Бросившие вызов. Музей королевских ввс малайзии Символика ввс малайзии

21 марта в Малайзии на 14-й Международной военно-морской и авиационно-космической выставке LIMA 2017 состоялась мировая премьера выступления пилотажной группы "Русские витязи" на новых истребителях Су-30СМ .

Как рассказал ТАСС ведущий летчик авиагруппы полковник Андрей Алексеев, "Су-30СМ - это великолепный самолет, поэтому в нашей программе на выставке много новых элементов в одиночном пилотаже с использованием сверхманевренности".

Особый интерес к полетам "сушек" на выставке связан с тем, что этот самолет является дальнейшим развитием линейки истребителей Су-30МКИ ВВС Индии и Су-30МКМ Королевских ВВС Малайзии.

Массовая "тридцатка"

Многоцелевые истребители Су-30СМ в количестве восьми единиц российская авиагруппа получила осенью 2016 года от их производителя - корпорации "Иркут" (входит в ОАК). За короткое время летчики освоили программу показательных полетов, в которую были включены новые элементы. Их выполнение стало возможным благодаря сверхманевренности "тридцатки". На выставке LIMA 2017 полеты выполнила четверка Су-30СМ.

Ранее авиагруппа "Русские витязи", образованная в 1991 году, выступала на одноместных истребителях Су-27 и двухместных Су-27УБ. На этих самолетах пилоты неоднократно демонстрировали свое мастерство на выставке в Малайзии.

"Русские витязи" - первая в мире пилотажная группа, летающая на тяжелых истребителях, которые сохраняют боевые возможности серийных самолетов. Минобороны России закупает Су-30СМ с 2011 года для оснащения Воздушно-космических сил (ВКС) и морской авиации ВМФ РФ. Государственный заказ превысил 110 самолетов, свыше половины которых уже передано в войска.

Согласно оценке российских военных аналитиков, Су-30СМ стал самым массовым новым истребителем России . Военные рассчитывают последовательно наращивать возможности этой машины за счет совершенствования авионики и оснащения новым вооружением.

С 2015 года Су-30СМ также поставляется Казахстану - ближайшему союзнику России по региональному военно-политическому союзу. "Иркут" также продолжает экспортные поставки истребителей Су-30МК и оказывает индийской корпорации HAL содействие в производстве этих самолетов по лицензии.

Новая тактика

Су-30СМ открывает новые возможности в тактике воздушного боя, заявил ТАСС на летном поле после завершения первого демонстрационного полета четверки "Русских витязей" на LIMA 2017 командующий Военно-воздушными силами (ВВС) - заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин.

Генерал особо отметил выступление на авиасалоне пилотажной группы "Русские витязи" и то, как наглядно были продемонстрированы элементы сверхманевренности самолета.

Иностранные операторы истребителей семейства Су-30 также высоко оценивают данный самолет. Эти машины могут стать важным фактором, объединяющим ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) в области военно-технического сотрудничества с Россией, заявил в эксклюзивном интервью ТАСС министр обороны Малайзии Хишамуддин Хусейн.

По его словам, Малайзия может стать стратегической точкой для укрепления сотрудничества России и стран ЮВА.

Министр также высоко оценил развитие российского оборонно-промышленного комплекса.

Стоит отметить, что пилоты Королевских ВВС Малайзии также выполняют на LIMA 2017 показательные полеты на истребителях Су-30МКМ производства корпорации "Иркут".

ВВС Малайзии на требуемом уровне поддерживают боевую готовность истребителей Су-30МКМ, сообщил главком ВВС страны генерал Хедж Эффенди бин Буанг.

Главком малайзийских ВВС сделал это заявление на выставке в связи с тем, что национальная программа по закупке новых истребителей сталкивается с финансовыми трудностями. "ВВС Малайзии в настоящее время формируют оптимальный подход к данной программе", - отметил бин Буанг.

Согласно данным справочника Military Balance 2017 , издаваемого Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies, IISS), в составе ВВС Вьетнама имеется 35 истребителей Су-30МК2, в составе Королевских ВВС Малайзии - 18 Су-30МКМ, а в составе ВВС Индонезии - два Су-30МК и девять Су-30МК2.

Николай Новичков, Дмитрий Федюшко

В столице Малайзии г. Куала-Лумпуре находится много туристических достопримечательностей, а таксисты знают маршруты движения с открытыми глазами. Но есть здесь и не менее интересные места, о которых турагентства почему то умалчивают а дорогу приходится переспрашивать по несколько раз.

Когда мы попросили отвезти нас в Музеи Королевских вооруженных сил Малайзии, то таксист сначала доставил пас к зданию Министерства обороны и у офицеров уточнял маршрут. К сожалению, в этот музей мы так и не попали, он в настоящее время закрыт на реконструкцию.

А в музее ВВС мы оказались совершенно случайно. Расстроившись, мы с напарником решили съездить в экзотический парк бабочек. По дороге я случайно увидел указатель MUZIUM TUDM и на английском: RMAF museum. На обратном пути из царства бабочек мы попросили таксиста завернуть в сторону указывающей стрелки.

Музей Королевских ВВС Малайзии находится па окраине столицы на территории когда-то бывшей основной базы военно-воздушных сил. Конечно, по своим размерам и количеству экспонатов он сильно уступает нашему монинскому музею, но здесь можно увидеть то, чего нет, наверное, больше нигде.

Сразу за воротами музея посетителей встречает английский учебно-тренировочный самолет Provost. Название не случайное, в переводе с английского «provost» - это ректор в некоторых английских учебных за ведениях. Вот и эта машина верой и правдой служила для обучения летчиков Королевских малазийских ВВС начиная с 1961 г. в учебно-тренировочной школе, которая располагалась на базе в Куала-Лумпуре (там где сейчас разместился музей). На летной работе в Малайзии Provost прослужил до 1972 г., после чего продолжал «работать» в качестве «педагога» до начала 1980-х гг., только уже на земле. На таких самолетах отрабатывались практические навыки авиамехаников.

По пути на площадку и к ангару, где расположены другие натурные экспонаты музея, можно заглянуть в две крытые галереи, где хранятся документы об истории создания национальных ВВС увидеть макеты всевозможных самолетов второй половины XX пека, независимо от того, были они в Королевских малазийских ВВС или нет. Кроме того, тут представлено различное авиационное и наземное оборудование начала 1950-х и. На стенах одной из галерей написаны фамилии командиров всех авиаэскадрилий Королевских малазийских ВВС с момента их формирования и по настоящее время. С учетом того что посетителей в музее немного (не сравнить с толпой зевак в KLCC, как называют местный торговый центр, расположенный в основании двух знаменитых башен-близнецов), можно не спеша изучить любые экспонаты Тем более что в галереях работает кондиционер.

На стоянках п в ангаре музея имеется полтора десятка различных летательных аппаратов в окраске национальных ВВС.

Один из интересных образцов, представленных в музее, - пассажирский Twin Pioneer, бортовой помер FM1001. Он стал первым самолетом, приобретенным правительством Малайзии в начале 1958 г. с намерением создать Королевские ВВС. Самолет прибыл в Малайзию 17 апреля 1958 г. и был официально получен тогдашним министром обороны страны Тупом Абдулом Разаком. Через неделю премьер-министр Тапку Абдул Рахман Путра Ал-Хадж дал самолету официальное название «Раджа Уоли» в честь орла, который был обнаружен в этой стране.

Пассажирский Twin Pioneer «Раджа Уоли» - первый самолет ВВС Малайзии.

Особенность самолетов типа Twin Pioneer заключалась в том, что они могли взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах длиной всего 300 ярдов. Такие аппараты закупались для перевозки VIP-персон и высоких правительственных должностных лиц. Это делалось в соответствии с концепцией, согласно которой Королевские малайзийские ВВС не являлись боевыми.

«Раджа Уоли» прослужил в Королевских малазийских воздушных силах 10 лет (1958–1967) и при этом налетал более 2500 ч. и совершил не менее 5300 посадок. В последние годы службы этот самолет экипажи 1-й эскадрильи Королевских малазийских ВВС сентиментально называли «верным стариком». А в музее эта машина оказалась в ноябре 1974 г.

В составе ВВС Малайзии были еще и самолеты Single Pioneer, но о них чуть ниже.

На открытой площадке находятся еще несколько интересных образцов, которые мне, к сожалению, не удалось идентифицировать, и никаких пояснительных надписей возле них не было.

Это двухмоторная летающая лодка, двухмоторный транспортный самолет и четырехмоторный пассажирский самолет. В транспортник можно зайти и осмотреть оборудование его пилотской кабины и грузовой кабины. Надо заметить, что внутри самолеты менее ухожены, чем снаружи. Это относится ко всем экспонатам куала-лумпурского авиамузея.

Чуть в стороне налетном поле стоят знаменитые реактивные истребитель «Сейбр» и палубный штурмовик А-4 «Скайхок». Точно такие же самолеты можно увидеть и в ангаре музея. Кроме них там демонстрируемся еще парочка вертолетов конца 1950 - начала 1960-х гг. Одни из них - английский «Уосп». Такие вертолеты применялись англичанами во время конфликта в районе Фолклендских островов.

Истребитель F-86 «Сейбр» австралийской сборки.

Легкий санитарный самолет Single Pioneer.

В этом же ангаре стоит британский Harvard с опознавательными знаками Британских королевских ВВС. Эти машины в конце 1940 - начале 1950-х гг. использовались британскими ВВС для борьбы с коммунистами в джунглях Малайзии. Позже четыре таких самолета были переданы для обучения местных летчиков. С самолета Harvard связана и первая жертва малазийских ВВС. На таком самолете в ноябре 1950 г. погиб первый малазийский пилот Аллан Леонг. демонстрируемый экземпляр в 1993 г. был выменен в США на канадский CL-4IG Tebuan, которые имелись в ВВС Малайзии. В музее самолет экспонируется с 1994 г.

Канадский реактивный учебно-тренировочный CL-41G Tebuan здесь тоже имеется. Королевские малазийские ВВС в 1966 г. заказали 20 таких самолетов, их поставка в страну началась в следующем году. Из CL-41С были сформированы 6-я и 9-я эскадрильи Королевских малазийских ВВС, базировавшиеся в Куантане. Там самолеты несли службу до июня 1986 гю и задействовались для подготовки летчиков начиная от первых полетов до обучения тактике боя, в том числе и с использованием вооружения, что являлось последним этапом подготовки к переходу на самолет СF-5 (вариант американского истребителя F 5 Freedom Fiqhter). А вот самого CF-5 в музее пока нет. Наверное, еще летает.

За CL-41G расположился и уже упомянутый Single Pioneer. Этот маленький самолетик создан той же шотландской компанией, что и Twin Pioneer. только немного раньше. С августа 1953 г. такие самолеты из состава британских ВВС действовали над джунглями Малайзии, а его уникальность состоит в том, что он мог взлететь с площадки длиной всего 75 ярдов, а приземлиться на полосу длиной в 66 ярдов Первый Single Pioneer на службу в малазийские ВВС поступил в самом конце 1958 г. Эти самолеты использовались для перевозки раненых и больных, для чего два задних сиденья снимались, а на их места ставились носилки. В Королевских малазийских ВВС Single Pioneer «трудились» до 1967 г.

Конечно, нельзя не упомянуть истребитель F-86A «Сейбр». Самолеты этого типа являлись основными противниками для наших летчиков в небе Кореи в начале 1950-х гг. Там наши пилоты разглядывали их через перекрестия прицелов, а в музее в Куала-Лумпуре «Сейбр» можно осмотреть спокойно, даже исследовать то, что у него внутри в ангаре стоит самолет со снятой обшивкой.

Представленные в Малайзии F-86 не американской сборки. Они были выпущены в Австралии по лицензии. Десять самолетов были переданы в Малайзию в 1969 г. с австралийской базы ВВС в Баттеруэрте. «Сейбрами» в Малайзии укомплектовали 11 эскадрилий, где самолеты несли службу до 1975 г.

И еще об одном необычном экспонате музея ВВС. Под навесом стоит старенький британский бронеавтомобиль Ferret, никаких надписей рядом с ним нет, пояснений, как и зачем он оказался в музее ВВС, тоже. Мне вспомнилась одна любопытная деталь. В авиамузее в Кургане (см. «ТиВ» № 11/2005 г.) под крылом Ил-14 стоит 76-мм пушка Зис-3. Может, для охраны?

Так что, уважаемые читатели, если вас судьба занесем в далекую Малайзию в ее столицу, выделите час времени и заверите в MUZIUM TUDM, не пожалеете, тем более что вход бесплатный.

Учебно-тренировочный самолет Canadair CL-41G Tebuan.

Морской вертолет WASP.

Легкий пассажирский самолет de Havilland Dove.

Амфибия Grumman HU-16 Albatross.

Штурмовик McDonnell Douglas A-4PTM Skyhawk.

Военно-транспортный самолет De Havilland Canada DHC-4 Caribou.

) и в вопросах отражения внешней агрессии ее руководство традиционно ориентируется на сотрудничество с США, Великобританией и другими государствами Британского содружества наций, основу национальной военной доктрины составляют концепции «всеобщей обороны» и «опоры на собственные силы» .

На развитие и структуру малайзийского военного ведомства оказывали влияние необходимость борьбы с повстанческим движением внутри страны, обострение военно-политической обстановки в Юго-Восточной Азии в результате войны в Индокитае и наличие в регионе неурегулированных территориальных конфликтов.

Являясь одним из трех видов вооруженных сил , ВВС отличаются наиболее высоким уровнем технической оснащенности, боеготовности и профессиональной подготовкой личного состава. Они были созданы для ведения эффективной борьбы с политическими противниками существующего в стране режима и необходимостью обеспечения ее территориальной целостности в связи с обретением в конце 50-х годов независимости (ранее была колонией Великобритании). Размеры страны, трудности наземных коммуникаций, связанные с наличием тропических джунглей и преобладанием горного рельефа местности, большие морские пространства, разделяющие восточную и западную части малайзийской территории, а также регулярно происходившие (с начала 60-х до конца 80-х годов) нападения повстанцев в прилегающих с районах являлись теми факторами, которые повлияли на развитие и формирование структуры военно-воздушных сил Малайзии.

Имевшие на момент создания (2 июня 1958 года) в своем составе 14 военнослужащих и один самолет, они за годы своего существования ликвидировали отставание по уровню боеспособности от ВВС других государств юго-восточной Азии (насчитывают в настоящее время около 13 тыс. человек, примерно 200 самолетов ) и являются наиболее динамично развивающимися в данном регионе. В соответствии с положениями по боевому применению им определены в качестве первоочередных следующие задачи: прикрытие основных административных и промышленных центров, а также военных объектов от ударов с воздуха, непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, патрулирование прилегающих акваторий морей и проливных зон, ведение воздушной разведки, транспортные перевозки личного состава и техники. Кроме того, на них возложены функции по оказанию содействия властям в борьбе с противниками существующего режима внутри страны, ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в реализации государственных программ социально-экономического развития.

Организационная структура. В настоящее время функционирование ВВС Малайзии обеспечивает объединенная и взаимосвязанная структура управления, предусматривающая их всестороннее развитие и наращивание боевых возможностей. Она базируется на концепциях центрального планирования и управления, а также децентрализованного выполнения поставленных задач. Структура управления дает возможность всем частям и подразделениям малайзийских ВВС действовать в соответствии с единым замыслом в качестве автономных и независимых боевых единиц, в составе которых имеются все необходимые элементы тылового обеспечения повседневной деятельности. Штаб ВВС Малайзии находится в центре этой организационной структуры и является составной частью объединенного штаба вооруженных сил страны, расположенного в столице г. Куала-Лумпур.

Штаб ВВС организационно состоит из двух основных управлений: планирования и развития, оперативное. Первое отвечает за перспективное планирование развития этого вида ВС, определение направлений военно-научных исследований, а также за создание программ совершенствования отдельных элементов национальных военно-воздушных сил. Второе занимается разработкой доктрин, вариантов мобилизационного развертывания, планов действий в случае непредвиденных обстоятельств (стихийные бедствия, активизация повстанческого движения и т. д.), проведение учений, а также контроль за повседневной боевой подготовкой подчиненных частей и подразделений. Общее руководство этим видом вооруженных сил возложено на командующего, заместитель которого одновременно является начальником штаба ВВС.

С 1996 года в основу деятельности военно-воздушных сил Малайзии положена доктрина, получившая наименование «Назад к основам» (Back To Basics). Она была разработана с целью повышения качества выполнения личным составом своих функциональных обязанностей при жестком соблюдении требований руководящих документов и наставлений. По мнению руководства этого военного ведомства, реализация доктрины позволит обеспечить возможность постоянного развития национальных ВВС и приведение их в соответствие со всеми предъявляемыми к ним требованиями.

В состав военно-воздушных сил Малайзии входят четыре авиационные дивизии (ад), командиры которых несут ответственность за подготовку и боеготовность подчиненных частей и подразделений.

На руководство 1 ад возложено решение задач ПВО страны и завоевания превосходства в воздухе.

2 ад осуществляет воздушно-транспортные перевозки ВВС. 3 ад - тыловое обеспечение подразделений ВВС, включая функционирование наземного оборудования и распределение расходных материалов.

На 4 ад возложена функция развертывания передовых командных пунктов, предназначенных для руководства проведением специальных операций подразделениями ВВС. Ее командование несет также ответственность за ведение воздушной разведки в провинциях Сабах и Саравак.

По данным иностранной печати, в боевом составе ВВС Малайзии находятся ряд частей и подразделений (см. таблицу).

Аэродромная сеть. На территории страны имеется около 115 аэродромов, из них 32 - с искусственной ВПП, 83 грунтовых; в том числе 80 с длиной ВПП около 900 м. Для базирования подразделения военно-воздушных сил Малайзии используют десять авиабаз. При необходимости самолеты национальных ВВС могут выполнять полетные задания, применяя в качестве оперативных аэродромов наиболее крупные аэропорты страны, где созданы необходимые запасы материальных средств и есть оборудование для их полноценной эксплуатации. В Малайзии имеются восемь аэродромов с взлетно-посадочной полосой длиной 2 400 - 3 700 м.

Подготовка личного состава. По оценке зарубежных экспертов, летный состав малайзийских ВВС имеет достаточно высокий уровень подготовки. При разработке методики обучения широко используется опыт военных ведомств как ведущих западных стран, в первую очередь США и Великобритании, так и государств - членов блока АНЗЮК. Подготовка летного состава ведется в летной школе. Она была открыта на авиабазе Сунгей Беси в декабре 1958 года, в апреле 1964-го передислоцирована на авиабазу Алор-Сетар. Первоначальное обучение курсантов навыкам пилотирования осуществляется на самолетах РС-7А. Затем их подготовка продолжается на учебно-боевых самолетах «Хок» Mk108. По окончании школы курсантам присваивается первичное офицерское звание и квалификация летчика. Дальнейшее совершенствование их летной подготовки проходит в боевых частях национальных ВВС, а также в учебных центрах Австралии, США и Великобритании.

Подготовка личного состава ВВС наземных специальностей осуществляется в основном в школе технической подготовки, открытой в г. Куала-Лумпур в августе 1963 года, и частично в учебных заведениях сухопутных войск. Боевая подготовка частей и подразделений ВВС организуется в соответствии с национальными планами и в рамках блока АНЗЮК. Она направлена на повышение боеспособности и боеготовности всех формирований национальных военно-воздушных сил. Учитывая возможные варианты ведения боевых действий, они в мирное время решают учебно-боевые задачи в условиях, максимально приближенных к реальным. Для этого на территории страны оборудованы специальные полигоны и учебные центры.

Подразделения истребителей-штурмовиков F/A-18D, а также штурмовиков «Хок» Mk208 отрабатывают способы нанесения ударов по различным наземным и морским объектам с использованием как обычных авиационных бомб, так и управляемого оружия.

Большое внимание уделяется обучению приемам преодоления системы ПВО противника.

Эскадрильи истребителей МиГ-29, F-5E и F являются основными активными средствами ПВО. Они готовятся к прикрытию административных и экономических центров, а также военных объектов путем перехвата самолетов противника на максимальных дальностях до рубежа применения ими оружия класса «воздух - земля».

Подготовка в военно-транспортной авиации направлена на отработку задач по переброске личного состава, оружия, военной техники и средств МТО, выброске воздушных десантов. При этом предусматриваются действия в интересах как собственных вооруженных сил, так и союзников.

Полковник А. Алексеев

фото Peter de Jong

Состоящие на вооружении Военно-воздушных сил Малайзии истребители МиГ-29N останутся важным компонентом системы ПВО страны, заявил командующий ВВС Малайзии генерал Рослан Бин Саад. Как сообщает «Нью стрэйтс таймс» со ссылкой на заявление генерала, на текущий момент решение о замене МиГ-29N, которые состоят на вооружении с 1990 года, пока не принято.

По его словам, командование ВВС намерено тщательно изучить возможности существующего парка МиГ-29N с целью определения перечня необходимых работ для гарантированного обеспечения в перспективе этими самолетами задач по защите воздушного пространства страны.

Как заявил генерал Рослан бин Саад в ходе празднования 57-й годовщины ВВС Малайзии, первоначально имелись планы постепенно снять МиГ-29N с вооружения и заменить их другими многоцелевыми боевыми машинами. Однако впоследствии было принято решение провести модернизацию самолетов с целью расширения их боевых возможностей до уровня истребителей, состоящих на вооружении других стран.

Как ранее сообщал ЦАМТО, в марте этого года компания ATSC (Aerospace Technology Systems Corporation) заявила, что намерена совместно с РСК «МиГ» представить правительству Малайзии предложение о проведении модернизации парка истребителей МиГ-29N.

По заявлению генерального директора ATSC Фадзара Сухада (Fadzar Suhada), предложение о модернизации следует за двухлетней стадией оценки, проведенной ATSC совместно с РСК «МиГ» для определения направлений модернизации самолетов, которая будет выполнена исключительно этими двумя компаниями в рамках программы передачи технологий.

Модернизация существенно продлит срок эксплуатации 18 МиГ-29N. Обосновывая логичность принятия этого предложения, глава компании заявил, что проект модернизации более рентабелен для малазийского правительства по сравнению со снятием истребителей с вооружения.

По оценке Ф.Сухада, МиГ-29N – хорошая платформа, и после 20 лет эксплуатации самолет еще не достиг половины срока службы в 4000 летных часов. В рамках модернизации истребитель будет оборудован системами последнего поколения и сможет применяться еще в течение 4000 летных часов.

Программа МиГ-29NM (модернизированный) включает установку новой РЛС с фазированной антенной решеткой «Жук-МЭ» в варианте FGM-229, стеклянной кабины пилотов, совместимой с аппаратурой ночного видения, топливных баков, увеличивающих радиус действия на 30%, модернизированного комплекта вооружения, который сделает самолет сопоставимым по возможностям с Су-30MKM. Последний включает ракеты Р-77 и Р-27 класса «воздух-воздух», корректируемые авиабомбы КАБ-500КР и ракеты Х-31П класса «воздух-земля».

На малайзийском острове Лангкави 21 марта открывается авиасалон LIMA 2017. Об одной истории, связанной с малайзийским следом в российской торговле оружием, попросила рассказать заместителя директора .

Открытие 14-й Международной выставки авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2017 - хороший повод вспомнить об особой роли Малайзии в постсоветской истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами и о том значении, которое имели немногочисленные контракты с этой страной. По сравнению с Индией и Китаем Малайзия закупила немного российской техники, но ценность малайзийских контрактов в другом: именно на этом рынке Россия нанесла поражение США, которые были и остаются мировым лидером по экспорту вооружений.

На рубеже столетий Малайзия занимала специфическое место на рынке вооружений стран Юго-Восточной Азии. В период правления одного из самых замечательных азиатских лидеров конца ХХ века Мохаммада Махатхира страна совершила феноменальный рывок в своем социально-экономическом развитии и стала одним из ярких «азиатских тигров».

Экономические успехи создали солидную базу для проведения амбициозной и во многом уникальной военно-технической политики. Ее отличительной особенностью стала демонстративная диверсификация оборонного импорта: Малайзия стала одним из немногих действительно открытых и конкурентных рынков продукции военного назначения.

Рынок вооружений работает иначе, чем рынок гражданской продукции. В первом случае огромное, часто решающее значение имеет политический фактор, который проявляется по-разному. Это может быть зависимость от гарантий безопасности со стороны страны-экспортера вооружений (как в случае с нефтяными монархиями Персидского залива), языковая и цивилизационная близость (как у США и Великобритании) или принадлежность к одному военно-политическому союзу (как среди членов ).

Именно в силу политического фактора прямые столкновения России и США на рынке вооружений, вопреки распространенному мнению, случаются нечасто. Покупатели российской и американской продукции военного назначения обычно не пересекались, хотя в последнее время ситуация меняется, и США все активнее проникают на традиционные российские рынки. Тем не менее эпизоды прямой конкуренции российских и американских предложений бывали, и случались они именно на открытых рынках. Например, недавно США одержали верх на проводившихся в Индии конкурсах на закупку боевых и тяжелых транспортных вертолетов.

В Малайзии исход борьбы дважды за десять лет решался прямо противоположным образом, причем в обоих случая речь шла об истребителях, которые считаются одним из самых чувствительных с военно-политической точки зрения товаров.

Первого успеха Москва добилась в 1994 году, когда королевские малайзийские ВВС решили разделить заказ новых истребителей между Россией и США. Законтрактовав восемь американских F-18D Hornet, малайзийцы приобрели и 18 российских МиГ-29N. Решение о закупке российских истребителей было принято несмотря на ожесточенное противодействие США, которые задействовали весь арсенал своих дипломатических, разведывательных и лоббистских усилий. Весьма вероятно, что именно этот беспардонный прессинг стал одной из причин пророссийского выбора. Купив русские самолеты, Малайзия продемонстрировала многовекторность внешнеполитической ориентации и приверженность национальному суверенитету, а также доказала способность принимать независимые политические решения.

А вот победу истребителей Су-30МКМ десятилетие спустя определили техническое совершенство этого ультрасовременного на тот момент боевого авиационного комплекса и маркетинговая активность российских экспортеров. В августе 2003 года Россия и Малайзия подписали контракт на 18 Су-30МКМ на сумму более 900 миллионов долларов с поставкой в 2007-2009 годах. При этом российский истребитель в ожесточенной трехлетней борьбе одержал победу над очень сильным и опасным соперником - американским многоцелевым истребителем F-18F Super Hornet.

Триумф Су-30МКМ до сих пор остается уникальным эпизодом в истории военно-технического сотрудничества России с зарубежными государствами. На рынке боевых самолетов это единственный случай чистой победы российского предложения над американским. В техническом отношении решающий вклад в успех Су-30МКМ внесло сочетание нескольких элементов:
* мощнейший радар с фазированной антенной решеткой;
* двигатель с управляемым вектором тяги, благодаря которому самолеты Су-30МКИ/МКМ стали первыми в мире серийными сверхманевренными истребителями;
* уникальное сочетание большого радиуса действия и значительной боевой нагрузки.

В борьбе за этот важный контракт россияне применили новаторские для того времени маркетинговые технологии. Авиационный комплекс подвергся серьезной кастомизации - то есть адаптации под индивидуальные требования заказчика. Системы израильского производства, поставка которых в мусульманскую страну была невозможна, заменили российским и французским оборудованием. Например, вместо израильского подвесного контейнера целеуказания Litening, который несет Су-30МКИ, на Су-30МКМ был интегрирован французский Damocles. В целом доля российского оборудования на малайзийской версии по сравнению с индийским вариантом Су-30МКИ выросла.

Интересно, что Малайзия выбирает в основном двухместные истребители. В длительных боевых миссиях, особенно над безориентирной местностью, два члена экипажа лучше решают задачи, чем один. Подтверждает этот тезис выбор еще одного самолета этого семейства - Су-30СМ - в качестве единственного нового истребителя наземного базирования для авиации ВМФ России.

Важную роль в продвижении Су-30МКМ в Малайзию сыграл факт налаженного серийного производства этой машины, причем не только в России, но и в Индии. В 2003 году никто не мог предположить, какой успех ожидает семейство Су-30МКИ, никто не знал, что суммарный заказ на эти машины превысит 470 единиц и выпуск будет продолжаться еще более 15 лет. Но уже тогда ВВС Индии начинали эксплуатацию Су-30МКИ товарной партии, заказанной в 1996 году, а на заводах корпорации HAL начиналась подготовка к производству 140 этих истребителей в соответствии с лицензионным контрактом, подписанным в декабре 2000 года.

Наличие двух линий сборки по определению повышает устойчивость послепродажного обслуживания, к тому же у Малайзии с Индией вполне дружественные отношения. Альтернативный России источник запасных частей стал дополнительным фактором в пользу выбора Су-30МКМ.

Победа Су-30МКМ закрепила российские позиции на малайзийском рынке боевой авиации и продемонстрировала, что у России есть предложение не просто конкурентоспособное, но и превосходящее прямой американский аналог. В дальнейшем именно малайзийский вариант Су-30МКМ стал базой для создания наиболее современной модификации истребителей этого семейства - машины с индексом Су-30СМ, который сейчас массово закупается ВКС и морской авиацией ВМФ России, а также поставляется Силам воздушной обороны Казахстана.

Высокие качества истребителя Су-30МКМ неоднократно демонстрировались малайзийскими летчиками в ходе учений, в том числе международных. Самолеты заслужили самую высокую оценку наблюдателей, включая весьма профессиональных и пристрастных.

Так, в апреле 2012 года оснащенные радаром с АФАР модернизированные истребители F-15C из состава 18-го авиакрыла ВВС США в течение двух недель проводили совместные маневры с различными малайзийским истребителями. По итогам тренировок командир 18-го авиакрыла ВВС США генерал Мэтт Моллой оценил возможности Су-30МКМ так: «В полете они показали потрясающую маневренность при выполнении основных боевых маневров (

В настоящее время ВВС Индии завершают выработку технических требований к модернизации парка своих Су-30МКИ. По всей видимости, самолеты получат более мощный двигатель АЛ-41Ф1 и новое бортовое оборудование. Поэтапной модернизации также подвергнется радар «Барс», который в перспективе получит активную фазированную антенную решетку.

Радикальное повышение мощи Су-30МКМ может быть обеспечено также благодаря интеграции авиационного варианта российско-индийской ракеты BrahMos, испытания которой вышли на заключительный этап. Сочетание платформы Су-30МКМ и этой дальнобойной сверхзвуковой ракеты придаст ВВС Малайзии качественно новый потенциал, причем не только противокорабельный, но и в части совершенно новых возможностей поражения критически важных наземных целей. Проведение этих мероприятий позволит приблизить эффективность истребителей к уровню самолетов пятого поколения.