Украденные картины рембрандта. Самые громкие кражи произведений искусства. Я хочу найти украденную картину и получить вознаграждение. Где их прячут

Хозяину поместья - баронету сэру Альфреду Бейту, одному из владельцев алмазной фирмы "Де Бирс", принадлежит одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров.
Первая кража - апрель 1974 года. Вооруженная банда Ирландской республиканской армии из пяти человек ворвалась в дом Бейта. Банду вела Бриджет-Роуз Дагдейл - дочь директора страховой компании "Ллойд" и друга семьи Бейт. Налетчики связали чету Бейт и всех слуг, а потом поместили в грузовик 19 картин, в том числе самую ценную - "Даму со служанкой, пишущую письмо" Вермера. Через несколько месяцев Дагдейл взяли вместе с картинами в заброшенном коттедже. При аресте она оказала вооруженное сопротивление и получила девять лет тюрьмы. После тюремного заключения сменила имя и сейчас работает учительницей.
Вторая кража - май 1986 года. В два часа ночи сработала сигнализация. Сторож вызвал полицию, здание обошли со всех сторон, но ничего не заметили. Только наутро обнаружили пропажу 18 картин: в том числе опять Вермера, Гойи, двух Рубенсов и Гейнсборо. Ограбление совершила банда Мартина Кэхилла по прозвищу Генерал. Преступники специально вызвали срабатывание сигнализации. Затем понаблюдали, как полиция обыскивает здание, и влезли в дом в короткий промежуток времени между концом обыска и новым включением сигнализации. 7 картин полиция вскоре нашла вместе с брошенным автомобилем, остальные 11 ушли в "зазеркалье" преступного мира и были найдены много лет спустя.
Третья кража - июнь 2001 года. В 12.40 утра джип протаранил парадный вход в Рассборо. Трое грабителей в черных масках ворвались в дом. Там они похитили картину Беллотто и в третий раз "Портрет мадам Бачелли" Гейнсборо. Вся операция заняла три минуты. Картины через год нашли в Дублине. Четвертая кража — сентябрь 2002 года. В 5 утра завыла сирена. Преступники выбили окно с заднего фасада дома. Украли 5 картин, в том числе картину Рубенса "Доминиканский монах". План сработал благодаря невероятной оперативности: несколько раз меняя машины, преступники оторвались от подоспевшей полиции. Через три месяца сыщики захватили все картины у перекупщиков в Дублине. С легкой руки Генерала ограбление Рассборо стало чем-то вроде обряда инициации для каждого нового главаря ирландской мафии. Семья Бейт решила не испытывать судьбу и подарила большую часть картин Национальному музею в Дублине.

Весьма нетривиально и смешно пишет на тему искусствоведения. Автор книги «Омерзительное искусство. Юмор и хоррор шедевров живописи» рассказывает про причудливую судьбу картины Рафаэля, похищенной немцами во время войны, которую лично она считает самым дорогим из украденных полотен.

Рейтинги украденного искусства обычно возглавляют всякие там свистнутые Пикассо, цены на которые на мировых аукционах составляли больше ста миллионов долларов. В отличие от этой картины - которую никто не оценивал деньгами. Но, по моему личному мнению, именно она самая ценная из утраченного. Потому что Пикассо написал тысячи картин, а Рафаэль - лишь десятки. Полюбуйтесь вместе со мной на этот шедевр.

Как же получилось, что этот шедевр украли? Все вполне предсказуемо: Вторая мировая война.

Картина, как и «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи, в начале 1800-х годов была куплена в Италии князем Чарторыйским, который привез их домой, в Польшу. Там она и хранилась долгие годы, с 1880-х годов в музее князей в Кракове.

Существуют версии, согласно которым «Портрет молодого человека» (1513-1514 гг.) является автопортретом художника. Это мнение основывается на сходстве с единственным достоверным (по свидетельству Вазари) изображением Рафаэля - в толпе на фреске «Афинская школа».

В 1939 году три самые ценные картины из коллекции Чарторыйских были упакованы в сундук с буквами LRR (Леонардо, Рембрандт, Рафаэль) и спрятаны. Однако коллекция была найдена немцами и отправлена в Рейх. Недолго портрет находился в Музее кайзера Фридриха в Берлине, но в конечном итоге он должен был стать частью экспозиции Гитлеровского музея в Линце. В результате неизвестных обстоятельств - возможно, как подарок от Гитлера - картина попала в руки Ганса Франка, генерал-губернатора Польши. До конца войны она, вероятно, висела в резиденции Франка в Вавеле. Именно там ее, по крайней мере, видели в последний раз.

Копия картины, хранящаяся в Академии Каррара (Бергамо). Считается, что цвета в этих списках «правдивей», чем на единственной цветной репродукции-открытке тридцатых годов

Сбегая из Кракова перед советским наступлением, Франк приказал отвезти «свое имущество» в Германию - сначала в Силезию, а потом на собственную виллу в Нойхаус-ам-Шлирзее. Его полномочный представитель по искусству Вильгельм Палезье, предположительно, перепутал портрет с другой работой, что в конечном итоге привело к его исчезновению.

Копия в Canterbury City Council Museums and Galleries (Великобритания), она же на первом фото в посте

Американцы арестовали Франка 3 мая 1945 года до суда за военные преступления (он был казнен в 1946 году по приговору Нюрнберга). Польский представитель в Комиссии союзников по поиску произведений искусства отметил некоторые картины, украденные Франком, и потребовал их возвращения от имени Чарторыйского музея. Однако портрет молодого человека и 843 других предмета отсутствовали на складе. (А вот «Даму с горностаем» нашли и вернули.)


Кадр из 22-й серии 8-го сезона «Симпсонов» «Разгневанный Эйб Симпсон и его недоделанный внук в «Проклятии летучих пираний»»

После войны картина не была найдена, и неизвестно, что с ней случилось. Иногда появляются какие-то слухи, но все они оказываются беспочвенными.

В 2016 году коллекция Чарторыйских была продана Польше - с сохранением права претензий на эту картину, если она когда-нибудь вновь всплывет (а также на 843 другие пропавшие работы из той же коллекции). Иногда кое-что из этих предметов всплывает (ковер, распятие).

В музее рядом с картиной Леонардо висит пустая рамка с фото

Сколько бы мог стоить «Портрет», появись он сейчас? Нисколько, это государственное имущество.

Кадр из фильма Клуни The Monuments Men, где предполагают, что картина уничтожена

А вот если бы Чарторыйские оставили право на него за собой и выставили на аукцион как свое законное имущество, то портрет реально мог бы переплюнуть «Спасителя мира» Леонардо за полмиллиарда (потому что биография у него более достоверная и вообще красивее картина сама по себе). И улетел бы он к каким-нибудь арабам…

По теме того, сколько всего драгоценного награбили фрицы и как все-таки удивительно, что практически все удалось вернуть, рекомендую документальный фильм от National Geographics. На русском под названием «Защитники культурного наследия» (по-английски - The Monuments Men). Стандартный документальный западный телефильм про искусство. Намного увлекательней и логичней, чем одноименная кинолента режиссера Клуни.

Культурным наследием человечества являются величайшие произведения, над которыми работали лучшие мастера. Кто-то вкладывал душу в картины, а кто-то творил идеальные изгибы в виде скульптур. Сегодня самые лучшие творения искусства хранятся под охраной в музеях, а их стоимость на аукционах достигает десятков миллионов долларов.

Но порой возникает соблазн украсть шедевр. Не всегда злоумышленники требуют за него выкуп или продают частным коллекционерам. Бывает так, что творения гениев попросту исчезают. За ними охотится полиция, коллекционеры, охотники за наградами, но так и не могут найти. Вот список самых знаменитых украденных произведений искусств, которые так и остаются потерянными.

Скрипка Страдивари от Давидофф-Морини. Обладание скрипкой Страдивари для музыканта - все равно, что обладание святым Граалем. Считается, что этот инструмент обладает качественным и богатым звуком. Страдивари создал инструмент, который даже через столетия пользования не потерял своих уникальных качеств. Надо просто заботиться бережно об этих уникальных скрипках. Считается, что до сегодняшнего дня сохранилось только около 650 оригинальных музыкальных инструментов от средневекового мастера. Кстати, это не только скрипки, но и альты, виолончели, арфы, гитары и мандолины. Иметь в своем распоряжении творение Страдивари считают за честь все музеи. Есть его работы не только в частных коллекциях, но в Библиотеке Конгресса, Смитсоновском институте, музее Страдивари в итальянской Кремоне. А в октябре 1995 года уникальное творение мастера, датированное 1727 годом, было украдено из квартиры скрипачки Эрики Морини в Нью-Йорке. Примерная стоимость раритета составила три миллиона долларов. Сама хозяйка скончалась вскоре после ограбления, не в силах пережить горечь утраты. Правда, ей на тот момент было уже 91 год. А та кража до сих пор находится в списке ФБР десяти самых крупных преступлений, связанных с искусством. Уникальная скрипка так и значится потерянной и никто не знает, где же она теперь.

Картина Вон Гога «Вид на море у Схевенингена». 7 декабря примерно в 8 часов утра пара неизвестных грабителей забралась на крышу музея Ван Гога в Амстердаме. Оттуда воры смогли проникнуть внутрь помещения. Злоумышленники из всего разнообразия картин взяли всего две: «Вид на море у Схевенингена» и «Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене». Обе работы Ван Гог написал в период между 1882 и 1884 годом. Считается, что в это время художник сотворил наилучшие свои шедевры. А суммарная стоимость картин составляет около 30 миллионов долларов. Официальный сайт музея гласит, что Ван Гог написал эту картинку, находясь на пляжном курорте Схевенинген, что неподалеку от Гааги. Бедному художнику пришлось буквально сражаться с погодой - был сильный порывистый ветер, который поднимал в воздух песчинки и заставлял их прилипать к краске. И хотя Ван Гог очистил краску от песка, его остатки можно найти еще в некоторых слоях на полотне. В 2004 году по обвинение в краже были арестованы два человека. Их приговорили к 4,5 годам тюрьмы, вот только картины так и остались не найденными. Музей объявил о награде в 100 тысяч евро тем, кто даст какие-то данные о местонахождении предметов искусства.

Картина Пабло Пикассо «Голубь с зелёным горошком». Эта кража оказалась довольно странной. Произошел инцидент 20 мая 2010 года в Париже, примерно в 7 часов утра. Из местного Музея современного искусства было украдено пять картин общей стоимостью в 100 миллионов евро. Одной из них являлся шедевр Пикассо «Голубь с зеленым горошком», созданный в 1911 году. Чтобы попасть в музей вор просто разбил окно и сломал замок. Преступник оказался настолько ловким, что сумел не вырезать картины ножом, а быстро и аккуратно вытащить их из рам. Камера наблюдения показала, что орудовал один единственный вор, а не целая банда. Полиция нашла того, кто мог быть им. Вора осудили в 2011 году. Вот только он рассказал, что после кражи впал в панику и просто выбросил картины в мусор. История вызывает сомнения, а картины так и считаются пропавшими.

Картина Поля Гогена «Девушка у открытого окна». Этот шедевр Гогена был создан им в 1888 году, а украли его относительно недавно - в октябре 2012 года. Преступление было совершено в музее Кюнстхал, что в голландском Роттердаме. Вместе с картиной Гогена пропало еще шесть полотен таких знаменитых художников, как Пикассо, Моне, Матисс и Люсьен Фрейд. Воры проникли в музей примерно в 3 часа ночи. Всего за три минуты они промчались по музею, забрали семь картин и ушли. Прибывшая на место полиция только развела руками. Примерная стоимость похищенных шедевров - 18 миллионов евро. Но уже в ноябре был арестован первый подозреваемый, Раду Догару. Его приговорили к семи годам тюрьмы. 6 декабря в Берлине арестовали и а второго злоумышленника, Адриана Прокопа. Но картины так и остались не найденными.

Картина Яна Вермеера «Концерт». Одним из самых известных мастеров XVII века является голландец Ян Вермеер. Сегодня практически все его картины расположены в музеях или Королевской коллекции в Лондоне. Одним из самых известных полотен Вермеера стал «Концерт», созданный им в 1664 году. На полотне изображена пара женщин и мужчина, играющие музыку в слабо освещенной гостиной. Еще в 1892 году парижский искусствовед Теофиль Тор продал картину с аукциона в своем поместье известному филантропу Изабелле Гарднер. Так «Концерт» попал в ее личный музей, где и выставлялась с 1903 года. А 18 марта 1990 года пара воров, переодетых в форму бостонских полицейских, заявились в музей якобы по вызову. Внутри музея грабители украли 13 картин, в том числе и шедевр Вермеера, а также полотна Флинка, Дега и Рембрандта. Эти творения так и остались не найденными, а «Концерт» вообще считается самой дорогой утерянной картиной в мире - ее цена составляет около 200 миллионов долларов.

Картина Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это преступление датировано еще 10 апреля 1934 года. Тогда на выставке, проходившей в соборе Святого Бавона в бельгийском Генте, украли картину Яна ван Эйка «Справедливые судьи». Это полотно само по себе являлось лишь частью алтарной картины «Поклонение Агнцу», созданной еще в 1426-1432 годы. Украли только одну часть из 12 панелей, при этом грабители оставили записку. На французском языке было написано, что картина отнята у Германии Версальским договором. А дальше началась интересная переписка. Целых семь месяцев правительство Бельгии общалось посредством писем с неким лицом, утверждавшим, что картина у него и требовавшим выкуп. Вора выявили 25 ноября, им оказался местный эксцентричный политик Арсен Годертьер. Уже умирая, он заявил, что только ему и известно, где находится картина, но эту тайну он унесет с собой в могилу. С тех пор появилось немало версий о местонахождении картины. И хотя многие склоняются к тому, что ее уничтожили, она все еще официально числится в списке пропавших произведений искусства.

Картина Рембрандта «Шторм на Галилейском море». Вместе с «Концертом» Яна Вермеера из бостонского музея Изабеллы Гарднер пропало и это полотно. Картина примечательна тем, что это был единственный морской пейзаж, нарисованный Рембрандтом. «Шторм» изображал чудо Христа, когда он успокоил Галилейское море. Эти события были описаны в Евангелии от Марка. Само ограбление стало самым крупным в мире искусства, совершенным в Америке. В марте 2013 года ФБР созвало специальную пресс-конференцию, где было заявлено о раскрытии имен исполнителей. Уголовный анализ показал, что картины украла целая организованная организация, а не местные одиночки, как считалось ранее. Правда, власти заявили, что следствие по делу все еще продолжается, поэтому имена называть еще рано. С тех пор никаких новых данных о судьбе картин не поступало. И хотя с момента преступления прошло вот уже более 23 лет, расследование все еще ведется. Власти обещают за информацию о местонахождении картин премию в размере 5 миллионов долларов.

Картина Клода Моне «Мост Чаринг-Кросс, Лондон». Между 1899 и 1904 годами известный импрессионист Клод Моне нарисовал целую серию картин, посвященных лондонскому мосту Чаринг-Кросс. Они демонстрируют объект в разное время суток, для чего художник использовал широкую цветовую палитру. Картина, созданная в 1901 году, находилась в Роттердаме и была украдена из музея Кюнстхал в октябре 2012 года. Один из пойманных злоумышленников утверждал, что он сжег картину Моне, как и другие украденные картины в печи своей матери. Так вор пытался спрятать улики. И хотя в печи действительно были найдены некоторые пигменты, нет весомых доказательств слов преступника и уничтожения картины. Поэтому искусствоведы все еще надеются найти и вернуть шедевр Моне.

Восемь Императорских Яиц Фаберже. Сегодня о российских царях чаще вспоминают в связи с предметами искусства, им принадлежавшими. В частности коллекции Императорских Яиц Фаберже, созданных им для Александра III и Николая II, ценятся весьма высоко. Представитель Дома, Петер Карл Густавович Фаберже, сделал яйца настоящими шедеврами искусства, украсив их драгоценными камнями. Эту работу ювелир осуществил между 1885 и 1917 годами. Всего в коллекции оказалось 52 известных экспертам императорских яиц, вместе с которыми шли утонченные драгоценности, изысканные металлические детальки и сложные шестеренки, и винтики для заводных механизмов. А в 1918 году новая большевистская власть допустила разграбления Дома Фаберже и царского дворца в Санкт-Петербурге. Яйца были конфискованы и их отправили в Кремль. Со временем некоторые из них оказались в руках частных коллекционеров, другие попали в разные музеи по всему миру. Судьба же восьми таких изделий так и осталась неизвестной с 1918 года, их просто выкрали. Сегодня каждое яйцо Фаберже оценивается примерно в миллион долларов. Слухи связывали утраченные раритеты то с Европой, то со Штатами, а то и с Южной Америкой.

Картина Винсента Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». 21 октября 1888 года художник написал своему брату Тео письмо о своей последней работе. На расплывчатом эскизе художник изобразил ряд зеленых кипарисов на фоне розовеющего неба, Луна же была нарисована в виде бледно-лимонного полумесяца. На переднем плане полотна - расплывчатая почва, песок и несколько чертополохов. На картине изображена и пара влюбленных - бледно-голубой мужчина в желтой шляпе и женщина в черной юбке и розовом корсаже. В том же 1888 году картина была закончена. Но в конце 1930-х по приказу Гитлера их многих частных коллекций и музеев было изъято немало «развращенных» произведений искусства. В их число попала и картина Ван Гога «Влюбленные: Сад Поэта IV». На самом деле Гитлер хотел создать свою коллекцию предметов искусств, самую большую в мире. Для нее те самые «развращенные» работы и предназначались. Американцы создали специальную группу военных, «Monuments Men», которая призвана была найти в разоренной войной Европе и сохранить культурные ценности. Однако после окончания Второй мировой войны шедевр Ван Гога обнаружить так и не удалось.

Среди которых картины Пикассо, Мастисса, Моне и Гогена.

Это ограбление стало самым крупным ограблением, имевшим место в Голландии, за последние 20 лет. Одна из картин – знаменитый "Мост Ватерлоо" Клода Моне (на фото). Воры порой используют самые невероятные способы совершения своих преступлений. Узнайте о самых знаменитых кражах картин.


1) Похищение "Моны Лизы" Леонардо да Винчи

Более сотни лет назад шедевр Леонардо да Винчи "Мона Лиза" стал самым известным полотном в мире после того, как был похищен из музея Лувр в Париже 21 августа 1911 года.

Украденная неким Винчензо Перуггия, который утверждал, что влюбился в Мону Лизу, как только посмотрел в ее глаза, картина в течение двух лет стояла у него на кухне. "Джоконда" , другое название этой уникальной картины, стала мировой сенсацией. Известность принесла пользу в поисках картины, так как ее невозможно было продать какому-либо коллекционеру, готовому раскошелиться.



Перуггия, рабочий из Парижа, который когда-то работал в Лувре, просто снял картину со стены в тот день, когда музей был закрыт, и вышел из здания, пряча шедевр у себя под одеждой. Хотя вор утверждал, что он украл картину из патриотических соображений, перспектива заработать кучу денег от продажи полотна была истинным мотивом кражи. Итальянцы, конечно, никогда не забывали о происхождении картины, поэтому активно выступали за то, чтобы вернуть полотно во Флоренцию. Это ограбление стало одним из самых известных похищений картин в истории.

2) Самый успешный вор картин

Стефана Брайтвисера, пожалуй, можно назвать самым успешным вором предметов искусства в истории, по крайней мере, можно было назвать, пока он не был пойман.

Официант, историк искусств-самоучка и путешественник, Брайтвисер украл в общей сложности 239 произведений в период с 1995 по 2001 годы общей стоимостью 1,4 миллиарда долларов.



Его поймали в ноябре 2001 года прямо на месте преступления в городе Люцерн, Швейцария. Согласно прессе, после ареста Брайтвисера его мать сожгла более 60 украденных шедевров.

За свои преступления Брайтвисер получил 3 года, но отсидел всего 26 месяцев тюрьмы, а его мать была осуждена, как соучастник, и провела в тюрьме 18 месяцев.

3) Самое крупное ограбление американского музея искусств

18 марта 1990 года переодетые полицейскими воры вошли в Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне и совершили самое крупное в истории США ограбление, которое до сих пор не раскрыто. Воры надели на ночных сторожей музея наручники под предлогом, что имеют ордер на их арест.



Несмотря на то, что их запечатлели камеры слежения и засекли сенсоры движения, преступники пробыли на месте преступления 81 минуту и никто их не остановил. По некоторым оценкам, стоимость одной из украденных картин составляла 200 миллионов долларов. Это "Концерт" Яна Вермеера, написанный во второй половине 17-го века.



Также среди 13-ти украденных шедевров оказалась картина Рембранта "Шторм на Галилейском море" . Стоимость всех украденных картин оценивалась в 300 миллионов долларов, однако некоторые эксперты утверждали, что эти картины могли стоить намного дороже.

Многие картины были вырезаны из своих рам, что позволило следователям предположить, что преступники не особо понимали что-то в искусстве.

4) Ограбление Музея Мунка в Осло

22 августа 2004 года вооруженные люди в масках средь бела дня проникли в Музей Мунка в Осло, Норвегия, и похитили две картины Эдварда Мунка "Крик" и "Мадонна" . Шедевры были найдены полицией в 2006 году, причем у каждой из картин были замечены следы повреждений, поэтому понадобилось еще 2 года для их реставрации, прежде чем они вернулись на свое место в музее.


"Крик" – наиболее известная картина художника и одна из самых узнаваемых в мире. Ее стоимость составляет 82 миллиона долларов, согласно изданию The Telegraph.

5) Ограбление музея в Цюрихе

В феврале 2008 года вооруженные люди ворвались в музей Собрание Фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе, Швейцария, и похитили 4 шедевра, общей стоимостью 140 миллионов долларов. Это самая крупная кража произведений искусства в швейцарской истории.



Картина "Маковое поле близ Ветёйя" Клода Моне была одной из похищенных картин (на фото). Также преступники унесли такие шедевры, как "Людовик Лепик и его дочери" Эдгара Дега, "Цветущие ветви каштана" Винсента Ван Гога и "Мальчик в красной жилетке" Поля Сезанна.. Картины Ван Гога и Моне были быстро обнаружены полицией и их вернули в музей, остальные бесследно исчезли.

6) Ограбление музея Стеделек в Амстердаме

21 мая 1988 года грабители разбили окно первого этажа Музея Стеделек в Амстердаме, Голландия, и украли 3 картины общей стоимостью 52 миллиона долларов, согласно Associated Press. Сегодня стоимость этих картин составляет 100 миллионов долларов с учетом инфляции.


Это ограбление было крупнейшим в голландской истории, но к счастью, картины смогли обнаружить через 2 недели, когда преступники предприняли попытку продать добычу.

Одна из самых знаменитых и узнаваемых картин Ван Гога серии "Подсолнухи" (второй вариант 1889 года) была одной из украденных работ.

7) Ограбление музея в Рио-де-Жанейро

"Люксембургский сад" Анри Матисса была одной из картин, украденных из музея Рио-де-Жанейро, Бразилия. 24 февраля 2006 года, когда весь город отдыхал во время ежегодного Карнавала, четыре вооруженных человека ограбили музей и скрылись с работами таких известных художников, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Клод Моне.


Картинны до сих пор не найдены, а их стоимость так и не была установлена, согласно Федеральному Бюро Расследований.

8) Похищение "Мадонны с веретеном" Леонардо да Виинчи

"Мона Лиза" – не единственная картина Леонардо да Винчи, на которую когда-то положили глаз грабители. В августе 2003 года преступники под видом простых туристов посетили замок Драмлэнриг в Шотландии и прихватили с собой картину "Мадонна с веретеном" , скрывшись на автомобиле "Фольксваген-гольф". В музее замка находятся знаменитые картины таких художников как да Винчи, Рембрандта и Ганса Гольбейна общей стоимостью около 650 миллионов долларов.


Полотно Леонардо, написанное знаменитейшим художником 500 лет назад, оценивается в 65 миллионов долларов. К счастью, она была обнаружена 4 года спустя в Глазго. За причастность к преступлению были арестованы и осуждены 4 человека.

9) Ограбление Национального Музея в Стокгольме

22 декабря 2000 года из Национального Музея в Стокгольме , Швеция, исчезли картины Пьера Огюста Ренуара "Молодая парижанка" и "Беседа с садовником" , а также автопортрет Рембрандта. Трое мужчин, один из которых угрожал охраннику автоматом, успели скрыться со знаменитыми полотнами буквально за несколько минут.



Согласно сообщениям BBC News , полиция подозревает, что грабителям была оказана помощь в совершении этого преступления. В то время, когда в музее совершалось преступление, полицию отвлек вызов по поводу загоревшейся машины, причем как раз в тот момент, когда в музее включилась сигнализация.


"Беседа с садовником" неожиданно была обнаружена во время облавы на наркоторговцев, а две других картины были найдены в 2005 году. Согласно ФБР, общая стоимость этих трех картин - 30 миллионов долларов.

10) Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме

Ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме (Голландия) в апреле 1991 года, в результате которого было похищено целых 20 полотен, можно назвать самым быстро раскрытым похищением картин в истории. Все работы были обнаружены через 35 минут в машине похитителей, как сообщила газета New York Times .



Грабители совершили преступление после того, как спрятались в музее после его закрытия. Примерно в 3 часа ночи они выбрались из укрытия, одев маски-чулки с вырезами для глаз для того, чтобы скрыть свои личности.

Среди похищенных картин оказалась картина "Едоки картофеля" Ван Гога из его раннего творчества. Общая стоимость всех похищенных полотен составляет около 500 миллионов долларов. К сожалению, практически все картины были повреждены, особенно три из них.

В середине февраля во Франции отыскали две картины , похищенные из марсельского музея в 2009 году. На черном рынке произведений искусства, где девять лет пропадали работы знаменитого импрессиониста, крутятся миллиарды долларов. Однако для того, чтобы добраться до этих денег, мало украсть шедевр. Нужно знать, что делать с ним дальше. выяснила, как воры избавляются от похищенных картин.

События развивались, как в голливудском боевике. Сначала в центре Стокгольма вспыхнули два автомобиля. Пока полиция разбиралась, что происходит, в ворвался грабитель с автоматом. К тому времени его сообщники уже прятались среди посетителей. По сигналу они направили пистолеты на охранников. Через пять минут грабители выскочили на улицу с двумя полотнами Ренуара и автопортретом Рембрандта. В канале возле музея их ждала моторная лодка. Они прыгнули в нее и были таковы.

В 2000 году, когда произошло ограбление, Роберт Уиттмен возглавлял отдел по розыску похищенных произведений искусств. «Грабители продумали все, - вспоминает он. - Прекрасная работа, если говорить только о самой краже и уходе от преследования». Но, по его словам, это самая простая часть преступления. Куда труднее сбыть добычу.

Чаще всего музеи грабят люди, которые не имеют представления о том, как устроен рынок произведений искусства. «Они прекрасные воры, но ужасные бизнесмены», - говорит Уиттмен. Дилетантам невдомек, что сама по себе картина ничего не стоит. Нужны доказательства подлинности, законности и происхождения. У преступников всего этого нет.

Одно из похищенных полотен Ренуара нашли почти сразу. Автопортрет Рембрандта в 2005 году вернул сам Уиттмен. Он вышел на грабителей под видом дилера, который работает на русскую мафию в США. Те не заметили подвоха и пришли на встречу, где их взяли с поличным. Последняя картина вскоре всплыла в Лос-Анджелесе.

Ценитель в тренировочных штанах

В кино произведения искусства крадут утонченные профессионалы в смокингах. Но в действительности музейные воры больше похожи на Раду Догару - румынского преступника, который в 2012 году стащил из роттердамского музея Кюнстхал два рисунка Моне и пять полотен Гогена, Пикассо, Матисса, и Мейера де Хана.

Догару промышлял сутенерством и торговал ворованными часами. Перед кражей он посетил Кюнстхал под видом посетителя, захватив с собой девушку и сообщника. В музее он старательно притворялся ценителем искусства и с невозмутимым видом гулял по залам в тренировочных штанах, высматривая картины, которые уместятся в его рюкзаке.

Ночью Догару вернулся с подельником и при помощи кусачек вскрыл дверь, ведущую в музей со стороны парка. Камер видеонаблюдения там не было, охраны тоже. Воры быстро сняли со стен отобранные полотна и, не мешкая, скрылись. Сработала сигнализация, но к тому времени, когда подоспела полиция, преступников и след простыл.

В тот же день румыны побывали в Брюсселе и встретились с человеком по прозвищу Джордж-Вор. Заручившись обещанием, что он найдет им покупателя, Догару с приятелем вернулись в Роттердам, а оттуда поехали на родину.

В течение следующего месяца они пытались продать добычу. Джордж-Вор пытался свести их с людьми во Франции, Бельгии, Монако, Белоруссии и России, но ничего не получалось. Через месяц слухи о краденых картинах дошли до сотрудницы музея в Бухаресте. Она рассказала о подозрительных типах полиции.

Законы черного рынка

По данным RAND Corporation, почти все удачные сделки на подпольном рынке произведений искусства строятся по одной схеме. Непосредственными исполнителями, как правило, становятся недалекие люди с криминальным прошлым - такие, как Раду Догару. Их добыча попадает в руки скупщиков - экспертов с прекрасным образованием и обширными связями как в преступном мире, так и на арт-рынке. Их задача - «отмыть» репутацию краденого и при помощи контрабандистов переправить его дилерам. Те, в свою очередь, находят торговцев, которые зачастую даже не подозревают о происхождении товара.

В большинстве случаев цепочка, связывающая исполнителя и покупателя, состоит из пяти человек. Некоторые из них совмещают несколько ролей, а торговцами оказываются обычные аукционные дома или антикварные лавки. Но если речь идет о знаменитом произведении искусства, все гораздо сложнее. В этом случае рассчитывать на легальных покупателей нельзя. Остаются преступные синдикаты, использующие краденые полотна в качестве валюты, и частные коллекционеры, которых не смущают проблемы с законом.

Три картины, похищенные из Национального музея в Стокгольме, стоили порядка 40 миллионов долларов. Добыча Догару - от 100 до 200 миллионов долларов. Однако сумма, на которую могли рассчитывать преступники, на порядок меньше. По оценке Элис Фаррен-Брэдли из компании Art Loss Regitstry, поддерживающей крупнейшую базу данных краденых произведений искусства, цены на черном рынке в 10-20 раз ниже обычных.

За известные картины платят еще хуже. «Даже 10 процентов - слишком дорого, когда речь идет о шедеврах, - считает Энтони Аморе, отвечающий за охрану в Бостоне. - Никто не станет тратить миллионы на произведение, которое невозможно показать другим».

Утраченные шедевры

В июле 2013 года Догару и его сообщников арестовали, но похищенных полотен у них не оказалось. Не исключено, что картин больше нет: мать Догару утверждала, что после ареста сына испугалась и сожгла их в печке. Потом она изменила показания, однако в золе действительно нашли остатки холстов и краски.

Экспертов такой поворот сюжета не удивляет. По той или иной причине гибнет заметная доля краденых произведений искусства. Иногда их уничтожают, чтобы избавиться от улик. Иногда полотна губит неверное обращение. «Если их украли неспециалисты, они не знают, что делают, - объясняет Элис Фаррен-Брэдли из Art Loss Registry. - Картины необходимо хранить при определенном температурном режиме». В противном случае они быстро придут в негодность.

Самый известный случай такого рода произошел в 2001 году, когда 53-летняя жительница маленького французского городка Мирейль Брейтвейзер уничтожила произведения искусства и ценности, стоившие 1,4 миллиарда евро. Ее сын Стефан Брейтвейзер добывал их семь лет. За это время он и его подруга Анна-Катерина Клейнклаусс обокрали 172 музея в пяти странах Европы. Полотна старых мастеров, старинную керамику, оружие и музыкальные инструменты вор прятал в доме матери.

В 2001 году Стефан допустил ошибку и попался. Когда об этом узнала его мать, она ужасно разозлилась и решила избавиться от вещей сына. Женщина изрубила на куски более 60 картин, смешала их с мусором и выбросила, а ювелирные украшения, керамику и статуэтки утопила в реке. Кое-что удалось достать со дна, но уничтоженные полотна бесследно пропали.

Криминальная валюта

Международные базы данных краденого заметно усложнили жизнь музейных воров. Теперь нельзя, как раньше, залечь на дно и дождаться, когда уляжется шумиха, или отвезти добычу в другую страну, где не знают о краже. «Вор не может отнести краденое в аукционный дом, потому что они проверяют все лоты, - говорит Уилл Корнер из Art Loss Registry. - То же самое относится к приличным дилерам и ломбардам, которые проверяют товар по нашей базе. В результате доходность таких преступлений существенно снизилась».

Но даже если картину нельзя продать, она может представлять ценность для преступников. «Похищенные произведения искусства очень быстро переходят из рук в руки, - говорит голландский искусствовед Артур Бранд. - В криминальном мире их используют вместо банкнот. Полотна меняют на оружие и наркотики».

Иногда преступники соглашаются взять краденые картины в качестве залога или платы за товар. В этом есть логика: провезти их через границу куда проще, чем крупную сумму наличных. При этом номинальная стоимость полотен может быть очень высокой (по крайней мере, в теории). Кроме того, картины бывают полезны при переговорах с органами правосудия. За возвращение бесценного шедевра могут смягчить приговор. Это неплохая страховка на черный день.

Хороший пример - судьба 18 картин, которые в 1986 году похитил ирландский вор Мартин Кагилл по кличке Генерал. Сначала Ирландская республиканская армия, заказавшая кражу, пыталась обменять полотна на пойманных соратников. Когда ничего не вышло, Кагилл попытался найти добыче другое применение. Одну из картин выменял на крупную партию героина в Стамбуле. Еще четыре отдал в качестве залога за ссуду. Вор хотел открыть собственный банк на Багамах, но не успел: его убили бывшие партнеры из ИРА.

Иногда криминальные воротилы покупают картины из любви к искусству - такое тоже случается. К полотнам Ван Гога, которые в 2002 году украл Октав Дюрам, присматривался знаменитый голландский преступник Кор ван Хаут - организатор похищения пивного магната Альфреда Хейнекена. В день сделки ван Хаут погиб в перестрелке, и Дюраму пришлось искать другого покупателя. В итоге картины достались итальянцу, который торговал марихуаной в амстердамском кофешопе. Через 13 лет их нашли в резиденции Каморры - неаполитанской мафии.

Парижский Человек-паук

Если верить исследованию RAND Corporation, выгоднее всего быть скупщиком: риска почти нет, а большая часть выручки достается именно ему. Непосредственному исполнителю перепадают гроши - часто не больше процента от цены, которую согласился заплатить покупатель.

История Вьерана Томича по кличке Человек-паук подтверждает эти подсчеты. В 2010 году серб украл из Парижского музея современного искусства работы Пикассо, Матисса, Модильяни, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоящие 125 миллионов долларов, и получил за них всего 40 тысяч евро.

Деньги обещал заплатить антиквар Жан-Мишель Корвез. Он утверждал, что нашел в Израиле человека, который готов купить краденую картину Леже. Глубокой ночью Томич выбил окно музея, проник в здание, нашел нужное полотно и аккуратно вынул его из рамы. Он ожидал, что сработает сигнализация и прибежит охрана, но было тихо. Тогда вор решил остаться и посмотреть другие картины. Томич целый час бродил по залам и в итоге взял еще четыре полотна, после чего спустился из окна по веревке. Пропажу заметили только в семь утра.

Мы знаем историю парижского Человека-паука или Раду Догару только потому, что они попались. Это делает их исключениями из правила, потому что большинство преступников, которые крадут картины, избегают наказания. «Часто даже в тех случаях, когда мы находим краденое, ворам удается уйти, - говорит Бонни Магнесс-Гардинер из ФБР. - За много лет произведения искусства проходят через столько рук, что установить, кто именно их украл, очень трудно».

Шансов на обнаружение пропавшего полотна тоже мало. Статистика ФБР показывает, что бесследно исчезают более 90 процентов украденных произведений искусства. Оценка основателя Art Loss Registry Джулиана Рэдклиффа чуть оптимистичнее: он считает, что в течение двадцати лет владельцам удается вернуть до 20 процентов похищенного.

RAND Corporation подсчитала, что на черном рынке произведений искусств совершаются сделки на восемь миллиардов долларов в год. Большую часть дохода подпольным дилерам дают не исчезнувшие шедевры, которые стоят миллионы долларов, а куда более дешевые работы менее известных художников.

«95 процентов произведений искусства крадут из частных домов, и они обычно стоят до 10 тысяч долларов - полагает эксперт по черному рынку произведений искусств Пол Хендри. - После кражи они проходят через несколько посредников и всплывают на легальном рынке по полной цене». В качестве примера он приводит мейсенские фарфоровые фигурки. «Вариантов этой фигурки может быть 500 или 1000, - поясняет он. - Кто разберет, какая из них краденая, а какая нет?»