Полная биография Булгакова: жизнь и творчество. Михаил булгаков - биография, информация, личная жизнь

Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в семье и имел еще шесть братьев и сестер.

В 1901- 1909 годах учился в Первой киевской гимназии, окончив которую, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Там учился в течение семи лет и подал рапорт для службы врачом в морском ведомстве, но по состоянию здоровья получил отказ.

В 1914 году с началом Первой мировой войны работал врачом в прифронтовых госпиталях в Каменец-Подольске и Черновицах, в Киевском военном госпитале. В 1915 году венчался с Татьяной Николаевной Лаппа. 31 октября 1916 года получил диплом «в степени лекаря с отличием».

В 1917 году впервые употребил морфий для снятия симптомов прививки от дифтерии и пристрастился к нему. В этом же году побывал в Москве и в 1918 году вернулся в Киев, где начал частную практику врача-венеролога, перестав употреблять морфий.

В 1919 году во время Гражданской войны Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач сначала в армию Украинской народной республики, затем в Красную армию, потом в Вооруженные силы Юга России, потом перешел в Красный крест. В это время начал работать как корреспондент. 26 ноября 1919 года был впервые напечатан фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» с подписью М.Б. Заболел тифом в 1920 году и остался во Владикавказе, не отступив в Грузию вместе с Добровольческой армией.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву и поступает секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе, которым руководит Н.К. Крупская, жена В.И. Ленина. В 1921 году после расформирования отдела сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия» под псевдонимом Михаил Булл и М.Б., пишет и публикует в 1922 -1923 годах «Записки на манжетах», участвует в литературных кружках «Зеленая лампа», «Никитинские субботники».

В 1924 году разводится с женой и в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской. В этом году написаны повесть «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных», опубликованы сатирические рассказы «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца».

В 1926 году с большим успехом была поставлена пьеса «Дни Турбиных» во МХАТе, разрешенная по личному указанию И.Сталина,14 раз посещавшего ее. В театре им. Е.Вахтангова с большим успехом состоялась премьера пьесы «Зойкина квартира», которая шла с 1926 по 1929 годы. М.Булгаков переезжает в Ленинград, там встречается с Анной Ахматовой и Евгением Замятиным и несколько раз вызывается на допросы в ОГПУ по поводу своего литературного творчества. Советская пресса интенсивно ругает творчество Михаила Булгакова - за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и положительных.

В 1927 году написана пьеса «Бег».

В 1929 году Михаил Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей его третьей женой в 1932 году.

В 1929 году произведения М. Булгакова перестали печататься, пьесы были запрещены к постановке. Тогда 28 марта 1930 года он написал письмо советскому правительству с просьбой либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе в Москве. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин и порекомендовал обратиться во МХАТ с просьбой о зачислении.

1930-1936-е годы Михаил Булгаков работал во МХАТе в Москве режиссером-ассистентом. События тех лет были описаны в «Записках покойника» - «Театральном романе». В 1932 году лично И. Сталиным была разрешена постановка «Дней Турбиных» только во МХАТе.

В 1934 Михаил Булгаков был принят в Советский союз писателей и завершил первый вариант романа «Мастер и Маргарита».

В 1936 году в «Правде» была напечатана разгромная статья о «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе «Кабала святош», которую репетировали пять лет во МХАТе. Михаил Булгаков перешел работать в Большой театр как переводчик и либбретист.

В 1939 году написал пьесу «Батум» об И. Сталине. Во время ее постановки пришла телеграмма об отмене спектакля. И началось резкое ухудшение здоровья Михаила Булгакова. Был диагностирован гипертонический нефросклероз, стало падать зрение и писатель снова начал употреблять морфий. В это время он диктовал жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». Жена оформляет доверенность на ведение всех дел мужа. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован только в 1966 году и принес мировую известность писателю.

10 марта 1940 Михаил Афанасьевич Булгаков скончался, 11 марта скульптор С.Д. Меркулов снял с его лица посмертную маску. М.А. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле по ходатайству жены был установлен камень с могилы Н.В. Гоголя, прозванный «голгофой».

Д аже на пороге смерти Михаил Афанасьевич не прекращал шлифовать одно из самых таинственных произведений русской литературы XX века, вносил в рукопись романа правки. Последней фразой, отредактированной автором, была реплика Маргариты: «Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

В первые дни Нового года состояние было тяжелое. 6-го января он делает записи к пьесе, обдумывавшейся в течение минувшего года, – «задумывалась осенью 1939 г. Пером начата 6.1.1940. Пьеса. Шкаф, выход. Ласточкино гнездо. Альгамбра. Мушкетеры. Монолог о наглости. Гренада. Гибель Гренады. Ричард I. Ничего не пишется, голова как котел... Болею, болею...»

Из книги Мариэтты Чудаковой «Жизнеописание Михаила Булгакова»

Будучи врачом, он понимал, что дни его сочтены, как писатель и философ не верил, что смерть есть конец: «Мне мерещится иногда, что смерть – продолжение жизни. Мы только не можем себе представить, как это происходит. Но как-то происходит...» (из воспоминаний Сергея Ермолинского).

1. Свое первое литературное произведение – рассказ «Похождения Светлана» – Михаил Булгаков написал в семилетнем возрасте. В пятом классе гимназии из-под его пера вышел фельетон «День главного врача», также будущий писатель сочинял эпиграммы, сатирические стихи. Но своим настоящим жизненным призванием юный Булгаков считал медицину и мечтал стать врачом.

Детский спектакль «Принцесса Горошина». На обратной стороне пояснительная надпись Н.А. Булгаковой: «Сынгаевские, Булгаковы и другие. Миша блестяще играет роль Лешего». (Лежит справа). 1903

2. Булгаков коллекционировал театральные билеты со всех спектаклей и концертов, которые когда-либо посещал.

Михаил Булгаков и режиссер Леонид Баратов, 1928

3. Писатель собирал в специальный альбом газетные и журнальные вырезки с отзывами критиков о своих произведениях, прежде всего о пьесах. Среди опубликованных рецензий, по подсчетам Булгакова, было 298 отрицательных и лишь три оценивали творчество мастера положительно.

Михаил Булгаков с артистами МХАТа в московской радиостудии. 1934

4. Первую постановку во МХАТе «Дней Турбиных» (оригинальное название «Белая гвардия» пришлось сменить по идеологическим причинам) спас Константин Станиславский, заявив, что, если пьесу запретят, он закроет театр. Но из произведения пришлось убрать важную сцену избиения петлюровцами еврея, в финале ввести «все нарастающие» звуки «Интернационала» и здравицу большевикам и Красной армии из уст Мышлаевского.

5. Сталин очень любил «Турбиных», смотрел спектакль не менее 15 раз, с энтузиазмом аплодируя артистам из правительственной ложи. Восемь раз «отец народов» был на «Зойкиной квартире» в Театре им. Е. Вахтангова . Поощряя накал политической борьбы в литературе (отдельные удары достигали и Булгакова, болезненно сказываясь и на его творческой и личной судьбе), Сталин в то же время покровительствовал писателю.

6. В 1926 году во время знакового диспута «Театральная политика советской власти», который открылся докладом Луначарского, Владимир Маяковский шумел в адрес МХАТа: «…начали с тетей Маней и дядей Ваней и закончили «Белой гвардией»! Мы случайно дали возможность под руку буржуазии Булгакову пискнуть – и пискнул. А дальше мы не дадим. (Голос с места: «Запретить?») Нет, не запретить. Чего вы добьетесь запрещением? Что эта литература будет разноситься по углам и читаться с таким же удовольствием, как я двести раз читал в переписанном виде стихотворения Есенина…»
Маяковский предлагал попросту освистать «Дни Турбиных» в театре. При этом певец революции частенько был партнером Булгакова по бильярду, но «гражданская война» их взглядов продолжалась вплоть до трагической гибели поэта.

7. В 1934 году Михаил Афанасьевич Булгаков написал пьесу-комедию «Иван Васильевич» о том, как московский изобретатель Николай Иванович Тимофеев создает машину времени и с ее помощью перемещает в 30-е годы XX века царя Ивана Грозного. В свою очередь, в прошлое попадает управдом Бунша-Корецкий, как две капли воды похожий на грозного владыку всея Руси, и жулик Жорж Милославский. Поскольку сходство между персонажем Ивана Васильевича и личностью Иосифа Сталина было очевидным, при жизни автора пьеса так и не была опубликована.

В 1973 году экранизированный Леонидом Гайдаем «Иван Васильевич» прошел в кинотеатрах страны с триумфальным успехом. Режиссер бережно обошелся с булгаковским замыслом, изменив лишь некоторые детали, в частности, перенес действие в 70-е годы ХХ века и осовременил обстановку – например, место патефона занял более соответствующий времени выхода на экраны фильма магнитофон.

8. В 1937 году, когда отмечалось сто лет со дня трагической гибели Пушкина, несколько авторов представили пьесы, посвященные поэту. Среди них была и пьеса Булгакова «Александр Пушкин», которую отличало от произведений других драматургов отсутствие главного героя. Писатель считал, что появление якобы Александра Сергеевича на сцене будет выглядеть вульгарно и безвкусно.

9. У знаменитого помощника Воланда кота Бегемота существовал реальный прототип. У Михаила Булгакова был черный пес по кличке Бегемот. Собака эта была очень умна.

Камень с могилы Николая Гоголя на могиле Михаила Булгакова

10. После кончины писателя его вдова Елена Шиловская выбрала в качестве надгробного памятника огромную гранитную глыбу – «голгофу», названную так за сходство с горой. В течение ста лет этот камень был подножием креста на могиле Гоголя, писателя, которого Булгаков боготворил. Но когда на месте захоронения Николая Гоголя решили установить бюст, камень, исполняя предсмертную волю Булгакова («Укрой меня своей чугунной шинелью», – написал он в одном из последних писем), переместили на Новодевичье кладбище.

Одна из последних фотографий. Михаил Булгаков с супругой Еленой Шиловской.

« Профессия врача казалась мне блестящей …»

Профессия Булгакова: Когда Михаилу было 16 лет, от болезни почек умер отец. Тем не менее будущее еще не отменено, М.Б. становится студентом медицинского факультета киевского университета. О профессии Булгаков говорит так: «Прoфеccия врача казалась мне блестящей», объясняя свой выбор. Возможные аргументы в пользу медицины: независимость будущей деятельности (частная практика), интерес к «устройству человека», равно как и возможность ему помочь. Далее - первая женитьба, для того времени чрезмерно ранняя. Михаил, студент-второкурсник вопреки воле матери женится на юной Татьяне Лаппа, только что окончившей гимназию.
Юный врач
Университетские годы были прерваны досрочно. Идет мировая война, весной 1916 года «ратником второго ополчения» Михаил выпущен из университета (диплом был получен позже) и добровольно идет работать в один из киевских госпиталей.
Раненые, страдающие люди стали его врачебным крещением. «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто», - напишет он через несколько лет на страницах «Белой гвардии». Осенью того же 1916 доктор по профессии Булгаков получит первое назначение - в маленькую земскую больницу в Смоленской губернии.
Выбор, связанный с постоянной напряженностью морального поля, на фоне слома рутинного течения жизни, экстремальной повседневности формировал будущего писателя. Для него характерны были стремление к позитивному, действенному знанию - и серьезность размышлений над атеистическим миросозерцанием «естественника», с одной стороны, - и верой в высшее начало, с другой. Важно и еще одно: врачебная практика не оставляла места деконструктивным умонастроениям. Возможно, именно поэтому Булгакова не коснулись модернистские веяния начала века.
Каждодневная хирургическая практика недавнего студента, работающего в военно-полевых госпиталях, затем - бесценный опыт сельского врача, вынужденного в одиночку справляться с многочисленными и неожиданными болезнями, спасая человеческие жизни. Необходимость принятия самостоятельных решений, ответственность. Да еще и нечастый дар блестящего врача-диагноста. В дальнейшем Булгаков проявит себя и как диагност социальный. Сегодня очевидно, насколько проницательным оказался писатель в неутешительном прогнозе развития общественных процессов в стране.
На переломе
Пока вчерашний студент стремительно взрослеет, превращаясь в решительного и опытного земского врача, в России начинаются события, на много десятилетий вперед определившие ее судьбу. Отречение царя, февральские дни, наконец - октябрьский переворот 1917 года.
«Настоящее таково, что я стараюсь жить, не замечая его... Недавно в поездке в Москву и Саратов мне пришлось видеть все воочию, и больше я не хотел бы видеть. Я видел, как серые толпы с гиканьем и гнусной руганью бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей. Видел разрушенные и обгоревшие дома в Москве... тупые и зверские лица... Видел толпы, которые осаждали подъезды захваченных и запертых банков, голодные хвосты у лавок... видел газетные листки, где пишут, в сущности, об одном: о крови, которая льется и на юге, и на западе, и на востоке, и о тюрьмах. Все воочию видел, и понял окончательно, что произошло» (из письма Михаила Булгакова 31 декабря 1917 сестре Надежде).
В марте 1918 Булгаков возвращается в Киев. Через город прокатываются волны белогвардейцев, петлюровцев, немцев, большевиков, националистов гетмана Скоропадского, вновь большевиков. Каждая власть обязательно проводит мобилизацию, и врачи необходимы всем, кто держит в руках ружье. Мобилизуют и Булгакова. В качестве военного врача вместе с отступающей Добровольческой армией он отправляется на Северный Кавказ.
По всей видимости, то, что Булгаков остался в России, в 1919 было лишь следствием стечения обстоятельств, а не его свободным выбором: он лежал в тифозной горячке, когда белая армия и сочувствующие ей покидали страну. Позже Т. Н. Лаппа свидетельствовала, что Булгаков не раз пенял ей на то, что она не вывезла его, больного, из России.
Первые публикации
По выздоровлении Булгаков оставляет медицину и начинает печататься в газетах пока еще белогвардейского юга. Одна из первых его публицистических статей называется «Грядущие перспективы». Автор, не скрывающий приверженности белой идее, пророчит долгое отставание России от Запада. Первые драматургические опыты появились во Владикавказе: одноактная юмореска «Самооборона», «Парижские коммунары», драма «Братья Турбины» и «Сыновья муллы». Все они с успехом идут на сцене Владикавказского театра. Но автор относится к ним как к вынужденным обстоятельствами шагам. «Сыновей муллы» автор оценит так: их «писали втроем: я, помощник поверенного и голодуха. В 1921-м, в его начале...» О вещи, более продуманной («Братья Турбины»), с горечью расскажет брату: «Когда меня вызвали после 2-го акта, я выходил со смутным чувством... Смутно глядел на загримированные лица актеров, на гремящий зал. И думал: «а ведь это моя мечта исполнилась... но как уродливо: вместо московской сцены сцена провинциальная, вместо драмы об Алеше Турбине, которую я лелеял, наспех сделанная, незрелая вещь...»
Переезд в Москву
Возможно, смена профессии диктовалась и обстоятельствами: недавний военный врач белой армии живет в городе, где установлена власть большевиков. Еще более рискованным станет сообщать об этом позже в советских анкетах середины 1920-х годов. Вскоре Булгаков переезжает в Москву, куда со всех концов страны стекаются литераторы. Создаются многочисленные литературные кружки, открываются частные издательства, работают книжные лавки. Поразительна энергия и жизнеспособность начинающего литератора. В голодной и холодной Москве 1921 Булгаков настойчиво ищет профессиональную среду: пишет в «Гудке», сотрудничает с берлинской редакцией «Накануне », посещает творческие кружки, заводит литературные знакомства. К вынужденной работе в газете относится, как к деятельности постылой и бессмысленной. Но надо и зарабатывать на жизнь. "... я зажил тройной жизнью, - писал Булгаков в неоконченной повести «Тайному другу» (1929), родившейся как письмо к будущей жене писателя - Елене Сергеевне Шиловской. Уже тогда в очерках, печатавшихся в «Накануне», Булгаков шаг за шагом разламывает, пробуя на крепость, официальные лозунги и газетные фразеологизмы. «Я человек обыкновенный, рожденный ползать», - аттестует себя рассказчик в фельетоне «Сорок сороков». А в очерке «Москва краснокаменная» сообщает с серьезным видом, описывая золотой знак на околыше фуражки: «Не то молот и лопата, не то серп и грабли, во всяклм случае не серп и молот».
В «Накануне» же выходят в свет «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и «Записки на манжетах» (1922-1923). В «Необыкновенных приключениях доктора» описания сменяющих друг друга властей и армий даны автором с нескрываемым чувством неприязни. Дело доходит до крамольной мысли о разумности дезертирства. Герой «Приключений...» не принимает ни белую идею, ни красную. От произведения к произведению крепнет мужество писателя, посмевшего осудить оба воюющих лагеря.

Писателях-врачах. На этот раз мы решили вспомнить, кто из отечественных литераторов давал клятву Гиппократа.

Викентий Вересаев

Викентий Вересаев родился в семье известного врача, основателя Тульской городской больницы Викентия Смидовича (это и была настоящая фамилия писателя). Первые свои рассказы Вересаев начал писать еще в гимназические годы. В 1894-м он окончил медицинский факультет Дерптского университета, после чего приступил к врачебной практике в родной Туле. Но вскоре переехал в Петербург, где в течение пяти лет работал ординатором и, одновременно, заведующим библиотекой в Боткинской инфекционной больнице.

Как литератор Вересаев стал известен лишь в 1901 году, когда была опубликована его автобиографическая повесть «Записки врача», в которой молодой писатель осуждал проведение медицинских экспериментов на людях. Впоследствии он практически забросил разочаровавшее его искусство Эскулапа и целиком посвятил свою жизнь литературе. Правда, ему еще не раз приходилось возвращаться к медицине - во времена Русско-японской и Первой мировой войн, на фронтах которых Викентий Викентьевич служил в качестве полкового врача.

Антон Чехов

Пожалуй, самым известным русским писателем-врачом был Антон Павлович Чехов. Первые его литературные произведения появились еще в школьные годы. Но после окончания гимназии Чехов решил поступить на медицинский факультет Московского государственного университета. Его учителями были выдающиеся врачи своего времени, среди которых фигурировали такие знаковые имена отечественной и мировой медицины, как Бабухин, Склифосовский, Захарьин и многие другие.

В свободное от учебы время Чехов писал юмористические рассказы и зарисовки, которые публиковались в газетах и малотиражных журналах. Получив диплом, он отказался от постоянного места в Земской больнице (где в свое время проходил практику) и решил стать частным врачом. Но медицинская карьера не задалась. Денег постоянно не хватало, день и ночь приходилось жить в изматывающем напряжении.

В 1888 году в его творческой жизни произошло знаменательное событие - Академия наук наградила его сборник рассказов «В сумерках » Пушкинской премией. Для Чехова эта награда сыграла ключевую роль. Он понял, что хочет посвятить свою дальнейшую жизнь литературе. Но решившись на этот шаг, молодой писатель еще долгое время не мог примириться с самим собой...

Михаил Булгаков

Еще одним знаменитым русским писателем-медиком является Михаил Булгаков. Его дяди (Михаил и Николай Покровские) были преуспевающими врачами. Один - в Варшаве, другой - в Москве. Вдохновившись их карьерами, молодой Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета.

Во времена Первой мировой служил на фронте в качестве военврача (и даже принимал участие в Брусиловском прорыве). После войны жил и работал в селе Никольское под Смоленском, а потом перебрался в Вязьму (этот период нашел свое отражение в «Записках юного врача » и дополняющем их «Морфии »). Но мирная жизнь продлилась недолго. Во времена Гражданской войны Булгакова мобилизовали в качестве полкового врача. Сперва он служил в войсках Украинской Народной Республики, затем в белых Вооруженных силах Юга России. Находясь на Северном Кавказе, он заразился тифом, из-за чего был вынужден оставить части отступающей Добровольческой армии.

После выздоровления, находясь во Владикавказе, Булгаков решил попробовать себя в качестве писателя. Создав свои первые драматические произведения, он решил связать свою дальнейшую жизнь с литературой. И именно тогда он написал своему двоюродному брату: «Я запоздал на 4 года с тем, что я должен был давно начать делать - писать».

Василий Аксёнов

Уже в скором времени после воссоединения со своей матерью, Евгенией Гинзбург (автором знаменитого « »), совсем еще юный Василий Аксёнов был вынужден вновь оставить ее. Из Магадана, где его мать находилась в ссылке после освобождения из лагеря, он отправился на «материк» - в Ленинград, чтобы отучиться в медицинском институте.

После окончания Аксёнова должны были определить на службу корабельным врачом на суда дальнего следования в Балтийском морском пароходстве. Но из-за «плохой биографии» (он был сыном «врагов народа») в приеме на работу ему отказали. В итоге, Аксёнов отправился работать по специальности на Крайний Север, затем в Карелию, Ленинград и Москву.

Скитаясь по разным уголкам страны, он начал работу над своими первыми произведениями - рассказом «Полторы врачебные единицы» и повестью «Коллеги », которая принесла молодому писателю-медику всесоюзную известность. После успеха «Коллег» Аксёнов понял, что его душа не лежит к искусству Эскулапа, а сам он хочет стать профессиональным литератором.

Григорий Горин

Замыкает нашу подборку известный советский и российский писатель-сатирик, драматург и сценарист Григорий Горин. Свои первые произведения он начал писать еще в студенческие годы, когда учился в Медицинском университете имени М. И. Сеченова. Преимущественно это были юмористические рассказы, фельетоны и небольшие сценки для команд «КВН». Отучившись на врача, Горин в течение нескольких лет проработал в Скорой помощи. Но вскоре понял, что работа по специальности ему не нравится, а сам он хочет посвятить свою дальнейшую жизнь искусству.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

КрасГМУ кафедра ОЗиЗ с курсом истории медицины. Зав. Кафедры Шульмин Андрей Владимирович.

Тема: Медицина в жизни и творчестве М.А.Булгакова

Выполнила:

Скобликова Александра,

студентка 1курса ФФМО специальности педиатрия

Введение

Образование и жизнь М.А. Булгакова

Выбор профессии.

«Записки юного врача»

Заключение

Введение

В древности любой сколько-нибудь выдающийся врач сочинял трактаты, причём не только на медицинские темы, но и философской, литературной, бытовой тематики. Впрочем, и врачебные тексты обычно отличались литературностью языка и изяществом стиля, притом содержали массу бытовых подробностей, лирических и философских отступлений. Медицина считалась составной частью философии, и притом одной из важнейших: рассуждая о человеке, его душе и теле, мыслители непременно касались причин болезней и на основе осмысленного приходили к разнообразным методам и способам излечения.

Ещё в древности труд мыслителя и врачевателя тесно переплетаются между собой, создавая единую ячейку, сферу деятельности, не присущую никому кроме врача. Не каждый мыслитель - врач, но каждый врач - мыслитель, поскольку, находясь постоянно в окружении людей, людей абсолютно разных и не похожих друг на друга, он черпает бесценный материал жизненаблюдения, изучает порой уже несознательно характеры и их взаимодействия между собой. Врач соприкасается в своём поле деятельности с сотнями и тысячами индивидуальностей, каждая из которых несёт в себе хотя бы крупицу нового знания, которое по глобальной своей природе неисчерпаемо.

В данном реферате мне хотелось бы осветить проблематику слияния этих двух сфер деятельности - литературной и врачебной, главенствующие особенности языка и стиля писателей-врачей, а также изучить основные вехи творческой жизни (во взаимосвязи с его врачебной практикой) замечательного писателя XX столетия Михаила Афанасьевича Булгакова.

врачебный писатель булгаков творческий

1. Образование и жизнь М.А.Булгакова

Михаил Афанасьевич Булгаков родился 3 (15) мая 1891 г. Первым ребенком в браке преподавателя Киевской Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и Варвары Михайловны, в девичестве Покровской. У Михаила было шесть братьев и сестер - Вера (1892 г.), Надежда (1893 г.), Варвара (1895 г.), Николай (1898 г.), Иван (1900 г.) и Елена (1902 г.). Семья была очень дружной, родители заботились не только о получении детьми хорошего образования, но и благополучной, способствующей духовному, моральному и эстетическому развитию детей. Из воспоминаний сестры М. А. Булгакова, Надежды: «…основным методом воспитания детей… была шутка, ласка и доброжелательность… это то, что выковало наши характеры… У нас в доме все время звучал смех… Это был лейтмотив нашей жизни». Мать рассказывала детям сказки, которые сочиняла исключительно сама. Отец прививал детям трудолюбие и стремление к знаниям, эту линию воспитания продолжила и Варвара Михайловна после скоропостижной смерти мужа в 1907 году. По словам Н.А.Булгаковой-Земской, сестры писателя, она говорила: «Я хочу вам всем дать настоящее образование. Я не могу вам дать приданое или капитал. Но я могу вам дать единственный капитал, который у вас будет, - это образование».

Так, в 1900 г. Михаил был зачислен в подготовительный класс Киевской Второй гимназии, который закончил «с наградой второй степени». А 22 августа 1901 г. он начинает учебу в знаменитой Первой мужской Александровской гимназии и оканчивает ее в мае 1909 г. Нужно сказать, что гимназия эта имела особый и престижный статус, ее воспитанников направленно готовили для поступления в университеты, преподавая соответствующий ряд учебных дисциплин. Генерал П.С.Ванновский, ставший в 1901 г. министром народного просвещения и выдвинувший лозунг «сердечного попечения о школе», стремился привлечь для работы в гимназиях университетских преподавателей.

2. Выбор профессии

Окончив гимназию, Михаил Булгаков не особенно колебался в выборе профессии: влияние родственников-врачей, братьев Василия, Николая и Михаила Покровских, избравших врачебную стезю; близкое присутствие друга их дома, педиатра И.П. Воскресенского, перевесило наследственные корни предков-священнослужителей и толкнуло в изучение медицины. Впрочем, и время, и воспитание было уже совсем другое, не соответствующее обучению богослова. Итак, 21 августа 1909 года он был зачислен на медицинский факультет Императорского Университета св. Владимира в Киеве. Учеба проходила и в условиях начавшейся тогда Мировой войны 1914-1918 гг. Студент-медик Булгаков не остается в стороне: в августе 1914 г. он помогает родителям жены организовать лазарет для раненых при Казенной палате в Саратове и сам работает там врачом-санитаром; в мае 1915 г. он поступает в Киевский военный госпиталь Красного Креста на Печерске; летом того же года служит врачом-хирургом в прифронтовых госпиталях городов Каменец-Подольского и Черновиц в австрийской Буковине. Диплом об окончании Киевского университета Булгаков получил почти через полтора года: 31 сентября 1916 г. его утвердили в «степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

3 .«Записки юного врача»

Еще до официального получения диплома, лишь с «Временным свидетельством», выданным ему после успешной сдачи университетских выпускных экзаменов Михаил Булгаков по истечении срока службы на фронте был отозван в тыл, но как военнообязанный он в 20-х числах сентября зачислен «врачом резерва Московского военно-санитарного управления» для откомандирования в распоряжение смоленского губернатора с целью работы в земствах. В середине сентября 1916 г. Булгаков прибывает в Смоленскую врачебную управу и получает направление в один из самых глухих уголков Смоленской губернии - в село Никольское Сычевского уезда. Они с женой прибыли туда 29 сентября - именно эта дата, начало врачебной деятельности будущего писателя в Никольском, стоит в удостоверении, выданном ему позднее. Работа «земским лекарем» отражена в автобиографическом цикле рассказов «Записки юного врача».

Входящие в цикл рассказы в 1925-1926 гг. публиковались в московском журнале "Медицинский работник", а также ("Стальное горло") в ленинградском журнале "Красная панорама". При публикации все они, за исключением двух, имели подзаголовки "Записки юного врача", или такое же подстрочное примечание. К рассказу "Тьма египетская" имеется сноска: "Из готовящейся к изданию книги "Записки юного врача"", однако книга так и не была издана при жизни Булгакова.

В предисловии к несостоявшемуся второму изданию «Записок юного врача» сестра писателя Надежда Афанасьевна Булгакова (Земская) отмечала: "Уроженец большого культурного города, любящий и знающий искусство, большой знаток и ценитель музыки и литературы, а как врач склонный к исследовательской лабораторной и кабинетной работе, Михаил Булгаков, попав в глухую деревню, в совершенно непривычную для него обстановку, стал делать свое трудное дело так, как диктовало ему его внутреннее чувство, его врачебная совесть. Врачебный долг - вот что прежде всего определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку ("Стальное горло"), и девушку, попавшую в мялку ("Полотенце с петухом"), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях совершенно непонятными словами ("Пропавший глаз": "...научился понимать такие бабьи речи, которых никто не поймет"), и всех, всех своих пациентов. Пишет он об этом без излишней декламации, без пышных фраз о долге врача, без ненужных поучений. Не боится он сказать и о том, как трудно ему приходится. В жизни Мих. Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его и как врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался в диагнозах редко. Смелость помогала ему решиться на самые сложные операции».

Оперативная деятельность врача М. А. Булгакова за время его врачебной практики в Никольской земской больнице выразилась в следующем: было произведено операций - ампутация бедра (1), отнятие пальцев на ногах (3), выскабливание матки (18), обрезание крайней плоти (4), акушерские щипцы (2), поворот на ножку (3), ручное удаление последа (1), удаление атеромы и липомы (2) и трахеотомий (1); кроме того, производилось: зашивание ран, вскрытие абсцессов и нагноившихся атером, проколы живота (2), вправление вывихов; один раз производилось под хлороформенным наркозом удаление осколков раздробленных ребер после огнестрельного ранения".

Многие из упомянутых операций отразились в «Записках…».

То, что сам Булгаков был действительно хорошим врачом, подтверждает и первая жена писателя Татьяна Николаевна Лаппа, неизменно бывшая рядом с ним и в Никольском, и в Вязьме, куда он был перераспределен после отбытия из Никольского: "Диагнозы он замечательно ставил. Прекрасно ориентировался". Для автора и главного героя «Записок юного врача» прежде всего важен его собственный профессиональный успех, а борьбу он мыслит не в одиночку, но в единстве с соратниками-медиками, а не с неким аморфным и грандиозным целым. Юный врач, как видится ему в "Тьме египетской", всегда вместе со своей "ратью" фельдшеров и медсестер, и, может быть, шире, с "отрядом врачей". М. А. Булгаков утверждает силу личного подвига интеллигента, несущего помощь страждущим и просвещение народу.

Так, один из рассказов цикла, «Полотенце с петухом», раскрывает всю признательность пациентов доктору Булгакову. Так пишет М.А.Булгаков о спасённой им от смерти крестьянской девушке, попавшей в мялку: «…обвисая на костылях, развернула свёрток, и выпало длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом. Так вот что она прятала под подушку на осмотрах. То-то, я помню, нитки лежали на столе. - Не возьму, - сурово сказал я и даже головой замотал. Но у неё стало такое лицо, такие глаза, что я взял…» Однако, по воспоминаниям автора, несмотря на всю благодарность простого народа, были и такие, что в полной мере выражали свою грубость, меркантильность, жадность - для заболевшей жены доктора Булгакова, Татьяны Николаевны, кулаки не захотели продать даже полуфунт масла.

Вообще, писатель довольно часто в своих «Записках…» обращается к теме непросвещенности деревенского народа, пренебрегающего или не понимающего указания врача и выполняющего их так, что лечение шло во вред («Тьма египетская»). В частности, рассказ «Звездная сыпь» полностью посвящен распространившимся тогда в деревне венерическим заболеваниям и попыткам автора с ними бороться - к слову, М. А. Булгаков именно тогда перешёл от своей первоначальной специализации «педиатрия» к специализации «инфекционные и венерические заболевания». С его участием открываются специализированные пункты в деревнях уезда, позже он заведует отделением инфекционных и венерических заболеваний в Вязьме.

Были в практике Михаила Афанасьевича и вовсе опасные для врача случаи. Один из них отчасти запечатлен в рассказе «Крещение поворотом». По воспоминаниям первой жены писателя Т. Н. Лаппа, настроение мужа роженицы, которого в рассказе вообще нет среди действующих лиц, было суровым и не сулило юному врачу ничего хорошего: "В первую же ночь, как мы приехали, Михаила к роженице вызвали. Я сказала, что тоже пойду, не останусь одна в доме. Он говорит: "Забирай книги, и пойдем вместе". Только расположились и пошли ночью в больницу. А муж этой женщины увидел Булгакова и говорит: "Смотри, если ты ее убьешь, я тебя зарежу". Вот, думаю, здорово. Первое приветствие. Михаил посадил меня в приемной, "Акушерство" дал и сказал, где раскрывать. И вот, прибежит, глянет, прочтет и опять туда. Хорошо, акушерка опытная была. Справились, в общем".

В результате другой ситуации М. А. Булгаков заразился дифтерией, отсасывая из горла больной девочки дифтерийные пленки - это впоследствии явилось причиной злоупотребления морфием. От наркотического пристрастия спасла писателя его жена, уже известная нам Татьяна Николаевна. Мужественная женщина не только не бросила Булгакова в сложный период, когда он закладывал многие их вещи, ввергая себя и жену в нищету, фальсифицировал рецепты, рискуя быть раскрытым, но и имела терпение избавить его от зависимости, постепенно вводя все меньшие дозы лекарства. Эти события отражены в рассказе «Морфий», официально не входящем в цикл «Записки юного врача», однако примыкающем к нему.

Заключение

М.А. Булгаков замечательный писатель, который имел медицинское образование и который с такой тонкостью и лёгкостью использовал это в своём творчестве. Рассказы, романы и повести завораживают неповторимым сюжетом и образы, создаваемые и описываемые им, надолго впечатываются в память читателя.

Список источников

Соколов, Б. В. Булгаков. Энциклопедия. - М., Алгоритм, 2003.

Информация с сайта Музея им. М. А. Булгакова в Москве (http://www.dombulgakova.ru).

Информация с сайта кафедры нормальной анатомии Киевского университета (http://anatomycsmu.at.ua/index/bulgakov/0-105).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Жизненный путь Михаила Булгакова: рождение в семье преподавателя Киевской Духовной Академии и обучение Киевском университете. Прекращение врачебной практики и начало литературной деятельности. Работа над произведениями "Дни Турбиных", "Белая Гвардия".

    презентация , добавлен 24.09.2011

    Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы о творчестве писателя. Анализ прозаических произведений М. Булгакова, связанных со Смоленской землёй.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Краткие сведения о жизненном пути и творческой деятельности М.А. Булгакова (1891-1940) - выдающегося русского писателя, романиста, драматурга. Последние фотографии М.А. Булгакова при жизни. Постановка наиболее известных булгаковских пьес в МХАТе.

    презентация , добавлен 25.03.2013

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Творчество М. Булгакова. Анализ поэтики романов Булгакова в системно-типологическом аспекте. Характер булгаковской фантастики, проблема роли библейской тематики в произведениях писателя. Фантастическое как элемент поэтической сатиры М. Булгакова.

    реферат , добавлен 05.05.2010

    Борьба или капитуляция: тема интеллигенции и революции в творчестве М.А. Булгакова (роман "Белая гвардия" и пьесы "Дни Турбиных" и "Бег"). Проблематика романа "Белая гвардия". Михаил Афанасьевич Булгаков - писатель сложный.

    реферат , добавлен 11.12.2006

    Творчество М.А. Булгакова: общая характеристика. Иноязычные вкрапления в текстах М.А. Булгакова. Просторечия в стиле М.А. Булгакова как прием языковой игры. Особенности использования понятия "кодовое переключение" на уроках русского языка и литературы.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2017

    Булгаков – неповторим. Его творчество стало его судьбой, а творчество его – уникально. Ни по количеству написанного, а по качеству. Исследование периода жизни Булгакова в небольшом городке Вязьме - работа в больнице и начало его творческого пути.

    реферат , добавлен 21.03.2008

    Черты сходства и отличия юмора и сатиры в художественной литературе. Влияние сатирического творчества Н.В. Гоголя на сатиру М.А. Булгакова. Сатира Булгакова 1920-х годов: фельетон 1922-1924 гг., ранняя сатирическая проза, специфика предупреждающей сатиры.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Анализ проблем гениальности, таланта и развития способностей относительно Н.В. Гоголя и М.А. Булгакова. Схожие предпосылки для проявления таланта обоих писателей. Исследование поддержания гоголевских традиций в рассказе Булгакова "Похождения Чичикова".