Финская баня-национальное достояние. Финская сауна и русская баня: сравним

Типичное финское спа мне рисовалось аскетичным, немноголюдным, с короткими, лаконичными процедурами и нерасторопным персоналом. Все оказалось иначе.

САМ СЕБЕ СПА

Спа-отдых для наших северных соседей — это в первую очередь баня. В самом широком смысле слова: от классической сауны до деревенской бани по-черному. Хаммам, термы, русская парная — любое помещение с раскаленным воздухом вызывает у финнов респект и благоговение. Немудрено, что, попав в спа-зону клубного отеля Holiday Club, я опешила. Вместо тихих кабинетов и крадущихся мастеров на меня обрушилась галдящая толпа всех возрастов. С перепугу я нырнула в первую попавшуюся дверь. За ней оказалась сауна, где в ряд сидели обнаженные дамы, щедро плескавшие водой на раскаленные камни. Одна из них обратилась ко мне с укоризненной речью. Я быстро ретировалась. И вновь оказалась среди финских масс. Решив следовать за всеми, я попала к бассейну.

ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

Пальмы! Их я меньше всего ожидала увидеть. Тропическое буйство на бортиках смотрелось совсем не по-фински. Правда, людям, плескающимся в «тропическом раю», также чужда была скандинавская сдержанность. Огромный бассейн со множеством ниш, каскадов и фонтанчиков располагал к безудержному веселью. Наплававшись, я решила вновь проникнуть в сауну. И, осторожно приблизившись к знакомой двери, поняла причину недовольства финской тетеньки. На стене висела картинка зачеркнутого купальника и надпись на нескольких языках (в том числе по-русски): «При высокой температуре купальники испаряют опасные токсины. Входите в баню обнаженными». Стало стыдно и за свою невнимательность, и за непреднамеренное покушение на жизнь соседок.

БАНЬКА ПО-ЧЕРНОМУ

Избавившись от купальника, я решила опробовать очередную финскую спа-находку. А именно, баню по-черному. Маленький домик на берегу небольшого озера контрастировал с современным обликом отеля и напоминал избушку Бабы-яги. Внутри — абсолютная темнота и клубы дыма. Именно дыма, а не пара: треть помещения занимал открытый очаг с тлеющими дровами. На лавочках вдоль стены примостились представители обоих полов. Абсолютно голые мужчины и женщины, не стесняясь, перебрасывались словами, подкидывали воду и помогали друг другу найти свободное место. Я пыталась прикрыться полотенцем, но поняла, что в этом чаду мои красоты мало кого интересовали. Незабываемые минуты в «черной бане» настолько сроднили меня с финским народом, что я нырнула со всеми в холодную озерную воду. Восторг!

ЗАКОНЫ НУДИЗМА

Оказалось, практически все банные заведения Финляндии живут по закону «обнаженного унисекса». Здесь никто никого не стесняется. Под конец пребывания я уже не вздрагивала от того, что кто-то из мужчин заходил в женскую раздевалку или переодевался на глазах у всех. Финский спа-нудизм оказался очень трогательным и концептуальным. Разгуливать нагишом во имя профилактики токсического удушья — великая миссия!

СПАЛЬНОЕ МЕСТО

Отдельных слов заслуживает профессиональная спа-зона отеля. Правда, здесь нет специальных дизайнерских решений, кабин для медитации, фитнес-баров и прочих новомодных элементов. Акцент сделан не на антураже, а на процедурах. Точнее, на их результате. Мастера, работающие в Holiday Club Katin- kulta, не по-европейски дотошны и старательны. Даже обычный массаж выполняется по-честному, без халтурных поглаживаний и лишних движений. В сочетании с регулярным спа-отдыхом в банях эффект от beauty-процедур — нереальный.

СЕВЕРНЫЙ ГОСТЬ

В ближайшие месяцы в Санкт-Петербурге откроется первый в России отель Holiday Club. Огромное здание обещает вместить многочисленные номера, магазины, бизнес-центры, рестораны... И главное — спа-зону, выдержанную в финских традициях. Интересно, предусмотрены ли там сауны-унисекс?

Избражение на заставке: Густав Ретциус. Внутри большой финской бани. Гравюра по дереву. Стокгольм. 1881 г.

В Финляндии сауна известна как минимум последние две тысячи лет. Этимология термина «сауна» восходит к понятию «теплая яма» или «лисья нора» – древняя оригинальная форма термина «savna». Древние финские сауны представляли собой землянки, вырытые в склонах (см. илл. слева), возможно, как продолжение древнего (полу)пещерного образа жизни. Исторически первые финские сауны представляли собой либо землянки в склонах холмов, либо земляные хатки-хижины («kota») из гнутых стволов деревьев, переплетенных прутьями, укрытых берестой и слоями дерна – древняя форма жилища саамов, известная в Финляндии, Швеции и Норвегии. Огонь разводился в яме посредине сауны. К яме прокапывался ход для притока воздуха. (Такая же технология известна у индейцев Сиу Северной Америки – она позволяет получать малодымное горение за счет высокой скорости притока воздуха и более полного сгорания дров). Другой вариант – сооружение по центру сауны традиционной для Финляндии куполовидной каменки. Современные популярные финские гриль-домики гриль-кота также ведут свое происхождение от древней финской сауны-землянки.

Со временем технологии строительства жилья совершенствовались, и финские сауны стали вырастать над землей полуземлянками – полусрубами, и, наконец, срубами (клетями), лежащими прямо на земле или покоящимися на больших камнях.
Сауны были многофункциональными сооружениями. Финские сауны использовались как зимнее жилище или как времянка при строительстве дома в более поздние времена. В сауне давали временное пристанище для бездомных. Финские сауны служили прачечными, кухнями, коптильнями, сушилками для рыбы и мяса, пивоварнями, местом для забоя овец, телят и свиней, разделки мяса и приготовления колбасок, сушки солода, проращивания семенного картофеля. На чердаке финской сауны, сушили бобовые и табак – самосад. В финской сауне рождались дети, и мать жила с новорожденным несколько недель в сауне. В сауне мылась невеста перед свадьбой, и шли вместе мыться новобрачные. В финскую сауну переносились из дома умирающие старики, и там же обмывались покойники перед похоронами.
Прекрасную иллюстрацию роли сауны-жилья в жизни финнов наедине с природой представил в своем романе «Семеро братьев» (1870 г.) финский писатель Алексис Киви (1834 – 1872). Юколаские братья жили, мылись и парились, молотили зерно и согревали своего верного коня Валко в избе – сауне. Практика постройки и использования изб – саун в Финляндии продержалась до начала XIX века. Известно, что в конце XVIII века отдельные от изб сауны были еще очень редки в финских поселениях и хуторах. Печь в таких саунах-избах служила и для нагрева помещения, и для приготовления пищи и для генерации пара при использовании избы в качестве сауны. Парились на приподнятых к потолку полатях, на которых и спали .

Со временем финны стали строить отдельные от изб сауны, но продолжали совмещать в ней все остальные функции, за исключением проживания (хотя в саунах давали приют бродягам и путникам). Первоначально отдельные сауны представляли все те же полуземлянки, земляные домики – коты или невысокие срубы. К началу XX века типичная финская сауна представляла собой достаточно большой сруб, воздвигнутый на камнях. Это была, как правило, была курная сауна. Старинные финские сауны топились по-черному – без дымоходов (savusauna). Поэтому в Карелии из-за прокопченных стен их традиционно называют «черными комнатами». Хотя финны во время страды могли мыться каждый день, после христианизации страны Суоми главным банным днем стала суббота, когда все сауны курились дымом через все щели и отверстие в потолке, именуемое «озерцо». После долгой протопки (от 3 до 6 часов) камни в каменке раскалялись «докрасна» и сохраняли жар на несколько часов даже после полу- или часового проветривания сауны от дыма. Перед тем, как пойти париться в сауну, на камни плескали воду для того, чтобы пар удалил остатки дыма и угарного газа, который неплохо растворяется в воде.

Сладковатый аромат дыма в курной сауне глубоко проникал в древесину, создавая особую атмосферу во время парения.
У финнов с древних времен также была известна практика использования в сауне березового веника (vihta «банный веничек» или vasta «банная метелка») с предварительным замачиванием в воде. В современной финской сауне из-за большей гигиеничности березовый веник был заменен на использование полотенец, щеток или мочалок для стимуляции кровообращения в капиллярах кожи.Финский бизнесмен и писатель Джон Виртанен (1916 – 2008), популяризатор финской сауны и финской культуры в США, наладивший за океаном производство саунных финских печей – каменок, так описывал обычный ритуал в общественной сауне первый половины ХХ века в Финляндии:
«Финские крестьяне, уставшие за неделю от тяжелой работы, пропустив по паре кружечек домашнего пива, отправлялись всей компанией в сауну. Там они расслаблялись, наслаждаясь приятным обществом, свежими шутками и разговорами с приятелями и соседями. Снаружи, пока они сохли и охлаждали свою поджаренную плоть, крестьяне выпивали еще пива, продолжая свое приятное общение. Когда их субботний саунный ритуал подходил к концу, они готовы были отправиться по домам счастливые и отдохнувшие, восстановившие свои силы благодаря волшебному теплу сауны. Они наслаждались сауной в течение пары часов, и теперь поют песни и воркуют со своими женами, которые дожидаются своей очереди попариться. Им придется успеть выйти из сауны до полуночи. Так пройдет еще одна неделя их жизни» [Цит. по: Kallioniemi J., 2014. Перевод – авт.].

Температура в общественных финских саунах XIX века составляла 70 – 75°C . Залогом здоровья при использовании сауны финны считали обязательный получасовой отдых или сон в постели после посещения парной.

Курные сауны нежно любимы финнами до сих пор. Сауны по-черному используются как частными владельцами, так и в коммерческих целях для туристов и любителей народной старины. Даже после христианизации финны никогда не расставались с языческой перворелигией, в которой сауна играла важную роль, служа местом языческой молитвы. Огонь и каменка в сауне служили алтарем. Пар, поднимающийся от камней, в Финляндии называют «löyly » (лоу-лу). Это священный пар, который является духом огня, духом жизни или духом предков, который способен изгонять болезни. Löyly чаще имеет женский пол: финны иногда именуют парок «бабушкой» или сравнивают с женой или матерью. Финны до сих пор трепетно относятся к традиционным баням по-черному. Финны говорят, что первый пар в бане по-черному "кружит как страстная любовница" , второй пар "ласкает как нежная жена" , а в третьем пару "вы сидите, как в детстве на коленях доброй матери" .Ритуал посещения сауны имел сакральный смысл возвращения в утробу Матери Земли и повторного возрождения в обновлении.
Кстати, финны до сих пор верят, что духи мертвых возвращаются в сауну в День Всех Святых (1 ноября – древний языческий день почитания мертвых и 2 ноября – день всех душ), так как это самое приятное место на земле.

Если в наиболее древних вариантах курных саун дым заполнял собой все помещение сауны, выходя через щели и отверстие - «озерцо» в крыше, то в конце XIX века появилась более современная разновидность сауны по-черному: вентилируемая сауна. В такой сауне люди пристраивали к старой каменке дымоход, устраивая над каменкой кожух для сбора дыма, либо устанавливая деревянные вентиляционные трубы на крыше. Подсос воздуха для вентиляции сауны осуществлялся через специальное отверстие внизу сруба или через приоткрытую дверь. Дым все равно попадал в помещение сауны, и в такой сауне парились только после прекращения протопки и проветривания помещения. Вентилируемые сауны по-черному пользовались большой популярностью, так как открытый огонь печи хорошо прогревал большие помещения, аромат дыма создавал уникальную саунную атмосферу, а вентиляция делала воздух в сауне более чистым и свежим по сравнению с обычной курной сауной. Также в вентилируемой сауне было гораздо чище, так как гораздо меньше сажи оседало внутри сауны. Полки в курных саунах охлаждали, поливая водой, и укрывали матами из шерсти или соломы и выстилали полотном, чтобы защитить парильщиков от сажи и жара нагретого дерева.

Вплоть до XX-го века сауна была своего рода центральной святыни на любом финском хуторе - место для рождения, смерти (иногда и похорон) и повседневной магии.В народном сознании финнов сауна является столь же священным местом, как и церковь. В сауне точно также как и в церкви нельзя ссориться, громко говорить (или вообще разговаривать). Считается, что нарушение этих правил приведет к несчастиям в доме. В начале XX века фермерские сауны представляли собой довольно большие сооружения с массивными печами, так как в такой сауне мылась не только семья главы хозяйства, но и все работники на ферме. Вентилируемые сауны позволили появиться саунам в городах, так как классические курные сауны строились только на удалении от жилых построек из противопожарных соображений. В каменных городских постройках сауны обшивались деревом, чтобы предупредить конденсацию пара на холодных каменных поверхностях, падение холодных капель на парильщиков и разрушение штукатурки. Джон Виртанен оставил нам описание растопки печи в вентилируемой сауне начала XX века: «Когда приходил черед моей мамы топить сауну, она наполняла огромный зев каменки березовой корой, поджигала ее, и дым наполнял помещение. Кора потрескивала и пощелкивала во время горения. Мама подкладывала дрова в печь до тех пор, по камни не становились цвета красного бургунди. Язычки пламени подсвечивали ее лицо в темноте, когда он наклонялась поворошить угли, и лицо ее озаряла улыбка предвкушения удовольствия от вечерней сауны. Когда, далеко после полудня дрова, наконец, прогорали, угли в каменке дышали необыкновенным жаром. Свежий воздух поступал через приоткрытую дверь и выносил дым и гарь через вентиляционную трубу у конька. Свежие березовые веники с мягкими сочными листьями дожидались своей очереди в бадье на полу. Мама плескала большой черпак воды на раскаленные сияющие камни и удовлетворенно вздыхала, слушая, как шипит вода на камнях, наполняя сауну практически невидимым горячим паром, уносившим с собой через вентиляцию остатки копоти и гари прочь из сауны. После этого сауна проветривалась еще почти час, и только после этого была готова принять нашу семью и соседей, которые желали составить нам компанию» [Цит. по: Kallioniemi J., 2014. Перевод – авт.]. Финны ценили и ценят курную сауну за прекрасный сладкий аромат. Не во всех вентилируемых саунах удавалось его сохранить, но те сауны, где это получалось, ценились очень высоко. Большим искусством было правильно разогреть каменку. Для самой каменки использовались булыжники, кварцит и горшечный (мыльный) камень. В правильной сауне камни располагались на уровне ниже ног людей, сидящих на полках, чтобы пар от камней охватывал все тело парильщиков. Топят финскую сауну исключительно сухими березовыми или ольховыми дровами, пролежавшими под навесом на открытом воздухе не менее года. Обычно камни разогреваются до температур 500 – 800°C, что соответствует темно-красному свечению камней (цвет бургунди). При недостаточном нагреве каменки вода пузыриться на поверхности камней, а при правильном – взлетает вверх мощным, почти невидимым потоком перегретого пара. При растопке сауны периодически плещут воду на камни, проверяя, как образуется пар, и каков его «вкус». При недостаточной температуре вода лениво шипит на камнях, а пар образует в воздухе туман и имеет неприятный привкус. Дышать в таком паре тяжело. При правильной температуре каменки вода, испаряясь, «ревет как лев». Переход в XX веке к саунам по-белому с каменками, снабженными дымоходами, осуществлялся, в основном, по требованию страховых компаний. Печи-каменки для финской сауны проделали долгий эволюционный путь от примитивной каменки, до технологичной печи, дольше сохраняющей тепло камней. Раньше финская сауна чаще всего состояла из одного помещения – собственно сауны. Размер ее зависел от численности семьи и наличия работников в доме. В XX веке к сауне стали добавлять функциональные помещения: раздевалку, мытьевую, душевую, прачечную, комнату отдыха.

Современный диапазон температур в финской сауне составляет от 70 – 78°C до 100°C . Весь банный ритуал обычно занимает около часа или чуть более. Основное правило финской сауны – расслабляться, отдыхать и никуда не спешить. Вначале в финской сауне потеют, затем плещут воду для образования пара и парятся с вениками, моются, ополаскиваются и остывают, после чего отдыхают.
В современной финской сауне из-за большей гигиеничности березовый веник был заменен на использование полотенец, щеток или мочалок для стимуляции кровообращения в капиллярах кожи. В немецкой сауне преимущественно используется полотенце для нагнетания горячего воздуха в парной к телу.

Современные сауны могут отапливаться электрическими каменками (в Финляндии нет проблем с обеспечением населения электроэнергией, возможно, из-за отсутствия «естественного» монополизма в электроэнергетике страны). Однако любители аутентичной финской сауны считают, что электрической каменке в сауне не место из-за сильного электромагнитного поля, которое она создает при работе.

Традиционно в сауне лечились болезни с помощью массажа, парения вениками и кровопускания. В основном целительством в саунах занимались женщины, которые зачастую были и хранительницами сауны. Кровопускание в Финляндии делали, начиная с XVI века, после появления рекомендаций крестьянам в календаре-приложении к Требнику М. Агриколы (1544 г.) делать кровопускание каждый год накануне сева. Позднее кровопускание («kuppaus») применялось как универсальное лечебное средство при различных заболеваниях, либо в профилактических целях несколько раз в год, или каждый месяц на новую луну. Перед постановкой банок и кровопусканием, пациент обязательно парился в сауне, чтобы улучшить кровоснабжение кожи. Затем ставились банки-рожки. Когда кожа под ними отекала, производились мелкие надрезы кожи, и банки вновь ставили на это же место, чтобы усилить кровотечение.

Традиция саун служит важным фактором, сплачивающим финские семьи. Финны моются вместе всей семьей до тех пор, пока дети не достигают подросткового возраста. Сауна для финнов – это обычный еженедельный субботний ритуал, но особое значение они придают сауне на Рождество и в день Ивана Купалы (Йоханнус). Финская сауна также является традицонным компонентом философии лютеранского скандинавского всеобщего равенства, демонстрируя, что чье-то превосходство может быть уместно исключительно в рамках производственных отношений, но никак не в частной жизни. Поэтому в одной сауне запросто можно увидеть топ-менеджера крупной международной корпорации и представителя младшего технического персонала этой же компании, как, например в сауне в штаб-квартире компании Nokia в городе Эспоо.

За 4 дня в Финляндии мы повидали столько саун, сколько не видел, наверное, никогда в жизни. Даже в номерах отелей вместе с ванной и душем были небольшие сауны, что уж говорить про гостиничные коттеджи.

Финская сауна - это баня сухого жара, когда воздух в помещении имеет низкую влажность (10—25%) и высокую температуру в пределах 90—110° С. Финны посещают сауну через день и это в порядке вещей. Популярность финских саун дошла и до нас, правда, мы скопировали лишь форму, забыв про содержание. Сегодня я хочу пояснить главные правила и объяснить, почему Наташа на заглавной фотографии парится неправильно...

Для начала несколько примеров саун. Вот вместительный гостиничный вариант для общего пользования:

2.

Компактный вариант для семьи:

3.

Сегодня у финов пользуются бешеной популярностью black sauna - сауны по-черному. Это что-то похожее на русскую баню:

4.

5.

Общая сауна в гостинице. Обычно в сауну ходят либо чисто мужскими, либо чисто женскими группами. Хотя, по слова сотрудников отелей, часто дружные компании парятся все вместе:

6.

Частная сауна в котедже:

7.

В частных саунах, как правило, есть уличные джакузи. В отличии от русской традиции бросаться в ледяную прорубь, финны предпочитают чуть теплую ванну:

8.

Итак, важное правило финской сауны: ни в коем случае нельзя заходить в сауну в правках, купальнике или полотенце. Ни при каких обстоятельствах. Для финов это моветон, хамство и попрание традиционных ценностей:

9.

Единственное что дозволительно - взять специальную бумажку, чтобы постелить под попу:

10.

Вот как должен выглядеть человек в финской сауне!

Так же важно сидеть с ногами на скамейке (в идеале - лежать), чтобы тело нагревалось равномерно. Перед посещением парной можно слегка обмыться под душем, но обязательно вытереться насухо. Нельзя плескать воду на каменку. Если очень сухо, дозволяется аккуратно полить деревянные стены парилки:

11.

А как вы относитесь к сауне? Любите ли париться?

P.S. Хочу анонсировать новый раздел в моем авторском приложении "

Жителей в Финляндии 5,1 миллионов, а бань – 1,7 миллионов, т.е., одна баня на трех жителей. Баню считают исконно финским явлением, но она не финское изобретение и принадлежит не только финнам. Во второй половине 19 века на Старом материке в банях парились на единой территории, распростертой от Балтийского моря далеко до Уральских гор. Баня обычное явление и среди других финских народов Балтийского региона: эстонцев, карел, вепсов, ливов. Помимо них к любителям бани традиционно относятся многие славянские, балтийские (латыши, литовцы), тюрко-татарские, а также восточные финно-угорские народы.


Статья: Финская баня-национальное достояние

Финляндия - страна бань, а финны - народ, любящий баню. Жителей в Финляндии - 5,1 миллиона, а бань - 1,7 миллиона, т.е., одна баня на трех жителей. Баню считают исконно финским явлением, но она не финское изобретение и принадлежит не только финнам. Во второй половине 19 века на Старом материке в банях парились на единой территории, распростертой от Балтийского моря далеко до Уральских гор. Баня - обычное явление и среди других финских народов Балтийского региона: эстонцев, карел, вепсов, ливов. Помимо них, к любителям бани относятся многие славянские, балтийские (латыши, литовцы), тюрко-татарские, а также, восточные финно-угорские народы. Традиционная баня - деревянная постройка, где парильщики сидят на полке, бросают воду на горячие камни каменки и парятся березовыми вениками.

Из финских слов - наиболее известное в разных языках мира «сауна» (баня), хотя по мнению финнов оно не всегда применяется в правильном значении. Выражение «ходить в баню» означает как посещение бани, так и всю банную процедуру. Она включает в себя процесс потения от жара каменки и пара брошенной на камни воды, по-фински «лёюлю». (В финском языке имеется два разных слова, означающих «пар» - höyry -«хёюрю» и löyly - «лёюлю». Первое - это пар вообще, например, от кипящей в котле воды, второе - быстро образующийся пар от воды, брошенной на нагретые камни каменки.) Так, именно löyly -«лёюлю» является духом бани. Löyly - «лёюлю» финно-угорское слово, применяющееся в финском языке уже 7 тысяч лет.

Финны - не единственные парильщики на земном шаре. Подобные банные постройки и обычаи известны среди многих культур (римская, турецкая, кельтская баня, «потовая палатка» индейцев, японское «фуро», русская «баня», мексиканский «темаскал»). Финнов можно считать особыми банщиками, потому что они сохранили банную традицию живой и приспособили ее к современному образу жизни. Благодаря тому, что финны сохраняли, развивали и пропагандировали баню, она распространилась по всему миру под товарным знаком «Сделано в Финляндии».

История строительства бани

«Сауна» - финско-саамское слово. Ядро бани составляла каменка - куча камней, которые нагревали, и вокруг которых могли париться под временным покрытием, подобно тому, как делали американские индейцы в своей хижине-парилке. Возможно, что паровую баню типа «сауны» знали еще в каменном веке около 6 тысяч лет назад.

Каменка, представляющая собой крупную груду камней и была первоначальным банным очагом, продолжает использоваться и в современных банях «по-черному». Она хорошо подходила для отопления жилья и бани, но хуже, для приготовления пищи и хлебопечения. Поэтому, в 11 веке для выпечки стали применять закрытую сверху печь-камеру, а перед очагом для варки появилось подобие плиты. Следовательно, имелись два разных очага: один подходил для жилья, другой - для бани. Баня постепенно превращалась в помещение, предназначенное исключительно для мытья. Но часть занятий по домашнему хозяйству все-таки продолжали выполнять в бане. В конце 18 века в западной Финляндии в банях стали класть закрытые печки из кирпичей, в пожарном отношении более безопасные, чем открытые каменки. В закрытых печках-каменках имелись два или три гнезда: снизу располагалось гнездо для огня, в середине было каменное гнездо для пара, и сверху - дымоход, из которого дым выходил в помещение.

В бане появляется дымовая труба. Каменка, отводящая дым наружу, возникла в конце 18 века и означала перелом в истории развития каменки и бани. Закрытую каменку также снабдили дымоотводом: колпак дымохода удлинялся, превращаясь в более узкую дымовую трубу, оснащенную вьюшкой и возвышающуюся выше кровли. Дымовая труба, сложенная на собственном основании, и отделенная от неё каменка из кирпичей, начали применяться в 19 веке.

Печь с дымоотводом позволила строить бани и там, где баня «по-черному» была не к месту, например, в городской среде, пока города еще строились из дерева, и во дворе жилого здания находилось подходящее место и для бани.

В 1910-х годах началось заводское производство стандартных печек-каменок в металлическом кожухе. Фабриканты увлеклись «печным бизнесом», на рынке появлялись их новые модели, а 1930-х годах возник совершенно новый тип каменки: печь непрерывного нагрева. В ней дрова горят в отдельной камере, а огонь и дым вообще не соприкасаются с камнями, как происходит в каменке с разовым нагревом. Благодаря этому огонь можно поддерживать в очаге и во время пользования парилкой, а пара хватает, пока горят дрова.

Баня в городе

В 1930-х годах новые модели печек помогли финнам вновь обрести баню после ее упадка в первые десятилетия 20 века, когда казалось, что баню - хранительницу сельских традиций, только с большим трудом можно было приспособить к городским условиям.

Жилищные условия в Финляндии стали городскими лишь в 1880-х годах с постепенным внедрением водопроводов, канализации и электрического света, строительством каменных зданий и многоэтажных домов. Ванная комната и новинка начала века - ванна, предлагали финнам такой континентальный блеск, что по сравнению с этим ходить в баню казалось крайне старомодным и деревенским обычаем. По крайней мере жильцы многоэтажных домов остались бы на десятилетия без бани, если бы для них не было платных общественных бань В общественных банях были отдельно женские и мужские отделения, а также, частное отделение, куда семьи могли записаться на банную смену. В самых крупных банных заведениях, помимо банщика, работали еще и массажист, и иногда даже кровопускатель. Так как многие клиенты регулярно ходили в одно и то же время в одну и ту же баню, у общественных бань начали появиляться постоянные посетители, которых встречали их старые знакомые в дружеской атмосфере, где не было места превосходству, если не считать спорадических соревнований между отважными парильщиками в том, кто лучше выдержит жгучий пар. Время общественных бань было в финской банной традиции во многих отношениях особенным периодом, который кончился в 1950-х годах. В Хельсинки, например, на рубеже 21 века имелись всего две общественных бани, в то время как после Второй мировой войны их было почти 150.

Электрическая каменка означала третью стадию развития каменки и бани после бани «по-черному» и каменки с дымоотводом. Прототип электрической каменки был готов уже в конце 1930-х годов, но из-за войн промышленное производство развернулось лишь в конце 1940-х годов. Электрическая каменка безопасна и легка для использования, нужно только нажать кнопку, и электрическое сопротивление нагреет камни каменки до необходимой температуры. Так как электрическая каменка не нуждается в дымоходе, баню можно строить и там, где нельзя установить печку с дровяным отоплением. Для бани больше не нужно отдельного строения, она размещается в квартире отдельной комнатой или внутренней баней, наряду с другими комнатами. Электрическая каменка окончательно решила проблемы городской бани. Начиная с 1950-х годов во всех многоэтажных домах начали строить домовые бани в цокольном этаже, куда жильцы дома могли записаться. Но в настоящее время, вместо бани для всего дома, почти во всех квартирах в многоэтажных домах строят при ванной внутриквартирную баню, которая является особенностью финской городской квартиры. Такие же маленькие бани начали строить и при ванных комнатах гостиничных номеров. Это чисто финский вклад в международную гостиничную жизнь!

Топка бани и старинные банные обычаи

В старину баня была для финнов святым местом. Сначала она находилась во дворе, и лишь с начала 20 века на берегу озера по примеру дачников из высших сословий. В баню, обычно, ходили регулярно, один раз в неделю. Чтобы истопить баню «по-черному» для нескольких смен парильщиков уходил целый день. Нужно было правильно выбрать дрова, уметь их закладывать в печь и вовремя подбрасывать дополнительно. Чтобы истопить баню и связать веники нужно было время. Этой неторопливости при топке бани и умению правильно вязать веники учились из поколения в поколение.

Многие обычаи регулировали поведение парильщиков. Согласно пословице «в бане надо быть как в церкви», с благоговением. Обычно предупреждали, что в бане нельзя галдеть, ругаться, сплетничать, клеветать, пердеть или шуметь. Этим правилам и обычаям обучали и детей.

Финские этнографические источники со значительной последовательностью указывают на ошибочность существующего всемирного представления о финской банной культуре, как о всеобщих банях. В деревенской общине мужчины и женщины мылись в отдельных сменах. Только позднее, в баню стали ходить семьями. Раньше, хозяин с работниками ходили в баню первыми, после полевых работ, а хозяйка с работницами потом, после дойки коров.

Финская литература изобилует красочными банными эпизодами. Один из наиболее известных описан в романе «Семеро братьев» Алексиса Киви - братья парились в рождество на соломе в новой курной избе, наслаждаясь рождественским пивом, пока баня не загорелась, и чтобы не замерзнуть насмерть, им пришлось в одних рубахах пробежать через зимний лес до ближайшего дома! Литература основана на богатой народной традиции. Баня была по-разному связана с ходом сельскохозяйственного года. В ней сообща выполняли разнообразные хозяйственные работы: обрабатывали лен, коптили мясо и колбасы, затирали и сушили солод, проращивали семенной картофель, стирали белье. В ходе этих ежегодных занятий старые и молодые члены рода работали вместе несколько дней подряд, коротая время народными рунами и песнями. Также, в ритме работы пели, например, эротические песни, рассказывали предания и сказки, загадывали загадки.

В народном календаре внимание обращали на знаменательные дни, когда гадали на удачу в будущем году в промыслах, в женитьбе. На Карельском перешейке в Койвисто баню топили в канун Нового года в каждом доме очень рано, до рассвета. Говорили, что «работы в течение года будут поступать вовремя, если дым поднимался в новогоднее утро на небо до солнца».

Удовольствия бани

Почему финны ходят в баню? Потому что - это старый обычай и к этому привыкли с детства.

Баня дает чистоту, здоровье, душевное спокойствие, эмоциональные впечатления и много других удовольствий.

Чистоту. В былые времена баня предлагала возможность тщательно мыться, по крайней мере, раз в неделю, а при необходимости и чаще. Хорошее сантехническое оснащение современных квартир заменяет баню в этой ее основной функции, но баню продолжают считать необходимой частью ванных помещений квартир. В бане парилка и последующая водная процедура - ополаскивание очищают кожу лучше, чем люди обычно могут себе представить.

Здоровье. Старая финская поговорка «если баня, водка и смола не помогут, то болезнь смертельна» отнюдь не означает одновременное применение этих трех действенных «лекарств». Здоровья искали в бане, когда чувствовали потребность восстановить уставшие от тяжелой работы суставы и ноющие мышцы.

Душевное спокойствие. Финский писатель Ф. Э. Силланпя, получивший Нобелевскую премию в 1939 году, рассказывал, как он, после длительного периода творческой работы усталым и в подавленном настроении, уехал отдыхать в родной дом к родителям. В первый же вечер, парясь в сумрачной тишине теплой бани, он почувствовал, как угнетенность и подавленность постепенно улетучивались. После бани он, восстановив равновесие и творческие силы, был готов хоть сразу снова приняться за писательскую работу.

Баня расслабляет, успокаивает, восстанавливает душевное спокойствие. Во время переговоров совместная парилка не раз разряжала напряженную атмосферу, и после бани совещающиеся принимали хорошие и единодушные решения.

Эмоциональные впечатления. На людей, привыкших к спешке и быстрому течению времени, "эффект сауны" позволяет сделать остановку, чтобы отдышаться, а потом бодро бежать дальше, в ногу со временем.

Воздействие бани на здоровье

Раньше в баню ходили специально лечить болезни. В полном покое народные целители могли сосредоточиться на своей работе, и душевное состояние пациентов было благоприятным для лечения, потому что с баней было связано много поверий и она вызывала в посетителях чувство уважения. Вера в лечебную силу бани все еще не исчезла, хотя люди знают, что баня не предотвращает и не лечит хронических болезней. Зато баня безусловно улучшает общее самочувствие парильщика и оказывает положительное воздействие на состояние здоровья, даже при некоторых признаках заболеваний. В бане пульс и дыхание учащаются, кровообращение и обмен веществ ускоряются, температура тела поднимается, и давление крови может временно снижаться. Медицина считает оздоровительное воздействие бани значительным. Баня закаляет тело и успокаивает душу. Воздействие бани на здоровье хорошо знали финские и карельские народные целители, кровопускатели, «костоправы». На чем основано оздоровляющее воздействие бани? Речь идет о ноу-хау традиционных народных целителей: "В бане человек пропаривается. Когда человек чувствует, что жилы тянет и в боку больно, то баня лечит от этого. Когда голова болит, можно идти в баню. Когда кашель, в баню ходить нельзя. Вот когда пройдет кашель, можно идти. Если человек промерз и он идет в баню, то холод проникает в сердце. Надо сперва согреть себя изнутри и только потом идти в баню".

Баня всегда была для финнов святым местом, куда ходили очищать не только тело, но прежде всего душу во все переломные моменты человеческой жизни - от рождения до обмывания покойника. Все без исключения банные ритуалы, связанные с разными периодами жизни, исполнялись женщинами. Лишь в том случае, если переход из одного состояния в другое по мнению общины почему-то не получился, например, ребенок или пациент был очень болен, на помощь призывали колдуна, заклинателя, народного целителя. Речь шла о кризисе, для разрешения которого нужен был самый сильный религиозный лидер местности или семьи, женщина или мужчина, который восстанавливал в общине порядок с помощью целительных обрядов.

До Второй мировой войны финская женщина, обычно, рожала в бане. Надо помнить, что баня была отапливаемым, чистым помещением, самым гигиеническим в деревенских условиях. До начала 20 века соблюдали традицию женского «банного времени», которое могло продолжаться целую неделю, пока новорожденного торжественно не вносили в избу. По старой народной традиции отец мог т""олько тогда увидеть своего ребенка. По древнему, дохристианскому обычаю Северных стран ребенок получал имя, когда старейшина рода обливал его водой. Позднее, обливание заменило христианское крещение.

Суть бани

Баня является частью финского самосознания и национальным достоянием, процветающим и в 21 веке. Сравнение финской бани с другими подобными заведениями и обычаями других народов позволяет по-новому увидеть свои традиции и лучше понять обычаи и сущность других культур. Знакомясь с разным, мы глубже познаем самих себя. Несмотря на различия, потовая палатка американских индейцев, или «инип», японское фуро и финская баня имеют много общего, прежде всего, на духовном уровне. Главная цель парилки в бане, потовой палатки, купания в горячей воде фуро не очищение тела, а расслабление и тела, и души человека. Ключевое слово здесь «возрождение». Именно это происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания.




Чтобы установить баню "по-черному" нужно умение, но прежде всего неторопливый подход. Этой неторопливости при топке бани и умению правильно вязать веники училсь из поколения в поколение











После бани некуда спешить. самочувствие райское. Баня расслабляет и тело, и душу человека. Ключевое слово здесь-"возрождение2- именно это происходит в душе человека после горячей парилки и освежающего купания.

Березовый веник

Image caption В Хельсинки есть общество любителей сауны

Слово "сауна" - единственное финское слово, проникшее в современный английский язык. В англоязычном мире многие связывают сауну с сексом, однако для финнов дело обстоит совершенно иначе.

В полуосвещенной комнатке с обитыми деревом стенами, потолком и полом молча сидят голые мужики и обильно потеют. Один хлещет себя березовым веником, а другой зачерпывает специальным ковшом холодную воду и осторожно льет ее на раскаленные камни в углу.

Через секунду вас охватывает волна горячего пара. Поры ваши открываются, а тело покрывается потом с ног до головы.

Финны потеют в саунах уже тысячи лет.

Каждая сауна обладает своим характером - у некоторых пар легкий, у других - особенно сухой. По-фински это называется "лойли" или банный пар.

Сауна всегда играла важную роль в жизни финнов. Женщины рожали в банях, потому что это было самым чистым помещением в доме - в топящихся по-черному саунах стены пропитаны копотью, которая убивает бактерии.

В саунах также проводились церемонии очищения перед браком, а тела умерших готовили к погребению на банных скамьях.

Сауна - аптека для нищего

Для многих финнов сауна была и остается самым дорогим и святым местом в доме.

Image caption Финский загородный дом немыслим без сауны на берегу озера

"Финны говорят, что сауна - это аптека для нищего", - говорит 54-летний житель Хельсинки Пекка Ниеми, который ежедневно проводит по три часа в сауне.

В наши дни население Финляндии составляет 5,3 млн человек. При этом в стране насчитывается 3,3 млн саун, расположенных в частных домах, учреждениях, на заводах, в спортивных центрах, гостиницах и даже в шахтах глубоко под землей.

99% финнов посещают сауну по крайней мере раз в неделю, а летом на даче - гораздо чаще. Там вся жизнь сосредоточена на банном ритуале с окунанием в холодную воду соседнего озера.

"Раньше детей учили вести себя в сауне так, будто они находились в церкви", - рассказывает Ярмо Лехтола. Сам он - активный член Финского общества любителей сауны или "Саунасеура", которое занимается поддержанием традиций сауны.

Этот частный клуб, насчитывающий 4200 членов, был основан в 1937 году. Он расположен на острове в 15 минутах езды от центра Хельсинки. Здание клуба выходит окнами на Балтийское море и окружено березовой рощей.

У входа висит призыв выключать мобильный телефон.

"Сауна - это место для медитации. Она помогает вам расслабиться в современном мире, в котором нет места покою. В сауне обычно царит полумрак, а жара такая, что страшно рот раскрыть", - говорит Лехтола.

Image caption Члены клуба могут любоваться морем прямо у парилки

В клубе есть свои правила. В сауне нельзя есть и пить, а если вам хочется поговорить, то не одобряются разговоры о работе или религии.

Члены клуба могут выбирать между электрической сауной, двумя саунами с печками на дровах и тремя черными саунами.

Большинство финнов считают традиционные сауны, которые топятся по-черному, самыми приятными, потому что их "лойли" самый мягкий. Такая сауна топится пять часов, и ее стены обычно покрыты черной сажей. Полки сауны всегда отмываются добела, но знатоки никогда не касаются стен, если не хотят выйти из бани черными.

Дресс-код в сауне

В отличие от саун с печами на дровах, "черные" сауны имеют открытый очаг без дымовой трубы. Дым выпускают через небольшое отверстие в потолке незадолго до начала купания. Запах дыма остается в сауне, но это приятный аромат леса, он не щиплет глаз и не вызывает кашля.

В сауне положено быть голым. Мужчины и женщины посещают раздельные сауны, а вот семьи ходят в сауну все вместе.

Image caption В 70-е годы в лондонском Сохо были заведения, под видом сауны скрывавшие бордели

Лехтола спешит добавить, что финны никак не связывают два понятия - сауну и секс.

"Это все началось в Германии в 70-е годы, когда придумали, что в сауне занимаются сексом", - говорит он.

По его словам, за пределами Финляндии сауны не выдерживают никакой критики, хотя он побывал во многих странах.

С другой стороны, Лехтоле не нравятся даже общественные сауны в Хельсинки. Две из них - Котихарью и Арла - были открыты в 20-е годы. Они расположены в пролетарском районе столицы - Каллио.

В те годы в эти сауны ходили жившие в домах без удобств рабочие. По сути дела эти сауны были клубами - в них можно было расслабиться, поговорить, выпить пива. А заодно и помыться - тут работали банщицы, которые за отдельную плату могли помыть посетителя.

Сейчас новые обитатели этого района - студенты, художники и предприимчивые туристы - приходят сюда, чтобы окунуться в атмосферу тех лет.

В этих саунах люди ведут себя совсем не так, как в чинном клубе "Саунасеура". Тут нет и следа знаменитой финской сдержанности. Люди с удовольствием разговаривают на самые разные темы с незнакомцами, несмотря на их голый вид и страшную жару в парилках.

В саунах конфликтов нет

Раньше в Хельсинки было более 100 таких публичных саун, почти на каждом углу. Но в 50-е годы прошлого века их число стало сокращаться, когда люди стали обзаводиться собственными домами, оборудованными саунами.

Впрочем, не так давно в столице открылась новая большая сауна - Куулттуурисауна или "Культурная сауна" - первая за полвека.

Image caption Кекконен и Хрущев любили встречаться в сауне

Финны считают, что, несмотря на то, что температура в парилке может достигать 160 градусов, в сауне часто мирятся после ссор и разрешают конфликты.

Финский парламент имеет собственную сауну для депутатов, где тоже проходят дебаты, а все посольства и консульства Финляндии за рубежом имеют собственные сауны.

Бывший президент страны и лауреат Нобелевской премии мира Мартти Ахтисаари любил устраивать встречи с иностранными политиками в сауне, во время которых обсуждались острые вопросы.

В годы холодной войны президент Урхо Кекконен часто принимал советских дипломатов в сауне своей официальной резиденции.