Музыкальная программа синтез. Программа по развитию музыкального восприятия у детей "синтез". Цель и задачи программы

Программа по музыкальному воспитанию автор «О.П.Радынова»

Программа О.П. Радыновой. Эта программа по музыкальному воспитанию дошкольников составлена группой авторов: О.П.Радыновой, А.И.Катинене, М.П.Палавандишвили, под редакцией О.П.Радыновой. Это последователи и ученики Н.А.Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих программах совпадают.

«Музыкальное воспитание в детском саду - это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки. Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью, а должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Авторы программы считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

Обучая детей игре на музыкальных инструментах, авторы акцентируют внимание на том, что важно привить не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента.

Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции - сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций»,позволяющего расширить представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью, возможно именно в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Обязательно использование на занятиях карточек, других музыкально-дидактических пособий, так как у детей преобладает наглядно-образное восприятие.

Занятия делятся на индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные. Наглядно это показано на схеме из методики.

Творческая группа под редакцией К.В.Тарасовой, М.Л.Петровой, Т.Г.Рубан «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусства. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности».

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности». Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие, и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

Светлана
«Синтез искусств»

Тема : «Синтез искусств в музыкальном воспитании дошкольников».

Музыкальный руководитель : Ластухина Светлана Викторовна.

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Музыку называют «зеркалом души человеческой» . Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Ее ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, предельная громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, и оказывают сильнейшее, отрицательное воздействие на эмоциональное состояние даже взрослого, не говоря о ребенке.

Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую настоящую музыку. Уже в раннем и дошкольном детстве необходимо формировать музыкальный вкус, подлинные эстетические ценности.

Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой. Программа соответствует возрастным психофизиологическим возможностям каждого периода дошкольного детства, она интересна музыкальному руководителю и позволяет применять ее в работе с детьми. В своей работе мы творчески относимся к содержанию программы по музыкальному воспитанию, в зависимости от конкретной группы детей. Но обязательным условием является организация пространственно-предметной среды, способствующей созданию атмосферы доброжелательности, доверия и взаимного уважения. Только в этих условиях ребенок может раскрыться, проявить способности в полном объеме.

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать и анализировать.

Слушание музыки - уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии. Слушание музыки - универсальный вид деятельности. В музыкальных программах для дошкольников он выделен в самостоятельный раздел, но без слушания невозможно представить себе и другие виды музыкальной деятельности : перед тем, как разучить песню, танец, оркестровую пьесу или начать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать. Такое большое значение слушания музыки, казалось бы, должно было обеспечить ему соответствующее положение в музыкальной работе с дошкольниками. Однако, к сожалению, это далеко не так.

Работа с детьми по этому разделу программы очень часто проводится «по остаточному» принципу. В стремлении «обеспечить» проведение очередного праздника, мы стараемся за счет слушания, выкроить» на занятии дополнительное время, для повторения песен, танцев. В результате слушание проводиться от случая к случаю, дети не воспринимают музыку как носитель определенного содержания, не овладевают музыкальным языком, не накапливают музыкальные впечатления, и в конечном итоге их пение, игра в оркестре и музыкальное движение становятся менее выразительными. В том случае, когда слушание на занятии все - таки проводиться, «коэффициент полезного действия» также бывает очень низок. Можно представить, что в первой части занятия дети слушают и эмоционально переживают

высокохудожественное произведение, а через 5-7 минут в разделе «Музыкальное движение» , уже разучивают боковой галоп. Понятно, что работа по слушанию в таком случае проходит практически впустую. Преодолеть эти недостатки возможно при правильной организации слушания музыки на музыкальных занятиях. Новые интересные работы, проведенные последнее время в педагогами-музыкантами послужили основой для создания новых программ по музыкальному воспитанию дошкольников и новых методов работы с детьми.

В числе этих программ - программа «Синтез » - специальная программа по слушанию музыки, созданная под редакцией коллектива педагогов : К. В. Тарасовой, МЛ. Петровой, Т. Г. Рубан, О. П. Радыновой, Т. В. Антоновой. В нашем детском саду занятия по слушанию музыки мы проводим по этой программе.

Программа «Синтез » посвящена развитию у детей музыкального восприятия на основе синтеза искусств . Эта программа основана на взаимодействии трех основных видов искусства : музыки, изобразительного искусства и художественной литературы.

Взаимодействие искусств способствует их взаимообогащению, усиливает их познавательные и воспитательные возможности и воздействие на личность ребенка. Литература, музыка и живопись охватывают духовную жизнь ребенка всесторонне и полно, а их взаимодействие, синтез обогащают каждое из них новыми чертами и возможностями. Авторами программы было проведено специальное исследование, о роли синтетических жанров - оперы и балета в развитии музыкального восприятия у детей дошкольного возраста. Было показано, что взаимодействие искусств на занятиях по слушанию музыки приводит к значительному и более раннему развитию музыкального восприятия дошкольников. Результаты этого исследования и нашли отражение в программе «Синтез » . Программа «Синтез » предусматривает проведение специальных интегрированных занятий, которые включают в себя различные виды художественной деятельности детей, а именно : слушание музыки, чтение стихов, художественной прозы, просмотр слайдов, видеоматериалов, музыкальное движение, рисование. Эта программа очень интересная, содержательна и методически обеспечена. В пакет материалов входят : Программа и методика, нотные сборники «Хрестоматия музыкального репертуара» , набор аудиокассет с музыкой для слушания, набор видеокассет с записями музыки. Для лучшего восприятия музыки детям предлагаются к просмотру слайды : это высокохудожественные произведения изобразительного искусства , специально подобранные создателями программы, соответствующие музыке по содержанию и настроению.

Основной особенностью интегрированных музыкальных занятий является наличие трех основных элементов :

1. Восприятие музыки происходит как переживание определенного

эмоционального и эстетического состояния.

2. Ребенок осознает свои эмоции, связанные с музыкой, что, в свою очередь означает развитие музыкального вкуса.

3 дети мобилизуют свое восприятие, художественный опыт и только что пережитое эстетическое чувство от слушания музыки, и испытывают потребность воплотить свое воображение в какую-либо объективную форму.

Интегрированные занятия направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его суждения, оценки, тем выразительнее его творчество. Разрабатывая методику интегрированного музыкального занятия, в основу был взят тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства , какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют мне, как музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.

При проведения интегрированного занятия мы стремимся, чтобы была осуществлена межпредметная связь, заданная тема изучалась в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Заранее обсуждаем с воспитателем темы и музыкальные произведения, которые предлагается воплотить в детских рисунках или других видах детского творчества. Затем на музыкальных занятиях происходит накопление музыкальных и художественных впечатлений, а воспитатель проводит подготовительную работу по формированию навыков и умений, которые будут необходимы детям для практического воплощения музыкального образа. Это объединяет работу двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, а также содействует развитию нашего творческого содружества. Такая межпредметная связь повышает познавательную и творческую активность детей. Теперь подробнее о программе.

Музыкальный репертуар, представленный в программе «Синтез » , отвечает двум основным принципам : высокой художественности и доступностн детям и включает в себя произведения разных эпох и стилей : Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта, Антонио Вивальди и Йозефа Гайдна, Михаила Глинки и Петра Ильича Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и Сергея Прокофьева. Достаточно широко представлена музыка современных композиторов : Г. Свиридова, В. Гаврилина, С. Слонимского, В. Агафонникова и др.

И тут же даю представление, на каких музыкальных инструментах исполнялась такая музыка, рассказываю и показываю видеослайды с изображением старинных музыкальных инструментов (клавесин, лютня, орган) .

Я считаю, знакомить детей с разными по стилю музыкальными произведениями очень важно - это позволяет значительно расширить круг их музыкальных впечатлений, способствует формированию основ музыкальной культуры, приобщает ее к ценностям. Просматривая слайды, дети получают представление о предметах старины, костюмах, прическах.

На занятиях я рассказываю детям о ярких фрагментах биографий ряда композиторов- классиков. В программе «Синтез » опера и балет впервые были включены в программу для детей дошкольного возраста и, как показала ее широкая апробация, успешно используются в практике детского сада, вызывал у детей живой и яркий интерес. Например, балет Чайковского «Щелкунчик» , фрагменты оперы Римского -Корсакого «Сказка о царе Салтане» , опера «Снегурочка» , фрагменты из оперы Глинки «Руслан и Людмила» , фрагменты из балета Прокофьева «Золушка» , «Любовь к трем апельсинам» .

Использование на занятиях произведений «самых молчаливых искусств » - живописи, скульптуры, архитектуры также помогает детям слушать и воспринимать музыку, создавать необходимое настроение, значительно обогащать восприятие музыкального образа.

детям предлагаем эталонные, высокохудожественные картины И. Левитана : «Весна. Большая вода» , «Вечерний звон» , «Март» , «Сентябрьский снег» .

И. Шишкина «Дубы» , «Цветы на опушке» , «Корабельная роща» .

М. Нестерова «Осенний пейзаж» ,

В. Васнецова «Гусляры» , Саврасова «Дворик. Зима» , «Грачи прилетели»

«Хоровод» , «Рожь» , «К концу лета на Волге» .

Пейзажи И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Рябинка» . Созерцание картин помогает создать поэтическую атмосферу, которая настраивает детей на восприятие музыки.

Не случаен выбор произведений народного прикладного искусства : Городецкая роспись, дымковская игрушка, вышивка и т. д. Отношение народных художников к природе, окружающему миру выражено в радостных и понятных детям образах.

Представленные в программе литературные произведения, которые мы читаем детям перед слушанием музыки, также очень разнообразны : это древнерусский фольклор, поэзия 19 века, стихи современных детских авторов, эмоциональные, выразительные

рассказы, потешки, соответствующие по содержанию музыкальным пьесам. Произведения изобразительного искусства , художественной прозы и поэзии мы подбираем с учетом принципа стилевого и содержательного соответствия изучаемой музыке. Этот принцип очень важен.

При ознакомлении детей с оперой и балетом, мы показываем прежде всего эскизы декораций и костюмов или живописные произведения, создаваемые художниками под воздействием музыкальных впечатлений. Так, слушая оперу Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» дети рассматривают замечательные эскизы декораций и костюмов В Васнецова, созданные им специально для этой постановки

Но здесь есть важный момент, несмотря на привлекательные слайды, картины, важно сохранить приоритет музыки. т. е. музыка - это главное. Слово и живопись, используемые на занятиях, лишь помогают ребенку лучше понять музыку, глубже проникнуть в ее содержание.

Произошедшее в последующем разграничение искусства по видам не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства - драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, различные виды искусства создают наиболее целостный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использованием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художественно-творческая деятельность (ребенок обычно одновременно поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление большого количества соответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез»

Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

а ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

· формировать его художественную культуру;

· развивать навыки восприятия произведений различных видов

искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпохи стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, на процесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схема 1).

Схема 1

Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

· программа репертуара по трем видам искусства;

· хрестоматия музыкального репертуара;

· кассета с записью музыкальных произведений;

· набор слайдов.

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фирму конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкальной) и изобразительного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.

Программа «Красота. Радость. Творчество»

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве и разнообразной художественно- творческой деятельности:

· изобразительная;

· музыкальная;

· театрализованная;

· художественно-речевая деятельность

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей - как художественных так и интеллектуальных

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

· развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия

· формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

· воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять ее

· формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.

При этом знакомстве с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по организации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного»

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической системы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи комплексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности.

Задачи программы:

· раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприятие;

· приобщать детей к миру искусства;

· развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

· развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

· формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и саморазвитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воздействии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:

· «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

· «Восприятие музыки»,

· «Пение»,

· « Музыка и движение»,

· «Музицирование»,

· «Музыкальное творчество».

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятельности.

· подробное описание форм организации занятий;

· варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

· учебно-методические комплекты;

· диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

· приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств»

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изобразительного искусства и театра.

Основной подход в обучении - личностно-ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллективного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.

Комплект учебников « Путешествие в прекрасное» состоит из трех, частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К методическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение.

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3-7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребенка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предполагает сочетание разных видов художественной деятельности:

· музыки;

· изобразительного искусства;

· родного языка;

· литературы;

· художественного движения;

· театра.

Цель программ ы : гармоничное развитие личности и формирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.

Задачи программ ы:

· развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

· развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

· развивать коммуникативность.

Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний:

· ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и битовой жизнью;

· ознакомления с историей русского парода, выдающимися деяте­лями русской культуры;

· изучение исторических источников и классических произведений русской литературы.

Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

· искусство во всех видах.

· окружающая жизнь, включая природу;

· художественно-творческая деятельность.

Основная цель программы : раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т. д.).

· единого психологического пространства;

· «думай сам»;

· помогающего общения;

· эстетической развивающей среды;

· сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо- эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задачи:

· обогащение духовного мира различными художественными средствами;

· формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

· развитие воображения и чувственного восприятия окружающего мира;

· формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.

· развитие крупной и мелкой моторики;

· развитие пластической и мимической выразительности.

Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изо­деятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.


Похожая информация.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 7(8) ЛЕТ)

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРЕКРАСНОЕ»

(« СИНТЕЗ ИСКУССТВ»)

О.А. Куревина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Концептуальные основы программы

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы.

Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме её проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к ним.

Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Что является основополагающим в данной программе для дошкольников?

Во-первых, понимание искусства как целостного духовного мира, дающего ребёнку представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный опыт наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.

Во-вторых, искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык, являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир в силу своей многогранности может быть отражён только через единый духовный образ, каковым является искусство.

В-третьих , по своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Следовательно, искусство близко ребёнку как форма адаптации в жизни своей игровой природой, когда реальность и ирреальность для ребёнка весьма относительны, а вера в вымысел – защитная реакция от агрессии окружающей действительности.

Таким образом, парадигмальность мышления, которая является основой соотношения жизни и искусства, реальности и игры, становится стержнем, на который нанизываются знания ребёнка о мире, об искусстве, о себе. Если расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом, помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и других видов искусства, то обратный процесс – синтез (соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав) поможет создать у ребёнка представление об образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчленённости.

Цель и задачи программы

Целью программы «Путешествие в прекрасное» является создание целостной картины мира на основе интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребёнка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нём. Путь познания мира в данном контексте – от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира к искусству как образу внешнего мира. Таким образом, ребёнок – центр мироздания, открывающий красоту мира и искусства через своё внутреннее «я».

Задачи курса:

– формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства;

– стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность;

– развивать воображение и ассоциативное мышление.

Задачи реализуются с учётом возрастных особенностей детей, уровня их психического, интеллектуального и физического развития. Опора в практической реализации программы «Путешествие в прекрасное» – на ребёнка, его непосредственную реакцию на произведение искусства.

Методические основы курса.

Основной подход, рекомендованный в обучении по программе «Синтез искусств» и реализованный в учебно-методическом комплекте курса «Путешествие в прекрасное» - личностно – ориентированный, т.е. с учётом специфических особенностей развития детей данной возрастной группы, и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

При реализации курса необходимо учитывать его развивающее – обучающий характер, который и определяет ведущие методические принципы.

    Принцип деятельности. На занятиях ребёнок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие (игра) – способ познания, переживания, сопричастности, как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога.

    Принцип вариативности. Каждый педагог вправе предлагать на занятиях аналогичный эмпирический материал, не противоречащий позиции авторов. В свою очередь ребёнку предоставляются возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило – ребёнок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.

    Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность детей, создавая ситуации, в которых каждый ребёнок становится художником, поэтом, артистом, и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

    Принцип непрерывности. Процесс эстетического развития не заканчивается на занятиях по синтезу искусств, а продолжается в группе, на прогулке, в семье, в системе дополнительного образования. Выработка личностной позиции и целеположение её действий - залог оптимизации обучения дошкольников.

    Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать для ребёнка единственным и неповторимым.

Курс «Путешествие в прекрасное» построен с учётом постоянного усложнения материала, его развития и обогащения. Архитектоника курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение ребёнка к знаниям от простого к сложному, от знаний об эстетическом своеобразии окружающего мира к знаниям об особенностях произведений различных видов искусства.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребёнка. Любой учебный пример осваивается не через репродуктивную деятельность, а через продуктивную, ибо ребёнок сам осуществляет выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Каждое занятие сохраняет для детей элемент непредсказуемости, сюрприза, новизны. Импровизация необходима как педагогу, так и ребёнку, ибо только она дает возможность неоднократного проигрывания ситуации в поисках истины, и этот поиск должен осуществляться совместно.

Планируемые результаты освоения образовательной программы – формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностных ориентиров, безкоторых невозможно ограниченное существование человека в окружающем нас мире.

Программа обеспечена следующими пособиями.

1. Куревина О.А., Линник О.А. Кукла Таня: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей 3–4 лет. – М.: Баласс. – 64 с.

2. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 1(4–5 лет). – М.: Баласс. – 64 с.

3. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 2(5–6 лет). – М.: Баласс. – 64 с.

4. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. Часть 3(6–7(8) лет). – М.: Баласс. – 64 с.

5. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.: Баласс, 2014. – 240 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы:

    мультимедийный проектор.

Программа «Путешествие в прекрасное» для детей в возрасте 4–7 (8) лет соответствует следующим положениям:

4–5 лет – формирование представлений о специфике восприятия различных видов искусства (32 часа);

5–6 лет – формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства. Знакомство с жанровым многообразием искусства (32 часа);

6–7 (8) лет – формирование навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности (32 часа).

В следующих таблицах представлены основные направления работы по реализации программы, основанные на идее интеграции разных видов искусства.

6–7(8) лет

В подготовительной к школе группе главная задача педагога – формирование у детей навыков анализа произведений искусства на основе средств художественной выразительности.

Развитие речи

Музыка

Изобразительное искусство

Пластика, ритмика,

театральные формы

1. Основы восприятия настроения произведений искусства

Дать представление о выразительности слова в литературе.

Учить подбирать синонимы и антонимы к словам, употреблять слова с эпитетами

Дать понимание ладового своеобразия музыкального произведения.

Учить воспринимать мажорное и минорное звучание.

Раскрыть особенности живописного колорита.

Рассказать о холодных и тёплых тонах; раскрыть особенности фактуры природного материала.

Учить различать тёплые и холодные тона, находить их в картине.

Дать представление о возможностях пластики в передаче различных эмоциональных состояний.

Учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния.

Учить эмоционально говорить, задавать вопросы, отвечать на них, используя богатство голосового интонирования.

Дать представление о высотной соотнесённости звуков.

Учить различать звуки нижнего, среднего и верхнего регистров.

Рассказать о значении цветовой насыщенности (фактуре) картины.

Учить определять доминирующие цвета, их эмоциональное значение в картине, составлять композиции из природного материала с опорой на цветовую доминанту.

Дать представление о пластике «живых картин».

Учить составлять «живые картины» на заданную тему.

2. Основы восприятия темпоритма произведений искусства.

Дать представление о ритмической организации поэтической речи.

Учить четко её передавать при исполнении.

Рассказать о ритмической организации музыки.

Учить повторять заданный ритмический рисунок и различные ритмические соотнесённости, ритмический рисунок выученных песен, музыкальных произведений, длительностей и комбинировать их

Рассказать о ритмической организации живописного и скульптурного образов.

Учить выделять ритм линий, цветовых пятен, пространственных соотношений картины, объёмных форм в скульптуре.

Дать представление о ритмической организации движения.

Учить выполнять движения различного ритмического рисунка.

Рассказать об особенностях

звуковой динамики и темпе речи.

Показать возможности темпа в создании музыкального образа.

Учить на слух определять быстрый, медленный, умеренный темпы.

Дать представление о музыкальной динамике. Учить различать F, P, mf

Дать представление о возможности передачи движения в живописи и скульптуре.

Учить определять движение в живописи, скульптуре и его характер.

Дать представление о характере и темпе движения.

Учить двигаться в заданном характере и темпе.

3. Основы композиционного строения произведений искусства

Рассказать о структуре речи.

Учить выделять фразы и предложения в устной речи.

Дать понимание музыкальной

фразы и предложения.

Учить выделять музыкальные фразы и предложения в песнях.

Дать представление о различном характере рисунка, о соотношении изображения предметов в линейной перспективе.

Учить определять расположение предметов на полотне картины.

Учить располагать природный материал на плоскости листа.

Рассказать о пространственной соотносительности окружающего мира.

Учить ориентироваться в пространстве, перестраиваться в нём.

Дать представление о структуре поэтического и прозаического произведения.

Учить определять поэтическую строфу.

Дать представление о мелодии и аккомпанементе.

Учить определять мелодию и аккомпанемент в музыкальном произведении.

Рассказать об особенностях строения картины по планам.

Учить определять эти планы.

Дать представление о главных и второстепенных персонажах в пластических этюдах и инсценировках.

Учить осмысленно, выполнять свою роль в пластических этюдах и инсценировках.

Рассказать о сюжетной последовательности при составлении устных рассказов.

Учить составлять небольшие рассказы по заданным сюжетным ходам.

Дать представление о композиции музыкального произведения.

Учить воспринимать композиционное построение на слух.

Дать представление о роли деталей в произведениях живописи и скульптуры.

Учить определять их.

Рассказать об элементах сценической композиции (мизансцене, явлении, сцене, действии).

Учить действовать по заданной сюжетной схеме в предполагаемых обстоятельствах.

Примерное тематическое планирование занятий по пособию «Путешествие в прекрасное», ч. 3

(6–7(8) лет)

Всоответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами дошкольного образования курс «Путешествие в прекрасное» изучается 32 часа. По тематическому планированию – 28 часов. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Тема раздела

Тема занятия

Зал ожидания

Снова вместе!

На экскурсии

Зал настроения

Настроение человека в искусстве

Слово–лад–колорит

Настроение природы в искусстве

Разыграй настроение!

Зал контрастов

Высоко – низко

Громко – тихо

Быстро – медленно

Играем сказку

Зал отдыха

Зал чередований

Слово–звук–пятно

Слово–звук–пятно–жест

Линия–мелодия–движение

Пауза в искусстве

Ритм в жизни и искусстве

С Рождеством Христовым!

Зал композиций

Часть и целое

Ансамбль

Развитие

Главное и второстепенное

Зал отдыха

Зал образов

Действительность и образ

Мир народных образов

Фантазия и образ

Ассоциации

Образ-восприятие

Партитура

Театральный зал

Путешествие по театру

Знакомый зал

Повторение

Повторение

Повторение

Планируемые предметные результаты по организации деятельности художественно – эстетической направленности.

    Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

    Способен установить связь между действием и эмоциональном состоянием изображённых на сюжетных картинах детей и взрослых;

    Избирателен в предпочтении разной по настроению музыки;

    Меняет характер движения в соответствии с настроением и характером музыки;

    Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах художественных произведений в рисунке;

    Подстраивает свои движения под ритм, такт и темп музыкального произведения;

    В совместных со взрослыми и в партнёрских детских проектах создаёт атрибуты для театрализации эпизодов любимых художественных произведений и собственных сказок;

    Разворачивает игровые сюжеты по мотивам музыкальных произведений;

    Способен сопоставлять свои впечатления о разных музыкальных произведениях;

    Высказывает свои предпочтения при выборе музыкальных произведений;

    Самостоятельно определяет различные средства музыкальной выразительности, различает правильное и неправильное интонирование мелодии;

    Элементарно анализирует музыкальные формы, разную по жанрам и стилям музыку.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные УУД:

    Импровизировать, передавать характер в музыкально – творческой деятельности.

    Установка на здоровый образ жизни, создание собственных движений с учётом правильного дыхания, передавать эмоции мимикой, движениями.

    П онимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни.

    О смысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.

    П онимание жизненного содержания народной,религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах.

    И спользование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоение мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Познавательные УУД:

    Различать и анализировать настроения, чувства, характер, выраженные в музыке.

    Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

    Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД:

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

    Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

    Учиться работать по предложенному учителем плану.

    Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

    Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий.

    Понимать учебную задачу урока и осуществлять еѐ решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

    Осваивать правила работы в группе.

Коммуникативные УУД:

    Участвовать в хоровом, ансамблевом исполнении, работать в парах, группах.

    Уметь пользоваться языком изобразительного искусства.

    Уметь донести свою позицию до собеседника.

    Оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

    Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

    Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

    Учиться согласованно работать в группе.

    Учиться распределять работу между участниками проекта; понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

    Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

    Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Программа Синтез искусств под редакцией О.А.Куревиной, Г.Е.Селезневой для детей 3-7 лет является составной частью Образовательной системы Школа-2100 для дошкольной подготовки. Эта программа является развивающее - обучающей и направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческого потенциала на основе комплексного подхода к различным видам искусства: музыке, живописи, литературе, пластике, театру; соединении знаний об отдельных видах искусства в единый сплав; интеграции внутреннего образа, лежащего в основе воображения ребенка, и художественного образа, являющегося формой и содержанием искусства, отражающего мир и человека в нем. Таким образом, музыкальные занятия перерастают в занятия по искусству .

Программа Синтез искусств является единственной в своем роде программой. Такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла не присутствует в существующих программах по музыкальному воспитанию дошкольников. В программе Синтез искусств усложняется музыкальный материал для слушания, в широком объеме представлены различные классические произведения русских и зарубежных композиторов.

Исследования искусствоведов показывают, что на ранних этапах развития человечества искусство носило синкретический характер (от греч. syntesis - соединение, сочетание), включая в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и др.


Произошедшее в последующем разграничение искусства по ви­дам не исключило его синтетические формы. Таким образом, воз­никли синтетические искусства - драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, раз­личные виды искусства создают наиболее целостный художествен­ный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использова­нием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К.В.Тарасова, Р.М.Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художе­ственно-творческая деятельность (ребенок обычно одновремен­но поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкаль­ного образа в большей степени, чем образов живописных и литера­турных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспита­нии дошкольников обусловили появление большого количества со­ответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез» 1

Программа развития музыкального восприятия у детей на осно­ве синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

■ ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

■ формировать его художественную культуру;

■ развивать навыки восприятия произведений различных видов искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.


Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпох и стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, в про­цесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схе­ма 11).

Схема 11

Работа по программе предполагает творческий подход педагога

к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

■ программа репертуара по трем видам искусства;

■ хрестоматия музыкального репертуара;

■ кассета с записью музыкальных произведений;

■ набор слайдов.

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фор­му конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкального и изобрази­тельного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.


Программа «Красота. Радость. Творчество» 1

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет, основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой дея­тельности:

■ изобразительная;

■ музыкальная;

■ театрализованная;

■ художественно-речевая деятельность.

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей - как художе­ственных, так и интеллектуальных.

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

■ развитие музыкальных способностей и музыкального восприя­тия;

■ формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

■ воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слу­шать и исполнять ее;

■ формирование умения использовать полученные знания и на­выки в быту и др.

При этом знакомство с музыкой строится на основе педагогиче­ского сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и разви­вающие пособия для детей, методические рекомендации по организации

Антонова, М. Б. Зацепина.

музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного» 1

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической систе­мы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошколь­ного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи ком­плексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельно­сти детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художе­ственной деятельности.

Задачи программы:

■ раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприя­тие;

■ приобщать детей к миру искусства;

■ развивать способности к освоению и преобразованию окружа­ющего культурного пространства;

■ развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

■ формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и само­развитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воз­действии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:


■ «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

■ «Восприятие музыки»,

■ «Пение»,

■ «Музыка и движение»,

■ «Музицирование»,

■ «Музыкальное творчество».

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятель­ности.

■ подробное описание форм организации занятий;

■ варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

■ учебно-методические комплекты;

■ диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

■ приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств» 1

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ре­бенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творче­ской активности и художественного мышления, на выработку навы­ков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаи­мосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изо­бразительного искусства и театра.


«Путешествие в прекрасное» . Учебно-методическим комплектом по программе является пособие для детей 3 - 6 лет, построенное с учетом усложнения материала, его развития и обогащения.

Основной подход в обучении - личностно ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллектив­ного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстети­ческих представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.

Комплект учебников «Путешествие в прекрасное» состоит из трех частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К ме­тодическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение.

Программа «Живой мир образов» 2

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3 - 7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребен­ка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предпо­лагает сочетание разных видов художественной деятельности:

■ музыки;


■ родного языка;

■ литературы;

■ художественного движения;

■ театра.

Цель программы: гармоничное развитие личности и фор­мирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.

Задачи программы:

■ развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

■ развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятель­ности, формирование творческого воображения, как направле­ния интеллектуального и личностного развития ребенка;

■ развивать коммуникативность.

Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый годе изменением глубины преподаваемых знаний:

■ ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и бытовой жизнью;

■ ознакомление с историей русского народа, выдающимися деяте­лями русской культуры;

■ изучение исторических источников и классических произведе­ний русской литературы.

Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.

Программа «Родничок» 1

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

■ искусство во всех видах;

■ окружающая жизнь, включая природу;


■ художественно-творческая деятельность.

Основная цель программы: раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ми в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т.д.).

■ единого психологического пространства;

■ «думай сам»;

■ помогающего общения;

■ эстетической развивающей среды;

■ сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо-эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие адачи:

■ обогащение духовного мира различными художественными средствами;

■ формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

■ развитие воображения и чувственного восприятия окружающе­го мира;

■ формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.;

■ развитие крупной и мелкой моторики;

■ развитие пластической и мимической выразительности.

Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изодеятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию [боты с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.


Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» 1

Программа основана на интеграции разных видов искусства: музыки, изобразительного искусства, архитектуры и литературы и предназначена для работы с детьми 3- 10 лет. В центре внимания авторов - проблемы психологии восприятия искусства, психологии детского творчества.

В программе представлено подробное содержание курса, опи­рающееся на возрастные особенности детей 3-10 лет. Все темы курса находятся во взаимосвязи друг с другом. Взаимодействие яв­ляется одновременно и основополагающим методом освоения всех разделов курса, и темой, входящей в него.

Основные принципы программы:

* взаимодействие;

■ соизмерение;

* анализ учебного материала;

■ игровой принцип введения в художественный материал с уче­том возрастных особенностей психологии ребенка;

* принцип «метафоры», одушевления неживого;

■ принцип использования произведений искусства разных стилей
и эпох.

Программа «Сотворчество» 2

Программа для детей старшего дошкольного возраста построена на принципах интеграции трех основных искусств: изобразитель­ного, музыкального и художественной литературы.

Цель программы: создание условий развития эстетического отношения ребенка к миру, в котором переплетаются качества нрав­ственности, эстетического и эмоционального начала, его образного мышления, творческих способностей.

Для этого предлагается использовать игровые методы и приемы, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности, художественно-эстетическую пространственно-предметную среду, развивающий эффект которых зависит от харак­тера общения педагога с ребенком.


испытывает положительные эмоции, на основе которых форми­руются мышление, воображение и стремление передать восприня­тую красоту (в рисунках, танце, вербальной форме) (схема 12).

Схема 12

По программе разработана система интегративных занятий, ме­тодика работы, методы деятельности педагога, обеспечивающие более глубокое погружение ребенка в мир цвета, звука, слова и осо­знание им мира культуры.

По результатам освоения программы предусмотрена диагностика, выявляющая уровни эстетического отношения к миру, описывается также как предполагаемый результат реализации программы ком­плекс знаний, умений, личностных новообразований, которые дол­жен приобрести ребенок.