Сикстинская капелла музей. Сикстинская капелла: история, фрески и место проведения конклава. Капелла была построена для поклонения и обороны

Лишь малая толика сокровищ католической церкви доступна сегодня для публичного осмотра в музеях Ватикана. Но каждый экспонат из этой коллекции бесценен. Не имеет себе равных и внутреннее убранство дворцов, галерей и двориков, где выставлены шедевры искусства нескольких тысячелетий. А Сикстинская капелла – это, без ложного пафоса, апофеоз творения рук человеческих на пути служения высокому искусству.

Билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу

Единственная проблема, которая может возникнуть у туриста, решившего увидеть бесценные экспонаты из папской сокровищницы и всемирно известную роспись Сикстинской капеллы – длиннющие очереди из желающих купить билеты в музеи Ватикана .

С учетом того, что доступ открывается в 9 утра, а посетителей на территорию впускают, в зависимости от дня недели, до 13:00-16:00 (за 1-2 часа до закрытия), удовольствие потерять драгоценные 3-4 часа, продвигаясь к кассе, представляется весьма сомнительным. К тому же сил на осмотр музеев, после стояния в очередях уже может не хватить. Про то, как очередь выглядит в живую и как ее обойти, BlogoItaliano снял в Ватикане отдельное видео:

В последнее воскресенье каждого месяца вход в музеи бесплатный. Но расслабляться не стоит. Во-первых, чтобы настолько удачно спланировать поездку в Рим, нужно очень постараться. Во-вторых, очередь из жаждущих пройти внутрь даром раза в три длиннее обычной. В-третьих, музеи в этот день работают по сокращенному графику, и посетителей перестают запускать внутрь уже в 12:30.

Если «воскресник» совпадет с большим церковным праздником, бесплатный поход по ватиканским музеям можно смело отменять.

Сегодня билеты в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу можно купить онлайн

Но если уж сам Папа Римский активно пользуется твиттером, было бы удивительно, если бы билеты в музеи Ватикана не распространялись онлайн. Уточнить актуальную стоимость и забронировать их на любой удобный день.

Кстати, через интернет можно купить билеты не только в Сикстинскую капеллу и музеи Ватикана, но и на другие популярные достопримечательности Рима. Больше об этом – в нашей статье .

Photos by: detroitstylz, arnabg, vgm8383, xiquinhosilva

Потолок Сикстинской капеллы поражает воображение посетителей уже больше пятисот лет. Ежегодно великое произведение искусства привлекает миллионы туристов и занимает особое место не только в мировом искусстве, но и в христианстве.

История фресок

Микеланджело Буонарроти начал этот грандиозный проект в 33 года, в 1508 году. Капелла была открыта публике в 1512 году. Потолок дался ему с трудом и, по словам самого Микеланджело, никаких денег не хватило бы, чтобы оплатить его адские муки и жертвы, на которые он вынужден был пойти.

Он писал все фрески стоя, а не лежа на спине, как полагают многие. Поднятые вверх в течение многих часов подряд руки и голова приводили к ужасным головным болям и мышечным спазмам.

Распространение грибка по потолку привело к тому, что первый слой фресок пришлось полностью снимать. После того как потолок снова высох, Микеланджело самостоятельно готовил и наносил грунт, чтобы избежать повторного распространения грибка.

Главный архитектор Ватикана Донато Браманте не очень любил Микеланджело (вероятно потому, что покровительствовал Рафаэлю) и не старался обеспечить его комфортом, поэтому Микеланджело пришлось самому проектировать себе леса, на которых удобно было работать над росписью высоких потолков капеллы.

Кроме того, Микеланджело не считал себя художником, поскольку он уже был известным на тот момент скульптором, работы которого (Давид и Пиета) поражали красотой и реализмом. По требованию Папы Юлия II ему пришлось взяться за роспись капеллы, однако художник настоял на том, чтобы оставить за собой право выбора сюжетов.

Результат работы

В итоге Микеланджело — начинающему художнику — удалось создать одно из величайших произведений мирового искусства, которое по сей день интригует и восхищает всех ценителей прекрасного.

Несмотря на адские условия и невероятный объем работы (больше тысячи квадратных метров), Микеланджело изобразил девять сцен из Ветхого Завета, включающие больше трехсот человеческих фигур, изображенных в реальном размере. Эти изображения и невероятно точная анатомия вдохновляли целые поколения художников и ученых. Фреска «Создание Адама», на которой пальцы Бога и Адама почти соприкасаются, является одним из самых узнаваемых и копируемых произведений искусства в истории человечества.

Скрытые символы

Хоть в 1508 году на дворе и был расцвет высокого Ренессанса, церковь все же отличалась крайней строгостью, не любила и всячески пресекала попытки великих умов распространить слишком прогрессивные идеи.

Именно поэтому предположения о том, что одному из величайших художников истории удалось скрыть тайные символы в своей самой известной работе, являются сами по себе захватывающими и интригующими.

Не все символы, однако, были такими уж тайными. Например, в благодарность за то, что папа Юлий II позволил Микеланджело изменить сюжеты фресок, художник изобразил на многих из них желуди.

В чем смысл? Дело в том, что фамилия папы была Ровере, в переводе с итальянского — дуб.

Символика иудаизма

Желуди были не единственной частью скрытой символики, которую Микеланджело включил в свою работу.

В изображении грехопадения и изгнания из Рая, в райском саду нет печально известной яблони. На ее месте стоит фиговое дерево — традиционный элемент иудейской религии, а не христианства.

На самом деле во многих сценах из Ветхого Завета Микеланджело активно использует иудейскую символику. По мнению историков и искусствоведов, художник таким образом пытался послать церкви своего рода сообщение о том, что христианство слишком далеко ушло от своих иудейских корней.

Изображение Бога

Однако Микеланджело сам сильно отошел от иудаизма в тот момент, когда решился изобразить Бога.

Христианство является единственной авраамической религией, которая позволяет людям создавать образ Бога. До Микеланджело в западном искусстве Бог изображался либо как рука, либо как источник света, но не принимал четкой физической формы.

Микеланджело пошел против принятых устоев и изобразил Бога в человеческом обличии. Именно этот взрослый бородатый мужчина и стал типичным образом Бога для всего христианского мира.

Бог есть разум

Внимательно присмотритесь к фреске «Создание Адама», а именно к изображению Бога и окружающих его ангелов. В 1990 году врач Фрэнк Линн Мешбергер обнаружил, что в образе Бога и его свиты скрыто изображение человеческого мозга. По мнению искусствоведов, это говорит о том, что Бог подарил Адаму не только жизнь, но и разум.

Изображение Бога и свиты настолько сложное, что не только его очертания по форме напоминают мозг, но и отдельные элементы фрески (например, нога ангела) почти точно повторяют очертания отделов мозга (гипофиз).

Еще один мозг

Исследование фресок, проведенное в 2010 году, обнаружило еще одно изображение мозга, на этот раз скрытое во фреске «Отделение Света от Тьмы». Под высоко поднятым подбородком Бога, на его шее, четко прослеживается часть человеческого мозга, а именно ствол, часть височной доли и продолговатый мозг.

По их словам, Микеланджело, который с 15 лет активно изучал анатомию на трупах, не мог случайно изобразить такую сложную конструкцию на шее Бога - части тела, которая обычно является гладкой.

Женское начало

Бразильское исследование, изданное в журнале Clinical Anatomy в 2016 году, обнаружило, что в дополнение к мозгу художник изобразил и другие внутренние органы.

Не обошлось и без женского начала. По словам исследователей, череп барана, который восемь раз изображен на потолке Сикстинской капеллы, очень похож на женские репродуктивные органы.

Кроме того, на фресках несколько раз встречаются треугольные формы, изображенные острием вниз, что издавна символизирует «священное женское начало». Это было популярным мотивом в классическом греко-римском искусстве. Однако подобное отношение угрожало патриархату католической церкви.

Нетипично для всего западного искусства того времени то, что во многих сценах, изображенных на потолке капеллы, женщинам отведена центральная роль. Учитывая то, что потолок изображает исключительно сцены из Ветхого Завета, где не было девы Марии с младенцем, такое внимание к женщинам действительно неожиданно.

Сегодня можно только гадать, являлись ли скрытые символы попыткой обвести церковь вокруг пальца, напомнить ей о корнях или отдать поклон науке, разуму и женскому началу. А может, у этих символов совсем иные значения, или никаких символов и вовсе нет? А может, есть еще немало скрытых посланий, которые никто еще не разглядел?

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы как произведение искусства

В 1508 году римский папа Юлий II поставил перед молодым скульптором Микеланджело непростую задачу - расписать свод Сикстинской капеллы в кратчайшие сроки. На тот момент художнику было 33 года и до этого он никогда не занимался настенной живописью.

Приступая к работе, Микеланджело Буонарроти построил подмостки у потолка - и то лежа, то стоя, запрокинув шею, наносил фрески. Картины под сводом Сикстинской капеллы изображают девять сюжетов из Книги Бытия, которые разделяются на три группы:

  • I - сотворение Мира;
  • II - создание Адама и Евы, их грехопадение и изгнание из Рая;
  • III - испытания, которые выпали на долю всего человечества.

Фрески Микеланджело Буонарроти в Сикстинской капелле

Первая композиция, которую выполнил Микеланджело, называется «Потоп» - всемирная катастрофа, которая обрушилась на людей. В центре плафона Сикстинской капеллы расположена фреска «Сотворение Адама», где Бог прикасается к руке первого человека, давая ему жизнь. Эта картина является одной из наиболее знаменитых в истории мировой живописи. Другая тема центрального произведения - «Сотворение Евы», а заключительная - «Грехопадение и изгнание из Рая».

Спустя четверть века, с тех пор как Микеланджело Буонарроти подарил Риму свои произведения под сводом церкви, новый понтифик Павел III назначил ему новую задачу. Художнику предстояло расписать стены Сикстинской капеллы. Так появилась величайшая фреска «Страшный суд», выполненная в 1537 - 1541 годах.

Техника росписи такой масштабной картины заключалась в том, что вся фреска была разделена на фрагменты в Сикстинской капелле - всего 450 квадратов. В верхней части Микеланджело изобразил ангелов, в центре - Иисуса и деву Марию в окружении блаженных. Особое внимание привлекает нижний ярус, где изображен Конец времен и Страшный суд - грешников спускают в Ад, а праведники восходят в Рай.

1. Снаружи Сикстинская капелла - не примечательная церковь 15 века, схожа с типичным крепостным сооружением.

2. До Микеланджело Сикстинскую капеллу расписывали такие мастера как Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и Козимо Росселли. Спустя 27 лет молодому художнику предстояло отреставрировать некоторые картины предшественников или нанести сверху свои фрески.

3. В медицине появился термин «Синдром Сикстинской капеллы» - потеря сознания при резком запрокидывании головы. Чтобы посмотреть шедевр под потолком, нужно запрокидывать голову, при этом пережимаются позвоночные артерии и нарушается кровообращение головного мозга. Человек с таким нарушением теряет сознание.

4. В 1940 году на юго-западе Франции была обнаружена пещера Ласко с древними наскальными рисунками, вскоре она названа «Сикстинской капеллой первобытной живописи». На камнях нарисованы сюжеты эпохи позднего палеолита, возраст изображений примерно 20 тысяч лет.

5. Известно, что молодой художник Микеланджело нехотя взялся за работу расписывать Сикстинскую капеллу, об этом свидетельствуют строки из стиха, который он написал: «Я получил за труд лишь зоб, хворобу… Да подбородком вклинился в утробу. Грудь - как у гарпий; череп, мне на злобу полез к горбу, и дыбом борода, и с кисти на лицо течет бурда…».

6. В книге «Тайны Сикстинской капеллы» Бенджамин Блех и Рой Долинер дают свое толкование фресок Микеланджело Буонарроти и раскрывают истинное значение изображений.

Информация для туристов: часы работы, билеты в Сикстинскую капеллу

Режим работы : понедельник - суббота - с 9:00 до 18:00 (касса работает до 16:00).
Цена билета : 16 евро (полный); 8 евро (льготный).
Правила посещения : фото и видеосъемка запрещены.

В 100 метрах от Сикстинской капеллы находится и другая известная достопримечательность Ватикана - Собор Святого Петра .

Сикстинская капелла на карте Рима

Сикстинская капелла - бывшая церковь в Ватикане, которая была построена в 1473 - 1481 годах архитектором Джордже де Дольчи и названа в честь папы римского Сикста IV. Ныне здесь проходят конклавы для избрания нового понтифика. Также капелла является музеем произведений эпохи Возрождения и известна росписями художника Микеланджело Буонарроти.

Дата публикации: 2014-07-20

Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina) - бывшая домовая церковь в Ватикане, где в наше время собирается конклав для избрания Папы Римского. Достопримечательность известна великолепными фресками великого Микеланджело Буонаротти. Также капеллу украшают росписи таких известных художников, как Боттичелли, Синьорелли, Перуджино, Гирландайо и Росселли.

содержание:
Практическая информация:

Постройка Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла была построена в период с 1473 по 1483 годы в честь Папы Сикста IV. Сооружение появилось на месте, где существовала «Великая капелла», в которой собирался папский двор, состоявший из около двухсот человек (кардиналы, представители различных религиозных орденов и знатных семейств).

Автором проекта капеллы был выбран архитектор Баччо Понтелли, а все строительные работы курировал Джордже де Дольчи. Сооружение было задумано Сикстом IV как место в Ватикане, где в особо опасные времена от военной угрозы мог бы укрыться папский двор. Поэтому внешне капелла выглядит как простое здание, скорее напоминающее бастион, нежели типично церковную постройку.

Капелла имеет прямоугольную форму и повторяет точные размеры Храма Соломона, как они указаны в Ветхом Завете - 40,9 метра в длину и 13,4 метра в ширину. Стены разделены на три части: нижняя цокольная украшена имитацией тканевых драпировок, средняя расписана фресками, а верхняя прорезана оконными проёмами. Капеллу покрывает почти плоский свод. Архитектурная простота и отсутствие декоративных элементов не отвлекают на себя внимание и являются великолепным обрамлением для художественных шедевров, которые украшают капеллу.






Фрески свода Сикстинской капеллы

В 1504 году в результате строительных раскопок, которые велись недалеко от капеллы, потолок покрылся трещинами. Его реконструкция и ремонт привели к тому, что фрески (сверкающие звёзды на фоне ночного неба) также необходимо было обновить. Однако действующий Папа Юлий II задумал расписать свод в новом величественном стиле. Для этого он в 1508 году пригласил Микеланджело Буонаротти. Интересно, что искусствоведы и биографы великого мастера до сих пор не пришли к окончательной версии почему заказ был отдан именно Микеланджело, который к этому времени был известен исключительно как скульптор, а не живописец.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

План-схема фресок свода


Во время работы Микеланджело пришлось задействовать и свои технические способности, чтобы сконструировать новый тип лесов, которые не касались бы уже ранее расписанных стен и не мешали бы проводить службы в капелле. Впоследствии конструкция лесов Микеланджело стала широко распространённой и использовалась при росписи многих церковных сводов. Работа над фресками двигалась медленно и мучительно. Великий живописец стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

Разделив плоский потолок капеллы на несколько частей, Микеланджело с помощью оптических средств визуально несколько приподнял его центр. Роспись была закончена в ноябре 1512 года. Микеланджело изобразил одновременно и красоту и низость человеческой души.


Фрески свода

В угловых парусах находятся фрески с изображением четырёх ветхозаветных сцен, где художник проиллюстрировал некоторые эпизоды чудесного спасения народа Израиля: «Давид и Голиаф», «Юдифь и Олоферн», «Казнь Амана» и «Медный змей». По периметру потолка чередуясь, располагаются фигуры Пророков и Сивилл, сидящих на монументальных престолах. На коротких сторонах находятся изображения пророков: над алтарём - святой Иона, на противоположной стороне - святой Захария. Чуть ниже, в люнетах размещены фигуры предшественников Иисуса Христа. Центральная часть свода отдана под девять историй из ветхозаветной Книги Бытия о происхождении человека, Вселенной и Зла.








Спустя 25 лет после окончания росписи свода Микеланджело (в 61-летнем возрасте) вернулся в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить один из самых сложных и грандиозных своих шедевров. Речь идёт про фресковую роспись «Страшный суд», которая была заказана Климентом VII. Микеланджело работал над фреской четыре года (с 1537 по 1541). Масштабная роспись занимает всю стену позади алтаря Сикстинской капеллы. Её темой является второе пришествие Христа и апокалипсис.


Картина Страшного Суда представляет грандиозную вселенскую катастрофу, где обнажённые фигуры ангелов, святых и грешников увлекает стихийный и неумолимый поток энергии, противостоять которому они бессильны. В центре композиции, наделённый титанической силой Христос, который с гневом вершит суд над человеком.

Условно поделив фруске на три части, Микеланджело изображает вверху летящих ангелов, держащих в руках атрибуты Страстей Христовых, в центре - Иисуса Христа и Деву Марию, окружённых блаженными, а нижняя часть отдана сцене конца времён, где изображены играющие на трубах Апокалипсиса ангелы, взошедшие на небо праведники и низвергнутые в Ад грешники, а также показано воскрешение мёртвых.

Микеланджело оставил своеобразную подпись. В сцене мученичества апостола Варфоломея, держащего в руках собственную содранную кожу, великий мастер вместо лика мученика изображает своё лицо.

Фрески южной стены

Первоначально роспись южной стены начиналась с цикла фресок Перуджино на тему жизни Моисея, первой из которых была картина «Рождество Моисея». Однако она была утеряна, и таким образом, сегодня цикл фресок, иллюстрирующих Ветхий завет, начинается с «Путешествия Моисея в Египет». Затем следуют «Убийство египтян», «Борьба с пастухами, напавшими на дочерей Иофора», «Горящий куст», «Переход через Красное море» и «Передача скрижали Закона». На следующей панели находится довольно редко цитируемый эпизод Ветхого Завета - «Наказание Корея, Дафана и Авирона», иудейских священников, отрицавших Моисея и Аарона как гражданскую и религиозную власть над избранным народом. Последняя панель южной стены показывает сцены: «Наследие Моисея» и «Смерть Моисея». Завершающая фреска «Обсуждение над телом Моисея» расположена на стене со стороны входа. Под каждой панелью находится соответствующий сцене рассказ из жизни Моисея. Простенки между окон расписаны фресками, на которых изображены все первосвященники. Над ними работали такие видные живописцы как Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо. Фигуры первосвященников расположены в профиль, некоторые в момент благословления, отличаются они лишь наличием книги или свитка в руках.

Северная стена была отдана под повествование жизни Христа. Цикл фресок Перуджино начинался с «Рождества», однако, как и на южной стене, она была утеряна в ходе работ Микеланджело над картиной «Страшный суд». В настоящее время роспись северной стены начинается с фрески «Крещение», за которым следует «Искушения Христа» и «Очищение Прокажённого». Далее находится «Призвание Апостолов Петра и Андрея», «Нагорная Проповедь» и «Передача ключей», то есть, передача власти от Христа к апостолу Петру, своему наместнику. Серия фресок на этой стене заканчивается картиной «Последняя Вечеря», где на заднем плане видны три эпизода из Страстей Христовых («Моление о чаше», «Арест Иисуса» и «Распятие»). Цикл рассказов жизни Христа заканчивается фреской «Воскресения Христова» на стене со стороны входа в капеллу.

Октябрь 31, 2018

Восстановление наиболее важных христианских памятников в Риме, пришедших в заброшенность и упадок вследствие передачи папского престола в Авиньон (1309 – 1377), являлось одним из самых амбициозных проектов понтификов XV века. Свой немалый вклад в возрождение монументальности Вечного города внес папа Сикст IV, избранный в августе 1471 года. По его указу была проведена реконструкция главной часовни Апостольского дворца, названная позже в его честь. Для оформления внутреннего убранства громадного помещения, Папа привлек из Флоренции лучших художников. И сегодня великолепные фрески Сикстинской капеллы в Ватикане остаются самыми известными росписями эпохи Возрождения, увидеть которые приезжают туристы со всего мира.

Фрески флорентийских художников

Первым этапом в оформлении восстановленной Сикстом IV часовни Апостольского дворца стала роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия (1445 – 1503). Уплощенный свод, окруживший стены на уровне оконных арок, первоначально был украшен звездным небом. На фоне бездонной синевы, переливаясь в мерцающем пламени свечей, светились писаные золотом звезды.

Роспись потолка, созданная итальянским художником Пирматтео Лауро да Амелия

В рамках примирения существующей вражды между Сикстом IV и Лоренцо Медичи, флорентийский правитель предложил отправить в Рим своих лучших художников для оформления стен папской часовни. Предложение было принято Папой 27 октября 1480г. и со следующей весны плеяда флорентийских живописцев – Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Доменико Гирландайо – приступила к работе. По мнению многих историков, схему фресок боковых стен разработал Пьетро Перуджино, а общая концепция иконографической росписи была утверждена самим Сикстом IV и его советниками. Согласно утвержденному проекту, фрески Сикстинской капеллы разделялись на три уровня.

Роспись стен

Самая нижняя часть была украшена ложной драпировкой дамасской шторы, с нанесенными по ней гербами Папы. Несколько позже, в период 1515 – 1519гг, в Брюсселе для были заказаны десять гобеленов, которыми, при особо торжественных церемониях, закрывался нижний ярус росписи фальшивых штор.

Гобелены Сикстинской капеллы, закрывающие фрески фальшивых дамасских штор

Рисунки на гобеленах были выполнены по эскизам из которых семь оригинальных работ сегодня хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, а сами гобелены – в .

Один из эскизов Рафаэля

Гобелен, сделанный по эскизам Рафаэля Санти

Сикст IV, чтобы подчеркнуть преемственность между его понтификатом и своими предшественниками, потребовал украсить верхнюю часть между арочных окон портретами понтификов, возглавлявших папский престол с I по IV век.

Верхний ярус Сикстинской капеллы украшен портретами понтификов

В центральном, самом главном ярусе росписи, на двух противоположных стенах изображены библейские сюжеты из жизни Моисея, как спасителя еврейского народа, и Иисуса Христа, как спасителя всего человечества. Эти фрески Сикстинской капеллы читаются параллельно, дополняя друг друга.

Возможно Вас заинтересует:

Северная стена

Представленные на ней сюжеты взяты из Евангелия от Матфея и повествуют о самых важных эпизодах жизни и деяниях Иисуса Христа.

Крещение Христа. Пьетро Перуджино

Искушение Христа и очищение прокаженного. Сандро Боттичелли

Призвание первых Апостолов. Доменико Гирландайо

Нагорная проповедь. Козимо Росселли

Передача ключей апостолу Петру. Пьетро Перуджино

Тайная вечеря. Козимо Росселли и Бьяджо Антонио


Южная стена

Фрески Сикстинской капеллы на ней представляют библейскую историю разных эпизодов из жизни Моисея и читаются, начиная со стороны алтаря.

Путешествие Моисея в Египет. Пьетро Перуджино

Призвание Моисея. Сандро Боттичелли

Переход Моисея через Красное море. Козимо Росселли (Бьяджо ди Антонио)

Спуск Моисея с горы Синай. Козимо Росселли

Восстание против законов и наказание Корея, Дафана и Авирона». Сандро Боттичелли

Завещание и смерть Моисея. Лука Сайнорелли и Бартоломео делла Гатта

Из 16-ти оригинальных фресок Сикстинской капеллы, исполненных флорентийскими художниками, сегодня мы можем увидеть лишь двенадцать. На стене, расположенной на противоположной стороне от алтаря, фреска Гирландайо «Воскресение Христа» была с некоторыми изменениями перерисована в 1572г. голландским художником Хендриком ван ден Броком, а «Спор над телом Моисея» живописца Луки Синьорелли – итальянцем Маттео да Лечче в 1574-м.

Воскресение Христа. Хендрик ван ден Брок, 1572

Еще две фрески Сикстинской капеллы П.Перуджино – «Нахождение Моисея» и «Рождество Христа» были сколоты в 1534г. Микеланджело Буонарроти перед написанием им на алтарной стене «Страшный суд».

Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело

Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе реконструкции предыдущего здания, проводившейся им с 1475 по 1483 годы, толщина стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504г. на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской капелле были приостановлены и ее закрыли для посещений.

В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над , которую он начал делать для будущего надгробия Папы.

Это интересно!

Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.


В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.

Свод Сикстинской капеллы

Фреска «Страшный суд» Микеланджело

Спустя два десятка лет после завершения росписи потолочного свода Сикстинской капеллы, в 1532г. папа Климент VII просил Микеланджело Буонарроти оформить алтарную стену часовни. Работы начались уже при следующем понтифике – Павле III Фарнезе, и проводились с 1535 по 1541г. В картине, охватывающей всю площадь стены позади алтаря, художник изобразил Судный день во время второго пришествия Христа, описанного в 20 главе Откровений от Иоанна.

Фреска «Страшный суд»

Новая грандиозная фреска Сикстинской капеллы явилась символом превосходства и восстановления власти понтификов после трагических событий 1527 года, во время которых Рим был разграблен наемными войсками Ландскнехтов, а лютеранский кризис пошатнул авторитет Римской Церкви.


И еще хотелось бы добавить. Тысячи туристов, рассматривая фрески Сикстинской капеллы при посещении главной часовни Апостольского дворца, мало внимания обращают на ее пол. Инкрустированный разноцветным мрамором в технике косматеско, он сохранился в своем первозданном виде с 1400 года. Напольные мозаики показывают расположение папского престола и мест кардиналов. Серией кругов, идущих от входа, отмечен путь движения торжественных процессий. Конечно, чрезвычайно большое количество посетителей мешают гурманам искусства в полной мере насладиться шедеврами эпохи Ренессанса. Но постараться, все же, стоит!