Сценарий концерта народных инструментов. Сценарий отчетного концерта отделения народных инструментов "простота, красота, доброта". Сценарий масленичной вечёрки
Фольклорный праздник «На завалинке»
Цели: 1)Постижение «мудрости народной» через создание
ярких картин будней и праздников молодёжи конца 19- начала
2)Воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и
обычаям русского народа.
3)Установление тесного общения с семьёй.
Оформление: макет дома, плетня, завалинка.
Дети в русских народных костюмах сидят на завалинке.(звучит народная песня)
Ведущий:
Добрый день, гости дорогие! Гости званные, да желанные!
Люди зрелые и молодые, женатые и холостые!
Давно мы вас ждали – поджидали. У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко, и забавушек разных мы припасли на каждый вкус.
Дай Бог тому, кто в нашем дому-
Дорогим гостям, да вашим детушкам.
Наделил бы вас Господь
И житьём и бытьём и здоровьицем!
И по старой русской традиции кланяемся вам в пояс…
(медленный поклон)
Гость в дом – хозяину радость.
Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли?
А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней
Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее,
ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица , высокий терем, завалинка , посиделки…
К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.
Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.
В каждом селе в старину были свои обычаи посиделок, праздников, посвященных народному календарю - летним, осенним, зимним и конечно весенним календарным праздникам.
Весной народ ощущал свое единство с окружающей природой, был убежден, что своими добрыми делами, играми, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц….
На Руси считалось, что лишь тот, кто умеет по настоящему справить праздник, посидеть весело – тот умеет и трудиться.
А потому, в давние времена в каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки, куда собирались холостые девушки, да парни.
Роднило их одно: собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах, умением и мастерством блеснуть.
И сегодня на нашей завалинке мы постараемся показать вам фрагменты деревенских посиделок. Вы увидите и услышите то, о чём говорили, что пели и о чём мечтали наши прабабушки и прадедушки.
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Тогда мы начинаем наш фольклорный праздник «На
завалинке » и милости просим на наши посиделки…
ПЕСНЯ «ЗАВАЛИНКА »
(дети обращаются друг к другу как будто ведут диалоги к гостям)
Добрый день вам и поклон,
Гости дорогие!
Собрались со всех сторон
Наши все, родные.
Я смотрю на ваши лица,
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в огромной, дружной
И приветливой семье.
Ото всех дверей
Ото всех ворот
Выходи скорей,
Торопись, народ!
Открываю ворота
Выходи, кому охота!
(выходит ШУМОВОЙ ОРКЕСТР «ВО САДУ ЛИ В ОГОРОДЕ »)
Девочки: Ох, и расшумелись, а ну-ка тссс! (показывает «тише») А ну, домой, а то мамка заругает! (дети убегают)
Девочки садятся на скамейку, грызут семечки.
Входят 2 мальчика в русских костюмах.
Идут, грызут семечки, поглядывают на девочек.
1. О! Наро – оду!
2. Ого! Народищу – у!
1.Ты куда?
2. А ты куда?
1. Я – сюда.
2.И я сюда.
Мальчики садятся на скамейку.
1д. Ой, девочки, а я что вчера видела!
Все. Чего?
1д. Да не знаю уж, сказывать ли вам?
2д. Как это не знаешь?
3д. Коли заикнулась, так сказывай давай?
1д. Сижу я вчера вечером у окошка, луна светит ярко, на улице хорошо видать, идут мимо дома нашего Варенька с Серёжкой. Достаёт он платочек да на плечи ей накидывает так бережно, бережно. И в глаза ей всё заглядывает.
4д. Никак, свадьба скоро будет.
. (воодушевленно рассказывать)
1 д. А мне маменька рассказывала, . что на старинных русских свадьбах совершался обряд, сегодня совершенно забытый. В самый разгар свадебного
пиршества невеста бросала в круг незамужних девушек подушку. И первая, севшая на неё, была следующей невестой. Так же поступал и жених. Вот поди было весело…
(проходит парочка, мальчик одевает платок на плечи и тянет мешок с семками )
2д. Ой глянь, вон что весело, ты погляди как Сенька на Таньку пялится, влюбился что ли?...
1д. Завидуешь что ли?
2д. А что ж, не завидовать, он жених завидный..
3 д. (с иронией ) это точно…завидный…
(парочка садится)
ПЕСНЯ «СЕМЕЧКИ » (девочка садится к другим девочкам, машет мальчику и тот уходит, продолжается диалог…)
3д. Послушайте, что со мной сегодня произошло. Иду я к вам сюда, вдруг мне дорогу перебегает чёрная – пречёрная кошка. Что делать? Не идти – нельзя, вы меня ждёте, а пойти так все переругаемся…
2д. Ой – ой – ой? Что же ты сделала?
3д. Ну, я не растерялась – три раза через левое плечо плюнула…
2 дев. Бедный пушистый зверёк! Ох и хлебнул же он горя из –за своей окраски! А почему же именно чёрная, а не рыжая,полосатая или ещё какая – то кошка стала символом ссоры,неприятностей?
1 дев. Мне бабуля сказывала, то произошло потому что с чёрным цветом наши предки связывали многие неприятности в своей жизни. Тёмная ночь…
тёмный лес… чёрный провал пещеры – они таили в себе опасность. С тех пор и повелось, что чёрный цвет стал символом зла, коварства, недобрых мыслей. И безобидную чёрную кошку крестьяне выкидывали из избы во время грозы – а вдруг притянет к себе молнию.
2 дев. А если провезти такого кота на лошади – всё, считай, конь пропал, а уж если чёрный кот чихнёт – не миновать хозяину зубной боли.
Все: ха-ха-ха
2 дев. Нам сейчас смешно, но ведь ещё не так давно люди верили во всю эту ерунду.
3 дев. А вот что говорил народ о суевериях.
1.Муравьи в доме – к счастью; кони ржут – к добру.
2.Кто нечаянно завидит свет в своём доме – жди счастья.
3Сова близ дома кричит – к новорождённому.
4.Заяц по селу бежит – к пожару.
1 дев. Ага, вот-вот…
5.Коли наступишь на чужой след, то будут болеть ноги.
6.Чёрный глаз опасен. Бойся чёрного да карего глаза.
7.Мыло за пазухой спасает от порчи.
8.Не играй ножом – ссора будет.
9.Ключи на столе – к ссоре.
2 дев . Что вы все о грустном! Для хорошего настроения послушайте вот такие забавные приметы: «Звенит в одном ухе – к исполнению желаний.
Звенит в обоих ушах – выключите будильник и вставайте.», «Если все кошки, перебегающие дорогу, чёрные, значит, рядом жгут автопокрышки.», «Если вам навстречу попадается женщина с пустыми вёдрами, значит, в доме отключили воду.»
(все вместе смеются)
1д. Ой, что-то скучно стало!
(выходят мальчики)
1м. А не поиграть ли нам в фанты? (дети тянут бумажки и исполняют желания, кто не задействован - хлопают)
Выпала тебе работёнка:
Изобрази-ка нам котёнка.
Чтобы не попасть впросак,
Пришлось смотреть во все глаза.
А теперь закрой-ка глаз,
Кукарекни пару раз.
4. Вежливостью удиви:
Руку всем вокруг пожми.
(все вместе)
Ставьте ушки на макушку:
Мы споём для всех частушки.
Девочка: Говорят частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Мальчик: Только, разве, дело в моде, если любят их в народе?
ЧАСТУШКИ
Мы частушки-прибаутки собирали всем селом
Всем на радость и забаву их сейчас перепоём.
Я плясала у реки, потеряла каблуки.
Обернулася назад – каблуки мои лежат.
Не смотрите на меня, глазки не ломайте,
Я не с вашего села, вы меня не знаете.
А у нас во дворе квакали лягушки,
А я с печки босиком, думала, подружки.
Ах, гармошечка-гудок, своё дело знает.
Она в Сашиных руках хорошо играет.
Как же нам не петь частушки, ведь в Ардони мы живём!
Мы частушки пели вам - больше, чем полвечера.
Мы пойдём, а вы сидите, вам ведь делать нечего (уходят?)
(Выходят мальчик).
1.Небылицы в лицах
Сидят в теремах-светлицах.
2.Щёлкают орешки
Да говорят насмешки.
Выходят все участники.
Все: Фольклорные перевёртышки .
1.Ехала деревня мимо ямщика,
Вдруг из-под воротни лают ворота.
2.Крыши полетели, сели на ворон,
Лошадь понукает ямщика кнутом.
3. «Тпру»- сказала лошадь, а ямщик заржал,
Лошадь пошла в гости, а ямщик стоял.
4.Лошадь ела шаньги, а ямщик овёс,
Лошадь села в сани, а ямщик повёз.
Все: Фольклорные потешки .(ДИАЛОГ ПО ДВА)
1.-Федул, что губы надул?
Кафтан прожёг.
Зашить можно.
Да иглы нет.
А велика ли дыра?
Один ворот остался.
2.-Фома, что из леса нейдёшь?
Медведя поймал.
Так веди сюда.
Да он не идёт.
Так сам иди.
Да он не пускает.
3.- Фома, у тебя в избе тепло?
Тепло. В шубе на печи согреться можно.
4.-Сынок, сходи за водицей на реку.
Брюхо болит.
Сынок, иди кашу есть.
Ну, раз мать велит, надо идти.
Все: Фольклорные загадки .
1.Меж двух светил я в горнице один. (Нос.)
2.Стоят два кола, на кольях бочка,
На бочке кочка,
А на кочке дремучий лес. (Человек.)
3.Одну меня не едят, а без меня мало съедят. (Соль.)
4.У двух матерей по пяти сыновей.
Одно имя всем. (Пальцы).
5.И комковато, и ноздревато, и мягко, и ломко,
А всех милей. (Хлеб.)
6.Чёрненькая собачка, свернувшись, лежит:
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Все: Фольклорные дразнилки.
1.Дуня-пышка на улицу вышла.
На кочку села, комарика съела.
2.Лёшка-лепёшка, голова с лукошко,
Шапка колышком, ноги брёвнышком.
3.Коля, Коля, Николай, бросил шубу на сарай,
Шуба вертится, Коля сердится.
4.А Дуня -Бабка-ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит: «У меня живот болит»
(на сцену выходит женщина с ребенком на руках ) Тсссс!... малыш засыпает..
Ведущий (за кадром ) На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.
Девочка с куклой поёт колыбельную песню .
Баю, баю, баю, бай!
Спи, малютка, засыпай.
А то серенький волчок тебя схватит за бочок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай.
Ведущий: (за кадром) Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать..
(Девочка разворачивает куклу, поглаживает и говорит).
Потягунюшки, подрастунюшки,
А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,
А в роток говорок, а в головку разумок.
Ведущий (за кадром) Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было…, по-нашему…, тепло… душевно…
(шум и гам.. на сцену выходят шумовой оркестр…)
Дети: А мы сейчас убаюкаем вашу ляльку…
ШУМОВОЙ «КАМАРИНСКАЯ »
Женщина: ох и шумные вы ребята! Пойдем мы …(уходит, дети садятся)
Ведущий (за кадром ): На посиделках велись и серьёзные разговоры. Думали о лучшей жизни, вспоминали о прошлом, хотели узнать о будущем.
На май-июнь приходится один из самых главных праздников – Святая Троица. С праздником Святой Троицы связано много народных обычаев и традиций. Это праздник связан с культом прославления расцветающей растительности, с культом воды и земли. В Семик (четверг) девушки надевали лучшие наряды, плели венки из веток берёзы и цветов и ходили в лес завивать берёзку. У нас на селе до сих пор в особом почете праздник «Березка». Наверное потому, что вокруг села березовые рощи и возле школы растут белоснежные красавицы…
Ей, красавице русской, несметное количество песен написано…
ПЕСНЯ ПРО БЕРЕЗУ (ДК Ардонь)
С чего начинается Родина?
Наверное, с белых берез,
С их царства сквозного молочного
И с пухлых ребяческих грез.
Праздник «Березка» объединяет всех и умудренных опытом и молодых
Выходят девочки с венками, подходят к берёзке , окружают её и по очереди расхваливают.
1.Ай да красавица!
2.Ай да кудрявая!
3.Ай да стройная!
Дети: . Завьём берёзоньку ! Да желанья загадаем!
1.Вью-вью колечко на батюшку,
Другое колечко на брата,
Третье колечко на себя.
2.Вью колечко на сестру,
Другое колечко на брата,
А третье колечко на себя,
Чтобы все наши желания исполнились.
Участники водят хоровод «Ах ты, белая березка!».
3.Берёзка-берёзонька, завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли, загадать желания пришли.
4.Белая берёзонька, ходи с нами гулять, пойдём с нами играть.
5.Девушки-подруженьки, пойдёмте к реченьке венки в воду
бросать, на женихов гадать.
Все участники уходят….
Девочка: А вот и конец, всему делу венец.
Ведущий : Мы показали вам только часть того доброго и
прекрасного, что знали и любили далёкие наши предки.
Х очется пожелать вам , чтобы души ваши были добрыми, чтобы любили
землю, на которой живёте, берегите любовь свою к матери, отцу, брату, сестре. Если будет среди вас лад, будет вам всем и клад.
Дом, земля наша, любовью богата и трудом.
А песнями, играми счастье копится и полнится.
Старое уходит, но его нужно знать и беречь.
Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши дни.
Берегите Россию…
ПЕСНЯ «РОСИНОЧКА – РОССИЯ »
(на проигыше)
Желаем дней побольше ясных,
Побольше света и тепла,
Здоровья, радости, успехов,
Покоя, счастья и тепла.
Все: Приходите снова к нам, будем рады мы гостям!
Елена Астахова
Сценарий тематического праздника «Русская народная песня»
Звучит музыка, дети заходят в зал.
Ведущая : Россия… Как из песни слово ,
Березок нежная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье – русская душа .
Ведущая : Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы… Все это наша Родина. У русского народа свои обычаи , музыка, песни , танцы. А как на Руси любят народные гулянья ! В давние времена собирались за околицей парни и девушки, пели песни , плясали.
Танец ансамбля «Задоринка»
Ведущая : Крепко любили и любят Россию русские люди . Они сложили о ней много песен, храбро защищали свою Родину от врагов.
Послушайте песню о защитниках – русских солдатах ?
Песня «Солдатушки, браво, ребятушки» .
Ведущая (произносит пословицы) :
«Хорошая песня дух бодрит »
«Где песня поётся , там весело живётся»
«С хорошей песней и труд спорится »
Ведущая : А вот и у нас сейчас прозвучит хорошая песня .
Песня «А я по лугу» .
Ведущая : Веселые и озорные, грустные и задушевные песни сопровождают человека в течение всей жизни. Есть колыбельные. Их поют мамы, когда укладывают спать детей.
Русская народная колыбельная песня «На улице дождик»
Ведущая : Подрастали в семье детушки, приучали их к работе. Мальчики помогали отцу в поле, в мастерской и в кузнице. Кузнецы молотом куют железо, мастерят подковы для лошадей. Трудятся парни, и песня им в работе помогает.
Песня «Во кузнице»
Ведущая : Умел русский народ трудиться . Недаром говорится : «Делу время, а потехе час» . Матушки учили дочерей выполнять домашнюю работу. Послушайте песню «Во горнице» .
Песня «Во горнице» .
Ведущая : Закончили работу, отдохнуть охота. Выходите из ворот да вставайте в хоровод.
Танец ансамбля «Задоринка» .
Ведущая : Где счастливо живется, там и песня поется . Ни один праздник не обходился без озорной частушки. Они исполнялись под зажигательную мелодию с переплясом. Частушки – это маленькие смешные истории, дразнилки.
Частушки.
Ведущая : Частушки исполнялись и на ярмарке. Собирался народ на торговой площади – себя показать, на людей посмотреть, купить, продать, в игры удалые поиграть.
Акробатический номер.
Ведущая : Во многих народных песнях воспевалась красота русской природы : бескрайние поля, зеленые дубравы, полноводные реки, красивые тихие вечера.
Песня «Светит месяц»
Ведущая : Кто с платочками пляшет, да на балалаечке играет, тому скучно не бывает.
Матрешки выстроились в ряд,
Глаза их весело блестят.
На сарафанчиках цветы
Небывалой красоты.
Хоровод матрешек.
Ведущая : Известно повсеместно :
Пройди весь белый свет,
Россия-это песня ,
Конца которой нет!
Песня «Ах, утушка, моя луговая» .
Ведущая : Россия, Россия – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут ,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют .
Попурри русских народных песен .
Ведущая : Вот и подошла к концу наша встреча с замечательными русскими народными песнями , но мы с ними не прощаемся. Пусть они будут рядом с нами всю жизнь.
Звучит музыка, все выходят из зала.
Публикации по теме:
Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.
Конспект занятия «Русская песня - душа народа» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ (МУЗЫКА) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.
МАСТЕР-КЛАСС «РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА «ДЕРЕВЕНСКИЙ АНГЕЛ» Мельникова Елена Викторовна, e-mail ([email protected]) педагог дополнительного.
Проект «Русская народная игрушка - матрешка» проект «Русская народная игрушка - матрешка» Первая младшая группа. Воспитатель: Дмитриева Н. В..
Русская народная игра «Ручеек» для дошкольников Русская народная подвижная игра"Ручеек для малышей" Возраст детей 3- 4 года Цель: Создать условия, способствующие формированию навыка ходить.
"Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.
Конспект занятия «Русская народная сказка «Зимовье зверей». Присказка. Песня Е. Д. Макшанцевой «День рождения» Интеграция образовательных областей: "Чтение художественной литературы", "Музыка", "Физическая культура", "Коммуникация", "Познание". Виды.
Наталья Петрова
Сценарий досуга «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
Путешествие в страну русских народных
музыкальных инструментов
(Интегрированный досуг для детей средней группы)
Цели : познакомить детей с русскими народными инструментами .
Задачи : 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат .
2. Формировать желание и интерес к игре на русских народных музыкальных инструментах .
3. Воспитывать положительное отношение к истокам русской народной культуры .
Интеграция областей : «Художественно-эстетическое развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» .
Атрибуты : русские народные музыкальные инструменты – ложки , трещотки, балалайка, гармошка. Волшебная палочка, Петрушка – кукла Би-Ба-Бо. Ноутбук, информационный носитель, видео - запись, аудио - записи музыкальных русских народных произведений .
Ход занятия:
Дети заходят в зал под русскую народную песню «Калинка» и рассаживаются на стульчики.
Музыкальный руководитель (АРИНА) встречает их в русском народном костюме .
АРИНА : Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь поудобней. Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебную страну русских народных музыкальных инструментов .
Звучит музыка («Смоленский гусачок» пляска, появляется персонаж-Петрушка.
Петрушка : Здравствуйте, ребята! Меня зовут Петрушка. Я очень люблю ходить в гости и заводить новых друзей. Сегодня я решил прийти к вам. Вы будете со мной дружить?
Дети отвечают.
Петрушка : А еще, я очень люблю путешествовать . Давайте все вместе куда-нибудь отправимся в путешествие !
АРИНА : Петрушка, мы очень рады, что ты пришел к нам в гости, мы с ребятами как раз собрались совершить путешествие в волшебную страну и с удовольствием возьмем тебя с собой, только сначала отгадай нашу загадку.
Загадка про ложку. Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток,
Кашу, суп или окрошку :
Вы узнали? Это (ложка) .
Петрушка : Так это же ложка! Мы что сейчас есть будем? Это хорошо, покушать я люблю. Ой! А как же наше путешествие ?
АРИНА : Не волнуйся Петрушка, в путешествие мы обязательно отправимся. Это же не просто ложки, а самый настоящий музыкальный инструмент .
Петрушка : Какой же это музыкальный инструмент ? И как на них играть-то, на ложках этих, по чашкам и кастрюлям что ли?
АРИНА : Нет, ударяют ими друг по другу, вот так. (показывает) и поэтому ложки называют ударными инструментами .
Дети под русскую народную музыку «Коробейники» играют на ложках на первую долю в такте.
АРИНА :
Ложки наши хороши,
Постучали от души. (собирает ложки.)
Петрушка : Ну и какое отношение к нашему путешествию имеют эти деревянные ложки?
АРИНА : А ты еще не догадался?
Петрушка : Не знаю я. Э (думает) Я догадался! Мы отправимся в страну русских народных музыкальных инструментов !
АРИНА : Молодец Петрушка! Ну что ж, отправляемся. Где моя волшебная палочка?
(Взмахивает волшебной палочкой. Звучит лиричная р. н. музыка «Сударушка» )
Дети за Петрушкой идут по кругу на другую сторону зала. На столике разложены разные муз. инструменты .
АРИНА : Вот мы и попали в волшебную страну , где живут русские народные музыкальные инструменты . Только чтобы инструменты нам показались , тебе Петрушка, нужно угадать названия этих инструментов .
Петрушка : Ой-ой-ой! А я совсем с народными инструментами незнаком .
АРИНА : А, мы тебе поможем. Правда, ребята? Вот и первая загадка.
Целый день все трень да трень
И трещать-то ей не лень.
(Демонстрация видеозаписи игры на трещетке) .
Петрушка : Ой, что это так трещит? И как же этот инструмент называется ?
(Дети отвечают) .
АРИНА : Да, это ударный инструмент-трещотка .
Петрушка : Да разве трещотка ударная? Она же трескучая. Деревянные пластиночки стукаются друг о друга и трещат.
АРИНА : В ударных инструментах звук возникает , когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют .
Петрушка : Чем бьют?
АРИНА : Ну, например, рукой. Вот послушайте новую загадку.
Целый день бом да бом
Раздается громкий звон.
(Звучит бубен) .
Петрушка : Ой, что это, ребята?
(Дети отвечают) .
АРИНА : Петрушка, хочешь попробовать?
Петрушка : Да, конечно! (пробует играть) .
Ведущий : Молодец, Петрушка. У тебя очень хорошо получается. Слушайте следующую загадку.
Тили-бом, тили-бом,
Перезвон со всех сторон.
Колокольчики звенят
С бубенцами говорят.
Петрушка : А, я, догадался! Это колокольчики да бубенчики.
АРИНА : Молодец, Петрушка, какой ты догадливый. Петрушка, ты танцевать любишь?
Петрушка : Конечно, люблю!
АРИНА : Тогда потанцуй с нашими ребятами.
Петрушка : С удовольствием потанцую!
Пляска с бубенчиками под р. н. м. «Барыня»
АРИНА : Молодцы, хорошо потанцевали. Петрушка, наши ребята тоже умеют загадывать загадки. Вот послушай.
Ребенок : Если хочешь поиграть,
Нужно в руки её взять
И подуть в нее слегка
Будет музыка слышна .
АРИНА : Подумай-ка минуточку
Что же это?
Петрушка : Дудочка!
АРИНА : Правильно, молодец Петрушка. Дудочка эта называется свирель. Вот послушайте как она звучит.
(Демонстрация видеозаписи игры на свирели р. н. м. «Как под горкой под горой» ).
Петрушка : А, свирель тоже ударный инструмент ?
АРИНА : Ребята, как вы думаете, свирель ударный инструмент ?
(Дети отвечают) .
Конечно же нет. Это духовой инструмент . Заставляет звучать свирель поток воздуха, который выдувает музыкант . Вот смотри. (Играет на дудочке) .
АРИНА : Но не только ложками, бубнами да трещотками
Славен народ на Руси .
А ещё гармошкой звонкой, на нее ты посмотри!
(Руководитель показывает гармошку детям) .
Петрушка :
Она вздохнет и развернется и по деревне вдоль пройдется,
И соберется в круг народ , что хочешь, спляшет и споет!
Педагог включает аудиозапись русской народной песни «Я на горку шла» (Соло гармошки)
АРИНА : А, вот и последний на сегодня инструмент , с которым я вас хотела познакомить. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать!
Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких.
Вы узнать её должны! Поёт очень звонко.
Поскорее угадай-ка. Что же это?
– (Дети : Балалайка)
Молодцы, ребята! А хотите послушать, как играет наша балалаечка? (дети отвечают)
Звучит запись игры на балалайке р. н. м. «Камаринская»
Петрушка : Вот бы мне так научиться. Я тоже хочу играть на разных инструментах !
АРИНА : А я предлагаю всем нам сейчас превратиться в музыкантов оркестра народных инструментов . Давайте мы научим Петрушку.
Дети играют на музыкальных инструментах под р . н. м. «Светит месяц» .
Ну, что, Петрушка, тебе понравилось?
Петрушка : Да, очень. Молодцы ребята.
Петрушка : Какое интересное путешествие . Теперь я обязательно научусь на чём-нибудь играть.
АРИНА : А, вам, ребята, понравилось?
(Дети отвечают) .
Ну что ж, наше путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов подошло к концу . Пора прощаться. А ты, Петрушка, приходи к нам почаще, и мы совершим еще не одно увлекательное путешествие .
Петрушка : Спасибо, обязательно приду. До свиданья.
АРИНА : Ребята, давайте проводим Петрушку и пожелаем ему счастливого пути.
Дети выходят из зала под русскую народную песню «Калинка»
Место проведения: Зеленая роща
Время проведения: 11.00ч.
С 09.00ч. утра начинается трансляция праздника по звукоусиливающей аппаратуре и громкоговорителям, где дикторы приглашают всех желающих отдохнуть на лоне природы, развлечься под живую музыку.
С 10.00ч. начинается монтаж стоянок, двориков и юрт каждого сельского клуба и сельского Дома культуры района.
С 11.00ч. начинается официальное открытие народного праздника «С песней по жизни». Выступление официальных лиц.
По завершению выступления официальных лиц девушки в национальных костюмах преподносят хлеб-соль-мед официальным лицам.
Добро пожаловать на праздник песни народной!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий.
С добрым словом и с любовью,
И с хлебом-солью.
Исполняется башкирский танец в исполнении хореографического ансамбля «Озорная молодость» (рук. Р.Дейниченко)
На сцену под веселую народную русскую песню выходят двое ведущих в русских национальных костюмах.
Ведущий 1:
Добрый день, сударыни и сударушки!
Ведущий 2:
Добрый день, судари! Рады видеть нас на нашем празднике! А собрались мы здесь песни послушать, попеть, потанцевать, да и про песню узнать!
Ведущий 1:
В старину говорили: «Кто с песней живет, того кручина неймет».
«Как живется, так и поется»
«Где песни, там и молодость»
«Песня – душа народная».
Ведущий 2:
Испокон веку песня всегда была рядом с человеком и в радости, и в горе. От
самого рождения и до самой смерти.
Выходит молодая девушка, с венком на голове и в национальном костюме.
Ведущий 2 :
Ты откуда русская появилась, музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом.
В радости ли, в боли,
Или в птичьем свисте?
Ты скажи – откуда
Грусть в тебе и удаль,
Как ты появилась
С самого начала,
В чьем ты сердце билась,
В ком ты зазвучала?
Девушка /в русском костюме/:
Пролетали утки – уронили дудки,
Пролетали гуси -уронили гусли,
Их весною вешней
Нашла, не удивилась…
Ведущий 1: Ну, а песня?
Девушка: С песней на Руси и родилась.
Выходит девочка с куклой на руках. Звучит «Колыбельная».
Ведущий 1:
Песня русская – это просторы,
По которым всю жизнь нам идти,
Это батюшка -Дон у Ростова.
Это матушка — Волга в пути.
Песня русская – это пастуший,
Росный, радостный, ранний рожок,
Только сядь на минутку, послушай -
Ты заслушаешься, дружок.
Ведущий 2 :
Чем бы человек ни занимался хлеб жал, сено косил, сплавлял лес или тянул за собой баржу – всюду ему помогала песня. Дорогие наши зрители, гости! На сцене праздничной программы народный ансамбль русской и украинской песни «Кудерушки» с народной песней «Под окном широким».
Ведущий 1:
Я для песни душевной
Взял лесов зеленый шепот,
А у Волги в жар полдневный
Темных струй послушал рокот.
Взял у осени – ненастье,
У весны — благоуханье,
У народа взял я счастье
И безмерное страданье.
Ведущий 2:
Пели за рукоделием, пели о тяжелой женской доле. Народ жалел женщину и в песнях называл ее ласково лебедушкой, утушкой, павушкой, рябинушкой. Встречаем народный ансамбль украинской песни «Хуторок». (с рукоделием в руках)
Ведущий 1 :
Что же ты за сердце меня трогаешь,
Песня задушевной старины?
То ль в тебе живет душа высокая,
То ли отблеск зыбкой тишины?
То пускаешь сокола за облако,
Разводя руками горький дым,
То вдовой выходишь, одинокая,
Одарить цветами молодых.
Все народные песни о любви. О любви и родной земле, а значит и к людям, которые на ней живут, к родным и дорогим. На сцене праздничной программы народный башкирский ансамбль «Аманат».
Ведущий 2:
То уводишь хороводы в поле,
То сжигаешь в пляске ты себя!
Ты вовек созвучна русской доле,
Песня родниковая моя!
Вспомните: умирает ямщик в степи, раненый ли боец во чистом поле в последнюю минуту – их мысли обращены к родному дому, к батюшке и матушке. О жизни, о доле своей поет русский человек в песнях. Русская народная песня «Ой на горке калина». На сцене народный ансамбль «Кудерушки».
Ведущий 1 :
Песня появилась очень давно. Тогда еще собственно и разделения – то не было на рассказ и песни. Не торопясь, торжественно рассказывали певцы о богатырях и их подвигах во славу русской земли. И называли эти песни-рассказы былинами.
Ведущий 2:
А еще бродили по свету скоморохи – мастера на все руки: они и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать. До сих пор помнит народ их шуточные песни про то, как «комара муха женила» да про то, как «во зеленом во бору жила барыня-блоха». Так и зовут те песни -скоморошины.
Ведущий 1 :
Ну, а в редкие те времена на праздники звучали веселые плясовые песни, да под гармошку, да с припевками! Встречаем народный татарский ансамбль «Энжелэр».
(Плясовая, частушки.)
Ведущий 2:
Как затянет, как зальется
Православный наш народ,
Ведь откуда что берется,
Прямо к сердцу так и льнет!
Запоет про темпу ночку
Иль про белые снега.
Про купеческую дочку,
Про шелковые луга.
Запоет про сине море
Иль про матушку-реку
Про кручину и горе, Про сердечную тоску.
Ведущий 1 :
И мы сейчас споем, но не про тоску, а про что-нибудь веселое. Русская народный песня «Курочка». На сцене праздничной программа народный ансамбль русской песни «Сударушка».
Ведущий 2:
На Руси всегда любили петь хором, вместе. Это прекрасно получалось в хороводах, которые водили девушки и парни. Ни один праздник, ни одни посиделки не обходились без хороводов. Хороводных песен знали много и одну из них мы сейчас услышим в исполнении народного ансамбля «Кудерушки». И всех гостей и зрителей мы просим присоединиться в наш чудесный хоровод!!!
(Звучит хороводная песня)
Ведущий 1 :
Кроме хороводных песен, были и хороводы-игры, в которых и пели и играли.
(Хороводная игра.)
Ведущий 2:
В одной из песен есть такие слова «Какая песня без баяна». А еще? Какая песня без …?
/гармошки, балалайки/.
Ведущий 1 :
Что-то вас давно не слышно,
Три заливистых струны.
Говорят, из моды вышли
Песни русской старины.
Ну, кленовая, наддай-ка,
Прозвени во все концы
Балалайка, балалайка,
Золотые бубенцы.
Ты и нынче не робеешь,
Ты одна на всю страну,
Ты заливисто умеешь
Тронуть русскую струну.
С удалым народным сердцем
Ты сроднилась навсегда,
В золотых руках умельцев
Ты не смолкнешь никогда!
Ведущий 2:
Песня русская — не голошенье,
Не дебош, не надрывная грусть.
Это тихое разрешенье
Рядом сесть и в глаза заглянуть.
Все она своим сердцем объемлет,
Ей и 20, и 1000 лет.
Песню русскую, русскую землю
Так люблю, что и слов больше нет!
Ведущий 1:
Песня была частью духовной жизни человека, опорой в его нелегких трудах и заботах. Песня и сейчас заставляет нас радоваться и печалиться, любить и разочаровываться, жить и умирать. Песня объединяет нас, поющие песню - кровные родственники, близкие душою. Только с песней понимаешь, что мы дети одной Родины, что у нас
один общий дом – Россия.
Ведущий 2 :
Русь и в песне-то могуча,
Широка и глубока,
И свободна, и гремуча,
И привольна, и звонка.
Ай да песни, что за песни,
Распевает наш народ!
Золотые, удалые,
Песни русские, живые –
Молодецкие!
»Песня о России» – исполняет народный ансамбль «Кудерушки».
Ведущий 1: :
А теперь гости и ваш черед,
Кто частушки тут споет?
(Конкурс "Частушки веселушки")
Ведущий 2:
Наш веселый праздник дружно продолжаем.
Конкурс наш "А вам слабо?"
Вместе объявляем!
Конкурс "А вам слабо?" для мужчин.
1.Кто расколет кулаком доску
2.Кто вперед выпьет молоко из бутылки и т.д.
По окончании мужчины клянутся "После праздника легко, будем пить лишь молоко".
Ведущий 1:
Молодцы наши мужички, постаралась да на славу! А сейчас шагаем дальше, плясунов мы выбираем!
Ведущий 2:
Всех танцоров приглашаем!
Ведущий 1:
Эй, гармошки, заиграйте
Ведущий 2:
Лучших плясунов праздника нашего выбирайте!
Идет конкурс плясунов под татарскую музыку.
Ведущий 1:
А сейчас для всех для вас
Будет русский перепляс.
Кто станцует веселей?
Подходи сюда скорей.
Читают по очереди ведущие:
Кадриль - старинный танец,
Любимый на Руси.
Через века, столетья
Танцуем теперь мы.
Умели наши деды
Душою отдохнуть:
И в поле поработать
И весело гульнуть.
Играй, гармонь веселая,
И балалайка пой,
Пройдись-ка, моя милая,
Я - следом за тобой.
«Какая пара славная!» -
Дивится весь народ.
«Вот удаль молодецкая
Красу свою ведет!»
Походочкою плавною
Манерно и легко
Танцует девка с парнем,
Соперницам назло…
Прошли года, столетья.
Не тот уже народ,
Но память он о предках
С любовью бережет.
И вот старинный танец,
Известный на Руси,
Через века, столетья
Танцуем теперь мы…
Танец «Кадриль».Исполняет хореографический ансамбль «Озорная молодость». Всех зазываем танцевать на поляне.
Ведущий 2:
У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.
Песня русская в берёзах,
Песня русская в хлебах -
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
На ветру шумят рябины.
Каждый слушать их готов!
Сколько песен у России -
Столько во поле цветов.
Кто сложил её - не знаю.
Только песня та добра.
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
А слова её простые
Душу трогают до слёз.
Сколько песен у России -
Столько в рощицах берёз.
Песни русские такие,
Что охота подпевать,
Сколько песен у России -
Ведущий 1:
Низкий поклон вам, добрые люди!
Счастья, здоровья и долгих лет…
Разве за песни кто нас осудит?
Раз нету песен - и жизни нет.
Над головою чистого неба
Нам бы хотелось вам пожелать,
Славы, застолья, досыта хлеба,
С песнями жить и не унывать.
Ведущий 2:
Русская пословица гласит: «Делу - время, потехе - час!».
Вот настал момент прощанья.
Будет краткой наша речь,
Говорим вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Главное действие на сцене закончилось. Далее идет концертная программа сольных вокалистов. Жюри оценивают стоянки, дворики. Идет подведение итогов. Завершение праздника.
План подготовки к проведению народного праздника
«С песней по жизни»
№п |
Наименование работы |
Сроки выполнения |
Ответственные |
Установка звукоусиливающей аппаратуры |
08.06.2013г. |
Сафин И.М. |
|
Подготовка сценария праздника |
01-05.06.2013г. |
Ганиев Н.Р. Хомякова М.А. |
|
Подготовка сценария театрализованного представления |
01-05.06.2013г. |
Арсланова А.Т. |
|
Репетиция музыкального блока и театрализованного представления |
06-07.06.2013г. |
Ломанец В.А. Хомякова М.А. Ганиев Н.Р. Лынник И.П. Арсланова А.Т. Дейниченко Р.Х. |
|
Монтаж/демонтаж конструкций сцены |
06-07.06.2013г. |
Османов М.А. |
|
Подготовка, пошив и ремонт костюмов |
01-07.06.2013г. |
Карпова Н.Ф. |
|
Перевозка участников художественной самодеятельности |
06-08.06.2013г. |
Шарафутдинов Р.З. |
Художественный руководитель – С.Тупицо
Принимайте участие!
Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.
Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.
Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!
Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.
Читайте новые статьи
Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.
Учиться нелегко: какие-то темы даются тяжело, не хватает «соображалки», чтобы решить задачи, а вокруг масса отвлекающих факторов: социальные сети, ютуб, друзья, представление, что родители/учителя опять будут ругать. Как помочь детям взять себя в руки, сделать усилие над собой и заниматься больше?