Где находится памятник петру 1 медный всадник. Медный всадник: описание памятника Петру Первому

В Питере можно пить, есть, спать, но самое главное - всматриваться, вслушиваться. Больше всего на свете я люблю бродить по улочкам этого одинокого города-призрака вечером, когда солнце уже почти опустилось в воду, а шум ветра усилился. В такой атмосфере очень важно иметь рядом хорошего собеседника и верного друга, лучше, чтобы он был мужчиной и в случае чего защитил от хулиганов и других мифических существ.

Однажды, когда я только переехала в Санкт-Петербург, мне повстречался такой господин. Конечно, годился он мне в отцы, но мы до сих пор встречаемся с ним, чтобы проводить день и встретить ночь. Этот каменный человек - не обычный памятник, мимо него невозможно пройти просто так, не заглянув в глаза, не постояв у его основания, в нем есть энергия, которую должен почувствовать каждый. В нем скрывается истинная сущность города, вряд ли можно разгадать его тайну, но открыть одну из его граней у меня получилось. Для меня Медный всадник стал другом, а для вас?

История создания Медного всадника

Петербург - это город с большой историей, поэтому здесь так много архитектурных шедевров и памятников. Самым величественным для меня является Медный всадник.

намекал на Александра Македонского и на его коня Буцефала или на Перуна Громовержца. Иногда доходит до крайности, и можно услышать о том, что перед нами один из Всадников Апокалипсиса.

Мистика и музыка

Неоднозначность оценки личности Петра I - Медного всадника пугала Александра I, и он решил запретить печать поэмы. Но не только мистицизм пушкинского героя вызывал у императора страх. В 1812 году Наполеона ждали в Петербурге, поэтому вывезли весь ценный антураж города, Медный всадник тоже должен был встать в ряды кочевников, но мистическая история, о которой император узнал через друга Галицина, остановила его.

Майору Батурину долгое время снился один и тот же сон, в котором к нему являлся призрак I. Он спускался со своего постамента и врывался во дворец к Александру. Этим кошмаром майор поделился с Галициным. Кстати, я читала, что история и легла в основу поэмы Пушкина. Также памятник преследовал Павла и простых горожан, но все это выдумки. До сих пор памятник стоит на своем месте и охраняет город. Возможно, когда-нибудь он действительно оживет, как, например, это происходить в литературе и в музыке.


Достоевский, Белый, Шевчук, Гребенщиков… Они пытались неоднократно оживить каменный лик. Перед этим памятником можно включить одну из композиций и взглянуть вдаль вместе с Петром. Для того, чтобы проникнуть в суть вещей, мне необходима специальная атмосфера, и так как в моих карманах всегда лежат наушники, то я с удовольствием взираю на молчаливого Петра под звуки питерского рока. Я предлагаю вам плейлист, в котором вы найдете образ своего Медного Всадника, ведь именно в этих строчках умирает и возрождается его история, его вечный город. Хотите стать его частью? Тогда вливайтесь:

  • «Дорога 21», «Пески Петербурга», «Вавилон», «Молодые львы», «Государыня» - Борис Гребенщиков;
  • «Черный пес Петербург», «Суббота», «Ленинград», «Любовь» - Юрий Шевчук;
  • «Петербургская свадьба» и «Абсолютный вахтер» - Александр Башлачев;
  • «Всадник», «Петербургская свадьба» - Александр Васильев.

Достопримечательности рядом

Памятник Медный Всадник в Санкт-Петербурге расположен в историческом центре, поэтому вы можете продолжить свое путешествие. На карте я отметила самые интересные места, которые находятся совсем рядом.


Если повернуться спиной к Неве, то вы увидите Исаакиевский собор. Если у вас есть время и силы, то стоит подняться на колоннаду собора. С этого ракурса не вы будете смотреть на Петра сверху вниз, а он поднимет голову и удивится. За вознесение и свободу придется заплатить 150 рублей, а ночью – 400. Каждую третью среду месяца работники устраивают себе выходной, так что стоит планировать свой визит. Также недалеко находится Эрмитаж, о нем можно подробно прочитать . После можно отправиться к дворцовому мосту и прямо по нему выйти к Стрелке Васильевского острова. Если вы гуляете вечером, то стоит взять с собой что-то теплое, иначе замерзните.

Мой вам совет: влюбляйтесь в Петербург, знакомьтесь с другими интересными достопримечательностями, ходите на выставки, в театры. Здесь сталкиваются две стихии: вода и камень. Они сражаются точно так же, как ангел и демон за душу человека в суете будничных дней. Мы этого не замечаем, но должны помнить, что поле битвы внутри нас.

Город на Неве фактически является музеем под открытым небом. Памятники архитектуры, истории и искусства сосредоточены в его центральной части и являются в большинстве своем композиционными. Особое место среди них занимает монумент, посвященный Петру Великому, - Медный всадник. Описание памятника достаточно подробно может дать любой экскурсовод, в этой истории интересно все: от создания эскиза до процесса установки. С ним связано множество легенд и мифов. Первый из них относится к происхождению названия скульптуры. Оно было дано значительно позже возведения монумента, но не изменилось за двести лет его существования.

Название

…Над огражденною скалою

Кумир с простертою рукою

Сидел на бронзовом коне.…

Эти строки знакомы каждому русскому человеку, их автор, А. С. Пушкин, описывая в одноименном произведении назвал его Медный всадник. Великий русский поэт, родившийся спустя 17 лет после установки монумента, не предполагал, что его поэма даст новое имя скульптуре. В своем произведении он дает следующее описание памятника Медный всадник (вернее чей образ был в нем отображен):

…Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!..

…О мощный властелин судьбы!..

Петр предстает не простым человеком, не великим царем, а практически полубогом. На эти эпитеты вдохновил Пушкина памятник, его масштабность и фундаментальность. Всадник не является медным, сама скульптура выполнена из бронзы, а в качестве постамента использовалась цельная гранитная глыба. Но образ Петра, созданный Пушкиным в поэме, настолько соответствовал энергетике всей композиции, что на такие мелочи внимание обращать не стоит. До сегодняшнего дня описание памятника Медный всадник в Санкт-Петербурге неразрывно связано с творчеством великого русского классика.

История

Екатерина II, желая подчеркнуть свою приверженность реформаторской деятельности Петра, решила воздвигнуть ему памятник в городе, основателем которого он являлся. Первую статую создавал Франческо Растрелли, но монумент не получил одобрения императрицы и долго хранился в амбарах Петербурга. Рекомендованный ей скульптор Этьен Морис Фальконе работал над памятником 12 лет. Его противостояние с Екатериной закончилось тем, что он уехал из России, так и не увидев своего творения в оконченном виде. Изучив личность Петра по существующим на тот момент источникам, он создал и воплотил его образ не в качестве великого полководца и царя, а как созидателя России, открывшего ей путь к морю, сблизившего ее с Европой. Фальконе столкнулся с тем, что Екатерина и все высшие чиновники уже имели готовый образ монумента, ему оставалось только создать ожидаемые формы. Если бы это случилось, то описание памятника Медный всадник в Петербурге было бы совсем иным. Возможно, тогда бы он имел и другое название. Работа Фальконе продвигалась медленно, этому содействовали чиновничьи дрязги, недовольство императрицы и сложность созданного образа.

Установка

За отливку самой фигуры Петра на коне не брались даже признанные мастера своего дела, поэтому Фальконе привлек Емельяна Хайлова, который отливал пушки. Размер памятника был не самой главной проблемой, гораздо важнее было соблюсти весовой баланс. Имея всего три точки опоры, скульптура должна была быть устойчивой. Оригинальным решением было введение в монумент змеи, которая являлась символом побежденного зла. При этом она обеспечивала дополнительную опору для скульптурной группы. Можно сказать, что памятник создавался в соавторстве скульптора с его ученицей Мари-Анна Колло (голова Петра, лицо) и русским мастером Федором Гордеевым (змея).

Гром-камень

Ни одно описание памятника Медный всадник не обходится без упоминания его основания (постамента). Огромная гранитная глыба была расколота молнией, именно поэтому местное население дало ей имя Гром-камень, которое в дальнейшем сохранилось. По замыслу Фальконе скульптура должна стоять на основании, имитирующем вздымающуюся волну. Камень доставляли на Сенатскую площадь по суше и воде, при этом работы по обтесыванию гранитной глыбы не прекращались. За необыкновенной транспортировкой следила вся Россия и Европа, в честь ее завершения Екатерина повелела отчеканить медаль. В сентябре 1770 года гранитное основание было установлено на Сенатской площади. Место расположения монумента также являлось спорным. Императрица настаивала на установке памятника в центре площади, но Фальконе поставил его ближе к Неве, на реку обращен и взгляд Петра. Хотя по этому поводу до сегодняшнего дня ведутся ожесточенные споры: куда устремил взгляд Медный всадник? Описание памятника различными исследователями содержит отличные варианты ответа. Некоторые считают, что царь смотрит на Швецию, с которой воевал. Другие предполагают, что его взор обращен к морю, выход к которому был необходим для страны. Также существует точка зрения, в основании которой лежит теория о том, что владыка обозревает заложенный им город.

Медный всадник, памятник

Краткое описание монумента можно найти в любом путеводителе по историческим и культурным объектам Санкт-Петербурга. Петр 1 сидит на вздыбленном коне, простирая одну руку над текущей рядом Невой. Его голову украшает лавровый венок, а ноги коня топчут змею, олицетворяющую зло (в широком понимании этого слова). На гранитном основании по распоряжению Екатерины II выполнена надпись "Екатерина II Петру I" и дата - 1782 год. Эти слова с одной стороны памятника написаны на латыни, с другой - на русском языке. Вес самого памятника - около 8-9 тонн, высота - более 5 метров без учета основания. Этот монумент стал визитной карточкой города на Неве. Каждый человек, приехавший осмотреть его достопримечательности, обязательно посещает Сенатскую площадь, и у каждого формируется собственное мнение и, соответственно, описание памятника Медный всадник Петру 1.

Символизм

Мощь и величие монумента не оставляет людей равнодушными в течение двух столетий. На великого классика А. С. Пушкина он произвел настолько неизгладимое впечатление, что поэт создал одно из своих самых значимых творений - «Медный всадник». Описание памятника в поэме в качестве самостоятельного героя привлекает внимание читателя своей яркостью и цельностью образа. Это произведение вошло в ряд символов России, как и сам монумент. «Медный всадник, описание памятника» - сочинение на эту тему пишут старшеклассники всей страны. При этом роль поэмы Пушкина, его видение скульптуры фигурируют в каждом эссе. С момента открытия монумента и до сегодняшнего дня в обществе существуют неоднозначные мнения о композиции в целом. Многие русские писатели использовали созданный Фальконе образ в своем творчестве. Каждый находил в нем символику, которую трактовал в соответствии со своими воззрениями, но то, что Петр I олицетворяет движение России вперед, сомнения не вызывает. Это подтверждает Медный всадник. Описание памятника стало для многих способом выражения собственных мыслей о судьбе страны.

Памятник

На скалу, перед которой разверзлась бездна, стремительно вбегает могучий конь. Всадник натягивает поводья, поднимая животное на дыбы, при этом вся его фигура олицетворяет уверенность и спокойствие. По мнению Фальконе, именно таким был Петр I - герой, воин, но и преобразователь. Рукой он указывает на дали, которые будут ему подвластны. Борьба с силами природы, не слишком прозорливыми людьми, предрассудками для него является смыслом жизни. При создании скульптуры Екатерина хотела видеть Петра в качестве великого императора, т. е. образцом могли быть римские статуи. Царь должен восседать на коне, держа в руках при этом соответствие античным героям придавалось с помощью одежды. Фальконе был категорически против, он говорил, что русский государь не может носить тунику, так же как Юлий Цезарь кафтан. Петр предстает в длинной русской рубахе, которую закрывает развевающийся на ветру плащ, - именно так выглядит Медный всадник. Описание памятника невозможно без некоторых символов, внесенных Фальконе в основную композицию. Например, Петр сидит не в седле, в этом качестве выступает шкура медведя. Ее значение трактуется как принадлежность к нации, народу, который царь ведет за собой. Змея под копытами коня символизирует коварство, вражду, невежество, побежденные Петром.

Голова

Черты лица царя немного идеализированы, но при этом не потеряно портретное сходство. Работа над головой Петра длилась продолжительный срок, ее результаты постоянно не удовлетворяли императрицу. Петра, снятая Растрелли, помогла ученице Фальконе выполнить лицо царя. Ее работа была очень высоко оценена Екатериной II, Мари-Анне Колло была назначена пожизненная рента. Вся фигура, посадка головы, яростный жест, внутренний огонь, выраженный во взгляде, показывают характер Петра I.

Место расположения

Особое внимание Фальконе уделил основанию, на котором расположен Медный всадник. на эту тему привлекало многих талантливых людей. Скала, гранитная глыба олицетворяет собой трудности, которые преодолевает Петр на своем пути. После того как он достиг вершины, его приобретает значение подвластности, подчиненности его воле всех обстоятельств. Гранитная глыба, выполненная в виде вздымающейся волны, указывает также на покорение морских просторов. Очень показательным является расположение всего монумента. Петр I, основатель города Санкт-Петербурга, вопреки всем трудностям, создает морской порт для своей державы. Именно поэтому фигура поставлена ближе к реке и развернута к ней лицом. Петр I (Медный всадник) как будто продолжает вглядываться вдаль, оценивать угрозы для своего государства и планировать новые великие свершения. Для того чтобы составить собственное мнение об этом символе города на Неве и всей России, необходимо посетить его, почувствовать мощную энергетику места, отраженный скульптором характер. Отзывы многих туристов, в том числе и иностранных, сводятся к одной мысли: на несколько минут пропадает дар речи. Поражает в этом случае не только но и осознание его важности для истории России.

Памятник императору Петру I в Санкт-Петербурге, один из главных символов города, он был установлен на Сенатской площади в 1782 году. Медный всадник — результат коллективного творчества, скульптуру создал и отлил Э. М. Фальконе, а установка монумента проходила при активном участии Ю. М. Фельтена.

Название «Медный всадник» закрепилось за памятником после выхода одноименной поэмы А. С. Пушкина, хотя на самом деле скульптура отлита из бронзы.

Опора для монумента, так называемый Гром-камень (т.е. отколотый молнией), был найден за 8 километров от места установки памятника. Для его перемещения в Санкт-Петербург была придумана специальная роликовая конструкция, а в самом процессе транспортировки принимало участие несколько тысяч человек. Для преодоления водного участка пути был построен специальный корабль. Эта операция навечно вошла в историю, поскольку стала перемещением самого большого монолита из когда-либо перемещавшихся человеком. В память о перевозке камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

В обсуждении концепции памятника принимали активное участие Екатерина II, а также французские философы Дидро и Вольтер. По их замыслу монумент должен был изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой.

Император одет в костюм с элементами античной и русской одежды, его голова увенчана лавровым венком. Скала олицетворяет трудности, которые преодолел всадник, а также своим видом напоминает волну. Вздыбленный конь своими задними ногами топчет змею — символ зла и сопротивления реформам. Рукой Петр I показывает на Неву.

Голову императора лепила ученица Э. М. Фальконе — Мари-Анна Колло, для создания черт лица использовалась посмертная восковая маска Петра I. За свою работу юная скульпторша получила звание члена Российской Академии художеств и пожизненную пенсию.

Скульптура всадника крепится всего на трех опорных точках, за счет того, что задняя часть заметно тяжелее, памятник устойчиво стоит на постаменте.

На каменном постаменте нанесена фраза — ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782 — с одной стороны, и — PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII — с другой.

На одной из складок плаща Петра I есть надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Некоторое время после установки памятника Сенатская площадь называлась Петровской, но это название не прижилось.

Существует легенда, что Медный всадник охраняет и опекает город фигурой своего основателя — «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться», возможно, поэтому в годы Великой Отечественной войны памятник не был, подобно другим скульптурам, демонтирован и спрятан.

Высота памятника — 10,4 метров, вес каменного основания — 1600 тонн, вес памятника — 8 тонн.

Медный всадник включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Посещение Медного всадника будет интересно всем туристам, впервые оказавшимся в Санкт-Петербурге, всем тем, кто интересуется монументальной архитектурой второй половины XVIII века, а также может стать одним из пунктов экскурсионной программы во время знакомства с соседними достопримечательностями, входящими в архитектурный ансамбль —

Монумент «Медный всадник» появился рядом с Исаакиевским собором в 1782 году. Он неизменно привлекает огромное внимание петербуржцев и гостей города. Ну а после появления поэмы фигура Петра I, восседающего на коне, и вовсе стала легендарной. сайт вспоминает истории создания памятника основателю Санкт-Петербурга и великой поэмы.

Проекты памятника

Памятник Петру I стоит на Сенатской площади. История его создания не менее интересна, чем жизнеописание самого императора. Задумка установить величественный монумент основателю Петербурга принадлежит императрице Екатерине II. Любопытно, но на этом самом месте на Сенатской площади в то время планировалось увековечить саму императрицу. Но та проявила волю, характер, отсутствие тщеславия и настояла, чтобы здесь стоял именно Пётр. Для воплощения проекта был приглашён известный французский скульптор Этьен Фальконе. Он уже сделал себе имя в Европе и с удовольствием взялся за работу в Северной столице. В Петербург он прибыл не один, а со своей ученицей Мари-Анн Коло. Талантливая девушка работала над головой царя, и сегодня критики и искусствоведы отмечают, с каким изяществом и точностью выполнена эта часть скульптуры. Коло сумела талантливо изобразить всё своеобразие и сложность характера императора. Вообще, благодаря приглашению французских специалистов памятник получился таким, какой он есть. Дело в том, что не успели иностранцы приступить к работе, как вокруг появилось очень много высокопоставленных советчиков, у которых было своё видение, посыпались советы скульптору. Например, императрица Екатерина мечтала увидеть царя в облике под стать римскому Цезарю верхом на коне и с жезлом или скипетром. Руководитель работ по сооружению памятника господин Бецкой настаивал на фигуре полководца во весь рост. Среди десятков идей были и такие: фонтан в окружении аллегорических фигур, а посередине император. Предлагали и совсем уж сомнительные идеи: направить правый глаз Петра строго на Адмиралтейство, а левый на здание Двенадцати коллегий. Это, мол, показало бы страсть царя к мореплаванию и науке. Только представьте, как бы выглядел монумент, с «косящими» в разные стороны глазами.

Фальконе отметал все предложения. Он проявил воистину величайшее упрямство и настойчивость, так как позволил себе спорить с венценосными особами и знатью. Француз сумел создать свой памятник. По его задумке Пётр не держит никакого жезла, он простирает руку над объезжаемой им страной, поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом. Вздыбленный скакун символизирует непокорный и своенравный народ, а раздавленная огромная змея означает победу императора над противниками реформ.

Из-за споров, давления, интриг и нападок, скульптору даже пришлось уехать из Петербурга, и торжественное открытие памятника прошло без его участия. Любопытна история глыбы, на которой стоит скульптура. Огромный камень весом 1600 тонн нашёл русский крестьянин Семён Вишняков в болотах Лахтинских лесов. Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа Гром-камнем. Доставка этого постамента в Петербург заняла более полутора лет! В процессе обработки его огранили в форму волны, чтобы подчеркнуть стремление молодого императора показать Россию как морскую державу и ознаменовать изменения, происходящие в стране.

Гранитная скала, разбитая ударом молнии, была названа Гром-камнемь. Фото: Public Domain

Городу нечего опасаться

Конная статуя колоссальных размеров сразу же начала «обрастать» легендами. Например, существует предание, что в 1812 году Александр I распорядился вывезти памятник из Петербурга. Ведь была серьёзная опасность того, что город займут войска Наполеона. Но некий майор Батурин увидел сон, в котором всадник вдруг съезжает с пьедестала и молвит: «До чего вы довели мою Россию! Но пока я на месте, городу моему нечего опасаться!». Сон передали императору, и он отменил распоряжение об эвакуации. Статуя осталась на месте, и никогда сапог вражеского солдата не ступал на петербургскую землю. Во время блокады Медный всадник был обложен мешками с песком, обшит деревянными листами и практически не пострадал. Хотя немцы особенно в первый год войны часто обстреливали Ленинград с Пулковских высот и чётким ориентиром для них были колоннада Исаакиевского собора и шпиль Петропавловской крепости.

Название «Медный всадник» приклеилось к памятнику после написания Пушкиным одноимённой поэмы. Это одна из самых ёмких, загадочных и сложных поэм Пушкина. Поэт написал её в 1833 году в Болдино. Главная тема произведения - столкновение большой державной идеи, неповоротливого государства и интересов «маленького человека». Написана поэма в крайне сжатые сроки, всего за 25 дней! Сразу же произведение было подвергнуто критике со стороны императора Николая I, он фактически запретил его печатать. Впервые «Медный всадник» был опубликован лишь в 1837 году, после смерти поэта.

В поэме рассказывается о бедном, глуповатом петербургском жителе Евгении. Он был влюблён в Парашу, дочь вдовы, жившей у взморья. Наводнение 1824 года снесло их дом, несчастные женщины погибли. Евгений не перенёс этого несчастья и сошёл с ума. Однажды ночью, проходя мимо Медного всадника, в своём безумии он прошептал несколько злобных слов. Он видел в Петре I, в памятнике, виновника своего горя. Расстроенное воображение несчастного нарисовало картину, что Медный всадник разгневался и погнался за ним на своем бронзовом коне. Через несколько месяцев после видения безумец умер.

По сей день сюжет поэмы не даёт покоя историкам, искусствоведам. И согласитесь, актуальность этого произведения высока и сегодня.

Кстати, наводнение, которое произошло 7 ноября 1824 года, до сих пор остаётся самым страшным стихийным бедствием Северной столицы. Нева тогда поднялась на 4,2 метра выше ординара. Во время наводнения было разрушено 462 дома, повреждены почти 4 тысячи зданий. Тогда утонули от 200 до 600 человек, многие тела так и не были найдены, так как вода унесла их в Финский залив. На стенах петербургских домов и сегодня можно найти памятные таблички, отмечающие уровень подъёма воды в XIX веке. Кстати, сам Пушкин во время стихийного бедствия находился в своём имении в Михайловском и не видел наводнения. Это стало поводом для критиков, которые ехидно указывали на данный факт. Всего же в Петербурге с момента его основания в 1703 году произошло 50 крупных наводнений.

Любопытно, почему с лёгкой руки великого русского поэта Пушкина бронзовый памятник неожиданно стал медным. Таким образом автор снизил блеск и величие образа Петра I, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящего в себе отнюдь не драгоценное содержание.

Министерство науки и образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Алтайский государственный университет"

Факультет искусств

Кафедра истории искусств

Описание и анализ памятника Медный всадник

Барнаул 2015

конный статуя петр медный

Введение

История создания памятника Медный всадник

2. Описание памятника Медный всадник

2.1 Силуэт и жест

2.2 Голова Петра

2.3 Одеяние всадника

2.5 Постамент

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Скульптура сопутствует людям везде и всегда. Она встречает на дорогах, торжественно высится на городских площадях, украшает станции метро, парки, общественные интерьеры. Она декорирует фонтаны, мосты и крыши. Скульптура - это один из видов изобразительного искусства, который отражает реальную жизнь, пользуясь особыми способами и средствами; единственный вид, дающий объемно - пространственные изображения материальных предметов. В скульптуре изображают живых существ, людей и животных. Однако основное внимание посвящено человеку, человеческому облику и образу.

Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве. Благодаря трехмерности, реальной осязаемости формы, скульптурные изображения воспринимаются иногда как живые люди. Скульптура обращается сразу ко многим людям, поэтому масштабность, простота и ясность созданного образа, выразительность и четкость формы преобразуют в ней первостепенное значение.

Для скульптуры характерно влечение к образам, утверждающим человеческое достоинство, к показу людей прекрасных физически и духовно. Героическая сущность скульптуры, ее стремление к прославлению, возвеличиванию своих персонажей особенно явственно сказывается в скульптуре монументальной, той которую обычно называют памятники.

Памятники - это скульптурные или архитектурные сооружения, которые воздвигаются, чтобы увековечить значительные события, сохранить в памяти потомков имена прославленных людей, их подвиги, деяния.

Памятники помогают задуматься о том, какие же были на самом деле люди, которым они посвящены. Кроме того, памятники меняют суждение о предшественниках. Памятники не безмолвны, как кажется. Они могут не только стоять на площади, но и жить в сознании людей. Они вызывают к себе определенное отношение, либо в них что-то нравится, либо нет. От этого и зависит, какую роль они играют в жизни человека.

Распространенным типом памятника отдельному лицу является конная статуя, в ее часто увековечивают память государственных деятелей и полководцев. Конный памятник имеет возможности охарактеризовать эпоху, в которую жили люди, рассказать ее историческую и социальную суть. На первый взгляд, кажется, что конная статуя - жанр, допускающий лишь определенные нюансы: всадник на коне всегда торжественен и победоносен. На самом же деле это далеко не так: в конной статуе, как и во всякой скульптуре, все зависит от отношения художника к изображаемому, его задачи и понимания общественной обстановки.

Выделяют шесть самых знаменитых конных статуй три, из которых находятся в России. Две из них посвящены Петру I. Ведь именно при Петре произошел процесс становления светского искусства во всех его видах и жанрах.

Из этого вытекает цель курсовой работы - описать и проанализировать памятник Медный всадник, посвященный Петру I.

Задачи курсовой работы:

Изучение литературы;

Изучение истории создания памятника;

Описание и анализ памятника;

1.История создания памятника Медный всадник

В 1762 году едва взойдя на российский престол, Екатерина II решила поставить в столице памятник Петру I, к которому она испытывала глубочайшее уважение. Монумент должен был представить первого российского императора как выдающегося государственного деятеля.

Для воплощения масштабного проекта требовалась свежая, оригинальная идея, достойная памяти великого реформатора. Поиски скульптора для воплощения проекта затянулись. Никак не могли найти художника, способного передать масштабность личности императора. Екатерине II помог Денни Дидро, в 1766 году он рекомендует русской императрице французского скульптора Этьена Фальконе: "Вот человек, наделенный гениальностью и всеми качествами, совместимыми и не совместимыми с гениальностью... Сколько в нем вкуса, изящества, какой он неотесанный и учтивый, приветливый и резкий, нежный и суровый. Как это он успевает работать в глине и мраморе, читать и размышлять, какой он милый и язвительный, серьезный и шутливый...". А главное - Фальконе был талантлив, дерзок и бескорыстен. Он с радостью принял приглашение поработать в России, согласился на все условия и с головой погрузился в работу.

Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца-победителя.

Если с фигурой императора особых сложностей Фальконе не испытывал, то при моделировании головы Петра скульптор дошёл до полного отчаяния. Трижды он лепил эту необыкновенную голову и трижды императрица отвергала его модели из-за отсутствия сходства с оригиналом. И в тот момент, когда ситуация грозила стать драматической, ученица ваятеля, 20-летняя Мари Анн Колло, как рассказывает предание, в течение одной ночи вылепила голову Петра, передав его портретные черты. Успех был полный. Показанная Екатерине модель вызвала восторженное одобрение. Ваятельнице была назначена пожизненная пенсия. Отдал должное ученице и скульптор. Он при каждом удобном случае подчёркивал равноправное участие Колло в работе над памятником.

Следуя своему гениальному замыслу - установить конную статую на гигантский пьедестал, представлявшийся в воображении художника естественной гранитной скалой, Фальконе сооружает в мастерской дощатый помост, имитирующий этот предполагаемый пьедестал. Из царских конюшен скульптору выделили лучших породистых жеребцов по кличкам Бриллиант и Каприз, управляемых полковником Мелиссино. На полном скаку он взлетал на помост и на мгновение удерживал коня в этом положении. За это мгновение скульптор должен был сделать набросок с натуры. Бесчисленное количество набросков через несколько лет завершилось блестящей композицией.

мая 1770 года весь Петербург съехался в мастерскую скульптора возле зеленого моста через Фонтанку, чтобы посмотреть гипсовую модель будущего памятника. Каких только мнений о себе и своем творении ни услышал Фальконе. Было от чего прийти в замешательство, а порой и уныние. Но главное - работа мастера понравилась Екатерине, и она подбодрила своего любимца: "Смейтесь над глупцами и идите своею дорогой".

Пока Фальконе работал над моделью, в Сенате обсуждался вопрос о месте установки монумента. Выбрали Сенатскую площадь. Академия художеств объявила конкурс для уточнения местоположения памятника и всех деталей. Победителем конкурса стал Ю.М. Фельтен. Он выполнил план площади с обозначением приблизительных контуров постамента и план гранитной набережной, по центру которой возвышался памятник в створе моста. Спуски-пристани по краям этого участка гранитной набережной решены в тех же формах, что и остальные на всём протяжении каменного берега Невы.

В ожидании отливки статуи Фальконе взялся за подготовку постамента. Отказавшись от общепринятой геометрической формы, он задумал его в виде гранитной скалы, составленной из отдельных каменных глыб, хорошо скрепленных, но следуя совету военного инженера Карбюри Ласкари, решил высечь его из монолита.

Найти подходящие камни для монумента сразу не удалось. И тогда в газете "Санкт-Петербургские ведомости" было объявлено, что тому, кто укажет местонахождение нужного камня, будет выдано вознаграждение.

В начале сентября 1768 в Академию художеств явился крестьянин Семён Вишняков и заявил, что близ деревни Конной в окрестностях Лахты, в 12 верстах от Санкт-Петербурга, имеется "великий камень", прозванный местными жителями в память об ударе молнии, образовавшей в нём глубокую трещину, "Гром-камнем". Жители ближайших сел связывали его с именем Петра Великого, по преданию, обозревавшего отсюда местность еще до основания Петербурга.

На Фальконе "Гром-камень" произвел сильное впечатление. Гранитный валун имел длину 13,42 м., ширину 6,71 м. и высоту 8,24 м. Весил же он около 1600 тонн. Потребовалось 4 месяца с небольшим, чтобы перетащить камень к заливу. Для транспортировки камня по суше была сооружена из толстых брёвен огромная платформа. С нижней её стороны находились обитые медными листами деревянные желоба. Они покрывали собою такие же, уложенные на землю, переносные желоба-рельсы, по которым во время движения перекатывались 30 бронзовых 5-дюймовых шаров. Эти шары позволили намного уменьшить трение при движении платформы. После того, как валун, глубоко ушедший в землю, был окружён большим котлованом, его с помощью 12 рычагов и 4 воротов приподняли и уложили на платформу.

ноября1769 он начал своё путешествие, преодолев в этот день 23 сажени (49 м.). Камень тянули по специально проложенной дороге, используя для этого от 2 до 6 воротов, каждый из которых приводился в движение 32 рабочими. Всего в транспортировке камня участвовало до 400 человек. В отдельные дни скорость продвижения доходила до 13 или даже 300 сажен. А весь путь до Финского залива - около 8 вёрст. Во время передвижения скалы на верху её находились 2 барабанщика, дававшие сигналы рабочим. Для ускорения всех работ прямо на скале была устроена кузница с огромной наковальней. Шесть кузнецов непрерывно исправляли необходимые для передвижения инструменты, изготовляя новые части для замены сломанных. Одновременно сорок каменотесов обсекали скалу, придавая ей задуманную Фальконе форму. Многие петербуржцы приезжали смотреть, как двигается "Гром-камень". Прибыла и сама императрица со своей свитой в Лахту.

марта 1770 "Гром-камень" был доставлен к пристани у морского берега. Но путешествие по воде состоялось лишь осенью. Было построено "по учинённому чертежу" известного корабельного мастера Григория Корчебникова грузовое судно. После того, как с величайшей осторожностью совершили погрузку камня, на большой плот, закрепленный между двумя кораблями, "Гром-камень" отправился в Санкт-Петербург.

Приближалось время из отливки монумента. Литейщик Эрсман из Франции, которого долго ожидали, в итоге отказался от работы. Фальконе пришлось самому взяться за отливку. В 1775 году Фальконе приступил к работе, и сразу же возникли огромные трудности: размеры скульптуры были громадны, конфигурация сложной; толщина бронзовых стенок в передней части статуи должна была быть значительно меньше стенок в ее задней части. Таким образом, передняя часть становилась легче, а задняя, на которую приходилась основная нагрузка, - массивнее. Без этого огромная статуя, имевшая всего три точки опоры, не приобрела бы необходимую устойчивость. Стремясь обеспечить равновесие и устойчивость бронзового коня, вставшего на дыбы, он сделал точный расчет и, определив необходимое положение центра тяжести, увеличил толщину бронзы, а значит и вес задних ног и хвоста коня. Это дало возможность обойтись без каких-либо подпорок.

В соответствии с замыслом Фальконе петербургский ваятель Ф. Г. Гордеев вылепил модель змеи, извивавшейся под копытами коня. Ее тело должно было служить дополнительной, третьей точкой опоры для корпуса коня, поднявшегося на дыбы с оседлавшим его всадником.

Чтобы избежать образования швов между отдельными частями статуи, Фальконе решил отлить ее за один прием. Но сделать это не удалось. 24 августа 1775 года во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар, и лишь самоотверженность и находчивость литейного мастера Е. Хайлова позволила погасить пламя; но вся верхняя часть отливки - от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. 1 ноября 1777 года была безупречно отолита и недостающая часть памятника. Вместе с опытным чеканщиком Сандозом, работавшим до этого над курантами в Петропавловской крепости, скульптор сам чеканил и отделывал бронзу. Огромных усилий потребовала отделка фигуры Петра, гравировка деталей одежды. Как и прежде скульптору помогал Хайлов со своими подмастерьями. Полностью работы завершились только в 1778 году. В память о завершении отделки памятника Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года".

В 1778 году в своем последнем письме к Екатерине II Фальконе докладывал об окончании работ. Не дождавшись установки памятника, в сентябре 1778 года Фальконе покинул Санкт-Петербург. Руководство сооружением памятника после отъезда Фальконе перешло к архитектору Фельтену. В этот период отделывается каменная скала, получившая вид взметнувшегося гребня волны.

В последний момент перед открытием памятника, по предложению Фельтена, изменился характер ограды вокруг него. Если поначалу предполагалось разместить вблизи монумента 50 "пушек" (столбов) из серого пудожского камня, соединив их медными цепями, то в окончательном варианте, по проекту 1780 года, были установлены по овалу 24 столба из тёсаного камня и железная решётка строго геометрического рисунка в виде свободно стоящих копий, перемежающихся с копьями, на которые наложены прямоугольные рамы. Эта ограда напоминала рисунок звеньев решётки Летнего сада. Одновременно с установкой ограды была выполнена панельным морским диким камнем площадка вблизи монумента.

Наконец, всё было готово, и открытие назначили на 7 августа 1782 года - в столетний юбилей воцарения Петра. При огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии дипломатического корпуса, приглашённых гостей, под гром оркестра и пушечную пальбу состоялось торжественное открытие 1-го в России памятника. В день открытия вокруг памятника собралось 15-тысячное войско. Едва Екатерина появилась на балконе здания Сената, взвилась ракета. Тотчас полотняные щиты, окружавшие памятник, упали на мостовую. Войско отдало памятнику "честь ружьем и уклонением знамен, а суда - поднятием флагов, и в ту же минуту производимая пальба с обеих крепостей и с судов, смешанная с беглым огнем полков и барабанным боем и военной музыкой, поколебала восторгом город, Петром созданный...".

Фальконе сумел нарушить традиции конных памятников XVIII века со спокойно сидящими фигурами королей, полководцев, победителей в пышных одеждах, окруженных многочисленными аллегорическими фигурами.

"...Труд этот, друг мой, как истинно прекрасное произведение, отличается тем, что кажется прекрасным, когда видишь его в первый раз, а во второй, третий, четвертый раз представляется еще более прекрасным, покидаешь его с сожалением и всегда охотно к нему возвращаешься..." Из письма Дидро к Фальконе.

2.Описание памятника Медного всадника

В композиции, созданной Фальконе, Петр представлен верхом на вздыбленном коне - на полном скаку поднявшемся по крутой скале и остановившемся на ее вершине, у края обрыва.

Впечатляющая сила этого образа, как в этом убеждает более подробное рассмотрение, обусловлена, прежде всего, тем, что он построен на взаимно противоположных началах, "соткан" из внутренних противопоставлений, находящих свое гармоническое разрешение. Эти внутренние противоречия художественного образа не зашифрованы в нем намеками или символами, а даны открыто - открыто показаны в самой пластике монументального изображения.

Понять композицию и образ изваяния - значит, прежде всего, понять смысл этих внутренних противопоставлений.

К ним относится, прежде всего, противоположность движения и покоя. Оба эти начала совмещены в образе всадника, стремительно поднявшегося на крутизну скалы и остановившего коня на полном скаку. Конь, поднятый на дыбы, еще весь в движении, порыв охватывает его, неостывший жар исходит из всего его существа. Фигура коня наполнена динамикой. Но изображение всадника, его посадка, поза, жест, поворот головы олицетворяют величественный покой - уверенную силу властителя, укрощающего и бег коня, и сопротивление стихии. Всадник на скачущем коне повелительным жестом дарует покой стране. Пластическое единство движения и покоя лежит в основе скульптурной композиции.

Это сочетание-противопоставление раскрывается также и в другом плане. Конь, поднявшийся на дыбы перед обрывом, показан в положении, которое может длиться всего мгновение. Мгновенность позы - характерная особенность избранной скульптором ситуации. Но, превращенная в монументальный образ, эта мгновенность воспринимается также и в прямо противоположном смысле: конь и всадник как бы застыли навеки в этой мгновенной позиции, бронза гигантской статуи говорит зрителю о несокрушимо вечной жизни всадника. Быстро переходящему движению коня, поднятого на дыбы, сообщен характер ничем не колеблемой устойчивости, постоянства, прочности. Мгновенность здесь сочетается с вечностью - противоположность этих начал воспринимается как пластическое единство, воплощенное всем строем художественного образа.

Если в композиции монумента сочетаются движение и покой, мгновенность и постоянство, то с не меньшей силой соединились в нем, образ ничем не ограниченной стихийной свободы и мощной, все подчиняющей себе воли. Всадник летит вперед - в бесконечный простор, раскрывающийся с высоты одинокой скалы. Перед ним открыты все пути, все земные дороги и морские дали. Еще не сделан выбор пути, еще не видна конечная цель. Но в то же время бег коня направляется "железной рукой" могучего властелина. Абсолют человеческой воли обуздывает стихию. Образы скачущего во весь опор коня и повелевающего им всадника сочетают в себе оба этих начала.

Впрочем, позиция коня, поднятого на дыбы, могла бы показаться нарочитой, если бы в самом изваянии не содержалось исчерпывающей мотивировки этой позиции. В самом деле, конь поднялся на дыбы именно потому, что в своем стремительном беге он оказался на самом краю пропасти, на бровке отвесной скалы... Перед этой внезапно раскрывшейся пропастью всадник круто осадил коня, остановил его бег, поднял на задние ноги "над самой бездной". Достаточно было сделать еще малейшее движение или просто опустить передние ноги коня, и всаднику грозило бы неминуемое падение с высокой каменной кручи. Это положение коня на самом краю гранитного утеса дает исчерпывающую мотивировку избранной позы и в то же время наделяет монументальный образ еще одним противопоставлением - единством.

Оно пластически выражено в необычном постаменте памятника. Гранитная скала сзади образует покатую линию подъема, по которому только что проскакал всадник, а спереди обрывается отвесным уступом, нависшим над выдвинутым вперед нижним уступом. Крутой, но одолимый путь к вершине скалы внезапно сменяется отвесным срезом, за которым - каменные кручи пропасти. Плавный подъем к вершине и резкий обрыв вниз - из этих взаимно противоположных начал и слагается форма скалы-постамента. Без этого контрастного сочетания была бы неоправданна, немыслима избранная скульптором композиция всего конного изваяния. Подъем и обрыв, гранитная твердь скалы и разверзшаяся "бездна" - эти противопоставления входят в существо монументального образа, наполняют его внутренним движением, сообщают ему ту пластическую многопланность, которая является выражением смысловой многопланности и идейной глубины.

1 Силуэт и жест

Как всякое большое произведение монументальной скульптуры, памятник Петру рассчитан в своей композиции на обозрение с любой возможной точки, но в то же время он требует для полного своего восприятия обхода со всех сторон: только такое обозрение раскрывает пластический образ. Весь композиционный строй монумента предполагает обязательность восприятия статуи с различных сторон, под разными углами зрения, дающими все новые и новые аспекты, из совокупности которых и слагается целостный художественный образ.

В последовательном раскрытии образа по мере движения зрителя первенствующую роль играет силуэт - объемные очертания конной статуи и служащей ей постаментом гранитной скалы. Силуэт - это первое, чем воздействует каждое произведение монументальной скульптуры. В силуэте заключены пластические качества, которые не могут быть компенсированы никакой моделировкой, никакой самой отделкой деталей.

Памятник Петру обладает исключительно характерными очертаниями. Корпус коня, поднятый под углом почти в 45 градусов над линией горизонта, составляет при обозрении памятника сзади и с боков продолжение линии подъема скалы-постамента. Эта плавная линия резко обрывается спереди вздернутой головой коня, его поднятыми и напряженно согнутыми передними ногами и отвесным обрывом скалы. В этих контрастных очертаниях, где сталкиваются ровная диагональ заднего фасада с прерывистыми, неправильной формы выступами спереди, фигура самого героя не только не теряется, но остается пластическим центром, фокусом всей композиции. Дело в том, что при всей сложности и прерывистости контурной линии, образуемой очертаниями поднятого на дыбы коня, габариты статуи вписываются в совершенно правильные границы равнобедренного треугольника, основанием которого является линия, идущая от верхнего переднего края скалы до крайней точки статуи, то есть до конца хвоста лошади. В этом классическом по своей уравновешенности построении сидящая фигура Петра оказывается в вершине треугольника - она господствует над всей композицией.

Пластическую выразительность сидящей фигуры в значительной степени усиливает жест. Многозначительный смысл этого жеста (утверждение державной воли, указующее обращение к заморским далям, умиротворение людей и стихий, торжество победителя) выражен простым движением руки, но пластика этого движения играет важнейшую роль в образном содержании монумента. Недаром в пушкинском описании "Медного всадника" жест Петра отнесен к числу самых существенных особенностей изваяния. "Стоит с подъятою рукой"; "Поднявши руку в вышине"; "Гигант с простертою рукой"; "С простертой мощною рукой"; "Грозя недвижною рукой"; "И с распростертою рукой" - так подбирал Пушкин эпитеты, которые могли бы с наибольшей точностью и силой передать сущность простого и столь значительного жеста.

Неся в себе важное смысловое содержание, протянутая рука всадника является в то же время одним из наиболее выразительных пластических элементов скульптурного целого. Формально нарушая композиционное равновесие силуэта, это одностороннее движение как бы концентрирует энергию всадника, одолевшего крутизну скалы и прискакавшего на ее вершину для того, чтобы с этой высоты утвердить свою волю - могучую волю народа, создавшего город, открывшего перед страной новые пути, новые беспредельные просторы.

Силуэт памятника приобретает благодаря названным и другим особенностям статуи и ее постамента исключительную силу. Диагонально поднятый вздыбленный конь; его голова и передние ноги, образующие резко выдвинутые линии и контуры; вскинутая вверх голова всадника и его протянутая вправо рука; просвет, образуемый между корпусом коня и верхней плоскостью постамента; наконец, уступчатое строение этого последнего, с нависающей верхней частью и выдвинутой вперед нижней,- все это образует резко очерченный, чуждый какой бы то ни было искусственной "закругленности", неповторимый силуэт памятника, воспринимаемый с разных точек и с разных расстояний.

"Надо, - писал Фальконе в своих "Размышлениях о скульптуре", - чтобы произведение, выделяясь на фоне воздуха, деревьев или архитектуры, заявляло о себе с самого дальнего расстояния, с которого его можно заметить. Свет и тени, широко распределенные, будут также состязаться в том, чтобы определить главные формы и общее впечатление".

Памятник Петру отвечал этим теоретическим положениям его автора. Очертания статуи четко "выделяются на фоне воздуха и архитектуры", части изваяния и постамента, выступающие от общего массива или нависающие над другими частями, создают "широкое распределение света и тени". Огромная пластическая сила памятника действует "с самого дальнего расстояния". Эта сила заложена уже в его силуэте.

2.2 Голова Петра

Когда приближаешься к монументу вплотную, к впечатлению, производимому общими очертаниями статуи, ее силуэтом, присоединяется новый образ: голова Петра. Голова Петра в бронзовом изваянии - совершенно новый образ правильный овал гордо вскинутой головы вписан в обрамление из густых волнообразных прядей, на которых покоится венок из крупных листьев лавра. Широко открытые глаза с резко и глубоко вычеканенными зрачками, обращенные в сторону указующей руки, объемная выпуклость высокого лба, перекрытого мощным сводом надбровных дуг, крупные формы носа и подбородка, выражение глубокой мысли и непоколебимой воли во всех физиономических чертах прекрасного мужественного лица - таковы особенности этого монументального портрета. В его основе лежит сочетание мысли и силы. Образ монарха-просветителя, обладающего могучей волей, запечатлен в бронзовой голове Петра. Фальконе исключил из облика своего героя все то, что мешало наиболее отчетливому раскрытию именно этих определяющих черт. Человек эпохи Просвещения, Фальконе и в Петре видел прежде всего человека мысли, разума, носителя высоких дум. Именно в этом направлении и осуществлена в памятнике Петру идеализация его реального облика - идеализация, без которой в той или иной мере не может обойтись ни одно произведение монументальной скульптуры. Увенчанная лаврами голова Петра озарена светом высокой мысли, широко раскрытой к просторам знания.

3 Одеяние всадника

Выбор и выполнение одежды играют важную роль в создании любого произведения монументальной скульптуры. Всадник облачен в широкую, легкую, не стесняющую свободу движений одежду. Фальконе справедливо полагал, что одежда всадника не должна бросаться в глаза, отвлекать зрителя от главного. По утверждению самого скульптора, одежда Петра имеет черты сходства, как с русской простонародной одеждой, так и с формами античного гражданского одеяния. "Костюм Петра, - говорил скульптор, - одежда всех народов, всех людей, всех времен, - одним словом, костюм героический". Она напоминает длинную, просторную рубаху волжского бурлака, с вышивкой по подолу и на рукавах. Сверху накинута короткая мантия, на ногах - мягкие легкие меховые сапожки, какие носили на севере Руси. Вместо седла на коня наброшена медвежья шкура, напоминающая о допетровской "медвежьей Руси". К поясу всадника прикреплен меч, покоящийся в простых, ничем не украшенных ножнах. Лавровый венок победителя и короткий меч у пояса как бы свидетельствуют о том, что царь-созидатель не раз одерживал победы и на полях сражений.

Заменив все исторические типы одежды созданным им "эквивалентом", в котором русское совмещается с античным, Фальконе наделил образ национального русского героя чертами общечеловеческой, всемирно исторической значимости.

2.4 Конь

Фигура человека, сидящего верхом, оставалась на протяжении тысячелетий одним из самых распространенных видов монументального изображения, призванного увековечить образ властелина, воина, героя.

В памятнике Петру Фальконе дал глубоко реалистическое скульптурное изображение лошади, поднятой на дыбы. Бронзовый конь Петра как бы выхвачен из самой жизни, его внешние пластические признаки - результат тщательных наблюдений над живой лошадью, ее повадками, движениями, анатомией и пластикой ее тела.

Поза, жест, весь облик всадника взаимно обусловлены позицией и движением коня. Всадник не только "восседает" на коне, но и активно им повелевает, он предуказывает коню то резкое движение ("на дыбы"), которое составляет основу всей скульптурной композиции. В свою очередь поза предопределяет многое в фигуре героя: его глубокая посадка, поворот головы, жест настолько крепко связаны с движением и позицией коня, что какая-либо возможность раздельного и пластического существования того и другого исключается. Эта слитность всадника и коня усилена такой деталью, как замена обычного седла шкурой и отсутствие стремян. Складки плаща, падающего с плеч всадника, плавно ложатся на спину лошади, "сращивая" фигуру человека с корпусом коня.

5 Постамент

Образ скалы как символа "побежденных трудностей" представлялся Фальконе в наиболее естественном, первичном виде - в форме дикой каменной кручи, которую одолевает герой. Скульптор не ограничился здесь простой заменой обычного, геометрически правильного постамента гранитной скалой. Благодаря приданной постаменту сложной асимметричной форме зритель видит не только всадника на вершине скалы, но и движение всадника к этой вершине. Постамент показывает не одно лишь свершившееся действие, но и то, как это действие произошло, как добрался всадник до отвесно обрывающейся площадки и как он остановил своего коня на самом ее краю. Гранитная глыба по-разному обработана с переднего и с заднего фасадов памятника. Сзади перед нами путь к вершине скалы, пологий подъем со слегка намеченными тремя ступенями. Подъем переходит в плоскую площадку, на которой всадник осадил коня. Затем следует отвесный срез камня. Этот срез образует со стороны переднего фасада вертикальную плоскость выступа, нависающего над вторым, нижним выступом. Очертания двух выступов, напоминающие всплеск завихренной волны, придают постаменту своеобразную динамичность. Эти очертания отдаленно вторят силуэту коня с его выдвинутой вперед головой и поднятыми передними ногами.

Необычайная форма постамента усиливает движение, заложенное в композиции самой статуи. Статичная масса огромной каменной глыбы и таящаяся в ней напряженная динамическая мощь многократно повышают впечатление волевой силы, носителем которой является могучий человек, одолевший эту каменную кручу и возвышающийся над ней. Именно это сочетание придало постаменту настолько важную, активную роль в сложении художественного образа, что постамент в памятнике Петру Первому сделался частью изваяния, неотделимой от изображения самого героя.

Заключение

Ознакомившись с памятником Медный Всадник, посвященному Петру I работы Этьена Фальконе можно сделать следующее заключение.

Фальконе отказался от канонизированного образа императора-победителя. Он стремился воплотить образ созидателя, законодателя, преобразователя. Отойдя от общепринятых в ту пору канонов, ваятель изобразил своего героя в движении, облачил не в парадный мундир, а в простую, свободную одежду, которая не привлекала внимания, богатое седло заменил звериной шкурой. Только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра I как полководца - победителя.

По моему мнению, памятник лаконичен и в то же время выразителен, он очень соответствует величию и мощи Петра, он создает образ сильного, влиятельного человека, который открывает для людей перспективу новой жизни, он символизирует быстроту решений, четкость и грацию всего, что было сделано Петром I. Плавные, создающие воздушность и легкость, линии привлекают и придают самому всаднику большую изящность и стройность: Петр предстает человеком, который способен свернуть горы, у которого грандиозные планы, как бы они ни казались несбыточными, способны воплотиться в реальность. Я считаю эту достопримечательность одной из лучших, которые посвящены не только Петру I, но и напоминают о его целеустремленности, о проведенных им реформах и строительстве Петербурга. Детище Петра, культурная столица нашей необъятной Родины, всегда будет связано с исторической основой города, поэтому этот "Медный всадник" олицетворяет всю тяжесть препятствий, возникавших на пути к созданию города, энтузиазм и решительность императора. Сейчас для многих именно этот Всадник является одним из символов Петербурга, что подтверждает его популярность не только у жителей столицы, но и гостей из других уголков страны и туристов.

Список литературы

1.Памятник Петру I в Ленинграде. - Юный художник, 1982, № 8.

Топоров В. Н. О динамическом контексте трехмерных произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд). Фальконетовский памятник Петру I // Лотмановский сборник. 1. М., 1995.

Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Пётр Первый Екатерине Второй // Новое литературное обозрение. - 2005. - № 72.

Кнабе Г. С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. - М.: 1993.

Памятники архитектуры Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1975.

К. Карнилович. "На берегах Невы". Издательство - Искусство - Ленинград - 1964 - Москва.

Боженкова М. И. Кумир на бронзовом коне: Образ Петра Великого в монументальной скульптуре С.-П. / М. И. Боженкова. - СПб.: ТО Пальмира, 1997. - 160 с.

Каганович А. Л. Медный всадник: История создания монумента / А. Л. Каганович. - Л.: Искусство, 1975. - 190 с.

Романова Е. Шедевры скульптуры Санкт-Петербурга / Е. Романова. - М. Литера, 2007. - 96 с.