Чтение худ литературы в подготовительной группе. Перспективный план "Чтение художественной литературы" календарно-тематическое планирование по художественной литературе (подготовительная группа) на тему. Что нам лето подарило

Данное планирование разработано для детей подготовительной группы с учетом ФГОС по программе "Радуга"

Просмотр содержимого документа
«Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

Перспективное планирование по чтению художественной литературы в подготовительной группе.

Воспитатель:

Золотарёва Н.В.

2016-2017 г.

СЕНТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Даль В.И. Старик годовик

Аксаков С.П. Аленький цветочек

3.Природоведческая литература. Умные книги.

Пришвин М. «Этажи леса»

Некрасов Н.А. Перед дождём

5.Фольклор

Глупый Иван

2 НЕДЕЛЯ

Топелиус С. Три ржаных колоска (Перевод со шведского А.Любарской)

Ершок П.П. Конёк -горбунок

Сладков Н. Целебные травы

Барто А.Л. Я думал, взрослые не врут.

5. Фольклор

Когда солнышко взойдет.

3 НЕДЕЛЯ

Скребицкий Г.А. Всяк по-всякому

Драгунская К.В. Лекарство от послушности

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Паустовский К. Кот – ворюга

Черный С. Перед сном

5. Фольклор

Сбил, сколотил-вот колесо

4 НЕДЕЛЯ

Эме М. Краски (Перевод с французского И. Кузнецовой)

Пушкин А.С Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Чарушин Е. На нашем дворе

Волошин М.А. Осенью

5. Фольклор

Федул, что губы надул?

ОКТЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

Андерсон Г. Гадкий утёнок

Ремизов А.М. Гуси-лебеди

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Онегов А. На лесной полянке

Владимиров Ю.Д. Оркестр

5. Фольклор

Ты пирог съел?

2 НЕДЕЛЯ

Как собака нашла себе хозяина Башкирская сказка)

«Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Бианки.В. Кто где живет?

Мошковская Э.Э Добежали до вечера

5. Фольклор

Где кисель-там и сел

3 НЕДЕЛЯ

Соколов-Микитов И.С. Соль Земли

Н. Носов. Бобик в гостях у Барбоса

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Воронин С. Трусишка

Мошковская Э.Э Какие бывают подарки

5. Фольклор

Вы послушайте, ребята

4 НЕДЕЛЯ

Перро Ш. Кот в сапогах (Перевод с фр. Т.Габбе)

К.Д. Ушинский. Слепая лошадь

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Паустовский К. Растрепанный воробей

Токмакова И.П, Мне грустно

5. Фольклор

Богат Ермошка

НОЯБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

РНС «Царевна - лягушка»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Э.Шим «Очень вредная крапива»

Е. Трутневой « Осень».

5. Фольклор

«Сбил, сколотил – вот колесо…»

2 НЕДЕЛЯ

Д. Мамин - Сибиряк «Серая шейка»

Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Я.Тайц «Послушный дождик»

«Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин

5. Фольклор

«Где кисель -тут и сел...»

3 НЕДЕЛЯ

РНС «Никита Кожемяка»

«Великие путешественники» М.Зощенко

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л. Толстой «Дуб и орешник»

«Лучше нет родного края» П.Воронько

5. Фольклор

«Братцы, братцы!..»

4 НЕДЕЛЯ

«Цветик-семицветик» А. Катаев

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

А.К. Толстой «Осень! Обсыпается наш бедный сад»

«Зима! Крестьянин, торжествуя…» А.С.Пушкин

5. Фольклор

«Чигарики-чок-чигарок...»

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ

«Семь Симеонов - семь работников», обр. И. Карнауховой

А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В. Бианки «Купание медвежат»

И. Бунин «Первый снег»

5. Фольклор

«Лиса рожью шла...»

2 НЕДЕЛЯ

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой

К. Чуковский «Федорино горе»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е. Чарушин «Волчонок» (Волчишко).

Е. Михайлова «Что такое Новый год»

5. Фольклор

«Киска, киска, киска, брысь.»

3 НЕДЕЛЯ

«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой

К. Чуковский «Бармалей»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Г. Снегирев «След оленя»

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

5. Фольклор

«Баю-бай, баю-бай.»

4 НЕДЕЛЯ

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»

Д. Хармс «Иван Торопышкин»

5. Фольклор

«Зима пришла»

ЯНВАРЬ

3 НЕДЕЛЯ

Корней Чуковский «Айболит»

Н. Носов «Винтик, Шпунтик и пылесос»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Р.н.с. «Заюшкина избушка»

И.Токмакова «Мне грустно»

5. Фольклор

«Как у нашего кота.»

4 НЕДЕЛЯ

Муха-Цокотуха Корней Чуковский

3. Природоведческая литература. Умные книги.

А.К. Толстой «Белка и волк»

Э. Мошковская Хитрые старушки»

5. Фольклор

«Пошел, кот под мосток. ,».

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

Братья Гримм «Сладкая каша»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Б. Заходер «Повара»

5. Фольклор

«Масленица, Масленица»

2 НЕДЕЛЯ

РНС Сивка-Бурка

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

И.С. Никитин «Встреча зимы»

Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»

5. Фольклор

«Баю-баюшки, баю…»

3 НЕДЕЛЯ

РНС «Волшебная дудочка»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

И. Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева»

Н. Рубцов. «Про зайца»

5. Фольклор

«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака

4 НЕДЕЛЯ

В.Одоевский «Мороз Иванович»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

А.А. Блок «Снег да снег кругом»

Н. Матвеева. «Путаница»

5. Фольклор

«Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ

Братья Гримм «Госпожа Метелица»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Б. Житков «Про слона»

С. Есенин «Береза»

5. Фольклор

«Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус

2 НЕДЕЛЯ

Братья Гримм «Золотой гусь»

А. Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л.Н. Толстой «Акула»

С. Маршак «Тает месяц молодой»

5. Фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»

3 НЕДЕЛЯ

РНС Пастушья дудочка

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е. Трутнева «Колокольчик»

А. Плещеев «Весна»

5. Фольклор

«Уж я колышки тешу.»

4 НЕДЕЛЯ

П.П.Бажов «Хрупкая веточка»

Я, Экхольм «Людвиг Четырнадцатый, Тутта Карлсон первая и единственная»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

М. Познананская «Одуванчик»

И. Токмакова «Кораблик»

5. Фольклор

«Ласточка- ласточка.»

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ

РНС «Хаврошечка»

В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Н. Сладков «Любитель цветов»

Н. Заболоцкий. «На реке»

5. Фольклор

«Уж ты, пташечка, ты залетная.»

2 НЕДЕЛЯ

РНС «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

Б. Житков «Как я ловил человечков»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е.Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудки»

А. Введенский. «Песенка о дожде»

5. Фольклор

«Грачи-киричи.»

3 НЕДЕЛЯ

РНС «По щучьему веленью»

Г. Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Е. Благинина «Одуванчик», «Черемуха»

А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок

5. Фольклор

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж.»

4 НЕДЕЛЯ

Шарль Перро «Золушка»

Г. Х.Андерсен «Новый наряд короля»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»

Ф. Тютчев. «Весенние воды»

5. Фольклор

«Дождик, дождик, веселей.»

1 НЕДЕЛЯ

Сказка о славном и могучем богатыре Еруслане Лазаревиче

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В. Катаев «Грибы»

А. Пушкин «За весной, красой природы...» (из поэмы «Цыганы»)

5. Фольклор

«Никоденька-гусачок.»

2 НЕДЕЛЯ

Максим Горький Про Иванушку-дурачка

А. Волков «Волшебник изумрудного города»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

Л.Н.Толстой «Птичка»

М. Лермонтов. «На севере диком»

5. Фольклор

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака

3 НЕДЕЛЯ

Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

В.А. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой»

Д. Хармс. «Веселый старичок»

5. Фольклор

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы

4 НЕДЕЛЯ

РНС «Волшебное кольцо»

Д. Мамин – Сибиряк «Притча о молочке, овсяной каше и сером котишке Мурке»

3. Природоведческая литература. Умные книги.

    В. Осеева «Ежинка»

П. Соловьева. «Ночь и день»

5. Фольклор

«Тин-тин-ка!..»

Ознакомление детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада проходит разными методами. Используют произведения как народного творчества, так и авторские на любых занятиях, в играх, театральной деятельности, праздниках.

Роль чтения в развитии детей

Дети, которым часто читают художественную литературу, имеют грамматически правильную речь, могут выражать свои мысли красиво. Помимо этого, знакомство с книгой помогает малышам познавать окружающий мир, вырабатывает оценочные суждения, развивает умение различать добро и зло, учит моральным ценностям, развивает патриотические чувства, любовь к природе и многое другое.

Рассмотрим примерную картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе, а также как данные литературные творения влияют на формирование личности ребенка и готовят его к дальнейшей учебе в школе.

Задачи программы

  • Развивать интерес к литературным произведениям, желание слушать сказки и рассказы, учить выразительно рассказывать стихи, узнавать продолжение начатой книги, рассматривать с любопытством картинки, иллюстрации к произведениям.
  • Знакомить с разнообразием литературных форм: пословица, поговорка, потешка, колыбельная, загадка, скороговорка, считалочка, стихотворение, рассказ, сказка. Уметь их узнавать и различать, понимать значение пословиц.
  • Знакомить детей со средствами выразительности произведений, как можно образно описать предмет, человека, событие. При этом важно научить детей понимать, как такими образными выражениями, эпитетами и сравнениями возможно охарактеризовать литературного персонажа.

  • Учить детей выразительно декламировать стихотворения или пересказывать сказку, используя громкость и силу голоса, изменяя тембр и выбирая эмоции, подходящие для данного произведения, развивать произвольную память и внимание.
  • Развивать грамматически правильную литературную речь для успешной учебы в школе.
  • Учить сопереживать героям произведений, развивать чувство юмора.
  • Знакомить детей с русскими и зарубежными писателями и поэтами, а также со знаменитыми художниками-иллюстраторами, учить узнавать их изображения на портретах.
  • Знакомить с историей народа с помощью былин и сказаний.

Художественная литература в подготовительной группе по ФГОС

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) дан примерный список литературных произведений, которые рекомендованы для ознакомления детьми в детском саду. Конечно, на этом ни один воспитатель не останавливается. Педагоги - творческие люди, которых невозможно поставить в жесткие рамки цензуры. Используется, помимо основных, еще и целый ряд дополнительных произведений.

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе имеет основные разделы. Это малые литературные формы - песенки, потешки, например, "Чигарики-чок-чигарок", "Идет матушка-весна", Когда солнышко взойдет..." и т. д.

Небольшие стихотворные формы применяют в календарных обрядовых песнях. При знакомстве с традициями народной культуры читают и заучивают наизусть колядки, например, "Коляда, коляда, ты подай пирога" или "Как пошла коляда...", на Масленицу - "Как на масленой неделе..." или "Тин-тин -ка...".

Учат посмеиваться над недостатками прибаутки - "Федул, что губы надул?" или "Где кисель - тут и сел". Развивают чувство юмора небылицы - "Богат Ермошка" или "Вы послушайте, ребята".

Картотека по чтению художественной литературы в подготовительной группе предусматривает и знакомство с поэтическими произведениями русских поэтов, таких как А. Блок, "Ветер принес издалека", М. Волошин, "Осень", С. Есенин, "Пороша", М. Лермонтов, "На Севере диком", Ф. Тютчев, "Весенние воды" и т. д.

Когда знакомят детей с поэзией

Восприятие художественной литературы в подготовительной группе происходит не только во время отдельных занятий. Читают детям стихотворения воспитатели и на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при изучении правил дорожного движения читают стихи про светофор и как переходить дорогу.

На занятиях по ознакомлению с природой загадывают загадки про животных, овощи и фрукты. Например, когда знакомят детей с жизнью пернатых, то используется художественная литература о птицах. В подготовительной группе можно почитать В. Жуковского "Жаворонок", А. Пушкина "Птичка", В. Орлова "Ты лети к нам, скворушка". Времена года помогут изучить творения таких авторов: И. Суриков, "Зима", П. Соловьева, "Подснежник", Ф. Тютчев, "Зима недаром злится", Я. Аким, "Апрель", П. Воронько, "Лучше нет родного края", Л. Станчев, "Осенняя гамма".

Чтение стихов во время игровой деятельности

В театральных постановках часто обыгрываются такие стихотворные произведения, как: К. Аксаков, "Лизочек", С. Маршак, "Кошкин дом", Л. Левин, "Сундук".

Во время сюжетно-ролевых игр можно предложить детям спеть колыбельную песенку. А на праздники (например, в Рождество) походить по другим группам и кабинетам детского сада, устроив костюмированное колядование с мешком для подарков.

Помимо программных произведений много стихотворений дети непроизвольно запоминают по ходу подвижных игр или физкультминуток, которые проводятся в свободное время или с целью отдыха от статического сиденья на занятии.

Что за праздник без стихов

При подготовке к утренникам или организации спектаклей дети также заучивают огромное количество стихотворений и песен, как своих, так и чужих, которые по сценарию предназначаются для других детей.

Это все развивает память и интерес к стихотворным произведениям. Есть еще целый ряд словесных игр, применяемых воспитателем на занятиях по развитию речи, которые дают возможность детям самим придумывать рифмы.

Моральное воспитание через художественную литературу

Во время чтения литературных произведений дети знакомятся с разными персонажами, как положительными, так и отрицательными. Слушая текст, ребята учатся сопереживать героям, сочувствовать их бедам и неприятностям, проявлять заботу о ближнем, различать хорошее от плохого, добро и зло. После прочтения произведения, особенно такого морального смысла, воспитатель обязательно проводит беседу, стараясь укрепить уверенность детей в моральных принципах, понятых в ходе прослушивания литературного творения.

Список художественной литературы для подготовительной группы детского сада содержит целый ряд таких произведений.

Рассмотрим несколько из них.

В. Катаев, "Цветик-семицветик"

Это знаменитое произведение Валентина Петровича Катаева, конечно, с детства знакомо почти всем. По мотивам этого произведения для детей был снят мультфильм. Напомним вкратце содержание сказки. Девочка Женя по просьбе мамы пошла в магазин за баранками, по дороге отвлеклась, и незнакомая собака съела все бублики. Когда Женя пыталась ее догнать, то попала в незнакомое место и заплакала. Вышедшая навстречу ей старушка дала ей волшебный цветочек с 7 лепестками. Если оторвать лепесток и произнести нужные слова, то желание тотчас же исполнится. Так девочка вернулась домой.

Потом она на всякую ерунду потратила все свои лепестки, кроме последнего. Встретив в парке мальчика-инвалида, Женя последний лепесток с пожеланием посвятила выздоровлению этого незнакомца. После волшебного воздействия цветка мальчик вскочил на ноги и побежал с девочкой дальше играть.

Произведение В. Катаева "Цветик-семицветик" учит детей понимать важность человеческой жизни и здоровья по сравнению с ненужными капризами, такими как отправиться на Северный полюс, отремонтировать чашку или заказать целую кучу игрушек.

Воспитание отзывчивости сказками

Не зря мудрые люди говорят: "Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". Каждое произведение рекомендованной литературы, в том числе и сказки, учит детей мудрости, соблюдать золотое жизненное правило - как ты относишься к человеку, так и он будет относиться к тебе.

Возьмем, например, сказку в обработке известного писателя и педагога Константина Ушинского "Не плюй в колодец - пригодится воды напиться". Она тоже включена в картотеку по чтению художественной литературы в подготовительной группе детского сада.

Отзывчивая падчерица Машенька угостила мышку кашей, и та ей помогла обмануть медведя. За свою доброту девочка получила щедрые подарки. А родная дочь старухи Наташка не была такой сердобольной, мышка осталась голодной. Соответственно, и злая девочка получила вместо награды сплошные тумаки от медведя, еле ноги унесла.

Та же нить прослеживается во многих русских и зарубежных сказках - "Кот в сапогах", "Дюймовочка" Х. Андерсена, "Айога" и других.

Словесные игры

Часто в детском саду воспитатели организовывают литературные викторины. Их можно придумать великое множество. Одним из вариантов игры может быть угадывание названия сказки по прочитанному небольшому отрывку. Еще рекомендуется поиграть в игру "Узнай персонаж сказки". Воспитатель зачитывает отрывок или описывает устно какого-то литературного героя, а дети его должны правильно назвать.

Следующий вариант словесных игр по мотивам произведений художественной литературы - это игры "Назови положительных героев и их качества", "Назови отрицательных героев, чем они тебе не нравятся".

Можно пересказывать или узнавать сказку по алгоритмам. Например, воспитатель дает несколько ключевых слов в правильном порядке (это могут быть картинки), а дети по ним составляют сказку. Можно даже, развивая фантазию, самим придумывать сказки.

Поможет запомнить виды литературы игра "Назови, что это?". Воспитатель читает отрывок сказки, рассказа или стихотворения, а дети угадывают вид литературы.

Развитие речи и памяти дошкольников

При постоянном знакомстве с различными произведениями у детей откладывается в памяти грамматически правильная речь, а заучивание стихотворений и пересказ прозы - рассказов и сказок - закрепляет эти навыки. Скороговорки способствуют развитию фонематического слуха, малыши лучше произносят слова, а это важно, так как дети подготовительной группы - это выпускники детского сада. Им нужно иметь для обучения чтению в школе навыки правильной речи.

В запоминании участвует произвольная и непроизвольная память. При чтении произведений в стихотворной форме дети все равно запоминают отрывки или отдельные строки произведения.

Художественная литература для подготовительной группы детского сада имеет большое значение в разностороннем развитии детей. Просмотрев данный каталог для чтения, родители дома могут тоже заниматься воспитанием моральных качеств ребенка с помощью произведений известных авторов.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен формировать интерес к чтению художественной литературы у детей-дошкольников посредством игр, иллюстраций и разнообразием выразительных средств и литературных жанров. Помимо этого, задачей воспитателя является развитие монологической и диалогической речи дошкольников, их социализация и подготовка к школе. Для реализации данных целей и задач необходимо грамотно спланировать каждое занятие.

Цели и задачи воспитателя на занятиях по чтению художественной литературы

Перед воспитателем стоят важные задачи: воспитание, обучение и развитие детей. Художественная литература - лучший помощник в решении поставленных задач. Каждое конкретное занятие должно:

  • тренировать внимание и память;
  • развивать мышление и речь;
  • воспитывать интерес к интеллектуальным занятиям.

Помимо этого, все изучаемые художественные произведения ориентированы на разные стороны жизни ребёнка. Наиболее важными для детей подготовительной группы являются:

  • нравственное воспитание;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • развитие самостоятельности, самообслуживания.

Например, сказка «Крошечка-Хаврошечка» относится к области нравственного воспитания. Конкретная цель занятия может звучать так: «Воспитывать доброе отношение друг к другу». Русская народная сказка «По щучьему велению» относится к развитию самостоятельности. Изучая её, воспитатель может поставить себе цель «Объяснять важность человеческого труда». Социально-коммуникативного развитие происходит при чтении произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», цель занятия по этой сказке: знакомить с окружающим миром, с планетой.

Чтению в подготовительной к школе группе уделяют особое внимание

Чтение художественной литературы, обсуждение, ситуативный разговор, - именно так реализуются на занятиях поставленные цели. Воспитатель не объясняет смысл сказки сразу после прочтения - он даёт возможность детям самостоятельно разобраться в ней, помогает детям увидеть и понять описанную проблему, например, при помощи беседы.

Использование вопросно-ответной формы коммуникации - оптимальный способ развития у дошкольников речевого мышления.

Например, при изучении сказки «Гуси-лебеди» в беседу можно включить такие вопросы:

  1. О ком говорится в сказке?
  2. Куда собираются мать с отцом?
  3. О чём мать просит дочку?
  4. Как вела себя дочка после того, как родители ушли в город?
  5. Что случилось с братцем?
  6. Кто такие гуси-лебеди?
  7. Какое решение принимает девочка?
  8. Почему печка, яблонька и молочная речка не захотели помочь девочке?
  9. Куда прибежала девочка?
  10. Кого она увидела в избушке?
  11. Как девочке удалось спасти братца?
  12. Почему на обратном пути печка, яблонька и молочная речка помогают девочке?
  13. Может ли быть такое, чтобы печка, яблонька и молочная речка разговаривали с девочкой?
  14. Где мы можем встретить говорящих животных и говорящие предметы?

Серия вопросов для беседы должна быть выстроена логично: сначала простые вопросы (по содержанию), затем уточняющие, интерпретационные («Почему…»), оценочные и творческие.

Важно помнить, что у занятия цель одна, а задач несколько.

Воспитатель на каждом занятии решает следующие задачи:

  • воспитательные;
  • образовательные;
  • развивающие.

Например, при изучении сказки «Аленький цветочек» должны решаться следующие задачи. Воспитательные: воспитывать доброе отношение друг к другу. Образовательные: знакомить с литературой, развивать связную речь, формировать понимание текста на слух. Развивающие: развивать речевой слух, мелодико-интонационную сторону речи.

У каждого занятия должна быть уникальная тема и цель, может быть подтема, дополнительная к основной. На примере сказки «Царевна-лягушка» можно определить цель: «Развивать познавательную активность детей, учить уважать чужие интересы», тему «Слушание сказки» и подтему «Послушание и своеволие в сказке…» (нравственное воспитание). В ходе беседы дети должны понять, что такое послушание и своеволие, в чём выражается, что следует за ними, как нужно вести себя и проч. Мотивируя детей самостоятельно разобраться в этих вопросах, воспитатель добьётся поставленной цели.

Чтение в подготовительной группе должно быть познавательным. Педагог, развивая познавательный интерес, воспитывает сознательного читателя, который в школьные годы будет самостоятельно мотивировать себя и с удовольствием читать книги.

Мотивация дошкольников на занятиях

В педагогике выделяют четыре типа мотивации старших дошкольников:

  1. Игровая. Она поможет ребёнку сместить акцент с технических сложностей процесса чтения. Дидактические игры: «Чтение небылиц», «Слово заблудилось», «Узнай героя».
  2. Помощь взрослому. Она основана на желании общаться со взрослым, потому что он одобрит и проявит интерес к совместной деятельности. Например: возьмите изображения героев сказки и попросите детей помочь вам выбрать или нарисовать наряды (сарафан для лисички, рубаху для медведя).
  3. «Научи меня».В основе лежит желание каждого воспитанника чувствовать себя умным, способным. Например: если ребёнок знает сказку, скажите ему, что забыли последовательность действий или не понимаете поступки героев. Так он будет увереннее обсуждать изучаемый материал.
  4. «Своими руками». Внутренняя заинтересованность сделать что-либо в подарок себе или для родных. Рисунки, поделки, открытки, – всё это можно делать на занятиях по чтению, но дети обязательно должны озвучивать все свои действия.

В качестве мотивирующего начала занятия по чтению художественной литературы можно использовать игры, иллюстрации к произведению, загадки, проблемную ситуацию. Например, при изучении русской народной сказки «Лиса и кувшин» воспитатель может показать детям картинки с изображением лисы, кувшина, речки, использовать элементы театрализации, игры для развития интонации (восклицания лисы).

Вопросы для беседы:

  1. О чём рассказывается в этой сказке?
  2. Как лиса попала в кувшин?
  3. Как она сначала разговаривала с кувшином?
  4. Какие слова она говорила?
  5. А как лиса стала потом разговаривать?
  6. Какие слова она говорила?
  7. Чем заканчивается сказка?
  8. Какой показана лиса в этой сказке и откуда это видно?

Для расширения и обогащения словаря нужно обсудить слова: жадность, глупость, доброта.

Игры на развитие интонации:

  • Угадай интонацию;
  • Скажи ласково;
  • Скажи сердито.

При изучении рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» можно также использовать изображения главных героев, сливы, элементы театрализации, дидактические игры («Свари компот»). Вопросы, которые нужно обсудить с детьми: честность, борьба с искушением, любовь к семье, умение признаваться, говорить правду.

Материалы для вводного этапа могут быть разными, все зависит от заинтересованности и фантазии воспитателя. Например, при изучении сказки Братьев Гримм «Госпожа Метелица» детей привлечёт и мотивирует музыка. При изучении татарской народной сказки «Три дочери» можно использовать загадки (про маму, сестёр, белочку, пчёлку), чтобы познакомить с героями и включить в активную деятельность.

  • Кто милее всех на свете?
    Кого любят очень дети?
    На вопрос отвечу прямо:
    - Всех милее наша… (мама).
  • Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? -
    Очень модная девчонка -
    Моя старшая… (сестрёнка).
  • С веточки на веточку
    Прыгает, резвится,
    Ловкая, проворная,
    А не птица. (Белка).
  • Полетала над цветами,
    Полетала над полями.
    Весело жужжала.
    Набрала нектара.
    И добычу понесла
    Прямо в дом к себе… (пчела).

Для занятия по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах» педагог может взять игрушку кота и представить её детям, как гостя.

Появление на занятии такого замечательного гостя вызовет восторг у детей

Структура занятия

Каждое занятие с детьми должно соответствовать структуре ФГОС ДО и состоять из следующих частей:

  1. Вводная часть (создание мотивации).
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Основная часть.
  4. Анализ деятельности (после каждого вида деятельности).
  5. Физкультминутка (одна или несколько).
  6. Заключительная часть (решение проблемной ситуации).

В работе с детьми дошкольного возраста нужно очень грамотно планировать занятие. Чтобы оно оказалось максимально продуктивным, необходимо чередовать различные виды деятельности. Помимо чтения художественной литературы, можно использовать игровую, двигательную или коммуникативную деятельность.

К примеру, одним из обязательных элементов каждого занятия является физкультминутка. Она помогает детям отдохнуть от активной деятельности, предупредить утомление, улучшить эмоциональное состояние и проч.

Формы проведения физкультминуток:

  • общеразвивающие упражнения;
  • подвижная игра;
  • дидактическая игра с движениями;
  • танцы;
  • движения под чтение стихотворения.

На занятиях по чтению художественной литературы воспитатель может использовать любую из вышеперечисленных форм, но чаще всего в качестве физкультминутки используются движения под чтение стихотворения.

Пример физкультминутки под чтение стиха

Помимо этого, нужно составлять временной план занятия. Воспитатель должен помнить, что занятие, которые длится больше тридцати минут, неэффективно.

Структура занятия по чтению и временной план для старшей группы.

  1. Вводная часть. 1–2 минуты.
  2. Создание проблемной ситуации. 2–3 минуты.
  3. Основная часть. 23–25 минут.
  4. Заключительная часть. 2–3 минуты

Картотека тем

Картотеки художественной литературы составляют по разным критериям. Например, по лексическим темам: фрукты/овощи, деревья, хлеб, времена года, грибы/ягоды, птицы, домашние/дикие животные, земля/вода и проч.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Н. Носов «Огурцы»;
  • Г. Б. Остер «Котёнок по имени Гав».

Также картотеку можно составить по нравственно-патриотическому воспитанию: родина, общество, семья, дружба, праздники, гражданин и проч.

  • Н. Носов «Мишкина каша»,
  • Д. Габе «Моя семья»,
  • Я. Сегель «Как я был мамой».

Критерием для объединения произведений может выступать и безопасность: пожары, ПДД, правила поведения в природе и проч.

  • А. Барто «Гроза»;
  • О. Смирнов «Степной пожар»;
  • Г. Шалаева «Не ешь незнакомые ягоды в лесу».

Популярна также картотека, составленная Е.В. Щербаковой по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы. Критерии: образовательные области.

Из области нравственного воспитания:

  1. Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»;
  2. Русская народная сказка«Заяц-хвастун»;
  3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»;
  4. Б. Шергин «Рифмы»;
  5. Русская народная сказка«Сивка-бурка»;
  6. Русская народная сказка«Финист - ясный сокол»;
  7. В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;
  8. С. Михалков «А что у вас?»;
  9. Ненецкая сказка «Кукушка»;
  10. «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского);
  11. К. Чуковский «Мойдодыр».

Книга К. Чуковского «Мойдодыр» обязательна должна изучаться в ДОУ

Таблица: конспект занятия К. В. Товмасян на тему «Честность в сказке Л. Н. Толстого «Косточка»»

Этап НОД Содержание этапа
Цель и задачи Формировать представление о честности.
  • образовательные: учить слушать и понимать текст на слух, развивать аналитическое мышление;
  • воспитательные: воспитывать умение сопереживать, понимать эмоциональное состояние, воспитывать любовь к чтению и книгам;
  • развивающие: развивать речевой слух, расширять и обогащать словарный запас.
Оборудование
  • текст сказки;
  • портрет Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к сказке;
  • картинки с изображениями разных ягод: малина, слива, черника, ежевика, земляника, крыжовник.
Вступительная часть Приветствие и настрой на работу.
– Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
– Как ваше настроение?
Игра «Найди косточку»
– Посмотрите на эти картинки. Тут изображены ягоды. Найдите среди них ягодку с косточкой.
Знакомство с портретом писателя.
– Посмотрите на этот портрет. На нём изображён Лев Николаевич Толстой. Это великий русский писатель, который подарил нам очень много интересных рассказов, сказок, стихов и даже загадок. Он очень любил детей: открыл школу в Ясной поляне (это усадьба в Тульской губернии), учил их по «Азбуке», которую написал сам.
– Сегодня мы будем обсуждать рассказ Л.Н. Толстого «Косточка». Хотите узнать, о чём он и почему так называется?
Основная часть Воспитатель читает рассказ.
Вопросы для беседы:
- Что купила мама?
- Как повёл себя Ваня?
- Кто заметил, что сливы не стало?
- Почему Ваня решил съесть сливу?
- Почему он не признался?
- Почему беспокоился папа?
- Как Ваня должен был поступить?
Физкультминутка
Воспитатель читает стих детям и даёт указания по движениям:
  • Раз, два, три, четыре, пять!
  • Будем прыгать и скакать! (прыжки на месте)
  • Наклонился правый бок (наклоны туловища влево-вправо).
  • Раз, два, три.
  • Наклонился левый бок.
  • Раз, два, три.
  • А сейчас поднимем ручки (руки вверх).
  • И дотянемся до тучки.
  • Сядем на дорожку (присели на пол),
  • Разомнём мы ножки.
  • Согнём правую ножку (сгибаем ноги в колене),
  • Раз, два, три!
  • Согнём левую ножку,
  • Раз, два, три.
  • Ноги высоко подняли (подняли ноги вверх).
  • И немного подержали.
  • Головою покачали (движения головой).
  • И все дружно вместе встали (встали).

Говорят: «Все тайное рано и поздно становится явным». Вы согласны с этим? Приведите пример из рассказа «Косточка».
- Скажите, нужно ли что-то скрывать и быть нечестным, если правду все равно узнают?
Словарная работа.
- В рассказе было выражение «покраснел как рак». Посмотрите на иллюстрации к сказке. Вы поняли, что оно означает? Как ещё можно было это описать?
- Что означает слово «сочла»? Горница - это что?

Заключительная часть - Как называется рассказ, который мы сегодня обсуждали?
- Почему он так называется?
- Как бы поступили вы на месте Вани?
- Вы все очень хорошо работали сегодня, молодцы.

Качественная работа воспитателя по планированию и на занятиях по чтению художественной литературы - это залог продуктивной работы каждого ребёнка. Стихи, загадки, дидактические игры - всё это необходимо на занятии вне зависимости от выбранного произведения. Занятия в подготовительной группе должны быть позитивными и увлекательными для всех детей, поэтому задания нужно подбирать интересные и разнообразные. Только так можно привить детям любовь к чтению и литературе.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 9

воспитатель:

Тарасова Светлана Юрьевна

Первой квалификационной категории

2017-2018 год

Образовательная область «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы)

Перспективное планирование в подготовительной группе.

Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка.

Воспитание читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения.

Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.

Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Ноябрь

9. К. Паустовский «Теплый хлеб»

10. Д . Мамин-Сибиряк «Медведко»

11. Сказка Ф.Зальтена «Бемби». Фрагмент с начала сказки до слов

« - Бемби, - говорила она, - мой маленький Бемби!»

12. Былина «Садко»

Программное содержание

Учить осмысливать содержание рассказа, давать оценку поступкам героев, способствовать развитию связной речи

Помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений писателя. Учить определять, к какому жанру относится каждое произведение. Развивать интерес и любовь к книге

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги.

Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки, помочь понять мотивы поступков героев.

Декабрь

13. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

14. Заучивание стихотворения И. Суриков «Зима»

15. Коваль «Стожок»

16. Сказка по народным сюжетам «Снегурочка»

Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки.

Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию

Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей, передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев

Учить понимать: - образное содержание сказки; - характеры героев; - оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

Январь

17. С. Топелиус «Три ржаных колоска» (литовская сказка)

18. Чтение В Драгунского «Тайное становится явным»

19. Маршак «Тает месяц молодой...» (разучивание)

20. Русская народная сказка «Семь Симеонов - семь разбойников»

Учить: - различать жанровые особенности сказки; - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание прочитанного средствами игры. Формировать оценочное отношение к героям сказки

Учить детей правильно понимать нравственный смысл изображенного, мотивированно оценивать поступки героя рассказа; углублять представление детей о соответствии названия текста его содержанию.

Продолжать знакомить с творчеством С. Маршака. Помочь вспомнить содержание прочитанного ранее произведения. Закрепить знание стихотворения и умение читать его выразительно. Познакомить с новым стихотворением .

Продолжать знакомить с русскими народными сказками, их жанровыми особенностями. Повторить элементы композиции сказки (зачин, концовка). Учить осмысливать характеры персонажей сказки, составлять описательный рассказ. Развивать умение пересказывать сказку по плану. Формировать образность речи, понимание образных выражений

Февраль

21. Рассказ М.Зощенко «Великие путешественники»

22. С. Есенин «Береза»

23. Великий сказочник Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок» (чтение)

24. Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, развивать у детей чувство юмора, продолжать знакомить с иллюстрациями художников.

Учить: - чувствовать ритм стихотворения; - видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении

Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Упражнять в пересказе простых коротких произведений с помощью воспитателя, с использованием различных театров. Развивать интонационную выразительность речи

Продолжать знакомство с русской народной сказкой. Учить осмысливать характеры персонажей. Формировать образность речи, понимание образных выражений. Развивать творческие способности

Март

25. Сказка Х.-К. Андерсена «Дюймовочка»

26. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

27. В. Даль «Старик-годовик»

28. Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах»

Продолжать учить различать жанровые особенности сказки; формировать оценочное отношение к героям; учить осмысливать содержание прочитанного; совершенствовать умение связно передавать содержание средствами игры.

Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить: - понимать главную мысль былины; - придерживаться избранной сюжетной линии в творческом рассказывании; - использовать средства связи частей предложения рассказа

Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки. Учить: - выделять главную мысль сказки, ее мораль; - использовать образные выражения, народные пословицы для формулировки идеи сказки

Учить различать жанровые особенности сказок, осмысливать содержание прочитанного, формировать оценочное отношение к героям сказки

Апрель

29. Е. Носов «Как ворона на крыше заблудилась»

30. Заучивание Я. Аким «Апрель»

31. Чтение В.Бианки «Лесные домишки»

32. Сказка братьев Гримм «Горшок каши»

Продолжать учить различать жанровые особенности прозы. Формировать оценочное отношение к героям. Учить: - осмысливать содержание прочитанного; - связно передавать содержание средствами игры

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в тексте выразительные средства. Учить чувствовать ритм стихотворения, читать его наизусть.

Продолжать знакомить с творчеством В. Бианки; работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа. Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать ее содержание.

Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл. Закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки. Подвести к пониманию идеи произведения. Развивать точность, выразительность, ясность изложения мысли

Май

33. Алексеев «Первый ночной таран»

34. Заучивание П. Соловьева «Подснежник»

35. Чтение и обсуждение сказкиА.Линдгрен «Принцесса, не желавшая играть в куклы».

36. Время загадок, скороговорок и считалок

Учить эмоционально воспринимать содержание рассказа. Закреплять знания об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Развивать умение воспринимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поведение героев

Развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства.

Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж сказками; воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги;

Повторить известные произведения малых форм фольклора. Познакомить с новыми произведениями

Литература:

О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». М. 1999

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд. - М. : Мозаика-Синтез, 2014

Сохраняю для себя! Делюсь с вами. Всем спасибо!

Старшая группа. Список литературы для детей 5-6 лет.

Художественная литература

Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) основные жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Продолжать воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Рассказывать детям о своих любимых детских книгах, выяснять их симпатии и предпочтения.

Для чтения детям

Русский фольклор
Песенки.

«Как на тоненький ледок...», «Как у бабушки козел...»,

«Ты, мороз, мороз, мороз...», «Ранним-рано поутру...»,

«Уж я колышки тешу...», «Николенька гусачок...»,

«По дубочку постучишь, прилетает синий чиж».

Заклички.

«Грачи-киричи...», «Божья коровка...», «Ласточка-ласточка...»,

«Уж ты пташечка, ты залетная...», «Дождик, дождик, веселей».

Русские народные сказки.

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы;

«Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой;

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова;

«Финист -Ясный сокол», обр. А. Платонова;

«Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого;

«Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия.

В. Брюсов. «Колыбельная»;

И. Бунин. «Первый снег»;

С. Городецкий. «Котенок»;

С. Есенин. «Береза», «Черемуха»;

А. Майков. «Летний дождь»;

Н. Некрасов. «Зеленый шум» (в сокр.);

И. Никитин. «Встреча зимы»;

А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа в стихах «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.);

А. Плещеев. «Мой садик»;

А. К. Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад...» (в сокр.);

И. Тургенев. «Воробей»;

Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»;

А. Фет. «Кот поет, глаза прищуря...»;

М. Цветаева. «У кроватки»;

С. Черный. «Волк»;

Я. Аким. «Жадина»;

А. Барто. «Веревочка»;

Б. Заходер. «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча»;

В. Левин. «Сундук», «Лошадь»;

С. Маршак. «Почта», «Пудель»; С. Маршак,

Д. Хармс. «Веселые чижи»;

Ю. Мориц. «Домик с трубой»;

Р. Сеф. «Совет», «Бесконечные стихи»;

Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал...»;

М. Яснов. «Мирная считалка».

Проза.

В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы);

Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок»;

С. Черный. «Кот на велосипеде»;

Б. Алмазов. «Горбушка»;

М. Борисова. «Не обижать Жаконю»;

А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы);

С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»;

В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»;

Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»;

Ю. Казаков. «Жадный Чик и кот Васька»;

М. Москвина. «Кроха»;

Н. Носов. «Живая шляпа»;

Л. Пантелеев. «Большая стирка» (из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»), «Буква «ты»;

К. Паустовский. «Кот-ворюга»;

Г. Снегирев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок».

Фольклор народов мира

Песенки.

«Гречку мыли», лит., обр. Ю. Григорьева;

«Друг за дружкой», таджикск., обр. Н. Гребнева (в сокр.);

«Веснянка», укр., обр. Г. Литвака;

«Дом, который построил Джек», «Старушка», англ., пер. С. Маршака;

«Счастливого пути!», голланд., обр. И. Токмаковой;

«Спляшем», шотл., обр. И. Токмаковой.

Сказки.

«Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова;

«Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова;

«Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой);

«Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина;

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы;

«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева;

«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;

«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера;

А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака;

Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой;

Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова;

В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера;

Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа.

Литературные сказки.

Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака;

А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной;

X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского;

О. Пройслер. «Маленькая Баба Яга» (главы), пер. с нем. Ю. Коринца;

Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;

Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед.

Л. Брауде. «Шляпа волшебника» (глава), пер. В. Смирнова.

Для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня;

И. Белоусов. «Весенняя гостья»;

Е. Благинина. «Посидим в тишине»;

Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима;

С. Городецкий. «Пять маленьких щенят»;

М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»;

М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова;

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»);

А. Плещеев. «Осень наступила...»;

И. Суриков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»;

С. Городецкий. «Котенок»;

В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»;

Э. Успенский. «Разгром». (мы этот мульт обожаем))))

Литературные сказки.

А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его { славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;

Н. Телешов. «Крупеничка»;

Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы);

П. Бажов. «Серебряное копытце»;

В. Бианки. «Сова»;

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы);

Б. Заходер. «Серая звездочка»;

В. Катаев. «Цветик-семицветик»;

А. Митяев. «Сказка про трех пиратов»;

Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»;

Г. Сапгир. «Как лягушку продавали», «Смеянцы», «Небылицы в лицах».