“Меня называли чудом”: Николай Цискаридзе раскрыл тайные подробности своей личной жизни. Николай Цискаридзе: интервью

Выдающийся танцор современного русского балета Николай Цискаридзе покорил весь мир своими разноплановыми ролями, обаянием и фантастической техникой. Любое его появление на сцене вызывает овации в зале. Биография Николая Цискаридзе кратко может быть описана словосочетанием «гений балета». В танце он смог воплотить все лучшие партии классического и современного репертуара, его имя навсегда вошло в список величайших танцоров мира.

Грузинское детство Цискаридзе

Началась биография Николая Цискаридзе в Тбилиси в последний день 1973 года. Его мама — Ламара Николаевна Цискаридзе — была в прошлом физиком на атомной станции, затем работала учителем, преподавала физику и математику. Об отце Максиме Николаевиче известно только, что он был скрипачом, но в жизни малыша полностью отсутствовал. Мальчика растила мама со своим новым мужем и няней, которая в детстве была главным человеком для ребенка. Чрезмерная занятость родителей часто становится причиной трудностей в создании собственной семьи у детей. Таким примером является и Николай Цискаридзе. Биография, уже взрослого танцора говорит о правильности подобного вывода, поскольку знаменитый артист до сих пор холост.

Маленький Коля почти все время проводил с няней, которая уже к 6 годам познакомила его с Шекспиром и Толстым. Мальчик с малых лет демонстрировал необычайную артистичность: танцевал, разыгрывал сценки, декламировал стихи. Говорили, что он похож на бабушку по отцовской линии, которая была французской актрисой.

О своем детстве Цискаридзе рассказывает с восторгом. Он любит вспоминать, что Тбилиси того времени был настоящим раем: люди хорошо одевались, на столе было много разной еды, мама водила его в театры. Все это приводило Николая в восторг. О своей матери он говорит только в превосходных формах. Когда стало ясно, что у мальчика несомненный талант, она поменяла всю свою жизнь и помогала ему становиться на ноги в профессии.

Начало пути

В 11 лет Николая отдают в Тбилисское хореографическое училище. Хотя мама, жалея мальчика, сначала отговаривала его от такой тяжелой профессии. Но Коля с детства отличался большой настойчивостью, даже упрямством, и никто не смог его увести с избранного пути. Уже через три года стало ясно, что талант юного танцовщика настолько велик, что ему мало Тбилиси, и парня отправили в Москву. В 1987 году Цискаридзе поступает в Московское хореографическое училище и попадает в класс к П.А. Пестову, который отличался жесткой манерой преподавания. Но годы спустя Николай говорил слова бесконечной благодарности учителю, который смог закалить его волю и характер. Хотя Николай был явным любимчиком Пестова, спуску он ученику не давал, и это стало прекрасной школой жизни.

Уже в училище Цискаридзе значительно отличался манерой и техникой от однокурсников, поэтому в ученических спектаклях ему постоянно доставались сольные партии. Николай Цискаридзе, биография которого теперь навсегда была связана с балетом, окончил училище в 1992 году. Учебу он продолжил в Московском хореографическом институте, образование в котором завершил в 1996 году, но здесь он уже учился фрагментарно, потому что начал работать в театре.

Большой театр

Еще на выпускном спектакле в училище талантливого юношу приметил Юрий Григорович, который и настоял на его приглашении в Большой театр. Так, биография Николая Цискаридзе привела его в лучший мировой театр, где ему было суждено стать премьером. Сначала молодого выпускника поставили в кордебалет, он станцевал весь репертуар массовки и только после этого стал получать различные партии в спектаклях. Через три года после прихода в театр Цискаридзе уже блистал в главных партиях в «Щелкунчике», «Сильфиде», «Паганини». Период работы Цискаридзе стал для театра временем триумфа, танцор выступал с гастролями по всему миру с невероятным успехом. Всего за время работы на сцене Большого Николай станцевал более 40 партий в различных спектаклях.

С 2004 г. он начал работать в театре в качестве педагога, вел хореографические классы. В общей сложности Николай проработал в Большом 21 год. В 2013 году театр, вследствие различных причин, не стал продлевать контракт с артистом.

Сотрудничество с Юрием Григоровичем

На выпускном экзамене председателем экзаменационной комиссии был художественный руководитель Большого театра Юрий Григорович. Он сразу обратил внимание на фактурного выпускника и настоял на том, чтобы его зачислили в труппу театра, хотя мест не было. Первый спектакль, в котором постановщик задействовал начинающего танцовщика, — «Золотой век», где Цискаридзе исполнил партию конферансье. Затем были Меркуцио в «Ромео и Джульетте», Французская кукла в «Щелкунчике». С этими ролями Николай гастролировал с театром в Лондоне. Хореограф некоторое время присматривался к танцору и постепенно начал поручать ему более значительные роли. Блистательное исполнение партий Принца в «Щелкунчике», Принца Дезире в «Спящей красавице», Ферхада в «Легенде о любви», Принца Зигфрида в «Лебедином озере» прославили Цискаридзе, в них в полной мере раскрылся его многогранный талант. В общей сложности Цискаридзе станцевал в 20 спектаклях Григоровича. Тем не менее отношения между артистом и режиссером не были особенно теплыми. Но постановщик многое позволял танцовщику, относился к нему с терпением и уважением. Однако именно Григорович стал инициатором расторжения контракта с Цискаридзе, когда тот уже работал педагогом-репетитором. Несмотря ни на что Цискаридзе всегда с большой любовью и почтением говорил о Григоровиче, которому, по его словам, он обязан в жизни всем.

Два гения: Ролан Пети и Николай Цискаридзе

Настоящий дружеский и творческий тандем сложился у Цискаридзе с Роланом Пети. Классик современного балета нашел в Николае воплощение многих своих замыслов и единомышленника. Вместе они создали выдающиеся спектакли: «Пиковая дама», где Германа великолепно станцевал Цискаридзе, и «Собор Парижской Богоматери» с Николаем в образе Квазимодо. Постановка «Юноша и Смерть», где Цискаридзе блистал в роли Юноши, стал настоящим потрясением национального театра в Токио.

Репертуар танцовщика

Николай Цискаридзе, биография которого связана с классическим театром, за свою карьеру станцевал все самые известные балетные партии. В его активе такие знаменитые постановки, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Шопениана», «Ромео и Джульетта», «Раймонда», «Баядерка».

Кроме того, Цискаридзе с большой любовью и талантом танцевал в современных балетах, среди которых «Пиковая дама», «Любовью за любовь», «Симфония до мажор», «Паганини».

Особую часть репертуара танцовщика составляют одноактные балеты, с которыми он гастролировал по всему миру: «Синий бог», «Нарцисс», «Видение Розы», «Фестиваль цветов в Джензано», «Бриллианты» и другие.

Биография Николая Цискаридзе, репертуар которого насчитывает более 50 ролей, была полна творческих удач, ему удалось станцевать почти все партии, о которых может мечтать артист. У него остался только один пока несбывшийся план. Ни одна женщина в мире еще не произнесла фразу: «Мой муж — Николай Цискаридзе». Биография, жена, дети в которой пока не появились, остается незавершенным проектом. Поэтому у танцора впереди главная роль — счастливого мужа и отца.

Лучшие постановки

Критики всегда очень высоко оценивали талант Николая Цискаридзе, многие его работы получали прекрасные рецензии. Однако лучшими из лучших признаются такие постановки, как «Лебединое озеро» в постановке Ю. Григоровича, в которой Николай попеременно исполняет партии Принца Зигфрида и Злого гения, классические спектакли Большого театра «Раймонда», «Дочь фараона», «Спящая красавица». Самые выдающиеся спектакли Цискаридзе записаны на пленку и сохраняют его талант для потомков. Среди них «Жизель», «Видение Розы», «Пиковая дама».

Завершение карьеры

Биография Николая Цискаридзе как танцовщика завершилась в 2004 году. После этого он еще несколько лет работал в Большом театре репетитором. Но в 2013 году окончательно расстался с театром и несколько лет работал на канале «Культура», участвовал в шоу «Танцы со звездами» в качестве члена жюри. Николай Цискаридзе, биография, личная жизнь, фото которого уже не один год тревожат сердца дам всего мира, продолжает быть интересным и вне сцены. Протанцевав 21 год, он считал, что больше не может это делать также достойно, как прежде, и гордится тем, что его «плохо танцующим никто не видел».

Громкие истории

Биография Николая Цискаридзе, личная жизнь артиста нередко сопровождалась скандальными событиями, а виной тому его несговорчивый характер. Он всегда говорил правду, а это многим не нравится. Немало шуму наделала критика Цискаридзе качества отделки Большого театра во время реконструкции. Сотрудники театра даже ходатайствовали о назначении танцовщика на должность директора театра.

Большую огласку получила история, когда Большой театр решил прекратить договор с Цискаридзе о работе репетитором. Николай через суд восстановил справедливость, но в 2013 году все-таки покинул театр.

Назначение Цискаридзе исполняющим обязанности ректора Вагановской академии также сопровождалось большим резонансом, поскольку оно нарушало устав учебного заведения. Произошло несколько перестановок в кадровом составе и компромисс был найден. Недоброжелатели поговаривают, что за кулисами скандала стояла жена одного из высокопоставленных людей страны. Но все же артист смог доказать свою состоятельность и как танцовщика, и как руководителя.

Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой

В 2013 году биография Николая Цискаридзе делает новый поворот: он становится сначала исполняющим обязанности, а затем и ректором балетной академии им. Вагановой в Санкт-Петербурге. Это был первый случай, когда его возглавил не выпускник учебного заведения. Одна из старейших школ балета в мире имеет устоявшиеся правила и традиции, Цискаридзе еще только предстояло со многими из них познакомиться. Чтобы достойно справиться с обязанностями, Цискаридзе даже поступает в Московскую академию хореографии на факультет менеджмента. Несмотря на множество сомнений по поводу того, сможет ли Цискаридзе достойно руководить старейшей балетной школой, он доказал свою состоятельность как ректор, в 2014 году коллектив большинством голосов выбрал его на эту должность. Он ставит и восстанавливает спектакли для студентов академии, передает свой опыт молодежи и строит большие планы по сохранению национального достояния — русского балета.

Награды

Выдающийся танцовщик Николай Цискаридзе получил за свою жизнь огромное количество наград и премий. Он является народным артистом России и Северной Осетии, а также Заслуженным артистом РФ.

За роли в балете «Сильфида» и роль Германа в «Пиковой даме» Цискаридзе получил две премии «Золотая маска». Он кавалер французского Ордена искусств и литературы и ордена Святой Равноапостольной Нино и ордена Чести (Грузия).

Также Цискаридзе — обладатель многочисленных призов и премий, в частности, Государственной премии РФ, премии мэра Москвы, премии «Триумф», приза Benois de la dance как лучший танцовщик 1999 года, Международной премии мира от Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Николай Цискаридзе: биография, личная жизнь, жена, мечты и планы

Николай Цискаридзе уже много лет остается завидным женихом и знаменитым холостяком. Одно время танцор утверждал, что до 40 лет не намерен думать о женитьбе, но сегодня ему 42, а вестей о свадьбе так и не появилось. Хотя периодически танцор уверяет, что он счастлив в личной жизни, просто умеет мастерски скрывать данный факт. Остается только позавидовать удивительному умению не выставлять напоказ дела сердечные, как это делает Николай Цискаридзе. Биография, жена знаменитого артиста, которой пока не существует, по-прежнему оставляют широкое поле для догадок. Николай нередко любит рассуждать о высоких требованиях к будущей спутнице жизни. А пока Цискаридзе не нашел свою единственную, у остальных девушек есть определенный шанс поселиться в сердце неоднозначного и харизматичного танцора.

Николай Цискаридзе
груз. ნიკოლოზ ცისკარიძე
Имя при рождении: Николай Максимович Цискаридзе
Дата рождения: 31 декабря 1973
Место рождения: Тбилиси, Грузинская ССР, СССР
Профессия: артист балета, балетный педагог
Гражданство: СССР→ Россия
Амплуа: премьер
Театр: Большой театр (1992-2013)

Николай Максимович Цискаридзе (род. 31 декабря 1973, Тбилиси) - российский артист балета, премьер Большого театра. Народный артист России (2001). Дважды лауреат Государственной премии России (2001, 2003). Член Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству (с 21 июля 2011).

Был поздним ребенком - маме Николая Цискаридзе на момент его рождения шел уже 43-й год. Среди близких родственников Николая к искусству на профессиональном уровне отношения никто не имел, кроме бабушки по отцовской линии, француженки по происхождению, которая некоторое время до замужества была актрисой. Мама, преподаватель физики, была большим любителем искусства, посещала концерты как в Тбилиси, так и в Ленинграде и Москве, и часто водила на них маленького Николая. В раннем детстве он очень тянулся к сценическим выступлениям везде, где это было возможно - очень любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями.
В 1984 году Цискаридзе поступил в Тбилисское хореографическое училище, а с 1987 года продолжил обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора Петра Пестова. В сценической практике училища исполнял все классические Pas de deux, среди которых pas de deux из балета «Фестиваль цветов в Джензано» А. Бурнонвиля и «Классическое па-де-де» В. Гзовского.
По окончании Московской академии хореографии в 1992 году, по приглашению Ю. Н. Григоровича, Н. Цискаридзе был сразу принят в труппу Большого театра, где вначале станцевал почти весь кордебалетный репертуар, а потом начал исполнять небольшие, но уже достаточно сложные партии, среди которых: Французская кукла в «Щелкунчике», Конферансье в «Золотом веке», Юноша в «Шопениане», Голубая птица в «Спящей красавице». Вскоре ему стали поручать ведущие партии во всех основных спектаклях классического репертуара: в «Лебедином озере», «Щелкунчике» и «Спящей красавице», в «Раймонде» и «Баядерке», в «Сильфиде» и «Жизели», а также в современных балетах: «Любовью за любовь», «Паганини», «Симфония до мажор». Ролан Пети специально для Цискаридзе создал роль Германна в «Пиковой даме», поставленной на сцене ГАБТ. Затем Николай Цискаридзе занял положение премьера.

Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году.Он начинал готовить свои первые роли с Г. С. Улановой и Н. Р. Симачёвым, а далее занимался с М. Т. Семёновой и Н. Б. Фадеечевым.
Кроме того, в репертуаре Цискаридзе есть небольшие одноактные балеты и танцевальные номера, которые он с успехом исполняет как на сцене театра, так и в концертах и на гастролях: «Видение Розы» в постановке М. Фокина, «Нарцисс» в постановке К. Голейзовского, «Кармен. Соло» в постановке Р. Пети, «Падший ангел», поставленный специально для него Борисом Эйфманом.

Н. Цискаридзе был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance, 2006-2009). Много гастролирует по всему миру, имеет многочисленные звания и награды. Живёт и работает в Москве.

Участвует в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Занимается педагогической деятельностью в МГАХ и в Большом театре, где постоянно ведёт хореографический класс. В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии.

В марте 2013 года в эфире Первого канала выразил опасения по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины.
С 1 июля 2013 года Николай Цискаридзе больше не будет работать в Большом театре, так как его контракт не был продлён.

Семья Николая Цискаридзе

Мать Николая Цискаридзе - Ламара Николаевна Цискаридзе , ученый-физик, работала на атомной электростанции в Обнинске, затем преподавателем математики и физики в средней школе в Тбилиси
Отец Николая Цискаридзе - Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач. Однако воспитывался отчимом.
Отвечая на вопрос журналистов, Цискаридзе пояснил, что не женат и не спешит с браком

В детстве, до приезда в Москву, все домашние и друзья звали Николая Никой.
Фамилия Цискаридзе, с грузинского - первая звезда либо заря.
Любимая детская сказка - Русалочка Андерсена.

Общественные взгляды
В марте 2011 года дал интервью Владимиру Познеру в программе «Познер» на Первом канале, рассказав о нелёгком детстве и начале успешной карьеры, о том, как получил прописку в Москве, буквально за несколько недель до распада СССР. Николай Цискаридзе выразил серьёзные опасения по поводу того, сохранит ли Россия лидерство в области театрального искусства.
«Мы, наше общество, хотим убить это, потому что Министерство образования сейчас выпускает очень страшные законы, что все музыкальные, театральные, хореографические заведения должны принимать детей бесконкурсно с 15 лет, - пояснил он. - И объяснить невозможно, что руку пианисту надо ставить с пяти лет, что ноги в балете желательно ставить с 9-10 лет».
По словам Цискаридзе, все деятели искусства, включая его самого, уже написали письмо президенту, премьер-министру, но эти обращения пока игнорируют. «Это происходит потому, что люди, которые пишут законы, когда их дети учатся за границей, гипотетически свое будущее не связывают с этой страной, им все равно, как будут учиться остальные дети, - предположил Николай Цискаридзе. - Я уверен, что если бы у нас был закон, согласно которому дети тех, кто принимает и разрабатывает законодательные проекты, обязательно служили бы в армии и учились в нашей стране, эта система потихоньку бы усовершенствовалась».
В ноябре 2011 года выступил с резкой критикой проведенной реставрации Большого театра.

Партии в спектаклях

обе главные мужские роли попеременно: принц Зигфрид и Злой гений в «Лебедином озере» П. И. Чайковского в постановке Ю. Н. Григоровича (2001)
Ферхад в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Н. Григоровича (2002)
Король в «Лебедином озере» В. Васильева (1996)
Таор в «Дочери фараона» П. Лакотта
Злой гений в балете «Лебединое озеро» 2001, Большой театр, Москва
Герман в балете «Пиковая дама» (на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского), поставленном в Большом театре в 2002 году французским балетмейстером Роланом Пети.
Юноша в балете «Юноша и смерть» Р. Пети, (2003)
Солор в «Баядерке» (Мариинский театр, 2003)
Квазимодо в балете «Собор Парижской Богоматери» в постановке Р. Пети (музыка M. Жарра, либретто самого балетмейстера по одноименному роману В. Гюго) (ГАБТ, 2003)
Фея Карабос в «Спящей красавице» (ГАБТ, 2004)
Тезей/Оберон в балете «Сон в летнюю ночь» Д. Нормайера (ГАБТ, 2004)
Хореографическая партия Смерти в российской версии мюзикла «Roméo & Juliette» («Московская оперетта», 2004-2006)
Синий бог в одноимённом балете, антреприза Фонда М. Лиепы (2005)
Полифем в одноимённом спектакле Московского театра «Тень» (2005)
Фавн в миниатюре «Послеполуденный отдых Фавна» В.Нижинского, антреприза Фонда М.Лиепы (2007)
Конрад в «Корсаре» в хореографической редакции А.Ратманского и Ю.Бурлаки (2007)
Учитель в «Уроке» Ф.Флиндта (2007)
Люсьен д’Эрвильи в Grand Pas Classique из балета «Пахита» в редакции Ю.Бурлаки (2010)

Звания Николая Цискаридзе

1997 г. - Заслуженный артист Российской Федерации
2000 г. - Член Союза театральных деятелей России
2001 и 2003 г. - Лауреат Государственной премии России за исполнение главных ролей в спектаклях «Спящая красавица», «Жизель», «Баядерка», «Раймонда», «Пиковая дама»
2001 г. - Народный артист Российской Федерации

Награды Николая Цискаридзе

1992 г. - Стипендиат Международной благотворительной программы «Новые имена»
1995 г. - Серебряная медаль на VII Международном конкурсе артистов балета в г. Осака, Япония
1995 г. - Приз журнала «Балет» «Душа танца» по номинации «Восходящая звезда»
1997 г. - Первая премия и Золотая медаль на VIII Международном конкурсе артистов балета в Москве и Персональный приз Питера ван дер Слота «За сохранение традиций русского классического балета»
1997 г. - Диплом общества любителей балета «Сильфиды» - «Лучший танцовщик 1997 г.»
1997 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
1999 г. - Приз «Benois de la dance» по номинации «Лучший танцовщик года»
2000 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль»
2000 г. - Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства
2000 или 2002 г. - Премия «Danza & Danza» в номинации «Best etoile», Италия
2001 г. - Звание «Народный артист Российской Федерации»
2001 г. - Лауреат Государственной премии России
2003 г. - Национальная театральная премия «Золотая Маска» по номинации «Лучшая мужская роль» за партию Германа в балете «Пиковая дама»
2003 г. - Орден Чести (Грузия)
2003 г. - Премия «Триумф»
2003 г. - Лауреат Государственной премии России
2006 г. - Кавалер французского Ордена искусств и литературы
2006 г. - Международная премия мира Объединённой культурной конвенции США «За выдающиеся личные достижения на благо мирового сообщества».

Фильмография Николая Цискаридзе

1998 - «Николай Цискаридзе . Быть звездой…» - документальный фильм, 1998 г., 26 мин., режиссер Никита Тихонов

Библиография Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе . Мгновения. - М., 2007, П. Юргенсон, 320 с., илл. ISBN 978-5-9720-0038-8
Нина Аловерт. Николай Цискаридзе: «Полёта вольное упорство…». - М., 2010, Театралис, 375 с., илл. ISBN 978-5-902492-17-7

Впервые за долгое время Николай Цискаридзе вышел в свет. Бывший солист Большого театра, а ныне ректор Академии русского балета имени А. Я. Вагановой пообщался с журналистами. Николай объяснил свое отсутствие тем, что ему просто неинтересно появляться на публике. При этом он признался, что думал, что будет переживать, однако этого не случилось. "Я очень легко расстался с артистической профессией. Я удивлен сам", – заявил Цискаридзе.

ПО ТЕМЕ

Николай объяснил, что профессионал своего дела, к примеру, музыкант, спортсмен или артист балета, который "пашет", со временем теряет силы и не может поддерживать ту взятую им высокую планку. Сейчас у Цискаридзе другая деятельность, которая доставляет ему радость. "Я танцую уже по-другому. Танцуют мои ученики. Но я столько вкладываю в них сил, что, когда они выходят на сцену, у меня полное ощущение, что я продолжаю плясать", – рассказал Николай.

При этом Цискаридзе отметил, что иногда он выходит на сцену в постановке, где играет характерную роль. Но он это делает для того, чтобы напомнить себе, что он по профессии артист. Николай это делает исключительно для себя. Он и сам удивлен тому, что его совершенно не тянет обратно в искусство. "Когда полностью выработался, очень тяжело держать планку", – объяснил Николай.

После того, как интервью балетмейстера появилось в Сети, пользователи разом отметили, что обычно невероятно стройный Николай сильно изменился – как выразились некоторые блогеры, он "раздобрел". Однако, по их же словам, это даже пошло на пользу Цискаридзе. Дескать, он стал "более естественным" и "настоящим", ближе к обычным людям.

К слову, в недавнем интервью Николай признался. что никогда не сидел на диетах. "Мне повезло с генетикой. В школе я был очень худой, нас по 4 раза в год взвешивали, и каждый раз у меня была нехватка веса. Тогда мне звонили домой и говорили: "Ну вот, у вашего опять не хватает". В 30 стало появляться лишнее, но уходить в начале сезона. В 40 уходить перестало. Я решил попоститься и похудел очень сильно – оказалось, мне не стоило есть мясо. А вообще своим ученикам, девушкам, я советую не есть после трех дня. Ничего", – рассказал Цискаридзе на форуме "Таврида" в Крыму летом прошлого года.

Выдающийся российский танцовщик Николай Цискаридзе известен не только своим дарованием, но и непростым характером. Впрочем, артист убеждён, что с мягким характером достичь вершин балетного искусства невозможно.

Николай Максимович Цискаридзе родился в 1973 году в Тбилиси в интеллигентной семье: мать была физиком, отец – скрипачом, бабушка – актрисой в прошлом. Мать часто водила мальчика на концерты, а няня знакомила с произведениями Льва Толстого, Уильяма Шекспира и других литературных классиков. Николай уже в детстве ощутил тягу к сценической деятельности: охотно пел, читал стихи, разыгрывал сценки, после гастролей театра Сергея Образцова в Тбилиси увлёкся кукольным театром, но главной его страстью был танец. С одиннадцати лет он занимался в Тбилисском хореографическом училище. Тремя годами позже талантливый ученик продолжил обучение в Москве, где его преподавателем был Петр Пестов. Это был очень жёсткий педагог, и впоследствии танцовщик говорил ему: «Вы меня выучили так, что даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока не закончится моя роль».

Московское хореографическое училище Николай Цискаридзе окончил в 1984 году. В составе экзаменационной комиссии был , который помог одарённому выпускнику стать артистом Большого театра – сначала в кордебалете, затем и солистом. Первой сольной партией Николая Цискаридзе становится Конферансье в балете « », затем Французская кукла в « », Голубая птица в «Спящей красавице», Юноша в « » – партии небольшие, но сложные. В 1995 году он исполняет главные роли в балетах « » и «Чиполлино». В начале карьеры ему нередко помогала советами , он занимался у , готовил партии с Николаем Фадеечевым.

Танцовщик успешно выступает на конкурсах. В 1995 году он удостаивается серебряной медали на Международном конкурсе артистов балета в Японии, а двумя годами позже на Московском международном конкурсе артистов балета получает не только золотую медаль, но и специальный приз «За сохранение традиций русского балета».

С 1997 года в репертуаре Николая Цискаридзе постепенно появляется одна ведущая партия за другой: Альберт в « », Принц Дезире в «Спящей красавице», Жан де Бриен в « », Таор в «Дочери фараона», Конрад в « ». Наряду с этими партиями в репертуар Цискаридзе входят миниатюры – «Видение розы» , «Нарцисс» Касьяна Голейзовского. Для успеха на балетной сцене у артиста есть всё – он высок, строен, красив, музыкально одарён и пластичен, обладает безупречной техникой и актёрским мастерством, для его танца характерна не только чистота линий, но и эмоциональность. Над образом исполнитель работает очень тщательно, принимая участие даже в разработке костюма своего персонажа.

Достоинства танцовщика в полной мере оценила публика – у Цискаридзе появились поклонники, многие зрители прицельно приходили на балетные спектакли, в которых он выступал. Талант танцовщика был отмечен не только любовью зрителей, но и многочисленными премиями: «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» от журнала «Балет» в 1995 году, звание лучшего танцовщика года от общества «Сильфида» в 1997, «Бенуа де ла Данс» в 1999, «Золотая маска» за лучшую мужскую роль в 1999, 2000 и 2003, премия мэрии Москвы в области литературы и искусства в 2000, Государственная премия РФ в 2001.

Особая страница в творческой биографии Николая Цискаридзе – балеты Ю. Григоровича. В « » в редакции 2001 года он стал первым исполнителем роли Злого Гения – демонического и зловещего; созданию такого образа способствовала неукротимая энергия в сочетании с выразительной пантомимой. В 2002 году танцовщик выступал в другом балете, поставленном , – « » на музыку Арифа Меликова. Интерпретируя роль Ферхада, артист акцентировал не героическую сторону образа, а любовную драму, переживаемую этим персонажем.

В 2002 году, когда французский хореограф работал в Большом театре над созданием балета «Пиковая дама» на музыку , у него не возникло сомнений относительно того, кому отдать главную роль: «Я нашёл Германна в первый же день», – говорил хореограф о Николае Цискаридзе. И исполнитель не обманул ожиданий постановщика, создав образ человека предельно страстного и нервного. Драматизм достигает высшей точки в дуэтах Германна и Графини, партию которой исполнила .

Танцевал Николай Цискаридзе и в другом балете, поставленном в Большом театре – «Соборе Парижской Богоматери». Танцовщик исполнил одну из центральных ролей – Квазимодо. Артисту не потребовалось ни накладного горба, ни уродующего лицо грима, чтобы создать образ этого прекрасного душой и безобразного телом героя – всё это заменила гротескная пластика, одновременно «рисующая» внешний облик персонажа и раскрывающая его душевное состояние. От исполнителя эта партия потребовала не только хореографической виртуозности, но и актёрского мастерства. Балет был поставлен в 2003 году, и тогда же Николай Цискаридзе танцевал в другом балете – «Юноша и смерть».

В XXI веке в репертуаре танцовщика появляются и новые роли: Оберон в балете « » , Фея Карабос в «Спящей красавице», Солор в « », заглавные партии в балетах «Синий бог» и «Полифем», причём в последнем случае Николай Цискаридзе выступил не только как танцовщик, но и как хореограф.

Николай Цискаридзе очень трепетно относится к своему делу – его волнует судьба отечественного искусства. Например, в 2011 году в интервью Владимиру Познеру танцовщик рассказал о своей тревоге по поводу закона, обязывающего музыкальные и хореографические учебные заведения принимать учащихся с пятнадцати лет – чиновники Министерства образования не понимают, что занятия балетом должны начинаться с девятилетнего возраста. По мнению артиста, подобные законы способны убить отечественное искусство. Не меньшее возмущение вызвала у Николая Цискаридзе реставрация Большого театра, когда на исторической сцене старинная лепнина была заменена дешёвой пластмассой.

В 2014 году Николай Цискаридзе стал ректором Академии русского балета им. .

Музыкальные Сезоны

Ольга Шаблинская, «ПРО Здоровье»: Талия у вас по-прежнему 66 см?

Николай Цискаридзе: Ой, теперь уже не 66, и слава богу. Сейчас могу есть всё, что хочу. Я так счастлив от этого. Когда началась травля на меня и все стали говорить: «Вы посмотрите, как он увеличился», - я ничего не отвечал. Что значит «увеличился»? Костюм как застёгивался на мне 20 лет назад, так и застёгивается. Другое дело, что юноша в 20 лет и мужчина, даже если он худой, в 40 не могут выглядеть одинаково. Несмотря на то что размер сохраняется, земное притяжение никто не отменял.

- Помню, вы раньше мне говорили, что едите эклеры после сковородки картошки.

Это я ел до 33 лет. Потом уже вечерами не ел. А сейчас стараюсь держать себя в форме, чтобы размер одежды оставался прежним. У меня много красивых вещей, которые надо будет выбрасывать. Больше меня ничего не волнует. Меня никогда не волновало, как я выгляжу в жизни, для меня главное было - результат на сцене. А сейчас для меня главное - как дети выглядят на смене, во что они одеты, чтобы они не сели на холодный пол, чтобы везде лежали ковры.

Я прочитал очень хорошую фразу: не надо воспитывать детей, воспитывайте прежде всего себя. Когда ты ребёнку говоришь «не кури», но сам при этом не выпускаешь сигарету изо рта, грош цена твоим словам. Поэтому я в последнее время очень много занимаюсь самовоспитанием.

«Не буду старым принцем»

Сегодня вы исполняете только острохарактерные небольшие партии. А почему перестали выходить на сцену в крупных ролях?

Я давно сказал: никогда не буду старым принцем. Это трагично, когда дяденька старше 40 лет бегает и изображает из себя юношу. Движения-то он делает, но бег уже немолодой. Я остановил это сознательно, на пике. Всегда смотрел на «умирающего лебедя» и думал: «Какой класс! Ходишь из угла в угол и «падебуришь». Вот бы мне такую роль простую». И теперь она есть - Фавн, например. (Смеётся.)

Николай Цискаридзе в роли Фавна. Фото: www.russianlook.com

Ваши воспитанники недавно с триумфом выступили в Кремле. Когда приступали к ректорской работе в академии, верили, что удастся достичь такого успеха?

Абсолютно был уверен. Я знаю, как умею работать. И потом, видел тот материал, с которым мне повезло встретиться. Это выступление - совместный труд и мой, и всего педагогического состава. Мы целый год работали. Такого сложного р-епертуара, который показали в этом году, ещё нигде и никогда не было. Первый акт - «Спящая красавица». Это наше всё, Петипа. Далее - хореография одного из выдающихся выпускников академии, Джорджа Баланчина, на музыку Глазунова - вариация на тему «Раймонды». Балеты Баланчина в академиях не танцевали никогда. Были разные номера, но так, чтобы целиком балет, - нет.

В Мариинском театре мы показали выпускной спектакль три раза, и выступление имело грандиозный успех. И я счастлив, что переполненный 6-тысячный зал Кремлёвского дворца съездов 20 минут стоя приветствовал учащихся академии!

- По работе вы большую часть времени проводите в Санкт-Петербурге. Чувствуете себя уже питерцем?

Я живу в Москве, а служу в Питере. Я родился в Тбилиси, но вырос в Москве. Москвичом по воспитанию и менталитету навсегда и останусь. Для меня станция метро «Фрунзенская» - это мой дом. Поэтому не мыслю жизнь в другом месте.

Я в детстве понял, что не хочу никуда уезжать. У меня были такие предложения! Я был очень способным ребёнком в своей профессии. Но для меня были Большой театр и Москва самыми главными. Я летел со всех концов мира, если у меня стоял в афише спектакль в Мариинке или Большом. Никогда в жизни не отменял ни одного представления. И мне было безразлично, откуда лететь - из Нью-Йорка или из Токио.

- Многие считали ваше судейство в таких проектах, как шоу «Танцы со звёздами», красивым пиар-ходом...

О каком пиаре идёт речь? Помните, раньше в каждом киоске «Союз-печати» продавались открытки, постеры, календари с фотографиями всех звёзд Большого театра? Их популяризировали, как космонавтов. Артисты балета и оперы участвовали в таких передачах, как «Утренняя почта», «Кинопанорама», «Музыкальный киоск». Странно, почему все считают, что им было можно, а нам нельзя?!

Сейчас у многих артистов есть пресс-агенты, которые обзванивают ТВ и радио, просят: «Пригласите в программу». Я никогда за свои годы служения в Большом не позвонил ни на один канал и не сказал: «Пригласите меня». Или «Почему вы не пустили сюжет со мной, а пустили с Иваном Ивановичем?». В отличие от очень многих людей, которые меня окружают. Моё появление на ТВ - это всегда инициатива со стороны программ. Допустим, те же «Танцы со звёздами». Когда шоу делали первый раз, меня уговаривали принять участие. Я отказался: у меня были так подписаны контракты, что я не попадал под их расписание. Когда делался первый «Лёд», мне сказали: «Поставьте дни, когда вы можете, и дальше мы со всеми другими членами жюри будем вести переговоры».

Судьи проекта «Танцы со звездами». Фото: Кадр youtube.com

«Нынешние дети очень отличаются от нас»

Николай, многие мэтры культуры говорят: современное молодое поколение родилось с долларами в глазах, а в советское время, мол, было служение идее, патриотизм… На ваш взгляд, нынешняя молодёжь отличается от вашего поколения?

Очень сильно отличается прежде всего получением информации и обработкой её. Не надо забывать, что сейчас дети имеют такой быстрый доступ к любой информации, о которой мы не могли никогда даже мечтать. Для того чтобы нам выяснить что-либо, надо было бежать в библиотеку и искать, в какой книге это написано. А им надо взять и открыть, как я говорю, старика Вики-педа. Вот и всё. И это совершенно меняет жизнь.

Мы стояли часами у проходной для того, чтобы нас пропустили, - два человека из всей школы счастливчиков. Посмотреть какой-нибудь спектакль. А мы потом рассказывали друзьям. А им не надо никуда бежать - они сели и в YouTube вечером посмотрели всё. Колоссальное изменение в миро-воззрении произошло. И я считаю, что это к лучшему.

В пальто на сцену не входить!

Николай, не могу не спросить. Сегодня вы - ректор Академии балета в Питере. И всё же, только честно, вам не обидно от того, как вас некрасиво «ушли» из Большого?

Я очень счастлив, что это произошло именно так. Если вы возьмёте любого большого артиста, который являлся театральной эпохой (перечислять можно долго: Карпакова, Вишневская, Светланов, тот же Горский, Плисецкая), то заметите: все из этого театра уходили так. Это главный признак твоей исключительности, того, что ты был «лица не общим выраженьем».

Я уверен, что история циклична. Многое из того, что происходит сейчас, практически один в один написано в мемуарах Шаляпина. Начало ХХI века. Но всё то же самое... Он тоже говорит о том, что менеджер не может руководить таким коллективом, как Большой театр. Человек, который учился тому, чтобы сводить дебет с кредитом, не может влиять на художественную политику.

- Допускаете, что пойдёте в Большой театр как зритель?

Конечно, если будут показывать что-то интересное. Например, если Маша Гулегина (оперная певица, сопрано. - Ред.) приедет. Я точно знаю, что эта опера будет первоклассной. Но то, что иногда поёт рядом или как звучит оркестр, - у меня это вызывает удивление. Я вырос в другом Большом театре, где было всё на высшем уровне.

Я стараюсь не давать оценки происходящему в Большом. Всего, чего добивался, достиг сам. Я шёл по честному пути. И Захарова, и Лопаткина шли по честному пути. Они не просто так номер 1.

Но моё отношение к Большому никогда не изменится. Для меня это мой дом и храм. Клянусь вам: я мог за шиворот выбросить человека, который входил в верхней одежде на сцену. Потому что для меня это святое место.