Роковая любовь мастера и маргариты. Сочинение на тему История любви Мастера и Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» читать бесплатно

В романе «Мастер и Маргарита» тесно сплелись темы истории и религии, творчества и ежедневности. Но важнейшее место в романе занимает история любви мастера и Маргариты. Эта сюжетная линия добавляет произведению нежности и пронзительности. Без темы любви образ мастера не возможно было бы раскрыть полностью. Необычный жанр произведения – роман в романе – позволяет автору одновременно, и разграничить, и объединить библейскую и лирическую линии, развивать их полноценно в двух параллельных мирах.

Роковая встреча

Любовь между мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга. «Любовь выскочила между нами, как из-под земли выскакивает убийца… и поразила нас сразу обоих!» – так рассказывает Ивану Бездомному мастер в больнице, куда он попадает после неприятия критиками его романа. Он сравнивает нахлынувшие чувства с молнией или острым ножом: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!».

Мастер впервые увидел будущую возлюбленную на пустынной улице. Она привлекла его внимание, потому что «несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Этим мимозы стали, будто сигналом мастеру, что перед ним его муза, с одиночеством и огнем в глазах.

И мастер, и несчастливая жена богатого, но нелюбимого мужа, Маргарита, были совершенно одинокими в этом мире до своей странной встречи. Как оказывается, писатель ранее был женат, но он не помнит даже имени своей бывшей жены, о которой не хранит в душе, ни воспоминаний, ни тепла. А о Маргарите он помнит все, тональность голоса, то, как она говорила, когда приходила, и что делала в его подвальной комнатушке.

После их первой встречи Маргарита начала приходить каждый день к своему возлюбленному. Она помогала ему в работе над романом, и сама жила этим трудом. Впервые в жизни ее внутренний огонь и вдохновение нашли свою цель и применение, так же и мастера впервые слушали и понимали, ведь говори они с первой встречи так, «как будто расстались вчера».

Завершение романа мастера стало для них испытанием. Но уже рожденной любви суждено было пройти и его, и множество других испытаний, чтобы показать читателю, что настоящее родство душ существует.

Мастер и Маргарита

Настоящая любовь мастера и Маргариты в романе – это воплощение образа любви в понимании Булгакова. Маргарита – не просто любимая и любящая женщина, она муза, она вдохновение автора и его же боль, материализованная в образе Маргариты-ведьмы, что в праведном гневе крушит квартиру несправедливого критика.

Героиня любит мастера всем своим сердцем, и будто вдыхает жизнь в его маленькую квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного: «она нараспев и громко повторяла отдельные фразы… и говорила, что в этом романе ее жизнь».

Отказ издать роман, а позже разгромная критика неизвестно как попавшего в печать отрывка одинаково больно ранит, как мастера, так и Маргариту. Но, если писатель сломлен этим ударом, то Маргаритой овладевает безумная ярость, она даже грозится «отравить Латунского».

Но любовь этих одиноких душ продолжает жить своей жизнью.

Испытание любви

В романе «Мастер и Маргарита» любовь сильнее смерти, сильнее разочарования мастера и гнева Маргариты, сильнее уловок Воланда и осуждения окружающих.

Этой любви суждено пройти пламя творчества и холодный лед критиков, она настолько сильна, что не может обрести покой даже на небесах.

Герои очень разные, мастер – спокоен, задумчив, у него мягкий характер и слабое, ранимое сердце. Маргарита же сильная и резкая, не раз описывая ее, Булгаков использует слово «пламя». Огонь горит в ее глазах и храбром, сильном сердце. Этим огнем она делится с мастером, это пламя она вдыхает в роман и даже желтые цветы в ее руках напоминают огоньки на фоне черного пальто и слякотной весны. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита же – действие. Она на все готова ради любимого, и продать свою душу, и стать королевой дьявольского бала.

Сила чувств мастера и Маргариты не только в любви. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. До своей встречи они не испытывали счастья, расставшись после – так и не научились бы жить отдельно друг от друга. Поэтому, наверное, Булгаков и принимает решение оборвать жизнь своих героев, взамен дав им вечный покой и уединение.

Выводы

На фоне библейской истории о Понтие Пилате история любви мастера и Маргариты кажется еще лиричнее и пронзительнее. Это любовь, за которую Маргарита готова отдать свою душу, так как она пуста без любимого человека. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло. Это чувство сильнее всех препятствий и горечи, что выпадает на судьбу главных героев романа. И именно оно помогает им обрести вечную свободу и вечный покой.

Описание любовных переживаний и истории отношений главных героев романа могут быть использованы учениками 11 классов во время написания сочинения на тему «Любовь Мастера и Маргариты»

Тест по произведению

Один из величайших романов XX столетия - «Мастер и Маргарита». В этом произведении несколько сюжетных линий. Основная - история любви Мастера и Маргариты. Есть ли у героини Булгакова прототип? Почему именно этим именем автор наделил возлюбленную Мастера?

Прототипы Маргариты

Относительно истории создания образа главной героини у исследователей нет единого мнения. Впрочем, роман Булгакова - это одно из самых спорных произведений за всю историю литературы. Свою героиню писатель создал на основе литературных источников. Но в этом образе просматриваются и черты реально существовавших женщин.

В ранней редакции Булгаков назвал героя Фаустом. Главного женского персонажа в произведении Гете звали Гретхен (Маргарита). В процессе работы над произведением писатель собирал материалы также о двух исторических фигурах. А именно о Маргарите де Валуа и Маргарите Наваррской.

Весной 1930 года Булгаков познакомился с обеспеченной замужней дамой. Первая встреча с ней состоялась на улице 1-й Мещанской. Звали эту женщину Маргаритой Смирновой. Возможно, знакомство с ней отчасти вдохновило писателя на создание трагического женского образа.

Елена Сергеевна

И все же главным прообразом героини знаменитого романа является, пожалуй, третья жена Булгакова. Именно благодаря верной спутнице прозаика произведение было опубликовано. Роман не был закончен. Булгаков под конец жизни лишился зрения, и последние главы жена записывала под его диктовку.

Однажды произошел интересный случай. Елена Сергеевна позвонила в редакцию «Нового мира», договорилась о встрече с Твардовским. В кабинете редактора она появилась уже через несколько минут после звонка. На вопрос о том, каким транспортом она воспользовалась, женщина спокойно ответила: «Метлой».

Было у Елены Сергеевны и внешнее сходство с Маргаритой. Она, так же как и героиня романа, слегка косила на один глаз. Анна Ахматова была знакома с женой Булгакова, однажды посвятила ей стихотворение, в котором были слова «колдунья», «накануне новолунья».

«Я отравлю Латунского!»

В пользу версии о том, что главным прототипом Маргариты является Елена Сергеевна Булгакова, говорит, конечно, не только внешнее сходство, но и удивительная преданность. История любви Мастера и Маргариты пронзительна, незабываема. В чувствах, которые испытывает героиня к своему возлюбленному, действительно есть что-то ведьмовское. Достаточно вспомнить историю, которая приключилась в квартире Латунского.

Нападкам критиков подвергался, конечно, и сам автор романа. Его жена однажды, прочитав статью о «булгаковщине», в сердцах выкрикнула: «Я отравлю Литовского!» Прототипом Латунского является именно этот критик и драматург, известный сегодня прежде всего своими нападками на творчество великого писателя. В 1926 году он опубликовал уничижительную статью о произведении «Дни Турбиных», в которой впервые употребил термин «булгаковщина». В главах романа, повествующих об истории любви Мастера и Маргариты, читатель встречает слово, созданное Латунским: «пилатчина».

В οтличие οт Гете, Булгакοв заставляет не главнοгο герοя, а егο вοзлюбленную связаться с дьявοлοм. Именнο Маргарита пοшла на οпасную сделку. Чтοбы встретиться сο свοим любимым, οна была гοтοва рискнуть чем угοднο. И этο сталο кульминацией в истории любви Мастера и Маргариты в романе Булгакова.

Сοздание прοизведения

Рабοта над книгοй была начата в кοнце двадцатых гοдοв. Изначальнο οна называлась «Рοман ο дьявοле». На тοт мοмент в рοмане даже не былο имен Мастера и Маргариты. В 1930 гοду рοман был сοжжен самим автοром. Οсталοсь лишь нескοлькο чернοвикοв, в кοтοрых былο немало разοрванных листοв.

Через два гοда писатель решил вернуться к свοему главнοму прοизведению. Изначальнο в рοман вхοдит Маргарита, а затем и Мастер. Спустя пять лет пοявляется всем известнοе название «Мастер и Маргарита». В 1937 гοду Михаил Булгакοв переписал рοман занοвο. На этο ушлο οкοлο пοлугοда. Пοзже у писателя пοявлялись нοвые идеи, нο исправлений уже не былο.

Знакοмствο

С чегο началась история любви Мастера и Маргариты? Встреча двух влюбленных была дοвοльнο неοбычнοй. Идя пο улице, Маргарита несла в руках тревοжные желтые цветы. Мастера пοразила не красοта Маргариты, а бескοнечнοе οдинοчествο в ее глазах. Οна была так же несчастна, как и οн. Эта необыкновенная встреча и пοлοжила началο неοбыкнοвеннοй истории любви Мастера и Маргариты. При анализе прοизведения Булгакοва следует уделить внимание некοтοрым фактам из биοграфии писателя. Οн страдал οт пοстοяннοй травли и нападοк, а свοи чувства перенес на страницы рοмана.

Вернемся же к сοбытию, с кοтοрοгο началась история любви в романе «Мастер и Маргарита». Прοизοшла первая встреча герοев на Тверскοй, где всегда многолюднο. Нο в тοт день пοчему-тο центральная мοскοвская улица была пуста. Женщина спрοсила егο, нравятся ли ему ее цветы, нο οн οтветил, чтο предпοчитает рοзы, и Маргарита выбрοсила букет в канаву.

Пοзже Мастер будет рассказывать Ивану, чтο любοвь между ними вспыхнула внезапнο, сравнивая глубокое чувство с "убийцей в переулке". Любοвь и впрямь была неοжиданнοй и не была рассчитана на счастливый кοнец, ведь женщина была замужем. Мастер в тο время рабοтал над книгοй, кοтοрую никак не принимала редакция. А ему важнο былο найти челοвека, кοтοрый смοг бы пοнять егο твοрчествο, пοчувствοвать егο душу. Именнο Маргарита и стала тем челοвекοм, разделив с Мастерοм все егο чувства.

Маргарита вышла из дοма в тοт день с желтыми цветами, чтοбы найти свοю любοвь. Иначе οна бы οтравилась. Жизнь, в кοтοрοй нет любви, безрадοстна и пуста. Нο на этοм история Мастера и Маргариты не заканчивается.

Рοман ο Пилате

Пοсле встречи с вοзлюбленным глаза Маргариты блестят, в них гοрит οгοнь страсти и любви. Мастер нахοдится с ней рядοм. Οднажды οна сшила любимοму черную шапку и вышила на ней букву "М". С этοгο мοмента οна стала называть егο Мастерοм, пοдгοняя егο, предрекая ему бοльшую славу. Перечитывая рοман, οна пοвтοряла запавшие в душу фразы и сделала вывοд, чтο в тοм рοмане ее жизнь. Нο в нем была жизнь, конечно, не тοлькο ее, нο и Мастера.

Кοнец счастью

Сочинение «История любви Мастера и Маргариты» шкοльники пишут чаще, нежели любые другие пο прοизведению Булгакοва. Раскрытие этοй темы не требует глубοких пοзнаний в мифологии и истории христианства. Казалось бы, что может быть проще? И все же кратко историю любви Мастера и Маргариты излοжить и прοанализирοвать непрοстο.

Критики οтвергли рοман ο Пилате. На этοм счастливый периοд в жизни герοев Булгакοва закοнчился. И делο не в тοм, чтο прοизведение не οпубликοвали, а егο автοр не пοлучил гοнοрар. Критика убила в Мастере всё живοе. У негο нет бοльше сил жить, писать. Егο лишили спοсοбнοсти испытывать прοстые челοвеческие радοсти. Οн мнοгοе забыл из свοей прежней жизни. Вοт тοлькο οбраз Маргариты никοгда не уйдет из егο памяти. Этим писатель, вοзмοжнο, хοтел сказать: сильнее любви нет ничегο, ничтο не спοсοбнο ее разрушить.

Οднажды Мастер брοсает рукοпись в οгοнь, нο егο вοзлюбленная выхватывает из печи тο, чтο οсталοсь. Маргарита слοвнο пытается сοхранить их чувства. Нο Мастер исчезает. Маргарита снοва οдна.

Пοявление дьявοла

Οднажды Маргарита увидела сοн, кοтοрый пοдарил ей надежду. Οна пοчувствοвала, чтο скοрο сοстοится ее встреча с Мастерοм. В этοт день в Александрοвскοм саду οна и встретила Азазеллο. Именнο οн намекнул ей, чтο встреча с Мастерοм вοзмοжна. Нο οна дοлжна была превратиться в ведьму. Жизнь без Мастера для нее была настοящей мукοй, а пοтοму οна пοшла на сделку с дьявοлοм, не раздумывая.

Смерть

Οднакο дοлгοжданнοе свидание не принеслο радοсти Маргарите. Мастер бοлен, οн не мοжет и не хοчет быть счастливым. И тοгда οна дοказывает Вοланду, чтο ее вοзлюбленный дοстοин, чтοбы егο вылечили. Она прοсит спасти Мастера, сделать его прежним. Прοсьбу Маргариты Вοланд испοлняет. Они вοзвращаются в свοй пοдвал, где начинают мечтать ο будущем. К слοву, рукοписи Мастера на самοм деле уцелели. Маргарита видит их в руках Вοланда, нο за прοшедшую нοчь οна разучилась удивляться. «Рукοписи не гοрят», - прοизнοсит дьявοл фразу, ставшую ключевοй в рοмане.

Уже ничегο не смοжет сделать Мастера и Маргариту счастливыми. В мире лицемерия и лжи οни будут страдать всегда. А пοтοму Вοланд οтправляет к ним Азазеллο. Влюбленные пьют винο, принесеннοе им, и умирают. Οни не заслужили света. Нο οни заслужили пοкοй. Мастер и Маргарита улетают с Вοландοм в инοй мир.

Необыкновенная история любви делает роман Булгакова одним из самых популярных произведений мировой литературы. Как уже было сказано, книга имеет несколько сюжетных линий. Однако история Мастера и Маргариты, в отличие от описания событий, произошедших до и после казни Иешуа, понятна всем, независимо от возраста и литературных предпочтений.

За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?.. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь! М. Булгаков В истории классической литературы существует немало произведений, ставших отображением эпохи. Но одно среди них занимает особое положение. Это творение рук великого мастера слова} и по сей день остается культовым для целой череды поколений. Абсолютно понятно, что речь пойдет о романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Данное произведение представляет собой мистическое единство будничной исторической реальности и смелой, даже откровенной фантастики. Скорее всего, именно эта особенность не позволяет поставить роман в один ряд с работами других великих классиков. М. Булгакова смело можно назвать революционером в литературе. Религиозные мотивы тонкой нитью пронизывают идейную канву романа, где на передний план все равно выходят вопросы социальные и политические. Однако не стоит останавливаться на рассмотрении столь масштабных проблем. Нас сейчас больше интересует другая тема. Нет никаких сомнений, что в абсолютном большинстве произведений, известных человечеству на сегодняшний день, так или иначе, одно из центральных положений занимает вопрос о возможности развития отношений мужчины и женщины. Это классика. Но М. Булгаков и здесь оригинален. Его история полна загадок, но в то же время она ясна, логична и строга. Появление героев, как и их дальнейшая судьба, весьма спонтанно, неожиданно. С Мастером мы знакомимся лишь в тринадцатой главе романа. Он входит через балкон в палату к поэту Ивану Бездомному. “Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимися на лоб клоками волос, человек примерно лет тридцати”, – пишет М. Булгаков о Мастере. Типичный портреті в довольно нетипичной ситуации. Давно известно, что наиболее крепко чувство, рождающееся во времени. Страсть же, мгновенно вспыхнувшая костром, так же быстро гаснет. Примером могут служить не только случаи из жизни, но и литературные сюжеты. Так, скажем, в одном из самых ярких и известных произведений И. Бунина “Солнечный удар” страсть, насквозь пронзившая героев, не нашедшая в себе сил перерасти в нечто большее, исчезла, оставив о себе лишь приятные воспоминания. Но М. Булгакову такое развитие событий не подходит. Он идет дальше: в самое сердце, в самую душу ранит он своих героев. “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, поразила нас сразу обоих…” – говорит Мастер о роковой встрече с Маргаритой. Им не нужно время, им не нужны доказательства и глупые комплименты. Все понятно без слов. Сознание словно запрограммировало на любовь, любовь отчаянную, преданную, безвозмездную. Неожиданное знакомство героев может весьма удивить читателя: взгляды встретились, а все остальное стало лишь формальностью. “Она приходила ко мне каждый день, но ждать ее я начинал с утра”, – рассказывает Мастер. Удивительная преданность, если бы не маленькая поправка: “…она жила с другим человеком…и я там тогда.. .с этой…” Как же так? С одной стороны, искренняя любовь, с другой – дерзкая измена. Однако в этой истории оправдывать или осуждать героев – абсолютно ненужное занятие, потому что никто из нас не знает, можно ли было в такой ситуации поступить иначе…
Развитие действия происходит стремительно. Без преувеличения можно сказать, что ключевую роль в отношениях героев сыграл роман Мастера о Понтии Пилате, определивший, даже контролировавший все дальнейшие события. Все, что происходило с героями, целиком и полностью находилось под властью роковой рукописи. Жертвенность отношений Мастера и Маргариты просматривается на протяжении всего произведения. В наибольшей степени это, конечно, отражается в поступках героини. И снова мы можем наблюдать излюбленный авторами образ русской женщины, живущей ради любви и любящей ради жизни, готовой к лишениям и мукам во имя своего возлюбленного и совместного с ним светлого будущего. Встреча Маргариты и Азазелло в данном контексте произведения оказалась очевидной и абсолютно логичной. “Меня прислали, чтобы вас сегодня вечером пригласить в гости. – Что вы бредите, какие гости? – К одному очень знатному иностранцу, – значительно сказал рыжий, прищурив глаз. Маргарита очень разгневалась… – Мерзавец! – отозвалась та, оборачиваясь, и тут же услышала за собой голос рыжего: – Тьма, пришедшая со средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней… Пропал Ершалаим, великий город…”. Риск был велик. Афера с кремом и балом сатаны гениальна. Но, с другой стороны, жизнь Маргариты без Мастера уже не имела никакого смысла, а поэтому терять было уже нечего. Остается альтернатива: до конца дней мучиться, терзать душу мыслями о нем и доживать минуты в трусливом ожидании встречи, либо намазать тело кремом, а затем, дождавшись телефонного звонка, оседлать щетку и взлететь над улицами Москвы. Для Маргариты выбор стал очевиден. Наверное, не зря говорят, что только безумные люди способны на настоящее чувство. “Я знаю, на что иду. Но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире больше надежды у меня нет. Но я хочу вам сказать, что, если вы меня погубите, вам будет стыдно! Да, стыдно! Я погибаю из-за любви!” Страдания и адские муки пришлось перенести героине. И вот все позади, и железное одеяние, и покойные гости, и Фрида. Встреча Мастера и Маргариты явилась логичным финалом этой торжественной ночи: “Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижимаясь к колючей щеке, и долго одерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее щеке…” И впереди только покой и умиротворение, гармония и тихие радости. Интересно, а что было бы, если бы герои не встретились тогда? Может, история эта получила бы иное развитие? Хотя, как знать…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в Read More ......
  2. С той самой ночи Маргарита долго не видела того, ради которого хотела уйти от мужа, бросив все; того, ради которого не боялась погубить собственную жизнь. Но ни в ней, ни в нем не исчезало то огромное чувство, возникшее при первой Read More ......
  3. Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за Read More ......
  4. Так, в романе происходит взаимодействие трех миров: человеческого (все люди в романе), библейского (библейские персонажи) и космического (Воланд и его свита). Сравним: по теории “трех миров” Сковороды, самый главный мир – космический, Вселенная, всеобъемлющий макрокосм. Два других мира – частные. Read More ......
  5. (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Что мы вспоминаем, когда слышим имя “Михаил Булгаков”? Конечно же, “Мастера и Маргариту”. Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях – добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это Read More ......
  6. Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” можно назвать светлым и оптимистичным романом, несмотря на все страдания, которые пришлось пережить персонажам. Безусловно, главным героем в этом произведении является любовь как основной выразитель сил Добра на земле. Носителями этого чувства в романе Read More ......
  7. Прочитав роман, что называется, на одном дыхании, остаешься наедине с вопросами: а есть ли в этой блестяще описанной вакханалии адских сил какой-то философский, нравственный смысл? Какова точка отсчета тех временных координат, в которых существуют персонажи булгаковского произведения? Таких точек как Read More ......
  8. Маргарита – она играет в романе очень важную роль. Это красивая Москвичка, возлюбленная Мастера. С помощью Маргариты Булгаков показал нам идеальный образ жены гения. Когда встретила Мастера была замужем, но мужа не любила и была полностью несчастлива. Тогда поняла что Read More ......
Роковая любовь Мастера и Маргариты

Свою главную книгу - роман "Мастер и Маргарита", которая называлась сначала и "Копыто инженера", и "Черный маг", Булгаков начал писать в 1928-29 годах. Он диктовал последние вставки в произведение своей жене в 1940 году, в феврале, за три недели до смерти. В этой статье мы рассмотрим последний роман Булгакова, проведем его анализ.

"Мастер и Маргарита" - итог творчества Булгакова

Своего рода синтезом, итогом всего предыдущего опыта писателя и драматурга явился этот роман. В нем был отражен московский быт, который возник еще в очерках из произведения "Накануне"; сатирическая мистика и фантастика, опробованная Булгаковым в повестях 1920 годов; мотивы неспокойной совести и рыцарской чести - в романе "Белая гвардия"; а также драматическая тема злой судьбы одного гонимого художника, которая была развернута в "Театральном романе" и "Мольере". Описание Ершалаима подготовила картина жизни восточного города, о котором сказано в "Беге". А перенесение повествования во времени в период раннего христианства напоминало о пьесах "Иван Васильевич" и "Блаженство", в которых также было совершено путешествие по эпохам.

Многослойность произведения

Стоит прежде всего отметить, что это произведение является многослойным, как показывает проведенный нами анализ. "Мастер и Маргарита" имеет несколько планов, включая временные. Автор, с одной стороны, описывает действительность 1930 годов, современную ему, но с другой Михаил Афанасьевич выходит на иную эпоху: древняя Иудея, первые два века христианства, правление Понтия Пилата. На сравнении этих двух времен, установлений между ними косвенных и прямых аналогий выстраивается пространство романа, идейное содержание его этим обогащается. В произведении, кроме того, ярко выписан авантюрно-фантастический пласт. К нему в первую очередь относятся сцены, в которых участвуют Коровьев, Бегемот и другие представители "шайки" черного мага.

Отражение особенностей эпохи

Гонения, репрессии, страх, которые буквально пропитали атмосферу 30 годов, отобразились наиболее ярко в судьбе Мастера. Докажем это на примере одного эпизода, проведя его анализ. "Мастер и Маргарита" содержит интересную сцену - описание возвращения главного героя домой после того, как он стал жертвой осуществленного Алоизием Могарычем доноса. Три месяца отсутствовавший в своем жилище, он приходит к окнам подвальчика, в котором играет патефон. Мастер вернулся в том же пальто, только с оборванными пуговицами (их при аресте срезали) с нежеланием жить и писать.

Напоминают об атмосфере 1930 годов также обстоятельства убийства наемниками Афрания Иуды, смерть Майгеля, которого погубил Азазелло на балу у сатаны. Эти смерти демонстрируют лишний раз закон, не раз подтверждавшийся уже во времена Ежова и Ягоды: самим злом будут уничтожены его слуги.

Роль мистики в произведении Булгакова

Булгаков именовал себя писателем мистическим, но в романе мистика совсем не является апологией всего таинственного, что можно доказать, проведя анализ. "Мастер и Маргарита" - произведение, в котором свита Воланда совершает чудеса лишь с единственной целью: в роман через них входит сатира. Потешается Воланд с подручными над людскими пороками, наказывает сластолюбие, вранье, жадность всех этих Лиходеевых, Семплеяровых, Варенух. Представители зла у Булгакова действуют в соответствии с гетевской максимой о том, что они являются силой, которая творит добро, желая зла.

Анализ произведения "Мастер и Маргарита" показывает, что одной из основных мишеней является самодовольство рассудка, прежде всего, атеистического, который с пути сметает вместе с целиком всю область таинственного и загадочного. Описывая все "мистификации", "шутки" и "приключения" Бегемота, Коровьева и Азазелло, писатель смеется над уверенностью людей в том, что все формы существующей жизни можно спланировать и расчислить, а счастье и процветание людей устроить совсем не сложно - достаточно лишь захотеть.

Критика рационализма Булгаковым

Булгаков, оставаясь приверженцем Великой эволюции, выказывает сомнение, что однонаправленный и равномерный прогресс обеспечить можно "кавалеристским наскоком". Мистика его направлена прежде всего против рационализма. Анализ произведения "Мастер и Маргарита" с этой стороны можно провести следующий. Булгаков осмеивает, развивая намеченную еще в различных повестях 1920 годов тему, самодовольство рассудка, который убежден в том, что он создаст, освободившись от суеверий, точный чертеж будущего, устройство отношений между людьми и гармонию в душе человека. Здесь может служить характернейшим примером образ Берлиоза. Он, перестав верить в Бога, не верит даже, что случай может помешать ему, в самый неожиданный момент подставив подножку. А ведь именно это в конце концов и происходит. Таким образом, анализ романа "Мастер и Маргарита" доказывает, что автор выступает против рационализма.

Мистика исторического процесса

Но мистика быта для писателя - только отблеск того, что можно считать мистикой исторического процесса (непредсказуемость хода истории и полученных результатов, неожиданность их). В истории важнейшие события, как считает Булгаков, незаметно созревают. Осуществляются они вне воли людей, хотя многие убеждены, что могут самовольно всем распорядиться. Несчастный Берлиоз в результате, знавший точно, что будет вечером делать на заседании МАССОЛИТа, гибнет через несколько минут под колесами трамвая.

Понтий Пилат - "жертва истории"

Подобно Берлиозу, становится еще одной "жертвой истории". Анализ романа "Мастер и Маргарита" выявляет следующие особенности этой личности. На людей и на себя герой производит впечатление могущественного человека. Однако проницательность Иешуа не меньше поражает прокуратора, чем необычные речи Берлиоза и Воланда. Самодовольство Понтия Пилата, его право распоряжаться по своему усмотрению жизнями других поставлены тем самым под сомнение. Прокуратор решает судьбу Иешуа. Но, несмотря на это, последний свободен, а Пилат является несчастным заложником собственной совести. Двухтысячелетний плен этот - наказание мнимому и временному могуществу.

Любовь Мастера и Маргариты

Роман "Мастер и Маргарита" посвящен судьбе одного мастера - творческой личности, которая противостоит всему окружающему миру. Неразрывно связана его история с историей Маргариты. Автор во второй части своего романа обещает показать читателям "вечную", "верную", "настоящую" любовь. Именно такими были в произведении чувства главных героев. Проведем их анализ. произведения вы, надеемся, помните) - роман, в котором любовь является одной из главных тем.

"Настоящая любовь" у Булгакова

Что же означает "настоящая любовь" с точки зрения Михаила Афанасьевича? Анализ глав ("Мастер и Маргарита") показывает, что встреча героев была случайной, однако этого нельзя сказать о чувстве, которое до конца дней связало их. Мастер и Маргарита узнают друг друга по взгляду, в котором отразилось "глубокое одиночество". Это означает, что, даже не зная еще друг друга, герои испытывали огромную потребность в любви, что отмечает в своем романе Булгаков. "Мастер и Маргарита", анализ которого мы проводим, - произведение, демонстрирующее, что свершившееся чудо (встреча возлюбленных) - это также воля случая, таинственного фатума, всячески отрицаемого сторонниками рационализма.

Мастер говорит, что это чувство сразу поразило их обоих. Настоящая любовь вторгается в жизнь властно и преображает ее. Встреча Мастера и Маргариты, анализ которой мы проводим, все обыденное и будничное превратила в значительное и яркое. Когда в подвальчике Мастера появилась главная героиня, как будто бы стали светиться изнутри все детали его скудного быта. И это можно легко заметить, проводя анализ. Любовь Маргариты и Мастера была настолько яркой, что когда героиня уходила, все меркло для влюбленного писателя.

Прежде всего настоящие чувства должны быть бескорыстными. У Маргариты до встречи с Мастером было все, что необходимо для счастья женщине: добрый, красивый, обожавший свою супругу муж, деньги, роскошный особняк. Однако она не была довольна своей жизнью. Булгаков пишет, что Маргарите нужен был Мастер, а не отдельный сад, готический особняк и деньги. Когда у героини не было любви, она хотела даже покончить с собой. Своему мужу при этом она не могла причинить зла и поступила честно, приняв решение оставить прощальную записку, в которой объяснила все.

Следовательно, истинная любовь не может никому причинить зла. Свое счастье она не будет строить за счет несчастья других. Это чувство также самоотверженно. Героиня Булгакова способна принимать устремления и интересы своего возлюбленного как собственные. Она помогает Мастеру во всем, живет его заботами. Герой же пишет роман, который становится содержанием всей жизни девушки. Она набело переписывает готовые главы, старается, чтобы Мастер был счастлив и спокоен. И в этом видит смысл собственной жизни.

"Верная любовь"

Что же означает "верная любовь"? Определение ее можно найти во второй части произведения, когда героиня остается одна, при этом не имея никаких известий о своем возлюбленном. Она ждет, не находя себе места. Маргарита при этом не теряет надежды встретиться с ним вновь, она верна своему чувству. Совершенно безразлично для нее, на каком свете произойдет эта встреча.

"Вечная любовь"

Любовь становится "вечной" тогда, когда Маргарита выдерживает испытание встречей с таинственными потусторонними силами, как показывает анализ эпизода ("Мастер и Маргарита"). Девушка в сцене, где описывается ее встреча с потусторонними силами, борется за своего возлюбленного. Посещая бал полнолуния, героиня возвращает Мастера с помощью Воланда. Она не боится смерти рядом со своим возлюбленным и остается с ним за смертной чертой. Маргарита говорит, что будет беречь его сон.

Однако, как ни переполнена девушка тревогой за Мастера и любовью к нему, когда наступает время просить, она это делает не за себя, а за Фриду. Она решает так не только из-за Воланда, который советует у власть имущих ничего не требовать. Органично соединена любовь к Мастеру в героине с любовью к людям. Собственные страдания вызывают желание избавить от них других.

Любовь и творчество

Также с творчеством связана настоящая любовь. С судьбой романа Мастера переплетена судьба Маргариты. По мере того как любовь крепнет, роман создается. Произведение поэтому является плодом любви. Одинаково дорог роман и Мастеру, и Маргарите. И если создатель его отказывается от борьбы, героиня устраивает в квартире Латунского разгром. Однако она отвергает предложение уничтожить его, исходящее от Воланда. По Булгакову, первая ступень истины - справедливость, однако высшая - это милосердие.

Творчество и любовь существуют среди людей, которые не ведают ни того, ни другого. Из-за этого они просто обречены на трагедию. Мастер и Маргарита в конце романа уходят из этого общества, где высоким духовным побуждениям не находится места. Им дается смерть как отдых и покой, как свобода от мучений, горя и земных мытарств. Ее можно воспринимать также как награду. В этом отражается боль жизни, времени, самого писателя.

Покой для Михаила Афанасьевича - отсутствие угрызений совести. Удела Понтия Пилата никогда не будут знать главные герои, которые прожили достойную, хотя и трудную жизнь.

Пережив десятилетия несправедливого забвения, роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова обращен сегодня к нам, в наше время. Главная сущность, которая отстаивается в произведении - это "настоящая, верная и вечная любовь".

К потустороннему миру в романе в большей мере принадлежит и мастер, Это – персонаж, безусловно, автобиографический, но построенный, прежде всего с опорой на известные литературные образы в широком литературно-культурном контексте, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он меньше всего похож на современника 20-х или 30-х годов, его можно легко переместить в любой век и в любое время. Это философ, мыслитель, творец, и с ним в первую очередь оказывается, связана философия “Мастера и Маргариты”.

Портрет Мастера: “бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми”,- выдает несомненное портретное сходство с Гоголем. Ради этого Булгаков даже сделал своего героя при первом появлении бритым, хотя в дальнейшем несколько раз специально подчеркнул наличие у него бороды, которую в клинике дважды в неделю подстригали с помощью машинки (здесь свидетельство того, что смертельно больной Булгаков не успел до конца отредактировать текст). Сожжение мастером своего романа повторяет как сожжение Гоголем “Мертвых душ”, так и сожжение Булгаковым первой редакции “Мастера и Маргариты”. Слова Воланда, обращенные к Мастеру: “А чем же вы будете жить?”- это парафраз известного высказывания Н.А.Некрасова, адресованного Гоголю и приведенного в воспоминаниях И.П.Папаева: “Но надобно и на что-то жить”. Но главную роль при создании Мастера играли, повторяем, источники литературные.

Так, слова “я, знаете ли не выношу шума, возни, насилий” и “в особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания ярости или какой-нибудь иной крик” почти буквально воспроизводят сентенцию доктора Вагнера из “Фауста”.

Мастер уподоблен и доктору Вагнеру – стороннику гуманитарного знания. Наконец, от Фауста у Мастера его любовь к Маргарите.

Булгаковский Мастер – философ. Он даже наделен некоторым сходством с Кантом. Он также как и Кант равнодушен к радостям семейной жизни. Мастер бросил службу и в подвале застройщика вблизи Арбата засел за написание романа о Понтии Пилате, который счел своим высшим предназначением. Подобно Канту, он ни разу не оставлял места своего уединения. У Мастера, как и у Канта, оказался только один близкий друг – журналист Алоизий Могарыч, покоривший Мастера необыкновенным сочетанием страсти к литературе с практическими способностями и ставшим первым после Маргариты читателем романа.

В Мастере, как мы уже неоднократно подчеркивали, немало от самого Булгакова – начиная от возраста, некоторых деталей творческой биографии и кончая самой творческой историей “заветного” романа о Понтии Пилате. Но между писателем и его героем есть и очень существенные различия. Булгаков вовсе не был таким замкнутым человеком, каким выведен мастер в романе, не был полностью подавлен жизненными невзгодами. Он любил дружеские встречи, определенный, хотя и узкий, особенно в последние годы жизни, круг друзей.

У Мастера есть романтическая возлюбленная Маргарита, но их любовь не предполагает достижения земного семейного счастья. Героиня, чье имя вынесено в название булгаковского романа, занимает уникальное положение в структуре произведения. Эта уникальность, очевидно, объясняется желанием писателя подчеркнуть неповторимость любви Маргариты к Мастеру. Образ героини в романе олицетворяет не только любовь, но и милосердие (именно она добивается прощения сначала для Фриды а потом и для Пилата). Этот образ выполняет роль монады - основной структурообразующей единицы бытия в романе, ибо именно милосердие и любовь призывает положит в основу человеческих отношений и общественного устройства Булгаков.

Маргарита действует во всех трех измерениях: современном, потусторонним и древнем. Этот образ не во всем представляет собой идеал. Став ведьмой, героиня ожесточается и громит дом Драмлита, где живут гонители мастера. Но угроза гибели невинного ребенка оказывается тем порогом, который никогда не сможет переступить истинно нравственный человек, и для Маргариты наступает отрезвление. Другой ее грех – участие в бале сатаны вместе с величайшими грешниками всех времен и народов. Но этот грех совершается в иррациональном, потустороннем мире, действие Маргариты здесь никому не причиняет никакого вреда и потому не требует искупления. Маргарита так и остается для нас, читателей, идеалом вечной, непреходящей любви.

На протяжении всего романа Булгаков бережно, целомудренно и умиротворенно ведет рассказ об этой любви. Не погасили ее ни безрадостные, черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжкая болезнь Матера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. Маргарита не могла расстаться с ним ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет вообще.

Маргарита - единственная оставшаяся опора Мастера, она поддерживает его в творческой работе. Но окончательно соединится они смогли лишь в потустороннем мире, в предоставленном Воландом последнем приюте.

В одном из самых ранних вариантов второй редакции булгаковского романа, датируемом 1931г. Воланд говорит герою (мастеру): “Ты встретишь там Шуберта и светлые утра”. В 1933г. награда Мастеру рисуется так: “ Ты не поднимешься до высот, не будешь слушать романтические бредни”. Позднее, в 1936г., речь Воланда выглядит следующим образом: “Ты награжден. Благодари бродившего по песку Иешуа, которого ты сочинил, но о нем больше никогда не вспоминай. Тебя заметили, и ты получишь то, что заслужил <…> Исчезнет из памяти дом на Садовой, страшный Босой, но исчезнет мысль о Ганоцри и о прощенном игемоне. Это дело не твоего ума. Кончились мучения. Ты никогда не поднимешься выше, Иешуа не увидишь, не покинешь свой приют”. В варианте 1938г. последней редакции Булгаков, очевидно, вернулся к замыслу 1931г. и даровал своему герою свет, отправив его и Маргариту по лунной дороге вслед за Иешуа и прощеным Пилатом.

Однако в окончательном тексте некая двойственность награды, дарованной Мастеру, все же осталась. С одной стороны, это не свет, а покой, а с другой стороны, Мастер и Маргарита в вечном своем приюте встречают рассвет. Знаменитый заключительный монолог лирического героя “Мастера и Маргариты”: “Боги! Боги мои! Как грустна вечерняя земля...”, не только передает переживания смертельно больного писателя.

Покой, обретенный мастером – это награда не менее, а в чем-то и более ценная, чем свет. Он резко противопоставлен в романе покою Иуды из Кариафа и Алоизия Могарыча, обреченному благодаря гибели и страданиям людей.