Примеры патриотов. Что такое патриотизм

Аннотация: статья затрагивает тему , исследуется патриотическая проблематика в недавнем историческом периоде и в современных российских условиях с уточнением ее влияния на воспитательную работу с молодежью.

Ключевые слова: , . Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения.

В связи с этим особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. Цель статьи является исследование патриотического воспитания молодежи как отражение отношения к Родине, своему народу, традициям на тех или иных этапах развития цивилизации.

Это «вечная тема» традиционной педагогики, обусловленная объективной необходимостью целостности государства. В настоящее время для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование по узкой специализации. Патриотические качества личности формируются всем укладом жизни и деятельности, как в учебное, так и в не учебное время. Развитие патриотизма должно осуществляться системно, т.е. посредством экономического, социального, духовно-нравственного, информационно-психологического, педагогического, семейного и иного аксиологического воздействия на основе общегосударственной идеи, на базе существующих традиций.

Говоря о таком понятии как патриотизм, необходимо упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации.

И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. Обратимся к истории России и ответим на вопрос: как связано развитие патриотизма в стране сегодня с ее прошлым? Начиная с 80-х годов в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к концу 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта.

Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре В.И. Даля этому понятию дается такое определение: - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт следующее определение патриотизма: «… любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение…». Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо . Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы именуем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район.

По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа. Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынуждены констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация.

Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше прилагали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Падение советской власти в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей . Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Как известно, когда свободы чересчур много, она развращает человека. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, «тусовки» по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи. Хотелось бы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немного статистики.

Студентам был задан вопрос: ”Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех, кому и в России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно - многие из нас, считая себя патриотами, ведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят направить своего ребенка учиться на Запад, выпускник вуза, окончив институт, мечтает уехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился.

О каком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит свою страну? Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. С 2001 года в России началось построение новой системы патриотического воспитания. За последующие пять лет были заложены его основы. В настоящее время система патриотического и гражданского воспитания развита достаточно неплохо. Государство и власть на местах всячески поддерживают и пропагандируют патриотическое воспитание современной молодежи. Как проявляется чувство патриотизма, в чем оно выражается? Односложно ответить на этот вопрос трудно.

Это чувство, скорее всего, сокровенное, и во внешней своей демонстрации оно вряд ли нуждается. Проявляется же оно и в преданности определенной территории, в желании жить и трудиться только здесь, а не там, где комфортней и лучше. В зависимости от уровня сознания индивида его понятие родины может быть ограничено определенным двором или деревней, а может подниматься до осознания себя гражданином целого государства. Патриотизм - это и уважение местных обычаев и традиций, уважение к памяти своих предков. Это также и осознание того, что достойное развитие твоего города и государства в целом в какой-то степени зависит и от тебя лично.

Для этого надо просто честно и добросовестно выполнять свой долг, который заключается в добросовестном выполнении своих гражданских, профессиональных обязанностей. Нелегко любить Родину при таком государственном устройстве. Сейчас выросло не одно поколение молодых людей, которые ничем не обязаны государству. Оно не дало им учиться нормально, не обеспечило социальной перспективы. И молодежь не уважает эту власть, не ценит и не боится.

И здесь важно донести до сознания молодежи, что понятие Родины, России не тождественно понятию государства. Власть государственная может меняться, она и меняется на наших глазах, а Родина - одна при любой власти. Россия была, есть и будет. Будет, если будут люди, готовые работать и жить во благо своего отечества, а не только ради личной корысти. Вопрос в том, как воспитать таких людей, патриотов своего отечества? Один из ответов на такой вопрос мы можем найти в программах современных российских политических партий. Необходимо отметить то обстоятельство, что политические партии не ставят целью воспитание патриотизма у молодого поколения современной России. Так партия «Единая Россия» своей целью провозглашает построение новой, свободной, процветающей, сильной России на основе общих ценностей и интересов. Ее ценности - любовь к родине, крепкая семья, здоровый образ жизни, профессионализм.

Она подчеркивает, что воспитание у подрастающих поколений ответственности, целеустремленности, патриотизма, формирование активной гражданской позиции возможны на основе духовных и нравственных ценностей. И задача партии - создавать условия для их самореализации через совершенствование программ кадровой политики, создание рабочих мест, поддержку молодых семей, выравнивание стартовых возможностей для развития личности. В результате, по мнению ЕР, у молодых сограждан не возникнет желания во что бы то ни стало уехать жить за границу, а наоборот, связать свое будущее с Россией. КПРФ, являясь партией «патриотизма, интернационализма и дружбы народов», отмечает, что будущее России можно строить только на прочном фундаменте ее созидательных традиций и исторической преемственности. ЛДПР выступает за вовлечение молодежи в общественную жизнь, спорт, в проекты благотворительности, организацию для молодых людей государственного обучения перспективным и престижным профессиям. В планах ЛДПР создание молодым людям условий для полноценного проведения досуга: клубы, дискотеки, военно-патриотические секции. Это оторвет молодежь от тлетворного влияния чуждых мнимых ценностей, наркотиков, преступности. ЛДПР твердо намерена переломить эти негативные тенденции. «Цель партии - создание такой модели развития, в которой молодежи будет обеспечено равенство возможностей. Место, занимаемое молодым человеком в обществе, будет зависеть

лишь от его собственных способностей, а не от толщины кошелька родителей или наличия «московской прописки». Политическая партия «Патриоты России» выделяет главные ценности патриотов России - это общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства граждан. К ним партия относит, прежде всего, человека, семью, его счастье и благополучие, основанные на духовном развитии человека и общества, государственность России, ее независимость, суверенитет, территориальную целостность, экономическое и оборонное могущество, безопасность государства и т. д. «Патриоты России» предлагают осуществлять воспитание патриотизма на основе общенациональной идеи: «Справедливость для всех, счастье для каждого», которая отвечает глубинным потребностям, интересам и надеждам нашего народа. То есть партия не ставит перед собой конкретную задачу воспитания чувств и действий современного патриота.

Политическая партия «Справедливая Россия» о воспитании патриотизма у молодого поколения не говорит ни слова, но весь раздел «Молодежная политика» наполнен такой мыслью. Она подчеркивает, что государство, которое не заботится о молодом поколении, не имеет будущего. Молодежь - это главный инновационный потенциал. Наглядным примером развития понятия патриотизма у нынешней молодежи в России, в статье автора стала выставка-ярмарка «Ладья. Весенняя фантазия 2015.». Побывав на выставке можно с уверенностью сказать, что не каждая страна может похвастаться такими многонациональными особенностями и таким многообразием народного творчества.

Выставка «Ладья» открывает всю палитру народных художественных промыслов. Это показ творческих достижений мастеров и художников народных художественных промыслов России. Побывав там, действительно убеждаешься в том, насколько разнообразна Россия и невольно начинаешь гордиться ею. На выставке были множество мастер классов, где на месте ты мог научиться любому творчеству и неважно в каком ты возрасте. Развитие патриотизма в нашей стране не стоит на месте, в этом автор убедился, посетив выставку-ярмарку. Исследования показали, что в России развиваются патриотические качества у современной молодежи.

Список литературы:

1. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.

3. Каджаспирова Е.М. Педагогический словарь. М., 2003. С. 47-48.

4. http://www.bestreferat.ru/referat-171751.html (Статистика - опрос. Научная работа: Проблема патриотизма современной молодежи в России).

Патриотизм – (от греческого patris - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа.
Национальная социологическая энциклопедия

Патриотизм – любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
Большая советская энциклопедия

  • Патриотизм – это нравственный критерий, отличающий благородного человека от низкого и духовно-развитого от пребывающего в духовной летаргии.
  • Патриотизм – это объективная оценка положения и действий родной страны, сочетающиеся с оптимистичным взглядом на вектор ее развития в будущем.
  • Патриотизм – это гордость за все достижения своего народа и осознание всех его исторических ошибок.
  • Патриотизм – это готовность пожертвовать личным ради достижения общественного блага.

Преимущества патриотизма

  • Патриотизм придаёт силы – от осознания того, что за спиной человека незримо стоят сотни поколений его предков.
  • Патриотизм даёт радость – от осознания достоинств и успехов своей страны.
  • Патриотизм даёт ответственность – за семью, народ и Родину.
  • Патриотизм даёт уверенность – за счет чувства сопричастности к судьбе страны.
  • Патриотизм даёт свободу – действовать во благо своей стране.
  • Патриотизм даёт уважение – к истории, традициям и культуре страны.

Проявления патриотизма в повседневной жизни

  • Геополитика. Образование национальных государств – это одно из проявлений патриотизма каждой нации.
  • Освободительные войны. Именно патриотизм, как основа сплоченности перед лицом неприятеля, помогал народам выигрывать самые страшные войны в случае, если они не были захватническими.
  • Военная служба. Готовность защищать Родину от внешнего врага – неотъемлемый признак патриотизма; человек, выбравший военную службу – проявляет патриотизм.
  • Национальные обычаи, традиции. Примером «бытового» проявления патриотизма могут служить неповторимые национальные костюмы разных народов.
  • Национальная культура. Русские народные песни, эпосы якутского народа, шотландская игра на волынке – все это примеры патриотизма, выразившегося в культурном наследии разных народов.

Как развить в себе патриотизм

  • Семейное воспитание. Родители, проявляющие любовь и уважение к своей стране, и прививающие эти чувства детям – воспитывают детей патриотами.
  • Интерес к национальной культуре и традициям. Для того чтобы любить свой народ – его необходимо знать; осознанно изучая историю своего народа, человек воспитывает в себе патриотизм.
  • Информированность. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма.
  • Путешествия по своей стране. Лучшее средство узнать и полюбить свою Родину.

Золотая середина

Космополитизм

Патриотизм

Национализм, ксенофобия, шовинизм

Крылатые выражения о патриотизме

Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей родины. - Джон Кеннеди - Мне кажется, что чувство любви к собственному народу столь же естественно для человека, как и чувство любви к Богу. - Патриарх Алексий II - Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. - Николай Чернышевский - Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы! - Александр Пушкин - Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну; но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё. - Теодор Рузвельт - А. С. Ципко / Ценности и борьба сознательного патриотизма Автор поднимает вопрос о природе и чертах русского патриотизма. Опираясь на точку зрения философов Бердяева и Франка, он противопоставляет «квасному патриотизму» патриотизм сознательный, в основе которого – не миф, но историческая правда. Патриотизм - духовный стержень народов России Книга посвящена патриотизму – чувству, которое неразрывно связано с российской историей и которому во многом Российское государство обязано своим становлением и существованием.

Русский патриотизм... Последнее время он служит неисчерпаемой темой для споров, дискуссий, "круглых столов". Представители самых разных слоев общества, в том числе и военные, пытаются раскрыть смысл этого понятия. Слово "патриотизм" происходит от греческого раtrio - родина, отечество. В толковом словаре Вл. Даля указывается, что «патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его...» К проблемам патриотизма начали все чаще обращаться российские политики. В их выступлении подчеркивается необходимость укрепления российского государства, признается тот факт, что реформы, проводимые в стране, нуждаются в четком идеологическом обосновании. А оно может базироваться только на патриотизме.

Без воспитания любви к Отечеству, пропаганды исторических традиций невозможно укрепить духовные силы народа, возродить новое сильное государство. Без акцента на защиту интересов России немыслимо выработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику. Без привития молодежи чувства уважения к истории России, к делам и традициям предшествующих поколений нельзя построить сильную армию.

Учитывая актуальность темы, я хотел в своем проекте показать преемственность русского патриотизма на примере двух отечественных войн.

За более чем тысячелетнюю историю Россия пережила множество нападений чужеземных армий, которые, как правило, заканчивались поражением и гибелью агрессоров. Независимость своей Родины отстояли широкие народные массы, решив исход вооруженной борьбы. Высшим проявлением патриотизма отмечены две последние освободительные войны - 1812 года и 1941-1945 годов. Поднявшийся на защиту своей земли народ, и в лице своей армии, и в лице мирных жителей, сжигавших свои дома и небогатое добро, чтобы ничего не досталось неприятелю, и шедших в партизаны, и в лице своих военачальников, возглавивших трудную оборону против превосходящих сил завоевателей, - для всех, для всей России войны эти были справедливыми, истинно Отечественными, народными. Они показали преемственность патриотизма нашего народа и традиций нашей армии.

Войны 1812 года и 1941-1945 годов, которые в России назвали отечественными, разделяют не только 130 лет. Россия начала XIX века – это страна дворян-помещиков и крепостных крестьян, оплот православия. Советская Россия 40-х годов XX века – это страна с совершенно иным социально-экономическим устройством при полном господстве коммунистической идеологии. Что же объединяет эти две войны? Во-первых, невиданные по размерам армии, собранные захватчиками со всей Европы, во-вторых, высочайшая стойкость, проявленная русскими воинами в кровопролитных боях с врагом. Но главное – это были «народные войны», то есть войны, где агрессору противостояла не только регулярная армия, но весь народ, вся страна. Отечественные войны вызвали небывалый рост национального самосознания. Возникло всенародное патриотическое движение, направленное на изгнание ненавистного врага из родной земли. Традиционный лозунг русской армии «за Бога, Царя и Отечество!» сменился во время Великой Отечественной войны лозунгом «За Родину, за Сталина!», но главное, за что шли умирать русские солдаты во все времена, было Отечество и Родина. И можно понять чувства русского патриота, бывшего белогвардейского командующего на юге России в годы Гражданской войны, генерала Антона Деникина, который находился во время Великой Отечественной войны в эмиграции, в оккупированной немцами Франции.

Деникин в своем послании к ветеранам белого движения в ноябре 1944 года писал: «Враг изгнан из пределов отечества. Мы – и в этой неизбежности трагизм нашего положения – не участники, а лишь свидетели событий, потрясших нашу родину за последние годы. Мы могли лишь следить с глубокой скорбью за страданиями нашего народа, с гордостью – за величием его подвига. Мы испытали боль в дни поражения армии, хотя она зовется «красной», а не российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения, которое обеспечит страну нашу от наглых посягательств извне».

В своем реферате я использовал много литературы по Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Хочу кратко рассказать о некоторых книгах.

Книга «1812 год в воспоминаниях, переписке и рассказах современников» составлена из воспоминаний, мемуаров, переписки, рассказов участников и свидетелей Отечественной войны 1812 года. Ее ценность в том, что читатель знакомится из первых уст с драгоценными сведениями современников об исторической драме русского народа почти двухсотлетней давности.

В альбоме «1812 год. Бородинская панорама» представлены портреты, батальные композиции, фрагменты панорамы из обширного собрания музея-панорамы "Бородинская битва". Сцены боев, эпизоды партизанской войны кисти известных русских и зарубежных художников дают яркое представление о подвиге русского народа во время Отечественной войны 1812 года. Авторы-составители И.А.Николаева, Н.А.Колосов, П.М.Володин.

Поэт-гусар, поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года, Денис Васильевич Давыдов уже при жизни стал легендой. Он был удивительно талантлив. Во всем, что бы ни делал: воевал, любил, писал стихи и прозу, дружил, был деятельным и обаятельным человеком. В сборник «Гусарский пир» вошли стихи Д.Давыдова и военные записки.

Юбилейное издание «Бородино. 1812.» выпущено к 175-летию Бородинского сражения. Большое количество цветных иллюстраций, популярный текст позволяют четко и зримо представить историю Отечественной войны 1812 года и проследить буквально по часам весь ход грандиозной Бородинской битвы.

Широко известная книга четырежды Героя Советского Союза Маршала Георгия Константиновича Жукова «Воспоминания и размышления» впервые вышла в 1969 году и с тех пор выдержала двенадцать изданий. Все эти годы книга пользуется неизменно огромной популярностью у читателей разных поколений. Новое издание (2002 г.) приурочено к 60-летию Битвы под Москвой и 105-й годовщине со дня рождения Г.К.Жукова.

В книге использованы фотодокументы из личного архива Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, Центрального Государственного архива кинофотодокументов, Центрального Музея Вооруженных Сил СССР, фотоархива журнала "Советский воин", фототеки АПН, фотохроники ТАСС, Жуковского Народного Военно-Исторического музея, а также фотографии советских военных фотокорреспондентов.

В первом томе рассказывается о жизни Жукова, начиная с детства и до начала Великой Отечественной войны, до борьбы за Ленинград.

Во второй том вошли: Битва за Москву, стратегическое поражение противника в районе Сталинграда, разгром фашистских войск на Курской дуге, освобождение Белоруссии и Украины, Берлинская операция и Потсдамская конференция.

Краткий исторический справочник «Великая Отечественная война 1941 - 1945. События. Люди. Документы» посвящен одному из самых героических и тяжелейших периодов в истории нашей страны и народа. В разделе «Хроника событий» показан долгий и трудный путь Советской Армии от трагического начального периода Отечественной войны до великого Дня Победы над фашизмом. В книге представлены также краткие биографические справки о партийных и государственных деятелях периода Отечественной войны, военачальниках, особо отличившихся бойцах и командирах Советской Армии, партизанах и подпольщиках, ученых и конструкторах оборонной техники и других. Публикуются документы Отечественной войны. Справочник богато иллюстрирован, содержит карты.

К началу 1944 года германский Вермахт полностью утратил стратегическую инициативу, но немцы все еще занимали обширные территории Советского Союза, однако все попытки германского командования удержать завоеванное заканчивались поражениями. Вермахту не удалось провести в 1944 году на Восточном фронте ни одной наступательной операции ни стратегического, ни оперативного масштаба. Агония Третьего Рейха неотвратимо приближалась. Гитлер тщетно пытался создать неприступную оборону Германии, а немецкие солдаты, офицеры и генералы продолжали сражаться и гибнуть, хотя многие из них понимали - война проиграна. Выдающийся немецкий историк Алекс Бухнер в своей книге «1944. Крах на Восточном фронте» всесторонне рассматривает военные причины поражений Вермахта в шести главных оборонительных сражениях и делает интересные выводы на основе многочисленных военно-исторических исследований и воспоминаний очевидцев. Многие детали операций 1944 года и военные документы впервые становятся доступными отечественному читателю благодаря этой книге.

О битве под Москвой написано немало, тема эта неисчерпаема. И все-таки особо выделяется книга «Москва прифронтовая. 1941-1942. Архивные документы и материалы», рассчитанная на широкий круг читателей.

Именно в сражении под нашей столицей немецко-фашистские войска потерпели первое стратегическое поражение в Великой Отечественной войне, был развеян миф о непобедимости германской армии. Именно здесь положено начало Великой Победы в сорок пятом. Ценность книги в том, что впервые на основе уникальных документов, воспоминаний, фотографий из крупнейших архивов Москвы, а также музеев показана повседневная жизнь столицы военной поры. Много материалов посвящено Московской области. Документы повествуют о первых тяжелейших месяцах борьбы с сильным врагом, о стойкости, мужестве и патриотизме наших дедов и отцов, которые погнали и победили фашистов.

Без сомнений, никого не оставят равнодушным около 400 документов и свыше 400 иллюстраций, большинство из которых публикуются впервые. «Советские воины, партизаны и труженики тыла отдали все для защиты своей столицы, - подчеркивал маршал Г.К.Жуков, выступая на научной конференции, посвященной 25-летию разгрома немецко-фашистских захватчиков под Москвой. - В ожесточенных кровопролитнейших боях за Москву все наши части, соединения всех родов войск показали исключительное упорство и настойчивость. Советские воины от начала до конца с честью выполнили свой священный долг перед Родиной, проявили массовый героизм, не жалея ни сил, ни самой жизни для защиты Москвы».

Патриотизм русского народа на Бородинском поле

В ночь на 24 июня 1812 года, после большой и тщательной подготовки французская армия, названная «Великой», начала переправу через реку Неман. Общая численность «Великой армии» превышала 600 тыс. человек. Подобных по мощи армий мировая история еще не знала. Наполеону противостояли расположенные вдоль границы русские войска общей численностью всего 230 тыс. человек. Избегая разгрома поодиночке 1-я и 2-я русские армии отступали вглубь страны, ведя упорные бои.

В русской армии по поводу дальнейших действий единства не было. Барклай-де-Толли считал, что ради сохранения армии надо продолжать отступление, а пылкий Багратион требовал перехода в наступление, обвиняя Барклая в отсутствии патриотизма. Чтобы избежать раскола в армии, Александр I назначил главнокомандующим 67-летнего князя Михаила Илларионовича Кутузова, ученика Суворова, которого хорошо знал и кому верил народ и армия, и который пользовался репутацией умного и осторожного полководца. «Я должен был, - писал император, - остановить свой выбор на том, на кого указывал общий глас».

Именно такой вождь нужен был для народной войны. Кутузов знал: Наполеона погубит не просто пространство и непомерно растянутые линии сообщений, а пустыня, в которую русский народ превратит свою страну, чтобы уничтожить вторгшегося врага. Постепенно «кампания 1812 года» переходила в войну народную, Отечественную. Все слои населения принимали участие в защите отечества. Купцы и дворянство жертвовали деньги, молодежь записывалась в ополчение, крестьяне вооружались и нападали на французов.

Бородинское сражение 1812 года – редкий в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания.

26 августа (7 сентября) 1812 года в районе села Бородино произошло генеральное сражение между русской (120 тысяч человек, 640 орудий) и французской (130-135 тысяч человек, 587 орудий) армиями в ходе Отечественной войны 1812 года. Началось сражение на рассвете 26 августа.

Дивизия Дельзона внезапно атаковала и захватила село Бородино, в котором располагался лейб-гвардии Егерский полк.

Почти одновременно главный удар наносился Наполеоном на русский левый фланг, на Семеновские (Багратионовы) флеши. Ожесточенные бои на этом направлении длилось почти до полудня. Десятки тысяч людей при нескончаемом грохоте 800 орудий сошлись в кровавом единоборстве. С лицами черными от пороха, в едином стремлении одолеть противника, русские пехотинцы, артиллеристы, кавалерия отразили несколько атак. После ранения Багратиона войскам Великой армии удалось занять три флеши, являвшихся передовыми артиллерийскими укреплениями общей системы обороны левого фланга в районе деревни Семеновской. Наполеон, одержимый стремлением, во что бы то ни стало, прорвать оборону левого фланга русских войск, бросает в атаку кавалерийские корпуса Латур-Мабура и Нансути. На смену раненому Багратиону подоспел генерал Д.С. Дохтуров, который сумел вовремя и грамотно организовать оборону Семеновских высот. Деревня Семеновское оказалась в руках противника, но попытки прорвать оборону левого фланга так и не увенчались успехом.

Центр русской позиции - батарея Раевского («роковой редут»). Атаки на это укрепление, предпринятые корпусом Е. Богарне и пехотными дивизиями Даву в первой половине дня, захлебнулись в ожесточенном сопротивлении сил русской армии. Смерть летала повсюду.

В боях за Утицкий курган на левом фланге войска корпуса Н.А. Тучкова мужественно сдерживали корпус Понятовского, не давая обойти себя с фланга. Войска Тучкова 1-го проявляли необыкновенную отвагу и стойкость, выполняя свой воинский долг.

В середине дня Ф.П. Уваров, командуя кавалерийским корпусом, и атаман М.И. Платов, во главе казачьего отряда совершил беспримерный рейд на левом фланге противника. Эта «диверсия» насторожила Наполеона и отвлекла часть сил его армии, давая временную передышку изнемогавшему от атак неприятеля левому флангу русской армии.

Во второй половине дня эпицентром событий, вновь стала батарея Раевского. Кавалерия генерала О. Коленкура обрушилась всей мощью на центральную высоту. Пытаясь развить успех, кавалеристы атаковали русских пехотинцев восточнее захваченной батареи за ручьем Огник. Но русские драгуны и кирасиры, включая, лейб-гвардии Конного и Кавалергардского полков опрокинули французов.

Бесконечная пальба, крики командиров, вопли раненых, стон умирающих, ржание лошадей - все смешалось на этом грандиозном и ужасающем кровопролитием театре военных действий. Казалось, солнце померкло в черном пороховом дыму и ничто живое не может выжить в этом чудовищном пекле.

Ночь опустилась над полем брани, тысячи убитых остались лежать в местах, где приняли смерть с оружием в руках. Потери каждой из сторон составили по 40 тысяч убитых и раненых, пропавших без вести.

Неувядаемой славой покрыли себя в Бородинском сражении русские воины! Можно ли перечислить всех отличившихся на ратном поле? Это и храбрые защитники Багратионовых флешей и батареи Раевского, и отважные и умелые артиллеристы, и отчаянные и лихие кавалеристы и казаки, и мужественные и стойкие армейские и гвардейские пехотинцы. Да, страшно идти в штыковую атаку стенка на стенку, но сколько мужества нужно иметь, чтобы несколько часов простоять на совершенно открытом месте под ужасающим огнем вражеской артиллерии, расположенной буквально в шестистах шагах, и не дрогнуть, не смалодушничать, не отступить?! Вот так, как вкопанные, стояли на левом фланге русской армии лейб-гвардии Литовский и Измайловский полки. Каждый залп неприятельской артиллерии нещадно косил их стройные ряды, а когда затихала пушечная пальба, на гвардейцев лавиной неслись "железные люди" Наполеона, как называл французский император своих кирасир. Сверкая на солнце кирасами, наполеоновские панцирники налетали на гвардейские, ощетинившиеся штыками каре и откатывались назад, не в силах преодолеть мужество русской гвардии. И вновь на литовцев и измайловцев обрушивался град ядер и картечи. Артиллерийский огонь был столь силен, что русские с нетерпением ждали очередной атаки кавалерии, чтобы хоть немного отдохнуть от адской бомбардировки. Отбивая очередную атаку тяжелой кавалерии Наполеона, гвардейцы по ходу дела умудрялись еще и захватывать в плен кирасиров, которых ставили в середину каре. Более того, после третьей атаки ожесточенной неудачами французской кавалерии, так же отбитой гвардейцами, Литовский полк сам рванулся в наступление, в котором имел успех. Неоднократно и позже гвардейская пехота, испытывающая на себе в течение шести часов губительнейший огонь неприятеля, понесшая огромные потери, вновь и вновь бросалась в штыковую атаку на пехоту и кавалерию вшестеро превосходящего ее порой противника и обращала его в бегство! Это ли не истинные образцы доблести, славы и патриотизма! Рапортуя М. И. Кутузову о сражении при Бородине, генерал-лейтенант П. П. Коновницын писал: "Я не могу с довольною похвалою отозваться вашей светлости о примерной неустрашимости, оказанной в сей день полками лейб-гвардии Литовским и Измайловским. Прибывши на левый фланг, непоколебимо выдерживали они наисильнейший огонь неприятельской артиллерии; осыпаемые картечами ряды их, несмотря на потерю, пребывали в наилучшем устройстве, и все чины от первого до последнего один пред другим являли рвение свое умереть прежде, нежели уступить неприятелю. Три большие кавалерийские атаки неприятельских кирасир и конных гренадер на оба полка сии отражены были с невероятным успехом, ибо несмотря, что карей, строенные оными полками, были совсем окружены, неприятель с крайним уроном был прогнан огнем и штыками... Одним словом, полки Измайловский и Литовский в достопамятном сражении 26-го августа покрыли себя ввиду всей армии неоспоримою славою...". Не имея возможности развить успех, Наполеон отвел свои войска на исходные позиции, а русская армия отошла к Москве.

«Во всемирной истории очень мало битв, - писал советский историк академик Тарле, - которые могли бы быть сопоставлены с Бородинским боем и по неслыханному до той поры кровопролитию, и по ожесточенности, и по огромным последствиям. Наполеон уничтожил в этом бою почти половину русской армии и спустя несколько дней вошел в Москву, и, несмотря на это, он не только не сломил дух уцелевшей части русского войска, но не устрашил и русского народа, который именно после Бородина и после гибели Москвы усилил яростное сопротивление неприятелю».1

Очень точную оценку результатов Бородинского сражения дал сам Наполеон. «Из пятидесяти сражений, мною данных, в битве под Москвой высказано наиболее

доблести и одержан наименьший успех». «Сражение при Бородино было одно их тех, где необыкновенные усилия имели самые неудовлетворительные результаты». «Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

В канун праздника 23 февраля, Дня защитника Отечества, самое время поговорить о патриотическом воспитании молодежи. Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм», например, для современных школьников? В статье приводятся мнения самих ребят.


Если для вас такие понятия как «патриот», «патриотизм», «чувство патриотизма» являются пустым звуком или вызывают иронию, раздражение и т.п., постарайтесь задуматься над таким необычным вопросом: выгодно ли быть патриотом в наше время?
Этот вопрос особенно уместно задать школьникам, среди которых немало циников, чтобы настроить их на размышление над непростой темой. А сделать это можно накануне проведения классного часа или любого другого мероприятия, посвященного воспитанию чувства патриотизма.

Подобные вопросы способны привлечь ребят к серьезной и конструктивной дискуссии. На первый взгляд вопрос «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» представляется довольно странным, но именно в результате такого подхода (как показывает практика) можно даже циника заставить задуматься и выразить свое "обдуманное" мнение на этот счет.
Хорошо бы устроить конкурс на лучший с точки зрения ребят ответ на этот престранный вопрос. Пусть все поделятся своим мнением.

На вопросы «В чем проявляется патриотизм?» и «Выгодно ли быть патриотом в наше время?» школьники дали очень интересные ответы. После обобщения и систематизации они выглядят таким образом.


  • Патриотизм проявляется в уважении к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений. А это приводит к выяснению причин многих событий, что в свою очередь дает знание. Кто вооружен знанием, тот защищен от множества неудач и ошибок, не тратит время на их исправление, идет дальше и обгоняет в своем развитии тех, кто «наступает на одни и те же грабли». Знание своей истории, опыта предыдущих поколений помогает ориентироваться в мире, просчитывать последствия собственных действий, чувствовать себя уверенно. Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Без исторического прошлого невозможно ни настоящее, ни будущее. По словам многих классиков «Забвение прошлого, историческое беспамятство чревато духовной опустошенностью как для отдельного человека, так и для всех людей». Именно осмысление неудач и ошибок исторического прошлого приводит к достижениям и заслугам настоящего, помогает выжить в трудное время. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • Патриотизм проявляется в умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее. По чистым отремонтированным дорогам, например, приятнее и удобнее ходить. Дольше служит обувь, меньше вероятность упасть. Гораздо приятнее также иметь дело с порядочными людьми, а не с хамами и подлецами. Приятно наслаждаться красотой природы и человеческих творений, которые совсем не трудно сохранить. Если человек научится облагораживать себя и окружающую его территорию, счастливее станет жизнь, появится психологический комфорт, который позволит эффективнее расходовать свои душевные силы, радоваться жизни и многого добиться. Поэтому патриотом быть выгодно. Настоящий патриотизм проявляется в умении быть нравственным человеком, созидающим вокруг себя красоту и добро.

  • Патриотизм проявляется в способности быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте. Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям. Тем самым он реально помогает не только своей стране, но и самому себе. Человек, который упорно учился, добывая знания, и в результате этого получил хорошую работу, стал социально активным, построил свое будущее, создал полноценную семью, честно трудится, - сделал гораздо больше для своей страны, чем тот, кто ходит с лозунгами, скандирует за патриотизм и на словах отстаивает престиж своей страны. Люди, у которых чувство патриотизма не развито, не имеют будущего. Они сами себя уничтожат, потому что не развиваются и не имеют крепкого «стержня». Это закон жизни. Патриотизм нужен для развития личности, для выживания. Поэтому патриотом быть выгодно.


Очень хочется, чтобы каждый понял следующее: «Патриотизм как политический, общественный и нравственный принцип отражает отношение человека (гражданина) к своей стране. Это отношение проявляется в заботе об интересах своего отечества, в готовности ради него к самопожертвованию, в верности и преданности своей стране, в гордости за ее социальные и культурные достижения, в сочувствии к страданиям своего народа и осуждении социальных пороков общества, в уважении к историческому прошлому своей страны и унаследованным от него традициям, в готовности подчинить свои интересы интересам страны, в стремлении защищать свою страну, свой народ. Патриот - тот, кто добросовестно трудится на благо своей страны и призывает к этому окружающих, кто помогает совершенствоваться своим согражданам. Не заботясь о других, рискуешь остаться в одиночестве».

Доклад на Всероссийской научно-общественной конференции " ", состоявшейся 28 марта 2014 г. в Москве.

«Новый советский патриотизм есть факт, который бессмысленно отрицать. Это есть единственный шанс на бытие России. Если он будет бит, если народ откажется защищать Россию Сталина, как он отказался защищать Россию Николая II и Россию демократической республики, то для этого народа, вероятно, нет возможностей исторического существования» (Г.П.Федотов)

Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), четверть века прожившего в эмиграции, трудно заподозрить в любви к сталинскому режиму. В статье «Защита России», опубликованной в 4-м номере парижской «Новой России» за 1936 г., мыслитель не берется оценивать «силу и живучесть нового русского патриотизма», носителем которого является «новая знать», управляющая Россией. Более того, он сомневается в силе патриотического чувства рабочих и крестьян, «на спинах которых строится сталинский трон». То есть для Федотова было очевидно различие между патриотизмом, как идеологическим конструктом, и патриотическим чувством, носителем которого является народ.

Но эта двойственность патриотизма - внешняя, т.к. по своей природе он представляет собой взаимосвязь двух принципов - социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений - малой и большой Родины и двух проявлений - чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества.

Рис. 1. Сущность патриотизма

По своей глубинной сути патриотизм выступает основанием удовлетворения потребности в обеспечении безопасности личности и социума. В его основе лежат два архетипических образа: Матери, олицетворяющей родную землю, и Отца, символизирующего государство.

Так что же такое патриотизм: «последнее прибежище негодяя» (по определению автора знаменитого «Словаря английского языка» Самуэля Джонсона), «орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей» (в понимании Л.Н.Толстого) или «добродетель» и «любовь ко благу и славе Отечества» (по убеждению Н.М.Карамзина и В.С.Соловьева)? Где грань между национализмом, настоящим и ложным патриотизмом? Совместим ли патриотизм с общечеловеческими ценностями?

Проблема патриотизма представляла и представляет собой одну из самых актуальных в сфере духовной жизни российского общества. Не удивительно, что только за время существования новой российской государственности отношение к патриотизму в разных социальных группах колебалось и продолжает варьироваться от полного неприятия до безусловной поддержки. Сегодня в России о патриотизме заговорили все - от монархистов до коммунистов, от державников до интернационалистов.

Мало кто будет спорить с тем, что почти две трети истории нашего народа представляет собой борьбу за независимость. Неудивительно, что в таких этих условиях патриотизм стал краеугольным камнем государственной идеологии. Надо учитывать и то, что формирование патриотической идеи, совпавшее по времени с возникновением Русского государства, с самого начала оказалось связанным с выполнением ратного (воинского) долга. Как идея объединения русских земель в борьбе с врагами он отчетливо звучит в «Повести временных лет» и проповедях Сергия Радонежского, в «Слове о полку Игореве» и «Слове о законе и благодати» Иллариона.

Но при этом, обращает на себя внимание отсутствие в русских былинах единого типа воина-героя. Но всех их (Микулу Селяниновича и Илью Муромца, Садко и Никиту Кожемяки) объединяет любовь к «отеческим гробам» и стремление «постоять за землю Русскую».

Показательно, что термин «патриот» получил хождение в России только в XVIII ст. в связи с Северной войной. В своем труде, посвященном этой войне, вице-канцлер барон П.П.Шафиров впервые применил его со значением «сын Отечества». Именно для петровского времени характерен рост национального самосознания в целом и государственного начала в нем, в частности. Можно считать, что при первом российском императоре патриотизм приобрел характер государственной идеологии, главным девизом которой стала формула «Бог, Царь и Отечество». Напутствуя воинов перед Полтавской битвой, Петр Великий подчеркивал, что сражаются они за государство, свой род и православную веру. «Учреждение к бою», «Артикул воинский», «Устав ратных и пушечных дел» и «Морской устав», - все эти и иные законы петровской эпохи закрепили патриотизм как норму поведения, прежде всего, воина. Позже великий русский полководец А.В.Суворов использовал в этом же значении термин «отечественник». И это не случайно. Ведь своим происхождением слово «патриотизм» обязано греческому «соотечественник», берущему свое начало от древнегреческого «патра», что означало род. Вспомним, что древние мыслители считали отношение к Отечеству самым благородным помышлением. Для античности патриотизм выступал главной нравственной обязанностью члена полиса, вкладывая в это понятие не только военную защиту города-государства, но и активное участие в управлении полисом. К сожалению, в российской истории (в том числе по ряду объективных причин) патриотизм как чувство Гражданина своего Отечества получило гораздо меньшее развитие, нежели его военная составляющая.

Как идеология патриотизм представляет собой идеологическую основу эффективного функционирования социальных и государственных институтов, один из механизмов легитимности власти и инструмент формирования социально-политической и психологической идентификации народа. Для всей российской истории центральной составляющей патриотизма была державность, понимаемая как характеристика политического, экономического, военного и духовного могущества страны в мире, а также способность оказывать влияние на международные отношения. Но державность всегда была и некоторым недостижимым идеалом государственного устройства, приобретавшего иногда весьма неожиданные черты, как например, самодержавная республика у К.Д.Кавелина.

Очевидно, что характер патриотизма обусловлен исторической эпохой и спецификой государственности. В царской России, например, долг перед Отечеством, преданность царю, ответственность перед обществом развивались из поколения в поколение. Для императорской России, с ее попытками культивирования общегосударственного патриотизма, основным содержанием «теории официальной народности» стали идеи державности и народности как опоры на собственные традиции. Не случайно, именно история рассматривалась в качестве главного предмета в воспитании гражданственности и патриотизма подданных Российской империи.

В свою очередь, истоки советской державности лежат в идее «строительства социализма в одной, отдельно взятой стране». Усиление государственно-патриотических начал оказалось связано с понятием «новой социалистической Родины». Заметим, что формирование советского патриотизма шло под лозунгом «вобрать в себя лучшие традиции русской истории» и при обращении к идее славянского единства. В основание нового патриотизма было положено сочетание любви к Родине (патриотизм в традиционном понимании) и идеи строительства коммунизма и интернационализма. Необходимость защиты социалистического Отечества подкреплялась убеждением в превосходстве социализма над капитализмом и обосновывалась учением о справедливых и несправедливых войнах. То есть речь шла о защите более прогрессивного общественного строя, который служил образцом для остальных народов мира («Все мы знаем, что Земля начинается с Кремля»).

Впрочем, активное обращение к традиционным национальным ценностям произошло лишь во время Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о выживании не только советской власти, но и нации, как таковой. Именно этим было обусловлено обращение коммунистической власти к русской православной церкви и воспроизведение в массовой пропаганде образов таких национальных героев, как Александр Невский и Дмитрий Донской, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов, Федор Ушаков и др.

Но содержание и направленность патриотизма определяются, в том числе, духовным и нравственным климатом общества. О патриотических качествах русского народа писали вольнодумец А.Н.Радищев и декабристы Н.П.Муравьев и С.Пестель, революционеры-демократы В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов и Н.Г.Чернышевский, русские философы В.С.Соловьев, И.А.Ильин, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и др. Показательно, что у них под патриотизмом понимались не только готовность к защите Отечества, но и гражданское достоинство. На волне преобразований Александра II, реформ С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, патриотизм все больше воспринимался в российском обществе как некая школа воспитания гражданственности и ответственности за судьбу своего Отечества.

Так, согласно И.А.Ильину, сама идея Родины предполагает в человеке начало духовности, отражающей особенности людей разных национальностей. Говоря о патриотизме, А.И.Солженицын видел в нем «цельное и настойчивое чувство любви к своей нации со служением ей не угодливым, не поддержкой несправедливых ее притязаний, а откровенным в оценке пороков, грехов и в раскаянии за них». О величайшем патриотизме, поднимавшем людей на подвиг в дни битвы за Москву, писал в своих воспоминаниях Г.К.Жуков. Другими словами, патриотизм - это не только идеологическая конструкция, но и ценность, позиционируемая в общей системе индивидуальных и общественных ценностей. Прежде всего, он относится к высшим ценностям, т.к. разделяется более чем половиной социальных групп страны. Патриотизм является и общепринятой ценностью, в силу того, что поддерживается более чем 3⁄4 населения (или, по крайней мере, доминирующей ценностью, разделяемой более чем половиной граждан). Патриотизм, несомненно, ценность, интегрирующая общество, и активная, т.к. предполагает осознанное и эмоционально нагруженное действие. И, наконец, в силу своей двойственной природы, он относится к терминальным (целевым) ценностям и, одновременно, к ценностям инструментальным, служащим средством по отношению к целям.

Как нравственный феномен, патриотизм предполагает практические действия по преодолению национальной ограниченности, уважение к личности и преобразующую человеческое сообщество деятельность. Роль патриотизма возрастает на крутых изломах истории, требующих резкого повышения напряжения сил граждан, и, прежде всего, во время войн и нашествий, социальных конфликтов и политических кризисов, стихийных бедствий и т.п. Именно в кризисных условиях патриотизм выступает как атрибут жизнеспособности и даже, нередко, просто выживаемости социума. Сегодняшнюю ситуацию, связанную с попытками изоляции России, вполне можно рассматривать как форс-мажорную, всегда в истории нашей страны приводившую к консолидации населения, его сближению с властью и усилению государственно-патриотических начал.

Впрочем, это не значит, что в остальные периоды истории, патриотизм не функционален. Он представляет собой одно из основных условий эффективного функционирования социальных и государственных институтов, а также источник духовных и нравственных сил и здоровья общества. Если французские просветители XVIII в. отмечали зависимость патриотических чувств от государства и его законов, то Гегель связывал патриотизм, прежде всего, с чувством доверия граждан к государству.

К сожалению, уже во второй половине 1980-х гг. у «прорабов перестройки» сложился взгляд на патриотизм как отжившую ценность, мешающую строить новое демократическое общество. Более того, абсолютизируя внутреннюю связь идеологии и политики, постсоветская элита, сама того не подозревая, вслед за К.Марксом, увидела в идеологии вообще и в патриотизме, в частности, ложную форму сознания. Неудивительно, что в 1990-е гг. исследователи нередко подчеркивали «неустойчивый, аморфный, неопределенный характер» российского патриотизма.

Свои позитивные плоды дала только «реабилитация» патриотизма накануне 50-летия Победы над фашизмом. В начале 2000-х гг., если судить по данным опроса РосБизнесКонсалтинга, патриотами себя считали 42% россиян, и только 8% к таковым себя не относили. Руководство страны созрело к признанию, что новая государственность должна опираться не только на уважение к закону, но и на чувство гражданского долга, высшим проявлением которого является патриотизм. Не менее важным моментом стало осознание, что без четко сформулированной идеи защиты интересов России невозможно выработать суверенную внешнюю политику.

Дефицит (или даже системный кризис) патриотизма в современной России связан с ревизией самого понятия «патриотизм» в связи с разрушением идеологической оболочки социализма. Это привело к дискредитации любых идеологических механизмов легитимации власти, - именно этим объясняется сохранение конституционного запрета на государственную идеологию в современной России. Отчасти «дискриминация» государственной идеологии вызвана непониманием того, что идеи представляет собой не только порождение интересов определенных социальных слоев, но и ценности, укорененные в народном сознании.

Думается, что спор по этому поводу неокантианцев и марксистов давно потерял свою актуальность. На практике разрушение патриотизма в России привело не только к ослаблению постсоветской государственности, но и к размыванию социальных и духовных основ российского общества. Не удивительно, что даже понятие Родины девальвировалось и потеряло свое сущностное содержание.

Но идеология является неустранимым элементом общественной жизни и формой включения людей в общественную связь. Трудно согласится с И.Валлерстайном и его последователями, что только наличие врага придает идеологии (в том числе патриотизму) жизненную силу и интегрирующий характер. Конечно, вне морали и права любая идеология потенциально опасна для общества. Но в том и состоит особенность патриотизма, как уже указывалось, что именно любовь к Родине, вне зависимости от наличия врага, выводит патриотическое чувство за рамки политического эгоизма и создает защиту от идеологических манипуляций.

В сегодняшней России возрождение патриотизма властями напрямую связывается только с идеей восстановления статуса великой державы. Это понятно, т.к. только гордость своей страной, народом и его историей может стать конструктивной основой патриотического чувства. Но при этом не принимается во внимание, что в отечественной истории державность всегда сочеталась с другими ценностными компонентами: православной верой в дореволюционной России или интернационализмом в СССР (рис. 2). Можно утверждать, что в формировании идей державности и величии России, патриотизма и преданности Отечеству, особого пути России и т.п., составляющих важнейшие компоненты политического сознания россиян, немаловажную роль сыграла именно православная вера. Но очевидно, что патриотическая формула дореволюционной России «За веру, царя и отечество!» никак не встраивается в современное российское общество.

Рис. 2. Составляющие патриотической идеи

Думается, сегодня патриотизм как механизм идентичности народа, которая является базовой потребностью человека, и легитимизации власти также невозможен без второй ценностной составляющей - принципа социальной справедливости. Вспомним, что в архетипах российского сознания закон и право лишь тогда выступают ценностью, когда к ним добавлено прилагательное «справедливый». Справедливость всегда была не просто сохранением в российской жизни традиционно-общинных форм социальной регуляции, но и своеобразной нравственной самозащитой личности в внеправовом государстве.

При таком подходе патриотические настроения выступают существенным фактором мобилизации и социально-политической активности. Другими словами, патриотизм подразумевает коллективную национальную идентичность. Без сформированного позитивного образа страны, в котором присутствует идея державности, граждане современной России не смогут закрепить свою национальную идентичность.

Следует учитывать, что патриотизм является важной составной частью национальной идеи, поисками которой российская власть озабочена с конца 1990-х гг., и которая должна способствовать самоидентификации России в мировом сообществе. В свою очередь, идеология патриотизма, как основа стратегии успешного развития страны, в силу своей понятности может быть воспринята большей частью российского общества в качестве инструментария выхода из духовного кризиса и пути обретения настоящего суверенитета. И здесь потребуется усилие над собой, а не насилие над другими. Кроме того, никакое внешнее освобождение не будет эффективным без освобождения внутреннего. Давайте прислушаемся к словам А.И.Герцена о консерватизме не только трона и амвона, но и самого народа. Или к рассуждениям С.Л.Франка о сознательном патриотизме как осознании ценности национального бытия и его организации в лице государственности. Сегодня, как никогда, важен и «перевод» идеи патриотизма с языка этнического на язык общенациональный.

ПРИМЕЧАНИЯ

Федотов Г.П. Защита России // Судьба и грехи России. В 2-х тт. Т. 2. М.: Изд-во «София», 1992. С. 125.

См., например: Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. С. 411; Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. С. 538.

См., например: Государственная идеология и общенациональная идея. М.: Клуб «Реалисты», 1997; Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. Автореф. дис... д-ра филос. наук. М., 1998; Патриотизм народов России: традиции и современность. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М.: Триада-фарм, 2003.

Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке (Очерки). М.: Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1958. С. 147; Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях российской армии. М.: ВУ, 1997. С. 48–52; Пушкарев Л.Н. Менталитет и политическая история России: переломные этапы. // Менталитет и политическое развитие России. Тезисы докладов научной конференции. Москва, 29–31 окт. 1996 г. М.: ИРИ РАН, 1996. С. 6.

См., например: Цицерон. Диалоги «О государстве», «О законах». М.: Наука, 1966. С. 87.

Форсова Н.К. Духовный поворот в Советской ментальности в условиях Великой Отечественной войны, его последствия // Великий подвиг. К 55-летию Победы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2000. С. 35–36.

Белинский В.Г. Сочинения. Т. 4. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 489; Восстание декабристов: в 8 т. Т. 7. М.: Госполитиздат, 1927. С. 86; Ильин И. Мы были правы // О грядущем России / Под ред. Н.П.Полторацкого. М.: Воениздат, 1993. С. 333–334. и др.

Солженицын А. Публицистика. В 3 т. Т. 1. Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни. Ярославль; Верхневолжское кн. изд-во, 1995. С. 65.

Жуков Г.К. Величие победы СССР и бессилие фальсификаторов истории // Роман-газета. 1994. No 18. С. 101.

Классификацию ценностей см.: Горяинов В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Полис. 1996. No 4; Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М.: Ин-т философии РАН, 1994.

Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М.: Мысль, 1971. С. 70.

Крупник А.А. Патриотизм в системе гражданских ценностей общества и его формирование в воинской среде: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. М., 1995. С. 16.

Новикова Н. Патриотизм - готовность пожертвовать всем, если это не вредит вашему бизнесу // Профиль. 2002. No 42. С. 4.

Идентичность является одним из наиболее эффективных механизмов мобилизации населения, а критерии идентификации, в свою очередь, выстраиваются с помощью идеологии как совокупности идей и идеалов.

Подробнее о механизме формирования и активизации идентичностей см.: Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ad Imperio. 2002. No 3. С. 61–116.