Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом. Описание картины Пластова «Летом


Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе.
В 1920-х - начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.
Произведения: "Колхозное стадо" ("На пастбище"; 1938, Свердловская картинная галерея); "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва" (оба - 1945; Государственная премия СССР, 1946) - все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин "Люди колхозной деревни" ; "Костёр в поле" (1968-1969, Ульяновский областной художественный музей) и "Из прошлого" (1969, Третьяковская галерея) - Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос" (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер" (акварель, гуашь, 1952-54, Третьяковская галерея). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972.

Музеи: ГТГ, ГРМ.



Купание коней. эскиз 1937. х.м.


Пора ягод. 1938-39. х.м.

Мишка Савин. 1941. х.м. 66 х 49.


Весна на Мирской горе. 1940-е. х.м.


Сенокос. 1945. х.м. 193х304. ГТГ.


Сенокос (фрагмент). 1945.

Летом. 1954. х.м.


Синий вечер. 1950-е. х.м. 64,5х110.


Юность. 1953-1954. х.м.

Весна. 1954. х.м.

Ужин трактористов. 1961. х.м. 200х167. ГТГ.


Лето.1959-1960. х.м.

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Фотографии:


Сенокос. Отдых (фрагмент).

Сенокос. Отдых (фрагмент).


Сенокос. Отдых фрагмент).

Выставки:

1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТССР
1931 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
1934 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ НА ТЕМЫ ИСТОРИИ ВКП(б) Рисунок, акварель, гравюра
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (ПЕРВАЯ ОТЧЕТНАЯ)
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1942 г. Москва: РАБОТЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И НОВОСИБИРСКА
1945 г. Армянская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ (ПЕРЕДВИЖНАЯ)
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Групповые выставки:
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1947 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1948 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "30 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 1918-1948"
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Ленинград: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1949 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА КНИГИ И ГРАФИКИ ГОСЛИТИЗДАТА
1949 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Киргизская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Москва: ВЫСТАВКА КНИГИ И КНИЖНОЙ ГРАФИКИ ДЕТГИЗА
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА "Н. В. ГОГОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ"
1953 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1954 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1954 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1955 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В СИРИИ, ЛИВАНЕ, ОБЪЕДИНЕННОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1955 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА СОЧИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ- XXVIII БИЕННАЛЕ
1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1917-1956
1956 г. Туркменская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1957 г. Белорусская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Ленинград: ВЫСТАВКА "ДВЕСТИ ЛЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР"
1957 г. Москва: ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В БЕЛЬГИИ
1958 г. Киргизская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИРГИЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОБЕДЫ
1958 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ ВЛКСМ"
1958 г. Украинская ССР: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Невероятная красота мира
ЦНТ "Православная Энциклопедия" В Российском фонде культуры в Москве проходит выставка работ Аркадия Пластова. Многие знают его как официозного художника времен СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий. Но эта выставка показывает нам неизвестного Пластова: внука и сына иконописцев и храмоздателей, глубоко впитавшего традиции русской культуры, основанной на Православии.
«Насколько верен основной тезис устроителей выставки? Что, с позиции православного священника, можно сказать о творчестве Пластова?» – с такими вопросами «Седмица.Ru» обратилась к настоятелю храма Богоявления в с. Прислониха (родине художника), протоиерею Владимиру Дмитриеву: - Сложно однозначно ответить на вопрос о том, как насколько православным можно считать творчество Аркадия Пластова.
С одной стороны, конечно, живопись Аркадия Пластова не церковная. С другой, - его отец и дед были иконописцами, наш храм построен по проекту Григория Пластова – деда Аркадия Александровича, а отец, Александр Григорьевич был в нашем храме псаломщиком. Оба они похоронены в ограде Богоявленской церкви. Как вспоминает сам Аркадий Пластов, именно в храме у него появилось желание стать живописцем. Пластов вырос в семье православных художников. Супруга Аркадия Алексеевича в юности собиралась уйти в монастырь и до конца своих дней сохранила веру, пела на клиросе.
О вере, о молитвенности человека вообще очень трудно рассуждать, но, как мне кажется, православная вера, оказала на Пластова очень большое влияние. Он писал портреты простых людей (жителей Прислонихи), очень хорошо знал их быт, относился к ним с уважением и любовью и в каждом умел найти что-то интересное, важное и значительное. По крайней мере, я не могу себе представить, чтобы так, как писал Пластов, можно было создать портрет человека, которого не любишь и не уважаешь. В этом внимательном, любовном отношении к людям видно сильное христианское влияние.
Кроме того, Господь – это Свет и Отец Света. Искусство передать свет, в том числе, внутренний свет души человека, и есть живопись. Пластов умел передать свет: как он преломляется, отражается, дышит. Конечно, это – дар Божий. Пластов видел красоту мира, созданного Господом, поэтому его картины динамичны, насыщены светом, цветом.
Мне довелось вместе с его сыном Николаем Аркадьевичем еще в конце Советской эпохи восстанавливать Богоявленский храм, который входит в комплекс пластовского музея. К началу Перестройки деньги закончились, строители все бросили и уехали. Николай Аркадьевич совершенно бескорыстно помогал нам провести и закончить реставрацию, его резьба – над Царскими вратами, перед алтарем во имя Казанской Божией Матери при входе в храм. Он это делал в память о своих предках и, конечно, об отце. Николай Аркадьевич даже хотел писать иконы для храма, уже сделал эскизы, но не успел, умер.
Вообще, об Аркадии Пластове мало написано. Один искусствовед мне как-то сказал, что очень трудно о нем писать. Тема влияния Церкви на творчество Пластова поднята впервые Татьяной Пластовой, супругой внука художника [см. комментарий «В аспекте культуры»].
О Пластове можно услышать всякое. Пусть у Пластова не так много картин на церковные сюжеты, но его отношение к людям, любовное внимание к человеку (не к знаменитости, а именно к простому, обычному человеку), его отношение к природе имеет христианские корни. Сейчас, к сожалению, мало кто из художников обращается к человеку, к его судьбе. Может быть, некоторые возразят, что Пластов, рисуя своих крестьян, следовал моде, но, в то же время, его искусство было очень искренним. Мы часто относимся к людям, как говорится, не по-Христову, забываем, что каждый человек – это образ и подобие Божие, даже если он искажен грехами. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, каждый человек – икона; икона может быть испорчена, искажена временем, ситуацией, но она все равно останется иконой. Аркадий Пластов показывает нам пример христианского отношения к человеку. Это очень важно.

О деде (интервью)
Николай Пластов Николай Пластов - единственный внук и обладатель наследия Аркадия Пластова - в дни памяти художника, которые в майские дни проходят в Прислонихе, приезжал на родину деда. Ныне сам известный художник, участник многих международных, всероссийских, бывших всесоюзных, московских выставок, Николай считает Языково, Прислониху и своей родиной, поскольку здесь, рядом с дедом, прошло его детство, здесь он закончил школу и с благословения Аркадия Александровича уехал учиться в Москву, в Художественный институт имени Сурикова.
Николай Пластов побывал и в Ульяновске и ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела?
- Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Поэтому для меня было органично стать художником. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Он никогда не касался кистью или карандашом моей работы, а брал отдельный лист и на нем "исправлял" ошибки. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.

- Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.
- Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Физических экспериментов на мне не ставили. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: "Посмотрите, какой красавец!". Однажды сквозь сон я это слышал. Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: "Смотри, какое чудо!". Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.

- Бабушка - дворянка Наталья Алексеевна - к Вашему воспитанию руку приложила?
- От нее исходила только доброта. Она была очень религиозным человеком, своих дворянских корней не демонстрировала. Происхождение бабы Нали выдавали только великолепная эрудиция, знание французского языка, истории. И дома хранился альбом с фотографиями их имения с интерьерами XIX века. Отец бабушки был фотографом, благодаря ему родовое имение, прежде чем его стерли с лица земли, осталось запечатленным в разных ракурсах.

- Как получилось, что сын псаломщика Аркадий Пластов отхватил в жены дворянскую дочь?
- Он, можно сказать, спас ее семью от голода. После революции у фон Виков конфисковали все, заставили покинуть дом. Семья вынуждена была переехать к родственникам в Ульяновск. Здесь они торговали спичками, газетами. Прадед, Алексей Николаевич, лишенный всех гражданских прав, не мог устроиться на работу, никто не хотел иметь дело с "бывшими". Бабушка, Наталья Алексеевна, прислуживала в церкви. Там дед ее и увидел. В 1925 году увез в деревню, таким образом семья фон Виков избежала репрессий.

- Говорят, сам Аркадий Пластов не любил Ульяновск.
- Причиной, может быть, стала его учеба в семинарии, где ему сильно досталось. Сейчас говорят о дедовщине, тогда было примерно то же самое, но в семинариях. А педагоги деду встретились замечательные, благодаря одному из них - Дмитрию Архангельскому - он и стал художником. С Ульяновском у семьи Пластовых всегда были связаны какие-то неприятности. Начальство находилось здесь, приезжало в Прислониху, требовало налоги, "назначало" кулацкие хозяйства, нужно было сдавать молоко, мясо. Будучи художником, он оставался фактически крепостным. В те годы все крестьяне были беспаспортные. Чтобы поехать в Москву, требовалось особое разрешение.

- Извечная проблема художника и власти коснулась Аркадия Пластова?
С одной стороны, он был титулован, получил Сталинскую премию, затем Ленинскую... - С другой стороны, он всегда остерегался власти. Однажды в 1929 году дед попал в руки НКВД. Его спасли крестьяне. С тех пор вел себя осторожно, потому что нес ответственность за семью. Он отдавал должное власти: богу - богово, кесарю - кесарево. Делал заказные работы. Но считал, что живописи ничто не может помешать. Написал "Колхозный праздник" - пусть там транспарантов многовато, но ведь такие веселые праздники в селах всегда проходили: то по случаю сбора хорошего урожая, то - проводов в армию.
Когда началось наступление власти на литераторов - Михаила Зощенко, Анну Ахматову, когда перешли на музыкантов - Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и других деятелей культуры и стали подбираться к художникам, Пластову кто-то посоветовал написать картину о Ленине. Так появился "Ленин в разливе". Если отбросить политические моменты, картина получилась поэтичнейшая. В ней удивительно прописан пейзаж, утренний туман, стога. Конечно, нелогично, что человек у костра сидит в галстуке. Но так принято было рисовать Ленина. У Веласкеса есть картина "Сдача Бреды", на которой одна группа вооруженных людей принимает от другой ключи от города и документ о капитуляции. Современникам художника эта картина казалась чудовищной, так как рассказывала о печальнейшем событии. А сейчас мы на нее смотрим только как на живопись. Я думаю, то же самое ждет и картину Пластова "Ленин в разливе".

- В трех поколениях художников Пластовых кто был самым удачливым, востребованным в своем времени - Аркадий Александрович, Николай Аркадьевич или Николай Николаевич?
- В 60-80-е годы мой отец - Николай Аркадьевич - был волен писать все, что он хотел. Он мог на заказ сделать портреты передовиков, но свободно мог и отказаться. Его работы закупало Министерство культуры, Союз художников России. Но Аркадия Пластова я считаю недооцененным художником. Нельзя, чтобы его творчество ушло. Мы сейчас пытаемся выйти на Юрия Лужкова с идеей создания музея Пластова в Москве. Юбилей - удачный для этого повод. В январе, к 110-летию со дня рождения деда, откроется большая выставка, на которой будут собраны работы из Третьяковки, Русского музея. Мечтаю хоть каким-то образом вытащить картины деда из музеев бывших союзных республик. Нужны ли они там вообще? На антисоветских настроениях и сжечь могут. В Кишиневе находится картина "Ярмарка", в Киеве - "Лето", "Стадо возвращается" - в Улан-Удэ, "Источник" - в Ереване.

- Что Вам оставил в наследство Аркадий Александрович?
- Свой метод работы. Дед учил: с натуры нужно сделать много-много этюдов, чтобы понять ее суть. Тогда можно рисовать и с закрытыми глазами. От деда к отцу, а после его смерти - ко мне перешла мастерская в Москве. Там же остались многие картины деда. Висит одна из его последних работ - копия с собственной картины "Фашист пролетел". Писал ее по заказу музея, но решил оставить себе. Она была выставлена в Тегеране на знаменитой встрече Сталина, Рузвельта, Черчилля как произведение, символизирующее бессмысленность войны.

- В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком?
- Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. Но до поры. А деревенские мужики, конечно, воспринимали его как чудака. Но потом оценили: не зря человек ковыряется кисточкой - вон оно что из этого выходит. Да и не в белых манжетах ходит. И физический труд любит. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах Фидия и Праксителя, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: "Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить".

- Фамилия деда Вам помогала в жизни?
- И помогала, и мешала. Когда был школьником и студентом, мне невозможно было поступить по-мальчишески безрассудно - ореол фамилии сзади подсвечивал, нельзя было его пятнать. Мне всегда хотелось показать, что я и сам что-то значу. Единственную поблажку я получил от фамилии, когда поступал в институт. Туда принимают обычно после окончания училищ, а я стал студентом сразу после школы.

- Вы встречались с Владимиром Шамановым по поводу празднования юбилея Аркадия Пластова?
- Мы говорили о том, что нужно развести празднование юбилея в Москве и Ульяновске. Решили, что основные торжества пройдут в Москве 31 января 2003 года, а в мае, в дни памяти Аркадия Пластова, здесь будет открыт памятник работы Анатолия Бичукова. Также откроется большая выставка картин деда.
Алсу ИДРИСОВА.

Еще при жизни Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) был признан классиком советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали классикой не советской, но русской живописи XX века. Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой, какой изобразил ее Пластов.

Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи. В 1917-1925 годах Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х годов он смог вернуться к профессиональной художественной работе. В 1931 году у Пластова сгорел дом, погибло почти все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000. Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты односельчан. По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь уходящая" Павла Корина. Ведь и эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического строительства.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - Абрама Архипова, Филиппа Малявина, Константина Коровина. Пластов осознает себя продолжателем всей национальной художественной традиции. В колорите русской природы он видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом и голубом цвете крестьянских одежд. На место святых подвижников заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для Пластова - воплощенная гармония природы и человека.

Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы, но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). И нерушимость этих законов, нерушимость основ народной жизни - классически сдержанная и прекрасная "Жатва" (1945). Трагедия войны здесь скрыта, она - в отсутствии отцов и старших братьев детей, сидящих рядом с пожилым крестьянином. Невозможно остановить и победить естественное течение жизни. Ее торжество в сиянии солнечных лучей, буйстве трав и цветов, шири русского пейзажа, простой и вечной радости труда на родной земле - "Сенокос" (1945).

И впоследствии в лучших своих работах Пластов удержал достигнутый уровень: "Родник" (1952), "Юность" (1953-1954), "Весна" (1954), "Лето" (1959-1960), "Ужин трактористов" (1961). Не случайно в названиях многих из них присутствует нечто емкое, обобщающее. Пластову дана редкая способность события реальной жизни, часто самые обыденные, превращать в идеальный образ, как бы открывать их сокровенный, подлинный смысл и значение в общей системе устройства мироздания. Поэтому он, современный русский реалист, так естественно продолжил классическую художественную традицию. Вот молодая женщина на минуту выбежала из бани, чтобы поплотнее укутать дочку ("Весна", 1954). Но не сестра ли она красавицам из "Весны" и "Рождения Венеры" Сандро Боттичелли? Вот замечтался, глядя вдаль, мальчишка-подпасок ("Витька-подпасок", 1951). Но не брат ли он молодому человеку из "Завтрака на траве" Эдуара Мане? А эта девушка, что замерла у родника с коромыслом на плечах ("Родник"), - не стала ли она столь же вечным источником гармонии, что и прелестная юная особа из "Источника" Доминика Энгра?

Неизбывное счастье бытия, неизъяснимо сладкое чувство Родины буквально изливаются на нас с картин Пластова.

Но... Та Россия, которую так любил Пластов, частью которой он был, уже на его глазах уходила в прошлое. "Из прошлого" (1969-1970) - так и называется одна из последних крупных работ художника. Крестьянская семья в поле, во время короткого отдыха. Все так естественно просто и так значительно. Крестьянское святое семейство. Мир гармонии и счастья. Частица рая на земле.

Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого не могут остаться незамеченными в истории искусства периода 20 века. Еще при жизни он стал членом Академии Художеств, был признан народным художником СССР и отмечен множеством наград.

Родился будущий художник в деревне Прислониха (сейчас – территория Ульяновской области), в январе 1893 года, в небогатой семье. Его отец – деревенский книгочей, а дед – местный иконописец. Маленький Аркадий даже не думает о карьере живописца. Родители видят в нем будущего священника, и пытаются сделать все, чтобы дать сыну должное образование. И вот, после трех классов образования, полученного в сельской школе, десятилетнего парня принимают на обучение в Симбирское духовное училище. Там он учится там 5 лет, после чего поступает в духовную семинарию, где намерен продолжить обучение.

Но, в 1908 году, Пластов понимает, что его призвание в другом. Весной он наблюдает за работой иконописцев, работающих над росписью деревенской церкви, и это оставляет неизгладимое впечатление. Аркадий твердо решил: что он станет именно художником, чего бы это ни стоило.

И вот, в 1912 году юноша уезжает в Москву, чтобы получить там художественное образование. Два года он учится в Строгановском училище, после чего пытается поступить в МУЖВЗ, но на отделение живописи ему попасть не удается. Поэтому, до 1917 года Аркадий вынужден обучаться в скульптурном отделении. Но, он ходит на занятия к Архипову, Корину и Степанову, где обучается изобразительному искусству.

В 1917 году Пластов возвращается в родные края, где и начинает практиковаться как живописец. Он работает с натуры, рисуя в основном односельчан. Художник даже создает целый цикл картин, посвященный крестьянскому быту, получивший название «Житье-бытье». Но, Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество должны пережить перерождение.

В 1931 году случается пожар, и дом Пластова сгорает дотла. Все работы, которые он успел написать, уничтожены: не уцелел ни один этюд, ни один эскиз. Фактически, художнику, которому исполнилось почти сорок лет, приходится начинать работу с нуля. Но художник не отчаивается, и снова берется за кисть. Он оставляет полевые работы, полностью окунувшись в живопись.

Пластов посещает выставки передвижников, рассматривает работы мастеров, входящих в Союз русских художников, и учится у них. В своих работах художник не только продолжает устоявшиеся традиции, но и делает свой вклад в развитие русской школы живописи.

И вот, в 1935 году, он наконец-то обретает признание. Его картины удостаиваются Московской выставки, а сам Аркадий участвует практически в каждом крупном событии мира искусства.

В своих произведениях живописец изображает жизнь и работу простых крестьян.

В его картинах чувствуется любовь к природе, любовь к деревне: художник не понаслышке знаком с бытом русского крестьянина, и изображает простые жизненные ситуации, как никто другой любит писать детей Саня Маликов, Первый снег, Летом и другие

В период с 1941-1965 годов Пластов рисует целый цикл картин, посвященных жизни простых жителей села. Такие работы, как «Жатва» и «Сенокос» 1945 года, а также «Ужин трактористов» 1951 года, получают хвалебные отзывы не только простых граждан, которые тепло отзывались о его полотнах, но и матерых критиков того времени.

Еще одна известная серия картин была написана Пластовым в Великую Отечественную войну. Яркий ее представитель, «Фашист пролетел» 1942 года, до сих пор считается шедевром советского искусства военного и поствоенного периода.

В период 1950-х годов, Пластов выставляет полотна «Юность» и «Весна», вызвавший восторг у зрителей. Не забывает художник и красоту русской женщины.

Среди-картин этой тематики отмечают полотна «Мама» (1964г), «Солнышко» (1966г), и «Из прошлого», (1969г). Также художник рисует несколько иллюстраций к произведениям Чехова, Некрасова, и Толстого.

Живописные работы Пластова пронизаны любовью к природе, он с глубоким уважением относится к простому быту крестьян и уважаем ими.крестьянства.

За свой вклад в искусство творец был награжден несколькими медалями, двумя орденами Ленина, получил звание народного художника СССР а в его родном селе сейчас находится музей, который называется «Народный художник А.А. Пластов». В общей сложности перу живописца принадлежит несколько тысяч картин, над которыми он работает до глубокой старости. Пластов Аркадий Александрович – художник, биография и творчество которого могла оборвать только смерть. Великий творец живописи скончался 12 мая 1972 года.

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни. Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.Картина «Летом» - одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев - прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде - се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было не­легко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добы­чу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове - крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.На шее девочки - голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На зад­нем плане картины - залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины «Летом» - яркая, колорит­ная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Описание картины Пластова «Летом»

Лето - любимое время года для многих из нас.
Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий.
На картине «Летом» художник показал знойный летний день.
Под березками отдыхают двое людей.
Судя по всему, это мама с дочкой.
Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть.
На девочке изображено белое платье и красная косынка.
Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой.
Она очень устала от длительной ходьбы.
Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака.
День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы.
С другой стороны от девочки спит ее мама.
На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых.
Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная.
Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка.
Она вся освещена ярким солнцем.
Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес.
Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше.
Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж.
Летняя природа щедра на подарки.
Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод.
Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.