Импрессионисты в эрмитаже. Работы импрессионистов в главном штабе. Гордость Эрмитажа – наша

Главный штаб Эрмитажа – это новый экспозиционный комплекс, входящий в состав музея Государственный Эрмитаж и является важной достопримечательностью Санкт Петербурга. Главный штаб расположен в восточном крыле полукруглого здания на Дворцовой площади, протянувшегося от реки Мойки до Невского проспекта, в самом центре Петербурга.

Само здание Главного штаба является одним из ярких архитектурных произведений в стиле ампир, оно было возведено знаменитым архитектором Карлом Росси в начале ХIX века.

История Главного штаба в Санкт Петербурге

Главный штаб стал символом Российской империи, в нём располагались высшие государственные учреждения и министерства. В восточной части размещалось Министерство иностранных дел. После революции в помещениях здания размещались различные организации, комиссариат иностранных дел и даже отделение милиции.

Два центральных корпуса соединяет арка Главного штаба, построенная на завершающей стадии и ставшая главным украшением всей постройки. Обязательно необходимо сделать фото арки Главного штаба.

Арка Главного штаба

Как посвящение победе в Отечественной войне 1812 года вершину триумфальной арки венчает монумент летящей колесницы, с которой гордо взирает древняя богиня Слава с лавровым венком победителя в одной руке и штандартом с двуглавым орлом в другой. Воины в доспехах сдерживают шестерку великолепных коней, рвущихся вперёд.

Арочный свод украшают фигуры окрылённых богинь победы, горельефы воинских доспехов и оружия, статуи воителей-часовых и белоснежная колоннада. С Дворцовой площади открывается вид на всю архитектурно-скульптурную композицию, арка Главного штаба особо выделяется на фоне строгого фасада здания.


Вид панорамы Главный штаб Санкт Петербург фото со стороны Эрмитажа

Панорама Главного штаба В СПб хорошо смотрится не только днём, но и в вечернее время. Когда на город опускается темнота, то включается фасадная подсветка и Главный штаб выглядит великолепно.


Главный штаб вечером

Обязательно необходимо посетить Дворцовую площадь вечером. Тем более, что на Дворцовой площади очень часто проходят различные мероприятия, так что одни не будете.

Со стороны Большой Морской улицы через арку открывается прекрасный вид на панораму площади и на Эрмитаж, а Александрийская колонна оказывается точно на её середине. Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге была оснащена первыми уличными электрическими часами, которые были установлены под её сводом для Министерства финансов в 1905 году.

Музей Эрмитаж получил в свое распоряжение только восточную часть здания, остальная часть принадлежит Западному военному округу. С 2004 по 2014 год велась реконструкция внутренней части, целью которой стало превращение исторического здания в полноценный музейный комплекс.

Дворы-атриумы Главного штаба создают впечатление единого большого пространства с естественной системой светорассеяния.


Дворы-атриумы Главного штаба

Современные просторные экспозиционные залы соединяются стеклянными «мостами»,


Стеклянные мостки

посетителей встречает широкая парадная лестница из мрамора, авангардные решения изящно сочетаются с архитектурной классикой.


Парадная лестница Главного штаба

Основные экспозиции Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Музейный комплекс имеет четыре этажа. Основные выставочные помещения объединены в три анфиладные линии - Дворцовую (вдоль Дворцовой площади), Певческую (вдоль Певческого проезда), Речную (вдоль набережной Мойки) - и дополнены центральной Большой анфиладой внутренних дворов-атриумов.

План схема размещения экспозиций Главного штаба СПб

Номер этажа Что размещено на этаже
1 этаж Вход и билетные кассы
Гардероб, магазин и кафе
Лекторий
2 этаж Искусство эпохи модерна
Искусство народов Африки
Итальянская скульптура ХХ века
Экспозиция, посвященная Министерству
финансов Российской империи
3 этаж Экспозиции «Под знаком орла. Искусство ампира»
Французская живопись и скульптура ХIХ века»
Западноевропейское искусство ХIХ века
Музей Российской гвардии
Залы памяти Карла Фаберже
Экспозиция, о Министерстве иностранных
дел Российской империи
4 этаж Галерея памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых
представлены произведения импрессионистов,
постимпрессионистов, художников группы Наби;

Французская живопись Салона и мастера
барбизонской школы;
Зал Огюста Родена, живопись ХХ века (Кандинский)

Для более подробного изучения и составления плана осмотра предлагаю этажей Главного штаба в Санкт-Петербурге.


Пример плана второго этажа

А для короткого обзора затронем основные знаковые экспозиции.

Знаменитые во всём мире полотна импрессионистов и постимпрессионистов представлены на четвёртом этаже комплекса в «Галерее памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых». Ранее зал французской живописи XIX века располагался в залах Зимнего дворца.

В первом зале импрессионизм представлен пейзажами Клода Моне, они наполнены воздухом и светом, одновременно яркие и невероятно нежные. В следующем зале — изображения прекрасных танцовщиц Эдгара Дега и знаменитый многофигурный портрет «Площадь согласия». Далее посетителям предстаёт коллекция натюрмортов Анри Фантена-Латура, пейзажи Писсаро и Сислея.

Целых два зала занимают портреты Огюста Ренуара, восхищающие своей простой и выразительностью, живые и солнечные, воспевающие импрессионизм. Совсем другие, но не менее запоминающиеся лица смотрят с портретов Поля Сезанна. Среди его картин можно увидеть и знаменитые натюрморты с яблоками, и пейзажи с зелеными улочками.


История Психеи Морис Дени 1909г.

Продолжает постоянную экспозицию серия полотен Поля Гогена, не похожего в своей манере на остальных мастеров. Немного угловатые фигуры таитянок, островная дикая природа вдохновляли его на создание неповторимых шедевров. Необычной, страстной и экспрессивной манерой письма отличался и Винсент Ван Гог.


Арльские дамы Винсент Ван Гог 1888г.

Его картины имеют самую большую популярность у посетителей музея, творческий гений художника позволил ему вложить в картину невероятные эмоции и переживания. Картины Ван Гога словно живые, яркие краски и смелые мазки создают ощущение движения, волнения и радости.
В новый комплекс переехали и незабываемые полотна Анри Матисса, Пабло Пикассо и других художников начала XX века.


Танец Анри Матисс 1910г.
Молодая дама Пабло Пикассо 1909г.

Второй этаж отведён под экспозицию «Искусство эпохи модерна», где представлены предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные мастерами XIX- XX века.

Часть помещений рассказывает о работе МИДа Российской империи, который располагался в этой части здания.
На третьем этаже посетителям представлена живопись русских художников XIX – начала XX столетия: Карла Брюллова, Бориса Кустодиева, Петрова-Водкина и других известных мастеров.

На другой линии этажа расположились военные реликвии, оружие и форма времен русской гвардии XVIII века. Представлен настоящий мундир Петра 1 по форме офицера Лейб -Гвардии Преображенского полка.


Мундир Петра 1

Третий этаж интересен также выставкой, посвященной ювелирному делу и искусству резки камня. Эти залы созданы в память знаменитого мастера Карла Фаберже.

Посетить Главный штаб Эрмитажа в отличие от многочисленных «летних» дворцов и парков Петербурга, можно в любое время года. Государственный Эрмитаж по праву считается одним из лучших музеев Европы, а обновлённое здание Главного штаба даёт возможность побывать в по-настоящему современном творческом пространстве, сочетающем шедевры мирового искусства с современными культурными новинками.

Здесь проводятся временные выставки различных направлений современного искусства, ежегодные международные биеннале, экспозиции современных художников со всего мира.

Увидеть великолепие Зимнего дворца, побывать в Эрмитаже, пройтись по Дворцовой и узнать, где находится арка Главного штаба в Санкт-Петербурге — это сохранить в своём сердце символы северной столицы и проникнуться её настроением. В Главном штабе Эрмитажа разрешает делать фото / фотографии, с небольшим ограничением без штативов и фотовспышек.

Как добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге

Добраться до Главного штаба Эрмитажа в Санкт Петербурге легко, так как Главный штаб расположен в центре города рядом с метро Адмиралтейская в самом начале Невского проспекта на Дворцовой площади. Над станцией метро Адмиралтейская расположен торговый комплекс Адмирал и в нём на 6 этаже расположен исторический .

Главный штаб Эрмитажа расположен по адресу: Санкт Петербург Дворцовая площадь, д. 6-8, лит. А

Вход в музей Главный штаб в Санкт Петербурге не примечательный и можно сразу не увидеть. Находится он не далеко от триумфальной арки с левой стороны на первом этаже здания, если смотреть с Дворцовой площади. А если Вы идете от метро и проходите через эту арку, то вам необходимо повернуть на право и пройти метров тридцать.


Вход в Главный штаб
Крупный план входа

Режим работы и билеты в Главном штабе Эрмитажа Санкт Петербург в 2019 г.

Режим / время работы Главного штаба Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:

  • вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:00)
  • среда и пятница 10:30 — 21:00 (кассы работают до 20:00)
  • понедельник, 1 января и 9 мая - выходной день

График работы и цены на билеты в Эрмитаж по состоянию на март 2019 г.

Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь

Для взрослых посетителей 400 рублей

это единый входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный музейный комплекс Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I) и действует в течение дня.

Если Вы планируете в это день посетить только один из музеев (Эрмитаж или Главный Штаб или Зимний дворец Петра I), то стоимость билета составит 300 руб. При покупки данного билета необходимо предупреждать кассира иначе кассир продаст комплексный билет.

Можно посетить музей бесплатно , для этого необходимо прийти в специальный день.

Дни бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей (по бесплатным билетам*, экскурсии остаются платными):
– третий четверг каждого месяца;
– 8 марта;
– 18 мая;
– 7 декабря.

Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.

*Бесплатный билет (кроме билетов для детей дошкольного и школьного возраста) выдается при предъявлении соответствующих документов, подтверждающих право на него. Бесплатный входной билет необходимо получать в каждом музейном комплексе в часы работы касс.

Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 700 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.

Официальный сайт Главного штаба Эрмитажа: www.hermitagemuseum.org

Историческое здание внутри полностью отремонтировано и модернизировано. Были учтены ограниченные возможности инвалидов, в настоящее время на любую экспозицию на любой этаж можно добраться на коляске. Для это сделаны лифты и подъемники, которыми могут воспользоваться и мамочки с колясками.


Лифт из гардероба
Подъемник для колясок

В Главном штабе Санкт Петербург для комфортабельного отдыха имеется кафе на первом этаже.

Благодаря внимательной заботе Светланы, мы поменяли день нашей экскурсии, чтобы попасть и на выставку импрессионистов из объединённой коллекции братьев Морозовых в Главном штабе Эрмитажа, которая открылась в день нашего отъезда из Петербурга. Это дало неожиданную возможность- нашей встречи с импрессионистами через глубокий и внимательный рассказ Светланы было суждено обогатиться на 140 полотен Матисса, Гогена, Ренуара, Боннара и Моне. Не экскурсия, а праздник души! Советуем всем! Если Вы любите импрессионистов, это будет радостной встречей! Если Вы к ним равнодушны, Вы их полюбите! В горы без проводника никак, и на встречу с искусством тоже лучше доверить себя знающему специалисту. Об импрессионистах вдохновенно может рассказывать только человек, который сам в себе несёт радость жизни. Нам повезло с проводником в мир импрессионистов, Светлана любит и знает их жизнь и творчество. Наше общение больше двух часов на фоне радостных спишек света и красок пролетели быстро, но останутся в душе надолго- огромной благодарносьтю к Светлане и желанием вернуться в мир, в который окунулись.

У нас была компания 2 взрослых и 2 детей (5 и 9 лет), мы попросили Светлану ориентироваться больше на детей в своем рассказе, что Светлане прекрасно удалось, но взрослым тоже не было скучно. Старшая дочь влюбилась в картины Моне и еще на следующий день попросила вернуться в музей, чтобы еще раз посмотреть картины. Хотя до этого склонности к музеям и галерея мы у нее не наблюдали. Это заслуга Светланы. Спасибо большое. Обязательно вернемся еще.

Великолепная лекция-экскурсия, честно говоря, не представляли (пишу от лица семьи), что будет настолько интересно (столько информации!) и увлекательно (Светлана, великолепный оратор и материал подготовлен отлично). Еще раз огромное спасибо, в том числе за действительно Человеческое отношение (чего так мало в наш время) и настоящую искусствоведческую лекцию! Надеюсь, что не последний раз - ведь так много осталось того, что осталось за границами материала и что просто не успели посмотреть в Эрмитаже и Питере.

Светлана очень интересно рассказывала о жизни художников, поэтому материал лучше запоминается. Дала много информации для дальнейшего изучения и развития

Выражаем огромную благодарность Светлане за увлекательный рассказ о жизни и творчестве импрессионистов. Два часа пролетели как одно мгновение. Приедем еще!

Интересно. Познавательно. Увлекательно.
Спасибо большое.

Спасибо,Светлане, что нашла возможность встретиться с нами. Она чудесный рассказчик, очень вовлеченный в тему. Мы получили удовольствие от путешествия по Франции и коллекции импрессионистов Эрмитажа. Несомненно рекомендуем всем любителям живописи. Удачи Светлане! Наталья, Ляля и Тася

Мы в полном восторге! Общение со Светланой - это просто песня! Она очень внимательный и тактичный собеседник, выстраивает свой рассказ в зависимости от уровня и предпочтений слушателей. Она - просто кладезь информации по истории искусства,и эта экскурсия помогла создать более ясную картину о сообществе художников-импрессионистов. Кроме того, в ее рассказе чувствовалась такая страсть, такая увлеченность своим делом! Мы получили не только массу уникальной информации, но и незабываемые часы общения, расставшись добрыми друзьями.

Санкт-Петербург, 21 мая – «АиФ-Петербург». Культурную столицу снова лихорадит. Одной из крупнейших коллекций импрессионистов, включающей более 200 полотен живописных шедевров конца 19 начала 20 века, может грозить переезд. Картины кисти Гогена, Монэ, Матисса, Пикассо и других блестящих художников могут отправиться из Эрмитажа в коллекцию московского музея. Против категорически высказался глава Эрмитажа Михаил Пиотровский. 21 мая его .

Гордость Эрмитажа – наша

«Третий этаж Эрмитажа - это гордость Санкт-Петербурга, - высказался сегодня губернатор в открытом письме главе Эрмитажа. - Трудно переоценить заслугу Эрмитажа в том, что это искусство, ценность которого во время ликвидации музея западного искусства была неочевидна, было извлечено из заточения, и достойно представлено в Эрмитаже» - заявил градоначальник.

Сыр-бор начался 25 апреля после прямой линии с президентом, во время которой директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирина Антонова предложила вернуть коллекцию картин в Московский музей современного западного искусства. По ее словам, музей был ликвидирован в 1948 году, после чего коллекция разошлась по многим музеям, половина ее оказалась в Эрмитаже. Путин пообещал подумать, но сказал, вопрос надо решать на уровне Министерства культуры и экспертов.

Блестящая коллекция XIX - XX веков из собрания Эрмитажа включает свыше 200 произведений живописи. Среди них полотна выдающихся художников импрессионизма, Поля Сезанна, Ван Гога, Поля Гогена, Анри Матисса, Пабло Пикассо и других известных мастеров этого времени.

Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский убежден: коллекция Эрмитажа должна остаться неприкосновенной.

«Мне стыдно и неприятно, что внутренние отношения и споры музеев поднимают в ходе «прямой линии» с президентом, - поделился Пиотровский на пресс-конференции в Петербурге. - На коллекцию Эрмитажа посягались многократно, но теперь споры приобрели форму доносов», - сказал он. Пиотровский добавил, что начинать восстанавливать музеи, которые пострадали от действий советской власти, нужно с Эрмитажа, так как именно пострадал больше остальных.

Петербуржцы против

Пиотровский пояснил, что «спор» между ГМИИ и Эрмитажем касается национализированных советской властью частных собраний московских коллекционеров и меценатов Ивана Морозова и Сергея Щукина. В 1928 году на основе этих коллекций создали Музей нового западного искусства в Москве. После ликвидации музея в 1948 году наиболее ценные произведения распределили между Эрмитажем и ГМИИ имени Пушкина.

В 20-30-е годы прошлого века произведения и сокровища Эрмитажа продавались за границу. При этом власти не отчитывались, на что идут средства, полученные от продажи ценностей.

«Вопрос абсурден сам по себе. Можно искать любые другие варианты сотрудничества с музеями, например, совместные выставки, но о передаче нет разговора, - рассказала сайт сотрудник пресс-службы Эрмитажа Евгения Куликова. - Это повлечет претензии разных музеев, иностранных в частности. Передела музейных коллекций допустить нельзя. Музей, о котором идет речь, существовал 17 лет, поэтому вопрос восстановления исторической справедливости звучит странно. В Эрмитаже коллекция существует уже 70 лет»

Восстал не только Эрмитаж– петербуржцы, именитые и не очень, вовсю собирают подписи против переезда коллекции. Подписались почти 34 тысячи человек.

«Для нашего города исчезновение подлинников Ренуара, Матисса и Пикассо равносильно переносу в первопрестольную Медного всадника, Ростральных колонн и захоронений императоров. Это невосполнимый удар по культуре города и исторической памяти живущих в нем людей», - говорится в петиции.

В столице между тем проходит расширенное заседание экспертного совета при министерстве. Министр культуры Владимир Мединский уже признал, что вопрос действительно «острый».

«Воссоздание Музея нового западного искусства является острой темой в связи с необходимым для этого перемещением значительной части коллекции Эрмитажа в Москву. Это вызывает много споров», - признал глава Минкультуры, которого цитирует ИТАР-ТАСС.

Судьбу коллекции импрессионистов обещали решить уже в начале следующей недели. Однако сам Эрмитаж иного пути, кроме как оставить все на своих местах, не видит.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный Университет технологии и дизайна

Кафедра химической технологии дизайна текстиля.

Специальность: 070601.65 – промышленный дизайн текстиля

Отчет по практике.

«Коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже»

Студентка группы: 2-хд-4

Преподаватель:

кандидат искусств – доцент

Митрофанова Н.Ю.

Санкт-Петербург 2008


Введение

Импрессионизм

Постимпрессионизм

Заключение

Список литературы


Введение

Тема отчета – «Коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже». Коллекция импрессионистов и постимпрессионистов в Эрмитаже является одной из самых богатейших в мире. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров Эрмитаж обладает крупнейшей коллекцией живописи французских импрессионистов и постимпрессионистов. была собрана на рубеже XIX и XX столетий двумя меценатами С.И. Щукиным и И.А.Морозовым. Обладая тонким чутьем, они смогли предугадать, какую роль сыграют импрессионисты в истории искусства.

Собрание насчитывает восемь картин Клода Моне ("Дама в саду", парные панно "Уголок сада в Монжероне" и "Пруд в Монжероне" и др.), шесть произведений Пьера Огюста Ренуара ("Портрет артистки Жанны Самари", "Девушка с веером" и др.) одиннадцать полотен Поля Сезана ("Берега Марны", "Натюрморт с драпировкой", "Фрукты" и др.) пастели Эдгара Дега, четыре произведения Винсента Ван Гога. ("Куст", "Хижины" и др.). Искусство Поля Гогена представлено пятнадцатью картинами, ("Таитянские пасторали", "Женщина держащая плод" и др.). Среди тридцати семи работ Анри Матисса такие всемирно известные произведения как: "Красная комната", "Танец", "Музыка". Тридцать семь картин Пабло Пикассо относятся к ранним периодам его творчества: розовому, голубому, кубистическому ("Любительница абсента", "Свидание", "Мальчик с собакой", "Женщина с веером" и др.). Девять работ Огюста Родена крупнейшего скульптора второй половины XIX- начала XX века включают произведения в мраморе, бронзе, гипсе ("Вечная весна", "Грешница", "Бронзовый век" и др.)

Для того чтобы раскрыть тему необходимо решить ряд задач. Во-первых, рассмотреть историю создания, в частности рассмотреть особый вклад в ее создание двух меценатов - Морозова и Щукина. Во-вторых, изучить само движение импрессионистов и постимпрессионистов, зародившееся во Франции, понять особенности их живописи и выделить наиболее выдающихся художников этого направления. В-третьих, описать биографию одного из представителей этих направлений, в данной курсовой работе - Поля Сезанна.

Чтобы решить ряд задач, необходимо обратиться к литературе. В книге «Импрессионисты» Габриэле Крепальди последовательно описывается про выставки импрессионистов и непосредственно их инициаторов. А также описывается реакция критики на выставки и приводятся цитаты публикаций. В «Энциклопедии для детей. Искусство» в одной из статей описывается история создания коллекции в Эрмитаже С.И. Щукиным и И.А. Морозовым. Книга «Государственный Эрмитаж» П.Ф.Губчевского так же описывает эту коллекцию. Книга «Импрессионизм. Иллюстрированная энциклопедия» И. Мосина состоит из кратких биографий художников, коллекционеров и критиков. Также использовалась информация с различных информационных сайтов.


История создания коллекции картин Эрмитажа импрессионистов и постимпрессионистов

В краткой справке трудно охарактеризовать исключительное богатство и многообразие хранящейся в Эрмитаже коллекции произведений французского искусства. Она охватывает огромный, почти пятисотлетний период, от ранних памятников французского Возрождения до картин художников XX в. Превосходные творения выдающихся живописцев и скульпторов ярко характеризуют различные стили и художественные направления, все основные этапы развития изобразительного искусства Франции. Гобелены, ткани, кружева, художественная мебель, фаянс и фарфор, изделия из серебра, золота и бронзы – весь этот необычайно богатый комплекс памятников прикладного искусства дает широкое представление о культуре страны, помогает верно уяснить взаимодействие различных видов искусства. Выставка «Искусство Франции XV – начала XX в.», занимающая 39 залов, является самой большой в мире за пределами самой Франции. При последовательном осмотре нужно иметь в виду, что первая половина экспозиции, посвященная искусству XV – XVIII вв., размещена в залах II этажа, а произведения XIX – начала XX в. находятся в помещениях III этажа.

Произведения художников импрессионистов занимают весьма значительное место на выставке (залы №№ 107, 108). Выдающиеся живописцы этого направления – Моне, Писсарро, Сислей, Ренуар – представлены многими первоклассными картинами. Протестуя против рутины и фальши салонно-академического искусства, импрессионисты обратились к непосредственному изображению окружающего мира. Работая только с натуры, чаще всего на открытом воздухе, в своих сельских и городских пейзажах, сценах повседневной жизни и портретах они стремились запечатлеть непрестанную тягучесть и изменчивость природы, превосходно передавали воздушную среду, солнечный свет и тончайшие изменения цветовых отношений. Колористическая свежесть картин импрессионистов, написанных насыщенными и чистыми тонами, цветные прозрачные тени и множество выработанных вновь живописных приемов, точно и верно передающих оптическое восприятие, явилось ценным вкладом, обогатившим и расширившим возможности живописи. Однако исключительная сосредоточенность только на цветовом восприятии мира, отказ от раскрытия смысловой стороны и идейной значимости различных жизненных явлений скоро привели импрессионистов ко внутреннему объединению создаваемых ими образов. Не случайно методы импрессионизма оказались недостаточными для глубокого психологического раскрытия индивидуальности человека, показа событий величайшего общественного значения. В искусстве импрессионистов почти вовсе нет сюжетной живописи, ставящей значительные социальные, этические или моральные темы, - и это несмотря на исключительную остроту общественных конфликтов их времени.

В художественных взглядах мастеров следующего поколения субъективистские тенденции получили дальнейшее развитие и привели к формалистическим исканиям художников XX в. Следует отметить, что эрмитажное собрание работ Сезанна, Гогена, Марке, Боннара, Матисса, Пикассо и других мастеров конца XIX – первой половины XX в. настолько обширно, что по справедливости может быть отнесено к лучшим мировым коллекциям, даже с учетом имеющихся в самой Франции.

Особенные заслуги в собирании произведении мирового искусства имеют московские купцы и предприниматели Сергей, Петр и Дмитрий Щукины, Иван и Михаил Морозовы, которые составили собственные коллекции импрессионистов и их продолжателей. С.И.Щукин на основе своей коллекции в 1909 г. открыл общедоступную, бесплатную для посетителей художественную галерею в Б.Знаменском переулке вблизи Арбата, в бывшем дворце кн.Трубецких, который был куплен его отцом у разорившихся аристократов.

Сергей Иванович Щукин (1854- 1936) получил высшее образование в коммерческой академии в Германии и в 1890 г. возглавил семейное предприятие - Торговый дом «Иван Щукин с сыновьями». Этого талантливого и энергичного предпринимателя партнёры прозвали «дикобразом» за упрямство в торговых сделках. После женитьбы Щукин поселился в Большом Знаменском переулке, в особняке, известном в Москве как бывший дворец князей Трубецких. В доме Щукиных желанными гостями всегда были художники, музыканты, актёры. Собрание С.И.Щукина создавалось в 1898-1918 г.г. и прошло через ряд этапов, когда приобретались последовательно коллекции работ импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов, группы Наби, кубистов. Однако ряд полотен был куплен, как только они появлялись у парижских маршанов, торговцев живописными полотнами (как правило, больших знатоков искусства).

Начало своей знаменитой коллекции Щукин положил в 90-х гг. XIX в., когда заинтересовался современной западной живописью. Он часто бывал в Париже и в один из приездов приобрёл работу французского импрессиониста Клода Моне «Сирень на солнце». Первая картина Моне, оказавшаяся в России, произвела огромное впечатление на ценителей-профессионалов - московских живописцев. Однако широкая публика не только в России, но и на родине импрессионизма, во Франции, ещё не понимала, а иногда не желала понимать такую живопись. Щукин, обладая тонким чутьём, смог предугадать, какую роль сыграют импрессионисты в истории искусства.

Вскоре в коллекции русского мецената появились полотна, ныне ставшие классикой: «Портрет Жанны Самари» и «Девушки в чёрном» Огюста Ренуара, «Стог сена» и «Бульвар Капуцинок» Клода Моне, картины Камиля Писсарро, Эдгара Дега. С 1903-1904 гг. Щукин начал собирать работы Поля Сезанна, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Пабло Пикассо, которые привлекли коллекционера своей необычностью. Сам он говорил: «Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай её».

С творчеством Анри Матисса Щукин впервые познакомился в 1905 г. на выставке в Париже и с тех пор оставался неизменным покупателем его полотен. В 1910 г. Матисс выполнил два живописных панно для особняка Щукина - «Музыка» и «Танец», а в 1911 г. художник приезжал в Москву.

В 1908 г. Щукин составил завещание, по которому вся его богатейшая коллекция переходила в собственность города. Уникальная коллекция Щукина к моменту большевистской революции 1917 года насчитывала 225 работ и давала полное представление о развитии французской живописи, начиная с 1870-х годов и вплоть до кубизма. Щукин непосредственно заказывал декоративные панно для своего дома у таких мастеров, как Боннар, Виллард и Матисс.

Итак, мы добрались (наконец-то!!!))) до залов с картинами импрессионистов и постимпрессионистов. Они располагаются на 4 этаже. По моим наблюдениям, все идут именно туда)). По крайней мере уже на входе охранник заученно отвечает на вопросы как "интуристов", так и наших граждан - "4 этаж, лифт со второго этажа")).


Мы туда прошли "длинным путем", которые я вам показывала в предыдущих постах. Поэтому к 4 этажу уже порядком устали. И,честно говоря, большого впечатления на меня коллекция импрессионистов не произвела... Мы избалованы коллекцией Пушкинского музея и, без обид, она там богаче и интереснее. Здесь картин много, но они, как я бы сказала, "не звезды". Но это только мое мнение, ни на что не претендую. Просто мне показалось, что многое вторично. Но посмотреть всегда интересно. Тем более, что в коллекции есть и безусловные шедевры (та же "Жанна Самари" Ренуара, "Дама в саду" Моне, "Девушка с веером" Ренуара...)


Залов много. Все развешено по авторам - Матисс, Пикассо, Гоген, Ван Гог, Ренуар. Сезанн, Моне... Места много, картинам просторно. Но в некоторых залах развеска такая, что картины под стеклом (!!!) безбожно бликуют (если располагаются напротив окон) и смотреть сложно.


Мне нужно было, чтобы "главный посетитель" все рассмотрел и составил представление.

"О, мама! Клетчатый!!!"))), кажется он все-таки он увлекся этим направлением живописи))

Пикассо с любительницей абсента.

Когда я говорю о бликах, то выглядит это вот так.

Картины Гогена мне показались очень темными. Это не работа фотоаппарата, это такие темные цвета картин.


С удивлением воззрилась на этот букет рябины Поля Гогена. Нехарактерный для него сюжет)).

Сезанн интересный. Там два зала Сезанна. Кстати, все залы и их расположение можно посмотреть на сайте Эрмитажа вот Сайт Эрмитажа очень информативный, стоит зайти перед посещением. Но только он так тяжело грузится, поэтому я даю прямые ссылки на эти залы.


Два зала Ренуара. Есть что посмотреть, но в Пушкинском коллекция картин Ренуара интереснее.

Вот что меня расстроило, так это зал Клода Моне. Я ждала большего, так как очень люблю Моне. Посмотреть этот зал можно на сайте музея вот Что там выставляется? "Туманная картина" "Мост Ватерлоо", несколько мелких пейзажей, два больших и жутко бликующих полотна с пейзажами и безусловный шедевр "Дама в саду" засунутый в самый угол...

Вот эти два пейзажа вообще в первой половине дня смотреть невозможно. Картины под стеклом, напротив огромные окна... Блики со всех сторон. Уже на выходе из Эрмитажа купила открытки с этими пейзажами ---- чтобы рассмотреть)). Рассмотреть по открытке!)) ЧуднО. Картины на открытках красивые)). В зале это не видно. А это ведь Моне, где цвет - это главное.

А это "Дама в саду" с великолепно переданным светом. Но она "живет в углу" за дверью... Я бы совсем не так развесила эти работы. Но кто же меня спросит)))))))))))))