Один из крупнейших французских писателей эпохи ренессанса. Сочинение «Франсуа Рабле величайший художник французского Ренессанса. Общая характеристика эпохи Возрождения во Франции

Франсуа Рабле (фр. François Rabelais; предположительно 1494, Шинон — 9 апреля 1553, Париж) — один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». По мнению М. Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.

Биография

Творчество

Один из замечательнейших писателей своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.

Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха».

Сатирический роман французского писателя XVI века Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки, не щадит современные автору государство и церковь. В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой — невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации.

«Культура раннего Возрождения» - Возрожде?ние, или Ренесса?нс (фр. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI века. Целью жизни гуманисты считали не служение богу, а труд на пользу людям. Отличия новой культуры. Причины появления новой культуры. Культура раннего Возрождения в Италии. Renaissance, итал.

«Искусство Возрождения» - Статуя предназначалась для фонтана. Донателло (около 1386 – 1466 г.) работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Творчество Леонардо до Винчи неисчерпаемо. Лоренцо Гибберти (1381-1455 г.)- -ещё один представитель эпохи Возрождения.

«Раннее Возрождение в Италии» - Причины появления новой культуры. Искусство раннего Возрождения. Гуманизм Возрождения. Культура раннего Возрождения в Италии. Боккачо. Сандро Ботичелли. Возрождение и церковь. Признаки эпохи Возрождения. Возрождение. Связь Возрождения и Античности. Гуманисты.

«Особенности Северного Возрождения» - Гентский алтарь. Испания. Особенности Северного Возрождения. Замок Шенонсо. Архитектура. Учебный материал. Англия. Искусство Возрождения. Ж.Гужон. Великолепный часослов герцога Беррийского. П.Леско. Замок Шамбор. Культура и искусство эпохи Возрождения. Музыка Северного Возрождения. Стиль Платереско.

«Искусство и культура эпохи Возрождения» - В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Раннее возрождение. Архитектура. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

«Возрождение в Италии» - 2. Высокое Возрождение первая четверть XVI века. Флоренция (XII – XIII вв.) – колыбель Возрождения. Раннее Возрождение. Махолет. Данте (1265 - 1321) – Божественная комедия. Мадонна с младенцем Альбертинелли Мариотто. Сандро Боттичелли Мадонна с книгой. Девушка с горностаем. Рафаэль Санти (1483 - 1520) – портреты, скульптуры, роспись соборов.

Всего в теме 32 презентации

Быстрый расцвет гуманистической мысли во Франции совпадает с первой половиной царствовании Франциска I (1515-1547). Итальянские походы, начавшиеся его предшественниками и продолженные им, очень расширили культурные отношения между двумя народами Сильное влияние Италии является одной из важнейших особенностей Французского Возрождения Раннее Возрождение во Франции - 70-е годы ХVв - 20-е годы XVIв. Это время становления во Франции новой системы образования, создания гуманистических кружков, издания и изучения книг античных авторов. Зрелое Возрождение 20-е - 60-е годы ХVIв. - период создания сборника новелл ‘Гептамерон” Маргариты Наваррской, выхода в свет знаменитого романа Франсуа Рабле “Гаргантюа и Пантагрбэль”. Позднее Возрождение это время кризиса Возрождения. В ту пору творили замечательные поэты Пьер де Ронсар (1524-1585), Жоашен дю Белле (1522-1560), драматург Этьен Жодель (1532-1573), философ и эссеист Мишель де Монтень (1533-1592).

В конце 1540-х годов возник литературный кружок из нескольких молодых дворян, метавших о реформе французского поэтического языка и о создании новой гуманистической национальной поэзии. Сначала кружок назывался “Бригадой”, затем по числу членов кружка стал называться “Плеядой” - именем созвездии из семи звезд. Руководителями кружка стали Пьер де Ронсар и Жоашен дю Белле. Манифест этого поэтического кружка - “Защита и прославление французского языка” вышел в1549г. и составлен дю Белле.

Произведение это состоит из двух частей: первая посвящена проблеме поэтического языка, вторая - теории поэзии. Кроме замечаний об особенностях отдельных жанров и форм, дю Белле пишет о двух стилях - высоком, который подобает трагедии, оде и эпической поэме, и низком, свойственном фарсу и комедии. Дю Белле дает ряд указаний по стихосложению Новая школа натолкнулась на противодействие со стороны придворных поэтов, но после поддержки ее Генрихом П она одержала победу и при дворе.

Франсуа Рабле - величайший художник французского Ренессанса родился, вероятно, в 1494 году в Шиноне. Он был младшим сыном мелкого судебного чиновника. В 1510 году он поступил во французский монастырь и до 1521 года пробыл в Фонтене - Леконт. Том же он получил сан священника. Но духовное звание мало привлекало Рабле: он хотел учиться. За короткий срок он выучил латынь и греческий язык. С трудом добывал греческие книги и много читал. Монахи отняли у него книги, и только друзья спасли Рабле, добившись папского разрешения перейти в бенедиктинский орден. В бенедиктинском аббатстве в Мальезе при поддержке местного епископа он продолжил свои занятия. Кроме того, он увлекся естествознанием и медициной.

В 1528 году Рабле отправился в Париж, затем в 1530г. в Монпелье, где читал лекции и зарабатывал себе на жизнь то как врач, то как священник. В 1532г. он работал врачом в большой больнице Лиона. Отсюда стал общаться с Эразмом Роттердамским. Здесь же в 1533г. появилась его первая часть “Пантагрюэля” - “Ужасающие и устрашающие деяния и подвиги знаменитейшего “Пантагрюэля”.

”Пантагрюэль” был задуман как продолжение народной книги: тот же сюжет, те же великаны, но совершенно иной смысл и совершенно иное настроение.

В первой книге описывается детство и обучение великана, его путешествия и приключения. В 1534 году из Франции в Рим прибыло посольство короля Франциска с епископом Жаном дю Белле и его врачом Рабле. Рабле был и Италии впервые и недолго - с января по апрель 1534 года.

В 1527 году, семь лет назад, Рим стал жертвой испанцев и немецких ландскнехтов, поэтому в городе на каждом шагу были видны следы этого разгрома: разрушенные здания, черные носле пожара стены домов.

Рабле было уже около сорока лет. Он знал много, но в Италии получил возможность узнать еще больше. Вернувшись на родину, писатель напечатал еще один том своей эпопеи под названием “Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля”‘ (1534г.). Во второй книге Рабле не только ставит, но к решает вопросы войны, мира и справедливого правления (борьба 1 рангузье против короля насильника Пикрохола), гуманистической педагогики (история воспитания Гаргантюа), науки - богословско-схоластической (сатирические портреты сорбоннистов, интересы и взгляды Гаргантюа).

В 1535-1536 году Рабле совершает вместе с дю Белле еще одно путешествие в Италию, изучает ботанику, археологию, античную культуру. В 1542 году он издает оба тома своею романа, а в 1545 году добивается королевской привилегии на издание третьей книги. Через год ‘Третья книга…”‘, подписанная именем метра Франсуа Рабле, доктора медицины, вышла и свет.

Еще в первой книге автор знакомит нас с беспутным другом Пантагрюэля Панургом, который впоследствии займет одно из значительных мест в романе. В третьей книге рассказывается о намерении Панурга жениться и его опасении за последствия этого шага - боязни ‘рогов”. Проблема Панурговой женитьбы перерастает в вопрос об оношениях между мужчиной и женщиной, в анализ общественной и культурной роли женщины.

Несмотря на некоторую осторожность Рабле по отношению к его извечным врагам, книга, как и две первые, была осуждена Сорбонной. В это время во Фракции в монастырских застенках лилась кровь, на площадях пылали костры инквизиции, жертвой фанатизма становились близкие друзья писателя. Вскоре после выхода “Третьей книги”, в том же 1546 году, на площади Мобер в Париже был сожжен старый соратник и друг Рабле, Этьен Доле. Король Франциск был болен, и на его помощь Рабле не рассчитывал. В 1547 году Франциск умер, с его преемником, Генриком ІІ, у Рабле никаких связей не было, поэтому он решил уехать из Франции.

Рабле перебрался в Мецу, где стал работать врачом. Кардинал дю Белле поддерживал его материально, а в августе 1547 года он взял его снова с собой в Италию. На этот роз Рабле пробыл в Италии довольно долго, до ноября 1549 года.

Перед отъездом в Италию Рабле ос г явил своему издателю “Четвертую книгу”, которая вышла в свет в 1548 году. В четвертой книге рассказывается о путешествии Пантагрюэля и Панурга со спутниками в далекий Китай к оракулу за советом: жениться все же Панургу или нет. Компания останавливается во многих местах, посещает острова Прокурации, где живут сутяги и кляузники. Издевательский смех Рабле поражал не только пустобрехов, ябедников, обжор и т.н., но и с новой силой церковников и саму религию, агрессивную политику самодуров-правителей и т.п.

Перед выходом “Четвертой книги” в феврале 1552 года Рабле скрылся. Видимо, ему было известно о будущем заключении мира между королем и папой, которое произошло в апреле 1552 года. Рабле умер в Париже и там же похоронен во второй половине 1553 года.

В 1562 году появилась в печати частично, под заглавием “Остров звонкий”, а в 1564 году целиком - “Пятая книга”, отредактированная и значительно дополненная кем-то из близких писателя.

В пятой книге путешественники прибывают на остров Звонкий, населенный странными птицами: “клирцы, иконцы, священцы, аббагцы, епископцы, кардинцы и, единственный в своем роде, папец”. Время от времени сюда налетали безобразные “ханжецы”.

Панург, ознакомившись со всеми обычаями птиц. Восклицает: “В этой стране сплошное плутовство, жульничество и мошенничество, - не приведи господь”. На острове Пушистых котов, где обитают юристы-законники, питающиеся маленькими детьми, царит откровенный, неприкрытый произвол.

Наконец, путешественники встретились с оракулом, который на сомнения по поводу женитьбы советует Панургу: “Тринк”, т.е. пей. В своих книгах Рабле развенчивает старый мир и вместе с тем выставляет его на посмешище под оглушительный хохот народной массы. Книга Рабле осталась в истории человеческой культуры ярчайшим проявлением французского, да и не только французского Возрождения.

12.1. Общая характеристика эпохи Возрождения во Франции.

Социально-политическая обстановка периода Возрождения во Франции. Влияние итальянского Ренессанса и протестантских движений Реформации на развитие общественной и литературной мысли во Франции. Возникновение национальных центров гуманистической культуры: литературный кружок Маргариты Наваррской, литературное объединение поэтов «Плеяды». Поэзия П.Ронсара. Особенности раннего и позднего этапов Возрождения в литературе Франции.

12.2. Творчество ф. Рабле(1494-1553).

Франсуа Рабле – крупнейший представитель раннего Возрождения во Франции. Ученые и литературные труды Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле как опыт философско-художественного обобщения гуманистических идей. Народные источники и методы литературной обработки фольклорного материала. Особенности композиции, сюжетной организации повествования и техники гиперболического построения образов в романе Рабле. Сатира и гротеск как способы выражения анти-схоластической направленности и ренессансно-гуманистического пафоса литературного письма Рабле.

12.3. Творчество м.Монтеня (1553-1592).

Мишель Монтень и период позднего Возрождения во Франции. Книга эссе «Опыты» Монтеня как результат философско-художественного осмысления итогов Возрождения. Тематическое содержание и жанровая форма литературной прозы Монтеня. Литературные описания и моральные оценки «опытов» человеческой жизни в эссе Монтеня. Авторская позиция скептицизма в отношении к средневековой догматике и к проблеме разумного познания мира и человека в нем..

Раздел13. Литература эпохи Возрождения в Испании (конец XV – начало XVII века).

13.1. Общая характеристика и периодизация испанской литературы эпохи Возрождения.

Социально-политическая обстановка и культурная жизнь в Испании времен позднего средневековья. Основные этапы литературной истории в Испании в эпоху Возрождения. Развитие лирических и эпических жанров в период раннего испанского Возрождения. Становление ренессансного рыцарского романа. Испанский плутовской роман (пикареск) периода зрелого Возрождения: история эволюции жанра и его типологические образцы. Художественный метод ренессансного реализма как определяющий принцип жизнеописания в пикарескном романе. Проявление социально-критических тенденций в плутовских романах М.Алемана и Ф.Г.Кеведо. Значение испанского пикареска для развития романного жанра в национальной и западноевропейской литературе.

13.2. Творчество м.Сервантеса (1547-1616).

Мигель де Сервантес – крупнейший представитель испанского Возрождения. Жизненный путь и творческая биография писателя. Ранние опыты Сервантеса в жанрах лирической поэзии, повествовательной прозы и драматургии. «Назидательные новеллы» Сервантеса как новый этап в развитии малых эпических жанров. Роман «Дон Кихот» - книга итогов Сервантеса. Разработка образа дороги как основы сюжетной композиции и как метафоры жизненного пути героя от неведения к постижению реальности. Связь линии сюжетного движения со стезей перехода героя из мира фантастических вымыслов в мир действительного опыта. Художественные открытия Сервантеса в сферах жанровой организации повествования и создания индивидуальных образов-характеров.

В эпоху Возрождения литература развивалась динамично, стремительно и охватывала всю территорию Европы и не только. В каждом отдельном государстве развитие шло с разной динамикой и на разной основе, но всех объединял один факт - огромный шаг вперед.

Италия

Италию, без сомнений, можно назвать «колыбелью» всего европейского Возрождения. Это и неудивительно, ведь именно здесь раньше всего развились и установились социально-экономические предпосылки к этому. В Италии довольно рано начали формироваться отношения капиталистического характера, и, соответственно, люди, которые имели интерес к развитию подобных отношений, должны были выйти из-под церковной опеки и гнета феодализма. Как правило, это были личности с многогранным мировоззрением, часто путешествовавшие, обладающие знанием нескольких языков, и активные участники всевозможных политических событий.

Итальянская литература эпохи Ренессанса характеризуется гуманистическими идеями, которые впервые были продемонстрированы в трудах великого Данте Алигьери. Писатели очень часто обращались к фольклору, народной мудрости и народному творчеству за вдохновением и новыми образами и сюжетами. Помимо всего прочего итальянские мастера письма черпали свои познания у античных авторов. Основной чертой, характеризующей литературу эпохи Возрождения в Италии, является тот факт, что главным героем произведений становится человек. Он наделяется сильным духом и характером. Помимо всего прочего, в литературе высвечивается жизнь с полной демонстрацией ее противоречий.


Сцена из «Божественной комедии» Данте Алигьери

Франция

Развитие литературы в эпоху Ренессанса во Франции происходило практически по тому же сценарию, что и в Италии. Но различия все же существовали. Прежде всего, во Франции была полная монархия, развивался абсолютизм, и распространялась новая религия - кальвинизм. Все это влияло на литературу и вносило свои поправки. Но все же во французской литературе того времени очень сильно просматривается влияние итальянской культуры. Для мастеров письма французского Ренессанса, в сравнении со средневековыми, характерно невероятно сильное расширение кругозора, реалистический подход к настоящему и большой охват мыслительных интересов.

Эволюцию французской литературы той эпохи разделяют на два этапа - ранний, когда доминировали оптимизм, гуманистические идеи, и поздний, когда в силу религиозного раскола и политической обстановки зародилось сомнение и разочарование. Из наиболее ярких писателей того времени можно выделить Пьера де Ронсара и Франсуа Рабле.


Ф. Рабле. "Гаргантюа и Пантагрюэль"