Проект "одежда коренных жителей кузбасса". Легенды и были телеутов. Всего две тысячи человек – целый народ Какие народы населяют кузбасс


В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род "Шор" по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и ее притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы не относятся к алтайским племенам. Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. По религии они были шаманисты. Своей письменности у них не было. Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. Оседлые шорцы занимались выплавкой руды, кузнечным делом, охотой и земледелием. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень, которого делали крупу любимое блюдо до наших дней. Землю обрабатывали сохой и "абылом" – особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо.
Умели добывать руду и из нее выплавляли металл, из которого делали казаны, стрелы, ножи и другие примитивные поделки. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах.
Для одежды ткали ткань из конопли и крапивы. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время.
Телеуты . Кочевники кочевали от Томи до Иртыша, от Томска до Алтайских гор.
Телеутские князьки притесняли свой народ, поэтому телеуты уходили от своих племен и принимали оседлый образ жизни, селились в основном по реке Бачаты в долине Ини. Телеуты кочевники занимались в основном скотоводством, разводили: лошадей, овец, коров и верблюдов. Заготовкой кормов на зиму не занимались, поэтому скот часто погибал. Земледелием не занимались. Занимались собирательством, заготавливали ягоды, коренья, орехи, яйца диких птиц. Из кожи животных делали поделки: колчаны, мешки, шили одежду, обувь, колчаны.
Телеуты не имели своей письменности. По религии – шаманисты. В 17в. Телеуты установили с русскими военно-политический союз о ненападение и торговые отношения.
Вторым занятием телеутов была охота. Орудие лук и стрелы.
Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве. Умели хорошо обрабатывать дерево. Телеуты достигли более высокого уровня развития и экономического, и социального. Сейчас они приняли христианство или мусульманство, "обрусели" и больше занимаются земледелием.

Проект

Воспитатель:

Кобешонкова Е.В

Кемерово 2018 г

Пояснительная записка

Важно начинать приобщение детей к народной культуре, формирование любви к малой родине с ранних лет.

Актуальность проекта художественно-эстетической направленности в том, что она способствует активному творческому приобретению детьми культурного богатства коренных народов округа, развитию эмоционального отношения к национальной культуре, к воспитанию толерантного отношения к другим народам.

В рамках новой организации образовательного процесса, обозначена необходимость взаимодействия с семьями воспитанников. Проект предполагает тесное сотрудничество, которые призваны воспитывать детям любовь к Малой Родине, уважительное отношение к культуре и традициям, как своего, так и других народов.

Знакомство коренных народов округа предполагает не только пробуждение интереса к их культурным традициям, жизни и быту, но и представляет богатое поле и для эстетического развития. Последнее время теряется интерес к традиционным играм, национальным игрушкам.

Так же недостаточно внимания уделяется взрослыми знакомству детей с культурными ценностями и традициями коренных народов. Наблюдается низкий уровень заинтересованности к национальному творчеству.

Проект позволяет детям узнать историю своей Малой Родины, приобщает к традиционному, культурному наследию коренных народов округа, формирует чувство любви к своему краю.

Цель : Знакомство детей дошкольного возраста с народами нашего края.

Задачи:

1. Воспитывать патриотов, граждан, которые уважают людей других национальностей.

2. Познакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством, бытом, народа.

3. Развивать представления детей об истории родного края, расширять кругозор, разнообразить словарный запас.

4. Развивать физические качества: ловкость, силу, быстроту,

выносливость.

5 .Развивать коммуникативные качества, умения налаживать дружеские отношения в коллективе сверстников.

Возраст участников: Подготовительная группа (6-7 лет)

Тип проекта:1 месяц 2018 г

Подготовительный этап:

    Определение цели и задач

    Сбор информации о коренных жителях Кузбасса

    Создание необходимых условий для реализации проекта

Кемеровская область расположена на юге западной Сибири, ее площадь составляет 95 тыс. кв. км.

На территории области в настоящее время проживает свыше 40 различных национальностей. Основную долю населения занимают русские (91,8 %); Второе и третье места по численности занимают татары (1 46%) и немцы (0,84%) .


Шорцы. Численность 10672 человека. В данный момент шорцы проживают в таких городах, как Таштагол, Шерегеш, Новокузнецк.

В бассейне реки Кондомы издавна обитал многочисленный род «Шор» по их имени стали называть всех жителей верховья Томи и её притоков Кондомы и Мрассу. Шорцы – народ, воспринявший язык и обычаи тюрков.

Это лесные оседлые племена, но своего государства у них не сложилось. Вплоть до Октябрьской революции у них было родовое деление, во главе рода стояли князья. Своей письменности у шорцев не было, но свои надежды, радость, горе они выражали в песнях, сказках, легендах. По религии они были шаманистами, так же, как и их предки – тюрки верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми богами и духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые, самые сильные люди получают тайные знания, им даётся дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами». Шаманы во время волшебного магического танца - камлания - путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно важное дело не обходилось без шамана

Шаман, бубен шамана Каждый род имел свои охотничьи угодья и пахотные земли. На расчищенных от леса землях шорцы сеяли пшеницу, коноплю, ячмень. Землю обрабатывали сохой и «абылом» - особой лопатой, которая передавалась по наследству. Весной занимались собирательством. Собирали орехи, ягоды, корни Пиона, сараны и др. Животноводство было развито слабо. Основным занятием шорцев была охота. Орудие охоты: лук, самострелы, капканы. Уже с 12 лет мальчики ходили на лыжах. Жили в Тайге и считались зрелыми охотниками. В древности охотились на крупного зверя: марала, оленя, лося, медведя из-за мяса. Позже начали охотиться на пушного зверя: соболя, колонка, выдру, белку. Охотились зимой на лыжах и нартах. Охота является основным занятием шорцев и в настоящее время. Древнюю историю в Шории имеет и рыболовство. Рыбу ловили с помощью самодельных сетей, мордушек, сачков, били железными острогами, стрелами из лука, устраивали запруды из камня. Рыба занимала важное место в питании, шорцев, особенно летом. Предки современных шорцев были искусными мастерами по выплавке железа из руды и изготовлению различных железных изделий. Еще сибирские летописцы называли население верховьев Томи, Мрассу и Кондомы «кузнецами». Отсюда и пошли названия: Кузнецкий острог, город Кузнецк, Кузнецкая земля. Именно по рекам Кондоме, Мрассу и Бельсу обнаружены следы разработок железных руд. Из железа шорцы делали самые разнообразные орудия труда, предметы домашнего обихода и военного снаряжения

Свои изделия шорцы обменивали у калмыков и кыргызов на лошадей, корав, овец, войлок, выделанные овечьи шкуры. Древние металлурги выплавляют металл Кроме кузнечного дела, у шорцев было хорошо развито изготовление деревянной посуды из березового капа из кедра, берестяной посуды, туесов, бураков больших размеров. Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые, телеуты и шорцы талантливы от природы. У Горной Шории и у других прекрасных уголков кузбасской природы - большие перспективы. Самобытный шорский и телеутский народы вместе с Кузбассом смотрят в будущее с уверенностью и надеждой.

Телеуты - теленгеттер, тадар, байат-пачат; Основная масса телеутов проживает по рекам Большой и Малый Бачат Большинство современных верующих телеутов – православные.

Телеуты – это древнейшие жители Кузнецкой земли. По своему

происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племен

«теле», входивших в тюркский каганат VI-VIII вв., не имеющих никакого

отношения к монголоязычным калмыкам или ойротам. Название «теле», как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племен, кочевавших на огромной территории Монголии иТувы, Русского и Монгольского Алтая, Сибири Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты когда-то кочевали вместе с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого, по их утверждению, получили и свое название. Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и

телесов имеют большое сходство.

Кроме того, в сибирских летописях телеуты и телесы известны под

именем калмыков. Первые – под именем белых, а вторые – под именем черных. Причиной этих названий историк Сибири Г.Ф. Миллер считает цвет их лица, а И.Г. Георги – прежнее место жительства телеутов близ гор, покрытых вечным снегом.

Впервые название «телеут» в русских документах появилось в начале XVII в. Это было связано с тем, что князь родственного телеутам племени Еуштинцев Тоян поехал в Москву к русскому царю Борису Годунову счелобитной, в которой излагалась просьба о принятии его и его людей в состав Русского государства. Они первыми из коренных народов нашего

края приняли русское подданство

Телеуты в XVII – первой половине XVIII вв. сыграли решающую роль

в формировании южно-алтайских племен и оказали влияние на составшорцев и других тюркоязычных народов юга Западной Сибири. В конце XIX - начале ХХ вв. основным центром проживания телеутов была средняя часть Кузнецкого округа по р.р. Большой и Малый Бачаты, Каргачату, Ускату, Кантельке и Томи, где были образованы три телеутские «инородные»управы.

Поэтому нередко русские называли бачатцами, а сами себя они называли «пайат-кижи» по р. Бачату.

Общее число телеутов в Кузнецком округе определялось в 4426 душобоего пола.

Основным показателем этнического своеобразия телеутов является их язык, которым может рассматриваться как самостоятельный исследования без диалектной отнесенности к алтайскому

антропологический тип (томский антрополог А.Р. Ким указывает, что телеуты физически наиболее близки к качинцам, кызылам, чулымцам, шорцам,что от собственно алтайцев они отличаются

европеоидных черт), национальная одежда, тип хозяйства (относительно

высокое развитие земледелия и скотоводства), семейная обрядность. Кроме этого, антропологический материал А.Р. Кима позволяет предположить, что предки телеутов обитали в Кузнецкой котловине уже в эпоху средневековья, и дает основания проследить по данным краниологии генетическую связь

современных телеутов со средневековым населением этой территории - тюрками.

Ведущая форма религии у телеутов – шаманизм. Телеуты по своим

религиозным убеждениям обожествляли землю, солнце, горы, реки и т.д., верили в добрых и злых духов, которым приносили в жертву домашних животных. Шаманы приписывали себе способность как лечить людей и скот, так и портить их, т.е. навлекать на них болезни и горе. Они камлали над больными, принимали активное участие по многих общинных, родовых и семейных обрядах: испрашивание благополучия, погребальная обрядность

(самая консервативная часть духовной культуры любого народа). У телеутов есть ритуальное сооружение из высохших молоденьких березок (сом) в честь родовых духов-покровителей (языческий культ).

Шаманы требовали платы за камлания деньгами или скотом, уверяя, что благополучный исход исцеления больных зависит

жертвоприношения. Если оно было большим и щедрым, то выздоровление больного могло наступить, считали телеуты.

Телеуты не имели своей письменности. Жили они в тесных, низких полуземлянках. Использовали деревянную, берестяную и чугунную домашнюю утварь. Место для построек своих «домов» старались выбирать ровное и теплое, что определяли по количеству теплых испарений на этом месте в вечернее время. Строились, в основном, весной, так как весной было больше свободного времени, и весна считалась началом года, цветения, новой жизни вообще. Дверь дома обычно выходила на восток. При закладке дома женщинам присутствовать запрещалось. До вхождения в состав России телеуты были организованы в кочевые улусы. Улусы 17-18 веков представляли собой объединения родов (сеоков). Власть в улусе наследовалась в рамках одного «княжеского» рода, при котором существовали особые привилегированные кланы (укту - лучшие люди), отличавшиеся от других категорий населения. Обрядовая кукла телеутов Эмегендер - старушки, женщины. Изображения домашних покровителей телеутов в виде антропоморфных холщевых фигурок без обозначения конечностей, набитых куделью. Область лица ограничена лоскутом ткани, глаза – бисеринки. Эмегендеров шьют по случаю выдачи дочери замуж или же по случаю рождения в семье первенца. Они передаются по женской линии от матери к дочери. Хранят их на печи или на чердаке дома и по нескольку раз в год "кормят" Обряд кормления Эмегендер у телеутов Старшая родственница роженицы находилась возле неё и сказывала благопожелания. Чтобы сохранить жизнь матери и ребёнка, она изготовляла тряпичные куклы - эмегендер, они устанавливаются у изголовья роженицы.

Тряпичные куклы - эмегендер У алтайцев и шорцев есть легенда о возникновении кукол-эмегендер: когда жене Кантайчы пришло время родить сына - будущего богатыря Шунухана, - она попросила прислать ей куклы, которыми играла в детстве. Присланные отцом куклы оказались живыми. Она развлекалась ими, и это облегчало её родовые муки. В конце концов с помощью этих кукол она безболезненно родила сына - богатыря Шун-хана (волк).

Калмаки сохранились только в нескольких населенных пунктах Юргинского (пп.Зимник, Сарсаз, Логовой) и Яшкинского (д. Юрты-Константиновы) районов. Предки современных калмаков - небольшая группа выезжих телеутов в количестве 150 чел., возглавляемая князем Иркой Уделековым и братьями Кожановыми, откочевавшая в 1662г. из-за междоусобиц из Приобских степей на р. Искитим под Томский острог. Там они за верную "караульную службу в порубежных волостях" в 1673 г. в вечное пользование покосы и обширн ые пастбища. Первым укрепленным улусом стал Зимник (зимовье), остальные поселения - Улус, Сарсаз, Шалай, Усть-Искитим - бывшие летние стойбища. После ревизии 1763-64 гг. все калмацкие улусы отошли к Томскому уезду, а сами калмаки переведены в разряд "ясачных с оплачиванием ясака и прочих повинностей". По реформе 1912-14 гг. калмаки причислены к пашенным оседлым крестьянам и обложены налогом.

Теснимые русскими переселенцами, несколько калмацких семей в начале XVIII в. отселились по р. Томи на ее правый берег против широкой Томской Курьи вблизи Сосновского острога, где уже многие столетия проживали их тюркоязычные кыштымы "горных порубежных волостей". Вскоре калмаки оценили выгоды своего соседства с г. Томском и Московским трактом. Более продуктивным стало их стойловое скотоводство, успешно развивалась торговля сеном, рыбой, мясом, многие занялись извозом на тракте. Быстро разбогатели, срубили с помощью русских плотников двухэтажные дома, мечети, торговые лавки, хозяйственные постройки. Небольшая часть калмаков дд. Шалай и Усть-Искитим, оказавшись в тесном соседстве с русскими крестьянами-переселенцами, приняла православие и полностью обрусела, основная же масса под влиянием казанских татар и "бухарцев" стала мусульманами-суннитами.

Татары

Сибирские татары – cебер татарлары, этно-территориальная группа татар, проживающая к западу от реки Оби в степной и лесостепной зонах, в основном, в сельских районах Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областей Западной Сибири.

Сибирские татары состоят из трёх этнических групп – тоболо-иртышских, барабинских и томских татар, отличающихся друг от друга незначительными особенностями в говоре, хозяйственной деятельности. Каждая из основных этнических подгрупп сибирских татар в прошлом делилась на более мелкие подгруппы. Например, существовали абинцы – татарское племя, обитавшее в Кузнецком округе Томской губернии. Сильное влияние на этническое развитие сибирских татар оказали среднеазиатские переселенцы в Сибирь – узбеки и таджики, известные в сибирских городах под обобщающим названием бухарцев (сибирские бухарцы) или сартов, а также татары Поволжья и Приуралья, переселившиеся в Сибирь в XV–XVII вв. Эти ранние переселенцы в Сибирь были ассимилированы сибирскими татарами и к середине XIX века стали основными компонентами сибирских татар. В литературе они именуются в зависимости от места обитания тюменскими, тобольскими, тарскими, барабинскими, томскими и т. д. татарами. Теперь, когда этнотерриториальные идентификации исчезли, сибирские татары считают себя частью татарской нации.

Общая численность татар на территории России составляет 5554,6 тыс. человек. К сибирским татарам себя отнесли 9 611 человек (по данным переписи 2002 года). В Кузбассе проживает 51 030 татар, из них к сибирским татарам всего 21 человек.

Татарский язык относится к кипчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Верующие татары (за исключением небольшой группы кряшен, исповедующих православие) – мусульмане-сунниты.

Традиционные занятия – пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю.

Татары как сибирские, так и смешавшиеся с ними казанские, включая татар-мишарей, проживают в Прокопьевске, Кемерове, Новокузнецке, Анжеро-Судженске, Юрге и др., в основном интегрируясь в общую массу городского населения, нигде не образуя этнокварталов. Немногочисленные компактные группы татар есть в д. Серебряково Тисульского района, деревнях Нижегородке, Теплой Речке Ижморского района, Куркули, Тундинка, Туйла Мариинского районов. Особую группу татар-аборигенов составляют татары-калмаки в д. Юрты-Константиновы Яшкинского, пп. Зимник, Сар-Саз Юргинского районов Кемеровской области.

Основной (практический) этап:

    Проведение бесед

    Чтение художественной литературы коренных народов Кузбасса»

    Создание с детьми дерево дружбы

    Консультации для родителей

Формы работы с детьми

1.Чтение главы «Тагарцы» из книги «История Кузбасса В. Лавриной.

2. Чтение главы «Великое переселение народов. Таштыки» из книги История Кузбасса В. Лавриной

3. Чтение главы « Империя тюрков и их потомки», из из книги История Кузбасса В. Лавриной

4. Чтение рассказа В. Лавриной « Крещение шорцев и телеутов»

5. Творческое рассказывание детей по темам «Жилище тагарцев и таштыков», «Занятие турков и телеутов».

6. Чтение рассказа В. Лавриной «Урук- сын воина»

7. Чтение рассказа В. Лавриной «Шаман Анчи».

8. Рисование « Национальный орнамент»

9. Лепка «Керамика Таштыков»

10. «Коллективная работа- коллаж Дерево народов».

11. Изготовление национальных костюмов тюрков и телеутов.

12. Дидактические игры.

Заключительный этап:

    Выставка детских рисунков «Народы кузбасса»

    Обобщение материала по реализации проекта

    Анкета для родителей

Вывод:

В результате работы над проектом дети закрепили представление о коренных народах Кузбасса. Познакомились с жизнью коренных народов, с бытом, одеждой, жилищем, культурой и традициями. Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности, представления детей об истории родного края, расширился кругозор, воспитывалась любовь к родному краю, традициям и обычаям своих предков. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а так же повышению интереса к истории родного края.

Проект позволил детям узнать историю своей Малой Родины, способствовал приобщению к традиционному, культурному наследию коренных народов округа, формированию чувства любви к своему краю. Творческие проекты не только решают творческие, психологические и воспитательные задачи, но и способствует саморазвитию личности каждого ребенка, воспитанию в нём целеустремлённости, индивидуальности и инициативности. Проектная работа необходима в воспитательно-образовательном процессе, так как это позволит: - обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка; - обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности; - реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений; - обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.

Список использованной литературы

1. Колобанова А.И. Герои дней воинской славы. – Волгоград: Учитель, 2011

2. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2016

3. Аборигены Кузбасса: современные этнополитические процессы [Текст] / сост. В.М. Кимеев, В.В. Ерошов. - Кемерово, 1997.- 34 с.

4. Загадочные телеуты – кто они? [Текст] // Кузнецкий край. – 2012. - С. 2.

5. Кацюба, Д.В. Материальная культура бачатских телеутов [Текст] / Д.В. Кацюба.- Кемерово, 1991.- 92 с.

6. Лаврина В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени/Вера Лаврина. – Кемерово: ФГУИПП «Кузбасс», 2014. – 80 с.

7. Легенды горы Зеленой: Устное творчество шорского народа / сост. Г.П. Калмиева – Кемерово: «СКИФ», «Кузбасс», 2014. – 64 с 8. Телеуты. Кто они? Продолжаем рассказ о национальной одежде телеутов [Текст] // Кузбасс.- 1995.- 2 августа.- С. 4.

9. Шелков, В. Шорцы и телеуты напомнили, кто в Кузбассе коренной [Текст] / В. Шелков // Кузнецкий край.- 2015.- С. 2.

Приложение 1

«Тагарцы» из книги «История Кузбасса В. Лавриной.

На севере современной Кемеровской области, там, где простирается узкий пояс лесостепи, в VI-V веках до н. э. появились значительные группы нового населения, которых условно называют тагарцами. Они пришли с территории современной Хакасии. Видимо, рост численности населения в степных и лесостепных районах Среднего Енисея приводил к тому, что отдельные родовые группы уходили на другие земли. Одной из них была Мариинская лесостепь, которую заселили и освоили тагарцы.

Их история известна по многочисленным памятникам, многие из которых были раскопаны археологами. Это крупные курганные некрополи у сел Некрасово, Серебряково, Кондрашка в Тисуль-ском районе, у поселения на берегу озера Утинка и около поселка Тисуль и др. Материалы раскопок позволяют восстановить многие стороны жизни тагарского населения.

Тагарцы были скотоводы и земледельцы. В отличие от степных народов Евразии, у которых было кочевое скотоводство, они жили в стационарных поселках. Такой поселок мог насчитывать до 20 домов, расположенных рядами, образуя улицу. Дома были рубленые, квадратной или прямоугольной формы, с двухскатной крышей. Один из таких поселков изображен на Большой Боярской писанице в Хакасии. Жизнь обитателей такого поселения постоянно связана с производственной деятельностью. На территории поселка были загоны для скота, где человек ухаживал за ним. Были печи для плавки металла и обжига керамической посуды. Здесь же на поселении перерабатывали продукты земледелия, в частности, из собранного зерна получали муку. Мужчины пахали землю, убирали урожай, пасли скот, и в этом им помогали подростки. Женщины занимались домашним хозяйством, подготовкой продуктов к длительному хранению, ткали, лепили посуду. Дети помогали им. Но это все - мирная жизнь. Ее нарушали частые военные столкновения.

В зимнее и летнее время, между вспашкой и уборкой урожая, мужчины выходили на «военную тропу». Они объединялись для военного похода на соседние территории. И если он был удачным, возвращались с добычей, которую затем делили, и пригоняли военнопленных. Их использовали в качестве рабочей силы. Это так называемое домашнее рабство. Оно существенно отличалось от рабства Древней Греции и Рима. Война становится постоянным занятием народов скифо-сибирского мира, в том числе и тагарцев. Не случайно их уровень общественного развития назван «военной демократией». Во главе племени и союза племен стоят военные предводители - вожди. Для решения важных для племени вопросов они собирают совет старейшин, состоящий из глав родовых общин, и народное собрание. Но, в отличие от более ранних исторических периодов, это собрание представляли только вооруженные мужчины. На таких собраниях решали вопрос об очередном военном походе, видимо, делили добычу и т.д.

Вооружение тагарца состояло из кинжала, лука и стрел, находившихся в колчане, и чекана. Чекан был самым грозным оружием тагарцев. Им можно было биться и в пешем, и в конном бою. При раскопках могил археологи очень часто находят кости, пробитые чеканом. Иногда в боевых действиях использовали булавы. Лук был небольших размеров, и носили его в специальном чехле. А вот стрелы отличались наконечниками. Их типов очень много. Наконечники делали из кости и рога, из бронзы, крайне редко - из камня. Они были втульчатые или черешковые, двух-или трехлопастные и имели разную форму.

« Крещение шорцев и телеутов» рассказ В.Лавриной

Постижение обрядовой и праздничной культуры коренных этносов Кузбасса невозможно без ясного представления об их верованиях. В сложной, уникальной системе религиозно-мифологических воззрений шорского и телеутского народов органично сочетаются черты родовых дошаманских культов, шаманизма, бурханизма и православия.

Жилище шорцев находилось под защитой духа тор-кижи (хозяин переднего угла) и духа огня (от эне). Проявлением древних семейных культов являются куклы-обереги, хранимые в семьях шорцев и телеутов. Это фигурки – изображения, связанные с охраной детей и их лечением, изображения предков по женской линии, покровителей домашнего очага. Некоторые обереги не только защищали дом, семью, но и покровительствовали в одном из наиболее важных видов хозяйственной деятельности – охоте Предметами, воплощающими промысловый культ, являлись изображения духов охоты. Весь мир в традиционном представлении шорцев был разделён на три части, три земли :

    Средняя земля– ортычер или бистынгчер (наша земля)

    Земля злых духов – айначер (подземный мир).

    Небесная земля -Ульгенчер (земля Ульгеня, небо).

Жизнь любого человека по воззрениям шорцев полностью зависела от окружающих духов и божеств всех трёх миров. Сам человек лишь в немногих случаях непосредственно общался с духами, например, при «кормлении» духа огня, жертвоприношении духам-хозяевам во время промыслов и некоторым домашним духам-покровителям. Чаще же общение с духами и божествами происходило через посредника-ШАМАНА – особого избранника божеств среди живущих на земле людей.

Среди поверий большое место занимают горные духи, «хозяева гор», либо самые горы, которые выступают в их представлении живыми. К родовой горе относились с исключительным почтением, устраивая ей моления. Шорцы устраивали главное моление родовым горам весной, как только вскрывались реки. Это моление горам сопровождалось у них обязательным жертвоприношением ячменной брагой «абыртки», брагой из корней кандыка, вином, рыбой и т.д. Моление это называлось «шачыл», или «шашыг», т.е. кропление. Обряд моления и кропления совершал обычно старший в роде или в улусе. За отсутствием старика, знающего ритуал этого моления, приглашали шамана.

Жилище тагарцев

Жили тагарцы в прочных жилищах. В Кемеровской области исследованы наземные тагарские жилища трёх типов: четырёхугольные срубные и каменные, а также конические в виде шалаша. Тагарцы жили в наземных жилищах срубной конструкции. Внутри жилища обогревались глинобитными печами и большими очагами. Иногда территория поселка окружалась укреплениями. Кроме того, известны 2 поселения без жилищ, окруженные валом и рвом. Они, видимо, служили окрестному населению временным убежищем от опасности.

Занятие тюрков и телеутов

Телеуты - это древнейшие жители Кузнецкой земли. Основной вид занятий телеутов - скотоводство. Они разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец. Скотоводство носило экстенсивный характер, корма на зиму не заготовлялись, и скот круглый год содержался на подножном корме. Занятия телеутов. Кочевое скотоводство играло главную роль в хозяйстве телеутов. Его особенностями были отсутствие стойлового содержания ската, заготовки сена на зиму и целенаправленной селекции животных. Телеутские стада в основном состояли из лошадей и коров, а также верблюдов и овец. Особая роль в жизни телеута-кочевника отводилось лошади. Конь - эта, прежде всего, главное транспортное средства при перекочевках, пастьбе стад и их охране. Лошадь была незаменима в военном деле. Конское мясо - любимый продукт питания телеутов и до наших дней. Телеуты разводили местную породу лошадей, отличающуюся своей выносливостью.

Главным богатством телеутской знати был скот, он же являлся основой материального благосостояния рядовых кочевников. Большая часть продукции скотоводства потреблялась самими телеутами. Мясомолочные продукты были основными в пище телеутов. Кожа шла на изготовление обуви, одежды, конской упряжи, ею покрывали жилища, из шерсти катали кошмы, войлок.

Выделка овечьих шкур для женских шуб, мужских тулупов и другой одежды всегда была уделом женщин. Да сих пор телеутские женщины прекрасно выделывают овечьи шкуры, отличающиеся высоким качествам.

Лошадей и крупный рогатый скот телеуты нередко меняли у русских на различные товары. Продукты скотоводства шли в обмен на продукты сельского хозяйства и ремесла. У шорцев они охотно выменивали железо и изделия из него: таганы, котлы, предметы вооружения и другие.

Охота - второе по важности занятие телеутов, телеутская белка и красная лисица.

Рыболовство играло вспомогательную роль в хозяйстве телеутов. Во время раскопок телеутских поселений обнаружены кости щуки, тайменя, осетровых, а также остатки лодки, что свидетельствует о занятии рыболовством. Обычно рыбу ловили сетями, наметками, а крупную били острогами.

Немаловажную роль в жизни бедных телеутов играло собирательство. Ранней весной, когда с продуктами питания было особенно тяжело, они копали корни дикорастущих трав - кандыка, сараны, собирали дикий чеснок, лук, употребляя их в пищу. Для выкапывания клубней растений телеуты использовали озуп (корнекопалку) и керги (универсальный топор). Они также собирали всевозможные ягоды, грибы, кедровые орехи.

У телеутов были развиты различного рода промыслы: обработка продуктов скотоводства, дерева, металла. Из кожи изготовляли обувь, одежду (тулупы, дохи, рукавицы), конскую сбрую, из шкуры конских ног, содранной чулком, из вымени коров и просто из сыромятной кожи изготовляли кожаные сосуды (аркыты, шашауры и др.), которые хорошо себя зарекомендовали в кочевых условиях. Из шерсти выделывали войлок, который использовали для подстилки в юрте и в качестве потников к седлам лошадей.Телеуты умели хорошо обрабатывать и дерево. До сих пор сохранилась, хотя и мало уже используется, различная домашняя деревянная утварь: чашки, миски, ложки, солонки, корыта, ступы, мельницы, кадушки-однодревки. Для этой цели использовали березовый кап и кедр. Из бересты изготовляли туеса, коробы, бураки, корзины различных размеров и назначений

Приложение 2

Приложение 3

Национальный орнамент татаров

Лепка « Керамика Таштыков»

« Дерево народов»

HGJHJJKK

Раскрась по образцу Приложение 4

Приложение 5

Татарские народные игры .

Займи место (Буш урын).

Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят, взявшись за руки. Водящий идет за кругом в противоположную сторону и говорит:

«Как сорока стрекочу,

Никого в дом не пущу.

Как гусыня гогочу,

Тебя хлопну по плечу-беги!»

Сказав слово «беги», водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу

водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

Правила игры: круг должен сразу остановиться после слова «беги». Бежать разрешается только по кругу, не пересекая его. Во время бега нельзя касаться стоящих в кругу

Ловишки (Тотыш уены).

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймал, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т.д. они ловят бегающих, пока

не поймают всех.

Правила игры: пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой.

Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Тимербай.

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего–имербая.

Он становится в центр круга.

Водящий говорит:

«Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенько отмылись и красиво нарядились.

Ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер побежали,

Друг на друга поглядели, сделали вот так!»

С последними словами вот такводящий делает какое-

нибудь движение.

Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-

нибудь вместо себя.

Правила игры: движения, которые уже показывали, повторять нельзя.

Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т.д.).

Лисички и курочки (Тельки хам тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном –стоит лисичка. Курочки и петухи (от 3 до 5 игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т.д.

Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат:

«Ку-ка-ре-ку!»

По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая хочет запятнать любого из игроков.

Правила игры: если водящему не удается запятнать кого-

либо из игроков, он снова водит.

Приложение 6

« Девушка и месяц»

Шорская легенда

В горах Шории жила девушка у мачехи. Горько-горько

доставался ей кусок хлеба, не говоря об одежде и шалостях.

За всякий пустяк мачеха била девушку, попрекала и люто

Ночью она посылала её в лес за дровами, в поле за всяким

безделием. Тяжело было сиротке.

Однажды после жестокой порки мачеха её ночью послала за

водой. Повесив ведро на коромысло, девушка пошла к реке. Слёзы

застилали ей глаза, тропы не видно было. И, заливаясь слезами, она

попросила: «Милый месяц, освети мне тропу».

Небо заголубело и, покрываясь красным покровом, медленно

выкатило на верхушки деревьев огненный шар. Он ярко осветил

тропу, сказочно красивый лес, горы.

«Месяц-дружок, возьми меня, не могу больше», - взмолилась

Месяц скатился с верхушек деревьев, взял девушку к себе и

Вот с тех пор стоит девушка с вёдрами и смотрит с неба на нас.

Приложение 7

Анкета для родителей «Народы нашего кузбасса»

1.Назовите национальности, проживающие на территории

Сибири, Кемеровской области.

2.Какие праздники различных национальностей Вы знаете?

Назовите их.

3.Какие игры разных национальностей Вы знаете? Назовите.

7.Назовите, в какие народные игры Вы играли в детстве.

8.В какие народные игры играют Ваши дети и Вы вместе с ними.

9.Назовите, с какими национальностями Вы хотели бы

познакомиться поближе: узнать об

их традициях, быте, народном творчестве, фольклоре.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ КУЗБАСС

Зимина Елена Олеговна,

Стрекалова Светлана Александровна

Аннотация

Данная статья посвящена народам Кузбасса и их численности. Особое внимание уделяется национальным организациям.

Ключевые слова: Кемеровская область, народы, национальные объединения, русские, телеуты, численность населения, шорцы

В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп) . Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

население кузбасс национальность диаспора традиция

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей) .

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские .

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно .

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация «Болгаро-Русская община в Кузбассе», Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений «Координационный совет немцев», Новокузнецкая городская общественная организация «Телеутская землица», региональная общественная организация «Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта», Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев «Злато» .

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

Библиографический список

1. Департамент культуры и национальной политики Кемероской области// URL: http://www.depcult.ru/national

2. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Выпуск 3 (часть I). Стат. сб. / Кемеровостат. - Кемерово, апрель 2012. - 146 с.

3. Литература, культура, история Кузбасса// URL: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Mnogonacionalny-kuzbass.htm

4. Федеральная служба государственной статистики. Население [сайт] URL: http://kemerovostat.gks.ru/

5. Администрация Кемеровской области. Демография [сайт] URL: http://www.ako.ru/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Место экомузеев в системе сохранения и использования этнокультурного наследия. Состояние экомузеев Кузбасса, исторические этапы развития данного региона и культуры его народностей. Особенности этнографических экспозиций экомузеев Кемеровской области.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2012

    Характеристика Кемеровской области, ее климат и ландшафт, административные границы, ресурсный и промышленный потенциал. Социально-экономическое положение региона и его стратегические объекты, значение в российской экономике. Стратегия развития Кузбасса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

    Хакрактеристика Кемеровской области. Географическое расположение, рельеф, климат, экономика, история. Угольная промышленность Кузбасса - проблемы и перспективы. О развитии угольного машиностроения. Отраслевая наука. Экология.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Исследование современного состояния природных, социальных и отраслевых составляющих экономики Кемеровской области. Экономическая оценка природных условий и ресурсов. Хозяйственный и транспортный комплексы области. Анализ экологических проблем территории.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2014

    Сущность понятия "реструктуризация". Причины неудач первого периода реформирования угольной промышленности Кузбасса. Ликвидация нерентабельных угольных предприятий как один из факторов, повлиявших на повышение эффективности работы угольной отрасли.

    реферат , добавлен 18.09.2011

    Теоретические основы и основные методы геодемографического исследования. Численность и динамика численности населения, его демографические структуры. Концепция демографического перехода. Трансформация возрастной структуры населения Вологодской области.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2017

    Численность и размещение населения. Воспроизводство населения. Миграции населения. Демографическая ситуация. Расселение и урбанизация. Национальный и религиозный состав населения. Граждане великой страны. Разнообразие национальных культур.

    реферат , добавлен 09.10.2006

    Основные категории особо охраняемых территорий. Предпосылки развития сети национальных парков. Общий обзор природы Северной Америки. Национальный резерват дикой природы и рефугиумов. "Долина Смерти", Денали, Гранд-Каньон, Йеллоустоун, Гавайские вулканы.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2016

    Реки Японии, омывающие ее моря и океаны. Полезные ископаемые, отрасли промышленности, разнообразие флоры и фауны Японии. Самые большие города государства, численность и структура населения. Национальные особенности японской кухни, культуры, образования.

    презентация , добавлен 05.09.2013

    Особенности бытовых традиций современной Франции. Наглядные примеры дизайна жилища. Брачные и семейные традиции, медицина и здравоохранение. Основные суеверия и приметы населения Франции. Языки, распространенные на территории современного государства.

Статья опубликована в №21 (май) 2015
Разделы: Журналистика , Культурология , Регионоведение
Размещена 07.05.2015. Последняя правка: 07.05.2015.

Многонациональный Кузбасс

Зимина Елена Олеговна

Сибирский Государственный Индустриальный Университет

Стрекалова Светлана Александровна, Сибирский Государственный Индустриальный Университет, доцент кафедры финансов, учета и аудита Сибирского Государственного Индустриального Университета

Аннотация:

Данная статья посвящена народам Кузбасса и их численности. Особое внимание уделяется национальным организациям

This article is devoted to the peoples of Kuzbass and their numbers. Special attention is paid to national organizations

Ключевые слова:

Кемеровская область; национальные объединения; народы; шорцы; телеуты; русские; численность населения

Kemerovo region; national Association; peoples; Shors; Teleuts; the Russians; the population

УДК 314.04


В мире нет одинаковых людей. Да, мы все разные. Да, мы можем быть не похожими внешне, у нас могут быть разные взгляды на некоторые вещи, но есть то, что нас объединяет. Это - Наша Родина - Россия. Наш Кузбасс. Широки его просторы. Но главное его богатство - люди. Он объединяет в себе более 100 народов (наций, народностей, этнических групп). Поэтому вопрос о толерантности и единстве национальностей Кузбасса актуален и волнует многих. Структура населения Кузбасса по национальностям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура населения Кузбасса по национальностям

Национальность

Численность, чел.

Национальность

Численность, чел.

Украинцы

Белорусы

Азербайджанцы

Молдаване

По числу проживающих национальностей область занимает 13 место среди 83 регионов Российской Федерации и 4 место среди 12 регионов Сибирского федерального округа (после Красноярского края, Новосибирской и Иркутской областей).

Сколько знаменитых людей разных национальностей - ученых, поэтов, писателей, композиторов, архитекторов - стали гордостью Кузбасса. Нужно бережно и толерантно относиться не только к своей национальности, но и уважать другие и всячески поддерживать и сохранять особенность нашего Кузбасса, которая заключается в многонациональности.

По данным Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области на 10.08.2014 г., на территории Кемеровской области зарегистрированы 48 национальных общественных объединений.

Самые многочисленные организации - немецкие, татарские, армянские, шорские, азербайджанские, таджикские.

Русским языком владеют 99,95% жителей области. В меньшей степени им владеют уроженцы Кавказа (97-98%) и Средней Азии (95- 96%). Владеют языком своей национальности 95% населения области. Самый низкий уровень этого показателя у немцев, белорусов, удмуртов (16 - 19%), самый высокий (кроме русских) - у армян, таджиков, азербайджанцев, киргизов, узбеков, чеченцев (51 - 60%). Язык, соответствующий национальности, назвали родным 95,4% населения: это около 100% русских, 77 - 87% киргизов, таджиков, армян, азербайджанцев, цыган, узбеков, чеченцев, а 65% представителей различных национальностей (кроме русских) указали родным русский язык: это более двух третей немцев, белорусов, украинцев, удмуртов, мордвы, чувашей, марийцев. Гражданами России являлись 99,7% населения, других государств - 0,2% и 0,1% - лица без гражданства. Среди иностранных граждан, постоянно проживающих в области, большинство (93,6%) - граждане стран СНГ. Среди городских округов наибольшее число национальностей зафиксировано в Новокузнецком (109) и Кемеровском (107) городских округах, наименьшее - в Краснобродском (33), среди муниципальных районов - в Кемеровском (62) и Тяжинском (34) соответственно.

За период 2013 - 2014 гг. зарегистрированы новые национальные организации - местная еврейская национально-культурная автономия г. Прокопьевск, региональная общественная организация Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области, региональная еврейская национально - культурная автономия Кемеровской области, Кемеровская региональная общественная организация «Болгаро-Русская община в Кузбассе», Кемеровская региональная ассоциация общественный объединений «Координационный совет немцев», Новокузнецкая городская общественная организация «Телеутская землица», региональная общественная организация «Федерация сохранения культуры малых народностей Кемеровской области и национальных видов спорта», Кемеровская городская общественная организация Национально-культурная автономия украинцев «Злато».

Все организации ставят своей задачей сохранение родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев народов Российской Федерации. Национальные объединения и диаспоры активно участвуют в социально-экономической, общественной и культурной жизни области, оказывают благотворительную помощь малоимущим и престарелым, работают с детьми и молодежью.

Подводя итоги, мы можем отметить, что сегодня в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций.

Библиографический список:


1. Администрация Кемеровской области. Демография [сайт] URL: http://www.ako.ru/
2. Департамент культуры и национальной политики Кемероской области// URL: http://www.depcult.ru/national
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Выпуск 3 (часть I). Стат. сб. / Кемеровостат. – Кемерово, апрель 2012. – 146 с.
4. Литература, культура, история Кузбасса// URL: http://lik-kuzbassa.narod.ru/Mnogonacionalny-kuzbass.htm
5. Федеральная служба государственной статистики. Население [сайт] URL: http://kemerovostat.gks.ru/

Рецензии:

7.05.2015, 21:10 Ковалева Светлана Викторовна
Рецензия : Статья носит информативный характер, в этом ее достоинство. Единственное замечание, которое не является принципиальным: было бы замечательно, если бы автор указал фамилии тех людей, которые прославили Кузбасс своим творчеством и другими формами деятельности. Статья рекомендована к опубликованию.

8.05.2015, 6:28 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия : Статья Зиминой Елены интересная, содержит фактические данные по многонациональному населению в Кемеровской области.В качестве пожелания, можно было бы дополнить примерами деятельности национальных организаций в Кузбассе. Статья рекомендуется к публикации. Барлыбаева Сауле Хатиятовна