Пермяк перо и чернильница чему учит рассказ. Сказка Перо и чернильница. Читать онлайн, скачать. Андерсен Ганс Христиан. Какие конкретные предметы названы в тексте

Цели: Развивающие: 1. Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста: o учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; o определить систему языковых средств, использованных в тексте o помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали. 2. Развивать творческие возможности школьников. Образовательные: 3. Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка. 4. Показать школьникам закономерности функционирования существительных в речи, возможности использования их грамматических особенностей. Воспитательные: 5. Формировать нравственные представления учащихся. Ход урока I. Вводное слово учителя о целях и задачах урока. Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.

Просмотр содержимого презентации
«Сжатое изложение»

Сжатое изложение по тексту

Е.А. Пермяка «Перо и чернильница».

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. - Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? - Не горюй, Сергей!-утешает дед. - Придёт время - не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь - тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал - другим пересказал.

Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. - Как рыбу удочкой? - Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, - говорит дедушка.


Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. - Как рыбу удочкой? - Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, - говорит дедушка.

Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться.

сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком

1. Сказки из чернильницы.


Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.

2. Сказка не зацепляется.


Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

Придёт время –сказку, вытащишь… Если, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее …


Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.

дедову притчу запомнил.

4. Дедову притчу запомнил.


План изложения:

1. Сказки из чернильницы.

2. Сказка не зацепляется.

3. Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.

4. Дедову притчу запомнил.


Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется.

Придёт время сказку, вытащишь Если, , если без людей , сам по себе жить не начнёшь

Дедову притчу запомнил.


Сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком.

Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется.

Чернила жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

Придёт время сказку, вытащишь Если, не в одну чернильницу смотреть будешь , если без людей , сам по себе жить не начнёшь – чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

Дедову притчу запомнил.

Н АПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ - ЭТО ЗНАЧИТ БОЛЬШЕ 60 СЛОВ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕЛЬЗЯ.

П РЯМУЮ РЕЧЬ ИСКЛЮЧИТЬ!

Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь? - Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы. - А как ты их оттуда достаёшь, дедушка? - Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком. - Как рыбу удочкой? - Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, - говорит дедушка.

Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться. Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется. - Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое? - Не горюй, Сергей!-утешает дед. - Придёт время - не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь... Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь - тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее... Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал – другим пересказал.


Напишите сжатое изложение.

План изложения:

1. Сказки из чернильницы.

2. Сказка не зацепляется.

3.Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.

4. Дедову притчу запомнил.

(Упражнение N 479)

Цели:

Развивающие:

    Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

    • учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

      определить систему языковых средств, использованных в тексте

      помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.

    Развивать творческие возможности школьников.

Образовательные:

    Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка.

    Показать школьникам закономерности функционирования существительных в речи, возможности использования их грамматических особенностей.

Воспитательные:

    Формировать нравственные представления учащихся.

Ход урока

I. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.

II. Знакомство с содержанием.

    Определение жанра.

Учитель: В задании к тексту в учебнике есть вопрос: "Как вы поняли притчу деда?"

    Что такое притча?
    (Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова притча )

Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на доске:
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме (По школьному "Словарю литературоведческих терминов". У Ожегова: иносказательный рассказ с поучением.)

Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.

Запись на доске:
Иносказание, аллегория - изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (По школьному "Словарю литературоведческих терминов")

III. Анализ содержания.

    Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
    Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие.

    Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/

    Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
    1. "Откуда ты сказки берешь?"/
    (Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки - на четвертой).

    О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?


    2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
    (Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях)
  • Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
    (Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:
    берешь достаешь зацепляется вытащишь)

    Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
    (Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания).
    Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.

    Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
    3. (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет).
    (Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики - в тетради)

    Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
    (Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).
    Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.

    Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?
    (-Как сложить сказку?
    - Если сам по себе читать не начнешь... и др.)
    (Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).

    Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?
    Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах);
    мелкая - глубже (о чернильнице);
    тупое - острее (о пере);
    (Это прилагательные в разных формах);
    (Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики - в тетради).

    Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
    4. (На ус намотал - другим пересказал)
    (Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики - в тетрадях)

    Как понимать это выражение: на ус намотал?

    Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?

    В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?
    Учитель: Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное ЛЗ, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково:
    На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
    (Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условие обозначения).


    IV. Определение типа речи

    Сколько вы сделали "фотографий", иллюстрирующих содержание текста? (Четыре)

    Какие это фотографии?
    Запись на доску и в тетради:

    1. Разговор дедушки и внука о сказках

      Сережа учится в школе

      Разговор героев: дедушка утешает внука

      Результаты разговора.

  • Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста?
    (Ответы учеников:
    Это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. Проверка способом "фотографирования" (получилось 4 фотографии) показала, что это действительно повествование. Текст условно отвечает на вопрос что делает предмет?)
    Учитель: Сопоставьте наши записи на доске. Видите ли вы в них какое-то соответствие?
    (Получилось два варианта плана. В первом мы записали опорные фразы, на которые при работе над изложением можно нанизать другие слова и предложения. Второй план отражает последовательность событий).


    V. Определение типа речи.

    К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор?
    Вспомогательные вопросы, помогающие рассуждению, в том случае, если учащиеся не могут дать полный ответ:

    .
    1. Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача?
      (Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это художественное произведение , написанное в жанре притчи ).

      Продумал ли писатель тему и идею произведения? Обдумана ли речь ?
      (Тема и идея продуманы в художественной форме. Речь подготовленная, т.е. выбраны осмысленно лексические и синтаксические средства. Автор тщательно отбирает слова (синонимы, антонимы, устойчивые выражения), строит предложения).

VI. Языковой анализ текста (синтаксические средства)

1. Какая форма речи преобладает в тексте? /Диалог/

  • Давайте посмотрим на первую часть текста.

Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение. /Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет./

Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну.
/- Из чернильницы ручкой с перышком, - ответил дедушка/.

Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом /80 слов - 16 слов/.
Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.

2. Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста.

Запись на доске: Поступил Сережа в школу.

/- Что нам уже известно?

    Что здесь является темой?

    Назовите тему?

    Правилен ли порядок слов в предложении?

Стал из чернильницы сказки добывать.

/-Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы).
- Почему? (И так ясно, что это Сережа. Главное - действие).

Сначала палочки.
Потом крючки.
Потом буквы.

/- Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет ни темы, ни ремы. Автор сосредоточивается на главном: что добывает Сережа и в какой последовательности . Все лишнее убрано, предложения стали неполными./

Обобщение:

В синтаксисе текста нет шаблона. Предложения построены по-разному.

    Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать.
    /Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется./

    Итак, ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.

    Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану:

/Итог урока (ответ ученика)

Текст написан в художественном стиле речи.

Тип речи - повествование в жанре притчи.

Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы"

А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку./

Домашнее задание: написать первый вариант изложения (для обсуждения недочетов и достоинств на уроке перед окончательным вариантом сжатого изложения).

Использованная литература:

    С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Изд-е 13-е, исправленное. М., Русский язык, 1981.

    В.П. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 1980.

    Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся средней школы./Редакторы-составители: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев/ М., Просвещение, 1978.

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А.Пермяка "Перо и чернильница"

Заголовок, отражающий идею:
Как добывается сказка?

План:

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Иносказание - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
  1. Откуда ты сказки берешь?
  2. Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.
  3. Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.
  4. На ус намотал - другим пересказал.
  1. Разговор дедушки и внука о сказках.
  2. Сережа учится в школе.
  3. Разговор героев: дедушка утешает внука.
  4. Результаты разговора.

Закрытая часть доски

Тема: Сжатое изложение. "Перо и чернильница".

Цели:

    личностные : самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание;

    коммуникативные : продуктивное речевое взаимодействие, сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    регулятивные : целеполагание, планирование, оценка, коррекция:

    познавательные : структурирование знания, извлечение необходимой информации, решение поставленной проблемы, адекватная оценка содержания текста, создание алгоритма написания сжатого изложения.

    Предметные: воспринимать текст на слух, понимать смысл заглавия текста, самостоятельно применять приемы сжатия текста.

Тип урока : урок развивающего контроля

Оборудование : раздаточный материал, тетради для творческих работ

Литератур а.Учебник для 5 класса. Т.А. Ладыженская и др. Москва "Просвещение", 2006 г.

ХОД УРОКА .

I . Оргмомент.

II . Самоопределение к деятельности

Ребята, сегодня мы с вами будем писать сжатое изложение. Давайте вспомним, что значит сжатое изложение и какие приемы сжатия текста вы знаете. (обобщение, исключение)

III . Работа по теме урока.

1. Подготовительная работа к восприятию текста .

Перед вами текст "Перо и чернильница", автором которого является Евгений Андреевич Пермяк. Среди произведений Пермяка сказки и рассказы, повести и романы, публицистические статьи. Однако у писателя есть одна основная тема, которая проходит через всё его творчество- это тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом. "Перо и чернильница" – это короткий рассказ, построенный на диалоге. Автор использует разговорный стиль речи.

2. Чтение учителем текста (у учащихся текст на листе)(слайд 2)

1. - Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа,- откуда ты сказки берёшь?

- Из чернильницы , мой дружок, из чернильницы.

А как ты их оттуда достаёшь , дедушка?

- Ручкой с пёрышком , милый внук, ручкой с пёрышком.

2. Поступил Серёжа в школу . Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется .

3. - Почему это, дедушка так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

Не горюй, Сергей! – утешает дед. –Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь… Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь – тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

4. Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил . На ус намотал – другим пересказал.

3. Вопросы по тексту:

1. Что такое притча? (Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ.)

2. Пожалуйста, прочтите ещё раз дедову притчу

Из каких четырёх смысловых частей состоит этот текст? Давайте проверим (слайд № 3)

Перед вами стоит задача: написать сжатое изложение. Следовательно, вы должны сократить каждую часть текста. Оставить самое главное и отбросить второстепенное. Остановимся на первой части (слайд № 4).

Найдите слова, в которых выражена главная мысль первой части (сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком) (слайд № 4).

Для составления плана озаглавьте первую часть, опираясь на ключевые слова ( Сказки из чернильницы)

Найдите слова, в которых выражена главная мысль второй части

(Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется .) (слайд № 5).

Озаглавьте вторую часть, опираясь на ключевые слова ( Сказка не зацепляется.)

Что является главным в третьей части? (слайд № 6)

3. Физкультминутка

Озаглавьте третью часть (Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.)

Найдите слова, в которых выражена главная мысль четвёртой части (слайд № 7).

(дедову притчу запомнил.),

Озаглавьте четвёртую часть (Дедову притчу запомнил.)

Прочитайте план. (слайд № 8)

Опираясь на этот план, вы напишите изложение, но не забывайте об основной задаче: сжать текст. Если собрать все главные слова из каждой части, то получится следующее: . Это составляет 53 слова. Образец изложения.

Сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком.

Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется.

Чернила жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?

Придёт время –сказку, вытащишь… Если, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе жить не начнёшь –чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее…

Дедову притчу запомнил.

4. Заключительное чтение текста (слайд № 10).

IV . Написание изложения (слайд № 11).

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________
СОДЕРЖАНИЕ

Кто?
Перо и чернильница
Для чего руки нужны
Торопливый ножик
Первая рыбка
Как Маша стала большой
Бумажный змей
Как Миша хотел маму перехитрить
Двойка
Самое страшное
Надёжный человек
Хитрый коврик
Две пословицы

Дорогой юный друг!
С каждой новой книгой появляются у тебя новые знакомые. Найдёшь ты их и здесь. Разные это люди. Хорошие и не очень хорошие такие, на которых ты, наверно, не захочешь походить. А вот кто какой - можно узнать, только прочитав книгу. Внимательно. Не торопясь. Потому что торопливый читатель и хорошего может принять за плохого. Мало ли славных мальчиков и девочек, которые немножечко в чём-то ошибаются Что-то не понимают Не понимают что-то и кажутся плохими
Ну, да ты сам разберёшься и решишь, кого тебе брать в свои знакомые, а кого нет
Читай и решай!
Автор

Заспорили как-то три девочки: кто из них лучшей первоклассницей будет.
- Я буду лучшей первоклассницей, - говорит Люся, - потому что мне мама уже школьную сумку купила.
- Нет, я буду лучшей первоклассницей, - сказала Катя. - Мне мама форменное платье с белым фартуком сшила.
- Нет, я Нет, я.., - спорит с подругами Леночка. - У меня не только школьная сумка и пенал, не только форменное платье с белым фартуком есть, мне ещё две белые ленточки в косички подарили.
Спорили так девочки, спорили - охрипли. К подружке побежали. К Маше. Пусть она скажет, кто из них самой лучшей первоклассницей будет.
Пришли к Маше, а Маша за букварём сидит.
- Не знаю я, девочки, кто самой лучшей первоклассницей будет, - ответила Маша. - Некогда мне. Я сегодня должна ещё три буквы выучить,
- А зачем? - спрашивают девочки.
- А затем, чтобы самой плохой, самой последней первоклассницей не оказаться, - сказала Маша и принялась снова читать букварь.
Притихли Люся, Катя и Леночка. Не стали больше спорить, кто лучшей первоклассницей будет. И так ясно.

ПЕРО И ЧЕРНИЛЬНИЦА

Скажи, дедушка, - как-то спросил Серёжа, - откуда ты сказки берёшь?
- Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.
- А как ты их оттуда достаёшь, дедушка?
- Ручкой с пёрышком, милый внук, ручкой с пёрышком.
- Как рыбу удочкой?
- Да нет, мой маленький, так сказку не
выудишь, - говорит дедушка. - Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом и сказка может зацепиться.
Поступил Серёжа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Серёжа, а сказка не зацепляется.
- Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое?
- Не горюй, Сергей!-утешает дед. - Придёт время - не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь Если, конечно, не в одну чернильницу смотреть будешь, если без людей, сам по себе, жить не начнёшь - тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее
Не всё тогда понял малый, а дедову притчу запомнил. На ус намотал - другим пересказал.

ДЛЯ ЧЕГО РУКИ НУЖНЫ

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всём разговаривали.
Спросил как-то дедушка внука:
- А для чего, Петенька, людям руки нужны?
- Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.
- А ещё для чего? - спросил дед.
- Чтобы ложку держать.
- А ещё?
- Чтобы кошку гладить.
- А ещё?
- Чтобы камешки в речку бросать
Весь вечер отвечал Петя дедушке. Правильно отвечал. Только по своим рукам обо всех других судил, а не по маминым, не по. папиным, не по трудовым, рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится.

ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК

Строгал Митя палочку. Строгал да бросил. Косая палочка получилась. Неровная. Некрасивая.
- Как же это так?-спрашивает Митю отец.
- Ножик плохой, - отвечает Митя, - косо строгает.
- Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить.
- А как? - спрашивает Митя.
- А вот так, - сказал отец.
Взял палочку да принялся её строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно.
Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть.
Хорошо стал строгать ножик. Ровно. Красиво. Послушно.

ПЕРВАЯ РЫБКА

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и
всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

КАК МАША СТАЛА БОЛЬШОЙ

Маленькая Маша очень хотела вырасти. Очень. А как это сделать, она не знала. Всё перепробовала. И в маминых туфлях ходила. И в бабушкином капоте сидела. И причёску, как у тёти Кати, делала. И бусы примеряла. И часы на руку надевала.
Ничего не получалось. Только смеялись над ней да подшучивали.
Один раз как-то Маша вздумал^ Пол подметать. И подмела. Да так хорошо подмела, что даже мама удивилась:
- Машенька! Да неужели ты у нас большая становишься?
А когда Маша чисто-начисто вымыла посуду да сухо-насухо вытерла её, тогда не только мама, но и отец удивился. Удивился и при всех за столом сказал:
- Мы и не заметили, как у нас Мария выросла. И не только пол метёт, но и посуду моет.
Теперь все маленькую Машу называют большой. И она себя взрослой чувствует, хотя и ходит в своих крошечных туфельках и в коротеньком платьице. Без причёски. Без бус. Без часов.
Не они, видно, маленьких большими делают.

БУМАЖНЫЙ ЗМЕЙ

Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота!
Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают.
А у Сёмы большой моток ниток. Ему есть на чём змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал - тоже бы свой змей запустил.
Мочало у Пети было. Он его для змея припас, питок только ему не хватало да бумажного листа с дранками.
У всех всё есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает.
Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сёма свои нитки в кулак зажал. Петя своё мочало за пазухой прячет.
Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небе дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота!
Боря, Сёма и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они ещё не научились - вот в чём беда.

КАК МИША ХОТЕЛ МАМУ ПЕРЕХИТРИТЬ

Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
- Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
- Оно, мама, само отломалось.
- А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?
- Она, мамочка, сама разорвалась.
- А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
- Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
- Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
- А как? - спросил Миша.
. - Очень просто, - ответила мама. - Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться - пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они всё это сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.

ДВОЙКА

На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали „Двойка". Почему ей дали такую кличку - никто не знал.
Только все знали, что малыши обижали
её.
- Ax ты негодная Двойка!.. Вот тебе!.. Вот тебе!.,.
В Двойку бросали камни, загоняли её в кусты. Она жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и сказала:
- Разве можно плохо относиться к собаке только за то, что у неё плохое имя? Мало ли кому на свете даны плохие имена. Ведь не по ним судят, а по тому, кому они принадлежат.
Малыши смолкли. Призадумались над этими словами. А потом приласкали Двойку и угостили её, кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать „Пятёркой", но одна девочка сказала:
- Ребята, разве дело в названии?..

САМОЕ СТРАШНОЕ

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его, и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек!

НАДЁЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК

На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, - с этим Андрюша никак не мог примириться. Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза. Она боялась каждой встречной соба-
чонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те ей страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её. не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков.
Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
- Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
- Что ж, верю тебе, - сказала Анна Сергеевна. - Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом - на Асино.
- Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как
сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку - Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: „Аня, я тебя буду возить в школу на саночках". Аня обрадовалась, но запроти-вилась: „Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа " Но настойчивый Вова сказал: „Ну и пусть хохочут!" С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла вместе со всеми ребятами перейти в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
- А кем? - нетерпеливо спросил Ан-дрюша.
- Вова стал прекрасным лётчиком-испы-тателем. Это твой отец Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Так просидел он за своей партой долго. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
- Доброе утро, - сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. - Если хочешь, Ася, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрю-шу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
- С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
- Да, - тихо, но очрнь твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступили дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно.
Рядом с Андрюшей она вдруг почувствовала себя сильной и смелой.

ХИТРЫЙ КОВРИК
Сказка

Умной Машенька росла, да не всё понимала.
Пошла она как-то в лес и ужалилась о Крапиву.
- Ах ты такая-сякая, колючая! Зачем только ты на свете живёшь? Один вред от тебя!
А Крапива рассмеялась на это и сказала:
- Так и о пчеле можно только по жалу судить. А пчела ведь ещё и мёд даёт.
Тут Маша как крикнет на весь лес:
- Да как ты можешь, бездельница, себя с пчелой-труженицей сравнивать!
- Вот что, - говорит Крапива, - приходи сюда осенью, я тебе ума-разума добавлю.
Не верилось Машеньке, что у Крапивы можно ума-разума набраться, но пришла. А вдруг Крапива что-то дельное скажет?
- Ну давай, добавляй мне ума-разума, а я послушаю.
А Крапива пожелтела по осени. Состарилась. Голос у неё стал скрипучий, жёсткий.
- Добудь, Машенька, рукавички, - говорит Крапива, - да выдергай меня и свяжи в пучки.
Надела Машенька рукавички. Выдергала Крапиву и связала в пучки.
- А теперь, - говорит Крапива, - вымочи меня в речке и потом подсуши.
Вымочила Маша Крапиву, подсушила на солнышке и спрашивает:
- Ещё-что придумаешь?
- Теперь, - говорит Крапива, - ломай мои стебли, мни, выколачивай из них лишнее А дальше сама увидишь
Опять Машенька сделала всё так, как Крапива велела, и получилось тогда длинное, прочное крапивное волокно.
Задумалась Маша, а потом решила: коли есть волокно, из него можно нитки спрясть.
Спряла Маша нитки и снова задумалась. Думала, думала и решила из ниток коврик выткать. Выткала она коврик и вышила на нём зелёными нитками молодую весёлую Крапиву.
Повесила Машенька коврик на стенку и сказала:
- Спасибо тебе, Крапива, спасибо, что ты мне ума-разума добавила. Теперь-то уж я знаю, что не всё на свете пустое да негодное, что пустым да негодным кажется.
И стала с тех пор Маша обо всём думать, во всё вникать, везде, в каждой мелочи для людей пользу выискивать. И выискала. Даже в змеином яде, в белой плесени целебную силу нашла.
А когда состарилась Маша и стала бабушкой, свой крапивный коврик малым детям завещала:
- Поглядывайте, внучата, на хитрый коврик да умишком раскидывайте. Не всё ведь ещё на свете открыто да найдено.

ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит-Голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
- Покажи мне, Голубь, дорогу! - просит Костя. - Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
- Зачем мне твоя денежка? У меня кар--мана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
- А я Федин товарищ, - отвечает Костя.
- Тогда другое дело, - говорит Голубь. - Покажу.
Показал Голубь Косте дорогу, и тот пошёл. Идёт и видит: мост через реку снесло, а как брод найти-не знает. Вдруг смотрит, плотвичка к нему подплывает и говорит:
- Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей: и хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!
Вдруг подбегает к нему Кудлатая Собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
- Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно - нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала Собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и собак.
Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
- Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит:
- Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
- Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что Собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым - лучше».

Сказки Андерсена: Перо и чернильница.

    Перо и чернильница.

    Кто-то сказал однажды, глядя на чернильницу, стоявшую на письменном столе, в кабинете поэта: «Удивительно, чего-чего только ни выходит из этой чернильницы!.. А что-то первое выйдет из неё теперь?.. Да, поистине удивительно!»

    Именно! Это просто непостижимо! Я сама всегда это говорила! - обратилась чернильница к гусиному перу и другим предметам на столе, которые могли её слышать. - Замечательно, чего только ни выходит из меня! Просто невероятно даже! Я и сама, право, не знаю, что первое выйдет, когда человек опять начнёт черпать у меня! Одной моей капли достаточно, чтобы исписать полстраницы, и чего-чего только ни уместится на ней! Да, я нечто замечательное! Из меня выходят всевозможные поэтические творения! Все эти живые люди, которых узнаю?т другие, эти искренние чувства, юмор, дивные описания природы!.. Я и сама не возьму в толк, - я, ведь, совсем не знаю природы - как всё это вмещается во мне? Однако же, это так! Из меня вышли и выходят все эти воздушные, грациозные девичьи образы, отважные рыцари на фыркающих конях, и кто там ещё?.. Уверяю вас, всё это я выпускаю из себя просто бессознательно!

    Конечно! - сказало гусиное перо. - Если бы вы отнеслись к делу сознательно, вы бы поняли, что вы только сосуд с жидкостью. Вы смачиваете меня, чтобы я могло высказать и выложить на бумагу то, что ношу в себе! Пишет перо ! В этом не сомневается ни единый человек, а полагаю, что большинство людей понимают в поэзии не меньше старой чернильницы!

    Мало же вы опытны! - возразила чернильница. - Вы состоите на службе всего неделю и уж почти совсем износились. Так вы воображаете, что это вы творите? Вы только слуга, и много вас у меня перебывало - и гусиных и английских стальных! Да, я отлично знакома и с гусиными перьями и со стальными! И много вас ещё перебывает у меня в услужении, пока человек будет продолжать записывать то, что почерпает из меня!

    Чернильная бочка! - сказало перо.

    Поздно вечером вернулся домой поэт; он пришёл с концерта скрипача-виртуоза и весь был ещё под впечатлением его бесподобной игры. В инструменте виртуоза, казалось, был неисчерпаемый источник звуков: то как будто катились, звеня, словно жемчужины, капли воды, то щебетали птички, то ревела буря в сосновом бору… Поэту чудилось, что он слышит плач собственного сердца, выливавшийся в мелодии, похожей на гармоничный женский голос; звучали, казалось, не только струны скрипки, но и все её составные части. Удивительно, необычайно! Трудна была задача скрипача, и всё же искусство его смотрело игрою, смычок словно сам порхал по струнам; всякий, казалось, мог сделать то же самое. Скрипка пела сама собою, смычок играл сам собою, вся суть как будто была в них, мастер же, управлявший ими, влагавший в них жизнь и душу, забывался. Но не забыл о нём поэт и написал вот что:

    «Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы люди, поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а, ведь, все мы - только инструменты в руках Создателя. Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!»

    Так вот что написал поэт и озаглавил свою притчу «Виртуоз и инструмент».

    Что, дождались, сударыня? - сказало перо чернильнице, когда они остались одни. - Слышали, как он прочёл вслух то, что я написало?

    To-есть то, что вы извлекли из меня! - сказала чернильница. - Вы вполне заслужили этот щелчок своею спесью! А вы-то и не понимаете, что над вами посмеялись! Я дала вам этот щелчок из собственного нутра. Уж позвольте мне узнать свою собственную сатиру!

    Чернильная душа! - сказало перо.

    Гусь лапчатый! - ответила чернильница.

    И каждый сознавал, что ответил хорошо, а такое сознание вещь хорошая; с таким сознанием можно спать спокойно, они и заснули. Но поэт не спал; мысли волновались в нём, как звуки скрипки, катились жемчужинами, шумели, как буря в лесу, и он слышал в них голос собственного сердца, чуял проявление Самого Творца…

    Ему одному честь и хвала!