Сценарий концерта ансамбля «Русской песни. Сценарий концерта «музыкальная полянка

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий масленичной вечёрки для учащихся первых классов и их родителей. В приложении - фото предыдущих вечёрок 2011-2016 г.г.

Пояснительная записка к сценарию отчётного концерта «Масленичная вечёрка» народного фольклорного ансамбля «Лазоревые зори»

В составе народного фольклорного ансамбля «Лазоревые зори» занимаются изучением традиционной русской культуры четверо педагогов:

1. Евгения Малькевич – педагог по раннему развитию;

2. Виталий Малькевич – педагог дополнительного образования ДШИ при Центре православной культуры «Умиление» (с. Заплавное, Ленинский район, Волгоградская область);

3. Валентина Конюхова – педагог начальных классов школы №30 г. Волжского;

4. Ольга Кубарова – педагог по раннему развитию.

Основные направления деятельности ансамбля – изучение песенной традиции донских казаков, сольное и ансамблевое исполнение разножанровых произведений народной культуры (частых плясовых и лирических протяжных песен, старинных романсов, духовных стихов, а также песен календарного цикла – колядок, христославий, закличек и т.д.) и авторских песенных композиций. Результаты своей работы ансамбль регулярно демонстрирует, принимая участие в различных городских мероприятиях, концертах и шоу-программах.

В поле творческого интереса участников коллектива лежит огромный пласт народной культуры, представленный обрядами, играми, плясками, хороводами, кадрилями, которые сложно облекаются в сценическую форму. В то же время ценность этого материала особенно высока, поскольку знакомство с перечисленными видами культурного наследия предполагает эмоциональную вовлеченность зрителя в творческий процесс. Потребность в демонстрации изученного материала привела к идее проведения вечёрок различной тематической направленности, в ходе которых зрители становятся непосредственными участниками мероприятия – играют, пляшут и поют наравне с самодеятельными артистами.

Для детской аудитории такая форма досуга – настоящая находка. Учащиеся не просто приятно и весело проводят время, но и знакомятся с народной традицией, с песенным фольклором. Опыт проведения подобных мероприятий с 2001 года свидетельствует о том, что вечёрки пользуются успехом у людей всех возрастов и любого «уровня погружения» в народную культуру.

В сценарии использованы тексты народных (в том числе игровых) песен, закличек. Стихотворные и прозаические формы приветствия участников вечёрки, описания игр и т.п. – авторские с использованием общеизвестных фразеологических оборотов, метафор, прибауток. Стиль стихов – народный, просторечный, «частушечный», в устной речи будут имитироваться особенности диалекта донских казаков. В сценарии использовано стихотворение Полушкиной «Прощай зима!» (sunhome.ru/poetry/158576) в редакции Малькевич Е.

Ведущие вечёрки – педагоги, участники ансамбля «Лазоревые зори», а также руководитель ансамбля Татьяна Фаизова. Мероприятие проходит под аккомпанемент баяна.

Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к традиционной русской культуре.

Задачи мероприятия :

  • познакомить учащихся с песенным фольклором русского народа;
  • обучить русским народным играм;
  • обучить традиционным танцам;
  • рассказать о масленичных обрядах.

Формы организации деятельности детей – подвижные игры, викторина, танцы, прослушивание песенного материала, исполнение песни.

Сценарий масленичной вечёрки

Громко звучит фоновая музыка. Музыка приглушается, произносится закличка, во время заклички в зал выходят «Лазоревые зори».

Евгения:
Ой, вы гой еси, люди добрые!
Добры молодцы, красны девицы!
Отцы-матери, детки малые!
Созываем вас в круг, собирайтеся!
Заведём хороводы да игрища
Уж проводим мы зиму морозную
Уж покличем весну-девку красную
Подымайся, взойди красно-солнышко
Освети, обогрей землю-матушку
На весну поскорей поворачивай!

Заигрывает баян, исполняется хороводная песня «Зелёный явор» , «Лазоревые зори» заводят хоровод и приглашают в него зрителей, участников вечёрки. К концу хоровода все выстраиваются в большой круг.

Татьяна Андреевна:
А теперь все разбиваются по парам!
Собирайся, народ, заводи хоровод!
Поиграем в игры, песен попоём
И радостно спляшем на празднике нашем.
Веселью общему поддадим жару!
Каждый из вас, найди себе пару!
Не сиди на лавке как старый чувяк.
Выходи в круг, танцуй «Краковяк» .

В центр круга выходит ведущая пара из числа участников ансамбля «Лазоревые зори», которая в дальнейшем показывает всем движения в танце «Кракрвяк».

Татьяна Андреевна:
Есть у нас ребяты – не бедны, не богаты.
Одеты в обновки и танцуют ловко!
Фигуры расскажут, себя покажут.
На них поглядайте, повторяйте, не зевайте!
Фигура первая! «От себя - к себе»

Аккомпанемент заигрывает танец «Краковяк». В медленном темпе ведущая пара показывает первую фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: Фигура вторая! «Дробь».

Ведущая пара под аккомпанемент показывает вторую фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: Фигура третья! «Голубцы».

Ведущая пара под аккомпанемент показывает третью фигуру, вместе со всеми повторяем 4-5 раз.

Татьяна Андреевна: А теперь соединим весь танец! Фигура первая: «От себя - к себе», фигура вторая «Дробь», фигура третья: «Голубцы».

Весь танец повторяется участниками под аккомпанемент 2-3 раза. Подголосками танец заканчивается.

Евгения:
Не садимся на лавки, в хоровод встаём!
За руки берёмся, песню поём!
Сначала, сперва слухайте слова:
«Тетёра шла, полевая шла
По удалью, по разудалью
Сама прошла, детей провела
А самого последнего оставила!»

«Лазоревые зори» выстраивают участников вечёрки в круговой хоровод, две пары из числа участников «Лазоревые зори» становятся «воротцами».

Евгения:
Как песня кончается, ворота закрываются.
Выскочить не успели? – Вороты вас съели!
Выходи из хоровода, да сам становись в ворота!
Давай-ка ишо разок, чтоб уж правила знать на зубок:
Вот эти ворота ловят народ из хоровода.
Бежали вы, бежали – ворота вас поймали.
Правила игры понЯли?
Тогда, айда, погнали!

Заигрывается игровая песня, вступает аккомпанемент. Игра проходит в несколько кругов. Определяется победитель – тот, кто ни разу не попал в «воротца».

Евгения:
Один герой остался, никому не достался.
Сильный, смелый, ловкий, умелый!
Ты сегодня молодец!
Вот тебе приз: солёный огурец!

Победителю вручается солёный огурец, звучит аккомпанемент, заигрывается песня «Эх, широкая ты масленица» . На проигрыш «Лазоревые зори» становятся в кругу между зрителями.

Татьяна Андреевна:
Эх, масленица хороша!
Веселись, пляши душа!
Кто не хочет пускаться в пляс,
Порадуйте песней нас.
Вот вам слова этой песни
– чем дальше, тем интереснее.
Не стоим, не зеваем, текст читаем, подпеваем!

«Лазоревые зори» раздают зрителям текст песни «Блины масленые» , заигрывает аккомпанемент, исполняется песня со зрителями.

Татьяна Андреевна:
Дошёл народ до нужного состояния!
Пошла, как говорится, гуляния!
Как говорится, люблю я петь в хорУ:
Все орут, и я ору!
Следующий номер нашей программы!
Сюда кавалеры, сюда встают дамы.
Строимся вдоль залы поперёк,
Зачинаем «Ручеёк» !
Откуда ни возьмись – опять эти ребяты!
Вот эти вот, помните? Не бедны, не богаты.
Они ничего не рассказывают,
Но мы внимательно смотрим, что они показывают.
Фигуры-то здесь дюже хороши.
Начинаем! Веселимся от души!

Участники выстраиваются в «ручеёк», заигрывает проигрыш «Катя-Катерина» (фигуры «в разные стороны», «мальчики провожают девочек», «ручеёк», «ручеёк спиной», «улица - крутуха», «улица - колесо»). По окончании последней фигуры ведущая пара выводит всех в хоровод.

Ольга проводит викторину по теме «Масленица» (Какое главное масленичное блюдо? Что символизирует соломенное чучело? Как называется первый день масленичной недели? Что принято делать на Масленицу в четверг? Кого мы провожаем во время масленичного гуляния?). Правильно ответившим на вопросы вручаются петушки на палочке.

Валентина: Сейчас мы предлагаем взрослым отдохнуть, а с нашими юными участниками мы поиграем в старинную народную игру «догонялки», которая называется «Селезень и утица» . Прежде всего надо взяться за руки и сделать широкий и ровный круг. Кто такая утка, это все знают. Теперь давайте выясним, кто такой селезень? В нашей игре это главные герои. Я выбираю селезня, а селезень выбирает утицу, которую он будет догонять. А мы с вами должны помочь утице убежать или должны помочь селезню её поймать. Пока звучит песня, игра продолжается. Если селезень успел поймать утицу, кричим селезню «ура!», если песня закончилась, а селезень не поймал утицу, кричим утице «ура!». Слова песни такие: «Селезень, молодой, за уткой гоняет, за серой гоняет. Ходи, утица, домой, ходи серая домой. У тя семеро детей, восьмой селезень, девятая утка, десятая гуска, дома не бывала, детей растеряла!». Начали!

Игра «Селезень и утица» проходит под аккомпанемент в несколько кругов.

Валентина: Ну что, набегались? Теперь детки немножко отдохнут на скамеечках, а сюда выходят наши мамы, папы, а также бабушки и дедушки.

Виталий: Мы тоже будем в догонялки играть. Нам с вами нужно разбиться на пары, встать в «воротца», вот так и в случайном порядке разместиться в кругу. У нас будет двое ведущих, один из них с ремнём догоняет другого. Как только догнал – лупит ремнём! Потом сам стал убегать. Как устал убегать, встал в воротца отдыхать. А тот, чье место он занял, теперь убегает.

Заигрывает музыка, проходит игра «Ремешок» . Ведущий следит за выполнением правил игры, наказывает нарушающих, останавливает и меняет «долго бегающих». По окончании игры исполняется песня «Квашня».

Ольга:
Поплясали, поиграли, попели,
Себя показали, на других посмотрели.
Следующий номер - Слушай в оба уха!
Любимая всеми пляска - Крутуха !
Каждый берёт себе подругу
Становится с подругой по кругу.
Смотрим на ведущую пару
Эй, гармонист, поддай-ка жару!

Ведущая пара становится в круг и показывает движения. Как только движения освоены большинством участников, ведущий прекращает музыку.

Ольга: А теперь девушки против часовой стрелки переходят к следующему кавалеру. Маэстро, играйте!

Звучит музыка на ещё один круг танца, после чего ведущий снова останавливает аккомпанемент и просит сменить партнёра. Танец возобновляется. В следующий раз музыка не останавливается, а звучит просто возглас «Переход!». Постепенно темп увеличивается.

Валентина:
Танец завершается, игра продолжается.
Становимся в круге, даём друг другу руки,
Здесь нет проигравших и нет победителей.
Эта игра для детей и их родителей.
Сначала просто по кругу идём и такие слова поём.
Поём-подпеваем, шагать не забываем!

Заигрывает аккомпанемент «Как у дяди Трифона» , начинается песня и движение по кругу. В конце кто-то из играющих (из числа участников ансамбля «Лазоревые зори») восклицает: «Вот так!» и показывает новое движение (держаться под локотки, за коленки, за уши и т.д.).

Валентина: Вот так повторяем, по кругу идём.

Поём-подпеваем, шагать не забываем!

Игра начинается заново и проходит в несколько кругов.

Валентина: Вот мы поиграли, рассыпались как горошины.

Похлопаем себе, какие мы хорошие!

Звучат аплодисменты, включается аудиозапись «звук вьюги», читается стихотворение, в центр зала мужчины выносят соломенное чучело, девушки повязывают на чучело ленточки, тряпочки, платочки и выстраиваются в хоровод.

Евгения:
Прощай, Зима! Прощай!
Ступай в свой снежный дом
Сегодня отдыхай,
А приходи потом.
Душа от счастья пела
В морозные деньки.
Вставали люди смело
На лыжи и коньки.
В снежки играли дети.
Такая кутерьма.
Ты лучше всех на свете,
Красавица - Зима!
За радость неземную
-Спасибо, - говорим.
Тебя, красу такую,
Зима, благодарим.
Прощай, Зима, прощай.
Мы будем ждать тебя.
Нам встречу обещай
К исходу ноября.

Заигрывается обрядовая песня «Мы масленую провожали» , девушки водят хоровод попеременно на один куплет в одну сторону, на следующий – в другую. Мужчины носят чучело внутри хоровода в противоположном направлении. К концу песни чучело уносят из зала.

Татьяна Андреевна: Праздник Масленицы заканчивается сжиганием соломенного чучела, с которым уходят от нас морозы да метели, и, конечно, всё старое и ненужное. И наша вечёрка подходит к концу.

Евгения: А кто пришёл в наш дом – тому поклон!

Ольга: Кто плясал и веселился со всех сил – тому мерси!

Валентина: Кто еще к нам на вечёрку придет – тому повезёт!

Виталий: Кто весёлую песню споёт громче всех – того ждёт успех!

Заигрывает аккомпанемент, проигрыш к песне «Блины масленые».

Татьяна Андреевна: Давайте вместе с вами еще раз сыграем нашу песню.

Исполняется вместе со зрителями песня «Блины масленые», все пляшут, звучат подголоски. По окончании песни звучит фоновая музыка, все довольные и счастливые расходятся по домам.

Елена Астахова
Сценарий тематического праздника «Русская народная песня»

Звучит музыка, дети заходят в зал.

Ведущая : Россия… Как из песни слово ,

Березок нежная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье – русская душа .

Ведущая : Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… Все это наша Родина. У русского народа свои обычаи , музыка, песни , танцы. А как на Руси любят народные гулянья ! В давние времена собирались за околицей парни и девушки, пели песни , плясали.

Танец ансамбля «Задоринка»

Ведущая : Крепко любили и любят Россию русские люди . Они сложили о ней много песен, храбро защищали свою Родину от врагов.

Послушайте песню о защитниках – русских солдатах ?

Песня «Солдатушки, браво, ребятушки» .

Ведущая (произносит пословицы) :

«Хорошая песня дух бодрит »

«Где песня поётся , там весело живётся»

«С хорошей песней и труд спорится »

Ведущая : А вот и у нас сейчас прозвучит хорошая песня .

Песня «А я по лугу» .

Ведущая : Веселые и озорные, грустные и задушевные песни сопровождают человека в течение всей жизни. Есть колыбельные. Их поют мамы, когда укладывают спать детей.

Русская народная колыбельная песня «На улице дождик»

Ведущая : Подрастали в семье детушки, приучали их к работе. Мальчики помогали отцу в поле, в мастерской и в кузнице. Кузнецы молотом куют железо, мастерят подковы для лошадей. Трудятся парни, и песня им в работе помогает.

Песня «Во кузнице»

Ведущая : Умел русский народ трудиться . Недаром говорится : «Делу время, а потехе час» . Матушки учили дочерей выполнять домашнюю работу. Послушайте песню «Во горнице» .

Песня «Во горнице» .

Ведущая : Закончили работу, отдохнуть охота. Выходите из ворот да вставайте в хоровод.

Танец ансамбля «Задоринка» .

Ведущая : Где счастливо живется, там и песня поется . Ни один праздник не обходился без озорной частушки. Они исполнялись под зажигательную мелодию с переплясом. Частушки – это маленькие смешные истории, дразнилки.

Частушки.

Ведущая : Частушки исполнялись и на ярмарке. Собирался народ на торговой площади – себя показать, на людей посмотреть, купить, продать, в игры удалые поиграть.

Акробатический номер.

Ведущая : Во многих народных песнях воспевалась красота русской природы : бескрайние поля, зеленые дубравы, полноводные реки, красивые тихие вечера.

Песня «Светит месяц»

Ведущая : Кто с платочками пляшет, да на балалаечке играет, тому скучно не бывает.

Матрешки выстроились в ряд,

Глаза их весело блестят.

На сарафанчиках цветы

Небывалой красоты.

Хоровод матрешек.

Ведущая : Известно повсеместно :

Пройди весь белый свет,

Россия-это песня ,

Конца которой нет!

Песня «Ах, утушка, моя луговая» .

Ведущая : Россия, Россия – края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут ,

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют .

Попурри русских народных песен .

Ведущая : Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными русскими народными песнями , но мы с ними не прощаемся. Пусть они будут рядом с нами всю жизнь.

Звучит музыка, все выходят из зала.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.

Конспект занятия «Русская песня - душа народа» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ (МУЗЫКА) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

МАСТЕР-КЛАСС «РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА «ДЕРЕВЕНСКИЙ АНГЕЛ» Мельникова Елена Викторовна, e-mail ([email protected]) педагог дополнительного.

Проект «Русская народная игрушка - матрешка» проект «Русская народная игрушка - матрешка» Первая младшая группа. Воспитатель: Дмитриева Н. В..

Русская народная игра «Ручеек» для дошкольников Русская народная подвижная игра"Ручеек для малышей" Возраст детей 3- 4 года Цель: Создать условия, способствующие формированию навыка ходить.

"Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Конспект занятия «Русская народная сказка «Зимовье зверей». Присказка. Песня Е. Д. Макшанцевой «День рождения» Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Музыка", "Физическая культура", "Коммуникация", "Познание". Виды.

Сценарий юбилейного отчетного концерта народного отделения 05.04.2013 г.

На сцене оркестр «Мозаика». Играют без объявления:

Гладков «Песня друзей»
Вебер «Хор охотников»

Сегодня нет пустого места в нашем зале -
На праздник мы друзей позвали.
Они, усевшись чинно в ряд,
О школе музыкальной говорят.
Здесь громко музыка звучит,
И все огнями яркими горит,
И это происходит не во сне –
В гостях вы в звёздной маленькой стране.

Вед. Добрый вечер, дорогие друзья. Мы рады видеть всех вас в этом зале, в зале, с которым у всех связаны различные чувства: волнение, воспоминание, может быть детский страх. Я, например, очень боялась играть на сцене. Сегодня у нас торжественный вечер. В этом году музыкальной школе исполняется 55 лет. И в преддверии праздника каждое отделение нашей школы проводит свой праздничный концерт. Класс баяна и аккордеона, так же, как и класс фортепиано, был открыт ровно 55 лет назад, поэтому народное отделение имеет богатую историю. Слово предоставляется руководителю народного отделения Колегову Николаю Илларионовичу.

Колегов: __________________________________________________________

Вед . Сегодня мы решили показать все, что мы уже умеем. В концерте будут участвовать учащиеся разных классов – от начинающих, до старшеклассников. Наш концерт открыл оркестр русских народных инструментов «Мозаика», рук. Эпова О.Б., конц. Будников В.А.

Право продолжить наш концерт предоставляется Жене Янкову и Кристине Крючковой. Они пока еще первоклассники, но народ смелый и уже приняли участие в Международном Фестивале детского и юношеского исполнительства «Музыкальный Арт-Форум». Андантино

Еще один участник Фестиваля Иван Степченко . Холминов, Песня

Когда речь заходит о баянах и балалайках, очень скоро разговор переходит в рассуждения о народных песнях. А где рассуждения, там и практическая работа. Мы сегодня попросили присоединиться к нашему концерту учащихся ансамбля русской песни «Рябина» (рук. С.Г. Пучкова). Пение в сопровождении баяна – это уже само по себе приятное действие, а если певцы в костюмах и текст песни веселый – тогда пение превращается в праздник. Сейчас на сцену выйдут еще не мастера праздника, но уже вполне профессиональные певцы – младшая группа ансамбля «Рябина».

«Жили-были»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

Концертмейстер Л.Н. Зуев

В разные исторические периоды разные инструменты владели сердцами людей. Издревле классическим инструментам (ф-но, скрипка, духовые) отводилась главенствующая роль в эстетическом просвещении детей и взрослых. Но взять в руки фортепиано или орган и пройти с выступлениями хотя бы от дома к дому, согласитесь, задача не из легких. Поэтому в Европе и были придуманы переносные органы – органолы. Из них позже и получились известные всем баяны и аккордеоны. Совсем другое дело гитара. Этот инструмент известен не менее, чем фортепиано, если не более. История гитары захватывающая и весьма интересная. Достаточно сказать, что почти в каждом европейском государстве гитары имели свой строй, а в России даже изобрели свой собственный вид гитары – семиструнную. С гитарой легче – взял в руки и уже можно организовать концерт. Можно спеть, а можно и сыграть. Причем, также, как и спеть, сыграть на гитаре можно все, что угодно. Сейчас вы услышите «Танго влюбленного кузнечика». Исполнит его Кузнецова Анастасия, дипломант III Международного конкурса «Музыкальный Арт-Форум» в г. Новосибирске, в 2012 году она получила Диплом I степени.

Воронов Андрей стипендиат мэра г. Усолье-Сибирское

«Санта Лючия»

Гордеева Влада Джулиани, Рондо для гитары и фортепиано

Конц. Добрышина М.А.

Анс. Рябина (ст. группа) «Вот какая пара» конц. Агеев А.Б.

«Усольские частушки»

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две. Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской лютни . От подобных инструментов домра взяла корпус, гриф, струны и прием игры – щепочкой, выточенной из подручного материала – плектром. Простота изготовления позволила домре получить широкое распространение на Руси. Исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом, объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты. В настоящее время этот инструмент считается молодым и перспективным. Все больше и больше внимания уделяется ему на самых разных уровнях. В 2012 году был создан детско-юношеский ОРНИ «Таланты Прибайкалья». В этом году наша школа приняла участие в этом проекте и, надеемся, будем участвовать и дальше. Для вас играет Идрисов Тимур , участник областного орни «Таланты Прибайкалья»

Рондо

Конц. О.И. Рощихина

Недавно я прочитала интересный материал в интернете об аккордеоне. Оказывается, аккордеоном называется инструмент, у которого есть особое качество – когда при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре звучит готовый аккорд из трех звуков. Автор материала высказал мысль, что аккордеоном нужно считать любой инструмент с подобными функциями, не важно кнопки или клавиши у него с правой стороны. Баян, по сути, также является аккордеоном, ведь у него тоже есть готовые аккорды. Может, с технической точки зрения, это верно, но нам ближе названия аккордеон и баян. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). Вот Коняхин Глеб и расскажет нам о герое гражданской войны, командарме Николае Щорсе. («Песня о Щорсе»).

Сразу начинает садиться оркестр баянистов

На отделении работают 8 человек, из них 6 являются выпускниками школы. Получив образование, они вернулись в родные стены и уже много лет успешно работают с детьми. Хочу спросить у выпускников – самый запомнившийся момент за время обучения?

Кипит работа повседневно,

Но вот среди кипучих дней

Вдруг наступает день рожденья,

Чудесный праздник – юбилей!

Оркестр баянистов дарит всем присутствующим «Диковинку из Дюссельдорфа»

В свое время оркестр был самым моим любимым предметом. Коллективное музицирование до сих я пор очень люблю. РВ репертуаре нашего оркестра были произведения Дунаевского, Хачатуряна, Бизе. Хочу спросить выпускников – какую пьесу вы больше всего запомнили?

Р.н.п. «Вейся, капустка»

На протяжении многих лет я веду свои маленькие наблюдения и выяснила, что баянисты – самые легкие на тподъем люди. Они готовы выступить прямо в тот момент, когда вы к ним обратитесь. А еще они очень любят проводить эксперименты и преподносить сюрпризы. Именно такой сюрприз приготовили для вас Леонид Николаевич Зуев и его выпускник Кирилл Шаляпин

А. Шалаев «Волжские припевки»

А еще – народное отделение самое играющее отделение. Именно здесь созданы два замечательных коллектива – ОРНИ «Сибирские узоры» и ансамбль «Усольский сувенир». Ансамбль русских народных инструментов «Усольский сувенир»

А. Пьяццолла «Либертанго»

Е. Дербенко «Семеновна»

Хотим вам пожелать удачи,
Успеха в жизни, ярких дней,
Чтоб вы с улыбкой, не иначе,
Встречали каждый юбилей!
Сил, творческих дерзаний и везенья,
Молодости, света, красоты!
И пусть всегда – не только в День рожденья –
Исполнятся заветные мечты.


Сценарий праздника "Вечер народной песни"

Цель:

Без песни земля русская как пустой, недостроенный дом, где никто не живет. Песня образует целый мир человеческой жизни, который рождается вместе с человеком, растет, становится богаче, содержательнее, оказывает влияние на его характер, поступки и облик. А участницы народного коллектива «Ветераночка» через всю свою жизнь пронесли любовь к русской народной песне. О коллективе можно многое сказать, но нужно отметить самое важное, что, не смотря на возраст, они не теряют задора, любви к песне и сохранили позитивное отношение к жизни.

    На экране проецируется фото коллектива.

Друзья!

Так не хватает нам дней, всем бы хотелось вечности.

Так не хватает нам в жизни всей просто сердечности.

Пусть для добра сейчас откроются сердца,

Для хорошей, для сердечной встречи

Радости не будет пусть конца

И сейчас мы открываем этот вечер.

    Презентация коллектива №1.

1 слайд: Народный коллектив «Ветераночка»

2 слайд: Является одним из ярких представителей народного песенного

жанра.

3 слайд: Руководитель коллектива – Евгений Александрович Переляев.

4 слайд: Коллектив «Ветераночка» является гордостью районного дома

культуры «Жарки».

5 слайд: ЦЕЛЬ:

    Приобщение к культуре нашего народа, к его духовным ценностям.

    Активизация творческой деятельности и организация досуга людей пожилого возраста.

6 слайд: ЗАДАЧИ деятельности руководителя:

    Пропаганда и распространение лучшего опыта работы с людьми пожилого возраста;

    Привлечение внимания общественности к решению проблемы организации досуга людей пожилого возраста;

    Поддержка и популяризация творчества людей пожилого возраста.

7 слайд: Задачи коллектива:

    Овладение вокально-хоровой техникой;

    Овладения приемами хореографии.

8 -9 слайд: Коллектив «Ветераночка» является самым активным участником

всех поселковых и районных мероприятий.

10 слайд: В своем творчестве коллектив популяризирует русскую народную и авторскую песню.

11-15 слайд: Несколько лет коллектив поддерживает дружеские отношения с

Черемховским отделением Иркутского товарищества

Белорусской культуры имени Яна Черского.

16 слайд: Вся жизнь этих замечательных, красивых, добрых, талантливых и

простых женщин связана с песней.

17 слайд: Живём мы, чаще не вникая, какой достался нам удел

Притом совсем не замечая, как быстро год вдруг пролетел.

Но жаль, увы, что невозможно начать всё с чистого листа.

А впрочем, что грустить об этом, что вам не в силах изменить?

Пока есть жизнь на белом свете, вам надо жить и не тужить!

Минуты, месяцы и годы пусть Бог побольше их пошлёт,

И не взирая на невзгоды, вы твёрдо двигайтесь вперёд.

Пусть радуют вас всех соблазны, пусть наслаждения влекут,

И в искушеньях разнообразных поддайтесь краткости минут.

А потому давай скорее споем мы за движенье лет.

Что может быть ещё важнее?

Важней сегодня дела нет!

Звучат праздничные фанфары.

Благословенны юбилеи, уже хотя бы потому,

Что можно выйти не робея, что вдруг неправильно поймут.

А добрая песня многого стоит! На много дороже любого товара.

Время настало сегодня услышать ответную песню от юбиляров.

    Звучат лирические наигрыши. На сцену выходит народный коллектив «Ветераночка» и "Ансамбль ложкари".

Ты откуда русская зародилась песня?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты, скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

«Песня о Сибири»;

Вокруг меня леса, дурманящий покой.

А выше – мох ползет по каменистым скалам

И сто лесных дорог уводят за собой

В невидимый простор за темным небосклоном.

Ликующая песнь живет в моей груди,

А в ней – леса, поля и птицы на рассвете,

В ней – пламенный призыв к тому, что впереди,

В ней все – о счастье жить под небосводом этим!

«Цветет черемуха»;

Нераздельно сердце с песней русской, задушевной, ласковой до слез.

От нее то радостно, то грустно, с ней тепло в ненастье и в мороз.

Вижу в песнях русские равнины, далеко раскинутый простор.

«Пой, гармонь»;

Русская песня широко звучит, именно на просторе, в поле, за околицей. Широкая Русская песня, вокруг с каких, – то дорожек и троп, сразу брызнувшая в поднебесье породному, по-русски в захлеб.

«Мачеха»;

Снова песня в сердце пробуждается – старая, забытая до слез.

Коль душа в ночи ей откликается, значит, песни лучше не найдешь.

«Кудёрушки».

    «Ветераночка» и Е. Борисова уходят со сцены.

35 лет – это достойный возраст. Это возраст одного целого поколения. Поколения любителей русской песни.

35 лет – это эпоха в истории страны, в истории нашего края, в истории нашего поселения. Песенная эпоха, которую творили участницы народного коллектива «Ветераночка».

Мы можем всё! Но знаем, просто невозможно остановить теченье лет,

Вернуть назад, хотя б минут, затормозить секунд упрямый бег.

А время же идет по вечному маршруту: минута, час, десятилетия, век.

Потоки времени, вы как простое чудо, где есть загадка, а ответа нет.

Дорогие Ветераночки! Путь Ваш ярок!

В нем совесть, честь ваша и труд!

Ваш каждый день нам потому и дорог,

Что создан из сверкающих минут.

МИНУТА ПЕРВАЯ.

Первые члены художественной самодеятельности (которую в 1972 году ещё и нельзя было назвать художественной самодеятельностью, а клубом по интересам), собирались при общежитии №10, где находилась дирекция строящегося Восточно-Сибирского Огнеупорного завода.

Затем творческий коллектив начал собираться и расти сначала по цехам ВСОЗа, в 1977 году объединились под эгидой женсовета профкома ВСОЗа.

Кому хотелось показать своё умение петь, плясать, собирались вместе. Ни одного праздника не проходило без концерта. Все участницы вышли из заводской самодеятельности.

МИНУТА ВТОРАЯ.

Хор «Узорочье» в старом клубе (середина 90-х гг.).

    В составе коллектива 23 человека.

    Самый активный участник районных и областных мероприятий.

    Аккомпаниатор – Ольга Вирясова.

МИНУТА ТРЕТЬЯ.

1995 год – ансамбль «Любавушка».

    Состав – 25 человек.

    Все разного возраста.

    В репертуаре: песни от фольклора до авторской песни.

    1997 год – получили звание народного коллектива.

    Разделение «Любавушки» на ДВА состава, по жанрам.

    Репертуар «Любавушки», советско-лирические песни, а в репертуаре «Ветераночки» фольклор, народные и авторские песни.

    Аккомпаниатор – Оксана Ришко.

МИНУТА ЧЕТВЕРТАЯ.

Февраль 2006 года

    Отчетный концерт народного коллектива «Ветераночка».

    Подтверждение звания «народный коллектив».

    Молодой состав возрожденного коллектива «Любавушка» получили звание «народного коллектива».

    Руководитель – Татьяна Сорока.

    Аккомпаниатор – Евгений Переляев, который в сентябре 2006 года стал руководителем коллектива «Ветераночка».

МИНУТА ПЯТАЯ.

Праздничная. Десятилетний юбилей получения звания «НАРОДНЫЙ».

Выступление "Ансамбля ложкарей"

Вмещается так много чувств, ей-богу, в таких вот круглых юбилейных датах.

Испытываем радость и тревогу и жар в крови, что клокотал когда-то.

Хвала творцу, что дал всего сполна изведать, ощутить и все запомнить.

Пускай друзей хороших имена ваш юбилей до краешков заполнят.

И мы приглашаем сказать слова добрые:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Блок «Поздравление гостей».

На дорогах России звенят ковыли, словно колокол памяти бьется вдали.

И играет заря поутру в небесах, снова мир и война у людей на весах.

Много лет прошло с той грозной войны, не вернулись домой дорогие сыны,

Но мы помним о них и до ныне скорбим. Фотографии старые дома храним!

В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,

Кто навеки остался в степях воевать.

Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда, стали в жизни опорой для нас навсегда.

На дорогах России звенят ковыли, про печальную дату напомнят они.

«Забайкальский вальс»;

Поют на сцене русские старухи. Плывут, плывут раздольные печали.

Грудная хрипотца далёких дней, когда они, солдатками, кричали

На ездовых Бурёнок и коней, на редкую картошку в мёрзлых лунках,

На трактор, ставший в поле (хоть реви).

На малых нас, на меньших братьев в люльках,

На обдёлённых в ласке и любви.

Они порой совсем теряли силы, когда в годину чёрную свою,

Поют! И возвращаются на круги ручьи и ветры, и шумят поля.

Поют на сцене русские старухи, двужильные, как русская земля

«Как у двух берез»;

Над лесами необъятными, над полями перекатными,

Над разрывами гранатными песни – ласточки летят.

Пахнут рощи горьким порохом, шепчут травы тихим шорохом.

И о том, что сердцу дорого, русским людям говорят.

«Москвичи»;

Глядят на нас фронтовики, глядят на нас исчезнувшие роты,

Глядят на нас ушедшие полки, глядят на нас с надеждой и заботой.

И память нам покоя не дает, и совесть нас с тобой частенько гложет,

Пусть двести лет, четыреста пройдет – никто у нас войны забыть не сможет.

«Под окном высоким»;

День Победы! Это праздник, что всем подарили наши отважные деды.

Ради чего? Всё просто. Ради нас.

Ради того, чтоб мы в пятиэтажках любили, пели, пили хлебный квас,

А иногда по праздникам, и бражку.

«Фальшив твой пафос», - скажет критик мне.

Я не обижусь – разве же я в силах так рассказать о давней той войне,

Чтоб дед воскрес, воспрянув из могилы?!

Нам ничего уже не изменить, истории ошибок не исправить.

Что остаётся? Остаётся жить. Ещё я знаю! – остаётся память.

«Сапоги».

    «Ветераночка» уходит со сцены.

Жизнь человека – только миг в безбрежном времени Вселенной,

И только в памяти живых она останется нетленной.

Все это так. Да вот беда, что забываем иногда

Откуда мы, кто наши предки?! Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них не должен злой народа гений.

Уйдя из памяти живых исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой, одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой Надеждой, Верой и Любовью.

И дух ваш, продолжая жить, во внуков правнуков вольется.

И никогда не оборвется веков связующая нить.

И так уж исстари в краю моем ведется,

Что если петь, то значит от души.

Пусть сердце выплачется, коль беда коснется,

А если праздник, то давай пляши!

Выступление А. Прищеповой. Танец «Яблочко».

    Выступление народного коллектива «Любавушка».

«Моет косу в речке ива».

Ну, да ладно, время, братцы нам историей заняться.

А история такая – главно дело, не простая.

Рассказ наш – для детей и взрослых, для высоких и рослых,

Для стариков и молодых, для полных и худых.

Всем – без различья зарплаты и званья

Вам исторический рассказ. Ждём всеобщего внимания.

Есть у всего свои истоки, миг озаренья, первый шаг пути.

Потом считаем мы года и сроки, потом решаем, где и как идти.

Но первый миг рождения – высок, красив он, словно волшебство!

Мы позабыть во веки не сумеем тот миг, что дал нам это торжество!

    Презентация коллектива №2 «О них».

Сопровождение к презентации «О них».

Мария Васильевна Котова.

В военные годы исполняла фронтовые песни в школе. В сороковых годах началась трудовая деятельность в колхозе, но с песней Мария Васильевна не расставалась никогда. Научилась управлять трактором, боронила, сеяла и под гул мотора пела песни. Семья была большая, четыре сестры. Их в деревне звали Бартошовы. Фамилия – белорусская Бартош. В1972 году переехали в Михайловку. 2 сына, 2 дочки. В1976 году начались соревнования художественной самодеятельности по цехам. С тех пор она является участником художественной самодеятельности народного коллектива «Ветераночка».

Вера Ивановна Белокопытова.

В 1948 году после гибели отца на фронте переехали в Касьяновку. С 15 лет пошла работать на Кирзавод. В 1958 году пришла в самодеятельность в клуб в Касьяновке. В1960 году работала в детдоме, одновременно закончив педагогическое училище. После расформирования детдома в г.Черемхово, переехала в пос. Михайловка, где продолжила работу воспитателем в детском саду №6. В 1988 году Мария Васильевна Котова пригласила Веру Ивановну в «Ветераночку», где до сих пор она и поёт.

Лидия Александровна Стадничук.

С детства любила петь. Затем этот талант проявился и в школе и в училище. С 1977 года стала работать в д/с № 14. Творческий коллектив часто выступал с номерами художественной самодеятельности на сцене кинотеатра. В хор пришла, когда руководителем был Геннадий Викторович Попов.

Нина Николаевна Перетолчена.

Родилась 18 февраля 1931 года в Братском районе, с. Александровка. Закончила Тулунское педучилище в 1951 году. Начала петь в хоре с 1948 г. В Тулуне в Доме культуры. После окончания училища, осталась там работать. Пела, участвовала в драмкружке. Вернулась в родное село в 1961 году и работала до 1987 года. Участвовала в школьном хоре, затем в хоре села до 1998 года. Назывался ансамбль «Сударушка». В «Ветераночку» пришла в апреле 200о года.

Галина Григорьевна Иванова.

Родилась в посёлке Хилок Читинской области в 1936 году в семье рабочего. В посёлке Михайловка проживает с 1947 года. Трудовая деятельность началась в 16 лет на шахте «Половинский уголь». В1973 году поступила на ВСОЗ в должность машиниста насосных установок. Участвовала в межцеховых соревнованиях по художественной самодеятельности. Когда 1978 году на заводе был организован хор под руководством Геннадия Попова, стала заниматься там. Сейчас одна из участниц народного коллектива «Ветераночка».

Анна Михайловна Биркина.

Начала работать с1942 года на военном заводе им.К.Маркса в г. Черемхово. С 14 лет работала на токарном станке, изготавливала мелкие детали для станков, в 16 лет перевели в военный цех, где производили мины и лимонки. Затем на железной дороге стрелочницей.Работала в торговле, в ресторане «Черембасс», одновременно обучаясь в вечерней школе города Черемхово. В 1963 году по решению собрания выдвинули на работу в МВД. С 1964 по 1968 прошла обучение в Хабаровской школе милиции. По окончании учёбы, присвоено звание лейтенанта. На пенсию пошла в звании капитана милиции. В самодеятельном коллективе с 1976 года по настоящее время. В этом году справила свой 80 –летний юбилей.

Нина Викторовна Балк.

В художественной самодеятельности ВСОЗа с 1981 года. Коллектив работал под руководством Кокорина Леонида. С декабря 2002 года является участницей народного коллектива «Ветераночка».

Людмила Александровна Мартусевич.

Начала свою певческую деятельность в г. Караганда. С 1966 по 1968 год пела в детском хоре «Солнышко» во Дворце культуры горняков. С 1973 года была активным участником художественной самодеятельности на швейной фабрике «Караганда одежда». В 1986 году, после переезда в Сибирь, устроилась на ВСОЗ, где участвовала в межцеховых конкурсах. С 1988 года поет в «Ветераночке».

Раиса Дмитриевна Воронова.

В «Ветераночке» с 2001 года. Однажды, придя на концерт «Не стареют душой ветераны», поняла, что она тоже хочет петь. В коллективе её приняли радушно.

Анастасия Петровна Прищепова.

Петь и танцевать любила с детства. Была активной участницей в школе и в училище. С 1974 года выступала в составе художественной самодеятельности завода ВСОЗ, а затем вошла в состав коллектива «Ветераночка»

Тамара Михайловна Иванова.

Детство и юность прошли в городе Усолье – Сибирское. Талант раскрылся ещё в детстве. Пела в хоре клуба «Химик». В годы учёбы в городе Ангарске входила в состав ансамбля «Ивушка» с1968 по 1970. С января 2006 года стала заниматься в коллективе «Ветераночка» Вот её слова:

«Вообще по жизни и в радости и в горе люблю песню, будь то русская раздольная или печальная лирическая, пляски под баян. Вот где воля чувств. Все беды и болезни отступают, когда выступаем перед простыми людьми тружениками села, то, что мы отдаём им: любовь к песне и видим их радостные лица, с лихвой возвращается к нам. Здесь я нашла себя».

***

Долго ли, коротко ли, но добрались участницы «Ветераночки» до сегодняшнего творческого ЮБИЛЕЯ.

Разрешите нам ещё раз с юбилеем Вас поздравить.

И продолжить наш рассказ, что хотим мы пожелать? -

Не грустить, не унывать, и всегда по этой жизни пистолетом хвост держать.

Мы всем вам желаем здоровья и силы.

Чтоб все, что хотите, всегда у вас было.

Чтоб молодость, счастье, удачу, успех

Судьба вам дарила всегда без помех.

    Звучат лирические наигрыши. На сцену выходит народный коллектив «Ветераночка» .

    Выступление коллектива народной песни «Ветераночка»:

Земля белорусская! Рощи да хаты, поля золотые и травы – шелка,

Что гроздья рябины – багрянец заката,

Что крик журавлиный – ручьев перекаты и легкие над большаком облака.

Земля белорусская!

Синью озерной глядишь ты в прозрачные дали небес,

И сыплются звезды, как спелые зерна,

Над зеркалом водным, над пашнею черной,

В росистой траве рассыпают свой блеск.

«Беларусь»;

Беларусь! И вновь, неведома ты идешь тропинками лесными.

И только всюду твое имя мне шепчут травы и листы.

«Квитней, мой сад»;

Моя отчизна – реки, нивы, над Неманом зеленый гай,

Пригожий Брест и Минск шумливый – вся Беларусь из края в край.

И дочернею любовью я полюбила вдруг Сибирь.

С тобой мы стали воедино, отечества родная ширь.

«Бульбочка».

    Игра для зрителей «Это кто же».

Россия в песнях вся: то грустная, а то, как вьюга, в бубенцах.

Да где ж оно, всё это русское? Да здесь же всё – у нас в сердцах.

«Село моё»;

Не хочу от земли отрываться, даже если земля не в цветах.

Хорошо мне земной оставаться, быть земной и в делах и в мечтах!

Хорошо, что родилась не где-то, а на строгой сибирской земле,

Где особенной прелести лето и зима хороша не в тепле.

Хорошо, что ветрами свободы вся овеяна наша земля!

Хорошо, что сибирской породы все подруги мои и друзья.

«Напекла кума блинов»;

Под гармоники звук серебристый вся Россия сегодня поет.

«Это что за гармонист»;

    Заключение. Вынос торта со свечами для коллектива.

Радости были, и были тревоги,

Есть, о чём вспомнить и чем дорожить,

Были красивые тихие зори, нежные встречи, любви благодать…

Всё перепуталось: счастье и горе, всё это в жизни пришлось испытать.

Всё это было, назад не вернётся, но не скудеет тепло ваших рук.

Но с вами всегда остаётся круг ваших близких, друзей и подруг.

Дети умны, хороши ваши внуки, ваши частички на этой земле.

Нет в вашей жизни безделья и скуки, ваши старания все для людей,

Пусть вам неведома будет усталость, в сердце не меркнут задор, огонёк,

Мы вам желаем прожить, что осталось, в радости светлой, без бурь и тревог.

«Живы будем, не помрем».


1 Вед 9 кл Полина Вика Музыкальная заставка

Песнями богата родина моя.
Прославляет песня милые края.
Звонкая, веселая, грустная порой

Льется по России вольною рекой.

Сердце замирает, когда ты звучишь.
О судьбе о нашей правду говоришь.
О любви, разлуке часто мы поем,
И о счастье тоже- каждый о своем.
Вед
Любят песни русские села, города.
Нам с такими песнями горе- не беда!
Сколько песен спето, сколько мы споем,
Когда сядем рядом в праздник за столом!

Песня русская-русская душа!
До чего ты песня, наша хороша!
От рожденья самого до последних дней
Мы с тобою, песня- друга нет верней!

Праздник начинается с песни _Вороновой Алины (Тень-тень)

Вед Добрый день! Мы рады видеть вас на нашем празднике.

Вед А собрались мы здесь песни послушать, попеть, поиграть и про песню русскую узнать.

Вед В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».

«Как живется, так и поется» «Где песни, там и молодость»

Вед «Песня — душа народная». Испокон веку песня всегда

была рядом с человеком и в радости, и в горе. От

самого рождения и до самой смерти

Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи — откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?

Вед
Пролетали утки — уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней
Нашли, не удивились…

Вед: Ну, а песня?
вед С песней на Руси родились.

Открывают нашу программу уч-ся кл с песней_____________________________________________________

2 Ведущие 10кл Оля Алина

Давай забудем обо всем
и песню русскую споем.
Без модных ритмов и острот,
Ту, что всегда поет народ.
от радости, иль от тоски,
иль сердце рвется на куски.
Душа запросит вдруг мелодий,
что до сих пор живут в народе.
без брендов, имиджей и моды,
от русской сущности, природы.

Вед
живут в России песни эти
и лучше нет на белом свете.
Когда случится вечерок
после трудов, после дорог,
друзья за хлебом и вином
наговорятся обо всем;
затянут песню вместе, дружно,
дух воспарит, цветет душа
и больше ничего не нужно,
и жизнь под песню хороша.

Давай споём народные —
Затянем от души.
Пускай теперь немодные;
Да больно хороши!

Вед Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?

Вед Ведь с песней и дела спорятся быстрее, и работа прямо чуть ли не кипит, да и как ещё было отдохнуть бедному человеку, кроме как не спев вечером на завалинке пару песен. Вся жизнь человека была в те времена связана с песней. Что вижу, о том и пою. А какие же были песни:

Вед -Много разных песен у нашего народа. Былины рассказывают о подвигах во имя счастья и благополучия народа и государства. Исторические песни о прославившихся людях и памятных событиях старины, баллады поражают воображение подробностями жизненной драмы.

Вед От всех них отличаются бытовые песни. Их темы – семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их традиции и обычаи.

О русские песни любимые,

В народе веками хранимые,

Ну чем же вы так хороши?

И в горе вы с нами и в радости,

Вы с нами с рожденья до старости

Звучите в глубинах души!

О песни томительно-нежные,

Сокрыты в вас дали безбрежные,

И плачет вселенская грусть…

И словно ин’окиня-старица,

Вас слыша, хочу я покаяться,

И светом полна моя грудь.

А вот удалые, раздольные,

Как ветер безудержный вольные,

Такие, что сразу – и в пляс!

Вас Русь родила благодатная

И силой своей неохватною

До края наполнила вас.

А как хороши песни ратные!

К России любовь необъятная

Звучит в вас, как грозный набат.

Мы с песнею ратной на смерть в бою

Пойдём, о Россия, за жизнь твою,

Не сделав ни шагу назад

Песня русская – это просторы,

По которым всю жизнь мне идти.

Это батюшка-Дон у Ростова,

Это матушка-Волга в пути.

Песня русская – это пастуший,

Росный, радостный, ранний рожок.

Только встань на минуту, послушай,

Заведешься, как новый движок.

Песня русская – не голошенье,

Не дебош, не надрывная грусть,

Это тихое разрешенье

Рядом сесть и в глаза заглянуть.

Все она своим сердцем объемлет,

Ей и двадцать и тысяча лет.

Песню русскую, русскую землю

Так люблю, что и слов больше нет.

Вед Трудовые песни. Они сопровождали практически каждый вид трудовой деятельности крестьянина – будь то охота, вытягивание сетей или подъём тяжестей. Все эти песни имели свой ритм, под который работа шла дружно и спорно. А самое основное отличие трудовой песни – наличие в ней восклицаний – междометий, таких как «Эй!», «Ух!», «Ах!». Самой известной трудовой народной песней является «Дубинушка».

3 Вед 9 кл Полина Вика

вед Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу — всюду ему помогала песня.

Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени — ненастье,
У весны - благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье

Вед: В русской песне — народная жизнь,

Песня звонкая сердцем поется,
Пусть веселый иль грустный мотив,
Благодарно в душе отзовется!

(Викторина)

Угодать о какой песни идёт речь, ответ принимается в исполнении нескольких строк или слов

1Песня, в которой упоминается нежилая часть деревенского дома, примыкающая к его жилой части и используемая для хозяйственных нужд. (Ах вы, сени, мои сени)
2. Песня о национальной русской зимней обуви, свалянной из овечьей шерсти. (Валенки)
3. Песня ветреной девушки, соблазнившей молодого человека и озабоченной огромным чувством вины. (Виновата ли я)
4. Песня, в которой упоминается крупный город России на левом возвышенном берегу реки Волга. (Ах, Самара-городок)
5. Песня о широко распространённой в России лесообразующей породе деревьев с бумажистой корой и тонкими, поникшими ветвями. (Во поле береза стояла)

6. Песня о паре домашних длинношеих птиц различной окраски, отличающихся веселым характером. (Два веселых гуся)
7. Песня, известная ласковым обращением к срубленному стволу дерева, в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина. (Дубинушка)
8. Песня — обращение к состоянию атмосферного воздуха, при котором замерзает вода, а градусник опускается ниже нуля. (Ой, мороз, мороз)
9. Песня, в которой упоминается огородное строение, где русский человек может помыться, подвергаясь активному воздействию жары и пара. (Топится, топится в огороде баня)
10. Песня, в которой упоминается шум болотного, дудчатого, коленчатого растения. (Шумел камыш)
11. Песня о том, как на равнине, поросшей травянистой растительностью при полном отсутствии деревьев, замерзает человек, занимающийся перевозками на гужевом транспорте. (Степь да степь кругом)
12. Песня о мелких торговцах, развозивших по деревням разные товары, необходимые в крестьянском быту. (Коробейники)

Напевы наших русских песен…
В них шепот звезд,
В них шелест трав.
Весенним гимном поднебесья
В них бродят рокоты дубрав…

Поют речные камыши.
Все, что даровано им свыше,
Что жизнь не может сокрушить,
Мы в песнях продолжаем слышать.

Звенит, поет в ночи река,
Переливаясь ближе к устью.
Слышны напевы ветерка
С тягучею, степною грустью…

О, песня русская, ты – Все!
Ты наше вечное безбрежье!
И не заглушит воронье
Напевов ласковых и нежных!

О русской песне.

4 Вед 10 кл Настя Юля

Вед Вторая группа – это любовные песни. Пели эти песни чаще всего парни и девушки до свадьбы. В них – вся горечь безответной любви, радость от свидания, страшная тоска по милому, вся боль души от ухаживаний нелюбимого… Пели эти песни девушки на улице или когда собирались вместе за вышиванием.

Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.

Вед Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим.

Третья группа – семейные песни, которые пели замужние женщины. В этих песнях отражалась нелёгкая жизнь замужней женщины. Чаще всего такие песни пелись по вечерам в горницах за прялкой или за другой работой.

То уводишь хороводы в поле,

То сжигаешь в пляске ты себя!

Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!

Вед Четвёртая группа – солдатские песни. Все эти песни делятся на военно – исторические и бытовые. Военно-исторические песни чаще всего пелись от первого лица и повествовали о славных баталиях, смелости и находчивости. В бытовых песнях солдат – крестьянин описывал свой нелёгкий военный быт.

Вед Пятая группа – это юмористические или сатирические народные песни. К таким песням можно отнести «Ах вы сени, мои сени». В этих песнях отражается весёлый и неунывающий нрав русского народа, который просто не привык грустить.

Вед Так как песня появилась очень давно, когда еще собственно и разделения — то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы и былинами.

5 Вед 9 кл Полина Вика

Вед А еще бродили по свету скоморохи — мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.
Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками!

Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе,

Про сердечную тоску.
И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое.

Вед На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов.

Вед В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …? /гармошки, балалайки/.

Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.

Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!

6 Вед 10 кл Оля Алина

Вед Существует так много видов народных песен, что трудно определить, что это такое. Первоначально народные песни показывали, как люди понимают мир, жизнь. А так как жизнь состоит из многих явлений и ситуаций, то и народные песни отражают эти явления.

Один из видов народных песен - песни о профессиях. Они могут быть о
пастухах, сапожниках, трубочистах, портных. Они могут быть о шахтерах и ковбоях.

вед Еще одна разновидность народных песен - религиозные народные песни. Самые замечательные из этих песен - спиричуэл - проникнуты высокой духовностью.

Вед Есть народные песни, воспевающие времена года. Есть свадебные, колыбельные песни плачи, военные песни, солдатские и многие другие. Народные песни могут быть абсолютно обо всем в повседневной жизни человека.

Проснется нежность, задержу дыханье

И сердце светлой грустью разбужу.

О русской песне, о своем страданье,

Застольная, привольная, земная,

Ты в радости и в горе рождена.

Здесь поселилась правда вековая

И скорбь народная и воли глубина.

Взметнется птицей выше облаков.

Прольется златом в спелые колосья

И в балалайке зазвучит без слов.

Люблю тебя народная, живая,

Ты русским духом в песне дорожишь.

И мудрость предков строкам придавая,

Ты радость в сердце красотой продлишь.

Вед И, наконец, частушки. Но это уже совсем другая история…
Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать.
вед Песня объединяет нас, поющие песню – кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом — Россия.

Вед Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые -Молодецкие!

Вед: Вот и подошел к концу наш праздник, но не кончается песня.

Весёлые и грустные, —
Что хочешь, то споём;
Родные наши — русские;
Мы с ними вновь живём.

Остались нам в наследство;
Ты их не забывай;
Культуру наших предков
Крепи и развивай…

Пойте, слушайте, любите русскую песню!

С душистой веточкой сирени
Весна приходит в каждый дом,
От всей души Вас поздравляем
С Международным Женским днём!
Пусть радостью сегодня солнце светит,
В тени оставив сноп больших тревог,
И все цветы, какие есть на свете,
Цветут сегодня пусть у Ваших ног.

Я поздравляю дам прекрасных
С весенним солнцем, пеньем птиц
И с синевой высокой, ясной.
Пусть украшением Ваших лиц
Послужит нежная улыбка,
Сиянье ласковое глаз.
Пустяк мой дар — всего открытка.
Но, знак, что думаю о Вас!

8 марта — женский день!
Один из дней в году,
Когда Вы вносите во все улыбок теплоту,
Когда цветы цветут в душе!
И в этот светлый час, как прежде вновь
Пусть будет Вам сопутствовать:
Надежда, Вера и Любовь!

В этот день, весной согретый
Все цветы, улыбки Вам!
Чтоб печали Вы не знали,
Даже легкой грусти тень,
Чтоб всегда глаза сияли,
И не только в этот день!

Про этот праздник много есть стихов,
Но поздравлять с ним, право, не устану.
Пусть голоса детей, сливаясь в хор,
Поздравят вас, родные наши мамы!
Здоровья, счастья и большой любви
Всем женщинам сегодня пожелаем.
Ах, если б в марте пели соловьи
Или цвела сирень, как в тёплом мае.

Пусть всегда женский день не кончается,
Пусть поют в Вашу честь ручейки,
Пусть солнышко Вам улыбается,
А мужчины Вам дарят цветы.
С первой капелью, с последней метелью,
С праздником ранней весны
Вас поздравляем, сердечно желаем
Радости, счастья, здоровья, любви!

Примите музыкальное поздравление с праздником для вас звучит песня Через реченьку мосток. (Настя и Алина)