Театральный обзор: “БеЗприданница”, театр “Школа драматического искусства”. Билеты на спектакль «Бесприданница Другие мероприятия режиссера

Где-то в городке, расположенном на берегу Волги, живет местная звезда Лариса Дмитриевна Огудалова. Выступает на сцене, но поёт плохо, в ноты не попадает. А все потому, что после стремительного отъезда Сергея Сергеевича Паратова она потеряла голос. В почитателях ее былого таланта – старый, похожий на крота Мокий Парменыч Кнуров, а также молодой татарин Василий Данилыч Вожеватов. Они готовы обеспечить ее жизнь, но замуж не предлагают. Да и достойные женихи свататься не спешат, ведь нет у неё приданного – беЗприданница она. Только Карандышев, стремящийся всем вечно угодить, и остается. Но сердце Ларисы Дмитриевны до сих пор принадлежит Паратову.

В театре “Школе драматического искусства” сезон открывают премьерой спектакля по пьесе А. Н. Островского, причем это совместный проект с продюсером Леонидом Роберманом. “БеЗприданница” Дмитрия Крымова пишется через букву З не случайно. Так было написано ещё у самого драматурга, так теперь будет и на афише. Это не первое обращение режиссера и его Лаборатории к произведениям русской классики и Островскому в частности. Уже несколько сезонов успешно идет спектакль “О-й. Поздняя любовь”. По словам режиссера, в каждой из этих пьес просматривается одна проблема – “желание и невозможность быть свободным в мире денег”.

События развиваются по общеизвестному сюжету, но Дмитрий Крымов не стал ограничиваться банальным переложением материала. Его фантазия превратила классическое произведение в комедию абсурда, добавив новые, сложно уловимые краски и подробности.

“Лариса Дмитриевна, вам лейбл оставить? Тогда я подклею и каблук, и лейбл”

Марии Смольниковой, исполнившей роль Ларисы Дмитриевны, уже приходилось играть женщину, которая пытается отвоевать у судьбы своё счастье. Если вспомнить, то ее Людмила в “О-й. Поздняя любовь” тоже была зависима от власти денег. Вся ее беда лишь в том, что она любит и хочет быть любима, но в мире, где все продают и покупают, героиня становится лишь разменной монетой. До нее никому нет дела, разве что потенциальному жениху Карандышеву (Максим Маминов).

Его Юлий Капитоныч вызывает больше сочувствие, чем раздражение. Он обаятельный молодой человек, как бы сказали, – хозяйственный – и каблук ей приклеит, и пальто повесит. С ним и дом будет в порядке, и бедная, но жизнь. Во всей этой истории персонажу можно только посочувствовать. Но вот сердце-то у нее к нему не лежит. Сердце ее требует страсти, волнений и переживаний. А тут как раз на своей “Ласточке” приезжает разудалый Паратов (Евгений Старцев) и щегольски ныряет в воду, привлекая внимание всего города. И несмотря на то, что на сцену его принесут в полиэтилене с пеной во рту, Паратов окажется живее всех живых. Готовый вновь внести сумятицу в жизнь Ларисы. Он вроде и любит, и предаёт ее не из корысти, а потому что он из другой жизни. Сергей Сергеевич ломает Ларису, и помешать этому не может никто – ни жених, ни мамаша-травести, обаятельная Харита Игнатьевна (Сергей Мелконян).

“Ой, какая женщина! Она наверное нерусская – слишком проворная”

Огудалова-старшая – этакая бой-баба. Мужчина в теле женщины. Может и в драку полезть, и пуститься в пляс под «I will survive». Чтобы она в жизни ни делала, у нее ничего не получается, а дочерей выдала замуж так, что и подумать страшно. В тоже время Харита Игнатьевна – типичная женщина, тянущая детей на себе, пропадающая целыми днями на работе и желающая своим чадам лишь обеспеченного будущего.

Все действие спектакля происходит на фоне огромного экрана, который служит нам окном. Через него мы видим набережную реки Волги, прогуливающихся жителей города, а также гостей дома Огудаловых. Вот они были на улице и уже появляются на сцене через дверь, которую обычно можно увидеть на борту корабля. Видеоряд имеет значимую роль. В спектаклях его стали использовать все чаще и чаще. Все, о чем невозможно сказать, всегда можно показать. Через экран мы подглядываем в глазок, следя за героями, как любопытные соседи. И теперь достаточно всего лишь взять пульт и перемотать все назад до нужного момента.

Пространство сцены похоже на трюм корабля с вентиляционными решетками, сквозь которые просачивается свет, и вереница пальто, висящих на крючках, которые в какой-то момент как ветром сдует. Художником спектакля стала Анна Кострикова, ученица Крымова, которая воплотила весь этот абсурд и гротеск в жизнь.

БеЗприданница – пьеса про русскую жизнь, где творится полный беспредел, где миром правят купцы, продающие и покупающие человеческие жизни. Это даёт возможность взглянуть на нашу собственную жизнь и свои ценности со стороны. Кажется, что все происходит в двух параллельных мирах. Тут и первая сестра Ларисы (Елизавета Юрьева), убитая мужем, ходит с кинжалом в груди, и вторая сестра (Кирилл Федоров), вышедшая замуж за шулера. За все действие они не проронят ни слова, молча наблюдая за всеми со стороны. Будто с другого света смотря за трагедией сестры.

А без трагедии тут не получится. Брошенная Паратовым, она пошла по рукам в прямом и переносном смысле. Тут как тут появился и Кнуров (Константин Муханов). Он, как крот из сказки про Дюймовочку, в огромной шубе, поглощает ее, утаскивая за собой в свою нору. И если Паратов ее ломает, то Кнуров перемалывает до конца, а Карандышев лишь освобождает душу из тела, которое уже не принадлежит Ларисе Дмитриевне. И все это происходит под трансляцию исторического для нас матча по футболу, поэтому до того, что где-то произошла трагедия, никому и дела нет. Как говорится, “собаки лают, караван идет”.

Ближайшие даты исполнения

«Бесприданница» Петра Фоменко - не легкая, кружевная акварель, но строгий офорт, прочерченный сильными, резкими, точными штрихами. Приглушенные краски и предельная функциональность декораций. Острые изломы стиля модерн. Никакого мелодраматизма, разухабистого купеческого быта, томных песен и «мохнатых шмелей». Впрочем, романсы звучат и здесь. Горькие, страшные, отчаянные. И цыгане, написанные Островским, тоже есть. Но кажется, что не песни поют, а словно стая макбетовских ведьм вещуют, беду наколдовывают.

В иссушенном деньгами мире, где на все есть своя цена, отчаянная безоглядная любовь юной девушки не вписывается ни в одну из накладных. Для нее нет ни воздуха, ни свободы, ни будущего. «Вам надо жить, а мне… умереть».

  • Награды
  • номинант премии «Золотая маска» в номинации «Драма - Спектакль большой формы», 2009
  • Пётр Фоменко номинировался на премию «Золотая маска» в номинации «Драма - Лучшая работа режиссёра», 2009
  • Полина Агуреева лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Драма - Лучшая женская роль», 2009
  • Евгений Цыганов номинирован на премию «Золотая маска» в номинации «Драма - Лучшая мужская роль», 2009

В спектакле звучат:
русские романсы «Уголок» (муз. М. Штеймана, сл. В. Мазуркевича; в исполнении Вари Паниной) и «Дремлют плакучие ивы» (муз. Б. Б. , сл. А. Тимофеева)
цыганские песни «В первый раз тебя увидел» и «Спать, спать, спать…» (записаны композитором Львом Солиным), а также песня «Бродяга»
песня Мананы Менабде на стихи Осипа Мандельштама «Сегодня ночью не солгу…»

Вы можете найти отзывы зрителей о спектакле на нашем форуме по хэштегу #бесприданница

ВНИМАНИЕ! Во время действия спектакля, выполняя поставленные режиссёром творческие задачи и ремарки автора, артисты курят на сцене. Просим учесть эту информацию, планируя посещение данного спектакля.

«Бесприданница» выглядит переломным этапом в театре Фоменко (переломной в своем творчестве считал ее и сам Островский). Она не дает повода говорить о психологических кружевах и легком дыхании, блистательном лицедействе, вечной женственности и прочих восторженных эпитетах, которые летят вслед спектаклям «Мастерской» и постепенно превращаются в штампы. Петр Фоменко поставил очень жесткий и горький спектакль о человеческой беспощадности и лживых, суррогатных, извращенных ценностях, будь то мораль, репутация или честное купеческое слово. О мире, где «цена» человека равна его финансовым, но не душевным затратам. Благодаря рязановскому хиту, история прекрасной бесприданницы укоренилась в массовом сознании как гимн любовному безумию, которое важнее всей жизни. Фоменко, точно наждаком, счищает романтическую позолоту с этой пьесы. Ольга Фукс, «Вечерняя Москва» Мелодраматический сюжет Островского Фоменко поместил где-то между графикой черно-белого кино и лихой театральщиной. Плоские тени на заднике, замирающие в странных, изломанных позах актеры, и тут же - преувеличенные интонации, картинные, оперные мизансцены, нелепые парики на цыганах. Марина Зайонц, «Итоги» …эта «Бесприданница» вышла вневременной. Действом о сердечном взлете, ради которого ломают карточные доходные домики, живут и гибнут. Елена Дьякова, «Новая газета» «Фоменки» и в «Бесприданнице» верны себе. Мир их героев сходит с котурнов - время титанов осталось в прошлом, но и люди обыкновенные живут сложно, трагедии случаются и среди них. То есть можно назвать это некоторым снижением или даже опрощением классического текста, но это снижение делает историю понятной и даже, можно сказать, повседневной, то есть историей нашего времени. Может, потому центральной фигурой этой «Бесприданницы» становится Карандышев (Евгений Цыганов), а не Паратов (Илья Любимов). Григорий Заславский, «Независимая газета»

Продюсер Леонид Роберман и Театр «Школа драматического искусства» представляют премьеру спектакля культового режиссёра Дмитрия Крымова. «БеЗприданница» – продолжение серии спектаклей Лаборатории Дмитрия Крымова по произведениям русской классики.Так же, как и в спектакле Дмитрия Крымова «О-й. Поздняя любовь», поставленном полтора года назад, тема «БеЗприданницы» – желание и невозможность быть свободной в мире денег. Особенно эта невозможность ужасна для женщины, хотя и мужчины, с видимым удовольствием играющие в свои «мужские игры», часто от неё плачут.В центре истории такая «русская Кармен», только окружена она не романтическими тореадорами и нарушающими воинский устав солдатами, а строго иерархической и жестокой командой деловых людей со странными, выдуманными именами, например – Мокий Пармёнович и Харита Игнатьевна. Это позволяет взглянуть на них как на персонажей русской чёрной комедии дель арте, а на Островского как на родоначальника особого жанра в русской драматургии.

Ф рагмент статьи «Свадьбы не будет» Екатерины Даниловой, опубликованной в журнале «Огонек»:

«Бесприданница - это Россия, а ее поклонники - варианты сценариев для страны. Так режиссер Лев Эренбург поставил классическую драму на сцене театра им. Маяковского.

Наивно было бы ожидать, что один из самых дерзких режиссеров современного театра будет ставить «Бесприданницу» Островского по классическим лекалам: бешеные деньги, выжигающие человеческое в героях, драма бедной девушки, попавшей под молох русского капитализма. Для Льва Эренбурга, у которого 6 лет назад действие в «Грозе» того же Островского («Золотая маска», Магнитогорский драматический театр) было перенесено в баню и который не видит ничего зазорного в том, чтобы дописать за классиков то, что они написать не успели, этот ход был бы невозможен.(...) Даже слово «бесприданница», украшая афиши и программки спектакля, на сцене ни разу не звучит. А деньги, вокруг которых все вертится у Островского, открывшего русскому обществу человеческую драму при столкновении с миром большого бабла, по ходу пьесы возникают один раз - когда Паратов получает деньги за свою «Ласточку». Лариса бедная не потому, что у нее нет денег, а потому что она обречена. (...)

Сам Александр Николаевич все время кружил над этой темой - свобода сексуального выбора женщины. Собственно, об этом «Гроза», «Бесприданница», «Бешеные деньги». Для России 70-х годов XIX века это была совершенно новая постановка вопроса. И раньше литературные героини оказывались перед моральными дилеммами: им надо было решать, выходить или не выходить замуж, быть верной мужу или нет. Но чтобы речь шла о свободе выбора сексуального партнера? 150 лет назад для русского общества это была бомба. 1863 год - «Что делать?» Чернышевского. На следующий год - «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. 1868 год - «Идиот» Достоевского. 1877-й - «Анна Каренина». 1878-й - «Бесприданница». Но Островского волновала даже не эротическая дерзость девушек из хороших семей. Другое не давало покоя: ну как же так - умная, благородная, тонкая, ну как она может любить эту пустышку, это наглое ничтожество?

Вот эту расстановку сил и зафиксировал Эренбург. Только из женской драмы он вывел социальную, а может, даже политическую драму сегодняшнего дня. У него бесприданница - это Россия. А выбор бедной Ларисы Дмитриевны (Полина Лазарева) возвысил до выбора будущего, перед которым стоит страна. Полина Лазарева - кажется, материализованная блоковская цитата «О Русь моя, жена моя» и готовая исполнительница Любови Дмитриевны Менделеевой-Блок, буде такая понадобится (тот же высокий чистый лоб и серьезный взгляд из-под короны пышных волос, белая блуза и шнурованные ботинки курсистки). Любовь Дмитриевна для поэта стала воплощением и вечной женственности, и женской сути России. Лариса Дмитриевна для Эренбурга - олицетворением трагичной ситуации, в которой оказалась страна сегодня».

Для меня спектакль Дмитрия Крымова «Безприданница» (написание авторское) в Школе драматического искусства оказался непростым. Очень уж было много подтекста, буквально во всем прослеживался скрытый смысл, который не всегда удавалось расшифровать. Вновь я увидела странный прием, свойственный эпическому брехтовскому театру, когда актер выходит из роли, и обращается к зрителю со словами типа «Я смотрю, вы читали пьесу» или к скрытому звукорежиссеру «Сережа, включай!». До антракта нам показывали комедию, или точнее «русскую черную комедию дель арте», но было по-настоящему смешно. После антракта – постановка приобрела оттенок трагифарса. Обратила внимание, что одна пара демонстративно ушла со спектакля еще посередине первого действия, остальные зрители явно знали, что они должны увидеть на сцене и буквально наслаждались постановкой. Я тоже представляла, что я могу увидеть, и не ожидала классической трактовки. Но весь спектакль меня не отпускало ощущение, что я упускаю что-то важное. Например, что хотел показать режиссер футбольными видеофрагментами, которые неинтересно повторялись несколько раз. Да и тот факт, что в видео зачем-то использовалась некая личная трагедия игрока сборной Нидерландов, показался мне сильно неуместным, даже кощунственным. Или для чего Паратов решил добираться до берега вплавь, нахлебался воды и был голым вынесен на сцену. Только для того, чтобы мы полюбовались на него без одежды?
Лариса Огудалова предстала какой-то недалекой, неумной истеричкой, которая все действие была явно не в себе, будто под действием лекарств или наркотиков. Провинциальная певица, поющая под фонограмму. Она потеряла свой голос навсегда еще в той жизни, когда все шло к ее свадьбе с Паратовым. Да и сейчас, не смотря на призрачные надежды на его любовь, голос так и не появляется, - любви нет и не будет. Может быть, всего однажды появившаяся на сцене в первые секунды спектакля огромная курица и больше ни разу «не выстрелившая», - это и есть грубоватый режиссерский образ Ларисы, показанный нам как заголовок пьесы?
Почему-то больше всего понравился Сергей Мелконян в роли Хариты Игнатьевны. Наверное, за свой удивительный танец и пластичные движения на выходе-уходе за кулисы.
Мне было некомфортно, когда действие разворачивалось в самой глубине сцены, около экрана, а перед зрителями зачем-то оставалось огромное пустое пространство.
Концовка спектакля получилась неожиданной, резкой и потому интересной. Захотелось увидеть другие работы Дмитрия Крымова, потому что это было неординарно, не смотря на мою зрительскую растерянность после спектакля.

Полезно

Интеллектуальный стёб над классикой. Начиная от норм орфографии и заканчивая средствами выразительности в современном театре: плазма, выстрел, игра со зрителем. Глумится Крымов и над героями. Паратов (Евгений Старцев) в накладных усах и с обнажённым торсом появляется на «Лас Точке» под «На теплоходе музыка играет», потом уплывает в полиэтиленовых волнах. Карандышев (Максим Маминов) – интеллигент в очках, заботливый, даже вызывающий сочувствие, но тупой. Кнуров (Константин Муханов) – богатый маразматик в очень длинной шубе летом. Харита Игнатьевна (Сергей Мелконян) – суровая «баба с яйцами», уже выдавшая двух дочерей, которые тоже присутствуют на сцене, олицетворяя иронию над семейной жизнью: одна с ножом в сердце (Елизавета Юрьева), а вторая – переодетый мужик (Кирилл Фёдоров). Лариса (Мария Смольникова) – провинциальная безголосая звезда, немного с приветом, женщина-ребёнок, «эфир». И этот образ усиливает лейтмотив её выступления – песня Агузаровой «Звезда». Она не глыба, и не жертва любовной интриги, а обычная девушка, запутавшаяся в поисках лучшей доли. К которой она подготовилась, как могла: написала список условий будущему мужу, пропила курс антидепрессантов. Она одна исполняет «настоящую» роль, играет лирическую героиню, контрастируя с остальными и подрывая спектакль изнутри. И он становится не комедией, а лирическим фарсом. Гуд!