Какие племена занимались кочевым скотоводством. Номады

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мировой истории потребовались сотни лет, чтобы населяющие Землю народы поселились там, где живут сейчас, однако даже сегодня далеко не все люди ведут оседлый образ жизни. В сегодняшней статье мы хотим рассказать вам о том, кто такие кочевники.

Кого можно назвать кочевниками, чем они занимаются, какие народы к ним относятся – все это вы узнаете ниже. Также мы покажем, как живут кочевники на примере быта одного из самых известных кочевых народов – монгольского.

Кочевники – кто это?

Тысячелетия назад территория Европы и Азии не была испещрена городами и селами, люди целыми племенами перемещались с места на место в поисках плодородных, благоприятных для жизни земель.

Постепенно народы расселялись на определенных участках вблизи водоемов, образовывая населенные пункты, которые позже объединялись в государства. Однако некоторые народности, в особенности древние степные, продолжали постоянно менять место проживания, так и оставаясь кочевниками.

Слово «кочевник» происходит от тюркского «кош», что в переводе значит «деревня по дороге». В русском языке есть понятия «кошевой атаман», а также «казак», которые по этимологии считаются родственными ему.

По определению кочевники – это люди, которые вместе со стадом несколько раз в год перемещались из одного места на другое в поисках еды, воды, плодородных земель. У них нет постоянного местожительства, конкретного маршрута, государственности. Люди образовывали этнос, народ или племя из нескольких семейств, во главе которого стоял вождь.

Интересный факт выявили в ходе исследований — уровень рождаемости у кочевников ниже по сравнению с оседлыми народами.

Главным родом занятий кочевников является животноводство. Средство их существования – животные: верблюды, яки, козы, лошади, крупнорогатый скот. Все они питались подножным кормом, то есть травой, поэтому практически каждый сезон народ должен был уходить со стоянки на новую территорию, чтобы найти другое, более плодородное пастбище и повысить благосостояние племени в целом.


Если говорить о том, чем занимались кочевники, то род их деятельности не ограничивается разведением скота. Они также были:

  • земледельцами;
  • ремесленниками;
  • торговцами;
  • охотниками;
  • собирателями;
  • рыболовами;
  • наемными рабочими;
  • воинами;
  • грабителями.

Кочевники нередко устраивали набеги на оседлых животноводов, стараясь отвоевать у них «лакомые» кусочки земли. Что любопытно, они довольно часто побеждали, потому что были выносливее физически благодаря более суровым условиям жизни. Многие крупные завоеватели: монголо-татары, скифы, арии, сарматы – были из их числа.


Некоторые народности, к примеру цыгане, зарабатывали на жизнь искусством театра, музыки, танца.

Великий русский ученый Лев Гумилев – востоковед, историк, этнолог и сын поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой – изучал жизнь кочевых этнических групп и написал трактат «Изменения климата и миграции кочевников».

Народы

С точки зрения географии по всему миру можно выделить несколько крупных кочевнических участков:

  • ближневосточные племена, разводящие коней, верблюдов, ослов – курды, пуштуны, бахтияры;
  • пустынные арабские территории, в том числеСахара, где в основном используют верблюдов – бедуины, туареги;
  • восточноафриканские саванны – масаи, динка;
  • высокогорья Азии – тибетские, памирские территории, а также южноамериканские Анды;
  • аборигены Австралии;
  • северные народности, которые разводят оленей – чукчи, эвенки;
  • степные народы центральной Азии – монголы, тюрки и другие представители алтайской языковой группы.


Последние наиболее многочисленны и представляют наибольший интерес хотя бы потому, что некоторые из них сохранили кочевой образ жизни. К ним относились народности, показавшие свое могущество: хунны, тюрки, монголы, китайские династии, маньчжуры, персы, скифы, предшественники нынешних японцев.

Китайские юани – валюта Поднебесной – названа так благодаря кочевникам рода Юань.

Также к ним относились:

  • казахи;
  • киргизы;
  • тувинцы;
  • буряты;
  • калмыки;
  • авары;
  • узбеки.

Восточные народы вынуждены были выживать в суровых условиях: открытые ветра, засушливое лето, сильные заморозки в зимнее время года, бураны. Вследствие этого земли были неплодородны, и даже взошедший урожай мог погибнуть от погодных условий, поэтому люди в основном разводили животных.


Кочевники современности

Сегодня азиатские кочевники сосредоточены в основном в Тибете и Монголии. Возрождение кочевничества было замечено после распада СССР в бывших союзных республиках, но сейчас этот процесс сходит на нет.

Все дело в том, что государству это невыгодно: трудно контролировать передвижения людей, а также получать налоговые сборы. Кочевники, постоянно меняя местопребывание, занимают большие территории, которые экономически более целесообразно сделать сельскохозяйственными угодьями.

В современном мире стало популярно понятие «неокочевников» или «номадов». Оно обозначает людей, которые не привязаны к определенной работе, городу и даже стране и путешествуют, меняя местожительство несколько раз в год. К ним обычно относят актеров, политиков, гастарбайтеров, спортсменов, сезонных рабочих, фрилансеров.

Род занятий и быт кочевников Монголии

Большинство современных монголов, обитающих за пределами города, живут традиционно — точно так же, как и их предки еще несколько столетий назад. Основная их деятельность – животноводство.

Из-за этого они перемещаются два раза каждый год — летом и зимой. В зимнее время люди селятся на высокогорных долинах, где строят загоны для скота. Летом спускаются ниже, где попросторнее и достаточно подножного корма.


Современные жители Монголии обычно в своих перемещениях обычно не уходят за пределы одного региона. Также утратило значимость понятие племени, в основном решения принимают на семейном собрании, хотя к главным тоже обращаются за советом. Люди живут небольшими группами в несколько семей, селясь неподалеку друг от друга.

Голов домашних животных в Монголии в двадцать раз больше, чем людей.

Из домашних животных разводят овец, быков, крупный и мелкий рогатый скот. На немногочисленную общину часто набирается целый табун лошадей. Своеобразным транспортом является верблюд.

Овец разводят не только ради мяса, но и ради шерсти. Монголы научились делать тонкую, толстую, белую, темную пряжу. Грубая используется для возведения традиционных домов, ковров. Из тонких светлых нитей изготавливают более деликатные вещи: шапки, одежду.


Теплую одежду изготавливают из кожаного, мехового, шерстяного материала. Предметы быта вроде посуды или утвари из-за постоянных перемещений не должны быть хрупкими, поэтому он производятся из дерева или даже кожи.

Семьи, живущие у гор, лесов или водоемов, занимаются также растениеводством, рыбным промыслом, охотой. Охотники ходят с собаками на горных козлов, кабанов, оленей.

Жилище

Монгольский дом, как вам уже, возможно, известно из предыдущих наших статей, называется .


Большинство населения живет именно в них.

Даже в столице, Улан-Баторе, где высятся новостройки, на окраинах есть целые кварталы с сотнями юрт.

Жилище состоит из деревянного каркаса, который обтягивается войлоком. Благодаря такой конструкции жилища легкие, практически невесомые, поэтому их удобно перевозить с одного места на другое, а за пару часов три человека могут с легкостью его разобрать и снова собрать.

Слева в юрте располагается мужская часть – здесь живет хозяин дома и хранятся инструменты для разведения животных и охоты, например лошадиная упряжка, оружие. Справа – женская часть, где располагаются принадлежности для кухни, средства для уборки, посуда, вещи детей.

В центре располагается очаг – главное место в доме. Над ним находится отверстие, откуда выходит дым, оно же является единственным окном. В солнечный день дверь обычно оставляют открытой, чтобы в юрту проникало больше света.


Напротив входа расположена своеобразная гостиная, где принято встречать почетных гостей. По периметру стоят кровати, шкафы, тумбы членов семьи.

Часто в жилищах можно встретить телевизоры, компьютеры. Обычно здесь нет электричества, но для решения данной проблемы сегодня используют солнечные панели. Водопровод тоже не проведен, и все удобства находятся на улице.

Традиции

Каждый, кому довелось близко познакомиться с монголами, отметит их невероятное гостеприимство, терпение, выносливый и неприхотливый характер. Эти черты отразились также в народном творчестве, который представлен в основном эпосом, воспевающим героев.

Многие традиции в Монголии связаны с буддийской культурой, откуда берут начало многие обряды. Также здесь распространены шаманские ритуалы.

Жители Монголии суеверны по своей натуре, поэтому их жизнь соткана из череды защитных обрядов. Особенно они стараются защищать детей от нечистых сил с помощью, например, особых имен или одежды.

Монголы любят отвлекаться от повседневности во время праздников. Событие, которого ждут люди целый год – Цаган Сар, буддийский Новый год. О том, как его празднуют в Монголии, вы можете почитать .


Другой крупный праздник, продолжающийся не один день – Надом. Это своеобразный фестиваль, во время которого проводятся разные игры, конкурсы, соревнования по стрельбе из лука, скачки.

Заключение

Подводя итог, еще раз отметим, что что кочевники – это народы, которые сезонно меняют место жительства. В основном они занимаются разведением крупного и мелкого скота, чем и объясняются их постоянные перемещения.

В истории существовало множество кочевых групп практически на всех материках. Самыми известными кочевниками современности являются монголы, быт которых мало изменился за несколько столетий. Они все так же живут в юртах, занимаются животноводством, а летом и зимой перемещаются внутри страны.


Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, что вы нашли ответы на свои вопросы и смогли лучше узнать про быт современных кочевников.

И подписывайтесь на наш блог — мы будем присылать вам новые увлекательные статьи на почту!

До скорых встреч!

νομάδες , nomádes – кочевники) - особый вид хозяйственной деятельности и связанных с ним социокультурных характеристик, при которых большинство населения занимается экстенсивным кочевым скотоводством. В некоторых случаях кочевниками называют всех, кто ведет подвижный образ жизни (бродячих охотников-собирателей, ряд подсечных земледельцев и морских народов Юго-Восточной Азии, мигрирующие группы населения, такие как цыгане, и даже современных жителей мегаполисов, имеющих большое расстояние от дома до работы и др.).

Определение

Далеко не все скотоводы являются кочевниками. Целесообразно связывать кочевничество с тремя главными признаками:

  1. экстенсивное скотоводство как главный вид хозяйственной деятельности;
  2. периодические перекочевки большей части населения и скота;
  3. особая материальная культура и мировоззрение степных обществ.

Кочевники обитали в засушливых степях и полупустынях или высокогорных районах, где скотоводство является наиболее оптимальным видом хозяйственной деятельности (в Монголии, например, земли пригодные для земледелия составляют 2%, в Туркменистане – 3%, в Казахстане – 13% и т.д.). Главной пищей номадов были различные виды молочных продуктов, реже мясо животных, охотничья добыча, продукты земледельческого хозяйства и собирательства. Засуха, снежный буран (джут), эпидемии (эпизоотии) могли за одну ночь лишить номада всех средств существования. Для противодействия природным напастям скотоводы разработали эффективную систему взаимопомощи - каждый из соплеменников снабжал пострадавшего несколькими головами скота.

Быт и культура кочевников

Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространенным типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта , палатка или шатер). Домашняя утварь у номадов была немногочисленна, а посуда чаще всего делалась их небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха. Явление "всадничества" (т.е. наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники никогда не существовали изолированно от земледельческого мира. Они нуждались в продукции земледелия и ремесла . Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства , неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту - главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь ввиду, что так называемых "чистых" кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей).

Происхождение кочевничества

Вопрос о происхождении кочевничества до настоящего времени не имеет однозначного истолкования. Ещё в новое время была выдвинута концепция происхождения скотоводства в обществах охотников. Согласно другой, более популярной сейчас точке зрения, кочевничество сформировалось как альтернатива земледелию в неблагоприятных зонах Старого Света , куда была вытеснена часть населения с производящим хозяйством. Последние были вынуждены адаптироваться к новым условиям и специализироваться на скотоводстве. Существуют и другие точки зрения. Не менее дискуссионен вопрос времени сложения кочевничества. Часть исследователей склоны считать, что кочевничество сложилось на Ближнем Востоке на периферии первых цивилизаций ещё в IV III тыс. до н.э. Некоторые даже склонны отмечать следы номадизма в Леванте на рубеже IX VIII тыс. до н.э. Другие полагают, что здесь ещё рано говорить о настоящем кочевничестве. Даже доместикация лошади (Украина , IV тыс. до н.э.) и появление колесниц (II тыс. до н.э.) ещё не говорят о переходе от комплексной земледельческо-скотоводческой экономики к настоящему кочевничеству. По мнению этой группы ученых переход к номадизму произошёл не ранее рубежа II I тыс. до н.э. в евразийских степях.

Классификация кочевничества

Существует большое количество различных классификаций кочевничества. Наиболее распространенные схемы основаны на выявлении степени оседлости и экономической деятельности:

  • кочевое,
  • полукочевое и полуоседлое (когда земледелие уже преобладает) хозяйство,
  • отгонное (когда часть населения живёт, кочуя со скотом),
  • яйлажное (от тюркс. "яйлаг" – летнее пастбище в горах).

В некоторых других построениях учитывают также вид кочевания:

  • вертикальное (горы равнины) и
  • горизонтальное, которое может быть широтным, меридиональным, круговым и т.д.

В географическом контексте можно говорить о шести больших зонах, где распространено кочевничество.

  1. евразийские степи, где разводят так называемые "пять видом скота" (лошадь, крупный рогатый скот, овца, коза, верблюд), однако наиболее важным животным считается конь (тюрки, монголы, казахи, киргизы и др.). Кочевники этой зоны создали могущественные степные империи (скифы, хунну, тюрки, монголы и др.);
  2. Ближний Восток, где номады разводят мелкий рогатый скот, а в качестве транспорта используют лошадей, верблюдов и ослов (бахтияры, бассери, пуштуны и др.);
  3. Аравийская пустыня и Сахара, где преобладают верблюдоводы (бедуины, туареги и др.);
  4. Восточная Африка, саванны к югу от Сахары, где обитают народы, разводящие крупный рогатый скот (нуэры, динка , масаи и др.);
  5. высокогорные плато Внутренней Азии (Тибет , Памир) и Южной Америки (Анды), где местное население специализируется на разведении таких животных как як , лама , альпака и др.;
  6. северные, в основном субарктические зоны, где население занимается оленеводством (саамы, чукчи, эвенки и др.).

Расцвет кочевничества

Расцвет кочевничества связан с периодом возникновения "кочевых империй" или "имперских конфедераций" (середина I тыс. до н.э. – сер. II тыс. н.э.). Эти империи возникали по соседству со сложившимися земледельческими цивилизациями и зависели от поступаемой из оттуда продукции. В одних случаях кочевними вымогали подарки и дань на расстоянии (скифы , хунну , тюрки и др.). В других они подчиняли земледельцев и взимали дань (Золотая Орда). В третьих, они завоевывали земледельцев и переселялись на его территорию, сливаясь с местным населением (авары , болгары и др.). Известны несколько крупных миграций так называемых "пастушеских" народов и позднее кочевников-скотоводов (индоевропейцы , гунны, авары, тюрки, кидани и половцы , монголы, калмыки и др.). В хуннское время были установлены прямые контакты между Китаем и Римом. Особенно важную роль сыграли монгольские завоевания. В результате сформировалась единая цепь международной торговли, технологических и культурных обменов. Именно в результате этих процессов в Западную Европу попали порох , компас и книгопечатание . В некоторых работах этот период называют "средневековой глобализацией".

Модернизация и упадок

С началом модернизации кочевники оказались неспособными конкурировать с индустриальной экономикой. Появление многозарядного огнестрельного оружия и артиллерии постепенно положили конец их военному могуществу. Кочевники стали вовлекаться в модернизационные процессы в качестве подчиненной стороны. В результате стало меняться кочевое хозяйство, деформировалась общественная организация, начались болезненные аккультурационные процессы. В ХХ в. в социалистических странах были сделаны попытки провести насильственную коллективизацию и седентеризацию, которые закончились неудачей. После распада социалистической системы во многих странах произошла номадизация образа жизни скотоводов, возврат к полунатуральным методам ведения хозяйства. В странах с рыночной экономикой процессы адаптации кочевников также происходят очень болезненно, сопровождаются разорением скотоводов, эрозией пастбищ, ростом безработицы и нищеты. В настоящее время примерно 35 40 млн. чел. продолжает заниматься кочевым скотоводством (Северная, Центральная и Внутренняя Азия, Ближний Восток, Африка). В таких странах как Нигер , Сомали , Мавритания и др. кочевники-скотоводы составляют большую часть населения.

В обыденном сознании превалирует точка зрения, что кочевники были только источником агрессии и грабежей. В реальности существовал широкий спектр различных форм контактов между оседлым и степным миром, от военного противостояния и завоеваний до мирных торговых контактов. Кочевники сыграли важную роль в истории человечества. Они способствовали освоению мало пригодных для жилья территорий. Благодаря их посреднической деятельности устанавливались торговые связи между цивилизациями, распространялись технологические, культурные и др. инновации. Многие общества номадов внесли свой вклад в сокровищницу мировой культуры, этническую историю мира. Однако, обладая огромным военным потенциалом, номады также оказали существенное деструктивное влияние на исторический процесс, в результате их разрушительных нашествий были уничтожены многие культурные ценности, народы и цивилизации. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям. Корни целого ряда современных культур уходят в кочевнические традиции, но кочевой образ жизни постепенно исчезает - даже в развивающихся странах. Многие из кочевых народов сегодня находятся под угрозой ассимиляции и потери самобытности, так как в правах за использование земель они едва могут противостоять оседлым соседям.

К кочевым народам сегодня относятся:

Исторические кочевые народы:

Литература

  • Андрианов Б.В. Неоседлое население мира. М.: «Наука», 1985.
  • Гаудио А. Цивилизации Сахары. (Пер. с франц.) М.: «Наука», 1977.
  • Крадин Н.Н. Кочевые общества. Владивосток: Дальнаука, 1992.240 с.
  • Крадин Н.Н. Империя Хунну. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 2001/2002. 312 с.
  • Крадин Н.Н. , Скрынникова Т.Д. Империя Чингис-хана. М.: Восточная литература, 2006. 557 с. ISBN 5-02-018521-3
  • Крадин Н.Н. Кочевники Евразии. Алматы: Дайк-Пресс, 2007. 416 с.
  • Марков Г.Е. Кочевники Азии. М.: Изд-во Московского университета, 1976.
  • Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов. М. – Алматы: Горизонт; Социнвест, 1995.319 с.
  • Хазанов А.М. Социальная история скифов. М.: Наука, 1975.343 с.
  • Хазанов А.М. Кочевники и внешний мир. 3-е изд. Алматы: Дайк-Пресс, 2000. 604 с.
  • Barfield T. The Perilous Frontier: Nomadic Empires and China, 221 BC to AD 1757. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 325 p.
  • Humphrey C., Sneath D. The End of Nomadism? Durham: The White Horse Press, 1999. 355 p.
  • Khazanov A.M. Nomads and the Outside World. 2nd ed. Madison, WI: University of Wisconsin press. 1994.
  • Lattimore O. Inner Asian Frontiers of China. New York, 1940.
  • Scholz F. Nomadismus. Theorie und Wandel einer sozio-ökonimischen Kulturweise. Stuttgart, 1995.
  • Есенберлин, Ильяс Кочевники.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кочевые народы" в других словарях:

    НОМАДЫ ИЛИ КОЧЕВЫЕ НАРОДЫ народы, живущие скотоводством, переходя с места на место со своими стадами; каковы: киргизы, калмыки и др. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 … Словарь иностранных слов русского языка

    См. Номады … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Наши представления о кочевой жизни во времена античности во многом определяются летописцами прошлого, для которых степные кочевники были, прежде всего, врагами. Поэтому неудивительно то противопоставление, которое возникло между кочевым скотоводством и оседлым земледелием. Однако, как и все противоположности, они оказались связаны друг с другом, хотя бы торговыми и культурными связями. Другое распространенное заблуждение - считать кочевое скотоводство более примитивным занятием, нежели земледелие. В действительности, скотоводство - более поздний феномен человеческой культуры, который не менее чем земледелие требует умения примеряться к климатическим условиям.

Оседлым народам требовалась политическая и климатическая стабильность. Война и природные бедствия губили посевы. Например, Рим, так же как и перед тем Греция, покоился на спинах земледельцев и лишь затем на кошельках торговцев. Греция и Рим были классическими государствами, построенными на понятии стабильность. Степные культуры не оставили нам каменных построек, книг и законов. Поэтому мы не имеем полного представления о том, как шло развитие их культуры. Степь была совершенно иным миром, чуждым оседлым народам. Вильгельм Руйсбрукский писал в середине XII века о том, что степняки «придают мало внимания вещам своего мира. Они живут на земле, словно их нет здесь. Они не возделывают почву, не строят домов, они только проходящие мимо странники, чувство, наполняющее их изнутри, заставляет их совершать долгие путешествия».

Чтобы понять кочевников и их образ жизни, необходимо определиться с тем, кто же такие эти кочевники. Известно несколько разновидностей кочевничества, мы же под кочевниками будем понимать людей, которые следуют за своими стадами в поисках воды и корма. По определению кочевник - скотовод, круглый год живущий со своими стадами, совершающий периодические переходы в зависимости от условий климата и наличия корма для скота. По этой причине кочевники не могут создать постоянного государства. Кочевники живут племенами или кланами, их вожди получают свой статус за личные достоинства. Кочевники обычно держатся небольшими группами по нескольку семей. Связь между группами семей достаточно слабая, причем отдельные семьи могут без проблем переходить из одной группы к другой. Вся жизнь кочевников крутится вокруг ухода за животными: овцами, конями, козами, верблюдами, яками или крупным рогатым скотом. У кочевников нет фиксированных зимних и летних лагерей, они скитаются без определенного маршрута.

Скифы и сарматы вели кочевой или полукочевой образ жизни, они жили на огромной территории, не имея определенных границ. Впрочем, они имели представление о своей земле и могли говорить о вторжении. При этом они не знали о собственности на землю. У них не было определенных зимних и летних стоянок, хотя некоторые места были лучше приспособлены для зимовок, а другие для летнего пребывания. Отсутствие у скифов представления о личной земельной собственности хорошо иллюстрирует рассказ Геродота о неудачной попытке Дария покорить скифов. После долгой и безуспешной погони Дарий понял, что скифов невозможно покорить как народ, занимающий какую-либо территорию. На вопрос Дария, почему скифы не принимают бой, царь скифов Иданфирс ответил:

«Мое положение таково, царь! Я и прежде никогда не бежал из страх перед кем-либо и теперь убегаю не от тебя. И сейчас я поступаю так же, как обычно в мирное время. А почему я тотчас же не вступил в сражение с тобой - это я так объятню. У нас ведь нет ни городов ни обработанной земли. Мы не боимся их разорения и опустошения и поэтому не вступили в бой с вами немедленно.» (Геродот, 4.127).

Так как скифам нечего было оборонять, они знали, что персы рано или поздно уйдут, так и не захватив их степи.

Оседлые народы, жившие рядом со степью, содержали животных, но только в качестве дополнения к земледелию. Но истинные скотоводы живут лишь за счет своих стад, иногда помогая себе охотой. Однако, кочевые народы обычно не живут изолированно. Они обменивают продукты животноводства у оседлых народов на зерно, ткань и ремесленные товары. Кроме того, кочевники покупали оружие, а также предметы роскоши, которые скрашивали им тяжелую кочевую жизнь. Например, скифы были большими любителями вина, которое они покупали у греков из черноморских колоний. Страбон упоминает о такой торговле между греками и скифами, описывая Танаис, греческую колонию на Черном море:

«Это был обычный рынок, составленный частично азиатскими, а частично европейскими кочевниками, а также теми, кто приплыл из-за Боспора. Кочевники приносили рабов, кожи и другие вещи, которые могут добывать кочевники. А приплывшие продавали одежду, вино и другие плоды цивилизации» (Страбон, 9.2.3).

Важность такой торговли не следует недооценивать, поскольку для современников невозможность вести подобную торговлю была весьма болезненной. Гунны, разграбив Европу, в итоге заключили мир с Римом, главным образом для того, чтобы можно было вести торговлю.

2. Объясните, почему кочевые племена захватывали новые земли.

Для кочевых племён естественно было переселяться, ведь они жили, перегоняя скот с места на место. При этом все мужчины таких народов были воинами, потому для них не так сложно было захватить новые земли. Но главная причина – их самих вытесняли с мест, где они раннее жили более сильные племена или испортившийся климат, потом они вынуждены были захватывать новые земли взамен утраченным.

3. Как кочевники относились к населению завоёванных ими земель? Приведите примеры.

Побеждённые кочевые народы победившие кочевники вытесняли или уничтожали, чтобы завладеть их пастбищами (например, такая судьба постигла гуннов, когда их победили тюрки). Но земледельцев кочевники оставляли на их землях и порой создавали из них государство во главе с собой. По такому принципу (кочевники – правящая верхушка в основном земледельческого государства) были построено Аварский каганат и Первое Болгарское царство (на Балканском полуострове). Иногда скотоводы под влиянием покорённых народов сами переходили к оседлому образу жизни (например, так случилось с волжскими булгарами).

4. Составьте историческую справку о Волжской Булгарин или Хазарском каганате (по выбору) по плану: 1) время существования; 2) место на карте; 3) основное население и его занятия; 4) отношения с соседними государствами; 5) развитие культуры.

Хазарский каганат – это один из осколков Тюрского каганата. Он существовал с VII века, когда Тюрский каганат распался, до Х века, когда пал под ударами Святослава Киевского.

Во время расцвета он занимал обширные территории Предкавказья, Нижнего и Среднего Поволжья, современного Северо-Западного Казахстана, Приазовья, восточной части Крыма, а также степи и лесостепи Восточной Европы вплоть до Днепра.

Государство создали хазары (то есть тюрки), занимавшиеся кочевым скотоводством. Но там жило также много арабов, евреев, переселившихся туда в основном ради торговли и ремесла. Кроме того, в государстве было немало и покорённых славянских племен, которые продолжали как и до завоевания возделывать землю.

Каганат жил за счёт торговли, но со многими соседями и воевал. Благодаря его войнам с арабами мы получаем большую часть информации об этом государстве (из арабских источников). Войны с Древнерусским государством Хазарский каганат в итоге и погубили.

Про культуру Хазарского каганата мы знаем не много. Но то, что нам известно, удивляет. Например, политическая культура. Формальным правителем был каган, но на самом деле правил царь. Когда кагана возводили на престол, его душили и в полубессознательном состоянии спрашивали, сколько лет он собирается править. Скорее всего, от человека с изменённым таким образом созданием ждали пророчества. Кагана убивали, когда проходили названный им срок, или когда ему исполнялось сорок лет, потому что считалось, после этого возраста правитель терял свою божественную силу.

Культура государства во многом основана на религии. Скорее всего, рядовые жители каганат продолжали исповедовать то, что и их предки. Но элита приняла иудаизм – довольно необычный выбор для региона. Причём это был не просто иудаизм, а караизм, которые не признаётся официальным иудаизмом).

5. Как вы думаете, почему государства кочевых народов существовали относительно недолго?

Из этих государств одни изначально были непрочными. Отдельные племена держало вместе только принуждение. Потому когда принуждающий к единству центр слабел, такие государства распадались. Так произошло с Тюркским каганатом. Другие были достаточно прочными. Крупные города сиановились центрами их экономики, которая связывали людей лучше принуждения. Таким государства просто порой не повезло – они встречали гораздо более мощного противника. Ярким примером можно считать Волжскую Булгарию, павшую по ударами непобедимого в то время монгольского войска.

6*. Объясните, что менялось в жизни кочевых народов с момента образования у них государства.

Это зависело от образовавшегося государства. В некоторых, например, в Тюркском каганате жизнь почти никак не менялась. Племя только формально признавало правителя и выступало в набеги уже не только само по себе, но и в составе войска этого правителя (хотя и самостоятельных набегов это не отменяло). Потому это государство и оказалось непрочным. С другой стороны в Хазарском каганате было много чиновников, значит жизнь стала более упорядоченной, жителям пришлось выполнять больше предписаний.

7*. Известно, что у кочевых племён были распространены языческие верования. При каких обстоятельствах эти племена принимали новую для них религию (ислам, христианство, иудаизм)? Какое значение это имело?

Принятие такой религии обычно встраивало государство в систему международных отношений той цивилизации, чью религию государство принимало. Кроме того, жизнь постепенно менялась под воздействием религии, например, появлялась идеология, вроде «вся власть от Господа». В этом смысле не очень понятно, что давал Хазарскому каганату караизм, ведь в регионе не было других государств, принявших даже иудаизм, тем более иудаизм в форме караизма. При этом караизм был принят не всем населением каганата, потому государственная идеология, основанная на этой вере, была невозможна.

Обычно решение о переходе к новой религии принимал один из волевых правителей по разным соображениям от политических до истинной и искренней веры. Обычно он хотел обратить в новую веру весь свой народ, как правило должен был справиться с языческой оппозицией.

Кочевники были варварами, по единодушному мнению исследователей представляющих оседлые цивилизации, как средневековых европейских авторов, так и представителей оседлых цивилизаций Азии, от древнего Чина, Сина (Китая) до Персии и иранского мира.

Схожее, но не тождественное значение имеет слово номады, номадизм, и именно в силу этой схожести значений, в русскоязычном и возможно других лингво-культурно несхожих оседлых обществах (персидском, сино-китайском, и многих других, исторически страдавших от военных экспансий кочевых народов) существует седентаристский феномен подспудной исторической неприязни, приведший к очевидно намеренной терминологической путанице «кочевник-скотовод», «номад-путешественник», ирландский-английский-шотландский «путешественних-трэвеллер» и т. п.

Кочевой образ жизни исторически ведут тюркские и монгольские этносы, и другие народы урало-алтайской языковой семьи, находившиеся в ареале кочевых цивилизаций. На основании генетической языковой близости к урало-алтайской семье, предков современных японцев, древних конных воинов-лучников, завоеваших Японские острова, выходцаев из урало-алтайской кочевой среды, также и корейцев историки и генетики считают отделившимися от протоалтайских народов.

Вклад, и древний, и средневековый, и относительно недавний, кочевников в северный и южный синский (древнее название), ханьский или китайский этногенез, вероятно, достаточно большой.

Последняя династия Цин была кочевого, манчжурского происхождения.

Национальная валюта Китая юань названа в честь кочевой династии Юань, которую основал чингизид Кубилай-хан.

Средства к существованию кочевники могли получать из самых разных источников - кочевое скотоводство , торговля , различные ремесла , рыболовство , охота , различные виды искусства (цыгане), наёмный труд или даже военный грабёж, либо «военные завоевания». Обычное воровство было недостойно воина-кочевника, в том числе ребёнка или женщины, так как все члены кочевого общества было воинами своего рода или эля , и тем более кочевого аристократа. Как и другие, считавшиеся недостойными, подобно воровству, особенности оседлой цивилизации, были немыслимы для любого кочевника. К примеру, в среде кочевников, проституция была бы абсурдна, то есть абсолютно неприемлема. Это не столько следствие родоплеменной воинской системы общества и государства, сколько морально-нравственных принципов кочевого общества.

Если придерживаться оседлого взгляда, то «каждая семья и народ так или иначе переезжает с места на место», ведут «кочевой» образ жизни, то есть могут классифицироваться в современном русскоязычном смысле как кочевники (в порядке традиционной терминологической путаницы), или номады, если этой путаницы избегать. [ ]

Кочевые народы