Театр где ходишь за актерами. Искусство или аттракцион: «Чёрный русский» и бум иммерсивного театра. Опера-променад «Пиковая дама»

Феномен иммерсивности (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») – один из основных трендов современной индустрии развлечений. Сегодня иммерсивным стало буквально все: уже перестала казаться чем-то из области научной фантастики дополненная и виртуальная реальность; про компьютерные игры все и так понятно; иммерсивным медленно, но верно становится жанр кино (будете в Лондоне – обязательно загляните на Secret Cinema); уже появились первые иммерсивные книжки; все популярнее становятся городские квесты. Иммерсивный театр стал закономерным итогом нескольких тенденций – как в актуальной режиссуре, так и в области городского досуга.

Иммерсивный спектакль создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, это театр вовлечения, где зритель – полноправный участник происходящего. В любой момент актеры могут начать прямое взаимодействие со зрителем – например, могут завязать зрителю глаза и отвести за руку в другую комнату и оставить там, могут обнять или поцеловать, а могут просто долго смотреть глаза в глаза.

Помните знаменитую формулу Шекспира: «Весь мир театр, а люди в нем актеры»? В иммерсивном театре нет зрительного зала в традиционном смысле этого слова, а значит, нет и так называемой «четвертой стены», отделяющий актеров от зрителей. Действие театра-променада развивается одновременно в разных локациях. Режиссеры, в свою очередь, предлагают публике новые поведенческие сценарии, давая ей более активную роль: зрители спектаклей-бродилок могут сами выбирать свой маршрут – ту или иную линию сюжета – и переходить от одной локации к другой, а где-то даже влиять на происходящее. Такой спектакль складывается из разных сюжетов подобно тому, как кусочки складываются в мозаику.

Иммерсивный театр в мире

Sleep No More – обезличенный «тотальный» спектакль

Законодателями жанра иммерсивного театра принято считать лондонскую группу PunchDrunk, знаменитую тем, что она погружает зрителя в пространство, похожее по атмосфере на загадочные картины легендарных кинорежиссеров Стенли Кубрика, Альфреда Хичкока и Дэвида Линча.

Один из самых известных спектаклей жанра иммерсивного театра – знаменитая постановка Sleep No More, которая вот уже не один год захватывает воображение зрителей Нью-Йорка. В основе шоу лежит «Макбет» Уильяма Шекспира. Спектакль идет в огромном заброшенном пятиэтажном отеле McKittrick, который порой напоминает бесконечный лабиринт из вдруг материализовавшихся ночных кошмаров. При входе всех пришедших просят надеть белую венецианскую маску, которую они обязуются не снимать в течение всей постановки. Зрители оказываются предоставлены сами себе в обстановке психиатрического отделения, кладбища и отеля 30-х годов, где перформанс и инсталляция встречаются с site-specific-хореографией.

Многослойное действие завораживает: в Sleep No More можно легко почувствовать себя вуайеристом и увидеть, как похожие на призраков герои занимаются любовью, убивают друг друга, смывают кровь в ванной. Здесь можно все то, что строго запрещено в традиционном театре – трогать руками декорации и вступать в контакт с «реквизитом», но нужно быть готовым к тому, что и жители заброшенного отеля могут вступить с вами в контакт.

Then She Fell – камерное индивидуальное приключение


Актуальный иммерсивный театр нельзя представить без постановок креативной продюсерской команды Third Rail Projects, известной своими экспериментальными спектаклями в необычных локациях с соединением элементов театра, танца, звуковых и арт-инсталляций и необычной хореографии.

Один из наиболее амбициозных спектаклей этой команды – Then She Fell, действие которого происходит в заброшенной психиатрической больнице в Бруклине в Нью-Йорке. В отличие от Sleep No More, где около 300 обезличенных зрителей оказываются предоставлены сами себе, в Then She Fell обстановка гораздо более интимная и камерная. В этом спектакле, поставленном по «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, задействовано 8 актеров и всего 15 зрителей, которые разделены на маленькие группы, чьи маршруты продуманы и выверены режиссерами. Взаимодействие со зрителем здесь самое что ни на есть буквальное: зрители спектакля могут легко оказаться один на один с актером, скажем, причесывая актрису, играющую Алису.

Продюсерская команда Third Rail Projects недавно представила публике свой новый иммерсивный спектакль в Нью Йорке – Grand Paradise – постановку о семье, отправляющейся на каникулы на курорт, где с ними происходят разные метаморфозы.

А что иммерсивного есть в Москве?

Если вы пока не знакомы с театром вовлечения, то резонный вопрос: как выбрать постановку для первой пробы, чтобы не разочароваться? Вот четыре лучших иммерсивных спектакля, которые сейчас идут в столице.

1. «Твоя игра »


Этим летом бельгийская театральная команда Ontroerend Goed и импресарио Федор Елютин (ранее привезший в Москву спектакль-променад по городу Remote) представили Москве новый индивидуальный интерактивный опыт для одного человека «Твоя игра». Длится спектакль порядка 30–35 минут и идет в универмаге «Цветной». A Game of You – так спектакль называется в оригинале – уже был сыгран на театральных фестивалях в Эдинбурге и Авиньоне, но российская версия отличается тем, что дело происходит не в арт-кластере или здании театра, а в оживленном торговом центре.

«Самый волнительный спектакль сезона… это вы», – гласит сайт проекта. И действительно, вряд ли можно придумать более быстрый способ взглянуть на себя глазами другого человека и понять, каким вы кажетесь окружающим.

2. «Черный русский »


В сентябре этого года один из главных театральных ньюсмейкеров последнего времени Максим Диденко и театральная компания Ecstàtic представили Москве первый иммерсивный мюзикл по неоконченному роману А.С. Пушкина «Дубровский». Пространство старинного московского особняка Спиридонова превратилось в дом Троекурова, где появились свой бальный зал, столовая, cпальня, купальня, кабинет, хлев и даже лес. Всех зрителей в начале спектакля делят на три группы, которые следуют разными маршрутами за героями спектакля, и выдают соответствующие маски – сов, оленей и лис.

По словам создателей спектакля, «Черный русский» – это прежде всего спектакль ощущений, воздействующий на зрителя на уровне всех органов чувств. Так, в хлеву пахнет свежескошенным сеном, на кухне – блинами и мясом, в спальне Маши Троекуровой – цветами. Зрителей угощают черными пельменями, травяными настойками и прочими яствами.

3. «Москва-2048 »


«МСК 2048» – это новая масштабная игра в реальности от знаменитой сети квестов «Клаустрофобия» и режиссера «Гоголь-центра» Александра Созонова. «МСК 2048» развивает концепцию иммерсивного променад-театра, соединяющего в себе ролевую игру, театр-променад и квест. Сюжет разворачивается в мире, пережившем глобальную катастрофу, все игроки – беженцы, желающие поскорее перебраться из радиоактивных пустошей в Большую Москву. Для прохода в город необходима виза, получить которую можно в пропускном пункте убежища.

Трудно придумать лучший способ ощутить себя героем видеоигры «в реале»! «МСК 2048» полностью стирает барьеры между актерами и зрителями, сценой и зрительным залом, игровыми условностями и реальной жизнью. Игроки становятся главными действующими лицами собственных уникальных историй, выполняя задания актеров, – исход игры зависит от каждого.

4. «Русские сказки »


«Русские сказки» – спектакль-променад от Александра Созонова и Ильи Шагалова, поставленный по русским народным сказкам из знаменитого собрания Афанасьева. Идут «Сказки» в «Гоголь-Центре». Больше года артисты провели в экспедиции по стране, чтобы посмотреть, чем живет Русь, и послушать живой народный язык. В результате получился живой иммерсивный спектакль-променад, соединяющий в себе разные жанры – этюды, наблюдения, фантазии молодого актерского поколения на тему русских сказок, философские притчи, баллады, серенады, романсы, бардовские песни, рок и рок-н-ролл.

«Русские сказки» идут по всему театру одновременно. Перед началом спектакля зрители выбирают свою дорогу из предложенных трех – есть три группы зрителей, три выверенных пути и три разных впечатления от просмотра. В финале все соединяются в большом зале, эпилог у «Русских сказок» единый.

Два года назад Москву захлестнула волна променад-спектаклей, в которых зрителям предлагается покинуть места в привычном зрительном зале и отправиться в путешествие по лабиринту комнат, коридоров, лестниц, а иногда улиц. Как только не называют это популярное нынче направление: променад-театр, спектакль-квест, site-specific театр. В народе такие спектакли нередко именуют «бродилками», по аналогии с соответствующим жанром компьютерных игр.

В них и правда много схожего: ты как участник существуешь в рамках определенного художественного мира с заданным сюжетом, но обладаешь свободой действий и перемещений. Сегодня все чаще можно услышать, как подобные постановки называют иммерсивными, от английского to immerse — «погружать». Именно так характеризуют свои спектакли члены британской театральной компании Punchdrunk, которых считают пионерами жанра. Свою первую постановку они сделали по «Войцеку» Георга Бюхнера в 2000 году, а на весь мир прославились в 2009-м спектаклем «Sleep no more» — интерпретацией «Макбета» в стилистике триллеров Хичкока.

«Sleep No More»

Разумеется, Punchdrunk не были первыми, кто заставил зрителя подняться на ноги и переместил их в центр действия. Можно вспомнить хотя бы легендарный спектакль «Неистовый Роланд», поставленный Лукой Ронкони в 1969 году, в котором актеры играли на подвижных сценических площадках в противоположных углах помещения церкви, а зрители могли свободно перемещаться между ними, выбирая разные сюжетные линии. Однако именно британцы сделали иммерсивность основным принципом своих постановок, где размывается грань между сценой и залом, актером и зрителем, созерцанием и действием.

Сохраняется только граница между внешним, привычным миром и игровым художественным пространством. Переступив ее, ты оказываешься погружен в иную реальность, где тебя захватывает продуманная до мелочей атмосфера, время движется циклично, и невозможно предугадать, что ждет за поворотом. Нужно следовать правилам этого пространства: скрыть лицо за маской, не произносить ни звука, но разрешено активно исследовать окружающие интерьеры и предметы в них и, если повезет, даже принимать участие в перформансах с актерами — при условии, что вас пригласят это сделать. Впрочем, никто не принуждает к прямому контакту: можно остаться и в роли пассивного наблюдателя, хотя это гораздо менее интересно.

«Remote Moscow» группы Rimini Protokoll

В России первым променад-спектаклем называют «День Леопольда Блума» — хэппенинг-читку «Улисса», развернувшуюся одновременно во всех помещениях Школы драматического искусства 16 июня 2004 года — в день столетия легендарного дня из романа Джойса. С тех пор количество «бродилок» в истории российского театра уже перевалило за два десятка, а их характер значительно разнообразился. Москва видела и постановки, где совсем нет актеров, каковы, например, спектакли-прогулки («Remote Moscow» группы Rimini Protokoll) или спектакли-экскурсии («Радио Таганка» режиссера Семена Александровского), и постановку, сделанную для одного зрителя («Твоя игра» бельгийской команды Ontroerend Goed). Были и есть многочисленные спектакли, где разные эпизоды играются в разных пространствах, а зрители последовательно переходят от одного к другому: самый яркий пример, пожалуй, «Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций, где каждый эпизод был самостоятельным спектаклем на шекспировскую тему, отличным от других по жанру и замыслу. Из идущих в этом сезоне спектаклей здесь можно отметить «Декалог на Сретенке» Театра им. Маяковского — постановку, оригинально совместившую жанры променад и вербатим.

«Шекспир. Лабиринт» в Театре Наций

Отдельно существуют собственно иммерсивные постановки, к которым, помимо свежих премьер, можно отнести квест «Москва 2048» и спектакль «Норманск», созданный режиссером Юрием Квятковским и объединением Le Cirque de Charles la Tannes в Центре им. Мейерхольда (по кние братьев Стругацких «Гадкие лебеди»). Пять этажей центра превращались на несколько дней показов в Норманск — постапокалиптический город будущего, в 17-ти локациях которого, наряду с обычными людьми, можно было встретить «мокрецов», пораженных странной генетической болезнью. Там более десятка сюжетных линий — даже посмотрев спектакль трижды, вы бы не смогли увидеть все его эпизоды. Что выгодно отличает «Норманск» от других иммерсивных произведений — при всей устремленности создателей погрузить зрителей в мрачную атмосферу антиутопии, постановка Квятковского оставалась событием, прежде всего, театральным: со сложной драматургией, яркими актерскими работами и внятным режиссерским размышлением о тоталитарном обществе.

«Норманск» в Центре им. Мейерхольда

Постановщики «Норманска» были ограничены и скоромным бюджетом, и необходимостью при каждом показе заново встраивать масштабное художественное пространство в помещения ЦИМа — в результате спектакль был показан всего 13 раз. За рубежом иммерсивный театр с самого начала создавался в помещениях старых фабрик, ангаров и особняков, ведь только пустое пространство допускает полную свободу художника-постановщика. Но это требует финансовых вложений, которых жанр терпеливо ждал. И дождался — год назад сеть «Клаустрофобия», специализирующаяся на игровых квестах, пригласила для сотрудничества режиссера Александра Созонова.

Вместе они запустили проект «Москва 2048» — историю на стыке театра, квеста и ролевой игры, в которой помимо 40 игроков участвуют 12 актеров. В одном из корпусов завода «Кристалл» художники создали мир после атомной войны, где по сюжету участники должны выбраться из фильтрационного лагеря для беженцев и прорваться в столицу. Здесь можно выбрать «путь покорности» или же стать бунтарем и разрушить систему. Несмотря на чисто развлекательную оболочку проекта, он дает шанс пережить опыт существования в тоталитарной системе, а его сюжет весьма прозрачно отсылает к действительности. И то, и другое после завершения квеста заставляет задуматься.

Проект «Москва 2048»

Для постановки «Черного русского» по мотивам Дубровского продюсерами были приглашены театральные звезды — режиссер Максим Диденко, хореограф Евгений Кулагин, художник Мария Трегубова и телезвезда Равшана Куркова. На премьере в особняке Спиридонова в Малом Гнездиковском переулке собрался чуть ли не весь московский бомонд. Возможно, именно этим объясняется столь высокая цена на билеты: от 5 000 рублей (для сравнения — на «Норманск» можно было попасть всего за 700 р.). Выдавая маски, зрителям назначают определенный маршрут: «совы» бегают за Троекуровым, «лисы» — за Машей, «олени» — за Дубровским.

«Черный русский»

Привычно для себя Диденко отказался от большого количества текста в пользу пластических и вокальных этюдов, а также всевозможных «аттракционов» для зрителей: здесь вам предложат и погладить живого петуха, и покормить актера пельменями, и выпить черной водки с черной колбасой. Все очень эстетично и увлекательно — но, увы, режиссерское высказывание теряется в атмосфере светского безумия, творящегося в доме Троекурова.

В отличие от «Черного русского» проект «Вернувшиеся» по «Привидениям» Ибсена, сочиненный американскими режиссерами Виктором Карина и Мией Занетти, спектаклем не притворяется — создатели позиционируют его как «мистическое шоу». Особняк в Дашковом переулке художники превратили в усадьбу Альвингов, проработав пространство до мелочей — вплоть до аутентичных книг XIX века на полках.

«Вернувшиеся»

Зрителям предоставлена полная свобода действий: как и в «Норманске», каждый смотрит свой спектакль, свободно перемещаясь по четырем этажам здания. Можно засесть в одной локации, можно исследовать их по очереди, а можно «прицепиться» к главным героям и преследовать их. Последний, пожалуй, самый скучный вариант: так вы увидите почти традиционный драматический спектакль. Однако эта магистральная линия необходима с точки зрения драматургии: ведь яркие пластические и контактные этюды (чего стоит только оргия служанок в прачечной!) хоть и разворачиваются в стороне от сюжетных сцен, но основаны именно на подтексте пьесы. Общий совет — старайтесь попасть на сеансы в 18:00 и в 18:30, так вы сможете увидеть большее количество эпизодов.

В «Вернувшихся» иммерсивный жанр достиг, вероятно, своего самого точного воплощения: в шоу-спектакле соблюдены все заветы прародителя Punchdrunk. В какую сторону жанр пойдет в будущем — пока неясно. Но было бы крайне любопытно увидеть, например, иммерсивные постановки для детей — с одной стороны, сейчас явственно видна тенденция к все большей интерактивности в детском театре, с другой — развиваются красочные интерактивные выставки, где детям разрешается трогать экспонаты и лазить везде, где вздумается. Ведь попадая в атмосферу иммерсивного пространства, полного загадок и аттракционов, даже взрослый становится немного ребенком — готовым исследовать неизвестный мир и удивляться его явлениям.

Иммерсивные спектакли (также известные, как променад-спектакли и спектакли-квесты) вот уже второй год не теряют популярности среди жителей обеих столиц. И все-таки называть происходящее действие представлением будет не очень правильным, ведь зритель не просто наблюдает за происходящим на сцене, а свободно перемещается внутри декораций, чувствуя себя скорее участником. Предлагаем вместе разобраться - что представляет из себя модное и необычное направление искусства?

Иммерсивный спектакль - что это и где он берет свое начало?

Само слово происходит от английского глагола to immerse, что в переводе означает «погружать». Такое определение жанру дали его родоначальники из британской театральной труппы PunchDrunk. Первая постановка такого рода увидела свет еще в 2000-м году в Лондоне. Это была пьеса «Woyzeck» Георга Бюхнера и проходила она на заброшенных армейских складах, где зрители могли спокойно прогуливаться по всей территории, изучая мир произведения. Труппа экспериментировала с созданием атмосферы и погружала зрителей в происходящее действие настолько, что каждый человек чувствовал себя таким же актером. В результате театральный проект имел большой успех и вскоре иммерсивные спектакли начали появляться по всему миру, как грибы после дождя.

Сегодняшние постановки шагнули в «погружении» еще дальше - если раньше зрители просто ходили среди актеров, надев маски, то сейчас они могут принимать непосредственное участие в происходящем! Представьте - во время спектакля с вами могут вступить в диалог, отвести вас в другую комнату, потанцевать или игриво поцеловать. У вас могут попросить помощи, дать задание или даже похитить - согласитесь, все это выходит за рамки привычного нам театра и поражает воображение!

Иммерсивный спектакль квест может заставить вас побегать в поисках необходимых предметов и поломать голову над хитрыми загадками, а экспериментальные проекты предложат и вовсе взаимодействовать с обычными прохожими. Уже интересно и захотелось сходить? Тогда рассказываем о самых оригинальных идеях от театров обеих столиц!

Пушкин в интерьере

Одной из самых популярных постановок в Москве сегодня по праву можно назвать «Черного русского » - спектакль, поставленный по мотивам Пушкинского «Дубровского». Действие разворачивается в самом настоящем старинном особняке, по которому зрители путешествуют вместе с актерами. Если точнее, то все посетители делятся на три большие группы, каждую из которых ведут по отдельному маршруту. Вам выдаются маски - лис, сов или оленей, в зависимости от группы. Лис забирает Маша, оленей - Дубровский, а совы следуют за Троекуровым.

Дальше зрителям остается только отправиться вслед за проводниками и наблюдать за развитием событий, одновременно исследуя особняк Спиридонова. И здесь есть на что посмотреть! Организаторы уместили в одном здании множество локаций, в каждой из которой есть момент интерактивности. Выпить в столовой черной водки с черной колбасой? Пожалуйста! Погладить в хлеву живого петуха? Как пожелаете! Стоит отметить, что

Разумеется, купить билеты в такой иммерсивный театр было не так-то просто, а сейчас он отгремел.

Дом с «привидениями» - иммерсивный спектакль Вернувшиеся

Нет, мы не про обычные комнаты ужасов, а про спектакль по произведению Генрика Ибсена «Привидения». Постановка никак не связана с мистикой, а рассказывает больше про человеческие пороки и «скелеты в шкафу», которые могут таиться даже в самом достопочтенном семействе.

Действие разворачивается в особняке с не меньшим количеством локаций, чем в предыдущем спектакле. Причем оказаться в той или иной комнате вы можете совершенно случайно - актеры вовсю втягивают зрителей в происходящее, поэтому будьте готовы к неожиданностям! Здесь нет проводников и схемы передвижений, так что если вас еще не «поймал» один из участников, то можете свободно перемещаться по всему особняку, исследуя декорации и наблюдая за разворачивающимися событиями.

Особого упоминания стоит скандальная сцена оргии, ради которой идут многие любители пикантных моментов и смелых решений. По большому счету именно из-за нее на спектакль допускаются зрители строго не младше 18 лет, хотя эпизод на самом деле является не просто способом шокировать публику, а режиссерским ходом, объясняющим все хитросплетения судеб героев. По отзывам на этот иммерсивный спектакль, сцена при этом не выглядит пошло или вульгарно.

Если вы не просто гонитесь на интересными ощущениями, но и хотите уловить суть, рекомендуем заранее ознакомиться с оригиналом, тем более, что книга действительно заслуживает внимания. Тогда с персонажами постановки вы встретитесь уже как с добрыми друзьями и спектакль скорее дополнит впечатление, чем запутает вас.

Главное правило – никаких правил.

Индустрия развлечений меняется и развивается. Последнее ноу-хау – иммерсивный театр. Формат появился в Нью-Йорке и буквально за несколько месяцев покорил мир.

Здесь зритель полностью погружается в действие, ведь в таком театре в буквальном смысле. Как правило, в иммерсивных шоу задействовано большое количество актеров, а сами события разворачиваются в необычных локациях.

События могут развиваться нелинейно – у каждого персонажа своя история, но все они сплетены между собой. Зачастую, оказываясь на спектакле второй или третий раз, зрители открывают для себя новые истории, которые в прошлый раз могли попросту остаться незамеченными.

Вернувшиеся

Когда: 16, 18, 23, 24, 25, 30, 31 августа;
1, 7, 8, 13, 14, 15, 21, 22, 27, 28, 29 сентября;
4, 5, 6, 12, 13, 20, 25, 26, 27 октября;
2, 3, 4, 9, 10, 16, 17, 22, 23, 24, 30 ноября;
1, 7, 8, 13, 14, 15, 20, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30 декабря

Первый в России и всего четвертый в мире успешный проект данного жанра. Здесь вместо сцены используется четыре этажа особняка, а зрители участвуют в шоу, надев специальные маски.

Для создания спектакля актерам пришлось долго осваивать необычные методики взаимодействия с аудиторией. За время подготовки в особняке появились потайные лабиринты и двери.

«Увидеть все детали и понять новаторскую форму проекта невозможно за один визит, говорит Мигель, продюсер, режиссер и хореограф-постановщик шоу. – 240 сцен проходят параллельно на протяжении двух с половиной часов в 50 комнатах особняка, некоторые из которых являются тайными».

Зеркало Карлоса Сантоса

Здесь зрителя приглашают не на спектакль, а на ужин. При этом обещают, что это будет самый необычный ужин из тех, что может случиться в Москве. Гостей ждет событие на грани музыки, театра и перфоманса. Конечно, не обойдется без вкусных закусок и вина.

Пиковая дама

Вершина творчества Чайковского – мистическая и страшная опера «Пиковая дама». Но что будет если к великой музыке добавить мрачные интерьеры и великолепную игру актеров? Зрителей ждет атмосфера страстей, азарта и беспощадной судьбы. Проводником в этот мир станет сам Пушкин.

В спектакле заняты около 70 артистов - музыканты, оперные певцы, балет, драматические актёры. Идеальный живой звук, виртуальные декорации и оптические иллюзии позволяют зрителям чувствовать себя участниками разворачивающихся прямо вокруг них событий.

Идиот

Отправиться в путешествие по страницам одноименного романа Достоевского можно вМосковском Драматическом Театре им. Сергея Есенина. Спектакль-путешествие вынуждает зрителя стать непосредственным участником событий, а текст Достоевского звучит современно и будто обращается к ряду сегодняшних проблем.

Фото с сайта "Спектакли - Усадьба Струйских"

Школа сна

Зрителям раздаются пижамы, укладывают на специально предоставленные кровати и учить правильно спать. Спектакль «Школа сна» становится уникальным мастер-классом, который организовали московский Центр драматургии и режиссуры в партнерстве с неформальным театром «Трикстер».

Здесь сон представляется как научное явление, которым можно управлять. А что еще может быть нужно человеку в XXI веке?