Сообщение на тему барокко и эллинизм. Эллинистическое барокко. Барокко в скульптуре

С конца 4 века до н.э. внутри раздробленной в политическом отно-шении Греции происходит укрепление единоличной власти македонских правителей, сначала Филиппа II , а затем его сына Александра. Великий полководец и завоеватель Александр Македонский, создав хорошо вооруженную, боеспособную армию, предпринял серию походов на восток за обеспечение Македонии мирового господства. В результате этих походов возникла колоссальная держава, охватившая огромную территорию. Во вновь завоеванные земли хлынул массовый поток переселенцев, греков и македонян.

Империя Александра Македонского не пережила своего создателя. Пос-ле смерти Александра началась длительная борьба за сферы влияния меж-ду его военачальниками. Непрерывно воюя, они захватывали друг у друга города и страны, перекраивая карту Восточного Средиземноморья. Вновь возникшие под их правлением многонациональные государства были госу-дарствами нового типа, которые сочетали элементы восточных деспотий с особенностями греческого полиса. Эти государства просуществовали около 300 лет, пока одно за другим не были завоеваны Римом.

Одновременно с формированием новых государств шел процесс глубокого изменения духовной культуры населяющих их народов - процесс сближения греческих и местных восточных культурных традиций. Результатом этого синтеза явилась культура эллинизма .

Хронологическими границами эллинистической культуры считаются, с одной стороны, 323 год до н.э. (смерть Александра Македонского), с другой - 30 год до н.э. (завоевание Римом Египта). Территориально эллинистическая культура была распространена преимущественно в Вос-точном Средиземноморье и Передней Азии.

В эллинистической культуре нашла отражение глубокая противоречивость эпохи. Первые в истории человечества контакты между Востоком и Западом, афро-азиатскими и европейскими народами значительно рас-ширили кругозор человека, вселили в его сознание незнакомое дотоле чувство мировых просторов. Вместе с тем, этот необъятный мир оказал-ся лишенным гармонии. Его потрясали огромные социальные конфликты: войны, политическая нестабильность, гибель целых городов, разорение и порабощение тысяч людей, перемещение населения из одной местности в другую. Рушились привычные формы существования, привычные связи и представления. В эллинистических монархиях были уже не «граждане», а «подданные» государя, исчезло понятие «общественные интересы». Всё это вносило смятение в общественное сознание и оказывало влияние на духовную культуру.

В области религии все больше людей обращалось к мистериальным культам, обещавшим лучшую загробную жизнь. Распространились новые религиозные учения, говорящие о приходе мессии, призванного спасти мир. Появились религиозные общины, близкие по своим взглядам и принципам организации к раннехристианским, возникшим уже в рамках Римской империи. Они отвергали богатство и рабовладение, противо-поставляли себя окружающему «миру зла».

Характерной чертой эллинистической религии явился синкретизм , отождест-вление богов греческого пантеона с древними восточными божествами. В греческой среде распространяются различные восточные культы. Так, на-пример, огромную популярность приобрела египетская Исида, воплотив-шая в себе многих греческих и азиатских богинь. До уровня главных божеств выросло значение греческой богини судьбы Тихе. Тихе, которая по своей прихоти изменяет судьбу человека, символизировала неустой-чивость мира, случайность любого жизненного факта.

Специфическое порождение эллинистической эпохи - культ Сераписа. Он был введен основателем династии Птолемеев в Египте для сближения многонационального населения страны на религиозной почве. Серапис отождествлялся и с египетскими Осирисом, Аписом, и с греческим Зев-сом. Он считался богом плодородия, подземного царства, моря и здо-ровья. Культ Сераписа быстро распространился по всему Средиземно-морью и просуществовал до победы христианства.

Характерным для эллинизма явлением было также обожествление ца-рей, получившее развитие в Римской империи.

В эллинистической философии также отразились типичные приметы времени: кризис полисных устоев, отстранение граждан от общественной деятельности и так далее. Возникшие на рубеже 4-3 ве-ков до н.э. новые философские учения - Эпикура, стоиков, скептиков - основное внимание уделяли этическим проблемам, человеку как личнос-ти, и были нейтральны по отношению к обществу.

По Эпикуру цель человеческой жизни - наслаждение, но наслажде-ние скорее духовное, нежели чувственное. Оно означает избавление от страданий, беспокойства души, страха смерти. Поэтому нужно воздер-живаться от активной деятельности, жить уединенно, стремясь к внут-реннему покою.

Преодолевать в себе страсти и искушения призывали и стоики , представители школы, основанной философом Зеноном в Афинах . В представлении стоиков, человек является уже не гражданином полиса, а гражданином целого мира, космоса. Для достижения счастья он должен жить в сог-ласии с природой. Идеальное состояние - бесстрастность, апатия, равнодушие ко всему, что способно смутить душу (богатству, красоте и пр.).

Подобно эпикурейцам и стоикам, представители скептицизма стреми-лись научить человека быть счастливым, но достичь этого, как они считали, можно не с помощью каких-либо убеждений, а путем отказа от всякого познания.

Сопоставление накопленных в греческом и восточном мире научных знаний стало мощным стимулом дальнейшего прогресса науки. Эллинистическая наука дала миру великого математика и физика Архимеда , геометра Евклида , обобщившего в своих «Элементах» («Началах») математические знания древнего мира, математика и астронома Аристарха Самосского , который за 18 столетий до Коперника высказал гениальную догадку о вращении Земли вокруг Солнца. Наряду с ними следует назвать основоположника научной географии Эратосфена , философа и естествоиспытателя Теофраста (Феофраста), создавшего классификацию растений, врача Герофила Халкедонского , внесшего огромный вклад в изучение анатомии человека.

О возросшей роли науки в жизни эллинистического общества говорит создание научных центров для работы ученых. Самым крупным из них был Мусейон (Храм муз), возникший в Александрии, столице Птолемеевского Египта. Здесь велись исследования в области астрономии, математики, ботаники, зоологии с использованием самого современного для того времени оборудования. В комплекс Мусейона входили аудитории и лаборато-рии, обсерватория и ботанический сад, эскедра (крытая галерея с си-деньями для занятий), а также большой дом со столовой для ученых, ко-торые получали здесь жилье и пансион. По-видимому, Мусейону принад-лежала и самая знаменитая античная библиотека, Александрийская. Ее фонды насчитывали около 700 тысяч папирусных свитков. Их системати-зация и составление комментариев к классическим произведениям спо-собствовали бурному развитию филологии.

Характерной чертой эллинистической литературы был отход от широких общественно-политических проблем. На смену полити-ческой комедии Аристофана пришла «комедия нравов» Менандра , расска-зывающая о частной жизни горожан, мимиямбы (небольшие остроумные бытовые сценки) Геронда , реалистически изображающие повседневный быт.

Эпические, крупномасштабные жанры - трагедия, эпос - в целом уступают место литературным сочинениям малых форм, основное внимание в которых уделено индивидуальным переживаниям. Это эпиллий («малый эпос») , элегия, идиллия, эпиграмма.

В ходе углубления различий между привилегированными слоями общества и широкими народными массами литература стала обращаться прежде всего к избранному кругу знатоков. Она особенно процветала при дворах эллинистических монархов, прежде всего Птолемеев в Алек-сандрии. Среди поэтов - «александрийцев» выделяется Каллимах , сочиняв-ший изящные по форме и изысканные по языку эпиллии, элегии и эпиграм-мы. Каллимах был не только замечательным поэтом, но и крупным ученым, он составил каталог Александрийской библиотеки в 120 книгах (утерян).

К лучшим образцам утонченной придворной поэзии принадлежит также эпическая поэма Аполлония Родосского «Аргонавтика» , посвященная путешествию аргонавтов.

Образцом для европейской пасторальной поэзии стало творчество Феокрита из Сиракуз. В своих буколических (пастушеских) идиллиях поэт воспевал простую и естественную жизнь на лоне природы.

В прозе центральное место заняли служившие практическим целям специальные сочинения во всех областях науки - по медицине, математи-ке, физике, географии, истории, филологии.

Стремление правителей новых эллинистических государств прославить мощь своих монархий способствовало интенсивному развитию зодчества . В разных частях эллинистического мира возникли десятки новых городов, крупнейшими из которых наряду с Александрией были Антиохия, столица царства Селевкидов в Сирии, Селевкия на Тигре, Пергам в Малой Азии. Новые города строились по принципу регулярной планировки, раз-работанной еще в 5 веке до н.э. греческим архитектором Гипподамом . Прямые улицы пересекались под прямым углом, образуя правильные прямо-угольные кварталы. В центре городов находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь - агора, вокруг которой распола-гались храмы и общественные здания.

Строилось и восстанавливалось множество храмов, посвященных греческим и восточ-ным богам: Серапеум в Александрии, храм Аполлона в Дидиме, возле Ми-лета, храм Зевса в Афинах, храм Артемиды в Магнесии на Меандре и другие.

Наряду с сооружением храмов огромное внимание уделялось гражданскому строительству. Повсеместно возводились здания общественного наз-начения: булевтерии для заседаний государственного совета, гимнасии с палестрами для обучения молодежи, базилики - торговые и судебные здания, театры, стадионы и ипподромы.

Очень характерная примета эллинистической эпохи - строительство зданий, предназначенных для научной работы (мусейонов, библиотек), а также морских гаваней, доков, маяков и других сооружений, необходимых для жизни больших городов. Грандиозный маяк на острове Фарос под Александрией причисляют к «семи чудесам света».

Эллинистическое зодчество стремилось к эффекту грандиозности, величественности. Важная роль отводилась большим колоннадам (вокруг отдельных сооружений, площадей, вдоль главных улиц) и портикам - отдельно стоящим или украшающим здания.

В эллинистических постройках в основном применялась греческая ордерная система, в которой наметилось более свободное отношение к традициям и усиление декоративности (смешение элементов различных стилей, частое применение коринфских капителей).

Изобразительное искусство эллинизма ориентировалось, главным образом, на позднюю греческую классику. Веду-щие художественные школы этого времени - пергамская, родосская, алек-сандрийская - развивали традиции Скопаса, Лисиппа, Праксителя,

Пергамская школа больше других тяготела к патетике и драматизму, унаследованным от Скопаса. Полны экспрессии и трагедийного пафоса скульптурные группы Пергамского акрополя «Умирающий галл» , «Галл, убивающий себя и свою жену». Запечатлевая подлинное историческое событие, победу над галлами, которые осаждали Пергамское царство, античные мастера отдают должное побежденным. «Варвары» доблестны и сильны духом, предпочитая плену и рабству героическую смерть.

Победе Пергама над галлами посвящено и самое величественное сооружение эллинизма - Пергамский алтарь Зевса . Его цоколь опоясывает го-рельефный мраморный фриз (высота 2,3 м, длина 120 м) с изображением битвы олимпийских богов с гигантами. Никогда еще в античном искусстве картина сражения не была пронизана таким трагическим мироощущением, как на фризе Пергамского алтаря. Схватка в самом разгаре, в нее во-влечены все космические силы. В один яростный узел сплелись челове-ческие тела, кони, звери, змеи. Лица гибнущих гигантов искажены страш-ной мукой, позы полны стремительного движения. Композиция утратила классическую ясность, она кажется перегруженной, неуравновешенной.

Драматизм эпохи нашел отражение и в другом знаменитом памятнике эллинизма, скульптурной группе «Лаокоон», выполненной родосскими мастерами Агесандром, Полидором и Афинодором. Троянский жрец Лаокоон, предупреждавший своих сограждан о хитрости ахейцев, изображен в мо-мент наказания его богами: вместе с двумя сыновьями он был задушен огромными змеями. Ужасная смерть ни в чем неповинных людей - в подоб-ном сюжете и его трактовке отразилась утрата веры в разумность миро-здания.

Среди других прославленных шедевров родосской школы ваятелей следует выделить Колосса Родосского (30-метровая статуя Гелиоса, созданная скульптором Харесом, учеником Лисиппа, не сохранилась) и Нику Самофракийскую , прекраснейшую из всех монументальных статуй. Когда-то крылатая боги-ня стояла на высоком утесе, трубя в боевую трубу. Она словно делает шаг навстречу морскому ветру, под напором которого тонкий хитон плот-но прилегает к ее стройному, сильному телу. Могучие крылья как будто держат огромную статую в воздухе, создавая почти реальное ощущение полета.

К высшим достижениям античной пластики принадлежит также ста-туя Афродиты с острова Мелос («Афродита Мелосская» ), ныне составля-ющая гордость парижского Лувра. Исполненная, по видимому, во 2 веке до н.э. скульптором Агесандром, она мало похожа на современные ей изображения богини любви. В ней нет кокетливости, чувственной соб-лазнительности. Обнаженная только наполовину, задрапированная до бе-дер, она строга и возвышенна, возрождая высокий идеал классической эпохи.

Широкого развития в период эллинизма получила декоративная скульптура. Сады и парки эллинистической знати украшали статуи грациозных нимф, мечтательных муз, прекрасных Афродит в стиле Праксителя. Очень популярны были также жанровые, бытовые сюжеты, в которых ярко проявилась острая наблюдательность эллинистических мастеров. Среди наиболее запоминающихся примеров - «Сатир Барберини» (уснув-ший молодой сатир в состоянии опьянения разлёгся на выступе скалы в небрежной, ленивой позе - подобный образ скульптор мог наблюдать в окружающей жизни), «Пьяная старуха», «Старик, вынимающий занозу».

Героями бытовых сцен очень часто были маленькие играющие дети. Резвые и лукавые малыши возятся с птицами («Мальчик с гусем», скульп-тор Боэф), катаются на дельфине, даже душат змей (это малютка Ге-ракл). Самого бога любви Эрота стали представлять милым пухлым ре-бенком, положив начало многовековой традиции.

Пытливый интерес к человеческой личности, к конкретным услови-ям ее жизни, к возрастным особенностям чрезвычайно характерен для эллинистического искусства. С ним связано развитие портрета, которо-го почти не знала высокая классика. Не современники, а потомки соз-дали скульптурные образы Сократа, Еврипида, Аристотеля и даже леген-дарного Гомера.

В области музыки в эпоху эллинизма происходили весьма противоречивые изменения. С одной стороны, налицо было дальнейшее расширение ее выразительных возможностей, развитие технической виртуозности, особенно ценимой слушателями. Однако увлечение виртуозностью сплошь и рядом превращалось в самоцель и шло за счет идейно-го содержания.

Музыкальное искусство всё больше становилось делом сугубо профессиональным. Так, например, вместо любительского хора в трагедии теперь выступали профессиональные певцы и танцоры, получающие за свою деятельность материальное вознаграждение. Таким образом, музы-ка утрачивала прежний широкий общественный характер.

Менялись и жанровые пристрастия: театр постепенно уступает мес-то ярким зрелищным представлениям с участием хора, певцов-солистов, танцоров , инструменталистов, а также камерным концертам, ориентированным на знатоков.

название происходит от греческого stoa - портик (галерея с колон-нами в Афинах, где собирались основоположники Стои).

«Геродот» - В низовьях долины Борисфена отметил «гилею», дремучие леса. Скончался в 425 году до н. э. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Геродот был первым исследователем, посетившим Южное Приднестровье. Мир С точки зрения Геродота. Геродот (484 до н. э. - 425 до н. э.). Общие представления Геродота о планете были далеки от истины.

«Марафонская битва урок» - Персидский воин. Греческий воин. Спартанский гоплит. Симонид. Мильтиад Фемистокл Ксеркс Дарий Леонид. Соотнесите имена и события. Триера. На помост поднимается посол в ярких восточных одеяниях и произносит следующую фразу: САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 480 год до н. э. Дарий I. Разгадайте ребус: греческий военный корабль.

«Древняя Греция 6 класс» - Пана. Древняя Греция. Велиев Джахид и Гулиев Руслан. Артемида. Греческие боги. Афина. 6 с класс. Афродита и Гермес. Гипнос. Перикл.

«Древний город Афины» - Наше плавание. Порт «Пирей». План г. Афины. Глиняные сосуды. Физическая организация. Афинский порт. Памятные места по пути плавания. Продажа рабов. Печи для обжига посуды. Путешествие в Древние Афины. Источники рабства. Корабль. Решите кроссворд. Реформы. Географические названия. Отплытие. Работорговцы.

«Спарта» - Роскошь железные деньги. Два царя. Образ жизни спартанцев. Составьте логическую цепочку. Дети не принадлежали родителям. Олигархия – власть немногих. Население Лаконики. Упражнения. Спартанский воин. Управление в Спарте. Спартиаты (спартанцы) потомки дорийцев 9 тыс. человек. Лаконичная (краткая речь).

«Перикл» - Строительство в Афинах при Перикле. Аспасия. Перикл привлек средних и бедных граждан к реальному управлению. Обучение морскому делу. Перикл. Геродот. Деяния Перикла. Софокл. Организация зрелищ. Перикл как гражданин. Сын полководца Ксантиппа. Фидий. Народ. Афинский акрополь. Государственный строй. Друзья Перикла.

Всего в теме 33 презентации


В продолжение предыдущего поста, в котором шла речь о ментальных истоках барокко (если кому интересно, просто откройте мой блог), предлагаю вниманию всех, кто не чужд чувства прекрасного, небольшие заметки об ЭСТЕТИКЕ БАРОККО - художественного стиля, по-новому увидевшего и отразившего изменившуюся реальность мира.


Жаргонное слово "barocco" (причудливый, странный, вычурный), которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI века появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего.

Возможно, излишняя вычурность произведений искусства произведений искусства, выполненных в этом стиле, была одной из причин разногласий, возникших между специалистами в оценке барокко.

Одни видели в нем "стилевое направление" в европейском искусстве конца XVI - середины XVII в.
Вторые объявляли искусство барокко "извращенностью", "незнанием правил", проявлением "дурного вкуса", противоречащим гармоничному и жизнеутверждающему искусству эпохи Возрождения.
Третьи, напротив, отмечали грандиозность, пластичность, стремление к красоте и воспринимали его как логичное продолжение традиций Возрождения.

В то же время были и общие, не вызывающие разногласий взгляды на эстетику барокко. Они касались основных задач искусства, понимания роли и места человека в окружающем его мире. Главная цель барокко - стремление удивить, вызвать изумление.

Вот как об этом писал английский поэт Александр Поуп (1688 - 1744):

"Лишь там, где полускрыта красота,
Достигнута искусства полнота.
Цель мастера - контрастами играть,
Скрывать границы, взоры удивлять".

Человек и всё многообразие действительности становятся предметом творческого осмысления в искусстве. В произведениях барокко человек выступает как личность со сложным миром чувств и переживаний, вовлеченная в сложный водоворот событий и страстей. Но человека, одержимого желанием выявить и понять главные законы развития жизни, уже не могла устроить лишь констатация её сложности и противоречивости. Вот почему в произведениях барокко, с одной стороны, переданы напряженность конфликтов, преодоление духа противоречий, раздвоенность и тревога, а с другой - стремление к возрождению гармонии в жизни.

Главными темами искусства барокко становятся мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них, где реальность совмещается с причудливой фантазией.


Для произведений барокко характерны синтез архитектуры, живописи и скульптуры, эмоциональный накал страстей, динамизм и "тревожность силуэтов", картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, контрасты масштабов, цвета, светы и тени, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор.

Влияние барокко не могло не коснуться и музыки.

Музыка барокко носит преимущественно светский характер, в ней в большей степени проявляются демократические тенденции эпохи; всевозможные украшения (мелизмы) делают её наиболее яркой и декоративной, что соответствует барочной эстетике. Неустойчивые диссонирующие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, мелодии, томительно длящиеся во времени, быстрые, технически трудные, виртурзные пассажи в пении, одновременное звучание множества инструментов, использование танцевальных ритмов - всё это определяет суть барочной музыки.
Ярче всего новый музыкальный стиль проявился в опере, ведущем жанре музыки барокко. Но на мой взгляд, более чем Антонио Вивальди , никто из музыкантов и композиторов не достиг такого уровня в барочной музыке.

Кстати, лучшим доказательством того, что эстетика барокко в музыке не закончилась XVIII веком, является творчество английской хард-рок группы "Deep Purple" (конец 60-х годов ХХ в. - настоящее время, хотя то, что было после 1986 года, это уже не совсем "Deep Purple").
Если вдруг кто-нибудь из моих читателей не знает музыку этой группы, то просто посмотрите на оформление их ранних альбомов. Это, конечно же, не барокко, в отличие от музыки, которую они исполняют (исполняли), но я думаю, один лишь выбор тем для обложек дисков о многом говорит.


Но наиболее явно стиль барокко проявился в архитектуре. Желание удивить, восхитить и даже ошеломить зрителя становилось едва ли не главной задачей архитекторов, работающих в этом стиле.

Французский поэт XVII века Жорж де Скюдери (1601 - 1667) так описывал свои впечатления от архитектуры барокко:

"...Но перед красотой и зданья, и фасада
Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда.
...В орнаменте витом увидишь тут и там
Победоносный шлем и вазы фимиам,
Колонны, капитель, пилястры и аркады
Увидишь ты, куда ни кинешь взгляды,
Амуры, вензеля, вплетенные тайком,
И головы ягнят, увитые шнурком,
И статую найдешь в великолепной нише,
В узорах и резьбе карниз под самой крышей".

Впрочем, об особенностях барочной архитектуры, безусловно, должен быть отдельный разговор. Именно этой теме я и постараюсь посвятить свой следующий пост, который будет называться "Характерные черты барочной архитектуры".

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Человек классики – принцип соревновательности(олимпиады, диалог, театр), всесторонне развитый человек(изучали мореплавание, виноделие, с/х, торговле), ориентирован на познание(изучали натурфилософию и красоту, изучали риторику; публичность(вся жизнь на улице, существо, связанное с полисом); фаталист(ананкэ – судьба, действовал, не зная судьбы).

Здесь постепенно начинает складываться образ человека нового типа. Он уже в меньшей степени, чем раньше, опирается на традицию, потому что утрачивает к ней доверие. Он эгоист, скептик и часто циник. Он отрывается от старой ценностной почвы, но новой пока не находит. Он испытывает тоску потерянности, заброшенности, не может выяснить, в чем должен заключаться смысл его существования, он тянется к утраченному и в то же время понимает, что оно уже его не удовлетворяет, что он – другой. На месте распавшегося единства с полисным коллективом он пытается установить некие эрзац-единства: постоянно вступает в какие-то сообщества, школы, секты, объединения.

Тоска, разочарованность, убеждение в том, что жизнь не имеет большой ценности – все это определяет общую «тональность» эллинистической культуры. Человек словно бы разуверился в близости богов, в их спасительном соприсутствии. Он чувствует, что свою судьбу он должен выбирать сам, не надеясь ни на какие внешние силы, и от того, что он выберет, зависит вся его жизнь. Наставляют его в этом выборе разнообразные философские учения, которые в эту эпоху приобретают антропологический (в противоположность онтологизму греческой классики) характер. Повышается интерес к этике, человек стремился научиться жить незаметно. Развиваются учения стоицизма и скептицизма.

В это время возникает наука, во многом независимая от религии и мифологического мышления («магический кристалл» мифа отведен от глаз, и мир видится по-новому; вещи воспринимаются как предмет и материал обычного жизненного опыта). Появляются научные специализации. Хотя общая картина мира еще космологична, но человек уже способен занять позицию бесстрастного исследователя природы.

В классический период человек был патриотом, интересовался политикой. Эллинистический человек явл. частью империи, он аполитичен, царит космополитизм. На смену ценности публичной жизни, приходит ценность частной жизни.

16.Особенности эллинистического искусства

Искусство эллинизма на первый взгляд кажется упадочным в сравнении с предыдущими стадиями, особенно в отношении к древнегреческой классике V в. до н. э. Главные особенности эллинистического искусства - деструктивные тенденции, противоречия содержания и формы, отсутствие гармонии и меры в отношении к человеку, простоты и ясности - всего, что составило славу греческой классики. В этом смысле показательна дисгармония души человека эллинизма, его беспокойство, неуравновешенность, страсть к аффектам, будто все чувства уже не действуют и требуются дополнительные стимулы.

Для искусства эллинизма как поздней, завершающей и критической стадии развития античного искусства характерны аналитические устремления, разрушающие целостность композиции. В результате создается ощущение, что каждая часть говорит сама за себя. Отсутствие целостности стиля дополнялось нарушениями мерности. Вместо величия - гигантомания, вместо нежности и чувственности - слащавая красивость, выражение силы превращается в грубость, страх доходит до ужаса. Из мифологии выбирали самые отталкивающие сюжеты - грубые и жестокие, рожденные в глубокой архаике и изжитые классическим искусством Афин. В этих сюжетах особо подчеркивали торжество силы, власти судьбы, неизбежности гибели. Таковы знаменитые произведения пергамской и родосской школ. Произведения художников эллинизма отличает стремление преобразовать гармонию, совершенство пластики, уравновешенность, тектоничность, пропорциональность в напряжение, эмоциональный порыв, смешать эллинские и восточные традиции. Этот дуализм разрушал целостность формы. М. Е. Грабарь-Пассек определил эту особенность как "стремление к грандиозности и любовь к деталям".

Другая черта эллинистического искусства - преобладание декоративной функции и формальных качеств образа над содержательной стороной. В творчестве античных писателей того времени отмечают "миниатюризацию психики", так ярко проявившуюся в романе Гелиодора "Эфиопика". На смену большим характерам пришло любование мелкими бытовыми деталями, житейскими радостями, "пейзажное" отношение к сюжету. Герои древних мифов и Олимпийские боги превращались в элементы оформления любовных историй.

Для эллинизма характерно смешение жанров, тем и сюжетов. В скульптуре образы теряли монументальность, становились нежными и чувственными. Так, например, в эллинистическом Египте изображения богини Исиды сохраняют традиционную иконографию, но они более телесны.

Тенденция обмирщения образов намечалась еще в период поздней классики древнегреческой скульптуры. Пракситель из Афин (ок. 390 - ок. 330 гг. до н. э.) стремился превратить мрамор в живую плоть, делал форму все более живописной.

Другой скульптор, Скопас, современник Праксителя, работавший, в частности, на строительстве мавзолея в Галикарнасе, автор знаменитой "Танцующей Менады", строил форму все более экспрессивно, пользуясь глубокими впадинами и эффектами светотени на мраморе. Это грозило потерей цельности и уравновешенности, отличавшими шедевры Поликлета и Фидия.

Чувственность и страсть парадоксальным образом соединялись в эллинистической скульптуре с натуралистическими тенденциями.

Многообразие противоречивых деталей, излишества экспрессии стали причиной разлада в искусстве эллинистической архитектуры, демонстрирующей сочетание крайностей: от гигантомании дворцов и мавзолеев до мелочного натурализма в декоре интерьеров. Примечательно, что именно в это время классический рельеф сменяется горельефом. Поражающие динамикой и экспрессией горельефы Пергамского алтаря Зевса (164-156 гг. до н. э.) не умещаются даже в специально созданной для них архитектуре. Фигуры Олимпийских богов, сражающихся с гигантами, не "поддерживают" архитектуру алтаря; отрываясь от цоколя, они выступают наружу, выходя за пределы композиции, на ступени стереобата.

В скульптуре активно применяют бурав, сочетания мраморов разнообразной окраски, роспись и позолоту. Дисгармония пропорций и неуравновешенность постановки фигуры отличают знаменитую статую "Венеры Милосской" - типичное произведение кризисной эпохи.

Эклектичное соединение элементов греческой и азиатской культур не дает оснований говорить об "эллинистическом стиле", а лишь о конгломерате традиций. Иногда эллинистическое искусство называют "античным барокко".

Эллинистическое «барокко» – это эпоха похожая на нашу. Как и люди, выходившие из опыта классики, мы переживаем переход от тоталитарности к множественности, от связанности к разнообразию. Нас объединяет с художниками того «нового времени» античности свобода выражения, которая не соотносится с установленными нормами, но рождается из событий. Лишенная привычного шаблона, форма ориентирована на жизнь самой широкой публики. Как и в театральности, где уже отмечен конец существования греческого мира. Образ-зрелище сам себя формирует и предлагает, преодолевая традиции и стили . Аристотель высказал предположение, что реальное и возможное, подлинное и мнимое неразличимы в конечном послании, заключенном в произведении искусства, где все существует одновременно.

Самостоятельность, провозглашенная Лисиппом в аллегорической статуе Кайроса , требует от каждого мастера определить собственный путь, преобразовать каноны и условности, установить новую, относительную истину. Суть творческого кредо эллинизма – изображать не согласно природе, но каждый раз по-разному для достижения задуманного эффекта . Осознание дистанции и отличия от классики открывает простор экспериментированию. В одной из гробниц Потидеи на фреске изображен Силен в красных сапогах с отворотами и растрепанной бородой \300\. Изображение теперь создается не путем «придания каждой части соответствующего ей цвета» \ рекомендации Платона \. Форма складывается из наложения различными красками тонких отдельных мазков, обрисовывающих объемы. Синтез происходит в глазу зрителя в соответствии с техникой, которая будет использоваться в дивизионизме в ХХ веке. Гробница Лисона и Калликла \эпоха Филиппа У, 197 век до н.э.\, изображенные на люнетах оружие и доспехи братьев кажутся настоящими. Это живопись сочетаний красок и переходов, расположенная с учетом пластической неоднородности поверхности стены, цветовых контрастов и блеска. Четко обрисованные металлические предметы сочетаются с воздушностью перьев на позолоченном шлеме.

После смерти Лисиппа его последователи переносят на Родос опыт, накопленный в Таренте: Харит создает «Колосса» \32 м., 304-293\ , который в два раза превышает «Зевса» \Лисипп\; Боэд \Боэф \ создает в святилище Солнца фигуру «Поклоняющейся», подобно mulier admirans \восхищающаяся женщина, Эвбул\. Изображения «Колосса» проникнуто движением, знаменуя собой начало искусства, открытого всему миру, зрительное воплощение бесконечной шири. На дне емкости, брошенной в плавильной яме у подножия Акрополя, процарапан автограф Эвбула . Эта емкость весьма совершенная благодаря кирпичной облицовки стен и системы желобов, через которые сливался воск. Сооружение, в котором осуществлялась выплавка конструкций высотой до 3 метров, до сих пор остается непревзойденной. В Антиохии Евтихид, сын Лисиппа, создает статую «Тихе» \300\, повторяя очертания тарентского колосса, «Размышляющего Геракла».


282 год до нашей эры . В Пергаме оформляется местный стиль: эксцентричность форм, неправильность жестов, незакрепленность фигур в пространстве, «обнимающих пустоту».

В период правления Эвмена 1 \263-241\ формируются два основных течения классического периода: афинский и сикионский. Фиромах, Никерат и Ксенократ создают образцы пергамского стиля, «барокко », который получил всеобщее признание и периодически становится актуальным: более ощутимо анатомическое строение, скелет и мускулы просвечивают сквозь натянутую кожу.

Разделение труда \скульптор и отливщик \ повышает промышленную активность. Благодаря банкирам товары превращаются в числа, обмен материальными благами производится в кредит. Города стремительно развиваются. В пластике этого периода появляется многоплановое расположение фигур во временном развитии: перспектива становится методом изображения удаленных предметов. Помещенные в природную обстановку, скульптурные группы оживают и разрастаются, управляемые давними законами, которые связывают человека с началом жизни. Чтобы понять это, необходимо выйти из настоящего и вернуться к первородному колдовству, с помощью которого художник наделяет свои творения самостоятельной силой. Как в театре, художники стремятся передать запутанность и усложненность мира в скульптурных композициях, чтобы зритель, созерцая их, мог избавляться \очищаться \ от своих тревог. В стоической философии мораль есть «плод из сада» , в соответствии с этим скульпторы создавали образы, побуждающие к размышлению: это наказания, посланные богами для восстановления предопределенного равновесия, и свидетельства человеческого мужества. Содержание мифов утрачено, но художник предлагает эмоции для размышления: украденный палладий, тирс и венок Дирки, злой вакханки, окровавленный кубок Полифема \ «Казнь Дирки», «Опьянение Полифема» \.

Ника Самофракийская и Алтарь Зевса \189-182\ прославляют совместную победу Родоса, Пергама и их союзников римлян над Антиохом Ш Сирийским ; тела Гигантов извиваются на ступенях алтаря так, что зритель перестает отличать то, что могло произойти в ранние времена, от современной истории.