Тест: Культурное развитие Древней Индии. Культура Древней Индии. Тест культура древней индии Тест культура древней индии

Вариант 1.

Часть 1.

    Первыми культовыми памятниками буддизма стали…

а) ступы

б) чайтьи

в) вихары

2. Какой закон лежит в основе брахманизма?

а) кармы

б) совершенства

в) триединства

3.Прижизненное имя Будды

а) Сиддхартх

б) Гаутама

в) Бодхисаттв

4. Изображение Брахмы

а) с четырьмя головами, обращенными к четырем сторонам света, и четырьмя руками

б) царь разрушительной и созидательной энергии, танцующий, руки извиваются в ритме космического круговорота жизни

в) держатель космического порядка (миловидный юноша)

5. Что такое ступа?

а) архитектурное сооружение; б) погребальный холм; в) культовое сооружение буддизма.

6. Определи лишнее

а). Кришна б). Брахма в). Вишну г). Шива

(по 1 баллу)

Часть 2.

    Дайте общую характеристику буддийского вероучения. Чем можно объяснить популярность этой религии, её превращение в мировую? (3 балла)

    Какая идея отражена в стихотворении? Основу какой религии она составляет? (3 балла)

Из этой жертвы, полностью принесённой,

Гимны и напевы родились…

Быки родились из неё,

Из неё родились козы и овцы…

из головы развилось небо,

из ног – земля,

стороны света – из уха,

Так они устроили миры.

    Соотнеси понятия. Обрати внимание! Определения во 2 столбце даны с излишком. Ответы внеси в таблицу, дай объяснение «лишнему» определению. (6+1 балл)

А.Ступа

Б. Аджанта

В. Меру

Г. Барельеф

Д. Шива

Е. Дхарма

1. первая мировая религия

2. морально-этические нормы кастового поведения

3. бог-хранитель

4. комплекс пещерных храмов

5. низкий рельеф

6. захоронение – реликварий

7 священная гора, аналог мировой горы

___________________

Часть 3.

нирване…

I

Вариант2.

Часть 1.

1.Сущность тримурти - …

а) триединство богов Будды, Брахмы и Шивы

б) триединство богов Брахмы, Вишну и Шивы

в) триединство богов Бодхисаттв, Вишну и Шивы

2.В III-II тыс. до н.э. в долине Инда на северо-западе полуострова Индостан существовала цивилизация, которую называли…

а) хараппской

б) ведической

в) делийской

3. Круглое пятно на лбу в изображении Будды олицетворяет…

а) печать бессмертия

б) глаз мудрости

в) знак всезнания

4. . Нирвана – это…

а) награда за праведную жизнь

б) достижение особого состояния, которое нельзя определить как жизнь или смерть

в) высшее блаженство при абсолютной отрешенности от внешнего мира, состояние покоя, после которого перерождений души уже не будет

5. Бог-разрушитель

а). Шива б). Брахма в). Вишну г). Кришна

6.Определи лишнее

а). реинкарнация б). нирвана в). дхарма г). Брахма

(по 1 баллу).

Часть 2.

    Приведите доказательства того, что индуизм можно считать религией смирения. Какой символ олицетворяет главную идею индуизма? (3 балла)

2.Проанализируйте отрывок из стихотворения. Идеи какого вероучения Индии нашли в нем отражение. Приведи доказательства. (3 балла)

Неподвижный, цепенея
В созерцанье Божества,
Над измученною плотью
Духа ждет он торжества,
Ждет безмолвия Нирваны
И забвения всего,
В чем отрада человека
И страдание его.

3.Соотнеси понятия. Обрати внимание! Определения во 2 столбце даны с излишком. Ответы внеси в таблицу, дай объяснение «лишнему» определению. (6+1 балл)

А.Индуизм

Б. Свастика

В. Санчи

Г. Горельеф

Д. Фреска

Е. Карма

1. закон перерождения

2. символ солнечной энергии

3. живопись по мокрой штукатурке

4. религия дравидов и ариев

5. название древнейшей цивилизации Индии

6. высокий рельеф

7 священное место для буддистов

___________________

Часть 3.

В глубокой древности возникло две основных модели мировосприятия – вертикальная и горизонтальная. Проанализируй текст, определи, какая модель мировосприятия лежит в основе описываемого сооружения, какие первообразы нашли отражение в архитектуре или декоре, приведи не менее 5 доказательств. (2+5 баллов)

"Ступа в Санчи - один из известнейших архитектурных комплексов Индии, по преданию воздвигнутый на месте захоронения Будды. Расположенная в уединенном живописном месте, она как нельзя лучше соответствовала созерцательной жизни буддийских монахов…. Лаконичная простота и монументальная мощь отличают ее внешний архитектурный облик. В сферическом куполе высотой 16,5 м и диаметром 36,5 м отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожженным кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка - «дворец богов» - для хранения реликвий буддийского культа. Из вершины ступы в небо устремлен золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками.

В органичной простоте ступы заключен глубокий символический смысл. Шпиль - это ось Вселенной, Мировое древо, соединяющее Небо и Землю, а зонтики - три небесные сферы, три ступени восхождения к нирване… Вокруг полушария ступы тянутся галереи с лестницами для торжественных процессий, связанных с культовыми обрядами и сопровождавшихся музыкой и танцами.

Ворота (поставлены в середине I в. до н. э.), украшенные символическими рельефами и круглой скульптурой, представляют собой синтез архитектуры и пластики, служат прекрасным декоративным дополнением для внешне суровой и простой по форме ступы. В этом едином потоке, отражающем многоярусную структуру мира, сюжетов так много, что их с трудом можно охватить взглядом и найти в них некоторые закономерности. И все же, несмотря на обильный декор ворот, их оформление не производит впечатления перегруженности. Все изображения расположены таким образом, что между ними остаются узкие, но глубокие затененные промежутки. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые; отражают исторические события. Каждый из них требует пристального и внимательного рассмотрения. Великолепное мастерство индийских резчиков по камню достойно восхищения.

Ответ: Вариант 1.

Часть 1. 6 баллов

Часть 2.

1.Главная причина земных страданий – желания человека. Чтобы избавиться от страданий нужно избавиться от желаний, это приведет к достижению нирваны и позволит обрести вечное счастье.

Популярность буддизма можно объяснить тем, что вероучение дает надежду каждому человеку при определенных усилиях возможность избавиться от страданий и достичь просветления.

3 балла.

2.Это стихотворение отражает представление о том, что вселенная и человеческое общество с делением на касты возникли из тела космического героя (возможно Брахмы), принесшего себя в жертву. Основа индуизма. 3 балла

    6+1 балл.

Буддизм

Вариант 2.

Часть 1. 6 баллов

    Согласно индуистскому вероучению жизнь человека проходит в соответствии с законом кармы. Карма определяет судьбу и социальное положение. Поэтому каждый должен выполнять свои функции в обществе во славу бога. Главную идею индуизма олицетворяет вечно катящееся колесо – символ бесконечных перерождений и Вселенной и человека. (3 балла)

    Стихотворение посвящено основателю первой мировой религии – Будде и отражают основные идеи буддизма – призыв отказаться от желаний и страданий мира, отказ от мирской жизни, стремление к просветлению как пути достижения нирваны. (3 балла)

    6+1балл

Хараппа(Мохенжо-Даро)

Часть 3.

Ступа олицетворяет вертикальную модель мира, в ней отражены следующие первообразы – мировое дерево и мировая гора.

Доказательства:

Купол – форма ступы, шпиль – ось Вселенной, зонтики – три небесные сферы, изображение дерева мудрости в декоре западных ворот, декор ворот ступы расположен многоярусно.

Всего 26 баллов.

«3» - 13-16

«4» - 17-20

«5» - 21-26

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Рязанский филиал

Контрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему: «Культура Древней Индии»

Выполнил студент 1 курса заочного отделения специальности ГМУ группы № 15-1531/1-1 Брыков С.С.

Проверил: старший преподаватель Таланова M . B .

Рязань 2010

Культура Древней Индии.

План работы:

    1Введение.

    2 Культура Древней Индии.

    3Индийская литература.

    4Древнеиндийское искусство.

  • 6Классика танца.

  • 8Архитектура,скульптура,живопись Древней Индии.

    9Математика.Естественные науки.

    10Заключение.

Введение.

Индия – юг Азии, ее берега омывает Индийский океан, а границей

на суше служат самые высокие горы в мире – Гималаи.

Индия расположена в субэкваториальном и тропических поясах, что повлияло на богатый растительный и животный мир. На ее территории насчитывается около 50 тысяч видов растений, 400 видов млекопитающих, столько же рептилий и около 60 тысяч видов насекомых.

С севера на юг и с запада на восток контрастные ландшафты непрерывно сменяют друг - друга. От высокогорных альпийских лугов и лесов из огромных гималайских елей до зарослей бамбука и высоких трав в заболоченных низменностях у подножия гор, бескрайних полей в долинах рек Инда, Ганги и Брахмапутры. На берегах этих рек селились в древности индийцы. Они считали реки священными, дающими жизнь, и верили в то, что на вершинах Гималаев и у истоков Ганга живут боги.

В долине Ганга было жарко и влажно, некоторые деревья вырастали необычайной ширины, ветви крепко переплетались друг с другом, а касаясь земли пускали корни. Такое исполинское дерево индийцы почитали как бога, называя его «царь леса».

Буйная тропическая растительность чередуется с полями хлопчатника, сахарного тростника, с полупустынными, каменистыми пространствами и нагромождениями огромных валунов, с плантациями чайного куста и каучуконосов. Чтобы освободить участок от деревьев их либо выжигали, либо вырубали бронзовыми топорами, (железные топоры появились только за тысячу лет до нашей эры). Если люди бросали поселение, то за пять лет, вырастали джунгли, и никто не мог догадаться, что там когда – то жили люди.

Люди приручили слона, он переносил тяжести и участвовал в сражениях.

Индийцы поклонялись слону как божеству, одним из главных богов был мудрый Ганеша, с головой слона. Почитали индийцы и корову, она давала молоко и масло, но говядину не ели. Называли корову матерью, божественной кормилицей, и того, кто убил корову, считали страшным грешником, с ним никто не разговаривал. Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность. Такого разнообразия природы, культуры, обычаев и даже просто внешнего вида людей не встретишь ни в одной другой стране. Она является одной из самых привлекательных для путешественника стран.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней.

Культура Индии кажется совершенно безмятежной и умиротворённой, ведь индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Издавна они вели оседлый образ жизни, щедрая природа обеспечила им необходимые условия для самобытного развития. С одной стороны – Гималайские горы, огромной протяженности и высоты, с других сторон – моря. Все это способствовало тому, что Индия долгое время была защищена от иноземных вторжений. Когда нет необходимости тратить много сил на борьбу за существование, люди могут позволить себе жизнь более возвышенную, чем суетливое накопительство .

2.Культура древней Индии.

В 20-е гг. текущего столетия в долине реки Инд была открыта высокоразвитая древняя культура. Ученые по-разному датируют исходный период её истории, но самые ранние слои относятся к середине III тыс. до н.э. города этой древней культуры поддерживали тесные связи с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого развития достигли ремесла, изобразительное искусство, письменность (её обладатели писали справа налево). Основные центры цивилизации на Инде – Хараппа и Мохенджо-Даро – были большими городами, с населением не менее 100 тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем Древнем Востоке.

На этой территории были цветущие, богатые города, которые располагались по берегам рек. Улицы тянулись правильными, строго параллельными линиями с востока на запад или с севера на юг и пересекались под прямыми углами. Именно в этих направлениях дули ветры, которые не позволяли застаиваться воздуху. Некоторые города считаются образцом древнего градостроительства, например Хараппа и Мохенджо-Даро.

Город Мохенджо-Даро (букв пер. с языка хинди - "холм мёртвых"), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам и исследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад и являлся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Город населяли дравиды – исконные жители Древней Индии. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв. км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.

Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты. Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора.

Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью и говорила на древнедравидском языке "мунда", который, как недавно установили учёные, был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.

Согласно преданиям, долгое время правители трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый могущественный из них не возгордился своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей были жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. Вследствие чего весь центр Мохенджо-Даро был разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.

3. Индийская литература

Литература и философия, искусство и драма отличаются замкнутостью и отгороженностью. Кастовая система, созданная для определенной эпохи, которая должна была упрочить социальную организацию и придать ей силу и равновесие, превратилась в тюрьму для последующего общественного строя и для человеческого разума.

Значение индийской культуры заключается в ее оригинальности.

Упанишады – относятся приблизительно к 800 году до нашей эры, представляют собой большой шаг в развитии индоарийского мышления.

Они проникнуты духом исследования, искания, страстью к открытию истины о вещах. Поиски истины, конечно же, ведутся не объективными методами современной науки но, тем не менее, в самом подходе содержатся элементы научного метода. В Упанишадах много банального, не имеющего ни смысла, ни значения. Упор делается на самопознание, на познание личного «я», абсолютного «я», причем оба они объявляются тождественными в своей сути. В них много неясностей, которым давались различные толкования, но это дело философа или ученого. Чрезмерный упор делался на этику личного совершенствования, из-за этого страдала социальная сторона мировоззрения.

«Нет ничего выше личности», - говорится в Упанишадах. Этот подход древних индийцев, не был «узконационалистическим, видимо они считали, что Индия – центр земли. Характерной чертой является вера в истину. «Побеждает всегда истина, а не ложь. Истиной вымощен путь к Божественному» А известный призыв – это призыв к свету и разуму: «Веди меня от нереального к реальному! Веди меня от тьмы к свету! Веди меня от смерти к бессмертию!».

Очень много произведений древней литературы было утрачено, поскольку первоначально эти книги писались на пальмовых листьях, на бхурджапатре (тонких кусках берестяной коры), и намного позже – на бумаге.

Выявлено около 50-60 тысяч рукописей на санскрите, или на его вариантах, постоянно делаются новые находки.

Многие староиндийские книги до сих пор не найдены, обнаружены лишь их переводы на китайский или тибетский языки.

Среди утерянных книг – вся литература о материализме, возникшем вслед за периодом ранних Упанишад. Однако нет сомнения в том, что материалистическая философия имела распространение в Индии на протяжении ряда веков, оказывая сильное влияние на народ. В знаменитой книге Каутильи «Артхашастра», которая относится к 4-ому веку до нашей эры, посвященной политической и экономической организации общества, упоминается об одной из основных философий Индии. Поэтому, опираясь на более позднюю литературу, можно сделать какие-либо представления об утраченной литературе. В своё время уже говорилось о древнейших литературных памятниках Индии-Ведах, эпосе и т. д. Но письменная литература начинает появляться, вероятно, только во второй половине I тысячелетия до н. э. Своего расцвета санскритская литература достигла в период Гупт. В это время (а может быть, и несколько ранее) были записаны на санскрите в окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна», записываются древнейшие из трактатов (шастр) по различным отраслям знания, в том числе уже упоминавшиеся ранее «Манавадхармашастра» и «Артхашастра».

Появляются сборники народных рассказов, басен и сказок, в которых нашла своё отражение накопленная веками народная мудрость. Наиболее известными из них являются «Панчатантра» («Пять книг») и «Хитопадеша» («Полезное наставление»). Во многих из этих басен и сказок действующими лицами являются животные, в которых легко узнать людей различного общественного положения. Написаны эти рассказы, басни и сказки прозой, содержащиеся же в них поучения - обычно стихами. В некоторых из них сохранилась сатира на царей, вельмож и брахманов, изображаемых несправедливыми, жадными и лицемерными. Эти сборники уже в период раннего средневековья были известны далеко за пределами Индии и переводились на другие языки.

В древней Индии независимо от других стран возникла высокоразвитая драматургия. Индийская драма развилась из древнейшего вида театрального представления - пантомимы, которая сопровождалась рассказом специального сказителя, объяснявшего то, что показывалось зрителям. Позже текст стали произносить сами актёры. Древнейшие из дошедших до нас драм Бхасы и Ашвагхоши (последний был также и крупнейшим поэтом) относятся к первым векам нашей эры, но несомненно, что у этих авторов были предшественники.

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танцы и пение; имеются персонажи самые различные - от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины - на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки - многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»-сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару - ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах - например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.

1. Какие достижения имела Хараппская цивилизация?

Древние города имели четкую планировку: по сторонам прямых улиц располагались двухэтажные кирпичные дома, под землей была проложена система керамических труб для канализационного стока, существовала городская баня с бассейном и подогревом воздуха. Культура городов была единообразна на всей территории распространения хараппской культуры, даже кирпичи имели одинаковую форму и размер.

2. Назовите основные отличия касты от класса.

Обособленная замкнутая группа, выполняющая специфическую социальную функцию, наследственные занятия, профессию, являлась наследственной.

3. Почему кастовая система представлялась крайне необходимой?

На смену родовой организации приходит государство с четкой социальной

структурой, характерной чертой древнеиндийской цивилизации

было деление на касты (или варны)

4. Выделите правильные ответы. Какие черты присущи индуизму?

а) большой пантеон богов без выделения главного;

б) диалектический характер космологических представлений;

в) главной целью религии является поиск избавления от страдания;

г) священным считается представление о переходе души из земной жизни в мир вечности.

5. Вследствие чего брахман мог достигнуть нирваны?

Для этого необходимо пройти «восьмеричный путь Будды».Тот, кто пройдет все восемь этапов, достигнет нирваны - освобождения от кармы и выхода из цепи перерождений.

Когда брахман мог перейти в касту кшатриев? При следующем перерождении

6. Укажите порядок создания первых четырех варн:

б) кшатрии;

в) брахманы;

г) вайшьи.

7. Определите значение следующих понятий:

Карма - влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования (нового рождения, перевоплощения)

Реинкарнация - перевоплощение, переселение души.

Атман -- одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма: вечная, неизменная духовная сущность.

Сансара - перевоплощение души или личности в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного)

Нирвана - особое бытие, где нет ни рождения, ни смерти, где господствует покой и невозмутимость.

8. Какие сведения мы находим в Упанишадах?

Религиозно-философские комментарии, дополняющие ведическую литературу, учение о душе, карме и сансаре.

9. Какие обязанности выполняли в мире Брахма, Вишну и Шива?

Брахма считается творцом Вселенной, Вишну рассматривается как бог, сохраняющий Вселенную, а Шива - как бог, разрушающий ее.

10. Истины, открывшиеся принцу Гаутаме в момент просветления. Вставьте пропущенные.

а) Жизнь есть страдание.

б) Источник страдания - человеческие желания.

в) Неверные желания можно преодолеть

г) Научись не желать.

11. Представители какой касты не имели права слушать «Веды»?

Только три первые касты были приобщены к религии и имели право читать и слушать священные книги древних индусов - Веды. Шудры были неполноправны и в религиозной, и в социальной жизни;

12. Чем отличается путь к достижению основной цели буддизма в «Махаяна» и «Хинаяна»?

Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира -- монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаяна полностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольно отвергли мирскую жизнь. В Махаяне важную роль культ бодистав-индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в её достижении и другим, необязательно монахам, заменив тем самым требование ухода от мира призывом к воздействию на него.

13. Охарактеризуйте буддийские типы построек: чайтья, ступа, стамбха.

Это были реликварии -- ступы, колонны -- стамбхи и скальные храмы -- чайтьи.

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия — страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал — слияние со Вселенной». Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной. Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности — от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый — это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов — гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед — рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами. Они написаны на ведийском языке — древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:Ригведа (религиозные гимны);Самаведа (песнопения);Яджурведа (жертвенные формулы):Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).

Ответ оставил Гость

Индийская культура является одной из самых оригинальных и уникальных. Ее самобытность заключается прежде всего в богатстве и многообразии религиозно-философских учений. Известный швейцарский писатель Г. Гессе по этому поводу замечает: «Индия - страна тысячи религий, индийский дух отмечен среди других народов специфически религиозным гением». В этом индийская культура не знает себе равных. Именно поэтому уже в далекой древности Индию называли «страной мудрецов». Вторая особенность индийской культуры связана с ее обращенностью к Вселенной, ее погруженностью в тайны мироздания. Индийский писатель Р. Тагор подчеркивал: «Индия всегда имела один неизменный идеал - слияние со Вселенной». Третью важную черту индийской культуры, внешне как бы противоречащую предыдущей, составляет ее обращенность внутрь человеческого мира, самопогружение в глубины человеческой души. Ярким примером тому служит знаменитая философия и практика йоги. Неповторимое своеобразие индийской культуры составляют также ее удивительная музыкальность и танцевальность. Еще одна важная черта заключается в особом почитании индийцами любви - чувственной и физической, которую они не считают греховной. Самобытность индийской культуры во многом обусловлена особенностями индийского этноса. В его формировании участвовали многочисленные разноязыкие племена и народности - от местных дравидов до пришлых ариев. По сути индийский народ является суперэтносом, включающим в себя несколько самостоятельных народов. Культура Древней Индии существовала примерно с середины III тыс. до н.э. и до VI в. н.э. Современное название «Индия» появилось лишь в XIX в. В прошлом она была известна как «страна ариев», «страна брахманов», «страна мудрецов».История Древней Индии распадается на два больших периода. Первый - это время хараппской цивилизации, сложившейся в долине реки Инд (2500-1800 до н.э.). Второй период - арийский - охватывает всю последующую индийскую историю и связан с приходом и расселением арийских племен в долинах рек Инд и Ганг. Хараппская цивилизация, имевшая главные центры в городах Ха- раппа (современный Пакистан) и Мохенджо-Даро («Холм мертвых»), достигла высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют те несколько крупных городов, которые отличались стройной планировкой и имели прекрасную водосточную систему. Хараппская цивилизация обладала своей письменностью и языком, истоки которых остаются загадкой. В художественной культуре особенно успешно развивалась мелкая пластика: небольшие статуэтки, рельефы на печатках. Яркими образцами этой пластики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс танцующего мужчины (10 см) из Харапиы. Пережив высокий подъем и расцвет, хараппская культура и цивилизация постепенно пришли в упадок, вызванный климатическими изменениями, разливами рек и особенно эпидемиями. После заката хараппской цивилизации в долины рек Инда и Ганга приходят арийские племена. Арии были кочевниками, но. поселившись на индийской земле, стати земледельцами и скотоводами. Они смешались с местным населением и в то же время вместе с новой кровью как бы вдохнули в индийский этнос новую жизнь.С приходом ариев в индийской истории и культуре начинается новый, индоарийский период. Об основной части этого периода главным источником сведений являются созданные ариями Веды (от глагола «ведать», «знать»). Они представляют собой сборник религиозных текстов - гимнов, песнопений и магических формул. Основное содержание Вед - рассказ о сложном и болезненном процессе самоутверждения ариев на новом месте жития, об их борьбе с местными племенами. Они написаны на ведийском языке - древнейшей форме санскрита. Веды составляют четыре части:Ригведа (религиозные гимны);Самаведа (песнопения);Яджурведа (жертвенные формулы):Лтхарваведа (магические заклинания и формулы).