Ритм – как средство музыкальной выразительности. Методическая разработка по музыке на тему: Воспитание эмоционально-образного мышления учащихся. Работа над выразительным исполнением музыкального произведения

МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по фортепиано

НА ОСНОВЕ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Предмет_ Специальное фортепиано

Класс _4ый_________

Тип программы Дополнительная образовательная программа по предмету Специальное фортепиано

Тема занятия «Средства музыкальной выразительности в работе над художественным образом»

Структура занятия:

1. Актуализация знаний

2.Этап целеполагания

3. Этап планирования

4. Учебные действия по реализации плана

Схема средств музыкальной выразительности;

Музыкальный материал: П. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька», А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш»;

Иллюстрации: В. Васнецов «Баба Яга», К. Маковский «Дервиш»;

Литературные произведения: русские народные сказки, стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

    Актуализация знаний.

Основные задачи педагога:

- закрепление изученных теоретических знаний (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);

Развитие внимания, памяти, познавательных процессов;

Формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует беседу об особенностях музыки, как одного из видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, используя схему, которая позволяет определить уровень знаний уч-ся.

Проверяет пройденный материал: игра гамм, упражнений, пьес: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков «Дервиш».

Педагог обращает внимание на то, какие художественно- выразительные средства использованы в данных произведениях.

Даёт перспективу дальнейшей работы.

Просматривает схему средств музыкальной выразительности путем диалога с учителем, даёт им определение, анализирует, какими средствами выразительности музыка передаёт тот или иной образ.

Вспоминает аппликатуру гамм, показывает технические навыки владения мелкой и крупной техникой.

Вспоминает разучиваемые пьесы.

Учится концентрировать внимание.

    Этап целеполагания – постановка практической частной познавательной (исполнительской, творческой…) задачи или определение задачи обобщенного типа.

Основные задачи педагога:

Формирование у учащихся самостоятельного мышления, творческой инициативы;

Овладение обобщенными способами приобретения новых знаний;

Формирование у обучающихся познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Включает учащегося в определение темы и цели урока.

Создаёт проблемную ситуацию: исполняет различные произведения (П. И. Чайковский «Новая кукла», Р. Шуман «Маленький романс», Н. Раков «Полька»), задает вопросы: «Что ты себе представляешь, когда слышишь эту музыку? Каким образом композитор передаёт тот или иной образ?» Подводит учащегося к постановке проблемы урока: «Какую роль играют средства музыкальной выразительности в передаче образа?»

Формулирует и проговаривает тему и цель урока.

Учится внимательно слушать, рассуждать, анализировать услышанную музыку. Рассматривает комплекс художественно-выразительных средств в произведениях: определяет лад, темп, динамику, штрихи и т.д., находит отличия в произведениях, приходит к проблеме, поставленной учителем.

    Этап планирования.

Основные задачи педагога.

Формирование навыка планирования творческой деятельности;

Обеспечение закрепление учащимся знаний и способов действий для самостоятельной работы;

Организация творческого сотрудничества;

Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над гаммами и пьесами: А. Хевелев «Баба Яга», В. Ребиков«Дервиш». Обращает внимание на то, в каком характере написаны произведения, какие художественно- выразительные средства использованы композиторами.

Предлагает учащемуся самостоятельно найти и применить способы работы над средствами музыкальной выразительности.

Даёт творческие задания: сочинить подтекстовку к произведениям, подобрать литературный и художественный материал, соответствующий образному строю произведений.

Показывает учителю готовность исполнять гаммы, произведения, обращает слуховое внимание на средства музыкальной выразительности, опираясь на имеющиеся знания.

Учится найти и применить способы работы над мелодией, аккомпанементом, штрихами, динамикой, темпом.

Осуществляет самостоятельный поиск средств решения проблем творческого и поискового характера.

4 этап. Учебные действия по реализации плана.

Основные задачи педагога:

Формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение);

Формирование умения обосновывать действия учащегося во время игры;

Овладение обучающимися умениями соотносить свои действия с планом – осуществлять самоконтроль, корректировку действий;

Формирование умения самостоятельно реализовать план.

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Проверяет работу учащегося.

Организует обсуждение «Что изменилось в пьесах при изменении штрихов, темпа, динамики?»

Предлагает проанализировать работу учащегося, побуждает к высказыванию своего мнения; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащегося на уроке; стимулирует учащегося на достижение положительного результата, создаёт ситуацию успеха.

Учится применять полученные знания в процессе индивидуальной работы.

Исполняет гаммы и пьесы различными штрихами, в разных темпах, с различной динамикой.

Анализирует изменение художественного образа при изменении средств музыкальной выразительности. Учится давать логическое обоснование изменениям.

Отвечает на задаваемые вопросы в процессе обсуждения с учителем.

Использует разнообразные формы творческой деятельности: сочиняет подтекстовку,

находит произведения живописи и литературы, созвучные произведениям: к «Бабе Яге» картина В. Васнецова «Баба Яга», русские народные сказки; к «Дервишу» картина К. Маковского «Дервиш», стихотворение Тимерхана «Одинокий дервиш».

Учится осознавать роль применяемых средств музыкальной выразительности в работе над художественным образом.

5 этап. Рефлексия (итог занятия).

Основные задачи педагога:

- Формирование у обучающихся способности объективно оценивать собственную деятельность на уроке;

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей;

Формирование умения осознавать значимость применения полученных умений и навыков

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Организует работу над закреплением темы.

Педагог проводит беседу с учащимся:

Чему мы научились?

Что больше всего понравилось делать?

Легко ли было?

Доволен ли собой учащийся?

Положительно оценивает деятельность учащегося

Анализирует, дает оценку успешности достижения цели урока и намечает план самостоятельной домашней работы учащегося.

Слушает, отвечает на вопросы, дополняет учителя, делает выводы и обобщения.

Проводит самоанализ своей деятельности на уроке, формулирует конечный результат своей работы, осуществляет самооценку, самопроверку.

Учится определять степень своего продвижения к цели.

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Осознаёт значимость применения полученных умений и навыков

Демонстрирует понимание целей и задач домашней работы.

Организация: МОУ ДОД ДМШ п. Лонгъюган

Населенный пункт: ЯНАО, п. Лонгъюган

Цель урока : закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале упражнений, гаммы и изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

Закрепление изученных теоретических знаний (штрих, лад, темп, ритм, мелодия, динамика);

Закрепление понятия средств музыкальной выразительности в интересной для ребенка форме;

Формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato, исполнение произведения в заданном темпе).

Развивающие:

Координация движений;

Развитие слуха;

Активизация образного мышления через различные виды деятельности. Воспитательные:

Воспитание любви к музыке;

Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

Воспитание усидчивости и собранности.

Тип урока: комбинированный (углубление, закрепление знаний).

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Прямая и наводящая формы воздействия;

Приемы контроля и самоконтроля;

Развитие образного мышления.

Методы обучения:

Перспективный;

Практический;

Репродуктивный.

Оборудование: цифровое пианино «Roland», 2 банкетки, компьютер, таблица «средства музыкальной выразительности», рисунки, картинки, нотные пособия, Портрет Л. Ванн Бетховена и А. Пушкина.

Применение педагогических технологий:

1. Здоровьесберегающая:

Через развитие мышц пальцев происходит развитие мелкой моторики, оказывающее положительное влияние на память. Ребенок – музыкант более организован;

Рациональная организация урока: включение игровых моментов, физкультминутка, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Веселые нотки» и «Говорящие пальцы»;

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений, повторение выученных пьес, слушание музыки).

2. Игровая:

Технология подразумевает организацию игровой деятельности, направленную на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Хорошо использовать ее в период начального обучения. Включение в учебный процесс игровых моментов повышает интерес учащихся к занятиям на фортепиано, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха», которая повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.

Предварительная подготовка:

Работа над гаммой;

Разучивание музыкальных произведений;

Репертуарный план урока:

1. Гамма До мажор

2. Л. Моцарт «Менуэт»

3. А. Руббах «Воробей»

4. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Болезнь куклы» (прослушивание)

6. К. Сен-Санс пьесы из цикла «Карнавал животных» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент;

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика;

3. Работа с музыкальным материалом;

4.Закрепление пройденного материала с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки);

5. Слушание музыки;

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный момент. Приветствие. Посадка за инструментом Озвучивание темы урока, задач.

2. Разминка. Упражнения, направленные на свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика, закрепление навыка non legato на изучении гаммы до мажор. Укрепление 2 и 4 пальцев опертым звуком правой и левой руками. Играя, подпеваем себе:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Кошка ехала в такси.
Ре, ми, фа, соль, ля, си, до –
А собака на метро.
Ми, фа, соль, ля, си, до, ре –
Кто-то ходит во дворе.
Фа, соль, ля, си, до, ре, ми –
Это лошади мои.
Соль, ля, си, до, ре, ми, фа –
Их кормить уже пока.
Ля, си, до, ре, ми, фа, соль –
Съели всю уже фасоль.
Си, до, ре, ми, фа, соль, ля –
Не идёт уже мысля.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си –
Вот и все мои стихи.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

«Молодец, Алена! А теперь давай повторим гамму До мажор. Играем каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении». Затем разнообразим игру: играем быстро на staccato – « как-будто капельки дождя падают», играем медленно и legato – «будто ниточку из клубка вытягиваем».

3. После повторения гаммы переходим к работе над музыкальным материалом.

Алена, какое произведение ты сейчас будешь исполнять?

А какой композитор написал данное произведение?

Леопольд Моцарт.

Леопольд? Я не ослышалась? Может быть Вольфганг Амадей?

Нет, Леопольд, это папа маленького Моцарта.

Верно, Леопольд Моцарт, австрийский скрипач, композитор и музыкант, отец и учитель великого Вольфганга Амадея Моцарта.

Показываю портрет композитора.

А что такое «менуэт»?

Верно. Это старинный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах. Менуэт парный танец. Посмотри на репродукцию гравюры «Менуэт при дворе Людовика XIV». Какие красивые дамы и кавалеры. Они одеты в нарядные, пышные платья. Кавалеры в кудрявых париках, на них камзолы, расшитые золотом. Они склонились в почтительном поклоне перед своими дамами. Дамы все прекрасны и восхитительны, пышные юбки и корсеты, стягивающие талию. не позволяют им бегать и прыгать, поэтому движения их плавные, грациозные, они тоже склонились в реверансе. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах. Хотя танцующие исполняют менуэт плавно и довольно медленно, но музыка менуэта должна исполняться умеренно скоро.

Давай попробуем сыграть «Менуэт», как-будто мы находимся в том великолепном дворце и играем для самого короля. А вокруг нас придворные, которые будут танцевать под твою музыку!

Ученица исполняет произведение.

Как ты думаешь, композитору удалось передать образ танцующих пар? С помощью каких музыкальных средств выразительности?

Как-будто правая рука – это дама, а левая кавалер.

Верно. Ход в 4 такте в левой руке (Т,D,Т) очень напоминает грациозный поклон. Темп умеренный. Музыка похожа на диалог, сначала их движения совместны, затем настойчиво вступает кавалер, посмотри, в 5 такте f и акценты, будто он что-то спрашивает у дамы, а та ему отвечает со свойственной даме скромностью: ее партия звучит на diminuendo. Еще раз вопрос-ответ, и вот они уже снова танцуют вместе. Ходы в правой руке с опеванием ступеней очень напоминают повороты.

В XVIII веке очень был распространен язык жестов. Даже не общаясь друг с другом словами, люди могли договориться о чем-то, танцуя или обмениваясь взглядами.

Поэтому мы и физкультминутку проведем сегодня, как-будто мы придворные дамы! У Надежды Коган есть такое шуточное стихотворение:

Как заклинание из сказки,
Я помню это с детских лет:
Взгляд в угол, на нос, на предмет,
Вот так и надо строить глазки.

Вам скажут древние старушки:
Оружия сильнее нет.
Взгляд – в угол, на нос, на предмет –
И был сражен Дантес и Пушкин.

Давай и мы «постреляем» глазками! А в роли «предмета» у нас выступит игрушечный медвежонок.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, на нос, перед собой).

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Алена, как называется твое следующее произведение?

Воробей.

Исполни, пожалуйста.

Идет исполнение пьесы «Воробей» А. Руббах

Какой характер у произведения?

Веселый.

Конечно же, ведь воробушки - птички очень подвижные, юркие, маленькие.

Показ картинки, на которой изображен воробей.

Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении, как мы сразу определим, что это воробей, а не орел, например?

Мы по очереди играем руками, будто воробей прыгает.

Конечно же! Ведь воробушки не ходят по земле, они прыгают, а прыжки еще и подчеркиват такой штрих, как staccato.

Затем определяем лад, темп, динамику.

4. Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит А. Римский-Корсаков «Полет шмеля»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Болезнь куклы». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Сегодня мы узнали, что, оказывается, можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит К. Сен-Санс «Королевский марш льва»

«Куры и петухи»

«Кукушка в глубине леса»

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

Закрепление пьес «Менуэт» и «Воробей»;

Нарисовать рисунок на выбор: танцующие кавалер и дама или воробей; «Зиме»

Повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Веселые нотки» со словами, играть гамму До мажор.

На этом наш урок закончен. Расстаемся на позитивной ноте.

Спасибо за внимание!

Используемая литература:

  1. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», Ленинград, 1980 г.
  2. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», Москва, 1986 г.
  3. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.
  4. Тимакин Е. «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.
  5. ЩаповА. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Михайловская детская школа искусств»

Железногорского района Курской области.

Открытый урок

"Работа над средствами музыкальной выразительности

в кантиленной пьесе"

Подготовила и провела:

Преподаватель по классу фортепиано

Гончарова Л.М.

сл. Михайловка

2015 г.

План-конспект открытого урока по фортепиано.

Тема урока: Работа над средствами музыкальной выразительности в кантиленной пьесе.

Цель: Формирование у учащегося навыков кантиленной игры, анализ средств музыкальной выразительности.

Задачи:

    Обучающие - сформировать навыки певучей кантиленной игры, научить анализировать значение средств музыкальной выразительности.

    Развивающие - развитие познавательной деятельности, креативного мышления.

    Воспитательные - развитие творческого самостоятельности и мышления.

Тип урока : Урок получения новых знаний с элементами исследования.

Методы:

    словесный;

    наглядно - слуховой;

    практический, анализа, обобщения;

    эмоционально - познавательный.

Оснащение урока:

    музыкальный инструмент (рояль);

    нотный материал;

    дидактический материал (карточки).

План урока:

    Организационный этап.

    Приветствие. Психологический настрой учащегося.

    Вступительное слово педагога.

    Сообщение темы урока и его задач.

    Основная часть. Практическая .

    Анализ части произведения.

    Работа над певучим звукоизвлечением, интонированием мелодии

    Оркестровка произведения. Тональный план.

    Заключительная часть.

    Подведение итогов. Домашнее задание.

Урок проводится с ученицей 3 класса Петровой Мариной.

Кантилена - (от латинского слова "пение")- широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Термин так же обозначает напевность самой музыки или манеры ее исполнения.

У музыки свой особенный язык-язык звуков, и свои выразительные средства: мелодия, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр. Мы рассмотрим и проанализируем средства музыкальной выразительности на примере пьесы Ольги Геталовой "Утро в лесу".

"Утро в лесу" О.Геталовой - пьеса кантиленного характера. Композитор и исполнитель изображают окружающий нас мир. Звуковая изобразительность или звукоподражание-наиболее простой путь воссоздания звуками образов мира природы. Это яркая программная пьеса, которую любят исполнять дети. Она очень полезна для развития гармонического линеарного мышления и навыков певучей игры.

Марина, исполни пожалуйста это произведение.

Эту пьесу характеризует смена настроений и темпов. Давай проанализируем, сколько частей в этой пьесе, какие образы природы мы представляем и прислушиваемся к интонациям мелодии. Как она звучит в каждой части?

Я предлагаю посмотреть видео - слайды с картинами утреннего леса. Это поможет нам найти образные ассоциации.

В этой пьесе 4 части.

Первая часть - сонный лес, лучи солнца пробиваются через деревья. Мелодия звучит широко, протяжно, поэтично, задушевно.

Вторая часть - природа оживает, купается в легком ветерке и солнечных лучах. Мелодия звучит мечтательно, трепетно, чарующе, одухотворенно.

Третья часть - проснулись птички, чирикают, перекликаются и порхают с ветки на ветку.

Мелодия звучит звонко, оживленно, шутливо, весело.

Четвертая часть - лес проснулся. Взошло солнце, на небе появилась радуга. Мелодия звучит светло и радостно.

Основное внимание при изучении пьес кантиленного характера должно быть направлено на выразительное интонирование мелодии. Мелодия - основа художественного образа пьесы, ее можно сравнить с пением или человеческой речью. У мелодии есть свои законы развития. Интересное высказывание из книги Н.А.Царевой "Уроки госпожи Мелодии". В чем секрет госпожи Мелодии? Главное - она живая. У нее есть дыхание, пульс, движения, жесты, походка, интонация. Она может расти, "толстеть", "худеть", может стать прозрачной и твердой, как скала; и даже может "растаять", "умереть, чтобы вновь родиться и расцвести".

Красивая интонация - смысл музыки, без нее мелодия превращается в набор звуков. три четверти работы над произведением - это работа над звуком, который выражает художественную сущность образа, чем тоньше слышит музыкант переливы нюансов в звуковом спектре, тем совершеннее его игра.

Каждая часть состоит из двух четырехтактовых фраз. Исполнению каждой фразы предшествует глубокое "вокальное" дыхание и "дышащее" рессорное погружение руки в клавиатуру, переходящее в цельное плавное движение вплоть до ее окончания. Линия большого мелодического дыхания сохраняет целостность пианистического движения, сочетающегося с мягким перенесением руки на границах больших построений. Ощущение выразительности фраз должно ассоциироваться с вокальными интонациями мелодии.

Одно из условий достижения кантилены заключается в слаженной работе "выразительных"пальцев, которые, играя мелодию, как бы переступают, мягко погружаясь "до дна" клавиши. При этом очень важно дослушивать звук до конца и ощущать горизонтальное движение и развитие музыки. Дослушивать звук - это значит слушать предыдущие, а ощущать движение музыки - это думать и слушать "вперед".

Марина, давай проработаем первую часть произведения по фразам, без сопровождения, с подчеркнуто выразительным интонированием. Переступающие пальцы ведут руку, которая перемещая опору, подкрепляет каждый из них и в то же время сохраняет плавное движение, как бы очерчивая контуры мелодии. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии - ясность. Можно сказать, что звук рождается и расцветает всеми красками в кончике пальца, как цветок на конце растения.

Фортепиано - инструмент богатейшего тембро - динамического потенциала. Колоссальные ресурсы динамики, огромный диапазон, педали - все это дает возможность создавать разнообразные живописно - колористические эффекты. Известны слова А.Г.Рубинштейна: "Вы думаете, что рояль - это один инструмент, а это сто инструментов, ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности".

Важно, чтобы ученик, какую бы музыку он не исполнял, слышал фортепиано темброво, мысленная оркестровка рождает это разнообразие фортепианных красок.

Соня, твоим домашним заданием было придумать "оркестровку" произведения.

Главную тему в 1, 2 части и репризе исполняют скрипки. Группе струнных музыкальных инструментов поручают наиболее выразительные, яркие, главные мелодии. У них красивый "поющий" голос и большой диапазон звучания, 3 часть - подвижная, легкая. Первую фразу я бы поручила исполнить флейте, у нее прозрачный, холодноватый, высокий тембр и большая техническая подвижность. Во второй фразе я представляю звучание арфы, ее звуки переливаются как прозрачные струи воды. У арфы нежный, поэтичный голос. При выполнении домашнего задания Марина пользовалась музыкальной игрой "мой оркестр".

Давай проанализируем гармоническое "освещение" мелодии, тональный план произведения. Первая часть звучит в до - мажоре с заключительным отклонением в соль - мажор. Вторая часть - более подвижная, в ней до - мажор натуральный сменяется до - мажором гармоническим, с пониженной 6 ступенью (ля - бемоль в до - мажоре), что придает оттенок светлой грусти. Третья часть - оживленная, с арпеджированными пассажами разложенных септаккордов в до - мажоре. Четвертая часть - реприза, восстанавливается эмоционально - психологическое настроение светлого до - мажора.

Новую краску дает педаль, звучанию придается не только новые краски и новый тембр, но и большая объемность и полнота, т.к. педаль связывает звуки в одну гармонию.

Марина, покажи, какая здесь применяется педаль?

Запаздывающая в лирических частях, и прямая в подвижной, контрастной части. Значение запаздывающей педали "подхватить" и "поддержать " звук, не дать ему угаснуть, поэтому старайся сначала услышать звук, а затем его подхватить. Сыграй партию левой руки с педалью.

Большое значение имеет и соотношение звучности мелодии и аккомпанемента.

Марина, как ты думаешь, как должен звучать аккомпанемент?

Тихо, легко, свободно.

Правильно, левая рука создает гармонический фон, она должна помочь мелодии сохранить крупные контуры фраз и подчиниться ей во всех деталях. Давай поделим партии правой и левой рук. Я буду исполнять мелодию, а ты - аккомпанемент, тогда ты услышишь должный уровень звучания и добьешься его, играя двумя руками вместе. Партия левой руки написана разложенными арпеджио, я советую тебе собрать их в одну гармонию и поиграть сопровождение выдержанными аккордами, на фоне которых легче дослушать каждый звук мелодии и сохранить ее ведущую роль. Это и будет твоим домашним заданием. Благодарю за урок.

Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты работы над кантиленными произведениями. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отличая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее и осознаннее. Работа над кантиленой - кропотливый, продолжительный, но интересный и творческий процесс в обучении юного пианиста.

Список используемой литературы.

1. Крюкова.В.В., Музыкальная педагогика.- Ростов-на-Дону, "Феникс", 2002.

2. Тимакин.Е.М., Воспитания пианиста.- Москва, "Сов. Композитор", 1989.

3. Цыпин.Г., Обучение игре на фортепиано.- М,1984.

4. Любомудрова.Н. Методика обучения игре на фортепиано. Учеб. пособие.- М.:"Музыка", 1990.

5. Царева.Н.А. "Уроки госпожи Мелодии", Учебное пособие.- М.:"Артафон", 2000.

6. Рокитянская.Т.А. "Воспитание звуком" - Ярославль: Академия развития. 2002.

Кислякова Инга Вениаминовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск ХМАО–Югра
Наименование материала: План–конспект открытого урока
Тема: "Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах"
Дата публикации: 30.10.2018
Раздел: дополнительное образование

ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

«Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах П.

Чайковского «Болезнь куклы» и Д.Б. Кабалевского «Клоуны».

Преподаватель: Кислякова Инга Вениаминовна

Наименование

учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Детская школа искусств» г. Ханты-Мансийск

Ученица: Ден Эллина (9 лет), 3 год обучения, специальность-фортепиано «Чтение нот с

Характеристика учащейся: ученица обладает хорошими музыкальными данными:

ритмической устойчивостью, длительной музыкальной памятью, хорошо

приспосабливаемым игровым аппаратом. Отличается внимательностью, хорошей

работоспособностью, усидчивостью и стремлением добиваться высоких результатов. На

занятиях активна, старается работать с отдачей, с желанием изучает новый музыкальный

материал.

Тема учебного занятия: Работа над средствами музыкальной выразительности в пьесах

«Болезнь куклы» и «Клоуны.

Тема образовательной программы : Работа над пьесами

Раздел

образовательной

программе: Осознание

учащимися

характера,

исполняемых

произведений.

Накопление

музыкально-слуховых,

технических

организационных

разучивании

произведения.

Изучение

различного

характера.

Степень сложности : средняя.

Регламент учебного занятия : 40 минут

Цель

урока: развитие

творческого

отношение

освоением

технических

Осознанное

применение

учеником

музыкальной

выразительности

создания

художественного

произведения.

Дальнейшее

формирование пианистических навыков.

Задачи урока:

Обучающие:

Актуализация знаний ученицы по теме «средства музыкальной выразительности»;

Поиск и анализ средств музыкальной выразительности в пьесах П. Чайковского «Болезнь

куклы», Д. Кабалевского «Клоуны»;

Продолжение формирования практических навыков(приемов

звукоизвлечения:legato,staccato;)

Отработка ритмической точности, темповой устойчивости, артикуляционной ясности

исполнения.

Педализация

Развивающие:

Развитие навыков музыкального мышления, творческого воображения;

Метроритмического чувства, интеллекта памяти, внимания;

Расширение музыкального кругозора;

Воспитательные:

Воспитание настойчивости при преодолении трудностей, понимание необходимости

работы над техникой, осмысленности при работе над гаммами, упражнениями, этюдами.

Формирование художественного вкуса, знакомство с лучшими образцами детской музыки;

Стимулирование стремления ученика к публичным выступлениям.

Методы: аналитический, эмоционально-восприимчивый,

развивающий

логическое

ассоциативное мышление, нравственно – эстетического познания

Форма учебного занятия: комбинированное занятие, теоретическая и практическая

Форма организации урока: индивидуальный урок.

Регламент учебного занятия: 40 минут.

Виды деятельности на уроке:

Слушание и исполнение музыки;

Рассуждения о музыке;

Межпредметные связи: актуализация теоретических знаний слушание музыки, элементы

проектной деятельности учащегося.

Планируемый результат:

по окончании урока ученица должен проникнуться характером произведения, отработать

определённые пианистические навыки и закрепить их в домашних занятиях.

Структура урока:

I Организационный этап:

а) приветствие;

б) сообщение цели и хода работы на уроке.

II Основная часть урока:

а) Краткая информация о композиторе произведения.

б) Ознакомление с музыкальным произведением (показ, краткий музыкально-

теоретический анализ произведения: тональность, размер, темп, строение произведения,

ритмический рисунок)

в) Работа над деталями.

III Заключительный этап:

а) оценка;

б) домашнее задание.

Ознакомление с произведением.

Выбор произведения, ознакомление ученика с произведением (не только проигрывание,

но и беседа о его стиле, содержании, форме жанре, об авторе произведения и его эпохе),

прочтение произведения изучение нотного текста, анализ и выбор средств выражения,

творческое воплощение, публичное исполнение - таковы основные этапы, связанные с

изучением художественного произведения учащимся.

В начальный период обучения детей музыкальная мелодия должна отличаться простотою

– картины должны изображать эпизоды, в которых появлялось бы чувство доступное

детям, способное возбудить в них сочувствие.

конкретность, ясность и определенность художественных образов – качества в большей

мере присущие программной музыке.

Образности восприятия содержания юным учеником во многом способствует

программное заглавие пьесы, которое сразу ориентирует его в характере музыки.

Учебный процесс предусматривает ознакомление учащегося с музыкальными

произведениями различных художественных стилей и национальных школ; это

способствует всестороннему развитию учащегося и его художественного вкуса; развития

так называемого «чувства стиля».

П.И. Чайковский «Болезнь куклы»

Форма произведения.

Простая двухчастная. Четкое деление пьесы на 2 части.

1-я часть состоит из 3-х предложений:

Первые 2 одинаковых предложения состоят из 4-х тактов, в которых происходит

своеобразная кульминация. Ведущая роль – в партии левой руки в восходящем движении

басовой линии. Завершение фразы – нисходящее движение баса.

В 3-м предложении (8 тактов) – ведущая роль в партии правой руки.

2-я часть состоит из 2-х предложений:

Первое предложение – это общая кульминация произведения: восходящее движение в

партии левой руки по полутонам. Это подтверждается и динамическими оттенками:

постепенно нарастающее cresc. – f – и постепенное dim.

Второе предложение – завершение (Coda) – бас ostinato на тонике. Утверждение устоя,

успокоение.

По своему складу пьеса полифонична: 2 самостоятельно развитых голоса (мелодии и баса)

Средства выражения.

Динамика – нарастающая при восходящем движении ведущего голоса

(кульминация фразы), угасающая – нисходящее движение (окончание фразы).

Мелодическая линия на слабую долю – слезы куклы. Слезы – легкие, прозрачные

капли. Здесь можно поработать над качеством звука. Движение мелодии

Так как в этом произведении прослеживается плавное, постепенное движение в партиях

левой и правой рук, то здесь можно говорить о линеарном развитии фраз (т.е.

горизонтали).

Очень важно учитывать линеарность развития в этом произведении, т.к. при таком

спокойном темпе (Moderato) мелодии на слабую долю могут возникнуть остановки в

каждом такте, что приведет к статичности исполнения.

Во избежание этого нужно проработать с учащимся над каждой партией отдельно:

Окрасить партии тембрально (л.р. – бархатно, мягко, плавно; пр.р. – точность

исполнения второй доли, ясность произнесения, возвышенность над остальными

Динамика: восходящее движение - cresc., нисходящее - dim. Все это сопутствует

выразительному исполнению пьесы.

исполнения, учитывая при этом линеарность развития фраз, т.е. услышать все голоса в

едином целом, поэтому целесообразно разобрать сначала отдельно партию правой и левой

руки. В мелодии мы слышим и вздохи, и слезы, и порывистое дыхание. Все звуки

мелодии приходятся на слабую вторую долю. Партия левой руки насыщена

выдержанными басами, которые нередко учащиеся не додерживают и не слушают

образовавшиеся гармонии. Очень важно при этом обратить внимание на аппликатуру,

которая позволит выразительно на легато сыграть басовую линию. Успешная работа над

левой рукой в данном произведении создаёт предпосылки для успешного развития

полифонического мышления ребёнка.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение

мелодии и аккомпанемента. Особенно трудно соблюсти нужный баланс между мелодией и

аккомпанементом, когда мелодия поручается нижнему голосу. Исполнение пьесы должно

быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

Темп пьесы умеренный,

Moderato. Фразы состоят из 4-х, 8-и и 10-и (кульминация)

тактов, что также составляет достаточную сложность для мышления младшего школьника.

Данное произведение является и одним из первых, где учащийся знакомится с

запаздывающей

педализации

интонированием мелодии и сменами гармонии.

композитор

сочетание

педагогической

певучему звуку на фортепиано) с художественной (создать выразительный музыкальный

Кантиленные пьесы

лежат в основе педагогического репертуара пианиста на

протяжении всего периода обучения. Работа над кантиленными миниатюрами благотворно

сказывается

развитии

музыкальности,

художественно-исполнительской

инициативы

особенно

обладает

выраженной

эмоциональной

восприимчивостью.

Пьеса «Болезнь куклы» принесёт большую пользу учащемуся, разовьёт его творческую

фантазию и продвинет пианистическую технику.

Д. Кабалевский «Клоуны»

В творчестве Дмитрия Борисовича Кабалевского особую роль занимает музыка для детей.

Его первые песни – «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные ещё в 30-е

годы, звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных песен –

«Наш край». Позднее композитор положил её в основу своего Третьего концерта для

фортепиано, посвящённого юным музыкантам. Песни Кабалевского хорошо известны у

нас и за рубежом: «Счастье»,

Д.Б. Кабалевский сочинял почти во всех музыкальных жанрах. Он автор 4 симфоний, 5

опер, оперетты, инструментальных концертов, квартетов, кантат, вокальных циклов,

Реквиема на стихи Р. Рождественского, музыки к театральным постановкам и

кинофильмам, большого количества фортепианных пьес и песен. Его музыка проникнута

интонациями и ритмами, характерными для эпохи построения социализма. В ней

преобладают солнечные тона, ясная песенная мелодика, жизнерадостная энергия, задор,

юмор, оптимизм.

Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Д.Б. Кабалевского под названием "Клоуны" в

исполнении ученицы 3 класса Ден Эллины. В этой пьесе 3 части. Первая и третья части

похожи по звучанию. Композитор средствами музыкальной выразительности передает

разные образы. Звуками рассказывает о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого

клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже. Обращаем

внимание на быстрый темп, динамические оттенки музыки. (Звучит пьеса).

Говоря о характере произведения, необходимо через эмоции пробуждать интерес к

исполнению определённого штриха. Так, шаг за 6 шагом, от такта к такту, от фразы к

фразе и сложится образ жизнерадостных клоунов. Работая над нюансами и штрихами

каждой рукой отдельно, необходимо постоянно контролировать работу кисти при

исполнении «скачков» (партия левой руки), аппликатуру и цепкость кончиков пальцев.

Энергичное звучание левой руки, необходимое для изображения скачущих клоунов,

требует внимания. По мере ускорения исполнение штриха требуется большая сила

звучания. Поэтому необходимо совершать взмахивания либо верхней частью руки, либо

предплечьем. При этом смягчения делаются дополнительными движениями кисти. Важно

сразу уточнить аппликатуру в разучивании материала в партиях обеих рук, это поможет

быстрее и лучше усвоить поставленные задачи. Заканчивая работу над произведением или

отдельными фрагментами, мы ещё раз вспоминаем об образе и характере, настроении и

истории создания данной пьесы. Наш урок мы начинаем с ознакомления партии левой

руки, где предстоит освоить штрих «стаккато». Обязательно обратим внимание на

аппликатуру. Если зрительно ознакомиться с текстом, то мы увидим, что пьеса имеет 3-

хчастную форму, где в 1-й и 3-й части партия левой руки дублируется. Используя перенос

кисти, цепкими пальцами определимся в скачках, они нам напоминают прыжки клоунов.

Повторим несколько раз штрих «стаккато» на крышке инструмента и послушаем, как

упруго прыгают «ножки» артистов. А теперь перенесём это упражнение на инструмент и

послушаем, как звучат эти ноты. Если говорить о 2-й части, то здесь появляются аккорды.

Используя широкую ладонь, нам сразу будет удобно охватить все интервалы. Обрати

внимание, что в аккордах тоже используется штрих «стаккато», но уже будет исполняться

по-другому – более солидно, но цепкой и собранной кистью. А вот перед нами штрих

«тэнуто» - здесь вся позиция опирается на аккорд, как бы даёт «отдохнуть» клоуну, когда

другой продолжает быстрыми перебежками (16-е ноты) кружиться. А теперь поговорим о

партии правой руки. Это другой клоун, он более подвижен, и здесь необходимо

проследить за беглостью пальчиков – это наши 16-е ноты. Чтобы легче их понять, сочиним

небольшое стихотворение: Я скачу всё быстрей, Веселю я всех людей. Это нравится и мне,

и всем. Кувырок назад, кувырок вперёд, Кувырок ещё разок. Вот с этими весёлыми

словами цепкими пальцами несколько раз играем по мотивам, фразам. Здесь также

используется штрих «стаккато» - короткое, отрывистое, «задиристое». Необходимо, чтобы

рука была естественной, свободной при игре. Найдём удобное положение руки. Это

упражнение повторить 3-4 раза на инструменте в разных регистрах и тогда мы услышим,

как звучит один и тот же мотив, где это более насыщенно и уверенно. Чётко проговаривая

слоги, слова и целое предложение, пальчики как бы хотят сами танцевать. Ну, вот мы и

познакомились с новым танцевальным жанром. В качестве домашнего задания предлагаю

нарисовать своих клоунов и обязательно потренировать свои пальчики игрой в разных

темпах – от медленного к более оживлённому.

Работа над музыкальным произведением - это длительный, поэтапный, варьируемый возвратно-поступательный процесс, результативность которого проверяется только на СЦЕНЕ. Возможно сравнить этот процесс с работой актёра над сложной ролью в театре, с выучиванием текста, с поиском мимики, пластики, интонаций и т.д. Но пианист играет не за одного актёра, а за весь полноголосый «спектакль». Работа над музыкальным произведением - это бесконечное выслушивание во все подробности и изгибы, во все детали фактуры и их гармоничное сочетание, это поиск вариантов музыкального образа: штриха, движения, агогики, педали и т.д. («Ученик должен понять, что прекрасное разнообразно и до расточительности щедро в своих проявлениях, плохое же едва отличимо одно от другого, однообразно, скупо» Нейгауз Г.Г.).

Но прежде, чем начать работу над произведением, необходимо ясно представлять художественную цель, (конечный результат), задачи и пути достижения цели, не только педагогу, но и ученику!

Необходимо воспитание осознанного отношения к музыкально-выразительным средствам композитора и исполнителя. Воспитание этической ответственности за качество воплощения авторского музыкального образа; ответственности перед слушателем за выразительность своей музыкальной речи, за мастерство и ясность технического воплощения: за точный темп, за свободу и гибкость своего аппарата при прочих музыкальных и сценических требованиях.

при их анализе и воплощении:Жанр Метр

Ритм Лад, тональность

Гармония Фактура

Тембры, регистры Артикуляция (штрихи)

Динамика Форма

Агогика, педаль и др.

Анализировать исполнительские средства пианиста. Их рациональное и психоэмоциональное влияние на воплощение образа:

I. Фундамент и основа пианиста - это свободный вес его Руки и её частей, знание законов рациональной аппликатуры, контакт с инструментом, развитая беглость (скорость и сила пальцев), выносливость. Одним словом - ТЕХНИКА - это главное средство для выступающего пианиста. И как бы стыдливо не ставили её на 2-ое, 3-е место, без неё как «без денег» или как «без рук», или «без ног» - на рояле не поиграешь. Знание и эффективное использование индивидуальных весовых и двигательно-скоростных особенностей своего аппарата обеспечивает музыкальную выразительность и техническую надёжность в любых темпах и условиях сценического волнения при выступлении.

II. Любовь к данному произведению или автору, и восхищение им как со стороны педагога, так и ученика - это главный двигатель всей последующей творческой работы над произведением и его воплощением на сцене с помощью индивидуальных исполнительских средств:

  • 1) Чувство Времени - держать пульс, ритм, метр:
    • * удержание темпа, управление темпом и АГОГИКОЙ (на основе понимания интонирования и гармонических тяготений)
    • * понятие «Ремесленник» - это качество звука, ясность дикции. Владение точным временем - пульсом, ритмом, метром через авторскую ясную артикуляцию и двигательную координацию
    • * понятие «Художник» - это устремление, тяготение к сквозному ладово-гармоническому развитию, через тяготение к устою, к К6/4.
    • * Формообразование: выпуклость кульминаций, динамика крупных построений - террас-периодов, разделов и т.д.

Выразительное «Интонирование»:

  • * понятия: «Вокальная филировка звука», вибрации звука, слышание «послезвучия», натяжение интервалов - агогика, тяготение ступеней, звукопереливание;
  • * весовое - силовое наполнение интервалов, «уровни веса» - слуховое осознание (предслышание) веса своего аппарата для разнообразной микродинамики и нюансировки;
  • * понятие «Звуковедение»- это слуховая стратегия, или штурманская карта слухового воображения:- расслоение слуха на 3 стадии: помню «что» уже сыграл, слышу «что» сейчас играю, и предслышу «как» буду дальше играть. Расчёт артикуляции и туше - прикосновения к клавише.
  • * Акустическая динамика: понятие акустического слуха, вибрационного слуха - биений звуковой волны, соотношений-соподчинений этих волн («форма» вертикальной акустики) и соотношение и развитие горизонтали - общего акустического наполнения и разряжения (горизонтальная форма акустики). Акустическая ориентация в различных залах - слышание реверберации звука от противоположной стены, «наполненности» зала звуком, и т.д.
  • 3) Тембр и звукоподражание - предслышание штриховой краски (артикуляции) и опережающее управление ею, степень остроты-глубины и яркости слухового представления и физического воплощения (имитации), роль культурного и слухового воображения (багажа) исполнителя;

Стилевая, слуховая информативность - знание творчества автора (других его произведений), его жизни, биографии, интересов, идей, друзей, увлечений и т.д. II. 5) Сценическая выдержка:

  • * Эмоциональный и рациональный «расчёт» на сцене - добавить эмоции или притушить их, какой нюанс динамики, чувства, мимики добавить - убавить. Слуховой динамический и артикуляционный контроль.
  • * Корректировка психомоторики, мышечных и психических реакций на образ - эмоцию у разных учеников: атлетик, пикник, астеник, грацильный тип. Темперамент - как способ возбуждения и торможения эмоциональных реакций и состояний. Развивать самокорректировку психомоторики (См. гл. «Определение способностей»).
  • * Техническая состоятельность. Развитие и тренировка аппарата на основе идеомоторных представлений. Тренировка скорости, беглости, силы, выносливости, воли.
  • * Профессиональное мышление в экстремальных условиях сцены: предупреждение эффекта «ускоренного чувства времени», активизировать «слуховой контроль», «предслышание» всей фразы через внутреннее пение, помнить о «штурманской карте» - об исполнительском плане «включений» и «автопилоте», о «переключениях» слухового внимания на узловые моменты формы в процессе игры.
  • * Артистизм - способность получать дополнительную энергию на сцене, «зажигаться» и зажигать слушателей; чувство соразмерности, гармонии и естественности при исполнении, умение справляться со сценическим волнением, обращая его в «свою» пользу. Желание выступать перед публикой.
  • 6) Положительно оптимизировать нравственную (этическую) и эстетическую мотивацию исполнительства через образы доступные возрасту ребёнка (от простого: «тебя хочется слушать» до ораторской, просвещенческой функции искусства и т.д.

Существуют 2-ве исполнительские традиции:

  • * - «Аутентичная» - максимально приближенная к авторской эпохе, эстетике, акустике, тембрам, динамике, приёмам игры и психофизике автора, его инструментарию и т.д.
  • * - «Субъективно-психологическая» или «Творческая» - передающая Дух, авторскую Идею, Замысел, не преследующая цели играть только на старых инструментах эпохи, когда жил автор и т.д.