животных, песенные вставки и др.).

С течением времени сказки о животных становятся преимущественно детскими, в них учитываются особенности возрастного восприятия вымысла. Дети определяют в сказках положительных и отрицательных персонажей, щедро делятся со сказочными героями переживаниями и сочувствием, перенося впоследствии эти чувства на близких им людей.

2.4. Бытовые сказки

Наиболее поздний сказочный жанр – бытовые сказки. В них воспроизводятся картины обычной жизни, высмеиваются общественные пороки. Герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник, которые живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. В бытовой сказке характеризуются и такие черты героя, как личное благородство, бескорыстие, уважение к другим людям, радушие и постоянное желание прийти человеку на помощь, всякому живому существу, попавшему в беду.

2.5. Авантюрные сказки

Этот вид сказок очень близок к волшебным, но главное отличие авантюрных сказок заключается в том, что герой решает трудные задачи, благодаря находчивости и уму, а не каким-либо волшебным силам.

Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют не только гибкий ум, но и находчивость, и ловкость.

Но одно объединяет все сказки – это то, что каждая сказка, вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. А положительные герои, неизменно выходящие победителями в непримиримой борьбе над злом и несправедливостью.

3. Сказочные правила

Многое в сказке происходит не так, как в жизни. Сказочник переносит слушателя в другой мир, который живёт по своим правилам:

1.Правило счастливого конца.

Чаще всего, сказка начинается плохо, заканчивается хорошо. Если, например, начало сказки о бедной девушке, то в конце она обязательно выйдет замуж за принца.

2. Правило сказочной справедливости.

Всем известно, добро в сказке побеждает зло. За добрые поступки в сказке обязательно следует награда, а злые поступки наказаны. Вот в начале сказки появляется хорошая работница и её завистливые, ленивые сестры. Конец сказки известен: работницу должны одарить золотом, а завистливых сестёр – смолой.

3.Правило всего самого-самого.

Правило превосходной степени и наибольшего контраста. Согласно сказочному закону, в сказке всегда всё «самое-самое». Красавицы – «первые красавицы на всём белом свете». Страшилища такие, «каких свет не видывал». Путь в дальнюю сторону столь далёк, что ни солнце, ни месяц не знают, как туда идти. Волшебное окно столь дальнозоркое, что в него можно видеть «всё и на земле, и под землёю».

4. Правило противоположного.

В сказке «самое-самое» постоянно сталкивается с чем-то противоположным. Самые бедные превращаются в самых богатых. Кого считают глупыми, оказываются всех умнее. Самые красивые становятся самыми уродливыми, и наоборот.

5. Правило всесильного желания и слова.

Сказочное правило требует, чтобы желание героя непременно сбылось, даже если есть испытание, всему угрожает злое волшебство. Но он выполняет сложное задание и спасается. Когда герой не может справиться с врагами сам, его выручают волшебные помощницы и волшебные предметы.

Волшебную силу имеет в сказке и сказочное слово. Все сказочное, обращается на того, о ком или о чём идет речь. Поэтому, если герой дал обещание, он его должен выполнить.

4. Чему учат нас сказки?

Сказки играют важную роль в становлении личности ребёнка и, к тому же, играют немаловажную роль в формировании модели его поведения. Они учат проявлять сочувствие и сострадание, учат добру и справедливости.

Я прочитала много сказок и могу сказать, что для меня сказка открыла удивительный мир волшебства, где добро побеждает зло, где каждый получает то, что заслуживает, где сбываются мечты. Это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Моя мама, так же как и я очень любит сказки. Она говорит, что сказки учат многому не только детей, но и помогают посмотреть на себя со стороны взрослым.

Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Детские сказки – необходимый элемент воспитания, они доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций. Рассказывая и читая сказки, мы развиваем внутренний мир, получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие.

Сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники.

5. Собственное исследование

Для утверждения, о том, что действительно ли нам нужны сказки, я сходила на экскурсию в детскую городскую библиотеку. Оказывается, сказки очень любимы детьми. Больше всего ребята отдают предпочтение, конечно же, русским народным сказкам, так как они близки им не только по своим героям, но и по тем сюжетам, которые в них описываются. А ещё для чтения сказок в самой библиотеке есть «Комната сказок», где юные читатели с удовольствием могут окунуться в сказочный мир (Приложение I).

Ребята как будто входят в непривычную для них сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключаются на прозаическую повседневность. Наверное, мы, читатели, интуитивно чувствуем, что сказки нереальны, но в то же время допускаем, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных наших переживаний: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Сама я очень люблю читать сказки. Добрые, весёлые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду от лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

Очень часто я хожу в детский сад «Катюша», где меня ждут маленькие любители сказки. Малышам я не просто читаю любимую ими сказку, а стараюсь инсценировать её, передать характер, чувства, эмоции героев. Часто дети становятся активными участниками инсценировки. Да, сказки любят дети любого возраста (Приложение II).

Я не только люблю читать сказки, но и пытаюсь сочинять их сама. Принимаю участие во многих литературных конкурсах, в том числе в Международных и Всероссийских дистанционных, куда отправляю свои творческие работы (Приложение III).

Я решила провести социологический опрос среди своих сверстников и взрослых.

Мне стало интересно, как дети и взрослые относятся к сказкам и верят ли они в них. Я опросила 30 человек: 15 детей и 15 взрослых. Всем задавала два вопроса: «Верите ли Вы в сказки?»; «Для чего вы читаете сказки?». И вот что выяснила по первому вопросу: среди 30 человек в сказку верят и считают её поучительной 26 человек, не верят четыре человека. Ответы на второй вопрос показали, что для взрослых сказка – это мудрость, а для моих сверстников – волшебство, фантазия. Также взрослые отмечают, что сказка нужна как урок, пример поведения, а ребята говорят, что сказка нужна для удовольствия и развития (Приложение IV) .

Исходя из этого видно, что дети и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки (Приложение V).

Заключение

Цель написания проекта: узнать, как сочинялись сказки и существуют ли они на самом деле. Нужны ли нам сказки.

Анализ изученной литературы и проделанная работа позволили сделать следующие выводы:

  • в 12 веке существовал обычай «баять басни»; сказочников называли бахарями, Слово «сказка» в его современном смысле появилось только в 17 веке;
  • прочитав множество различных русских народных сказок, научилась разбираться в их жанрах;
  • в большинстве русских народных сказок встречаются ситуации, из которых герои, то есть мы – читатели всегда можем получить урок добра и справедливости;
  • проведённый опрос показал, что дети, а так же взрослые и сейчас в век компьютеризации любят читать и предпочитают сказки.

Из поколения в поколение передается лишь то, что было важно для людей. Сказки выражают мудрость своего народа, его стремления, мечты, повествует о самом важном в нашей жизни, учат быть добрыми и справедливыми, при любых обстоятельствах противостоять злу, презирать льстецов и хитрецов, злодеев и врагов. Много сказок сочинил народ. Сказки похожи на нашу жизнь. Значит, они существуют. Обязательно нужно читать сказки и верить в них. Ведь в сказке не только добро побеждает зло, но и все желания исполняются.

Наше предположение: если люди верят в сказки, они становятся добрее, потому что сказки учат добру и справедливости подтвердилось. А вы верите в сказки?!

Литература

1.Энциклопедия русских преданий, Грушко Е.А., Медведев Ю.М. ЭКСМО-Пресс, 2001г.

2.Русские народные сказки в обработке А.Н.Толстого, М.: Изд: «Петрушка», 1993г.

Русские народные сказки учат добру, добро всегда побеждает зло, но только путь к победе можетбыть слишком долгим. Сказки дают ребенку первое представление о таких понятиях, как добро и зло, мудрость и коварство, прощение, сострадание. Если верить в себя, не отступать от своих принципов - все получится. В образах сказочных героев, в их взаимодействии с окружающим миром реалии жизни адаптируются для детского восприятия. Дети все воспринимают, а если и не догадываются о морали, которую содержит текст, то хотя бы стараются быть похожими на добрых, отзывчивых и находчивых героев.

Русские народные сказки знакомят ребенка с огромной вселенной, в которой ему придется жить, с ее физическими законами, животным миром, историей и культурой.

Герои русских сказок

Главный герой сказки - всегда мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все преграды на пути к своему счастью. В ходе приключений, происходит преобразование героя: Иван-дурак, простоватый и ленивый, в конце сказки обязательно превращается в молодца-красавца и женится на царевне.

Преодолевать испытания герою помогают другие персонажи: чудесные животные, мудрыесоветники. Но помощь не дается так просто: даже Баба Яга помогает герою, если тот показывает себя трудолюбивым, воспитанным и целеустремленным. В этом выражаются народные представления о человеческой морали и нравственности. Чудесные помощники обладают волшебными средствами (ковер-самолет, сапоги-скороходы), которые олицетворяют собой народные мечты.

Женщины в русских-народных сказках всегда необыкновенно красивы и умны. Ум, красота, трудолюбие, находчивость, обязательный атрибут - коса до пояса (волосы раньше ассоциировались с жизненной силой) - все это черты, которые, в народном представлении, должны присутствовать у любой девушки.

Протагонисты главных героев - темные, злые силы (Кащей Бессмертный, Змей Горыныч). Ониковарны, жестоки, алчны - так в представлении народа выражается понятие о насилии и зле. Чем страшнее чудовище, тем значимее кажется подвиг главного героя. Но борьба с темными силами ведется не только при помощи силы и ума: народное сознание иногда наделяет злодеев и комической глуповатостью, из-за которой они попадают в расставленные главным героем ловушки.

Животный мир

Животные в русских народных сказках олицетворяют собой качества человеческого характера. Сложились «штампы» образов, одинаковые для всех сказок.

Например, Лиса - плутовка и обманщица. Она олицетворяет хитрость, обман, склонность к уловкам. Она будет притворяться слабой, пускать в ход красноречие чтобы добиться своего. Но Лиса часто наказывается за свои проделки (получает заслуженное наказание за обман), особенно если ее хитрости причиняют серьезный вред кому-то из героев.

Волк олицетворяет жадность и злобу. Но, в то же время, он глуп и легко поддается обману состороны более хитрых персонажей сказки. Особенно часто встречается противостояние Волка и Лисы, причем, Волк снова и снова попадается на лисьи уловки, как бы он ни зарекался верить Лисе. Но Волк - это и олицетворение смерти (так как он часто кого-нибудь съедает). Но добрые и умные персонажи всегда побеждают волка.

Медведь в сказках представляет собой грубую силу, неповоротливость, тугоумность. Он может быть или свирепым, или добрым и наивным. Медведь, как хозяин леса, обладает властью над другими животными. В образе Медведя можно проследить параллель с образами богатых помещиков-крепостников. В итоге, такой медведь всегда оказывается побежденным. Но иногда Медведь олицетворяет и добрые силы природы, одаривая и помогая герою за трудолюбие и честность.

А мелкие животные в сказках (зайцы, мыши) - трусоваты, но добры. Они готовы помочь, этохорошие друзья. А в трудные минуты в них может проснуться и настоящая храбрость. Правда, победы они одерживают чаще случайно, так как ни умом, ни силой не могут сравниться с другими персонажами.

Так что русские народные сказки не так просты, как это может показаться на первый взгляд. Они учат нас многому, поэтому сказки надо читать даже взрослым.