Живопись и графика примеры. Школьная энциклопедия

Графика как основа изобразительного искусства

Выполнила: Заманова Анастасия

студентка 21 группы,

специальность 050146

Руководитель:

Челябинск 2011

Введение

Глава I . Графика как самостоятельный вид изоискусства.

1.1. Исторические сведения о возникновении и развитии искусства графики.

1.2. Виды графики.

1.3. Материалы графики.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Заключение

Список литературы


Введение

Рисунок - это высшая честность искусства.

Энгр

Актуальность проблемы исследования. Графика как один из самых древних и распространённых видов художественного творчества занимает видное место в изобразительном искусстве. «Она способствует развитию эстетического воспитания и образования, развивает художественный вкус, помогает в усвоении ряда специальностей», - считает современный теоретик искусства .

Благодаря сравнительной простоте художественного языка, удобству воспроизведения в больших тиражах, графика широко используется в области массовой агитации и пропаганды. Графика служит средством воспроизведения живописи и скульптурных работ.

Великий итальянский художник эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (1писал: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры, и архитектуры; рисунок - источник и корень всякой науки» .

Рисунок как самостоятельная область творчества может быть художественным и творческим. Это такой рисунок, когда художник не копирует предмет, а выбирает самое важное и характерное, усиливает его, опуская всё второстепенное. Такой рисунок играет огромную роль в развитии художественного вкуса, имеет большое познавательное и воспитательное значение, например рисунки к басням .

Рисунок является основным видом детского творчества в рисовании на различные темы и в декоративном рисовании.

Замечательный художник Марк Шагал (1считал, что основой обучения будущего художника является реалистическое искусство. Он писал: «Учить в художественной школе надо реалистическим методам, молодых художников прежде всего следует крепко поставить на ноги... другое дело, как будет развиваться художник после завершения учёбы... Во всех художественных школах мира реалистические принципы обучения одни и те же» .

Рисунок имеет большое значение в практической деятельности школьника, студента, рабочего, техника, инженера и людей различных специальностей, работающих в различных областях науки, техники и культуры. Он играет важную роль в определении контура, формы, объёма предметов и их рас положения в пространстве. При помощи рисунка человек также познаёт и изучает окружающую действительность. «Умение понимать рисунок и чертеж в огромной степени облегчает изучение инструмента, станка, машины и различных агрегатов. Рисование и черчение приобретают теперь особенно большое значение потому, что мы вплотную занялись овладением техники», - отмечали в свое время теоретики искусства .

Исходя из проблемы художественного образования нами была сформулирована тема исследования : «Графика как основа изобразительного искусства» .

Для проведения теоретического исследования мы определили задачи исследования :

1. отобрать и изучить теоретическую литературу по графике и её изобразительным возможностям;

2. на основе анализа литературы представить в тексте работы теоретические основы, виды и особенности искусства графики;

3. обобщить результаты исследования по теме « Графика как основа изобразительного искусства» и определить перспективы дальнейшей работы по данной теме.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы теоретического исследования :

Изучение и анализ литературы;

Сравнение точек зрения искусствоведов;

Классификация и систематизация материала;

Моделирование;

Обобщение.

Глава 1. Общие сведения об искусстве графики.

1.1. Историческая справка возникновения и развития искусства графики.

Графика как вид изобразительного искусства появилась не сразу. Графические изображения создавались уже тогда, когда люди жили в пещерах, добывали огонь трением, шли на охоту с каменным топором. Рисунки процарапывались или наносились красками на стены пещер, были контурными, силуэтными. Краски вплоть до 13-14 веков выполняли в изобразительном искусстве второстепенную роль, лишь подчеркивая контуры рисунка, и носили декоративный характер.

Начало теоретического обоснования правил рисования принадлежит египтянам. Обучение технике рисования осуществлялось по двум направлениям.

С одной стороны, отрабатывалось свободное движение руки, чтобы главные контурные линии легко наносились кистью на поверхность доски или папируса. С другой стороны, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапывать контур на стене для фрески, на камне для барельефа . Среди рисунков древних египтян наряду с религиозными сюжетами можно увидеть рисунки, отражающие жизненные впечатления: кошки гуляют среди зарослей папируса; девушка ловит рыбу; люди играют на музыкальных инструментах.

Древнегреческие художники утверждали, что сущность прекрасного в симметрии, в гармонии частей и целого. В основу метода обучения рисунку было положено рисование с натуры, однако рисунок использовался только в подготовительных и учебных целях, самостоятельного значения он ещё не имел .

В эпоху Римской империи само изобразительное искусство, а значит и рисунок в частности, имели как бы прикладной характер. Поэтому при обучении рисованию преобладало копирование образцов, повторение приемов работы древних греков.

Средневековое изобразительное искусство отвергало реалистические тенденции, если они не отвечали религиозному сюжету. Рисунок был направлен не на точность передачи натуры, а на её эмоциональное и духовное состояние.

В эпоху Возрождения искусство рисунка приобрело самостоятельную значимость. Изучение памятников античности обусловило новое содержание искусства. Сложилась другая система художественного видения - изображение стало строиться как реальная картина. Особенно важным было формирование специфического языка рисунка. Линия приобрела пластическую выразительность, способность в самом нажиме передавать объём и пространство.

К этому времени в рисунке использовались свинцовые, серебряные и другие металлические грифели (штифты), графит, итальянский карандаш, сангина, уголь, мел, пастель, а также жидкие материалы - бистр, тушь, разно­цветные чернила, акварель , белила. Рисовали перьями, кистями на белой бумаге и на бумаге разнообразных цветов, тонированной и грунтованной. Это обогатило художественные и технические возможности изображения .

В истории развития рисунка существовали два различных подхода к изображению, две системы передачи формы: объёмная, живописная. При объёмном изображении форма передаётся чётким контуром и моделировкой объёма, при живописном - контуры словно бы растворяются в окружающем воздушном пространстве.

Строгой, линейной манере следовали такие художники эпохи Возрождения как А. Матеньи, Леонардо да Винчи, Микеланджело .

Венецианские художники рисовали в свободной манере, к ним относятся: Джорджоне, Тициан, Б. Веронезе, Я. Тинторетто .

Большой вклад в развитие рисунка внёс Леонардо да Винчи. У него были целые альбомы с набросками, зарисовками и рисунками, которые потом становились шедеврами изобразительного искусства. Леонардо да Винчи является создателем первого в европейском искусстве пейзажного рисунка.

Великими мастерами линейного рисунка, выполненного серебряным штифтом, были Ян ван Эйк, А. Дюрер, Рафаэль и другие. А. Дюрер создавал рисунки всех типов и жанров .

Русская школа 18-19 веков также внесла много нового в технику рисунка. Виртуозно владели рисунком О. Кипренский, К. Брюллов и многие другие ученики Академии художеств.

Рисунки А. Лосенко, И. Репина и многих других русских
мастеров дают представление о различных приёмах использования графических материалов .

И. Репин любил выполнять остропсихологические рисунки графитным карандашом и использовать растушку.

Большое значение имеет иллюстративный рисунок. Многие писатели и поэты делали рисунки и зарисовки, как иллюстрации к своим произведениям. Были художники, которые делали иллюстрации к детским книгам . Лучшие рисунки к ним создали - иллюстратор сказок, - анималист, мастер детской книги для дошкольников, и другие .

С наступлением Великой Отечественной войны рисунок стал носить военный характер. Выпускалось огромное количество плакатов и листовок. Рисунок стал серьёзным защитником Родины, который морально уничтожал врага.

После окончания войны основной тематикой рисунка стала жизнь советского человека.

Путь развития графики был трудным. А теперь можно с уверенность назвать рисунок не просто видом изобразительного искусства, но и её основой.

1.2. Виды графики.

По видам графику разделяют на:

1)станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок);

2)книжную и журнально-газетную;

3)прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши и др.);

4)гравюры (ксилография, линография, литография, офорт, сухая игла, гравюра на картоне и др.) .

Виды графики

Схема 1.1.

Один из авторов словаря по МХК, отмечает: «Станковая графика является тем видом графики, которая наиболее свободно позволяет художнику самому выбирать и трактовать тему своего рисунка. Она не связана с литературным текстом. Художник сам выбирает материал и формат листа. Станковые рисунки чаще выполняют на бумаге, картоне и материи, реже на дереве, металле и камне. К произведениям изобразительного искусства относится станковый рисунок» .

Эстампом называется художественное изображение, отпечатанное на бумаге с доски из дерева; металла, линолеума или специального камня. Для этого поверхность доски или камня обрабатывается соответственным образом/

Лубок - народная картинка, отличающаяся особой простотой и доступностью образов и предназначенная для массового распространения . Лубок печатался вначале с доски из липового луба. В 18-ом веке стали печатать с металлической доски, но название осталось то же. Обычно лубок сопровождался пояснительным, чаще всего стихотворным текстом. В России лубок в 17-ом веке имел религиозные темы, а в 18-ом веке главными образами стали сказочно-былинные, бытовые, сатирические. В годах художники, ёв, и другие исполняли патриотические лубки .

В советском искусстве художественную форму лубка художники использовали в плакате . В такой технике работали, и другие.

Книжная и журнально-газетная графика имеет свои особенности. Оформление книги, журнала и газеты проходит сложный процесс, в котором переплетаются художественное творчество и техника. Оформление книги - это выражение литературного содержания художественными и полиграфическими средствами. К художественным средствам относятся: различные иллюстрации, то есть изображения, раскрывающие содержание книги, журнала, газеты; рисованный орнамент, чертежи, схемы, карты, репродукции с фотографий, картин, плакатов; рисованные шрифты. К полиграфическим средствам относятся материалы для изготовления книги, то есть бумага, картон, краски и так далее, а также способы воспроизведения.

Гравюра - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером .

Гравюру по способам печатания разделяют на три основные группы:

1) выпуклая печать;

2) углублённая печать;

3) плоская печать .

Гравюра выпуклой печати . К ней относится гравюра на дереве - ксилография и линолеуме - линогравюра. Для этой печати характерно удаление при помощи вырезания или выдалбливания доски тех мест, которые на бумаге остаться белыми. Выпуклости на доске покрываются краской. При оттиске на бумагу она оставляет след - рисунок.

Гравюра на дереве появилась в конце 6-го века. Родиной её считается Китай, она встречается в Индии, Японии и других странах. В России гравюра на дереве возникла в середине 16-го века .

Гравюра углублённой печати. К ней относятся все способы гравирования на металле: резцовая гравюра, «сухая игла» и меццотинто, а также офорт и его разновидности - мягкий лак и аквинта. Для углублённой гравюры характерны углубление на металлической доске в форме царапин или борозд. Резцовая гравюра на металле отнимает много времени, требует большого физического напряжения. Работа ведётся стальным резцом кубической формы с ромбовидным срезом. На стальную или медную доску путём вдавливания наносится рисунок.

В способе «сухая игла» гравер процарапывает металлическую доску специальной твёрдой иглой или осколком алмаза.

Способ меццотинто более сложный, но он допускает непрерывный и тончайший переход от тени к свету. Хорошие меццотинтовые оттиски редки и дороги, так как доски быстро стираются.

Офорт - вид гравюры на металле, в котором углубления получаются путём травления металла кислотами .

Полированную поверхность медной или цинковой доски покрывают кислотоупорным лаком. Особой иглой по лаку наносится рисунок. Кислота действует на металл только там, где повреждён лак, оставляя рисунок на металле.

Мягкий лак является разновидностью офорта, где вместо обычного покрывного лака применяется более жирный и мягкий по составу. Рисунок наносится не иглой, а карандашом, но не прямо на слой лака, а на тонкую бумагу, положенную на него .

Аквинта - также разновидность офорта. Этот приём используется для получения мягких акварельных переходов в травленой гравюре.

Классическая резцовая гравюра на металле и офорт получили в России расцвет в 18-ом веке .

Гравюра плоской печати. К ней относится литография. Рисунок наносится на поверхность специального литографского камня.

Литография делится на два вида: автолитографию и репродукционную литографию.

Автолитография - такой вид литографии, когда автор-художник сам создаёт своё произведение непосредственно на камне, с которого получается оттиск на бумаге .

Репродукционная литография резко отличается от автолитографии. Мастер-литограф только копирует уже готовый оригинал, данный художником.

1.3. Материалы графики.

Материалом для рисования с древних времён служил уголь; в Эпоху Возрождения входит в употребление так называемый «итальянский карандаш» (чёрный мел по качествам своим похожий на уголь) и сангина («красный мел»); с 16-го века применяется графит, а с конца 18-го века появляется карандаш в деревянной оправе .

Для выполнения заданий по рисунку наиболее предпочтительны графитные и цветные карандаши, фломастеры, акварель, тушь, соус, цветные мелки, а также уголь, сангина, пастель.

Разнообразие графических материалов

Схема 1.2.

Остановимся на некоторых особенностях графических материалов.

Графитный карандаш удобен и для учебных, и для творческих работ. Он имеет приятный серый тон и некоторый блеск, легко стирается резинкой. Этим карандашом создают рисунки линейного, линейно-штрихового и тонально-живописного плана. Для рисования графитный карандаш самое простое и доступное средство.

Графит ложится на любую бумагу и не осыпается. Линией и штрихом хорошо работать на плотной, гладкой бумаге, а зернистая бумага подойдёт для тональной работы. Хорошо выглядят рисунки карандашом на пожелтевшей от времени бумаге.

Графитный карандаш хорош для рисунков в альбоме, на ватманском листе.

1. Цветными карандашами также можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов особенно акварельными карандашами, которые можно размыть водой. В статье учителя отмечено: «Это материал, который доступен и прост в работе, поэтому им часто рисуют дети. Возможности цветных карандашей значительно богаче, но дети их не используют. Причина здесь в том, что детям, школьникам необходимо методически грамотно и увлекательно представить эти приёмы. Тогда цветные карандаши станут спутником творчества многих людей, даже непрофессионалов» .

«Научите детей использовать фантастические узоры для заполнения плоскости предмета, например, клеточки, волны, ромбики, кружки и вы увидите радостные глаза ребёнка. Он понял, что его рисунок стал значительно красочнее и интереснее. Использование декоративных пятен обогащает и раскрепощает детскую фантазию и непосредственно детский рисунок», - пишет.

«Уголь как рисовальный материал использовался художниками с глубокой древности. Углём можно работать двумя способами: используя линии и штрихи и применяя тональную тушевку. Уголь даёт глубокий бархатистый чёрный цвет и большой диапазон тональных переходов. Им выполняют быстрые наброски, эскизы и длительные рисунки. Он очень удобен в работе и легко стирается. Уголь четко выявляет форму предмета, позволяет передать свет и тень. Им рисуют на бумаге, картоне, холсте, стене и других поверхностях. Лучше использовать шероховатую бумагу. Интересные рисунки углём получаются на цветном фоне неярких тонов.

Рисунки углём следует закреплять специальным фиксативом или лаком для волос», - дает пояснения, авторитетный ученый-методист по изоискусству .

«Фломастер легко скользит по бумаге и оставляет красивую плавную линию, которую нельзя стереть. Рисунок выполняют, используя линии, штрихи или декоративные пятна. Хороши фломастеры для набросков с натуры, зарисовок пейзажей, декоративно-оформительской работы.

Сангину , материал красно-коричневого цвета, использовал в рисунке ещё Леонардо да Винчи. Рисунки сангиной бывают линейные, штриховые и тоновые. Она хорошо растушевывается на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте. Осваивать технику работы этим материалом следует начинать с набросков, а продолжать в более длительных рисунках с натуры или по представлению», - замечает автор .

Соус - это материал для рисования в виде толстых палочек-карандашей из прессованных красителей с клеем, обёрнутых в фольгу. Он применяется в больших и длительных рисунках, в набросках и зарисовках. Существует две техники выполнения рисунков соусом: мокрый соус (размывается кистью с водой) и сухой соус (наносится на бумагу штрихом) .

Пастель - живопись сухими мягкими цветными карандашами без оправы, «спрессованными из стёртых в тонкий красочный порошок минеральных красителей с добавлением скрепляющего или разбеливающего вещества - гуммиарабика, молока, мела, гипса, талька. Пастельные карандаши бывают твёрдые, средней твёрдости и мягкие», - так определяет свойства материала . «В школьной практике учителя изоискусства используют пастель. С помощью нежных оттенков материала дети постигают закономерности колорита, могут выразить настроение, характер объекта, т. е. учатся тонко чувствовать эстетику окружающего мира», - замечает один из классиков методики изоискусства .

Пастелью также называют произведения, выполненные пастельными карандашами. Ими рисуют на шероховатой бумаге, картоне, загрунтованном холсте, замше, пергаменте. Рисунки, выполненные пастелью необходимо закреплять фиксатором или лаком для волос.

1.4. Изображение животных и птиц в искусстве графики.

Анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. Художники-анималисты уделяют основное внимание художественно-образной характеристике животного, его повадок .

Анималистические рисунки - древнейший вид изобразительной деятельности человека, уходящей своими корнями в эпоху верхнего палеолита (20-40 тысяч лет до н. э.). Образ зверя был настолько популярен в творчестве древних художников, что его изображения встречаются чаще других сюжетов в палеолите, мезолите и неолите. Целый ряд древних графических композиций можно считать шедеврами мирового искусства .

Именно тогда были намечены основные стили в изображении животных, определены графические приёмы.

Изображения зверей , сделанные рукою доисторического человека, исполнены по памяти и представлению и по обобщённости и точности образов напоминают выверенные графические композиции.

Графика животных Древнего Египта, Китая, стран Дальнего Востока, Америки и других регионов позволяет студентам найти близкие «по духу» изображения .

Изображение птиц и животных требует пристального изучения их внешнего облика. Характера пластики и конструктивного строения формы тела.

Рисунок птиц. Представление о происхождении и развитии птиц, об анатомическом строении и образе жизни поможет наблюдательному рисовальщику найти их индивидуальные особенности.

Известный художник-анималист советует: «Зарисовки лучше начать с неподвижной натуры - чучел птиц. Полезно вначале сделать несколько ознакомительных зарисовок или набросков с чучела большой птицы, а затем выполнить рисунок в разных положениях, предварительно познакомиться с их анатомическим строением, пропорциями и движением, влияющими на характер формы.

Очень полезны наброски и зарисовки домашних животных с натуры и в зоопарке. Для начала лучше избрать в качестве натуры животных в состоянии покоя или их малоподвижные позы. В дальнейшем можно перейти к зарисовкам активно движущихся моделей» .

Борис Михайлович Неменский напутствует учителя: «Младший школьный возраст отличается подлинным интересом ко всему живому, к фауне и флоре окружающего мира. Нужно помочь детям увидеть красоту животных, пластику и грацию их движений. При грамотном объяснении, показе приёмов работы графическими материалами дети с удовольствием рисуют своих домашних питомцев, лесных обитателей, образы экзотических и фантастических зверей. Главное, передать свою увлечённость детям!» .

Заключение

Подводя итоги, мы можем сделать вывод о том, что графика действительно является основой изобразительного искусства, так как графический рисунок является первым этапом создания любого произведения изобразительного искусства. Все авторы едины во мнении о том, что рисунок является основой изображения, дает четкое, ясное представление о конструкции, объеме объекта.

О художественных возможностях графики подробно и образно пишут теоретики искусства, о разнообразии материалов мы подробно ознакомились, изучая монографии «Виды изобразительного искусства». В ходе исследования мы опирались на работы художника-анималиста и педагога-методиста. Исследование графики обогатило, расширило наши знания о графике, о её художественных возможностях.

Знакомство с мнением авторитетного учёного, художника и педагога в книге «Мудрость красоты» даёт нам основание считать, что учить детей понимать искусство графики, изучать художественные возможности разных материалов и предоставлять детям радость рисования карандашом, пастелью, фломастерами - это необходимый компонент художественного развития детей.

Изучение теории графического искусства необходимо мне, как будущему учителю, для более глубокого понимания организации работы на уроках.

В дальнейшем, в курсовой работе мы планируем выполнение творческих работ в графике и особый акцент попытаемся сделать на серии графических рисунков животных и создании практических пособий для обучения графике младших школьников.

Список литературы

1. Грушевицкая, Т. Г., Гузик, М. А., Садохин, по мировой художественной культуре [Текст] / , . - М.: Академия, 2001. - С. 198.

2. Дуканин, К. Н., Егоров, Ф. И., Лукинов, Б. П., Седов, К. М., Чарнецкий изобразительного искусства [Текст]/ , . - С-П.: « Искусство», 1999. - С. 200

3. Изергина, об искусстве [Текст]/ . - Ленинград: Издательство Академии художеств, 1962.

4. Карлов, птиц и зверей: изд. 2-е, дополн. [Текст]/ . - М.: Просвещение, 2001. - С. 76.

5. Конев, А. Ф., Маланов, рисовать. Рисуем собаку [Текст]/ , . - Минск, Харвест, 2003. - С. 102, с илл.

6. Неменский, красоты: учебное пособие для учителя [Текст]/ . – М.: Просвещение, 1992. – С. 307.

7. Сокольникова, искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]/ . - М.: Академия, 1999. - С. 324.

8. Юрская, цветными карандашами [Текст]/// Начальная школа. - № 10. – 2003. - С. 15– 18.

Графика

Графика от греч.— пишу — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки, контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже — фактурной) поверхностью бумаги — главной основой для графических работ.

Наиболее древний и традиционный вид графического искусства, где основу изображения составляют линия и силуэт. В графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют и натурные наброски, эскизы к произведениям живописи, скульптуры, архитектуры.

Классификация:

В зависимости от способа исполнения и возможностей тиражирования графику делят на уникальную и печатную. Уникальная графика — создание произведений в единственном экземпляре (рисунок, акварель, монотипия, аппликация и т. п.). Печатная графика (гравюра) — создание печатных форм, с которых можно получать по несколько оттисков.

Уникальная графика:

Акварель, водяные краски по бумаге или шелку. Техника использующая специальные акварельные краски, при растворении в воде образующие прозрачную взвесь тонкого пигмента, и позволяющая за счёт этого создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов.

Шанько Ирина, бумага, акварель, 2014.

_____________________________________________________________________________________________________

Гуашь , водяные краски на основе мела. Вид клеевых водорастворимых красок, более плотный и матовый. Гуашевые краски изготавливаются из пигментов и клея с добавлением белил. Примесь белил придает гуаши матовую бархатистость, но при высыхании цвета несколько выбеливаются (высветляются), что должен учитывать художник в процессе рисования. С помощью гуашевых красок можно перекрывать темные тона светлыми. Высохшее изображение, сделанное гуашью, слегка светлее влажного, что делает сложным подбор цвета. Основа также может быть чувствительной к образованию трещин, если наложена слишком толсто.

Шанько Ирина, бумага, гуашь. 2012

_____________________________________________________________________________________________________

Пастель, цветные мелки. Чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением.

Пастель бывает трех типов — «сухая», масляная и восковая . Масляная пастель производится из пигмента с льнягым маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты. Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета.

Существует два основных вида сухой пастели: твердая и мягкая. Мягкие пастели состоят в основном из чистого пигмента, с небольшим количеством связующего вещества. Подходят для широких насыщенных штрихов. Твердые пастели реже ломаются, так как содержат большее количество связующего вещества. И прекрасно подходят для рисунка, ведь сторону палочки можно использовать для тона, а кончик для тонких линий и проработки деталей.

Для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге. Тон бумаги подбирается индивидуально, учитывая задачи рисунка. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Дега. Голубые танцовщицы.

_____________________________________________________________________________________________________

Сангина, мелок или карандаш «рыжего» цвета. Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, Бумага, сангина

_____________________________________________________________________________________________________

Сепия, мелок или карандаш коричневого цвета, из вещества выпускаемого каракатицей.Часто входит в состав набора для пастели (сухая пастель).

Шанько Ирина, бумага, сепия

_____________________________________________________________________________________________________

Уголь, в искусстве, материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек (в XIX в. также из угольного порошка с растительным клеем).

Угольные палочки

Угольные палочки изготавливаются из виноградных, буковых или ивовых сучков, обожженных в герметичной печи при высокой температуре. Ивовые угольные палочки - наиболее распространенный вариант. Виноградные и буковые палочки стоят дороже, но они оставляют более насыщенные штрихи. Палочки длиной 15 см продают в коробках, степень их твердости и толщины варьируется. Мягкий уголь быстрее превращается в порошок и хуже проникает в бумагу, чем твердый уголь. Поэтому мягкий уголь удобнее для создания больших тонированных участков, а также для незаметного перехода из оттенка в оттенок и для растушевывания.

Более твердые виды угля подходят для прописывания деталей, вырисовывания линии, он хуже растушевывается. Единственный недостаток угольных палочек - это их хрупкость: при сильном нажиме они обычно ломаются.

Прессованный уголь

Такой уголь производят из перемолотой угольной крошки, смешанной со связующим веществом, спрессованной в короткие толстые палочки.

Прессованный уголь крепче, чем угольные палочки, он не так легко ломается и оставляет насыщенный бархатистый след.

Но смахнуть такой уголь с бумаги намного труднее, чем природный уголь.

Угольный карандаш (ретушь)

Ретушь представляет собой тонкий «грифель» из прессованного угля, заключенный в деревянную оболочку. Такие карандаши не пачкают руки, их легче контролировать, чем угольные палочки. У них чуть более твердая текстура. Вы можете использовать только кончик такого карандаша, поэтому широкие штрихи вам будут недоступны. Кончик карандаша можно затачивать так же, как точат грифельные карандаши.

Шанько Ирина, бумага, уголь, мел.

_____________________________________________________________________________________________________

Соус , материал для рисунков, имеющий вид коротких круглых серых и черных, палочек. Приготовляют соус из каолина, мела и прессованной газовой сажи. Соус - один из видов пастели. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Рисование соусом ведется двояким путем — сухим и мокрым.

Ученическая работа. Фото из интернета.

_____________________________________________________________________________________________________

Тушь , краска для рисования и каллиграфии из сажи.

Тушь бывает жидкая, концентрированная и сухая в виде палочек или плиток. Наноситься на бумагу перьями или кистями.

Шанько Ирина, бумага, тушь, перо, кисть.

_____________________________________________________________________________________________________

Итальянский карандаш, который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порош-ка жжёной кости, скреплённого рас-тительным клеем.

А. А. Иванов. «Мальчик, играющий на свирели». Этюд к картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис». Итальянский карандаш. Ок. 1831—34. Третьяковская галерея. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Гравюра, вид тиражной графики, когда с одного оригинала можно получить несколько оттисков. Виды гравюр:

Ксилография , гравюра на дереве.

А. П. Остроумова-Лебедева. "Горный институт". Гравюра на дереве для книги Н. П. Анциферова "Душа Петербурга". 1920.

_____________________________________________________________________________________________________

Литография , гравюра на камне.

_____________________________________________________________________________________________________

Линогравюра, гравюра на линолеуме.

И. В. Голицын. "Утром у В. А. Фаворского". Гравюра на линолеуме. 1963.

_____________________________________________________________________________________________________

Офорт, гравюра на металле, есть несколько различных техник: меццо-тинто, акватинта, сухая игла.

Т. н. Мастер игральных карт. "Дама с зеркалом". Резцовая гравюра на меди. Середина 15 в.

_____________________________________________________________________________________________________

Меццо-тинто

Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска («заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.

В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.

Пример гравюры меццо-тинто, работа фламандского худ-ка Валлеранта Вайланта

_____________________________________________________________________________________________________

Акватинта

Оттиск гравюры в этой манере напоминает рисунок водяными красками —акварелью; это сходство и обусловило происхождение наименования. Сущность этого приёма сводится к тому, что на печатную форму перед травлением наносится кислотоупорная смола —канифольная, асфальтовая или другого происхождения пудра или порошок, которые в процессе нагревания печатной формы плавятся и образуют на поверхности доски покрытие, сквозь мельчайшие промежутки между частицами которого металл протравливается на разную глубину, что создаёт на оттисках при печати различные тональные плоскости, состоящие из множества точек; таким образом размер гранул смоляного порошка или пыли, её дисперсность, сказывается на фактурных и тональных характеристиках, являющихся основной целью данного вспомогательного вида гравюры на металле.

Жан Клод Ришар, аббат де Сен-Нон (с оригинала Юбера Робера). Вид парка на Вилле Мадама под Римом. 1765. Акватинта

_____________________________________________________________________________________________________

Сухая игла — техника гравирования на металле, не использующая травление, а основанная на процарапывании острием твёрдой иглы штрихов на поверхности металлической доски. Полученная доска с изображением представляет собой форму глубокой печати.

Отличительной особенностью оттисков с гравированной таким образом формы является «мягкость» штриха: используемые гравером иглы оставляют на металле углублённые борозды с поднятыми заусенцами — барбами. Штрихи также имеют тонкое начало и окончание, поскольку процарапаны острой иглой.

Jean-Michel Mathieux-Marie

_____________________________________________________________________________________________________

Компьютерная графика появилась относительно недавно, в прошлом столетии, и относится к совершенно новому направлению, которое подразумевает творческий подход к делу, при этом открывает невероятные возможности применения этого цифрового искусства. Существуют станковой, книжный, прикладной виды графики, которые используются человечеством уже довольно давно.

Компьютерная графика: понятие и применение

Уже давно компьютерная графика как вид искусства позиционируется. А изначально ее связывали с письмом, каллиграфией и шрифтами. Благодаря расширению границ применения и развитию цифровых технологий возникают новые типы графики, в том числе деловая, иллюстративная, инженерная, научная.

Первая картинка на мониторе появилась еще в прошлом веке, тогда же, когда и компьютеры. А современный мир уже нереально вообразить без наличия в нем новых технологий.

Разрешение как основное понятие графики

Важным понятием в компьютерной графике является разрешение. Оно есть у экрана компьютера, печатающего устройства и изображения. Разрешение экрана - это одно из свойств системы компьютера. Важную роль при этом играет монитор, видеокарта и операционная система. Наименьшая цифровая единица измерения предстает в виде точки или пиксела.

Разрешение принтера - это свойство печатающего устройства, которое отвечает за число пикселей, переносимых на определенный минимальный участок. Оно имеет свою единицу измерения - dpi, при помощи определенных настроек задается качество и размер изображения. Разрешение изображения - это и есть свойство самой картинки. Оно также исчисляется в dpi-единицах и зависит от настроек графического редактора.

Есть еще такое понятие, как физический размер изображения. Параметры рисунков определяются высотой и шириной. Это обусловило появление дополнительных единиц измерения, стали использоваться миллиметры, сантиметры, дюймы. Если разрешение увеличивается или уменьшается, то происходит изменение физического размера изображения.

Компьютерная графика везде и всюду

Различные виды графики, в том числе компьютерная, присутствуют повсюду и являются многофункциональными орудиями цифровой революции. Можно провести интересные аналогии. Например, рабочий стол - это милый дворик, в котором можно играть или работать, операционная система Windows - уютная и функциональная квартира, а выбранный браузер - это хорошо оснащенный способ передвижения.

Графика повсюду, с ее помощью моделируется одежда, обувь, бытовые приборы, печатная и рекламная продукция. Современные архитекторы также не обходятся без нее, в ином случае они создавали бы свои проекты невероятно долго. Компьютерные инновации широко применяется при создании 3D-кино, мультфильмов, игр, а также интерьеров помещений и фотографии. Графика как вид искусства воспринимается далеко не всеми, многие определяют ее как рисование цифрами.

Разновидности компьютерной графики

В соответствии со способом создания выделяют следующие 3 вида графики: растровый, векторный и фрактальный. Эти разновидности 2D-направления, в свою очередь, разделяются на подвиды, у каждого из которых есть своя техника создания изображений. Сравнительно недавно появился новый вид, так называемое 3D-моделирование, нашедшее широкое применение в различных сферах жизни.

Каждый вид графики имеет свои принципы генерации изображений. Растровая используется при создании мультимедийных программ. Эти рисунки в основном сканируются, а затем обрабатываются с использованием графических редакторов.

Использование векторного вида чаще всего ориентируется на область оформительских работ и предполагает генерацию картинок из простейших геометрических элементов. Фрактальную связывают больше не с рисованием, а с программированием, в котором основу составляют математические расчеты. Примером использования можно назвать экранные заставки на телевидении.

Растровая графика

Растровая графика (изображения в виде точек) своей структурой похожа на листок бумаги в клеточку. Для получения рисунка необходимо, чтобы квадратики были закрашены определенным цветом, либо черным, либо белым. Существует такое понятие, как пиксель. Так вот, это составная частица растровых картинок, иначе говоря точка. Именно из пикселей складывается цельное изображение. Так как они сами по себе безразмерные, они получают свои очертания во время вывода их на монитор компьютера или на принтер.

На объем памяти, занятой растровым изображением, оказывает влияние размер картинки, глубина цвета в битах, а также формат файла, размер которого напрямую зависит от количества пикселей. Такой вид сохраняется в формате BMP, разработанном компанией Microsoft специально для операционной системы Windows. Еще один популярный формат - GIF с количеством цветов 256, а также JPEG - с высоким качеством изображения.

Свое применение этот вид графики нашел при создании объектов мультимедиа, а также полиграфических изданий. Картинки создаются не с помощью специальных программ, а путем сканирования фото или рисунков. По этому принципу работают цифровые камеры и фотоаппараты. Главным недостатком является так называемая пикселизация, то есть искажение рисунка путем увеличения размеров и невозможность тщательного рассмотрения деталей.

Векторная графика

Основными составляющими векторной графики являются линии, не имеет значения - ровные они или не очень. Память компьютера, которую они занимают, не меняется из-за больших размеров рисунка, так как сохраняются они в виде формул. Какие бы манипуляции с линиями ни проводили, будут изменяться всего лишь их параметры.

Векторная графика с представлением изображения в виде линий создает картинку благодаря четким геометрическим формам. Основной чертой такого вида считается совместное использование команд компьютера и математических формул.

Векторная графика ориентирована на объект, ее еще называют чертежной. Изображения создаются с помощью комбинации окружностей, линий, дуг и, например, эллипсов или квадратов. Для создания трехмерного изображения сочетают такие элементы, как куб и сфера. Перечисляя преимущества векторного типа, стоит упомянуть экономию места на диске.

Сравнительная характеристика растровой и векторной графики

Самое главное отличие состоит в том, что при увеличении рисунка наиболее четким остается изображение, полученное путем векторной графики. По сравнению с растровыми картинками, эти изображения занимают меньший объем памяти, так как сохраняются лишь формулы, а не каждая точка объекта.

Если сравнивать эти виды графики, изобразительная способность лучше у векторной. Поэтому главное ее достоинство - это отличная четкость даже при сильном увеличении. Однако растровый тип отличается более реалистичным и натуральным изображением, а также он лучше выводится на печатном устройстве.

Фрактальная графика

Фрактальная графика характеризуется тем, что в память компьютера заносятся не сами объекты, а только их математические формулы, таким образом, картинку компьютер запоминает как своего рода уравнение. При замене исходных данных выходит совершенно иное изображение.

Этот способ используется для моделирования определенных объектов действительности для автоматического создания неординарных иллюстраций. Самой маленькой частицей измерения служит фрактал, созданный в 20 веке и покоривший цифровой мир. Его создателем был математик из Польши Бенуа Мандельброт.

Какой вид графики дает более четкое изображение? Фрактальная разновидность позволяет воспроизводить не только простые изображения, но и сложнейшие реалистичные иллюстрации. Для файлов фрактальных изображений используется формат FIF с расширением *.fif, который по сравнению с форматом JPG намного лучше детализируют структуру картинки при увеличении или уменьшении размеров объекта.

Графика в стиле 3D

Трёхмерная графика использует свои особые средства, чтобы генерировать объекты в объемном виде для получения изображения, максимально приближенного к реальности. Современные технологии дают возможность вращения и детального рассмотрения объекта с каждой стороны. Другие виды графики по природе своей на это не способны.

Здесь используются разнообразные приемы работы с геометрическими фигурами и плоскими поверхностями, чтобы получить объемный рисунок. Говоря простым языком, первоначально делают каркас, который впоследствии дополняется другими элементами, завершающими реалистичный образ.

Затем играют со светом, настраивают гравитацию, учитывают характерные атмосферные особенности и остальные пространственные параметры объекта. Для двигающихся объектов указываются координаты и определенный маршрут, а также скоростные характеристики.

Несомненно, все виды графики, в том числе компьютерная, прочно обосновались в жизни человека, при этом они помогают расширить возможности во многих сферах. Реклама, телевидение, киноиндустрия, интернет - это далеко не весь список применения. Компьютерная графика - это замечательное поле деятельности для архитекторов, проектировщиков, конструкторов и изобретателей. Будущее за цифрами!

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.

Виды графики классифицируются по способу создания изображения, предназначению, как проявления массовой культуры.

По способу создания изображения графика может быть печатной (тиражной) и уникальной.

Печатная графика и её виды

Печатная графика создаётся с использованием авторских печатных форм. Печатная графика даёт возможность распространения графических произведений в многочисленных равнозначных экземплярах.
Раньше печатная графика (эстамп) служила для многократного воспроизведения (иллюстраций, репродукций живописных работ, плакатов и т.д.), т.к. фактически являлась единственным способом массового тиража изображений.
В настоящее время множительная техника развилась, поэтому печатная графика стала самостоятельным видом искусства.

Виды печатной графики

Эста́мп

Эстамп (фр. Estampe) представляет собой оттиск на бумаге с печатной формы (матрицы). Оригинальными считаются те отпечатки, которые сделаны самим художником или при его участии.
Эстамп известен в Европе c XV в. Вначале эстамп был не самостоятельным разделом изобразительного искусства, а только техническим приёмом размножения изображений.

Виды эстампа

Виды эстампа отличаются способом создания печатной формы и методом печати. Таким образом, основных эстампных техник существует 4.

Высокая печать : гравюра на дереве; линогравюра; гравюра на картоне.

Ксилография

Ксилография – гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры. Ксилография – древнейшая техника гравирования по дереву. Она возникла и получила распространение в странах Дальнего Востока (VI-VIII вв.). Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV-XV вв.
Мастерами ксилографии были Хокусай, А. Дюрер, А. Остроумова-Лебедева, В. Фаворский, Г. Епифанов, Я. Гнездовский, В. Матэ и мн. другие.

Я. Гнездовский. Рождественская открытка

Линогравюра

Линогравюра – способ гравирования на линолеуме. Этот метод возник на рубеже XIX-XX вв. с изобретением линолеума. Линолеум представляет собой хороший материал для гравюр большого размера. Для гравирования применяют линолеум толщиной от 2,5 до 5 мм. Инструменты для линогравюры используют те же, что и для продольной гравюры: угловые и продольные стамески, а также нож для точной обрезки мелких деталей. В России первым начал применять такую технику ученик Василия Матэ Н. Шевердяев. В дальнейшем эту технику для изготовления станковой гравюры и особенно в книжной иллюстрации использовали Елизавета Кругликова, Борис Кустодиев, Вадим Фалилеев, Владимир Фаворский, Александр Дейнека, Константин Костенко, Лидия Ильина и др.

Б. Кустодиев «Портрет дамы». Линогравюра
За рубежом в технике линогравюры работали Анри Матисс, Пабло Пикассо, Франс Мазерель, немецкие экспрессионисты, американские художники.
Из современных художников линогравюру активно используют Георг Базелиц, Стэнли Донвуд, Билл Файк.
Применяется как черно-белая, так и цветная линогравюра.

Р. Гусева. Цветная линогравюра. Натюрморт «Глазунья»

Гравюра на картоне

Разновидность эстампа. Технологически простой вид гравюры, его используют даже на уроках изобразительного искусства.
Но в ХХ в. некоторые значительные художники-графики использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Гравюра на картоне

Глубокая печать : офортные техники (игловой офорт, акватинта, лавис, пунктир, карандашная манера, сухая игла; мягкий лак; меццо-тинто, резцовая гравюра).

Офорт

Офорт – разновидность гравюры на металле, техника, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Офорт известен с начала XVI в. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие художники.


Рембрандт «Проповедь Христа» (1648). Офорт, сухая игла, резец

Меццо-тинто

Меццо-тинто («чёрная манера») – вид гравюры на металле. Основным отличием от других манер офорта является не создание системы углублений (штрихов и точек), а выглаживание светлых мест на зернёной доске. Эффекты меццо-тинто невозможно получить другими способами. Изображение здесь создаётся за счёт разной градации светлых участков на чёрном фоне.

Методика меццо-тинто

Плоская печать : литография, монотипия.

Литография

Литогра́фия – способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу. В основе литографии лежит физико-химический принцип, подразумевающий получение оттиска с совершенно гладкой поверхности (камня), которая, благодаря соответствующей обработке, приобретает свойство на отдельных своих участках принимать специальную литографскую краску.

Университетская набережная, XIX в., литография Мюллера по рисунку И. Шарлеманя

Моноти́пия

Термин произошёл от моно... и греч. τυπος – отпечаток. Это вид печатной графики, который заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием на станке; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным. В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Монотипия
Технику монотипии может освоить каждый. Надо хаотично нанести краски (акварельные, гуашь) на гладкую поверхность, затем прижать эту сторону к бумаге. Во время отрыва листа происходит смешивание красок, которые впоследствии складываются в красивую гармоничную картину. Затем начинает работать Ваше воображение, и на основе этой картинки вы создаёте свой шедевр.
Цвета для очередной композиции выбираются интуитивно. Это зависит от состояния, в котором Вы находитесь. Можно создать монотипию с определёнными цветами.
Трафаретная печать: шелкографские техники; вырезной трафарет.

Шелкография

Метод воспроизведения текстов и надписей, а также изображений (монохромных или цветных) при помощи трафаретной печатной формы, сквозь которую краска проникает на запечатываемый материал.

И. Ш. Эльгурт «Вежраксала» (1967). Шелкография

Уникальная графика

Уникальная графика создаётся в единственном экземпляре (рисунок, аппликация и т. д.).

Виды графики по предназначению

Станковая графика

Рисунок – основа всех видов изобразительного искусства. Без знания основ академического рисунка художник не может грамотно вести работу над художественным произведением.

Рисунок может выполняться как самостоятельное произведение графики или служит начальным этапом для создания живописных, графических, скульптурных или архитектурных замыслов.
Рисунки в большинстве случаев создаются на бумаге. В станковом рисунке используется весь набор графических материалов: разнообразные мелки, краски, наносимые кистью и пером (тушь, чернила), карандаши, графитный карандаш и уголь.

Книжная графика

К ней относятся книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, суперобложки и т. п. К книжной графике можно отнести также и журнальную и газетную графику.
Иллюстра́ция – рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации к текстам используются с глубокой древности.
В древнерусских рукописных книгах использовались нарисованные от руки миниатюры. С появлением книгопечатания на смену иллюстрациям, выполненным от руки, приходит гравюра.
Некоторые известные художники, кроме основного своего занятия, обращались также и к иллюстрации (С. В. Иванов, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Д. Н. Кардовский, Е. Е. Лансере, В. А. Серов, М. В. Добужинский, В. Я. Чемберс.
Для других же иллюстрирование было основой их творчества (Евгений Кибрик, Лидия Ильина, Владимир Сутеев, Борис Дехтерёв, Николай Радлов, Виктор Чижиков, Владимир Конашевич, Борис Диодоров, Евгений Рачев и др.).

(фр. vignette) – украшение в книге или рукописи: небольшой рисунок или орнамент в начале или в конце текста.
Обычно сюжетом для виньеток являются растительные мотивы, абстрактные изображения или изображения людей и животных. Задача виньетки – придание книге художественно-оформленного вида, т.е. это дизайн книги.

Виньетки
В России оформление текста виньетками было в большой моде в эпоху модерна (известны виньетки Константина Сомова, Александра Бенуа, Евгения Лансере).

Суперобложка

Прикладная графика

Анри де Тулуз-Лотрек «Мулен Руж, Ла Гулю» (1891)
Плакат – основной вид прикладной графики. В современных формах плакат сложился в XIX в. в качестве торговой и театральной рекламы (афиши), а затем стал выполнять и задачи политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки и др.).

Плакаты В. Маяковского

Компьютерная графика

В компьютерной графике компьютеры используются в качестве инструмента для создания изображений и для обработки визуальной информации, полученной из реального мира.
Компьютерная графика подразделяется на научную, деловую, конструкторскую, иллюстративную, художественную, рекламную, компьютерную анимацию, мультимедиа.

Ютака Кагайя «Вечная песня». Компьютерная графика

Другие виды графики

Лубо́к

Вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.
Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Лубок

Графика письма

Графика письма образует особую, самостоятельную область графики.

Каллиграфия (греч. kalligraphia – красивое письмо) – искусство писать. Каллиграфия приближает письмо к искусству. Непревзойденными мастерами в искусстве каллиграфии считаются народы Востока, особенно арабы. Коран запрещал художникам изображать живые существа, поэтому художники совершенствовались в орнаментах и каллиграфии. Для китайцев, японцев и корейцев иероглиф был не только письменным знаком, но и одновременно произведением искусства. Текст, написанный некрасиво, не мог считаться совершенным по содержанию.

Искусство суми-э (sumi-e) – это японская адаптация китайской техники живописи тушью. Эта техника максимально выразительна за счёт лаконичности. Каждый мазок кисти экспрессивен и значителен. В суми-э ярко проявляется сочетание простого и изящного. Художник не пишет конкретный предмет, он изображает образ, суть этого предмета. Работы в технике суми-э лишены чрезмерной детализации и предоставляют зрителю простор для фантазии.