Темы исследовательских работ и проектов по мхк. Проект по мхк для старших классов Лубки были про все на свете: про разные страны и великие сражения, про крестьянское житье и знаменитых людей, про большие города и причуды природы, про диковинных зверей и в

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 34

ПРОЕКТ

Тема проекта: «Лубок – живое народное искусство»

Красникова Виктория

Ученица 7 А класса

Руководитель проекта:

Учитель изобразительного искусства

Вакуленко Дина Сергеевна

Томск – 2015 год.

    Введение

    Сюжеты лубочных картин

    Типы лубков

    Современность и лубок.

    Как мы работали над книгой

    Заключение

    Список литературы

    Приложение: фотоальбом лубочных картинок, пословицы о чтении книг

Цель проекта :

1.Выяснить что такое лубок?

2.Создать и проиллюстрировать книжку о в лубочных картинках.

Задачи:

1. Исследовать как и откуда в Россию пришла традиция иллюстраций в печатных изданиях

2.Исследовать роль лубка в русской культуре.

3.Подобрать материал для создания книжки.

Гипотеза :

Русский лубок – это одна из граней проявления живого народного искусства. Здесь воедино сплетены яркая картинка и живое народное слово, внутреннее представление народного художника о мире и понятный человеку любой социальной группы речевой образ.

Введение

Как прекрасна наша Россия – своими полями, лесами, реками! Как богата наша Россия – драгоценными камнями, золотом и серебром. Но самым бесценным и дорогим, чем владеет наша Россия – это наш народ. Славится русская земля своими мастерами. В каком бы уголке нашей родины ты не оказался, везде встретишь чудо-мастера, прославляющего красоту нашей земли!

Одним из древнейших народных ремёсел на Руси является лубок.

История возникновения и развития лубочной картинки

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, эти картинки называли «потешными листами», именно юмористические народные картинки, продавались на ярмарках и считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Во второй половине XIX в. их стали называть лубками.

Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

В XVII столетии Московское царство налаживает всё более и более объёмные торговые связи с Европой. Среди прочих товаров, на Русь попадают европейские печатные книги, чьё оформление отличалось высоким качеством и технической новизной, в Европе уже давно использовалась гравюра на меди, позволяющая изготавливать иллюстрации, карты, богато украшать титульные листы. В России же использовали ксилографию, либо рисованные изображения, для иллюстрирования книг. Состоятельные россияне покупают западные книги с иллюстрациями, гравированные портреты, карты неведомых земель.

В 1692 году в Москве издаётся "Букварь словенороссийского племени". Все страницы в нём нарисованы и выгравированы на меди, каждая посвящена отдельной букве кириллицы, украшена её стилизированным изображением, многочисленными рисунками предметов на эту букву и стихотворным её описанием. "Букварь" первоначально предназначался для царевича Алексея Петровича.

В петровскую эпоху Россию ждали многочисленные реформы, на стыке веков страна преображалась. Вместе со страной преображались и её книги. Лубочная картинка переживала расцвет в петровское время, и самые известные картинки, которые затем переиздавались на протяжении нескольких столетий, были связаны с эпохой Петра.

Петр I приглашает в Россию мастеров гравёров из Голландии.

В середине XVIII века светская литература начинает появляться уже в виде лубочных книжек.

В XIX появляется множество мелких типографий. Один из владельцев типографии был Иван Дмитриевич Сытин, русский предприниматель в области издательского дела и книготорговли, начавший свою карьеру помощником торговца в лубочной лавке, в 1876 в кредит открыл небольшую литографию для издания лубочных картин, в 1883 - книжную лавку и тогда же учредил книгоиздательское товарищество “И.Д. Сытин и К°”. К концу жизни стал крупнейшим негосударственным издателем, направленным, в первую очередь на народное просвещение. Типография Сытина выпускала огромными тиражами дешёвые книги для народа, учебники, календари, энциклопедии, научная литература, газеты, журналы, собрания сочинений русских классиков. Сытин делал попытки «облагородить» лубок, приглашая профессиональных художников, выпуская своеобразные «лубки–плакаты» с портретами писателей и иллюстрациями к их произведениям. Просветительская деятельность Сытина, связанная с пропагандой отечественной литературы, стала ярким явлением в развитии лубка, который существовал в русском обществе вплоть до 1920–х гг В это время в дешёвых вариантах выходят многочисленные переделки Гоголя, Лермонтова, отдельные произведения Пушкина, Тургенева, Салтыкова-Щедрина.

Во время Великой Отечественной воины лубок как вид народной графики был вновь использован Кукрыниксами. Злые карикатуры на фашистских главарей (Гитлера, Геббельса) сопровождались текстами острых фронтовых частушек, высмеивавшими «косого Гитлера» и его приспешников.

Сюжеты картин

Изначально сюжетами для лубочных картин были рукописные сказания, житейники, «отеческие сочинения», устные сказания, статьи из переводных газет. Постепенно помимо религиозных сюжетов, появляются иллюстрации к русским сказкам, былинам, переводным рыцарским романам, историческим сказаниям (об основании Москвы, о Куликовской битве).

Лубки были про все на свете: про разные страны и великие сражения, про крестьянское житье и знаменитых людей, про большие города и причуды природы, про диковинных зверей и важные события. Необыкновенно нарядными картинками люди украшали свое жилье.

Типы лубков

    Духовно-религиозные -. Изображения иконного типа. Жития святых, притчи, нравоучения, песни и т. д.

    Философские.

    Юридические - изображения судебных процессов и судебных действий. Часто встречались сюжеты: «Шемякин суд» и «Ёрш Ершович Щетинников».

    Исторические -Изображение исторических событий, битв, городов. Топографические карты.

    Сказочные - сказки волшебные, богатырские, «Повести об удалых людях», житейские сказки.

    Праздники - изображения святых.

    Конница - лубки с изображением всадников.

    Балагурник - потешные лубки, сатиры, карикатуры, побаски.

Технология производства лубка

А делалось это так: сначала на доску наносили рисунок. потом специальными резцами вырезали его, на контуры рисунков наносили черную краску. Поверх доски накладывали лист бумаги, прокатывали между валов печатного стана, и рисунок отпечатывался на бумаге.

Рисовали и вырезали лубочные доски мастера из народа. Обучались этому чаще у своих же родителей, родственников и соседей. а вот раскрашивали лубки матери, жены и дочери. Красок употребляли четыре - пять,не больше, но зато самые полыхающие: малиновую, зеленую, красную, желтую. И клали эти краски обязательно контрастно: малиновую с зеленой, желтую с черной, отчего они казались еще ярче, а картинка нарядней. художницы работали только широкими кистями и не соблюдали никаких контуров.

Современные мастера лубочных картинок

Прошли века, и художники, сочетая в своем творчестве традиции древнерусской живописи и народного промысла, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Современный художник живописец - Марина Русланова создаёт очень яркие позитивные работы в виде лубочных картинок. Её р аботы находятся в галерее "Славянский Дом", в Московском Музее Народной графики, в музее "Царицыно", в интерьере кафе Московского филиала Всемирного банка, а также в частных коллекциях в

России и за рубежом.

2015 год назван годом литературы. В рамках Года литературы,26 января 2015 года, в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Русская литература в зеркале лубка»

На экспозиции представлены уникальные образцы лубочной картинки середины XIX - начала XX веков по произведениям русских писателей. Выставка рассказывает об истории лубка, популярных сюжетах, авторах, техниках исполнения.

Среди экспонатов - самое популярное произведение в русском лубке за всю историю его существования - стихотворение «Романс», написанное пятнадцатилетним Александром Пушкиным.

Посетители смогут увидеть лубки, созданные анонимными авторами, многочисленными московскими мастерскими. Среди сюжетов лубочных картинок, представленных на выставке, наиболее востребованные среди простого народа произведения литературы - стихотворение Пушкина «Смерть князя Олега», поэма Лермонтова «Песня про купца Калашникова», басни Крылова, песни на стихи Батюшкова, Некрасова, Кольцова...

Один из разделов выставки посвящён работам издательства Ивана Сытина, в чьих руках сосредоточилось к концу XIX века лубочное производство…

Как мы работали над книгой

Книга обогащает наши знания о жизни, развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создает писатель.

Я тоже решила попробовать себя в роли иллюстратора и создать иллюстрированную книгу с пословицами и поговорками о книгах и чтении в лубочных картинках.

Этапы работы над книжкой:

    Нашла и исследовала материал о лубке.

    Подобрала пословицы и поговорки о книге.

    Проиллюстрировала странички.

    Оформила книжку так, чтобы можно было добавлять страницы.

    Книга готова.

Заключение

Лубок - вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств.

В целом можно сделать вывод о том, что рисованные лубочные картинки уникальное историческое и художественное явление, объединившее в себе искусство городской и крестьянской культуры, светского и религиозного начала. Именно этим можно объяснить способность рисованного лубка к творческой переработке художественных приемов книжной миниатюры, иконописи, народного декоративно-прикладного искусства.

Приложение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ершичская средняя школа»

Учебно-исследовательский проект

Пирамиды в современной архитектуре

Работа выполнена

Учащейся 10 класса

Казыбеговой Анжеликой

Руководитель работы

Симонова Т.М.

Ершичи

2018

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….3

    Основная часть

1.1. Что такое пирамиды и для чего их строили…………………………….4

1.2. Феномен Египетских пирамид…………………………………………. 5

1.3. Теории строительства Египетских пирамид.…………. ……………….7

1.4. Пирамиды в архитектуре XVIII - XIX веков…………………………….9

1.5. Пирамиды в современной архитектуре

2. Исследовательская часть

2.1. Где в природе и в быту встречается пирамидальная форма?............ 15

2.2. Для чего создают пирамиды? Их назначение и возможные свойства………………………………………………………………………19

Заключение ………………………………………………………………….24

Список информационных источников

Введение

Уже многие тысячелетия, по разным оценкам от 4500 до 200000 лет, человечеством создаются различные конструкции пирамидальной формы. Пирамиды найдены на всех континентах и даже обнаружены на Марсе. Создание Великих Пирамид приписывается и египтянам, и атлантам и даже инопланетянам. Сотни лет ведутся споры о возрасте, назначении, свойствах и эффектах пирамид, а также о технологиях их возведения. Предложено большое количество гипотез как дополняющих, так и противоречащих друг другу. По выше названным проблемам созданы и функционируют различные научные учреждения во многих странах мира, возникли науки "Египтология" и "Пирамидология", издано огромное количество монографий, научных трудов, статей и научно-популярных книг. По образу и подобию египетских пирамид созданы самые разнообразные архитектурные сооружения.

Цель проекта:

изучение пирамид как архитектурных сооружений.


Задачи проекта:

    Познакомиться с понятием пирамиды.

    Изучить древние пирамиды в Гизе и теории их строительства.

    Собрать материал о современных пирамидах.

    Исследовать, где можно увидеть пирамиду, каковы возможности и уникальные свойства пирамиды.

Гипотеза – «Пирамиды таят в себе много тайн и секретов».

    Основная часть

1.1. Что такое пирамида и для чего их строили.

Пирамида - многогранник, основание которого - многоугольник, а остальные грани - треугольники, имеющие общую вершину.

Пирамида является частным случаем конуса.

Пирамида называется правильной, если её основанием является правильный многоугольник, а вершина проецируется в центр основания.

Слово «пирамида» - греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы.

На Земле существует несколько сотен пирамид – от сравнительно небольших до построек с 30-этажный дом. Но у ученых до сих пор остаются вопросы об их функциональности. Общие черты, несмотря на то, что разбросанные по всей планете пирамиды разнятся своими размерами, формами, а также временем постройки в них значительно больше общих черт, чем может показаться на первый взгляд. Исследователи отмечают во многом схожий почерк строительства пирамид. Это относится как к обработке камня, так и к его укладке. Некоторые пирамиды, в частности, мексиканские и те, что находятся в океанских глубинах, объединяет наличие у подножья вытесанной из монолита «стилизованной головы». Ученые Калифорнийского университета недавно нанесли на карту все известные пирамиды и обнаружили, что они располагаются примерно на одной линии. Если за точку отсчета взять пирамиды Гизы, то эта линия заканчивается на пирамидах Гуимара, возведенных на Канарских островах. По мнению норвежского путешественника Тура Хейердала, схожесть древних мегалитических построек объясняется тем, что между островами и континентами существовал обмен опытом. Своими экспедициями Хейердал доказал возможность плавания древних людей на достаточно большие расстояния. Одна из последних версий функционального предназначения пирамид предполагает, что они возводились как хранилище знаний предшествующих цивилизаций, в которых астрономическая и географическая информация выражена языком геометрии. Отечественные и зарубежные ученые, среди которых британский математик Джон Легон, проводя многочисленные вычисления длины граней и основания пирамид, их объемов, площадей и даже расстояний между пирамидами обнаруживали строгие закономерности кратности рядов чисел. В частности, соотношение периметра основания пирамиды Хеопса к ее высоте равно числу 2 Пи. Опираясь на этот факт, ученые делают вывод, что пирамида служит картографической проекцией в масштабе 1:43200 Северного полушария Земли.

Пирамиды считаются проводниками космических энергий. Хорошо известно их применение в целительстве и медитации. Фактически, большинство храмов, мечетей, церквей, соборов имеют пирамидо- или куполообразную форму крыши. Говорят, что огромная духовная энергетика протекает из верхушки пирамиды в комнату и результаты медитаций становятся более ощутимыми и яркими.

1.2. Феномен Египетских пирамид.

"Визитная карточка" Египта - пирамиды. Пирамид здесь около сотни - больших и маленьких, ступенчатых и с гладкими боками, дошедших до нас почти в неизменном виде и больше похожих на бесформенную груду камней. Они расположены вдоль левого, западного берега Нила небольшими группами, неподалеку от того места, где в эпоху Древнего царства находилась столица страны - Мемфис. Самые известные из пирамид - на окраине Каира, на кромке пустынного плато Гиза, нависшего над зеленой долиной Нила. Здесь, в Гизе, и стоят три великие пирамиды - Хеопса, Хефрена и Микерина.

Еще в древности пирамиды Гизы считались одним из семи "чудес света". Но и сегодня они способны поразить кого угодно. Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений. На сооружение пирамиды (а оно было закончено около 2590 года до н. э.) ушло 2,3 миллиона каменных блоков весом две с половиной тонны каждый. Общий объем пирамиды составляет 2,34 млн. кубометров. Грани пирамиды ориентированы по сторонам света, а угол наклона их к основанию равен 51 o 52". Вход находится с северной стороны. Отдельные блоки, по словам арабского историка Абдель Латифа (XII в.), настолько точно подогнаны друг к другу, что между ними нельзя просунуть лезвие ножа.

Внутри пирамиды Хеопса нет ни надписей, ни украшений. Там находятся три погребальные камеры. Погребальная камера фараона представляет собой комнату длиной около 11 метров, шириной пять метров и высотой почти шесть метров. Стены усыпальницы отделаны гранитными плитами. Саркофаг из красного гранита пуст. Ни мумия фараона, ни погребальная утварь не были найдены. Предполагают, что пирамида была разграблена еще в глубокой древности.

Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8".

Завершает ансамбль великих пирамид Гизы пирамида Микерина. Ее строительство было закончено в 2505 году до н.э. Пирамида эта значительно меньше своих предшественниц. Сторона основания - 108 метров, первоначальная высота - 66,5 метров (сегодня - 62 м), угол наклона - 51o . Единственная погребальная камера пирамиды вырублена в ее скальном основании. Пирамида Микерина подчеркивает величие пирамид Хеопса и Хефрена. Последние нетрудно отличить друг от друга: у пирамиды Хефрена возле верхушки частично сохранилась белая базальтовая облицовка.

1.3. Теории строительства Египетских пирамид.

Древние египетские пирамиды по сей день хранят множество секретов и тайн. Некоторые из них уже, конечно, были раскрыты, но остаются такие вопросы, которые до сих пор тревожат умы ученых и историков. Как и кем были созданы эти монументы? Какие технологии применялись при строительстве? Как строителям удавалось передвигать каменные блоки огромнейшего веса? Зачем фараонам нужны были подобного рода усыпальницы?

О методике постройки пирамид споры идут с древнейших времен. Особо большого количества теорий и предположений удостоилась пирамида Хеопса – единственное дожившее до наших дней «чудо света» древнего мира. Еще Геродот описывал основанную на принципе рычага подъемную машину. Правда, судя по изображениям «машин Геродота» на гравюрах XVIII века, вряд ли эти простейшие деревянные конструкции сильно помогли при подъеме на высоту многотонных блоков (в погребальных сооружениях древних египтян некоторые монолитные глыбы достигают веса в десятки и даже сотни тонн).

Геродот осматривал Великие Египетские пирамиды почти за пол тысячелетия до нашей эры, когда страна фараонов находилась под персидским владычеством. Эллинский ученый пришел к выводу, что строительство гигантских пирамидальных конструкций производилось с помощью системы деревянных подъемников, расположенных на разных уровнях. О более фантастических теориях можно узнать из книг «Цивилизация древних богов Египта» (Скляров) или «В поисках истоков древних цивилизаций» (Грэм). Оба автора отказывают предкам нынешних коптов в авторстве постройки пирамид и, недолго думая, объявляют настоящими строителями представителей более древних цивилизаций, о которых, естественно, современной науке абсолютно ничего не известно. По аналогичному пути пошли «уфологи» разных мастей, придумавшие сотни «теорий» о возведении пирамид и других великих памятников древности гуманоидами с Альфы Центавра и более отдаленных уголков нашей Галактики.

Авторы альтернативных теорий особенно часто акцентируют внимание на многотонных блоках, которые в погребальных постройках Древнего Египта достигают веса в десятки и сотни тонн. Рассматривая древние архитектурные достопримечательности Египта, можно заметить, что сложены они чаще всего из известняка либо твердых горных пород (базальт и гранит). Помимо транспортировки, подъема на высоту и укладки, часто апеллируют к методам обработки (спилы, шлифовка, сверление), большим различиям технологий строительства в пределах одной постройки, сходству строительных технологий Египта и мегалитических сооружений в других частях света (в частности, в Мексике, Перу и Боливии).

Нередко аргументами для авторов альтернативных теорий становится мифология разных народов. На роль богов, описанных в легендах далекого прошлого, нередко назначают представителей более древних цивилизаций. И чем слабее аргументы теоретиков, тем чаще в их теориях звучат слова «лазеры», «Атлантида» и «инопланетяне». Скляровым также упоминается Великий Сфинкс со следами водной эрозии и удивительные астрономические знания древних, проявившиеся как в конструкциях древних памятников, так и в культуре местных народов.

Основным материалом для постройки циклопических культовых сооружений, таких как пирамида Хафры, Хеопса или пирамида Менкауры, выступал известняк. Твердые базальтовые и гранитные элементы больше применялись для отделки внутренних помещений усыпальниц. Обработка известняка не требует применения современных инструментов и прекрасно производится при помощи кремневых зубил, долеритовых шаров и другого инструментария, имевшегося у древних египтян. Вес блоков, установленных на высоте, не превышает полутора-двух тонн. Перемещать и поднимать на высоту подобные блоки можно с помощью грубой физической силы и примитивной техники, что никак не умаляет достижений древних строителей и величественности и уникальности созданных ими «вечных» пирамид.

Не раз высказывались теории об отливке блоков для строительства пирамид из известнякового бетона. Впервые эту теорию выдвинул Жозеф Давидовиц, химик из Франции, специализировавшийся на разработке новых строительных материалов. Давидовиц считал, что крупные блоки изготавливали на месте, используя каменную крошку и известняковый «геополимерный бетон». Похожую теорию продвигает Носовский, известный по псевдонаучным теориям о массовых фальсификациях официальной наукой «реальной» исторической хронологии.

1.4. Пирамиды в архитектуре XVIII - XIX веков.

Французский инженер Александр Гюстав Эйфель, выпускник Центральной школы искусств и ремесел в Париже, был одним из первых, кто стал широко использовать железные конструкции, самое раннее и значительное применение которых – это изумительная стеклянная крыша-«паутина» огромного универсама «Бон марше», построенного в столице Франции в 1876 году.

Конец XIX века – это период возникновения нового архитектурного мышления. К тому времени прогресс науки был столь очевиден, что новое поколение ученых и инженеров бралось за решение любых задач, какими бы сложными они ни были. Так, инженеры воплощали свои идеи в смелых строительных и технических проектах, что, надо признать, блестяще им удавалось. Использую металл в качестве основного материала, Эйфель строил величественные мосты, виадуки и другие сооружения, но мировую известность приобрел благодаря своей башне.

Ажурная стальная конструкция, возведенная в Париже для Всемирной выставки 1889 года, принесла бессмертие своему создателю. Башня задумывалась как украшение выставки, главный ее «экспонат», и должна была демонстрировать у
дивительную мощь новой техники. Высота Эйфелевой башни – 300 метров, что на долгие годы сделало это сооружение самым высоким в мире; она сложена из 12000 частей!

Новый материал – металл – в руках талантливого человека прекрасно воплотил художественный замысел автора. Широкая арка у основания, сквозь которую открывается вид на Военную школу и Иенский мост, постепенно переходит в стройное «тело» башни, завершающееся изящным шпилем. По внешнему виду башня схожа с пирамидой. Ни каменная, ни деревянная архитектура прошлого такого не знали.

Практическое же применение обладательница металлических кружев – красавица башня – получила позднее, когда ее стали использовать как радиомачту. Необходимо заметить, что эта гигантская постройка понравилась далеко не всем. Современники возведения Эйфелевой башни долго не могли привыкнуть к новым формам и материалу.

Теперь же, по прошествии стольких лет, башня, носящая имя своего творца, признана не только достойным украшением, но и символом Парижа.
В архитектуре Санкт-Петербурга "египетский стиль" является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве.

Египетская" пирамида. Царское село. "Египетские ворота". Царское село.





В Екатерининском парке на берегу Лебяжьего пруда среди окружающей зелени возвышается один из первых павильонов пейзажной части парка – Пирамида, выстроенная в 1770-1772 годах, по проекту архитектора Василия Ивановича Неелова, в неоегипетском стиле, по углам её были установлены в 1773 году четыре колонны из серого и розового уральского мрамора на пьедесталах. В художественной композиции этого павильона использованы пирамиды Цестия в Риме (надгробный памятник I в. до н.э.). Павильоны в виде пирамиды- древнего символа вечности - были распространены в европейсих пейзажных парках.

1.5. Пирамиды в современной архитектуре.

Мы часто встречаем пирамиду на улице в виде элементов зданий или самих архитектурных построек.

Так, например, французские архитекторы оформили современный вход в Лувр. Пирамида в Лувре на сегодняшний день является одним из важных символов французской столицы и современной архитектуры, как таковой. Данный объект является очень известным и знаковым. В нем происходит развязка романа «Код да Винчи», который написан известным Дэном Брауном.

Пирамида из стекла в Лувре.

Архитектурная компания из Японии под названием «Suppose Design Office» создала уникальный проект Black Pyramid House согласно которому, в одном из пригородов Токио был возведен уникальный дом, который внешне напоминает пирамиду.

В течение длительного времени японцы занимаются разработкой уникального проекта. Согласно ему, там должен скоро появится город, в котором будет проживать более 1 млн. человек. Авторы данной идеи мечтают о том, что этот населенный пункт будет стоять посредине воды, и его форма будет напоминать чем-то обыкновенную пирамиду. Высота здания составляет 1000 метров.

Уникальный пирамидальный город в Японии «Shimizu Mega-City Pyramid». Молодые архитекторы из Мексики решили выделиться среди серой массы проектов небоскребов 2010 года на конкурсе eVolo Skyscraper Competition. Ребята создали концепт шикарной конструкции пирамиды, которая должна расположиться на центральной площади Мехико. Самым необыкновенным в этом проекте является то, что оно должно быть подземным.

Небоскреб в виде пирамиды под землей в центре Мехико. В городе Братислава в течение длительного времени существует уникальное сооружение, которое напоминает перевернутую пирамиду. Это здание в нашем случае является не подземным. Оно расположено на поверхности земли. В конструкции расположен офис Национального радио Словакии.

Пирамида в Братиславе.

В древнем Египте пирамиды считались главным чудом и местом загробной жизни фараонов. В одном из голландских городков Спейкениссе несколько лет тому назад была построена уникальная пирамидальная библиотека под названием «Book Mountain + Library Quarter». Этот объект считается уникальным, удивительным, необыкновенным и большим сооружением этого населенного пункта. В этом городском квартале жители могут набраться нужных знаний и также отдохнуть от городской суеты.

Библиотека в форме пирамиды, расположенная в Нидерландах.

Одним из уникальных и современных символов Казани можно смело назвать концертный зал под названием «Пирамида». Он был выполнен в соответствующей форме и открыт в 2002 году.

Концертный зал в Казани в виде пирамиды.

На сегодняшний день одним из самых первых сооружений легендарного архитектора по имени Норманн Фостер на территории СНГ является Дворец мира и согласия. Он расположен в городе Астана (Казахстан) и имеет форму пирамиды.


Пирамидальный дворец Норманна Фостера в городе Астана

В одном из городов США египетским является только название пирамиды. Именно тут расположено большое количество известных объектов. Среди них следует выделить спортивный комплекс под названием «Pyramid Arena» в Мемфисе. Его высота составляет 98 метров. За это данное сооружение назвали большой американской пирамидой.


Американская пирамида под названием «Pyramid Arena» в Мемфисе.

Большой и шикарной пирамидой может также похвастаться корейский город Пхеньян. 330 метровая гостиница под названием «Рюген» должна была отворить двери для туристов и гостей в 1989 году. Однако, длительный экономический кризис в стране, а также нехватка материалов и рабочих рук в комплексе с архитектурными просчетами, немного сдвинули такие планы. В конечном итоге, первые постояльцы отеля появятся только в конце лета 2013 года. Сегодня данный комплекс достраивают две капиталистические компании Orascom group и Kempinski.


Гостиница под названием «Рюген» в корейском городе Пхеньян.

В настоящее время большое распространение получают светопрозрачные конструкции.

2. Исследовательская часть

2.1.

Где в природе и в быту встречается пирамидальная форма?

Пирамидальная форма встречается прежде всего в природе. Характерным примером пирамидальной формы является ель. Ствол её чаще всего прям, и ветви равномерно расположены относительно ствола, так что отвесная прямая, проходящая через её центр тяжести, пересекает основание ствола ели. Так, дерево, развиваясь в условиях действия силы тяжести, достигает устойчивого положения. К вершине дерева ветви его становятся меньше в размерах – оно приобретает форму пирамиды. Это нам тоже понятно: ведь на нижние ветви, как и на верхние должен попадать свет. Кроме того, центр тяжести должен быть как можно ниже – от этого зависит устойчивость дерева.

В
молекуле метана СН 4 атом углерода связан с четырьмя одинаковыми атомами водорода. Физическое равноправие всех четырёх связей между атомами углерода и водорода естественным образом согласуется с пространственной структурой молекулы метана в виде тетраэдра, в вершине которого находятся атомы водорода, а в центре - атом углерода. Молекула имеет форму правильной треугольной пирамиды – тетраэдра.

Рассматривая частные случаи, можно заметить, что пирамида широко используется в повседневной жизни, даже в домашнем хозяйстве.

Элементы пирамиды широко используются в технике. Обратите свое внимание на компьютер, нигде не видите сходства с пирамидой, а как же клавиатура? Кнопки, на которых ваши пальцы так часто отстукивают необходимый материал – также являются подобиями четырехугольной усеченной пирамиды.

Зайдя в ювелирный магазин, перед нашими глазами предстает огромный выбор из миллиона украшений, сделанных в виде пирамиды. Многочисленные статуэтки, разнообразные подставки, необыкновенной красоты скульптуры – все это пирамиды.

Также мы можем лицезреть пирамиду в домашних условиях: полотенца, прихватки, солфетницы, солонки, горшки для домашних растений, вазы, даже обыденный тюбик зубной пасты - повсюду нас окружают пирамиды.

Известна глиняная полая пирамида высотой 10 см с квадратным основанием 10х10 см и длиной ребра 12.25 см. Изнутри в пирамиде непосредственно у вершины размещен небольшой (5-7 мм) кристалл горного хрусталя (вертикально по высоте пирамиды). В одной из граней выполнены четыре одинаковых отверстия, диаметром 5 мм, три из которых размещены в углах треугольника с боковыми сторонами, равными 25 мм, а четвертое - на пересечении его высоты с основанием, равным 32 мм. Три нижних отверстия расположены на одной линии на расстоянии одной трети от основания пирамиды.

Ориентация грани с отверстиями на "Север". В этом положении, по мнению авторов, происходит нейтрализация геопатогенных излучений в радиусе до 8 метров.

Другой вариант конструкции пирамиды, представленный на рисунке, выполнен с гранями из прозрачных стеклянных пластин рубинового цвета, которые фиксируются металлической окантовкой. На вершине и углах основания размещены хрустальные шары, диаметром 2 см. Внутри пирамиды находятся две горизонтальные пластины, разделяющие ее на три равные по высоте части. Наличие пяти шаров обеспечивает значительный радиус действия и высокую интенсивность излучения.

Поэтому проявляемые свойства и эффекты помимо нейтрализации геопатогенных излучений позволяют устранять неблагоприятные воздействия интерьера и осуществлять обработку (зарядку) различных предметов.

Достаточно давно известны каркасные пирамиды. Они, как правило, имеют высоту 15-30 см и более. Изготавливаются из проволоки диаметром 3-2 мм или из трубок, диаметр которых выбирается с учетом высоты пирамиды.

В настоящее время большое распространение получают светопрозрачные конструкции.
На кровле установлены 16 малых и 3 больших пирамиды с переходами в вертикальные витражи. Пирамиды снабжены системой отвода ливневых вод и скрытой системой конденсатоотвода.

2.2. Для чего создают пирамиды? Их назначение и свойства.

Из созданных современных пирамид выделяются, с точки зрения конструктивных решений и обоснованности проявляемых свойств и эффектов, следующие пирамиды:

"Бипирамида Славникова";

"Пирамида Проскурякова";

"Пирамида Голода".

"Бипирамида Славникова", запатентованная как "Устройство для нейтрализации вредных воздействий" (приоритет от 30.12.96) представляет собой сдвоенную каркасную конструкцию.

Она состоит из двух правильных пирамид, каждая с треугольным основанием (тетраэдр), соединенных симметрично друг с другом вершинами, образующими общую вершину. Бипирамида снабжена антенной и излучателем. Последний выполнен в виде двух усеченных конусов, расположенных симметрично относительно общей вершины.

Ориентация Бипирамиды (режимы функционирования) в пространстве по сторонам света осуществляется при помощи "выделенного ребра". Имеется режим "выключено" - горизонтальное положение Бипирамиды.

Длины ребер и сторон основания выполняются одного размера. В настоящее время Бипирамида выполняется с ребрами двух типоразмеров: 12 см и 25 см (соответственно БИ-12 и БИ-25).

Бипирамида предназначена для квартир, офисов и коттеджей.

За последние годы произведено большое количество экспериментов с применением методов биолокации, методов традиционной науки и соответствующего приборного обеспечения. В экспериментах участвует значительное число организаций разной формы собственности, а также большое число специалистов из различных отраслей науки.

Специально для сопоставительного анализа по результатам экспериментов были изготовлены, помимо трехгранных, четырехгранные Бипирамиды.

Из-за обилия информации ниже приведены лишь свойства и эффекты, получившие экспериментальное подтверждение и отраженные в соответствующих отчетах:

вибрационное воздействие с оздоравливающим эффектом на окружающую среду и человека, причем, в последнем случае приборно доказан предсказанный частотный диапазон, являющийся оптимальным для человека, а именно миллиметровый диапазон;

влияние "энергетического поля" на биополе человека с учетом фазовых периодов луны;

нейтрализация геопатогенных излучений;

снижение значений электромагнитных составляющих поля компьютера;

изменение структуры и кислотно - щелочного баланса воды под воздействием "энергетического поля";

восстановление больных растений на примере экзотических лиственных кактусов.

Отдельно приводятся свойства и эффекты, проявившиеся в плане оздоровления и профилактики:

профилактика отдельных заболеваний при воздействии поля и обработанной в активной зоне Бипирамиды воды;

восстановление энергетического баланса и энергетики органов и систем у человека;

восстановление клинических показателей, например, гемоглобина по информации специалистов МЧС Беларуси;

восстановление показателей, характеризующих состояние органов и систем (метод Р.Фолля и прибор СТАРТ-1) при наличии отрицательных воздействий геопатогенных излучений и различных электромагнитных полей, например, линии электропередачи за счет усиления защитных функций человека;

оздоравливающее воздействие Бипирамиды как в автономном режиме, так и в качестве дополнения к применяемым методикам и приборам путем экспонирования пациента ее полем в заданном временном интервале;

снижение заикания у детей (Новоуральск);

активизация с психологической точки зрения резервных возможностей человека;

сочетаемость конструктивных особенностей свойств и эффектов с архитектурными решениями в части энергоинформационного благополучия населения.

С учетом накопленного опыта отработана система тестирования на воздействие Бипирамиды в условиях наличия посторонних вредных воздействий.

Надо отметить, что были проведены и другие эксперименты, но в силу противоречивости результатов, было принято решение их перепроверить.

"Пирамида Проскурякова" представляет собой четырехгранную конструкцию, отличающуюся от классической соотношением высоты и стороны основания, а также другими соотношениями, защищенными патентом РФ.

Две пирамиды, возведенные в 1996 году в Южной Корее, имеют размеры высоты и основания соответственно 3,75 м и 6х6 м.

Разработан типовой проект пирамиды, который приобрели семь городов СНГ. В 1998 году сданы в эксплуатацию под Сочи две (из трех) пирамиды высотой 5 м, с основанием 8х8 м и подземным входом.

Основным назначением пирамид является гармонизация окружающей среды и оздоровление. Указанные пирамиды предназначены для нужд санатория.

"Пирамида Голода" относится к ряду "Больших" пирамид, т.к. даже первые образцы, например, в Раменском районе Московской области имеет высоту равную 11 м.

В 1997 году на берегу озера Селигер была построена пирамида высотой 22 м. В настоящее время, по информации автора, возводится пирамида высотой 44 м. По мнению автора это будет определенный предел, по крайней мере, в ближайшем будущем.

Конструкция пирамиды основана на пропорции Золотого сечения, то есть диаметры шаров, вписанных в пирамиду, образуют указанное соотношение и определяют ее конструктивные размеры.

Области применения пирамиды, по мнению автора, очень разнообразны и базируются на результатах совместных экспериментов с рядом НИИ России, ведущих клиник, а также на гипотезах, аналогиях и экспертных оценках.

Наиболее значимые области применения пирамиды следующие:

приведение в гармоническое состояние поверхностного слоя Земли;

увеличение надежности захоронений ядерных, химических, бактериологических и других отходов;

повышение уровня адоптации человека к условиям среды обитания;

решение проблем экологии через оздоровление водоемов, лесов, полей, парков и др.;

повышение урожайности сельскохозяйственной продукции;

улучшение качества продуктов питания, напитков и лекарственных препаратов;

профилактика и оздоровление;

решение проблем энергоинформационной защиты;

информационное воздействие на окружающую среду путем аккумуляции информации в водных потоках (реках) и многое другое.

Заключение

Пирамиды представляют интерес для историков, архитекторов, физиков, биологов, медиков, философов. Чем больше мы узнаем о пирамидах, тем больше у нас возникает вопросов. В рамках проекта я изучала пирамиду как геометрическое тело, пыталась вникнуть в тайны пирамид, узнала о местонахождении современных пирамидальных строений, пробовала выяснить причины, по которым пирамида признается одной из совершенных форм в мире.

Работая над темой проекта я узнала много нового о пирамиде, мне было интересно узнать, каким образом они строились и строятся до сих пор, и какую архитектурную ценность каждая из себя представляет.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Непомнящий Н.«Семь чудес света.» - М.«Слово/SLOVO» - 2000. – 3-6 с.

    Шалаева Г. «Все обо всем» - М.«АСТ» 1997. – 21 с.

    Электронная Коллекция рефератов «ДИСКавери» - М.«Адепт» 2003. – 6-10 с.

    Михайловский К. «Пирамиды и масштабы». - Варшава 1973. – 12-14 с.

    Дмитриева Н. А. «Краткая история искусств». - М. «Астрель» -2000.- 14-17 с.

    Бонин И. Собрание сочинений. – М. «Орбита» - 2000.-18-19 с.

    Бьювэл Р., Джилберт Э. «Секреты пирамид». – М. «Рипол\классик» -2003.- 14-17 с.

Интернет – ресурсы

http://www.inetjob.info/pir.html

http://architect.claw.ru/shared/401.html

http://www.tmn.fio.ru/works/26x/304/d8_2.htm

Краткая аннотация

Метод проекта является составной частью обучения МХК, т.к. позволяет активизировать деятельность учащихся как в урочное, так и во внеурочное время.

Тематика проекта «Слово» была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету для учеников разного возраста (6-11 классов) для более глубокого ознакомления с духовно-нравственными ценностями отечественного искусства через изучение краеведческого материала. В ходе работы ученики совершают экскурсии в Троице-Сергиеву лавру, встречаются с выпускниками Свято-Тихоновского Богословского университета (художественный факультет), изучают материалы официального сайта Троице-Сергиевой лавры, связанные с памятниками архитектуры, используют библиотечный материал, знакомятся с дополнительной литературой по предмету.

В результате совместной деятельности учеников, учителя и родителей должны быть созданы творческие работы: газета «Слово», альманах «Родники», презентации, сценарии выступлений волонтёрского отряда «Слово» в форме «живой газеты» (руководитель волонтёрского отряда Истомина Е. Е.) перед учениками школы и родителями.

Проект по типу деятельности творческий, по характеру предметно-содержательной области - культурологический, по характеру координации - открытая, явная координация, средней продолжительности.

Работа с детьми основана на принципах добровольности.

Цели образовательные и воспитательные

1.Формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения.

2.Формировать мотивацию к изучению жития светильника русской земли Сергия Радонежского.

3. Формирование национального самосознания учащихся в ходе изучения культурного наследия родного края, погружения в мир отечественной истории при изучении ее судьбоносных моментов (Куликовской битвы).

3. Обогатить лексикон участников проекта словами духовного и историко-культурного значения, повысить общую эрудицию детей, ввести в речь учеников церковнославянизмы, определяющие высокий стиль русской классической художественной литературы.

4. Формировать ценностные установки на нравственное, традиционное в культуре родного края.

Задачи учебно-педагогические

1. Приобщение к ценностям древнерусской культуры.

2. Изучение шедевров древнерусской литературы.

3. Постановка и формулировка темы своей творческой работы, личностная мотивация выбора.

4. Формирование и развитие навыков творческой работы.

5. Сбор и систематизация материала, умение на практике применять полученные знания.

Актуальность проекта

Современное образование переживает в настоящее время период подъёма, и это связано прежде всего с обращением к вечным ценностям. Данный проект направлен на изучение художественно-культурного наследия родного края и должен помочь учащимся обрести точные духовные ориентиры, усвоить нормы морали, ценности, которые воплотились в Троице-Сергиевой лавре и житии её основателя Сергия Радонежского. Работа над проектом предполагает интеграцию в различные изучаемые в школе дисциплины (историю, МХК, литературу, ИЗО). В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, … в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям».

Ожидаемые результаты

Работа над проектом «Слово» способствует развитию у детей творческого осмысления отечественной культуры , развивает чувство прекрасного, формирует высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства.

СМИ - важнейшее средство самовыражения подростков, вызывающее повышенный интерес. Поэтому работа над проектом позволит через средства массовой информации (газету «Слово», альманах «Родники») наиболее продуктивно знакомить учащихся школы с результатами работы по освоению художественно-культурного наследия родного края. Кроме того, с помощью приёмов театрализации, через «живую газету», ученики могут донести свой материал до заинтересованных в теме учеников младших классов, родителей.

Выполненные в рамках проекта творческие работы (газеты, рисунки, фотографии, макеты и т. п.) найдут своё реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других.

Осуществление проекта.

Проектом руководит учитель МХК Истомина Е. Е., координируя действия учеников, снабжая необходимой информацией, контролируя отбор материала. Учитель разрабатывает дизайн изданий. Газета «Слово» оформлена заставкой с фотографией ученика, читающего книгу, название набрано прописными буквами (шрифт Georgia). Альманах «Родники» представляет собой 5-6 листов на цветной фотобумаге (А4), на обложке указаны вопросы, раскрывающие тематику издания.

В начале учебного года создаётся редакционная коллегия из учеников 6-10-х классов, которая под руководством учителя определяет направления работы, осуществляет выпуск газеты и альманаха. Редколлегия включает в себя корректоров, корреспондентов, фотокорреспондентов, участников волонтёрского отряда «Слово».

Достижение целей и выполнение задач школьных СМИ (газеты «Слово» и альманаха «Родники») осуществляется посредством публикации следующих видов информации: написанные в доступной форме отчеты и репортажи о мероприятиях школы по духовно-нравственной тематике. Аналитические статьи и материалы, направленные на изучение художественно-культурного наследия родного края. Материалы, отражающие участие учеников школы в духовно-нравственных мероприятиях школы, города, района, области.

1 этап работы включает в себя постановку проблемы, формулирование темы, выбор тем учащимися, посещение Троице-Сергиевой лавры. Общая тема: «Поклон преподобному Сергию».

2 этап работы - поисковый.

Круг вопросов: «Храмы Троице-Сергиевой лавры». «Как выглядела Троицкая обитель в глубокой древности». « Троице-Сергиева лавра: история и современность». «Какими делами прославлен в русской истории Сергий Радонежский»? «Расскажите о сюжете картины М. В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею». «О каких духовных заветах Сергия Радонежского мы узнаём из «Жития…», созданного во славу святого Епифанием Премудрым». « Образ преподобного Сергия Радонежского в памятниках Куликовского цикла древнерусской литературы ". «Почему Андрея Рублёва считают учеником Сергия Радонежского». Круг вопросов может быть расширен по желанию учащихся.

3 этап - практическая работа. Оформление творческого отчёта в форме номеров газеты и альманаха, а также в выбранной учеником творческой форме (мультимедийная презентация, выступление с докладом или сообщением на конференции, родительском собрании, творческих занятиях, участие в работе волонтёрского отряда «Слово» и т. п.)

Номера газет, альманахов, творческие работы размещаются в рекреациях, хранятся в конференц-зале школы.

Электронная версия газеты размещается на сайте школы.

Проект разработан учителем МХК МБОУ «КСОШ №7» Истоминой Е. Е.

В данный раздел включены темы проектов по МХК (мировой художественной культуре), не вошедшие в списки тем для 7, 8, 9, 10 и 11 классов.
На странице предлагается выбрать интересные темы исследовательских работ по МХК , в которых рассматривается архитектура, живопись и скульптура Древнего Востока, Египта, Европы и России.

Мы распределили темы исследовательских работ по мировой художественной культуре по классам, ниже можно перейти и просмотреть темы по МХК для 7-11 классов .

Также предлагаются темы исследовательских работ по культуре на знакомство с музеями различных стран мира.

Среди тем проектных работ по МХК можно выбрать интересную тему проекта для учащихся любого класса школы. Темы охватывают культуру практически всех известных цивилизаций мира.

Темы исследовательских работ по МХК (общие)

Интересные темы проектов по МХК для учащихся школ:


Арканджело Корелли.
Архитектура Древнего Египта.
Архитектурные памятники города, в котором я живу.
Архитектурный модерн одного из городов России.
Библейские сюжеты и образы в творчестве Эль Греко (Рембрандта и др.)
Боевые воинские искусства
Бытовой жанр в западноевропейской и русской живописи.
В. А. Серов «Девочка с персиками»
Венецианская маска.
Влияние африканской скульптуры на творчество П. Пикассо.
Влияние венецианских масок на образы современной моды.
Влияние Византии на формирование культуры и искусства Киевской Руси
Волшебное искусство амигуруми.
Город-музей Санкт-Петербург и его пригороды.
Готическое искусство.
Греческий театр.
Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись.
Древнерусская иконопись
Египетский стиль в современном интерьере.
Живопись С. Дали и театр абсурда.
Живопись эпохи "передвижников".
Жизнь Иисуса в произведениях искусства.
Идеал красоты в разные эпохи
Из истории французского костюма.
Импрессионизм. Огюст Ренуар
Импрессионистические приемы в творчестве К. Коровина (В. Серова).
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
Искусство доколумбовой Америки.
Искусство Западной Европы XVII века. (Эпоха барокко).

Темы проектов по МХК (продолжение)

Интересные темы исследовательских работ по МХК для учащихся:


Йозеф Ланнер,основатель венского вальса.
Комната моей мечты.
Костюм русских крестьян Тверской губернии XIX – начала XX века
Культура античности
Культура восточного танца
Культура и быт народов Кубани XVII - XVIII в.
Культура и искусство Византии
Культура и искусство эпохи Просвещения.
Майолика эпохи Возрождения
Может ли искусство быть оружием
Музеи Европы
Музеи мира. История становления музея, принципы, по которым сложились национальные коллекции.
Музеи России.
Музеи Украины.
Музей в современной социокультурной ситуации города.
Образ Клеопатры в кинематографе.
Образ кошки в русской культуре.
Образ Петра I в скульптурах Б.К. Растрелли и Э. Фальконе.
Образ солнца в народном искусстве.
Образы Мадонн в творчестве Леонардо да Винчи (Рафаэля).
Особенности русского духовного идеала в творчестве М. Нестерова.
Отражение образов первобытного искусства в творчестве П. Гогена.
Пирамиды в современной архитектуре.
Поиски фовистов и особенности их образного языка.
Преломление иконописных принципов в живописи Эль Греко.
Природа и человек в изобразительном искусстве романтизма (на примере творчества К. Д. Фридриха).
Проблема выбора жизненного пути в произведениях А. Иванова «Явление Христа народу» и И. Крамского «Христос в пустыне».
Прогулка по Версалю.
Противопоставление естественного и искусственного как основной мотив творчества К. Сомова.
Психологизм скульптурных портретов А.С. Голубкиной.
Роль Тулуз-Лотрека в развитии искусства плаката.
Романское искусство
Рыцарство
Своеобразие жанра картины-элегии в творчестве В. Борисова-Мусатова.
Своеобразие стилистической манеры Ф. Рокотова.
Символика натюрморта в голландской живописи XVII века.
Символика украшений Древнего Египта. Связь символики с мировоззрением египтян.
Символические образы в творчестве Врубеля.
Скульптура эпохи Возрождения: Донателло, Микеланджело.
Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья.
Скульптурное убранство готических соборов.
Славянская мифология "Русская нечисть"
Славянская мифология "Священные птицы"
Советская и американская культура 20-х годов XX века.
Тайна красоты в русских женских портретах XIX века.
Танец богини Гуань
Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери.
Традиции древнерусского искусства в архитектуре петровского времени.
Художественные открытия «малых голландцев».
Черты романтизма в творчестве прерафаэлитов.
Экзотика Востока в произведениях Делакруа.
Экскурсия по Собору Святой Софии в Константинополе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Большеигнатовская СОШ»

Научно-исследовательская работа

«Художник, пишущий добро…»

(по творчеству А.Баргова)

Выполнила ученица 10 класса

Бочкарева Юлия

Руководитель Калякова Н.Г.

Большое Игнатово 2015

Введение 2 Природа в творчестве русских художников 4

Анатолий Баргов, детство и юность 7

Основные направления в живописи 10

Эрзянский колорит в творчестве 11

Общественная работа

Заключение 21

Литература 22

Введение

Безусловно, изобразительное искусство является неотъемлемой частью культуры духовной.

Искусство художников и живописцев позволяет посредством изображения не только рассказать об увиденном, но и выразить свои мысли и чувства.

Всё живет и изменяется, рождается, взрослеет, стареет и умирает. Неповторимы картины, на которых запечатлены красоты родного края. Безгранично любя свою маленькую Родину, художники в разное время стремились воплотить в своём творчестве её образ. Для некоторых из них родина – это берёза у окна, серебристый иней, погрузившийся в тихий сон зимний лес, розовый закат солнца над озером, весёлые ромашки на лесной полянке, куст душистой сирени в саду. Для других она – бескрайние поля, луга, реки, близ лежащие деревни, земляки, высокое небо с плывущими по нему облаками.

Привязанность к отеческой земле, хранение того, что всего роднее, ближе и дороже – свидетельство культурной ценности личности. Это патриотизм. Он даёт человеку осознание сопричастности к родной земле и культуре, носителем и хранителем которой он становится. Этому нужно воспитывать с детства. Знакомство с историей изобразительного искусства Мордовии,творчеством художника А.Н. Баргова,поможет определиться каждому человеку, чтобы не растерять в своей душе того, что её укрепляет, облагораживает.

Актуальность нашей темы мы видим в возможности систематизировать информацию о художнике- земляке в анализе его картин с точки зрения неповторимости эрзянской культуры.

Целью данной работы является анализ отражения культуры эрзян в творчестве А.Н.Баргова.

Для достижения данной цели перед нами ставятся и решаются следующие

задачи:

1. Подобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Изучить особенности изобразительного искусства в творчестве А.Н.Баргова.

3. Определить основное направление изобразительного искусства художника.

Проблема : не всегда, любому жителю нашего района или гостю можно найти информацию о жизни и творчестве А.Н.Баргова. Необходимо затратить много времени в поисках необходимой литературы в библиотеках, пролистать подшивки газет в читальном зале, с целью знакомства с художественным творчеством нашего земляка.

Разработанность исследуемой проблемы : Тематическое интервью с матерью художника (биография собеседника как часть конкретного периода истории); изучение и анализ литературы; метод сравнения; изучение картин из семейных архивов; просмотр информации из газетных источников музейного архива.

Основные информанты:

Мама художника- Баргова Нина Ивановна, архивы Центральной районной библиотеки, редакции районной газеты «Восход».

1 Природа в творчестве русских художников
Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила её эстетического восприятия так велика, что, не будь её, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким бы он был. Но не только Пушкина, но и Лермонтова, Чехова и наконец, не было бы плеяды замечательных художников- пейзажистов: Саврасова, Левитана, Нестерова, Поленова и многих других.
Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе - один из вернейших признаков любви к своей стране, любви к малой родине.
Картины хороши тем, что в любую минуту ты можешь войти в знакомый, но всегда чем-то новый мир нашей природы,- стоит только переступить порог рамы. Трудно поверить, что еще в начале XIX века некоторые критики считали пейзаж ненужным, а о художниках и писателях- пейзажистах говорили, что они « прячутся в пейзаж от действительности» и тем самым выдают себя с головой как недругов прямого восприятия и отражения действительности.
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы.

В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.

В начале 50-х годов начинает складываться качественно новое направление- реалистический, национальный пейзаж. Необходимо отметить, что данное течение было неразрывно связано с историческими событиями второй половины 19 века, крестьянский вопрос волновал всех и не оставил равнодушным и пейзажистов. В рамках данного направления природа перестала использоваться как выражение собственных чувств. Художники теперь стремились реально отражать окружающую их действительность, без преувеличений и искажений. Именно в этом направлении работали и создали произведения, имеющие мировое художественное значение, такие пейзажисты, как Шишкин, Саврасов, Поленов, Куинджи и многие другие выдающиеся художники. По количеству талантливых видописцев 19 век заметно выигрывает по сравнению с другими и недаром его принято называть “золотым” веком русской живописи, на него ложится период расцвета русского пейзажа.

Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.

Начало развития деревенского пейзажа положил Алексей Венецианов (1780-1847), который известен всем как непревзойденный мастер бытового жанра. Жизнь в деревне дала художнику богатый материал открыла новый мир, красоту и поэтичность родной русской природы. Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.
Сам Венецианов соединял виды полей и лугов в своих картинах с изображениями крестьянских девушек и детей. Эти жницы и пастушки воплощали в его картинах поэтический собирательной образ крестьянской Руси. Пейзажные фоны его картин вводят в русскую живопись тему природы как сферы приложения труда человеческих рук.

Уже в первой половине века художники А. В. Тыранов и Г. В. Сорока, бывшие прямыми воспитанниками Венецианова, пробовали свои силы в работе над деревенским пейзажем, в родных для художников местах. Их картины, "не всегда совершенные по мастерству, отличаются необычайной чистотой восприятия природы и искренностью чувства". Являясь преемниками венециановских традиций, эти пейзажисты своим творчеством представляют характерное явление в реалистическом искусстве 40-х годов.
Исаак Левитан - самый великий из тех русских пейзажистов, которые в XIX веке открыли для современников скромную красоту русской природы. Начиная работать под руководством Саврасова и Поленова, Левитан вскоре оставил далеко позади своих учителей, навсегда вписав свое имя в пантеон отечественной культуры. Долгое время считалось, что в России нет природы, способной вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Вместо природы была лишь серая, безликая масса, тоскливая и бесконечная, как горе людское.

Обращался к красоте родного края и наш земляк- художник Федот Васильевич Сычков (1870-1958), талантливый, самобытный, художник-бытописатель деревни, стоявший у истоков мордовского профессионального изобразительного искусства. Жизнерадостные, мастерски исполненные произведения художника, героями которых были его земляки, - своеобразная летопись жизни родного края.

Свое предназначение в искусстве Ф.В. Сычков видел в том, чтобы раскрывать красоту, неповторимость деревенского бытия, которые чувствовал и понимал глубже, чем многие другие мастера, поскольку вышел из этой среды и никогда не порывал с ней. «Я посвятил свое искусство отображению жизни русской деревни»- писал художник.

  1. Анатолий Баргов, детство и юность

Из воспоминаний мама художника Н.И.Барговой:

…Далекий уральский город Магнитогорск. Там 22 июля 1955 году родился маленький Толя. Но свое детство и юность он провел в селах Андреевка и Большое Игнатово Большеигнатовского района Республики Мордовия.

Любовь к искусству и привели молодого его после окончания школы в Ичалковское педагогическое училище, которое он закончил в 1974 году. С теплотой и любовью он вспоминает хороших людей из педагогического училища–Евгению Петровну Кузнецову, Михаила Федоровича Еделькина, Василия Трофимовича Вильдякскина. После окончания педагогического училища, Анатолий Николаевич занимается педагогической деятельностью в школах №16 и №18 города Саранска. В 1975-1977 он проходит службу в Советской Армии.

В 1987г. А.Н.Баргов поступает в Чувашский государственный инсти-тут им. И.Я.Яковлева на художественно-графический факультет, в мастерскую народного художника России Р.Ф.Федорова. И снова ему встречаются добрые люди – Равель Федорович Федоров, Ананий Александрович Флегентов -педагоги института.С 1987 года он участник республиканских, региональных, всероссийских художественных выставок.В 1995г. А.Н.Баргова принимают в члены Союза художников России.

3 Основные направления в живописи

Анатолий Николаевич начинал как пейзажист, создал серии «Времена года» , «Болдинская осень» (1999г.), «Монастыри России» (2000-2003г.).

С легендарными местами Болдина и его окрестностями Анатолия Баргова связывают самые яркие впечатления детства, ведь оно прошло неподалеку-в соседних с Пушкинскими местами селами Большое Игнатово и Андреевка. А десяток километров, разделяющих их, он легко преодолевал на велосипеде, когда с друзьями мчался, чтобы успеть на пушкинский праздник.

По барговски неторопливо раскрывается замысел картины «Дорога в имение А.С.Пушкина» , змейкой поднимается в гору тропинка, по которой вот уже много лет люди идут в поместье поэта. И становится ясной главная идея триптиха-к Пушкину нужно идти неторопливо размышляя, созерцая красоту окружающей природы, вспоминая строчки стихов, знакомых с детства…Художник ведет нас по тропинке, которая, поднявшись в гору, в его следующем полотне «Пруд.Мостик» спускается в знаменитый парк, пересе-кает мостик над прудом и приводит к самому дому А.С.Пушкина.

4 Эрзянский колорит в творчестве

В настоящее время он один из немногих российских художников Мордовии, который обращается к сюжетно-бытовой картине. Мастер активно разрабатывает национальную тему, стремясь к художественно-философскому осмыслению родной культуры, утверждает необходимость возрождать, беречь и продолжать народные традиции мордвы. Оптимистическими образами многофигурных композиций с ярко выраженным в них хоровым, соборным началом он показывает истинную силу народа в единении, в обращении к духовной жизни предков, в уважении к этнической архаике национального костюма, танца, песни, обычая и ее современного бытования («Шумбрат, фестиваль!»,2007; «Воскресный день»,2009.)

Национальная тема раскрывается художником под знаком праздничного восприятия бытия, характерного для народного мировидения. Работы отличаются яркой декоративностью, несут в себе заряд энергии, выраженной темпераментной манерой письма. За серию работ на национальную тему А.Н.Баргов награжден почетным званием лауреата Премии Главы Республики Мордовия.Творчество пейзажиста А.Баргова подкупает своей искренностью именно потому, что он пишет только то, что хорошо знает, что любит и считает своим. Основная тема его пейзажей-родная земля. И хотя сам художник родился на Урале, вся его жизнь связана с Мордовией, с землей его предков, которые веками жили на ней, сеяли хлеб, растили детей, а умирая, уходили в нее, чтобы потом, взорвавшись жизнью, снова вернуться в этот мир.

…На огромной зеленой поляне в летний полдень красиво звучит ста-ринная мордовская песня. Нескончаемой лентой струится вокруг высокого кургана хоровод. Это эрзяне со всех концов России съехались на священную для них поляну между мордовскими поселениями Селищи и Чукалы. Забытый в годы советского лихолетья многовековой обычай древнего народа собираться вместе и всем миром решать насущные проблемы вновь возвращается к нам, возрождается национальное самосознание малых народов России, люди хотят знать свою культуру, историю, обычаи. И потянулся нескончаемый людской ручеек к священному кургану, чтобы, как встарь, принести на него горсть земли со всех уголков страны, из-за ее пределов, где живут эрзяне-потомки тех, кто столетиями молился здесь, доверяя милосердным богам свои беды, прося их заступничества, благодаря за помощь.

И, как тогда, горит свеча на вершине древнего холма, даря надежду всем, кто верит, всем, кто способен ощутить глубочайший смысл происходя-щего действа, становясь его участником. Красив и поэтичен этот обычай, и разве может удержаться художник от желания поведать о нем всему миру.

Художник в своем триптихе «Эрзянь Озкс» (Эрзянский праздник) сумел нетолько тонко почувствовать истинно народный характер праздника, но и найти наиболее убедительные художественные средства для его выражения.

Художник пишет майскую зелень рощи ярко и сочно, «Весна» , а лес поздней осенью- призрачно- серебристыми красками. Живописец не любит резкого освещения и ярких цветов, справедливо считая, что они вносят сумятицу в строй природы.

Зимняя свежесть, наоборот, бодрит, и в его зимних пейзажах пре-обладает четкий рисунок ветвей, графическая ясность очертаний предметов в морозный день, а нередко и ощущение оттепели, подчеркнутое теплым коло-ритом. Именно в образах зимней природы А.Баргову особенно удается пере-дать национальный колорит. Например, в «Зиме на Суре» настроение опре-деляет столь всем знакомый и любимый в русской классике тоскливый мотив дороги, усиливающийся маленькой фигуркой едущего не санях путника, а го-ризонтальный формат полотна оттеняет неторопливую повествовательность рассказа.

Тематика пейзажей «чистой» природы, созданных Анатолием Барго-вым, разнообразна- он не отдает предпочтения какому-то одному времени го-

да, в каждом открывая неповторимую прелесть. Удивительно тонко живопи-сец ощущает внутреннюю связь состояния природы и человека. Неуютно и грустно поздней осенью, а весна-это мощный прилив сил и энергии. Лето ху-дожник ассоциирует с нагретым солнцем стволами сосен на песчаном берегу, источающими благоуханный аромат, смешивающийся с запахом реки, летоэто ярко цветущие палисадники деревенских домов, сочные всполохи закатов…

Почти во всех полотнах художника неизменно присутствует река или озеро. Вода «притягивает» его внимание, ее зеркальная гладь создает дополнительный изобразительный эффект- в ней отражаются берег и небо, но, живя на холсте по собственным законам, она, тем не менее, всегда, орга-нично включается автором в окружающий пейзаж.

Любимые реки живописца:Сура, Алатырь, Сивинь. Они текут по мордовской земле, придавая ей своеобразное очарование. Эти реки мы видим на таких картинах как «Пробуждение.Сивинь» (1998г.), «Весна.Ледоход на реке Алатырь» (1997г.), «Летняя Сура» (1998г.).Беспокойная Сура будоражит окружающий мир, вовлекая его в свой водоворот. «Бурная, сильная», именно она соответствует темпераменту художника -активного, деятельного.

Совсем другой характер у Сивини -спокойная и мелководная, она притягивает своей неброской красотой и безмятежной тишиной. И живопи-сец обращает внимание то на старое сухое дерево на берегу, то на пышно цветущий кустарник, то на обрыв, поросший густой травой. Для него Си-винь, затерявшаяся среди полей и лугов, «река пряная и ароматная», словно молодая девушка.

В разные годы своей творческой жизни А.Н.Баргов пишет и натюр-

морты. Они отличаются чувством преклонения художника перед красотой мира в букетах нарядных цветов- («Цветы» 2009г. ) , душистых гроздей сирени («Сирень» 1993г. ) , пышных пионов («Пионы» 2000г. ) . Эти картины раскры-вают особое праздничное ощущение жизни. Часто «главными героями» его натюрмортов становятся красиво выписанные предметы и детали мордовско-го национального костюма и народного быта- («Натюрморт со свечой»

1987г. ) .

Он видит красоту и выражает свой линией то, что хочет -рука ему подвластна. Рука сильная и красивая. И когда держит кисть, и когда держит руль машины, и когда поднимает ребенка.

В его мастерской как реликвия хранится портрет бабушки, покой-ной Анастасии Федоровны Мамаевой, которая давным-давно позировала двум студентам педучилища: внуку и его другу Вите Вечканову, ставшему известным художником, но рано ушедшему из жизни. Других портретов Баргов не пишет. Его сдерживает природная осторожность и тактичность.Ведь в портрете настоящий живописец отражает не только внешние черты,но и характер, внутреннее состояние человека, в чем не всякий решится признатся…

В последние годы и архитектура начинает активно входить в пейзажи А.Баргова. В поисках разнообразия сюжетов он постепенно отходит от образа «чистой» природы и стремится сообщить ей эффект присутствия человека, сотворившего «рукотворную» красоту. При этом живописца инте-ресует лишь то, что не соперничает с природой, органично сочетается с ее красотой, подчеркивает достоинства и, в свою очередь составляет с ней единое целое. Такими качествами, по мнению А.Н.Баргова, обладает лишь гениальная по своей простоте и изяществу архитектура старинных соборов и церквей. И он, увлекшись новой темой, создает ряд интереснейших пейза-

жей, посвященных местным монастырям: Наровчатскому, Санаксарскому и Макаровскому.

В картине «Норовчатский женский монастырь» особенно активен зеленый цвет, прекрасно передающий прохладную свежесть майского утра, это ощущение усиливает и контраст с большим темным пят-ном спаханного поля на первом плане, терпеливо ждущего своего работника, красив и точеный силуэт собора и колокольни вдали.

Мажорное настроение пробуждающейся природы создает художник и в «Са-наксарском монастыре» , увиденном им ранней весной во время разлива Мокши.

На полотне «Макаровский погост» яркое пятно ранней зелени эффектно сочетается с благородством охры, подчеркивая приподнятое на-строение, которое невольно испытываешь, созерцая картину пробуждающей-ся природы. На заднем плане художник изобразил множество дорог-со всех сторон ведут они путников к храму, стоящему на пригорке. А объединяет все эти архитектурные пейзажи столь любимая живописцем полоска водоема на первом плане. Она словно отделяет зрителя от сказочных образов, возни-кающих на дальнем берегу, маня и в то же время преграждая путь к ним-таким прекрасным и недоступно-призрачным, словно былинный образ града Китежа. Как легко и изящно кисть живописца вписывает линии соборов в не-бо, как загадочно отражаются они в зеркале реки!

Художник Анатолий Баргов сумел создать в своих полотнах поэ-тичный образ пейзажа родной мордовской земли, неразрывно связанный с историей и культурой великой России. Но как бы ни был широк и разно-образен тематический диапазон творчества пейзажиста, его основная идея заключается в том, что для него именно природа и есть тот храм, в котором каждый день творит свою молитву живописец.

5 Общественная работа

Много сил и энергии А.Н. Баргов отдает общественной работе. С 2002 года он являелся председателем правления Союза художников Республики Мордовия. Под его руководством Союз активно занимается выставочной деятельностью на уровне республики, региона и России, организует большие художественные форумы в Мордовии (Региональная художественная выставка «Большая Волга. Искусство республик Поволжья », Саранск, 2004, Международная художественная выставка «Ялгат», в рамках фестиваля финно-угорских культур «Шумбрат, Финно-Угрия!», Саранск, 2007), тесно сотрудничает с Союзами художников соседних республик и областей, поддерживает возникновение новых художественных коллективов (группа «Артома» и молодежное творческое объединение «Сияж-Арт»), способствует развитию нового направления профессиональной художественной деятельности – дизайна, возрождает практику летних пленэров. С 2004 года А.Н. Баргов работает в МГУ имени Н.П. Огарева в должности профессора кафедры традиционной мордовской народной культуры и современного искусства Мордовии Института национальной культуры, преподает живопись студентам специальности «Декоративно-прикладное творчество», прививая им лучшие традиции русского реалистического искусства.

2012 год стал для художника знаменательным, Анатолий Николаевич осуществил свою давнюю мечту- выставка его работ прошла в районах Мордовии и, в том числе, в родном Большеигнатовском районе. Мне тоже посчастливилось присутствовать на открытии. Очень интересно было видеть художника «В живую»,слушать его воспоминания о детстве, рассказы людей, знавших известного художника еще ребенком.

Заключение

…У слова «живопись» две корневые основы-«живой» и «письмо». Великая мудрость русского языка проявилась и в этом случае. Картина, написанная настоящим мастером, и в самом деле словно окно в живую жизнь, мгновение, оставленное рукой художника.

Чем талантливее мастер, тем ярче созданная им картина или рисунок. мы будто смотрим на мир его глазами. Глядя на картины Анатолия Баргова, душой успокаиваешься и светлая радость посещает тебя, чего так не хватает всем в суматохе дней.

Как знать, может когда-нибудь Анатолий Баргов обратится к друго-му жанру. Ну а пока он пишет родную природу, чье великолепие- и в снегах, и в буйной зелени, и в блеске воды, и в золоте осени- непреходяще.

Мы, игнатовцы, гордимся нашим земляком -заслуженным художником Республики Мордовия, живописцем, педагогом и просто замечательным человеком.

Литература

1 Большое Игнатово. История земли игнатовской, запечатленная в археологических находках, исторических документах, воспоминаниях, рассуждениях ее уроженцев: Очерки/ Т.Баргова,-Саранск: Мордов. кн. изд-во,2000,-224с.:стр 108.