В состав оркестра русских народных инструментов входят. Виды оркестров. Какие бывают оркестры по составу инструментов? V. Духовые инструменты

Инструментовка (оркестровка) - это изложение музыкального произведения для исполнения оркестром, воплощение музыкальных образов средствами выразительности оркестровых инструментов.

Она представляет собой изложение музыкального произведения для определенного состава оркестра - симфонического, духового, народных инструментов, оркестра баянистов или различных ансамблей. Это творческий процесс, поскольку замысел сочинения, его идейно-эмоциональное содержание определяет выбор инструментов, чередование их тембров, характер сопоставления отдельных групп оркестра и т.д. .

Один из наиболее популярных национальных оркестров - русский народный оркестр - отмечен особой неповторимостью и своеобразием. Искусство игры на народных инструментах - сольное, ансамблевое или оркестровое, - приобщает широкую аудиторию к шедеврам композиторского творчества и сокровищам музыкального фольклора.

Современный оркестр русских народных инструментов сложился не сразу. История его возникновения и развития рассказывает о том, как изменился его состав, возникли оркестровые группы, совершенствовалась партитура.Ему предшествовали имевшие большую известность однородные инструментальные ансамбли. Это были, прежде всего, знаменитые «хоры»владимирских рожечников. В русском народном инструментарии деревянный рожок получил широкое распространение. Название «владимирский рожок»утвердилось по одной из локальных разновидностей инструмента, наиболее широко распространенного в быту (пастушеский рожок) и в концертной практике (ансамбли рожечников). Наибольшую известность получил «Хор рожечников» Николая Кондратьева, неоднократно выступавший в Петербурге, Москве и других городах России. В 1884 г. выступления ансамбля с большим успехом прошли на Всемирной выставке в Париже.

Первый из оркестров русских народных инструментов был создан знаменитым балалаечником Василием Андреевым еще в конце XIX века.Рождение оркестра русских народных инструментов связано с популярным народным инструментом, способным гибко, точно, красочно воплощать все многообразие и богатство музыкальных образов народного творчества. Этот инструмент - балалайка. Она прошла длительный путь эволюции и выдержала проверку временем. В 80-х годах XIX века богатые выразительные возможности балалайки обратили на себя внимание видных музыкантов и привели их к мысли о возможности создания оригинального русского оркестра.

Оркестр русских народных инструментов, именуемый как «Кружок любителей игры на балалайке», начал свое существование с идеи Андреева реконструировать популярный народный инструмент. На основе распространенных народных образцов он создал новый, совершенный инструмент, отвечающий требованиям того времени. Причем модернизированная Андреевым балалайка не только сохранила, но и усилила красоту, яркость присущего ей народного колорита.

Создание концертной балалайки нового образца было лишь началом смелых творческих планов В. Андреева. По его чертежам мастер Ф.С. Пасербской изготовил семь балалаек различных размеров, обнимающих весь используемый диапазон музыкальных звуков (от миконтроктавыдо ля-си третьей октавы). Так родился первый ансамбль балалаек, который и явился основой Великорусского оркестра.

Кружок Андреева начал усиленно работать над созданием репертуара, но вскоре выяснилось, что звучание входящих в ансамбль семи балалаек различного размера и строя не создает должной стройности, яркости, ровности аккорда. После ряда экспериментов Андреев остановился на следующем составе инструментов, не меняя число участников ансамбля (семь человек): балалайка пикало (вторая октава), балалайка прима (первая октава), балалайка альт (малая октава), и балалайка бас (большая октава). В дальнейшем он ввел пятый аккомпанирующий инструмент - балалайку контрабас (контроктава).

Выступления ансамбля балалаек, возглавляемого Андреевым, были с радостью встречены прогрессивными музыкантами того времени, которые справедливо видели в его деятельности перспективу дальнейшего развития русского национального музыкального искусства. Выдающийся русский пианист, композитор, музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн, прослушав выступление этого коллектива, сказал: «Я невероятно удивлен. Ничего подобного я не мог ожидать от балалаек. Эффекты, которые вы извлекаете из них, поразительны. Трудно создать что-нибудь новое вообще, а в сфере музыки - в особенности. Честь и хвала Вам, Василий Васильевич» .Первое публичное выступление ансамбля балалаек Андреева состоялось 20 марта 1888 г., и эту дату принято считать днем рождения оркестра русских народных инструментов.

Прошло несколько лет. У ансамбля появилось много подражателей, подтвердивших своей деятельностью важность дела, начатого Андреевым. Но сам Василий Васильевич не считал его завершенным. Он шел дальше,прекрасно понимая, что в полной мере передать красоту и своеобразие народного музыкального творчества может только оркестр. На этом этапе уже требовалось введение новых инструментов с различными тембрами, новыми техническими и выразительными возможностями. С этой целью Андреев привлек к сотрудничеству музыкантов-профессионалов, знающих специфику русских народных инструментов - Н.П. Фомина, В.Т. Насонова, Ф.А. Нимана.

В середине 90-х годов Андреев на основе старинного русского скоморошьего инструмента домры, найденной в Вятской губернии, создал чертежи нового инструмента, и талантливый мастер С.И. Налимов изготовил по ним первые оркестровые домры - малую домру, домру альт и домру бас. В это же время профессор Петербургской консерватории Н.П. Фомин перевел все инструменты ансамбля Андреева - теперь уже оркестра - на единый квартовый строй, создал образец унифицированной партитуры и, будучи прекрасным инструментатором, сделал для оркестра несколько обработок народных песен, ставших в своем роде классическими . Коллектив стал именоваться Великорусским оркестром.

В течение ряда лет он пополнялся новыми инструментами. По совету товарищей Андреев ввел в его состав старинный народный инструмент гусли, который был усовершенствован Н.П. Фоминым. Клавишные гусли значительно обогатили звуковую палитру оркестра. Затем появились и первые духовые инструменты - свирели и жалейки. Большой интерес к оркестру проявил выдающийся русский композитор - основатель «могучей кучки» - М. Балакирев. По его рекомендации в состав оркестра был введен ударный инструмент бубен. Весьма ценными были и его советы в области репертуара.

Двадцать лет прошло со дня первого публичного выступления ансамбля балалаек Андреева до той поры, когда он превратился в самобытный русский народный оркестр. Долгое время существовало упрощенное, неверное представление об этих годах становления коллектива. Многие музыкальные критики того времени обращали внимание на внешнюю сторону этого процесса: просто, мол, в коллективе постепенно прибавлялись инструменты, он разрастался количественно - и все. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый. Появление каждого нового инструмента вызывалось необходимостью, которую подсказывала исполнительская практика, и являлось результатом длительных поисков. Так же постепенно был создан единый строй инструментов, единая партитура. Доказательством целесообразности этого преобразования служит то, что строй инструментов русского народного оркестра сохранился неизменный до наших дней.

К числу исполнительских традиций оркестра, дошедших до наших дней, следует отнести искусство аккомпанемента. С этим оркестром выступали многие выдающиеся певцы - Ф. Шаляпин, Е. Катульская и др. В своих воспоминаниях они отмечали, какой гибкостью, богатством нюансов отличалось сопровождение оркестра, какую свободу вокальной партии давало тремолирующее, нежное звучание домр, балалаек, как хорошо сливался с ним голос в любых диапазонах, при любых динамических оттенках .

Рассказ об оркестре русских народных инструментов Андреева будет неполным, если не упомянуть о большом резонансе, который получили выступления этого коллектива. Деятельность Андреева вызывала подражание во многих городах: по образцу этого коллектива стали создавать кружки, ансамбли, оркестры. Большое влияние оказали выступления Андреевского оркестра и на музыкальную жизнь за рубежом - там тоже начали возникать оркестру русских народных инструментов, которые пользовались неизменным успехом. Все это говорит о том, что оркестр Андреева представлял собой самобытное, оригинальное художественное явление и его деятельность способствовала упрочению влияния русской национальной музыкальной культуры во всем мире.

Советское правительство высоко оценило патриотическую деятельность Андреева и его коллектива. После Великой Октябрьской революции оркестру было присвоено звание Первого русского народного оркестра. Его традиции, опыт, репертуар послужили основой, явились примером для народных оркестров, созданных во многих городах и селах Советской страны.

Годы Советской власти ознаменовались бурным развитием исполнительства на русских народных инструментах и, в частности, организацией многочисленных народных ансамблей и оркестров. Этот процесс был связан с государственными задачами культурного строительства и отражал интерес широких масс к музыкальному искусству, чему содействовало открытие новых концертных залов, Дворцов культуры и клубов, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастали требования к репертуару, совершенствовалось исполнительское мастерство, обогащался инструментальный состав народных оркестров. Прочное место заняла в них группа гармоник. Ее состав в разных оркестрах был различным - от одного готового баяна до всех видов оркестровых гармоник. С введением гармоник партитура оркестра пополнилась новыми голосами, значительно обогатилась его тембровая палитра, возросли динамические возможности.

В настоящее время в народных оркестрах встречаются и инструменты симфонического оркестра. Чаще всего - флейта и гобой, которые по характеру звучания напоминают некоторые духовые народные инструменты и хорошо сочетаются со струнными инструментами и гармониками. Группа ударных инструментов симфонического оркестра представлена в русском народном оркестре полностью.

Современный русский народный оркестр, как профессиональный, так и самодеятельный, в большинстве своем имеет один инструментальный состав: семейство 3-х струнных домр, семейство балалаек, баяны клавишные гусли (чаще всего), различные ударные инструменты. Каждый из инструментов оркестра имеет ярко выраженную тембровую окраску, свои технические и художественные возможности, сильные и слабые стороны. Так же для расширения технических и художественных возможностей, тембрового обогащения в оркестр вводятся инструменты симфонического оркестра, такие как флейта, гобой, кларнет, фагот, трубы; народные духовые (жалейку, брелку, свирель); фортепиано, гитару, литавры, смычковый контрабас и др.

Типовой состав оркестра русских народных инструментов включает в себя следующие инструменты (в порядке расположения в партитуре и примерного количества исполнителей) (таблица 2.1):

Таблица 2.1

Нельзя вводить в состав оркестра неоднородные по тембру инструменты, например, не рекомендуется соединять трёхструнные домры с четырёхструнными домрами или балалайки с мандолинами. Осторожно вводить в состав духовые инструменты симфонического оркестра.

Распределение исполнителей по партиям и их количество зависит от инструментовки произведения. Кроме того, состав оркестра нередко определяется наличием музыкантов, размерами помещения и т.д.

Таким образом, оркестррусских народных инструментов прошел долгий путь развития от зарождения и до профессионального уровня. Процесс становления оркестра был сложный, серьезный и противоречивый.В результате постоянных поисков, отбора, проверки на практике совершенствовались инструменты и вводились все новые группы оркестровых инструментов.Постепенно повышался уровень профессионализма исполнительства, пополнялся репертуар.

Анна Васильевна Козина

МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа №40», г. Новокузнецк

Русский народный оркестр как школа коллективной игры

Введение

В общей системе музыкально – эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает народное музыкальное инструментальное исполнительство. Русская народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчивости, песенной основе развивает музыкальность в ребёнке. Особая роль в народном инструментальном исполнительстве принадлежит различным формам ансамблевой игры. Коллективное музицирование в ДМШ помогает ребёнку лучше адаптироваться в социальной среде, воспитывает комуникативность, «чувство локтя», учит слушать других людей и вместе выполнять поставленные задачи. Подобные качества являются необходимыми в жизнедеятельности любого человека. В процессе коллективного музицирования наиболее интенсивно осуществляется развитие музыкальных способностей учащихся.

За время существования русских народных оркестров, исполнительство на русских народных инструментах стало неотъемлемой частью культурного богатства России. В связи с этим большое значение приобрела проблема приобщения детей к занятиям в оркестрах русских народных инструментов, которые становятся для них настоящей школой музыкального развития.

Предпосылки образования русского оркестра. Своеобразие идеи.

Слово «оркестр» намного старше того понятия, которое в него вкладывается в последние века. В древней Греции глагол «орхеомай» означал «танцую», а орхестрой греки называли круглую площадку театра, на которой, совершая ритмичные движения, пел свои партии хор, непременный участник каждой трагедии и комедии. Шли годы, погибла великая античная цивилизация, но слово осталось жить. Через десятки веков в Европе оркестром стали называть помещение в театре, где размещались музыканты, а позже – сам «союз» музыкальных инструментов и исполнителей на них.

Русский народный оркестр сложился в конце XIX века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, усовершенствовал их и создал первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный, по художественным возможностям.

Развито было ансамблевое народно-инструментальное исполнительство и в современный Андрееву период. В последней трети XIX века в отдельных областях России имелись такие самобытные коллективы, как хоры рожечников, в некоторых селах весьма многочисленные по своему составу. И всё-таки, создание Андреевым русского оркестра было явлением уникальным, никогда ранее ни в отечественной, ни в зарубежной практике не существовало оркестра, столь доступного для начального освоения. Балалайка не только была потомком старинных русских щипковых инструментов, но и оказалась созвучна современной Андрееву музыкальной культуре, ибо в силу своей общедоступности, демократичности позволяла организовывать в массовых масштабах широкую сеть любительских оркестров. Главное же - балалайка оказалась необычайно удачно приспособленной для воплощения как стихии темпераментной русской пляски, задорной частушки, задушевной лирической песни, так и образцов классической музыки.

Трудности были связанны, прежде всего, с длительным и стойким предубеждением против балалайки в привилегированных классах царской России, и в среде интеллигенции. И хотя отдельные высококвалифицированные балалаечники, такие, как выдающийся русский скрипач и композитор, известный оперный певец-бас, композитор и дирижёр и другие, пользовались определённым признанием и в «просвещённой» части русского общества, но это являлось скорее исключением, нежели правилом.

Поэтому преодолеть вековые предрассудки, изменить общественный статус инструмента, иными словами, «соединить балалайку и фрак» могла только личность незаурядная. Именно такой личностью и был Василий Васильевич Андреев – неутомимый пропагандист русских народных инструментов, основатель первого русского народного оркестра, страстный публицист, тонкий музыкант, композитор, выдающийся балалаечник, дирижёр и общественный деятель.

Что такое оркестр русских народных инструментов. Инструментальный состав оркестра.

В состав русского народного оркестра, получившего наибольшее распространение, должны входить следующие инструменты: домры трёхструнные (малые, альтовые, басовые); балалайки (примы, секунды, альты, басы, контрабасы), баяны (стандартные, с готовыми аккордами в левой клавиатуре), ударные (по желанию в зависимости от надобности). В больших профессиональных, а иногда и в самодеятельных оркестрах, кроме названных инструментов, употребляются домра - пикколо (самый маленький и самый высокий по звучанию инструмент), домра меццо-сопрано (промежуточная между малой и альтовой), домра тенор (промежуточная между альтовой и басовой) и домра - контрабас, самый большой по размерам и самый низкий по настройке инструмент домровой группы, а также гусли и некоторые народные или симфонические духовые и ударные инструменты (свирели, жалейки, рожки, флейта, гобой, кларнет, литавры и т. д.). В начальной стадии организации оркестра эти инструменты не используются.

Чтобы обеспечить равновесие оркестровых групп и получить наилучшую звучность оркестра, рекомендуется соблюдать следующие численные соотношения инструментов в оркестре: таблица №1

Название инструментов

Количество участников

домры малые

домры альтовые

домры басовые

балалайки примы

балалайки секунды

балалайки альты

балалайки басы

балалайки контрабасы

по желанию

Общее количество оркестрантов

Наличие инструментов, их качество, а также исполнительские возможности участников оркестра вызывают иногда некоторые отклонения от рекомендуемых соотношений. Слабые исполнительские группы полезно иногда усиливать количественно.

Расположение оркестра .

Размещение инструментальных групп в оркестре имеет важное значение и для получения лучшего звучания, и для удобства управления оркестром во время репетиции и концерта.

Все инструменты высоких регистров и ведущие мелодию должны располагаться на переднем плане, непосредственно перед дирижёром и по бокам от него, а инструменты, обладающие более низким регистром, аккомпанирующие – на втором плане, примерно в порядке фортепианной клавиатуры, то есть басы слева; средние и более высокие регистры справа.

Общее расположение оркестра должно производить и внешне впечатление хорошо организованного и дисциплинированного коллектива, расположенного вокруг стоящего в центре дирижёра правильными концентрическими полукольцами.

Дирижёр и оркестр.

«Много лет тому назад зимним вечером я блуждал после концерта по заснеженным улицам Страсбурга, полупьяный от музыки, полный восхищения дирижёром, который только что открыл мне симфонию Брамса. Пробираясь сквозь толпу, выходившую из зала, я уловил отрывок разговора, который никогда уже не мог забыть:

Превосходный концерт, - пробормотал чей-то неприятный голос.

Ерунда, - самонадеянно заявил собеседник, и его убеждённость пригвоздила меня к месту.

Оркестр чудесный. Но меня удивляет, почему это перед ним всегда торчит дирижёр?

Вот именно об этом и я спрашивала себя на протяжении всей симфонии Брамса, - отвечал неприятный голос с самодовольным смешком».

Так пишет в начале своей книги «Я – дирижёр» Шарль Мюнш. Возможно, недоуменный вопрос, возникший у дамы и господина, так возмутивший Ш. Мюнша – в то время ещё молодого музыканта, время от времени приходит в голову и другим слушателям, случайно попавшим на концерт. В самом деле, какова истинная роль человека во фраке, возвышающегося над оркестром и возбуждённо размахивающего руками в то время, когда звучит музыка? Ведь музыканты, по всей вероятности, хорошо знают то, что они играют, и, наверное, могли бы обойтись и без дирижёра? До сих пор мы говорили только об оркестре. Поговорим теперь и о его дирижёре. Дирижёр – руководитель коллектива «оркестр», государства «оркестр». Его первая обязанность – следить за тем, чтобы в этом коллективе текла деятельная и строго организованная жизнь: чтобы музыканты «не разошлись» - вместе начали и окончили произведение, играли все в одном темпе, вовремя вступали после пауз и т. д. (долгое время задачу дирижёра только так и понимали). Он должен направлять игру музыкантов в отношении ритма и темпа; подавать им сигналы к вступлению. А также всё время поддерживать единый для всех оркестрантов ритм. Однако было бы ошибкой сводить задачу дирижёра только к этой внешне направляющей роли. Роль его отчасти похожа на роль режиссёра. Дирижёру нужно самому понять и почувствовать замысел музыкального произведения, а потом передать его оркестру, добиться от музыкантов исполнения своих намерений. Дирижёр должен вдохнуть жизнь в молчаливые нотные знаки, заключённые в партитуре. При этом он обязан правильно истолковать музыку, ведь он выступает как посредник между музыкой и теми, кто её слушает, между композитором и публикой. Неумелый, бездарный или же «злонамеренный» (как говорил Вагнер) дирижёр может совершенно погубить музыкальное сочинение в глазах публики, особенно когда дело идет о новом, незнакомом произведении.

Конечно, никакой, даже самый превосходный дирижёр не сделает плохую музыку хорошей. Но всецело в его руках раскрыть слушателю сокровища хорошей музыки или же – зарыть их, исказив замысел композитора.

Заключение.

Русский народный оркестр сложился в конце прошлого века и своим возникновением обязан замечательному русскому музыкальному и общественному деятелю – Василию Васильевичу Андрееву. Он первым из деятелей культуры обратил серьёзное внимание на русские народные инструменты, оставшиеся до того в силу исторических условий в первобытном состоянии, усовершенствовал их и создал из них первый в России национальный инструментальный ансамбль, стройный по своей структуре, неповторимый по звучанию и многогранный по своим художественным возможностям.

Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека, которая формирует жизнеспособную личность, меняя характер отношения ребёнка к культуре, природе, человеку, самому себе. Не секрет, что, декларируя роль художественного творчества и его влияние на формирование духовного пространства ребёнка, мы на деле получаем отчуждённого от художественного наследия человека, не способного или не желающего общаться с искусством. Кризис в дополнительном образовании можно наблюдать по большому отсеву детей на начальной ступени обучения, по снижению статуса музыкального и художественного образования среди подростков. Одной из причин отчуждения людей друг от друга является подмена действительности реальной действительности виртуальной. У большинства детей – свой собственный мир, компьютер, наушники в ушах и телефон в руках.

Возникает диспропорция между уровнем технического взлёта и падения нравственно-духовных критериев людей. Одно из действенных средств, сохранения человеческого в человеке, проявляется на уровне межличностного общения в процессе коллективного музицирования и концертного исполнения. Оркестр народных инструментов в музыкальной школе является первой ознакомительной ступенью в профессиональном коллективном музицировании.

Большинство выпускников ДМШ и ДШИ выберут в своей жизни профессии не связанные с искусством, но тот опыт который они приобретут в детской музыкальной школе, воспитательный эффект искусства не станет для них предметом сожаления о бесцельно потраченном детском времени.

Список литературы:

1. Барсова об оркестре. - М.: Музыка, 19с.

2. Блок русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

3. Гнатюк развития оркестрового исполнительства ДМШ в Новосибирской области . - Кемерово: КемГУКИ, 20с.

4. Илюхин народный оркестр. - М.:Музыка, 1970.-140с.

5. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М.:Музыка, 1987.-190с.

6. Козина современного школьного оркестра.- Кемерово: Кем ГУКИ, 2006.-120с.

7. Польшина оркестра русских народных инструментов на рубеже 19-20 веков: Лекция к курсу «История исполнительства на русских народных инструментах». - М.: Музыка, 1977.-21с.

8. Попова жанры. - М.:Музыка, 19с.

9. Шишаков Ю. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. - М.: Музыка, 19с.

Группы инструментов народного оркестра: Свирель, сопель, рожок, жалейка, свистулька… Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Гусли, домра, балалайка… Баян, гармонь. Струнные щипковые Духовые Кнопочно-духовые Ударные. 2. 4. 1. 3.

Слайд 1 из презентации «Народный оркестр» к урокам музыки на тему «Народные инструменты»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке музыки, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Народный оркестр.ppt» можно в zip-архиве размером 214 КБ.

Скачать презентацию

Народные инструменты

«Электронные музыкальные инструменты» - Внедрение электронной музыки в процесс музыкального образования в ТСПК. Музыкально – коммуникативная структура деятельности музыканта - «электронщика». Композитор. Цель внедрения электронных инструментов в образовательный процесс: Первопроходцы электронной музыки. Популяризация электронной музыки. Преимущества синтезатора.

«Инструменты симфонического оркестра» - Кастаньеты. Разновидности кастаньет. Валторна. Бубен - характерный инструмент, поэтому находит применение далеко не во всяком произведении. Роль арфы в оркестре не столько эмоциональная, сколько красочная. Бразильская пандейра- рама с тарелочками, которые звенят от встряхивания. Орган.

«Детские музыкальные инструменты» - Маракас треугольник кастаньеты пандейра. Свирель. Триола. Струнные: Цитра Цимбалы Арфа Гусли. Детские цимбалы. Детский оркестр. Флейта. Аккордеон. Баян. Кларнет. Мелодика. Выполнила Комина Наталья, студентка 502 группы Руководитель: Зарипова И.К. Гусли. Электроорган. Роль детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.

«Оркестр народных инструментов» - Доктор Марина Дмитриевна учитель музыкальной литературы МОУДОД Бакчарская ДШИ. Звук звонкий. Гусли. Существует несколько разновидностей русской домры. Балалайка щипковый инструмент. Баян существует на Руси с 1907 года. В состав оркестра входят бубен, ложки, трещотки, колокольчики, рожок. Своим появлением баян обязан русскому мастеру Петру Стерлигову.

«Народный оркестр» - 2. 4. 1. 3. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. Песня не знает границ. Такие песни могли родиться только в народе великой души». Гусли, домра, балалайка… Исторические Трудовые Былины Хороводные и плясовые Лирические /протяжные/ Обрядовые. Ложки, бубен, трещётки,треугольник… Русская народная песня.

Цель : познакомить учащихся с инструментами оркестра русских народных инструментов.

Задачи

Образовательные:

  • формирование практических умений и навыков;
  • совершенствование исполнительской культуры хорового пения

Воспитательная:

  • пробуждение интереса к истории русских народных инструментов;
  • воспитание любви к искусству своего народа.

Развивающие:

  • развитие исполнительско-творческих навыков и умений.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: беседа, анализ, исполнение, игра, разыгрывание, игра на музыкальных инструментах.

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, презентация, учебники, тетради.

Формирование УУД: Личностные : выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

  • Регулятивные : умение размышлять, отвечать на вопросы, развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.
  • Познавательные : учатся различать русские народные инструменты, их тембры звучания;
  • Коммуникативные : воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах, выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке; участие в коллективном пении.
  • Ход урока

    1. Организационный момент.

    Дети входят в класс под музыку.

    Музыкальное приветствие.

    2. Актуализация знаний.

    Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

    Народную песню.

    Почему называют народная песня?

    Потому, что их сочинил народ.

    Правильно.

    Народная песня – это песня , слова и музыка которой сложились, исторически и нет определённого автора.

    Какие русские народные песни вы знаете?

    - “Светит месяц”, “Блины”, “Ах, вы сени, мои сени”, “Во поле береза стояла”.

    Правильно, молодцы. Давайте попробуем спеть песню “Во поле береза стояла”

    Все поют песню “Во поле береза стояла”.

    3. Постановка учебной задачи.

    А теперь, попробуем определить цель нашего урока.

    С какой музыки мы начали сегодняшний урок, ребята?

    С народной песни “Светит месяц”.

    А какие инструменты сопровождали музыку?

    Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить?

    О русских народных инструментах

    Поскольку наш урок начался с музыки в исполнении народного оркестра, значит, мы узнаем, какой оркестр и почему называют народным и какие группы инструментов входят в его состав. И, конечно узнаем, как звучат некоторые инструменты народного оркестра.

    4. Открытие нового знания

    Запишите тему нашего урока “Оркестр русских народных инструментов”.

    Ребята, что такой оркестр?

    Оркестр – это когда играет много инструментов.

    Правильно.

    Оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Запишите в тетрадях.

    Какие оркестры вы знаете? В Туве есть оркестры?

    Да. Оркестр национальных инструментов, духовой оркестр, симфонический оркестр.

    Правильно. В Туве есть национальный оркестр, духовой оркестр и симфонический оркестр, а оркестр русских инструментов у нас, к сожалению нет.

    В России много оркестров народных инструментов. Например, Русский Академический Оркестр г.Новосибирска, Оркестр русских народных инструментов им.Андреева, оркестр русских народных инструментов "Музыка России" , Оркестр русских народных инструментов “Коробейники”, государственный оркестр русских народных инструментов под управлением В.П.Попова, оркестр русских народных инструментов “Мозаика” и т.д. Запишите названия оркестров.

    Оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра. Например, духовой оркестр, в состав входит духовые музыкальные инструменты.

    Сегодня мы с вами будем говорить об оркестре русских народных инструментов.

    Почему называют русские “народные” инструменты?

    Потому, что инструменты делал народ.

    В оркестре русских народных инструментов три группы: струнные, духовые и ударные.

    Какие инструменты называются струнными?

    Это инструменты со струнами.

    Правильно, инструменты, где звук издает струна.

    Какие струнные инструменты русского народного оркестра вы знаете?

    Балалайка, гусли, домра.

    Правильно.

    Балалайка - струнный щипковый инструмент. У нее деревянный треугольный корпус, длинный гриф на который натянуто 3 струны.

    Балалайка, ребята музыкальный символ русского народа. В 18-19 веках она была самым распространенным инструментом.

    Гусли – это самый древний русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Гусли доска с натянутыми на нее струнами. Струн бывает от 5 до 17. Гусли появились в XI в.

    Домра – это струнный щипковый инструмент с овальным корпусом и тремя-четырьмя струнами.

    Какую группу инструментов вы еще знаете?

    Духовые инструменты.

    Как вы думаете, почему они так называются?

    Потому, что при игре в духовом инструменте звук издается при вдувании в трубку.

    Правильно, звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие.

    Какие музыкальные инструменты относятся к духовым инструментам?

    Дудочка, свистульки, рожок.

    К группе духовых инструментов относятся: свистулька, жалейка, свирель, рожок, кугиклы. Запишите в тетрадях.

    Свистулька – русский народный духовой инструмент. Свистульки можно сделать как из дерева, так и из глины. Им придавали форму птичек, рыбок, животных, раскрашивали в яркие цвета. Внутри было отверстие, в которое вдували воздух.

    Жалейка – это небольшая трубочка из тростника, дерева. В боковых стенках трубочки есть отверстия. На них играли пастушки.

    Свирель – это маленькая дудочка, состоящая из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями.

    Рожок – духовой деревянный музыкальный инструмент . Русский рожок имеет разные названия: пастушеский”, “ песенный“, “ владимирский”. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу.

    Кугиклы – духовой музыкальный инструмент . Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра.

    Следующая группа ударные инструменты. Почему “ударные”?

    Потому, что играем на них ударами.

    Правильно. Звук извлекают ударом по инструменту.

    Какие русские ударные инструменты вы знаете?

    Ложки, бубен, трещотка.

    Правильно. Ложки – русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами, и получается четкий, звонкий звук.

    Бубен – ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания , состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. Его встряхивают или ударяют ладошкой.

    Трещотка – народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур.

    5. Слушание музыки.

    А теперь послушаем, как звучат русские народные инструменты.

    Прослушивание песни “Светит месяц” в исполнении русских народных инструментов.

    Это балалайка.

    Правильно. А теперь послушаем эту же песню в исполнении духовых инструментов. Солирующий инструмент свирель.

    Какой инструмент солирует, ребята?

    Свирель.

    Как звучит свирель?

    Теперь послушайте звук ударных инструментов.

    Какие инструменты вы услышали?

    Ложки, трещотки и бубен.

    Как звучат ударные инструменты?

    Слышатся легкие, ритмичные хлопки.

    Ребята, вы наверное устали давайте немножко потанцуем под музыку.

    6. Физминутка.

    Ритмичные движения под музыку.

    7. Вокально-хоровая работа.

    Сейчас мы будем разучивать песню “Светит месяц”. Все внимательно слушаем и запоминаем мелодию.

    Слушание песни.

    Вы услышали, как нужно петь эту песню, а теперь приступим к разучиванию.

    Разучивание песни по куплетам и фразам.

    Ребята, давайте попробуем спеть, играя на шумовых инструментах.

    Игра на музыкальных инструментах.

    Вам понравилось играть на инструментах?

    Теперь, повторим то, что мы сегодня говорили.

    8. Закрепление.

    Как называются музыкальные инструменты, которые создал народ?

    Русские народные инструменты.

    А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?

    Оркестр русских народных инструментов.

    Из каких групп музыкальных инструментов состоит оркестр?

    Струнных, духовых, ударных.

    Правильно, молодцы. Какие инструменты относятся к струнным инструментам?

    Балалайка, домра, гусли.

    К духовым инструментам?

    Рожок, свирель, свистульки, кугиклы.

    А к ударным инструментам?

    Трещотка, ложки, бубен.

    Молодцы, ребята вы многое узнали на этом уроке.

    9. Рефлексия.

    Вам понравился сегодняшний урок?

    Кому понравился урок поднимите красную карточку, а кому не понравился, поднимите синюю.

    10. Домашнее задание.

    • Запомнить названия групп и инструментов русского народного оркестра.
    • Нарисовать свой любимый инструмент и повторить песню.

    Инструментов в народном оркестре. В нее входят домры пикколо (присутствуют не в каждом оркестре), малые (обычно их насчитывается от 6 до 20), альтовые (от 4 до 12) и басовые (редко бывает больше 3-6). Домра – это струнный щипковый инструмент, который пришел на Русь во время завоевания ее монголо-татарами. Особой популярностью домры пользовались у скоморохов. Современный инструмент насчитывает 3-4 струны, а звукоизвлечение происходит при помощи медиатора.

    Духовые – здесь в народном оркестре имеется целый «выводок» различных, непохожих друг на друга интереснейших инструментов. Это различные жалейки, способные своим пронзительным звуком создать настроение в любом зале, свирели, чье тонкое и нежное звучание приближает их к блокфлейтам и владимирские рожки, обладающие интересным звуком, но в настоящее время, к сожалению, почти не используемые. Также в группу русских духовых входят волынки.

    Европейские духовые тоже применяются, чтобы разнообразить звук народного оркестра. Это флейты, гобои (их тембр очень похож на русские духовые, поэтому они особенно распространены), порой можно встретить медные инструменты.

    Гармоники – одна из важнейших групп инструментов в народном оркестре. Обычно в него входит от двух до пяти , из которых половина занимается мелодией, половина – басовой партией. Можно встретить также различные необычные варианты , региональные разновидности.

    Ударные инструменты, как и духовые, делятся на русские и европейские. К русским относят бубенцы, трещотки, бубен и другие. Среди европейских ударных в оркестре присутствуют литавры, колокольчики и так далее. Литавры – это несколько круглых чаш, от двух до семи, сверху на них натянута мембрана, а внизу иногда бывает отверстие.

    Гусли – самый струнный щипковый народный музыкальный инструмент из известных на Руси, первые упоминания о нем датируются 6 веком. Бывают нескольких типов гуслей, различаются они по количеству струн и форме резонатора. В современных оркестрах обычно применяют прямоугольные гусли.

    Балалайки – важнейшая струнная щипковая группа в народном инструменте. Балалайка имеет треугольный или овальный деревянный корпус-резонатор, а также гриф, с натянутыми на нем струнами. В оркестре используется несколько типов балалаек: примы (от 3 до 6 штук), секунды (обычно 3-4 инструмента), альты (2-4 на оркестр), басовые (1-2 балалайки) и контрабасовые (от 2 до 5). Наверное, балалайки различаются по размеру более всех других инструментов: если прима имеет длину порядка 60-70 см, то контрабас-балалайка достигает 1,7 м.

    Полезный совет

    Впервые идея создать народный оркестр пришла в голову В.В. Андрееву, мастеру игры на балалайке. После концерта в Санкт-Петербурге в 1888 году он отправился выступать и в другие русские города, а затем и за границу. Оркестр назывался «Великорусским» и пользовался большим успехом. Вскоре потенциал народных инструментов оценили и композиторы, а в СССР народный оркестр и вовсе присутствовал почти во всех клубах, домах культуры и учебных музыкальных заведениях.

    Связанная статья

    Современные академические оркестры народных инструментов включают как народные музыкальные инструменты, так и инструменты симфонического оркестра. Набор инструментов зависит от исторического прошлого страны, в которой развивался оркестр.

    Инструкция

    Состав и принцип организации оркестра народных инструментов определенной страны зависит от особенностей музыкальной культуры данного народа. В их состав входят народные инструменты в исторически подлинном или реконструированном виде. Оркестры народных инструментов разделяют на однородные, состоящие из одних домр, балалаек, бандур, и смешанные, состоящие из различных инструментов.

    Оркестры народных инструментов исполняют переложения классических произведений, обработки народных песен и музыку, написанную специально для них композиторами. Оркестры, получившие свое развитие из народного творчества, являются востребованными на больших сценах по всему миру.

    Первым профессиональным оркестром народных инструментов в России считается Великорусский оркестр, образовавшийся из кружка любителей игры на балалайках, который после Октябрьской революции в Оркестр народных инструментов имени В.В. Андреева.

    Современный оркестр русских народных инструментов традиционно включает в себя такие , как трехструнные домры, духовые инструменты (свирели, волынки, жалейки русского происхождения, а также флейты и гобои происхождения), баяны, ударные инструменты (бубенцы, трещотки, ложки, бубен русского происхождения, а также литавры и колокольчики европейского происхождения), гусли и, конечно же, балалайки (примы, секунды, альтовые, басовые, контрабасовые).

    Прообразам украинского оркестра народных инструментов считают ансамбли троистых музык, в состав которых входило трое исполнителей – скрипач, цимбалист и бубнист. В советское время на Украине наследовали традиции российского оркестра народных инструментов, так называемого андреевского оркестра. В основу современного оркестра украинских народных инструментов входит группа струнно-смычковых инструментов, аналогичных по составу данной группы в симфоническом оркестре. Также сюда входят деревянные духовые музыкальные инструменты – флейта и гобой, струнно-щипковые (бандуры и кобзы), ударные инструменты, применяемые и в симфоническом оркестре. В некоторых оркестрах используют также цимбалы и баяны.

    На территории России и Украины в прошлом веке получили распространение «неаполитанские» оркестры, основу которых составляли мандолины и гитары.

    Оркестр - термин греческого происхождения, обозначающий большой музыкально-инструментальный коллектив. Понятие о составе оркестра возникло во времена Баха и было связано с унификацией музыкального искусства, породившей основные современные музыкальные структуры: симфонический, струнный, народный и духовой оркестры.

    Инструкция

    Основным сообществом инструментальных семейств является симфонический оркестр. Это довольно большой коллектив, исполняющий преимущественно академическую музыку (классику, изучаемую студентами музыкальных учреждений) западноевропейских композиторов 17-19 вв. Изначально, с появлением в Европе классической симфонии в 18 веке, в его состав входили духовые медные, струнные (смычковые) и ударные инструменты. Со временем увеличивалось разнообразие представителей каждой группы.

    В состав малого симфонического оркестра (до 50 исполнителей) входят: флейты, кларнеты, гобой, валторны, фаготы, трубы и литавры – обычно по 2 инструмента каждого вида. А также не более 20 представителей струнных: скрипки (первые – 5, вторые - 4), альты – 4 единицы, контрабасов – 2, виолончели - 3.