Культура древнего китая. Культура Китая: уникальность и неповторимость в каждой черте Доклад для презентации китай средневековья

Понятие «цивилизация» (civil, лат. – город) возникло в XVIII веке. Есть много толкований этого понятия – например, «cоциальная организация общества, характеризуемая всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства». Необходимые элементы цивилизации – наличие письменности, городов и гoсударствa. Некоторые используют слово «цивилизация» как синоним понятия культура. Мне нравятся такие определения: «цивилизация – делать лучше себе, культура – делать лучше себя».

Сейчас заговорили о пятой цивилизации – Маргиане, столицей которой был город Маргуш. Археологические раскопки в Туркмении, которые под руководством русского ученого Виктора Ивановича Сарианиди ведутся уже 40 лет, позволили обнаружить сложный дворцово-храмовый ансамбль, созданный 5 тысяч лет назад. Царский дворец, окруженный монументальным комплексом, в который входят храмы огня и воды, занимает площадь около 10 гектаров. Ранее здесь уже были найдены скульптурные изображения и каменная печать с клинописью, напоминающая шумерскую. Все более основательными становятся предположения, что именно здесь следует искать родину легендарного основателя древней религии зороастризма, сына местного жреца, о котором мы знаем из некогда весьма популярной среди интеллигентов книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Именно Заратустра в этой книге произносит шокирующую фразу: «Бог умер», которая вызвала так много толкований и споров. Некоторые философы называют зороастризм проторелигией, из которой возникли все великие религии.

По мнению некоторых ученых, это был новый этноним скифов, среди которых, опять-таки были потомки из 10 потерянных колен Израиля, как были они и среди парфян, кочевого племени из Ирана, которое поспособствовало в свое время гибели Вавилона.

На это ушло несколько столетий. Когда же в IV веке их предводителем стал военный гений Аттила, он заставил платить дань даже такое могущественное государство, как Византия. Во время своего почти векового пребывания в Европе гунны оказали существенное воздействие на судьбы Римской империи. Вообще эти кочевники настолько потрясли воображение современников своими узкоглазыми, без следов растительности, темными лицами и самим способом ведения войны, что те, рассказывая о них, как бы даже сомневаются, люди ли эти пришельцы, свалившиеся им на головы как бы ниоткуда.

Между прочим, этот шелковый путь потом был весьма успешно использован русскими для экспансии на восток.

Сталин перед самой войной поставил перед историками и археологами задачу найти могилу Тимура (и ее нашли – 21 июня 1941 года!), который привлекал его тем, что сумел победить хана Тохтамыша, правителя Золотой Орды, и даже свергнуть его с трона. Но ведь это произошло в 1394 году, и монголы собирали дань с русских городов еще целых 86 лет! Да к тому же Тимур был дальним родственником чингисхидов, который многое заимствовал у них в организации войска, так что это была борьба между своими. Русским это чести не прибавило. Официальное окончание ига связывают с 1480 г. – временем знаменитого стояния на Угре. Ни Куликовская битва, ни это стояние не были сражениями, позволившими разгромить противника. Но русские были счастливы и этим, как потом битвой при Бородине: не победили, но, по крайней мере, и не проиграли!

Если сравнивать его с признанными великими полководцами Александром Македонским и Наполеоном Бонапартом, то результат будет не в пользу последних. Александр Македонский, который упоминается в таких судьбоносных книгах, как Библия и Коран, страдал манией величия – требовал себе божеских почестей. Он часто полагался на интуицию и вдохновение, а не на трезвый расчет, не подготовил себе преемников, и, когда неожиданно умер в 33 года, его империя долго не просуществовала. Говоря о Наполеоне, достаточно вспомнить 1812 год. Могут сказать, что, в отличие от монгольских завоевателей, Бонапарт имел дело не с разрозненными княжествами, а с централизованным государством, что, безусловно, усложняло его задачу, но ведь русские за всю войну не выиграли, ни одного сражения! С чисто же военной точки зрения поражение Бонапарта в России во многом было предопределено тем, что он растянул свои коммуникации и не сумел обеспечить продовольствием войско. Отчасти это произошло оттого, что он не учел психологии русского народа: отмени он крепостное право, и вряд ли бы Романовы устояли. A Чингисхан не проиграл ни одного сражения! Здесь нет возможности подробно рассказать, как было организовано монгольское войско, на какие части делилось и как управлялось, как была организована охрана и стража, что представляла собой гвардия, но русская армия до сих пор несет следы той десятичной конфигурации, которую использовал Чингисхан. Этот монгол, который до конца жизни оставался неграмотным (но очень чтил писаные законы!), умел предусмотреть все до мелочей. У Чингисхана была прекрасно поставлена разведка, он заранее знал сильные и слабые стороны противника, в том числе, где находятся хорошие пастбища, где удобные места для стоянок и т. д. У него всегда были накормлены и люди, и лошади (а у каждого воина было по 5 лошадей!). И, конечно, он был прекрасным психологом и политикой «разделяй и властвуй» владел в совершенстве.

Количество иероглифов в китайском языке впервые было подсчитано при правлении династии Хан – их оказалось около 10 000. В самом большом современном словаре их в 9 раз больше. Чтобы научить население грамоте, c середины ХХ века в социалистическом Китае были разработаны упрощенные иероглифы.

Известно послание китайского императора Цяньлуна английскому королю Георгу Третьему в конце XVIII века. Король Георг прислал императору письмо, в котором предлагал развивать торговые и дипломатические связи, и к этому письму присовокупил образцы английских товаров. Вот что ответил один из самых просвещенных китайских императоров на обычное дипломатическое предложение: « Я прочел Ваше послание. Искренность, с которой оно написано, обнаруживает уважительное смирение с Вашей стороны, достойное высокой похвалы. Чтобы показать свою преданность, Вы также послали мне образцы изделий из Вашей страны. Властвуя над огромным миром, я не имею другой цели, кроме как поддерживать совершенное управление и гарантировать исполнение государством его обязанностей. Странные и изобретательно сделанные предметы не представляют для меня интереса… Вам надлежит, о король, уважать мои чувства и выказывать мне еще большую преданность и лояльность в будущем, так, чтобы вечной покорностью нашему трону Вы смогли обеспечить мир и процветание Вашей стране. Трепетно подчиняйтесь и не проявляйте небрежения».

История существования Китая насчитывает более 3600 лет, а рождение государства датируется 16 веком до н.э. За такой значительный временной отрезок Китай развил насыщенную и богатую культуру и традиции, свою собственную религиозную систему взглядов и ценностей, которые чтятся китайским народом по сегодняшний день. Не меньший интерес представляют достижения Китая в науке, искусстве, технике, медицине и культуре. Страницы истории Китая пестрят любопытными фактами, посвященными открытиям, а некоторые из них по-прежнему считаются величайшими достижениями, которые навсегда перевернули человеческое представление о мире и открыли новые возможности.

Четыре самых значительных открытий Китая – подарок всему миру

В Средние века в Китае появились на свет до сих пор неизвестные бумага, компас и порох и зародилось книгопечатание. Эти четыре достижения стали переворотным пунктом в развитии государства, а то, что раньше могли себе позволить лишь богатые жители, стало досягаемым для любого человека.

Авторство технологии изготовления бумаги принадлежит Цай Луню, который был евнухом при императорском дворе времен династии Хань в 105 году н.э. До появления бумаги ее приходилось заменять материалами из бамбука и драгоценного шелка, а также табличками, которые изготавливались из дерева или глины. К 3 веку н.э. бумага получила широкое использование и заменой для более дорогих в создании предшественников.

Любопытно, что по тогдашней рецептурной технологии бумагу готовили через кипячение целого списка ингредиентов: коры тутового дерева, кусков ткани и пеньки (волокна стеблей конопли). Сваренную массу тщательным образом перетирали, добавляя воду, чтобы она стала напоминать пасту. Смесь черпали деревянным ситом, чтобы дать уйти лишней жидкости, а на его поверхности оставалось лишь ровное и плотное полотно волокон. Завершающим этапом было перемещение волокнистой массы на доски с гладкой поверхностью, которые складывались в стопку и помещались под пресс для просушки и затвердевания.

Появление бумаги позволило не только подробно сохранить документально свою историю и культурные традиции на века, но и породило новое великое изобретение китайцев.

Самой древней печатной книгой считается Алмазная сутра, которая была создана в период правления династии Тан (618-907 годы до н.э.).

Настоящее развитие это дело получило благодаря государственному деятелю Шень Ко, когда тот в 1088 году сделал подробное письменное описание всего печатного процесса при помощи создания письменных символов из обожженной глины и наборных шрифтов.

Набор текста повлек перемены в переплете листов, который до этих пор традиционно имел форму свитка, а затем превратился в перевязанную стопку отпечатанных листов. В период правления династии Сун (960-1279 годы) создается переплет «бабочка» (сгиб листов по центру), а при династии Юань (1271-1368 годы) появился книжный корешок.

Порох возник в 10 веке для применения в роли начинки для зажигательных снарядов. Первое оружие из бамбуковой трубки и порохом для поджигания было использовано в боях в 1132 году, а немного позже было разработано бамбуковое ружье с пулями.

Порох был не просто военным изобретением, но часто использовался в домашних пределах как сильный дезинфектор и средство для борьбы с насекомыми. Это же достижение позволило китайцам изобрести фейерверк, который служил не столько украшением, сколько способом борьбы со злыми духами. Яркие огоньки и грохотание по легенде помогали отпугивать их.

Самый первый вариант компаса датируется временем правления династии Хань (202 год до н.э. – 220 год н.э.), когда в Китае узнали о свойствах магнитного железняка. Но использовался этот компас отнюдь не для определения севера, а во время гаданий. Стрелка внешне напоминала ложку, которая узким концом показывала на юг. Документально лишь в 1044 году компас стали применять в современном значении. Усовершенствовал его конструкцию Шень Ко, который в своих трудах изложил строение магнитного устройства с иглой и разъяснил его магнитное отклонение от истинного севера.

Примеры других достижений Китая в разных сферах человеческой деятельности

Китай подарил миру большое множество открытий и изобретений, которые постепенно успешно перекочевали на запад и вошли не просто в моду временно, но закрепились там навсегда. Вот некоторые из таких запоминающихся примеров.

Наука и культура

  • Астрономия : к развитию науки привело верование в то, что император является Сыном Неба, а всякое одобрение и наказание исходит с небес. Считается, что через развитие астрономии китайцы пришли к созданию календарного года в 3 веке (сначала из 360 дней, а затем из 365).
  • Палочки для еды : иногда их называют пятым великим достижением Китая, а появились они более 3 тысяч лет тому назад. Считается, что изначально палочками было принято лишь доставать еду из посудины. Палочки не уступают по популярности вилке, ведь приблизительно 30% людей по всему миру используют их в быту.
  • Фэншуй : искусство достижения гармонии (энергия неба и земли) завоевало всемирное расположение благодаря своей практичности и необычности древних китайских традиций и верований, а его основателем считается Конфуций.
  • Кисть : нет ничего удивительного в том, что кисть создали китайцы около 3 тысяч лет тому назад, ведь с помощью этого инструмента они смогли достичь развития искусства каллиграфии и живописи.
  • Зонт : изготавливали первые зонты китайцы из рисовой бумаги, чтобы скрыться от солнечных лучей. В моде были многоярусные расписные зонты, которые указывали на общественное положение человека.

Военное и боевое искусство

  • Боевое искусство ушу : некогда являя собой магическую культуру, которая соединила в себе духовные практики и легендарную военную подготовку, ушу относится к древнейшему наследию Китая и начало оформляться еще в 11-3 веках до н.э. Развитие религиозных форм позволило обогатить традиции ушу и повлекло появление новых направлений и школ боевых искусств.
  • Арбалет : конструкцию этого оружия китайцы разработали еще в 5 веке до н.э. Оно было самым используемым вплоть до династии Хань, а воины, стрелявшие из них, обязательно проходили обучение, чтобы продемонстрировать в бою столь часто применявшийся прием массового выстрела из арбалетов.

Медицина и здоровье

  • Гимнастика цигун : оздоровительная техника, которая возникла более 7 тысяч лет тому назад и направлена на «включение» организмом процесса самовосстановления через плавные физические упражнения и дыхательную гимнастику.
  • Акупунктура: метод лечения, который зародился в Китае более 5 тысяч лет тому назад как философская концепция Инь и Ян (баланс энергий). Сеансы акупунктуры направлены на создание баланса в теле, что позволяет предотвратить развитие болезней и поправить здоровье. Действенность этот метода была не единожды доказана ВОЗ.
  • Зубная щетка: появление первой бамбуковой щетки со щетиной вепря в Китае датируется 1498 годом, тогда как в Европу зубные щетки проникли лишь в 17 веке.
  • Диета и лечебное голодание: уже в 4 веке до н.э. при дворе императора существовала должность диетолога. Первую оздоровительную диету создал и записал Чжан Чжундзин (жил в 150-219 годах н.э.). Лечение авитаминоза при помощи диеты китайцы начали еще во времена династии Юань (1271-1368 годы), а их эффективность была подтверждена научно в начале 20 века.

План работы:

Введение

1. Развитие философского осмысления мира и человека в нем

2. Конфуцианство и даосизм

3. Значение китайской культуры для развития современной цивилизации

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само­бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви­лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро­ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Китайская культура вызывает восхищение, начиная от духовного воспитания до произведений искусства. Даже окружающая их природа насыщена красками сказочной красоты и изящества. Гармония во всем, с собой, с космосом, с богом. Медицина, боевые искусства, шпионаж, искусство любви, китайская кухня, живопись, архитектура, и т. д., нет аналогов в мире. За долгую историю в Китае было сделано множество открытий и технических усовершенствований. Изобретение пороха, бумаги, книгопечатание и различных механизмов оказало большое влияние на китайскую культуру. Тем не менее обычаи и традиции китайцев, особенно среди крестьян, не менялись веками.

А китайская письменность одна из самых древних. Иероглифика, относясь к числу столь же мудрых, сколь и удивительных порождений народа, именно благодаря этой письменности зафиксированы и сохранены через тысячи лет донесены до нас сокровища духовной культуры китайцев. Их философия, возвышенное чувство к личности, и очень строгая самооценка, постоянная тяга к самосовершенствованию, вот что меня всегда привлекало в китайской культуре.

1. Развитие философского осмысления мира и человека в нем

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в по­литических, философских и религиозных учениях Древнего Ки­тая подобно другим восточным учениям этого периода отража­ли все стадии развития общества - от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления едино­го всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд осо­бенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначи­тельная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией при­вел к вытеснению собственно религиозных функций духовенст­ва (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические во­просы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-ко­смос» были в центре внимания древних мыслителей, а пробле­ма «человек-общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множест­во различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди - верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных бо­жеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религи­озного начала и усилению рационалистического, прагматическо­го подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламут­ром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, бе­лой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение - отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено мно­жество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометри­ческий орнамент на сосудах отличается высокой графической тон­костью и сложностью. Его важнейшие составные части - знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира - воды, земли, дерева, огня и металла - отражают древнекитайские представления о миропорядке.

Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками слу­жили картинки - изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свой­ственное китайской живописи. Схематически изобразить предме­ты было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные поня­тия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» - изоб­ражение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.

Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важ­нейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю - Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означа­ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божест­венным. Небо откликалось на проступки императора стихийны­ми бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграж­дает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок - косми­ческий и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобраз­ную картину мира, согласно которой последний изначально со­вершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовы­вать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необ­ходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осу­ществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая тра­диция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве - учениях, соста­вивших духовный стержень китайской культуры, определив­ших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

2. Конфуцианство и даосизм

Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благо­родного человека, обладающего высокими моральными качества­ми, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотноше­ний между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенство­вание с самого себя, а затем наладить должные отношения в се­мье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадле­жит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и со­циально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.

Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Кон­фуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем те­зис о праве народа выступать против недобродетельного правите­ля. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителя­ми древних традиций китайской культуры с ее культом этичес­кой нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.

Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители эли­ты при занятии государственных должностей были обязаны сда­вать экзамен по конфуцианской философии. Однако после паде­ния династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой муд­рости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Ки­тай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощ­ные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, про­должал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изме­нениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система госу­дарственного управления, в основе которой лежала идеология «син­тезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.

Вторым по степени влияния в Китае было философ­ское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при­мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписыва­ют китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич­ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсо­лютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено есте­ственно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконеч­ное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стре­миться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интел­лектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целос­тности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в оди­ночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художни­ков на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину цен­трализованного государства. Основной постулат доктрины - культ централизованной власти, вернее, административных распоряже­ний этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократичес­кую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.

3. Значение китайской культуры для развития современной цивилизации

Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV-III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5-8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся:

    основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики;

    акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;

    морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

    традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;

    традиции семейных отношений;

    стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.

Едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства – далеко не полный перечень достижений народов китайско-конфуцианского ареала.

Заключение

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

Список литературы

1. Энциклопедия «Аванта» // Религия мира, т. 6, ч. 2, М.,1996г.

2. История Древнего Мира // Минск 1999 г. 632с.

3. Артур Коттерелл Китай // Лондон Нью-Йорк Штутгарт Москва 480с.

4. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989.

5. Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

6. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.

8. Маслов А. А. Мистерия Дао. - М.: Сфера, 1996

9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Китай - самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле - со времен неолита - были монголоиды, и именно это весьма существенно отличает древний китайский очаг цивилизации от всех остальных в Старом Свете. Однако ученые считают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации и культуры сыграли мигрировавшие в сторону Средней Азии во II тыс. до н. э. индоевропейские племена.

Древнейшие культуры

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную. Они верили, что жизнь - это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил - Света и Тьмы .

В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы : они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Среди них выделялось главное верховное божество, стоящее над всеми духами и над душами умерших людей.

Очень силен был также культ предков . В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того - она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.

Несколько позднее появилось обожествление царской власти . Царь был признан сыном Неба, т.е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н. э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

В середине I тыс. до н. э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавился буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре широко распространившийся в Поднебесной - таково было название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая и продолжают оказывать важное влияние ца жизнь китайцев до сих пор.

Даосизм возник на рубеже VI - V вв. до н. э. Его основателем был мудрец Лао-цзы , автор знаменитой «Книги о дао и дэ» . Главное слово в этом труде дао , что буквально означает путь. Этим словом обозначали также и другие понятия: правило, порядок, смысл, закон и т.д. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей:

Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо - от дао, а дао - от себя самого.

Дао - это единый объективный закон, которому подчинен весь мир. Сам мир в представлении даосов состоит из мельчайших, неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении: «Неполное становится полным, кривое - прямым, ветхое - новым». Таким образом, в мире все бесконечно переходит в свою противоположность. Всеобщность изменений и переход явлений в свою противоположность делают все качества относительными.

Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей, должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и полностью покоится на собственных природных ритмах. Все явления и человек, и вещь в кругах бытия равны. Поэтому удел человека - пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния . Эта теория - основной принцип даосизма.

Лао-цзы утверждал, что все в мире зависит от дао, а не от «божественной воли» или каких-либо сверхъестественных сил. Не отрицая существование богов, он считал их всего лишь порождением дао. Даосы отрицали культ предков, отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горам, другим обожествленным явлениям природы.

Дао - источник всего существующего в мире - духовное начало. Его невозможно постичь ни зрением, ни слухом, ни осязанием. Все видимое бытие несоизмеримо ниже дао. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ - достоинстве человека.

Центральная проблема доктрины даосизма - учение о бессмертии . Создание такого учения стало важнейшей целью даосизма в силу того, что в древнекитайской философско-религиозной мысли проблема бессмертия души была в целом разработана слабо. Даосы создали свое учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм .

В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм . Его основу составило понятие абсолютного дао , суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь - это иллюзия, а смерть - это возвращение к дао - истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

В Китае были созданы монастыри, в которых жили десятки и сотни тысяч даоских монахов, получавших значительные доходы от земель и от своей религиозной деятельности. Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной: они предсказывали судьбу, гадали - число способов гадания достигало многих десятков, занимались изгнанием злых духов, торговали заклинаниями и амулетами, определяли лучшие, т.е. свободные от злых духов места для постройки могил и зданий, определяли дни и часы, наиболее благоприятные для любого важного дела - свадьбы, похорон, отправления в дорогу. Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить ее хорошим местом для погребения тела, точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.

Религиозный даосизм, так же как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.

Конфуцианство

Примерно в те же времена, на рубеже VI-V вв. до н. э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система - конфуцианство . Ее основателем был проповедник Кун-цзы , известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун) .

Причину всех невзгод и беспорядков в обществе - а время действительно было неспокойное, недаром этот период вошел в историю как период «воюющих царств» - Конфуций усматривал в упадке нравственности людей. Конфуций считал, что основные добродетели человека - верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, звучала так:

Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.

Конфуций учил, что каждому человеку отведено строго определенное место в мире и обществе; он утверждал, что общественная структура, как и структура всего мира, вечна и неизменна. Каждый человек должен исполнять отведенную ему в обществе роль: сын чтить своего отца, подчиненный - начальника. В основе такого поведения человека должны лежать мораль и этика: Конфуций верил, что человек по природе больше склонен к добру, чем в злу, надеялся на эффективность нравственной проповеди и выступал против тех, кто хотел устроить общество на насилии и страхе наказания.

Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства:

Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать.

Государство, в котором все благополучно, обязательно принесет человеку счастливую жизнь. Итак, если строго регламентировать обязанности каждого члена общества согласно его общественному положению, если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал исходя из этических норм, то вся Поднебесная придет к гуманности. При этом вся полнота власти в стране должна принадлежать императору - «сыну неба». Император - отец народа, а народ - его дети.

Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды, церемонии, традиции. Ритуалы и обряды, по его мнению, следовало закрепить в качестве норм общественной жизни. Соблюдение обрядности - это часть «высоконравственного правления», уверял Конфуций.

Конфуций утверждал, что не все люди одинаково способны быть высоконравственными: это прежде всего удел мудрых правителей и «благородных мужей», занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов, хотя и тоже почетное, но другое - они должны обслуживать и кормить аристократическую элиту во главе с императором. Эти низшие люди неспособны к высокому знанию и их рассуждения о делах управления государством есть преступление.

Итак, Конфуций не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

С течением времени, однако, конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в. до н. э.

Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II-I вв. до н. э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения, ее важнейшим догматом было обожествление императора и освящение его власти.

Эта религия заимствовала из древних верований многих богов и духов, ее пантеон также все время пополнялся за счет обожествления отдельных исторических личностей. Все боги делились на три категории: высшая включала верховное божество, владыку земли и умерших предков императора. В среднюю категорию входили боги солнца, луны, грома, дождя, ветра, Конфуций и 188 правителей прошлого. В низшую категорию включались боги войны и огня, местные духи земли, рек, покровители городов.

Конфуцианство не имело особой касты жрецов: функции верховного жреца выполнял сам император, общение же с мелкими божествами было привилегией государственных чиновников, так называемого ученого сословия. Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: это было основным критерием при отборе их на службу, и именно они были основными хранителями конфуцианских заповедей.

Итак, к началу новой эры государство и конфуцианская религия в Китае становятся единой политико-административно-идеологической системой, сутью которой стало стремление закрепить старые общественные нормы и добиться беспрекословного послушания народа.

Нарушение конфуцианских заповедей каралось вплоть до смертной казни как «наитягчайшее преступление». Обычным наказанием было превращение в государственных рабов как самого нарушителя, так и членов его семьи.

В V в. до н. э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась еще одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идет о школе моистов . Название этой школы произошло от имени ее основателя Мо Ди , или учителя Мо. Моисты выступили против важнейших положений конфуцианства, в частности, против обоснования привилегированного общественно-политического и социально-экономического положения наследственной аристократии.

Мо Ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном китайском принципе «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со стороны других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты - преследованиям и гонениям.

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н. э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир не существует самостоятельно, это лишь проявление мистического духа.

К VI в. н. э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией, объединяющей десятки тысяч буддийских храмов и монастырей, сотни монахов и монахинь. В дальнейшем, однако, буддизм так же, как и даосизм, уступит место конфуцианству.

Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего:

всем им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идеи «недеяния» - пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли и повседневный образ жизни китайцев, их национальную психологию.

На основе конфуцианства были выработаны критерии для оценки всех поступков, от бытовых до государственных. Так, от мужчины требовалось неукоснительное выполнение обязанностей, несение службы, подчинение главе рода. Женщина должна была быть всегда смиренна и послушна мужу, свекру и свекрови, ее главная обязанность заключалась в служении мужу, усердии в труде и продлении рода. От нее не требовалось выделяться умом, талантами, красноречием или остроумием, от нее не требовалось даже ни красоты, ни привлекательности. Идеалом женщины была покорная жена, готовая следовать за своим господином даже в могилу.

Строгой была регламентация быта древних китайцев. Так, торговцам и ростовщикам - как бы богаты они ни были - запрещалось одеваться в парчовые и шелковые одежды, носить оружие, ездить по улицам города в колеснице или верхом. Все это было привилегией земельной аристократии, но даже и они, самые знатные люди в стране, не были полновластными хозяевами своих судеб: в любое время по указанию императора их могли переместить из одного имения в другое, лишить имущества, а то и жизни.

Человек как личность не представлял самостоятельной ценности, древнекитайское общество жило по принципу: «личное - ничто перед государственным и коллективным». В центре внимания в Китае всегда были общество и государство, а не индивидуум. Отсюда - отсутствие подлинного интереса к проблемам мироздания, к индивидуальной психологии, к частному хозяйству и постоянное повышенное внимание к социальным проблемам, природе государственной власти, государственному регулированию общественной жизни.

Государство почиталось высшей ценностью, далее шли такие ценности, как конфуцианское знание, иерархия, ритуал, мир, порядок, традиции. Китайская цивилизация в глазах китайцев разительно отличалась от того, что они видели у соседних варварских народов, и всегда была для них вершиной совершенства: даже после самых сильных потрясений государство воспроизводило само себя, восстанавливая свои прежние государственные структуры. Итак, в Китае место личности занимала сумма личностей - от семьи и клана до общества в целом.

Для общества, подавляющего людей, вполне естественной была абсолютная уверенность в правильности официальных истин. Отсюда проистекали склонность к догматизму (от греч. dogma - линия) и конформизму (от лат. confounis - сходный). В качестве догм истины подлежали выучиванию наизусть, и новая мысль могла развиваться только в виде комментариев к старым изречениям мудрецов. Это приводило к пассивности мысли. Самого мыслительного поиска, как правило, не было - все и так было ясно и определенно. Основным методологическим приемом было не абстрактно-теоретическое рассуждение, а оперирование конкретными примерами, таким образом, абстрактное мышление в Китае в отличие от Западной Европы никогда не было основным методом познания.

Однако к знанию и учености относились с большим уважением. Под знанием обычно подразумевались постулаты из сферы гуманитарных дисциплин. Что касается других наук (математики, астрономии, медицины, пр.), то накопленные в течение многих сотен лет данные эмпирических наблюдений обобщались и систематизировались, но теоретически почти не осмыслялись. В целом эти сферы знания были не престижны, так же как и изобретательство и техническое творчество, и «лучшие умы» предпочитали идти в гуманитарии. Таким образом, для Древнего Китая было характерно, с одной стороны, наличие культа знания и преклонения перед ученостью, с другой, - чрезвычайная ограниченность самого знания.

Что же было сделано китайцами в области точных и технических наук? Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчетах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н. э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н. э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н. э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц - на четыре недели. С V в. до н. э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звезд. В IV в. до н. э. ими был составлен первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведенные в одно сочинение. Они регистрировали солнечные затмения, а в 28 г. до н. э. впервые в истории описали солнечные пятна, они же впервые отметили появление на небе новой звезды - взрыв «сверхновой». В книгах по астрономии имелись карты звездного неба , составленные впервые астрономом Чжан Хэн , жившим во II в. н. э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус , воспроизводивший движение небесных тел.

Значительный вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых крупных достижений китайских лекарей стало изобретение наркотиков - уже в I тыс. до н. э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н. э. Авторство ее приписывают императору Шэнь Нунцу , которого считают основателем китайской фармакологии. В I в. н. э. китайцы составили каталог медицинских книг, в которых были собраны рецепты лечения многих болезней. В нем содержались сведения о 36 специальных трактатах по медицине. Велики были достижения китайских врачей в области изучения заболеваний и их диагностики. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания - они активно применяли эти методы уже в I тыс. до н. э.

Из технических изобретений следует назвать магнитный прибор - предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н. э;, водяную мельницу, изобретенную на рубеже новой эры, созданную тогда же водоподъемную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

Письменность

Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые ранние периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н. э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма , насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры: так, во II в. число иероглифов составило более 10 тыс., а в III в. - более 18 тыс. Введенное в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности. Тогда же появились первые китайские словари. Постоянные перемещения больших масс людей приводили к постепенному смешению и выравниванию диалектов, складывался единый устный древнекитайский язык.

На рубеже новой эры был составлен самый древний из словарей, организованный по тематическому принципу.

Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму на шелке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню . Великим изобретением было изготовление бумаги , производство которой началось в 105 г. н. э. Ее варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь . Примерно тогда же была создана тушь.

Литература

Древнейшие дошедшие до нас памятники китайской литературы относятся к I тыс. до н. э. Это «Книга песен» , содержащая более 300 песен и стихов, а также «Книга перемен» .

Первый поэт, имя которого известно в истории китайской поэзии, - Цюй Юань (ок. 340 - ок. 278 до н. э.). Его творчество знаменует переход от фольклорной традиции к авторской.

Наиболее известными поэтами эпохи Хань (206 до н. э. - 220 н. э.) были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь , продолжавшие традиции Цюй Юаня.

Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, близкая и понятная простому народу:

В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.
Упорхнет она, словно над дорогой легкая пыль...

Я ж хочу одного - чтобы старости вовсе не знать,
Чтоб родные мои собрались под единою крышей,
Каждый мой сын и внук - все друг другу спешат помочь,
Чтоб кувшин и струна целый день пребывали со мною,
Чтобы в чаре моей никогда не скудело вино,
Чтоб, ослабив кушак, наслаждался радостью полной,
И попозже вставал, и пораньше ко сну отходил...

Знаменитым поэтом был Сун Юй , живший в III в. до н. э. Его лирика была пронизана ощущением радости жизни. Его называют первым в Китае певцом любви и женской красоты. Блестящим поэтом II в. до н. э. был Сыма Сянжу , воспевавший могущество империи и силу императора. Знаменитыми поэтами первых веков новой эры были Лу Цзя, Цзя И, Цзи Кан .

Первым известным историком Китая был Сыма Цянь , автор «Исторических записок» . Над этим трудом он работал более 10 лет. Сыма Цянь считается классиком китайской прозы: он создал блестящую галерею художественных образов, давал точные и меткие характеристики своим персонажам. Его стиль и метод изложения стали предметом ревностного подражания, как это обычно было в Китае. Последователи Сыма Цяня стремились воспроизвести не только общую форму его работ, но и способ подачи материала, логику изложения. Работы историков, филологов, поэтов составляли важнейшую часть обширных императорских библиотек.

Почетное место в библиотеках занимали также труды историка Бань Гу . Его «История» охватывает более чем 230-летний период, повествование доводится до рубежа новой эры. Ученый дает подробную хронику событий, изложенных по годам правления китайских императоров, приводит сведения о состояний хозяйства, административном делении страны, о законах, науке, литературе, искусстве. Интересы Бань Гу не ограничивались одной Поднебесной - ряд глав в его труде посвящен описанию соседних с Китаем народов. «История» Бань Гу так же, как и труды Сыма Цяня, становится своеобразным стандартом исторических сочинений.

Живопись. Скульптура. Прикладные искусства

На первые века нашей эры приходится и рассвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помешалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно были развиты живопись тушью на бумаге, шелке, а также искусство фресок.

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал , украшенных очень тонкой резьбой; уже во II тыс. до н. э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Зеленый нефрит был в Китае предметом культа, он почитался «вечным камнем» и использовался для увековечения культа и памяти предков. Ценность нефрита была так велика, что он играл роль золота и серебра - из него готовили монеты и эталонами из него оценивали чистоту золотого песка, привозимого в Китай из горных речек Монголии. Техника обработки нефрита достигла совершенства именно в Китае.

Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н. э. фарфора . Великолепны также разнообразные лаковые изделия , известные далеко за пределами Китая и составляющие важную статью его экспорта, наряду с шелком и лучшим тогда в мире железом.

Архитектура

Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н. э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и четко обозначенный карниз, - пагода . Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани (523 г.), «Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та) в Сиане, основанная в 622 г. и перестроенная затем в начале VIII в. Пагоды возводились из разных материалов:, деревянная пагода в храме Фо-гун-сы (1056 г.), кирпичная пагода Бай-ма-сы (1175 г.). Наиболее известна 13-этажная железная пагода в Таньяне (X-XI вв.). Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков - вплоть до самого последнего времени.

В III в. до н. э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221-207 до н. э.), ознаменовалось строительством основной части Великой китайской стены , которая частично сохранилась до настоящего времени. Известно, что ее строили более двух миллионов заключенных, многие из которых были наказаны за свое инакомыслие. Стена протянулась более чем на 4 тыс. км.

Уже во II тыс. до н. э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов: барабан, бубен, дудка, металлические колокольчики, струнные щипковые инструменты, духовые из бамбука, глины и др.

На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи» . В нем отражены представления китайцев о музыке. Она рассматривалась ими как некая космическая сила: отдельные тоны отождествлялись с первоэлементами, образующими мир - с воздухом, водой, землей и огнем, а также с определенными цветами, голосами животных и птиц. Тоны звукорядов обозначали иерархический порядок: первый тон - гун - символизировал правителя, второй - шан - чиновников и т.д.

Уже в I тыс. до н. э. шел процесс формирования слоя профессиональных музыкантов - важнейший этап в развитии музыкальной культуры любой страны. Во II в. до н. э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу , в задачи которой входили специальная подготовка музыкантов, а также организация музыкального сопровождения всех церемониалов. Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. В Китае профессиональное занятие музыкой считалось делом, недостойным благородного человека, и даже придворные музыканты были представителями низших социальных слоев. Придворная музыкальная палата не только обучала музыкантов и танцоров, но и осуществляла строгое наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство ею. Да и сама музыка в Древнем Китае называлась «Юэ», что означало нечто культивированное, организованное, носящее праздничный характер. Таким образом, даже эта сфера культуры, менее других поддающаяся регламентации, была в Китае регламентирована и подвластна государству.

Существенна была роль музыки в китайском театре: она сопровождала все театральные представления. В целом китайский театр объединял также танец, пение, речь, действие, акробатику.

Как и в других древних цивилизациях, театральное искусство Китая имело своим истоком разнообразные культовые действия, связанные с поклонением богам и ушедшим предкам, выполнением обрядов жизненного цикла, соблюдением календарных праздников и пр.

Уже в Древнем Китае существовали различные виды театрализованных зрелищ. Это были цирковые представления, акробатические танцы, выступления мимов, музыкально-драматические программы, театр кукол и теней.

Известно, что уже в I в. н. э. на пиршествах и свадьбах знать развлекалась представлениями кукол и при этом исполнялась похоронная музыка. Первые куклы в Китае были механические и приводились в движение водой. Кукольные представления были чрезвычайно популярны. Подобно другим жанрам театрального искусства театр кукол, по мнению китайцев, должен был выполнять миссию увеселения божеств и душ предков. В репертуаре кукольных трупп важное место занимали легенды о святых, мифических героях и пр. По-видимому, в первые века нашей эры в Китае возник и театр теней . Свои сюжеты он черпал преимущественно из популярных исторических сказаний и народных легенд.

В Китае Раннего Средневековья в городах уже существовали постоянные театральные здания. Кроме того, спектакли игрались и на временных сценах: на улицах, при храмах, площадях сооружались подмостки с навесом. Декорации в традиционном китайском театре отсутствовали: для него были характерны фантастический колорит и символическое обозначение ситуаций. Так, обыкновенный стул мог с успехом заменить гору, флажок с изображением рыбок - реку; плетка в руках актера обозначала верховую езду, а веер - ветреность характера.

Актеры в старом Китае считались низшим сословием, хотя на них и смотрели как на медиумов , посредников между людьми и духами. И в своей профессиональной деятельности, и в быту они должны были соблюдать множество правил и запретов. Так, перед выходом на сцену они должны были совершить обряд поклонения своему божественному патрону и выполнить определенные очистительные ритуалы. Сам спектакль независимо от его содержания воспринимался и актерами, и публикой как магический и религиозный акт, призванный очистить зрителей от дурных влияний злых сил и обеспечить благополучие тех, кто пришел на спектакль. Кроме того, китайцы были уверены, что главными зрителями были сами боги.

Концепция счастья в старом Китае

В театральных сюжетах, как и в китайской литературе в целом, отразилось отношение китайцев к жизни и их концепция счастья : они считали, что реальная жизнь - это и есть основная и по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

Теоретически счастье доступно каждому, а практически - очень немногим и является наградой за терпенье, труд, рвение, способности, важнейшей из которых была способность соответствовать своей социальной роли. Если же судьба не была щедрой к человеку, его учили довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть. Так сформировалась ориентация на спокойную жизнь, без суеты и честолюбивых устремлений, на довольство малым и безусловный примат морального над материальным. Такие установки с успехом гасили излишнюю инициативу тех, кто стремился к лучшему и большему. Результатом было постепенное замедление темпов развития самобытной китайской цивилизации.

Символом счастья в Древнем Китае была летучая мышь , прежде всего из-за созвучия ее названия (фу). Пять летучих мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, оказавшую исключительно сильное влияние на культуру других народов Дальнего Востока - прежде всего корейцев и японцев. Очень значителен вклад китайского народа и в сокровищницу мировой культуры.

Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем - конфуцианства и даосизма, возникших в Китае, и буддизма, пришедшего из Индии. В религиозных взглядах отразились особенности мышления и мировоззрения древних китайцев, а также их национальный характер. Они проповедовали терпимость, послушание, отказ от активных действий, принцип недеяния, культ повиновения старшим.

Национальный характер повлиял и на развитие письменности в Китае. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н. э., сохраняется до сих пор и в современном мире остается единственной иероглифической письменностью.

В литературе Китая особенно была развита поэзия; сохранились до наших дней такие древнейшие памятники, как «Книга песен» и «Книга перемен».

В Китае был строго регламентирован быт, государственные и коллективные интересы ставились выше интересов отдельной личности, правильным признавались только официальные истины, что порождало склонность к догматизму, конформизму, пассивности мысли.

В то же время к знанию и учености относились с большим уважением. Китайские математики первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, астрономы составили первый в мировой истории звездный календарь, регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба. Достигла успехов китайская медицина - китайцы лидеры в применении для лечения наркотиков, иглоукалывания, прижигания, составлении медицинских трактатов. Развита была в Китае историческая наука.

Самобытны изобразительное искусство и архитектура Китая. Китайцы раньше всех научились строить здания в три и больше этажа с многоярусной крышей; сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды, сохранившиеся до наших дней; храмовые ансамбли, императорские дворцы. Знаменита Великая китайская стена. Высокое развитие получило прикладное искусство.

В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживавших церемониалы.

В Китае получили развитие театральное искусство, цирковые представления, акробатика, выступления мимов, театр кукол и теней.

Одной из оригинальных культур Востока является культура Древнего Китая. Государственность там возникла во 11 тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ.

Жители Древнего Китая создали самобытную материальную и духовную культуру. Они верили, что жизнь – это творение божественной, сверхъестественной силы. Все в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных сил – света и тьмы.

В древнейший период жителям Китая также же, как и другим народам, был свойственен культ природы. Китайцы поклонялись духам земли, солнца, луны, ветра, дождя, священных гор и т.п. Весьма характерным был также культ предков, в основе которого лежало представление о том, что душа человека после его смерти не только продолжает жить, но и может вмешиваться в дела живых.

В более поздний период появилось обожествление царской власти.

Во II тыс. до н.э. в Китае возникла письменность в виде иероглифов. Первоначально писали на бамбуковых дощечках царапающей палочкой, затем на шелке натуральными красками специальной кисточкой. В начале нашей эры была изобретена бумага. Примерно тогда же появилась тушь.

В середине 1 тыс. до н.э в Китае.зародились основные религиозно-философские системы. Это были даосизм (возникновение которого связывают с деятельностью Лао-цзы), конфуцианство (основателем которого считается Конфуций) и моизм (основатель Мо-цзы).

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии в VI в. до н.э. Характерно, что все религиозные системы имели много общего: им был присущ культ послушания, почитание старших и предков, идея "недеяния" – пассивного, созерцательного отношения к действительности.

Эти идеи определяли и образ жизни населения Китая и их менталитет.

В Китае был строго регламентирован быт, государственные и коллективные интересы ставились выше интересов отдельной личности, правильными признавались только официальные доктрины, что порождало тенденцию к пассивности, догматизму, конформизму.

В то же время к знаниям и учености относились с большим уважением. Определенных успехов достигла наука. Успехи ее поразительны: изобретены предшественник компаса и небесный глобус, шелководство, бумага. Китайские математики первыми в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, астрономы составили первый звездный календарь, регистрировали солнечные затмения, составили карту звездного неба. Больших успехов достигла медицина. Одним из крупных достижений было применение наркотиков в лечебной практике, также иглоукалывания, прижигания уже в 1 тыс. до н.э. Развита была в Китае историческая наука.

В литературе особенно была развита поэзия. До наших дней сохранились такие древнейшие памятники, как "Книга песен" и "Книга перемен".

Самобытно изобразительное искусство и архитектура Китая. Жители Китая строили здания в три и более этажа с многоярусной крышей, сооружали деревянные, железные и кирпичные многоэтажные пагоды и императорские дворцы. Символом Древнего Китая является Великая Китайская стена, которую начали строить в IV - III вв. до н. э. для защиты от кочевников.

Высокое развитие получило прикладное искусство.

В Древнем Китае знали около 20 музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов. Получили развитие также театральное искусство, цирковые представления, выступления мимов, театр кукол и теней.

Таким образом, вклад цивилизаций Древнего Востока в мировую культуру огромен.