Художник Василий Васильевич Верещагин (152 фото). Василий Верещагин — вдохновленный ужасом войны

26 октября (14 октября по старому стилю) 1842 года родился Василий Васильевич Верещагин, живописец-баталист.

Русский живописец баталист Василий Васильевич Верещагин родился 26 октябр я (14 октября по ст.ст.) 1842 года в Череповце Новгородской губернии (ныне Вологодская область) в семье помещика.

Обучался в Александровском малолетнем корпусе в Царском Селе. В 1853 году поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге, который окончил первым по количеству баллов в 1860 году.

В 1858 году начал заниматься в рисовальной школе петербургского Общества поощрения художников. По окончании кадетского корпуса отказался от карьеры морского офицера и поступил в Императорскую Академию художеств.

В 1863 году оставил Академию (числился там до 1865 года) и уехал на Кавказ, чтобы "на свободе и просторе на интересных предметах учиться". Его первыми самостоятельными работами были рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен и пейзажей Кавказа.

В 1864 году Верещагин приехал в Париж и поступил в Академию изящных искусств (Ecole des Beaux arts) в мастерскую художника Жана Леона Жерома. В марте 1865 года молодой художник вернулся на Кавказ, где в течение полугода объехал многие районы, проявляя особый интерес к событиям народной жизни.

Рисунки, написанные Верещагиным на Кавказе, были впоследствии напечатаны во французских журналах Le Tour de Monde и в русском "Всемирном путешественнике".

В 1865-1867 годах возобновил занятия в мастерской Жерома в Париже. В 1866 году картины Верещагина были выставлены в Парижском Салоне.

В 1867 году Верещагин был определен на службу в чине прапорщика в распоряжение туркестанского генерал губернатора и командующего Туркестанским военным округом генерала Константина Кауфмана. Он участвовал в обороне осаждённого Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4 степени.

Вернувшись из Туркестана, Верещагин поселился в Мюнхене , где на основе этюдов и привезенных из Азии коллекций продолжил работу над туркестанскими сюжетами. В окончательном виде Туркестанская серия включала в себя 13 картин, 81 этюд и 133 рисунка - в таком составе она была показана на первой персональной выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году в Петербурге и Москве.

Главное место среди туркестанских картин на военные сюжеты принадлежит серии из семи полотен, имеющей общее название "Варвары". В нее входят картины "Апофеоз войны" (1871), "Нападают врасплох" (1871), "Окружили - преследуют..." (1872), "Представляют трофеи" (1872), "Торжествуют" (1872). "Высматривают" (1873) и "У гробницы святого благодарят всевышнего" (1873).

Туркестанская серия была приобретена Павлом Третьяковым за девяносто две тысячи рублей серебром, при этом Верещагин ставил непременным условием приобретение коллекции в ее полном составе.

В апреле 1874 года художник отправился в Индию. Индийское путешествие длилось два года. Верещагин жил в Бомбее, Агре, Дели, Джайпуре, в конце 1874 года предпринял трехмесячное путешествие в Восточные Гималаи, в горное княжество Сикким, и сразу же по возвращении, в апреле 1875 года, совершил новое продолжительное путешествие в области, пограничные с Тибетом, Кашмир и Ладак. В Индии было создано около ста пятидесяти этюдов. К числу лучших относятся "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-1875), "Ледник на дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Мавзолей Тадж Махал" (1874-1876).

Во время русско турецкой войны (1877-1878) Верещагин находился в действующей армии, участвовал в боевых действиях в Плевне, на Шипкинском перевале, в Адрианополе. Был тяжело ранен.

В 80-х годах Верещагин, вернувшись в Париж, работал над картинами Балканской серии. В Балканскую серию вошло около тридцати картин; серия состоит из отдельных групп, относящихся к основным эпизодам войны. Несколько полотен посвящено третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет". Два полотна - "Победители" и "Побежденные. Панихида" - навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке; самыми популярными из этих полотен являются "Шипка Шейново. Скобелев под Шипкой" и триптих "На Шипке все спокойно".

Впервые Балканские картины художника (вместе с Индийской серией) выставлялись в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем на протяжении 1881-1891 годов во многих городах Европы и Америки. В России серия экспонировалась дважды: в 1880 году в Петербурге и в 1883 - в Москве и Петербурге (с добавлением трех "плевненских" картин, законченных в 1881 году).

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает "Трилогия казней" - цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: "Распятие на кресте у римлян", "Подавление индийского восстания англичанами" и "Казнь заговорщиков в России".

В 1884 году Верещагин отправился в Палестину, где написал около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории. Верещагин писал местные типы и сцены быта: арабов, евреев, молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России. В Палестинскую серию вошли картины "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Возвратившись в Европу, он в 1885-1888 годах выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью Йорке.

В 1887 году Верещагин приступил к работе над серией "1812 год" (завершена в 1900 году). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского cражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России. Три картины, посвященные партизанской войне, образуют раздел "Старый партизан". В наполеоновской серии Верещагин выступает во многом в новом для себя качестве не только как баталист, но и как историк. Он уделяет гораздо большее внимание, чем прежде, портретной психологической задаче.

Серия "Наполеон I в России" впервые была показана в Москве и Петербурге в 1895-1896 годах. После долголетних переговоров серия была куплена в 1902 году правительством и передана Русскому музею в Петербурге (ныне хранится в Историческом музее в Москве).

В 1891 году Верещагин поселился в Москве, в начале 1890-х посещал родные места, летом 1894 года отправился с семьей в путешествие на барке по Северной Двине, на Белое море и Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Последняя серия картин художника была посвящена испано американской войне 1898-1899 годов на Филиппинских островах и на Кубе. Как литератор, Верещагин известен своими воспоминаниями "Заметки, очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием "Реализм", в которой выступал жарким защитником реализма в искусстве.

Верещагин погиб во время русско японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904 года, при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт Артура (ныне Люйшунь, Китай).

Василий Верещагин был профессором Императорской Академии художеств (с 1874), но от звания отказался, будучи убежден во вредности "всех чинов и отличий в искусстве".

Был женат дважды. В 1871 году женился на Элизабет Марии Фишер (в замужестве Елизавета Верещагина). Брак распался в 1890 году. Второй женой художника была Лидия Андреевская.

В родном городе художника, Череповце, существует дом музей Верещагина.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Верещагин Василий Васильевич (Vereshchagin Vasily), русский художник, мастер батальной картины. Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах. Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин. В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски - пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато - коричневым, воистину «пустынным» колоритом. Знаменитым символом всей серии стала картина Апофеоз войны (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. Особенно впечатляет полотно Побежденные. Панихида (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия Наполеон в России (1887–1900). Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги На войне в Азии и Европе. Воспоминания (1894); большой интерес представляют также Избранные письма художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Верещагин - художник легендарной судьбы и славы. Для современников - и на родине, и в Европе - он не только выдающийся живописец, но и отчаянный революционер, порывающий с общепринятым в жизни и творчестве, выдающийся талант и выдающаяся натура - быть может, как натура он даже значительнее, грандиознее, чем как талант. "Верещагин не просто только художник, а нечто большее", - записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: "Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее".










Биография:

Страница 1
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10


Он жил как бы вопреки всему, что представлялось неизбежным и установленным, словно не ощущая гнета жизненных правил и житейских обстоятельств. Это был человек эгоцентрического склада, откровенно позволявший себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой, неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях, "человек экспромтов", как сам однажды себя назвал. Натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная и действенная, Верещагин всю жизнь проводит в разъездах. Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве; предпринимает длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Это человек громадной энергии, несокрушимой воли, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений, "бывалый человек", привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.
Верещагин никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики. Человек обостренного до болезненности чувства достоинства, он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным", - Верещагин всю жизнь верен этому принципу и в творчестве, и в убеждениях, и в отношениях с окружающими.
В русском искусстве он стоит особняком. У него нет непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению, стоит вне партий и кружков, не ищет и не принимает ничьих наград. В 1874 году Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными". Этот поступок получает широкий резонанс: по существу, Верещагин первый из русских художников, кто решается гласно, открыто, демонстративно поставить себя вне традиционных порядков, - делает то, "что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же", - как прокомментировал его поступок Крамской.

Верещагин твердо убежден, что художник должен обращаться один на один к зрителю. Для него приемлема лишь одна форма обращения к публике - персональная выставка. При его жизни их было свыше шестидесяти - едва ли не во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, кто программно обращался не только к отечественному зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Среди его почитателей - цвет европейской интеллигенции: Тургенев и Стасов, Крамской и Забелин, Репин и Менцель, Лист и Мусоргский, Гончаров и Гаршин, Брандес и Сара Бернар. Где бы ни проходили выставки художника, они везде и неизменно привлекали неслыханное число людей, становились предметом страстных, порою ожесточенных споров, оставляли по себе неизгладимое впечатление. "Еще памятно, - свидетельствует Александр Бенуа, - как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа. Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, - эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки".

Верещагина часто называют художником-баталистом. Но был ли он таковым в том смысле, который вкладывается в эти слова?. Баталист, живописуя войну, показывает красивые эффектные картины сражений, яркие образы ее героев-победителей, жалких побежденных. Все это отсутствует в картинах великого живописца. Василий Верещагин своими специфическими средствами боролся за мир, показывая повседневные негероические ужасы войны.

Психология войны

Мы живем в цивилизации является реальностью исторического пути и исторического сознания человечества от самого зарождения человеческой цивилизации. Мира в действительности на Земле никогда не было. Он представляется утопией, мечтой, а война - реальностью и повседневностью на планете Земля. Война как явление стабильное и постоянное очень страшна. Василий Верещагин показал высшую степень проявления войны.

Войну люди представляют в реалиях - идеология, техника, герои, антигерои, жертвы, подсчеты, движения армий. Мы много знаем о войнах. И, как ни странно, на протяжении веков победители и завоеватели интересуют людей. Есть в природе человека нечто, способствующее возникновению войны. Наряду с захватом материальных ценностей есть еще и другое, потребность к убедительному лидерству, к тому, чтобы быть выше, сильнее того, кто рядом и даже того, кто дальше, властно утвердить себя над другими.

Верещагин Василий Васильевич (фото которого представлено выше) во многих своих циклах работ отразил это страшное явление.

Эпизоды из жизни художника

В Череповце в семье предводителя дворянства Верещагина рождается третий ребенок, который в крещении получает имя Василий. Будущее ему уже уготовано - он станет военным. Василий Верещагин, несмотря на нежелание становиться кадровым военным, с отличием заканчивает морской кадетский корпус, но быстро выходит в отставку и начинает учиться живописи в Петербурге, а затем в Париже.

Война как таковая, по-видимому, уже с юности его интересовала. В 1865 году он на Кавказе пишет с натуры, и появятся первые необычные работы кавказского цикла. Надо сразу сказать, что Василий Верещагин никогда не останавливался, написав одну картину, он описывает явление в целом, рядом картин, из которых складывается неделимый цикл.

Туркестанский цикл

1868 год он проводит в Средней Азии, участвует в боях, выдерживает вместе с солдатами и офицерами осаду Самарканда, за боевые заслуги получает орден Св. Георгия 4-го класса, делает зарисовки. В 1871 в Мюнхене пишет цикл из тринадцати картин, а также этюды и зарисовки, которые выставляет сначала в Лондоне, а затем в Петербурге. В них изумляло все - и сюжеты, и новый живописный язык.

Успех был неимоверным. Но правительство отказалось приобретать этот цикл, который должен был быть общественным достоянием, а не принадлежать одному частному лицу. Купил ее П. Третьяков, который сделал специальную пристройку к своей галерее и представил картины всем желающим. Всех ошеломил неожиданный подход к теме. Все было новым, ярким и технически, и сюжетно. Художник для зрителя совершил открытие неведомого.

Индия

В 1874 году он отправляется в Индию, где проведет два года и посетит Тибет. Верещагин Василий Васильевич глубоко заинтересуется Индией, и он посетит ее повторно в 1882-1883 г. Он живет и в крупных городах - в Бомбее, Агре, Дели. Несколько месяцев займет поездка в Восточные Гималаи, а потом длительное и сложное путешествие в Кашмир и Ладак. С риском для жизни, зимой, он поднимается в горы. Его даже бросают проводники, но вопреки всему, страшным головным болям, морозу, он, как одержимый, пишет открывающиеся перед ним величественные, девственные, никем не виданные картины. Белейшие горные пики, ультрамариновое небо, снег, отливающий розовым, вызывают желание повторить тяжкое восхождение. В Индии написано много, около ста пятидесяти, пейзажей, жанровых сцен, портретов.

Это и неудивительно, поскольку разительным образом отличается от привычного Западного мира. Эти храмы, их внутреннее убранство, ритуальные танцы, торговцы на улицах - все иное. И художник Василий Верещагин хочет показать древнюю, насчитывающую шесть тысяч лет культуру всему миру.

Балканская серия

Когда началась русско-турецкая война, художник немедленно отправляется в действующую армию в 1877 году. Он участвует в сражениях и получает тяжелое ранение - шальная пуля попала в бедро, а неправильное лечение привело к гангрене. Но она была вовремя остановлена. Шипка, Плевна - везде побывал Верещагин Василий Васильевич и отовсюду привез зарисовки и предметы, которые могли дополнить его впечатления. За два года он написал тридцать картин, отражающих основные эпизоды войны. Сюда вошли и трагический третий штурм Плевны, и страшные бои под Телишем, и победа под Шипкой.

Этот цикл картин всегда будет напоминать об ошибках командования и о том, какой дорогой ценой досталось русским освобождение болгар от турецкого ига. Эту серию он впервые выставил совместно с индийской в Лондоне и Париже, а затем она демонстрировалась на протяжении десяти лет в городах Европы и Америки. В России она экспонировалась дважды в Петербурге и Москве.

Палестина и Сирия

После этой работы в 1884 году он побывает в Сирии и Палестине, где будут написаны произведения на темы Евангелия.

Но, как всегда, художник подойдет к работе нестандартно, без истового религиозного чувства. Освободив работы от сверхъестественного, он вызовет скандал. В России показ этой серии был запрещен.

Варвары

Эти картины входили в состав Туркестанской серии, но художник захотел выделить их отдельно, где во главу поставил психологию солдата и свел на нет значение полководца.

Отечественная война 1812 года

Эта серия становится с определенного времени, примерно с 1897 года, главенствующей темой. К ней он обращается постоянно, меняя замыслы и исполнение. Эта историческая эпопея составлена из двадцати картин, но она осталась незаконченной. Первые 17 работ посвящены основным эпизодам В них есть и Бородинское сражение, и пожар в Москве, и неудачные мирные переговоры, и гибель французской армии в снегах. А три картины посвящены партизанской войне. Поскольку он все это не наблюдал в натуре, то работа по воображению дается ему с трудом, чего не скажешь, глядя на его полотна. Необыкновенно хорош портрет Наполеона, на взгляд русского человека, конечно, полностью развенчивающий образ героя и великого человека.

Эта серия была впервые выставлена в Москве и Петербурге в 1895 -1896 годах. Никто не выразил желания ее приобрести. И только в 1902 году правительство под давлением общественности ее купило и разместило в Русском музее. Все свои визуальные взгляды по Отечественной войне 1812 мы сформировали благодаря гениальным работам Василия Верещагина.

Русский Север

Неожиданно художник увлекается историей российского зодчества. Живописец работает Ярославле, Ростове, Костроме, глубоко погружаясь в русскую старину. И все это идет параллельно с работами на тему войны 12-го года. Василий Верещагин выезжает на русский север. Он посещает Пинегу, Северную Двину, Белое море, Соловки. Его пейзажи полны мира и покоя, вошедших в его душу. Он встречается с искусством крестьян, видит старинные деревянные церкви. И появляются этюды с изображением русского деревянного зодчества. Оно производит на него глубокое впечатление. Он строит себе Москве дом, имеющий вид русской избы. Она стала мастерской, в которой писал Верещагин Василий Васильевич картины.

Японская серия

Поездка в Японию приходится на канун русско-японской войны. Но пока художник об этом еще не знает. Необычные формы, новые церемонии, другая еда и способ ее приема не могут не ошеломить Верещагина, тем более что там так высоко развиты культура гравюры, художественных лаков, работ по металлу и кости. Лаконизм, присущий японскому искусству, просто не может не увлечь художника. Но он взглядом космополита отражает в своих работах самое характерное и яркое - храмы, японских женщин в кимоно, нищих, священника.

Верещагин не случайно объехал весь мир. Он воспринимал все народы как единое сообщество, каждый из которых внес свой вклад в развитие цивилизации и культуры. Пренебрежение человека Запада, несшего колониальные войны и порабощение «низших» рас и народов, их жестокая эксплуатация не могли не волновать художника-пацифиста. Ex oriente lux должна нести Россия, передавая развивающимся цивилизациям свой опыт и развиваясь при этом сама, никого при этом не порабощая. Об этом говорит вся живопись Василия Верещагина.

В начале русско-японской войны художник поехал на Тихий Океан. Он погиб на броненосце вместе с адмиралом Макаровым при взрыве мины. Таков был художник Василий Верещагин. Биография его необыкновенна, а мысли созвучны нашему времени.

Василий Верещагин был одним известнейших русских художников, описывающих военные невзгоды. Многие его работы так и не были выставлены в России из-за реалистичности сцен. После русско-турецкой войны, Верещагин жил и работал в Мюнхене, […]

Картина написана в 1878 году и принадлежит Балканской серии работ художника. Главной идеей полотна становится мысль о том, какой ценой Россия прокладывает себе путь в свободное и независимое будущее. Сюжет картины повествует […]

Творчество Верещагина было бы неполным, если бы в нем отсутствовала серия Балканских работ. В её число входит картина «Перед атакой. Под Плевной», которая датируется 1881 годом. Она представляет собой иллюстрацию атаки русских […]

Василий Васильевич Верещагин – кадровый офицер, выпускник Морского корпуса, предпочел военной службе стезю художника. В его творчестве, опять же, главной была военная тематика. Верещагина можно смело называть предшественником сегодняшних фотокорреспондентов. Хорошо зная […]

Василий Васильевич Верещагин – знаменитый русский художник, писавший свои картины в жанре баталии с непревзойденным реализмом изображения. Обучившийся в Морском кадетском корпусе, Верещагин хорошо знал военное дело и отечественную историю, а также […]

Картина написана маслом на холсте. Верещагин оставил неоценимый культурный вклад для нашего государства. Его творчество включает десятки полотен посвященных России и событиям в ней. Картина «В штыки! Ура! Ура!» является одним из […]