Архитектором данного сооружения является а н воронихин

О происхождении знаменитого русского архитектора А.Н. Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье Пермской губернии записано, что 17 (28) октября 1759 года у крепостного крестьянина "домового Никифора Воронина родился сын Андрей". Некоторые же источники указывают на происхождение Воронихина от крепостной девицы Марфы Чероевой (жилицы в семье Никифора Воронихина) и от графа Александра Сергеевича Строганова (1733-1811), находившегося в 1759 году при управлении строгановскими вотчинами и заводами в Перми, Усолье и Соликамске. Версий существует несколько и у каждой из них есть право на жизнь. Поначалу Андрей обучался в мастерской известного уральского иконописца Гаврилы Юшкова при одной из художественных школ, основанных на Урале Строгановыми. Самых способных учеников таких школ отправляли для продолжения обучения в крупные города. Талант юноши привлек внимание графа А.С. Строганова, известного мецената и коллекционера, бывшего долгое время президентом Петербургской Академии художеств, и весной 1772 года Андрея Воронихина среди таких учеников отправили учиться в Москву.

В Московской школе архитектуры учителями А.Н. Воронихина в 1775-1779 годах были предположительно В.И. Баженов и М.Ф. Казаков, которым он обязан своими первыми познаниями в архитектуре и живописи. Здесь Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Многое раскрылось перед его пытливым взором из того, что имела в то время Москва. Многое почерпнул он из книг, овладев латынью, многое узнал от Баженова, который взял способного мальчика в помощники. За четыре года учения и пребывания на строительных работах Андрей Воронихин приобрел не только понятие об архитектуре как о науке, но и опыт в составлении планов отдельных частей и целых зданий. В то же время Андрей не оставлял и живописи. В часы, свободные от занятий архитектурой, он писал миниатюрные портреты на эмали, делал зарисовки архитектурных пейзажей и в целях заработка выполнял в Троице?Сергиевой лавре мелкие заказы по росписи и реставрации фресковой живописи.

В 1779 году, после окончания обучения в школе архитектуры Воронихин отправился в столицу в распоряжение графа А.С. Строганова. Из Москвы на попутных подводах две недели пробирался Андрей в Петербург. Граф Строганов жил в роскошном, богато обставленном дворце на углу Мойки и Невского проспекта. Воронихин поселился в его дворце и неожиданно для самого себя стал в Петербурге своим человеком, быть может, гласно и непризнанным родственником, но не чужим в доме графа. Наделенный многими художественными талантами Воронихин, видимо, был симпатичен известному вельможе, который оказывал юноше всяческую помощь и поддержку. Ему отвели комнату для жилья и комнату для работы над чертежами и рисунками. Во время занятий его охотно посещал наследник графа, Павел, и с восхищением следил за ним ученый гувернер Ромм, сыгравший большую роль в становлении молодого таланта. Воронихин был допущен к графской галерее, к библиотеке и кабинету минералогии. Он приглашался даже на балы и званые обеды, которые устраивались в залах Строгановского дворца. Случалось ему бывать и на собраниях любителей искусств и литературы, нередко происходивших по желанию Александра Сергеевича. Андрей постоянно сопровождал Павла Строганова, сына графа, а в 1785 году граф А.С. Строганов отправил гувернера Ромма и обоих мальчиков в долгое путешествие по России. К этому времени (в 1785 году) граф дал Андрею "вольную" и Воронихин перестал быть крепостным.

За время путешествий Ромм, А.Воронихин и П.Строганов побывали в Москве, затем на Украине, посетили Киев, и отправились дальше на юг России, на берега Черного моря, где исполнили цикл пейзажных акварелей и рисунков, известный под названием "Путешествующий по России живописец". А после многолетних разъездов по России начались сборы в долгосрочную, на несколько лет, поездку за границу. В 1786 году граф снарядил всех троих в полном достатке и морским путем отправил во Францию. Молодые люди посетили также и Германию, а продолжать и совершенствовать художественное образование уехали в Швейцарию, где поселились в пятикомнатных покоях на одной из лучших улиц Женевы. Они изучали не только архитектуру, но и механику, математику, физику, естественные науки. Два года юноши провели в Женеве, а в 1789 году переехали в Париж. Целые дни и вечера Андрей Воронихин проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям. Здесь Андрей Воронихин, испытав влияние французских зачинателей ампира, в том числе К.Н. Леду, окончательно утвердился в решении быть архитектором.

В тревожные июльские дни 1789 года Ромм и его воспитанники находились в Париже. Революционные события захватили их. Они участвовали в захвате оружия из Дома Инвалидов и вместе с вооруженным народом были на площади во время взятия Бастилии. Ромм стал одним из ведущих деятелей революции и вошел в Конвент. Именно он предложил свой календарь, знаменитый календарь Франции - великой республики. Однако в скором времени из Петербурга в Париж приехал посланный графом Строгановым двоюродный брат Павла - Николай Новосильцев. По требованию старого графа был вызван из Оверни его сын Павел, а следовательно, вместе с ним и Воронихин. Ромм сердечно распрощался со своими друзьями. Позднее он был казнен на гильотине 9 термидора, но до последних минут своей жизни тепло вспоминал их обоих.

Вернувшись в Россию в 1790 году, Воронихин почувствовал себя подготовленным к самостоятельной работе. Вскоре произошел пожар во дворце Строганова, который по своему внешнему виду и внутреннему великолепию соперничал с дворцами русских царей. В 1791 году граф Строганов заказал Воронихину перестроить в своем доме картинную галерею, бильярдную, столовую, минеральный кабинет и вестибюль. Это решение было принято несмотря на отсутствие у архитектора серьёзного опыта. "Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!", - утверждал граф. Несмотря на трудность задачи, - в доме, построенном Растрелли, поместить совершенно в другом стиле, в других пропорциях и с другими деталями свои художественные формы, - Воронихин создал прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства этих помещений. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796), а также дома в усадьбе Городня Калужской губернии (1798). Тогда же он написал картину "Вид картинной галереи графа Строганова" (1794, Эрмитаж), за которую Совет Академии художеств произвел его в профессора живописи, "назначенные" в академики. А когда Воронихин написал "Вид построенной Строгановской дачи" (1797, ГРМ), ему присудили звание академика перспективной живописи и миниатюры Академии Художеств.

Позже Строганов поручил Воронихину ещё одну работу - строительство паркового павильона во владениях графа в Новой Деревне. Интересно отметить, что А.Воронихин, получив вольную, связей со своим бывшим хозяином не прерывал. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи.

Несмотря на признание его таланта живописца, Воронихин большую часть своей жизни посвятил не живописи, а архитектуре. Он с увлечением работал над такими большими проектами, как Казанский собор на Невском проспекте Петербурга или здание Горного института, и над небольшими проектами: дачи "Арсенал" и фонтанов в Петергофе и Пулково. Выдающийся русский архитектор и живописец, один из основоположников русского ампира, А.Н. Воронихин умер в Петербурге 21 февраля (5 марта) 1814 года, окруженный своими учениками. Его похоронили на престижном Лазаревском кладбище Александро?Невской лавры. Русская общественность того времени увековечила его имя красивым памятником над могилой: гранитной колонной с рустом, на котором изображен Казанский собор, увенчанный фигурой гения наверху.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)

Каждый, кто хоть раз бывал в Ленинграде, запомнил здание Казанского собора, образующее торжественную площадь на главной магистрали великого города - Невском проспекте. С этим величественным сооружением связана память о героике Отечественной войны 1812 года: великий русский полководец Кутузов погребён в Казанском соборе, а перед двумя порталами крыльев-колоннад собора установлены памятники водителям российских армий в войне 1812 года - Кутузову и Барклаю. Знамёна, отбитые у наполеоновских войск, хранятся в соборе. Там же находятся и другие замечательные трофеи русской армии - ключи Берлина, памятник победы над немцами и взятия прусской столицы русскими войсками. Казанский собор с его торжественными, триумфальными и архитектурными формами - это монумент исторических побед русского народа. Творцом этого выдающегося памятника русского зодчества является Андрей Никифорович Воронихин.

Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостного человека, принадлежавшего богатейшему сановнику графу А. С. Строганову. В возрасте одного года маленький Андрей был взят из Усолья в Петербург, в семью Строганова и был фактически усыновлён. Молва считала Андрея Воронихина побочным сыном Строганова.

Благодаря этой близости к Строганову, А. Н. Воронихин получил прекрасное образование. Юношей он брал уроки архитектуры у выдающегося зодчего В. И. Баженова, обучаясь в то же время живописи, к которой он обнаружил с ранних лет выдающиеся способности. Призвание к искусству определило жизненный путь молодого Воронихина. Он колебался некоторое время между живописью и архитектурой, отдав себя в итоге последней, но не оставляя в течение всей своей жизни также и живописных занятий. А. Н. Воронихин как художник и зодчий сложился во время больших путешествий по родной стране и за границу - путешествий, которым он посвятил около десяти лет и в которых сочеталось живое изучение природы, стран и людей с напряжённой работой над собой, с обучением у выдающихся мастеров и непосредственным изучением классических памятников искусства.

Поездки по России А. Н. Воронихин осуществил вместе с сыном Строганова Павлом, с ним же он отправился и в чужие края. Оба молодых человека в течение нескольких лет объездили юг и север России, побывали в глухих краях Заонежья, в Архангельске и на Ладоге, в Крыму, на Украине, в Поволжье и на Урале. После этих больших странствий по родной земле А. Н. Воронихин попал на Запад - сперва в Швейцарию и Италию, а затем в Париж, мировой центр тогдашнего художественного и архитектурного движения. Здесь молодой художник мог брать уроки у опытнейших мастеров и изучать в натуре выдающиеся образцы западноевропейского искусства.

А. Н. Воронихин вместе с Павлом Строгановым оказались во Франции в бурные годы революции. Воспитатель Строганова, француз Ромм, сопровождавший обоих молодых людей во время их заграничного путешествия, был видным деятелем якобинской партии. Оба молодых человека стали близкими свидетелями революционных событий, знаменовавших крушение феодального строя во Франции. В то же время А. Н. Воронихин получил возможность хорошо изучить новые направления в искусстве, формировавшиеся в эту пору под знаком возрождения античной классики и пристального изучения памятников древней Греции и Рима.

Великие образцы античного зодчества, с которыми молодой художник ознакомился во время своей поездки в Италию, произвели на него глубокое впечатление. Он вернулся на родину, обогащённый этим соприкосновением с великими образцами искусства древности и полный больших творческих идей. Свой талант и горячую любовь к русской культуре, к родной земле он вложил в широкие архитектурные замыслы, которые вскоре ему удалось осуществить на практике.

В 1800 г. в Петербурге началось строительство громадного храма - Казанского собора. Благодаря содействию Строганова, а ещё более - благодаря первоклассному качеству представленного А. Н. Воронихиным проекта, сооружение этого грандиозного здания было поручено ему, ещё совсем молодому архитектору. Взяться за такое сложное строительство было для зодчего, только начинавшего свою практическую деятельность, очень смелым шагом. Андрей Воронихин был к этому времени известен главным образом как превосходный рисовальщик, автор ряда картин из области так называемой "перспективной живописи", т. е. картин, изображавших внутренние виды тех или иных зданий, убранство зал и других покоев, а также архитектурные пейзажи. Среди этих живописных работ А. Н. Воронихина особенно известны картины "Загородная дача А. С. Строганова" и "Картинная галлерея Строганова". Однако подлинным призванием молодого художника была архитектура. И на строительстве Казанского собора, одного из крупнейших сооружений эпохи, А. Н. Воронихин показал всю силу своего таланта, всю зрелость своего мастерства.

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой. Но А. Н. Воронихину удалось дополнить ансамбль Казанского собора великолепной решёткой, образующей необыкновенно изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решётка с гранитными столбами, выполненная по рисунку Воронихина, настоящий шедевр тончайшей архитектурной графики.

Превосходный рисовальщик, А. Н. Воронихин сочетал в своём творчестве монументальные мощные формы таких громадных сооружений, как Казанский собор и Горный институт, с тонкими, подчас миниатюрными произведениями - изящнейшими парковыми павильонами и беседками, ажурными решётками, фонтанами. Зодчий, тяготевший к могучим архитектурным образам античного мира, был в то же время искусным мастером малых архитектурных форм. По проектам А. Н. Воронихина выполнены многочисленные предметы обстановки дворцовых покоев - мебель, отделка зал и кабинетов в Павловском дворце. Ему же принадлежит небольшой прекрасный фонтан на Пулковой горе близ Ленинграда, а в альбомах зодчего мы находим бесчисленные наброски, рисунки, акварели, посвящённые теме фонтана, а также разнообразнейшим парковым постройкам - беседкам, мостикам, оградам, декоративным урнам, павильонам. В этих же альбомах, хранящихся главным образом в Музее архитектуры в Москве, а также в Музее Академии художеств в Ленинграде, сохранились полные изящества и высокого вкуса наброски А. Н. Воронихина для различных предметов внутренней обстановки. Здесь мы находим и классические мотивы античных ваз и урн, и строгие по форме предметы мебели, и тонкую графику декоративной отделки стен, плафонов, дверей. А. Н. Воронихин может по праву считаться одним из создателей русского классического стиля начала XIX в. в области искусства интерьера.

Чёткость и ясность классической художественной формы характерна и для больших, и для малых работ А. Н. Воронихина. Наряду с Казанским собором, крупнейшим произведением зодчего является монументальное здание Горного института в Ленинграде. Фасад этого здания с его мощным 12-колонным портиком обращён к Неве и выходит на набережную. Это сооружение напоминает строгий античный храм, лишённый каких бы то ни было внешних украшений и производящий сильнейшее художественное впечатление благородной простотой и мощью громадного портика, выступающего на фоне гладких стен. Двенадцать колонн Горного института, увенчанных фронтоном, представляют собой, бесспорно, один из самых сильных образов русской архитектуры начала XIX в. Перед этим могучим портиком, у обоих его концов, установлены скульптурные группы на мифологические темы: одна группа изображает борьбу Геракла с Антеем и выполнена талантливым скульптором Пименовым, другая группа - "Похищение Прозерпины" - работа скульптора Демут-Малиновского. Сочетание этих скульптур, наполненных движением, борьбой, напряжением мускульных усилий, со строго статичным массивным портиком образует яркий художественный контраст.

Если в здании Горного института Воронихин дал до предела сильные и монолитные архитектурные формы, то в "Розовом павильоне" в Павловске зодчий показал другую сторону своего дарования. "Розовый павильон" - изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом и расположенное в глубине парка среди тенистой зелени. Крупное столичное здание, выходящее на набережную реки, требует сильных, мужественных архитектурных форм, а небольшая парковая постройка должна прежде всего гармонировать с зеленью листвы и отличаться лёгкостью и изяществом своего облика. Именно таков "Розовый павильон" в Павловске с его деревянными колоннами и выточенными из дерева деталями. В период временной оккупации Павловска немецкими войсками фашистские варвары сожгли дотла "Розовый павильон" и на месте уничтоженного творения А. Н. Воронихина устроили дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные детали.


"Розовый павильон" в Павловске

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек. К несчастью, и этот отличный образец усадебной архитектуры подвергся бессмысленному разрушению в кратковременный период немецкой оккупации Калужской области. Всегда занятый крупными строительными работами, А. Н. Воронихин много сил уделял подготовке молодых зодчих. Его педагогическая деятельность началась в 1800 г. в Академии художеств, где он состоял сперва преподавателем, а затем младшим профессором по классу архитектуры. В 1811 г., после смерти выдающегося зодчего А. Д. Захарова, бывшего в течение многих лет старшим профессором архитектуры в Академии, Воронихин был избран на его место и занимал эту руководящую педагогическую должность до конца своих дней. А. Н. Воронихин скончался 5 марта 1814 г. в самом расцвете своего творчества и, подобно своему старшему современнику Захарову, в разгаре больших строительных работ и архитектурных замыслов, целиком поглощавших все силы и мысли неутомимого мастера.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой. А. Н. Воронихин почерпнул из своих заграничных впечатлений всё лучшее, что давала архитектура и строительная техника его времени на Западе, глубоко освоив в то же время великие образцы античного искусства. Он уделял громадное внимание конструктивно-технической стороне дела, изучая последние достижения строительной техники и умело пользуясь этими достижениями при расчёте и осуществлении таких сложных архитектурно-строительных композиций, как, например, купол и барабан Казанского собора. Передовой зодчий своего времени, Воронихин ни по глубине своих специальных познаний, ни по уровню мастерства не уступал самым знаменитым архитекторам Западной Европы, во многом превосходя их оригинальностью и широтой архитектурных замыслов.

А. Н. Воронихин - один из тех крупнейших мастеров русского зодчества, которые, исходя из принципов античной классики, сумели наполнить старые архитектурные формы новым содержанием. В этом новом содержании, столь характерном для исканий русской архитектуры конца XVIII и начала XIX веков, ярко и глубоко сказываются давние национальные традиции русского зодчества, идущие от народных истоков и органически связанные со всем развитием русской культуры того времени. Творчество А. Н. Воронихина, расцвет которого совпадает с замечательным подъёмом русской культуры в эпоху Отечественной войны 1812 г., перекликается с классическими образцами русской поэзии и музыки начала XIX в. Это творчество наполнено живым чувством родной природы, в нём гармонически звучат мотивы мощи и величия родной страны.

В произведениях этого блестящего мастера классической школы русской архитектуры нашла своё выражение идея города как архитектурного целого - идея, воплотившаяся в архитектурных ансамблях и монументальных зданиях классического Петербурга. А. Н. Воронихин принадлежит к числу тех выдающихся строителей, которым наша северная столица особенно обязана красотой, цельностью и мощью своего архитектурного облика. В то же время в работах А. Н. Воронихина привлекает живое чувство русской природы, - лирическое начало, свойственное произведениям больших мастеров русского зодчества. А. Н. Воронихин великолепно знал старую русскую архитектуру. С альбомом рисовальщика он объездил почти всю родную страну. Его зарисовки карандашом, пером, тушью и акварелью составили значительный альбом (125 листов), названный им "Путешествующий по России живописец". Казанский собор, Горный институт, парковые и усадебные постройки А. Н. Воронихина, а также его рисунки и неосуществлённые проекты входят в золотой фонд художественной культуры нашей страны. Это - подлинно классические образцы архитектурного мастерства, сочетающего в себе самое лучшее из мировой архитектурной культуры с глубоко своеобразным, национальным творчеством большого русского мастера, горячо любившего родной город, родную страну.

О А. Н. Воронихине : Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, Очерк жизни и творчества. Изд. Всесоюзной академии архитектуры, М., 1937; Грабарь И., История русского искусства, т. III - История архитектуры (Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв.), Спб., гл. XXVI.

Существует несколько версий происхождения знаменитого русского архитектора Андрея Никифоровича Воронихина. Некоторые источники утверждают, что он был сыном простого крепостного, другие, - внебрачным сыном графа Александра Строганова от крепостной.

Родился будущий архитектор в с. Новое Усолье Пермской губернии 17 октября 1759 года. Обучался в одной из художественных школ, основанных Строгановым, у известного иконописца Юшкова. Весной 1772 года талантливый отрок, в числе других способных учеников, был отправлен графом, известным меценатом и президентом Петербургской Академии художеств, учиться в Московскую школу архитектуры.

Предполагается, что в 1775 - 1779 гг. учителями юного Воронихина были В. Баженов и М. Казаков. Андрей настойчиво овладевал архитектурной наукой, но не оставлял и живописи, писал миниатюрные портреты, делал зарисовки. В целях заработка выполнял мелкие заказы по реставрации фресковой живописи и храмовой росписи.

После окончания обучения молодой архитектор отправился в Санкт-Петербург в распоряжение графа А.С. Строганова.

Ему отвели комнату в роскошном дворце графа и место под мастерскую - для работы над рисунками и чертежами. Воронихин был допущен к графской галерее, к его библиотеке и кабинету, ему дают возможность бывать на собраниях любителей искусств, устраиваемых графом.

Андрей очень дружен с сыном графа, Павлом Строгановым. В 1785 году А.С. Строганов дает Андрею Воронихину «вольную» и отправляет молодых людей в путешествие по России в сопровождении учителя Павла Ромма. В путешествии они исполнили цикл пейзажных рисунков и акварелей под названием «Путешествующий по России живописец».

В 1786 году граф снаряжает всех троих в путешествие по Европе. Молодые люди посещают Францию, Германию, затем уезжают учиться в Женеву. В 1789 году они переезжают в Париж. Здесь Воронихин окончательно утвердился в желании быть архитектором, он много времени проводит в библиотеках, постигая учение древних зодчих и французских основателей ампира, в том числе К. Леду.

Здесь же все трое путешественников примкнули к Французской революции.
Позже молодые люди, по требованию графа, вернулись в Россию, а их воспитатель и учитель Ромм остается на родине, становится одним из лидеров революции, членом Конвента, автором нового французского календаря. Позднее он будет казнен на гильотине.

Вернувшись в 1790 году в Россию, Воронихин решает, что вполне подготовлен к самостоятельной работе. В 1791 году граф заказывает Воронихину перестройку в своем дворце, пережившем большой пожар, картинной галереи, бильярдной, столовой, минерального кабинета и вестибюля. Он верил в талант Воронихина, ценил его трудолюбие и честность.

Молодой архитектор сумел во дворце, построенном самим Растрелли, создать художественные формы в абсолютно других пропорциях и стиле. Пышный декор Растрелли Воронихин заменяет строгим классическим, простым и изящным.
Аналогично он перестраивает интерьеры дачи Строганова на Чёрной речке (1795 - 1796 гг.), дома в Калужской губернии (1798 г.). Тогда же (1794 г.) он пишет свою знаменитую картину «Вид картинной галереи графа Строганова», которая ныне хранится в Эрмитаже .

Совет Академии художеств удостаивает Андрея Никифоровича Воронихина званием профессора живописи. Следующая картина, «Вид построенной Строгановской дачи» (1797 г.), приносит ему звание академика Академии Художеств. Строганов поручает Воронихину строительство паркового павильона в своих владениях в Новой Деревне. Как видим, получив вольную, Воронихин связей с семьей своего благодетеля не терял.

В 1799 году указом императора был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. Павлу I хотелось видеть храм, напоминающий собор Святого Петра в Риме. В этом престижном конкурсе принимало участие много известных иностранных архитекторов, но Павел отдал предпочтение работе именно Воронихина, смета постройки была утверждена императором, но вскоре последний погибает от рук заговорщиков.

Однако Воронихин продолжает работы и на строительстве Казанского собора , и в Павловске, где создает знаменитый Розовый павильон и ряд других построек, мостов, павильонов. В 1800 году он выполняет проект каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе , которые получили сразу же название «воронихинских», а сам автор проекта - звание архитектора и право преподавать в Академии Художеств.

В сентябре 1801 года Воронихин женится на помощнице Чарльза Камерона Мери Лонг, обретя тем самым не только спутницу жизни, но и прекрасную помощницу. На свадьбе присутствовал старый граф А. Строганов. В этом браке было рождено шестеро детей, которые, за исключением сына Константина, прожили очень недолго.

В 1802 году Воронихин удостоился очередного звания, на этот раз звания профессора архитектуры. В 1803 года по проекту Воронихина начинается реставрация дворца в Павловске, пострадавшего во время пожара, причем он спроектировал не только здания, но и интерьеры, дизайн мебели, осветительные устройства и некоторую утварь.

В 1806 году зодчий создает проект фонтанов на дороге Санкт-Петербург - Царское Село . К сожалению, построен был только один - на Пулковской горе. В этом же году Александр I при личной встрече с Воронихиным поручает ему постройку здания Горного института рядом с Зимним дворцом. Архитектор задумал построить его как античный храм геологии. Его усилиями «Горный кадетский институт» стал истинным памятником русской культуры начала 19 столетия.

В мае 1811 года состоялась церемония освящения главного детища Воронихина, - Собора в честь Казанской иконы Божьей Матери. Это сооружение стало одним из самых выдающихся и, бесспорно, самых оригинальных в Европе. Его создатель был пожалован орденом св. Анны 2 степени и пенсией. С 1811 года он ведет в Академии архитектурный класс.

Умер выдающийся русский живописец и архитектор, один из основоположников русского ампира, в Петербурге, в окружении своих последователей и учеников, 21 февраля 1814 года. Похоронен бывший крепостной был с почестями, на самом престижном в Санкт- Петербурге Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Русская общественность увековечила его память красивым памятником на могиле: на гранитной колонне с рустом изображен Казанский собор , увенчанный фигурой своего гениального зодчего.

В. К. Шуйский

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Воронихин Андрей Никифорович

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова.

Александр Сергеевич Стро́ганов. Портрет работы А. Г. Варнека

Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте шести-семи лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к тринадцати-четырнадцати годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией.

Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779-го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. Этот очень важный для понимания эволюции творчества Воронихина факт был установлен искусствоведом Н. В. Глинкой. На основе анализа архивных материалов и графических листов было доказано, что автором проектов переделки парадных интерьеров Строгановского дворца, в частности Минерального кабинета и Картинной галереи, также был Демерцов. Н. В. Глинка достаточно убедительно доказала, что под руководством Демерцова Воронихин впервые получил систематические знания по архитектуре и строительству, что Воронихин не был самоучкой, как представляли себе предыдущие исследователи. Поначалу он копировал чертежи Демерцова, помогал ему в отделке интерьеров Строгановского дворца и лишь затем стал разрабатывать собственные проекты. (На подготовку к самостоятельной работе в Петербурге ушло несколько лет.)

В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795—1796 гг.

Малая дача для П. А. Строганова — очень компактная двухэтажная постройка с небольшими прямоугольными в плане помещениями — была построена Воронихиным на территории Строгановской дачи также вблизи набережной Большой Невки. Со стороны реки по всей длине фасада Воронихин спроектировал веранду в виде полуротонды с завершающим ее балконом. Обширный балкон-терраса служил, вероятно, смотровой площадкой.

Сохранилась знаменитая картина Воронихина, изображающая Строгановскую дачу. За это произведение, хранящееся ныне в Государственном Русском музее, архитектор был удостоен в 1797 г. звания академика перспективной и миниатюрной живописи.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

Получив положенное от казны жалованье, архитектор становится материально независимым. В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора. Это здание через несколько лет за ветхостью было разобрано, и в 1806 г. Воронихин поселился в доме Силы Глазунова, на левом берегу Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова).

Воронихин с семьей. Художник А. Ф. Лагрене

Для быстро разраставшейся семьи (у Воронихиных было шестеро детей, из которых двое умерли в младенчестве) ее глава решил построить дачу на Каменноостровской перспективе (участок дома № 62). В начале октября 1804 г. жена Андрея Никифоровича обратилась в Комитет городских строений с просьбой разрешить построить собственную дачу. Строение предполагалось окончить в 1807 г. Вероятно, по проекту самого архитектора был возведен одноэтажный деревянный дом с шестиколонным портиком. В таком виде бывшая дача Воронихина существовала до конца XIX в. В 1890-х гг. был надстроен второй этаж и пристроена двухэтажная каменная лестница, а в 1930-х гг. разобрали портик. До нашего времени дача не сохранилась.

Живя вблизи Казанского собора, архитектор непрерывно наблюдал за ходом работ и руководил строительством.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

В процессе строительства Казанского собора А. С. Строганов предложил Воронихину принять участие в конкурсе на проект перестройки Исаакиевского собора. Наряду с Воронихиным в конкурсе участвовали архитекторы Ж. Ф. Тома де Томон, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кваренги, Л. Руска, братья Андрей и Александр Михайловы, В. П. Стасов и некоторые другие. Воронихин разработал целую серию проектов Исаакиевского собора. В одном из них он попытался сохранить старую кладку собора, заложенного еще в 1768 г. по проекту А. Ринальди, спроектировав небольшие пристройки с севера, юга и востока в окружении колоннады. В другом варианте проекта перестройки Исаакиевского собора Воронихин предложил разобрать колокольню, абсиду и полуциркульные приделы наподобие абсид со стороны южного и северного фасадов. Со всех четырех сторон он спроектировал одинаковые многоколонные портики. В одном и другом случае планировочная композиция имеет четко выраженный равноконечный крест.

Конкурс, в котором так активно принимал участие Воронихин, не дал окончательного решения, и новый Исаакиевский собор был построен значительно позже по проекту О. Монферрана.

Немного раньше Воронихин принял участие в конкурсе с Тома де Томоном на проекты фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. Он представил серию проектов и на этот раз, но утвержден был только один — проект фонтана на склоне Пулковой горы. Остальные фонтаны сооружались по проектам Тома де Томона.

Фонтан на склоне Пулковой горы был решен в виде грота, ведущего в недра земли. Вход был оформлен монументальным приземистым портиком с двумя мощными колоннами греко-дорического ордера, каннелированные стволы которых вросли в землю. По сторонам портика по замыслу Воронихина установили каменные изваяния львов, лежащих со скрещенными передними лапами и как бы охраняющих покой и тишину у входа в прохладный грот.

25 сентября 1806 г. Воронихин представил на рассмотрение смету на производство работ, которые начались в следующем году. В сооружении фонтана ему помогал Тома де Томон, а также инженер М. П. Сакер, занимавшийся устройством водовода, и каменных дел мастер Г. Грауер. "Обрабатывание леса по садовому образцу на Пулковой горе" поручили произвести придворному садовому мастеру Д. Бушу.

В ходе заготовки материалов и строительства Воронихин предложил внести в первоначальный проект фонтана некоторые изменения. Чашу в глубине грота, куда должна была стекать вода, предполагалось выполнить из гранита. Но поскольку подходящего куска гранита под рукой не оказалось, Воронихин вынужден был изготовить ее из серого рускольского мрамора. К тому же кровля должна была быть из чугунной черепицы, которую "обязался сделать заводчик Берд". Заказ к сроку завод Берда не выполнил, и крышу покрыли железом. Был сделан не предусмотренный сметой каменный мостик, ведущий к фонтану, и вдоль боковых внутренних стен поставлены две гранитные скамейки.

Строительство фонтана на Пулковой горе предполагалось закончить в том же 1807 г. Эту дату можно видеть на главном фасаде. Однако окончание строительства произошло двумя годами позже. Согласно архивным документам 18 июня 1809 г. "архитекторам Воронихину и Томону за сооружение на горе Пулковой фонтана" были "пожалованы перстни ценою каждый по семьсот рублей".

Фонтан-грот на Пулковой горе. Акварель 19 в.

В фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится картина неизвестного художника, на которой представлена Царскосельская дорога и фонтан-грот вскоре после его сооружения.

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

Наряду со свойственными классицизму принципами построения фасада Воронихин широко использовал национальные мотивы, что заметно выделило бы весь ансамбль на фоне прилегающей застройки. В центре композиции, построенной на игре разновеликих архитектурных объемов, предполагалось, видимо, поместить мечеть, а по сторонам — службы и комнаты для приезжих. Татарское подворье должны были соорудить в Петербурге на углу набережной реки Фонтанки и Измайловского проспекта, близ усадьбы поэта Державина. Этот факт был установлен архитектором Л. Г. Ивановой в результате архивных изысканий.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34). Построен он был еще в середине XVIII в. и связан с именами выдающихся архитекторов прошлого — С. И. Чевакинского и Федора Аргунова — крепостного архитектора графов Шереметевых. Дворец со времени его строительства до 1918 г. находился во владении представителей того же графского рода, поэтому государственные архивы содержат о нем очень скупые сведения. Основным документом, подтверждающим участие Воронихина в его перестройке, является план, по которому можно судить, что архитектор в незначительной степени перепланировал интерьеры и установил новые печи и камины. В наибольшей степени реконструкция коснулась центральной части: колонный портик он предлагал застроить, превратив его в вестибюль частично реконструированной им парадной лестницы.

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына. Однако изучавший их профессор Г. Г. Гримм предполагал, что они копийные, а Воронихину принадлежит лишь проект устройства церкви в этом доме, что, впрочем, спорно,— не исключено и его авторство в самом доме.

Церковь представляла собой небольшое прямоугольное в плане и крытое кирпичным коробовым сводом помещение, расположенное в верхнем этаже. Оно не имело окон, и свет в него попадал через расположенный вверху световой фонарь. В центре одной из поперечных стен помещалась дверь, а напротив находился иконостас. Церковь, устроенная в 1812 г., была посвящена Святой Троице.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.

Многочисленны работы Воронихина в пригородах Петербурга. Кроме Петергофа и Пулкова он выполнял проекты для Стрельны, Павловска и Гатчины, особенно же много — для Павловска.

В начале 1803 г. во время пожара выгорели интерьеры центрального корпуса Павловского дворца. Его владелица императрица Мария Федоровна поручила восстановление здания Воронихину, назначенному главным архитектором Павловска. Выбор ее не был случайным: в 1802 г. Воронихин отделывал в Зимнем дворце, на половине Марии Федоровны, интерьеры, располагавшиеся на втором этаже центральной части южного корпуса, выходящего на Дворцовую площадь.

При восстановлении Павловского дворца Воронихин вносит изменения в отделку основных парадных помещений. В центральном Итальянском зале по рисункам архитектора были выполнены кариатиды второго яруса, фигуры орлов на верхнем карнизе, обработка купольного перекрытия кессонами с лепными розетками. В Греческом зале по замыслу Воронихина на перекрытии появилась орнаментальная роспись, имитирующая купол. В залах Войны и Мира по проекту Андрея Никифоровича вместо прежних живописных плафонов были устроены кессонированные своды, а в люнетах размещены барельефы. В первом этаже Воронихин создал, пожалуй, самый поэтичный интерьер дворца — кабинет "Фонарик" с двумя кариатидами, поддерживающими арку, которая отделяет светлую часть помещения, раскрытую в Собственный садик.

Рисунки и акварели архитектора с изображением мебели, драпировок, осветительных приборов, ваз, курильниц свидетельствуют о высоком мастерстве Воронихина-рисовальщика. Выполнены они в свободной живописной манере и с удивительной точностью передают формы предметов и свойства материала, из которого предполагалось изготовить то или иное произведение. Так, в 1803 г. по его рисункам был выполнен туалетный прибор с большим красивым зеркалом "в число подарков для Ея Величества королевы прусской".

До последних лет жизни Воронихин работал в области прикладного искусства. В архивных документах содержатся сведения о том, что в 1812 г. ему были выплачены деньги "за сделанные им для Е.ГО Величества два походных иконостаса и за модели для серебряного туалета".

Андрей Никифорович являлся также превосходным мастером садово-парковой архитектуры. Эта грань его таланта с особой силой раскрылась в Павловском парке, где он продолжал трудиться почти до конца своих дней. Для Павловского парка Воронихин проектировал мосты, беседки, павильоны, памятники, ворота.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807—1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Павильон был выстроен деревянным с имитацией фасадов под каменную кладку и живописными панно, выполненными однотонной живописью в технике гризайль, создававшей иллюзию скульптурных барельефов. Завершенный небольшим куполом легкий и изящный Розовый павильон стоял на берегу пруда в искусственно созданном окружении из розовых кустов.

Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске. Кроме Воронихина свои проекты представили архитекторы А. Д. Захаров, Ж. Ф. Тома де Томон и Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор. Победителем оказался Тома де Томон. По его проекту в Павловском парке был сооружен мавзолей в виде небольшого греческого античного храма с четырехколонным портиком со стороны главного фасада. Воронихин, как главный архитектор Павловска, принимал деятельное участие в его создании.

В отличие от Тома де Томона Воронихин предлагал иную композицию — в виде круглого в плане храма, наподобие римского Пантеона, но не с одним, а с четырьмя портиками. Наиболее развитый главный портик должен был отмечать вход в интерьер с символическим каменным надгробием.

Из утилитарных построек для Павловска интересен проект оранжереи с центрально расположенным остекленным купольным павильоном, такими же прозрачными крыльями и фланкирующими их небольшими боковыми пристройками.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни. Небольшой пологий арочный мост хорошо вписался в уже сложившийся архитектурно-художественный ансамбль.

Известно, что Воронихин принимал участие в работах по переделке интерьеров Гатчинского дворца, однако документы, конкретизирующие эти работы, до сих пор не найдены. По сохранившемуся проекту перестройки угловой части Конюшенного каре, где находились комнаты императрицы, можно заключить, что Воронихин в незначительной степени касался их перепланировки и в основном перекладывал печи и камины.

Наряду с А. Д. Захаровым Воронихин разрабатывал проекты Гатчинского сельского воспитательного дома, предложив несколько вариантов. При этом Воронихин исходил из одной и той же архитектурной схемы: центрально расположенное здание церкви объединено с диагонально ориентированными жилыми и учебными корпусами, образующими два симметричных относительно церкви каре. В одном случае центр композиции Воронихин акцентировал изогнутой по дуге колоннадой и спроектированным на всю ширину церкви куполом, в другом — скромно отметил шестиколонным портиком, чем добился большей слитности всех архитектурных объемов.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Ко времени реставрации памятников многие бронзовые детали исчезли или были повреждены. Воронихин выполнил рисунки "повредившихся или утратившихся бронзовых украшений", а мастер Академии художеств В. П. Екимов, отливавший ранее статую Суворова, изготовил в бронзе недостающие детали.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Горного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Став профессором Академии художеств, Воронихин получил право на академическую квартиру. Предоставленный ему небольшой деревянный дом, располагавшийся когда-то в академическом садике со стороны 3-й линии Васильевского острова, на месте мозаичной мастерской, архитектор полностью перестроил по собственному проекту, оборудовав в нем свою мастерскую. Работы начались в 1808 г. и были закончены в следующем году. В академическом доме Воронихин жил до конца своих дней.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812—1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века. СПб., Лениздат. 1

Дата рождения Дата смерти Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Андрей Никифорович Воронихин на Викискладе

Андре́й Ники́форович Ворони́хин (17 () октября , Новое Усолье - 21 февраля (5 марта) , Санкт-Петербург) - русский архитектор и живописец , представитель классицизма , один из основоположников русского ампира .

Биография

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой , однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) - прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец - Никифор Степанович Воронихин
  • Мать - Пелагея Ивановна
  • Племянник - Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 - 23 января 1822) - англичанке и чертёжнице , проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать кучу всяких бумаг, так как Мэри не захотела переходить в православие. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1807 - 21.02.1814 года - собственная дача - Каменноостровский проспект , 62 (дача была разобрана в 1980 году, а в 2006-2008 гг. на её месте построен современный жилой дом).

Библиография

  • Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. - Л. - М.: Гос.изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
  • Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. - Л.: Лениздат , 1971 (Серия: Зодчие нашего города)
  • Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин, М., 1937;
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / cост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1998. - С. 19-38. - 1070 с. - ISBN 5-289-01586-8
  • Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине . Повесть о Воронихине / Художник Н. И. Васильев. - Л. : Советский писатель . Ленингр. отд-ние, 1973. - С. 308-527. - 528 с. - 100 000 экз. (в пер.)
  • Кузнецов С. О. Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца в кн.: Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. СПб., 1995 и в кн.: Архитектура мира. Материалы конференции «Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры». Ред.-сост. Н. Смолина. М., 1996. С. 44-51.
  • Кузнецов С. О. Новые материалы о творчестве Андрея Воронихина в первой половине 1790-х годов // Петербургские чтения 99. Ред. коллегия под пред. Т. А. Славиной. СПБ., 1999. С.555-559.
  • Кузнецов С. О. Греческий сад графа Строганова // Русская галерея. 2000. № 1-2. С.74-77.
  • Кузнецов С. О. «Сочинить хорошенький кабинет». Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. 2001. № 2. С.66-71
  • Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы // Наше наследие. 2001 № 59-60. С.34-45
  • Кузнецов С. О. Строгановская дача: «Одиссея на Черной речке» // Наше наследие. 2002. № 61. С.15-20
  • Кузнецов С. О. Братцево // Там же. С.39.
  • Кузнецов С. О. Казанский собор // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Том II. Девятнадцатый век. Книга третья. К-Л. СПб., 2004. С.36-38.
  • Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома // Реликвия. 2005. № 4. С.44-49.
  • Кузнецов С. О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771-1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. СПБ.: Нестор, 2006-447 с. - ISBN 5-303-00293-4
  • Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории.. - М-СПб: Центрполиграф, МиМ-Дельта, 2008. - 319 с. - ISBN 978-5-9524-3471-4
  • Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. - М-СПб: Центрполиграф, 2012. - 558 с - ISBN: 978-5-227-03730-5

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 28 октября
  • Родившиеся в 1759 году
  • Родившиеся в Усолье
  • Умершие 5 марта
  • Умершие в 1814 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Родившиеся в Пермской губернии
  • Архитекторы Российской империи
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Архитекторы Гатчины
  • Архитекторы классицизма
  • Ампир
  • Художники России XVIII века
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
  • Масоны России

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Башкирия-2М
  • - архитектор и живописец (1759 1814). Родился крепостным графа А.С. Строганова. Способность Воронихина к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 г. отправил его в Москву, где он занимался под руководством Баженова и Казакова.… … Биографический словарь
  • Воронихин Андрей Никифорович - , русский архитектор, представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и… … Большая советская энциклопедия

    ВОРОНИХИН Андрей Никифорович - (1759 1814) российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт Петербурге Казанский собор (1801 11), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806 1811) отмечены монументальной и строгой … Большой Энциклопедический словарь

    Воронихин Андрей Никифорович - (1759 1814), архитектор; представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова. Учился в Москве (с 1777) и Петербурге (с 1779) у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1786 90 изучал архитектуру, механику, математику,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Воронихин Андрей Никифорович - (1759 1814), российский архитектор, представитель ампира. Произведения в Санкт Петербурге Казанский собор (1801 1811), положивший начало крупному горному ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806 1811) отмечены монументальной и… … Энциклопедический словарь

    Воронихин, Андрей Никифорович - А.Н. Воронихин. Казанский собор в Санкт Петербурге. ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 1814), архитектор, представитель ампира. В строгих торжественных формах выстроил Казанский собор в Санкт Петербурге (1801 11), участвовал в создании… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Воронихин, Андрей Никифорович - архитектор и живописец. Родился в 1759 г. в селе Новое Усолье, Пермской губернии, Соликамского уезда, крепостным графа А. С. Строганова. Способность В. к рисованию обратила на него внимание графа, который в 1777 году отправил его в Москву для… … Большая биографическая энциклопедия

    Воронихин Андрей Никифорович - Андрей Никифорович Воронихин Годы жизни Гражданство Российская империя Дата рождения 17 (28) октября 1759 Место рождения Новое … Википедия