Представитель народа абхазо адыгской группы. Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (22)

Адыги - этническая общность, включающая в настоящее время адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов. Численность адыгского населения РФ- 559,7 тыс. чел. Адыги живут, кроме того, во многих странах мира, главным образом на Ближнем и Среднем Востоке, где их обычно называют черкесами. Здесь адыгские народы расселены компактно и включают также абхазов, абазин, осетин и других выходцев с Северного Кавказа. Общая численность адыгов свыше 1 млн. чел. По вероисповеданию все они мусульмане-сунниты. Языки - адыгейский и кабардино-черкесский. По другим классификациям выделяется один адыгский язык, включающий западноадыгскую диалектную группу (адыгейский язык с диалектами) и восточноадыгскую группу (диалекты кабардино-черкесского языка).

Кабардинцы (самоназвание адыгэ; 386,1 тыс. чел.) проживают в Кабардино-Балкарии (363,5 тыс. чел.), а также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР около 391 тыс. чел. Кабардинский язык делится на диалекты: Большой Кабарды (его баксанский говор лег в основу литературного кабардино-черкесского языка), моздокский, бесленеевский и кубанский (диалект кабардинцев, живущих в Адыгее); выделяется также малокабардинский говор в составе диалекта Большой Кабарды. Кабардинцы - мусульмане-сунниты, но моздокская группа народа - в основном христиане-православные.

Адыгейцы (самоназвание адыгэ; 122,9 тыс. чел.) живут в Адыгее (95,4 тыс.), а также в соседних районах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть адыгейцев живет в Турции и других странах Ближнего Востока. До начала XX в. существовали следующие субэтнические группы: абадзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, еге- рухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоев- цы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Западноадыгская диалектная группа включает четыре диалекта: тимиргоев- ский (положенный в основу адыгейского литературного языка), абадзехский, бжедугский и, наиболее своеобразный, шапсугский.

Черкесы (самоназвание адыгэ; 50,8 тыс.

Чел.) проживают в 17 аулах Карачаево-Черкесии (40,2 тыс. чел.), а также в странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, куда переселились во второй половине XIX в. Черкесы имеют единый литературный язык с кабардинцами.

Шапсуги в настоящее время выделяются как самостоятельный народ. В 1992 г. было принято решение о создании Шапсугского национального района. Современная численность шапсугов около 10 тыс. чел. Они живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края и небольшими группами в Адыгее.

Абхазы (самоназвание апсуа; 7,3 тыс. чел.) - коренное население Абхазии (93,3 тыс. чел.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании и в некоторых странах Западной Европы, США. Диалекты абхазского языка- аб- жуйский и бзыбский. Верующие абхазы - христиане- православные и мусульмане-сунниты.

Абазины (самоназвание абаза; 33 тыс. чел.) расселены в Карачаево-Черкесии (27,5 тыс.). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, Ливане (около 10 тыс. чел.). Общая численность около 44 тыс. чел. Язык, близкородственный абхазскому, имеет два диалекта (соответствующих двум субэтническим группам): тапантский (лежит в основе литературного языка) и ашхарский. Тапантский диалект занимает особое место в абхазо-абазинской языковой общности, ашхарский же близок к абхазскому языку. Распространен также кабардино-черкесский язык.

Некоторые исследователи говорят о едином абхазоабазинском языке и его диалектах. Промежуточное положение между адыгским и абхазо-абазинским языками занимает ныне почти мертвый убыхский язык. Его помнят лишь несколько человек - потомки убыхских ма- хаджиров, проживающие в Западной Турции. Оставшиеся сегодня убыхи полностью ассимилированы либо абхазами, либо адыгейцами-шапсугами.

Вечер абхазо-абазинской диаспоры Санкт-Петербурга состоялся впервые по инициативе ВААК.

Саид Барганджия

Встреча представителей абхазо-абазинского этноса, организованная по инициативе Всемирного абхазо-абазинского конгресса, впервые прошла в Санкт-Петербурге в воскресенье 11 ноября.

Помощник председателя Высшего совета ВААК Кан Тания рассказал о главной цели мероприятия: знакомство и налаживание контактов представителей абхазо-абазинского народа, проживающих в Санкт-Петербурге. Тания подчеркнул, что «задача выполнена», более того, обозначились перспективы дальнейшего общения и различных объединений.

«Например, прозвучала идея создания абхазо-абазинского ансамбля народного танца, спортивной команды для участия в следующих играх народа абаза. Мы убеждены, что новые знакомства обязательно перерастут в дружбу, родятся новые идеи и проекты, которые будут реализованы – в том числе, и при содействии ВААК», – сказал Кан Тания.

© ВААК

Кан Тания также рассказал, что в рамках вечера прошел концерт, в котором выступили артисты, абхазы и абазины, проживающие в Санкт-Петербурге, а также местный адыгский ансамбль народного танца «Нарт».

На встрече присутствовал Чрезвычайный и полномочный Посол Абхазии в России Игорь Ахба. Он выразил мнение, что подобные вечера способствуют объединению представителей абхазо-абазинского народа не только в Санкт-Петербурге, но и во всех странах проживания диаспоры.

«Я в восторге. Мне хотелось танцевать вместе с юными артистами! Все было великолепно срежесированно. Я счастлив, что был участником этого события», – добавил посол.

Чрезвычайный и полномочный Посол Абхазии в России Игорь Ахба

© ВААК

Ахба особо отметил важную роль ВААК в деле сохранения языка, культуры и традиций абхазо-абазинского народа, а также в распространении правдивой информации об Абхазии.

Постоянный представитель КЧР в Санкт-Петербурге Шамиль Курбанов, также посетивший мероприятие, в свою очередь, сказал о значимости подобных встреч.

«Их важно проводить для того, чтобы все могли чаще видеться, знакомиться, показать друг другу, что умеем. Встречаться в радость», – заключил Курбанов.

Встреча представителей абхазо-абазинского этноса

© ВААК

Руководитель Обособленного подразделения АНО «Алашара» в КЧР Мурат Муков отметил, что представители абхазо-абазинского этноса разбросаны по всему миру и необходимо предпринимать активные шаги для их объединения.

«Если мы хотим объединить народ, чтобы народ нога в ногу шел объединившись и решал свои проблемы, то его нужно объединять везде в мире. Мы рады присутствовать здесь и наблюдать за тем, как наши братья собрались и организовали такое важное мероприятие», – считает он.

© ВААК

На встречу пришло много молодежи – в основном, это студенты вузов Санкт-Петербурга, представители народа абаза. Все отмечали особую атмосферу этого дня.

«В Питере мало солнца, и когда ты оказываешься на таких мероприятиях, есть ощущение того, что это солнце Абхазии здесь. Нужно не забывать друга друга и всячески поддерживать», – поделилась студентка из Абхазии Арина Чкадуа.

В первой встрече абхазов и абазин Санкт-Петербурга, проведенном в таком широком формате, приняло участие свыше 120 человек.

| 26.10.2012 | 09:00

Актуальные проблемы абхазо-адыгских народов - это проблемы, затрагивающие жизненные интересы близкородственных абхазов, абазин, адыгейцев, кабардинцев и черкесов, от решения которых зависит дальнейшее существование их уникального этнокультурного массива. К актуальным проблемам этих народов относятся: проблемы языка и культуры, образования и науки, демографии и здравоохранения, криминала и коррупции, экономики и финансов, внешней и внутренней политики. Достаточно актуальны в среде абхазо-адыгских народов и проблемы, связанные с неопределённостью идеологических ориентиров общества, национальной идеи, а также с отношениями между властью и гражданским обществом. Набор существующих проблем в этой среде обозначен мною исходя из их приоритетности в соответствии с мнением и взглядами абхазов и абазин. Приоритетность зафиксированных проблем, проявляющаяся среди адыгов, до недавнего времени была почти аналогичной с абхазами. Но со временем, на мой взгляд, приоритетность обозначенных проблем среди них изменилась по причине усиления политизации адыгского общества, особенно в сфере отношения адыгов с Грузией и странами Запада.

Исходя из уровня сложности и объёма темы, а также небольшого отрезка времени, отведённого для доклада, считаю необходимым постараться раскрыть её в сжатой тезисной форме, указывая лишь на основные факты и причины проблемных явлений, а также способы и методы их решения. Из обозначенных мною проблем, скорее всего, я успею раскрыть суть лишь некоторых из них, а именно проблемы абазинского народа, этого своеобразного альтер-эго (второго «я») абхазов, абхазо-адыгских отношений, развития абхазо-адыгских языков и демографии абхазов.

Более полугода назад, благодаря ссылке, присланной мне на электронную почту раввином, известным и во многом скандальным политологом Авраамом Шмулевичем, я вышел на сайт «youtube.com», где был размещен видеоматериал с выступлением режиссёра Андрея Кончаловского под заголовком «Ужаснись самому себе» о большой российской драме.

Данные, с которыми знакомит нас Кончаловский, просто шокируют. На протяжении всего выступления Кончаловского чувствуется боль известного режиссёра, которую он испытывает по отношению к родной России, русскому и, в целом, российскому народу. После просмотра видеоматериала я вновь, уже в более острой форме, задумался о положении дел в своей стране и в своём народе. И именно тогда у меня возникла мысль написать статью об актуальных проблемах абхазо-адыгских народов и о путях решения этих проблем. А ситуация в среде наших народов действительно сложная, драматичная, но далеко небезнадёжная. Причём драматичность эта из-за численности, к примеру, моего народа, как мне кажется, быть может более глубока, нежели современное состояние жизни российского общества и конкретно русского народа.

Каждый народ, как известно, имеет свою национальную сущность, которая отражает его мировоззрение, психологию и культуру. Сущность абхазов раскрывается через Апсуара (абхазство), а сущность адыгов - через адыгагъэ (адыгство) - уникальную, самобытную, универсальную и богатейшую культуру, являющуюся общепризнанным обозначением абхазской и адыгской этики, совокупностью её принципов и норм, морального идеала, воплощающего лучшие черты абхазско-адыгских народов.

К сожалению, сегодня в абхазо-адыгской этнической среде происходит заметное снижение качества восприятия и оценки этой национальной культуры, наблюдается укрепление позиций норм западной морали. Скажу за абхазский народ: он в настоящее время достаточно быстрыми темпами сползает в овраг большой гуманитарной катастрофы, из которой лет через 15-20 ему просто не выйти. Местный социум подвержен многим язвам современного быта. Это и криминал, и наркомания, и массовые злоупотребления алкогольными напитками, и коррупция, из-за которых мы подвергаем себя огромному риску потерять целое поколение современной молодёжи.

Кризис, ощущаемый в абхазской этнической среде, весьма ощутимо отражается на всём народе, на всех без исключения родственных фамильных группах, из которых складывается сам абхазский народ. Что сегодня более всего беспокоит абхазов в жизни молодёжи? Как мы её воспитали? Достойны ли они, могут ли развить абхазское государство до процветания? Судите сами…

Факт криминализации жизни общества за послевоенные годы привел к реанимации кровной мести, которую подавляющая часть абхазов считала давно изжитым явлением. Если же ранее в абхазском обществе существовали неписаные правила взаимоотношений между обидчиком и мстителем, получившие яркое отражение в ряде произведений абхазской литературы, то в наши дни имеются случаи убийств обидчиков из-за угла, в присутствии детей, женщин, большого скопления людей.

По-прежнему высока смертность людей, попадающих в автокатастрофы по вине пьяных водителей. Происходит неуклонный рост численности наркоманов и криминализированной молодёжи, среди которой процветают воровские нравы и понятия. Растёт число самоубийств, причём сразу после грузино-абхазской войны произошло омоложение возраста самоубийц. Теперь налагают на себя руки и те, кому не более 12-15 лет. В Абхазии сложилась воистину драматическая ситуация с состоянием здоровья у граждан страны. Резко сократилась продолжительность жизни абхазских долгожителей. В домах престарелых, увы, недавно появились первые абхазские старики. Ещё раньше республиканские СМИ заговорили о первых абхазских детях-беспризорниках.
В условиях большей свободы нравов, характерной для современной молодёжи, растет количество грубых нарушений экзогамии, не говоря уже о других формах брачных ограничений. Причём эти нарушения в ряде случаев сопровождаются самоубийствами старших членов семьи, былой авторитет которых был известен далеко за пределами села или района их проживания.

Положение в Абхазии действительно сложное, однако следует отметить, что только после прихода к власти нынешнего Президента Абхазии Александра Золотинсковича Анкваб ситуация стала медленно, но верно выправляться. Да, пока ещё мы далеки от совершенства. Но уверяю вас, общественность Абхазии и нынешнее Правительство страны знает о проблемах нации. Мы не просто знаем о них. У нас болит душа за будущее нашего государства. И мы, несмотря на трудности, сделаем всё зависящее от себя, чтобы вывести нашу страну вперёд по пути прогресса.

Конечно, более всего обидно не то, что у нас есть обозначенные мною проблемы. Всё познаётся в сравнении. У любого иного государства мира, возьмём хотя бы Россию и её регионы, проблем гораздо больше и острее, чем в Абхазии. Обидно то, что страна-победительница несправедливой и кровопролитной грузино-абхазской войны - Абхазия сегодня вынуждена бороться и с такими проблемами, которые давно уже решены в Грузии.

Остановимся на конкретных проблемах, волнующих абхазский народ. Рассмотрим факты, причины и результаты обозначенных мною проблем в алфавитном порядке. Хочу прежде всего затронуть абазинскую проблему, которая волнует жителей и властей Абхазии. Являясь выходцами из исторической Абхазии, предки абазин одними из первых оказались на территории Северного Кавказа и прежде всего современной КЧР. Первые инфильтрации протоабхазо-абазинского этнического элемента произошли в начале нашей эры. В VIII веке они массово заселили нынешнюю территорию Карачаево-Черкесии. В XIV веке сюда пришли носители тапантинского говора абазинского языка. В XVII-XIX веках - носители ашхарского диалекта. Все те из них, кто не известен нам своими абазинскими потомками, были ассимилированы в аланской, тюркской и адыгской среде. Из них наиболее известны потомки адыгов абхазо-абазинского происхождения. Их было столь много, что один из самых талантливых адыгских литераторов, а именно Заур Налоев, с которым я неоднократно встречался, определил их количество в среде кабардинцев цифрой до 40-50 процентов.

Образовывая Карачаево-Черкесскую автономную область постановлением ВЦИК РСФСР от 12 января 1922 года, её создатели проигнорировали факт большей численности абазин в сравнении с черкесами (абазин было больше на 325 человек), образовали не Карачаево-Абазинскую, а Карачаево-Черкесскую автономную область. Перед этим они переписали два абазинских аула, Абазакт и Псаучье-дахе, в черкесские населённые пункты и стали запрещать их жителям говорить по-абазински. До сравнительно недавнего времени абазины в КЧР, являясь коренным народом, не имели своей национальной территории. Но 1 июня 2006 года район абазинам был образован. Из 13 абазинских аулов в состав района вошло лишь пять. После принятия в КЧР нового закона «О границах муниципальных образований в КЧР», под прикрытием реформирования местного самоуправления у абазин в ауле Кубина было решено «отрезать» самый лакомый кусок в 600 гектаров в пользу соседнего города Усть-Джегута, кстати, бывшего родового владения абазинских князей Джегутановых. «В пользование» соседям планировалось передать и крупнейший в республике сельскохозяйственный комбинат «Южный», принадлежащий правительству Москвы и находящийся на абазинской национальной территории.

Тогда конфликт был улажен, но совсем недавно разгорелся новый конфликт, а именно из-за абазинских земель, расположенных в ауле Гумлокт (Красный Восток). Аул большой, но он единственный абазинский среди двенадцати карачаевских аулов. И для того, чтобы рано или поздно отхватить земли абазин, администрация Малокарачаевского района делает всё возможное для усложнения жизни аульчан. Она не строит здесь газопровода и не решает проблему обеспечения аула водой. Вместе с красновосточными жителями страдает и карачаевское население аула Кызыл-Покун. Последние не раз говорили, что страдают именно из-за абазин, дескать, если бы не проблема ненасильственного выселения абазин из аула Красный Восток, они получили бы газ давно и без какой-либо проблемы. Не так давно из района в аул прислали некоего Османова, являющегося, как мне объяснили, внешним управляющим по банкротству. Приехав в аул, он составил документы и распродал всё имущество совхоза «Красновосточный». Османов составил письмо в администрацию района, чтобы те забрали в районный фонд до 830 га земли (по другим данным - 487 га). Земельные участки были переданы фирме «Хаммер». Далее он указывает, что основой для такого решения якобы является сход жителей аула, которого на самом деле не было. Вполне вероятно, что до 1 января 2013 года, в случае продолжения такой политики, более тысячи аульчан потеряют ещё до 3 тысяч га настоящих абазинских земель. Такая антиабазинская политика властей и района, и КЧР может привести к плачевным результатам, ибо абазины здесь являются самым терпеливым, но в то же время и тем народом, который бесшабашно может пойти до конца.

Являясь коренным, но не «титульным» народом, абазины финансируются из республиканского центра по остаточному принципу. Абазинскую проблему можно решить, только изменив эту ситуацию. Пусть абазинские аулы и разбросаны по всей республике, главное их, для пользы дела и общественного спокойствия, связать неразрывными административными узами с руководством Абазинского района. При этом оставить все замыслы по отторжению абазинских национальных земель в чью-либо пользу. Иначе, уверяю вас, недалеко до беды в этом наиболее сложном регионе Северного Кавказа.

Вторая серьёзная проблема, которая напрашивается на рассмотрение, исходя из темы нашей конференции, это проблема абхазо-адыгских отношений, возникшая несколько лет назад. Проблема эта целиком и полностью инспирирована Грузией и беспокоит мой народ даже больше, чем ряд более острых и катастрофичных проблем, стоящих перед самой Абхазией. Ведь адыги - наши кровные с абазинами братья. Родство наших народов проверено временем и подтверждено всеми языковыми и генеалогическими материалами. Нет у абхазов и абазин в мире более близких братьев, чем адыги, и нет у адыгов более близких братьев, чем абхазы и абазины. Наш народ прекрасно помнит, как братья-адыги с оружием в руках отстаивали наравне с абхазами свободу и независимость Абхазии. Ближайший по хронологии пример - движение добровольцев в период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов.

Абхазо-адыгские противоречия возникли не на пустом месте. Подобно тому, как СССР был взорван изнутри в результате тонкой и кропотливой деятельности американских политических институтов и спецслужб, абхазо-адыгское этнокультурное единство было максимально дестабилизировано грузинской стороной за период с 1994 по 2010 год. Я могу сегодня говорить лишь о дестабилизации абхазо-адыгских отношений, но никак не о разрыве единства наших братских народов.

Всё началось с навязчивых попыток Грузии завязать дружбу с адыгами. Цель такой политики ясна: оставить абхазов без физической поддержки со стороны ближайшего по родству и наиболее многочисленного народа на случай возобновления грузино-абхазской войны, противопоставить адыгов России, использовать «черкесский вопрос» как мощный фактор, дестабилизирующий ситуацию на Кавказе с целью недопущения проведения олимпийских игр 2014 года в городе Сочи.

Народы Северного Кавказа, и прежде всего адыги, были нужны Грузии для того, чтобы не остаться на Кавказе, среди кавказских народов в изоляции, после имевших место в Южной Осетии и Абхазии зловещих преступлений против человечества. Грузия признаёт геноцид черкесского народа со стороны Российской империи, создаёт в Тбилиси Центр черкесской культуры, основывает т.н. грузино-черкесские школы, работает с адыгскими общественными деятелями, финансирует деятельность антироссийских и антиабхазо-абазинских сайтов Интернета. Следует отметить, что Грузия демонстрирует завидную изобретательность в своей внешнеполитической деятельности в северокавказском направлении. Я имею в виду следующие факты, а именно: установление в одностороннем порядке избирательного безвизового режима для жителей северокавказских республик; учреждение льгот и квот для жителей Северного Кавказа при получении образования или медицинской помощи в Грузии; открытие специального телеканала «Пик», вещающего для северокавказских народов; признание Парламентом Грузии геноцида черкесов; открытие Центра черкесской культуры; объявление конкурса на лучший мемориал черкесским изгнанникам, который почему-то был построен непосредственно вблизи восточных границ Абхазии.

В итоге всей этой деятельности Грузии резко ухудшилось отношение большинства черкесов к России. Появились и первые абхазо-черкесские противоречия. Отношения между нашими народами, пусть временно, но всё же были отравлены десятками известных и даже «популярных» со знаком минус в глобальной сети антиабхазских заявлений нескольких адыгских сайтов, как например (приведу лишь несколько): 1) абхазы появились на этот свет две с половиной - три тысячи лет назад от смешения адыгов с женщинами какого-то народа, полученных адыгами, которым 7 тысяч лет от роду, вместе с детьми в качестве очередного военного трофея; 2) абхазы диаспоры, например, проживающие в странах Ближнего Востока, являются адыгам родными по ДНК, а вот абхазы Абхазии таковыми не являются, так как абхазы диаспоры и абхазы сегодняшней Абхазии - это два совершено разных народа; 3) территория Гагрского района Абхазии есть неотъемлемая часть Черкесии, к которой абхазы не имеют какого-либо отношения, а потому Грузия после наведения «порядка» в Абхазии должна переименовать этот район в «Черкесский кантон» и напрямую подчинить Тбилиси; 4) если абхазы хотят быть частью черкесской нации, то для этого им придётся объявить Абхазию государством не абхазского народа, а государством исключительно черкесской нации, отказаться от каких-либо преимуществ абхазов и абазин над черкесами и пустить черкесов диаспоры свободно переселиться в Абхазию и свободно получить её гражданство и т.д.

Посеять сомнения между нами, раздуть противоречия, либо натравить доверчивых адыгов на Россию - это Грузия может. Может и делает. Но вы сами посмотрите на результат всей антироссийской риторики и антиабхазско-абазинской кампании. Что получила Грузия от этого? Не спорю, со стороны адыгов Грузия заимела новых виртуальных друзей, сидящих у компьютера за Интернетом, чернящих всё абхазо-абазинское, банящих и удаляющих с адыгских сайтов абхазских пользователей. Но, в целом, в глобальной сети, за всё время работы грузинской идеологической машины появилось лишь два прогрузинских адыгских сайта с ежедневной аудиторией от 30 до 60 человек. Есть несколько известных адыгских общественных деятелей, которые стали придерживаться прогрузинской ориентации в отношениях с Абхазией. И всё. Остался лишь небольшой осадок в душе и холодок от былого разочарования. Но это поправимо, особенно если принять во внимание позицию Президента Абхазии Александра Анкваб.

Вот некоторые заявления абхазского президента, которые проливают свет на абхазскую позицию в «черкесском вопросе»: 1) «Абхаз черкесу - брат, был и остается, нравится это кому-то или нет»; 2) «На то, чтобы посеять недоверие и вражду между Абхазией и народами Северного Кавказа (из-за океана с подачи Грузии) выделяются огромные средства, которыми пользуются и представители черкесских народов»; 3) никаких обвинений в адрес Абхазии и её властей на заседаниях Совета Международной Черкесской Ассоциации никто не высказывал, как об этом пишут в социальных сетях; 4) МИД Абхазии находится в постоянном контакте с нашими соотечественниками в Сирии, а также российским консульством, которое решает, в случает необходимости, вопрос выдачи выездных виз; 5) Абхазия не будет строить свои отношения с Россией на теме признания геноцида черкесов грузинами, она будет строить их не на плохом вчерашнем, а на хорошем сегодняшнем; 6) Абхазия в лице Президента и Парламента не могут согласиться с автоматическим предоставлением абхазского гражданства всем черкесам: никому из тех, у кого есть законные основания, не отказывают в получении абхазского гражданства; «на каждом заседании комиссии по гражданству рассматриваются вопросы предоставления абхазского гражданства добровольцам, действительно воевавшим здесь, а не тем, кто с помощью наших же граждан достает «липовые» справки об участии в войн»; «мы никому из добровольцев не отказали, мы предоставляем гражданство и их семьям, женам, детям».

Несколько слов о проблеме абхазо-адыгских языков. Так получилось, что данная проблема наиболее остра в абхазской и особенно абазинской среде. Адыги, в целом, больше и лучше знают свой язык. Давно уже кануло в Лету политика запрещения абхазского языка и грузинизации абхазов, проводимая бывшей Грузинской ССР. Лишилась остроты своей фазы и политика мирной русификации абхазов, причём доминирование в Абхазии русского языка произошло естественным путём, особенно после того, как доля абхазского населения в республике была низведена с помощью властей Грузинской ССР до 18 процентов.

Особенности актуальной языковой проблемы, волнующей абхазов, таковы: скромность мер, предпринятых государством в течение последних 20 лет, по развитию абхазского языка; полное отсутствие каких-либо препятствий в развитии государственного языка (никто не мешает абхазам принимать правильные решения в этой области); осознанный выбор родителями абхазских детей русских школ вместо абхазских, уступающих русским учебным заведениям по техническому оснащению и качеству организации учебного процесса; слабость деятельности Абхазской государственной телерадиокомпании; отсутствие качественной учебной литературы.

Для укрепления и развития абхазского языка необходимо: изучить опыт стран, которые в достаточно сжатые сроки справились с языковой проблемой; ввести в абхазских сёлах делопроизводство на родном языке; укрепить материально-техническую базу республиканских и районных телекомпаний; увеличить объём теле- и радиовещания на абхазском языке; открыть в Интернете популярный и мощный абхазоязычный портал; обеспечить кадрами и повысить финансирование студий по переводу популярных художественных, мультипликационных и документальных фильмов с русского и английского языков на абхазский язык; создать абхазский спутниковый канал в системе Триколора; поднять зарплату и повысить престиж работы преподавателей абхазского языка и литературы, а также воспитателей детских садов; открыть бесплатные центры ускоренного изучения абхазского языка; шире использовать метод проведения различных конкурсов и олимпиад на абхазском языке с материальным и моральным стимулированием победителей проводимых мероприятий. В вопросе проведения языковой политики в Абхазии полностью согласен с мнением известного блоггера Михаила Джергения, который подчеркнул, что «этот вопрос не может быть оставлен нашим потомкам, которых в первую очередь затронет принятое в наши дни решение, так как невозможно предсказать, сохранится ли до того времени абхазский язык». Согласен и с мнением абхазских пользователей Интернета, что нам целесообразнее стремиться к созданию общества активного билингвизма, что подразумевает отличное владение, как родным абхазским, так и русским языком.

Несколько слов о демографическом кризисе, в котором уже долгое время находится абхазский народ. Особенности и реалии этой тяжелейшей проблемы таковы: в Абхазии ежегодно рождается в среднем от 1500 до 1800 детей, из них абхазов меньше половины; в сравнении с 1995 годом численность рождающихся в стране детей уменьшилось на 33 с половиной процента; снижение численности населения приводит к сокращению числа школьников (если сравнивать с серединой 90-х годов прошлого века, то ныне количество школьников, идущих в первый класс, сократилось на более чем 25 процентов); по данным независимого социологического исследования в Абхазии ежегодно умирает до 3300 абхазов и рождается всего лишь 800, то есть ежегодное сокращение составляет 2500 человек; власти Абхазии не смогли выполнить обещания ликвидировать оплату за роды в родильных домах, которая равняется сегодня, в зависимости от региона, сумме от 15 до 30 тысяч рублей, но у людей нет таких денег; в стране, известной своим феноменом долголетия, резко сократилось количество долгожителей; высок процент мужчин от 35 до 65 лет, которые ведут холостой образ жизни и ни разу не женились (таковых в Абхазии, в среде абхазов, более 12 тысяч человек, это ни много, ни мало более 10 процентов от общего количества абхазов, проживающих на территории Абхазии).

Демографическая ситуация в Абхазии требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности. Нужно разгрузить граждан от бремени оплаты за рождение детей; все расходы по родам должны быть отнесены за счёт государства; необходимо последовательно внедрять современные технологии выхаживания детей первого года жизни; уделить особое внимание здоровому образу жизни детей и подростков; по примеру России принять национальные программы, такие, как например, «Дети Абхазии» и «Безопасное материнство»; обеспечить семьи т.н. «материнским и отцовским капиталом»; принять закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также закон «О компенсационных выплатах на питание учащихся школ и дошкольных учебных заведений»; обеспечить школы и иные учебные заведения грамотными и опытными психологами; развернуть скорую психологическую помощь. Есть масса иных мер и возможностей для улучшения демографической ситуации. Было бы только желание…