Нод по познанию в подготовительной группе. Пробуждение природы. Конспект НОД по познанию в подготовительной группе. Методы и примы

Наталия Харченко
НОД (познание) в подготовительной группе «Волшебный магнит»

Цели : развивать познавательную активность детей , умение эксперементальным путем подтверждать или опровергать полученную информацию.

Задачи :

Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах магнита . Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком . Закреплять умение фиксировать результаты опытов.

Продолжать учить самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности. Развивать связную речь, умение задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями. Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.

Активизировать в речи детей слова : магнит , притягивает, железный, бумажный, резиновый, деревянный, пластмассовый, стеклянный; обогащать словарь : намагничиваться , магнитные силы .

Воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении цели, аккуратность в работе, умение соблюдать правила безопасности. Воспитывать у детей социально-нравственные качества : доброжелательность, желание приходить на помощь другим, умение договариваться, учитывать мнение других, а также отстаивать свое мнение.

Материал и оборудование :

Демонстрационный материал : картинка рыцарь в доспехах, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, карты-схемы опытов, мячик, DVD, телевизор, музыкальное сопровождение на диске, видеофильм «Где используется магнит » .

Раздаточный : железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, кусок ткани, магниты , карандаши, рабочие листы, божьи коровки, тарелочки 2 цветов на каждый стол.

Ход НОД:

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им. Я приглашаю вас сегодня отправиться в страну волшебства , где мы станем настоящими волшебниками . Сейчас я вам расскажу старинную историю, послушайте, пожалуйста.

В старину рассказывали, будто на краю света возвышается огромная гора и ни один рыцарь мимо нее проехать не может. Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает… Много славных рыцарей не вернулись домой из этих мест. И перестали они странствовать вблизи загадочной горы. Но нашелся один храбрый и очень любопытный рыцарь по имени Магнитус . Поспорил он со своими друзьями, что мимо горы проедет и живым и невредимым домой вернется. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа. Поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей, ни страшных мест. Но как ни был Магнитус силен и отважен , гора все равно притянула его к себе. Однако Магнитус оказался не только храбрым, но еще и умным. Нашел он способ, как освободиться и домой победителем вернуться. Да еще принес он людям частички этой горы. И открыли люди много удивительных и полезных свойств у этих частичек, и назвали их в честь умного и отважного рыцаря…

Ребята, вы догадались, как назвали?

Дети : Магнитом .

В.: А какой способ нашел Магнитус , чтобы освободиться от этой горы?

Д.: Снял доспехи, сделанные из железа.

Воспитатель показывает магнит .

В.: Алик, расскажи нам, пожалуйста, что ты знаешь про магнит .

Ребенок : «Уже давно люблю магнит

Он и теперь меня манит

Железа маленький кусок

Невзрачный серенький брусок»

В.: Молодец, Алий. Итак, ребята, что мы сегодня будем с вами исследовать?

Д.: Свойства магнита .

В.: Вы уже не раз сталкивались с полезными свойствами магнита . Где вы встречались с магнитом в группе , дома?

Д.: В играх «Магнитная азбука » , «Рыболов» , используем для крепления картинок, рисунков к магнитной доске . Дома есть на холодильнике красивые магниты .

В.: Ребята, как вы думаете, если магнит такой сильный , что притянул железные доспехи рыцаря, то может он притянуть и не железные предметы? Давайте проверим?

Дети садятся за столы.

Опыт 1. «Все ли притягивает магнит

В.: У вас на столе лежат вперемешку разные предметы. Надо навести порядок. На красную тарелку нужно положить предметы притянувшиеся к магниту . А что будет лежать на зеленой тарелке?

Д.: Предметы, которые не реагируют на магнит .

В.: Как мы определим, какой предмет куда класть?

Д.: Проведем магнитом над предметами .

Самостоятельная работа детей.

В.: Расскажите, что выделали? Что получилось?

Д.: Провели магнитом и предметы притянулись.

В.: Из какого материала сделаны эти предметы?

Д.: Из железа.

В.: А какие предметы не притянулись?

Д.: Деревянные, пластмассовые, резиновые, бумажные.

В.: Результаты опыта отметьте на листах. Соедините линиями магнит с предметами , которые он притянул, и зачеркните предметы, не притянутые магнитом . Глядя на результаты, какой вывод можно сделать?

Д.: Магнит не притягивает деревянные, пластмассовые, бумажные, резиновые предметы, а притягивает только железные.

В.: Продолжим волшебство .

Опыт 2. «Действует ли магнитная сила через воду (показ воспитателем)

У меня есть особенные рыбки. С ними можно устроить рыбалку без удочек. Рассмотрим рыбку. Что вы заметили?

Д.: Железные крючки на рыбке.

В.: Нужно опустить рыбку в воду и провести магнитом надо водой . Как вы думаете, что произойдет?

Д.: Рыбка притянется к магниту и сама выскочит из воды.

Проделывается опыт.

В.: Так действуют магнитные силы через воду или нет?

Д.: Да, магнитные силы действуют через воду.

Игра «Притягивает – не притягивает»

В.: Давайте немного отдохнем и поиграем в игру. Я буду называть предмет и бросать мяч, а вы ловите мяч, если магнит притягивает этот предмет, и отбиваете, если магнит его не притягивает .

По окончанию игры дети снова возвращаются за столы.

В. Мы выяснили с вами, что магнитным силам не мешает ни воздух, ни вода. Интересно, а через другие материалы будет действовать магнитная сила ? Например, через картон.

Опыт 3. «Магнитные гонки » .

В.: У вас на столах картонная коробочка, на ней нарисована трасса для гоночных машин. Посмотрите, я кладу машинку на коробочку, на старт, снизу магнит . Что происходит?

Д.: Машина двигается.

В.: Давайте посмотрим, снизу на дно машины прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает железо . Теперь попробуйте вы. Что двигает машинку?

Д.: Магнитная сила .

В.: Какой мы сделаем вывод?

Д.: Магнит действует через картон. Магниты притягиваются друг к другу.

В.: Давайте проверим, действует ли магнитная сила через другие материалы?

Опыт 4. «Действие магнита через другие преграды»

В.: У вас на столах лежат предметы из разных материалов. Из каких?

Д.: Из пластмассы, резины, пенопласта, дерева, ткани.

В.: Я предлагаю вам с помощью любопытной божьей коровки и магнита проверить , притягивается ли божья коровка к магниту через предмет . Как вы будете исследовать преграды?

Д.: Поставить магнит под предмет с лежащей сверху божьей коровкой и водить магнитом по предметы .

В.: Что произойдет?

Д.: Если магнитная сила будет действовать через предмет, то божья коровка будет двигаться.

В.: Давайте попробуем.

Дети работают в парах.

В.: Теперь запишем результаты в таблицу. (Дети заносят результаты в таблицу) . Какой вывод можно сделать?

Д.: Магнитная сила проходит через преграды из разных материалов.

В.: Какие мы с вами сегодня молодцы. Мы были настоящими волшебниками . Что мы сегодня узнали? (ответы детей) .

А теперь мы с вами посмотрим небольшой фильм «Где люди используют магнит » .

Просмотр фильма.

В.: Вы были все активны, думаю, что узнали много нового и интересного. За ваши старания я приготовила вам небольшие подарки (магниты для детей ) .

Публикации по теме:

Тема: "Птичья столовая"(конструирование из бумаги). Цель: Развивать навыки конструирования из бумаги и интерес к искусству оригами. Образовательная.

Экспериментальная НОД «Волшебный магнит» Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет) Форма организации: НОД, экспериментирование Учебно-методический комплект: Николаева С. Н. «Юный.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный магнит» Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема занятия: «Волшебный магнит» Цель: формирование познавательной активности в процессе.

Конспект НОД в подготовительной группе. Познание (ФЭМП). Тема: «Поможем Петушку» Конспект НОД в подготовительной группе Познание (ФЭМП) Тема: «Поможем Петушку» Образовательные области: познавательное развитие (ФЭМП,.

Конспект по непосредственно образовательной области познание (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Вовка в тридесятых царствах»

(итоговое, с использованием мультимедийного оборудования)

Программное содержание:
Закрепить знания о весенних луговых, полевых и садовых цветах, правилах ухода за ними, наличием необходимых условий ля благоприятного роста и цветения.
Сформировать четкое представление о времени, закрепить навык определять время по часам;
Совершенствовать навык решения задач;
Формировать представление о взаимосвязях в природе, умение составлять цветы из шестигранников, закреплять навык описывать их опираясь на схему описания.
Довести до автоматизма навыки прямого и обратного счета в пределах 20.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение ухаживать за цветами; интерес к мультфильмам советского периода.
Интеграция: познание, коммуникация, физкультура, художественная литература.
Слайд1. Орг. момент.
- Ребята, сегодня мы с вами вместе с героем известного мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» Вовкой отправимся в путешествие по тридевятым царствам. Вам, наверное, хочется скорее узнать, что же будет дальше, и так, отправляемся в путешествие…
Слайд 2. «Тривосьмое царство»


- Вот попал наш герой в первое тридевятое царство, перед ним дворец сказочный, а около дворца стражники. (Клик) Хотел было войти Вовка во дворец, а стражники ему задачу задали, если решит, значит, попадет во дворец. Вовка задумался, а мы ему поможем?
- Да!
- Тогда слушайте задачу.
Слайд 3. Задача.


Дети решают задачи на карточках по группам
Слайд 4. У царя в покоях.


- Видит Вовка царь грустный сидит, тут наш герой спрашивает у царя «- Что вы такой грустный, вы же царь?». А царь ему отвечает: «Эх, весна пришла, а я еще аромата весенних цветов и не знаю, забыл уже как ландыши и ромашки пахнут».
Вовка задумался и вспомнил, что когда шел к первому тридевятому, ему поле с цветами на пути встретилось, и говорит он царю: «Не грусти царь, тут недалеко есть поле, а на нем видимо, невидимо цветов, я схожу туда и принесу тебе букет весенних цветов». Царь ему улыбнулся и ответил: «Ну что ж, буду ждать с нетерпением!»
Слайд 5. Поле цветов.


Пришел Вовка на поле цветов, а тут мы должны вспомнить, что он по тридевятым царствам путешествует, поле сказочное, на нем растут самые разные цветы. Поможем герою разобрать цветы группам (весенние полевые, луговые, весенние садовые, летние садовые).
Дети проводят классификацию, собирают букет из весенних цветов.
Вовке понравилось многообразие сказочных цветов, он где увидел и семена себе в карман насобирал, полный карман получился.
Слайд 6. Букет для царя.


Посмотрите ребята, как обрадовался царь весеннему букету!
Царь поблагодарил своего гостя, Вовка оправился путешествовать дальше.
Слайд 7. Тридевятое царство.


Подходит Вовка ко второму тридевятому царству, а царь прогуливается вдоль поля с цветами, любуется природой.
- Доброго вам здоровья, царь! – поздоровался Вовка
Царь ему отвечает: «Да, что сказать, доброго или не доброго….»
- А что это вы царь, да так не веселы? – спрашивает Вовка.
- Был я в гостях у королевича из тридесятого, у него такой сад с цветами, а у меня только клумба и та пустая, нет умельца в моем царстве, чтоб клумбу посадить!
- Не печалься царь, я твоему горю помогу! Показывай мне свою клумбу!
Слайд 8. Разбить цветник.


-Вот любуйся гость мой нечаянный! – сказал царь
Вовка почесал в затылке и сказал: «Мне инструменты нужны будут специальные, они то в вашем государстве есть?»
- Да, было что-то пойдем, покажу – и повел царь своего гостя туда, где утварь всякая хозяйственная хранилась.
Слайд 9. Инструменты.


Глянул Вовка на все что у царя хранилось и, засучив рукава, стал отбирать те инструменты которые ему понадобятся для разбития клумбы.
Ребята, а что такое инструменты?
Инструменты - это орудия в руках человека для вы¬полнения какой-либо работы.
А чтобы Вовка ничего не перепутал, мы ему поможем.
Дети отбирают нужные для разбития клумбы инструмент: называют их, называют их назначение, произносят глаголы – действия.
Слайд 10. Тележка с инструментами.


Вот мы с вами сейчас немного разомнемся, чтобы наша клумба получилась красивой
Слайд 11. Физминутка:


На дачном участке, в деревне, в селе
Работы хватает у всех на земле.
Земле, как и людям, забота нужна,
Тогда урожаем одарит она.
Поэтому нам инструменты даны;
Они для различной работы нужны.
Скорей инструменты мы в руки возьмем
И действовать ими умело начнем!
Копаем, копаем, рыхлим и рыхлим,
Цветочки посадим рядками
Польем мы из леечки сами.

Слайд 12. Цветущая клумба.


Очень удивился царь, увидев результат. И спрашивает: «Вот как здорово у тебя получается, может, останешься у меня в царстве главным садовником?»
- Нет, царь, мне дальше идти надо, а как ухаживать за клумбой я тебя научу.
Слайд 13. Время и сроки ухода за цветами.


Ребята, давайте вспомним три основных правила ухода за садом и огородом (Клик)(поливать, полоть, рыхлить).
Детям раздаются карточки, на которых изображено разное время.
Ребята выбирают благоприятное для ухода за садом и огородом, объясняя, почему они выбрали именно его.
Попрощался Вовка с царем и пошел дальше. Чтоб разнообразить свое путешествие решил он поплыть по речке, которая текла вдоль всего его пути, а тут и плот у берега привязан был, вот на него Вовка и встал, да поплыл.
Слайд 14. Путешествие на плоту.


На пути ему встретилась грустная пчелка с пустым ведерком.
- Пчелка, пчелка, а почему у тебя ведерко пустое?
- Беда у нас, зима холодной была, все цветы на лугу померзли, не с чего нектар собирать.
Наш герой, когда по цветочному полю гулял, семена цветов сказочных насобирал, достал он из кармана семена и отвечает пчелке: «Я помогу пчелка тебе!»
Слайд 15. На поле с цветами.


Сошел он с плота на берег, вытряхнул из карманов оставшиеся семена и развеял их над полянкой. (Клик) На его глазах стали расти цветы, должны помнить, что мы находимся в сказке, от куда ни возьмись, налетели пчелы, и стали собирать нектар с цветов.
Радостно было Вовке наблюдать за их слаженной работой. Тут к нему подлетела знакомая ему пчелка и сказала: «Спасибо тебе, добрый молодец!». Счастливый Вовка отправился домой.
Слайд 16. Соты пчел.


Ребята, посмотрите, это соты пчел, назовите геометрическую фигуру, которую вы видите (шестиугольник, шестигранник). У вас на столах есть такие же шестигранники, выложите такой же цветок, дополните его стебельком и листочками.
Дети выкладывают цветок из шестигранников.
А теперь составьте задачу глядя на ваш цветок.
Дети составляют задачи.
Слайд 17. Тридесятое царство.


Вот походит он к третьему тридевятому царству, а тут царь на троне расположился у крыльца своего дворца.
- Доброго вам здоровья царь! – поздоровался Вовка
- И тебе не хворать! – уныло ответил царь
- А вы, почему такой печальный, почему не в светлице царской сидите? – заинтересовался Вовка
- Да, скучно мне в светлице то, стены белые, грусть тоска одолевает, - со вздохом отвечает царь
- Пригласи меня в свою светлицу, хочу посмотреть на них! – напрашивается в гости Вовка
- Да, заходи, коль с миром пришел!
Слайд 18. Светлица царя.


Дал царь малую корону Вовке, он зашел в светлицу и удивился!
- Да, - сказал он, - скучно же с белыми стенами жить, вот бы их орнаментом цветочным украсить!
- Так, кто ж их украсит то, - отвечает царь, - мастеров, умельцев то давно в моем царстве не гостило!
- Может, я помогу? – спрашивает Вовка
- А сможешь? – царь даже оживился, - отблагодарю тебя по-царски!
- Только мне немножко размяться надо, а то пальчики, то мои затекли! – сказал Вовка
И мы с ним вместе сделаем пальчиковую гимнастику.
Слайд 19. Сопряженная гимнастика пальцев и языка.


«Цветок»
Текст, произносит взрослый Движения или статическая поза
Рук Губ и языка
Вырос высокий цветок на поляне. Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка
развести и округлить пальцы. Язык высунуть и с напряжением
тянуть его к носу
Утром весенним раскрыл лепестки.Развести ладони. Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе
– врозь (несколько раз) Рот широко открыть – закрыть (в
соответствии с движениями пальцев)
Всем лепесткам красоту и питанье
дружно дают под землёй корешки Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой,
пальцы развести. Язык высунуть и с напряжением тянуть к
подбородку.
Вот мы и размялись, приготовились, поставили опорную точку в своих тетрадках.
Слайд 20. Математический диктант рисование по клеточкам «Цветок».


методика проведения математического диктанта:
1. У каждого ребенка в тетради (тетрадь в обычную клетку) стоит опорная точка, которую ставит воспитатель красной пастой.
2. Дети пишут простым карандашом, обязательно на столе присутствует ластик.
3. Воспитатель произносит следующий текст: "Одна клеточка вправо, одна вниз, одна вправо, одна вниз и т.д." пока рисунок не замкнется.
4. Дети сдают тетради, воспитатель после НОД их проверяет и поощряет успешных (мы с напарницей вклеивали наклейки прямо в тетради тем кто был успешным, у кого получалось не совсем рисовали флажки, треугольники красной пастой).

(Клик) Напоил царь своего гостя чаем из самовара с баранками, и отправился Вовка домой.
Слайд 21. Подведение итогов занятия.

Интегрируемые образовательные области

  • Познание
  • Коммуникация
  • Социализация
  • Чтение художественной литературы

Виды деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательная.

Программные задачи :

Образовательные :

Учить составлять модели ситуаций;

Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

Закрепить знания о классификации диких животных;

Закрепить понятия: «твердое тело», «жидкость», «газ» и их отличие друг от друга.

Развивающие :

Развивать наблюдательность;

Умение сравнивать, анализировать, обобщать;

Развивать элементарные представления о том, из чего состоят тела и как они могут изменятся;

Умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные :

Воспитывать интерес и любознательность к экспериментированию;

Воспитывать умение вести себя во время опытов;

Воспитывать умение использовать накопленные ранее на НОДе и в повседневной жизни представления об объектах неживой природы.

Материалы и оборудование:

  • Глобус
  • Яблоко
  • Разные емкости: миски, стаканы
  • Пробка
  • Камешки
  • Монетки
  • 2 яйца
  • Рукавичка
  • Спиртовка
  • Зеркальце

Предварительная работа с детьми :

Познание:

Знакомство с объектами неживой природы;

Наблюдения на прогулках;

Просмотр видео о явлениях природы.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихов о воде.

Социализация:

Эксперимент в свободной деятельности;

Игры – эксперименты.

Труд :

Изготовление раздаточного материала (карточки)

Физическое развитие:

Оргмомент «Приветствие»

Игра малой подвижности «Вода – не вода»

Создание условий для самостоятельной деятельности.

Взаимодействие с семьей:

Создание и оформление игровой зоны для самостоятельного экспериментирования.

Техническое сопровождение:

Музыкальное обеспечение;

Техническое обеспечение.

НОД в подготовительной группе «Царство воды»

Описание сценария

Оргмомент.

Ребята, я предлагаю вам взяться за руки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь мне, и у нас будет хорошее настроение.

Я здороваюсь везде, дома и на улице

Даже «здравствуй» говорю

Я соседской курице.

Сегодня у нас в гостях капелька, которая предлагает отправиться в путешествие в страну «Воды». Но пришла она не одна к нам, а со своими меленькими помощницами – сестричками. Они вам помогут преодолеть препятствия на пути.

И первое препятствие, которое предлагает капелька, игра: «Вода - не вода» (дети стоят в кругу, ведущий называет слово, обозначающее то, что содержит воду, дети поднимают обе руки; если предмет или явление, названное ведущим, имеет косвенное отношение к воде, дети поднимают одну руку; если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой, руки поднимать не надо).

Игра: лужа, кораблик, камень, река, озеро, дельфин, пробка, пингвин, пруд, книга, ручеек, ветер, океан.

Скажите, часто ли вы не поднимали руки? (нет, т.к. мало предметов и явлений, не связанных с водой.)

А вы знаете, сколько в человеке воды? Организм человека в основном состоит из воды. Вода содержится и в слюне, и в крови; с помощью воды из организма удаляются вредные вещества (плакат №1). Во взрослом человеке содержится шесть ведер воды. А вы знаете, сколько воды в вас? (5 трехлитровых банок).

Для чего нужна вода? (ответы)

Скажите, а много ли воды на нашей планете? Посмотрите на глобус, здесь голубым цветом изображены моря и океаны. Чтобы вам было понятнее, я покажу на примере яблока – три четверти вода, одна четверть суша.

Вода входит во все живые организмы – в каждое растение, в каждое животное. Давайте посмотрим внимательно на картину, и вы узнаете в каком растении содержится больше воды, а в каком меньше.

Капелька предлагает вам поиграть в игру «Выбери животного, обитающего в водной среде». А теперь садитесь и мы подробнее поговорим с вами о свойствах воды.

1. Может ли вода менять поверхность (ответы). Проверить это можно, налив одинаковое количество воды в три разные емкости.

2. Может ли вода менять форму (ответы). Проверим это тоже тремя емкостями.

А можно ли пролить воду и почему вода проливается? (ответы). Вода проливается, потому что ее частички, хотя и соединены друг с другом, но не так крепко, как в твердых веществах. И легко взявшись за руки, встанем на небольшом расстоянии и представим, что мы частички воды.

Капелька предлагает игру «Достань предмет». Ваша задача достать предмет не дотрагиваясь до него (на столе стоят два стакана: первый, с легким предметом, наполнен на половину водой).

А теперь вы должны подумать и решить такую задачу капельки – как можно поднять уровень воды в стакане? (бросить в стакан камешки)

В подтверждение вашего решения послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Умная галка».

Капелька предлагает эксперимент с монетками «Вода имеет кожу». Это можно увидеть, если в стакан, заполненный до краев водой осторожно опускать монеты. Посмотрите, вода поднимается над стаканом. Сколько монет мы положили, прежде чем вода пролилась? Таким образом, поверхность становится выпуклой, как будто ее удерживает тонкая кожа.

Есть еще одно свойство воды, и я его вам покажу. Перед вами два сосуда с водой. В первом сосуде чистая вода, а во второй я добавлю соль. Опущу в оба сосуда яйцо. Что произошло? Как вы думаете, почему во втором сосуде яйцо не утонуло? Потому что частички соли распределились между частичками воды, и вода стала плотнее.

Сравним воду и лед. Что у них отличительного и общего? (ответы).

Капелька предлагает одному участнику одеть рукавичку и взять лед в руки, а другому взять лед голой рукой и понаблюдать у кого лед растает быстрее: в рукавичке, в руке, или на блюдце. Засекаем время(используем песочные часы). Как вы думаете, у кого быстрее растает лед? (ответы). Лед тает и превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавичка разъединяет тепло рук и холод льда.

Вот вы увидели два состояния воды: жидкое - вода, частички которой находятся друг от друга далеко, и твердое – лед, частички плотно прижатии друг к другу.

Как вы думаете, что произошло со снеговиком? (показ картины). Я предлагаю составить схему вместе со мной.

А теперь, капелька предлагает вам самостоятельно решить следующие ситуации и построить модели этих ситуаций.

a) Петя купил мороженое себе и маме. Свое съел, а мамино убрал под подушку, что бы утром ей сделать сюрприз. Обрадовалась мама? (составление модели с карточками).

b) Петя гулял на улице. Пошел снег, первый снег в этом году. Петя слепил снежок и убрал его в карман (дома нужно сестренке показать). Что найдет сестренка в кармане? (составление модели с карточками).

c) В сказке «Волк и лиса», хитрая лиса уговорила волка опустить хвост в прорубь, чтобы рыбы наловить. Что потом произошло? (составление модели с карточками).

Значит вода может замерзать? Где вы наблюдали такое явление? (ответы).

А теперь понаблюдаем такое явление. Все знают, что лед может превратится в воду и наоборот. Но ведь есть еще одно состояние. Проследим, что происходит с водой при длительном нагревании. Что происходит? (ответы). Вода закипела. Ее становится все меньше и меньше. Куда же она исчезает? (ответы). Превратилась в пар. А пар во что? (воспитатель помещает над паром зеркальце) (ответы). Частички воды превратились в пар, значит, они находятся друг от друга далеко.

Положим лед в миску и нагреем. Где лед? Чем он стал? (ответы)

Поработаем с нашими символами: (составление модели с карточками).

В каком состоянии бывает вода: жидком, твердом, газообразном (показ блока «круговорот воды»).

В заключительной части дети читают стихи о воде:

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

В водопроводном кране

Как сосулька замерзает

В дом туманом к нам вползает

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется

На плите у нас кипит,

Паром чайника кипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наестся, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

В озере ее найдете

И в сыром лесном болоте,

Путешествуем всегда

Наша спутница – вода!

Елена Харина
Пробуждение природы. Конспект НОД по познанию в подготовительной группе

Тема : Пробуждение природы .

Программное содержание :

Образовательная задача :

Развивать временную ориентацию.

Развивать логическое мышление, способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно - следственные связи, взаимосвязи и последовательность явлений природы .

Развивать наблюдательность, внимание, память, художественный вкус, творческое воображение.

Совершенствовать мелкую моторику рук, точность движения пальцев.

Обучающая Задача :

Закрепить представление детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки самостоятельно, закреплять с детьми знания о деревьях, кустарниках, травах, цветах.

Воспитательная задача :

Воспитывать эстетическое отношение к красоте родной природы .

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе , эмоциональное восприятие, терпение и усидчивость.

Формировать у детей позитивное отношение к своей работе.

Вид мероприятия : интегрированное занятие

Предварительная работа :

Экскурсия по участкам детского сада, наблюдение за деревьями, птицами, за изменениями в природе .

Рассматривание иллюстраций, картин о весне.

Беседы с детьми о весне, заучивание стихотворения Михаила Пляцковского «Деньки стоят погожие»

Чтение рассказов, стихов, загадывание загадок о весне.

Разучивание песен, хороводов о весне.

Приготовление детьми заготовок вазочек и цветов для практической работы.

Создание и запись видеофильма «Пробуждение природы »

Дидактическое обеспечение : На каждого ребёнка - заготовки вазочек, тарелочка с природным материалом , тарелочка под шишечки ольхи, салфетка; художественное слово, видеофильм «пробуждение природы » , аудио сопровождение : «Звуки природы » .

Оборудование : Мультимедийная система : ноутбук, проектор, экран.

Персонаж занятия : Лесовичок

Словарная работа :

Активизировать и расширить словарный запас детей по теме «Пробуждение природы » (пробуждение , проталины, набухают почки, рыхлый снег)

Планируемый результат :

Эмоционально воспринимать природный мир , видеть красоту весенней природы .

Составлять линейные и центрические орнаменты на вазочке, видеть итог своей работы и работы своих сверстников.

Ход занятия:

1ч. Дети заходят в группу из спальной комнаты . Воспитатель обращает внимание детей на гостей, предлагает поздороваться с ними. Дети садятся на скамеечки.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они вместе с нами хотят узнать что-то новое и удивительное. Сели все красиво, я вам сейчас загадаю загадку, а вы, догадайтесь, о чём эта загадка :

Она придет вслед за зимой,

Тепло подарит нам с тобой,

Разбудит землю ото сна.

А как зовут её? (Весна)

Весна - это праздник пробуждения природы . Все люди, животные, растения ждут от весны радости и тепла. О весне часто говорят : весна красна. "Красна" - не потому что появляются красные цветы. Ведь все равно основной цвет весны - зеленый. А потому что - красивая. Это действительно очень красивое время года. Впервые дни весны природа еще выглядит довольно неприглядно : серые комья снега, голые черные деревья. Но уже так весело начинает светить и пригревать солнце, что картина выглядит все равно радостной и обещающей. Все знают : еще немного и придет настоящая красота. Очень красивы и нежны первые цветы. Они появляются прямо из-под снега. А едва сойдет снег, вся земля быстро покрывается свежей травкой. Она такая красивая, яркая, что её сравнивают с драгоценным камнем, называют изумрудной. А спустя еще неделю на деревьях начинают набухать и лопаться почки, раскрываются пробивающиеся листики . Многие деревья начинают цвести еще до того, как выпустили листочки, например, верба. Пушистые серые комочки на вербе напоминают маленьких зайчиков, которые притаились в ожидании тепла. Возвращаются с зимовки перелетные птицы. Повсюду слышно их веселое пение. Особенно хорошо поют птицы на рассвете. И всё это говорит о том, что природа просыпается .

2ч. Раздаётся стук в дверь, появляется Лесовичок.

Лесовичок : Здравствуйте, ребята, я обходил свои лесные владения, любуясь, красотой своего леса и случайно забрёл, к вам в детский сад.

Вы меня узнали? Я Лесовичок.

Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (Весна) .

Какой первый месяц весны? (Месяц март)

А после, какого времени года наступает весна? (После зимы)

Правильно, а что происходит с весной после зимы? (Весна просыпается,

пробуждается ).

Да, ребята, весной от тёплых лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц. Природа пробуждается .

Сегодня я хочу предложить вам посмотреть видеофильм о пробуждении природы , о том какие изменения происходят в природе весной .

Но перед просмотром я предлагаю вам провести физминутку : «Рябина»

У реки росла рябина (Качают руками над головой)

А река, текла, рябила (Руки опустили плавные покачивания)

Посредине глубины,

Там гуляют рыбины. (Показывают, как плавают рыбы)

Рыба, рыба, рыба царь (Потихоньку приседают)

Называется пескарь. (Подпрыгивают вверх, поднимая руки к верху)

Садитесь удобнее и внимательно посмотрите фильм. Лесовичок показывает видеофильм.

После просмотра фильма воспитатель предлагает побеседовать о весне.

Воспитатель : Ребята, вам понравился видеофильм, который нам показал Лесовичок?

Скажите, а о чем этот фильм? Отвечать, нужно полным ответом. (О весне, о пробуждении природы )

Как светит солнце весной? (Солнце светит ярче, чем зимой)

Что происходит весной со снегом, какой он? (Снег весной тает, становится рыхлый, появляются первые проталины)

А что происходит с деревьями весной? (На деревьях набухают почки, появляются первые листочки)

Как ведут себя птицы весной? (Весной птицы весело щебечут, строят гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов)

Какие природные явления бывают весной? (Весной ярче светит солнце, день становится длиннее, с крыш капают сосульки, тает снег, бегут ручьи, небо стало выше и голубе, появляются первые цветочки, просыпаются насекомые и т. д.)

Лесовичок :

Молодцы ребята, много знаете о весенних явлениях природы . А знаете ли вы, какие деревья растут в лесах нашего края? А что бы это проверить я вам загадаю загадки, а вы их попробуйте отгадать .

Белый низ, зелёный верх-

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши …. (Берёзки)

Зимой и летом,

Одним цветом. (Ель)

Все знают, что у елки

Не листья, а иголки,

И так же, как она

С иголками. (Сосна)

Что за дерево стоит -

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

Да, вижу я ребята, много вы знаете, и о природе нашего края . И за это я хочу подарить вам вот эту корзинку с шишечками. (Отдаёт воспитателю)

Воспитатель : Спасибо тебе большое Лесовичок за видеофильм и за подарок. А мы хотим тебе в знак благодарности подарить красивое стихотворение, которое прочитает Полина Г.

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце тёплое,

Весёлое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя.

Пришла пора цветения.

И значит настроение

У всех людей - весеннее!

Лесовичок : Спасибо и вам ребята за такое удивительное стихотворение и за ваши знания о родной природе . Но мне пора обратно в лес, у меня ещё много дел. До свидания.

3ч. Воспитатель : Ребята давайте посмотрим, какие шишечки подарил нам Лесовичок. Скажите, с какого дерева эти шишечки. (С ольхи) .

Правильно, а давайте мы с вами этими шишечками украсим наши заготовки вазочек. И потом поставим в них цветочки, которые мы с вами недавно сделали. Но для этого нам нужно сесть за рабочие столы.

Дети встают со скамеек и садятся за свои рабочие места.

Сели все красиво, глазки подняли на меня. Посмотрите, ребята, какие вазочки можно сделать из шишечек и другого природного материала . (Показ 1-2 вазочек)

Воспитатель показывает и объясняет детям принцип работы по изготовлению вазочек.

Ребята, вазочку можно украсить по-разному. Можно по центру вазочки сделать красивые цветы. Можно шишечки выкладывать рядками, а можно шишечки наносить на вазочку под наклоном и наклон менять. Верх или низ вазочки можно выложить горохом или крупой. В конце работы, не забудьте руки обтереть салфеткой. А в вазочку поставьте свой весенний цветок.

Перед тем как приступить к работе мы проведём физминутку : «Дерево»

В поле дерево стоит (руки над головой)

Ветер ветки шевелит (наклоны руками)

Ветер тише, тише, тише (руки опускаю, дети приседают)

Деревцо всё выше, выше (руки вверх, дети встают)

А сейчас под музыку «Звуки природы » мы приступим к работе.

Практическая часть занятия под аудио сопровождение - «Звуки природы » . В конце занятия воспитатель подводит итог, оценивая работу детей.

Воспитатель : Ребята, скажите, чем мы с ваши сегодня занимались и что нового вы узнали? (смотрели видеофильм о пробуждении природы , называли характерные признаки об изменениях в природе весной , отгадывали загадки о деревьях, слушали стихотворение, изготовляли вазочки).

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Спасибо вам, ребята, за ваши ответы, за то, что вы сделали такие красивые вазочки. Давайте покажем наши вазочки, их друг другу и полюбуемся этой красотой. А в заключении я хочу вам прочитать красивое стихотворение, которое называется - «Пробуждение природы »

Пришла весна, и солнце ярко свети.

Текут ручьи в глубокие моря.

Деревья свои почки распускают,

Цветы растут, проснулась вся Земля.

«КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: « Мозаика чудес» Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию в процессе экспериментирования Разработала: ...»

МБДОУ детский сад «Гнздышко»

Алтайский край

Мамонтовский район

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

Тема: « Мозаика чудес»

Занятие в подготовительной группе по познавательному развитию

в процессе экспериментирования

Разработала: воспитатель старшей группы,

первой квалификационной категории

Полушвецова Э.Р.

п. Первомайск

Приоритетная образовательная область « Познание»

В интеграции: «Социально-коммуникативным», «Художественно-эстетическим», «Речевым», «Физическим».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательноисследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель НОД: Расширение знаний детей о мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки, посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами материалов и их взаимодействия.

Формировать представления о вулканах.

Подводить детей к ответу полными предложениями.

Формировать умение делать открытия и устанавливать причинноследственные выводы.

Обогащать словарный запас новыми понятиями: кислота, йодовая вода.

реакция взаимодействия материалов Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории и проводить опыты Формировать слуховое и зрительное восприятие.

Формировать умение использовать нетрадиционные техники рисования, используя воображение.



Развивающие:

Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

Развивать познавательные способности: мыслительные операции: анализ, обобщение;

Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Педагогические технологии:

Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, взаимодействие со сверстниками и взрослым).

ИКТ (презентация).

Личностно-ориентированная.

Игровая (игра-путешествие, сюрпризные моменты)

Материалы и оборудование:

колокольчик, тайное письмо, йодовая вода, кисточки, салфетки, макет горы, презентация «вулкан», окрашенная вода, сода и лимонная кислота в мерных стаканчиках, пруд с лилиями, бумажные закрытые лилии, картинка поля с одуванчиками, стаканчики с жлтой окрашенной водой по количеству детей, жидкое мыло, коктельные трубочки, фломастеры, альбомного листа тонированная зелным цветом, звукозаписи: звуки леса, звук вулкана, у пруда.

Методы и примы:

наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).

словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

практический (экспериментирование - элементарные опыты).

сюрпризный момент, создание игровой ситуации (игра – путешествие) Организационный момент, начало занятия.

(установка эмоционального контакта)

Воспитатель стоит и звенит колокольчиком:

Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети вкруг Ты мой друг и друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнмся.

Здравствуйте, ребята. Поднимите пожалуйста руки, кто любит волшебство, фокусы и чудеса? А хотите сами научится творить чудеса?

Тогда закройте глазки и повторяйте за мной: 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!

(организация пространства) (достает письмо, оно накрыто платком, письмо написано лимонным соком) Воспитатель удивляется.

Ух ты, что за послание?

Давайте посмотрим (вертит письмо) это какой - то чистый лист.

Я ничего не вижу.

а, вы, дети? (ответ детей) ну и что это может быть? (ответ детей) а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ.

(создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Экперемент 1.

А случайно не знаете, какими секретными чернилами могут быть написаны тайные письма? (ответ детей: лимоном и молоком) А чтобы прочитать письмо, написанное молоком, что для этого нужно сделать?

(ответ детей поддержать над лампой) Вот сейчас проверим. Ничего не видно. Может тогда письмо написано лимонным соком? А как проверить? (ответ детей: развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо) Вот есть у нас такая водичка. Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодной водичкой).

Появляется рисунок (тропинка ведущая в горы, к пруду и цветочной поляне) Воспитатель выражает восторг.

Посмотрите проявляется что-то. (ответ детей при рассматривании рисунка) Воспитатель - оказывается ребята это не письмо, а приглашение, так давайте отправимся с вами сейчас в горы. Идм?

Дети идут, звучит музыка звуки леса.

А вы знаете, ребята, там, где очень много камней, образуются горы.

Я хочу рассказать, вам ребята одну легенду, хотите послушать?

Художественное слово Жил на свете богатырь по имени Вулкан, и нравилось ему кузничное дело.

Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания. Из отверстия горы летели раскаленные камни, огонь и пепел. Такие огнедышащие горы стали называть вулканами.

(создание ситуации для выполнения поставленной цели) Ребята, а вы, что-нибудь знаете о вулканах? (ответ детей) Вот так выглядит настоящий вулкан Презентация «Вулкан»

Ребята вы хотите запустить вулкан? (ответ детей).

(организация пространства) Тогда подойдите каждый к нашей горе.

Дети подходят к столу с макетом горы.

Внимательно посмотрите и скажите, что нам понадобится для того, чтобы запустить вулкан? (посмотреть алгоритм проведения опыта) (ответ детей: вода, сода, лимонная кислота) Правильно, сода- щлочь, лимонная кислота – кислота, с этими, компонентами обращаться надо аккуратно, на вкус пробовать нельзя, чтобы правильно провести опыт необходимо точно действовать согласно схеме, а также соблюдать правила безопасности.

Опыт 2 «Вулкан»

Насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь высыпаем лимонную кислоту начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Что мы с вами сейчас наблюдали? (ответ детей: извержение вулкана) Как вы думаете, почему произошло извержение? (ответ детей) Вывод: При соединении щелочи (соды) с кислотой выделяется огромное количество углекислого газа, который вырывается наружу в виде раскаленной лавы.

Ой, какие вы умные, внимательные, настоящие учные. Но нам пора.

Воспитатель:

Мы шли, шли И к озеру пришли.

В прозрачной дымке качаются кувшинки.

Посмотрите, какая красота! Ой а эти кувшинки не раскрылись?

Давайте ребята потихоньку опустим кувшинки в воду и посмотри что с ними произойдет?

Опыт3 Дети опускают кувшинки в озеро Посмотрите, что происходит? (ответ детей: кувшинки раскрываются), А как вы думаете, почему они раскрываются? (Ответ детей) похвала детей.

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Художественное слово Капли солнца спозаранку появились на полянке Это в желтый сарафанчик нарядился …(одуванчик).

Ребята, скажите, а можно рвать цветы? (ответы детей). Правильно, если все станут рвать цветы, то на земле не останется такой красоты!

Какие красивые цветочки похожи на маленькие солнышки! А красивые цветочки любят красивые бабочки. Давайте полетаем на цветочками!

Физкультминутка

–  –  –

Воспитатель предлагает нарисовать много одуванчиков.

Чтобы нарисовать цветы, что нам для этого понадобится? (Ответ детей) молодцы все это правильно.

Но занятие у нас с вами необычное, чудесное, и я хочу вам предложить один необычный и интересный способ – рисования пеной.

Хотите попробовать. (Ответ детей) (организация пространства) Ребята, а кто знает, как приготовить мыльную пену? (Ответ детей) Правильно. Чтобы пена получилась наверняка. В сосуд с окрашенной водой добавим несколько капель жидкого мыла, затем взобьем раствор палочкой, чтобы образовалась пена. А чтобы мыльной пены стало много надо подуть в не через трубочку, а потом приложить к пене лист бумаги, получится изображение, которое напоминает одуванчик.

Ну, что будем рисовать одуванчик. (Ответ детей) (создание ситуации для выполнения поставленной задачи) Тогда приступим, только не забывайте о правилах безопасности: воду через трубочку пить нельзя, а потихоньку дуть в воду. А чтобы не ошибиться вам поможет схема последовательности выполнения рисунка. (воспитатель обращает внимание на схему и поочердно спрашивает у детей о последовательном выполнении задания) Дети рисуют одуванчики (звучит музыка леса) (анализ занятия, закрепление,ответы детей) Да, ребята, сколько на нашей матушке земле всего таинственного неизведанного.

А вы хотите узнать ещ больше? (Ответ детей) У меня есть для вас подарок картотека опытов.

Эти эксперименты и опыты, помогут вам узнать много нового и интересного.

Смотрите, читайте, учитесь. Спасибо за занятие, всего вам доброго!

Похожие работы:

«УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ А.Я. БРОДЕЦКИЙ ВНЕРЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ И В ИСКУССТВЕ АЗБУКА МОЛЧАНИЯ Рекомендовано Международной педагогической академией качестве учебного пособия для творческих учебных заведений, факультетов педагоги...»

«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 13) УДК 37.018.15 Минина Анна Владимировна Minina Anna Vladimirovna аспирант кафедры дошкольной педагогики PhD student, Московского педагогического Preschool Education Subdepartment, государственного университета, Moscow State Pedagogical Univer...»

«Коррекционная педагогика, дефектология КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА, ДЕФЕКТОЛОГИЯ Заиграева Надежда Викторовна канд. психол. наук, доцент Смолянинова Татьяна Алексеевна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНОМ...»

«МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННАЯ ПЕДАГОГИКА МОСКВА – 2008 г. ВВЕДЕНИЕ Предлагаемый у...»

«Глухова Евгения Сергеевна Динамика личной активности педагогов в условиях психологически сопровождаемой проектной деятельности 19.00.13 – акмеология и психология развития Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Томск 2004 Работа выполнена при кафедре генетической и клинической психо...»

«Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Мурманска детский сад общеразвивающего вида № 133 Создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей социализации и индивидуализации детей Мурманск Содержание Введение 3 1. Теоретические основы предметно – развивающей среды 1.1. Понятие предметно –...»

«БОГОМАЗОВА Виктория Владимировна КОММУНИКАТИВНАЯ КАТЕГОРИЯ «ЧУЖДОСТЬ» В СУДЕБНОМ ДИСКУРСЕ 10.02.19 – теория языка Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук Научный руководитель: доктор филологических наук доцент Н.Н. Панченко Волгоград 2015 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение ГЛАВА I. ОППОЗИЦИЯ...»

«Оглавление Введение..3 Глава 1. Теоретические основы формирования классного ученического коллектива в современной начальной школе.7 1.1. Понятие «детский коллектив» в трудах отечественных педагогов.7 1.2. Особенности формирования коллектива в начальной школе.14 1.3. Коллективная...»

«ВОПРОСЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 2003 (3), № 1 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИАТРИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОТЕРАПИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СМЕЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В. Е. Каган ЭПИДЕМИЯ ДЕТСКОГО АУТИЗМА?.. 7 А. Ю. Егоров Алкоголизация и...»

«Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический университет Уральское отделение Российской академии образования Академия профессионального обра...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.