Орнамент в полосе план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему. Орнамент в полосе план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему Декоративный узор в полосе

Тема : Узор в полосе.

Цель

Задачи: познакомить с художественными промыслами:Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета; развивать познавательные потребности, способности; воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству

Познавательные результаты

Предметные:

Личностные

Коммуникативные

Просмотр содержимого документа
«орнамент совр.»

Копаева Наталья Викторовна,

Учитель музыки и ИЗО

МОУ СШ № 75 Красноармейского района Волгограда

Тема : Узор в полосе.
Цель : познакомить обучающихся с основными видами орнамента, научить изображать элементы орнамента.

Задачи: познакомить с художественными промыслами:Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета;

развивать познавательные потребности, способности;

воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству;

Познавательные результаты : знакомство с видами орнамента, с художественными промыслами, с выразительными сочетаниями контрастных цветов

Предметные: учащиеся получают знания об орнаменте и в дальнейшем будут применять эти знания на практике

Личностные : формирование понимания орнамента как необходимости для выразительности и красоты окружающих предметов, воспитание чувства гордости

Коммуникативные : формирование умения выслушивать и уважать мнение других учеников

Место урока в системе уроков: повторение и уточнение основ цветоведения,
совершенствование графических навыков, творческой фантазии и воображения,
продолжение знакомства с художественными промыслами, закрепление понятий орнамента и его элементах.

Этапы:1. Усвоение знаний
2. Творческая работа учащихся
3. Рефлексия
4.Оценивание работ.. (СЛАЙД№ 1)

Ход урока.

1. Организация класса.

2.Постановка проблемы.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд, подумайте и скажите, какое изображение лишнее. (СЛАЙД№2) (Белая рубаха).

Почему? (На ней нет узоров)

Как грамотно называют узоры? (Орнамент)

Верно. А как вы думаете, о чем же мы будем с вами говорить на уроке? (Об орнаменте) .

Как вам кажется, зачем нужен орнамент? (Чтобы вещи были красивыми)

Конечно. А давайте подумаем и вспомним, только ли на одежде был орнамент? (На посуде, скатертях, занавесках и т.д.)

Совершенно верно.

Из уроков истории вы знаете, что во все времена человек стремился к прекрасному. Орнамент появился несколько тысячелетий назад. Древние люди пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким образом, делались первые украшения на предметах.

Древний человек украшал свое жилище. В дальнейшем, по мере развития человеческого разума, он стремился изготовить себе оружие, орудия труда: грабли, косы, вилы;

посуда, а сделана она была из глины: кувшины, тарелки и т.д. ;

это и одежда: рубахи, платья, кофты;)

это и вещи, предназначенные для убранства русской избы: дорожки, рушники, занавески. (СЛАЙД№3)

Все эти предметы он украшал по-своему. Одежду в давние времена умела изготавливать каждая женщина. На Руси незамужняя девушка готовила себе сундук с приданным. Считалось, что размер приданого говорит о том, какая из нее получится хозяйка. Чем тяжелее сундук и красивее изготовлены вещи, тем лучше. Значит девушка – настоящая рукодельница. Узоры придумывали и составляли сами. Говоря современным языком, каждой вещи был присущ свой узор, то есть орнамент . Что же обозначает это слово? В переводе с латинского «орнамент» - это узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником создания оригинальных композиций для орнамента современного человека стала природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков: плоды и листочки разных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. Поэтому орнамент имеет декоративные формы, заимствованные из внешних форм животных, растений, путем упрощения и обобщения.

Посмотрите на слайд. (СЛАЙД№4) На нем представлены орнаменты, но все ли они одинаковы? Может быть они чем-то отличаются друг от друга? (На одном орнаменте видны элементы растений, на другом силуэты животных, а также орнамент, на котором изображены геометрические элементы)

Молодцы, вы правильно это заметили. И таким образом, приходим к выводу, что существует несколько видов орнамента. (СЛАЙД№5)

Орнаменты бывают:

Геометрические состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительные - разновидность орнамента, основными элементами которого являются декоративно переработанные цветы, листья, ветки каких-либо растений. Формы его могут сильно отличаться от природных форм.

Животные (зооморфные) - разновидность орнамента, стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Символические представляют собой определенный символ. Он выражал очень широкие, многообразные понятия. К примеру, птица в древности была образом, связанным с небесной, воздушной стихией, прислужницей солнца, образом, соединившим небо и землю. Означало тепло и сулила богатый урожай

Комбинированные сочетает в себе разные виды орнамента(СЛАЙД№6)

Русский орнамент очень разнообразен. В старину декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувство и интересы крестьянина. Например: фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

Виды орнамента . Орнамент имеет три разновидности:

Ленточный

Замкнутый

Сетчатый

Ленточный – орнамент обычно располагается в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый – орнамент в круге, в квадратной или прямоугольной фигуре (салфетка, скатерть).

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки, на которой расположены различные узоры. Он применяется в оформлении потолка, стен, пола в помещении. (СЛАЙД№ 7)

А сейчас мы разделимся на 4 группы по 6 человек. Каждой группе представлены несколько вариантов орнамента в цвете. Ваша задача- рассмотреть орнаменты и подумать какие более выразительны. (СЛАЙД№8)

(Те орнаменты, в которых присутствуют контрастные цвета)

Да, контрастные цвета усиливают эмоциональное воздействие. Давайте вспомним их.

Красный – зеленый

Оранжевый – синий

Фиолетовый – желтый (СЛАЙД№9)

Хочу добавить, что цвет в узоре имел особое значение. Красный выражал восторг, радость, это цвет солнца, огня и жизни. Белый цвет связывался со светом, чистотой. Желтый – цвет солнца. Зеленый сочетался с природой, окружавшей человека.

Черный цвет придает выразительность узору.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых, духов. На воротниках и рукавах рубашек делались вышивки, которые «охраняли» от всякой нечисти.

Орнамент является стилем эпохи, признаком принадлежности произведения к данному времени и народу: Россия, Украина, Молдавия, Узбекистан и т.д.

Я предлагаю обратиться к искусству мастеров разных мест нашей Родины, посмотреть как они умели украшать свой быт и полюбоваться красотой и выразительностью произведений искусства. Вспомните о каком художественном промысле речь уже шла на наших уроках?

(Хохлома) (СЛАЙД№10)

Совершенно верно. А теперь мы с вами обратимся к произведениями искусств других мастеров)

(СЛАЙД№11)

Жостово (СЛАЙД№12)

В промысле жостовского расписного подноса основным мотивом становится цветочный букет, преимущественно на черном или красном фоне, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Городец (СЛАЙД№ 13)

Городецкая роспись яркая, лаконичная (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сувениры.

Скопин (СЛАЙД№14)

Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в окрестностях города Скопина. Это производство гончарных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.

Опошня(СЛАЙД№15)

В росписи присутствует растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.

Ребята, подумайте, каким образом можно нанести орнамент?

(Орнамент можно вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву, металлу. Его можно сплести из кружева, нарисовать красками, карандашами, гуашью.)

Ребята, а вам бы хотелось научиться выполнять такие красивые узоры?

Тогда сейчас мы будем рисовать орнамент.

Задание : выполнить узор в полосе. Мотивы - геометрический, растительный.

В полосе может быть несколько повторяющихся узоров из каких-либо элементов, но они должны чередоваться.

Прорисовывание узора простым карандашом.

Правильный подбор цветовой гаммы.

Роспись узора при помощи кисти, сохраняем последовательность ритмического чередования.

3. Творческая работа обучающихся.

Работу выполняют под музыку П.Чайковского «Вальс цветов».

4. Рефлексия.

Что такое орнамент?

Какие орнамента бывают?

Каковы особенности орнамента?

5. Анализ работ обучающихся, выставление оценок. Оценивается яркость и чистота цвета, выразительность, четкость и соразмерность рисунка.

Просмотр содержимого презентации
«Орнамент совр.»

5 класс, 10 урок Тема: Узор в полосе. Цель: познакомить обучающихся с основными видами орнамента; научить изображать элементы орнамента Задачи: познакомить с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, Скопин, Опошня; уточнить понятие контрастные цвета. Воспитывать интерес к произведениям народного изобразительного искусства, к собственному творчеству. Развивать познавательные потребности, способности. Место урока в системе уроков: закрепление понятий орнамента и его элементах, повторение и уточнение основ цветоведения, совершенствование графических навыков, творческой фантазии и воображения, продолжение знакомства с художественными промыслами. Познавательные результаты: знакомство с видами орнамента, с художественными промыслами, с выразительными сочетаниями контрастных цветов Предметные: учащиеся получают знания об орнаменте и в дальнейшем будут применять эти знания на практике Личностные: формирование понимания орнамента как необходимости для выразительности и красоты окружающих предметов, воспитание чувства гордости Коммуникативные: формирование умения выслушивать и уважать мнение других учеников Этапы: 1. Усвоение знаний 2. Творческая работа учащихся 3. Рефлексия 4.Оценивание работ.




Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).

Растительный орнамент основными элементами являются декоративно переработанные цветы, листья, ветки каких-либо растений.

Животный орнамент стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.


Орнамент комбинированный сочетает в себе разные виды орнамента


Три разновидности орнамента: ленточные, замкнутые, сетчатые.

Ленточные или фризовые орнаменты имеют вид длинной полосы с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся: бордюры, обои, кайма.

Замкнутый орнамент компонуется на плоскости любой формы. Он может быть расположен в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале, круге и др. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, скатертей, ковров, головных уборов, посуды, мебели и т. д.

Сетчатый – орнамент строится при помощи сетки,

на которой расположены

различные узоры. Он применяется

в оформлении потолка, стен, пола в помещении.



Контрастные цвета- противоположные, подчеркивают и усиливают яркость друг друга.

Три пары цветов, которые находятся друг против друга:

Красный-зеленый

Оранжевый-синий

Фиолетовый-желтый

Для выполнения узора будем использовать контрастные цвета


Хохлома Особенность золотой хохломы-декоративная роспись деревянной посуды красным, зеленым и черным цветом по золотому фону и своеобразная растительно-травная роспись. Символом хохломской росписи стала огненная жар-птица, украшенная яркими цветами.



Жостово В промысле жостовского расписного подноса основным мотивом становится цветочный букет, преимущественно на черном или красном фоне, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.


Городец Городецкая роспись яркая, лаконичная (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери, сувениры.


Скопин Скопинский гончарный промысел обязан глине, залегающей в окрестностях города Скопина. Это производство гончарных фигурных сосудов и подсвечников, многоярусных, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.


Опошня В росписи присутствует растительный орнамент, компонуемый в виде букета или венка из переплетающихся цветов, гроздьев винограда, колосьев, стеблей, веток. Теплые коричнево-красные краски оживлены вкраплениями зеленого и синего цветов.


Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова

Санкт-Петербурга


Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».

Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Тип урока: практикум.

УМК «Школа России».

1 класс, урок 45 минут.

Чекмезова Мария Леонидовна

Санкт-Петербург


1. Методы обучения:

1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод).
2. Беседа (активный метод).
3. Демонстрация.
4. Инструктирование (смешанное).
5. Практическая работа.

2. Средства обучения:

1. Презентация;
2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);
3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;
4. Подготовленные геометрические фигуры.

3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:

1. Белая бумага, формат А4;
2. Простой карандаш;
3. Гуашь;
4. Кисточка для краски;
5. Стакан для воды;

4. Предварительная подготовка:

1. Составить презентацию;
2. Вырезать из картона фигуры.

5. План урока с учётом времени:

1. Организационный момент: 1 мин.
2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.
3. Объяснение нового материала: 8 мин.
4. Анализ рисунка: 5 мин.
5. План работы: 1 мин.
6. Практическая работа: 20 мин.
7. Выставка работ: 3 мин.
8. Уборка рабочего места: 1 мин.
9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.

Ход урока.

1.Организационный момент:

Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!

2. Объявление темы и постановка цели урока:

Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?

Появились разные предметы, красиво раскрашенные.

Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?

Рисунком, узором.

Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.

3.Объяснение нового материала:

Рассказ сопровождается показом слайдов:



Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?

Рисунки, узоры.

Из каких элементов состоят узоры?

Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.

А как они расположены?

Они повторяются.

Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.

Попробуем сформулировать определение.

Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.

Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.








Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.

Посмотрите на следующий слайд.
Что вы видите?

Орнамент.

Из каких элементов он состоит?

Из листиков.

Правильно. А листья – это у нас часть чего?

Растения.

Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.


Посмотрите, это тоже орнамент.

Чем он отличается от растительного орнамента?

Он без растений.

Верно. А из каких элементов он состоит?

Из геометрических фигур.

Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?

Круг, треугольник, овал.

Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?

Геометрический!

Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.

4.Анализ рисунка :

Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?

Орнамент.

Из чего он состоит?

Из геометрических фигур.

Из каких?

Круг и квадрат, треугольник.

А в чём находятся эти фигуры?

В полоске.

В чём особенность этого рисунка?

Фигуры повторяются.

Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?

На одежде, посуде и т.д.

Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.

5. План работы над рисунком :

Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.

а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;

в) Раскрашивание орнамента красками.

6. Практическая работа:

1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.

2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).




Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д

Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?

Повторение и чередование элементов.

Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!

Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!

Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?

Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.

3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.

4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.

Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.

7. Выставка работ учащихся:

Давайте развесим наши работы на доске!

Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?

Нравится работа ученика N , она яркая!

Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?

На работе ученицы M рисунок не повторяется.

8.Убока рабочего места:

Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.

9. Итоги урока, рефлексия:

Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?

Все сегодня отлично постарались! Молодцы!

КАРТА УРОКА

«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».

Цель:

Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.

Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.

Уровни познавательной деятельности

Задания, выполнение которых
решает поставленные задачи

Знать

1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.

2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.

4. Как составить орнамент.

1.Слушание учителя, просмотр презентации.

2. Беседа.

4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.

Понимать

1.Чем отличаются виды орнамента.

Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.

1.Слушание учителя, презентация.

2. Беседа.

Применять

1.Нарисовать свой геометрический орнамент.

2.Н аходить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы .

3. Составление орнамента в команде.

4. Применять правила орнамента в практической работе.

1.Выполнение практического задания.

2. Беседа.

3. Игра.

Анализировать

1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.

1.Анализ изделия учителя.

Синтезировать

1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.

Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.

Оценивать

1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.

2.Где допущены ошибки.

Выставка и обсуждение работ.


Самоанализ проекта урока изобразительного искусства

Критерии анализа

Анализ

баллы

Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.

Реализация деятельностного подхода

На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.

Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК

На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: р ебенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека , роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса ;

Выбор форм организации продуктивной деятельности

На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.


Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________

В ЫПОЛНЕНИЕ ОРНАМЕНТАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ В ПОЛОСЕ Выполнила: студентка гр.4431 специальности «Дошкольное образование» Кириенко Марина Проверила: Илларионова Т.В.


Орнамент (лат. ornamentium - украшение) - узор, построенный на ритмическом повторении геометрических элементов - растительных или животных мотивов и предназначенный для оформления разнообразных вещей (предметов быта, мебели, одежды, оружия и т. д.), архитектурных сооружений. Композиция (от лат. сотроsitio) это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.












К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций. В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер. Элементы геометрического орнамента: линии прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.




Линейная Композиция - эта наиболее распространенная в орнаментике схема имеет под собой глубокие смысловые корни, обусловленные идеей постоянного поступательного движения, которое находит конкретное выражение в определенных мифологических реалиях, будь то движение Солнца, воды, молнии, змеи и проч. Нет сомнения, что изначально линейный орнамент был синкретично связан с идеей замкнутого, кругового движения, т.е. с идеей круга. Впоследствии, когда человек формирует вертикальное представление о бытии, возникает линейно-ярусная форма, и в этом случае орнамент располагается на поверхности в виде сплошных горизонтальных полос.



Ритм главное организующее начало линейной композиции. В орнаменте полосы и клетки ритм неразрывно связан с пропорциями, масштабом рисунка и раппортным построением ткани. Важнейшим признаком ритма является повторяемость элементов композиции и интервалов между ними.


Ритмические ряды в рисунке полосы и клетки образуются чередованием более выразительных элементов, называемых акцентами (доминантой рисунка), и менее выразительных, называемых интервалами. Ритмические ряды могут быть равномерными, убывающими и нарастающими контрастно или нюанс но. В линейном орнаменте различают два вида ритмических закономерностей (повторов): метрическую метр и собственно ритмическую закономерность ритм.


Ритмический порядок (ритм) характеризуется более сложным, неравномерным, пропорционально последовательным изменением повторяемых линий и пятен, интервалов, цвета и фактуры. Следовательно, закономерность ритмического ряда в динамичной линейной композиции заключается в том, что постоянно сохраняется разница между любыми двумя соседними интервалами фона (при более простом построении) и шириной линий и интервалами между ними (в более сложном построении). В результате ритмическое движение в композиции нарастает или затухает. Динамика это зрительное движение элементов в композиции. Несогласованность зрительных движений элементов может привести к распаду композиции на отдельные, не связанные друг с другом части, т. е. разрушить главное ее качество единство.


Многие культурологические концепции базируются на вещных проявлениях народного сознания: предметах быта, одежде, манере строительства жилищ и так далее. Совершенно очевидно, что данные явления изучаются учеными максимально пристально, начиная от внешних проявлений, заканчивая заложенным в них сакральным смыслом.

Особенный интерес в этом отношении вызывают орнаменты, поскольку они одновременно идентифицируют определенную культуру или народность, и в то же время являются общими для совершенно разных, порой диаметрально противоположных культур.

Виды орнаментов

На данном этапе развития культурологии принято различать четыре основных типа этих украшающих элементов. Одним из самых распространенных считается геометрический узор, которому свойственно обилие четких линий, точек и геометрических фигур.

Следующим по популярности следует растительный орнамент, в основе которого лежит изображение различных листьев или же цветов, расположенных в определенном порядке и конкретных формах. Этот тип украшения одежды и предметов быта очень характерен для нашей славянской культуры.

Примерно такое же распространение, как и растительный орнамент, получил зооморфный. В некотором смысле они даже близки друг другу, поскольку элементы флоры часто встречаются в такого рода изображениях. Тем не менее, основной акцент ставится в данном случае именно на животных (причем как реально существующих, так и выдуманных).

Наконец, культурологами выделяется так называемый антропоморфный тип орнамента, в основе концепции которого стоит человек.

В данной же статье мы определим, что такое растительный орнамент, для каких культур он характерен и что символизирует.

Исторические корни

В целом, изображение элементов флоры свойственно практически всем культурам, поскольку эта традиция напрямую связана с концепцией мирового древа.

Этот культ считается одним из древнейших и самых распространенных. Для славян в эпоху язычества он занимал одно из главенствующих мест, будучи основой миропонимания в целом.

Культура Египта

Свойствен был растительный орнамент и культуре Древнего Египта. Некоторые исследователи даже утверждают, что именно эту часть Земного шара и культуру можно называть родиной флористического узора, из-за чрезвычайно благоприятных природных условий.

Египтяне изображали в основном лотос и тростник, которые были наиболее распространены и почитались в качестве священных растений.

Искусство Востока

Не меньшей популярностью пользовался растительный орнамент у шумеров и ассирийцев. Чаще всего эти народы изображали ромашки и маргаритки, олицетворявшие, с их точки зрения, солнце. Так же часто можно было встретить изображение шишек, гранатов, пальм и колосьев.

Персидская традиция

Если в предыдущих случаях изображение было достаточно схематичным, то в данном случае наблюдается куда большая тяга к натуралистическому изображению. Растительный орнамент персидского декора чаще всего включал в себя гвоздики, анемонов и нарциссов.

Древняя Греция

Естественно, нельзя не сказать о том, что очень часто использовались подобные элементы в эллинской культуре. Наряду с геометрическими фигурами существовали и растительные орнаменты и узоры, изображавшие пальмовые, лавровые ветви, виноградные лозы и даже водоросли, что напрямую связано с территориальной расположенностью Греции.

Славянская культура

Как уже говорилось ранее, наша культура также совершенно не чужда использованию такого рода элементов. Растительные орнаменты и узоры наиболее прочно осели в украинской культуре, однако до этого активно использовались всеми славянами.

Чаще всего изображались такие растения, как хмель, мак, пшеничные колосья, барвинок, дубовые, виноградные листья, калина. Как правило, данные элементы изображались красным цветом на белом фоне.

Тайный смысл

Совершенно очевидно, что растительные элементы орнамента никогда не изображались в качестве простого украшения. Испокон веков изображение той или иной фигуры или явления имело скрытый сакральный смысл. Калина на одежде и предметах быта, к примеру, символизировала не только космическую гармонию, но и благоденствие, здоровье и прочность рода.

Дубовые листья, вышитые на мужских сорочках и полотенцах, должны были приносить их обладателям силу и мужество.

Виноградные листья и грозди означали прочность и счастье семьи, здоровое потомство и всяческие блага, связанные с семейным очагом. Маки же должны были защитить владельца от зла в любых его проявлениях.

Полосы орнамента

Как известно, существуют два основных способа изображения символических элементов - в виде одной линии (части узора следуют одна за другой) и круговой.

Растительный орнамент в полосе представляет собой постоянное повторение и чередование различных элементов. Пшеничные колосья, к примеру, могут чередоваться с хмелем. Такого рода расположение чаще всего использовалось именно в одежде, поскольку имело своего рода защитную функцию. Как правило, узоры такого типа были размещены на манжетах, поясах, у ворота и на юбках. Опоясывание растительными элементами имело для народа чрезвычайно важное значение, которое во многом сохранилось и до сих пор.

Также линейное изображение применялось в декорировании домов - часто растительные элементы можно встретить по периметру дверей, на ставнях домов, столах и других предметах интерьера.

Круговое изображение

Наряду с вышеописанным способом нанесения и размещения существовал и другой. Орнамент в круге, растительный или другой, чаще использовался в декорировании посуды и украшений, хотя по смыслу и не отличался от узоров, выполненных полосой.

Круговое изображение тех или иных элементов также символизировало цикличность, повторяемость и бесконечность жизни.

Орнамент - это узор, построенный на ритмическом чередовании изображаемых мотивов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение» (от лат.ornemantum — украшение). Орнамент - часть материальной культуры общества, один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Каждая эпоха, стиль, национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента была украшать предметы, ткани, жилище. В тоже время он нес и магический, и информационный смысл. Так орнамент, нанесенный на горлышко сосуда, «защищал» его от проникновения злых духов. То же касалось и одежды, и дома,и предметов интерьера и т.д. Особенного развития орнамент достиг там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве с древнейших времён складывались принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов:

- геометрический - состоит из точек, линий и геометрических фигур.

- растительный - составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

- зооморфный - включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных

- антропоморфный - в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека

- комбинированный.

Все о рнаменты представляют собой чередование повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от фр.rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.

Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).

По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом:

1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. Но также он может быть расположен вертикально или по наклонной линии.

При построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, по вертикали, горизонтали или диагонали. И различные принципы ритмического построения элементов - повтор, чередование, в том числе по цвету и тону.

2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве.

3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлениитекстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты.

Описание этапов выполнения работы.

1.Рассмотрим один из вариантов построения квадратного геометрического орнамента. Начертим квадрат 4 на 4 клетки. Сначала он будет строиться как центрический орнамент. Т.е. рапорт будет поворачиваться от центра квадрата.А потом сделаем из него ленточный и сетчатый.

2. Начертим вспомогательные диагональные линии и ромбы.

3. Соединяем углы большого квадрата с углами маленького ромба. У нас появляется интересный узор. Обратим внимание, что рапортом в данном случае одна восьмая квадрата. Эта часть поворачивается на 45 градусов вокруг центра.

4. Выбираем, какая форма - более сложная или простая нам нравится. Стираем лишние линии построения.

5. Из одной заготовки можно сделать много разнообразных орнаментов по форме и цвету.

6. Выбираем один из вариантов.

7. Теперь этот квадрат будет рапортом нашего ленточного орнамента. Можем поворачивать его на 90 градусов. Украшаем орнамент дополнительными элементами.

8. Составляем из нашего орнаментального квадрата сетчатый орнамент. Можем использовать дополнительный элемент и немного чередовать цвета.