Армения. Легенда бытия. «Армения. Легенда бытия Выставка армения исторический музей

Впервые российской публике представлены уникальные экспонаты из трех ведущих музеев государства в Закавказье. Это более 160 предметов. Охват — от принятия Арменией христианства в IV веке до вхождения в состав Российской Империи.

Вот уж точно - "Легенды бытия". Это статуэтка-идол — Тейшеба. VIII век до нашей эры. По невероятному стечению обстоятельств, эту фигурку бога войны нашли 22 июня 1941-го года. При раскопках древней крепости Кармир-Блур, что под Ереваном. Эти царские доспехи тоже из древней цивилизации - государства Урарту. Кстати, дыры — результат не боя. Они появились, когда рушили храм, где хранились реликвии.

"Шлем дедушки, щит сына и колчан внука. Аргишти Второй и Сардулий и так дальше. Все вещи подписные. На всех клинописью выбито, что вот этот шлем дарован в храм", — показывает Александр Мошинский, куратор выставки "Армения. Легенды бытия", заведующий сектором отдела археологических памятников ГИМ.

А этот кубок из Бронзового века. Подобных в мире всего четыре! Высота 13 сантиметров, как на нём уместилось четыреста рисунков — специалисты до сих пор гадают. Настоящий документ эпохи: здесь и охота, и война, и ритуальные действия, и пиршества и даже избиение пленных.

Без этих священных артефактов невозможно представить историю и культуру армянского народа. Это хачкары, что в дословном переводе означает — каменные кресты! Их начали изготавливать еще в IV веке на месте разрушенных языческих святилищ. В знак победы новой веры. В этот период Армения официально приняла христианство.

А точнее в 301 году. Армения — первая страна, которая приняла эту религию на государственном уровне. Христианство способствовало распространению письменности. История армянской рукописной книги насчитывает 15 столетий. А положил начало этому Месроп Маштоц, создатель алфавита. Вот выцветший пергамен, отрывок из Библии — образец как раз того периода — V век. Из Матенадарана, института древних рукописей.

"Вы знаете, я никогда не видел рукописи 14-12-11 веков в таком количестве и в одном месте! То, что здесь можно увидеть", — удивлен Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея.

Центральный экспонат выставки — святыня христианской церкви, крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца. Его привезли из музеев Святого Эчмиадзина, где, кстати, хранится копьё, которым пронзили Иисуса Христа.

"До геноцида священнослужители смогли спасти не только рукописи, другие церковную утварь, но и эту реликвию тоже", — рассказывает Иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

От эпохи палеолита - времен первобытного общества — до века XIX. Выставку об истории древнего государства у подножия Арарата готовили 2 года. Понадобилось 3 самолёта, чтобы перевезти из Еревана в Москву более полутора сотен уникальных экспонатов из главных сокровищниц Армении. Событие значимое для обоих государств.

"То, что эти уникальные экспонаты здесь — говорит об особом отношении между Арменией и Россией, особом доверии, теплоте и уважении друг другу", — полагает Владимир Мединский, министр культуры Российской Федерации.

"По сути, мы говорим о том, что армянская цивилизация она всегда присутствовала на протяжении всей мировой истории и имела свой неоценимый вклад и самое главное, что все мы являемся наследниками этой великой цивилизации", — считает Асмик Погосян, министр культуры Республики Армения.

Организаторы надеются, впечатления от выставки будут такими же красочными, как цвета этих орнаментов. Ковроделие — ещё одна самобытная и яркая традиция древнего народа, прошедшая сквозь века.

В Государственном историческом музее открылась выставка «Армения. Легенда бытия». Впервые широкой российской аудитории представлены уникальные экспонаты из фондов трёх ведущих музеев республики - Института древних рукописей «Матенадаран», Музея истории и музеев первопрестольного святого Эчмиадзина. Экспозиция позволяет посетителям глубже познакомиться с историей и культурой древнего народа. Открыли выставку министры культуры двух стран.

«Идея этой выставки зародилась буквально два года назад в 2014 году, когда на форум "Музеи России и Армении. Диалог культур" собрались все лидеры - директора ведущих музеев Армении и России», - комментирует министр культуры Республики Армения Асмик Погосян.

После переговоры и приезд богатейшей коллекции артефактов в Россию.

«160 экспонатов нашли своё выставочное пространство здесь, охватывающее весь период - до конца XIX века, развития армянской цивилизации», - рассказывает министр культуры России Владимир Мединский.

Возраст самых ранних экспонатов - 500 тысяч лет. Это орудия труда первобытных людей. Рядом более поздние символы - женского божества плодородия, мужчины-воина. Еще одна эпоха - древнее государство Урарту.

«Здесь представлены уникальные периоды эпохи Урарту. Эта империя построена была на оружии. Причём, самое интересное, если посмотреть на него, то мы сразу вспомним знаменитые кавказские кинжалы, которые до сих пор сохранили уникальную треугольную форму лезвия», - говорит директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Доминантой выставки называют крест с мощами Георгия Победоносца. Создан он был в 1746 году в Западной Армении.

«Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна», - рассказывает иерей Асогик Карапетян, директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина.

Но мастера пытаются вновь овладеть утраченным искусством. Армянский крест с абсолютно одинаковыми гранями. По традиции из центра исходят лучи, и получается лучезарный крест - символ Иисуса Христа.

Если переводить с армянского, в слове «хачкар» совмещены понятия креста и камня, такие памятники - этот создан в 1477 году - берут своё начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

В армянской истории немало печальных страниц. Но самая чудовищная - геноцид 1915 года. Фотографии и документы напоминают о тех страшных событиях, которые живут в памяти армянского народа.

Выставка "Армения. Легенда бытия" в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении: Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа - со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции - охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие - складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.

В числе экспонатов выставки - памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. - II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты - высокохудожественное произведение искусства конца II - начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.

Армения - первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви - крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII-XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры - евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в "Грамматике" армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца - создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства - ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII - XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века - геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.

Одно из имен Армении - Карастан, страна камней. А есть еще вариант - страна говорящих камней. Тут явно имеются ввиду хачкары. Вертикальные каменные плиты с орнаментами и крестом. Их стали устанавливать на месте будущих церквей еще в IV веке, во время укоренения христианства в этом краю. Хачкары в Армении делают до сих пор. Узнать ближе одно из древнейших христианских государств мира, увидеть уникальные артефакты прошлого позволяет выставка "Армения. Легенда бытия", она открылась в Москве, в Государственном историческом музее. Три ведущих музея Армении предоставили редчайшие свои экспонаты.

Специалисты из Матенадарана, Института древних рукописей, доставили в Москву 25 артефактов. Потемневшие от времени библии, молитвословы. Самый ценный экспонат из Музея истории Армении - серебряный кубок XXII века до нашей эры. Таких в мире единицы. Украшен в несколько ярусов - здесь сцены из жизни безымянного царя: вот он на охоте, воюет, пирует, приносит жертву богам.

"Вещь уникальная и крайне информативная. Даже по тому, сколько оружия здесь изображено, можно составлять типологию, потому что все изображено очень четко и видно, какая рукоятка и какой клинок", - рассказывает заведующий сектором отдела археологических памятников Исторического музея Александр Мошинский.

Из Музея истории Армении прибыли и вот эти миниатюрные идолы, мраморная статуя богини Афродиты конца II века до нашей эры. А эти вещи сделаны шестью веками ранее. Шлем, щит и колчан принадлежали царям государства Урарту. И доминанта выставки - крест с мощами Георгия Победоносца из сокровищницы Эчмиадзина. Реликвия 1746 года.

"Очень много ювелиров и мастеров, которые занимались с металлом. И вот один из экземпляров тех мастеров, которые работали в основном в городе Ван. К сожалению, после геноцида все эти мастерские не существуют. Это школа потеряна", - отмечает директор музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина иерей Асогик Карапетян.

О геноциде, самом страшном периоде в истории армянского народа, на выставке рассказывают фотографии и документы тех лет. На них - разрушенные и утерянные навсегда памятники архитектуры и люди, которым повезло выжить. Среди сохранившихся артефактов, которые не встретишь нигде больше - хачкары.

Если переводить с армянского, в слове "хачкар" совмещены понятия креста и камня, такие памятники берут свое начало от монументов, которые в IV веке ставились на месте древних языческих святилищ. Хачкары называют символом национальной культуры Армении.

Это и обереги, и молитва, заключенная в камень. В центре крест, концы которого - обязательно с элементами цветения. По одному из апокрифов, после распятия Христа крест дал побеги и цвел до момента смерти Иисуса. Такой символ грядущего воскресения к жизни вечной называют не иначе как армянским крестом.

Выставка «Армения. Легенда бытия» в Историческом музее на Красной площади впервые представляет широкой российской аудитории более 160 уникальных экспонатов из трех ведущих музеев Армении:

Музея Истории Армении, Музеев Первопрестольного Святого Эчмиадзина и Института древних рукописей Матенадаран имени Месропа Маштоца.

Музей Истории Армении предоставил для экспонирования богатейшую коллекцию артефактов, найденных на территории современной Армении и охватывающих всю историю армянского народа – со времен первобытного общества до конца XIX столетия. Это орудия первобытного человека и предметы, относящиеся к древнеземледельческим культурам эпохи бронзы: ритуальные очаги, зооморфная и антропоморфная глиняная скульптура, миниатюрные статуэтки и астральные символы, расписные сосуды. Все эти памятники свидетельствуют о высочайшем уровне развития ремесел, культуры и религиозных представлений. Особый интерес представляет серебряный кубок из царской гробницы в Карашамбе, найденный при раскопках одного из богатейших курганов бронзового века. Выполненный из тонкого серебряного листа, он сверху донизу опоясан шестью фризами, заполненными чеканными изображениями. Отдельные сцены и композиции – охота, война, ритуальные действия, пиршество, избиение пленных и другие – складываются в развернутый эпический сюжет, имеющий мифологическую основу.
В числе экспонатов выставки – памятники Урарту, могущественного государства древнего мира на территории Армянского нагорья: клинописные надписи, бронзовые статуэтки богов, керамика, предметы вооружения урартских царей с рельефными изображениями всадников и боевых колесниц, священных деревьев, крылатых божеств и драконов-змей с львиными головами.

Эллинистический период в истории Армении на выставке представлен памятниками IV века до н. э. – II века н. э., среди которых мраморная статуя богини Афродиты – высокохудожественное произведение искусства конца II – начала I века до н. э. По мнению исследователей, она принадлежит школе Праксителя или является копией утонченных скульптурных образов Эгейских островов и Малой Азии.
Армения – первая страна, принявшая в 301 году христианство как официальную религию. Особое место на выставке занимают церковные предметы из музеев Святого Эчмиадзина, уникальные по своей художественной и исторической ценности. Поражает своей удивительной выразительностью литургическая утварь, выполненная в технике чеканки, литья и филиграни, украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями и эмалями. Несомненной доминантой выставки станет бесценная святыня христианской церкви – крест 1746 года с мощами Святого Георгия Победоносца.

Символом национальной культуры Армении являются хачкары. Основанные на древних традициях и отличающиеся богатством форм декоративно-архитектурные памятники не встречаются больше ни в одной стране мира. На выставке экспонируется несколько хачкаров XIII–XV веков.

Важную часть экспозиции составляют древние рукописи, представляющие духовное и культурное наследие Армении и хранящиеся ныне в Матенадаране. Все рукописи украшены миниатюрами, которые сами по себе являются высокохудожественными произведениями искусства. Среди памятников армянской письменной культуры – евангелия и библии; лекционарии, гимнарии, а также Синаксарий, на миниатюре которого помещено изображение Святого Григория Просветителя – первого главы Армянской апостольской церкви. На миниатюре в «Грамматике» армянского философа и богослова XVII века Симеона Джугаеци мы видим Месропа Маштоца – создателя армянского алфавита и основоположника армянской литературы и письменности. К V веку, ко времени создания армянского алфавита, восходит фрагмент Второзакония, также представленный на выставке.

Одна из ярких и самобытных страниц армянского декоративно-прикладного искусства – ковроделие, прошедшее многовековой путь развития. Корни его уходят во времена, когда люди начали изображать на окружавших их предметах астральные символы и орнаменты; такие символы вышивались и на тканях. В экспозиции можно увидеть великолепные образцы ковров и женского костюма XVIII – XIX вв. из разных уголков Армении.

Об одном из самых трагичных событий истории XX века – геноциде армян, организованном и осуществленном в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, рассказывают фотографии разрушенных, разграбленных и сожженных архитектурных памятников.

Экспонаты выставки дадут возможность посетителям глубже познакомиться с многовековой историей Армении, с ее многогранной культурной традицией.