Подготовка к олимпиаде по мхк 9 кл. Название художественного явления. п арадные портреты

Олимпиадные задания по МХК 2014 г. 9 класс

(время выполнения 2 часа)

Часть А.

    Древнегреческий скульптор и архитектор - главный создатель афинского Акрополя:

А). Мнесикл

Б). Калликрат

В). Иктин

Г). Фидий

    Здание для проведения певческих и музыкальных состязаний в Афинах:

А). Одеон

Б). Театр Диониса

В). Парфенон

Г). Пинакотека

    Песня - вершина в иерархии искусств в Древней Индии:

А). Рага

Б). Раса

В). Гита

Г). Тала

    Центральное сооружение ансамбля афинского Акрополя:

А). Пропилеи

Б). Парфенон

В). Пинакотека

Г). Храм Эрехтейон

    Сатурн (Кронос) и Рея - родители верховного греческого бога:

А). Ареса

Б). Зевса

В). Посейдона

Г). Аида

    Кто написал басни о Прометее?

А). Овидий

Б). Гесиод

В). Гомер

Г). Эзопа

    О ком рассказывается в мифе о чудесном рождении из головы Зевса?

А). Гере

Б). Афине

В). Артемиде

Г). Афродите

    Колокольный звон, оповещающий о тревоге, пожаре:

А). Благовест

Б). Трезвон

В). Набат

Г). Малиновый

    Ильин день - главный праздник какого главного бога славянского пантеона?

А). Перуна

Б). Дажьбога

В). Велеса

Г). Световида

    Художественный символ Японии:

А). Нарцисс

Б). Лилия

В). Сакура

Г). Ирис

    Спутница Аполлона:

А). Флейта

Б). Гусли

В). Свирель

Г). Лира

Отметь изображение этого инструмента

    Композитор оперы «Орфей и Эвридика»- одной из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа:

А). Глюк

Б). Гендель

В). Бах

Г). Моцарт

    Первые святые, канонизированные русской церковью:

А). Петр и Павел

Б). Кирилл и Мефодий

В). Борис и Глеб

Г). Петр и Феврония

Отметь икону этих святых


1. 2. 3. 4.

    Композитор, написавший музыку к фильму «Александр Невский» режиссера С. Эйзенштейна:

А). Д. Шостакович

Б). С. Прокофьев

В). М. Таривердиев

Г). А. Петров

Отметь портрет этого композитора

    Титан, похитивший огонь для человечества:

А). Посейдон

Б). Зевс

В). Прометей

Г). Аид

Отметь скульптуру этого бога

Запиши ответы части А в таблицу:

Часть В.

А. Изобразительные виды искусства: архитектура, скульптура, фото, живопись, графика.

Б. Название археологических эпох по материалу орудий: каменный век (палеолит, мезолит, неолит), железный век, бронзовый век, алюминиевый век.

В. Комплекс Великих пирамид Гизе: Хеопса, Мемфиса, Хефрена, Микерина.

Г. Рельеф и его виды: плоский, углубленный, выпуклый, кубическая статуя, барельеф, горельеф.

Д. Персонажи весенних народных праздников и покровители земного плодородия: Лель, Купало, Ярило, Кострома.

Е. Испанские танцы: фламенко, болеро, сегидилья, тарантелла, хота.

Ж. Музыкальные жанры: романс, оратория, опера, кантата, соната.

З. Охра - естественные минеральные краски: желтые, оранжевые, красные, синие, коричневые, зеленые.

И. Эпические музыкальные произведения: «Борис Годунов», «Богатырская симфония», «Петрушка», «Сорочинская ярмарка», «Садко», «Князь Игорь», «Псковитянка».

К. Герои кукольного театра: Пульчинелла, Петрушка, Буратино, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез.

    Соотнеси названия и номера произведений изобразительного искусства. Ответь на вопросы и запиши ответы. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). «Утро в сосновом лесу» № ___

Б). «Лесные дали» № ___

В). «Рожь» № ___

Г). «На севере диком...» № ___

Д). «Берёзовая роща» № ___

Жанр изобразительного искусства _________________________

№_ __

Какая картина лишняя ___

1. 2. 3.

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). Большой театр № ___ страна_________________________

Б). Оперный театр Ла Скала № ___ страна_________________________

В). Сиднейский Оперный театр № ___ страна_________________________

Г). Метрополитен-опера № ___ страна_________________________

Д). Венская Государственная опера № ___ страна_________________________


1. 2. 3.


4. 5.

Часть С.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОТВЕТЫ на задания олимпиады по МХК 2014г.

Часть А. Тестовые задания (1 балл за каждый правильный ответ и 1 балл за правильный дополнительный ответ в заданиях 11-15). Максимальное количество баллов за часть А - 20.

Часть В. Задание с выбором ответа (1 балл за каждый правильный ответ и 1 балл за правильный ответ на дополнительный вопрос). Максимальное количество баллов за часть В – 30.

    Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркни.

Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А. фото

Б. алюминиевый век

В. Мемфиса

Г. кубическая статуя

Д. Лель

Е. тарантелла

Ж. соната

З. синие

И. «Петрушка»

К. Буратино

2. Соотнеси названия и номера произведений изобразительного искусства. Ответь на вопросы и запиши ответы. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). «Утро в сосновом лесу» _5_

Б). «Лесные дали» № _ 6 _

В). «Рожь» № _ 4_

Г). «На севере диком...» № _ 1_

Д). «Берёзовая роща» № _ 3_

Жанр изобразительного искусства пейзаж

Самая популярная картина художника №_5 __

Какая картина лишняя №_2__

3. Соотнеси названия крупнейших театров мира и их изображение. В какой стране они находятся? Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

А). Большой театр № _ 2 __ страна Россия

Б). Оперный театр Ла Скала № _ 3__ страна Италия

В). Сиднейский Оперный театр № _ 1__ страна Австралия

Г). Метрополитен-опера № _ 5__ страна Америка

Д). Венская Государственная опера № _4__ страна Австрия

Часть С. Задание с развернутым ответом. Максимальное количество баллов за ответ на вопрос – 10.

Музыка – один из древнейших видов искусства. Приведи примеры античных мифов о музыке и на примере одного из них расскажи о происхождении древних музыкальных инструментов.

Пан и Сиринга

(Древнегреческий миф)

И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Аполлон и Гермес

Поэт Алкей рассказывает, что Гермес, бог изобретательства и прогресса, в детстве нашел огромную черепаху, убил ее, взял панцирь и, натянув на него струны из овечьих кишок, сделал музыкальный инструмент - лиру. С тех пор сладкозвучная лира всегда сопровождала Гермеса в его странствиях. Однажды, оказавшись в Греции, он встретил Аполлона, который пас стадо коров, принадлежавшее богам Олимпа. Озорной Гермес решил подшутить над Аполлоном и украл пятьдесят коров. Но вскоре Аполлон обнаружил пропажу и потребовал, чтобы Гермес в уплату отдал ему лиру. Впоследствии Аполлон научился так виртуозно играть на этом инструменте, так полюбил его чудесные трели и чарующие мелодии, что превратился в бога музыки и поэзии.

Максимальное количество баллов за всю работу – 60.

ВНИМАНИЕ!!!

Правильные ответы помечены значком +

Задания

к 1 туру Олимпиады школьников

по Мировой художественной культуре

(1 тур)

9 класс

1. Самый короткий по времени период первобытности

-: палеолит

-: мезолит

-: неолит

+: железный век

2. Особенность древнеегипетской культуры

+: культ фараона

+: страх смерти

-: отсутствие пантеона богов

-: отсутствие заупокойного культа

+: вера в бессмертие души

3. Шумерская письменность

-: иероглифическая

-: алфавитная

+: клинопись

-: узелковая

4. Единое религиозное течение Индии первых веков до н.э.

-: буддизм

-: зороастризм

+: брахманизм

-: иудаизм

5. Культовое сооружение в Индии, посвященное Будде

-: пагода

-: зиккурат

+: ступа

-: пирамида

6. Типичное для Древнего Китая архитектурное сооружение

-: ступа

+: пагода

-: чайтья

-: дольмен

7. Выдающиеся скульпторы классического периода Древней Греции

-: Фидий, Мирон, Леохар

-: Скопас, Леохар, Фидий

+: Фидий, Мирон, Поликлет

-: Мирон, Скопас, Леохар

  1. Крупнейшие римские поэты I в. до н.э.

-: Страбон, Плиний Старший

-: Авзоний и Клавдиан

+: Лукреций и Катулл

9. Город, служивший целью крестовых походов в эпоху средневековья

+: Иерусалим

-: Рим

-: Константинополь

-: Москва

  1. Термином «свободные искусства» в Средние века называлось

+: университетский курс наук (грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия)

-: художественное творчество свободных граждан городов

-: искусство, независимое от давления церкви

-: схоластика и прикладная философия (формальная логика, диалектика понятия, искусство спора и т.д.)

11. Этапы Возрождения

+: Проторенессанс

+: Ранний Ренессанс

+: Высокий Ренессанс

+: Поздний Ренессанс

-: Классический Ренессанс

-: «Пламенеющий» Ренессанс

12. Величие культуры Возрождения ярче всего проявилось в сфере

+: искусства

-: философии

-: литературы

-: декоративно-прикладного искусства

13. «Венера», «Даная», «Любовь земная и небесная» и др. написаны

-: Тинторетто

-: Караваджо

-: Рафаэлем Санти

+: Тицианом

14. Книга виднейшего гуманиста Англии Томаса Мора

+: "Утопия"

-: "Кодекс природы"

-: "Город Солнца"

-: «Похвала глупости»

15. Основоположник испанской национальной драмы

+: Лопе де Вега

-: Филипп Альдехонде

-: Монтень

-: Диего Веласкес

16. Главные идеи просветителей

+: равенство всех людей перед законом, перед человечеством

-: греховности всех людей

+: победа разума

+: исторический оптимизм

-: иррационализм

17. Стиль европейского искусства XVIII в., основанное на следовании принципам античного греческого и римского искусства

-: романтизм

+: классицизм

-: сентиментализм

-: барокко

18. Художественное течение XVIII в., не имевшее собственной стилистической формы, отразивший представления об изначальной чистоте и доброте человека

-: романтизм

+: сентиментализм

-: классицизм

-: барокко

19. Автор комедии «Женитьба Фигаро»

+: П.О. Бомарше

-: И.В. Гёте

-: Ф. Шиллер

-: Д. Дидро

20. Композиторы венской классической школы

-: И.С. Бах

+: Й. Гайдн

+: В.А. Моцарт

+: Л.В. Бетховен

-: Г.Ф. Гендель

  1. Крещение Руси было проведено

+: в 988 г. князем Владимиром

-: в 911 г. князем Олегом

-: в 877 г. княгиней Ольгой

  1. Древнейшая каменная церковь, построенная в Киеве в 989 г. и разрушенная Батыем

-: Софийский собор в Киеве

+: Десятинная церковь Успения Богородицы

-: Дмитриевский собор

  1. Великий русский иконописец XIV - нач. XV вв., написавший «Троицу»

-: Феофан Грек

-: Дионисий

+: Андрей Рублев

  1. Итальянский зодчий А. Фиораванти соорудил в Кремле

-: Благовещенский собор

-: Дмитриевский собор

+: Успенский собор

  1. Русский живописец XVI в., расписавший стены Успенского собора Кремля

-: Андрей Рублев

+: Дионисий

-: Феофан Грек

  1. Первая русская печатная газета (1702-1727)

+: «Ведомости»

-: «Куранты»

-:»Всякая всячина»

  1. Создатель русского романса

-: Е.И. Фомин

-: Д.С. Бортнянский

+:О.А. Козловский

28. Господствующее направление в литературе и искусстве России II пол. XIX в.

+: критический реализм

-: романтизм

-: сентиментализм

  1. Решением советской власти группа ученых и деятелей культуры была выслана из СССР

-: в 1919 г.

+: в 1922 г.

-: в 1926 г.

  1. Ярким проявлением диссидентского движения стало:

+: правозащитное движение

-: третья волна русской эмиграции

10 класс

1.«Неолитическая революция» связана

-: с изобретением человеком орудий труда

-: с появлением рыболовства

-: с появлением изобразительного искусства

+: с переходом от присваивающего хозяйства к производящему

2.Главный бог Древнего Египта, бог Солнца

-: Геб

-: Гор

-: Осирис

+: Ра

3.Важнейший памятник шумерской эпической литературы

-: «Законы Хаммурапи»

+: «Сказания о Гильгамеше»

-: «Авеста»

-: «Книга песен»

4.Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой

-: в Китае

+: в Индии

-: в Вавилоне

-: в Древней Греции

5.Основатель буддизма

-: Заратуштра

-: Конфуций

+: Сиддхартха Гаутама

-: Ашока

6.Древнейшие памятники древнекитайской литературы

-: цикл сказаний о Гильгамеше

+: «Книга песен» и «Книга перемен»

-: «Махабхарата» и «Рамаяна»

-: «Беседа разочарованного со своей душой»

7.Основные боги греческого пантеона

-: Зевс, Юпитер, Геракл, Артемида, Прометей и др.

-: Юритер, Марс, Нептун, Диана и др.

+: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Аполлон, Дионис и др.

8.Легенда о возникновении города Рима связано с именами

-: Энея и Аскания Юла

-: Амулия и Нумитора

+: Ромула и Рема

9.Хронологические рамки европейского Средневековья

-: X - XV вв.

-: V - XVII вв.

+: V - XV вв.

-: VI - XVI вв.

10.Основные стили западноевропейского Средневековья

-: барокко и рококо

-: классицизм и романтизм

+: романский и готический

11.В центре гуманистической мысли Ренессанса находится

-: Бог и Священное Писание

+: человек

-: монарх, государь

12.«Сикстинская мадонна» - шедевр мастера

-: Микеланджело Буонарроти

+: Рафаэля Санти

-: Леонардо до Винчи

-: Сандро Боттичелли

13.Расцвет Ренессанса в Англии связан с творчеством

+: Шекспира

-: М. де Монтеня

-: Томаса Уайета

14.Наиболее крупный представитель испанской литературы XVI в., автор романа «Дон-Кихот»

-: Француа Рабле

+: Мигель де Сервантес

-: Филипп Альдехонде

-: Жоаке Дю Белле

15.Название эпохи в истории Западной Европы, охватившей кон. XVII - XVIII вв.

+: «Век Разума»

-: «Темные века»

+: «Эпоха Просвещения»

-: «Эпоха Чувств»

-: «Новое время»

16.Стиль европейского искусства XVIII в., ставивший во главу угла воображение, эмоциональности и творческую одухотворенность художника

+: романтизм

-: барокко

-: классицизм

-: сентиментализм

17.Ведущее направление во французском искусстве начала XVIII в., построенное на ассиметрии форм

-: классицизм

+: рококо

-: барокко

-: сентиментализм

-: П.О. Бомарше

+: И.В. Гёте

-: Ф. Шиллер

-: Д. Дидро

19.Композитор - создатель Девятой, «Крейцеровой» сонаты

+: Л.В. Бетховен

-: В.А. Моцарт

-: И.С. Бах

-: Й. Гайдн

20.Характерные особенности духовной культуры Киевской Руси

+: синтез христианского и языческого начал - «двоеверие»

-: полный отказ от язычества

-: принятие христианства в западноевропейском (католическом) варианте

21.Храмовое строительство Киевской Руси было представлено

-: в основном каменным строительством

+: в основном деревянным строительством

-: пещерными монастырями

22.Книгопечатание на Руси появилось

-: в 1528 г.

-: в 1600 г.

+: в 1553 г.

23.Архитектор, руководивший строительством Архангельского собора

+: Алевиз Новый

-: Аристотель Фиораванти

-: Пьетро А. Солари

24.Собор Василия Блаженного построили

-: П.А. Солари и М. Фрязин

-: А. Новый и А. Фиораванти

+: Барма и Постник

25.Петровские преобразования в сфере культуры выразились

+: в ее обмирщении и принятии европейских культурных традиций

-: в возвращении к традициям Московской Руси

-: в расколе церкви и стагнации светской культуры

26.Основоположник русской драматургии

-: Н.И. Новиков

+: А.П. Сумароков

-: Г.Р. Державин

27.Первый русский провинциальный театр появился

-: во Владимире

+: в Ярославле

-: в Москве

28.В музыкальной культуре конца XIX в. особое место занимает

-: творчество «Передвижников»

+: «Новая русская музыкальная школа» («Могучая кучка»)

-: расцвет камерного жанра

29.Политика Советского государства в области культуры в 20-30-х гг. названа

-: рабоче-крестьянской культурой

+: культурной революцией

-: НЭПовской культурой

30.Советская литература послевоенного периода связана с именами

-: В. Некрасова, А. Фадеева, Б. Полевого и др.

-: С.А. Есенина, В.В. Маяковского и др.

+: Ю. Бондарева, В. Астафьева и др.

11 класс

1. «Сикстинской капеллой» первобытного искусства называют палеолитические фрески пещеры

-: Ле-Комбатель

+: Альтамира

-: Ля Мут

-: Фон де Гом

2. Сведения о пути в Страну вечности содержатся в древнеегипетских книгах

+: «Книга мертвых»

-: «Книга живых»

+: «Книга о вратах»

+: «Книга о том, что есть в другом мире»

-: «Книга перемен»

3. Храмы Месопотамии

-: пирамиды

-: ступы

-: мастаба

+: зиккураты

4. Культовое сооружение в Индии, посвященное Будде

-: пагода

-: зиккурат

+: ступа

-: пирамида

5. Жанры театрального искусства Древнего Китая

-: комедия

-: драма

+: театр кукол

+: театр теней

6. Основоположником древнегреческой комедии считается

-: Софокл

+: Аристофан

-: Еврипид

-: Зенон

7. Периоды развития Древнего Рима (отметить правильное)

-: крито-микенский

+: царский

+: республиканский

+: период империи

8. Задачи средневековой философии

+: предоставить доказательства истинности христианской веры

-: обосновать независимость духовной жизни человека от веры

-: доказать первенство Разума

9. Основные стили западноевропейского Средневековья

-: барокко и рококо

-: классицизм и романтизм

+: романский и готический

10. Произведение, ставшее символом эпохи Возрождения

+: "Божественная комедия" Данте Алигьери

-: "Государь" Н. Макиавелли

-: "Мемуары" Д. Казановы

11. Автор «Декамерона»

-: Филиппо Брунеллески

-: Данете

- Франческо Петрарка

+: Джованни Боккаччо

12. Выдающийся представитель французского гуманизма

+: Француа Рабле

-: Мигель де Сервантес

-: Л.Э. Спенсер

13. Дени Дидро - редактор и вдохновитель

+: 35-томной «Энциклопедии»

-: «Системы природы»

-: «Философского словаря»

-: «Об общественном договоре»

14. Начало развитию просветительства в России положил

-: А.Ф. Бестужев

-: Д.И. Фонвизин

-: Г.Р. Державин

+: М.В. Ломоносов

15. Ярче всего искусство барокко в архитектуре проявилось

+: в Италии

-: во Франции

-: в Испании

-: в Германии

16. Автор сказок с чертами комедии дель арте: «Любовь к трем апельсинам», «Турандот»

-: Карло Гольдони

+: Карло Гоцци

-: Франческо Гварди

-: Джованни Тьеполо

17. XIX в. в истории новоевропейской культуры характерезуется

+: созданием единой системы наук

+: формированием индустриального общества

-: формированием буржуазии

-: расцветом религиозной культуры

+: складыванием общеевропейской культуры

18. Новый тип художественной концепции мира, сформировавшийся в 30-40-е гг. XIX в.

-: сентиментализм

+: реализм

-: классицизм

-: романтизм

19. Жанр, занимающий центральное место в древнерусской литературе

+: летопись

-: апокриф

-: роман

20. Культура Руси Х II - XIII вв. характеризуется

+: развитием местных стилей в изобразительном искусстве

-: созданием единой культуры, объединенной под эгидой Владимиро-Суздальского княжества

-: полным упадком культуры под действием монголо-татарского ига

21. Литературный памятник XIII в., посвященный Батыеву нашествию

+: «Слово о погибели Русской земли»

-: «Слово о полку Игореве»

-: «Слово Даниила Заточника»

22. Свод житейских правил и наставлений, составленный Сильвестром

+: «Домострой»

-: «Четьи-Минеи»

-: «Степенная книга»

23. Грановитая палата Московского Кремля построена

+: П.А. Солари и М. Фрязиным

-: А. Фиораванти

-: А. Новым

  1. Новые виды и жанры русской живописи XVII в.

-: иконопись

+: парсунная живопись

+: бытовой жанр

-: пейзаж

-: батальный жанр

25. Московский университет был создан

-: в 1706 г.

-: в 1725 г.

+: в 1755 г.

26. Социальные комедии Д.И. Фонвизина

-: «Фелица»

+: «Бригадир»

+: «Недоросль»

-: «Бедная Лиза»

-: «Наталья, боярская дочь»

27. Иностранный зодчий, сначала руководивший строительством Петербурга, создатель Петропавловского собора Петропавловской крепости

+: Доменико Трезини

-: Бартоломео Карло Растрелли

-: Аристотель Фиораванти

28. На развитие культуры II пол. XIX в. повлияли

+: годы реформ 60-х - 70-х годов

-: проникновение в Россию идей Просвещения

-: восстание декабристов

+: поиск русской интеллигенцией правды-истины, справедливости

+: воздействие демократических и социалистических идей

29. Положительные стороны в развитии советского искусства

-: практика государственных заказов на художественные произведения, кинофильмы и т.д.

-: определенный набор тем: партия, Ленин, революция и др.

+: возможность приобщения миллионов людей к азам культуры

30. Характерные черты культуры постсоветского общества

+: коммерциализация культуры, размывание традиционных форм ее освоения и др.;

-: повышение интереса к культурным ценностям, посещению различных учреждений культуры и др.;

-: господство в культуре официальной идеологии и цензуры

Школьная олимпиада по искусству (мировой художественной культуре)

9 класс

Школьный этап. октябрь 2014 года

(70 баллов)

Часть А. А1 Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните. (5 баллов)
    Синий, коричневый, черный, красный Портрет, пейзаж, графика, фэнтези Живопись, мозаика, скульптура, витраж Балет, опера, театр, эстрада Ф.Достоевский, А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусков (5 баллов)

    Гра__ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены. Ле__ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краски Ув__рт__ра – оркестровое вступление к опере, балету. М__тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих. П__три__тизм – любовь к Родине.
Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. (10 баллов)
    Где находится Эрмитаж?
А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединенияВ) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 55) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в городА) ЧелябинскБ) СвердловскВ) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, РастреллиБ) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизмВ) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 годуВ) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза»

Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал: (15 баллов) Александров Георгий Васильевич_____________________________________________Бондарчук Сергей Федорович________________________________________________Бондарчук Федор Сергеевич_________________________________________________Гайдай Леонид Иович_______________________________________________________Герасимов Сергей Аполлинарьевич____________________________________________Говорухин Станислав Сергеевич_______________________________________________Данелия Георгий Николаевич_________________________________________________Захаров Марк Анатольевич___________________________________________________Меньшов Владимир Валентинович_____________________________________________Михалков Никита Сергеевич__________________________________________________Пырьев Иван Александрович__________________________________________________Рязанов Эльдар Александрович________________________________________________Тарковский Сергей Арсеньевич________________________________________________Шахназаров Карен Георгиевич________________________________________________

«Бриллиантовая рука», «Афоня», «Веселые ребята», «Война и мир», Девятая рота», «Место встречи изменить нельзя», «Москва слезам не верит», «Андрей Рублев», «Курьер», «Гусарская баллада», «Формула любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Тихий Дон», «Свинарка и пастух».Подчеркните фамилию известного кинорежиссера, уроженца Челябинской области.Часть В

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области? (10 баллов)

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (15 баллов)

Часть Г Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова: (10 баллов)

Ответы. А1 Синий, коричневый, черный , красный (ахроматический цвет, остальные – хроматические цвета)Портрет, пейзаж, графика , фэнтези (вид искусства, остальные жанры)Живопись, мозаика, скульптура , витраж (объемное искусство, остальные плоскостные)Балет, опера, театр, эстрада (камерный вид искусства, остальные монументальные)Ф.Достоевский, А.Блок , Л.Толстой, И.Тургенев (русский поэт, остальные русские писатели)

А2 Историк культуры должен правильно писать искусствоведческие термины. Впишите буквы вместо пропусковГрафф ити – надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены.Лесс ировка – тонкие прозрачные или полупрозрачные слои краскиУве ртю ра – оркестровое вступление к опере, балету.Ме тафора – перенесение свойств одного явления на другое на основании признака, сходного для обоих.Па трио тизм – любовь к Родине.Часть Б Б1 В этом году исполняется 250 лет одному из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев – Эрмитажу. 1)Где находится Эрмитаж?А) в Москве, Россия.Б) в Париже, ФранцияВ) в Санкт-Петербурге, Россия 2) Что означает в переводе с французского слово «эрмитаж» (ermitage)?А) музей искусстваБ) место уединения В) собрание ценностей3) Эрмитаж начинался, как частное собраниеА) императрицы Екатерины 2 Б) короля Людовика 14В) императрицы Елизаветы Петровны4) Сколько зданий насчитывает комплекс Эрмитажа?А) 1Б) 3В) 5

5) В период Второй мировой войны более 1 миллиона произведений искусства были эвакуированы на Урал в город

А) ЧелябинскБ) Свердловск В) Пермь6) Назовите имя архитектора главного здания Эрмитажа – Зимнего дворцаА) В, Растрелли Б) Д. КваренгиВ) Ж.Валлен-Деламот7) В каком архитектурном стиле выполнено главное здание Эрмитажа?А) бароккоБ) классицизм В) рококо8) В каком году Эрмитаж был открыт для посетителей?А) в 1764 годуБ) в 1852 году В) в 1917 году9) Какого зала нет в Эрмитаже?А) зала ДионисаБ) Георгиевского залаВ) Парадного зала 10) Какая картина находится не в Эрмитаже?А) П. Рубенс «Персей и Андромеда»Б) Н,Пуссен «Снятие с креста»В) Леонардо да Винчи «Мона Лиза» Б2 В 1924 году в Москве был основан киноконцерн Советского Союза – Мосфильм.Выберите из списка и впишите рядом с фамилией кинорежиссера название фильма, который он создал:Александров Георгий Васильевич, «Веселые ребята»,Бондарчук Сергей Федорович «Война и мир»,Бондарчук Федор Сергеевич «Девятая рота»,Гайдай Леонид Иович «Бриллиантовая рука»Герасимов Сергей Аполлинарьевич «Тихий Дон»Говорухин Станислав Сергеевич «Место встречи изменить нельзя»,Данелия Георгий Николаевич, «Афоня»Захаров Марк Анатольевич «Формула любви»Меньшов Владимир Валентинович «Москва слезам не верит»,Михалков Никита Сергеевич, «Свой среди чужих, чужой среди своих»,Пырьев Иван Александрович «Свинарка и пастух».Рязанов Эльдар Александрович «Гусарская баллада»,Тарковский Сергей Арсеньевич «Андрей Рублев»,Шахназаров Карен Георгиевич «Курьер»,

В1 Назовите русские народные промыслы, какой из промыслов находится в Челябинской области?Хохломская роспись, Вологодское кружево, Городецкая роспись, Дымковская глиняная игрушка, Филимоновская игрушка, Палехская лаковая миниатюра, Полхов-Майданская и Семеновская матрешки, Абашевская игрушка, Жостовские подносы , Каслинское литье, Гжель и др.

В2 Напишите 15 словосочетаний, определяющих ваши чувства при просмотре картины А. Иванова «Явление Христа народу» (по 1 баллу за термин)

Часть ГВ3 Напишите эссе, озаглавив его. Эпиграфом возьмите слова:«Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства» Теодор Драйзер

При подведении итогов учестьНаличие заголовка, раскрытие темы, использование примеров, собственные выводы и суждения.

9 класс

Задание 1

1. Соберите эти слова и запишите их в таблицу № 1 рядом с соответствующим изображением.

2. В таблице № 2 дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определённому Вами художественному явлению. Поясните свой выбор.

Таблица № 1

Таблица № 2

Слова

Определения

ювелирная техника, при которой используется напайка мелких золотых, или серебряных украшений в форме шариков.

вид ювелирной техники, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки

3. хохлома

декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.

4.финифть

традиционная русская роспись по белой эмали. Промысел сохранился в Вологде и Ростове.

Название художественного явления

Русские народные промыслы

Пример культурного наследия, пояснения выбора

Гжель - изделия народной художественной керамики с яркой синей росписью по белому фону. Это один из основных старинных центров русской керамики.

Критерии оценки:

1. Участник находит 4 слова. По 1 баллу за каждое найденное слово. Максимум - 4 балла .

Участник верно соотносит 4 слова с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимум - 4 балла .

2. Участник дает 4 определения расшифрованным словам. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимум - 8 баллов .

3. Участник верно определяет художественное явление, объединяющее все найденные слова - 1 балл .

4. Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи (1 балл ), дает его характеристику (2 балла ). Максимум - 3 балла .

Максимальная оценка за ответ - 20 баллов.

Задание 2

Крупнейший русский поэт серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам в одном из своих известных стихотворений назвал Рембрандта мучеником светотени.

Как светотени мученик Рембрандт,

Я глубоко ушел в немеющее время…

Как Вы думаете, почему?

Выберите из предложенного ряда работ мастеров голландской живописи XVII века произведения Рембрандта и постарайтесь правильно назвать их.

Укажите полное имя художника.

1. Питер де Хох (или Хоох). Хозяйка и служанка во внутреннем дворике

2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия

3. Вермеер (Ян Вермеер Делфтский). Урок музыки

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

5. Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь.

6. Вермеер. Географ.

Правильный ответ:

1. Гениальный голландский живописец, работы которого потрясают своим психологизмом и проникновением вглубь человеческой души, мастерски использовал светотень как средство художественной выразительности. Этот приём был одним из характерных в манере художника. Практически все его работы демонстрируют это.

2. Рембрандт Харменс ван Рейн

Критерии оценки:

    За логическое и грамотное объяснение смысла стихотворной строфы О. Мандельштама - 2 балла (1 балл - за логику, 1 балл - за грамотность).

    Правильный отбор работ Рембрандта – 3 балла .

Правильное название работ Рембрандта – по 2 балла за каждое правильно названное произведение - 6 баллов .

    За правильное написание полного имени художника - максимум 3 балла .

    Правильное указание имён Питера де Хоха (или Хооха) и Вермеера (Ян Вермеер Делфтский) – до 3 баллов за каждый правильный ответ. Максимум 6 баллов.

Правильное название их произведений - максимум 6 баллов (по 2 балла за название).

Максимальная оценка за ответ- 26 баллов.

Крупнейшие флорентийские скульпторы кватроченто Донателло, Вероккио, Поллайоло предпочитали работать в бронзе.В начале XVI века в Риме были извлечены из толщи земли памятники скульптуры поздней античности. В том числе Лаокоон и так называемый Бельведерский торс, изображающий Геракла, сидящего на шкуре льва. Эти произведения видел молодой Микеланджело. Они повлияли на его дальнейшее творчество.

1. Каким образом проявилось это влияние?

Для поиска правильного ответа сравните работы Микеланджело с работами античных мастеров:

Бельведерский торс

Работы Микеланджело:

1.

2.

3.

4.

Вариант правильного ответа:

1. Античное влияние на творчество Микеланджело в первую очередь проявилось в использовании мрамора , а не бронзы. Со времен Донателло излюбленным материалом флорентийских скульпторов была бронза. Бронза в значительно большей степени, чем мрамор, рассчитана на силуэт, на острое ведение линии. Она пригодна для изображения резкого бурного движения, для разорванной композиции. Микеланджело, напротив, с ранней юности оказывал предпочтение замкнутой массе, не столько контуру, сколько объёму. Поэтому его влекло к мрамору. Мрамор делается единственным материалом его скульптурных воплощений.

2. Знакомство Микеланджело с памятниками поздней античности сказалось на его технике обработки мрамора, на склонности к гладкой, блестящей полировке поверхности и на усиленном применении бурава.

3. Микеланджело вводит мотив задержанного, связанного движения и мощного физического напряжения, которое мы видим и в Лаокооне.

Критерии оценки:

Если участник олимпиады обратит внимание на характерное для Микеланджело предпочтение мрамора бронзе (для этого достаточно внимательно сопоставить изложенные в вопросе данные и прилагаемые фотографии) – 2 балла .

Если участник олимпиады укажет на влияние на Микеланджело античной техники обработки мрамора (а это возможно только благодаря предварительной подготовке) – 3 балла.

Если участник олимпиады сможет отметить как специфическую особенность очень характерный для Микеланджело мотив задержанного движения (для этого необходимы и внимание и некоторые искусствоведческие знания) – 5 баллов .

Максимальная оценка за ответ - 10 баллов.

Задание 3

Перед Вами работы русских художников XIX века:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

    Укажите названия представленных работ.

    К какому жанру живописи Вы бы отнесли эти произведения?

    Выполните сравнительный анализ работ № 1 и № 2.

Предполагаемый вариант ответа :

    1 – Портрет А.С. Пушкина; 2 – Портрет А.С. Пушкина; 3 - Кружевница; 4 – Портрет Е.В. Давыдова; 5 – Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль; 6 – Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника.

    Группа 1: работы Василия Андреевича Тропинина - № 1; 3; 5; 6.

Группа 2: работы Ореста Адамовича Кипренского - № 2; 4.

    Жанр живописи – портрет.

    Образ поэта А.С. Пушкина, созданный О.А. Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большой силой обобщения. А.С. Пушкин В.А. Тропинина более прост, понятен. В.А. Тропинин и О.А. Кипренский сохранили своё понимание личности поэта, своё художественное видение. В.А. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через неё раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчёркивая чувственную сторону образа. О.А. Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил искусствовед А. Сидоров: “Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный “расстегнутый” Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук, добрый “барин” у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом…”.

Критерии оценки:

    Участник называет работы (1 балл за каждое правильное название, максимально 6 баллов ).

    Участник группирует произведения (по 1 баллу за каждое правильное соотнесение, максимально 6 баллов ). Правильно указывает имена художников (по 1 баллу , максимально 2 балла). В сумме за ответ максимально 8 баллов .

    Участник правильно определяет жанр представленных работ – 1 балл .

    Участник грамотно и логично выполняет сравнительный анализ работ № 1 и № 2 – максимум 5 баллов .

Максимальная оценка – 20 баллов.

Задание 4

4.1. В таблице перепутаны понятия и их определения.

1. Соотнесите понятия с их определениями.

2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.

3. Дайте определение оставшимся понятиям.

Понятия

Определения

1. Пилястра

А – вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиску на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева, линолеума.

2. Гризайль

Б – краска, состоящая из пигмента, замешанного на яичном желтке, белке или казеине и разбавляемая водой.

3. Гравюра

В – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба, имеющий те же части (база, ствол, капитель) и пропорции, что и колонна

4. Темпера

Г – фантастические существа в средневековом искусстве как образы демонического и населенного драконами подземного мира

5. Орхестра

6. Горгульи

Предполагаемый вариант ответа:

Понятия

Определения

Орхестра

«Место для пляски», в древнегреческом театре представляла собой круглую или полукруглую площадку, на которой выступали актеры и хор.

Гризайль

Вид декоративной живописи, способ росписи, основанный на полутонах одного цвета.

Критерии оценки:

За каждое правильное соотношение понятия и его определения начисляется 1 балл, максимально – 4 балла.

За каждую верную формулировку определения понятия – 2балла, максимально – 4 балла.

Максимальная оценка – 8 баллов.

4.2. С 26 августа по 9 октября 2016 г. в выставочном центре "Галерея" в г. Ижевске проходила выставка всемирно известного художника, работы которого здесь представлены:

1.

2.

3.

1. Назовите имя художника.

2. В какой стране и в какое время он жил?

3. Распределите работы по жанрам

Предполагаемый вариант ответ а и критерии оценки:

1. Доре - 1 балл ; Гюстав Доре - 2 балла (максимум 2 балла )

2. Франция 1 балл , 19 век (1832-1883 гг.) - 1 балл (максимум 2 балла )

3. Сказочный жанр - 1,3,4,5; библейский жанр - 2,6. Правильное распределение работ по жанрам - по 1 баллу за каждое правильное соотнесение (максимум 6 баллов ).

4. Придумайте название выставки. Запишите несколько вариантов.

По одному баллу за каждый творческий вариант названия (максимум 3 балла )

5. Ниже приведена работа Менсадыка Гприпова. Сравните её с работой № 1. Что их объединяет и в чём различия?

Сходства

Работа № 1

Работа М. Гарипова

Вид искусства - графика,

Её разновидность - гравюра, книжная иллюстрация

Ахроматические (чёрно-белые)

Жанр - сказочный

Различия

Техника - литография

Техника - офорт

Иллюстрация к сказке Ш. Перро "Красная Шапочка"

Иллюстрация к сказкам легендам и мифам удмуртского народа

Настроение тревоги и недоверия

Настроение полного объединения людей, животных и окружающих явлений

За каждую характеристику по 1 баллу (максимум 7 баллов ).

Максимальная оценка за ответ – 20 баллов.

Общее количество баллов за все задания - 104 балла.

олимпиада школьников по искусству 9 класс(ключи)

Максимальное общее количество баллов– 220 баллов

Задание 1(5 баллов ).Определите произведение, о котором говорится в предложенном тексте. Какие узнаваемые черты образа помогают вам найти ответ?

Задание 2(25 баллов). Определи художественное полотно по фрагменту.

Леонардо да Винчи. Фрагмент фрески Сикстинской капеллы Собора Св. Петра в резиденции Папы Римского в Ватикане.

Задание 3(25 баллов). Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.

Задание 5(10баллов). Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

Желтый, коричневый, черный, красный.

Портрет, пейзаж, графика , фэнтези.

Живопись, мозаика, скульптура, витраж.

Балет, опера, симфония, эстрада.

Ф.Достоевский,А.Блок, Л.Толстой, И.Тургенев.

Задание 6(20баллов)

Где и когда появился мюзикл?

А)XIX в. в Италии

Б)XX в. в Америке

В)XX в. в России

6. Назови популярные мюзиклы

_________________________________________________________________________

Задание7(10баллов)

Почему Москву называли «Третьим Римом»?

русские священнослужители определяли Рим как крестителя Руси

московские цари считали себя наследниками римских традиций

московские цари считали основание Московских храмов в римских традициях

Задание8(10баллов)

Какие произведения искусства наиболее ярко укрепляли власть?

соборы и храмы

п арадные портреты

конные статуи

триумфальные арки

дворцы

Задание9(35баллов)

На ней изображены два философа, представители двух типов: первый - молодой и высокий, священник, заботящийся о спасении души, а не о монастырской карьере, и второй - более старший, всецело углублённый в себя. Детали фигур отличаются друг от друга, но чувствуется духовное единство во всём, умиротворенность, озаренность особой душевной теплотой, торжественность, прекрасный русский пейзаж, в предчувствии свершения предна­чертанного свыше, мыслители, погружен­ные в неспешную беседу-размышление о сложнейших проблемах бытия. На картине изображены конкретные философы и в тоже время отражен собирательный образ русского философа.

П.А. Флоренский – богослов, ученый. Автор таких произведений по искусству, как «Иконостас», «Обратная перспектива». Занимался физиков и математикой. Был осужден и сослан в Соловецкий лагерь, где сделал ряд научных открытий.

С.Н. Булгаков – философ, православный священник. Автор книги «Философия хозяйства». Преподавал политэкономию в Императорском московском техническом училище. После революции жил в эмиграции.