Влияние генетической наследственности на поведение. Что такое отношение? Позитивный контент vs. негативный контент

В основе большинства учений лежит предпосылка, гласящая, что личные убеждения и чувства определяют наше общественное поведение.

Одним из классических исследований на тему связи между аттитюдом и поведением стало исследование, проведенное Ричардом Лапьером с китайской парой, которое показало, что аттитюды владельцев ресторанов не соответствовали их реальному поведению по отношению к китайцам.

Позднее социальный психолог Алан Уикер опубликовал результаты нескольких десятков научных исследований и сделал вывод о том, что по установкам, о которых говорят люди, нельзя предсказать вариации их поведения. Затем А.Кислер установил, что данные о соответствии установок поведению получены в условиях лабораторного эксперимента, а данные о несоответствии – в реальной жизни. Таким образом, первоначальному тезису, что установки определяют поведение, в 1960-х годах был найден антитезис, что установи на самом деле ничего не определяют.

В ответ на это был предложен ряд теорий , объясняющих рассогласование аттитюдов и поведения.

Объяснение первое. У социальных психологов никогда не было возможности напрямую обратиться к установкам. Они их изучают, скорее всего, по внешним проявлениям, но в повседневной жизни люди иногда выражают установки, которых сами не придерживаются (метод фиктивного канала информации).

Второе объяснение (или концепция). Алан Уикер считает, что на пути от вербально выражаемых компонентов аттитюда к поведению вступают помехи, «препятствующие факторы». Этими препятствующими факторами могут быть другие аттитюды, которые тоже соотносятся с этой ситуацией, но обладают по сравнению с вербальными большей силой, в большей степени определяют поведение. Например, в казусе Лапьера таким конкурирующей с расистским аттитюдом (не пускать китайцев) могла быть установка, которая коренится в навыках профессиональной деятельности владельцев отелей и ресторанов на оптимальное обслуживание клиентов.

Социальные психологи изучали конкретные условия , в которых установки будут влиять на поведение.

1.Рассел Фазио и его коллеги полагают, что установки представляют со­бой когнитивные схемы и, подобно другим схемам, складиру­ются в памяти и поэтому присутствуют в сознании не всегда, а лишь по мере необходимости . Иногда у нас нет реального аттитюда в отношении чего-либо, т.е. наша память не хранит никакой оценки данного объекта. В этом случае малодоступные аттитюды не будут реально направлять наше поведение.

Напротив, когда установка становится дос­тупной для осознания , то возрастает вероятность того, что она послужит причиной определенного поведения. Рассел Фазио установил, что легкодоступный аттитюд определяет поведение. Легкодоступный аттитюд – это такой, в котором оценка объекта возникает в голове сразу же, почти мгновенно , стоит только нам с ним встретиться.

Одним из процессов, который активизирует опреде­ленные установки в оперативной памяти индивида, является прайминг. Вызвать процесс прайминга и активизировать уста­новку может, прежде всего, вид самого предмета установки или упоминание о нем . *Так, например, у человека, увидевшего себя в зеркале, может активизироваться схема самосознания - установ­ка в отношении себя самого. И если это случится в супермаркете, то, возможно, данный индивид откажется от намерения унести что-нибудь из магазина, не заплатив за товар. Активизация самосознания может побудить индивида вспомнить, что он осознает себя честным, порядочным человеком, не вором.

Частая реализация установки в поведении, так же как и частое вербальное выражение установки, делает ее легкодоступной.

2. Исследования показывают, что установка лучше определяет поведение, когда она является сильной . Рассел Фацио и Марк Занна провели множество экспериментов по изучению влияния прямого опыта на установочно-поведенческую связь и выявили, установки, ко­торые сформировались на основе непосредственного личного опы­та, также обладают большей доступностью, а следовательно, и большим влиянием, чем установки, сформировавшиеся косвен­ным образом, например, через заимствование.

3.В работе Айзена и Фишбейна отмечается, что как установки, так и поведение можно охарактеризовать четырьмя различными элементами:

    Действие . Определяет, какой вид поведения осуществляется, например, поведение голосующего; поведение помогающего кому-то или покупающего что-то.

    Объект . Определяет, на какой объект направлено поведение : например, на определенного политического кандидата, близкого друга или новое изделие.

    Контекст . Определяет, в каком контексте осуществляется поведение : например, в тоталитарной или демократической политической системе, публично, или конфиденциально, с полным или пустым бумажником.

    Компоненты времени . Определяет, в какое время осуществляется поведение: например, весной 2003 года, немедленно, или в течение следующих 2-х лет.

Согласно Айзену и Фишбейну тесную взаимосвязь между установкой и поведением можно обнаружить, только когда оба показателя (поведение и установка) согласованы по степени их конкретности , т.е. когда оба показателя соответствуют друг другу в высокой степени . * Например, установка по отношению к общей концепции «нужно вести здоровый образ жизни», не может предсказать, какие упражнения и диета будут использованы. Будут ли люди бегать трусцой или нет, определит мнение о ценности и преимуществах бега трусцой.

Таким образом, если установка является общей («нужно вести здоровый образ жизни», «я не люблю китайцев»), а поведение специфическим (например, бегать трусцой или стать вегетарианцем; или принимать – не принимать китайскую пару), нельзя ожидать точного совпадения слов и поступков. Установка предсказывает поведение, если она в точности соответствует изучаемому поведению .

Таким образом, установки предопределяют поведение, если:

    они легкодоступны;

    установка сильна (если она результат непосредственного опыта),

    другие влияния уменьшены;

    установка соответствует действию.

4.Личностные факторы . Люди с низким уровнем самомониторинга – те, чье социальное поведение существенно зависит от их внутреннего состояния, характера, установок, поступают в соответствии со своими установками, чем люди с более высоким уровнем самомониторинга (которые ороиентированына ситуационные сигналыилина потенциальные реакциипартнеров по общению).

Высокая установочно-поведенческая корреляция была зафиксирована у «самоосознающей личности», они обычно ладят со своими установками. Внимание самоосознающей личности фокусируется на себе, на собственных эмоциях, желаниях, нормах, установках. Внимание же личности с низким уровнем самоосознания направлено на других людей и их окружение.

Социальные психологи пришли к выводу, что для того, чтобы побудить человека сосредоточить внимание на своих внутренних убеждениях, нужно заставить их взглянуть на себя в зеркало, услышать свой голос на магнитофоне, надеть именную табличку и т.д.(метод выставления зеркал).

5. Теория обоснованных действий. Фишбейн и Айзен предложилимодель установочно-поведенческой взаимосвязи , которая вводиткомпонент социальных норм как основной фактор. Эта модель называюттеорией обоснованных действий, а ее расширенную версию –теорией планируемого поведения (Айзен и Мадден).

Айзен и его коллеги предположили, что наше поведение зависит от НАМЕРЕНИЯ исполнить или не исполнить это поведение.

    Поведенческое намерение определяется, в первую очередь, положительной или отрицательнойоценкой человека последствий этого поведения, т.е.установкой по отношению к поведению. Например, установка студента относительно хорошей успеваемости: хорошая учеба приведет к позитивным последствиям (большая стипендия, хорошее распределение и т.д.) плохая – кнегативным последствиям.

    Вторым детерминантном поведенческого намерения является так называемаясубъективная норма, т.е. ожидание студента, что значимые другие: друзья, близкие и т.п., ожидают от него данного поведения – хорошей учебы).

В первоначальном варианте теории обоснованных действий отмечались лишь эти два фактора, которые воздействовали на поведенческие намерения, и, соответственно, наповедение .Расширенная теория планируемого поведения прибавила еще один фактор –различимый контроль за поведением - ожидание человеком облегчения или затруднения выполнения запланируемого им поведения. ). Например, они (студенты) способны преодолеть все возможные проблемы, которые могли бы препятствовать их хорошей успеваемости.

Эти теории проверялись во многих эмпирических исследованиях и полу чили значительное эмпирическое обоснование. Однако некоторые ученые усомнились в предположении о рациональности принятия решения человеком из-за его ограниченных способностей перерабатывать информацию, что составляет основу модели обоснованного действия (Фазио).

Как гормоны влияют на поведение человека

Гормоны отвечают буквально за всё: начиная с чувства голода и заканчивая ускорением сердечного ритма при испуге. Без них мы могли бы прожить всего несколько дней. Однако степень влияния этих биологических веществ на организм недооценивается. Правда заключается в том, что гормоны тотально контролируют нашу жизнь, и, возможно, благодаря им человечество не вымерло.

Так хорошо это или плохо — сильно зависеть от обменных процессов, заложенных в нас природой? Этот и другие моменты проясняем в новой подборке фактов о роли гормонов в жизни.

1. Объятия и поглаживание домашних питомцев (например, кошек) стимулируют у человека выработку окситоцина. Этот гормон может снять отеки и быстрее заживляет раны.

2. При грудном вскармливании в организме матери начинает вырабатываться окситоцин. Он предотвращает кровотечения матки и вызывает её сокращения, благодаря чему она обретает те же размеры, что и до беременности.

3. Алкоголь притормаживает выработку антидиуретического гормона, благодаря которому почки удерживают воду. Поэтому люди, пьющие алкоголь, подмечают у себя учащённое мочеиспускание. Употребление спиртного в больших дозах может даже привести к обезвоживанию.

4. Выполнение секреторных функций нашего организма не ограничивается восемью эндокринными железами, продуцирующими гормоны. Например, женская плацента производит эстроген и прогестерон. А в желудке вырабатывается грелин, который отвечает за чувство голода.

5. Учёные обнаружили взаимосвязь между выработкой витамина D и уровнем тестостерона. Чем больше времени вы пробудете на солнце, тем больше тестостерона выработает ваш организм.

6. В начале XIX века учёные поняли, что деятельность всех органов регулируется на химическом уровне. Однако сам термин «гормон» возник только в начале XX столетия.

7. Сейчас вы поймёте, почему самые плохие и травматичные моменты из жизни запоминаются лучше всего! Оказывается, во время стресса наши миндалины вырабатывают критичное количество адреналина и кортизола. А это приводит к улучшению функции запоминания разных переживаний.

8. Исследователи обнаружили, что пребывание в недельном турпоходе без наличия электроники может восстановить наши биологические часы. Количество вырабатываемого гормона мелатонина (отвечающего за сон) синхронизируется со временем восхода и заката солнца.

9. Организм регулирует нехватку сна. Этим объясняется непонятная, на первый взгляд, вялость — когда человек спит по 10 часов в сутки и не высыпается! Причина проста — на прошлой неделе он уделял сну лишь 3 часа в сутки. А теперь его организм банально «добирает» нехватку жизненно важного процесса.

10. Кстати, дефицит сна ухудшает работу эндокринной системы. Гормональный сбой может привести к ожирению, сердечно-сосудистым и иным заболеваниям.

11. Во время Второй мировой войны британские шпионы пытались сделать Гитлера менее агрессивным. С этой целью они подмешивали в еду фюрера женский гормон эстроген.

12. Женщины, как правило, дольше успокаиваются после ссор и стрессов. Это объясняется большей реактивностью и лабильностью нервной и эндокринной систем.

13. Не нося солнцезащитных очков, вы сможете загореть гораздо больше! Глаза, ощущающие яркий свет, передают гипофизу приказ высвободить МСГ — меланоцит-стимулирующий гормон. А это, в свою очередь, влияет на увеличение выработки меланина. Загар становится более насыщенным!

14. Учёные из Института Вейсмана в Израиле обнаружили, что запах слёз женщины снижает уровень тестостерона у мужчин.

15. Когда человек влюбляется, его мозг вырабатывает столько же гормонов (дофамина, норадреналина, серотонина), как и после употребления наркотиков.

16. Организм умеет преобразовывать тестостерон в эстроген (например, при сеансе ароматерапии). Но превращать эстроген в тестостерон наше тело не может.

17. Избыток событий и общения, в том числе в социальных сетях, могут вызвать депрессию, тревожные состояния и другие проблемы со здоровьем. Постоянный стресс, даже позитивный, расшатывает устойчивость эндокринной системы. В результате гормоны, такие как инсулин, дофамин, начинают вырабатываться неправильно.

18. Исследователи из Университета Северной Каролины обнаружили, что объятия в течение 20 секунд запускают выработку окситоцина и уменьшают риск сердечно-сосудистых заболеваний.

19. Витамин D — единственный, который также одновременно является гормоном. Его дефицит может привести к серьёзным проблемам, включая депрессии и шизофрению.

20. Существует так называемый синдром нечувствительности к андрогену. Это значит, что лицо мужского пола генетически устойчиво к мужским гормонам. При такой патологии человек имеет женские черты при наличии генетически мужского состава.

21. Однажды парашют Джоан Мюррей не раскрылся. Падая с огромной высоты, она врезалась в огромный муравейник и выжила. Учёные считают, что её сердце не остановилось благодаря огромному количеству адреналина, полученного вместе с муравьиными укусами.

Основные характеристики, черты личности и личностные факторы, влияющие на ОП

ЧЕЛОВЕК, ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, СУБЪЕКТ

ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Человек – это родовое понятие – отдельный представитель человеческого рода.

Индивид – это конкретный человек со своими биологическими и психическими особенностями.

Личность – это индивид как носитель качеств, приобретённых в процессе жизни в обществе.

Индивидуальность – личность, обладающая духовными качествами и творческими и способностями, присущими только ей.

На поведение человека влияет две группы факторов (стимулов): внутренние (личностные) и внешние (ситуационные) . И поведение является результатом влияния этих двух групп факторов [Немов, с. 390].

К внутренним факторам (личностным диспозициям, стимулам), которые влияют «изнутри», относят психологические характеристики (свойства) личности: потребности , мотивы, цели , намерения, стремления, интересы, ценности и т. п.

К внешним или ситуационным факторам относятся все стимулы внешней среды: политическая, экономическая и социальная ситуация, отношения, вознаграждения и наказания, поведение окружающих людей (членов семьи, коллектива, группы, руководителей, знакомых и т. д.) – в общем, всё, что окружает человека или регламентирует его поведение – нормы, законы, правила, инструкции и т. п.

Наиболее важным фактором, влияющим на поведение, являются потребности .

Потребность – это нужда, принявшая конкретную специфическую форму

[С.К. Лапп. В бизнес по расчёту. С. 113].

Потребность – состояние нужды организма, индивида, личности в чём-то, необходимом для их нормального существования [Немов, с. 563].

Потребность «сообщает» человеку на уровне ощущений о том, что требуется организму (органические потребности) или личности (психологические потребности). [Я]

Потребности есть у всех объектов живой природы; этим они отличаются от объектов неживой природы.

Когда человек поймёт, что в данный момент (или в будущем) ему требуется, чего не хватает, тогда говорят, что потребность «опредметилась», т. е. нашла свой предмет – то, что именно требуется – вода, яблоко, другая еда, знания, диплом, власть, карьера, машина, секс, другой человек, родная душа и т. п.

Существует много классификаций потребностей. Например, потребности бывают органические (физические, физиологические), материальные , духовные , социальные (в общении и взаимодействии с другими людьми). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей.

Потребность активизирует организм, инициирует, направляет и стимулирует его поведение, т. е. является побудительным фактором.


Вторым по значимости после потребности побудительным фактором является цель . Целью называют тот результат, на получение которого направлена деятельность, вызванная потребностью.

А вот каким способом будет человек достигать цели, зависит от системы егоценностей . Ценность – это то, что человек высоко ценит в своей жизни. Потребности в еде, например, можно удовлетворять одним из следующих способов: вырастить самому, приобрести в обмен на что-то (бартером или покупкой), украсть или отнять. И именно ценности, а точнее их система, совокупность (ценностные ориентации) определяют в значительной степени способ достижения цели (удовлетворения потребности) – заработать и купить, украсть или отнять.

И если потребности являются побудителями активности и поведения человека, а цели направляют поведение, то регуляторами поведения являются ценности (ценностные ориентации), а также:

1. Индивидуальные особенности. Это:

Психические процессы: восприятие, внимание, мышление, воображение, память и т. д.

Темперамент, характер, способности, воля, эмоциональность, настроения.

Умения, навыки, привычки, возраст, пол, социальное положение и т.д.

2. Специфика труда.

4. Условия труда.

5. Роль и статус.

6. Инструкции, положения, приказы, распоряжения.

7. Традиции, обычаи, менталитет (самосознание).

8. Государственные законы, общественные правила поведения, семейные традиции, национальные традиции.

П=f(X, E), где

Х – особенности характера;

Е – окружающая среда (ситуация). Формула принадлежит психологу Курту Левину.

Есть и другая формула:

П=f(J, E),

J – природные свойства индивида;

Е – окружающая среда.

Психологу Р. Б. Кеттелу (1905–1998) принадлежит формула:

П=f(Р, E),

где Р – структура личности.

Как видим, его формула несущественно отличается от формулы К. Левина.

Но понятно, что поведение индивида является функцией всех вышеперечисленных переменных: особенностей индивида (природных и приобретенных) и окружающей среды, т. е.:

П=f(J, X, E).

Большое влияние оказывает также восприятие, то есть не то, что есть на деле, или происходит, но, гл.о. то, как это всё воспринимается индивидом .

Основные характеристики личности, определяющие ее поведение

Личность формируется в процессе (в результате) социализации.

В процессе социализации появляется «Я–концепция» и самооценка личности.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

«Я – концепция» – это система представления человека о самом себе.

Виды «Я – концепции»:

1. «Я – реальное» – адекватная;

2. «Я – идеализированное» или «Я-идеальное» – неадекватная.

2 Макиавеллизм – нравственная неразборчивость в средствах на пути к цели (по головам и т. п.).

3. Перфекционизм – стремление к совершенству, безукоризненности в исполнении обязанностей и дел.

4. Локус контроля – характеристика личности, показывающая, где человеком помещает источник контроля за своим поведением, за своей судьбой. Интерналы имеют внутренний источник контроля, т. е. считают, что они сами контролируют события своей жизни. Экстерналы имеют внешний источник контроля, т. е. считают, что кто-то контролирует события их жизни (начальник, ситуация, обстоятельства, рок и т. д.).

5. Догматизм – приверженность к существующим догмам в организации (правилам).

6. Склонность к фаворитизму – выбор любимчиков и покровительство им, продвижение не по заслугам, а по принципу «нравится-не нравится».

7. Склонность к протекционизму – подбор не по деловым качествам, а по знакомству.

8. Склонность к волюнтаризму – субъективизм, произвол, пристрастное отношение, лишенное объективности, предвзятость.

Черты, из-за которых увольняют работников в течение первого месяца после найма:

1) цинизм (бесстыдство, наглость, грубая откровенность);

2) болтливость;

3) отсутствие увлечений;

4) эгоизм;

Как окружающая среда меняет характер человека? Почему мы не достигаем поставленных целей? Что нам мешает избавиться от вредных привычек? В книге «Триггеры» популярный бизнес-эксперт Маршалл Голдсмит отвечает на эти вопросы и дает советы

Изменить размер текста: A A

Что такое триггеры?

Триггеры - это любые обстоятельства, которые могут повлиять на ход мыслей и поведение человека. Например, вы почувствовали приятный аромат из кондитерской - и вот уже готовы нарушить диету. Поговорили с коллегой, который вас раздражает, - и начали срываться на окружающих. Взглянули на свой уютный диван - и передумали идти на тренировку.

С такими обстоятельствами мы сталкиваемся постоянно, поэтому очень важно научиться противостоять им. И вот главный секрет: дело не в самих триггерах, а в том, как мы привыкли на них реагировать.

Петля привычки

Петля привычки состоит из трех элементов: стимула (триггера), нашей обычной реакции на него (модели поведения) и вознаграждения. К примеру, триггером может быть стресс на работе, реакцией - поедание пончиков по пути домой, а вознаграждением - временное ощущение спокойствия.

Именно так формируется большинство вредных пристрастий. Самый эффективный способ избавиться от них - сменить модель поведения, не трогая триггер и вознаграждение. Подумайте, как еще можно отреагировать на стрессовую ситуацию, чтобы почувствовать себя лучше? Послушать любимую музыку, пробежаться по стадиону, поиграть с домашними животными, почитать любимую книгу - подойдет любое полезное занятие.

Не менее важно научиться замечать сам момент, когда триггер побуждает вас к действию. Обычно это происходит автоматически, но ваша задача - быть максимально внимательным. Заметили, что рука тянется к пончикам? Остановитесь и смените шаблон поведения.

Виды триггеров

Чтобы замечать сигналы было легче, разберемся, какие виды триггеров существуют.

Косвенные и прямые. На некоторые сигналы мы реагируем сразу, например видим мамину фотографию - и улыбаемся. Другие триггеры действуют на нас не так прямо: вы замечаете на улице человека с лишним весом, это направляет ваши мысли в определенное русло, и вечером вы оказываетесь на беговой дорожке.

Бессознательные и сознательные. Влияние каких-то триггеров мы прекрасно осознаем, тогда как другие действуют на нас исподтишка. К примеру, мало кто понимает, насколько сильно погода способна изменить настроение.

Расхолаживающие и вдохновляющие. Одни сигналы заставляют нас что-то делать: мы видим ярлычок компьютерной игры - и жаждем выиграть очередную виртуальную баталию. А другие триггеры вынуждают остановиться: если друг напомнит вам, что вы собирались отказаться от сладкого, то, возможно, вы и не возьмете очередную конфету из вазочки.

Внутренние и внешние. К первым относятся мысли, идеи и чувства, которые могут повлиять на наше поведение, а ко вторым - все триггеры окружающего мира.

Непродуктивные и продуктивные. Что-то помогает нам достичь успеха и стать теми, кем мы хотим быть, а что-то мешает добиться поставленных целей. Но здесь важно другое: даже непродуктивные триггеры мы можем сделать полезными, если научимся реагировать на них правильно.

Примеры неправильного поведения

Вспомнить абсолютно все ситуации, в которые мы попадаем, и заранее отрепетировать свою реакцию на разные триггеры вряд ли получится. Да этого и не нужно: главное понять, что мы можем сами выбирать, как нам себя вести. Но для примера рассмотрим два стимула, встречающихся в нашей жизни очень часто.

1. Неожиданные обстоятельства, срывающие наши планы. Про это есть небольшая притча о молодом крестьянине, который плыл на лодке и вдруг заметил судно, несущееся прямо на него. Когда посудина столкнулась с ним, он в сердцах закричал: «Идиот! Как ты умудрился врезаться в меня?» А потом увидел, что вторая лодка абсолютно пуста.

Точно так же мы поступаем, когда злимся из-за отмены рейса или болезни нашего коллеги, с которым мы вместе делаем проект. Мы начинаем искать виноватых, сердимся и впустую тратим нервы. Однако гораздо лучше было бы осознать, что никто не желал доставить нам неприятности, а затем спокойно принять новые условия и подумать, как действовать дальше в этой ситуации. Помните: другая лодка всегда пуста.

2. Оплошности окружающих. Мы хотим выглядеть умными и значительными, поэтому часто указываем друзьям или коллегам на их ошибки, произносим фразу «Ну я же говорил», обсуждаем опрометчивые поступки знакомых за спиной.

Вряд ли таким способом можно действительно исправить чьи-то промахи и добиться позитивных результатов. Скорее всего, вы просто испортите отношения с окружающими. Поэтому не бросайтесь сразу доказывать собственную правоту и демонстрировать чужие ошибки. Прежде чем высказывать свои соображения, подумайте, каких целей вы хотите добиться на самом деле.

Продуктивные стимулы

Мы выяснили, что можно противостоять непродуктивным триггерам, но вы способны сделать еще кое-что: добавить в свою жизнь больше стимулов, которые будут двигать вас вперед. Общайтесь с людьми, заряжающими энергией и мотивацией, развесьте по комнате вдохновляющие цитаты или портреты знаменитостей, добившихся успеха.

Еще один способ подтолкнуть себя к положительным переменам - завести специальный блокнот, в котором вы каждый день будете письменно отвечать на несколько важных для вас вопросов. Они должны звучать примерно так: «Все ли я сегодня сделал, чтобы получить повышение? Все ли я сегодня сделал, чтобы сбросить лишние килограммы? Все ли я сегодня сделал, чтобы стать более креативным?» Фиксируя свои достижения и неудачи, вы приучите себя к мысли, что только от вас зависит, станет ли ваша жизнь лучше.

Больше о том, как противостоять негативным обстоятельствам, всегда добиваться своих целей и быть лучшей версией самого себя, вы узнаете из книги .

Последнее обновление: 17/05/2014

Как Вы относитесь к смертной казни? Какая, на Ваш взгляд, политическая партия наилучшим образом управляет страной? Следует ли вводить в школах религиозное воспитание? Следует ли контролировать насилие на телевидении?
Скорее всего, у Вас имеется мнение насчёт этих и подобных им вопросов… Сформированное Вами отношение к таким вопросам влияет на Ваши убеждения и особенности поведения. Отношение - важная тема для исследований в области социальной психологии. Что же это такое? И как оно формируется?

Что такое отношение?

Психологи определяют отношение как приобретённое стремление оценивать вещи определённым образом. Оно может включать оценку людей, вопросов, объектов, явлений или событий. Такие оценки могут быть положительными или отрицательными, но не всегда - время от времени они могут также носить неопределенный характер. Например, Вы можете испытывать смешанные чувства по поводу конкретного человека или вопроса.
Исследователи полагают, что существует несколько компонентов отношения:

  • эмоциональный (включает эмоции, которые вызывают определённые объекты, люди, явления или события);
  • когнитивный (мысли и представления человека о предмете);
  • поведенческий (влияние, которое отношение оказывает на поведение человека).

Отношение может быть явным и неявным. Явные мы осознаём, можем также заметить их влияние на наши убеждения и модели поведения. Неявные отношения же нами не осознаются.

Как формируется отношение?

Отношение является непосредственным следствием опыта. Они могут возникнуть в результате прямого личного опыта либо же в результате наблюдения. Сильное влияние на отношения могут оказывать социальные роли и социальные нормы. Социальные роли включают модели поведения, которых люди должны придерживаться в той или иной роли или ситуации. Социальные нормы подразумевают модели поведения, которые общество считает подходящими.
На отношение человека можно влиять различными способами. Рассмотрим, как рекламодатели используют классическое обусловливание, чтобы повлиять на отношение к конкретному продукту. В телевизионной рекламе Вы видите, как молодые, красивые люди веселятся на тропическом пляже, наслаждаясь рекламируемым напитком. Этот привлекательный образы провоцирует Вас на установление положительного отношения к этому конкретному напитку.
Для влияния на формирование отношения можно использовать и оперантное обусловливание. Представьте себе молодого человека, который только что начал курить. Всякий раз, когда он зажигает сигарету, люди жалуются, стыдят его и просят его отойти подальше. Эта обратная связь от окружающих его людей, в конечном счёте, заставляет его сделать неприятные выводы о курении, и он, возможно, задумается о том, чтобы отказаться от вредной привычки.
Человек может сформировать отношение, даже просто наблюдая за другими. Когда кто-то, кем Вы восхищаетесь, придерживается определённого мнения, скорее всего, у Вас сформируются те же убеждения. Например, дети долго наблюдают за своими родителями и обычно у них формируются те же самые установки.

Как отношение влияет на поведение?

Психологи склонны считать, что люди ведут себя в соответствии со своими убеждениями. Тем не менее, социальные психологи обнаружили, что отношения и реальное поведение не всегда соотносятся идеальным образом. В конце концов, даже если человек поддерживает определённого кандидата либо конкретную политическую партию, это вовсе не означает, что он готов пойти и голосовать.
Исследователи обнаружили, что люди ведут себя в соответствии с их отношением при определённых условиях:

  • когда отношение - результат личного опыта;
  • когда человек - эксперт в той или иной теме;
  • когда человек ожидает благоприятного исхода событий;
  • когда отношения выражались уже неоднократно;
  • когда человеку предстоит выиграть или потерять что-то в конкретной ситуации.

В некоторых случаях люди могут и изменить свое отношение - с тем, чтобы привести его в соответствие со своим поведением. Речь идёт о преодолении когнитивного диссонанса, в котором человек испытывает психологический стресс из-за противоречащих друг другу мыслей и убеждений. Именно для того чтобы снизить эту напряжённость, люди и меняют своё отношение.
Представьте себе следующую ситуацию: Вы придаёте большое значение финансовой безопасности, но начинаете встречаться с финансово нестабильным человеком. Для того чтобы уменьшить напряжение, вызванное противоречием между убеждениями и поведением, Вы можете выбрать один из двух вариантов: прекратить отношения и искать обеспеченного партнёра либо перестать придавать столь большое значение финансовой стабильности. То есть, Вам придётся или изменить отношение, или изменить своё поведение.

Изменение отношения

Хотя отношение может иметь мощное воздействие на поведение, оно не постоянно. Те же факторы, что формируют отношение, могут также и вызвать перемены.

  • теорий научения . Для того чтобы изменить отношение, используются классическое обусловливание, оперантное и имитационное научение. Классическое обусловливание используют для создания положительных эмоциональных реакций на объект, человека или событие, связывая с ним позитивные эмоции. С помощью оперантного научения укрепляют желательные отношения и ослабляют нежелательные. Люди могут изменить свое отношение и в ходе наблюдения за поведением других.
  • Изменение отношения при помощи модели вероятностной актуализации . Согласно этой теории, люди меняют своё отношение по двум причинам. Их может мотивировать сообщение либо качества говорящего. Считается, что с наибольшей вероятностью изменения могут вызвать именно сообщения, ведь они заставляют человека задуматься о той или иной проблеме.
  • Изменение отношения при помощи теории когнитивного диссонанса . Как уже упоминалось ранее, люди могут менять своё отношение именно тогда, когда у них имеются противоречивые убеждения.