Культурные ценности в америке 60 х годов. Культура западной европы и сша xx века. Культура подобна айсбергу – Основная масса находится под водой

Тем не менее, несмотря на это, считается, что в основе ее лежит культура поселенцев из Англии. Недаром в США говорили и говорят по-прежнему на английском языке.

Формирование культуры в США

Нельзя не отметить, что язык формировался в Америке не так как в Англии – произношение, словарный запас несколько разнятся. Причина в следующем: много слов, наречий американцы позаимствовали у переселенцев, индейцев, которые населяли тогда их земли.

В связи с этим появилось выражение «американский язык ». Хотя и англичане, и американцы понимают друг друга без труда. Известно, что наиболее специфическим и интересным считается южный диалект, негритянский.

На формирование культуры США большое влияние оказали такие страны, как Германия, Италия, Бельгия.

Немалую роль исполнила британская культура. Изначально США известны смешением культур разных народов. Однако многие народы не потеряли своей индивидуальности, скорее понятие «смешение» необходимо заменить на «адаптация».

Культура воспитания коренного населения такова, что они в первую очередь всегда думают о том, что ждет их в будущем.

Еще одна характерная черта в менталитете страны – родители и дети, достигшие совершеннолетия не помогают друг другу. При этом, естественно культура США широких масс сильно отличалась от культуры верхних слоев общества.

Литература США

Пожалуй, при изучении культуры США наибольший интерес представляет американская музыка. Она богата традициями, разнообразием стилей и жанров. При этом сейчас большое значение имеет именно концертная деятельность.

На сегодняшний день американская индустрия музыки считается наиболее развитой в мире. Нельзя не отметить и то, что музыкальные веяния афро-американцев, так блюз, джаз и хип-хоп, также наложили свой отпечаток на становление творчества многих исполнителей.

Сочетание фольклора, старых элементов и новых давали удивительный ни на что не похожий результат.

С начала 17 века на территории США стали создаваться литературные произведения, причем непосредственно в британских колониях Северной Америки. Этап формирования литературы подошел к концу в начале 19 века.

И романтизм в культуре США как всегда сыграл тут далеко не последнюю роль. Настал период Гражданской войны и в 60-х гг. 19 века в литературе прослеживаются демократические тенденции.

Пожалуй, всем известно имя легендарного писателя Марка Твена. Именно он способствовал тому, что реализм в литературе США стал набирать силу. Благодаря М. Твену многие реалии того времени были описаны без прикрас.

Также приблизительно в этот период происходит зарождение модернизма в литературе США. Такие поэты, как Т.Элиот и Э. Паунд, выказывали свой протест против обезличивания людей в Америке. Уже 70-80 гг.прошлого века – эпоха бунтарей, культура зачастую носит разрушительный характер.

Музеи, университеты и культура США

Музеи США также представляют большой интерес для ценителей истории, живописи и иных видов искусств. Наиболее известные среди них - Метрополитен-музей, Музей искусства Квинс, которые расположены в Нью-Йорке.

Большой популярностью пользуется Национальная галерея искусств Вашингтона . Здесь находятся полотна Рембранта, Леонардо да Винчи, Моне и др. В Висконсе находится Музей цирка, который собрал огромное количество экспонатов со всего мира, посвященных этой тематике.

Наиболее старыми университетами Америки считаются Гарвардский, Пенсильванский, Колумбийский и пр. Они возникли еще в 17-18 вв. На тот момент они по большей части были школами богословов, то есть готовили и обучали только священников.

Кстати до 2 Мировой войны считалось, что американские университеты стоят ниже по статусу, нежели учебные заведения европейских стран. Однако уже с середины 20 в. приоритеты смесились и уже сейчас студентов в Америке гораздо больше, чем в иных странах.

Гэри Р. Вивер, доктор философии

Зима 1997, т. 14, стр. 14-20.
Переработанная редакция опубликована в журнале Kokusai Bunka Kenshu (Обучение в рамках культурного обмена) ,

Специальный выпуск, 1999, стр. 9-15.


Для понимания политических, экономических, социальных и даже личных мотивов поведения любой группы людей нам прежде всего необходимо ознакомиться с превалирующими и основополагающими культурными ценностями этих людей, передаваемыми из поколения в поколение в процессе познания. Если вы не знакомы с фундаментальными основами американской культуры, вам никогда не удастся понять американцев.

Культура похожа на айсберг. Его вершина – лишь самая маленькая часть. Основная масса скрыта под водой. Это одинаково справедливо и для культуры. Видимая часть – поведение людей, - составляет самую малую долю общих культурных традиций нации. Это ее внешняя оболочка, а основная доля, внутренняя культура, находится ниже уровня очевидности (подводная часть). Она в головах людей.

Под внутренней культурой следует понимать образ мыслей и восприятие. Прежде всего, такая культура подразумевает ценности и убеждения, усвоенные на подсознательном уровне человеком, выросшим в определенной культурной среде. Такие ценности и убеждения определяют основы поведения людей.

ПОВЕДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ МЫШЛЕНИЯ

Культура подобна айсбергу – Основная масса находится под водой

ПОВЕДЕНИЕ

УБЕЖДЕНИЯ

ЦЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ МЫШЛЕНИЯ

На рисунке изображены два сближающихся «культурных айсберга», подобно тому, как могут сближаться люди, вышедшие из разных культур. Обратите внимание, что наибольшую часть культуры личности составляет внутренняя культура, та, что находится ниже уровня очевидности.

После столкновения двух айсбергов большинство людей заметят разницу в поведении. Они могут придавать чрезмерно большое значение таким деталям, как неправильная манера приветствовать другого или ношение неподходящей одежды. Ошибки на этом уровне культуры относительно невелики. Большинство людей ожидают, что представители другой культуры будут ошибаться на поведенческом уровне. С другой стороны, подлинное столкновение культур происходит на подсознательном, внутреннем культурном уровне, опирающемся на фундаментальные культурные ценности.

При столкновении внутренних культур мы начинаем яснее понимать различие и сходство культурных ценностей. Более того, понимание внутренней культуры, особенно основополагающих ценностей, позволяет нам вырабатывать систему анализа и толкования поведения.


Соединенные Штаты Америки – не «плавильный котел».

Многие полагают, что Соединенные Штаты Америки представляют собой смесь множества различных культур без основополагающей или превалирующей культуры. Стала привычной метафора «плавильный котел». Люди, прибывающие в Америку со всех концов земного шара, привозят сюда свою культуру и “сбрасывают” ее в “американский котел”. Смесь взбалтывается и подогревается до образования культурного сплава.

Какая-то доля истины в этом есть. Американское общество отличается разнообразием культур. Однако основополагающая культура все же существует, и иммигранты становятся ее частью, поступаясь индивидуальными различиями для того, чтобы приспособиться к существованию в рамках превалирующей культуры общества. Более точной исторической метафорой была бы культурная «штамповочная машина», с использованием «шаблона» или «формы» мужчины белой расы англосаксонского происхождения и протестантского вероисповедания.

В начале 1900-х годов немецкий иммигрант-католик мог выучить английский язык и смешаться с протестантским населением. Он мог изменить свое немецкое имя на типично англо-саксонское – Вильгельм Шмидт становился Вильямом Смитом или просто Биллом Смитом. Люди, подходившие под стандартный культурный шаблон, достигали успеха легче и быстрее тех, кто не мог приспособиться. Даже сегодня наиболее процветающими среди арабских иммигрантов следует назвать ливийских христиан. Будучи христианами, в противоположность мусульманскому большинству арабской диаспоры, они гораздо быстрее освоились в условиях превалирующей американской культуры.

Американские индейцы, а также американцы мексиканского и африканского происхождения, не вписывались в шаблон. Как бы они не старались вести себя также, как белые англо-саксонские протестанты, они не могли изменить цвет кожи и фактуру волос. Даже если они безупречно знали английский и понимали основополагающие ценности и принципы поведения, непохожесть представителей рас, отличных от белой, была очевидной, и их было легко исключить из превалирующей культуры.
Американцы – не европейцы.

Некоторые люди полагают, что Соединенные Штаты Америки – это всего лишь еще одна страна с европейской культурой. Однако первые иммигранты, прибывавшие в Америку большими группами, были «нетипичными» европейцами. Многие из них бежали из Европы, спасаясь от религиозных или политических преследований. Другую группу составляли люди, преступившие закон и сосланные британцами в «Новый Свет».

Ценности и убеждения, присущие основной части иммигрантов, не пользовались популярностью в Европе. Они прибыли в такой уголок земного шара, где эти ценности и убеждения всемерно поощрялись и укреплялись. Некоторые социологи заявляют даже, что эти ценности развились и укоренились в Америке благодаря уникальной физической и социальной среде.

Религия в Америке

Из всех иммигрантов наиболее мощное влияние на американскую культуру оказали кальвинисты, подвергавшиеся преследованиям в Европе за свои религиозные убеждения. Там они принадлежали к религиозным меньшинствам, боровшимся с римско-католической церковью или иной официальной государственной религией. Нередко они были готовы пожертвовать свободой в защиту своих верований, и поэтому их часто называли религиозными фанатиками.

Религия всегда была важной ценностью для американцев. Многие из первых независимых штатов были образованы отдельными религиозными группами и позже вошли в состав Соединенных Штатов, признававших равные права за всеми религиями. Даже сегодня около 70 процентов всех американцев называют себя протестантами, а численность церковных прихожан в США выше, чем в любой другой индустриально развитой стране. В ходе недавнего опроса населения выяснилось, что 94 процента американцев верят в Бога по сравнению с Великобританией, где число верующих составило около 70 процентов, и Западной Германий – 67 процентов.  Почти 80 процентов опрошенных американцев ответили, что религия занимает очень важное или весьма важное место в их жизни, в том время, как в среднем только 45 процентов европейцев (немцев, французов, англичан, итальянцев, австрийцев и голландцев) дали аналогичные ответы. 2

Американцы ожидают от своих лидеров уважения к религии, они привыкли к тому, что речь Президента США оканчивается словами «Боже, благослови Америку». Фраза “Одна нация под Богом» напечатана на банкноте достоинством 1 доллар.

Оставаясь важнейшей культурной ценностью нации в целом, религия занимает определенное место и в системе индивидуальных ценностей отдельных граждан. Официальной государственной религии в Америке нет. Конституцией запрещена государственная поддержка любых религий и вмешательство в отправление религиозных обрядов. Парадоксально, но в европейских странах, где государственные или национальные религии признаны законодательно, религия с годами утратила свое прежнее значение.

Готовность к риску

В 1700-1800 г.г. перемещение населения внутри Европы было незначительным. Люди продолжали жить в домах, принадлежавших родителям. Иммигранты, отправлявшиеся в Америку, были готовы оставить родительский кров и отправиться на другой конец света, зная, что 20 процентов обречены на гибель в пути. Они рисковали жизнями ради нового мира, где их ждала религиозная и политическая свобода. Прежде всего, перед теми, кто был готов рискнуть и отправиться в Новый Свет, открывались возможности экономического процветания.

Готовность индивидуума к принятию риска является фундаментальной чертой американской культуры. Реальной надежды избежать нищеты в Европе не было. Жизнь не обещала изменений. Родившийся бедным умирал бедным. Но иммигранты верили, что жизнь можно изменить, если не бояться риска.

И сегодня иммигрантов по-прежнему объединяет «американская мечта» об экономическом процветании и успехе. Даже при том, что многие после прибытия в страну продолжают жить в относительной бедности, их дети ходят в американские школы и учат английский язык. Именно первое поколение детей, родившихся в Америке, помогает семье выбраться из нищеты. Это, пожалуй, вряд ли было возможно на их родине.

Прогрессивная экономическая подвижность

В Европе 1700-х кальвинизм считался революционной теорией, поскольку он не поддерживал экономический статус кво. Кальвинизм опирался на допущение, согласно которому изменение – это хорошо, и человек обязан брать инициативу в свои руки и добиваться перемен.

В Европе существовала чрезвычайно жесткая социально-экономическая классовая система и смешение классов было редкостью. Тем не менее, кальвинисты верили, что Бог награждает труженика, и что человек может достичь более высокого классового положения в результате личных усилий.

Во всех культурах преимущественное место занимают убеждения и ценности, приносящие вознаграждение. Иммигранты нашли уголок мира, изолированный от войн, сотрясавших Европу. Здесь их ждали неограниченные природные ресурсы и малонаселенные земли. Действительно, в таких условиях иммигранту, готовому трудиться, предоставлялась возможность преуспеть. Такие убеждения и ценности вознаграждались сторицей, и они продолжают оставаться важнейшими культурными ценностями и по сей день.

Эгалитаризм, личные достижения и действия

Ни один политик в США не будет бороться за государственный пост, используя академический титул, например, доктора философии. Даже к президенту или послу США следует обращаться «г-н Президент» или «г-н посол», а не «ваше превосходительство». Американцы не любят титулов и часто обращаются к собеседнику по имени. Мы связываем титул с европейской традицией, когда титул часто дается при рождении. Американцы считают, что все люди обладают равным статусом и равными возможностями для достижения социального статуса через труд.

В Америке социальный статус завоевывается деятельностью человека. Принципиальное значение, придаваемое американцами личным достижениям, восходит к кальвинистскому убеждению в том, что все люди равны перед Богом и могут трудом добиться исполнения любых желаний.

Высшей мерой успеха в США считается личный успех, достигнутый упорным трудом и предприимчивостью. Американские герои – это всегда индивидуалисты, предприниматели, пришедшие к успеху в любом виде деятельности... Дэниел Бун, Дэйви Крокетт, Пол Баньян или Рембо. Ни один политик не скажет: « голосуйте за меня, потому что я происхожу из такой-то семьи и имею большие связи». Говоря о себе, почти все политики США в той или иной степени рисуют некое подобие Авраама Линкольна – человека, добившегося успеха своими силами, выросшего в нищете и ставшего президентом благодаря собственным заслугам без всякой посторонней помощи.

Президент Клинтон вырос в бедной семье, тяжелым трудом зарабатывал деньги на образование и, будучи стипендиатом Родса, с отличием закончил юридический факультет Йельского Университета. Благодаря личным заслугам и способности конкурировать с другими политиками, он завоевал поддержку американского народа и был избран президентом.

Не случайно библия капитализма, книга Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов», была опубликована 1776 году, в том же году в котором были основаны Соединенные Штаты Америки. Свободное предпринимательство, рыночный капитализм и политический либерализм сформировались на базе индивидуальных достижений, подвижности социальных слоев внутри классовой системы и антиправительственного курса. Развитию этих идей способствовали тепличные условия Америки с ее изобилием природных богатств, малой плотностью населения и непрерывным ростом экономики.
Самостоятельность и независимость – ценности первых американских поселенцев

Если бы вы эмигрировали в Америку из Европы в середине 1800-х годов, то, вероятно, вы начали бы приобретать свой опыт американской жизни бедняком в перенаселенном городском квартале. Такова же судьба и многих сегодняшних иммигрантов. Большинство из них занимались тяжелым трудом и копили деньги, желая воспользоваться экономическими возможностями Запада, где были земля, полезные ископаемые, золото и шанс получить работу.

Караваны фургонов тянулись на Запад. Этот путь был мало похож на коллективную туристическую поездку. Каждая семья ехала в собственном фургоне, питалась отдельно, и у каждой был свой конечный пункт. Для выживания в пограничных районах, переселенцам требовалась полная самостоятельность и независимость. Эти ценности первых поселенцев слились с ценностями, привезенными кальвинистами из Европы, и их них сформировались основополагающие ценности Америки.

Почти каждый политик хочет запечатлеть себя на фотографии в ковбойской шляпе. Почему? Потому что, когда американцы думают о ковбое, они представляют себе одинокую фигуру всадника, скачущего по прерии. Ковбои никогда не путешествовали группами. Они были людьми действия, самостоятельные и независимые индивидуалисты, выжившие без всякой посторонней помощи. Для американцев ковбой – это кальвинист верхом на лошади, олицетворяющий превалирующие ценности общества.

Таким образом, нельзя придумать худшего оскорбления для американца, чем сказать ему, что он от кого-то зависит или полагается на других. Когда мы помогаем другим, мы часто делаем это косвенно, «окольными путями», через анонимные благотворительные организации, и очень редко напрямую, потому что помощь может обидеть нуждающегося в ней.

Средний американец ежегодно отправляет благотворительным организациям около пятисот долларов, и чем беднее жертвователь, тем больший процент его или ее дохода отдается на благотворительные цели. Около 48 процентов населения на добровольных началах работают в среднем четыре часа в неделю в пользу различных организаций и акций. 3 Они бесплатно предоставляют свое время и труд менее благополучным членам общества – бедным, старикам или детям. Добровольный бесплатный труд также относится к числу фундаментальных ценностей.

Следует еще раз подчеркнуть, что такую помощь никогда не следует оказывать напрямую, иначе вы обидите того, кому хотите помочь. В идеале, для тех, кто получает такую помощь, она должна стать возможностью сделать что-то такое, что помогло бы им подняться на ступеньку выше. Например, многие из прежних американских филантропов, как, например, Эндрю Карнеги, не подавали милостыню бедным. Карнеги строил университеты и библиотеки, чтобы бедные могли в них учиться и собственными силами повышать свое экономическое благосостояние. Его помощь не оказывала губительного воздействия на самостоятельность и независимость личности.

В течение всего периода американской истории основная семья состояла из мужа, жены и детей, но без бабушек, дедушек, теток, дядьев и прочих родственников. Такая небольшая семья была очень мобильной. Даже сегодня средний американец переезжает 14 раз в течение жизни, в основном в поисках лучших экономических возможностей в других частях страны. Родители ожидают, что после того, как их ребенок в возрасте 18-19 лет закончит среднюю школу, он покинет родительский дом, поступив в высшее учебное заведение или начав работать. Дети не должны быть материально зависимы от своих тружеников-родителей.

Американский либерализм и капитализм.

Ведущим политическим принципом страны следует считать то, что многие европейцы называют «либерализмом», хотя в самих США этот принцип часто относят к одной из форм «консерватизма». Американцы убеждены, что чем меньше правительство, тем оно лучше, и что правительство не должно вмешиваться в жизнь индивидуума. Еще одно логическое продолжение кальвинизма.

Большинство американцев не доверяют сильному централизованному правительству. Вот почему у нас нет парламентарной системы, объединяющей исполнительную и законодательную ветви власти. Всегда считалось, что исполнительная, законодательная и юридическая ветви государственной власти должны быть разделены и должны обладать пропорциональной долей политической власти.

Преобладающим экономическим убеждением является капитализм эпохи свободной конкуренции, при котором правительство не должно вмешиваться в экономику и вся ответственность за успех или неудачу возлагается на индивидуума. Такой подход является логическим развитием идей кальвинизма. В отличие от многих европейских стран и даже Канады, в США не существует социалистической партии, и по сравнению с другими промышленно развитыми странами, поддержка федеральным правительством сфер здравоохранения, заботы о детях, безработных и престарелых гораздо менее существенна. Даже вопросы образования находятся преимущественно в ведении местных, а не федеральных органов власти.
Американцы отождествляют себя c родом деятельности.

Если вам доведется встретиться с американцем на вечеринке, он приветствует вас следующим образом: «Привет. Меня зовут Гэри Вивер. Я – профессор американского университета. Кем вы работаете?» Мы отождествляем себя с тем, что мы делаем .

Представители многих других культур идентифицируют себя со своим происхождением. Житель Восточной Африки может поприветствовать вас, сказав: «Здравствуйте. Меня зовут Амос Нтимама, я сын Вильяма Оле Нтимама из Нарока в Масаи Мара». Здесь отправной точкой самоопределения служит понимание того, кто он, поэтому прежде всего будут названы имя отца и место рождения. Социальный статус опирается на семью и унаследованные традиции, а не на деятельность личности.

Во многих традиционных незападных культурах с преобладанием сельского населения детей учат тому, что родственные отношения и связи более важны, чем индивидуальные достижения. Фактически достижения важны ради семьи или друзей. Чрезвычайно ценится надежная, слаженная и проверенная годами дружба, и люди хотят зависеть от других и полагаться на них. Сотрудничество взамен соперничества вызывает восхищение и поощряется в семье и на работе.

Учитывая громадную значимость, придаваемую независимости, самостоятельности и личным достижениям, американец, потерпевший крах в личных или финансовых начинаниях, чувствует себя лично ответственным. Он нередко испытывает чувство вины за недостаток старания, неумение стать более конкурентоспособным или воспользоваться представившейся возможностью. Во многих незападных культурах с их уважением с большим семьям и унаследованным традициям, для людей, потерпевших неудачу, характерно чувство стыда , поскольку неудача отдельного человека отражается на всех, кто так или иначе с ним связан.

Эти ценности влияют также на манеру проведения американцами деловых встреч. Они стремятся «перейти к делу» гораздо быстрее, чем это принято в культурах, где столь важны взаимоотношения. Для многих традиционных культур с сельским населением принято уделять время для знакомства и определения статуса участников, и только после этого приступать к обсуждению дел. Некоторые американцы думают, что мексиканцы или африканцы «теряют время» на неделовое общение перед началом работы. С другой стороны, африканцы и мексиканцы иногда считают американцев «назойливыми» и вечно торопящимися сделать дело, не заботясь об установлении взаимоотношений.

США становятся «миской с салатом»

Безусловно, США изменились. Большинство населения больше не устраивает концепция «плавильного котла» или «культурной штамповочной машины». Сегодняшние популярные метафоры указывают на то, что стало приемлемым сохранять отличия и в то же время оставаться частью единого общества. В салате каждый овощ добавляет собственное своеобразие и вкус, так же, как мужчины и женщины черной, белой, желтой и коричневой рас соединяются, образуя общество, сохраняющее уважение к индивидуальным различиям пола, расы, вероисповедания и этнических корней.

Некоторые американцы опасаются, что превалирующая культура будет уничтожена большим количеством иммигрантов, прибывающих из неевропейских культур. С 1964 года в Америку ежегодно переселяются около одного миллиона иммигрантов, подавляющее большинство из которых составляют выходцы из Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Азии и Африки.

Доказательств, подтверждающих подобные опасения, нет. Несмотря на почти нулевой прирост белого населения, не принадлежащего к испаноязычным культурам, те, кто добивается успеха в нашем обществе, ведут себя как англо-саксонские протестанты. Они приобретают уважение к упорному труду, личным достижениям и умению действовать. Одновременно многие хотят сохранить свое культурное, расовое или этническое тождество и не видят причин забывать их для того, чтобы достичь успеха в современном американском обществе.

Положительные и отрицательные аспекты американских культурных ценностей.

Для правильного подхода к пониманию культурных ценностей необходимы обобщения. Ценности не применимы к каждому человеку или к любой ситуации, возможной в Америке, и для всякой превалирующей ценности справедливы исключения. Например, американцам необходимо чувство принадлежности к группе, так же, как для японцев важны чувство родства и коллективизма.

Необходимость ощущения себя единой большой семьей, коллективом, в США может быть развита даже сильнее, и это проистекает из чрезмерного воспевания индивидуализма. Как следствие, в дни национальных праздников или международных кризисов американцы собираются вместе с чувством подлинной силы и единения. Патриотизму в США придается исключительно важное значение и его часто называют «гражданской религией» 4 Америки. Подобно тому, как это происходит с людьми, принимающими другую веру, иммигранты нередко более фанатичны в своей приверженности Америке и ее ценностям, чем граждане, рожденные в США.

Завоеванный социальный статус, индивидуализм, самостоятельность и независимость. Признание всех этих ценностей было необходимо тем, кто хотел выжить и преуспеть в передовом американском обществе 1800-1900 г.г. Эти ценности позволили иммигрантам добиться успеха и были жизненно необходимы для экономического роста страны. И все же, сослужат ли эти ценности добрую службу Америке в новом тысячелетии?

Жесткий индивидуализм Америки привел к тому, что многие старики предпочитают жить отдельно – самостоятельно и независимо, - а не полагаться на своих детей и не зависеть от них. Многие молодые люди испытывают трудности при попытке подружиться или наладить любовные отношения, потому что они не могут отказаться от привычного соревнования личностей. Родные братья и сестры, друзья, и даже мужья и жены периодически соперничают друг с другом. Сегодня такая форма конкурирующего индивидуализма может оказаться чрезмерной и приводящей к прямо противоположным результатам. Она может оказать крайне отрицательное воздействие на психологическую обстановку в семье. Возможно, что после 2000 года мы станем зависимы от семьи и должны будем полагаться на родных в поисках экономической и психологической стабильности и поддержки.

Летом 1996 г. самым популярным в Америке фильмом был «День независимости». День, в который сильнее всего проявляется чувство американского патриотизма – это 4 июля, - в эту дату Америка празднует объявление независимости от Великобритании. Фильм стал классическим примером превалирующих американских культурных ценностей. Пришельцы из дальнего космоса пытались завоевать планету Земля, и президент лично повел самолет в атаку. Американцы влюбились в этот современный научно-фантастический вестерн.

Тем не менее, в сегодняшнем мире с его экономическими и политическими взаимозависимостями одинокие ковбои могут стать опасными. Возможно, в новом тысячелетии американцам придется позаботиться о более разумной пропорции индивидуализма и духа соперничества по отношению к коллективизму и сотрудничеству.


 Andrew Greeley, Religion Around the World: A Preliminary Report (Chicago: National Opinion Research Center, 1991), p. 39.

2 Ronald Inglehart, 1990 World Values Survey (Ann Arbor, MI: Institute for Social Research, 1990), question 3 F.

3 Richard Morin, “So Much for the ‘Bowling Alone’ Thesis: A compilation of data suggest that Americans actually are becoming more involved,” The Washington Post National Weekly Edition , June 17-23, 1996, p. 37.

4 Seymour Martin Lipset, American Exceptionalism: A Double-Edged Sword (New York: W.W. Norton, 1996), pp. 18, 63-64.

Движение Контркультуры 60-70-х гг. XX века

В качестве примера социального движения, изменившего доминирующую систему ценностей, рассмотрим движение молодежной Контр культуры. Следуя классификации Блумера, это движение явно следует отнести к смешанному типу.
Выше мы уже отмечали, что термин "контркультура" ввел Теодор Роззак. Этим термином принято обозначать ряд довольно близких идейных течений, сложившихся в американском обществе (главным образом, среди молодежи) в 60-70-е годы, и заимствованных молодежью других западных стран.
Идейная доминанта Контркультуры - протест против американского образа жизни и потребительских ценностей "среднего класса".
Истоки Контркультуры - 50-е годы, время взрывного роста уровня жизни американцев. Впервые за всю историю большинство американцев стали жить весьма обеспеченно, имея возможность, в частности, дать своим детям хорошее образование. В американском обществе утвердился культ потребления, погони за материальными ценностями, тотальный конформизм ("будь как все", "будь не хуже других"). Контркультура стала ответом молодежи на эти ценности. Молодежь (как правило, выходцы из зажиточных слоев) отвергла ценности старшего поколения, причем отвержение приобретало разные формы и прошло несколько этапов.
Первое поколение "отвергающих" - поколение "битников", практиковало "богемный" стиль жизнь: алкоголь, наркотики, свободный секс, художественное творчество как основная форма самовыражения личности (приоритет отдавался авангардным формам искусства), отвержение религиозных (протестантских) традиций "отцов", интерес к религиям Востока, особенно дзен-буддизму ("бунтарский дзен"). Литературный портрет этой эпохи - роман Дж. Керуака "Бродяги дхармы".
Второе поколение - это "хиппи" - "дети цветов". Граница между битниками и хиппи условна: поздние битники - это, фактически, первые хиппи. "Хиппи" - не самоназвание бунтующей молодежи, а прозвище, данное журналистами, которое позже было принято и самой молодежью. Большинство хиппи - молодые выходцы из среднего класса, отказавшиеся от жизненной программы и жизненного стиля, предполагавшихся их социальным положением. Образ хиппи, длинноволосого и одетого в живописные лохмотья, - символ Америки 60-х. Хиппи вели бродячий образ жизни, перемещаясь по Америке "автостопом", создавали "коммуны" в противовес традиционной семье, практиковали свободные сексуальные связи (что в пуританской Америке выглядел особенно крамольным). Хиппи стремились возродить "естественный образ жизни", вернуться к природе и отвергали техническую цивилизацию. Время хиппи - время войны США во Вьетнаме. Хиппи были ярко выраженными пацифистами, их лозунг: "Занимайся любовью, а не войной". Музыкальным выражением ценностей и образа жизни хиппи стал рок. Хиппи вели активный религиозный поиск, подобно битникам, они искали истину в восточных учениях, но наметился и интерес к христианству. Хиппи особенно привлекал мистический опыт, опыт слияния с трансцендентным началом, выход за пределы своего "Я". С этими исканиями хиппи связана так называемая "психоделическая революция" - распространение употребления психоактивных веществ (психоделиков, прежде всего, ЛСД). С помощью ЛСД "мистический опыт", расширяющий сознание, мог получить, практически, каждый. Повальное увлечение ЛСД и несчастные случаи, связанные с приемом "кислоты", вызвали запрет ЛСД в США и ужесточение уголовных преследований за распространение наркотиков. Идеи Контркультуры хиппи нашли выражение в творчестве Кена Кизи, Томаса Вульфа, фильмах "Беспечный ездок", "Забриски пойнт".
"Хиппизм" как таковой прекратил активное существование в 70-е годы. Эстетика, внешняя атрибутика хиппи были "приватизированы" массовой культурой и получили широкое распространение.
Контркультура имела и политическую составляющую. Она включала не только мирных хиппи, но и ряд радикальных политических течений и организаций, исповедующих разные варианты марксизма, троцкизма и маоизма и заявлявших о себе акциями политического протеста. Наиболее яркое политическое событие в данном контексте - это студенческая революция 1968 года в Париже.
Значение движения Контркультуры для западных обществ трудно переоценить. Отметим наиболее важные культурные последствия
- критика потребительского общества;
- осознание и распространение ценности самореализации личности;
- осознание экологической проблематики;
- либерализация традиционной сексуальной морали;
- появление новых музыкальных и эстетических стилей;
- активизация религиозных исканий, поворот к "новой духовности".
Были и политические последствия, в частности, расширение политических прав молодежи, ослабление расовой сегрегации в США.
Контркультура повлияла и на экономическую жизнь. Появился "молодежный сектор" индустрии досуга: молодежная музыка, молодежная мода. Сложилась, по замечанию С. Левиковой, "коммерческая молодежная культура", создаваемая "для молодежи", а не самой молодежью. И в этом можно увидеть частичное поражение молодежной Контркультуры, протестовавшей против потребительских ценностей, но создавшей, в итоге, новые модели потребления.

Когда американцы обзавелись лишними денежками и большими семьями, они поменяли свои представления – не только о том, как надо жить, но и где обустраиваться. В 19401970 годы происходил отток населения из городов: там осталась жить лишь треть американцев. Процент сельского населения тоже упал примерно до 30 с небольшим процентов. Зато резко возросло число тех, кто предпочитал селиться на окраинах больших городов: если раньше они составляли лишь 20 % населения Америки, то теперь эта цифра увеличилась до 33 %. Таким образом, «бум» наблюдался еще в одной области жизни – в развитии пригородов.

В 1945–1960 годы реальный доход на душу населения также вырос на 25 %. В следующие два десятилетия этот прирост равнялся 70 %. Теперь три пятых всех американцев можно было смело отнести к «среднему классу». К 1960 году количество домовладельцев уже составляло 60 % всего населения (для сравнения, до войны таких людей было лишь 40 %). Продажа автомобилей в 1945–1955 годы возросла в 4 раза, также увеличилось количество покупаемых холодильников, стиральных и посудомоечных машин, электропечей и особенно телевизоров. Американцы превратились в самую богатую в мире нацию, которая могла похвастать рекордно высоким уровнем жизни. Минула четверть столетия после Второй мировой войны, и Соединенные Штаты превратились в гигантскую машину по производству и потреблению товаров. Страна, в которой проживало лишь 6 % населения планеты, выпускала и использовала 66 % всех производящихся в мире товаров. Недаром историк Дэвид М. Поттер в своей книге, выпущенной в 1954 году, охарактеризовал американцев как «народ изобилия».

Жизнь рабочих изменялась по мере того, как изменялась сама индустриальная Америка. Занятость в сфере услуг преобладала над занятостью в промышленности. К 1956 г. большинство получавших заработную плату имело "беловоротничковые" профессии менеджеров, преподавателей, продавцов и конторских служащих. Некоторые фирмы гарантировали работникам годовой объем заработной платы, заключали с ними долгосрочные контракты, предоставляли другие льготы. В этой связи активность рабочего класса постепенно снижалась и некоторые его характерные черты стали исчезать.

Сельское хозяйство переживало трудные времена. С одной стороны, происходило укрупнение части ферм, повышавшее их производительность, и среди фермеров появлялось все больше крупных предпринимателей. С другой — ухудшалось положение семейных ферм, падала их конкурентоспособность, росло число тех, кто прекращал работать на земле.

Американцы переселялись из загрязнённых городов к окраинам, в пригороды. Там они рассчитывали получить более просторные жилища для своих семей, выросших вследствие послевоенного "бума" рождаемости. По проектам Уильяма Дж. Левитта и других инженеров и архитекторов строились кварталы типовых домов, изготовляемых промышленным способом. Эти дома собирали большей частью еще на заводе. Скромные внутри и снаружи, они стоили дешевле и позволяли их новым владельцам осуществить хотя бы часть "американской мечты".

Пока росли окраины, бизнес охватывал все новые области. Большие торговые центры с огромным ассортиментом товаров изменили стиль потребления. Если в конце войны таких центров было всего 8, то в 1960 г. — 3480. Бывая там в удобные вечерние часы и без проблем паркуя машины, покупатели могли уже не делать покупки в обычных городских магазинах.

Новые автострады облегчали путь на окраины к торговым центрам. Актом конгресса в 1956 г. на строительство автострад выделялось 26 млрд. долл. — самая большая в американской истории цифра затрат на государственные работы. Предстояло построить свыше 64 тыс. км федеральных дорог, связывающих все части страны.

В социально-экономической жизни американцев все большую роль играло телевидение. Появившись в 30-е годы, оно широко распространилось лишь после войны. В 1946 г. в США насчитывалось не больше 17 тыс. телевизоров, а через три года их продавалось по 250 тыс. штук в месяц. К 1960 г. три четверти семей имело по крайней мере по одному телевизору. В середине 50-х годов средняя американская семья смотрела телепередачи около 4—5 часов в день. Детские программы включали "Хауди дуди тайм" и "Клуб Микки Мауса". Взрослым нравились комедии типа "Я люблю Люси" и "Папа знает больше всех". Американцы разных возрастов смотрели все более изысканную рекламу товаров, которые, как говорилось о них, необходимы для нормальной жизни.

John Wayne
Несмотря на распространение телевидения, киноиндустрия также переживала подъём. Голливуд выпускал не только тысячи фильмов, он выпускал образ жизни. Америка наполнилась кумирами, которым стремились подражать. Возросший уровень жизни закрепился в сознании людей, люди считали себя достойными хорошей жизни, которую пропагандировал Голливуд. Если в двадцатые персонажи фильмов казались заоблачными фигурами, которыми можно было только восхищаться и мечтать о них, то теперь Голливуд стал ближе к простому обывателю, теперь он восхищался Голливудом как достижимой целью, обыватель стремился не мечтать "жить как в кино", а делать эту жизнь реальностью.

Образы идеальных женщин, таких как Грэйс Келли, Элизабет Тайлор, и идеальных мужчин, как Кэри Грант, Кларк Гэйбл, Джон Уэйн или Хэмпфри Боггарт. Конечно, наряду с этими "обожествляемыми" фигурами, росли звёзды молодёжного поколения, время которых наступит уже в будущем десятилетии. Это Марлон Брандо, Мэрлин Монро, Джеймс Дин.

Elizabeth Taylor
Grace Kelly

Clark Gable
Cary Grant
Самое важное, что можно сказать об образе жизни американцев в 1950-е, это возникновение большого количества символов независимости. Собственный дом в пригороде, автомобиль или даже два, стабильная, приличная работа, технические новшества, доступ практически ко всем товарам - это то, что имела средняя американская семья. Это и есть переломный момент в истории Америки, XX века. Это также важная веха в истории человечества. Человек теперь не ограничен своей деревней или районом города, ему открывается вся страна, он узнает о событиях, происходящих за 5 тысяч миль, не вставая с кресла. Многочисленные программы поддержки правительства позволяли нуждающимся жить достойной жизнью. Подобный уровень благосостояния породил изменения, которых никто, даже самые глубокие умы, не могли предусмотреть. Когда проблемы выживания и обеспечения семьи отошли на второй план, обнажились проблемы принципов существования человечества, новый человек, сформированный в мире достатка и процветания, обратил свой взор на несправедливости Вселенной.

Англия

Особенности английского капитализма в 50-е – 70-е годы XIX в. Господство либерализма в идеологии и политике. Либеральная партия, ее состав. Промышленная буржуазия и фритредеры. Внешняя политика либералов. Колониальная экспансия Англии. Типы колоний. Предоставление Канаде статуса доминиона. Ирландия в 50-е – 60-е годы. Движение фениев.

Положение и структура рабочего класса Тред-юнионизм. Экономический кризис 1857 г. Стачечная борьба. Движение за новую избирательную реформу. Первый Интернационал. Реформа 1867 г.

Развитие техники и науки. Успехи химии и физики. Открытия Ч. Дарвина. Позитивизм. Реалистическая литература.

Франция во время Второй империи

Режим Второй империи. Конституция 1852 г. Социальная опора режима. Завершение промышленной революции. Специфика процессов в сельском хозяйстве и аграрном строе. Роль денежного капитала. Рост рабочего класса. Рабочее движение. Влияние прудонизма. Секции I Интернационала.

Внутренняя политика. Перестройка Парижа. Особенности внешнеполитического курса Наполеона III. Колониальная экспансия. Реформы 60-х годов. Рост общественного недовольства. Либеральная и республиканская оппозиция. Начало Франко-прусской войны.

Культура Франции в период Второй империи. Распространение грамотности. Реализм в литературе и живописи.

Объединение Италии

Политическое и экономическое положение Италии после революции 1848-1849 гг. Место Сардинского королевства (Пьемонта) среди других итальянских государств. Экономический подъем, развитие капитализма, К. Кавур.

Размежевание в республиканско-демократическом лагере. Д. Манин и образование «Национального общества». Усиление либерально-монархического направления.

Союз Пьемонта с Францией. Франко-итало-австрийская война 1859 г. Перемирие в Виллафранке и его последствия. Национальное движение в Центральной Италии. Плебисциты 1860 г.

Революционное движение в Сицилии. Переход инициативы к демократам. Экспедиция Дж. Гаррибальди (поход «Тысячи»). Противоборство демократов и либералов-монархистов.

Образование Итальянского королевства. Его государственный строй, внутреннее положение и внешняя политика в 60-е годы. Позиция папства. Рабочее движение. Крестьянское восстание на Юге. Борьба за завершение объединения страны. Присоединение Венеции.

Франко-прусская война и завершение объединения Италии. Исторические особенности процесса национального объединения Италии, его итоги и значение. Историография объединения Италии.

Культура эпохи Рисорджименто. Литература и музыка.

Объединение Германии

Промышленный подъем 50-х – 60-х годов. Формирование единого национального рынка. Прусский аграрный закон 1850 г. Развитие капитализма в сельском хозяйстве.

Австро-прусская борьба за гегемонию в Германии. Ольмюцкая конвенция.

Подъем либерального движения. «Национальный союз» и Прогрессистская партия, их программа. Конституциональный конфликт в Пруссии и приход О. Бисмарка к власти, его политический курс.

Рабочее движение в 50-е – 60-е годы, роль Ф. Лассаля. Всеобщий германский рабочий союз. Лассаль и Бисмарк. Образование Социал-демократической рабочей партии.

Начало объединения Германии вокруг Пруссии. Война за Шлезвиг-Голштейн. Австро-прусская война и разгром Австрии. Северогерманский союз и его конституция. Переход либералов к поддержке политики Бисмарка. Создание партии национал-либералов.

Франко-прусская война и завершение объединения Германии.

Австрийская империя. Образование Австро-Венгрии

Неоабсолютистский режим в Австрии, его социальная опора. Экономическая политика. Развитие капиталистических отношений.

Внешняя политика Австрии. Ее позиция в период Крымской войны. Франко-итало-австрийская война. Политический кризис в Австрийской империи на рубеже 50-х – 60-х годов. Конституции 1860 и 1861 гг. Венгерская проблема. Война с Пруссией и ее внутриполитические последствия.

Австро-Венгерское соглашение 1867 г. Создание дуалистической империи Австро-Венгрии.

Славянские народы под властью Австро-Венгрии. Испания в 20-е – 70-е годы

Испания в конце 20-х – начале 30-х годов. Третья буржуазная революция (1834-1843). Первая карлистская (1833-1839). Социально-экономические и политические преобразования «модерадос» и «прогрессистов». Диктатура Эспартеро. Итоги революции.

Начало промышленного переворота и развитие сельского хозяйства в середине XIX в.

Четвертая буржуазная революция (1854-1856). Политика правительства Эспартеро-О"Доннеля. Всеобщая забастовка в Барселоне. Переворот 1856 г.

Внутренняя и внешняя политика консерваторов и Либерального союза в 1856-1868 гг.

Пятая буржуазная революция (1868-1874). Республиканское движение. Вторая карлистская война (1872-1876). Деятельность испанских секций I Интернационала. Провозглашение республики. Правительство Ф. Пи-и-Маргаля. Контрреволюционный переворот 1874 г.

Особенности революционного процесса в Испании. Итоги пяти революций. Незавершенность буржуазных преобразований.

Испанская культура в период революций.

Гражданская война и реконструкция США

Предпосылки второй буржуазной революции в США. Буржуазия и рабовладение. Борьба фермерства за демократическое решение аграрного вопроса. Колонизация западных земель и обострение борьбы за власть в США. Гражданская война в Канзасе. Крах двухпартийной системы. Образование республиканской партии. Восстание Джона Брауна.

Гражданская война 1861-1865 гг. Приход к власти республиканской партии и мятеж рабовладельцев. «Конституционная война» (1861-1862). Военные неудачи Севера и их причины. Давление на правительство А. Линкольна. Радикальные республиканцы. Акт о гомстедах. Прокламация об освобождении рабов. Ход войны в 1863-1865 гг. Победа Севера.

Международное положение США. Угроза англо-французской интервенции. Позиция России.

Реконструкция 1865-1871 гг. Ее цели. Новая расстановка общественных сил. «Президентская реконструкция». Радикальная реконструкция 1867-1869 гг. Демократические реформы на юге. Роль негров. Поворот к реакции. Соглашение Тиндена-Хейса.

Историческое значение второй буржуазной революции в США. Историография гражданской войны и реконструкции.

Страны Латинской Америки в 30-е – 60-е годы XIX в.

Социально экономическое развитие стран Латинской Америки после Войны за независимость. Особенности генезиса капитализма. Причины отставания латиноамериканских стран от развитых стран Европы. Проникновение иностранного капитала в экономику стран Латинской Америки. Внутриполитическая борьба. Политическая нестабильность и ее причины. Каудильизм. Гражданские войны. Борьба стран Латинской Америки против экспансии США и европейских держав. Агрессия США против Мексики, аннексия Техаса. Буржуазная революция и гражданская война в Мексике в 50-е – 60-е годы XIX в. Деятельность Б. Хуареса. Борьба мексиканского народа против интервенции европейских держав и ее разгром.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

Коммунистические идеи в Европе в XVII-XVIII вв. Проекты идеального общественного строя, их отличительные черты и способы обоснования. Великая Французская революция и коммунистическая мысль.

Общественные сдвиги в Европе в XIX в. и их воздействие на социальную мысль. Системы Сен-Симона, Фурье, Оуэна и новое теоретическое и историческое обоснование совершенных общественных порядков.

Возникновение понятия «социализм». Распространение социалистических идей в Европе в середине XIX века. Социалистическая мысль во Франции. Многообразие социалистических систем взглядов. Первые случаи массовой поддержки социалистических идей (Луи Блан, Прудон).

Социалистическая концепция К. Маркса, ее основные положения. Обоснование тезиса об исторической неизбежности перехода к социализму. Концепция мировой пролетарской революции, ее идейные истоки. Отражение в марксизме ряда реальных проблем капиталистического общества XIX в. и утопический характер предложенного К. Марксом пути их решения. Отличие марксизма от других социалистических концепций, причины его широкого распространения в последующие десятилетия.

Социалистическая концепция К. Маркса в оценке западноевропейских и русских ученых и публицистов конца XIX – начала XX века.

Международное Товарищество Рабочих – Первый интернационал (до 1870 г.)

Исторические условия создания Международного Товарищества Рабочих. Теоретическая и практическая деятельность Маркса и Энгельса в 50-е годы.

Основание Международного Товарищества Рабочих. Первые программные документы. Борьба различных течений в Интернационале. Роль Генерального совета. К. Маркс о тактике в Интернационале. Основные направления деятельности Интернационала. Лондонская конференция 1865 г. Возникновение секций Интернационала в странах Европы. Женевский конгресс.

Интернационал и стачечное движение. Лозаннский конгресс. Дискуссия о земельной собственности. Брюссельский конгресс.

Левый прудонизм. Борьба против лассальянства. Польский и ирландский вопросы в Интернационале. Проблемы войны и мира. Борьба против бакунизма в Интернационале. Распространение секций Интернационала.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ в 20-е – 60-е годы XIX в. КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА.

«Венская система» в первой половине XIX в . Борьба Священного Союза с революционным движением в Европе. Конгрессы Священного Союза в Аахене и Троппау-Лайбахе. Доктрина вооруженного вмешательства во внутренние дела государств. Интервенция Священного Союза в Испании.

Влияние революций 1830 г. во Франции и Бельгии и восстания в Польше на развитие международных отношений. Ослабление устоев «венской системы» в результате революций 20-х, 30-х, 40-х годов XIX в.

Восточный вопрос и обострение противоречий между европейскими державами в 20-е – 50-е годы XIX в. Греческая революция и политика европейских держав. Страны Западной Европы и русско-турецкая война 1828-1829 гг. Международные противоречия в восточном вопросе в 30-е – 40-е годы. Проблема проливов. Обострение восточного вопроса в начале 50-х годов. Крымская война и ее международные последствия. Крах «венской системы».

Международные отношения во второй половине 50-х – 60-е годы Х I Х в . Международные противоречия в связи с объединением Италии и Германии. Вмешательство Франции в итальянские дела. Франко-итало-австрийская война. Войны Пруссии с Данией и Австрией. Франко-прусский антагонизм. Дипломатическая изоляция Франции накануне Франко-прусской войны 1870-1871 гг.

Европейские государства и гражданская война в США. Провал военной интервенции европейских держав в Мексику.

Колониальная политика европейских государств . Новые методы колониального господства. Изменения в системе управления колониями. Уничтожение монополий торговых компаний.

Распад испанской колониальной империи в Южной Америке. «Доктрина Монро», экспансия США на юге американского континента в 20-е – 40-е годы XIX в.

Новые направления колониальной экспансии европейских государств. Колониальная экспансия на Среднем и Дальнем Востоке. Англо-русские противоречия в Азии. Опиумные войны и раздел Китая на «сферы влияния» европейских держав. Проникновение европейских и американских колонизаторов в Японию. Установление французского протектората в Южном Вьетнаме.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА (конец XVIII – середина XIX вв.)

Дальнейшая секуляризация европейской и североамериканской культуры. Сдвиги в массовом сознании. Политизация масс, ее факторы. Массовое сознание в период Великой Французской революции. Развитие национального самосознания.

Религиозное сознание в конце XVIII – XIX вв. Вспышки религиозного фанатизма и ослабление влияния церкви.

Состояние школьного образования. Рост грамотности. Изменения в университетском образовании. Распространение научных и технических знаний, газет и журналов. Издательская деятельность.

Основные направления философской мысли.

Романтизм как культурный феномен. Понятие романтизма и его истоки. Романтизм - антипод Просвещения. Романтизм как идеология и художественный метод. Особенности романтизма в отдельных странах, стадии его развития. Реалистическое направление в художественной культуре и литературе.

Естествознание в ХГХ в. Утверждение идеи развития во взглядах на мир. Новые успехи в математике, физике и химии. Электромеханика. Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Ривитие биологии. Теория Дарвина о происхождении видов и ее мировоззренческое значение. Возникновение генетики. Г. Мендель.

Новая функция науки в период промышленного переворота и индустриализации.

Техника в новое время

Отличительные черты развития техники в новое время. Техника периода мануфактурного капитализма. Водяное колесо и передаточные механизмы. Зачатки машинной техники. Уровень агрикультуры. Развитие техники в период промышленной революции. Рабочие машины и паровой двигатель. Усовершенствования в металлургии. Новые отрасли промышленности. Технический переворот в средствах транспорта и связи. Развитие военной техники.