Когда существовала хараппская цивилизация

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Археологические раскопки, проведенные много­численными экспедициями из разных стран, по­зволили установить, что первые центры культуры Индии существовали уже в III тыс. до н.э. в сред­нем и нижнем течении Инда - это города Хараппа и Мохенджо-Даро. Высокоразвитая городская культура этого перио­да выросла на основе местных традиций, ее городские центры под­держивали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Сред­ней Азией, областями юга Индии. Хараппская цивилизация была одной из крупнейших на Древнем Востоке. Ее ареал протянулся при­мерно на 1600 км с запада на восток и на 1250 км с севера на юг. Вы­сокого развития в ней достигли ремесла, изобразительное искусство, появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Основные центры этой цивилизации Хараппа и Мохенджо-Даро были крупными городами с населением около 100 тыс. человек. Дан­ные города отличались строгой планировкой: прямоугольные кварта­лы размерами 200 х 400 м разделялись главными магистралями, ши­рина которых достигала 10 м. В городах также четко выделялся ниж­ний город, где располагались жилые постройки, и верхний город - цитадель, построенная на искусственном возвышении, отделенная стеной от остального города. Здесь, очевидно, находились админист­ративные здания. В ней также население города спасалось от навод­нений, довольно частых в долине Инда.

Наиболее яркая особенность этой культуры - ее чрезвычайный консерватизм. За тысячу лет существования индской цивилизации в Египте сменилось более десятка больших династий. Шумер был по­корен Аккадом, а все месопотамские города за этот период претерпе­ли в своем устройстве много существенных изменений. Однако ни один из городов долины Инда до самого конца своего существования не подвергался каким-либо изменениям. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводи­лись почти точно на месте прежних. На протяжении по крайней мере тысячелетия расположение центральных улиц города оставалось неиз­менным. Только к концу существования городов появляются призна­ки упадка и запустения. Не подвергаются изменениям и остаются практически одними и теми же керамические изделия, типы орудий и печати. Полная устойчивость наблюдается также и в алфавите, кото­рый сильно отличается от более позднего индийского и китайского.

В отличие от других древних культур в городах хараппской циви­лизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений. В городах долины Инда были обнаружены только предметы художественного ремесла - изделия из бронзы, ювелирные предметы, узорчатая керамика, гравюры на печатях и мелкая пластика.


Из всех произведений художественных ремесел особого внима­нию заслуживают небольшие статуэтки и рельефы на печатях. Искус­но вырезанные печати из стеатита с изображением слонов, быков, горных козлов, расположением фигур и подписей вокруг изображе­ний, а также тонкостью пластической обработки поверхности указы­вают на их близкое сходство с произведениями художественных ре­месел месопотамской культуры. Однако в этих ранних индийских художественных произведениях можно увидеть и черты, сближаю­щие их с последующей, уже собственно индийской культурой. Так, на одной из печатей изображено трехликое рогатое существо, отчет­ливо напоминающее будущий образ божества Шивы - владыки раз­рушительных сил Вселенной.

Но не только рельефы и узоры печатей, а и небольшие каменные и бронзовые фигурки показывают, что уже в тот далекий период скульпторы овладели мастерством пластического изображения чело­веческого тела и передачи движения. Яркими образцами этой пла­стики являются бюст жреца (18 см) из Мохенджо-Даро и торс тан­цующего мужчины (10 см) из Хараппы. По ним видно, что изобра­жение человека было уже важной, освоенной областью древней ин­дийской художественной культуры.

Одной из самых сложных загадок хараппской цивилизации до сих пор остаются язык и письменность. Можно предположить, что, имея письменность, культура Хараппы сумела создать какие-то лите­ратурные произведения, религиозные и эпические поэмы, наподобие шумерских и вавилонских. Но о такого рода памятниках художест­венной культуры нам ничего не известно, так как язык и письменность остаются нерасшифрованными. Из надписей на печатях, кера­мике и металлических изделиях ученые смогли выделить более 400 различных знаков, но вопрос о том, каковы истоки этой письменно­сти и на каком языке говорило население хараппской культуры, ос­тается открытым.

Примерно в середине II тыс. до н. э. культура хараппской циви­лизации пришла в упадок. Причина ее заката также остается загадоч­ной и вызывает разные предположения. Возможно, падение этой ци­вилизации произошло вследствие нашествия кочевых племен, сто­явших на более низкой ступени общественного развития. В самое последнее время антропологи, применив новую методику анализа костных останков, пришли к выводу, что возможной причиной гибе­ли жителей древнеиндийских городов была эпидемия малярии.

Хараппской цивилизации:

  • Ок. 3500 г. до н. э. — в долине Инда появляются поселения земледельцев.
  • Ок. 2500-1800 гг. до н. э. — наивысший расцвет цивилизации в долине Инда.
  • Ок. 1500 г. до н. э. — вторжение ариев.

Примерно с 1800 г. до н. э. цивилизация в долине Инда начинает приходить в упадок. Ответа на вопрос, почему это произошло, так никто толком и не знает.

Официально считается, что закат Хараппской цивилизации связан с климатическими изменениями , засухой и холодом. Быть может, плодородная почва истощилась в результате ее нещадного использования и чрезмерного уничтожения лесов. А может, виной тому раздоры между городами.

Тем не менее, есть исследователи (например, Д. Дэвенпорт) которые считают, что следы разрушения одного из главных городов Хараппской цивилизации Мохенджо-Даро можно интерпретировать как следы серьезного военного разгрома, произошедшего 2000 лет до н.э. Он отмечает зеленое стекло, образовавшееся вследствие расплавления песка и глины от температуры порядка 1500 — 2000 °C; скелеты со следами повышенной радиации в 50 раз. Изучая развалины построек города, он определил центр главного взрыва, диаметр которого составляет около 50 м. Многие здания разрушены ударной волной, которая пришла сверху. По положению скелетов видно, что гибель обрушилась на горожан внезапно.

Есть мнение и о влиянии катастрофических природных процессов (стихийного бедствия) на Хараппскую цивилизацию. В 140 км к югу от Мохенджо-Даро выявлен древний эпицентр землетрясения. Катастрофический сброс горных пород , произошедший в процессе землетрясения , блокировал сток р. Инд. Вода разлилась, затопив долину. Поселения были погребены под многометровым слоем песка и ила. Американский ученый Д. Рейкс установил пять таких потопов. Каждое наводнение длилось несколько десятков лет. Жители древних городов пытались строить плотины. Борьба с силами природы подорвала их экономику, и в дальнейшем под натиском арийских племен Хараппская цивилизация погибла.

Вторжение ариев

В конечном итоге в регион долины Инда вторгся народ, известный под названием арии, говорившие на арийских наречиях. Этот народ появился в долине р. Инд с 1500 по 1200 гг. до н.э. Здесь арии разрушили завоеванную Хараппскую цивилизацию и распространились по землям Индостана. Они принесли с собой новый жизненный уклад.

Появление арийских народов способствовало формированию каст и сословий. Первый период арийской Индии проходит под господством жрецов — брахманов, объявивших себя живыми богами.

Таким образом, ведическая цивилизация возникла в Индии позже Хараппской, как минимум на тысячу лет. Хотя, по мнению самих индусов основывающихся на содержании ведических книг, её рождение относится к 7 тыс. до н.э.

Города долины Инда

Примерно к 2500 г. до н. э. в долине Инда существовало более сотни поселений и городов. Двумя самыми многонаселенными были Мохенджо-Даро и Хараппа.

Внутри обнесенной стеной крепости городов находились самые важные общественные здания. Дома в городах Хараппской цивилизации были построены из сырцового кирпича. Дом строили вокруг открытого внутреннего дворика. Летом люди спали на крыше. Туалет соединялся с канализационным каналом, который проходил под улицей, и периодически чистился людьми.

Улицы в городах долины Инда были совершенно прямыми. По ним быки тянули повозки. На улицах торговцы продавали различные товары: бусы, ткани и т. п.

Город Мохенджо-Даро

Как и в других городах долины Инда, план застройки Мохенджо-Даро был тщательно продуман. В центре его возвышалась крепостная стена, которая была построена на огромном, насыпанном вручную холме. Еще одна оборонительная стена окружала город.

Великая купальня

В Мохенджо-Даро, внутри крепости, существовал огромный бассейн-купальня. Быть может, в нем мылись священнослужители и правители перед отправлением религиозных обрядов .

Гигантское зернохранилище

Земледельцы в Мохенджо-Даро должны были отдавать часть своего урожая городу. Зерно хранилось за крепостной стеной, в огромном амбаре. Оно могло пригодиться в неурожайный год или на случай, если паводковый период окажется непродолжительным. Материал с сайта

Земледелие

Земля в долине Инда была пригодной для земледелия. Как в Шумере и Древнем Египте, река и здесь разливалась каждый год. Земледельцам и в этих краях наводнение помогало увеличивать урожаи.

Вскоре отпала необходимость всем возделывать землю. Часть бывших земледельцев могли заниматься другими работами.

Люди возводили города, осваивали новые ремесла и пускались в торговлю.

Торговля

Известно, что жители долины Инда торговали с шумерами: там были обнаружены их бусы и гончарные изделия. Также они продавали шерсть, хлопок и различные специи.

Ремесла

Гончары делали сосуды для варки пищи , кувшины для хранения продуктов или масла, чаши, а также игрушки для детей. Бусины для ожерелий и браслетов делались из золота, глины и полудрагоценных камней. Земледельцы долины Инда первыми начали выращивать хлопок и ткать из него ткань. Резчики по камню делали резные печати с надписями и изображениями животных . Торговцы, возможно, имели личную печать, чтобы ею опечатывать купленный товар. До сих пор никому не удалось расшифровать письмена из долины Инда.

Картинки (фото, рисунки)

  • Карта долины Инда
  • Обычная улица в Мохенджо-Даро. Часть одного дома дана в разрезе: это позволяет видеть, как он был устроен изнутри
  • Великая купальня в Мохенджо-Даро
  • Эта статуэтка, вероятно, изображает жреца или правителя одного из городов
  • Гигантское зернохранилище в Мохенджо-Даро
  • Сосуд из долины Инда
  • Игрушки в виде свиньи (слева) и быка (справа)
  • Ожерелье
  • Сбор хлопка
  • Резная печать из камня с изображением горбатого быка

March 24th, 2013

Востоковедение как наука зародилось в XVI-XVII веках, когда страны Европы вступили на путь колониальных захватов, хотя знакомство европейцев с арабским миром состоялось еще много веков назад. А вот египтология возникла значительно позже - датой ее рождения считают 1822 год, когда французский ученый Шампольон расшифровал систему египетского иероглифического письма. И лишь относительно недавно, в 1922 году, археологи впервые начали исследовать территорию по берегам реки Инд. И сразу же - сенсация: открыта ранее не известная древняя цивилизация. Ее назвали Хараппской цивилизацией - по имени одного из главных ее городов - Хараппы.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

И другую защиту от природных невзгод придумали древние строители. Как и ранние великие цивилизации, родившиеся на берегах рек - Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Китай на Хуанхэ и Янцзы, - Хараппа возникла в долине Инда, где почвы отличались высоким плодородием. Но с другой стороны, именно эти места всегда страдали от высоких паводков, достигающих в равнинном течении реки 5-8 метров. Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет.

Первыми жителями долины реки Инд были кочевые племена, которые постепенно осели и занялись земледелием и скотоводством. Постепенно создавались условия для урбанизации и возникновения городской культуры. Начиная с 3500 г. до н.э. на территории долины реки Инд возникают крупные города с населением до 50 000 человек. Города Хараппской цивилизации имели строгую планировку улиц и домов, систему канализации и были прекрасно приспособлены для жизни. Их устройство было настолько совершенным, что не менялось на протяжении тысячелетия! По своему развитию Цивилизация долины Инда не уступала великим цивилизациям того времени. Из городов велась оживлённая торговля с Месопотамией, Шумерским царством и Центральной Азией, причём использовалась уникальная система мер и весов.

Археологические находки свидетельствуют и о довольно высокой культуре «хараппцев». Были найдены терракотовые и бронзовые статуэтки, модели повозок, печати, ювелирные украшения. Эти находки являются древнейшими артефактами индийской культуры. К началу второго тысячелетия до нашей эры Цивилизация долины Инда пришла в упадок и исчезла с лица земли по неизвестным причинам.

В начале двадцатых годов теперь уже прошлого столетия индийский учёный Р. Сахни возглавил первую экспедицию в дельту реки Инд, чтобы разыскать руины храма, принадлежавшего древнейшему божеству - «старому Шиве». Храм упоминался во многих легендах народа Хо, чьи владения в древности граничили с территорией, принадлежавшей северным магараджам. Мифы рассказывали «о горах небесного золота, хранящегося в подземельях храма»... Так что стимул рыться в болотистой земле всё-таки был немалый.

Каково же было удивление Сахни, когда его люди начали выкапывать из-под земли целые городские кварталы многоэтажных домов, императорские дворцы, огромные статуи из бронзы и чистого железа. Из-под лопат показывались мостовые, снабжённые глубокими желобами для колёс экипажей, сады, парки, дворы и колодцы. Ближе к окраине роскошь убывала: здесь одно- и двухэтажные здания из четырёх-шести помещений с туалетом группировались вокруг центральных двориков с колодцами. Город окружала стена из грубых, необтёсанных, но очень плотно прилегающих друг к другу камней, чередующихся с кладкой сырцового кирпича. Цитадель была ещё более высокой и прочной твердыней, снабжённой несколькими башнями. В императорских покоях был оборудован самый настоящий и весьма хитроумно сконструированный водопровод - и это за три с половиной тысячи лет до открытия законов гидравлики Паскалем!

Немалое удивление вызвали раскопки огромных библиотек, представленных хранилищами стеариновых табличек с так до сих пор и не расшифрованными пиктограммами. Там же хранились изображения и фигурки животных, на которых также имелись загадочные письмена. Эксперты, установившие некоторую периодичность знаков, пришли к выводу, что здесь был записан зарифмованный эпос или же религиозные молитвы в стихах. Среди найденных металлических изделий были медные и бронзовые ножи, серпы, долота, пилы, мечи, щиты, наконечники стрел и копий. Железных вещей обнаружить не удалось. Очевидно, люди к тому времени его ещё не научились добывать (А в предыдущем абзаце сказано о том, что были найдены статуи из железа! Значит, умели добывать! И плавить! И делать статуи!!! - Д.Б.). Оно попадало на Землю только с метеоритами и считалось священным металлом, наравне с золотом. Золото служило оправой для ритуальных предметов и женских украшений.

В лучшие годы Хараппской цивилизации вокруг городов Хараппа и Мохенджо-Даро, как грибы, росли селения меньшего размера - их было около 1400. К настоящему времени раскопки освободили только одну десятую площади двух древних столиц. Однако уже удалось установить, что однообразие построек кое-где нарушается. В Долавире, лежащем к востоку от дельты Инда, археологи обнаружили богато изукрашенные ворота, арки с колоннадами, в Мохенджо-Даро - так называемый "Большой бассейн", окруженный верандой с колоннами и комнатами, вероятно, для раздевания.

Горожане

Археолог Л. Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. "В этой культуре, - писал археолог, - было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль". Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду - по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим "протоиндийским" обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: "На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию".

Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.
Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один - пахал землю, другой - делал каменные орудия, третий - менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу - когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.

Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря "великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей".

Загадки письмен

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира - это прекрасно согласуется с характеристикой нравов древних индусов, приведенной выше.

Печать с изображением единорога и иероглифами.

Некоторые исследователи связывают отсутствие в городах крепостей и дворцов с тем, что и рядовые граждане принимали участие в решениях, важных для общества. С другой стороны, многочисленные находки каменных печатей с изображением всевозможных животных говорят о том, что правление было олигархическим, его делили между собой кланы купцов и владельцев земли. Но этой точке зрения в какой-то степени противоречит другое заключение археологов: в раскопанных жилищах они не нашли признаков богатства или бедности владельцев. Так, может быть, письменность может ответить на эти вопросы?

Ученые, изучающие историю Древней Индии, оказываются в худшем положении, чем их коллеги, занятые прошлым Египта и Месопотамии. В последних двух цивилизациях письменность появилась на много сотен лет раньше, чем в Хараппе. Но дело не только в этом. Хараппские письмена чрезвычайно скупы и, мало сказать, немногословны, рисуночные знаки, то есть иероглифы, в надписях употребляются буквально единицами - 5-6 иероглифов на текст. Недавно найден самый длинный текст, в нем 26 знаков. Между тем надписи на бытовых гончарных предметах встречаются довольно часто, и это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Главное, однако, состоит в том, что у дешифровщиков все еще впереди: не известен язык, не известна пока и система письма.

Тем большее значение на современном этапе работы приобретает изучение найденных предметов материальной культуры. Например, в руки археологов попала изящная фигурка танцующей женщины. Это дало основание одному из историков предположить, что в городе любили музыку и танцы. Обычно такого рода действа связывают с отправлением религиозных обрядов. Но какова роль "Большого бассейна", открытого в Мохенджо-Даро? Служил ли он купальней для жителей или был местом для религиозных обрядов? Не удалось ответить и на такой важный вопрос: поклонялись горожане одним богам, или у каждой группы был свой особый бог? Впереди - новые раскопки.

Соседи

У археологов есть правило: искать у соседей изучаемой страны следы ее связей с ними. Хараппская цивилизация обнаружила себя в Междуречье - ее купцы бывали на берегах Тигра и Евфрата. Об этом говорят непременные спутники торговца - гири. Хараппский тип мер веса был стандартизирован, поэтому гири из этих мест аналогичны меченым атомам. Их находят во многих местах побережья Аравийского моря, а если двигаться на север - то на берегах Аму-Дарьи. Присутствие здесь индийских купцов подтверждают и найденные печати хараппских торговых людей (на это указывает в своей книге "Забытая цивилизация в долине Инда" доктор исторических наук И. Ф. Альбедиль). В шумерских клинописях упоминается заморская страна Мелух, или Мелухха, сегодняшняя археология отождествляет это название с Хараппой.

В одной из бухт Арабского моря недавно при раскопках нашли портовый город Лотхал, принадлежавший Хараппскому комплексу. Здесь были судостроительный док, зерновой склад и мастерская для обработки жемчуга.

Быки, запряженные в арбу. Детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации.

К середине XX столетия раскопки пошли на убыль. Однако любопытство исследователей не иссякало. Ведь оставалась неразрешённой главная загадка: в чём причина гибели великой и грозной цивилизации?
Примерно тридцать лет назад исследователь из Нью-Йорка Уильям Фэйрсервис заявил, что смог распознать некоторые хараппские письмена, найденные в столичной библиотеке. А семь лет спустя индийские учёные попытались совместить «прочитанное» с древними легендами народов Индии и Пакистана, после чего пришли к интересным выводам.

Оказывается, Хараппа возникла ещё задолго до третьего тысячелетия. На её территории находилось не менее трёх враждующих государств - носителей разных и культур. Сильные воевали со слабыми, так в конце остались лишь страны-соперницы с административными центрами в Мохенд-Даро, Хараппе. Длительная война была завершена неожиданным миром, цари делили власть. Затем самый могущественный из них убил остальных и тем самым предстал перед лицом богов. Вскоре злодей был найден убитым, а царская власть перешла в руки верховного жреца. Благодаря контактам с «всевышним разумом» жрецы передали людям полезные знания.

Всего за пару лет (!) жители Хараппы уже вовсю использовали огромные мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища, литейные мастерские, канализацию. По улицам городов двигались повозки, запряжённые слонами. В крупных городах существовали театры, музеи и даже цирки с дикими животными! В последний период существования Хараппы её жители научились добывать древесный уголь и строить примитивные котельные. Теперь почти каждый городской житель мог принимать горячую ванну! Горожане добывали природный фосфор и использовали некоторые растения для освещения жилищ. Им были известны виноделие и курение опиума, а также весь спектр удобств, предлагаемых цивилизацией.

Скульптура из Мохенджо-Даро, где жил народ, видимо, не знавший правителей и жрецов.

Какой товар везли протоиндийские купцы, например, в Месопотамию? Олово, медь, свинец, золото, раковины, жемчуг и слоновую кость. Все эти дорогие товары, как можно думать, предназначались для двора правителя. Купцы выступали и как посредники. Они продавали медь, добытую в Белуджистане - стране, лежащей к западу от Хараппской цивилизации, золото, серебро и лазурит, купленные в Афганистане. На волах привозили строительную древесину из Гималаев.

В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать. Поначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга.

Женская фигурка, обнаруженная археологами.

Есть еще и вот такое не популярное мнение:

Объясняли это по-разному: наводнение, резкое ухудшение климата, эпидемии, нашествия врагов. Однако версию с наводнением вскоре исключили, ибо в руинах городов и слоях почвы не было видно следов разгула стихии. Не подтвердились версии и об эпидемиях. Исключалось и завоевание, так как на скелетах жителей Хараппы отсутствовали следы применения холодного оружия. Одно было очевидно: внезапность бедствия. И вот совсем недавно учёные Винченти и Давенпорт выдвинули новую гипотезу: цивилизация погибла от атомного взрыва, вызванного бомбардировкой с воздуха!

Весь центр города Мохенджо-Даро оказался разрушен так, что камня на камне не осталось. Найденные там куски глины выглядели оплавленными, причём структурный анализ показал, что оплавление произошло при температуре около 1600 градусов! Скелеты людей находили на улицах, в домах, в подвалах и даже в подземных тоннелях. Причём радиоактивность многих из них превышала норму более чем в 50 раз! В древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, «сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма». Взрыв, после которого небо покрывает тьма, сменяется ураганами, «несущими зло и смерть». Тучи и земля - всё это смешалось воедино, в хаосе и безумии, даже солнце стало быстро ходить по кругу! Слоны, обожжённые пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть «смертоносную пыль»…

Однако, недавно появились вот такие результаты исследований:

В публикации на сайте института Woods Hole Oceanographic Institution «Изменение климата привело к краху древней цивилизации Инда, обнаруживает исследование» Ливиу Джиосан, руководитель исследования и ведущий автор, геолог института, говорит: "Мы восстановили динамический ландшафт равнины, где индская цивилизация сформировалась 5200 лет назад, строила свои города, а потом медленно угасала где-то с 3900 до 3000 лет назад. До сих пор не утихают споры о связи между этой загадочной древней культурой и могучей, дающей жизнь рекой.

Ныне же остатки хараппских поселений находятся в обширном пустынном регионе вдали от рек".

В ходе археологических исследований в Пакистане и Индии обнаружена сложная городская культура с множеством внутренних торговых путей, морским сообщением с Месопотамией, уникальными строительными сооружениями, канализацией, высокоразвитым декоративно-прикладным искусством и письменностью.

В отличие от египтян и жителей Месопотамии, использовавших ирригационные системы, хараппцы полагались на мягкий, надежный муссонный цикл. Муссоны наполняли местные реки и ключи. Это была «умеренная цивилизация» — так называют ее исследователи за сбалансированность климатических условий, поясняет автор блога на сайте New York Times.

Но через две тысячи лет климатическое «окно» для сельскохозяйственной стабильности закрылось. Резкое изменение климата похоронило эту древнюю цивилизацию.

Ученые США, Великобритании, Пакистана, Индии и Румынии, специализирующиеся в области геологии, геоморфологии, археологии и математики, проводили исследование в Пакистане в 2003-2008 годах. Исследователи объединили данные спутниковых фотографий и топографических карт, а также собрали образцы почвы и осадочных пород из дельты реки Инд и его притоков. Полученные данные позволили воссоздать картину изменения ландшафта этого региона за последние 10 тысяч лет.

Новые исследования показывают, что уменьшение муссонных дождей привело к ослаблению динамики реки Инд и сыграло решающую роль как в развитии, так и распаде хараппской культуры.

Перед тем как равнина стала массово заселяться, дикий и сильный Инд и его притоки, стекающие с Гималаев, прорезали глубокие долины, оставив высокие участки в междуречьях. Существование полноводных рек поддерживали и муссонные дожди. В результате возникла холмистая равнина с высотами от 10 до 20 метров, шириной более ста километров и длиной почти тысячу километров — так называемый Индский мегаводораздел, образованный рекой.

«Ничего подобного в таких масштабах в геоморфологической литературе описано не было. Мегаводораздел является поразительным признаком стабильности Инда на равнинной местности на протяжении последних четырех тысячелетий. Остатки поселений хараппцев до сих пор находятся на поверхности хребта, а не под землей», - цитирует в своем пресс-релизе Woods Hole Oceanographic Institution слова геолога Ливиу Джиосан.

Со временем муссоны ослабли, сток с гор сократился, и Инд притих, позволив основать на берегах земледельческие поселения. В течение двух тысяч лет цивилизация процветала, но климат в регионе постепенно становился всё более сухим, и благоприятное «окно» в конце концов закрылось. Люди стали уходить на восток, к Гангу.

Параллельно исследователям удалось, по их мнению, прояснить судьбу мифической реки Сарасвати, говорится на сайте Woods Hole Oceanographic Institution. В Ведах область к западу от Ганга описывается как «земля семи рек». Там же говорится и о некоей Сарасвати, которая «своим величием превосходила все другие воды». Большинство ученых подозревает, что речь идет о реке Гаггар. Сегодня она течет только во время сильных муссонов по сухой долине Хакра.

Археологические данные говорят о том, что эта долина была густо заселена в хараппские времена. Геологические данные свидетельствуют о том, что река была крупной, однако ее русло не было столь глубоким, как у Инда и его притоков, и нет связи с близлежащими реками Сатледж и Ямуна, которые наполняются водой с гималайских ледников, а Веды уточняют, что Сарасвати текла именно с Гималаев.

Новое исследование утверждает, что эти принципиальные различия доказывают, что Сарасвати (Гаггар-Хакра) наполнялась не гималайскими ледниками, а многолетними муссонами. С изменением климата дожди стали приносить меньше влаги, и когда-то полноводная река Сарасвати превратилась в сезонный горный поток. 3900 лет назад реки стали пересыхать и хараппцы стали перемещаться в бассейн Ганга, где муссонные дожди выпадали стабильно.

«Таким образом, города рухнули, но малые сельскохозяйственные общины были устойчивыми и процветающими. Многое из городского искусства, например письменность, исчезло, но сельское хозяйство продолжалось и, как ни странно, было многообразным», — приводит в своем исследовании Woods Hole Oceanographic Institution слова Дориан Фуллер из Университетского колледжа Лондона.

Руководитель исследования геолог Океанографического института в Вудс-Холле Ливиу Джиосан говорит, что удивительное количество археологических работ накопилось в течение последних десятилетий, но они никогда не были правильно связаны с эволюцией речного ландшафта.

«Теперь мы видим динамику ландшафта как связующее звено между климатическими изменениями и людьми», — отмечает Ливиу Джиосан в материале, опубликованном институтом.

источники