Портретная характеристика иудушки. "Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде" (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлёвы"). Смотреть что такое "иудушка головлёв" в других словарях

Написал роман «Господа Головлевы» в 1875-80 годах. Произведение представляет собой хроники, описывающие жизнь одного семейства. Поначалу автор даже хотел дать книге созвучное название, но решил вывести героев на первый план.

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев. Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики.

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа. Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке.

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

«Господа Головлевы»


В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об , который предал . Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.


Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.


Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа . В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.

«Птицам ум не нужен… потому что у них соблазнов нет», - говаривал Порфирий. Его главным соблазном было владение имуществом, принадлежавшим семье.

До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

«Мы здесь мудрствуем да лукавим, и так прикинем, и этак примерим, а Бог разом, в один момент, все наши планы-соображения в прах обратит», - говорил он.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.


Иллюстрация к книге "Господа Головлевы"

Иудушке принадлежат слова:

«Тело-то мы, маменька, микстурками да припарочками подправить можем, а для души лекарства поосновательнее нужны».

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

Экранизации

В 1933 году режиссер Александр Ивановский снял фильм по мотивам романа «Господа Головлевы». Роль Порфирия Головлева сыграл Владимир Гардин. Первая экранизация произведения представляла собой черно-белое кино и сегодня не имеет особой популярности.


Произведение актуально на театральных подмостках, где в роли Иудушки выступали знаменитые драматические артисты. Роль Порфирия Головлева на сцене МХАТ в 1987 году исполнил . В 2005 году его успех в этом образе повторил .

Сатирические персонажи, созданные замечательным художником слова Салтыковым-Щедриным, поражают своим многообразием и гротескной реалистичностью.

Одним из самых запоминающихся героев в романе является Иудушка. Он, как и другие члены семейства, воплощает в себе низменность жизни помещиков накануне отмены крепостного права.

Образ Иудушки возник неспроста, в какой-то мере его прототипом был брат писателя.

Настоящее имя героя – Порфирий Владимирович Головлёв. Он средний сын властной помещицы и легкомысленного помещика . Ему около 40 лет.

От брата Степана Порфирию досталось три прозвища: Иудушка, кровопивушка и откровенный мальчик. Несмотря на то, что самого Степана считали озорником и балбесом, он очень точно дал прозвища своему брату. Они отображали его настоящую суть.

Порфирий – лукавый, скупой человек. Он не умеет говорить прямо, а всегда пытается схитрить. Его скупость поражает даже Арину Петровну, которая была очень бережливой по своей сути.

Иудушка – надоедливый и мелочный человек. Люди старались обходить его стороной, потому что он всегда надоедал по любому поводу. А съемщики не хотели пользоваться его землей, ведь за даже небольшую просрочку Порфирий мог затаскать по судам.

Внешне Иудушка был скорее отталкивающим, чем привлекательным. Его длинная сухощавая фигура часто загадочно колебалась. А странный взгляд вызывал недоумение у других. Из глаз героя словно лился чарующий яд. Он пытался говорить ласково, но при этом чувствовалось его лукавство.

Порфирий любит разыгрывать комедию перед другими людьми. Он усвоил с детства, что главное говорить людям то, что они хотят услышать. Поэтому он умел, и приласкаться, и притвориться почтительным. Его мать не могла понять, что же во взгляде ее сына – лукавство или почтение.

Герой любит поговорить, но все его разговоры не имеют особого смысла. Он – обычный пустослов. Другие задумывались о том, как же это страшно, когда человек столько говорит, а зачем говорит – не понятно.

Почему же лжет Порфирий Владимирович? Потому что у него нет никакого морального мерила. Для него есть только его «спектакль», который он уже не способен остановить. Однажды начав лгать, герой продолжал плести свою лживую нить. Но не столько он был лгун, сколько великий пакостник. Он при помощи лести получает хорошее имение, доводит до трагедии собственного сына, занимается стяжательством и судится по пустякам с другими людьми.

Несмотря на свою лживость, герой считает себя религиозным человеком. Но делает это Иудушка, чтобы уберечь себя от мистических сил. А добрее его религиозность так и не сделала. Напротив, он спекулировал своей «праведностью» и упрекал окружающих.

В конце у Порфирия просыпается «одичалая совесть», но уже ничего нельзя было изменить.

Средняя оценка: 5.0

Тип пустослова (Иудушки Головлева) — художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. До этого в русской литературе, у Гоголя, Достоевского, встречались образы, отдаленно напоминающие Иудушку, но это лишь легкие намеки. Ни до, ни после Салтыкова-Щедрина никто не сумел изобразить образ пустозвона с такой силой и обличительной ясностью. Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде, гениальная находка автора.
Салтыков-Щедрин, создавая свой роман, ставил перед собой задачу: показать механизм разрушения семьи. Душой этого процесса был, без всякого сомнения, Порфишка-кровопивец. Само собой разумеется, что особое внимание автор уделял разработке именно этого образа, интересного помимо всего прочего и тем, что он постоянно меняется, вплоть до последних страниц, и читатель никогда не может быть уверенным в том, каким конкретно окажется данный образ в следующей главе. Портрет Иудушки мы наблюдаем “в динамике”. Увидев впервые несимпатичного “откровенного ребенка”, подлизывающегося к матери, подслушивающего, наушничающего, читатель вряд ли может представить то отвратительное, вызывающее содрогание создание, которое кончает с собой в конце книги. Образ меняется до неузнаваемости. Только имя остается неизменным. Как Порфирий становится Иудушкой с первых страниц романа, так Иудушкой и умирает. В этом имени звучит что-то удивительно подленькое, так верно выражающее внутреннюю сущность этого персонажа.
Одна из главных черт Иудушки (не считая, разумеется, пустословия) — лицемерие, разительное противоречие между благонамеренными рассуждениями и грязными устремлениями. Все попытки Порфирия Головлева урвать себе кусок покрупнее, удержать лишнюю копейку, все его убийства (никак иначе и не назовешь его политику в отношении родных), словом всё, что он делает, — сопровождается молитвами и благочестивыми речами. Поминая через каждое слово Христа, Иудушка посылает на верную гибель своего сына Петеньку, домогается племянницу Анниньку, отправляет собственного новорожденного младенца в воспитательный дом.
Но не только подобными “богоугодными” речами изводит Иудушка домочадцев. У него есть еще две излюбленные темы: семья и хозяйство. На этом, собственно, простор его излияний и ограничивается в силу полного невежества и нежелания видеть что-либо, лежащее за пределами его маленького мирка. Однако эти бытовые разговоры, которые не прочь повести и маменька Арина Петровна, в устах Иудушки превращаются в бесконечные нравоучения. Он просто-таки тиранит всю семью, доводя всех до полного изнеможения. Конечно, все эти льстивые, приторные речи никого не обманывают. Мать с детства не доверяет Порфишке: слишком уж он переигрывает. Лицемерие, соединенное с невежеством, не умеет вводить в заблуждение.
Есть в “Господах Головлевых” несколько сильных сцен, которые заставляют читателя почти физически ощутить состояние угнетенности от обволакивающих речей Иудушки. Например, разговор его с лежащим при смерти братом Павлом. Несчастный умирающий задыхается от присутствия Иудушки, а тот, якобы не замечая этих метаний, “по-родственному” подшучивает над братом. Жертвы Иудушки никогда не чувствуют себя столь беззащитными, как в моменты, когда его пустословие выражается в “безобидных” подшучиваниях, которым нет конца. Такая же напряженность чувствуется в том месте романа, где Аннинька, почти обессилев, пытается вырваться из дядиного дома.
Чем дальше длится повествование, тем больше людей попадает под гнет Иудушкина тиранства. Он изводит всех, кто попадает в его поле зрения, при этом сам оставаясь неуязвимым. И все же даже в его броне бывают трещины. Так, он очень боится проклятия Арины Петровны. Она же приберегает это свое оружие как последнее средство против сына-кровопивца. Увы, когда она и в самом деле проклинает Порфирия, это не производит на него того действия, которого он сам боялся. Еще одна слабость Иудушки — страх перед уходом Евпраксеюшки, то есть боязнь нарушить раз и навсегда заведенный уклад жизни. Однако Евпраксеюшка может только грозить своим уходом, сама же остается на месте. Постепенно и этот страх хозяина Головлева притупляется.
Весь жизненный уклад Иудушки — переливание из пустого в порожнее. Он считает несуществующие доходы, представляет себе какие-то невероятные ситуации и сам же решает их. Постепенно, когда не остается вокруг никого из живых, кого можно было бы заесть, Иудушка начинает изводить тех, кто является ему в воображении. Он мстит всем без разбору, неизвестно за что: попрекает мертвую мать, штрафует мужиков, грабит крестьян. Это происходит все стой же въевшейся в душу фальшивой ласковостью. Только можно ли сказать “душа” о внутренней сущности Иудушки? Салтыков-Щедрин не говорит о сути Порфишки-кровопивца иначе, как о прахе.
Конец Иудушки довольно неожидан. Казалось бы, как может покончить с собой себялюбец, идущий по трупам, скопидом, загубивший всю семью ради своей наживы? И тем не менее Иудушка, видно, начинает осознавать свою вину. Салтыков-Щедрин ясно дает понять, что хоть и пришло осознание пустоты, ненужности, но воскрешение, очищение уже невозможно, равно как и дальнейшее существование.
Иудушка Головлев действительно “вечный тип”, прочно вошедший в русскую литературу. Его имя стало уже нарицательным. Можно не читать романа, но знать это имя. Употребляется оно нечасто, но все-таки изредка слышится в речи. Безусловно, Иудушка — литературное преувеличение, скопище разнообразных пороков в назидание потомкам. Пороки эти в первую очередь — лицемерие, пустозвонство, никчемность. Иудушка — олицетворение личности, напрямую идущей к саморазрушению и не осознающей этого до самого последнего момента. Как ни преувеличен этот персонаж, но изъяны его — людские, невымышленные. Именно поэтому тип пустозвона вечен.

См. также: Худ.фильм «Иудушка Головлёв» (по мотивам романа Михаила Салтыкова-Щедри на «Господа Головлёвы», Реж: А. Ивановский, СССР, 1933 г.).

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ - герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875-1880). Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Прототипом героя явился «злой демон» семьи Салтыковых - старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве, по словам писателя, «руководился только одною наклонностью к кляузам», у которого была «одна система: делать мелкие пакости».

И.Г. любил приласкаться к «милому другу маменьке», иногда, словно зачарованный, не сводил с нее глаз. А между тем, дождавшись, когда мать вложит в имение почти все свои деньги, вышел в отставку и поселился в родовом имении Головлеве, сделав все, чтобы завладеть наследством: денег пятнадцать тысяч рублей, тарантас, две коровы и проч. Жизнь И.Д. протекала в бесконечных кляузах: из-за малейшего пустяка затевал он судебную тяжбу. И.Г. знал множество молитв, и все свободное время отдавал молитвенному стоянию «без участия сердца». Доведя сына Володю до самоубийства, И.Г. отслужил по нему панихиду и только приговаривал: «Ах, Володя, недобрый ты сын! Видно не молишься Богу за папу!» К концу жизни И.Г. совсем одичал: то пьянствовал, то впадал в оцепенение. Так продолжалось до тех пор, пока однажды И.Г. вышел из дома в сырую мартовскую метель. Утром около дороги был найден его закоченевший труп.

Образ И.Г, этого «пакостника, лгуна и пустослова», обычно сравнивают с такими героями, как Шейлок, Тартюф, Плюшкин, Фома Опискин, Смердяков. По утверждению А.С.Бушмина, И.Г. «персонифицирует всякого рода предательство, двурушничество, лицемерие, замаскированное злодейство. Это лютый враг, прикидывающийся ласковым другом».

В.В.Прозоров считал, что герой Салтыкова-Щедрина «лицемер не по злому корыстному расчету, а скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписанный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтобы «оградить себя от нарекания добрых людей».

Роман «Господа Головлевы» имел много инсценировок: первая, под названием «Иудушка», была написана режиссером Александрийского театра Н.И.Куликовым и в 1880-е гг. широко ставилась в провинции. Среди выдающихся исполнителей роли И.Г.- В.Н.Андреев-Бурлак (1880), И.Н.Берсенев (МХАТ Второй, 1931), И.М.Смоктуновский (МХАТ, 1987).

Лит.: Турков А. Салтыков-Щедрин. М., 1965; Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

П.М.Грушко


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ" в других словарях:

    Иудушка Головлёв - герой ром. М. Е. Салтыкова Щедрина Господа Головлевы (1872 76), имя к рого стало нарицат. как символ лицемерия, предательства и ханжества под личиной добропорядочности … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Книжн. или Публ. Презр. О лицемере и ханже, прикрывающем жестокие и подлые поступки маской добродетели. /i>

    Головлёв. Книжн. или Публ. Презр. О лицемере и ханже, прикрывающем жестокие и подлые поступки маской добродетели. /i> По имени главного героя романа М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» (1875–1880). БМС 1998, 237 … Большой словарь русских поговорок

    Художник С. Алимов. Иудушка Го … Википедия

    Художник С. Алимов. Иудушка Головлёв Иудушка (Иудушка Головлёв) ставшее нарицательным прозвище героя романа М. Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлёвы» (одного из самых художественно совершенных произведений), Порфирия Владимировича Головлёва.… … Википедия

Роман “Господа Головлевы” занимает выдающееся место среди произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В основу сюжета легла трагическая история помещичьего головлевского рода.

В романе представлены три поколения Головлевых. Каждое из них отличается тремя характерными чертами: “праздностью, непригодностью к какому бы то ни было делу и запоем”. Особое место в произведении занимает фигура Порфирия Головлева, представителя второго поколения этой семьи.

Под влиянием деспотичной матери у Порфирия довольно рано стали формироваться

Некоторые черты характера, помогающие ему выжить в условиях материнской тирании. Он был кроток, ласков, почтителен. Единственный из всех детей он понял, что ласковым видом можно смягчить даже суровый нрав маменьки. Он не упускал момента, чтобы подластиться к матери, однако сама Арина Петровна с подозрительностью относилась к заискиваниям сына. Под показной покорностью и смиренностью она чувствовала какую-то опасность для себя, да и “пристально устремленный на нее взгляд казался ей загадочным”.

Для Порфирия не прошли даром усвоенные в детстве маменькины уроки, которая всю свою жизнь посвятила приумножению

Хозяйства. В начале романа Иудушка, еще не “вымороченный” человек, все делает для того, чтобы лишить своего брата наследства. Ластясь к матери и выражая свою почтительность, он, якобы заботясь о “милом дружке маменьке”, уговаривает ее не отдавать старшему сыну, или Степке-балбесу, как звала его мать, деревеньку из отцовского наследства.

Во второй главе описываются события, которые происходят через десять лет. Из величавой и самодержавной хозяйки Арина Петровна превращается в приживалку в доме младшего сына. Полновластным владельцем Головлева становится Иудушка. В своем именье он живет, как местный царек, муча домашних необоснованными подозрениями и изливая на них потоки пустых, ничего не значащих фраз. Скупость Иудушки настолько возросла, что даже домашних он держал чуть ли не впроголодь.

Бездушность и деспотизм Иудушки приводят к тому, что он косвенно или прямо становится виновником многих смертей в головлевском доме. Его почти не трогает смерть детей, Владимира и Петра. Он спокойно переносит дурные вести, оправдывая свою жесткость божьим разумением – “бог дал, бог взял”. Однако и сам Иудушка несчастлив. Стремясь хоть как-то избежать одиночества, он берет в дом Евпраксеюшку, которая по своему недоразвитию способна долгие вечера слушать его разглагольствования. Довольно спокойно воспринимает Иудушка и смерть матери, печалясь только о том, что уж больно много она отложила опекунских денег. Он пеняет ей на то, что больно рано она преставилась, не помогла ему решить дело с Евпраксеюшкой.

Сила Иудушки заключалась в его изворотливости и в дальновидной хитрости хищника.

Пустословие и бездушность Иудушки приводят к тому, что даже неразвитая Евпраксеюшка начинает ненавидеть барина. Он лишил ее материнства, отправив прижитого с ней сына в воспитательный дом. Женщина пускается во все тяжкие, лишь бы ощутить себя живой и молодой. Она отказывается общаться с Иудушкой, хотя вынуждена жить в его доме. Он опускается, перестает следить за собой и занимается единственно тем, что предается мечтам о том, как все больше и больше прибавляется у него богатства. Он приходит к разрыву с действительностью, становится живым трупом.

Возможно, Иудушка и жил бы так до тех пор, пока не умер, однако из этого состояния вывел его приезд племянницы, бывшей актрисы провинциального театра. Несмотря на то, что обесчеловечивание Иудушки протекает на протяжении довольно долгого времени, искра совести еще осталась в этом человеке. Агония раскаяния охватывает Порфирия, он вдруг чувствует свою виновность перед теми, с кем ему пришлось столкнуться в жизни. Из всех Головлевых только у Иудушки прозрение приносит столько боли и стыда. В результате Порфирия Головлева находят замерзшим в нескольких шагах от дороги, ведущей к погосту, на котором похоронена Арина Петровна.

Трагической развязкой романа Салтыков-Щедрин показал читателям свою веру в изначально добрую природу человека. Он считал, что даже в опустившейся и неприятной личности всегда остается доля человеческого, поэтому не может не быть надежды на пробуждение в конечном итоге совести и стыда.

(No Ratings Yet)



  1. Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы”, написанный в 1875-1880 гг., можно назвать историей выморочной семьи, обреченной на гибель из-за утраты человеческих связей между людьми. Особенно это касается Порфирия Владимирыча Головлева....
  2. Эволюция фетовского стиля. АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820-1892) А. А. Фет пришел в литературу в 1840-е годы – время для русской лирики трагическое. В 1837 г. не стало Пушкина; в 1839-м...
  3. Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина, “милый идеал” автора, образ настолько значимый в романе, что, безусловно, во многом правы те, кто считает: роман надо было назвать ее именем. Пушкинская Татьяна...
  4. Еще одним важным для понимания проблематики произведения является Образ Максима Максимовича. Это не молодой, бывалый штабс-капитан: “На вид ему было лет 50, смуглое лицо выдавало его уже давнее знакомство с...
  5. Одним из центральных протагонистов романа Гофмана “Крошка Цахес” выступает Студент Бальтазар. В отличие от других персонажей, Образ Бальтазара более позитивный и мечтательный. Молодой человек противопоставляется обществу обывателей введено, обывателей, один...
  6. Олицетворением всего русского, доброго и круглого называет в романе автор Платона Каратаева. Этот крестьянин, оторванный от своей привычной среды, – образец “естественного” человека, воплощение народной нравственности. Он живет в гармонии...
  7. Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.8. Подвижность барочного образа Одной из характерных черт барокко является подвижность. Барокко важно было передать не просто предмет изображения, четко сформировать образ человеческих размышлений,...
  8. Русская литература 2-й половины XIX века “Выморочные” герои М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин известен читателям прежде всего как писатель, высмеивающий все недостатки действительности, бичующий людские пороки. Такие его произведения,...
  9. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на...
  10. В письме к Сталину Булгаков называл себя “мистическим писателем”. Его интересовало то непознаваемое, что составляет душу и судьбу человека. Писатель признавал существование мистического в реальной жизни. Таинственное окружает нас, оно...
  11. Каков символический смысл калмыцкой сказки в раскрытии образа Пугачева (по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”)? В начале рассуждения оцените значение вставных элементов в структуре повествования различных произведений (“Повесть о...
  12. В каких еще произведениях русской литературы используются в создании образа-персонажа фольклорные элементы и в чем их сходство и различие с пушкинским произведением? Формируя развернутое рассуждение, оцените значение фольклорных мотивов в...
  13. ИЗ КНИГИ “АНАТОМИЯ РОМАНА” “Преступление и наказание” прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и...
  14. Порфирий Петрович – едва ли не самый любопытный персонаж в романе. Он по должности и по имени (порфира – пурпурное одеяние из царского гардероба, знак власти императорской) является носителем законности,...
  15. Раскольников и Свидригайлов – герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов. На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова...
  16. В каких еще произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина? В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературы начиная...
  17. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в...
  18. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ДОСТОЕВСКОГО Для литературно-критической мысли творчество Достоевского распалось на ряд самостоятельных и противоречащих друг другу философских построений, защищаемых его героями. Среди них далеко не на первом месте фигурируют и...
  19. Автор повествует о сложнейшем времени в истории России на переломе эпох. Множество страданий пришло на Донскую землю. Рушился привычный уклад жизни, ломались судьбы, гибли целые семьи в горниле гражданской войны....
  20. Исторически так сложилось, что Россия на протяжении всей своей истории постоянно принимала участие в различных военных компаниях. Однако честь отечества защищали не столько именитые полководцы, сколько обычные крестьяне. Даже после...
  21. Каждый из нас в самые сложные периоды своей жизни мысленно обращается к самому близкому и дорогому человеку к матери. Некрасов, не отличающийся сентиментальностью, также прошел этот путь, хотя о матери...
  22. С раннего детства Цветаева была буквально одержима книгами. Как только будущая поэтесса научилась читать, она открыла для себя удивительный и большой мир. Первое время маленькая Марина с огромным энтузиазмом бралась...
  23. Тема гражданской войны в романе М. А. Булгакова “Белая гвардия” Тема гражданской войны появилась в русской литературе в 20-е годы XX века. Осмысление этого явления шло в двух направлениях. Одни... Что такое самолюбие? Хорошо ли это – любить самого себя? И должен ли человек вообще себя любить? Любить себя – значит ощущать свою ценность, понимать, что ты неповторимая индивидуальность, защищать...
  24. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ (РОД. в 1918г.) Родился в Австралии, в Сванхилле (штат Виктория), в семье английского литератора. Четырнадцатилетним мальчиком поступил рассыльным в редакцию одной из мельбурнских газет, одновременно продолжая...
Эволюция образа Иудушки Головлева