Биография александра федоровича гедике. Биография александра федоровича гедике Гедике воспоминания о нем его сестра

Органист, пианист, композитор, педагог. Сверхштатный профессор II ст. (1909).

Происходил из семьи потомственных музыкантов. Сын Ф. К. Гедике и француженки родом из Нормандии Александры Федоровны (настоящее имя Жюстина-Адель-Августина) Лекампион (Le Campion). Прадед Гедике — Генрих Георг (Андрей Иванович) был преподавателем и инспектором фортепианных классов Смольного института, сочинял музыку. Дед — Карл Гёнрихович (Андреевич) — служил органистом французской католической церкви Св. Людовика, преподавал музыку в московском Сиротском институте императора Николая I.

Начальное обучение игре на фортепиано и органе Гедике прошел у отца, с 12 лет заменял его как органист в церкви Св. Людовика. В 1890-92 гг. участвовал в Детском оркестре А. А. Эрарского. В 1892 г. поступил в младшие классы Московской консерватории, к А.И. Галли, затем перешел в класс П. А. Пабста, после его смерти — в класс В.И. Сафонова (фортепиано). Гармонию и инструментовку изучал у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса, энциклопедию у Н. С Морозова, элементарную теорию музыки — у Н. Д. Кашкина. Окончил консерваторию в 1898 г. с малой золотой медалью. За сочинение Концерт-штюка для фортепиано с оркестром, Сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию как композитор и пианист на Международном конкурсе имени Антона Рубинштейна (Вена, 1890).

С 1898 г. работал учителем музыки в московском Сиротском институте императора Николая I вплоть до его закрытия в 1918, в 1898/99 учебном году преподавал также в Московском лицее памяти цесаревича Николая. С 1904 г. работал в московском Елисаветинском институте, сменив в 1906 г. на посту инспектора музыки С. В. Рахманинова. В том же году взял на себя обязанности наблюдателя по музыкальной части Сиротского института взамен ушедшего с поста А. Б. Гольденвейзера. С 1907 г. помимо уроков музыки вел методику игры на фортепиано и гармонию. С января 1907 преподавал игру на фортепиано также в Институте московского дворянства для девиц благородного звания имени Александра III, основанного в память Екатерины II. Работа в этих учебных заведениях во многом способствовала созданию Гедике обширного учебного репертуара, сочетавшего технологические и художественные достоинства.

Крупнейший представитель русской органной школы. Дал свыше 200 концертов на органе Большого зала Московской консерватории (с 1923 г.). Для сочинений Гедике, как и для его исполнительского стиля, характерны монументальность, глубина и строгость, временами резкие контрасты. Известен как исполнитель всех органных произведений И. С. Баха. Автор многих музыкальных произведений, в том числе опер на собственное либретто («Виринея», 1913-15; «У перевоза», 1933; «Жакерия», 1933; «Макбет»; в 1944 исполнены оркестровые номера), кантат, оркестровых сочинений, в том числе для духового оркестра, для органа, для фортепиано, (Концертштюк для фортепиано с оркестром), для скрипки и виолончели, для кларнета, романсов и др., а также транскрипций и обработок русских народных песен.

В 1909 по вольному найму поступил на службу в Московскую консерватоорию, в качестве сверхштатного профессора II степени, в 1913 г. перешел на действительную службу. С 1919 г. вел камерный класс, с 1922 г. — класс органа. В 1923 г. заведовал этими кафедрами, разработал методику преподавания камерного ансамбля для консерваторий. Вел класс специального фортепиано. Среди учеников (орган, фортепиано, камерный ансамбль) — К. Аджемов, М. Брук (фортепиано), А. Васильева, И. Вейсс, Н. Выгодский, Т. Гайдамович, Г. Гродберг, С Дижур. Я. Каабак, С. Кнушевицкий, И. Козолупова, В. Мержанов, М. Мильман, С. Г. Нейгауз, Л. Ройзман, М. Ростропович, И. Рыжкин, Б. Смоляков, М. Старокадомский, Б. Тевлин, Б. Хайкин. Некоторое время преподавал игру на фортепиано в московской Народной консерватории. В 1920-50-е гг. работал в Музыкальном училище при Московской консерватории (композиция и камерный ансамбль).

Александр Гедике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Дед Гедике, Карл Андреевич, известный в Москве педагог, служил также органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского, отец, Фёдор Карлович, работал там же и преподавал в Московской консерватории, двоюродным братом Гедике был композитор Н. К. Метнер.

В 1898 Александр Гедике окончил Московскую консерваторию, где учился у П. А. Пабста и В. И. Сафонова по классу фортепиано, у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина и Г. Э. Конюса по классам теории музыки и композиции. В 1900 году участвовал в Третьем Рубинштейновском конкурсе в Вене как пианист и как композитор, и в композиторской номинации был удостоен первой премии за Концертштюк для фортепиано с оркестром.

С 1909 года Александр Фёдорович Гедике был профессором Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 ― заведовал кафедрой камерного ансамбля. В 1923 возглавил класс органа (игре на котором обучался с детства под руководством отца) и дал свой первый сольный концерт на инструменте Большого зала консерватории. Среди его учеников-органистов ― Н. Я. Выгодский, М. Л. Старокадомский, Л. И. Ройзман, С. Л. Дижур, Г. Я. Гродберг, И. Д. Вейс. В репертуаре Гедике были все сочинения И. С. Баха, а также собственные переложения для этого инструмента фрагментов из опер, симфонических и фортепианных сочинений.

Стиль Гедике-композитора находится под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике ― наследник традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов и обработок русских народных песен (в том числе известной песни «Жил-был у бабушки серенький козлик»).

Александр Фёдорович Гедике умер 9 июля 1957 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Награды и премии

Народный артист РСФСР (1946). Доктор искусствоведения (1940). Происходил из семьи музыкантов. Сын органиста и преподавателя фортепиано Московской консерватории Фёдора Карловича Гедике. В 1898 окончил Московскую консерваторию, занимался по классу фортепиано у Г. А. Пабста и В. И. Сафонова, композицией у А. С. Аренского, Н. М. Ладухина, Г. Э. Конюса. За сочинение Концертштюка для фортепиано с оркестром, сонаты для скрипки и фортепиано, пьес для фортепиано получил премию на Международном конкурсе им. А. Г. Рубинштейна в Вене (1900). С 1909 профессор Московской консерватории по классу фортепиано, с 1919 заведующий кафедрой камерного ансамбля, с 1923 вёл класс органа, в котором учениками Гедике были М. Л. Старокадомский и многие другие советские музыканты.

Культура органа наложила печать на музыкальный стиль Гедике. Для его музыки характерны серьёзность и монументальность, ясная форма, преобладание рационального начала, господство вариационно-полифонического мышления. Композитор тесно связан в своём творчестве с традициями русской музыкальной классики. К лучшим его произведениям принадлежат обработки русских народных песен.

Ценный вклад внёс Гедике в педагогическую литературу для фортепиано. Исполнение Гедике-органиста отличалось величавостью, сосредоточенностью, глубиной мысли, строгостью, резкими контрастами света и тени. Им были исполнены все органные произведения И. С. Баха. Гедике расширил репертуар органных концертов своими переложениями отрывков из опер, симфоний, фортепианных произв. Государственная премия СССР (1947) за исполнительскую деятельность.

Сочинения:

оперы (все - на собств. либретто) - Виринея (1913-15, по легенде из первых веков христианства), У перевоза (1933, посв. восстанию Е. Пугачёва; 2-я пр. на Конкурсе в честь 15-летия Октябрьской революции), Жакерия (1933, на сюжет крестьянского восстания во Франции в 14 в.), Макбет (по У. Шекспиру, в 1944 исп. оркестровые номера); кантаты , в т. ч. - Слава советским пилотам (1933), Родина радости (1937, обе на сл. А. А. Суркова); для оркестра - 3 симфонии (1903, 1905, 1922), увертюры, в т. ч. - Драматическая (1897), 25 лет Октября (1942), 1941 год (1942), 30 лет Октября (1947), симфоническая поэма Зарницы (1929) и др.; концерты с оркестром - для фортепиано (1900), скрипки (1951), трубы (изд. 1930), валторны (изд. 1929), органа (1927); 12 маршей для духового оркестра; квинтеты , квартеты, трио, пьесы для органа, фортепиано (в т. ч. 3 сонаты, около 200 лёгких пьес, 50 упражнений), скрипки, виолончели, кларнета; романсы , обработки русских народных песен для голоса с фортепиано, трио (6 тетр., изд. 1924); множество транскрипций (в т. ч. произв. И. С. Баха для фортепиано и оркестра).

Алекса́ндр Фёдорович Гёдике (1877 - 1957) русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист РСФСР (1946).

Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович, работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ей 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками.

Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в стране стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов.

В 1898 году А.Ф. Гедике окончил Московскую консерваторию по специальности «фортепиано».

Начав исполнительскую деятельность, Гедике поставил перед собой серьёзную задачу - привлечь внимание публики к органу и богатейшему органному репертуару. В Советской России такие концерты были редкостью. Власти настороженно относились к западноевропейской культуре. Представление об органе как о церковном инструменте сводило к минимуму концертное исполнительство. Поэтому органные выступления Гедике имели большое просветительское значение.

Органные концерты Александра Гедике, а потом и других органистов, прежде всего его учеников, были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало двадцатого века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России, как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии.

Выпускник Московской консерватории Александр Гедике сочинял произведения не только для органа. Его композиторское наследие насчитывает около ста опусов. Это оперы, симфонии, инструментальные концерты, квартеты, трио, скрипичные и виолончельные сонаты. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом. В Московской консерватории он вел класс фортепиано, камерного ансамбля и органа. К тому моменту, когда А.Ф. Гедике принял руководство органным классом консерватории, он уже обладал богатым педагогическим опытом. Формируя новую ветвь концертного исполнительства, Гедике приложил колоссальные усилия для организации обучения студентов: добился постоянного ухода за инструментом, ввёл в учебную программу курс органного мастерства для изучения устройства органа, разработал программу по классу специального органа, организовал курс обязательного органа для студентов фортепианного факультета - теоретические и практические занятия, необходимые для понимания особенностей исполнения старинной клавирной музыки. Среди его учеников известный интерпретатор музыки Фредерика Шопена, пианист Виктор Мержанов, а такие талантливые музыканты как Сергей Дижур и Гарри Гродберг. Они составили цвет российского органного искусства. Благодаря творческому, профессиональному подходу к своему делу Гедике удалось вырастить целую плеяду музыкантов-исполнителей, достойно продолживших и укрепивших традиции московской органной школы.

Знакомство с произведениями Александра Фёдоровича Гедике для многих музыкантов сводится к изучению детских пьес из репертуара юного пианиста. Вместе с тем творческое наследие выдающегося российского музыканта - пианиста, органиста, композитора и педагога - весьма значительно: четыре оперы, три симфонии, три увертюры и поэма для симфонического оркестра, музыка к спектаклю, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы и скрипки), многочисленные сочинения для камерного ансамбля, фортепиано, органа, песни и романсы, транскрипции и переложения для разных инструментов. Несомненный интерес представляют органные сочинения Гедике, ведь имя его неразрывно связано с органной культурой Москвы.

Стиль Гедике как композитора находился под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике многое взял из традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Особенно широко известен Гедике как автор детских пьес.

Его творческая деятельность на протяжении всей жизни была неразрывно связана с музыкальной культурой Москвы, и прежде всего с Московской консерваторией, в которой он преподавал почти полвека.

Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. А сама его жизнь стала символом бескорыстного и преданного служения делу.

Историческое значение творчества А.Ф. Гедике невозможно переоценить. В стране, пережившей менее чем за полвека Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, в стране, где почти отсутствовала органная культура, а «железный занавес» на долгие годы заслонил многовековой опыт европейских исполнительских школ, Гедике создавал фундамент отечественного органного искусства, способствовал сохранению и развитию традиций Московской консерватории в классах специального фортепиано, органа и камерно-инструментального ансамбля.

Как композитор А.Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так благородно и спокойно шёл по путям, на которые вступила музыка до него (великолепным путям, по которым ещё следовало и можно было ходить), что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость. (Г.Г. Нейгауз)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алекса́ндр Фёдорович Гёдике (1877 - 1957) русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист РСФСР (1946).

Александр Гёдике родился 20 февраля (4 марта) 1877 года в Москве в давно обосновавшейся в России немецкой семье. Его прадед, Генрих-Георг Гёдике, был органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра. Его дед, Карл Андреевич (по документам - Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович, работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории обязательное фортепиано. Мать Александра Гедике была француженка, Жюстина-Адель-Августина Лекампион, из семьи фермера. Рано осиротев, они со старшей сестрой воспитывались у дяди с тётей в Нормандии, а по достижении ей 16 лет были отправлены к родственникам в Россию для устройства на работу гувернантками.

Под руководством отца маленький Саша начал обучаться игре сначала на рояле, а затем на органе. Уже с 10 летнего возраста он замещал отца в церкви, а с 12 лет начал выступать в концертах. Первый сольный органный концерт он дал в Большом зале консерватории. Всего же здесь им было сыграно более 200 концертов. На протяжении десятилетий он являлся ведущим отечественным органистом. Благодаря Гедике в стране стала регулярной и очень популярной практика органных вечеров и органных абонементов.

В 1898 году А.Ф. Гедике окончил Московскую консерваторию по специальности «фортепиано».

Начав исполнительскую деятельность, Гедике поставил перед собой серьёзную задачу - привлечь внимание публики к органу и богатейшему органному репертуару. В Советской России такие концерты были редкостью. Власти настороженно относились к западноевропейской культуре. Представление об органе как о церковном инструменте сводило к минимуму концертное исполнительство. Поэтому органные выступления Гедике имели большое просветительское значение.

Органные концерты Александра Гедике, а потом и других органистов, прежде всего его учеников, были едва ли не самыми посещаемыми концертами в Советской России. Роль Александра Гедике в истории отечественной музыки оказалась совершенно особой. Орган был известен в России и раньше, но в полной мере освоение органной музыки пришлось лишь на начало двадцатого века. Именно Гедике дал импульс развитию органного творчества в России, как исполнительского, так и композиторского. Им написано множество произведений для этого величественного инструмента: концерты, прелюдии и фуги, хоралы, фантазии.

Выпускник Московской консерватории Александр Гедике сочинял произведения не только для органа. Его композиторское наследие насчитывает около ста опусов. Это оперы, симфонии, инструментальные концерты, квартеты, трио, скрипичные и виолончельные сонаты. Популярны фортепьянные пьесы Гедике для начинающих музыкантов. Их яркий, выразительный, но в то же время ясный музыкальный язык, понятен и близок детскому восприятию. По сей день эти миниатюры относятся к лучшим в педагогическом репертуаре. И это не удивительно. Ведь Гедике был замечательным педагогом. В Московской консерватории он вел класс фортепиано, камерного ансамбля и органа. К тому моменту, когда А.Ф. Гедике принял руководство органным классом консерватории, он уже обладал богатым педагогическим опытом. Формируя новую ветвь концертного исполнительства, Гедике приложил колоссальные усилия для организации обучения студентов: добился постоянного ухода за инструментом, ввёл в учебную программу курс органного мастерства для изучения устройства органа, разработал программу по классу специального органа, организовал курс обязательного органа для студентов фортепианного факультета - теоретические и практические занятия, необходимые для понимания особенностей исполнения старинной клавирной музыки. Среди его учеников известный интерпретатор музыки Фредерика Шопена, пианист Виктор Мержанов, а такие талантливые музыканты как Сергей Дижур и Гарри Гродберг. Они составили цвет российского органного искусства. Благодаря творческому, профессиональному подходу к своему делу Гедике удалось вырастить целую плеяду музыкантов-исполнителей, достойно продолживших и укрепивших традиции московской органной школы.

Знакомство с произведениями Александра Фёдоровича Гедике для многих музыкантов сводится к изучению детских пьес из репертуара юного пианиста. Вместе с тем творческое наследие выдающегося российского музыканта - пианиста, органиста, композитора и педагога - весьма значительно: четыре оперы, три симфонии, три увертюры и поэма для симфонического оркестра, музыка к спектаклю, инструментальные концерты (для органа, валторны, трубы и скрипки), многочисленные сочинения для камерного ансамбля, фортепиано, органа, песни и романсы, транскрипции и переложения для разных инструментов. Несомненный интерес представляют органные сочинения Гедике, ведь имя его неразрывно связано с органной культурой Москвы.

Стиль Гедике как композитора находился под влиянием органной культуры и отмечен серьёзностью и монументальностью, ясностью формы, мастерским владением полифоническим письмом. В то же время Гедике многое взял из традиций русской классической школы. Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Особенно широко известен Гедике как автор детских пьес.

Его творческая деятельность на протяжении всей жизни была неразрывно связана с музыкальной культурой Москвы, и прежде всего с Московской консерваторией, в которой он преподавал почти полвека.

Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. А сама его жизнь стала символом бескорыстного и преданного служения делу.

Историческое значение творчества А.Ф. Гедике невозможно переоценить. В стране, пережившей менее чем за полвека Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, в стране, где почти отсутствовала органная культура, а «железный занавес» на долгие годы заслонил многовековой опыт европейских исполнительских школ, Гедике создавал фундамент отечественного органного искусства, способствовал сохранению и развитию традиций Московской консерватории в классах специального фортепиано, органа и камерно-инструментального ансамбля.

Как композитор А.Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так благородно и спокойно шёл по путям, на которые вступила музыка до него (великолепным путям, по которым ещё следовало и можно было ходить), что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость. (Г.Г. Нейгауз)


Многим из ребят, обучающимся музыке, имя композитора Александра Федоровича Гедике становится знакомым с самых ранних лет. Кто из начинающих музыкантов не играл в детстве его "Заиньку", а позже "Тарантеллу"?
...Когда входишь в Большой зал Московской консерватории, прежде всего обращаешь внимание на величественный инструмент, занимающий почти всю эстраду.
Помню день, – он надолго остался у меня в памяти, – когда этот инструмент заговорил. Полились звуки необычайной красоты, то задумчиво нежные, то мощные и торжественные, они заполняли собою все уголки зала.
Исполнитель на органе носил странную фамилию, состоящую из трех слогов: Ге-ди-ке.
Как я узнал, это был профессор Московской консерватории, известный композитор, органист и пианист.
Органные концерты Гедике давал часто. Играл он больше всего любимого им Баха.
"Музыка его, – говорил Гедике, – вечно юная, свежая и новая, полная жизни и огня, радостная и глубокая, созерцательная и возвышенная, пленяет нас с такой силой, как будто Бах и сейчас живет среди нас, молодой, полный сил и любви к жизни".
На концертах Гедике всегда было много народа. После окончания артисту долго аплодировали, посылали трогательные записки, благодарили за доставленное удовольствие.
Мне посчастливилось на протяжении двадцати пяти лет часто видеться с этим замечательным человеком. Сначала я у него учился, а затем преподавал в той же Московской консерватории.
Александр Федорович был очень разносторонний музыкант.
Прежде всего он много сочинял. Им написано несколько опер, особенно следует отметить оперу "У перевоза", рассказывающую о пугачевском восстании.
Он создал три симфонии, огромное количество пьес для рояля и других инструментов, много песен и романсов, а также произведения для различных ансамблей.
Особую известность приобрели обработки Гедике русских народных песен для голоса, скрипки, виолончели и фортепиано.
В 1900 году, на международном конкурсе имени Антона Рубинштейна, Гедике получил первую премию за сочиненный им концерт для фортепиано и сонату для скрипки.
В Московской консерватории Гедике учил играть на рояле, органе и совместной игре на разных инструментах. Класс этот называется классом камерного ансамбля. Для того чтобы руководить таким классом, нужно знать основные приемы игры на многих инструментах и, кроме того, умело объединять их вместе. Работа такого педагога похожа на работу дирижера в оркестре.
Александр Федорович Гедике был неутомимый труженик. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения".
Он очень много успевал сделать за день.
У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.
С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы.
Кому не была знакома высокая фигура человека с седеющей бородкой, шедшего ранним утром неторопливой походкой, с палкой в руке, по улице Герцена в свой родной дом – любимую Консерваторию?! Его знали не только люди, его хорошо знали птицы.
С кормления птиц и животных у Гедике начинался рабочий день. Он, можно сказать, "знал в лицо" каждого воробья, обитавшего на улице Герцена, а воробьи знали его. Стоило ему только показаться на улице, как воробьи тотчас слетались ему навстречу, кружились над головой. Он вынимал из кармана заранее приготовленный мешочек с хлебными крошками и разбрасывал их во все стороны. Усаживаясь на скамейку в консерваторском садике, Александр Федорович ласковым взором рассматривал своих пернатых друзей.
– Смотри, – обращался ко мне Гедике, – видишь, вон тот с подбитой ногой? Его озорники-мальчишки подбили. Шустрый такой, всегда отнимает хлеб у других...
Дома у Гедике было огромное количество кошек и собака шпиц, которую хозяин звал Шарко или Шарик, а в минуты особого расположения – Шаркушка.
Со своими любимцами он разговаривал, как с людьми. Помню один забавный случай.
Пришел я по какому-то делу к Александру Федоровичу. Он отворяет дверь, а сзади бежит собака и лает на меня.
– Шарко, Шарко, перестань!
Шарко не унимается.
– Шарко, перестань, ведь это же Мильман пришел!
Этот довод также не успокоил четвероногого "хозяина".
– Шарко! Неудобно, ведь Мильман доцент!
Исчерпав все убеждения и не добившись успеха, Александр Федорович увел собаку в другую комнату.
Занимался Гедике с учениками с большим воодушевлением. Он подпевал, насвистывал, ходил по классу, нервно теребя цепочку от карманных часов, дирижировал. Иногда покрикивал, пробуждая вялых от "спячки". Если студенты во время занятий разговаривали, шумели, Александр Федорович их одергивал: "Не балуй!" Звук "л" он не произносил, и получалось "не ба-уй!".
Гедике хотел казаться строгим, сердитым, но у него это не получалось. Необыкновенная мягкость, доброта сказывались во всем.
Не было случая, чтобы Александр Федорович кому-либо из учеников сказал резкость. Он только угрожал, предупреждал: "Смотри, я рассержусь!" Но это никого не пугало: во время сказанной угрозы на ученика смотрели те же добрые глаза...
После работы Гедике прогуливался по садику около Консерватории. Завидев ребят, подзывал их и деланно сердитым голосом бурчал: "Давай руку!" В протянутую руку совал конфету.
Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг.
Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике".